Конфессиональная ситуация в татарском этносе Республики Мордовия: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Бареев, Максим Юрьевич

  • Бареев, Максим Юрьевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Саранск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 153
Бареев, Максим Юрьевич. Конфессиональная ситуация в татарском этносе Республики Мордовия: социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Саранск. 2009. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Бареев, Максим Юрьевич

Введение.

1. Теоретико-методологические аспекты исследования конфессиональной ситуации.

1.1 Рёлйгиозность и конфессиональная ситуация как объект научного исследования.

1.2 Институциональный анализ в изучении религии.

2. Динамика конфессиональной ситуации в татарском этносе на современном этапе развития общества.

2.1 Ислам в России: историко-социологический аспект.

2.2 Общая характеристика конфессиональной ситуации в татарском этносе Республики Мордовия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфессиональная ситуация в татарском этносе Республики Мордовия: социологический анализ»

Актуальность темы исследования.

На рубеже XX-XXI вв. во всем мире наблюдается необычайный интерес к религии, и Россия не составляет исключения. Здесь также возрос интерес к традиционным религиозным верованиям, разделивших человечество на ряд локальных этнорелигиозных общностей. Усиление влияния конфессионального фактора особенно заметно в России, столкнувшейся с «беспрецедентной остротой вопроса о цивилизационном самоопределении»1. При этом становление современного общества в нашей стране сопряжено с глубоким социально-духовным кризисом: радикальным отрицанием материальных и культурных достижений советского периода, переоценкой духовных ценностей.

Религия играет достаточно большую роль в духовной, общественной и политической жизни современной России. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах и поведенческих стереотипов, она оказывает существенное воздействие на ход политических событий. Заметно расширилось влияние конфессий на различные сферы общественной жизни страны. В общественном сознании возрос престиж религиозных организаций, публичные политики все чаще обращаются к ценностям религиозной культуры для решения своих утилитарных задач.

Значительное место в этих процессах занимает ислам, являющийся второй по числу верующих религией России, а в ряде регионов доминирующей конфессией (Северный Кавказ, Республика Татарстан, Башкортостан). Ислам здесь стал теоретической основой формирования такого явления в общественно-политической жизни, как джадидизм, не препятствовал проникновению в мусульманское общество общедемократических ценностей. При этом мусульманское население России весьма интенсивно включилось в процессы этнокультурного возрождения народов страны. Эти процессы имеют региональную специфику, которую нельзя не учитывать при выработке сбалансированной,

1 См.: Ахиезер Л., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2008. С. 455 научно обоснованной и адаптированной к условиям конкретных регионов государственной этноконфессиональной политики. Республика Мордовия (РМ), характеризуется этническим и религиозным многообразием, что актуализирует изучение конфессиональной ситуации в регионе. Данные о ее состоянии в мусульманской среде Мордовии позволяют выявить условия и перспективы социально-духовного развития татарского этноса в республике, формирования его толерантного сознания, что поможет предотвращать возникновение социальной напряженности и межрелигиозных противоречий в регионе.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема носит междисциплинарный характер и находится на стыке ряда направлений современной социологии, политологии, религиоведения, философии, правоведения, истории, психологии. В них имеются теоретические разработки, методологические подходы и накоплен значительный эмпирический материал по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, конфессиональной ситуации.

Понятие «ситуация» было предметом дискуссий таких философов-экзистенциалистов, как О. фон Больнов, М. Хайдеггер, К. Ясперс, феноменологов Э. Гуссерля и А. Щютца. Эти ученые внесли огромный вклад в смыслопо-лагание рассматриваемой категории и понимание ее как конкретной действительности, ценностно-определенной по отношению к субъекту. Основные положения социологической интерпретации понятия «ситуация» и ее структуры представлены в работах Г. Блумера, Т. Лукмана.

Социологический подход к изучению религии сформировался под влиянием идей классических представителей социологической науки Э. Дюркгейма и М. Вебера. Проблемы взаимоотношений государства, общества и религии, осмысление социальных функций последней нашли отражение в трудах вышеуказанных авторов, а также в работах К. Маркса, Р. Мертона, П. А. Сорокина.

Роль религии в современном мире, проблемы динамики религиозности исследовали Р. Белл, Г. Зиммель, К. Доусон, Дж. М. Йингер, Т. Парсонс, В. И. Левада и другие ученые.

Большое внимание проблемам изучения религиозности, ее содержания и структуры уделено в работах П. Бергера, Ч. Глока, У. Джеймса, Г. Ле Бра, Т. Лукмана, Р. Старка и др. В них нашли отражение вопросы типологизации религиозности, осмысление религиозной ситуации, ее динамики.

В отечественной социологической, философской, религиоведческой и политологической литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что служит необходимой методологической предпосылкой для изучения конфессиональной ситуации. В работах В. И. Гараджи, И. А. Василенко, Р. А. Лопаткина, Л. Н. Митрохина, М. П. Мчедлова, Л. А. Нурул-лаева, М. Ю. Нечаевой, Е. В. Сысоева, Д. М. Угриновича, В. Ф. Чесноковой, Д. Е. Фурмана, А. Г. Шевченко, И. Н. Яблокова и др. всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, специфика религиозного сознания. Их труды для многих ученых стали теоретической и методологической основой исследования религиозности в России.

