Концепции власти в трудах московских книжников XV - начала XVI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Телицын, Василий Валерьевич
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат наук Телицын, Василий Валерьевич
Введение..................................................................................................................................................3
Глава 1. Древнерусские и московские книжники XV - начала XVI вв. и специфика их работы . 37
Глава 2. Сущность, функции власти и политические теории в трудах древнерусских и московских книжников........................................................................................................................52
2.1. Природа власти в представлении древнерусских и московских книжников XV - начала XVI вв............................................................................................................................................................52
2.2. Основные функции княжеской власти и политические учения в трудах московских книжников в XV в................................................................................................................................69
2.3. Изменения в позиционировании верховной власти московского князя со второй половины XV в. и политические идеи московских книжников конца XV - начала XVI вв...........................82
2.4. Представления древнерусских и московских книжников о власти ордынских ханов над Русью...................................................................................................................................................108
Глава 3. Концепт «Русская земля» и распространение власти над ней московских князей в трудах московских книжников.........................................................................................................117
3.1. Концепт «Русская земля» во второй половине XII-XIII вв. и его отражение в трудах книжников...........................................................................................................................................117
3.2. Изменение политической обстановки в Северо-Восточной Руси в первой трети XIV в. и отражение борьбы Москвы и Твери за великокняжеский ярлык в трудах книжников XV-XVI вв. ..............................................................................................................................................................126
3.3. Период правления Ивана Калиты в трудах московских книжников XIV - начала XVI вв. 133
3.4. Политические процессы второй половины XIV-начала XV вв. в свете концепции Русской земли как отчины московских князей..............................................................................................142
3.5. Объединительные процессы в русских землях, идеи общерусского единства в XV - начале XVI вв. и их отражение в трудах московских книжников.............................................................165
Заключение.........................................................................................................................................179
Список сокращений и условных обозначений Список источников и литературы....................
188 189
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Рязанская земля во второй половине XIII - начале XV в.: отношения с Ордой и Москвой2011 год, кандидат исторических наук Петров, Сергей Александрович
Политика московских князей, конец XIII - первая половина XIU вв.1998 год, доктор исторических наук Борисов, Николай Сергеевич
Становление древнерусской государственности: социально-политические и этнокультурные трансформации общества в контексте восприятия современников (VIII - начало XII в.)2009 год, доктор исторических наук Пузанов, Виктор Владимирович
Социально-политическое развитие Тверской земли в XIV - первой четверти XV вв.2004 год, кандидат исторических наук Штыков, Николай Валерьевич
Василий I Дмитриевич (1389-1425). Опыт политической биографии2005 год, кандидат исторических наук Веденеева, Наталия Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции власти в трудах московских книжников XV - начала XVI века»
Актуальность темы исследования.
Вопросы власти традиционно занимают важное место в политической истории любой страны. Что есть власть? Какова ее природа? Какой человек может властвовать и каковы его функции по отношению к своим подданным? Почему тот или иной правитель имеет право на власть над конкретной территорией? На все эти вопросы люди различных народов и эпох отвечают по-разному. Эти вопросы и сегодня своевременны, поскольку характеризуют собой вектор пути развития российского государства, природу и функции власти, а также принципы ее взаимоотношения с обществом.
Русское государство прошло долгий путь развития начиная с момента своего возникновения во второй половине IX в., включающий периоды расцвета, раздробленности, подчинения и борьбы против иноземного владычества, чтобы к началу XVI в. на карте Европы появилось новое государство под названием «Россия».
Все это время Русскими землями управляли представители династии Рюриковичей - правители, называвшиеся князьями. Однако их власть не была неизменной. Менялось как само содержание власти, так и территория, на которую эта власть распространялась. Власть первых русских князей, по легенде добровольно призванных на княжение в Новгород и в последствие подчинивших себе земли восточнославянских союзов на пути из варяг в греки во многом зависела от их дружин, а также от мнения народного собрания - вече. После крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 г. концепция верховной княжеской власти, без сомнения сохраняя исконные древнерусские черты, существенно обогатилась за счёт влияния восточного христианства, а также ветхозаветной традиции. В последствие, когда в династии Рюриковичей стали появляться обособленные княжеские ветви, за которыми закреплялись конкретные территории, называемые «землями», некогда единое государство,
называемое историками Киевской Русью, уходит в прошлое, уступая место периоду раздробленности.
Во второй четверти XIII в. результате монгольского нашествия, оказавшего значительное влияние на судьбы народов восточной Европы, изменению подверглось как политическое, так и территориальное устройство русских земель. Центр политической жизни постепенно перемещается на северо-восток, политической, а затем и религиозной столицей Руси становится город Владимир. В то же время, на протяжении второй половины XIII - первой половины XIV вв. южные и западные русские земли входят в состав других государств - Великого княжества Литовского и Королевства Польского.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в XШ-XIV вв., оказавшейся в зависимости от Золотой Орды, политическая и территориальная структура подвергалась интенсивному изменению. Переживший несколько монгольских разорений город Владимир постепенно утратил свою политическую роль, уступив место новым княжествам, которым в дальнейшем суждено было решить судьбу всего региона. Данный период, именуемый в исторической науке борьбой Москвы и Твери за объединение русских земель является отправной точкой данного исследования.
В начале XIV в. московские князья, владеющие небольшим княжеством на р. Москве и ведущие свой род от младшего сына Александра Невского князя Даниила Александровича, заявляют свои претензии на владимирский стол, а спустя чуть более пяти десятилетий к 1389 г. под властью московских князей оказывается значительная часть Северо-Восточной Руси, а закрепление за ними титула великих князей Владимирских признают их политические соперники и сильнейшие державы региона. В дальнейшем на протяжении XV в. и в начале XVI в. молодое московское государство подчинит себе все земли и княжества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, освободится от верховной власти ордынских ханов и даже начнет влиять на некоторые земли бывшей Золотой Орды, а его правитель предстанет в совершенно ином статусе - будет носить
титул государя, и именоваться царем, власть которого приобретет сакральные черты и частично распространится на церковь.
Актуальность темы исследования бесспорна: напрашиваются параллели между событиями последних лет и теми, что происходили в исследуемый нами период. Политические события XV - начала XVI вв., в особенности те, которые связаны с возникновением государства, и, в особенности их отражение в письменных памятниках XV-XVI вв. нельзя рассматривать отдельно от идеологии указанного периода. Объединение Русских земель происходило не только силой оружия и дипломатии; политический процесс шел параллельно с всеобъемлющей идеологической работой, которую проводили московские книжники -представители образованного слоя средневековой Руси. Политические воззрения московских книжников, в особенности на феномен княжеской власти и идеи единства Руси, во многом опережали реальный процесс политического объединения русских земель. Тем самым, образованная элита Московской Руси вносила свой весомый вклад в дело создания и идейного оформления единого государства, которое в конце XV-XVI в. заявило свои права на лидерство в восточно-христианском мире. Именно поэтому политические воззрения московских книжников, носителей идей о государстве и власти в Московской Руси, нуждаются в специальном всестороннем анализе.
