Конфликт мировоззрений: философско-культурологическая интерпретация и экзистенциальные смыслы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Чистякова Екатерина Юрьевна

  • Чистякова Екатерина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 138
Чистякова Екатерина Юрьевна. Конфликт мировоззрений: философско-культурологическая интерпретация и экзистенциальные смыслы: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2017. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чистякова Екатерина Юрьевна

Содержание

Введение

Глава I. Философское понимание конфликта мировоззрений

§ 1. Понятие «конфликт мировоззрений» в

историко-философской традиции

§ 2. Экзистенциальные смыслы конфликта и сосуществования

религиозного и безрелигиозного мировоззрения

§ 3. Этические измерения мировоззрения

Глава II. Конфликт идеологии и мировоззрения: философско-культурологические аспекты взаимоотношения

§ 1. Культурно-исторические истоки формирования идеологии

§ 2. Теизм и атеизм как идеологические дискурсы

§ 3. Конфликт, диалог и сосуществование

мировоззренческих дискурсов в современном обществе

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфликт мировоззрений: философско-культурологическая интерпретация и экзистенциальные смыслы»

Введение

Актуальность темы исследования. Понятие «мировоззрение», имея немецкие «корни», активно используется в двух языковых традициях -немецкой и русской. Этот концепт нередко встречается в современных отечественных исследованиях в области политики, социологии, психологии и педагогики, где используется в когнитивном, социокультурном и индивидуально-личностном аспектах.

Проблема конфликта и сосуществования различных, нередко полярных, мировоззрений возникает с усилением в Новое Время дифференциации общества на институты и сферы - политики, экономики, религии, образования, науки. Уже в поздней схоластике зарождается установка на рационализацию, а вместе с ней появляется безрелигиозная альтернатива господствующей церковно-религиозной традиции, которая наиболее ярко проявилась в мировоззрении просветителей и деятелей Великой французской революции.

Осмысливая феномен мировоззрения, следует иметь в виду его экзистенциальное содержание. Именно здесь раскрывается проблема индивидуально-личностного ответа на вопрос о смысле жизни, предполагающем свободный «выбор» из двух альтернатив: религиозной или безрелигиозной. Однако конфликт, диалог или сосуществование этих альтернатив становится проблематичным в связи с усилением в обществе влияния идеологии: поскольку мировоззрение тем или иным образом «встраивается» в идеологию. Обладая функцией манипуляции человеком, идеология начинает довлеть над человеком, принуждает его предпочесть угодный ей тип мировоззрения.

Корреляция мировоззрения и идеологии, их сопряженность с экзистенциальной проблематикой - недостаточно изученный вопрос. Анализ концепта «мировоззрение» неизбежно выводит на социокультурные предпосылки оппозиции «церковное - секулярное», сформировавшейся в

эпоху Модерна. Эта задача становится особенно значимой в связи с активным возвращением церковной веры в публичную сферу нашей страны. Поэтому представляется весьма актуальным обоснование возможности в современном обществе мировоззренческого выбора личности, освобождённого от идеологии и политических решений и снимающего конфликт мировоззрений.

Степень научной разработанности темы. Понятие «мировоззрение» имеет немецкие корни, и в русскоязычной культуре образуется как калька с немецкого, поэтому большая часть работ на данную проблематику представлена немецкими мыслителями начиная с И. Канта, Ф. Шеллинга и Ф. Шлейермахера. Проблема мировоззрения отчетливо формулируется в неклассической философии со второй половины XIX века, особенно в «философии жизни» В. Дильтея, в феноменологии Э. Гуссерля, неокантианстве Г. Риккерта, экзистенциализме К. Ясперса и М. Хайдеггера, психоанализе З. Фрейда и философской антропологии М. Шелера.

Отечественная философия противостояла в этом вопросе не только позитивизму, но и марксизму, что отражено в сборнике статей «Проблемы идеализма» (1902 г.), авторами которого являются С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.Е. Жуковский, Б.А. Кистяковский, А.С. Лаппо-Данилевский, П.И. Новгородцев, С.Ф. Ольденбург, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк. Феномен мировоззрения (миросозерцания) постулируется авторами сборника основой идеализма.

В марксистской философской традиции материалистическое мировоззрение противопоставлялось не только идеализму, но и религии, и при этом предпринимались попытки обосновать данное мировоззрение научными знаниями. Подобные усилия в советское время предпринимались Р.А. Арцишевским, М.Г. Ашманисом, Т.И. Ойзерманом, А.Г. Спиркиным, П.Н. Федосеевым, В.Ф. Черноволенко.

Обновленное осмысление понятия «мировоззрение» в постсоветский период отражены во многих научных статьях и монографиях, в частности статье И.И Жбанковой в Новейшем философском словаре (1998 г.). Проблема мировоззрения становится центральной для монографий и статей Т.В. Андриановой, Д.Е. Гарцева, В.В. Кортунова, Е.А. Кроткова,

B.И. Мурашова, А.И. Уварова, В.Н. Финогентова и др. Авторами осуществляется попытка переоценки советского подхода к проблеме мировоззрения, обнаруживаются новые аспекты ее решения, особое внимание уделяется проблеме мировоззрения в контексте глобального мира.

Необходимо отметить, что специальных работ, посвященных данной проблеме не так много, но контекстуально данная тема присутствует в ряде научных работ не только в области философии, но и психологии, педагогики, социологии, религиоведения и др. В частности, данная проблема отражена в различных аспектах в работах В.М. Анисимова, М.П. Арутюнян, О.М. Борецкого, В.В. Варна, О.П. Ильиных, Т.Н. Клементьевой, Е.А. Курбацкого, О.В. Ковальчук, А.Л. Пастухова, А.С. Синицына, Т.В. Степановой, Г.Н. Федоренко, Е.В. Хазиевой, А.В. Широковой, А.Н. Яркова. Такое многообразие работ на данную проблематику свидетельствует не только об актуальности выбранной темы, но и её многоаспектности.

Поиск мировоззренческих оснований морали стал предметом исследований А.А. Гуссейнова, Д. Деннета, И. Канта, К. Льюиса, З. Фрейда, У. Эко.

Проблема взаимосвязи мировоззрения и идеологии рассматривалась в трудах Л. Альтюссера, Р. Барта, М. Вебера, А. Дестют де Траси, С. Жижека, К. Манхейма, К. Маркса, Г. Маркузе, К. Поппера.

Обоснованием возможности сосуществования конкурирующих мировоззренческих систем занимались А. Агаджнян, П. Бергер, М.П. Мчедлов, Д. Мюллер, Д. Ролз, Д. Узланер, Ю. Хабермас,

C. Хантингтон, К. Шеткель, Ш. Эйзенштадт.

Проблема смысла жизни как семантическая и праксеологическая основа мировоззрения отражена в работах Ф. Арьеса, А. Камю, Р. Рорти, Л.Н. Толстого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, В. Франкла.

Терминологически и концептуально понятие «конфликт мировоззрений» мы соотносим с «конфликтом интерпретаций» в философии П. Рикёра, считая, что в философско-антропологическом плане мировоззренческий конфликт и определяет, в конечном счёте, те или иные философские и научные интерпретации. В таком исследовательском плане данная проблема обладает определённой философской актуальностью и новизной.

Объектом исследования является мировоззрение как культурно-исторический феномен.