Анализ конфессиональной ситуации в современных условиях во многом определяется особенностями религиозного ренессанса в стране. В этом контексте необходимо выделить труды исследователей, занимающихся проблемами исламского возрождения, поскольку именно ислам является катализатором общественных процессов, имеющих огромный,резонанс в стране и в мире. Это работы А. М. Верховского, Р. М. Мухаметшина, А. В. Малашенко, Р. Н. Мусиной, Р. А. Набиева, Е. А. Ходжаевой, Е. А. Шумиловой и др.

Проблемам религиозности на региональном уровне посвящены работы Г. А. Выдриной, Ю. В. Попкова, Е. А. Тюгашева (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра), И. В. Симонова, Г. С. Широкаловой, Н. Г. Ярыгина (Нижегородская область), Г. Гудим-Левковича (г. Архангельск), Ю. Ю. Синелиной (Ярославская область), О. М. Хомушки (Республика Тыва) и др.

Религиозные организации, этноконфессиональные проблемы (в том числе и в татарском этносе), истоки и тенденции развития конфессиональной ситуации в Республике Мордовия были предметом изучения религиоведов, социологов, философов, историков - Ф. А. Айзятова, О. А. Богатовой, В. В. Козина, А. В. Мартыненко, Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, Н. В. Шилова и др.

Подводя итог обзору научной литературы, отметим, что при наличии определенного теоретического и эмпирического материала по теме исследования с разной степенью полноты изучены отдельные стороны проблемы, тогда как социологический анализ конфессиональной ситуации в татарском этносе на территории Республики Мордовия пока не осуществлялся. Настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить этот пробел.

Цель диссертационного исследования — определить специфику конфессиональной ситуации в татарском этносе РМ и охарактеризовать тенденции уммизации как процесса, характерного только для мусульманских народов, связанного с конфессионализацией, а также с приобщением соответствующей этнической группы к культурно-этической и морально-нравственной составляющим ислама. В православной традиции аналогичный социальный процесс носит название «воцерковление».

Задачами исследования являются:

- анализ теоретико-методологических подходов к изучению конфессиональной ситуации;

- определение характера институционального взаимодействия религии (акцент на ислам) с различными социальными институтами;

- эксплицирование общих черт развития ислама в России и в регионе для выявления основных эмпирических индикаторов, характеризующих состояние конфессиональной ситуации в татарском этносе;

- анализ социально-демографических и социокультурных характеристик мусульман Мордовии; выявление специфики конфессиональной ситуации в татарском этносе на территории РМ.

Объект исследования — население Республики Мордовия татарской национальности в возрасте от 16 до 80 лет.

Предметом исследования является конфессиональная ситуация в татарском этносе РМ, параметры и факторы, влияющие на ее развитие.

Методологические и теоретические основы исследования.

В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, разработавших методику эмпирического исследования религиозности (Г. Jle Бра, Ч. Глок, Р. Старк, Д. М. Угринович), уровень и степень религиозности населения (В. И. Гараджа, М. П. Мчедлов, Д. Е. Фурман, В. Ф. Чеснокова). В диссертации использовались методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных институтов: системный анализ, синтез, опрос, статистический анализ, сравнительный анализ, анализ письменных источников, исторических и правовых документов.

Эмпирическая основа диссертации.

В целях сравнения региональной конфессиональной ситуации в татарском этносе с общероссийской был проведен вторичный анализ результатов исследований ВЦИОМа, Российского независимого института социальных и национальных проблем, Института социально-политических исследований РАН. Использовались данные исследований НИИ регионологии МГУ им. Н. П. Огарева и ГУ «НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ».

Эмпирическую основу составили также материалы социологического исследования «Социальный портрет современного мусульманина», проведенного кафедрой методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета в июне-августе 2007 г. при непосредственном участии автора. Социологический опрос проводился в местах компактного проживания татар республики, а также в городах Саранск, Рузаевка, Инсар, Ромоданово.

Объем выборочной совокупности составил 412 чел., статистическая погрешность - 4,8 %.

Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыта специфика исследования конфессиональной ситуации через особенности взаимодействия ее структурных компонентов: религиозности населения, межконфессиональных отношений, взаимодействия религии с другими социальными институтами; эксплицированы общие и специфические черты развития и функционирования ислама в России и в Республике Мордовия; установлено, что уммизация татар на современном этапе определяется не только уровнем религиозной самоидентификации и ростом числа конфессионально верующих, а прежде всего формированием культуры (ценностей, предпочтений и стереотипов) ислама в сознании и поведении людей; выявлено, что процесс институционализации ислама в РМ связан с формированием социальной рефлексии (ценностно-нормативные установки, касающиеся социально-бытовых аспектов жизни, отношения к власти, выбора партнера в браке, оценки общественно-политической ситуации и т.п.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Конфессиональная ситуация, являющаяся обобщающей характеристикой комплекса религиозных проявлений на территории изучаемых географических объектов (страна, регион, город и т. д.), есть часть ситуации социальной. Такое понимание проблемы позволяет выявить институциональный и массовый уровни исследуемого предмета. На институциональном уровне конфессиональная ситуация представляется как результат взаимодействия религии с социальным институтом семьи, государства, образования, СМИ и др. На массовом уровне конфессиональная ситуация проявляется в религиозности населения.

2. Верующими себя считают не менее 80 % татар республики, при этом доля вовлеченных в религиозную деятельность (конфессионально верующих) значительно ниже (не более 20 %) доли назвавших себя верующими. Количество конфессионально верующих в сельской местности (в относительных показателях) больше, чем в городе. Следует также отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к омоложению религиозности, которая наиболее отчетливо проявляется на примере возрастной категории до 30 лет.