В контексте данного исследования мы будем использовать термин «книжник» в широком смысле - для обозначения авторов письменных памятников русского средневековья. Под собирательным термином «книжники» в контексте данного исследования понимаются не только составители летописей или житий святых, а в целом - авторы письменных памятников, в том числе и светского происхождения, таких как памятники права или внешнеполитические договоры. Основная масса источников, используемых в работе, была создана книжниками именно в Московском княжестве, при этом происхождение самого книжника могло быть различным. Термин «московский книжник», в данном случае, характеризует не происхождение, а принадлежность к образованному
слою Московского княжества. При этом, в некоторых разделах мы будем широко использовать труды тверских и новгородских книжников, противостоящих Москве в идейном плане. Сравнение их идей с идеями московских книжников позволит нам выявить моменты, характерные именно для образованной элиты Московского княжества.
Поскольку в данном исследовании будут использоваться произведения не только московских книжников, иногда мы будем использовать более широкий термин - «древнерусские книжники», обозначающий представителей образованного слоя средневековой Руси изучаемого нами периода. Во многих вопросах представления московских книжников полностью тождественны представлениям древнерусских книжников в целом, однако в фокусе нашего исследования в первую очередь находятся идейные концепции, созданные в Московском княжестве и объясняющие природу власти и властные полномочия московских князей.
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что изучение обстоятельств возникновения и природы политической идеологии Московской Руси поможет лучше понять концепцию верховной власти Российской империи и России современной. Хотя эпоха образования русского централизованного государства в течение последних двух столетий подверглась разностороннему анализу отечественных и зарубежных историков, реконструкция мировоззрения и идеологии данного периода далеко не закончена. Комплексный научный анализ развития государственной идеологии Московской Руси, а также изучение ее связи с политическими воззрениями эпохи Древнерусского государства, поможет бороться с различного рода историческими фальсификациями и политически мотивированными концепциями, рисующими Московскую Русь в сугубо негативном ключе и отрицающими любую связь с Русью Киевской.
Объект исследования представляет собой мировоззрение московских книжников, образованного слоя Московского княжества XV - начала XVI вв.
Предметом исследования является идеология Московской Руси XV -начала XVI вв., формировавшаяся в среде московских книжников, развитие идей и концепций, объясняющих природу и функции власти, а также право московских князей на власть над русскими землями.
Хронологические рамки исследования охватывают период XV - начала XVI вв., в основном - это время правления в Московском княжестве князей Василия I, Василия II и Ивана III. Хронологические рамки обусловлены, во-первых, активными государствообразующими процессами в русских землях, происходившими в этот период, а, во-вторых, спецификой основных источников, так как документы XIV в. имеются лишь в незначительном количестве. Конечно, выбор подобных хронологических рамок не может быть поставлен предельно жестко, в некоторых разделах нам приходилось выходить за верхнюю или нижнюю границу указанного временного периода. Так некоторые документы XIV в., используемые в исследовании, как и произошедшие в это время события, отраженные в трудах московских книжников, имеют принципиальное отношение к рассматриваемой нами теме. Более того, в одном из раделов работы, мы сочли необходимым кратко коснуться идей древнерусских книжников XII-XIII в., которые легли в основу последующих представлений и оказали существенное влияние на концепции власти московских книжников XV - начала XVI вв. Также в исследовании мы лишь незначительно коснулись периода с 1505 по 1533 гг., т.е. времени княжения в Московском государстве Василия III, представляющего вершину развития идеологической мысли Московской Руси, отметив лишь самые важные, на наш взгляд, идеи и концепции, имеющие прямое отношения к более ранним представлениям московских книжников.
Таким образом, основной упор в нашем исследовани сделан на рассмотрении идей московских книжников XV в., во-первых, потому что задача анализа развития властных концепций не должна подменяться рассмотрением уже
сложившейся идеологии Московской Руси, а во-вторых, потому что идеология периода конца XV - XVI вв. подробно и всеобъемлюще изучалась отечественными историками начиная с конца XIX в.
Территориальные рамки исследования охватывают земли СевероВосточной и Северо-Западной Руси на которых к концу XV в. сформировалось Российское государство со столицей в городе Москве.
Степень разработанности темы.
Имеющаяся по теме исследования научная литература может быть разделена на три группы.
К первой относятся работы, посвященные различным аспектам идеологии Московской Руси, в особенности - вопросам, связанным с осмыслением природы княжеской и царской власти, ее полномочиями, а также вопросам отношения с властью духовной. Это осмысление началось еще эпоху средневековья, в особенности в конце XV-начале XVI вв. в трудах Иосифа Волоцкого, старца Филофея, «Сказании о князьях Владимирских» и других источниках, однако систематическое изучение указанных вопросов с использованием инструментария исторической науки началось не ранее конца XIX - начала ХХ в., когда было опубликовано огромное количество источников по периоду русского средневековья: основные летописные памятники, публицистические повести о важнейших событиях истории Руси, духовные и договорные грамоты русских князей, а также письма, послания и поучения церковных деятелей (митрополитов, епископов, игуменов). Наиболее значимыми работами, написанными на основе вышеуказанных документов, являются исследования М.А. Дьяконова и В.Е. Вальденберга1. Каждое из них представляет собой фундаментальный труд по истории политической идеологии Древней Руси, в которых рассматриваются основные идеологические положения всех периодов развития русского государства вплоть до XVI в. включительно - у Дьяконова, и до XVII в. - у
1 Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006; Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. - М. : URSS, 2003.
Вальденберга. В работе Дьяконова внимание уделено в частности рассмотрению основных идейных положений княжеской власти в древнерусской книжной традиции, а также показаны изменения в восприятии власти как таковой на рубеже XV-XVI вв. В монографии Вальденберга обосновываются хронологические рамки возникновения первых законченных политических учений (XIV в.), анализируется их эволюция и изменения на протяжении XV-XVI вв., а также, с точки зрения концепций власти, оцениваются произведения древнерусских книжников (в основном митрополитов).
