Концепт DREAM в идиостиле Эдгара Аллана По тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Мальнева, Екатерина Юрьевна

  • Мальнева, Екатерина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 280
Мальнева, Екатерина Юрьевна. Концепт DREAM в идиостиле Эдгара Аллана По: дис. кандидат наук: 10.02.04 - Германские языки. Хабаровск. 2011. 280 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мальнева, Екатерина Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ

1.1 Современные тенденции в исследовании индивидуального стиля

1.1.1 Роль когнитивной лингвистики в современной теории художественного познания

1.1.2 Феномен индивидуального стиля

1.1.3 Когнитивная поэтика как методологическая база для исследования

32

идиостиля

1.2 Художественный концепт как доминанта индивидуального стиля

1.2.1 Понятие художественного концепта

1.2.2 Методы исследования художественных концептов

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

ГЛАВА II. ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТА DREAM КАК ФРАГМЕНТА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АМЕРИКАНСКОГО

РОМАНТИЗМА»

2.1 Романтизм как мировоззрение, культурная константа и концептуальная

R0

система

2.2 Природа и онтологический статус DREAM как составляющей концептуальной системы и ментального лексикона художественной культуры американского романтизма

2.3 Экспликация концептуальных признаков концепта DREAM

2.3.1 Анализ внутренней формы лексемы DREAM

2.3.2 Дефиниционный анализ лексемы DREAM, ее дериватов и

1

синонимов

2.3.3 Контекстуальный анализ имени DREAM и его синонимов

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

ГЛАВА III. DREAM КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ-ДОМИНАНТА ИДИОСТИЛЯ Э.А. ПО

3.1 Кластерное моделирование художественного концепта DREAM

3.2 Концептуальные метафоры в идиостиле Э.А. По

3.3 Архетипические когнитивные модели в идиостиле Э.А. По

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт DREAM в идиостиле Эдгара Аллана По»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование выполнено в русле когнитивной лингвистики, постулирующей, что язык непосредственным образом осуществляет доступ к когнитивным структурам, формирующим архитектонику человеческого сознания. Когнитивная лингвистика, будучи «сознательным интеллектуальным движением» [Langacker, 1991], открывает новые перспективы в исследовании художественного текста. Литература являет собой естественное, уникальное «окно» в человеческое сознание; соответственно, знание когнитивных процессов, свойственных человеку как Homo sapiens и Homo loquens - человеку говорящему, является необходимой предпосылкой продуктивного филологического чтения и адекватной интерпретации художественных текстов.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена рядом факторов: в первую очередь, тем, что работа выполнена в соответствии с приоритетами современных лингвистических изысканий, которыми являются антропоцентризм и когнитивный вектор анализа; насущной необходимостью дальнейшей разработки категории художественного концепта, а также статусом собственно объекта исследования, которым является концепт DREAM - один из самых значимых ментальных конструктов, формирующих концептуальную систему американской лингвокультуры. Актуальность также определяется выбором для анализа корпуса текстов американского романтика-визионера Эдгара Аллана По - выдающегося поэта, новеллиста, философа и литературного критика, оказавшего эпохальное воздействие на судьбу мирового литературного процесса, на формирование концептосферы американской лингвокультуры и всей ноосферы (поскольку именно великие поэты являются творцами концептосферы и культуры в целом), создателя уникальной «сновидческой реальности» и огромного пласта современной мифологии.

Материалом для анализа послужили тексты новелл, поэм, романа, философских трактатов и эссе, критических статей Э.А. По, а также данные

толковых, этимологических и энциклопедических словарей, словарей синонимов и тезаурусов; контексты из философских, психиатрических, психофизиологических трактатов по теме сновидений и сопутствующих им состояний, опубликованных в соответствующий временной период (первая и вторая треть XIX века). Общий объем проанализированного материала составляет более 15000 страниц.

Объектом исследования является концепт DREAM как сложный многогранный ментальный конструкт, рассматриваемый как фрагмент концептуальной системы американского романтизма и как художественный концепт - доминанта идиостиля Э.А. По.

Предметом исследования выступают способы языковой репрезентации концепта DREAM в идиостиле Э.А. По.

