Композиционный полифонизм: генезис и структурные модификации: на материале романной прозы XIX - XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Харитонов, Олег Анатольевич
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Харитонов, Олег Анатольевич
Введение.
Глава 1. Понятие композиционного полифонизма.
1.1. Концепция полифонического романа в теории М.М. Бахтина.
1.2. Множественная фокализация и проблема точки зрения в отечественном и зарубежном литературоведении.
1.3. Модификации композиционного полифонизма в контексте распределения авторской функции.
Глава 2. Генезис композиционного полифонизма в романе XIX века.
2.1. Композиционный полифонизм в дискурсе романтизма.
2.1.1 «Житейские воззрения КотаМурра» Э.Т.А. Гофмана.
2.1.2 «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
2.1.3 «Русские ночи» В.Ф. Одоевского.
2.2. Композиционный полифонизм в детективной прозе (на материале романа «Лунный камень» У. Коллинза).
2.3. Локальная реализация композиционного полифонизма в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.
Глава 3. Модификации композиционного полифонизма в романе XX века
3.1. Имплицитная модификация композиционного полифонизма.
3.1.1 «Изменение» М. Бютора и «Золотые плоды» Н.Саррот
3.1.2 «Дело д'Артеза» Г.Э. Носсака и «Групповой портрет с дамой» Г. Бёлля.
3.1.3 «Бессмертие» М. Кундеры.
3.1.4 «Карантин» В. Максимова.
3.2. Эксплицитная модификация композиционного полифонизма.
3.2.1 «Улисс» Дж. Джойс.
3.2.2 «Шум и ярость» и «Авессалом, Авессалом!»
У. Фолкнера.
3.2.3 «Коллекционер» Дж. Фаулза.
3.2.4 «Два капитана» В. Каверина.
3.3. Интерактивная модификация композиционного полифонизма.
3.3.1 «Игра в классики» X. Кортасара.
3.3.2 «Хазарский словарь» М. Павича.
3.3.3 «Любовница французского лейтенанта» Дж. Фаулза.
3.3.4 «Стань стальной крысой» Г. Гаррисона.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
"Точки зрения" в эпике А.П. Чехова: специфика поэтики2011 год, кандидат филологических наук Грицай, Нина Александровна
Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого2011 год, кандидат филологических наук Вафина, Алсу Хадиевна
Система повествовательных точек зрения в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и языковые способы их выражения2008 год, кандидат филологических наук Михайлова, Елена Игоревна
Художественный нарратив в путевой прозе второй половины XVIII века: генезис и формы2012 год, кандидат филологических наук Мамуркина, Ольга Викторовна
Проза А. Кима 1980-1990-х годов: поэтика жанра2011 год, кандидат филологических наук Попова, Анастасия Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиционный полифонизм: генезис и структурные модификации: на материале романной прозы XIX - XX веков»
Проблема композиции имеет ключевое значение для исследования произведений искусства, в том числе в рамках теории литературы, ведь «только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого элемента или компонента текста. Без этого немыслимо правильное понимание идеи, смысла всего произведения или его частей» [91,171]. Возникновение различных концепций, трактующих содержание «композиции»1 в категориях, принятых в том или ином научном направлении, является процессом закономерным, а многогранность исследовательских подходов в изучении композиции объясняется содержательной сложностью самого объекта рефлексии. Проблеме композиции литературного произведения посвящены многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых . Мы же концентрируем внимание лишь на одном из неклассических способов композиции, именуемым нами полифоническим.
Содержательной сложностью проблемы композиции обусловливаются и те трудности, с которыми сталкивается исследователь композиционного полифонизма. В дальнейшем, по мере рассмотрения теоретических положений нарратологии и в процессе анализа конкретных литературных произведений, мы будем уточнять содержательные границы данного понятия. Предварительно же следует оговорить, что в своей работе мы придерживаемся узкой, специальной трактовки этого понятия, объяснимой её очевидной свя
1 См. кн.: Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студ. филог.фак. высш. учеб. заведений. - М., 2004; КайдаЛ.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. - М., 2000.