Широкое освещение получил в историографии вопрос о зарождении и развитии концепции русского царства, как особого сакрально-политического феномена, существенное влияние на который оказала византийская модель. Среди исследований конца XIX-XX вв. можно выделить работы В.И. Саввы, Е.В. Барсова, А.В. Горского, Г.В. Вернадского и др.2 Отметим, что данная тема не теряет свою актуальность и в современной исторической науке. В 1999 г. был издан сборник статей «Царь и царство в русском общественном сознании», где В. Водовым и А.А. Горским было рассмотрено употребление царских титулов по отношению к русским князьям, а также изучено представления о «царе» и «царстве» в средневековой Руси до XVI в.3, развитию идеологических концепций Московской Руси XV в. в том числе концепции русского «царства», посвящена монография К.Ю. Байковского4. Вопросы, касающиеся мировоззрения и идейных составляющих древнерусской мысли, подробно рассмотрены в работах Б.А. Успенского, М.Н. Громова, Н.С. Козлова5, идеология власти в целом, а также
2 Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. - Харьков.: Тип. и лит. М. Зильберберг и с-вья, 1901; Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания на царство в связи с греческими их оригиналами. - М.: Университетская типография, 1893; Горский А.В. О священнодействии венчания и помазания царей на царство // Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 29. - М.: Редакция академического журнала «Богословский вестник», 1882. С. 117-151; Вернадский Г.В. Византийские учения о власти царя и патриарха // Сб. ст., посвященный памяти Н.П. Кондакова. - Прага: Seminarшm Kondakovianum, 1926. С. 143-154.
3 Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2. Царь и царство в русском средневековом общественном сознании. - М.: Институт российской истории РАН, 1999.
4 Байковский К.Ю. Развитие концепций царства, святости и войны за веру в трудах Московских книжников XV в. -М.: Центр научных исследований гуманитарных и социально-экономических дисциплин МЭИ - ИМЭИ, 2013.
5 Успенский Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. - М.: Языки русской культуры, 2000; Его же. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М.: Языки
идеологические основы русской и российской государственности затронуты в трудах В.Э. Багдасаряна6.
Своеобразный комплексный анализ русской идеологической мысли представлен в работе Д.С. Лихачева7, посвященной национальному самосознанию Древней Руси. В данной монографии, скорее литературоведческой, нежели исторической, исследователь сделал ряд важных для нашего исследования выводов. Московское княжество, по словам Лихачева, остро нуждаясь в идеологическом обосновании своего лидерства в деле собирания русских земель, стремилось возродить летописную идею о единстве Русской земли. Для этого в Москву свозились различные летописи, а московское летописание приобрело к началу XV в. общерусский характер. Интересен также вывод исследователя о том, что во многом идеологический процесс собирания русских летописей значительно опережал реальный политический рост Москвы8. В то же время Лихачев обращал внимание на идеологическое сопротивление Москве других регионов СевероВосточной Руси, а именно - княжества Тверского и Новгородской республики. По мнению исследователя, «чем круче была политика Москвы (в деле собирания русских земель - В.Т.), тем ожесточеннее было это сопротивление»9. Однако, как считает исследователь, противопоставляя Москве свои политические теории, области вынуждены были считаться с достижениями исторической мысли Москвы и безоговорочно принимали некоторые из ее идей. В другой работе Д.С. Лихачева10 представлен анализ московского летописания, в том числе существенное внимание уделено его идеологической стороне.
Анализ политической идеологии конца XV - первой половины XVI вв., а также изучение идеологических концепций в московской публицистике
русской культуры, 1998; Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течение древнерусской мысли. - СПб.: РХГИ, 2001; Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. - М.: Издательство МГУ, 1990.
6 Багдасарян В.Э. История, культура, традиции и русская (российская) государственность. - Москва: Научный эксперт, 2013; Он же. Русская эсхатология. - Москва: Изд-во Московского государственного университета сервиса, 2006; Он же. Традиционализм и цивилизационная идентичность России. - Москва: Собрание, 2006.
7 Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1945.
8 Там же. С. 70-71.
9 Там же. С. 82.
10 Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно -историческое значение. (далее - Русские летописи ...) - М. -Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947.
указанного периода содержится в работе Я.С. Лурье11. Хотя большая часть работы посвящена анализу взглядов основных представителей русской мысли рубежа XV-XVI вв., например, Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, особенно в отношение ересей В разделе, посвященном политической идеологии Московской Руси, путем анализа летописных сводов и исторических произведений, показано изменение содержания верховной власти государя, а также изучена идеологическая составляющая политики Ивана III и Василия III. Проблемам источниковедения изучаемого нами периода посвящена еще одна монография Я.С. Лурье12, в которой отражена история идеологической борьбы, а также показаны различия между официальным и неофициальным летописанием XV в. Применительно к идеологии Московского государства конца XV-XVI в., отметим также монографию Н.В. Синицыной13, посвященной всестороннему анализу средневековой концепции «Москва - Третий Рим», в которой, по мимо прочего, автор установила истоки рассматриваемой концепции, относящиеся к XV в. Особенностям развития феномена власти московских правителей, его связи с правовыми нормами того времени посвящены работы В.Б. Кобрина14, С.А. Мельникова15, С.Л. Кинёва16.
Отдельной темой, представляющую особую значимость для нашего исследования, является изучение близких по своему значению терминов «Русь» и «Русская земля», а также тех смыслов, что в них вкладывали древнерусские книжники, ведь именно на основе принадлежности к «Русской земле», которую московские князья, начиная с серединь^^ в. считали своей вотчиной, во многом происходило объединение земель Северо-Восточной Руси, а в дальнейшем и
11 Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV-начала XVI в. (далее - Идеологическая борьба ...) - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
12 Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. (далее - Две истории Руси...) - СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.
13 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVII вв.). - М.: Индрик, 1998.
14 Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). - М.: Мысль, 1985.
15 Мельников С.А. Историко-правовые факторы эволюции Древнерусского государства (IX-XV вв.) / С.А. Мельников. - М.: Голден-Би, 2010; Его же: Правовой режим наследования престола в Древней Руси IX - начала XVI вв. Историко-правовое исследование. - М.: Информ-Знание, 2009.
16 Кинев С.Л. Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княжения в Северо-Восточной Руси в XV веке // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 99-102.
всего бывшего Древнерусского государства. Исследованием значений терминов «Русская земля» и «Россия» в конце XV-XVII вв. занимался советских историк М.Н. Тихомиров17. Согласно его исследованию, Россия, как название страны, появляется в русских источниках с XVв., при этом новый термин не вытесняет старых названий «Русь» и «Русская земля», а приобретает существенно иной оттенок. Данная тема затрагивается в работе Б.Н. Флори18, посвященной этническому самосознанию восточных славян. Автор касается сложнейшей проблемы формирования восточнославянских славянских народностей (русских, украинцев и белорусов), начало которому положило изменение политической ситуации в Восточной Европе в результате монгольского нашествия и выхода на историческую сцену Великого княжества Литовского. В работе также проанализировано последовательное изменение значений терминов «Русь» и «Русская земля» на протяжении XII-XV вв. Автор убедительно доказывает, что древнерусские книжники XIV-XV вв. понимали под «Русской землей» исключительно территории, подвластные великому князю Владимирскому, однако представления о «Руси», как о территории, населенной восточными славянами, несомненно, существовало, что позволило московским князьям в конце XV в. заявить свои претензии на все наследие Древнерусского государства.