Предметом исследования выступают философско-кулътурологическое содержание и экзистенциальные смыслы концепта «мировоззрение» и феномена конфликта мировоззрений.

Цель исследования: выявить экзистенциальные смыслы конфликта мировоззрений в философско-культурологической и философско-антропологической интерпретации.

Для реализации обозначенной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие «конфликт мировоззрений» в историко-философской традиции;

- выявить экзистенциальные смыслы конфликта и сосуществования религиозного и безрелигиозного мировоззрения;

- прояснить этические измерения и парадоксы мировоззрения;

- исследовать культурно-исторические истоки формирования идеологии;

- дать понимание теизма и атеизма как идеологических дискурсов;

- обосновать возможность преодоления конфликта, достижения диалога и обеспечения мирного сосуществования мировоззренческих дискурсов в современно обществе.

Теоретико-методологические основы исследования. Для достижения поставленных задач в ходе диссертационного исследования используется философско-культурологический подход для раскрытия сущности феномена конфликта мировоззрений, историко-философский метод используется с целью выявления специфики генезиса понятия «мировоззрение» и ретроспективного анализа его контекстуальности в различных философских школах и направлениях. Критико-аналитический метод используется для выявления идеологических оснований теизма и атеизма. Культурно-исторический подход используется для прояснения взаимосвязи идеологии и мировоззрения, обоснования возможности бесконфликтного сосуществования альтернативных мировоззренческих дискурсов.

Научная новизна исследования:

- предложено философско-культурологическое толкование «конфликта интерпретаций» П. Рикёра с точки зрения «конфликта мировоззрений», и на основе разнообразия историко-философских подходов к понятию «мировоззрение» представлена его типология, в основе которой лежит конфликт экзистенциальных смыслов;

- выделены, эксплицированы и сопоставлены два основных в социокультурном и экзистенциальном планах конфликтующих типа мировоззрения - религиозное и безрелигизное;

- обозначены экзистенциальные и мировоззренческие основания морали;

- выявлены культурно-исторические истоки формирования идеологии и её конфликтообразующее влияние на мировоззрение человека;

- обосновано положение о том, что теизм и атеизм являются идеологическими формами указанных конфликтных мировоззренческих типов;

- аргументирована позиция, согласно которой идеология не способствует преодолению альтернативных мировоззренческих дискурсов, а их мирное сосуществование возможно при условии их деидеологизации и построения мировоззренческого диалога.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Конфликт интерпретаций» П. Рикёра не только терминологически связан с понятием «конфликт мировоззрений», но и феноменально является его философско-теоретической формой. Понятие «мировоззрение» берет своё начало в немецкой классической философии и проходит через споры о «новом статусе философии» во второй половине XIX века. Мировоззрение определяет смысложизненную «вертикаль» личности человека и становится предметом исследования в психоанализе, экзистенциализме и философской антропологии. В русскоязычной культуре «мировоззрение» оказывается в центре внимания философов начала XX века. В советский период мировоззрение объявляется формой общественного сознания и переводится в корпус научно-теоретических исследований. В постсоветский период происходит возрождение интереса к экзистенциальному содержанию концепта «мировоззрение», который избавляется от идеологических обертонов и декларируется допустимость мировоззренческого плюрализма.

2. В любом мировоззрении его «ядром» будет экзистенциальный вопрос о смысле жизни. Способ ответа на этот вопрос определяет социокультурный тип мировоззрения. Выделяется два типа социокультурно значимых и конфликтующих мировоззрения: религиозное и безрелигиозное. Следует отметить, что ни один из мировоззренческих типов не имеет аргументационного преимущества. Выбор мировоззрения - глубоко личностный вопрос, поскольку непосредственно связан с индивидуальным жизненным опытом человека. Мирное сосуществование этих мировоззрений базируется на принципе мировоззренческой толерантности, никак не затрагивающей экономических и политических интересов государства, социальных групп и личности.

3. Взаимосвязь между религией и моралью не является непосредственной. Религия в своё время поддерживала уровень культуры и морали в обществе, но сегодня она не является единственным авторитетом по

8

вопросам нравственного воспитания граждан. И. Кант обосновывал априорный, неопытный характер морали. Религиозность является феноменом, помогающим личности быть верным моральному долгу. Основа нравственных максим может быть найдена в исторической совокупности повседневно-практического опыта человечества. Важным следствием из этого тезиса является феномен неоспоримого равенства в морально-этическом плане носителей религиозного и безрелигиозного мировоззрения.

4. Понятие «идеология», как и концепт «мировоззрение», появляются в эпоху Просвещения. Идеология приобретает негативные коннотации в догматических версиях марксисткой традиции, где трактуется как «ложное сознание» и «инструмент классовой борьбы». В ходе этой критики обнажаются бессознательные корни идеологии, её насильственный характер по отношению к личности и структурирующая социальную реальность функция. В конце XX века идеология чаще воспринимается исследователями как политический и культурный феномен. Общая черта мировоззрения и идеологии заключается в том, что они являются когнитивно-ценностными системами. Связующим механизмом между мировоззрением и идеологией является процесс идеологизации - обретение мировоззрением черт идеологии, то есть непримиримости и претензии на универсальность и объективность.

5. Атеизм возник в контексте литературно-публицистической борьбы просветителей против монархического строя. Церковь выступала легитимизирующим началом абсолютизма, поэтому подверглась резким выпадам со стороны атеистов и деистов. В современном мире «новые атеисты» делают акцент на деструктивном характере религиозного фундаментализма и изыскивают средства борьбы с ним. Аргументационные техники и методы, используемые теизмом и атеизмом, не приводят и не могут привести к их рациональному диалогу. Зачастую аргументы представляют собой нападки на оппонента, что является внешним признаком конструктивной полемики. Полностью аргументировать собственную

9

позицию ни теизм, ни атеизм не в состоянии, поскольку они опираются на неартикулируемые и нерационализируемые пресуппозиции. Сама специфика мировоззрения, идеологическими формами которого являются теизм и атеизм, предполагает принципиальную недоказуемость их позиций и опирается на веру в широком (нерелигиозном) смысле этого слова.

6. Попытки решить проблему снятия конфликта и сосуществования мировоззренческих дискурсов в современном обществе предпринимаются через разрешение бинарной культурной оппозиции

«религиозное/секулярное». Предлагаемые варианты нормативного разграничения соответствующих социальных сфер не представляются реализуемыми на практике. Современная социокультурная ситуация характеризуется слиянием всех сфер и может быть обозначена как «постсекулярность» в противовес основной интенции секуляризации на дифференциацию общества. На межличностном уровне мировоззренческий нейтралитет становится возможным благодаря понимающей установке субъекта, его знания позиции Другого.

Научно-теоретическое значение исследования. Проблемы, артикулированные в диссертации, полученные в ней исследовательские результаты, могут способствовать росту знаний о человеке как эксклюзивном феномене бытия. Её положения и выводы могут быть использованы как теоретически и методологически значимые в области философской антропологии и философии культуры, а также при разработке спецкурсов по философии и культурологии.

Практическое значение исследования. Представленные результаты

служат напоминанием о пагубности идеологизации феноменов веры и

безверия на уровне национальной, региональной и международной политики.

Они могут быть приняты во внимание в практике культурно -

просветительной и воспитательной работы со студентами и школьниками

старших классов, способствовать формированию толерантного отношения

между субъектами религиозного и безрелигиозного мировоззрения в

10

российском обществе, а также между верующими людьми разных религиозных конфессий среди российских и иностранных студентов.

