Концепция творчества в русской религиозной философии XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Батурина, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 399
Оглавление диссертации кандидат наук Батурина, Ирина Владимировна
Введение................................................................................ 4
Глава 1. Базовая проблематика и основные концепции
современных исследований феномена творчества..........................37
1.1. Базовая проблематика и основные концепции
современных исследований феномена творчества............................ 38
1.2. Концепция «глобальной креативности» как подход к анализу феномена творчества........................................................40
1.3. Феномен творчества в контексте «предметно-деятельностной» парадигмы............................................................................... 51
1.4. Творчество в контексте концепции «человекомирных
отношений»............................................................................... 78
Выводы по Главе 1............................................................... 81
Глава 2. Философский анализ проблемы творчества в истории
русской религиозно-философской мысли XIX в............................84
2.1. Философский анализ феномена творчества в трудах русских религиозных философов: от П.Я. Чаадаева до Ю.Ф. Самарина............ 87
2.2. Философский анализ воззрений на творчество в трудах религиозных мыслителей духовных академий России в XIX в.: от Ф.А. Голубинского до В.Д. Кудрявцева-Платонова................................. 111
2.3. Философский анализ феномена творчества в воззрениях русских
религиозных мыслителей: от Н.В. Гоголя до С.А. Аскольдова........... 124
Выводы по Главе 2.................................................................... 173
Глава 3. Философский анализ проблемы творчества в истории
русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX в.... 175 3.1. Философский анализ феномена творчества в трудах русских религиозных мыслителей: от К.Н. Леонтьева до
Б.П. Вышеславцева.....................................................................
3.2. Философский анализ феномена творчества в трудах русских 221
религиозных мыслителей: от Л.П. Карсавина до А.Ф. Лосева............. 297
Выводы по Главе 3...................................................................
Глава 4. Феномен творчества в исследованиях В.В. Зеньковского: 299 историко-философский и концептуальный аспекты...........................
4.1. Исследование феномена творчества в русской религиозной 300 философии В.В. Зеньковским: историко-философский аспект.................
4.2. Исследование феномена творчества в русской религиозной
философии В.В. Зеньковским: концептуальный аспект....................... 337
Выводы по Главе 4.................................................................. 353
Глава 5. Русская философия творчества как концепция его исследования: итоги и перспективы дальнейшего развития............... 355
5.1. Общие контуры и проблемные доминанты философии творчества в русской религиозно-философской мысли указанного исторического периода................................................................................. 355
5.2. Русская религиозная философия творчества как новая концепция
359
исследования........................................................................... 359
5.3. Философские и теоретико-методологические возможности использования русской религиозной философии творчества как новой
концепции для дальнейшего исследования этого феномена................ 374
Выводы по Главе 5.................................................................... 378
Заключение.............................................................................. 380
Список литературы.................................................................... 383
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Метафизика личности в наследии Ф.М. Достоевского: философско-антропологический аспект2011 год, кандидат философских наук Корнева, Светлана Алексеевна
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Историко-философская традиция в русской философии конца XIX - первой трети XX вв.2004 год, доктор философских наук Ермишин, Олег Тимофеевич
Традиция философии образования в истории русской философии, вторая половина ХIХ - первая половина ХХ вв.2003 год, доктор философских наук Кравцов, Владимир Анатольевич
Проблема оправдания собственности в русской религиозной философии (конец XIX – начало XX вв.)2022 год, кандидат наук Шестовских Наталия Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция творчества в русской религиозной философии XIX - начала XX вв.»
Актуальность темы исследования.
Изучению проблемы творчества посвящались многие философские и научные работы на протяжении всей истории человечества. Нет ни одного крупного философа или ученого, которого бы творчество в той или иной степени не увлекло в качестве важнейшего предмета исследования, - ведь окружающий мир, сам человек, культура и вообще абсолютно всё - именно творение, как высших, метафизических, сил, принципиально непознаваемых, так и собственно человеческих устремлений. В наше время сложнейший феномен творчества пытаются постичь философия и множество различных наук: психология, эвристика, культурология, языкознание, синергетика, информатика, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и др. Бесспорно, что уже получены и широко используются различные результаты современных исследований творчества, и об этом будет сказано в нашей работе достаточно подробно. Обобщенно же нынешнее понимание сути творчества отражено в определении И.А. Бесковой и И.Т. Касавина: «творчество - категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции»1. Но, как будет показано в данной работе, до целостного и глубокого понимания этого феномена еще очень далеко - ведь творчество совсем не только чисто рационально понятое «увеличение многообразия человеческого мира», а важнейший путь приближения человека к непостижимой тайне собственного бытия в метафизическом его понимании - как устремленности твари к Абсолюту. Такой - именно глубинный, а значит философский - ракурс рассмотрения феномена творчества как исследовательской проблемы неизбежно должен преодолеть чисто рационалистические и секулярные подходы к нему, которые, к сожалению, в современных разработках
1 Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. С. 954.
явно преобладают и даже подавляюще господствуют. В этом плане для характеристики нынешнего состояния дел замечательно подходит известное высказывание Гегеля: «Какое это было безотрадное время для истины, когда исчезла всякая метафизика и пользовалась признанием философия, которая вовсе не была философией»2.
Мысль Гегеля нами рассматривается ещё и для того, чтобы сразу же подчеркнуть крайне важный, особенно для историко-философского исследования, конкретно-исторический контекст понимания того или иного феномена, в том числе творчества. Что это значит? Каждая эпоха, каждое время выносит на первый план, на самое острие человеческого понимания именно то, что его больше всего волнует, что больше всего востребовано и желанно. Зададимся подобным вопросом по отношению к нашей исторической эпохе и попытаемся определить этот современный запрос и «злобу дня» для нахождения того исследовательского направления, которое, будучи примененным к целям нашего исследования феномена творчества, помогло бы выбрать именно актуальный - самый взыскуемый - вектор дальнейшего постижения этого феномена.
Подчеркнем, что подлинная актуальность любого исследования, в том числе и нашего, - это соответствие его предмета именно чаяниям исторического времени. Актуальные - это только те научные или философские ответствования на вопросы, которые этим временем действительно уже заданы, уже артикулированы самой эпохой, самим состоянием развития человека и социума, и без этих ответов не будет успешного движения вперед, т.е. за пределы той или иной исторической эпохи.
Подходя именно с таких позиций к определению актуальности и нашего исследования, мы обнаружили, что «злобой дня сегодняшнего» является глубочайший кризис сугубо рационалистического, а значит
антропоцентристского, секулярного, отношения к миру и самому человеку. Фактически этот кризис длится уже очень давно - от учения софистов и
2 Гегель. Лекции по истории философии. - СПб, 1994. Кн.3. С. 490.
