Концепт огня в культуре: Смыслы и функции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Янкевич, Влатана Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат культурологии Янкевич, Влатана Владимировна
Введение.
Глава 1. Огонь - природный и культурный феномен.
1.1. Огонь в различных сферах культуры.
1.2. Исследование огня в гуманитарных науках.
1.3. Огонь как универсальное понятие - концепт.
Глава 2. Динамика смыслогенеза огня.
2.1 Функции огня в культуре.
2.2 Семантика огня.
2.2.1 Сакрализация огня в культуре.
2.2.2 Семантика огня в ритуалах.
2.2.3 Эквиваленты огня в мифологическом коде.
2.2.4. Огонь в классических философских текстах Индии и
Греции (типологическое сопоставление).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Концептуализация огня в языковой картине мира2010 год, кандидат филологических наук Котова, Юлия Александровна
Культурная единица "дорога": атрибутивно-семантические свойства2001 год, кандидат философских наук Гусева, Екатерина Владимировна
Концепт "ОГОНЬ" в современном русском языке2005 год, кандидат филологических наук Трофимова, Антонина Владимировна
Героический миф в конструировании политической реальности России2008 год, доктор политических наук Щербинина, Нина Гаррьевна
Мифология и ритуал в якутской традиции1999 год, доктор исторических наук Романова, Екатерина Назаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт огня в культуре: Смыслы и функции»
Использование огня является одним из элементов адаптации человека к природной среде. В процессе культурогенеза развивались и совершенствовались способы его применения, огонь превратился в неотъемлемую часть культуры. Применение огня на самых ранних этапах развития культуры стало важной частью социокультурной практики и оказало влияние на антропогенез. Выработанные в процессе освоения мира знания фиксировались в наиболее функциональных явлениях, придавая им высокую семиотическую ценность. Использование огня на протяжении почти всей истории человечества включает его в круг наиболее архаичных символов. В результате развития культуры огонь приобретает не только функциональную ценность, но и значимость в сфере духовной практики. Становление культуры и развитие архаического сознания нашли отражение в многообразии интерпретаций наиболее древних знаков, которые являются универсальными. Изучение первичных образов, с помощью которых человек сохраняет и репрезентирует полученное знание, включает огонь в круг наиболее архаичных и смыслоемких символов.
Масштаб и порядок использования огня выводит его на уровень ментальных образований, воплощающих семантический образ и задающих модель, принцип решения семиотических задач. Использование символики огня для описания картины мира фиксируется в мифологии. Универсальные смыслы архаичных символов, выработанные в процессе смыслогенеза, создают семиотическую модель, которая наследуется в культуре и определяет их восприятие. Интерпретация универсалий позволяет очертить круг значений и проследить процесс их трансформации в современной культуре. Укорененная в сознании матрица активно взаимодействует с современным культурным опытом, в процессе которого создаются новые смыслы и образцы поведения. Изучение универсальной модели огня дает возможность для интерпретации его символики, проявленной в литературе, изобразительном искусстве, кино, в современных традициях его использования.
Предпринятый анализ научных работ об использовании огня продемонстрировал необходимость нового методологического подхода к проблеме. Раскрытие социальных и идейных функций огня позволяет не только проследить историю развития культуры, но и дает возможность человеку раскрыть свой духовный мир, приблизиться к познанию самого себя. Комплексное изучение функций и смыслов огня и описание его универсальной модели в истории культуры определило необходимость данного культурологического исследования.
Теоретический подход к проблеме мировоззренческой структуры картины мира отражен в работах отечественных ученых С.А. Арутюнова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, А.С. Кармина, М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорского, А.Я. Флиера. Функции культуры представлены в исследованиях Б. Малиновского, Р. Мертона, Т. Парсонса, Э.В. Соколова.
Общие вопросы генезиса сознания получили развитие в работах Вяч.Вс. Иванова, В.Б. Иорданского, В.В. Налимова, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. Соотношение смысла и семантического образования были разработаны в трудах отечественных и зарубежных ученых К. Аймермахера, Н.Д. Арутюновой, Ж. Делеза, Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, X. Ортега-и-Гассета, П. Рикера, Б.А. Успенского, М. Фуко. Знаковость концептуальных понятий исследована и проанализирована Вяч.Вс. Ивановым, В.Н. Топоровым, С.Т. Махлиной, В.Д. Лелеко.
Формирование мировоззренческих концептов человека, его ценностных установок рассматриваются в работах Д.А. Леонтьева, М. Мерло-Понти, Ж. Пиаже, Ю.С. Степанова, М. Элиаде.
Изучение общих вопросов теории и истории мифа и мифологического мышления освещены в исследованиях ЯЗ. Голосовкера,
А. Голана, М. Евлезина, В.В. Евсюкова, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, О.М. Фрейденберг, М.И. Шахновича.
Важный механизм порождения смыслов путем создания метафор раскрыт в работах М. Джонсона, Дж. Лакоффа, Э. Маккормака, О.М. Фрейденберг. Изучение процессов формирования культурных кодов, трансляции и интерпретации культурных смыслов изложены в работах У. Эко, В.М. Розина, Б.А. Фролова.
Изучение роли огня в отображении картины мира и возможные варианты его интерпретаций привлекали внимание ученых в работах по исследованию мифологии. Исследователи конца XIX - начала XX веков стремились найти единое объяснение для многочисленных проявлений огня в мифологии, ритуалах и верованиях. В результате такого осмысления развития культуры и религии сложилось несколько теорий относительно поклонения огню: солярная теория (В. Маннхардт, М. Мюллер, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня); поклонение огню как воплощению молнии (А. Кун, В. Шварц); очистительная теория (Э. Вестермарк, Дж. Фрэзер, Э. Роде); как элемент культов плодородия (В. Вундт); как наследие аграрной магии, связанное с лунным культом (Р. Бриффолт); почитание как атрибута бога подземного мира (А. Голан). Одним из наиболее полных собраний мифов о получении огня является работа А. Куна «Происхождение огня и божеств» («Die herabkunft des feurs und des gotterfranks», 1859). К теме мифов о происхождении огня обращался в своих исследованиях Дж. Фрэзер в монографии «Мифы о происхождении огня» («Myths of the origin of fire», 1930 / «Myths sur l'origine du feu», 1931).
Представитель эволюционной школы Э. Тайлор разделял поклонение огню на два вида: первый относится к фетишизму, второй - к политеизму.
В этнографии изучение верований и артефактов, связанных с огнем как неотъемлемой составляющей народной жизни представлено в работах различных авторов. Как пример общих работ можно привести исследования Д.К. Зеленина, В. Харузиной, Н.А. Харузина. Особенно интересной представляется работа В. Харузиной «К вопросу о почитании огня» (1906), которая явилась одним из первых обобщающих исследований по этой проблеме. Источниками фактического материала об огне в русской культуре являются: монография Г. Попова, освещающая использование огня в народной медицине; сборник заклинаний JI. Майкова; собрание обычаев, обрядов и заговоров М. Забылина; материалы Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева, работы С.В. Максимова. В этнографии северных народов вопрос о почитании огня и его бытовом применении освещен в исследованиях В.Г. Богораза, Г.Н. Грачевой, Ю.Б. Симченко.
Отношение к огню как важному элементу родовых культов сохранялось в развитых социальных системах. На этот факт указывают исследователи социальных структур древних обществ (Н.Д. Фюстель-де-Куланж).