Личный вклад автора диссертационной работы состоит в комплексном и углубленном рассмотрении экзистенциальных смыслов философско-культурологической интерпретации конфликта мировоззрений. Осуществлён компаративный анализ религиозного и безрелигиозного мировоззрений. Представлен критический анализ их идеологических форм -теизма и атеизма, характеризующихся враждебностью.

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла апробацию на аспирантских семинарах кафедры философии и теологии. По материалам диссертации сделаны доклады и сообщения на научных конференциях: НИСУН 5 Наука и савремени универзитет. Сербия, г. Ниш, Философски факултет Ниш 18.11.2015; Международный молодежный форум «Ломоносов - 2013», Москва, 8-12 апреля 2013 г.; Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Дни науки философского факультета - 2013», Киев, 16-17 апреля 2013 г.; Международная научная конференция студентов и аспирантов «IX Харьковские студенческие философские чтения», Харьков, 25-26 апреля 2013 г.; VIII Всероссийская научная конференция молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: Социально-антропологический кризис современной культуры», Белгород, 16 апреля 2013 г.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 10 научных работ общим объемом 2 п.л. (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и теологии и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и библиографического списка.

Глава I. Философское понимание конфликта мировоззрений

«Конфликт мировоззрений» является расширенной трактовкой концепта П. Рикёра «конфликт интерпретаций». Происхождение концепта «мировоззрение» связано с проектом Модерна: человек получает право на собственное представление о мире, а религия уходит в сферу приватного. В условиях существования государственной религии (теократия) либо привилегированного положения атеизма, многообразие мировоззрений отсутствует. Возникновение его отражает ситуацию свободомыслия, без которого невозможно подлинно демократическое общество. Плюрализм мировоззрений непосредственным образом ассоциирован с правом человека на свободный от идеологизма поиск и выбор смысла жизни.

ф 1. Понятие «конфликт мировоззрений» в историко-философской традиции

П. Рикёр в своем проекте построения феноменологической герменевтики пытается синтезировать три основных для современной философии конфликтующих способа интерпретации человека: психоанализ, феноменологию духа и феноменологию религии. Синтез воззрений на природу человека таких ключевых для современной философии персон как З. Фрейд, Г. Гегель и М. Элиаде позволит, по мнению П. Рикёра, сформулировать новую онтологию человека, охватив все временные перспективы его бытия. Сама герменевтика понимается французским мыслителем преимущественно как способ бытия, а не познания. «Так радикально противоположные герменевтики, каждая по-своему, двигаются в направлении онтологических корней понимания. Каждая по-своему говорит о зависимости «я» от существования. Психоанализ демонстрирует эту зависимость в археологии субъекта, феноменология духа - в телеологии

образов, феноменология религии - в знаках священного»1. Философский пафос проекта Рикёра заключается в стремлении объединить противоположные философские системы с помощью метода герменевтики. Он полагает, что «конфликт интерпретаций» возможно разрешить только в диалоге, который не всегда предполагает синтез, но и сохранение плюрализма философских подходов к проблеме человека.

Однако, представляется несомненным, что «конфликт интерпретаций» имеет в своем философско-культурологическом основании конфликт мировоззрений. Иными словами, конфликт философских позиций формируется под влиянием мировоззренческого конфликта, основания которого кроются в экзистенциальном плане человека. Для прояснения феномена конфликта мировоззрений обратимся к историко-философской традиции понятия «мировоззрение».

Слово «мировоззрение» в его немецком варианте (Weltanschaung) впервые употребляется И. Кантом в работе «Критика способности суждения» в § 26 «Об определении величины природных вещей, требующейся для идеи возвышенного». Здесь данный термин используется в контексте описания свехчувственного восприятия мира как целого. «Для того чтобы хотя бы мыслить без противоречия данное бесконечное, человеческой душе требуется способность, которая сама должна быть сверхчувственной. Ибо только посредством такой способности и её идеи ноумена, который сам не допускает созерцания, но положен в качестве субстрата в основу созерцания мира как явления (Weltanschauung), бесконечное чувственного мира целиком соединяется в чистом интеллектуальном определении величины под понятием, хотя в математическом определении посредством числовых понятий оно никогда не может мыслиться целиком».2 Помимо введения термина, Кант фактически утвердил традицию мировоззренческого

1 Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2002. 624с. С. 56.

2 Кант И. Сочинения. В 8-ми томах т. Т.5.М.: Чоро, 1994. С. 93.

плюрализма, которая базируется на отсутствии аргументационного преимущества между противоборствующими позициями по мировоззренческим вопросам. «В подобных вещах не так много значит мудрствование, как искреннее признание бессилия нашего разума...»3, -резюмирует классик немецкой философии.

Понятие мировоззрения рассматривается Ф. Шеллингом во «Введении к наброску системы натурфилософии» применительно к способности восприятия: «Интеллигенция продуктивна двояко: либо слепо и бессознательно, либо свободно и сознательно; бессознательно она продуктивна в созерцании мира (Weltanschaung), сознательно - в создании идеального мира»4. Мыслитель отмечает продуктивность и бессознательность познавательной деятельности в формировании мировоззрения как способа постижения и объяснения существующего в целом. Однако, полагает он, данное понятие не нуждается в теоретическом объяснении, потому что имеет схематическую природу.

Ф. Шлейермахер в «Речах о религии»5 вводит понятие мировоззрения для фиксации единства человека и мира в акте их слитного бытия. Это творческий способ осмысления человеческого бытия, при котором достигается целостность осознания индивидом себя, природы и общества в единстве мышления, чувства, воли и действия. Абсолютное единство бытия и мышления возможно только в Боге, познание которого доступно лишь интуитивному постижению необходимой включенности человека в мир как целое. Мировоззрение, по Шлейермахеру - индивидуально-психическое переживание единства человека и мира.

Как видим, понятие Weltanschaung, возникнув в лоне немецкой классической философии, переходит в философию религии, а через нее

3 Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 73.

4 Шеллинг Ф. В. Сочинения в 2 Т. М.: Мысль, 1987. С. 182.

5 См.: Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. СПб.: АО «Алетейя», 1994.

становится предметом острого спора в дискуссиях второй половины XIX века о статусе новой, т.е. неклассической философии.

В. Дильтей сделал проблему мировоззрения специальным предметом своего исследования. В работе «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах» он отмечает, что в пессимизме и оптимизме, как в жизненных настроениях, лежит корень всех мировоззрений, которые «не возникают в результате одной лишь воли познания», а являются результатом «занятой жизненной позиции, жизненного опыта всей структуры нашего психического целого»6. В мировоззрении человек пытается дать полное разрешение загадки жизни. Оно включает в себя картину мира в целом и ответ на вопрос о смысле пребывания в нём человека. Решение этого вопроса кладется в основу деления вещей (процессов, явлений) на благоприятные и неблагоприятные, т.е. жизнь человека понимается из нее самой, а не через трансцендентное. Дильтей акцентирует внимание на значении индивидуальной жизни и опыта, который объективируется в мировоззрении, что обеспечивает их многообразие. Мыслитель продолжает линию мировоззренческого плюрализма, утверждая, что «борьба мировоззрений между собой ни в одном основном пункте не увенчалась победой одного из них. История производит из них отбор, но великие типы их сохранили всю свою силу, недоказуемые и неразрушимые. Они не могут быть обязаны своим происхождением тому или другому доказательству, ибо никакое доказательство разрушить их не может. Отдельные ступени и специальные формы того или другого типа опровергаются, но корень их в жизни сохраняется и продолжает влиять и вызывать к жизни все новые и новые образования»7.