особенно от эпохи Возрождения, когда человек был объявлен единственным царем и богом этого мира, когда природа была ему «отдана» в полное хозяйствование: без границ и контроля, как простое вместилище разного рода ресурсов и богатств, которые нужно добыть и использовать. Название этому явлению - антрополатрия: возведение человека в предмет поклонения, идолопоклонство перед человеком3. Теперь эти времена уже заканчиваются, все зримее угрозы «Потопа», а вместе с ними проявляется понимание ложности такого человеческого пути, его тупиковости и катастрофичности, его полной бестолковости и бессмысленности. В настоящее время обнаружен и разносторонне исследуется (в работах В.А. Лекторского, В.А. Кутырева, А.Г. Дугина, П.С. Гуревича, Б.Г. Юдина и др.) феномен деантропологизации, «умирания» человека, суть которого, по П.С. Гуревичу, в том, что человек перестает восприниматься нами как антропологическая данность, а все, о чем писали философы, постепенно теряет всякий смысл.
Именно поэтому в нашу эпоху появляется новая востребованность сакрального, метафизического, религиозного понимания самой сути мира и жизни, необходимость решительного отказа от крайне разрушительного для людей узкого рационализма, доведенного до предела всякого рода позитивизмами, утилитаризмами и т.п. Нужно радикально менять вектор движения и развития, а для этого искать новые или ранее утерянные смыслы, которые во всем будут превышать сегодняшние с их «увеличением многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции». Отметим, что раннее утерянное помогают найти исследования именно историко-философского характера, - отсюда их крайняя актуальность, необходимость, значимость.
Почему именно русская религиозная философия XIX- начала XX вв. так востребована для решения назревших эпохальных проблем современности? Ответ на этот вопрос содержится в самой сущности русской философии, прежде
всего, - философии религиозной: русские философы стремились всегда не просто к открытию нового знания, но к радикальному, в каких-то чертах даже максималистскому, переустройству мира, человека, общества в целом; достаточно в качестве примера такого подхода к философствованию сослаться на известную мысль Ф.М. Достоевского: «спасемся либо все, либо никто». Предельное, глобальное, целостное вопрошание русских религиозных философов и позволило им исследовать онтологические, гносеологические,
антропологические, аксиологические, теологические и иные вопросы и проблемы столь глубоко и метафизически, что именно таковые философские достижения могут стать решающими в переходе от одной исторической эпохи к другой. До этого, конечно, очень далеко - русская религиозная философия, да и вообще любая философия, пока не востребована должным образом, поэтому одна из задач данного исследования - помочь состояться чуду целительной встречи, с одной стороны, человечества, отягощенного своими пороками и язвами и, с другой стороны, русских религиозных философов как мудрых проводников и наставников, которые в состоянии вывести из удушающей беспросветности сегодняшнего дня.
При этом необходимо помнить, что наукоцентризм - это тоже один из главных пороков нашей культуры, застывшей в «фальшивой нормализации мира» (Ю.Кристева). Полная и безусловная надежда на возможности только одной науки, причем исключительно технократической, тщетна: наука сама порождает неполное, искаженное понимание соизмерения человека и бытия, уводит от необходимости поиска главного - смысла самой человеческой жизни. Недаром Гегель ввел понятие «несчастного сознания», для которого характерна разделённость гармонии и хаоса, поверхностного и глубинного, временного и вечного. Заметим, что такая раздвоенность «несчастного сознания» - во многом следствие противостояния науки и религии, которым, как обосновывается в русской религиозной философии, вовсе не должно друг с другом враждовать, а, наоборот, следует вместе искать непротиворечивое и всегда до конца не постижимое первоединство бытия.
При констатации основной проблемы современности необходимо помнить слова известного французского философа Ж.-Ф. Лиотара, по мнению которого, в мире в настоящее время произошла вселенская реабилитация посредственности. И в нынешних реалиях востребована именно посредственность - без творчества, без таланта, без вдохновения, без движения к абсолютным целям, ограниченная лишь достижением своей сытости и довольства в пределах «мира сего». В мире царит человеческое, слишком человеческое, в центре внимания - индивидуальное, эгоистическое, меркантильное, сугубо относительное и временное; вечное и абсолютное, подлинное и высокое пока «на обочине» сегодняшнего развития «человека внешнего», самоцентричного, рационального. В этом и суть современного западного, точнее американского, варианта глобализации - попытки управления миром через «искушение хлебами», причем хлебами совершенно разными для разных стран и народов: кому каравай и калач, а кому - заплесневелую корку.
Очевидно, что из этого тупикового и, в конечном счете, катастрофического состояния можно выйти, лишь когда творчество в его подлинном разнообразии и сложности станет началом настоящей борьбы за восстановление целостного -«внутреннего» - человека, за утверждение в мире подлинных ценностей и смыслов. Именно истинное творчество - главная возможность и сохраняющаяся надежда вернуть миру, обществу, культуре давно утраченную подлинность, гармонию, сложность и красоту вместо нынешнего господства примитивности и пошлости, разрушающих все и вся в непрерывной череде кризисов. Именно поэтому выдающийся отечественный исследователь человеческого мозга Н.П. Бехтерева подчеркивает, что «творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете»4.
Но для утверждения подлинного творчества нужно такое же подлинное его понимание, которого пока совершенно нет, ибо современное осмысление феномена творчества - очевидный продукт еще нынешней, рационалистической
4 Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М. - СПб. 2007. С. 189.
и антропоцентистской, его трактовки, трактовки ныне господствующей исторической эпохи «вселенской реабилитации посредственности».
Что здесь следует подчеркнуть в первую очередь? То, что творчеством может быть не любая, а только та деятельность, которая устремлена к абсолютным ценностям и целям, к абсолютному благу; рационалистический формализм преодолевается устремленностью человека к совершенной и вечной жизни, к Истине путем богоподобной (аскетической) любви, что является религиозным началом. Искание вечного, совершенного выступает началом метафизическим. И наоборот: греховность человеческих поступков онтологически проявляется через противление Истине, даруемой нам Богом в законе вечной любви, в преодолении людьми своего отчужденного друг от друга и от Бога существования. Итак, нами получен крайне важный результат исследования: выходит, что направление феномена творчества как особой активности человека в этом мире - от эвдемонии как любви к себе к созерцанию и служению как любви к Абсолюту; все мировые религии стремились во все времена включить людей именно в это «духовное делание», а следовательно, в подлинно понимаемое творчество. Парадоксально, но все же истинно, что для приобщения человека к подлинному творчеству усилия религии превышают усилия рационализма, а значит науки. Отсюда легко придти и к выводу: науке постичь подлинную сущность творчества мешает отсутствие целостности, от которой она отказалась в противостоянии с религией, что нашло свое самое яркое выражение в секуляризации мира и человека. Этот вывод также может быть отнесен к нетривиальным результатам нашего исследования.