3. Многие татары республики так или иначе испытывали ущемление прав и возможностей, связанных с их религиозными чувствами (на социально-бытовом уровне, при устройстве на работу и т. п.). Однако это обусловлено скорее не конфессиональной, а этнической принадлежностью. Несмотря на данное обстоятельство, в республике нет особых условий и предпосылок для конфликтов на религиозной почве, тем более что преобладающее большинство татар не испытывают особых осложнений в общении и построении каких-либо отношений с представителями других этносов и конфессий.

4. Необходима корректировка государственной религиозной политики в направлении развития стратегического сотрудничества государственной власти не только с Русской православной церковью, но и с другими традиционными конфессиями, представленными в РФ.

5. Ислам в Мордовии воспринимается не просто как религиозная система, а скорее как естественная культурная среда, национальный образ жизни части населения. Поэтому семейные традиции и воспитание оказывают наиболее существенное влияние на религиозное мировоззрение татар. Семья оказывает определяющее влияние на выбор партнера в браке и ценностно-нормативные установки, касающиеся социально-бытовых аспектов жизни. Это может быть подтверждением того, что в самосознании большинства татар РМ представление об исламе как о существенном и традиционном элементе «своей», этнической культуры выражено достаточно сильно.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения религиозной ситуации в мусульманской среде, государственноконфессиональных и межконфессиональных отношений. Теоретические и эмпирические данные, представленные в диссертации, могут использоваться при выработке государственной религиозной политики в регионах, совершенствовании работы по формированию в обществе обстановки толерантности. Полученные результаты также могут служить основой для разработки курсов и программ по социологии, социальной философии, социологии религии, религиоведению.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные теоретические и методологические аспекты диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных Огаревских научных чтениях в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева (Саранск, 2005— 2006), ежегодных конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (Саранск, 2006-2007), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическая культура как основа экологической безопасности регионов» (Белгород, 2005), Международной научно-методической конференции «Непрерывное образование в России: пространство развития» (Саратов, 2006), региональной научной конференции «Духовное развитие региона: состояние и перспективы» (Саранск, 2006), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию журналистики Мордовии (Саранск, 2007).

Основные выводы и результаты нашли отражение в 13 публикациях, в том числе одна в издании, входящем в перечень ВАК России.

Структура диссертации. Диссертационная работа включает введение, две главы, по два параграфа каждая, заключение, список использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Бареев, Максим Юрьевич

Результаты исследования показали, что, по мнению большинства респондентов, религия на сегодняшний день оказывает существенное влияние на общественную жизнь в республике. Полученные данные позволяют сделать предположение, что высокий рейтинг религии в массовом опросе, проведенном среди татарского населения республики, отражает, с одной стороны, высокий уровень религиозной самоидентификации, а с другой — диверсифициро-ванность понятия «религия». Мнение верующей части населения оказывается значимым в определении значения религии и ее роли в жизни республики. Однако более вероятно, что эти люди, отвечая на вопросы о религии, имели в виду свои личные отношения к Богу, к вере и религии вообще; свои измененные духовные ценности.

При этом парадоксальность ситуации состоит в том, что реальная роль ислама как религиозной системы в современной татарской культуре менее значительна, чем представления большинства людей об этой роли. В реальности большинство граждан среднего и старшего поколений, в равной степени далеки как от христианской культуры, так и от мусульманской, будучи, скорее, «наследниками» советской эпохи. Однако, в самосознании большинства представителей татарского этноса представление об исламе как о существенном и традиционном элементе «своей», «этнической» культуры выражено достаточно сильно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфессиональная ситуация является обобщающей характеристикой всего комплекса религиозных проявлений на территории изучаемых географических объектов (страна, регион, город и т.д.) в определенный момент времени и носителей религиозности в их взаимосвязи с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни) с учетом совокупности внешних и внутренних факторов. В структуре конфессиональной ситуации соискатель выделяет три основных компонента: религиозность конфессиональной группы, межконфессиональные отношения, взаимодействие религии с другими социальными институтами. Основоположниками изучения религиозности являются Г. Ле Бра, Ч. Глок, Р. Старк, М. Иингер, из отечественных социологов это в первую очередь Ю. А. Левада, Д. М. Угринович. Также необходимо отметить современных исследователей религиозности в России — М. П. Мчедлова, Д. Е. Фурмана, В. Ф. Чеснокову.

В современной России религиозные институты играют все более существенную общественную роль. Реальная картина религиозности российского общества после миссионерского бума 1990-х гг. способна изменить представления о ценностях, которые на практике исповедуют жители страны. Изучение конфессиональной ситуации позволяет разобраться в некоторых важных сторонах социальной позиции верующих, анализ же принципов взаимодействия религии с другими социальными институтами помогает лучше понять функционирование религии именно как социального института.

Проанализировав принципы взаимодействия религии с другими социальными институтами, обозначим следующие позиции.

Во взаимодействии социального института семьи и религии институт семьи всегда находился под контролем религиозных институтов, можно даже сказать, что религия «создала» тип семьи. Семья и религия могут привить ребенку начальные понятия о любви к ближнему, к Родине, т.е. заложить основы патриотического воспитания.