В работах по древней истории затрагивался вопрос о способах и времени освоения человеком искусственного добывания огня. Отдельные исследования по вопросу получения огня и возможных вариантов его использования принадлежат Д.Н. Анучину, А.Д. Грачу, В.М. Массону, С.А. Семенову, Б.Ф. Поршневу, П.И. Борисковскому.
Материалы о русском язычестве и поклонении огню содержатся в работах отечественных историков Б.А. Рыбакова, С.М. Соловьева, А.С. Фаминцина. Феномен самосожжения раскольников изучен в монографии Н.И. Костомарова «Раскол». Бытовая и праздничная стороны русской культуры, связанные с огнем, отображены в исторических описаниях И.Е. Забелина и Н.И. Костомарова.
Археологические открытия курганных и иных захоронений в конце XIX способствовали интересу к изучению значений огня в сфере похоронной обрядности. Причины возникновения и идеологические установки обряда кремации затрагивали в своих работах А. А. Котляревский, Ю.А. Шилов, Э. Роде, С. Мюллер.
Исследование лексемы «огонь» в лингвистике и сравнительном языкознании предложено в работах Т.В. Гамкрелидзе, Вяч.Вс. Иванова, М.М. Маковского, А.А. Потебни, Ю.С. Степанова. Сопоставление лексемы «огонь» с широким контекстом инодоевропейских параллелей позволяло реконструировать ее семантику.
Новое понимание огня как некой духовной данности отображено в работах по семиотике культуры. В сферу семиотических исследований огонь включен в трудах А.К. Байбурина, Вяч.Вс. Иванова, К. Леви-Строса, В.Я. Проппа, В.Н. Топорова. В работах A.M. Беленского, Вяч.Вс. Иванова, Д.Н. Овсянико-Куликовского, В.Я. Проппа, В. Харузиной отмечается связь концепта огня с мифологемами коня, змея и птицы.
Представители функциональной теории исследовали функции огня в обрядах и ритуалах. Они указывали на его многофункциональность и возможность объяснения через функции его семантического значения. Определение константных функций огня в мифологии и ритуальной практике очертило круг востребованности объекта в жизни социума. В.Я. Пропп рассмотрел функции огня на материале сказки, Ж. Дюмезиль исследовал функциональные особенности огня в Ригведе.
Структуралисты включили огонь в ограниченный круг универсальных единиц, используемых для интерпретации окружающего мира. К. Леви-Строс в работе «Мифологии: Сырое и приготовленное» выявил посредническую функцию огня в «окультуривании» природы. Оппозиция «сырое» - «приготовленное» определяется им как наиболее фундаментальное противопоставление внутри культурного кода.
В теории психоанализа огонь рассматривался как символический элемент проявления бессознательного. В работе 3. Фрейда «Покорение огня» предложена интерпретация развития культуры как укрощения огня.
Семантика огня в архетипических представлениях коллективного бессознательного изложена в работах К.-Г. Юнга; к ним примыкают исследования А. Менегетти о проявлении огня в сновидениях. Влияние образа огня и его выражение в индивидуальном духовном опыте было продолжено в работе Г. Башляра «Психоанализ огня» («The psychoanalysis of fire», 1964).
Ранние этапы становления логико-дискурсивных практик демонстрируют наследие мифологических представлений. Среди наиболее важных работ, затрагивающих изучение огня в философской рефлексии, отмечаются исследования и комментарии Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосева, Е.П. Островской, С. Радхакришанана, В.И. Рудого, М.М. Шахнович.
Культурологический подход к феномену огня отражен в работах зарубежных и отечественных ученых: JI. Уайт «Энергия и эволюция культуры» (1949), М.С. Каган «Введение в историю мировой культуры», (2000), В.Д. Лелеко «Пространство повседневности в европейской культуре» (2002), Ю.С. Степанов «Константы: словарь русской культуры» (2000).
Объектом исследования явился феномен огня в культуре, зафиксированный в артефактах, фольклоре, мифологии, письменном наследии.
Предметом исследования стали механизмы порождения смыслов концепта «огонь» в процессе познания и интерпретации мира.
Основная цель работы определена как установление универсальных смыслов и выявление функций огня как культурного феномена. Результатом работы стало построение семантической модели концепта огня и установление его смысловых номинаций. Под смысловой номинацией понимается результат процесса соотнесения и присвоения смысла внеязыковому объекту в культуре, закрепленный в текстах и культурном опыте.
В соответствии с поставленной целью в исследовании определяются следующие задачи:
Выявить место феномена огня в системе культуры;
Рассмотреть теоретические концепции огня в различных аспектах его проявления;
Охарактеризовать огонь как духовный и природный феномен;
Исследовать и проанализировать функции огня в культуре;
Проследить процесс аккумуляции и трансформации смыслов огня, как концепта культуры;
Выявить семантику огня в ритуалах.
Теоретическим обоснованием исследования послужили работы: М.С. Кагана, Б. Малиновского, А.А. Пелипенко, Э.В. Соколова, Ю.С. Степанова, М. Фуко. И.Г. Яковенко, ведущих отечественных ученых в области культурологии: С.Н. Артановского, С. А. Арутюнова, С.Н. Иконниковой, А. Я. Флиера.
Теоретической основой исследования стало положение культурологии, рассматривающее культуру как систему. Культурные тексты исследуются как концептуальные мировоззренческие структуры, отображающие мироощущения носителя данной культуры. Базовыми для работы являются положения, утверждающие, что картина мира строится на основе универсалий, существующих в культуре продолжительное время. Способ интерпретации универсалий определяется формой освоения мира. Смыслы, выработанные в процессе интерпретации, обусловлены функциями феномена в культуре. С помощью данных образований накапливается практический опыт освоения мира, репрезентируется и транслируется информация. В результате смыслогенеза образуется культурная форма -концепт. Концепт сохраняет архаические слои «знаковости», характеризующие различные способы познания действительности и кодирования полученного знания, смыслы которых могут быть обнаружены в процессе интерпретации.
Огонь, как один из архаичных компонентов культуры, включен в универсальный код и является в сознании субъекта феноменом, посредством которого происходит познание мира. Исследование строилось по выявлению и описанию наиболее общих функций и смыслов огня в культуре. Рассмотрение значительных различий свелось бы лишь к описанию особенностей культурных институтов, связанных с применением огня тем или иным сообществом. Если бы подавляющее большинство явлений, связанных с огнем в описываемых культурных сообществах, обнаруживали бы тождественность, то в результате такого исследования возможно построение единой семантической модели концепта «огня». В работе учитывается именно этом момент. Поэтому структурное описание семантической модели строится на основе выделения в описываемом концепте семантических уровней, зависящих от связи между объектом и транслируемым смыслом, и исследования смысловых номинаций этого уровня, остающихся инвариантными в различных культурах.
Для выполнения задач исследования был выбран и применен системный подход, опирающийся на методологические предпосылки культурологии. Приоритетными методами для исследования стали историко-культурологический, историко-сравнительный, структурно-функциональный, семиотический. Комплекс методов теоретического, кросс-культурного анализа, а также применение методов герменевтики.