Э. Гуссерль в работе «Философия как строгая наука» ведет полемику с натурализмом и историцизмом, претендующими на лидерство в философии.

6 Дильтей В.Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. С. 220.

7 Там же, с. 225.

В ходе этой полемики обнаруживаются некоторые существенные черты мировоззрения. Любое духовное образование имеет динамическую структуру, отмечает он. Методом глубокой интуиции происходит вживание (историографический метод) в духовное образование и выясняются его внутренние мотивы и сущность. Таким способом можно постичь искусство, религию, историю и миросозерцание, которое в них обнаруживается. Миросозерцание, претендующее на объективность, называется философией. Методом вживания она исследует духовные образования, их структуру, типы, связи и развитие, раскрывая мотивации и сущность.

Гуссерль подчеркивает в миросозерцании познавательную, аксиологическую и регулирующую функции, таким образом приближаясь к современному определению мировоззрения. Также он использует понятие миросозерцания в качестве синонима мудрости, которая принадлежит не индивиду, а культурному обществу или эпохе.

Когда миросозерцание эпохи проходит сквозь призму индивидуального сознания, вырастает философия миросозерцания, «которая дает в своих великих системах относительно наиболее совершенный ответ на загадку жизни и мира и возможно наилучшим способом разрешает и уясняет теоретические, аксиологические и практические несогласованности жизни, которые могут быть превзойдены опытом, мудростью и простым жизне- и миропониманием лишь несовершенным образом»8. Сопоставляя миросозерцательную и научную философии, Гуссерль приходит к следующему выводу: миросозерцание привязано к духу времени, а наука вневременна. В соответствии с этим, жизненные цели также подразделяются на цели «для времени» и цели «для вечности». Наука обнаруживает абсолютные вневременные ценности, что является частью научного прогресса, который, в свою очередь определяет миросозерцательную философию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чистякова Екатерина Юрьевна, 2017 год

Библиографический список

1. Автономова, Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы / Н.С. Автономова // Вопросы философии. - 1999. - № 11. -С. 13-28.

2. Агаджанян, А.С. «Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна /А.С. Агаджанян // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. -2012. - № 1 (30). - С.83-110.

3. Алексеев, П.В. На переломе филос. дискуссии 20-х гг.: Философия и мировоззрение / Сост. и авт. вступ. ст., с. 5-28, П. В. Алексеев. - М.: Политиздат, 1990 - 527 с.

4. Аллаярова, В.С. Религиозно-философское мировоззрение: государство-церковь-общество-личность / В.С. Аллаярова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2012 -243 с.

5. Альтюссер, Л. За Маркса / Пер.с франц. А.В.Денежкина. - М.: Праксис, 2006. - 392 с.

6. Андреева, Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л.А. Андреева // Общественные науки и современность. - 2003. - № 1. - С. 90-100.

7. Андрианова, Т.В., Уваров, А.И. Введение в глобальное мировоззрение / Т.В. Андрианова, А.И. Уваров. - М.: МГТИ, Станкин, 2000. - 318 с.

8. Анисимов, В.М. Мировоззрение и социальная активность личности: автореферат дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.01 / Анисимов Владимир Моисеевич. - Свердловск, 1990. - 18 с.

9. Арутюнян, М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: автореферат дис. ... доктора филос. наук: 09.00.01 / Арутюнян Маргарита Павловна. - Москва, 2006. - 42 с.

10. Арутюнян, М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: автореферат дис. ... доктора филос. наук: 09.00.01/ Арутюнян Маргарита Павловна. - Москва, 2006 - 42 с.

11. Арцишевский, Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / Р.А. Арцишевский. - Львов: Вища школа, 1986. - 197 с.

12. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. - М.: Прогресс - Прогресс-Академия, 1992. - 528 с.

13. Ашманис, М.Г. Формирование научного мировоззрения / М.Г. Ашманис. - Рига: Зинатне, 1984. - 234 с.

14. Бабицкий, А. Верю - не верю. - Режим доступа: http://esquire.ru/religion

15. Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Западе / Е.Г. Балагушкин. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 286 с.

16. Бальсис, А.Б. Мировоззрение в жизни общества и человека / А.Б. Бальсис. - Вильнюс: Минтис, 1981. - 376 с.

17. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989 - 616 с.

18. Батай, Ж. Внутренний опыт / Пер. с франц., послесловие и комментарии С.Л.Фокина. - Спб.: Аксиома, Мифрил, 1997. - 336 с.

19. Белов, А.П. Мировоззрение и образ жизни: социально-философские проблемы / под ред. В. Н. Гасилина. - Саратов: Поволжская акад. гос. службы им. П. А. Столыпина, 2006 - 189 с.

20. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

21. Бергер, П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе) / Пер. с англ. Г.П. Бляблина. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1994. - 320 с.

22. Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Пер. Е. Д. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

23. Богомолов, А.С., Ойзерман, Т.Н. Основы теории историко-философского процесса / А.С. Богомолов, Т.Н. Ойзерман. - М.: Наука, 1983. - 286 с.

24. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Перевод и вступительная статья С. Н. Зенкина. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

25. Борецкий, О.М. Конечность человеческого бытия как проблема мировоззрения: диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.01 / Борецкий Олег Михайлович. - Алма-Ата, 1989. - 168 с.

26. Борисов, Г.А., Носков, В.А., Зайцева, Н.В. Принципы права в условиях реализации духовно-мировоззренческого потенциала правового регулирования / Г.А. Борисов, В.А. Носков, Н.В. Зайцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2015. - Т. 32. -№ 8 (205). - С. 127133.

27. Борисов, С.Н., Римский, В.П. Тертуллиан, медиа и трансгуманизм: онтология свободы и антропология насилия в постсекулярном мире / С.Н. Борисов, В.П. Римский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. - № 22 (145). - С. 5-17.

28. Бородин, Е.А. Ноовитизм. Современное мировоззрение: (место теории ноовитизма и ее идеологических постулатов в государственной, политической и идеологической системах современных государств) / Е.А. Бородин. -М.: Грифон, 2012 - 237 с.

29. Бубер, М. Два образа веры / Пер с. нем. / Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, В. С. Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

30. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

31. Булгаков, С.Н. Основные проблемы теории прогресса / С.Н. Булгаков // Манифесты русского идеализма - М.: Астрель, 2009. - 1072 с.

32. Бультман, Р. Избранное: Вера и понимание Том 1-11 / Пер. с нем. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 752 с.

33. Бэкон, Ф. Соч. в 2-х т. Т.1. О достоинстве и приумножении наук / Сост., общая ред. и вступит, статья Л.Л.Субботина. - М.: Мысль, 1977. - С. 81552.

34. Варна, В.В. Генезис, специфика и противоречия религиозного мировоззрения (логико-гносеологический анализ): диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.06 / Варна Владимир Владимирович. -Москва, 1984. - 190с.

35. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.И.Левина, А.В.Михайлова, С.В. Карпушина. - М.: Прогресс, 1990. - С. 61-272.