Таким образом, актуальность исследования феномена творчества нами не просто доказана, а именно она и определяет одну из коренных сторон смены исторических эпох: от времени «вселенской реабилитации посредственности» к веку «вселенского осознания смысла творчества», от эпохи господства «человека внешнего» - к новому времени, в котором сначала произойдет восстановление «человека внутреннего». Что разделяет эти собирательные характеристики -«внешнего» и «внутреннего» - в человеке? Как раз именно творчество - то
самое начало, которое побуждает человека не опускаться, а подниматься, не двигаться лишь к суетному и временному - и потому к ложному, а устремиться к вечному, совершенному, целостному - и потому к истинному. Первоначальный критерий подлинного творчества в нашем авторском его понимании уже появился: от научного рационализма в трактовке сути этого феномена необходимо двигаться к глубинному его раскрытию - не только через науку, но и через философию, метафизику, религию.
К сути творчества может прикоснуться только философия, являющаяся определенным родом герменевтической деятельности, приумножающей смыслы5. Тогда направление данного исследования очевидно: это ответ на вопросы о роли и значении творчества, о его общих и особенных чертах, о его онтологии, гносеологии, аксиологии, антропологии, теологии и т.д., причем в концептуальном единстве и целостности всех этих сущностных начал. Обозначенные здесь актуальные и необходимые направления не только исследуются в нашей диссертационной работе, но и находят свое конкретное и обоснованное решение:
• именно историко-философское, поскольку для подлинного движения в новую историческую эпоху нужно во многом вернуться назад - к великим по своему масштабу достижениям русской религиозной философии, в том числе в области творчества;
• именно диссертационное, поскольку необходимо новое постижение сущности творчества, соответствующее исканиям нашего времени, но одновременно преодолевающее его тщету и бесплодность, вырастающее не из «ничто», а из неисчерпаемого богатства по-новому прочитанных и осмысленных текстов.
Степень разработанности проблемы.
Как уже было отмечено, проблема творчества в скрытом или явном виде постоянно присутствовала у философов в качестве одного из важнейших предметов исследования. В философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура,
5 Русская философия. Энциклопедия. Под ред. М.А. Маслина. М., 2007. С. 341.
Плотина, Августина, Ф. Аквинского, Р. Декарта, Дж. Бруно, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Т. Гоббса, Д. Беркли, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Новалиса, Г.В. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона, Г. Г. Гадамера, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Мерло-Понти, Г. Риккерта, Т. Адорно, Ж. Делеза, М. Фуко, Ф. Гваттари, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды и др. содержится огромное разнообразие идей, теоретических построений, философских интуиций о природе и сущности творчества.
Из отечественных мыслителей, внесших существенный вклад в решение этой проблемы, необходимо отметить Аксакова И.С., Аксакова К.С., Андрея Белого (Бугаева Б.Н.), Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Брюсова В.Я., Булгакова С.Н., Вышеславцева Б.П., Гоголя Н.В., Голубинского Ф.А., Достоевского Ф.М., Зеньковского В.В., Ильина И.А., Карсавина Л.П., Киреевского И.В., Кудрявцева-Платонова В.Д., Лапшина И.И., Леонтьева К.Н., Лосева А.Ф., Лосского Н.О., Менделеева Д.И., Мережковского Д.С., Михневича И.Г., Муравьева В.Н., Несмелова В.И., Платона, митрополита Московского (Левшина П.Е.), Потебни
A.А., Рериха Н.К., Розанова В.В., Самарина Ю.Ф., Сковороду Г.С., Соловьева
B.C., Толстого Л.Н., Трубецкого С.Н., Успенского П.Д., Федорова Н.Ф., Флоренского П.А., Флоровского Г.В., Франка С.Л., Циолковского К.Э., Чаадаева П.Я., Шестова Л. (Шварцмана Л.И.), Шпета Г.Г., Шлира А.А., Энгельмейера П.К., Эрна В.Ф., Юркевича П.Д. и многих др. В данных исследованиях содержится множество важных результатов, выводов, прозрений, догадок, образов, позволяющих увидеть феномен творчества с разных сторон и во всей его фундаментальной сложности; основные из результатов будут представлены и проанализированы в нашей работе.
Из современных авторов, исследовавших феномен творчества, необходимо отметить Е.В. Алёхину, В.Ф. Асмуса, А.С Ахиезера, В.У. Бабушкина, Г.С. Батищева, В.К. Батурина, В.В. Бибихина , B.C. Библера, А.С. Богомолова, В.П. Визгина, П.П. Гайденко, B. Д. Губина, М.В. Желнова, Э.В. Ильенкова, П.В. Калитина, З.А. Каменского, Ф.Х. Кесседи, В.А. Коваленко, О. А. Кривцуна, М.А.
Кузнецову, В.И. Купцова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, Н.В. Мотрошилову, И.С. Нарского, А.Л. Никифорова, Б.В. Новикова, Т.И. Ойзермана, В.Н. Поруса, П.А. Рачкова, В.П. Рожина, В.Н. Сагатовского, В.И. Самохвалову, В.В. Соколова, Н.П. Французову, В.С. Швырева, В.А. Яковлева и др.
Так, например, методологические и теоретические аспекты феномена творчества исследуются в работах Ф.Е. Ажимова, Г.С.Батищева, И.А. Бесковой,
B.С. Библера, Д.Б. Богоявленской, С.В. Ваймана, С.С. Гольдентрихта, В.А. Елисеева, Е.Н. Князевой, В.А. Коваленко, А.М. Коршунова, Л.С. Коршуновой, А.Н. Лук, М.К. Мамардашвили, Л.А. Микешиной, А. Михайловой, В.В. Налимова, Е.А. Никитиной, Н.С. Оботуровой, В.М. Петрова, Д.Д. Пронкина и
C.В. Пронкиной, В.М. Розина, С.С. Рочева, С.Н. Семенова, В.П. Толстого и Д.О. Швидковского, Ю.А. Урманцева, Н.П. Французовой, В.С. Хазиева, Д.Б. Чернышова, Г.П. Щедровицкого и др.; духовные основания творчества - в трудах Е.В. Алёхиной, Ю. Бохеньского, Н.К. Бородиной, Л.Г. Бузуновой, Б.С. Галимова, А.В. Лукьянова, В.В. Налимова, Н.А. Некрасовой, В.С. Овчинникова, К.М. Ольховикова, В.Н. Финогентова, С.В. Хомутцова и др.; проблемам научного и технического творчества посвящены исследования Г.С. Альтшуллера, Ф.И. Гиренка, В.Я. Головных, Б.Т. Григорьян, Б.М. Кедрова, Г.Г. Кириленко, Е.Н. Князевой, А.С. Майданова, С.В. Макеева, Е.В. Шевцова, К.С. Пигрова и Л.В. Яценко, В.П. Филатова, Л.А. Ширяева, Д.М. Щелкунова и др.; проблематика художественного творчества представлена в работах Д.А. Бабушкиной, В.В. Бычкова, Ю.Б. Борева, И.А. Бродского, С.В. Ваймана, Т.П. Григорьевой, М.С. Кагана, В.В. Калмыковой, С.А. Лишаева, О.Э. Мандельштама, А.А. Оганова, Столетова А.И., В.П.Шестакова, М.Н. Эпштейна и др.