Интеграция религии в образовательный процесс имеет далеко не однозначную оценку. Применительно к современной общеобразовательной школе и вообще всей системе образования не следует говорить об осуществлении в ней религиозного воспитания учащихся, поскольку основополагающим в нашем образовании остается принцип светскости. Но для реализации светской системы религиозно-этического образования необходима модернизация самого образования.

Религиоведческие дисциплины, такие, как основы православной или мусульманской культуры, должны преподаваться в школах и вузах исключительно квалифицированными светскими специалистами, поскольку большинство семей не в состоянии дать целостного, и что еще более важно, объективного представления о других религиях и этноконфессиональных группах. Вот почему так важно внедрение основ религиоведческих (именно религиоведческих, а не богословских) курсов уже в средней школе, когда у ребенка еще окончательно не сформировались жизненная позиция и жизненные ориентиры. При этом данная мера может стать отличной профилактикой таких негативных социальных явлений, как религиозная и национальная нетерпимость, ксенофобия, расизм и т. п.

Касаясь взаимодействия государства и религии, необходимо отметить, несмотря на то, что конституционные принципы России — светский характер государства, все же необходимо стратегическое сотрудничество федеральной власти и конфессий (причем всех традиционных, а не только РПЦ). Что же касается взаимоотношений государства и ислама, то, на наш взгляд, государственные деятели должны помнить, что ислам — не чуждый для России феномен. Это неотъемлемая часть российской истории и культуры, образ жизни миллионов граждан, для которых Россия - родной дом. Вместе с тем нужно сознавать, что ислам - не только религия, но и особая цивилизация и культура. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции. Если к богословским постулатам и чисто религиозным аспектам ислама государство в силу своего светского характера должно относиться нейтрально, то исламские представления о власти, праве, политике не могут быть для него безразличны. Здесь нужно четкое различение тех принципов ислама, которые оно поддерживает или даже берет на вооружение, и тех, которые нельзя признать совместимыми с нормами современного демократического общества.

Во взаимодействии религии и СМИ можно сформулировать следующий тезис: для современных массмедиа какой-либо интерес представляют лишь две формы присутствия религиозного в публичном пространстве. С одной стороны, это «удобный язык» для передачи моральных убеждений, тогда как религиозные организации интересны лишь как «социальные службы»; с другой — интерес вызывают различные формы радикализма, экзотика религиозного антисоциального «подполья».

В современных условиях взаимодействие военных структур и религии имеет сложный, многоуровневый характер и осмысление его проблем не может не учитывать как общесоциальный уровень, так и уровень отдельных социальных структур: социальных институтов, социальных организаций, личности. На сегодняшний день религиозная ситуация в армии воспринимается как немаловажный ресурс поиска новых форм военно-воспитательной работы.

Между религией и экономикой четкого взаимодействия не выявлено. Если на ранних стадиях экономического развития религия действительно оказывала на него существенное воздействие, то в нынешней ситуации ни религия, ни этические представления на расстановку сил особо не влияют. И все попытки связать рост (падение) уровня религиозности с экономическим ростом (упадком), на наш взгляд, не имеют научной обоснованности.

Резюмируя результаты, проведенного нами социологического исследования, отметим следующее: к верующим себя отнесли 85,9 % татар Республики Мордовия. При этом доля конфессионально верующих от числа назвавших себя верующими составляет около 20 % или примерно 17 % от общего числа татар региона. Социально-демографическое распределение верующих имеет достаточно ровную структуру. Правда, наблюдается некоторое снижение идентифицирующих себя с верой в группе мужчин среднего возраста и традиционно самый высокий процент верующих среди лиц старше 65 лет. Что касается жизненных ценностей, то принципиальной разницы между ответами верующих и неверующих нет, то же самое относится и к основным проблемам повседневной жизни, отношения к межконфессиональным бракам, введения курса по истории религии в светских учебных заведениях и т. д. То есть можно сделать вывод о том, что ислам воспринимается респондентами скорее не как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни. Вот почему практически для всех татар вне зависимости от того, соотносят они себя с верой или нет, динамика распределения ответов на вопросы анкеты имела схожую тенденцию. Необходимо заметить, что гораздо больше отличий было по социально-демографическим показателям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Бареев, Максим Юрьевич, 2009 год

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. — М.: Изд. группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1993. - 608 с.

2. Абдулгатов, 3. Российские православные и мусульмане: общие проблемы -разные взгляды / 3. Абдулгатов // Обществ, науки и современность. 2004. - № 2. - С. 143-153.

3. Айзятов, Ф. А. Философия религии / Ф. А. Айзятов. Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2000. - 169 с.

4. Антипова, А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении / А. С. Антипова // Социол. исслед. 2007. — № 3. - С. 111118.

5. Арапханов, У. А. Право и ислам в Ингушетии / У. А. Арапханов // Ислам и право в России. — М., 2004. Вып. 1. — 238 с.

6. Арутюнов, С. А. Народы и культуры : развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М. : Наука, 1989. - 246 с.

7. Армия и религия : Информационное пособие — справочник для офицеров частей и кораблей о религии и воинской службе. М., 1994. - 376 с.

8. Аскарова, Г. Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе / Г. Б. Аскарова // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 37-42.

9. Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко 2-е изд., испр. и доп. - М. : Новое изд-во, 2008. — 464 с.

10. Баранников, В. П. Динамика религиозности в информационном обществе / В. П. Баранников, JL Ф. Матронина // Социол. исслед. 2004. - № 9. — С. 102-107.