Художественный концепт DREAM, объективированный в текстах Э.А. По, принадлежит к числу концептов внутреннего мира человека и является абстрактным концептом. Подобные концепты являют собой многокомпонентные «калейдоскопические» ментальные сущности (то есть те, за которыми не закреплен постоянный ментальный образ; всякий раз этот образ способен калейдоскопически меняться [Бабушкин, 1996]), вследствие чего они противятся однозначной типологизации и не могут быть подвержены четкому моделированию.

Данная предпосылка свидетельствует о необходимости обращения к комплексу исследовательских методик: как к традиционным методам исследования лексической семантики, таким, как метод компонентного анализа, метод анализа словарных дефиниций, этимологический анализ, так и к собственно когнитивным - тому, что трактуется как концептуальный анализ, который предполагает, среди прочих, следующие методы: анализ сочетаемости лексем, номинирующих исследуемый концепт, парадигматический метод, кластерный анализ и интерпретативный анализ.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном описании концепта DREAM с позиций современной когнитивной парадигмы, что предполагает поэтапное решение ряда задач:

1) определение соответствующего понятийно-категориального аппарата, то есть обоснование теоретических подходов к трактовке основной единицы когнитивной лингвистики - концепта; определение сути концепта художественного; уточнение понятия идиостиля;

2) разработка методологической базы для анализа идиостиля в когнитивном аспекте, в качестве которой выступает когнитивная поэтика, наука, возникшая на стыке когнитивной лингвистики, литературоведения, стилистики и когнитологии. В границах данной науки осуществляется попытка осмысления когнитивных механизмов формирования и реализации замысла художественного произведения автором, равно как и анализ когнитивных феноменов, которые обусловливают восприятие и интерпретацию данного произведения другим познающим разумом -читательским;

3) изучение социо-психо-философских аспектов психофизиологического и ментального феномена DREAM для проведения его многоаспектного лингвокогнитивного исследования как фрагмента концептуальной системы американского романтизма, включающего:

- этимологический анализ лексемы DREAM и ее синонимов с целью выявления внутренней формы лексемы DREAM, отождествляемой с самым архаичным слоем концепта - слоем этимологических признаков;

- дефиниционный анализ имени DREAM и соответствующих дериватов и синонимов, позволяющий вычленить набор актуальных когнитивных признаков, формирующих основной слой в структуре исследуемого концепта;

- контекстуальный анализ имени DREAM и его синонимов, целью которого является экспликация дополнительных когнитивных признаков, характеризующих концепт DREAM;

4) концептуальный анализ DREAM как концепта художественного, который предполагает:

- кластерное моделирование художественного концепта DREAM; анализ концептуальных метафор, структурирующих

художественный концепт DREAM;

- анализ архетипических когнитивных моделей, формирующих структуру исследуемого концепта.

Научная новизна исследования заключается в комплексном междисциплинарном подходе к анализу ментального конструкта DREAM, базирующемся не только на уже ставших традиционными в русле лингвокогнитологии методиках концептуального анализа, но и на привлечении постулатов новой интегративной дисциплины филологического знания - когнитивной поэтики. Новизна состоит также в поэтапном описании сложной структуры концепта DREAM, предполагающем экспликацию ряда концептуальных (когнитивных) признаков, как актуальных, универсальных, имманентно ему присущих характеристик, так и дополнительных, пассивных, переменных, актуализирующихся в определенных условиях. Не менее важно и то, что лингвокогнитивный анализ способов вербализации DREAM как художественного концепта в рамках идиостиля Э.А. По до сих пор не был предпринят; данный анализ позволяет пролить свет на механизмы концептуализации действительности, стоящие за выбором автором той или иной лингвистической формы, помогает осознать специфику индивидуально-авторского осмысления феномена DREAM и особенности романтического миросозерцания в целом.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по когнитивной лингвистике (Е.С. Кубрякова, В.В. Красных, Ю.С. Степанов, А.П. Бабушкин, С.Г. Воркачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, А. Вежбицкая, G. Lakoff, M. Johnson, Z. Kôvecses, N. Chomsky, R. Langacker, F. Ungerer & H.J. Schmid, G. Fauconnier, M. Turner и др.), антропологической лингвистике