Исследование проведено на материалах археологии, этнографии, антропологии, ряде исторических работ. Основной акцент в работе сделан на интерпретацию ритуалов, обрядов, фольклорного материала, литературных текстов. Изучены ранние религиозно-философские тексты Индии и античной Греции, классические мифологии народов индоевропейской группы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Лингвокультурологическая реконструкция мифологического комплекса "Человек - Природа" в русской языковой картине мира2003 год, доктор филологических наук Кошарная, Светлана Алексеевна
Бинарные концепты "Огонь" и "Вода" как фрагмент языковой картины мира: на материале английского и татарского языков2009 год, кандидат филологических наук Хайруллина, Динара Дилшатовна
Этносимволические формы мордовской культуры: генезис и эволюция2007 год, кандидат исторических наук Рябов, Николай Владимирович
Священное пространство мифа: Философско-культурологический анализ2005 год, кандидат философских наук Куликова, Марина Евгеньевна
Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера2009 год, кандидат культурологии Кузьмина, Любовь Аркадьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Янкевич, Влатана Владимировна
Заключение
Огонь - структурообразующий принцип культуры. Он, наряду с геометрическими фигурами и числами, задает схему перевода внешних, чувственных знаний в ментальные формы. Огонь существует как идея, семантическое образование, посредством которого сохраняются и передаются смыслы в культуре. Вариации его смыслов разнообразны, зависят от способа интерпретации мира и кодирования полученных знаний.
Универсальные формы четырех первоэлементов использовались для объяснения мира с момента зарождения культуры. Однако интерпретации их как единиц культурных кодов, содержащих универсальные смыслы, при помощи которых происходит структурирование мира, является открытием науки XX века.
Огонь как катализатор культурогенеза - возникнув в культуре как элемент адаптации человека к природной среде, превратился в ч социокультурный инструмент адаптации природы к человеку.
Исследование функций огня позволило выявить закономерность возникновения его смыслов и их многообразие. Многофункциональность огня ассоциативно сопрягает его с различными сторонами жизнедеятельности человека, что ведет к сакрализации огня и его полисемантичности в культуре. Как полифункциональное и полисемантическое явление огонь становится сакральным элементом культуры.
Огонь является важным элементом в описании картины мира. В культуре сформировано восприятия огня как символического выразителя Закона мироздания. На знаковом уровне огонь воплощает понятие «центра». Дальнейшая семантизация наделяет его смыслами символического выразителя жизни, творческого начала, высшей божественной сущности. Огонь символизирует космический, Вселенский принцип.
Универсальным в культуре становится осмысление огня в двух аспектах: как физического воплощения огня - пламени; как идеальной, сакральной субстанции. Физически проявленный огонь приобретает космологические характеристики: небесный (Солнце, молния), земной (очаг) и подземный (вулкан). Для уточнения происхождения и функций данных субстанций используется метафора как смысловой проводник. К универсальным смыслам огня отнесено также представление о «человеческом» огне: творческой, жизненной энергии, любви.
Архаические слои знаковости сохраняются в концепте и обнаруживаются в ранних логико-дискурсивных практиках, а также при интерпретации современных представлений об огне и при использовании огня в современной культуре.
Концепт огня совмещает в себе все принципы знаковости, обнаруживающие себя одновременно. В результате развития культуры увеличиваются коннатационные смыслы огня, оставляя инвариантными смыслы универсальной семиотической модели концепта. Присутствие универсальных смыслов, их воздействие наблюдается и в современной культуре.
Став мощным катализатором развития культуры, в современном мире огонь уступает место электричеству. В повседневной жизни все чаще для приготовления пищи, отопления и освещения используется электроэнергия. Сужение применения огня в современной культуре приводит к повышению статуса события, предмета, связанного с огнем. Свечи, камины становятся элементом престижа.
Концепт «огонь» - принадлежит глубинными ментальным структурам и не утратил свое значение в культуре, он доминирует в обозначении ряда ценностных компонентов человеческой жизни.
Всестороннее исследование культуры посредством интерпретации универсальных архаических матриц познания мира, укорененных в сознании человека, необходимо дополнить моделями иных первоэлементов. Данная работа лишь намечает методологические подходы и приемы таких исследований.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Янкевич, Влатана Владимировна, 2003 год
1. Авеста в русских переводах (1861-1996 гг.): Священное писание зароастризма / Ред. И.В. Рак; Вступ. статья С.Н. Соколова, И.С. Брагинского. - СПб.: Журнал «Нева»: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1998,- 477 е.: ил.
2. Авеста. Избранные гимны / Пер. с авестийского и коммент. И. М. Стеблин-Каменского; Предисл. В.А. Лившица; Худ. В. Серебровский. -Душанбе.: Адиб, 1990. 173 е.: ил. - Библиогр.: с. 149-155.
3. Аймермахер К. Знак, Текст, Культура / К. Аймермахер; Предисл. Вяч.Вс. Иванова М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 258 с. - Библиогр.: с. 172-183.
4. Англо-русский фразеологический словарь. В 2 кн. Кн. 1. / Сост. А.В. Кунин. 3-е изд. испр. -М.: Сов. Энциклопедия, 1967. - 738 с.
5. Анучин Д.Н. Открытие огня и способы его добывания./ Д.Н. Анучин. -М.: Гос. изд-во, 1922. 24 е.: ил.
6. Аристотель Сочинения. В 4 т. Т.З / Аристотель; Ред., вступ. ст. и примеч. И. Д. Рожанского. М.: Изд-во «Мысль», 1981. - 586 с.
7. Артановский С.Н. Понятие культуры. / С. Н. Артановский. СПб.: СПбГУКИ, 2000,- 36 с.
8. Ю.Арутюнов С.А. Язык: Культура: Этнос / С. А. Арутюнов; РАН Научный совет по ист. мировой культуры. М.: Наука, 1994. - 234 с.
9. П.Арутюнова М. Д. От образа к знаку / М.Д. Арутюнова // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. Сб. ст. / Ред. В.В. Петров. -М., 1988.-С. 147-161.
10. Архаический ритуал в фольклоре и раннелитературных памятниках: Сб. ст. / Сост. Л.Ш. Рожанский; Предисл. И. Мелетинского; АН СССР. М.: Наука, 1988,- 329 с.
11. Археология и методы исторических реконструкций: Сб. ст./ АН УССР; Ин-т археологии; Ред.: В.Ф. Генинг. Киев: Наука Думка, 1985,- 192 е.: ил.
12. Атхарваведа: древнейшее собрание индийских заговоров: Избранное / Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я. Елиазренковой. 2-е изд. стереот. - М.: Наука, 1989.-405 с.
13. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3 т. T.l. / А.Н. Афанасьев; М.: Сов. Писатель, 1995.- 411 с.
14. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3 т. Т.2. / А.Н. Афанасьев; М.: Сов. Писатель, 1995,- 396 с.
15. Бадж У. Легенды о египетских богах: Нижель Ж. «Мистерии» Осириса в Древнем Египте: Шваллер де Любич Р. О символе и символичном / У. Бадж, Ж. Нижель, Р. Швалллер де Любич. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001. 298 е.: ил. -Библиогр.: с. 288-289.
16. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. -314 с.
17. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. Л.: Наука, 1983,- 191 с.
18. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов / А.К. Байбурин -СПб.: Наука, 1993.-237 с.
19. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихи. Переводы. Статьи / К.Д. Бальмонт; Вступ. ст. Д.Г. Макогоненко. М.: Правда, 1990. - 606 с.
20. Бальмонт К. Д. Полное собрание стихов: Под северным небом: Элегии, стансы, сонеты 1884, Зима, В безбрежность, Тишина. В 4 т. Т. 1. / К. Д. Бальмонт М.: Скорпион, 1909. - 267 с.