11. Бартольд, В. В. Мусульманский мир // Бартольд В. В. Соч. Т. VI : Работы по истории ислама и Арабского халифата. М. : Наука, 1966. - 784 с.

12. Беликова, Е. О. Религиозная ситуация в Волгоградской области : социологический анализ : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Е. О. Беликова. Волгоград, 2007. — 18 с.

13. Белла, Р. Н. Социология религии / Р. Н. Белла //Американская социология: перспективы, проблемы, методы. -М. : Прогресс, 1972. 392 с.

14. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман М. : Медиум, 1995. — 323 с.

15. Беккин, Р. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом / Р. Беккин // Вопросы экономики. 2007. - № 10. - С. 147-155.

16. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М. : Изд-во МГУ, 2000. -240 с.

17. Богатова, О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме / О. А. Богатова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 340 с.

18. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна. Минск : Красикопринт, 1996. — 326 с.

19. Бурдье, П. С. Начала / П. С. Бурдье. М. : Социо-Логос, 1994. - 288 с.

20. Бычков, С. Центровой муфтий / С. Бычков // Моск. комсомолец. 2006. -27 февр.

21. Василевский, Ю. JI. Заметки о религиозной ориентации учителей / Ю. JI. Василевский // Социол. исслед. 1997. - № 9. - С. 78-88.

22. Василенко, И. А. Политическая глобалистика / И. А. Василенко. М. : Логос, 2000.-358 с.

23. Васильев, А. М. Пуритане в исламе. Ваххабизм и первое государство Сау-дидов в Аравии / А. М. Васильев. М. : Наука, 1967. - 263 с.

24. Вебер, М. Социология религии / М. Вебер // Избранное. Образ общества. — М. : Юрист, 1994. 704 с.

25. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

26. Веремчук, В. И. К вопросу о взаимодействии военной службы и религии / В. И. Веремчук // Социол. исслед. 2003. - № 12. - С. 84-89.

27. Верховский, А. Публичные отношения православных и мусульманских организаций на федеральном уровне / А. Верховский // Ислам в российских регионах. — М. : Аспект Пресс, 2007. С. 123-153.

28. Верховский, А. Власть и религия в современной России / А. Верховский // Свободная мысль XXI век. - 2004. - №4. - С. 143-155.

29. Возьмитель, А. А. Социология религии в России : Проблемы и перспективы / А. А. Возьмитель // Социол. исслед. 2007. - № 2. - С. 110-120.

30. Воронцова, Л. М. Религиозность демократичность — авторитаризм / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов // Полит, исслед. — 1993. - № 3. - С. 141-148.

31. Гайнутдин Равиль, муфтий Ислам в современной России / Муфтий Равиль Гайнутдин. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 320 с.

32. Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. М. : ИНФРА-М, 2005.-348 с.

33. Горелов, А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. — М.: Моск. лицей, 2005.-408 с.

34. Горелов, А.А. Социология / А. А. Горелов М. : Эксмо, 2006. - 496 с.

35. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. — 2-е изд., исп. -М. : Книжный дом «Университет», 2002. — 296 с.

36. Докторов, Б. О характере российского экологического сознания / Б. Докторов // Информ. бюл. ВЦИОМ. М., 2003, ноябрь. - С. 11-16.

37. Дюркгейм, Э. Религия и общество / Э. Дюркгейм // Религия и общество / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М. : Аспект Пресс, 1996. — 356 с.

38. Зайцев, А. Церковь и СМИ диалог трудных, но уважающих друг друга собеседников : Электронный ресурс. / А. Зайцев. - Электр, ст. - РИА-Новости. — 29 сентября 2006. - Режим доступа к ст.: http://www.rian.ru/ analytics/20060929/54379812.html

39. Збровский, Г. Е. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях / Г. Е. Збровский, Н. Б. Костина // Социол. исслед. -2002.-№2.-С. 107-112.

40. Зимин, A. JI. Модернизация образования путь в гражданское общество : Электронный ресурс. / A. JI. Зимин. - Электр, ст. - портал "Религия и СМИ". - 12 мая 2004. - Режим доступа к ст.: http://www.religare.ru/ print7637.htm/article9316.htm

41. Ильин, И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. / И. А. Ильин. М. : Рарог, 1992. - 271 с.

42. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) / К. Каариайнен, Д. Е. Фурман // Вопросы философии. 1997. - № 6. - С. 35-42.

43. Каргина, И. Г. Самоидентификация верующих : социальная мотивация / И. Г. Каргина // Социол. исслед. 2004. - № 1. - С. 45-53.

44. Козин, В. Республика Мордовия. Модель этнополитического мониторинга / В. Козин, Н. Шилов. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. -100 с.

45. Конституция Российской Федерации. М. : Юрайт, 2003 - 48 с.

46. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях / М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, Е. Н. Кофанова и др. // Социол. исслед. 2005. - № 6. - С. 46-56.

47. Коран : Репринт. Воспроизведение изд. 1907 в двух томах: пер. с араб. — М. : СП «Дом Бируни», 1990. 1178 с.

48. Котельников, Г. А. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур / Г. А. Котельников, С. Д. Лебедев // Социол. исслед. -2004.-№5.-С. 121-129.