(Ю.М. Малинович, С.Н. Плотникова, С.А. Хахалова, С.Г. Тер-Минасова, Вяч. Вс. Иванов, М.В. Пименова, W.A. Foley и др.), психолингвистике (Е.Г. Эткинд, В.А. Пищальникова, JI.O. Бутакова и др.), когнитивной поэтике (Г.Г. Молчанова, О.П. Воробьева, Н. Арлаускайте, И.А. Тарасова, Р. Stockwell, М. Freeman, R. Tsur, U. Margolin, E. Semino и др.), лингвопоэтике (Ю.М. Лотман, О.С. Ахманова, Н.И. Серкова и др.), стилистике и идиостилистике (Ю.Н. Тынянов, В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский, И.В. Арнольд, В.П. Григорьев Н.С. Болотнова, H.A. Фатеева, L.T. Milic, М. Riffaterre, М. Short и др.), лексической семантике (В.Г. Гак, О.С. Ахманова, J. Lyons, J. Fodor и др.), культурологии (Г.Д. Гачев, А.Х. Гольденберг, Н.В. Брюханцева, М.Н. Шеметова и др.), литературоведению / теории Романтизма (Д.С. Лихачев, Л.Я. Гинзбург, В.Г. Зусман, В.Г. Зинченко, Р. Джонсон, A. Janovitz, A. Rand и др.), психофизиологии сна / сомнологии (A.M. Вейн, Л.С. Выготский, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Башляр, Э. Фромм, М. Жуве, S. LaBerge & L. Levitan и др.) и труды отечественных и зарубежных исследователей творчества Э.А. По (A.M. Зверев, Г.П. Злобин, Ю.В. Ковалев, Я.Н. Засурский, Е.К. Нестерова, П. Валери, D. Van Leer, M.S. Elder, M.N. Stanard, D. Johnson, A.H. Quinn и

ДР-)-

Положения на защиту.

1. Концепт DREAM представляет собой сложный ментальный конструкт, включающий в себя совокупность представлений о психофизиологическом, ментальном и культурно-обусловленном феномене DREAM.

2. Концепт DREAM является одним из самых значимых элементов концептуальной системы и ментального лексикона художественной культуры американского романтизма, находящем выражение в различных формах языковой реализации, спектр которых чрезвычайно широк, т.к. DREAM представляет собой родовой феномен, предполагающий многообразие видовых проявлений. Используемые номинации зачастую предполагают полярную оценку и являются амбивалентными по семантике.

3. Как концепт художественный, DREAM является доминантой идиостиля американского романтика-визионера Э.А. По, определяющей архитектонику его индивидуально-авторской концептуальной системы. Способы его манифестации в идиостиле Э.А. По включают как диапазон языковых средств, принятых для описания DREAM в рамках романтической концептуальной системы, так и индивидуально-авторские, идиосинкретические.

4. Проведенное исследование языковой реализации концепта DREAM, включающее этимологический, дефиниционный, контекстуальный анализ лексем, кластерное и архетипическое моделирование, метафорику, показывает, что концепт DREAM в идиостиле Э.А. По проявляет широкий спектр когнитивных характеристик, что связано с эволюцией представлений о тех психоментальных феноменах, которые сопряжены с родовой категорией DREAM в рамках концептуальной системы американского романтизма.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке и осмыслении категории художественного концепта, который можно позиционировать как ментальную единицу поэтического сознания автора, вербализованную в тексте (корпусе текстов) писателя, характеризующуюся высокой степенью ассоциативности, художественной идиосинкретичностью и, соответственно, неоднозначностью интерпретации. Предлагается новый комплексный подход к исследованию индивидуально-авторского стиля Э.А. По, который предполагает выделение доминанты идиостиля, в качестве которой и выступает индивидуально-авторский художественный концепт. Данная методология предполагает апелляцию не только к уже ставшими традиционными семантическим методам описания значения лингвистических единиц, сопоставимых с исследуемым концептом, но также учет постулатов, разработанных в русле новой когнитивной дисциплины - когнитивной поэтики, которая в данном исследовании предстает как методологическая база исследования индивидуально-

авторской концептосферы, поскольку позволяет выйти за рамки исключительно текста с тем, чтобы проанализировать, какой вклад вносит когнитивная деятельность как составная часть сознания человека в процесс написания и чтения (понимания) этого текста. В исследовании формулируется метаязык, пригодный для описания идиостилей иных романтических художников американской лингвокультуры.