Среди многочисленных диссертационных исследований по философии, защищенных в последние годы, в которых в той или иной мере затронута проблематика творчества, необходимо отметить труды Е.В.Алехиной6, И.А.
6 Алёхина Е. В. Концепция смысла жизни в русской религиозной философии
(конец XIX- первая половина ХХ века) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2011.
7 Я 0 1П
Беляева, О.В. Ивановской , М.А. Кузнецовой , Н.С. Оботуровой , А.И.
11 12 Столетова , С.В. Хомутцова и др.
Крайне важными источниками для нашего исследования были работы по
истории русской философии П.В. Алексеева, С.С. Бычкова, П.П. Гайденко,
М.Н. Громова, Л.А. Деминой, А.В. Деникина, В.Е. Доли, И.И. Евлампиева,
Б.В. Емельянова, О.Т. Ермишина, А.Ф. Замалеева, В.К. Кантора, А.П. Козырева,
Л.Ф. Копосова, В.Л. Курабцева, М.А. Маслина, Н.В. Мотрошиловой, А.Т.
Павлова, В.Я. Пащенко, В.Н. Поруса, В.Ф. Пустарнакова, И.И. Семаевой, В.В.
Сербиненко, А.К. Судакова, С.С. Хоружего, И.В. Цвык, Т.Г. Щедриной и др.
Особо следует подчеркнуть вклад в развитие истории русской философии
авторского коллектива под руководством М.А. Маслина, выпустившего целый ряд
13
фундаментальных трудов историко-философской направленности .
Большую помощь в решении методологических проблем исследования истории русской философии конца XIX - начала XX вв. оказала монография Т.Г. Щедриной14, в которой представлен анализ различных рукописей указанного исторического периода, причем не только законченных текстов, но и черновиков, планов, конспектов, через содержание которых зримо видна работа живой философской мысли, просвечивается сам процесс творчества в поиске философских решений, а, в конечном итоге, - в обретении жизненно важных смыслов бытия.
7 Беляев И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Челябинск, 2012.
8 Ивановская О.В. Вера как феномен культуры // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Волгоград, 2012.
9 Кузнецова М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Волгоград, 2010.
10 Оботурова Н.С. Идея в структуре познания и деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2011.
11 Столетов А.И. Онтология художественного творчества // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Уфа, 2009.
12 Хомутцов С.В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Барнаул, 2009.
13 Маслин М.А. и др. История русской философии. Учебник для студентов вузов.- М., 2001, 2007.; Русская философия/Энциклопедический словарь. - М., 1995,1999; Русская идея. - М., 1992 и др.
14Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. - М.: Росс. полит. энцикл., 2008.
В процессе работы над диссертацией использованы различные электронные ресурсы: фонды сервера «Русское православие»15, материалы информационной системы «Фундаментальная электронная библиотека: русский язык и фольклор»16, ресурсы информационно-энциклопедического проекта
17 18
«Рубрикон» , возможности портала «Лекции русских историков» , ресурсы
информационно-поисковой системы «Философская библиотека средневековья»19,
20
материалы сайта «Gumilevica: гипотезы, теории и мировоззрения» и др.
Нашими собственными усилиями также внесен посильный вклад в развитие
истории русской философии: в процессе написания данной работы исследованы
21
и использованы архивные материалы по русской философии XIX и XX вв. . Нами впервые переведены с немецкого на русский язык и опубликованы в научных
22 23
журналах важные работы русских философов - И.А. Ильина , С.Л. Франка , а
24
также работы Адольфа Фризе , которые имеют определенное значение для достижения целей данного исследования. Нами также проводится работа по распространению духовных и интеллектуальных богатств русской философии через постоянную публикацию научных статей о великих русских мыслителях на
25
портале «Русский бастион» .
Ценными для данного исследования явились труды известных российских религиоведов: Е.И. Арининой, В.В. Болотова, Я.В. Бондаревой, О.Ю. Васильевой, А. Н. Красникова, А. М. Кырлежева, А.П. Лебедева, Л. Н.
15 http://www.ortho-rus.ru/
16 HTTP://FEB -WEB .RU/
17 HTTP://WWW.RUBRICON.COM/QE.ASP?QTYPE=7&ID=0&SRUBR=3835
18 http://lants.tellur.ru/history/klassics.htm
19 HTTP://ANTOLOGY.RCHGI.SPB .RU/
20 http://gumilevica.kulichki.net/
21 Смесь философская. Сборник сочинений по философии. 30-е гг. XIX в. // Собрание древних книг МДА. ОР РГБ.173/ IV. №143.; Введенский А.И. Лекции по метафизике. 1899. Рукопись //Архив МДА. ОР РГБ. 172.152.10.; Материалы к лекциям по философии. 1 пол. XIX в. // Архив МДА. ОР РГБ 172.464.3.; Метафизика. Лекции // Архив МДА. ОР РГБ 173. IV. №203. и др.
22 Кулешова И.В. Сущность и особенность русской культуры. Часть 1. Перевод с нем. языка фрагмента книги И. А. Ильина. «Пространство и время» №1, М., 2010. С. 197-204; Сущность и особенность русской культуры. Часть 2. Перевод с нем. языка фрагмента книги И. А. Ильина. «Пространство и время» №2, 2010. С.222-226.
23 Кулешова И.В. Перевод с нем. на русский яз. работы С.Л. Франка «Русская духовная культура в её отношении к немецкой». - «Эволюция» №2 [9]. - М., 2010. С.103-109.
24 Неприличное и болезненное в искусстве. Предисловие Адольфа Фризе к изданию сочинений Роберта Музиля.
Перевод с нем. языка на русский. «Эволюция» №2 [9]. М., 2010. С. 109-113.
25
tower-libertas.ru
Митрохина, М. П. Мчедлова, Д.В. Пивоварова, В. К. Шохина, Ф. Г. Овсиенко, В.Н. Топорова, И. Н. Яблокова, М. О. Шахова и др.
Каковы же главные концептуальные итоги исследований феномена творчества в современной науке и философии? Как уже было сказано, в различных исследованиях феномена творчества получены значимые результаты, которые нам впервые удалось обобщить и систематизировать в форме трех главных современных концепций понимания творчества:
1. «глобальной креативности»;
2. «предметно-деятельностного» подхода;
3. «человекомирных отношений».