36. Вернадский, В.И. Научное мировоззрение / В.И. Вернадский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. - С. 180-203.

37. Витгенштейн, Л. Философские работы. Часть I. / Пер. с нем./ Составл., вступ. статья, примеч. М.С.Козловой. - М.: Гнозис. 1994. - 612 с.

38. Войшвилло, Е.Е. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ / Войшвилло Е.Е.- М.: МГУ, 1989. - 238 с.

39. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

40. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 456 с.

41. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 495 с.

42. Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

43. Гарцев, Д.Е. Мировоззрение / Д.Е. Гарцев. - М.: Альтекс, 1999. - 378 с.

44. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. / Пер. с нем. М.И.Левиной. -М.: Мысль, 1977. - Т. 2. - 573 с.

45. Гоббс Т. Левиафан / пер. А. Гутермана. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.

46. Гольбах, П. Священная зараза. Разоблаченное христианство / Пер. с фр. Ф.Д. Капелюма. - М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1936. - 344 с.

47. Гомперц, Г. Учение о мировоззрении. Опыт историко-генетического изложения и объективной обработки главнейших проблем общей теоретической философии / Г. Гомперц. - Спб.: Шиповник, 1913. - 568 с.

48. Гудинг, Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире: Пособие для доп. занятий в ст. кл. / Авториз. пер. с англ.: Т. В. Барчунова. - Ярославль: ДИА-пресс, 2001 - 382 с.

49. Гусейнов, А.А. К соотношению морали и религии / А.А Гусейнов // Свобода совести и культура духовности (философско-этические, религиозные и культурные аспекты): Часть 2 / Ред.: М.Г.Писманик. -Пермь, 2011. - С. 103-112.

50. Гусейнов, А.А. Мораль как предел рациональности / А.А Гусейнов // Вопросы философии. - 2012. - № 5. - С. 4-17.

51. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности / А.А Гусейнов. -М.: МГУ, 1974. -157 с.

52. Гусейнов, А.А. Философия. Мораль. Политика (сборник статей за 19972001 гг.) / А.А Гусейнов. - М.: Академкнига, 2002. - 304 с.

53. Гуссерль, Э. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464 с.

54. Да скроется тьма! Французские материалисты ХУШ в. об атеизме, религии, церкви / Сост. В.Н. Кузнецов. - М.: Политиздат, 1976. - 303 с.

55. Данилова, Э.В. Десекуляризация в современном обществе: социально-философский анализ: диссертация ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Данилова Элла Владимировна. - Красноярск, 2003 - 194 с.

56. Дестют де Траси, А. Элементы Идеологии. Ч. 1. Идеология в собственном смысле слова. Гл. 11. Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль / А. Дестют де Траси // Вопросы философии. -2013 -. №8. -С. 149-154

57. Джемс, У. Воля к вере / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков.- М.: Республика, 1997. - 431 с.

58. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей / Пер. с нем. под ред. М. Е. Цельтера.- М.: Интрада, 2001. - 155 с.

59. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / В. Дильтей // Культурология. XX век: Антология - М.: Юрист, 1995. - 703 с.

60. Докинз, Р. Бог как иллюзия / пер. с англ. Н. Смелковой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 512 с.

61. Дробницкий, О.Г. Теоретические основы этики Канта / О.Г. Дробницкий // Философия Канта и современность. - М.: Мысль, 1974. - С. 103-151.

62. Дроздов, Н.Н. Мировоззрение и нравственность / Н.Н. Дроздов. -Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2010 - 499 с.

63. Евтушенко, А.И. Философия и коммунистическое мировоззрение (историко-методологические вопросы единства материализма и диалектики)/ А.И. Евтушенко. - Киев: Наукова думка, 1980 - 255 с.

64. Жбанкова, И.И. Мировоззрение / И.И. Жбанкова // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 425.

65. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / Пер. с англ. Вл. Софронова. - М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с.

66. Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 336 с.

67. Журавский, А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога / А.В. Журавский. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. -128 с.

68. Зайцева, Н.В. Мировоззрение человека в трансформирующемся обществе: философско-культурологический анализ: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01/ Зайцева Наталья Владимировна. - Белгород, 2016. - 21 с.

69. Зотов, А.Ф. Буржуазная философия середины XIX начала XX века / А.Ф. Зотов. - М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.

70. Зуев, К.А., Кротков, Е.А. Мировоззрение, философия, наука: проблема их соотношенияи взаимодействия / К.А. Зуев, Е.А. Кротков // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2013. - № 3 (11). - С. 4-10.

71. Зуев, Ю.П. Динамика религиозности в России в XX веке и ее социологическое изучение / Ю.П. Зуев // Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 219-228.

72. Зыбковец, В.Ф. Происхождение нравственности / В.Ф. Зыбковец. - М.: Наука, 1974. - 126 с.

73. Ивакин, А.А. Философия. Мировоззрение. Практика / Отв. ред. А. А. Ивакин, А. А. Хамидов; Предисл. А. А. Хамидова. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1987 - 279 с.

74. Иванов, В.Г. Физика и мировоззрение / В.Г. Иванов. - Л.: Наука, 1975. -118 с.

75. Иванов, М.В. Оппозиция утопии и идеологии в современном религиозном сознании: диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.11 / Иванов Михаил Вячеславович. - Санкт-Петербург, 2015. - 199 с.

76. Иванова, А.С. Начала «идеологии»: Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях / А.С. Иванова // Вопросы философии. - 2013. - №8. - С.146-148

77. Ильиных, О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.11 / Ильиных Ольга Павловна. - Пермь, 1997. - 169 с.

78. Каган, М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопросы философии. -1997. - № 9. - С. 36-45.

79. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

80. Кант, И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. - Т. 5 / Пер. с нем. Б.А.Фохта. - С. 161-527.

81. Кант, И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; примеч. Ц.Г. Арзаканяна. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.

82. Кант, И. Собрание сочинений: Юбил. изд., 1794-1994: В 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. - М.: ЧОРО, 1994. - Т. 5. - 414 с.

83. Кант, И. Трактаты и письма / Пер. с нем.; Отв. ред. и авт. вступ. ст. А.В. Гулыга. - М.: Наука, 1980. - 709 с.

84. Клементьева, Т.Н. Проблема сближения научного и религиозного мировоззрения: религиоведческий аспект: диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.13 / Клементьева Татьяна Николаевна. -Екатеринбург, 2001. - 178 с.

85. Клименкова, Т.А. Философия и мировоззрение: критический анализ буржуазных концепций / Отв. ред. Т. А. Клименкова. - М.: Б. и., 1988 -178 с.

86. Ковальчук, О.В. Цивилизационные модели диалога светской и религиозной культуры: диссертация ... кандидата филос. наук: 24.00.01 / Ковальчук Ольга Викторовна. - Белгород, 2004. - 155 с.

87. Ковальчук, О.В., Римский, В.П. Диалог светского и религиозного и толерантность в средневековой культуре Западной Европы / О.В.

126

Ковальчук, В.П. Римский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

- 2012. - № 19. - С. 330-338.

88. Кокорин, А.А. Философия и мировоззрение / А.А. Кокорин. - М.: Изд-во МГОУ, 2009 - 223 с.

89. Королев, С.А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России / С.А. Королев // Философская мысль.

- 2015. - № 4. - С.1-54.