Практическая значимость, в свою очередь, обусловлена тем, что результаты исследования могут быть применены при чтении лекций и проведении спецкурсов и семинарских занятий по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, когнитивной поэтике, стилистике, интерпретации художественного текста, практикумов по культуре речевого общения и межкультурной коммуникации.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей и энциклопедий, списка источников материала и списка сокращений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы; формулируются объект, предмет, цель и задачи работы; определяются методы исследования, характеризуется его научная новизна, теоретическое значение и практическая ценность; излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе излагаются научно-теоретические предпосылки исследования; обосновывается релевантность применения понятийно-категориального аппарата когнитивных дисциплин к исследованиям индивидуального стиля; определяются основные подходы к трактовке концепта, концепта художественного и постулируются основные положения когнитивной поэтики, которая предстает как методология исследования идиостилей; описываются основные методы исследования художественных концептов.

Во второй главе исследуются вопросы, касающиеся специфики лингвокогнитивного осмысления понятия романтизм, описываются ключевые концепты, конституирующие концептуальную систему американского романтизма; проводится лингвокогнитивное и лингвокультурологическое исследование концепта DREAM как фрагмента данной концептуальной системы. Вследствие этимологического, дефиниционного и контекстуального анализа становится возможным эксплицировать ряд концептуальных признаков, которые характеризуют DREAM как лингвокогнитивный феномен.

Третья глава посвящена исследованию способов языковой репрезентации DREAM как художественного концепта - доминанты идиостиля Э.А. По. В ней представлены результаты исследования корпуса текстов автора: выделены и изучены группы лексем, выступающих средствами манифестации исследуемого концепта; проведено кластерное моделирование содержания концепта; эксплицированы и проанализированы концептуальные метафоры и архетипические когнитивные модели с компонентом DREAM в идиостиле автора.

В заключении обобщаются основные результаты исследования и намечаются возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены на 54-й и 55-й научных конференциях аспирантов и преподавателей ДВГГУ (г. Хабаровск, февраль 2008 г.; январь 2009 г.); на III Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы лингвистического образования в современной России» (г. Ульяновск, май 2008 г.); на 7-й Международной конференции FEELTA и 14-й конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка NATE Building Bridges With Languages and Cultures (г. Владивосток, июнь 2008 г.); на Международном лингвокультурологическом форуме Languages and Cultures: Bridges Connecting Europe and Asia (г. Хабаровск, сентябрь 2009 г.); на Международной научно-методической конференции

«Языковые и культурные контакты различных народов» (г. Пенза, июнь 2009 г.); на 8-й Международной конференции FEELTA From Broadcasting То Narrow casting: Global Englishes, Local Contexts (г. Хабаровск, июнь 2010); на Всероссийской научной конференции «Антропология субъективной реальности» (гг. Хабаровск-Владивосток-Уссурийск, июнь 2011 г.). Результаты исследования на различных этапах обсуждались на аспирантском семинаре «Вопросы методологии современных лингвистических исследований» и на заседаниях кафедры английской филологии Института лингвистики и межкультурной коммуникации ДВГГУ. Основные положения работы нашли отражение в десяти публикациях, три из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

ГЛАВА I. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО стиля 1.1 Современные тенденции в исследовании индивидуального

стиля

Лингвистика со второй половины XX века претерпела значительные изменения, утратив определенную степень ранее свойственного ей изоляционизма, и из традиционной дисциплины - науки исключительно о языке - постепенно все больше и больше становится наукой о сущности человека, об особенностях ментальности Homo sapiens, о способах его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, то есть в настоящий момент ей свойственен ярко выраженный антропоцентрический характер.