Их принципиально важное содержание отражено ниже: кратко - во введении и подробно - в первой главе данной работы. Следует сразу же отметить, что проведенный нами философский анализ этих исследовательских подходов к изучению творчества привел к обнаружению весьма парадоксального, даже вопиющего факта: в арсенале самых разных современных научных и философских разработок совсем не используются и не учитываются колоссальные по своей глубине и значимости результаты исследований проблемы творчества русскими религиозными философами XIX- начала XX вв. На наш взгляд, такое положение дел совершенно недопустимо, поскольку именно в трудах отечественных религиозных мыслителей содержится огромное количество научных, философских, теологических и иных открытий и интуиций, которые напрямую касаются всей проблематики феномена творчества и, как впервые обосновывается в нашей работе, в совокупности составляют особую -целостную и единую - концепцию, которую с полным основанием можно назвать ни с чем не сравнимой русской философией творчества; ее и следует именовать новой - четвёртой (по отношению к выше обозначенным трем имеющимся) -концепцией сущности феномена творчества. Поэтому одна из центральных задач данной историко-философской работы состоит в том, чтобы и выдающиеся открытия, и сам процесс исканий русских религиозных мыслителей в такой
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов2005 год, кандидат философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева2008 год, кандидат философских наук Владимирова, Тамара Константиновна
Онтологические и аксиологические концепты в творчестве Н.С. Гумилева2019 год, кандидат наук Пушкарёва Светлана Викторовна
Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века2008 год, доктор философских наук Антонов, Константин Михайлович
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Батурина, Ирина Владимировна, 2017 год
Список литературы
Первоисточники
1. Аскольдов С.А. Мысль и действительность. - СПб., 1914. - 387 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.- 504 с.
3. Белый А. Кризис культуры //Символизм как миропонимание. - М., 1994. -528 с.
4. Бердников И. Краткий очерк учебной и научной деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования. - Казань, 1892. - 115 с.
5. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. - СПб., 1910. - 314 с.
6. Бердяев Н.А. О русской философии. В 2 ч. - Свердловск, 1991. - Ч.1- 269 с. Ч.2. - 240 с.
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - 608 с.
8. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. -М., 1994. - Т.1. - 542 с. Т.2. - 509 с.
9. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991. - 336 с.
10. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - 383 с.
11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. - Париж: YMCA-Press, s.d. [1939]. - 224 с.
12. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого. - М.: ACT, 2003. - 620 с.
13. Бровкович А.И. (арх. Никанор) Позитивная философия и сверхчувственное бытие: В 3 т. - СПб. 1875-1888.- Т.1 - 461 с. Т.2 - 401 с. Т.3. - 142 с.
14. 13. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. - СПб., 1903. - 376 с.
15. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 1994. - 416 с.
16. Булгаков С.Н. Русская трагедия //Тихие думы (Из статей 1911-1915 гг.). -М.,1996. - 508 с.
17. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1999. - 412 с.
18. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина// «Тихие думы». - М., 1996. - 508 с.
19. Булгаков С.Н. Софиология смерти// Этика, культура, софиология. Статьи и очерки разных лет. // «Тихие думы». - М., 1996. - 508 с.
20. Булгаков С.Н. Тоска. На выставке А.С. Голубкиной.// Тихие думы. - М., 1996. - 508 с.
21. Булгаков С.Н. Труп красоты. По поводу картин Пикассо // «Тихие думы». -М., 1996. - 508 с.
22. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. - М.: Наука, 1997. Т.1 - 336 с. Т.2 - 826 с.
23. Введенский А.И. Судьбы философии в России. - М., 1898. - 43 с.
24. Введенский А.И. Лекции по метафизике. 1899. Рукопись //Архив МДА. ОР РГБ. 172.152.10.
25. Введенский А.И. Лекции по истории новой философии. - СПб., 1896.
- 204 с.
26. Волошин М.А. Лики творчества. - Л., 1988. - 848 с.
27. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М., 1994. - 368 с.
28. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М., 1994. - 368 с.
29. Вышеславцев Б.П.Проблемы религиозного сознания. - Берлин, 1924. -372 с.
30. Вышеславцев Б.П. Zwei Wege der Erloesung//Eranos-Jahrbuch. - Zurich,1937. - 92 с.
31. Вяч. Иванов. Мысли о символизме // Джимбинов С.Б. (сост.) Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000. - 610 с.
32. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 8 тт. - М., 1984. - 3040 с.
33. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 9 томах. - М.,1994. - 3472 с.
34. Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. I-IV. Ч. 1-5. - Киев, 1857-1873. -2863 с.
35. Голубинский Ф.А. Лекции по философии. Вып. I-IV. - М., 1884.- 559 с.
36. Голубинский Ф.А. Премудрость и Благость Божия в судьбах мира и человека: о конечных причинах. - СПб., 1885. - 320 с.
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Голубинский Ф.А. Умозрительная психология. - М., 1871. - 144 с. Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 2001. - 880 с. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. — Киев, 1914. -443 с.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1996. - 260 с.
Зеньковский В.В. Преодоление платонизма и проблема софийности мира // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Л. Толстой как мыслитель (К диалектике его идейных исканий) // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с. Зеньковский В.В. Проблема творчества (по поводу книги Н.А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека») // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. По поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с. Зеньковский В.В. Б.П. Вышеславцев как философ// Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Б.П. О значении воображения в духовной жизни. (По поводу книги Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса»)// Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Зло в человеке // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.2. - М., 2008. - 528 с.
Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Зеньковский В.В. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М., 2008. - 448 с. Зеньковский В.В. Философские мотивы русской поэзии // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Памяти А.С. Пушкина // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1.
- М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Памяти Л.И. Шестова // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1.
- М., 2008. - 448 с.
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
Зеньковский В.В. Миросозерцание И.С. Тургенева // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Эстетические воззрения Вл. Соловьева // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Идея всеединства в философии Владимира Соловьева // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Преодоление платонизма и проблема софийности мира // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.1. - М., 2008. - 448 с.
Зеньковский В.В. Основы христианской философии // Зеньковский В.В. Собр. соч. Т.4. - М., 2008. - 536 с.
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. -М., 1918. Т. 1. - 300 с.
Ильин И.А. Религиозный смысл философии. - Париж, 1925. - 285 с.
Ильин И.А. Кризис безбожия. - М., 1996. - 109 с.
Ильин И.А. Основы христианской культуры. - М., 1996. - 56 с.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М., «Русская книга», 2002. -
637 с.
Карсавин Л.П. Философия истории. - Берлин, 1923. - 173 с. Карсавин Л.П. О началах. - Берлин, 1925. - 96 с. Карсавин Л.П. КоСев Ре1горо1йапае. - Петербург, 1922. - 207 с. Карсавин Л.П. Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства. / / Малые сочинения. - СПб.,1994. - 532 с.
Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. - М., 1992. - 413 с. Карпов В.Н. Введение в философию. - СПб., 1840. - 148 с. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в 2 тт. - М., 1910-1911. - Т.1 - 295 с. Т.2. - 296 с.
Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. - М., 1989. - 719 с. Козлов А.А. Свое слово. Т. 1-4. - СПб. 1888 - 1898. -Т.1. - 151 с. Т.2 - 165 с. Т.3 - 160 с. Т.4 - 171 с.
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. - Сергиев-Посад, 1892-94 гг. Т. 1-111. Вып. 1-3. - 3395 с.
Леонтьев К.Н. О романах графа Л.Н. Толстого. Анализ, стиль, веяние. - М., 1911. - 152 с.
Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. Ф.М. Достоевский и Лев Толстой (по поводу речи Достоевского на празднике Пушкина и повести гр. Толстого «Чем люди живы? - М.: Тип. Е.И. Погодиной, 1882. - 68 с. Собраше сочиненш К. Леонтьева. — М.: Издаше В. - М. Саблина, 1912— 1913. - 4353 с.
Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). - М., 1996. - Т.1 - 323 с. Т.2 -427 с.
Лосев А.Ф. Философия имени. - М., 1927. - 1024 с.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. - 656 с.
Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. - М., 1998. - 416 с. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995. - 400 с.
Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.- 432 с.
Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви //Мистическое богословие. - Киев. «Путь к истине», 1991. - 117 с. Лосский Вл. Спор о Софии. Статьи разных лет. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. - 196 с.
Малышевский И. Историческая записка о состоянии Академии (Киевской) в минувшие 50 лет. - Киев. 1869. - 77 с.
Материалы к лекциям по философии. 1 пол. XIX в. // Архив МДА. ОР РГБ 172.464.3.
Метафизика. Лекции // Архив МДА. ОР РГБ 173. IV. №203.
Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. - Казань, 1913. -
147 с.
88. Несмелов В.И. Наука о человеке // Русская религиозная антропология. Т. III. - М., 1997. - 1552 с.
89. Несмелов В.И. Соч. в пяти томах. - СПб. 1905. - 3048 с.
90. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - Берлин, 1921. - 638 с.
91. Никанор (Бровкович А.П.), епископ. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. - СПб., 1875-1888. - 900 с.
92. Пирогов Н.И. Соч. в 2т. - Киев. 1910. - Т.1 - 966 с. Т.2 - 682 с.
93. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1-2. -М., 1992. - Т.1 - 578 с.Т.2 - 697 с.
94. Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии. - Пб., 1920. - 98 с.
95. Самарин Ю.Ф. Собр. соч. в 5 т. - М., 2011-2014. - 3437 с.
96. Священник Павел Флоренский. Философия культа. - М., 2004. - 685 с.
97. Священник Павел Флоренский. Соч.: в 4 т. - М., 1994-1998. - 2919 с.
98. Сербиненко В.В. Вл. Соловьев. - М., 2000. - 240 с.
99. Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. - СПб., 1833. - 398 с.
100. Смесь философская Сборник сочинений по философии. 30-е гг. XIX в. // Собрание древних книг МДА. ОР РГБ.173/ IV. №143.
101. Смирнов С.К. Историческая записка о МДА по случаю празднования ее 50-летия. - М., 1864.- 38 с.
102. Соловьев В.С. Соч. в 10 т., 2 изд., - СПб. 1911-1913. - 5128 с.
103. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. - М., 1988. Т.1- 89 с. Т.2 - 822 с.
104. Струве П.Б. К характеристике нашего философского развития // Проблемы идеализма. Сб. ст. под ред. П.И. Новгородцева. - М., 1902. - 521 с.
105. Струве П.Б. РаМойка: политика, культура, религия. - СПб., 1911. - 625 с.
106. Тареев М.М. Основы христианства (в 4 тт.). - Сергиев Посад, 1908. - Т.1 -368 с. Т.2 - 367 с. Т.3 - 319 с. Т.4 - 423 с.
107. Тареев М.М. Философия жизни (1891-1916). - Сергиев Посад, 1916. - 302 с.
108. Титов Ф. Императорская Киевская духовная академия в ея трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). - Киев, 1915. - 688 с.
109. Толстой Л.Н. Отпадение мое от веры (из книги «Исповедь») //Лев Толстой. Русский мир. - М., 2012. - 320 с.
110. Толстой Л.Н. Разорвать цепи обмана (из кн. «В чем моя вера?»). // Лев Толстой. Русский мир. - М., 2012. - 320 с.
111. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 тт. - М., 1978 - 1985. - 10737 с.
112. Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. - М., 1917. -337 с.
113. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1918. - 232 с.
114. Трубецкой Е.Н. Два зверя (Статьи 1906-1919 годов). - М., 1994. - 225 с.
115. Трубецкой Е.Н. Этюды по русской иконописи. - Ростов-на-Дону, 1998. -152 с.
116. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. - Ростов-на-Дону, 1998. - 510 с.
117. Трубецкой С.Н. Собрание сочинений. - М., тт. 1-6. 1906-1912. - 3087 с.
118. Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений/ Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. - Л., 1988. - 448 с.
119. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства: Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим// Федоров Н.Ф. Собр. соч. в 4 т. Т.1. -М., 2006. - 308 с.
120. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. - Верный, Москва. 19061913. - 1238 с.
121. Феофан (п.С.) Авсенев. Из записок о психологии // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии. - Киев, 1869. Вып. 3. -833 с.
122. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М.: Правда,1990, в 2-х кн. Т.1- 839 с. Т.2 - 447 с.
123. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм//Богословские труды. 1983. Сб. 24. - 340 с.
124. Флоренский П.А. Иконостас. Имена/ Иконостас. - М.: АСТ, 2009.
- 318 с.
125. Франк С.Л. Предмет знания. // Вопросы философии и психологии. Кн. 132133. - М. 1916. - 200 с.
126. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. - Петроград, 1922. - 98 с.
127. Франк С.Л. Непостижимое. - Париж, 1939. - 326 с.
128. Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990. - 608 с.
129. Франк С.Л. Свет во тьме. - Париж, 1949. -402 с.
130. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - М., 2011. - 224 с.
131. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). - М., 1995. -156 с.
132. Шестов Л. О Гуссерле. Русские записки. 1939. №1. - 116 с.
133. Шестов Л. Сочинения в двух томах. - М., 1993. - Т.1 - 668 с. Т.2 - 560 с.
134. Шестов Л. На весах Иова. - Париж, 1929. - 375 с.
135. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений в 8-ми тт. - М., 1886-1906. -4062 с.