90. Кортунов, В.В. За пределами рационального / В.В. Кортунов. - М.: Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1998. - 100 с.

91. Кротков, Е.А. Мировоззренческий дискурс: территория конфликтов? / Е.А. Кротков // Общественные науки и современность. - 2012. - № 2. -С. 170-176.

92. Кротков, Е.А. Множественность мировоззрений - территория конфликтов? / Е.А. Кротков // Человек. - 2012. - № 1. - С. 105-115.

93. Кротков, Е.А. О рассуждении как методе познания / Е.А. Кротков // Вопросы философии. - 2013. - № 6. - С. 170-180.

94. Кротков, Е.А. Диагностика как универсальная форма научного познания (эпистемологический анализ) / Е.А. Кротков // Вопросы философии. -2014. - № 3. - С. 85-94.

95. Кротков, Е.А. Дискурс философии / Е.А. Кротков // Вопросы философии. - 2015. - № 4. - С. 195-206

96. Кротков, Е.А. Духовная безопасность: конфликты на мировоззренческой основе / Е.А. Кротков // Credo new. - 2013. - № 3. - С. 15.

97. Кротков, Е.А. Мировоззренческий дискурс: территория конфликтов? / Е.А. Кротков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - № 8 (103). - С.299-309

98. Кротков, Е.А. Социокультурная функция мировоззренческого дискурса / Е.А. Кротков // Экономика. Общество. Человек Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2014. - С.120-130.

99. Кротков, Е.А. Философско-методологический анализ научного дискурса / Е.А. Кротков // Современный дискурс-анализ. - 2015. - № 2 (13). - С. 4-16.

100. Кротков, Е.А. Является ли философия рациональным предприятием? / Е.А. Кротков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2016. - № 10 (231). - С.23-29

101. Кротков, Е.А., Кожемякин, Е.А. Дискурс толерантности / Е.А. Кротков, Е.А. Кожемякин // Дискурс-Пи. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 137-138.

102. Кротков, Е.А., Носова, Т.В. И. Кант в контексте современной европейской эпистемологии / Е.А. Кротков, Т.В. Носова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009. - № 2 (57). - С.42-48

103. Кувакин, В.А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека: Философия, психология и стиль мышления гуманизма / В.А. Кувакин. -М.: Логос, 1998. - 360 с.

104. Кувакин, В.А., Ковалева, В.П. Неизвестность / В.А. Кувакин, В.П. Ковалева. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». Институт компьютерных технологий, 2006. - 112 с.

105. Кувакин, В.А. Научное мировоззрение и гуманизм / В.А. Кувакин // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2006. № 4. С. 84-92.

106. Кукушкина, Е.И. Мировоззрение, познание, практика / Е.И. Кукушкина.

- М.: Политиздат, 1989. - 303 с.

107. Кулаков, Ю.И. Синтез науки и религии / Ю.И. Кулаков // Вопросы философии. - 1999. -№2. - С. 142-153.

108. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. - СПб.: Алетейя, 2009 - 423 с.

109. Кураев, А.В. Диспут с атеистом / А.В. Кураев. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 240 с.

110. Кураев, А.В. Религиозная вера и рациональность: гносеологический аспект / А.В. Кураев // Исторические типы рациональности. В 2-х т. Т. 1.

- М.: ИФРАН, 1995. - С. 88- 113.

111. Курбатова, Л.А. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11/ Курбатова Лидия Анатольевна. - Москва, 1999 - 38 с.

112. Курбацкий, Е.А. Эволюция категории мировоззрения. Гносеологический анализ: автореферат дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.01 / Курбацкий Егор Александрович. - Ростов-на-Дону, 2009. - 27с.

113. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор // Страх и трепет. - М.: Республика, 1998. - С. 13-112.

114. Лекторский В.А., Швырев, В.С. Единство мировоззренческого и теоретико-познавательного аспектов в марксистской философии / В.А. Лекторский, В.С. Швырев // Гносеология в системе философского мировоззрения. - М.: Наука, 1983. - 383 с.

115. Липич, Т.И. Диалог как форма взаимодействия культур / Т.И. Липич // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования.

- 2014. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 63-69.

116. Липич, Т.И., Липич, Д.В. Современный взгляд на диалог государства и церкви в области образования / Т.И. Липич, Д.В. Липич //Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 11 частях. - 2014. - С. 107-108.

117. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк // Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 137-405.

118. Локосов, В.В., Яковлев, С.Д. Поможет ли религия России / В.В. Локосов, С.Д. Яковлев // Религия и политика в современной России / Под ред. Н.А. Трофимчука, С.Д. Яковлева. - М.: РАГС, 1997. - С. 21-31.

119. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский / Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, А.А. Яковлев. - М.: Республика. - 432 с.

120. Льюис, К.С. Просто христианство / К.С. Льюис. - М.: Республика, 1992.

- 432 с.

121. Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. - М.: Юрист, 1994. - С. 7-276.

122. Маркс, К. К критике гегелевской философии права. Введение. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Издание 2 - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 - Т. 1. - 723 с.

123. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1988. - 574 с.

124. Маркс, К., Энгельс, Ф., Ленин, В.И. О религии. 2-е изд., доп. / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1983. - 368 с.

125. Маркузе Г. Разум и революция / Маркузе Г. - СПб: Владимир Даль, 2000. - 541 с.

126. Мурашов, В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия / В.И. Мурашов. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2000. - 180 с.

127. Мчедлов, М.П. Политика и религия / М.П. Мчедлов. - М.: Советская Россия, 1987. - 256 с.

128. Мюллер, Д. Разум, религия, демократия / пер. с англ. А. А. Столярова. -М.: Мысль, 2015. - 560 с.

129. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьяна; пер. с нем. - М.: Мысль, 1996 - 829с.

130. Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Под ред. Киммо Каариайнена, Дмитрия Фурмана - М.; СПб.: Летний сад, 2007. - 416 с.

131. Носков В.А., Зайцева Н.В. Мировоззрение человека информационного общества: экзистенциальный аспект / В.А. Носков, Н.В. Зайцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. - № 26 (166). - С. 275279.

132. Ноубель, Д. Осмысливая современность: современные мировоззрения и поиск истины / Д. Ноубель.- СПб: Центр просвет. Программ МАХШ, 1999. - 446 с.

133. Овчинников, В.Г. Проектное МироВоззрение: Конструктивная ИдеоЛогия МироСтроения (Симметрия Отношений и СамоОрганизация) / В.Г. Овчинников - М.: Спутник+, 2015 - 301 с.

134. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. - № 8. - С. 2 - 105.

135. Парсонс, Т. Система современных обществ / Пер. с англ. А.А.Седова, А.Д. Ковалева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

136. Пастухов, А.Л. Глобализация в мировоззрении человека: онто-гносеологический аспект: автореферат дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.01 / Пастухов Александр Львович. - Челябинск, 2005. - 23 с.

137. Поппер, К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах) / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с.

138. Рассел, Б. Почем я не христианин: Избранные атеистические произведения / Б. Рассел / Пер с англ. - М.: Политиздат, 1987. -334 с.

139. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 6-34.

140. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. / Пер. с фр. И.С. Вдовина. - М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2002. - 624с.

141. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1998. - 413 с.

142. Римская, О.Н., Римский, В.П. Современное мифосознание и субкультурные религии / О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - № 20. - С. 67-74.