1.1.1 Роль когнитивной лингвистики в современной теории художественного

познания

Лингвистика, которая во всех своих ипостасях все больше становится

когнитивной, по сути и методологически, стала во главе наук

антропологического цикла и, можно предположить, по умолчанию является

-1

лингвистикои антропологической.

Эпохальность гуманитарного сдвига конца ХХ-начала XXI веков, который проявляется, в первую очередь, во взаимопроникновении отраслей гуманитарного знания и в обращении фокуса исследования к творцу языка -человеку, прекрасно иллюстрирует афоризм французского антрополога Клода Леви-Стросса, который сказал, что «XXI век будет веком гуманитарных наук, или его не будет вовсе» [цит. по: Иванов, 2004].

1 Антропологическая лингвистика есть междисциплинарная область научного знания, в фокусе внимания которой место языка в широком социальном и культурном контексте, а также та роль, которую играет язык в создании и поддержании культурных традиций и социальных структур. Антропологическая лингвистика рассматривает язык сквозь призму ключевого понятия антропологии - культуры, и, таким образом, стремится раскрыть значение, смысл, стоящее за использованием (или не использованием) различных форм, регистров и стилей языка [Foley, 2001: 3].

Значимость вышеприведенного высказывания трудно переоценить, особенно если учесть резонирующие с ним утверждения: академик Д.С. Лихачев, среди прочих, в свое время предупреждал об опасности «обезличивания» исследований гуманитарного цикла: «Человек, его личность - в центре изучения гуманитарных наук. Но, опасаясь преувеличения роли личности в истории, мы сделали наши исследования не только безличностными, но и безличными...» [Лихачев, 2000: 67-79]. «Все более осознается, что там, где человек присутствует, он всегда значим и не может быть выведен за скобки без последствий для видения и понимания самого процесса или события» [Микешина, 2002: 12].

Изначально истоки направления, именуемого антропоцентризмом, связывают с именем греческого философа Сократа и позднее - в период Нового Времени - с именем И. Канта и его трудом «Антропология с прагматической точки зрения». Этот трактат знаменует собой зарождение того «антропологического поворота», который достиг своего апогея к началу третьего тысячелетия; при этом особенно значимо то, что в философии Канта человек во всех его измерениях представлен как существо познающее (в совокупности всех высших познавательных способностей). «Все успехи в культуре...имеют своей целью применять к жизни приобретенные знания и навыки. Но самый главный предмет в мире, к которому эти знания могут быть применены, - это Человек, ибо он для себя своя последняя цель» [Кант, 1999: 131]. «Человек есть мера всех вещей» - известный греческий императив софиста Протагора может служить девизом современных лингвистических, антропологических и в целом социогуманитарных исследований.

Современный этап в становлении научной мысли можно охарактеризовать как «новое Возрождение с его интересом к человеку и с его мировоззрением, в центре которого стоит человек» [Красных, 1998: 12].

2 См. также: «Антропология - это реализация гуманизма» (Е.Я. Бурлина) [цит. по: Тер-Минасова, 2008: 14].

Лингвистика третьего тысячелетия - лингвистика антропологическая -есть междисциплинарная отрасль знания [Малинович, 2003]. Следует отметить, что еще в эпоху господствующего в науке о языке дескриптивизма (зародившегося под непосредственным влиянием идей Л. Блумфилда) Э. Сепир, в противовес стремлению последнего к изоляции лингвистики от других наук - для того, чтобы «исключить ненаучный критерий значения языковых форм» [БЭСЯ, 1998: 130], и как следствие борьбы с ментализмом, - принципиально подчеркивал необходимость междисциплинарных связей, сотрудничества лингвистики с культурологией, психологией, философией и другими дисциплинами, заранее предвидя всю значимость подобного подхода.

Академик Вяч. Вс. Иванов пишет о том, что в двадцатом веке язык как объект исследования вошел в круг интересов ученых различных областей знания: « В XX веке язык стал основной темой размышлений не только у таких философов, как Виттгенштейн, и физиков, как Бор, занимавшихся ролью языка в человеческом познании, в том числе и научном. Тема языка становится главной и для использующих его и взаимодействующих с ним писателей, что выражено, например, в статьях О. Мандельштама и Т.С. Элиота и в нобелевской лекции И. Бродского» [Иванов, 2004].