136. Хомяков А.С. Соч. в 2 т. - М., 1900. - Т.1 - 591 с. Т.2 - 479 с.
137. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма. В 2-х тт. - М., 1914. - Т.1 - 440 с. Т.2 -342 с.
138. Чаадаев П.Я. 8-е письмо. - «Литературное наследство» (ХХП-ХХ^). - М., 1935. - 800 с.
139. Юркевич П.Д. Философские произведения. - М., 1990. - 468 с. Другие работы
140. Абрамов А.И. Голубинский. Гогоцкий. Карпов. Новицкий и др. ст. //Русская философия. Энциклопедия. Под общей ред. М.А. Маслина. -М., 2007. -736 с.
141. Абрамов А.И. Философия в духовных академиях // История русской философии. Под ред. М.А. Маслина. - М., 2001. - 639 с.
142. Адорно Т. Эстетическая теория. - М., 2001. - 527 с.
143. Аквинский Фома. Сумма теологии, Часть I. Вопросы 1-43 / Пер. с лат. С. Еремеев и А. Юдина. - Киев: Ника-центр Эльга; М.: Элькор-МК, 2002. -560 с.
144. Акулинин В.М. Философия всеединства. От В.С Соловьева к П.А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990. - 161 с.
145. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М., 2003. - 608 с.
146. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа, 1991. - 384 с.
147. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М., 1999. - 944 с.
148. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности: избр. труды по методологии и истории физики. - М., 1995. - 528 с.
149. Алёхина Е. В. Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX- первая половина ХХ века) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2011. - 48 с.
150. Античные философы: свидетельства, фрагменты и тексты. - Киев, 1995. -313 с.
151. Антология русской философии: В 3 т. - СПб.: Сенсор, 2000. Т.1 - 542 с. Т.2 - 575 с. Т.З - 639 с.
152. Антонов K.M. Философия религии в русской метафизике XIX-начала
XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 360 с.
152. Аристотель Сочинения в 4. т. M, 1990. - 2676 с.
153. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999. - 400 с.
154. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2 т. - М., 1969. - Т.1 - 410 с. Т. 2 - 442 с.
155. Бабушкин В.У. О природе философского знания. - М., 1978. - 208 с.
156. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М., 1969. - 430 с.
157. Батурина И.В. Феномен творчества в истории русской религиозно-философской мысли XIX- начала XX вв. - М., 2016. - 191 с.
158. Батурина И.В. Подлинная философия творчества: от современности к русской религиозной мысли XIX- начала XX вв. - М., 2017. - 134 с.
159. Батурин В.К. Философская теория человеческой деятельности. - М.: «Сервис-2000», 2010. - 214 с.
160. Батурин В.К. Философия науки как предмет исследования. Новая философия науки. - Владивосток, 2006. - 358 с.
161. Батурин В.К. Философия. Учебник для магистров. - М., 2016. - 511 с.
162. Бергсон А. Творческая эволюция. — М., 2006. - 384 с.
163. Бернар Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.- 735 с.
164. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. - М., 1990. - 320 с.
165. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М. - СПб. 2007. - 400 с.
166. Благова Т.И., Емельянов Б.В. Философия Достоевского: три интерпретации: (Л.Шестов, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев). Урал. гос. ун-т, 2003. - 350 с.
167. Бондарева Я.В. Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2011. - 50 с.
168. Бубер М. Проблема человека. - М., 1992. - 464 с.
169. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. - М., 1994. - 304 с.
170. Буш Г.Я. Диалектика и творчество. - Рига, 1985. - 318 с.
171. Бэкон Ф. Соч. в 2 т. - М.: Наука, 1977. - 720 с.
172. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. - М., 2003 -206 с.
173. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - М., 1999. - 480 с.
174. Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. Репринтное издание 1909 г. - М. 1990. - 216 с.
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
Витгенштейн Л. Философские работы.- М.: Наука, 1994. - 612 с. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. - М., 2006. - 544 с. Владимиров Ю.В. Метафизика. - М., 2002. - 550 с.
Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 424 с.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых
научных программ. - М., 1980. - 568 с.
Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М., 2001. - 472 с.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. - М., 1997. - 495 с. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. - Л., 1988. - 744 с.
Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: Типологический аспект.- М.:ТИД «Русское слово», 2003. - 320 с. Гегель. Лекции по истории философии. - СПб, 1994. Кн.3. - 582 с. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — М.: Мысль, 1974— 1977. - Т.1 - 452 с. Т.2 - 695 с. Т.3 - 471 с.
Гибсон Дж. Экологическая теория зрительного восприятия. - М., 1988. -464 с.
Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М., 1990. - 461 с.
Глаголев С.С. Протоиерей Ф.А. Голубинский. Его жизнь и деятельность. -М., 1898. - 46 с.
Гулыга A.B. Русская идея и её творцы. - М.: Соратник, 1995. - 310 с. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философии Текст. / Э. Гуссерль // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры. - М.: Юрист, 1994. - 703 с.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - СПб., 1998. - 288 с.
193. Дёмина Л.В. Парадигмы смысла: логико-гносеологический анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2006. - 60 с.
194. Деникин А.В. Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2000. - 39 с.
195. Деррида Ж. Позиции. - Киев, 1996. - 192 с.
196. Домников С.Д. Мать - Земля и Царь - Город. Россия как традиционное общество. - М.: Алетейа, 2002. - 672 с.
197. Дышлевый П.С. Научная картина мира как предмет философского исследования // Научная картина мира как компонент современного мировоззрения. - М., Обнинск, 1983. - 296 с.
198. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX- первой половины ХХ века. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - 320 с.
199. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье.- М.: МГУ, 1989. - 188 с.
200. Дьюи Дж. Философские труды/ Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе. -Тбилиси, 2009. - 327 с.
201. Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х- ХХ веках. - СПб. 000.
- 414 с.
202. Зайцев В.А. Русский человек на рубеже эпох: Русская религиозная философия конца Х1Х-ХХ века о человеке. - Кострома, 2000. - 123 с.
203. Исторические типы рациональности. Под ред. В.А. Лекторского. - М., 1995. Т.1. - 350 с.
204. Исторические типы рациональности. Под ред. П.П. Гайденко. - М., 1996. Т.2. - 349 с.
205. История античной диалектики. - М.: Мысль, 1972. - 335 с.
206. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М., 1996. - 480 с.
207. История русской философии. Под ред. Маслина М.А. - М., 2001. - 639 с.
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
Калитин П.В. Уравнение русской идеи. - М., 2006. - 278 с. Калитин П.В. Метаморфозы современной России. - М., 2015. - 256 с. Калитин П.В. Крещеная бездна. - М., 2012. - 383 с.
Кант И. Соч. в шести томах / Под общей ред. В.Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. Т.6. Антропология с прагматической точки зрения. - М.: Мысль, 1966. - 743 с.