143. Римский, В.П. Отложенные кризисы этноидентичности в современной России: теоретические стереотипы и политические мифы / В.П. Римский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - № 20. - С. 359-367.

144. Римский, В.П., Мизаев, В.Н., Резник, С.В. Исламский культурно-цивилизационный проект в трансформирующемся мире Модерна / В.П. Римский, В.Н. Мизаев, С.В. Резник // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 4. - С. 37-44.

145. Римский, В.П., Римская, О.Н. Толерантность и объективность в методологии религиоведческих исследований / В.П. Римский, О.Н. Римская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - № 8. -С. 320-327.

146. Ролз, Дж. Справедливость как честность / Дж. Ролз // Логос. - 2006. - № 1. - С. 35-60.

147. Ролз, Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. - Новосибирск: изд-во НГУ, 1995. - 535 с.

148. Рорти, Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов / Р. Рорти // Вопросы философии. - 2003. - №3. - С. 3041.

149. Русская народная линия. - Режим доступа: http: //ruskline.ru/news_rl/2014/10/29/my_vnov_prihodim_k_simfonii_cerkvi _gosudarstva_i_obwestva/

150. Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью: В 2-х кн. / Сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995. - Кн. 12.

151. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3-х ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь /

B.Н. Сагатовский. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 224 с.

152. Свешников, В. Мировоззрение: структура, содержание, созерцание / В. Свешников. - М.: Никея, 2015 - 700 с.

153. Сейфи, Г.Ф. Феномен сакрализации власти / Г.Ф. Сейфи // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе: Сб. ст. / Под. ред.

C.Н.Савельева. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1991. - С. 162-167.

154. Селиванов, А.А. Идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Селиванов Алексей Алексеевич. - Краснодар, 2013 - 26 с.

155. Семенов, Ю.И. О русской религиозной философии конца XIX начала XX века / Ю.И. Семенов // Коммунист. - 2001. - № 6. - С. 104-126

156. Синицын, А.С. Онтологические и гносеологические основания системно-плюралистического мировоззрения: диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.01 / Синицын Алексей Сергеевич. - Уфа, 2003. - 171 с.

157. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. // Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. / Под общ. ред. и со вступ. статьей Х. Н. Момджяна. Пер. с фр. Я. С. Юшкевича. Институт философии АН СССР. - М.: Соцэкгиз, 1963. - T.I. - С. 51-684.

158. Сорокин, П. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. - С. 427-504.

159. Спиркин, А.Г. Мировоззрение. / А.Г. Спиркин // Философская энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1964. - Т. 3. - С. 454.

160. Спиркин, А.Г. Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования / А.Г. Спиркин // Молодежь, ее интересы, стремления и идеалы. - М.: Политиздат, 1969. - С. 139-175.

161. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. / Под ред. Киммо Каариайнена, Дмитрия Фурмана. - М.; СПб: Летний Сад, 2000. - 248 с.

162. Степанова, Т.В. Множественность картин мира и мировоззрение: диссертация кандидата филос. наук: 09.00.11 / Степанова Татьяна Владимировна. - Самара, 2005. - 152 с.

163. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

164. Толстой, Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой. - М.: Республика, 1993. - 431 с.

165. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2008. - 560 с.

166. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2002. - 669 с.

167. Тубецкой, С.Н. Чему нас учит история философии / С.Н. Тубецкой // Манифесты русского идеализма - М.: Астрель, 2009. - 1072 с.

168. Узланер, Д.А. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности / Д.А. Узланер // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. -2012. - № 1 (30). - С.8-32.

169. Узланер, Д.А. Введение в постсекулярную философию / Д.А. Узланер // Логос. - 2011. - № 3 (82) - С. 3-32.

170. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». - М.: «Ось-89», 1998. - 16 с.

171. Федоренко, Г.Н. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания: диссертация кандидата филос.наук: 09.00.01 / Федоренко Галина Николаевна. - Краснодар, 1999. - 140 с.

172. Федосеев, П.Н. Мировоззрение, философия, наука / П.Н. Федосеев. - М.: Наука, 1979. - 379 с.

173. Федосеев, П.Н. Философия, мировоззрение, наука / П.Н. Федосеев //Проблемы мира и социализма. - 1978. - № 12. - С. 39-40.

174. Фейербах, Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные. философские произведения: В 2 т. - М.: Изд-во «Политической литературы», 1955. - Т. 2 / Пер. с нем. Ю.М.Антоновского, П.С.Попова. - С. 7-405.

175. Финогентов, В.Н. Границы толерантности и мировоззренческая определенность субъекта / В.Н. Финогентов // Булгаковские чтения. -2016. - № 10. - С. 204-211.

176. Финогентов, В.Н. О возможности построения научного мировоззрения / В.Н. Финогентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009. - № 2 (57). - С. 55-64

177. Финогентов, В.Н. Об истинности мировоззрения: постановка проблемы / В.Н. Финогентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013 - № 2 (145) - С. 46-56.

178. Финогентов, В.Н. Религиозный ренессанс или Философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры / В.Н. Финогентов. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 304с.

179. Финогентов, В.Н. Трагический гуманизм: очерки онтологические, антропологические и аксиологические. - Орел, 2012. - 334с.

180. Финогентов, В.Н. Человек на грани небытия: Философские этюды / В.Н. Финогентов. - Орел: Полиграфическая фирма «Картуш», 2015. - 248с.

181. Финогентов, В.Н., Кононова, Е.С. О необходимости мировоззренческих дискуссий: современный контекст / В.Н. Финогентов, Е.С. Кононова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 166-174.

182. Финогентов, В.Н., Кононова, Е.С. Рационализация мировоззрений как императив современной эпохи / В.Н. Финогентов, Е.С. Кононова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 4. - С. 104-110.

183. Франк, С.Л. Борьба за мировоззрение в немецкой философии / С.Л. Франк // Рус. мысль. - М, 1911. - № 4. - С. 34-41.

184. Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк. - СПб.: Наука. 1996. -738 с.

185. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст.ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

186. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии // Избранное: В 2 кн. - М.: Изд-во «Московский рабочий» с совместным советско-западногерманским предприятием «Вся Москва», 1990. - Кн. 2 / Пер. с нем. Л. Голлербаха.

- С. 99-147.

187. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1991. - 456 с.

188. Фурман, Д., Каариайнен, К. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) / Д. Фурман, К. Каариайнен // Вопросы философии. - 1997. - №11. - С. 35 - 52.

189. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. - М.: Наука, 2000.

- 380 с.

190. Хабермас Ю. Постсекулярное общество - что это? Часть 2. / Ю. Хабермас. - Российская философская газета. - 2008. - № 5 (19). Май.

191. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» / Ю. Хабермас.. - М.: Праксис, 2007. -208 с.

192. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. - М.: Весь Мир, 2002. - 144 с.

193. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. - М.: Academia, 1995. - 252 с.

194. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / Ю. Хабермас. - М.: Kami, 1995. - 244 с.

195. Хабермас, Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи / пер. с нем. М.Б. Скуратова. - М.: Весь мир, 2011. - 336 с.

196. Хабермас, Ю. Постсекулярное общество - что это? Часть 1 / Ю. Хабермас. - Российская философская газета. - 2008. - № 4 (18). Апрель.