49. Кырлежев, А. РПЦ и СМИ: проблемы взаимодействия : Электронный ресурс. / А. Кырлежев // Электр, ст. портал "Религия и СМИ". - 11 декабря 2003. - Режим доступа к ст.: http://www.religare.ru/article7607.htm

50. Лебедев, А. А. Главный фактор : Соц.-экон. изм. как фактор преодоления религиозных пережитков / А. А. Лебедев, В. А. Цветков. М. : Политиздат, 1987.-93 с.

51. Лебедев, С. Д. Две культуры: религия в российском светском образовании на рубеже XX-XXI веков : монография / С. Д. Лебедев. Белгород : Изд-во БелГу, 2005.-252 с.

52. Левада, Ю. А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. — М. : Наука, 1965. 263 с.

53. Лекторский, В. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. Лекторский // Философия, наука, цивилизация. — М., 1999. — 236 с.

54. Магомедов, А. М. Основы религиозной политики в Республике Дагестан / А. М. Магомедов // Ислам и право в России. М., 2004. - Вып. 1. - 238 с.

55. Малашенко, А. В. Исламское возрождение в современной России / А.В. Малашенко / Моск. центр Карнеги. М. : Гендальф, 1998. - 222 с.

56. Малашенко, А. В. Государство и ислам в постсоветское время / А. В. Малашенко // Свободная мысль. 2007. - № 3. - С. 92-104.

57. Малашенко, А. В Ислам для России / А. В. Малашенко. М. : Росс, полит, энцикл. (РОССПЭН), 2007. - 192 с.

58. Марков, А. Грозит ли Мордовии синдром Кондопоги? / А. Марков // Комсомольская правда — Саранск. 2006. - 5-12 окт.

59. Мартыненко, А. В. Православие и ислам в России : история и современность / А. В. Мартыненко // Странник. 2005. - № 6. - С. 193-203.

60. Мартыненко, А. Мордовия. Новости мусульманской общины / А. Мартыненко, Н. Шилов // Бюл. Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2006. - № 65, янв.-февр.

61. Мартынов, А. С. Природа и люди России : экология, религия, политика и действие / А. С. Мартынов; под ред. А. А. Тишкова. М., 1999. - 256 с.

62. Мертон, Р. К. Явные и латентные функции / Р. К. Мертон; пер с англ. Ю. Асеева // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В. И. Добренькова. М. : Междунар. ун-т бизнеса и упр, 1996. - С. 393-461.

63. Метлик, И. В. Религия и образование в светской школе / И. В. Метлик. М. : Планета 2000, 2004. - 244 с.

64. Мехонцева, JI. Зачем бизнесмену вера? : Электронный ресурс. / Л. Мехон-цева // Электрон, ст. — Журнал «Фома». — №9/41, сентябрь 2006. Режим доступа к ст.: http://www.foma.ru/articles/264/?printversion=l

65. Мирзахмедов, А. Феномен ислама / А. Мирзахмедов // Социол. исслед. -2003. -№3. -С. 93-96.

66. Миркин, Б. М. Популярный экологический словарь / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова; под ред. А. М. Гилярова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Тай-декс Ко, 2003.-384 с.

67. Митрохин, Л. Н. Философия религии / Л. Н. Митрохин. М.: Республика, 1993.-414 с.

68. Мозговой, С. А. Главные принципы документа «Основные положения Социальной программы российских мусульман» / С. А. Мозговой // Религиоведение. 2001. - № 2. - С. 44-52.

69. Мордовия: стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по РМ. Саранск. : б. и., 2008. - 432 с.

70. Морозов, А. Вера в мире коммуникаций : Электронный ресурс. / А. Морозов // Электр, ст. — портал "Религия и СМИ". 16 сентября 2002. - Режим доступа к ст.: http://www.religare.ru/article309.htm

71. Мусина, Р. Н. Ислам и мусульмане в современном Татарстане / Р. Н. Мусина // Религия и государство в современной России : науч. доклады / Моск. Центр Карнеги. М., 1997. - Вып. 18. - С. 84-95.

72. Мусина, Р. Н. Ислам среди городских татар : анализ современной ситуации / Р. Н. Мусина // Россия и мусульманский мир. М., 1996. - С. 47-53.

73. Равиль Гайнутдин муфтий. Экономическое и финансовое управление религиозными и благотворительными организациями — реалии и перспективы : доклад на VI Всерос. семинаре рук. духов, упр. мусульман / Муфтий Равиль Гайнутдин — Б. м., 2005. 240 с.

74. Мухаметшин, Р. М. Динамика исламского фактора в общественном сознании татар XVI-XX вв. (историко-социальный очерк) / Р. М. Мухаметшин // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 2. — Казань, 1994.-С. 112-113.

75. Мухаметшин, Р. М. Ислам в современном российском обществе / Р. М. Мухаметшин // Мусульмане изменяющейся России. — М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002 С. 25-41.

76. Мухаметшин, Р. М. Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы / Р. М. Мухаметшин // Ислам в татарском мире : история и современность. — Казань, 1997.-С. 251-266.

77. Мухаметшин, Р. М. Татары и ислам в XX веке / Р. М. Мухаметшин. — Казань : ФЭН, 2003. 140 с.

78. Мчедлов, М. П. Вера России в зеркале статистики. Население нашей страны о XX веке и о своих планах на век грядущий / М. П. Мчедлов // Независимая газ. 2000. - 17 мая. № 9(55). - С. 5 (Прил. НГ-Религии)

79. Мчедлов, М. П. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия / М. П. Мчедлов, Ю: А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Социол. исслед. -2004.-№9.-С. 95-101.