Климов, С.Н. Вопросы философии войны в творчестве русских философов //Вестник ТвГУ. Серия: Философия. 2015. №2. С. 171-178. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М., 1994. - 236 с.
Коваленко В.А. Творчество как форма деятельности человеческого сознания. - Обнинск, 1998. - 39 с.
Копосов Л.Ф., Алёхина Е.В. Проблема смысла жизни в русской культуре //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия:
Философские науки. 2012. № 2. с. 38-50.
Косарева Л.М. Предмет науки. - М., 1977. - 157 с.
Кривцун О. А. Психология искусства - М., 2002. - 224 с.
Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX в. - М., 1980. -
312 с.
Кузнецова М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия / М.А. Кузнецова. - Волгоград - М.: ООО «Глобус», 2009. - 192 с. Кузнецова С.В. Концепция всеединства в западноевропейской и отечественной философской традиции. - М., 2007. - 216 с. Кулешова И.В. О новом понятийном аппарате философии творчества // Пространство и время. Электронное научное издание. Альманах. №2. Том 1. 2012.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1978. - 288 с. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Основания синергетики. - СПб., 2002. - 414 с. Кутырев В. А. Этюды пессимизма // Философские науки. .1997. №1. С. 89100.
225. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993. - 101 с.
226. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. - М., 2004. -320 с.
227. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001. - 256 с.
228. Лекторский В.А. Философия, познание, культура. - М., 2012. - 324 с.
229. Майданов А.С. Искусство открытия. - М., 1993. - 175 с.
230. Макеев С. В. Концепции технократизма: историко-философский анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2008. - 45 с.
231. Марина Цветаева об искусстве. - М., 1991. - 479 с.
232. Маркова Л.А. Наука. История и историография XIX - XX вв. - М., 1987. - 264 с.
233. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. - М., Политиздат, 1956. - 700 с.
234. Маслин М.А. и др. История русской философии. Учебник для студентов вузов.- М., 2001, 2007. - 639 с.
235. Маслин М.А. и др. Русская идея: антология. - М., 1992 . - 496 с.
236. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. - М., 1988. - 207 с.
237. Мардов И.Б. Лев Толстой на вершинах жизни. - М., 2003. - 440 с.
238. Микешина Л.А., Опенков М.Б. Новые образы познания и реальности. - М., 1997. - 240 с.
239. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. - М., 1998. - 228 с.
240. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. - М.: Республика, 1995. -607 с.
241. Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992. - 145 с.
242. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М., 1993. - 280 с.
243. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. - М., 2000. - 344 с.
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века. - М., 1997. - 160 с. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 588 с. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. - М., Ижевск. 2005. -688 с.
Песоцкий В.А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа: монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2009. -403 с.
Платон. Федр /Ред. Ю.А. Шичалин, Пер. А. Н. Егунова. - М., 1989. - 133 с. Платон. Избранные диалоги. - М., 1965. - 442 с. Платон Сочинения в 4 т. - М., 1994. - 2500 с.
Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. Текст. / В.Н. Порус. - M.: Унт Рос. акад. образования, 2002. - 352 с.
Пригожин И., Стенгерес П. Порядок из хаоса. - М., 1986. - 432 с.
Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и
Ницше к Мартину Хайдеггеру. - СПб.: Лань, 2003. - 479 с.
Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. - М., 1977.
- 270 с.
Рассел Б. История западной философии: в 2 т. - Новосибирск, 1994. Т.1 -508 с. Т.2 - 400 с.
О человеческом в человеке /Под общ. ред. Фролова И.Т. Сост. Филиппова Е.В. - М.: Политиздат, 1991. - 384 с.
Русская философия: Энциклопедия /Под общ. Ред. М. Маслина. - М., 1999. -736 с.
Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: жизнь и смерть в русской философии.
- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. - 151 с.
Самохвалова В..И. Творчество: божественный дар; космический принцип; родовая идентичность человека: Научное издание. - М.: РУДН, 2007. - 538 с.
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия ХХ века и её духовные основания. - М., 2004. - 219 с.
Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины ХХ века. - М., 1993. - 242 с.
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М., 2000. - 536 с.
Смоленский Н.И. Проблема единства мировой истории (круглый стол) / Смоленский Н.И., Васильев С.В., Коньков А.С., Копосов Л.Ф., Егоров В.Г., Бруз В.В., Штоль В.В., Гаева А.С., Багдасарян В.Э. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2016. № 1. с. 6-78.
Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000. - 744 с. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. - СПб.: Алетейя, 2000. - 647 с. Столяров А.А. Патристика //История философии: Запад-Россия-Восток. Под ред. Мотрошиловой Н.В. (Кн. 1 - 4). Кн. 1. - М., 2000. - 480 с. Теория познания / под ред. В.А. Лекторского и Т.И. Ойзермана. Т.1 -4. - М., 1991 - 1995. - 1200 с.
Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. - М., 1996. - 382 с. Философия науки. Вып. 1-6. Вып.1. - М., 1995. - 326 с. Фихте И.Г. Сочинения в 2-х томах. — СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека: (Научный, реальный гуманизм и нравственно-философские искания в истории русской культуры). - М.,1985. - 64 с.
Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М., 2002. - 144 с. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - М., 1993. - 448 с. Хайдеггер, М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер; сост. О.В. Селин. - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. - 302 с.
Холтон Дж. Тематический анализ науки. - М., 1981. - 384 с. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе: Научно- фантастические произведения. - Тула, 1986. - 448 с.
277. Человек в системе наук /Отв. ред. Фролов И.Т. Сост. Филиппова Е.В.; АН СССР. Всесоюзн. междунар. центр наук о человеке. - М.: Наука, 1989. -503 с.
278. Шакир - Заде А. С. Эпикур. - М , 1963. - 223 с.
279. Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т.6. Теоретические статьи. - М.: Изд-во худ. лит-ры, 1957. - 792 с.
280. Шеллинг Ф.В. Сочинения в 2 томах — М.: Мысль, 1987. - Т.1 - 637 с. Т.2 -636 с.
281. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. -М. 2008. - 390 с.
282. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997. - 656 с.
283. Щедровицкий Г.П. Избр. труды. - М., 1995. - 800 с.
284. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1975. - 391 с.
285. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., 1997. -444 с.
286. Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991. - 304 с.
287. Яковлев В. А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 142-154.
Электронные ресурсы
288. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Режим доступа: URL: rusinst.ru>docs/books/F.M.Dostoevskii-Dnevnik...
289. Н. Бердяев. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Режим доступа: URL: http://coollib.eom/b/95815/read
290. Толстой Лев Николаевич. Режим доступа: URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio t/tolstoi filos.php
291. Русский Бастион — информационно-аналитический портал. Режим доступа: URL: http: //tower-libertas .ru/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.