Изучению указанного концепта в мировоззрении древнерусских книжников посвящена работа А.Н. Ужанкова19, в которой автор приходит к выводу, что к концу XV в. в мировоззрении древнерусских книжников происходит не переосмысление, а закрепление понятий: концепт русский становится синонимом православного, что связано, во-первых, с падением Константинополя и с тем, что Московская Русь осталась единственным независимым православным государством, а, во-вторых, с ожидаемым в последние десятилетия XV в. «конца
17 Тихомиров М.Н. О происхождении названия Россия // Российское государство XV-XVП веков. - М.: Наука, 1973. С. 11-18.
18 Флоря Б.Н. Исторические судьбы Руси и этническое самосознание восточных славян в XП-XV веках (к вопросу о зарождении восточнославянских народностей) // Славяноведение. 1993. №2. С. 42-66.
19 Ужанков А.Н. Концепты «Русь» и «Русская земля» в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. // Россия XXI: Общественно-политический и научный журнал. 2005. № 5. С. 134-161.
света» и Страшного суда, в результате чего у древнерусских книжников окончательно сложилось понимание руси, как библейского народа.
В современной российской историографии следует отметить работы, в которых изучается историческое сознание русского средневековья. Так в исследовании О.А. Амелькина и Ю.В.Селезнева20 последовательно анализируется восприятие татаро-монгольского нашествия в различные периоды русской истории, а также показана динамика формирования политической и идеологической концепции борьбы со «степью». Куликовская битва, и ее историческое восприятие, а также идеологическая роль этого события также стали предметом изучения21. Без сомнения, Куликовская битва оставила большой след в исторической памяти, несмотря на то, что в политическом плане эта победа не привела к немедленному свержению ордынского ига. Это дало А.А. Горскому
повод справедливо считать, что восприятие этого события потомками в корне
22
отличалось от его реального политического значения22.
В целом вопрос идеологии Московской Руси принадлежит к числу достаточно подробно исследованных, в особенности, если речь идет о периоде второй половины XV - первой трети XVI вв. Применительно к более ранним события степень изученности проблемы не так высока. Неразработанным можно назвать, например, вопрос об идеологическом обосновании претензий московских князей на владимирское княжение в XIV в.
Вторая группа работ включает в себя исследования, посвященные изучению литературной и публицистической деятельности древнерусских книжников. Об особой специфике их работы упоминал в своих исследованиях Д.С. Лихачев23. Проблема отражения исторических событий в литературных и публицистических
20 Амелькин О.А. Селезнев Ю.Б. Нашествие Батыя и установление ордынского игра в общественном сознании Руси XIII-XVII вв. - Воронеж: Научная книга, 2004.
21 Азбелев С.Н. Куликовская битва в народной памяти. Литературные памятники куликовского цикла и фольклорная традиция. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2011; Петров А.Е. «Свеча загорелась сама собой...» Память о Куликовской битве в идеологии российского государства XV-XVI веков // Родина. 2003. №12; Черный В.Д. «Мамаево побоище» в истории и культуре средневековой Руси. - М.: Прометей, 2003.
22 Горский А.А. «Всего еси исполнена земля русская.»: Личности и ментальность русского средневековья. - М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 56.
23 Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. (далее - Текстология.)- СПб.: Алетейя, 2001.
произведениях, а также анализ мировоззрения и системы ценностей книжников -авторов этих произведений, стали довольно существенными в современной исторической науке. Другими словами, ученые в последнее время все чаще и чаще задаются вопросом: не что конкретно происходило, а как это воспринималось и представлялось современникам и участникам тех событий. Начало подобным исследованиям было положено работами И.Н. Данилевского24, в которых автор предпринял попытку толкования летописных и других источников по периоду русского средневековья с точки зрения мировосприятия их авторов. В дальнейшем автор продолжил разработку указанной темы в монографии, посвященной изучению «Повести временных лет»25, с использованием нового подхода к исследованию летописных текстов, заключающегося, в том числе, в определении целей авторов этих текстов, а также социальных функций древнерусского летописания. Применительно к изучаемому нами периоду отметим, недавнюю монографию В.Н. Рудакова26, посвященную представлениям древнерусских книжников середины XIII - XV вв. о монголо-татарах. По мнению этого автора, новая политическая идеология Русского государства, основополагающими элементами которой являлись теория «Москва - Третий Рим», а также идеи о богоизбранности русского народа и великокняжеской власти, сформировалась именно в результате переосмысления (в т.ч. древнерусскими книжниками) феномена татаро-монгольского владычества. Анализу самосознания древнерусских книжников посвящены монография Е.Л. Конявской27 и диссертационное исследование Д.И. Антонова28 о самосознании книжников в период Смуты. Исследованию жизненного пути и произведений
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Русские князья в политической системе Джучиева Улуса (Орды)2015 год, кандидат наук Селезнёв, Юрий Васильевич
Летописание северо-восточной Руси конца XIII - начала XV века1984 год, доктор исторических наук Муравьева, Людмила Леонидовна
Престолонаследие как фактор эволюции древнерусского государства: IX-XV вв.2010 год, доктор юридических наук Мельников, Сергей Алексеевич
Русско-ордынские отношения в конце XIV - первой трети XV вв.: 1382 - 1434 гг.2002 год, кандидат исторических наук Селезнёв, Юрий Васильевич
Идеологическое обоснование великокняжеской и царской власти в России в конце XV-XVII вв.2006 год, кандидат исторических наук Шмыкова, Мария Леонидовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Телицын, Василий Валерьевич, 2018 год
Литература
1. Азбелев, С.Н. Куликовская победа в народной памяти. Литературные памятники куликовского цикла и фольклорная традиция / С.Н. Азбелев. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. - 312 с.
2. Александров, М.М. Русские земли-княжества IX - XV веков / М.М. Александров. - М.: Новый хронограф, 2009. - 232 с.
3. Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси / Ю.Г. Алексеев. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. - 242 с.
4. Алексеев, Ю. Г. «К Москве хотим»: Закат боярской республики в Новгороде / Ю.Г. Алексеев. - СПб.: Лениздат, 1991. - 160 с.
5. Алексеев, Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига / Ю.Г.Алексеев. - Л.: Наука, 1989. - 222 с.
6. Алексеев, Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси / Ю.Г. Алексеев. - М.: Мысль, 1992. - 268 с.
7. Алексеев, Ю.Г. Походы русских войск при Иване III / Ю.Г. Алексеев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 462 с.
8. Амелькин, А.О. Селезнев Ю.В. Нашествие Батыя и установление ордынского ига в общественном сознании Руси XIII - XVII веков / А.О. Амелькин, Ю.В. Селезнев. - Воронеж: Научная книга, 2004. - 143 с.
9. Антонов, Д.И. Самосознание древнерусского книжника в эпоху Смуты / Д.И. Антонов: автореф. дисс. .к. и. н. М.: РГГУ, 2006. - 24 с.