80. Мчедлов, М. П. О религиозности российской молодежи / М. П. Мчедлов // Социол. исслед. 1998. - № 6. - С. 105-112.

81. Мчедлов, М. П. Религиозны ли молодые Россияне? / М. П. Мчедлов // Человек. 2005. - № 6. - С. 111-117.

82. Мчедлов, М. П. Религиозный компонент этнического сознания / М. П. Мчедлов // Свободная мысль. 2004. — № 1. - С. 64—67.

83. Набиев, Р. А. Ислам и государство : Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке / Р. А. Набиев. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 244 с.

84. Нечаева, М. Ю. Взгляд социолога на историю церкви (Аналитический обзор работ Габриеля Jle Бра) : Электронный ресурс. / М. Ю. Нечаева // Электр. ст. — Б.м., Б.г. Режим доступа к ст.: http://atlasch.narod.ru/works/gabriel.htm

85. Никандров, Н. Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика 2005. - №1 - С. 5-12.

86. Нуруллаев, А. А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации / А. А. Нуруллаев // Вестн. Росс, ун-та дружбы народов. Сер. Политология. — 2001.-№3.-С. 28-34.

87. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г. В. Осипов. -М. : ИНФРА-М, 2000. 666 с.

88. Основные положения социальной программы российских мусульман. — Ярославль : ДИА-пресс, 2001.-45 с.

89. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М. : Изд-во Моск. Патриархата, 2000. - 160 с.

90. Парсонс, Т. О структуре социального действия. / Т. Парсонс. М. : Академ. проект, 2000. — 879 с.

91. Писачкин, В. А. Мораль и экологическое воспитание / В. А. Писачкин. — Саранск : Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фил., 1989. — 76 с.

92. Писачкин, В. А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 180 с.

93. Политическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. — М. : Мысль, 1999 702 с.

94. Полосин, А. России нужен ислам / А. Полосин, Е. Налимова // Ислам в Мордовии. 2005. - 5 авг.

95. Понкин, И. В. Светскость государства / И. В. Понкин. М.: Учеб.-науч. центр довуз. образования, 2004. - 466 с.

96. Пчелинцев, А. В. О социальной работе религиозных объединений Электронный ресурс. / А. В. Пчелинцев // Электрон, ст. — Б.м., Б.г. — Режим доступа к ст.: http://www.assalam.iwt.ru/htmll9

97. Религия // Все о Мордовии : энцикл. справ. / сост.: Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 840 с. - С. 790-800.

98. Религиоведение : энциклопедический словарь / сост. В. А. Бачинин. М. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

99. Роль СМИ в диалоге общества и конфессий: круглый стол на конференции в РАГСе : Электронный ресурс. // Электр, ст. — портал "Религия и СМИ". — 03 марта 2003. Режим доступа к ст.: http://www.religare.ru/article2139.htm

100. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М. : Высш. шк., 2005. - 310 с.

101. Синелина, Ю. Ю. Атака на РПЦ? / Ю. Ю. Синелина // Социол. исслед. -2001.-№ 11.-С. 100-104.

102. Сиверцев, М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации / М. А. Сиверцев // Человек. 2002. - № 5. - С. 87-99.

103. Смелзер, Н. Социология : пер. с англ. / Н. Смелзер. М. : Феникс, 1998. — 688 с.

104. Современная западная социология : словарь / сост. Ю. Н. Давыдов и др.- М. : Политиздат, 1990. 432 с.

105. Соловьев, С. С., Образцов И. В. Российская армия : от Афганистана до Чечни : Социологический анализ. М.: Нац. ин-т им. Екатерины Великой, 1997.-366 с.

106. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. СПб.; М., 2000.- 352 с.

107. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей / М.П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко и др. // Социол. исслед. 2005. - № 6. - С. 56-69.

108. Сысоев, Е. В. Толерантность этнически неоднородного сельского населения и типология ее носителей / Е. В. Сысоев // Социол. исслед. — 2006. — № 3. С. 71-78.

109. Сюкияйнен, JI. Российская власть и ислам / JL Сюкияйнен // Отечественные записки. 2003. № 5. - С. 406^415.

110. Сюкияйнен, JI. Российская государственная политика в отношении ислама: исходные принципы, цели и направления : Электронный ресурс. / JI.

111. Сюкияйнен // Электр, ст. портал "Религия и СМИ". - 20 января 2004. -Режим доступа к ст.: http://www.religare.ru/article7974.htm

112. Сюкияйнен, JI. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л. Р. Сюкияйнен. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1997. — 48 с.

113. Темичева, Е. Толерантность в России: свои и чужие : Электронный ресурс. / Е. Темичева. // Электрон, ст. Б.м., Б.г. - Режим доступа к ст.: http ://trc.tsu.ru/apendix/tolerant-3 .htm

114. Теология в государственной системе образования России : круглый стол // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : информ.-аналит. бюл. 2000. - №. 2. - С. 7-15.

115. Титова, Т. А. Толерантность малых этнических групп Татарстана / Т. А. Титова, В. Е. Козлова // Социол. исслед. — 2006. — № 6. — С. 47-54.

116. Уайт, JI. Исторические корни нашего экологического кризиса / JL Уайт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. : Прогресс, 1990.-495 с.

117. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 февр. 1997 г. М. : ИНФРА-М, 1997. - 208 с.