В своих последних работах, в частности, в книге «Лингвистика третьего тысячелетия», рассуждая на тему возможного будущего науки о языке, Вяч. Вс. Иванов провозглашает антропный3 принцип главным ориентиром, исследовательским постулатом и принципом современности, объясняя это следующим образом: «Если Вселенная в целом осознается и описывается нашим разумом, возникновение которого возможно благодаря ее изначальному устройству согласно антропному принципу, то само это

3 Антропный (от греч. anthropos - человек) - ориентированный на человека, учитывающий наличие Человека как субъекта-наблюдателя в системах Микрокосм/Макрокосм, изначально предполагающий существование Homo sapiens. «Согласно «антропному» (или «антропологическому») принципу, намеченному великим физиком Эренфестом еще в 1917 г., ...параметры Вселенной после Большого Взрыва были благоприятны для будущей эволюции, приведшей к появлению человека и его мозга» [Иванов, 1996: ix].

описание невозможно без естественного языка и его искусственных аналогов. В этом смысле язык необходим для разумного осознания Вселенной, а его осознание становится одной из главных задач науки в целом» [Иванов, 2004].

Все вышеозначенное свидетельствует о несомненной релевантности лингвистики как науки о языке и человеке в современном мире, о доминантном характере языкознания. Лингвистика постепенно встает во главу угла ряда дисциплин, в которых объектом исследования является Человек; при этом весьма значим тот факт, что во всех областях знания невозможно изучение последнего без обращения к естественному когнитивному механизму, которым является мышление человека и его язык.

Что представляется чрезвычайно существенным, - и сам предмет изучения во всех дисциплинах гуманитарного цикла, так или иначе, постепенно становится «когнитивным», то есть непосредственно связанным с особенностями когниции человека, его познавательными способностями. Предметом изучения в когнитивной антропологии, например, является система ментальной организации элементов культуры ("Ultimately, within cognitive anthropology it is these mental representations that are the object of investigation") [Foley, 1997: 19]. В рамках этого научного направления культура не рассматривается исключительно как общественный институт; она представлена как индивидуальное образование, которое хранится «в сознании и сердцах людей» (Goodenough, 1981) [цит. по: Foley, 1997: 19]. Классическое в русле когнитивной антропологии определение культуры отказывает последней в материальности: «...культура...не состоит из предметов, народов, форм поведения или эмоций. Скорее, она представляет собой определенную организацию этих вещей. Это то, чем люди владеют в своем сознании, это их модели восприятия, реакции и интерпретации

последних»4 [ibid - перевод наш]. Из вышеозначенного следует особое понимание культуры - как депозитария человеческих когнитивных категорий, через которые только и реализуется процесс познания, состоящий в осмыслении и ментальной организации реальности [Foley, op. cit]. В конечном итоге, объектом исследования в рамках данной дисциплины являются ментальные репрезентации, иначе говоря, - концепты.

Философия также в последнее время вовлекает в круг своих научных интересов проблемы интерпретации ментальных конструктов, иными словами, - концептов. В философии познания большую роль играет синтез когнитивных практик. «Для современной философии, переходящей...к новому тысячелетию, все более насущным и значимым становится стремление соотнести абстракции, категории, систему рассуждений и обоснований с самим человеком - мыслящим, познающим, действующим, чувствующим - в целостности всех его ипостасей и проявлений» [Микешина, 2002: 12].

В свою очередь, когнитивная психология - это когнитивно-ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ [Кубрякова et al, 1996: 66]. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, формирования понятий, мышления, воображения, языка, эмоций [Солсо, 1996: 13]. Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной науки; она обязана своим названием психологу У. Найссеру, озаглавившему в 1967 г. свою книгу аналогичным образом.

В истории психологии как дисциплины принято говорить о так называемой «когнитивной революции» конца 1950-х годов, которую можно

4 "Culture is not a material phenomenon; it does not consist of things, peoples, behavior, or emotions. It is rather an organization of these things. It is the form of things that people have in mind, their models for perceiving, reacting and otherwise interpreting them" (Goodenough, 1964) [hht. no: Foley, 1997: 19].