10.Багдасарян, В.Э. Антироссийские политические мифы / В.Э. Багдасарян. - СПб.: Питер, 2016. - 384 с.
11. Багдасарян, В.Э. Идеология и политическая семиотика / В.Э. Багдасарян. М.: Собрание, 2012. - 256 с.
12.Байковский, К.Ю. Концепции царства, святости и войны за веру в трудах московских книжников XV в. / К.Ю. Байковский: дисс. ...к.и.н. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - 186 с.
13.Байковский, К.Ю. Развитие концепций царства святости и войны за веру в трудах московских книжников XV века / К.Ю.Байковский. - М.: Центр научных исследований гуманитарных и социально-экономических дисциплин МЭИ -ИМЭИ, 2013. - 187 с.
14.Базилевич, К.В. Внешняя политика русского централизованного государства. Вторая половина XV века / К.В. Базелевич. - М.: Издательство МГУ, 1952. - 543 с.
15.Барабанов, Н. Д. Византия и Русь в начале XIV в. Некоторые аспекты отношений патриархата и митрополии / Н.Д. Балабанов // Византийские очерки. - М.: Наука, 1991. - С. 198-215.
16.Барсов, Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами / Е.В. Барсов. - М.: Университетская типография, 1883. - 160 с.
17.Борисов, Н.С. Дмитрий Донской / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2014. -507 с.
18.Борисов, Н.С. Иван Калита / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 302 с.
19.Борисов, Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 644 с.
20.Борисов, Н.С. «И свеча бы не угасла.»: исторический портрет Сергия Радонежского / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 304 с.
21.Борисов, Н.С. Политика московских князей (конец XIII - первая половина XIV века) / Н.С. Борисов. - М.: Издательство МГУ, 1999. - 391 с.
22.Борисов, Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV веков / Н.С. Борисов. - М.: Издательство МГУ, 1986. - 207 с.
23.Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 297 с.
24.Борисов, Н.С. К изучению датированных летописных известий XIV - XV веков / Н.С. Борисов // История СССР. - 1983. - № 4. - С124-131.
25. Борисов, Н.С. Михаил Тверской / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2017. -284 с.
26.Бурсон, А.Е. Чин поставления на великое княжение Дмитрия-внука и проблема византийского идейно-политического наследия в конце XV - начале XVI в. / А.Е. Бурсон // - ВВ. - 1997. - Т. 57(82). - С.110-129.
27. Вальденберг, В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века / В. Вальденберг. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 368 с.
28.Вернадский, Г.В. Византийские учения о власти царя и патриарха // Сборник статей, посвященный памяти Н.П. Кондакова / Г.В. Вернадский. - Прага: Seminarium Kondakovianum, 1926. - С. 143-154.
29.Вернадский, Г.В. Россия в средние века / Г.В. Вернадский. - Тверь-М.: ЛЕАН-Аграф, 1997. - 350 с.
30.Вернадский, Г.В. Монголы и Русь / Г.В.Вернадский. - Тверь-М.: ЛЕАН-Аграф, 1997. - 476 с.
31.Гальперин, Ч. Татарское иго. Образ монголов в средневековой России / Ч. Гальперин. - Воронеж: Новый взгляд, 2012. - 230 с.
32.Голубинский, Е.Е. История Русской Церкви. Т. 2. Первая половина тома / Е.Е. Голубинский. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1997. - 968 с.
33. Гордеева, Л.И. Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни / Л.И. Гордеева. - М.: У Никитских ворот, 2008. - 736 с.
34.Горский, А.А. «Всего еси исполнена земля русская ...»: Личности и ментальность русского средневековья. Очерки / А.А. Горский. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 176 с.
35.Горский, А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы / А.А. Горский // Отечественная история. - 1997. - № 1. - С. 3-12.
36.Горский, А.А. К вопросу о составе русского войска на Куликовом поле // Древняя Русь. Вопросы медиевистики / А.А. Горский. - М.: Индрик, 2001. - Вып. 4 (6). - С.1-9.
37.Горский, А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. - М.: Наука, 2000. 214 с.
38.Горский, А.А. Представления о «царе» и «царстве» в средневековой Руси (до середины XVI века) / А.А. Горский // Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2. Царь и царство в русском общественном самосознании / А.А. Горский. - М.: Институт российской истории РАН, 1999. - С. 17-37.
39.Горский, А.А. Русские земли в XIII-XIV в. Пути политического развития / А.А. Горский. - М.: Институт российской истории РАН, 1996. - 128 с.
40. Горский, А.А. Русское Средневековье. Мифы и историческая действительность / А.А. Горский. - М.: Астрель-Олимп, 2010. - 242 с.
41.Горский, А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 390 с.
42. Горский А.А. Судьба Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV -середине XV в. / А.А. Горский // Средневековая Русь. - М.: Индрик, 2004. - Вып. 4. - С. 140-170.
43.Горский, А.А. О священнодействии венчания и помазания царей на царство // Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе / А.А. Горский. - М.: Редакция академического журнала «Богословский вестник, 1882. - Ч. 29. - С. 117-151.
44. Горский, А.А., Кучкин, В.А., Лукин, П.В., Стефанович, П.С. Древняя Русь. Очерки политического и социального строя / А.А. Горский, В.А. Кучкин, П.В. Лукин, П.С. Стефанович - М.: Индрик, 2008. - 478 с.
45.Греков, И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV - XV веков) / И.Б. Греков. - М.: Наука, 1975. - 521 с.
46.Гришина, Н.Г. Хронология Рогожского летописца / Н.Г. Гришина: автореф. дисс. ... к.и.н. - М.: Институт российской истории РАН, 2003. - 26 с.
47.Громов, М.Н. Идейные течение древнерусской мысли / М.Н. Громов, В.В. Мильков. - СПб.: РХГИ, 2001. - 960 с.
48.Громов, М.Н. Русская философская мысль X-XVII веков / М.Н.Громов, Н.С. Козлов. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 289 с.
49. Грот, К.Я. Галицкая Русь прежде и ныне. Исторически очерк и взгляд на современное состояние очевидца / К.Я. Грот. - СПб.: Общество ревнителей исторического просвещения в память императора Александра III, 1907. - 168 с.
50.Гудавичюс, Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года / Э. Гудавичюс. - М.: Фонд И.Д. Сытина, 2005. Т. 1. - 680 с.
51.Гумилев, Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. - М.: АСТ, 1992. - 336 с.
52.Далай, Ч. Монголия в XIII - XIV веках / Ч. Далай. - М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1983. - 233 с.
53. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.). Курс лекций / И.Н. Данилевский. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 398 с.
54. Данилевский, И.Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы источниковедения летописных тексов / И.Н. Данилевский. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
55. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.) / И.Н. Данилевский. Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 398 с.
56. Дьяконов, М.А Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. / М.А. Дьяконов - М.: URSS, 2003. - 220 с.