21. Бальмонт К. Д. Полное собрание стихов: Будем как солнце: книга символов. 1902. В 4 т. Т.З. / К. Д. Бальмонт,- М.: Скорпион, 1909. 267 с.
22. Беленский А. М. Конь в культах и идеологических представлениях народов средней Азии и Евразийских степей в Древности и раннем Средневековье / A.M. Беленский // Краткие сообщения института археологии. М., 1978. - Вып. 154. - С. 31-39.
23. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе / В.П. Белянин. М.: Тривола, 2000,- 247 е.: ил. -Библиогр.: с. 242-247.
24. Березанская С.С. Еще раз о Белогрудовских зольниках / С.С. Березанская // Религиозные представления в первобытном обществе: Конференция: тезисы докладов / Под ред. Д.А. Крайнова. М., 1987. -С. 117-120.
25. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета Лондон: Clays Ltd, St Ives pic, 1990. - 1218 с.
26. Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерманн. М.: Республика, 1996. - 334 е.: ил. - Библиогр.: с. 312- 328.
27. Богораз В. Г. Чукчи. В 2 т. Т.2. Религия / В.Г. Богораз; Ред. Ю.П. Францова. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. - 196 е.: ил.
28. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс; Пер. с англ. и прим. И. М. Стеблин-Каменского. 2-е изд. испр. - М.: Наука, 1988. - 301 е.: ил.
29. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества / П.И. Борисковский. JL: Наука, 1979. - 240 с.
30. Борисковский П. И. Освоение огня // Краткие сообщения института археологии. 1940. - № 6. - С. 47-51.
31. Борисковский П. И. Палеолит Украины / П.И. Борисковский; Материалы Ин-та Археологии Вып. 40. - M.-JL, 1953. - 286 с.
32. Брихадараньяка Упанишада / Пер., предисл. и коммент. А .Я. Сыркина. -М.: Наука, 1964.-237 с.
33. Брюсов В. Огненный ангел: Роман, повести, рассказы / В. Брюсов. -СПб.: Северо-Запад, 1993. 909 с.
34. Быт великорусских крестьян-землепашцев: Этнографическое бюро кн. В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Авт. сост. Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. - 472 с.
35. Варбот Ж. Ж. К этимологии славянских прилагательных со значением «быстрый»: Прилагательные с корнем *уъ/ьгк-: русское «сверкать» / Ж.Ж. Варбот // Этимология 1991-1993. М., 1994. - С. 53-57.
36. Варбот Ж. Ж. К этимологии славянских прилагательных со значением «быстрый». 3 / Ж.Ж. Варбот // Этимология 1994-1996. М., 1997. - С. 37-41.
37. Васубандху Абхидхармакоша. Раздел третий: Учение о мире / Пер. с санкрита, введение, коммент. и ист.-философ. исслед. Е. П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Андреев и сыновья. 1994. - 336 с. - прил.: с. 290335.
38. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. М.: Языки рус. культуры, 2001. -287 с. - Библиогр.: с. 271287.
39. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. М.: Наука, 1978. - 239 е.: ил.
40. Видейко М.Ю., Шамгний Н.М. Святилища и культовые места на крупных трипольских поселениях / М.Ю. Видейко, Н.М. Шамгний // Религиозные представления в первобытном обществе: Конференция: тезисы докладов / Под ред. Д.А. Крайнова. М., 1987. - С. 169-171.
41. Вундт В. Миф и религия / В. Вундт; Ред. Д.Н Овсянико-Куликовский -СПб.: Брокгауз и Ефрон., 1913. 416 с.
42. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер; Предисл. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.
43. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Сб. ст. / Ред. B.C. Попов. М.: Алатейя; Киев: Ирис, 1998. - 625 е.: ил. -Библиогр.: с. 621-624.
44. Гиро П. Быт и нравы древних греков / П. Гиро. Смоленск: Русич, 2000. - 618 е.: ил.
45. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований / О.И. Глазунова. СПб.: Филолог, фак. СПб ГУ., 2000. - 190 с.
46. Голан А. Миф и символ / А. Голан. 2-е. изд. - М.: Руслит; Иерусалим: Тарбут, 1994.-371 е.: ил.
47. Голосовкер Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер; Под ред. Д.А. Ольдергге. М.: Наука, 1987. - 217 с.
48. Грач А. Д. Новое о добывании огня, происхождении и семантике циркульного орнамента / А.Д. Грач // Краткие сообщения института археологии. М., 1966. - Вып. 107. - С. 28-33
49. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра: На материале нганасан XIX-XX в. / Г.Н. Грачева; Под ред. И.М. Таксами. -Л.: Наука, 1983. 173 е.: ил.
50. Грачева Г.Н. Этнические особенности языческой культуры / Г.Н. Грачева // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Сб. ст. / Ред. А.С. Мыльников. Л., 1989. - С. 102-121.
51. Григорян А. Первочеловек и Первослово (к истокам мифа о Прометее) /
52. A. Григорян // Знаки Балкан. Сб. ст. Ч. 1 / Рос. АН Ин-т славяноведения и балканистики; Ред. Н.П. Гринцер. Л., 1994. - С. 135-171.
53. Гринцер П.А. Тайный язык Ригведы / П.А. Гринцер. М.: РГГУ, 1998. -69 с.
54. Гуревич А.Я. Народная магия и церковный ритуал / А.Я. Гуревич // Механизмы культуры. Сб. ст. / АН СССР Научн. Совет по ист. мировой культуры; Комиссия по изучению культуры как коммуник. системы / Ред. Б.А. Успенский. М., 1990. - С. 3-28.
55. Даль В. И. Пословицы русского народа. В 3 т. Т.З / В.И. Даль. М.: Русская книга, 1994. - 736 с.
56. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2. /
57. B.И. Даль,- М.: Терра, 1994. 779 с.
58. Даркевич В. П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве / В.П. Даркевич // Советская археология. 1961. - № 4. - С. 91-102.
59. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: Изд. центр «Академия», 1995. -297 с.
60. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учеб. пособие / М.А. Дерягина; Ун-т Рос. Академии образов. М.: УРАС, 1999. - 207 е.: ил.
61. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей / В. Р. Дольник. М.: Педагогик-пресс, 1994,207 е.: ил.
62. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Ж. Дюмезиль; Ред. Д.А. Ольдерогге; АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1986. - 234 с.
63. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: Тотмическая система в Австралии / Э. Дюркгейм // Социология религии: классические подходы: Хрестоматия / Ред. М.П. Гапочкин, Ю.А. Кимелева,- М.: Рос. АН ИНИОН, 1994, С. 9-69
64. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной / В.В. Евсюков. М.: Политиздат, 1986.- 110 е.: ил.
65. Есин Ю. Н. О семантике изображений окуневского искусства в виде круга или квадрата с лучами / Ю.Н. Есин // Археология, Этнография и Антропология Евразии. 2002. - №1 (9). - С. 96-106
66. Журавлев А. Ф. Из русской обрядовой лексики: «живой огонь» / А.Ф. Журавлев // Общеславянский лингвистический атлас: Материалы и исследования 1976 / Ред. Р.И. Аванесов. М., 1978. - С. 204-228
67. Жюльен Н. Словарь символов / Н. Жюльен. Челябинск: Урал ЛТД, 1999.-497 е.: ил.
68. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI-XVII веках. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетьях / И. Е. Забелин. М.: Языки рус. культуры, 2000. - 480 с.