2 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., 1975; Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М., 1980; Шкловский В.Б. О теории прозы. - М., 1983; Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М., 1970; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970; Рымаръ Н.Т. Поэтика романа. - Самара, 1990; Корман Б.О.Избранные труды по теории и истории литературы-Ижевск, 1992; Женетт Ж. Фигуры: В 2т. - М., 1998. зью с проблемой «точки зрения». Под композицией в этом плане следует понимать «систему фрагментов текста произведения, соотнесённых с точками зрения субъектов речи и изображения», систему, организующую «изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображенный мир» [112, 223], а под полифонической композицией - такое построение произведения, при котором различные точки зрения повествовательных инстанций, преломляющих сюжет произведения в той или иной перспективе, не подчинены одна другой, но позиционируются как равноправные.
Раскрытие содержания понятия «композиционный полифонизм» требует обращения к истории его теоретического осмысления как явления поэтики и предполагает рассмотрение этапов его зарождения и эволюционирования в литературе и в романе в частности, а также освещение следующих теоретических проблем:
• проблемы точки зрения в зарубежном и отечественном литературоведении;
• проблемы авторства и релятивизации понятия истинности в современном литературоведении;
• вопроса о жанровой предрасположенности романа к композиционному полифонизму и современных тенденциях этого процесса.
Техника композиционного полифонизма, обогащаясь повествовательным опытом литературной практики последних веков, в особенности XX века, стала одной из доминирующих в поэтике современного романа, следовательно, нуждается в аналитическом описании ее происхождения и функционирования. В необходимости изучения этого феномена во всем вариативном многообразии его структурных модификаций и заключается актуальность диссертационного исследования.
В литературоведении неоднократно обращалось внимание на усложнённость и нелинейный характер романной композиции в литературе XIX
XX веков (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.А. Гуковский и др.). Однако освещение проблемы множественности «точек зрения» в романной композиции было периферийным предметом научной рефлексии. Восполнение этого пробела и составляет научную новизну диссертации. Изучение субъектных форм должно иметь своим продолжением и завершением, прежде всего, решение вопроса о соотношении субъектов речи и автора, то есть, в конечном счете, о выражении авторской позиции через субъектную организацию произведения.
Объектом исследования является романная проза XIX - XX веков, в которой разрабатывалась техника композиционного полифонизма.
Предметом диссертационного исследования является композиционный полифонизм как особый способ организации романного материала.
Наше исследование направлено на решение следующих задач:
• определение атрибутивных признаков композиционного полифонизма;
• выявление истоков становления композиционного полифонизма как одного из ведущих приёмов построения литературного произведения;
• раскрытие функциональных возможностей композиционного полифонизма;
• описание структурных модификаций композиционного полифонизма и их систематизация.
Решение этих взаимосвязанных задач позволяет сформулировать теорию композиционного полифонизма, в чём и заключается основная цель настоящей работы.
Методологический базой работы является концепция полифонического романа М.М. Бахтина и его последователей (О.И. Валентинова, В.В. Кожинов, В.Л. Махлин и др.), а также достижения в области нарратоло-гии, теории «точки зрения», поэтики романа и теории автора (С.С. Аверинцев, И.П. Ильин, Д.В. Затонский, Ю.М. Лотман, Б.О. Корман, В.А. Пестерев, Н.Т. Рымарь, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, Б.А. Успенский, М.Н. Эпштейн, М. Баль, Р. Барт, Ж. Женнет, Ю. Кристева, П. Лаббок, Ж. Пуйон, Ц. Тодоров, В. Шмид, Ф.К. Штанцель).
Основными методами исследования являются структурно-семантический, системный, сравнительно-типологический.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в осмыслении феномена композиционного полифонизма в его происхождении, становлении и развитии, а также в систематизации его структурных модификаций, что, в целом, обогащает научное представление о композиционных вариантах романа в его историческом существовании.
Практическая значимость состоит в расширении возможностей литературоведческого анализа повествовательных текстов, имеющих неклассическую композиционную структуру, в процессе учебного освоения поэтики романной прозы XIX — XXI веков.
Апробация работы. Диссертация и отдельные её проблемы регулярно обсуждались на заседаниях и научных семинарах кафедры русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, а также на ежегодных научных конференциях ЕГУ. Основные положения работы докладывались на Международной научной конференции «Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах» (г. Волгоград, 12-15 апреля
2006 г.); на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (г. Бийск, 18-19 мая
2007 г.) и на II Международной научной конференции «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (г. Ростов-на-Дону, 1819 октября 2007 г.). По материалам исследования опубликовано 7 (семь) статей, из них 2 (две) в специальных изданиях, рекомендованных ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
1. Композиционный полифонизм — исторически обусловленный принцип построения романа XIX — XX веков, один из наиболее продуктивных способов организации романного материала в современной литературе, адекватный структуре и содержанию неклассического художественного сознания.