57. Еремин, И.П. Литература Древней Руси. (Этюды и характеристики) / И.П. Еремин. - М.-Л.: Наука, 1966. 266 с.
58. Ермолаев, И.П. Становление Российского самодержавия. Истоки и условия его формирования: Взгляд на проблему / И.П. Ермолаев - Казань: Изд-во Казан. унта, 2004. - 392 с.
59. Журавлев, В.В. К вопросу о прерывистости, нестабильности и скачкообразности российского исторического процесса / В.В. Журавлев // Век нынешний, век
минувший ...: исторический альманах. Вып. 7. - Ярославль: Изд-во Ярославского государственного университета (ЯрГУ), 2008. С. 4-9.
60. Зимин, А.А. Россия на пороге нового времени (очерки политической истории России первой трети XVI в.) / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1972. - 452 с.
61. Зимин, А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории) / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1982. - 333 с.
62. Зимин, А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России в XV в. / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1991. - 286 с.
63. Зимин, А.А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV - XV вв. / А.А.Зимин // Проблемы источниковедения. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. - Вып. 6. - С. 276-306.
64.Ивина, Л.И. Формирование правящей элиты в Московско-Владимирском княжестве при Дмитрии Ивановиче // Правящая элита русского государства. IX -начало XVIII в. Очерки истории / Л.И. Ивина. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. -С.113-123.
65. История России. Народ и власть: Из лекций, прочитанных в российских университетах: Учебник для вузов / Сост. Ю.А. Сандулов. - СПб.: Лань, 1997. -445 с.
66. Карайченцева, С.А. «Московские книжники и книжное дело: по архивам Книжной палаты» новая серия изданий / С.А. Карайченцева, Е.М. Сухорукова // Федоровские чтения-2011. М.: РГБ , 2012. С. 417-423.
67.Карамзин, Н.М. История Государства Российского. Тома V - VIII. / Н.М. Карамзин. - Калуга: Золотая аллея, 1995. Т. 5. - 254 с.; Т. 6. - 233 с.; Т. 7. - 144 с.; Т. 8. - 195 с.
68.Каргалов, В.В. Конец ордынского ига / В.В. Каргалов. - М.: Наука, 1980. - 152 с.
69.Карташев, А.В. Очерки по истории Русской церкви / А.В. Карташов. - М.: Терра, 1991. Т. 1. 409 с.
70. Каштанов, С.М. Государь и подданные на Руси в XIV- XVI вв. /С.М. Каштанов // I шешопап. Сборник памяти Я.С.Лурье. - СПб.: АШепеиш, Феникс, 1997. - С. 217-229.
71.Каштанов, С.М. Церковная юрисдикция в конце XIV - начале XV в. // Церковь общество и государство в феодальной России / С.М. Каштанов. - М.: Наука, 1990. С. 151-163.
72.Кинев, С.Л. Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княжения в Северо-Восточной Руси в XV веке / С.Л. Кинев // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - С. 99-102.
73.Кинев, С.Л. Принципы наследования власти на Руси XIV-XVI вв. в отечественной историографии / С.Л. Кинев // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - С. 85-92.
74.Киселева, М.С. Древнерусские книжники и власть / М.С. Кисилева // Вопросы философии. - 1998. - №7. - С. 127-148.
75.Киселева, М.С. Князь и царь глазами древнерусских книжников // Личность и власть: интеркультурный диалог / М.С. Кисилева. - М.: Московский философский фонд, 1998. - С. 41-73.
76.Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И. Клибанов. - М.: Аспект Пресс, 1996. 368 с.
77.Клосс, Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI - XVII веков / Б.М. Клосс. - М.: Наука, 1980. - 312 с.
78.Клосс, Б.М. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. / Б.М. Клосс, В.Д. Назаров // Древнерусское искусство XIV - XV вв. - М.: Наука, 1984. - С. 283-313.
79.Клюг, Э. Княжество Тверское (1247-1485) / Э. Клюг. - Тверь: РИФ, 1994. - 432 с.
80.Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В.О.Ключевский. - М.: Правда, 1988. - 512 с.
81.Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В.О.Ключевский. - М.: Правда, 1990. - 622 с.
82. Ключевский, В.О. Сочинения / В.О.Ключевский. - М.: Мысль, 1988. Т. 2. - 483 с.
83. Ключевский, В.О. Сочинения/ В.О.Ключевский. - М.: Мысль, 1988. Т. 3. - 450 с.
84. Ключевский, В.О. Краткое пособие по русской истории / В.О.Ключевский. - М.: Рассвет, 1992. - 192 с.
85.Князькин. И.О. Русь и Степь / И.О. Князькин. - М.: Наука, 1996. - 134 с.
86. Кобрин, В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.) / В.Б. Кобрин - М.: Мысль, 1985. - 280 с.
87. Кобрин, В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. / В.Б. Кобрин - М.: РГГУ, 1995. - 240 с.
88.Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. -М.: Наука, 2003. - 485 с.
89.Конявская, Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника ^Ьсередина XV в.) / Е.Л. Конявская. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - 199 с.
90.Конявская, Е.Л. Повесть о Шевкале / Е.Л. Конявская // Литература Древней Руси. Источниковедение. - Л.: Наука, 1988. - С. 216-243.
91.Кривошеев Ю.В. Русская средневековая государственность / Ю.В. Кривошеев. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 132 с.
92.Кричевский, Б.В. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век) / Б.В. Кричевский. - СПб.: Искусство, 2003. - 262 с.
93.Кудрявцев, М.П. Москва - Третий Рим. Историко-градостроительное исследование / М.П. Кудрявцев. - М., 1994. - 256 с.
94.Кучкин, В.А. Дмитрий Донской / В.А. Кучкин // Вопросы истории. - 1995. - № 56. - С. 62-83.
95. Кучкин, В.А. Договорные грамоты московских князей XIV века. Внешнеполитические договоры / В.А. Кучкин. - М.: Древлехранилище, 2003. -367 с.
96.Кучкин, В.А. Победа на Куликовом поле / В.А. Кучкин // Вопросы истории. -1980. - № 8. - С. 3-21.
97.Кучкин, В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой // Куликовская битва / В.А. Кучкин. - М.: Наука, 1984. - С. 26-112.
98.Кучкин, В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XV вв. / В.А. Кучкин - М.: Наука, 1984. - 353 с.
99.Лилиенфельд, Ф. Иоанн Тритемий и Федор Курицын / Ф. Лилиенфельд // Культурное наследие древней Руси. Истоки. Становление. Традиция. М.: Наука, 1976. С. 116-123.
100. Лихачев, Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы Х1-ХУП вв. / Д.С. Лихачев - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР 1945. - 115 с.
101. Лихачев, Д.С. Поэтика древней русской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1979. - 303 с.