69. Зеленин Д. К. Народный обычай «греть покойников» / Д.К. Зеленин // Сборник харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1909.-Т. 18. - С. 256-271
70. Иванов Вяч. Вс. Ассиметрия мозга и динамика знаковых систем: Нечет и чет / Вяч.Вс. Иванов // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике. В 2 т. Т. 1. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1998. - С. 381-605
71. Иванов Вяч.Вс. Реконструкция структуры, символики и семантики индоевропейского погребального обряда / Вяч.Вс. Иванов // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. -М., 1990. С. 5-12.
72. Иванов Вяч. Вс. О культе огня у хеттов / Вяч. Вс. Иванов // Древний мир. Сб. ст. / Ред. Н.В. Пигулевская. -М., 1962. С. 266-272.
73. Иванов Вяч. Вс. Опыт истолкования древнеиндийского ритуала и мифологических терминов образов от asva-конь / Вяч.Вс. Иванов // Из работ Московского семиотического круга. Сб. ст. / Сост. Т.М. Николаева. М„ 1997. - С. 173-221.
74. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (древний период) / Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров. М.: Наука, 1965,- 246 с.
75. Иванов С. В. Скульптура народов Сибири XIX первой половины XX века / С.В. Иванов. - JL: Наука, 1970. - 296 е.: ил. - Библиогр.: с. 287293.
76. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: Учеб. пособие. В 3 ч. / С.Н. Иконникова. СПб.: Спб ГУКИ, 2001. -Ч. 1 - 104 е.; Ч. 2 -180 е.; Ч. 3-151 с.
77. Иорданский В. Б. Хаос и гармония / В.Б. Иорданский. М.: Наука, 1982. -343 с.
78. Йонас Г. Гностицизм / Г. Йонас. СПб.: Лань, 1998. - 383 с.
79. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. Кн. 1 / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 2000,- 367 е.: ил. - Библиогр.: с. 355-367.
80. Каган М. С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
81. Кандцедикас А. Шедевры еврейского искусства. В 3 т. Т. 1. Бронза = Bronze Альбом. / А. Кандцедикас М.: Имидж, 1993. - 320 е.: ил.
82. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ред. С. А. Токорев. М.: Наука, 1983.-222 с.
83. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы к. 19- н. 20 вв.: Весенние праздники. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ред. С. А. Токорев. М.: Наука, 1977. - 357 е.: ил.
84. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы к. 19- н. 20 вв.: Зимние праздники. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ред. С. А. Токорев. М.: Наука, 1973. - 351 е.: ил.
85. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы к. 19- н. 20 вв.: Летне-осенние праздники. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ред. С. А. Токорев. М.: Наука, 1978. - 295 с.
86. Календарные обычаи и обряды народов Передней Азии: Годовой цикл. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ред. Р.Ш. Джарынгасимова. -М.: Наука, 1998. 336 е.: ил.
87. Кармин А. С. Основы культурологии: Морфология культуры / А.С. Кармин. СПб.: Лань, 1997. - 512 с.
88. Кассирер Э. Сила метафоры / Э. Кассирер // Теория метафоры. Сб. ст. / Ред. Н.Д. Арутюнова, М.А. Журинский. М., 1990. - С. 33-44.
89. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия / Э. Кассирер // Избранное: Индивид и космос. СПб.: Университ. Книга: Культ, инициатива, 2000. - С. 271-436.
90. Кёйпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии: Исследование по фольклору и мифологии востока / Ф.Б.Я. Кёйпер. М.: Наука, 1986. -196 с.
91. Кессиди Ф. X. Гераклит / Ф.Х. Кессиди. М.: Мысль, 1982. - 199 с.
92. Козловский В. П. Культурный смысл: генезис и функции / В.П. Козловский. Киев: Наука думка, 1989. - 126 с.
93. Коналинский Вл. Словарь символов / Вл. Коналинский. Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. 267 с.
94. Костомаров Н.И. Славянская мифология: Исторические монографии и исследования / Н.И. Костомаров. М.: Чарли, 1995. - 688 с.
95. Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях / Н.И. Костомаров; Автор очерка и коммент. Б.Г. Литвак; Ред. Н.И. Павленко. М.: Республика, 1992. - 303 с.
96. Костомаров Н.И. Раскол: Исторические монографии и исследования / Н.И. Костомаров. М.: Чарли, 1994. - 608 с.
97. Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян: Исследование А. Котляревского. Ч. 1. / А.А. Котляревский. М.: К.А. Попов, 1868.-252 с.
98. Криворучко М., Мишин П., Смирнов И. Москва героям Великой Отечественной / М. Криворучко, П. Мишин, И. Смирнов. - М.: Моск. рабочий, 1977. - 384 с.
99. Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры. Сб. ст. / Ред. Н.Д. Арутюнова, М.А. Журинский. -М., 1990.-С. 387-415
100. Ламберг-Карловский К. Огонь до изобретения керамики и металла / К. Ламберг-Карловский // Советская археология. 1991. - № 1. - С. 156160.
101. Лаушкин К. Д. Онежское святилище. В 2 ч. 4.2 / К.Д. Лаушкин // Скандинавский сборник. Вып. 5 / Тартурский университет, 1962. С. 177-182.
102. Леви-Строс К. Мифологии: В 4 т. Т. 1. Сырое и приготовленное / К. Леви-Строс. М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН; СПб.: Универ. книга, 2000. -398 е.: ил. - Указ. мифов: с. 368-375.
103. Леви-Строс К. Мифологии: В 4 т. Т. 2. От меда к пеплу / К. Леви-Строс. М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН; СПб.: Универ. книга, 2000. - 441с.: ил. - Библиогр.: с. 423-439.
104. Левин-Дорш А., Кунов Г. Техника доисторической эпохи. В 3 ч. Ч. 1. Огонь, жилище / А. Левин-Дорш, Г. Кунов; Предисл. Е.Т. Кагарова. -Харьков: Гос. изд. Украины, 1923. 123 е.: ил.
105. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко. СПб.: СПб ГУКИ, 2002. - 320 с. - Библиогр.: с. 265-291.
106. Лелеков Л. А. Авеста в современной науке / Л.А. Лелеков. М.: Гос НИИ Реставрации, 1992. - 362 с. - Библиогр.: с. 294-362 (1273 назв.).
107. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. - 486 е.: ил. -Библиогр.: с. 445-483.
108. Лосев А. Ф. Бытие: Имя: Космос / А.Ф. Лосев; Ред. А.А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993.-958 с.
109. Лосев А.Ф. Мифы греков и римлян / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1996. -975 с. - Библиогр.: 889-907.
110. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Прогресс. Гнозис, 1992.-270 с.
111. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума: предварительная публикация / Ю.М. Лотман. -М.:Б.и„ 1977.- 18 с.
112. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб: Искусство-СПб, 2000,- 704 с.
113. Лурия А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979.319 с.
114. Майков Л. Великорусские заклинания / Л. Майков. СПб.: типография Майкова, 1869. - 164 с.
115. Маккормак Э Когнитивная теория метафоры / Э. Маккормак // Теория метафоры. Сб. ст. / Ред. Н.Д. Арутюнова, М.А. Журинский. М.: Прогресс, 1990. - С.358-387
116. Маковский М. М. Концепт движения в языке и культуре / М.М. Маковский. М.: МГПУ, 1996. - 121 с.
117. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образы мира и миры образов / М.М. Маковский. М.: Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 1996. - 416 с.