считать реакцией на господствующий в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание роли внутренней организации психических процессов. P.JI. Солсо утверждает, что «неудача» бихевиоризма есть важнейший фактор, обусловивший «когнитивную революцию», ибо «все наблюдаемое поведение человека детерминируется и определяется его внутренними состояниями и ментальными, непосредственно не наблюдаемыми процессами и механизмами» [Солсо, 1996: 496].

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мальнева, Екатерина Юрьевна, 2011 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА

1. Coleridge, S.T. Biographia Literaria or Biographical Sketches of My Literary Life and Opinions [Text] / S.T. Coleridge. Vol. I. - London: Best Penner. - 296p.

2. Hawthorne, N. The Scarlet Letter [Electronic Resource] / N. Hawthorne. - URL: http://www.planetpdf.com/planetpdf/pdfs/free_ebooks/The_Scarlet_Letter_T.pdf

[Accessed 15.11.2011].

3. Melville, H. Moby-Dick or the Whale [Text] / H. Melville; with an Afterword by N. Cliff. - London: CRW Publishing Limited, 2004. - 768 p.

4. Poe, E.A. Criticisms [Text] / E.A. Poe // The Works of Edgar Allan Poe / ed. by J.H. Ingram. In 4 vol. Vol. IV: Autobiography, Criticisms, and Index. - London: A. & C. Black, Soho Square, 1899. - 574 p.

5. Poe, E.A. The Literati of New York [Text] / E.A. Poe // The Works of Edgar Allan Poe; ed. by J. H. Ingram. In 4 vol. Vol. IV: Autobiography, Criticisms, and Index. - London: A. & C. Black, Soho Square, 1899. - 574 p.

6. Poe, E.A. The Works of Edgar Allan Poe [Text] / E.A. Poe / ed. by John H. Ingram. In IV vol. Vol. IV. - London: A. & C. Black, Soho Square, 1899. - 576 p.

7. Poe, E.A. The Works [Text] / E.A. Poe. In 10 vol. Vol. V: Essays, Philosophy, Criticism; with an Introduction by E. Markham. - New York: Leslie-Judge Co, 1910.-204 p.

8. Poe, E.A. Complete Stories of Edgar Allan Poe [Text] / E.A. Poe. - Garden City, New York: Doubleday & Company, 1966. - 737 p.

9. Poe, E.A. Essays and Reviews [Text] / E.A. Poe / ed. by G.R. Thompson. - New York: Literary Classics of the United States, 1984. - 1544 p.

10. Poe, E.A. Eureka: A Prose Poem [Text] / E.A. Poe // Poetry and Tales; Notes by P.F. Quinn. - New York: Literary Classics of the United States, 1984. - 1408 p.

11. Poe, E.A. The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket [Text] / E.A. Poe // Poetry and Tales; Notes by P.F. Quinn. - New York: Literary Classics of the United States, 1984. - 1408 p.

12. Poe, E.A. Spirits of the Dead: Tales and Poems [Text] / E.A. Poe. - London: Penguin Popular Classics, 1997. - 278 p.

13. Рое, Е.А. Selected Tales [Text] / E.A. Poe / ed. with an Introduction and Notes by D. Van Leer. - Oxford: Oxford University Press, 1998. - 339 p.

14. Poe, E.A. Fancy and Imagination [Text] / E.A. Poe // The Mystery of Marie Roget and Other Stories. - Москва: «Менеджер», 2001. - 288 с.

15. Рое, E.A. Poetry and Imagination [Text] / E.A. Рое // The Mystery of Marie Roget and Other Stories. - Москва: Менеджер, 2001. - 288 с.

16. Рое, E.A. The Fall of the House of Usher and Other Writings: Poems, Tales, Essays and Reviews [Text] / E.A. Poe / ed. with an Introduction and Notes by D. Galloway. - London: Penguin Books, 2003. - 488 p.

17. Poe, E.A. Collected Stories and Poems [Text] / E.A. Poe. - London: CRW Publishing Limited, 2006. - 376 p.

18. Poe, E.A. Tales of Mystery and Imagination [Text] / E.A. Poe / ed. by D.S. Davies. Introduction and Notes by J.S. Whitley. - London: Wordsworth Editions Limited, 2008.-287 p.