118. Угринович, Д. М. Принципы анализа религиозности и атеистичности в социалистическом обществе // Советская социология : в 2 т. Т. 1. : Социологическая теория и социальная практика / отв. ред. Т. В. Рябушкин , Г. В. Осипов. М.: Наука, 1982. - С. 215-219.

119. Ульченко, Н. Ю. Экономическое развитие и «исламская экономика» (опыт Турции и Ирана) / Н. Ю. Ульченко, Н. М. Мамедова // Ислам и общественное развитие в начале XIX века / отв. ред. В. Я. Белокреницкий и др. М. : Крафт+, 2005. С. 25-41.

120. Ученые выяснили связь между экономикой и религией : Электронный ресурс. // "Новые известия". — 2008. — 4 апр. Электрон, ст. - Режим доступа к ст.: http://www.religare.ru/phorum-listl-themel7515.htm

121. Филатов, С. Б. Статистика Российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин // Социоло. исслед. — 2005.-№6.-С. 35-45.

122. Филь, М. С. Религия и этнонационализм в постсоветской России / М. С. Филь // Свободная мысль XXI в. - 2005. - № 7. - С. 109-114.

123. Фурман, Д. Е. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России Д. Е. Фурман, К. Каариайнен // Свободная мысль — XXI. — 2003.-№7.-С. 19-32.

124. Фурсенко, А. А. Обращение к участникам рождественских чтений / А. А. Фурсенко // Образование. 2005. - № 4. - С. 3-8.

125. Хабенская, Е. О. Ислам в структуре татарской идентичности / Е. О. Ха-бенская // Мусульмане изменяющейся России. — М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. -С. 229-238.

126. Харисова, JI. А. Ислам : воспитание и образование / JI. А. Харисова. // Педагогика. 2001. - № 8. - С. 56-61.

127. Ходжаева, Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан / Е. А. Ходжаева, Е. А. Шумилова // Социол. исслед. 2003. - № 3 - С. 106-108.

128. Холмогоров Е. Каноническое пространство : принципы, идеологи, конфликты / Е. Холмогоров, А. Солдатов // Отечественные записки. 2002. -№6.-С. 87-100.

129. Худяков, М. Г. Очерки по истории Казанского ханства / М. Г. Худяков // М. : Аврелия, 2004. 280 с.

130. Чеснокова, В. Ф. Тесным путем : Процесс воцерковления населения России в конце XX века / В. Ф. Чеснокова. — М. : Академ. Проект, 2005. — 304 с.

131. Шаймиев, М. «Я взял ответственность на себя» / М. Шаймиев // Моск. комсомолец. 2005. — 29 апр.

132. Шевченко, А. Г. Православие и мусульманство / А. Г. Шевченко // О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедло-ва. М. : Республика, 2002. - 399 с.

133. Шевченко, М. Как строятся отношения между православием и исламом в России / М. Шевченко // Независимая газ. — 2000. — 26 апр. № 10. (Прил. НГ—Религии).

134. Шилов, Н. В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии / Н. В. Шилов. Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1998. - 88 с.

135. Шилов, Н. В. Конфессиональные противоречия : Электронный ресурс. // Электр, ст. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN). — Режим доступа к ст.: http://eawarn.ru/pub/ Bull/ BullFiles2002/4524.htm

136. Шилов, Н. В. Религиозная жизнь : Электронный ресурс. // Электр, ст. -Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN). Режим доступа к ст.: http://eawarn.ru/pub/Bull/BullFiles2002/4524.htm

137. Широкалова, Г. С. Сравнительная характеристика верующих и не верующих нижегородцев / Г. С. Широкалова // Социол. исслед. — 2001 — № 7. — С. 80-88.

138. Щютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Щютц. М. : Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004. - 328 с.

139. Элбакян, Е. С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / Е. С. Элбакян, С. В. Медведко // Социол. исслед. — 2001. — № 8 С. 103-111.

140. Юдин, В. В. Религиозность молодежи / В. В. Юдин // Социол. исслед. — 2006.-№5.-С. 137-139.

141. Яблоков, И. Н. Религия : сущность и явления / И. Н. Яблоков. М. : Знание, 1982. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм»; № 1).

142. Ядов, В. А. Социология в России // В. А. Ядов. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 696 с.

143. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение социальной реальности: учеб. для вузов / В. А. Ядов, В. В. Семенова. М. : Добросвет, 2000. - 596 с.

144. Ясперс, К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийар. М. : Алгоритм, 2008.-272 с.

145. A response to sussex / D. Meadows et al. // Models of doom. A critique of the limits to growth. -N. Y., 1973.

146. Chapra, M.U. What is Islamic Economics? / M. U. Chapra. Jeddah: IRTI, 2001.-P. 33-58.

147. Gilani. S. M. A. Islam Ma'ashiyat / S. M. A. Gilani. Hyderabad, 1947.

148. Sorokin, P. A. The Ways and Power of Love / P. A. Sorokin. Chicago, 1967. - 346 p.

149. Sorokin, P. A. Altruistic Love / P. A. Sorokin // A Study of American «Good Neighbors» and Christian Saints. Boston, 1950. - 450 p.

150. Stark R. American Piety : The Nature of Religious Commitment / R. Stark, Ch. Glock. Berkeley, 1968.

151. Yinger J. M. Sociology Looks at Religion / J. M. Yinger. N. Y., 1963.

152. Young D. American Minority Peoples / D. Young. N. Y., 1937. - 420 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.