118. Маковский М.М. Феномен табу в традициях и в языках индоевропейцев. Сущность формы - развитие / М.М. Маковский. - М.: МГПУ, 2000. - 161 с.
119. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов. СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903. - 526 с.
120. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. М.: ОГИ, 1999.-205 с.
121. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский; Ред. Ю.П. Сенокосов. 2-е доп. -М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999. - 216 с.
122. Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественноисторической гносиологии / М.К. Мамардашвили; Под ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. - 303 с.
123. Мандельштам А М. Памятники эпохи бронзы в Таджикистане / A.M. Мандельштам. Материалы Ин-та археологии. - Вып. 145, - Л., 1968. -268 с.
124. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учебн. пособие: для студентов вузов / В.А. Маслова. М.: Academia, 2001. - 203 с. - Библиогр.: с. 194203.
125. Массон В. М. Огонь в эпоху палеолита: многообразие функций / В.М. Массой // Советская археология. 1991. - № 1. - С. 160 -161
126. Массон В. М. Первые цивилизации / В.М. Массон. М.: Наука, 1989. - 274 е.: ил. - Библиогр.: с. 259-271.
127. Матюшин Г. Н. Археологический словарь / Г.Н. Матюшин. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 304 е.: ил.
128. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. В 2 ч. / С.Т. Махлина СПб.: СПб ГУКИ, 2000.-552 с.
129. Махлина С. Т. Язык искусства: Учебное пособие / С.Т. Махина. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1990. - 85 с.
130. Машков В.В. Индийские исследователи о роли Индии в развитии мировой культуры / В.В. Машков // Индийская философия и мировая культура. Сб. к 17 Всемирному философскому конгрессу 21-27.8.83 Монреаль / Ред. О.В. Мезенцева. М., 1983. - С. 61-70.
131. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-407 с.
132. Меликов В. В. Введение в текстологию традиционных культур: На примете «Бхагавадгиты» и других индийских текстов / В.В. Меликов; Рос. гос. гум. ин-т. -М.: РГГУ, 1999.-301 е.: ил. Библиогр. с. 298-300.
133. Менегетти А. Словарь образов: Практическое руководство по имагогике / А. Менегетти; Ред. Е.В. Романовой, Т.И. Сытько. Л.: ЭКОС, 1991.-112 е.: ил.
134. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; Ред. И.С. Вдовин, С.Л. Фокин. СПб.: Наука, 1999. - 605 с.
135. Мертон Р. Явление и латентные функции / Р. Мертон // Американская социальная мысль: Тексты / Ред. В.А. Добрентков; Сост. Е.И. Кравченко. -М„ 1994.-С. 379-448.
136. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. / Ред. С.А. Токарев. 2-е изд. - М.: Российская энциклопедия; Минск: Диллер; Смоленск: Русич, 1994. - Т. 1 - 671 е.; Т. 2 -719 с.
137. Михайлов Н. А. Локи и Прометей (к типологии протоперсонажа) / Н.А. Михайлов // Знаки Балкан. Сб. ст. Ч. 1 / Рос. АН Ин-т славяноведения и балканистики; Ред. Н.П. Гринцер. Л., 1994. - С. 116128.
138. Мосс М. Социальная функция священного / М. Мосс. СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.
139. Мюллер М. Религия как предмет сравнительного изучения: Лекции профессора М. Мюллера / М. Мюллер; Пер. Л.М. Гилевич,- Харьков: Издание переводчика, 1887. 138 с.
140. Мюллер М. Сравнительная мифология / М. Мюллер. М.: типография Грачева и К0, 1863. - 122 с.
141. Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода. В 5 т. Т.
142. Ада, или Радость страсти / В.В. Набоков. СПб.: Симпозиум, 1997. -701 с.
143. Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода. В 5 т. Т.
144. Бледное пламя / В.В. Набоков. СПб.: Симпозиум, 1997. - 667 с.
145. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смысла и смысловая архитектоника личности /В.В. Налимов. М.: Прометей, 1989. - 287 е.: ил. - Библиогр.: с. 266-277.
146. Народные русские сказки из сборника Афанасьева А. Н. / Вступ. ст. и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худ. Т. Маврина. М.: Художественная литература, 1978. - 348 е.: ил.
147. Нейхард А. Происхождение креста / А. Нейхард. М.: Сов. Россия, 1975.- 56 с.
148. Неуступов А. Д. Следы почитания огня в Кадниковском уезде / А.Д. Неуступов // Этнографическое обозрение. 1913. - № 1-2. - С. 245-247
149. Николов Т. Долгий путь жизни / Т. Николов. М.: Мир, 1986,- 167 е.: ил.
150. Новый Французско-русский словарь / Ред. В.Г. Гак, К.Л. Ганынина. -4-е изд. М.: Рус. яз., 1998. - 758 с.
151. Новый энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин. М.: Рипол Классик, 2000. - 1455 е.: ил.
152. Овсянико-Куликовский Д.Н. Ведийские этюды. О влиянии Индры и Агни / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Журнал министерства народного просвещения. 1891. - Т. 274, март. - С. 1-17.
153. Овсянико-Куликовский Д.Н. К истории культа огня у индусов в эпоху вед / Д.Н. Овсянико-Куликовский Одесса: Тип. Одесского вестника, 1887.- 120 с.
154. Огибенин Б. Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» (ведийская космогония) / Б.Л. Огибенин; Ред. Т .Я. Елизаренкова. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1968. - 115 с.
155. Огонь в истории культуры: Брошюра выставки / АН СССР Музей антропологии и этнографии JL: Изд-во АН СССР, 1928. - 10 с.
156. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; Рос. АН Ин-т рус. яз.; Рос. фонд культуры. М.: «Азъ» Ltd, 1992. - 955 с.
157. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. Сб. ст. / Ред. Н.Д. Арутюнова, М.А. Журинский. М., 1990. - С. 68-82.
158. Парсонс Т. Система координат действий и общая теория систем действий: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социальная мысль: Тексты / Ред. В.А. Добрентков; Сост. Е.И. Кравченко. М., 1994. - С. 448-469.
159. Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М.: Языки рус. культуры, 1998. - 371 с. -Библиогр.: с. 365-371.
160. Перевозчиков И.В., Хрианфова Е.Н. Антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по курсу «Биология» / И.В. Перевозчкиков, Е.Н. Хрианфова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МГУ, 1999.-353 с.
161. Петров JI. В. Массовая коммуникация и культура: Введение в теорию и историю: Учебное пособие / JI.B. Петров. СПб.: СПб ГУКИ, 1999. -211 с.
162. Пиаже Ж. Психогенез знания и его эпистемологическое значение / Ж. Пиаже // Семиотика. Сб. ст. / Сост., вступ. статья и ред. Ю.С. Степанова. М., 1983.-С. 90-101
163. Платон Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3 / Платон; РАН Инт филос. М.: Изд-во «Мысль», 1994. - 655 с.
164. Платонов С. Ф. Полный курс лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. СПб.: Литера, 1999. - 799 с.
165. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина / Г. Попов СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. - 404 с.
166. Поршнев Б. Ф. О древнейшем способе получения огня / Б.Ф. Поршнев // Советская Этнография. 1955. - № 1. - С. 7-39.
167. Потебня А. Символ и миф в народной культуре / А. Потебня. М.: Лабиринт, 2000.-479 с. - Библиогр.: с. 433-450.
168. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. -Л.: Наука, 1986. 365 с.
169. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1963. - 143 с. - Библиогр.: с. 137-141.