19. Poe, E.A. An Opinion on Dreams [Electronic Resource] / E.A. Poe, 1838. -Edgar Allan Poe Society of Baltimore. - URL: http://www.eapoe.org/works/essays/opindrms.htm [Accessed 02.01.2007].

20. Poetry of the Romantics [Text] / sei. by P. Driver. - London: Penguin Books, 1996.- 112 p.

21. Porter, N. The Human Intellect [Text] / N. Porter. 2-nd ed. - New York: Charles Scribner & Company, 1869. - 673 p.

22. Sully, J. Illusions: A Psychological Study [Electronic Resource] / J. Sully. 3-d ed. - London: Kegan Paul, Trench & Co, 1887. - URL: http://www.gutenberg.0rg/f1les/l 7815/17815-h/17815-h.htm [Accessed 14.05.2011].

23. The Selected Writings of Edgar Allan Poe: Authoritative Texts, Backgrounds and Contexts. Criticism [Text] / sei. and ed. by G.R. Thompson. - New York, London: W.W. Norton & Company, 2004. - 962 p.

24. Thoreau, H.D. Waiden or Life in the Woods [Electronic Resource] / H.D. Thoreau. - URL: http://www.princeton.edu/~batke/thoreau [Accessed 30.03.2009].

25. Trench, R.Ch. On the Study of Words [Electronic Resource] / R.Ch. Trench. 2nd ed, rev. and enlarged. - New York, 1858. - URL: http://books.google.ru^ooks?id=QpoRAAAAIAAJ&dq=r.+trench+on+the+study+ of+words+1858&hl=m&source=gbsjiavlinks_s [Accessed 29.04.2011].

26. Wordsworth, W. Preface to Lyrical Ballads [Electronic Resource] / W. Wordsworth, 1800. - URL: http://www.bartleby.com/39/36.html [Accessed 23.01.2011].

279

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1. APCJIC - Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике (2001)

2. БЭСЯ - Языкознание. Большой Энциклопедический Словарь (1998)

3. ИТСРЯ - Иллюстрированный толковый словарь русского языка (2008)

4. КФЭ - Краткая философская энциклопедия (1994)

5. ЛЭС - Литературный энциклопедический словарь (1987)

6. СЛТ - Словарь литературоведческих терминов (2002)

7. СФС - Современный философский словарь (1996)

8. СФТ - Словарь философских терминов (2005)

9. ЭЗС - Энциклопедия знаков и символов (1997)

10. CDC - The Century Dictionary and Cyclopedia (1909)

11. CDCA - Century Dictionary, Cyclopedia and Atlas, The: An Encyclopedic Lexicon of the English Language (1890)

12. CCED - Collins Cobuild English Dictionary (1999)

13. CDELEL - The Century Dictionary: An Encyclopedic Lexicon of the English Language(1899)

14. CEL - Cyclopedia of English Literature: A History, Critical and Biographical, of British Authors from the Earliest to the Present Times (1899)

15. EB - Encyclopaedia Britannica, The: A Dictionary of Arts, Sciences, and General Literature (1877)

16. ESANCUP - English Synonyms and Antonyms with Notes on the Correct Use of Prepositions (1897)

17. FWSED - Funk & Wagnalls Standard English Dictionary (1893)

18. MWODT - Merriam-Webster Online Dictionary and Thesaurus

19. NEB - New Encyclopaedia Britannica (1994)

20. OCDE - Oxford Concise Dictionary of Linguistics (2007)

21. ODEE - Oxford Dictionary of English Etymology (1996)

22. OED - Online Etymology Dictionary

23. RTEWP - Roget's Thesaurus of English Words and Phrases (1856)

24. WADEL - Webster's American Dictionary of the English Language (1828)

25. WREADEL - Webster's Revised and Enlarged American Dictionary of the English Language (1847)

26. WRUDEL - Webster's Revised Unabridged Dictionary of the English Language (1840)

27. WUD - Webster's Unabridged Dictionary (1872)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.