197. Хабермас, Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе / Ю. Хабермас // Полис. Политические исследования. - 2010. - № 2. - С. 7-21.

198. Хазиева, Е.В. Философское мировоззрение как субъективная реальность: диссертация кандидата филос. наук: 09.00.01/ Хазиева Елена Валерьевна. - Уфа, 2002. - 137с.

199. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с немецкого В. В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

200. Хайдеггер, М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Каселе (1925) / М. Хайдеггер // Вопросы философии -1995. - № 11. - 119-145.

201. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / Пер. А.Г. Чернякова. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

202. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - С. 16-26.

203. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

204. Харрис, С. Конец веры: Религия, террор и будущее разума / Пер. с англ. М.И. Завалова. - М.: Эксмо, 2011. - 496 с.

205. Холлик, М. Наука о единстве: мировоззрение для 21 века / Пер. с англ. О.И. Звонаревой - СПб.: Весь, 2009 - 508 с.

206. Худиев, С. Как доказать, что Бог существует? Краткое введение в апологетику / С. Худиев. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. - 96 с.

207. Целыковский, А.А. Мифология и идеология: роль рациональности в их взаимодействии: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Целыковский Алексей Андреевич. - Москва, 2011. - 196 с.

208. Циприани, Р. Религиозность, религиозный секуляризм и секулярные религии / Р. Циприани // Международный журнал социальных наук. Социология: состояние исследований. ЮНЕСКО, Ин-т всеобщей истории РАН, 1994. - № 4 (7). - С. 156-165.

209. Черноволенко, В.Ф. Мировоззрение и научное познание / В.Ф. Черноволенко. - Киев: Киев, университет, 1970. - 173 с.

210. Чистякова, Е.Ю. История понятия «мировоззрение» в немецкой философии / Е.Ю. Чистякова // М1жнародна наукова конференщя «Дш науки фшософського факультету - 2013», 16-17 квгг. 2013 р.: [матер1али доповщей та вистушв] / редкол.: А. Е. Конверський [та ш.]. - К.: Видавничо-пол1граф1чний центр «Кшвський ушверситет», 2013. - Ч.1. -319 с., С. 254- 256.

211. Чистякова, Е.Ю. К вопросу о содержании и статусе понятия «мировоззрение» / Е.Ю. Чистякова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В.

Чистякова.- М.: МАКС Пресс, 2013. - Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/L omono sov_2013/structure_2 8_2334. htm

212. Чистякова, Е.Ю. О соотношении мировоззрения и морали / Е.Ю. Чистякова // Млжнародна наукова конференщя «IX - Харювсью студентськi фiлософськi читання», 25-26 квгг. 2013 р.: [матерiали доповiдей та вистушв] / редкол.: I. В Карпенко [та ш.]. - Х., 2013. - 200 с., С. 67-68.

213. Чистякова, Е.Ю. The brights' movement and D. Dennett: social and world outlook contexts (Движение brights и Д. Деннет: социально-мировоззренческие контексты). / Е.Ю. Чистякова // Knjiga rezimea -NISUN 5. Наука и савремени универзитет. - 2015. - С.17-18

214. Чистякова, Е.Ю. Даниел Деннет - Мораль и религия. / Е.Ю. Чистякова // Человек. - 2015. - № 5. -С. 84-94

215. Чистякова, Е.Ю. Движение brights: опыт рационального диалога о религии и морали Д. Деннета / Е.Ю. Чистякова // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. - 2015. - Т. 1. - № 2 (4). - С. 84-94.

216. Чистякова, Е.Ю. Теоретико-познавательный и ценностно-регулятивный аспекты мировоззрения в философии И. Канта. / Е.Ю. Чистякова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2017. - №10 (259). - С. 164167

217. Чистякова, Е.Ю., Шарковайте, М.П. Философская рефлексия российского самосознания (обзор научной конференции) / Е.Ю. Чистякова, М.П. Шарковайте // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

- 2013. - № 26 (166). - С. 280-287.

218. Шахнович, М.И. Происхождение философии и атеизм / М.И. Шахнович.

- Л.: Наука, 1971. -240 с.

219. Шелер, М. Философское мировоззрение / М. Шелер // Избранные произведения - М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

220. Шеллинг, Ф. В. Сочинения в 2 Т.: Пер. с нем. Т. 1/ Сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. - М.: Мысль, 1987 - 637с.

221. Широкова, А.В. Духовно-творческое начало личности и мировоззрение: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.13/ Широкова Ангелина Владимировна. - Нижний Новгород, 2008. - 170 с.

222. Шлейермахер, Ф. Речи о религии. Монологи / Пер. с нем. и пред. С.Л. Франка. - СПб.: АО «Алетейя», 1994. - 335 с.

223. Шмитт, К. Политическая теология / Пер. с нем. А.Филиппова; Ин-т социолог. РАН, Моск. высш. шк. социал. и эконом, наук, Центр фундам. социолог. - М.: КАНОН - ПРЕСС, 2000. - 335 с.

224. Штекель, К. Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей / К. Штекель // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. -2012. - № 1 (30). - С.57-82

225. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. -М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.

226. Эйзенштадт, Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация / Ш. Эйзенштадт // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. -2012. - № 1 (30). - С.32-55.

227. Эко, У. Пять эссе на темы этики / Пер. с итал. Е. А. Костюкович.- СПб.: «Симпозиум», 2003. - 158 с.

228. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3-х тт. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий / М. Элиаде. - М.: Критерион, 2001. - 464 с.

229. Эпштейн, М.Н. 95 тезисов бедной веры. - Режим доступа: https://snob.ru/profile/27356/blog/102449

230. Эпштейн, М.Н. Идеология и язык (построение модели и осмысление дискурса) / М.Н. Эпштейн // Вопросы языкознания. - 1991. - № 6. - С. 19.

231. Эпштейн, М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии / М.Н. Эпштейн. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 416 с.

232. Эпштейн, М.Н.Тезисы бедной веры / М.Н. Эпштейн // Северный регион: наука, образование, культура. - 2014. - № 1 (29). - С. 111-124.

233. Юлина, Н.С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета / Н.С. Юлина. - М.: Канон+, 2004. - 544 с.

234. Юлина, Н.С. Деннет о вирусе постмодернизма. Полемика с Р. Рорти осознании и реализме / Н.С. Юлина // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 78-92.

235. Юшкевич, П.С. Мировоззрение и мировоззрения: очерки и характеристики: [А. Бергсон, У. Джемс, И. Дицген, Л. Толстой, Ф. Ницше] / П.С. Юшкевич - М.: URSS, 2011 - 183 с.

236. Яновский, Р.Г. Мировоззрение / Р.Г. Яновский. - М.: Кн. и бизнес, 2007 - 439 с.

237. Ярков, А.Н. Неполнота как условие диалога мировоззрений: диссертация ... кандидата филос. наук: 09.00.01/ Ярков Андрей Николаевич. -Нижний Новгород, 2005. - 175 с.

238. Ясперс, К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире / Пер. А. К. Судакова. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 384 с.

239. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - С. 420-508.

240. Asad T. Formations of the secular. - Stanford, CA: Stanford University Press, 2003.

241. Dennett, D. Breaking the Spell - Religion as a Natural Phenomenon / D. Dennett. - NY: Viking Penguin, 2006.

242. Wilson B. Religion in Sociological Perspective / B. Wilson. - Oxford, Oxford University Press, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.