102. Лихачев, Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение / Д.С. Лихачев. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. - 499 с.
103. Лихачев, Д.С. Текстология. На материале русской литературы Х-XVII веков / Д.С. Лихачев. - СПб.: Алетейя, 2001. - 536 с.
104. Лурье, Я.С. Вопрос о великокняжеском титуле в начале феодальной войны XV в. / Я.С. Лурье // Россия на путях централизации. - М.: Наука, 1982. - С. 147-152.
105. Лурье Я.С. Вопрос об идеологических движениях конца XV - начала XVI в. в научной литературе / Я.С. Лурье // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (ТОДРЛ). - Л., 1958. - Т. 15. - С. 131-152.
106. Лурье, Я.С. Генеалогическая схема летописей XI—XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» / Я.С. Лурье // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (ТОДРЛ). - Л., 1985. - Т. 40. - С. 190-205.
107. Лурье, Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства / Я.С. Лурье. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. - 240 с.
108. Лурье, Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV -начала XVI в. / Я.С. Лурье - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1960. -533 с.
109. Лурье, Я.С. Из наблюдений над летописанием первой половины XV в. / Я.С. Лурье // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (ТОДРЛ). - Л., 1985. - Т. 39. - С. 285-298.
110. Лурье, Я.С. О возникновении теории «Москва - Третий Рим» (К выходу в свет второго издания книги Х.Шедер) / Я.С. Лурье // Лурье Я.С. Избранные статьи и письма. СПб.: Издательство Европейского университета, 2011. С 119-129.
111. Лурье, Я.С. Проблема главных идеологических направлений в русской литературе конца XV - первой половины XVI века / Я.С. Лурье // Лурье Я.С. Избранные статьи и письма. СПб.: Издательство Европейского университета, 2011. С. 130-144.
112. Лурье, Я.С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин, Дьяк Федор Курицын / Я.С. Лурье. - Л.: Наука, 1988. - 160 с.
113. Макарий, (Булгаков). История русской церкви / (Булгаков), Макарий. -СПб.: В Типографии Императорской Академии наук, 1857. Т. 2. - 786 с.
114. Мельников, С.А. Историко-правовые факторы эволюции Древнерусского государства (IX-XV вв.) / С.А. Мельников. - М.: Голден-Би, 2010. - 224 с.
115. Мельников, С.А. Правовой режим наследования престола в Древней Руси IX - начала XVI вв. Историко-правовое исследование / С.А. Мельников. - М.: Информ-Знание, 2009. - 222 с.
116. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л.В. Милов. - М.: РОССПЭН, 1998. - 572 с.
117. Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2. Царь и царство в русском общественном самосознании. - М.: Институт российской истории РАН, 1999. - 180 с.
118. Муравьева, Л.Л. Летописание Северо-Восточной Руси конца XIII - начала XV века / Л.Л. Муравьева. - М.: Наука, 1983. - 295 с.
119. Муравьева, Л.Л. Московское летописание второй половины XIV-начала XV в. Л.Л. Муравьева - М.: Наука, 1991. - 224 с.
120. Насонов, А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси / А.Н. Насонов. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. - 178 с.
121. Некрасов, И.С. Зарождение национальной литературы в северной Руси / И.С. Некрасов. - Одесса: Тип. П.Францова, 1870. Ч. 1. - 222 с.
122. Новикова О.Л. Ефросин Белозерский и московские книжники последней четверти XV в. / О.Л. Новикова // Очерки феодальной России. - М.,СПб., 2012. Вып. 15. - С. 45-83.
123. Пашуто, В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В.Т. Пашуто, Б.Н. Флоря, А.Л. Хорошкевич. - М.: Наука, 1982. - 264 с.
124. Перхавко, В.Б. Зодчий и книжник / В.Б. Перхавко. - М.: Менеджер, 1997. -172 с.
125. Перхавко В. Б. Государственные начала русского Средневековья / В.Б. Перхавко. // ПИШ. - 2015. - №.5 - С. 3-9.
126. Петров, А.Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии // Древняя Русь: пресечение традиций / А.Е. Петров. - М.: Мера, 1997. -С. 395-419.
127. Петров, А. Е. «Свеча загорелась сама собой.»: Память о Куликовской битве в идеологии Российского государства XV-XVI веков / А.Е. Петров // Родина. - 2003. - № 12. - С. 99-103.
128. Плюханова, М.Б. Сюжеты и символы Московского царства / М.Б. Плюханова. - СПб.: Акрополь, 1995. - 336 с.
129. Пресняков, А.Е. Образование Великорусского государства. Очерки по истории XIII-XV столетий / А.Е. Пресняков. - Пг.: Типография Я. Башмакова и Ко (Надеждинская, 43), 1918. - 460 с.
130. Приселков, М.Д. История русского летописания XI-XV вв. / М.Д. Приселков. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. - 326 с.
131. Прохоров, Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы / Г.М. Прохоров. - СПб.: Алетейя, 2000. - 480 с.
132. Рим, Константинополь, Москва: Сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. VI Международный Семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28-30 мая. -М.: Наука, 1997. - 378 с.
133. Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный Семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29-31 мая 1989 г. - М.: Наука, 1995. - 356 с.
134. Рудаков, В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII - XV вв. / В.Н. Рудаков - М.: Квадрига, 2014. - 248 с.
135. Савва, В.И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей / В.И. Савва. - Харьков: Тип. и лит. М. Зильберберг и с-вья, 1901. - 400 с.
136. Сахаров, А.М. Церковь и образование русского централизованного государства / А.М. Сахаров // Вопросы истории. - 1966. - № 1. - С. 49-65.
137. Свердлов, М.Б. Генезис феодальной земельной собственности в Древней Руси / Свердлов М.Б. // Вопросы истории. - 1978. - №8. - С. 40-56.
138. Селезнев, Ю.В. Особенности трансформации образа темника Мамая в памятниках Куликовского цикла / Ю.В. Селезнев // Верхнее Подонье: Природа. Археология. История. История. - Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2007. Т. 2. Вып. 2. - С. 18-22.
139. Синицына, Н.В. Автокефалия русской церкви и учреждение Московского патриархата (1448 -1589 гг.) / Н.В. Синицына // Церковь, общество и государство в феодальной России. - М.: Наука, 1990. - С. 126-137.
140. Синицына, Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV - XVI в.) / Н.В. Синицына. - М.: Индрик, 1998. - 416 с.
141. Сиренов, А.В. Московский книжник конца XV в. Петр и его произведения / А.В. Сиренов // Труды Отдела древнерусской литературы. Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (ТОДРЛ). - 2001. -Т. 52. - С. 582-595.
142. Скрипль, М.О. Сказание о Вавилоне-граде / М.О. Скриль // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (ТОДРЛ). - 1951. - Т. 9. - С. 119-144.