170. Путилов Б. Миф Обряд - Песня Новой Гвинеи / Б. Путилов - М.: Наука, 1984. - 383 с.
171. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры / В.Л. Рабинович. М.: Наука, 1979. - 391 е.: ил.
172. Рабинович B.JI. Образ мира в зеркале алхимии: От стихий и атомов древних до элементов Бойля / В.Л. Рабинович. М.: Энергоиздат, 1981. - 152 е.: ил.
173. Равдоникас В.И. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений / В.И. Равдоникас // Советская Археология. -1937. -№ 4. С. 11-32.
174. Радхакришанан С. Индийская философия. В 2 т. Т.1 / С. Радхакришанан. М.: ТОО «Стикс», Б.г. - 643 с. - Библиогр.: с. 623-638.
175. Рак И. В. Мифы древнего Египта / И.В. Рак. СПб.: Петро-РИФ, 1993.-270 с.
176. Ригведа: мандалы I-IV / Перевод Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989.-767 с.
177. Ригведа: мандалы V-VIII / Перевод Т.Я. Елизаренковой; Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1995. - 743 с.
178. Ригведа: мандалы IX-X / Перевод Т.Я. Елизаренковой; Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1999. - 559 с. - Библиогр.: с. 354-550.
179. Рикер П. Конфликт интерпретации: Очерки о герменевтики / П. Рикер. -М.: Моск. фил. фонд, 1995,- 411 с.
180. Рикер П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью / П. Рикер; Ред. и послесл. И.С. Вдовина; Рос. АН Ин-т философ. -М.: АО «КамЬ>: Изд. центр Academia, 1995,- 159 с.
181. Розин В.М. Семиотические исследования / В.М. Розин. СПб.: Универс. Книга; М.: Perse, 2001. - 251 с. - Библиогр.: с. 244-246.
182. Рыбаков Б. А. Язычество славян / Б.А. Рыбаков; Ин-т археологии. -2-е изд. М.: Наука, 1994. - 606 е.: ил.
183. Семенов С. А. Добывание огня трением / С.А. Семенов // Материалы по этнографии. Л., 1963. - Вып. 3. - С. 44-52.
184. Семенов С. А. Значение труда для развития интеллекта в антропогенезе / С.А. Семенов // Советская антропология. 1959. - № 2. -С. 31-50.
185. Семенцов В. С. Проблема интерпретации брахманической прозы: Ритуальный символизм / B.C. Семенцов. -М.: Наука, 1981. 181 с.
186. Серов Н. В. Хроматизм мифа / Н.В. Серов. Л.: объединение «Всесоюзн. кн. центр», 1992. - 351 е.: ил.
187. Сержпутовский А. Очерки Белоруссии о добывании огня. / А. Сержпутовский // Живая старина. 1909. - кн. 69. - С. 40-45.
188. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. Сб. ст. / Ред. Н. Л. Жуковскго, Г.Г. Страйнович; АН СССР Ит-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1980. - 207 е.: ил.
189. Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии / Ю.Б. Симченко; АН СССР Ит-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1976. 311 е.: ил.
190. Славянская мифология: Энциклопедический словарь: А-Я / РАН Ин-т славяноведения / Ред. С.М. Тостая. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Междунар. отношения, 2002. - 509 е.: ил.
191. Славянская мифология: А-Я / Ред. В.Я. Петрухин. М.: ЭЛЛИС ЛАК, 1995.-414 с.
192. Славянский и балканский фольклор: Реконструкция древнеславянской духовной культуры: История и методы. Сб. ст. / АН СССР Ин-т славяноведения и балканистики / Ред. С.М. Толстая. М.: Наука, 1989.-269 с.
193. Смирнов Ю. А. Древние погребения / Ю.А. Смирнов // Природа. -1986. № П. - С. 58-68.
194. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. В 4 ч. Ч. 1. / И.М. Снегирев. М.: Сов. Россия, 1990. - 156 с.
195. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебное пособие / Э.В. Соколов; Ленингр. гос. Ин-т культуры им. Н.К. Крупской. -Л.: ЛГИК, 1989 (90). 83 с. - Библиогр.: с. 80-82.
196. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1-2. / С. М. Соловьев. М.: Мысль, 1988. - 799 с.
197. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю.С. Степанов; Ред. В.П. Нерознак. -М.: Наука, 1985. -335 с. Библиогр.: с. 315-323.
198. Степанов Ю. С. «Два огня», «две воды», «две крови» и т. д. индоевропейского языка /Ю.С. Степанов // Историческая лингвистика и типология. Сб. ст. / Рос. АН Отдел лит. и яз.; Ред. Г.А. Климов. М.: Наука, 1991.-С. 65-80.
199. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академ. Проект, 2001. - 990 с.
200. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор; Предисл. А.И. Першица. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
201. Тахо-Годи А.А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах / А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев; Ред. А.А. Тахо-Годи. СПб.: Алатейя, 1999. - 717 е.: ил.
202. Топоров В. Н. О космологических источниках раннеисторических описаний / В.Н. Топоров // Работы Тартурского университета 308, Труды по знаковым системам 4, Тарту, 1973. - С. 106-150.
203. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику / В.Н. Топоров // Архаические ритуалы в фольклорных и раннелитературных памятниках / Ред. Е.С. Новик. М., 1988. - С. 7-61.
204. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «Мирового дерева» / В.Н. Топоров // Изработ московского семиотического круга / Сост. Т.М. Николаева. М., 1997, - С. 74-127.
205. Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции / В.Н. Топоров // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Заговор / Ред. Вяч. Вс. Иванов. М., 1993. - С. 3-104.
206. Тульцева JI. Семь свечей «Утра стрелецкой казни» / JI. Тульцева // Родина. 1999. - № 2. - С. 84-87.
207. Тэрнер В. У. Символ и ритуал / В.У. Тэрнер; Предисл. В.А. Бейлса. -М.: Наука, 1983.-277 с.
208. Уайт JI. Энергия и эволюция культуры / JI. Уайт // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры / Ред. С.Я. Левит.- СПб., Университетская книга, 1997. С. 439 - 464.
209. Упанишады / Пер. с санскрита, предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. -М.: Наука, 1967.-336 с.
210. Успенский Б.А. Миф Имя - Культура / Б. А. Успенский // Избранные труды. В 3 т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры.- 2-е изд. испр. и дораб. М., 1996. - С. 433-459.
211. Фаминцын А.С. Божества древних славян / А.С. Фаминцын; Послесл. Н. Добронравина. СПб.: Алетейя, 1995. - 365 с. - Библиогр.: с. 359.
212. Фаминцина А. С. Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, верованиях и культах славян / А.С. Фаминцина // Этнографическое обозрение. 1895. - вып. 3. - С. 4-15.
213. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для высшей школы / А.Я. Флиер. М.: Академ. Проект, 2000. - 458 с. -Библиогр.: с. 449-455.
214. Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. Ч. 1. / Перевод АН СССР Ин-т философии. М.: Наука, 1989. - 575 с.
215. Фреге Г. Избранные работы / Г. Фреге. М.: Дом интеллект, книги, 1997.- 159 с.
216. Фрейд 3. Либидо / 3. Фрейд; Предисл. П.С. Гуревича; Акад. гум. исслед. Ин-та философии РАН. М.: Гуманитарий, 1996. - 476 е.: ил.
217. Фрейд 3. Толкование сновидений / 3. Фрейд. Репринт, изд. -Ереван: Камар, 1991. - 448 с.
218. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Изд. фирма «Вост. Лит» РАН, 1998. 800 с. - Библиогр.: с. 766-784.
219. Фролов Б.А. Палеолитическое искусство и мифология / Б.А. Фролов // У истоков творчества. Сб. ст. Новосибирск: Наука, 1973. - С. 103116.
220. Фролов Б. А. Предистория символа / Б.А. Фролов // Этнознаковые функции культуры. Сб. ст. / АН СССР Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Ред. Ю.В. Бромлей. -М., 1991. С. 86-129.
221. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М. Фуко; Предисл. Н.А. Автономовой. СПб.: Acaemia АОЗТ «Талисман», 1994. -405 с.
222. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрэзер; Ред. С.А. Токарев, -М.: Политиздат, 1980. 703 с.
223. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: доп. том / Дж. Фрэзер М.: Рефл Бук; Киев: Ваклер, 1998. - 450 с.
224. Фюстель-де-Куланж Н.Д. Гражданская община древнего мира / Н.Д. Фюстель-де-Куланж; Ред. Д.Н. Кудрявский. СПб.: Журнал «Популярная научная биб-ка», 1906. -459 с.
225. Харузин Н.А. Этнография: Лекции читанные в Московском университете. Ч. 1-4. Ч. 4. Верования / Н.А. Харузин; Ред. А. Харузин, В. Харузина. СПб.: Гос. типография, 1905. - 295 с.
226. Харузина В. К вопросу о почитании огня / В. Харузина // Этнографическое обозрение. 1906. - Т. 18. - С. 68-205.
227. Химическая энциклопедия. В 5 т. Т. 1. / Гл. ред. И.Л. Кнунянц. М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 623 е.: ил.
228. Худяков М.Г. Культ огня в Прикамье / М.Г Худяков // Из истории докапиталистических формаций. Сб.ст. Л., 1933, - С. 251-280.
229. Чхандогья Упанишада / Пер. с санскрита, предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1965. - 256 с.
230. Шафф А. Введение в семантику / А. Шафф; Предисл. В.А. Зверинцева; Ред. А.А. Якушева. М.: изд-во Ин. Лит., 1963. - 376 с.
231. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия: Предистория философии / М.И. Шахнович. Л.: Наука, 1971. - 240 с. - Библиогр.: с. 232-234.
232. Шахнович М.М. Парадоксы теологии Эпикура / М.М. Шахнович; СПб ГУ, СПб философ, о-во. СПб.: Изд-во СПб философ, о-во, 2000. -149 с.
233. Шилов Ю. А. Даниленко В. Н., Начала цивилизации / Ю.А. Шилов, В.Н. Даниленко; Рос. общенар. движение научн.-культурн. Центр. -Екатеринбург: Деловая книга; М.: Раритет, 1999. 302 е.: ил.
234. Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды и мифы / Ю.А. Шилов. Киев: СИНТО, 1995. - 742 е.: ил. - Библигр.: с. 626-671.
235. Шиндин С. Г. К общей характеристике восточнославянских заговоров / С.Г. Шиндин // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. Сб. ст. / РАН Ин-т славяноведения и балканистики; Ред. В.Н. Топоров. М., 1995. - С. 302-335.
236. Шиндин С.Г. Пространственная организация русских заговорного универсума: Образ центра мира / С.Г. Шиндин // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Заговор / Ред. Вяч.Вс. Иванов. М., 1993. - С. 108-128.
237. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / У. Эко. -СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
238. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
239. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2 т. / М. Элиаде. СПб.: Алтейя, 1999.-Т. 1-2.
240. Юнг К. Г. Либидо и его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг СПб.: Вост.-европ. Ин-т психоанализа, 1994. -416 с.
241. Язычество восточных славян. Сб. ст. / Гос. музей этнографии народов СССР; Ред. Дубов. Л.: ГМЭ, 1994. - 176 с.
242. Al-krenawi Alean, Graham R. John Conflict resolution through a traditional ritual among the bedouin arabs of the Negev / Alean Al-krenawi, R. John Graham // Ethnology. 1999. - Vol. 38. - № 2. - P. 163-173
243. Architecture in the Hanukkah lamp: Architectural form in the des. of Hanukkah lamps form the coll. of the Israel museum / an album. -Jerusalem: Israel museum, 1978. 21 p.: ill.
244. Aries Ph. Images of Man and Death / Ph. Aries. Cambridge etc.: Harvard univ. press, 1985. - 271 p.
245. Bachelard G. The psychoanalysis of fire / G. Bachelard- Boston: Beacon press, 1964. 115 p.253. de Beaume S., Rouccot A., Sackett J. // Les lampes de Solvieux (Dordogne)// LAnthropologic. 1986, T. 90.
246. Berenguer M. Prehistoric cave art in northern Spain Asturias / M. Berenguer Mexico: Frente de afirmacion hesp, 1994. - 286 p.: ill.
247. Boyce M.On the sacred fires of the Zoroastrians / M. Boyce // Bulletin of the school oriental and Africa studies. London Institution, 1968. - № 31. -P. 52-69.
248. Briffault R. The Mothers. 3 vol. / R. Briffault. London: G. Allen @ Unwin ltd New York: The Macmillan C, 1927. - 720 p.
249. Buchanan I. Historical dictionary of the Olympic movement / I. Buchanan. London: Scarecrow press cop, 1995. - 247 p.
250. Campbell J. The mythic image / J. Campbell. New Jersey: Princeron: Princeton univ. press, 1974. - 552 p.: ill.
251. Curtis J. Ancient Persia / J. Curtis. Cambrige, Massachusetts: Harvard univ. Press, 1990.-72 p.: ill.
252. Duchesne-Guillemin S. Fire in Iran and Greece / S. Duchesne-Guillemin // East and West. 1926. - № 13. - P. 198-206.
253. Frazer J. G. Myths sur l'origine du feu (Myths of the origin of fire -London, 1930) / J. G. Frazer Paris: Payot, 1931 - 294 p.
254. Godard A. Les monuments du feu // Athar-e Iran. 1938. - № 3. - P.7-82.
255. Kramers J. H. Iranian fire-worship / J. Kramers // Analecta Orientalia. -Leiden, 1954. vol. 1. - P. 342-363.
256. Kuhn A. Die Herabkunft des Feurs und des Gotterfranks / A. Kuhn. -Berlin: F. Dummler, 1859. 266 p.
257. Mannhardt W. Wald und Feldkulte / W. Mannhardt. Berlin: Gebriider Borntraeger, 1875-1877. - V 1-2.
258. Morgenshtern J. The fire upon the alter / J. Morgenshtern. Leiden: Brill, 1963.- 132 p.
259. Murdock G. P. Our primitive contemporaries / G.P. Murdock. New-York: The Macmillan company, 1934. - 614 p.
260. Rohde E. Psyche: the cult of souls and belief in imnormality among the Greeks / E. Rohde. London: K. Paul, Trench, Trubher and С ltd, New-York: Harcourt, Brace and company, 1925. - 626 p.
261. Schwartz F. L. Der Ursprung der Mythologie, Dorgelegt au griechischer und deutscher Sage / F. L. Schwartz. Berlin: W. Hertz, 1860. - 299 p.
262. Wilson Th. The swastika / Th. Wilson // Smithsonian Institution. US National Museum. Report of the US National Museum for 1894. -Washington 1896.4
263. Способы добывания огня трением
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.