143. Скрынников, Р.Г. Иван III / Р.Г. Скрынников. - М.: АСТ: АСТ Москва: Транзиткинига, 2006. - 285 с.
144. Скрынников, Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV - XVI вв. / Р.Г. Скрынников. - Новосибирск: Наука, 1991. - 397 с.
145. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI-первая половина XIV в.) / Отв.ред. Д.С.Лихачев. - Л.: Наука, 1987. - 496 с.
146. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI вв.). Ч. 1. А-К. / Отв.ред. Д.С.Лихачев. - Л.: Наука, 1988.- 520 с.
147. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI вв.). Ч. 2. Л-Я. / Отв.ред. Д.С.Лихачев. - Л.: Наука, 1989.- 528 с.
148. Смоленский, Н.И. История и логика. Проблемы общеисторической теории и природы исторических понятий / Н.И. Смоленский. - М.: Изд-во Московского государственного областного университета (МГОУ), 2013. - 183 с.
149. Соловьев, С.М. Сочинения / С.М. Соловьев. - М.: Мысль, 1988.Кн. 2. Т. 3-4.
- 792 с.
150. Соловьев, С.М. Сочинения / С.М. Соловьев. - М.: Мысль, 1989.Кн. 3. Т. 5-6.
- 790 с.
151. Татищев В.Н. Собрание сочинений / В.Н. Татищев. - М.: Ладомир, 1996. Т. 5. - 784 с.
152. Тихомиров, М.Н. Древняя Русь / М.Н. Тихомиров. - М.: Наука, 1975. - 432 с.
153. Тихомиров, М.Н. О происхождении названия Россия / М.Н. Тихомиров // Российское государство XV-XVII веков. - М.: Наука, 1973. - С. 11-18.
154. Тихомиров, М.Н. Российское государство в XV - XVII веков / М.Н. Тихомиров. - М.: Наука, 1973. - 422 с.
155. Тихомиров, М.Н. Русское летописание / М.Н. Тихомиров. - М.: Издательство МГУ, 1979. - 384 с.
156. Тихомиров, М.Н. Средневековая Москва в XIV -XV вв. / М.Н. Тихомиров -М.: Издательство МГУ, 1957. - 292 с.
157. Ткаченко, В.А. История России XIII - XVI вв. Московские великие и удельные князья и цари / В.А. Ткаченко. - М.: Издательство «Школа», 1998. -176 с.
158. Толстой, М.В. История русской церкви / М.В. Толстой. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. - 726 с.
159. Ужанков, А.Н. Концепты «Русь» и «Русская земля» в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. / А.Н. Ужанков // Россия XXI: Общественно-политический и научный журнал. - 2005. - № 5. - С. 134-161.
160. Ужанков, А.Н. О специфике развития русской литературы XI - первой трети XVIII века: стадии и формации / А.Н. Ужанков. М.: Языки славянской культуры, 2009. - 259 с.
161. Успенский, Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 143 с.
162. Успенский, Б.А. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 144 с.
163. Успенский, Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление) / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 680 с.
164. Хорошев, А.С. Политическая история русской канонизации XI-XVI вв. / А.С. Хорошев. - М.: Наука, 1986. - 206 с.
165. Хорошкевич, А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. / А.Л. Хорошкевич. - М.: Наука, 1980. -293 с.
166. Фетищев, С.А. Московская Русь после Дмитрия Донского. 1389 - 1395 гг. / С.А. Фетишев. - М.: Древлехранилище, 2003. - 224 с.
167. Феннел, Дж. Кризис средневековой Руси 1200-1304. / Дж. Феннел. - М.: Прогресс, 1989. - 291 с.
168. Флоря, Б.Н. Исторические судьбы Руси и этническое самосознание восточных славян в XII-XV веках (к вопросу о зарождении восточнославянских народностей) / Б.Н. Флоря // Славяноведение. - 1993. - № 2. - С. 42-66.
169. Фукс, А.Н. «Синопсис» - первая учебная книга по русской истории / А.Н. Фукс. // Преподавание истории в школе. - 2008. - №5. - С. 54-58.
170. Черный, В.Д. «Мамаево побоище» в истории и культуре средневековой Руси / В.Д. Черый. - М.: Прометей, 2003. - 256 с.
171. Черепнин, Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV - XV веках / Л.В. Черепнин. - М.: Соцэкгиз, 1960. - 899 с.
172. Черепнин, Л.В. Русские феодальные архивы XIV - XV веков / Л.В. Черепнин. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1951. Ч. 2. - 427 с.
173. 400-летие учреждения патриаршества в России. IV Centenario delFistituzionedel Patriarcatoin Russia. От Рима к Третьему Риму. Специальный выпуск 1989 года.
Доклады Международной конференции, посвященной 400-летию учреждения патриаршества в России. Москва, 5-6 февраля 1986 г. - М.: Институт истории СССР АН СССР, 1997. - 272 с.
174. Шахматов, А.А. История русского летописания. Т. 2. Обозрение летописей и летописных сводов XI-XVI вв. / А.А. Шахматов - М.: Наука, 2011. - 648 с.
175. Шахматов, А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. А.А. Шахматов - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1938. - 372 с.
176. Щапов, Я.Н Достоинство и титул царя на Руси до XVI века // Царь и царство в русском общественном сознании. Мировосприятие и самосознание русского общества / Я. Н. Щапов. - М.: Институт российской истории РАН, 1999. Вып. 2. - С. 7-16.
177. Щапов, Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси / Я.Н. Щапов. -М.: Наука, 1972. - 342 с.
178. Экземплярский, А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 2.: Владетельные князья Владимирских и Московских уделов и великие и удельные владетельные князья Суздальско-Нижегородские, Тверские и Рязанские / А.В. Экземплярский. - СПб.: Издание графа И.И. Толстого. Типография Императорской Академии наук, 1891. - 710 с.
179. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юрганов. - М.: МИРОС, 1998. - 448 с.
180. Юрганов А.Л. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени / А.Л. Юрганов. - М.: РГГУ, 2006. - 437 с.
181. Янин, В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода / В.Л. Янин. М.: Русскш Мiръ: Жизнь и мысль, 2013. - 444 с.
182. Янин, В.Л. Новгородские посадники / В.Л. Янин. - М.: Издательство МГУ, 1962. - 410 с.
183. Goldblatt, H. Confessional and national identity in early Muscovite literature: The Discourse of life and death of Dmitrii Ivanovich Donskoi / H. Goldblatt // Culture and Identity in Muscovy, 1359-1584. - М.; Los Angeles, 1999. - Р. 85-115.
184. Miller, D. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the Origins of Russian National Consciousness / D. Miller // Forschungen zur osteuropaisechen Geschichte. 1979. B. 26. - P. 263-282
185. Rowland, D. Moscow - the Third Rome or the New Israel? / D. Rowland // Russian Rewiew. - 1996. - Vol. 55. - № 4. - P. 591-614.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.