2. Композиционный полифонизм представлен в романной прозе различными структурными модификациями, системное единство которых свидетельствует о его функциональных возможностях и приоритетном значении для современной романной техники.
3. Композиционный полифонизм как реализация неклассических взаимоотношений автора — повествователя — персонажа образует новую систему субъектной организации романного повествования.
4. Типология композиционного полифонизма XX века представлена тремя базовыми структурными модификациями: имплицитной, эксплицитной и интерактивной.
Структура работы обусловлена целями, задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка используемой литературы. Первая глава носит теоретический характер и посвящена раскрытию понятия «композиционного полифонизма», во второй главе анализируется генезис композиционного полифонизма в романе XIX века, в третьей рассматривается реализация композиционного полифонизма в романной практике XX века, указываются модификации композиционного полифонизма, их особенности и значение в структуре повествования. В заключении подводятся основные итоги проблемного исследования композиционного полифонизма. Как дополнение к основной части работы, в приложении освещается проблема композиционного полифонизма в гуманитарном и естественно-научном контекстах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Повествовательная структура романов А. Дёблина2002 год, кандидат филологических наук Котелевская, Вера Владимировна
Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой2009 год, кандидат филологических наук Богатырева, Дарья Александровна
Принципы повествования в рассказах В. Набокова2003 год, кандидат филологических наук Романовская, Ольга Евгеньевна
Жанровые формы романов Берил Бейнбридж: "Мастер Джорджи", "Согласно Куини"2011 год, кандидат филологических наук Полуэктова, Татьяна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Харитонов, Олег Анатольевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в первой главе проблему композиционного полифонизма в теоретическом ключе, мы получили возможность конкретизировать определение данного понятия в виде системы внутритекстовых высказываний, или дискурсивных актов, персонажей, выступающих в качестве непосредственных инстанций повествования и наделённых различными точками зрения на изображённые события, а также соответствующий способ распределения и изложения повествуемых событий, фактов и ситуаций как на локальных повествовательных отрезках, так и применительно ко всему произведению в целом. Подобное членение (формальное и по субъектам речи) сигнализирует читателю о столкновении точек зрения на одно и то же событие и порождает сочетание целостных кругозоров различных субъектов высказывания. Формально композиционный полифонизм может проявляться в процессе прямого или косвенного диалога писателя с читателем, когда различные версии развития сюжета уравнены в своём значении, и каждый из них, в зависимости от точки зрения, может быть истолкован и как реальный, и как возможный.
Структура романного целого следует, таким образом, рассматривать, прежде всего, как систему «точек зрения». Повествование с различных точек зрения способствовало созданию эффекта дискретности изображаемой действительности и, в частности, человеческого образа, предполагающей дополнительность различных нарративных перспектив. Трансформируя и искажая в той или иной степени изображаемую действительность, различные точки зрения, способные при этом взаимно дополнять одна другую, позволяют читателю получить более подробное представление о событии, тем самым укрепляя реалистическую иллюзию в читателе. Ведь, сознавая вымышлен-ность произведения, читатель всё же ожидает от него правдоподобия и достоверности изображаемой действительности и в этом соответствии видит ценность произведения. Очевидно, что композиционный полифонизм, с одной стороны, позволяет сохранить повествование открытым, поддерживая тем самым контакт с аудиторией; с другой стороны, создаёт опасность «дурной бесконечности» сюжетного алогизма.
Рассмотрение повествовательной структуры романов Э.Т.А. Гофмана, М.Ю. Лермонтова и В.Ф. Одоевского подтверждает истинность выдвинутой в первой части нашей работы гипотезы о том, что формирование композиционного полифонизма происходит именно в русле романтизма, в рамках романтической парадигмы словесности, в контексте тенденции высвобождения текста от канонических повествовательных форм, когда доминирующей тенденцией становятся оригинальность и смелость разрушения стереотипов литературного письма. Эмансипация принципа субъективности выводит на первый план такие формы текстуальности, как частные человеческие документы, а именно дневники, письма, исповедальные воспоминания, путевые заметки, что послужило непосредственным условием возникновения романов, построение которых отличалось использованием приёма композиционного полифонизма. В отечественной прозе черты композиционного полифонизма как способа построения произведения прослеживаются также в первой половине XIX века, что обусловлено распространением эстетики господствующего в Европе романтизма.
Совершенно особое значение для становления композиционного полифонизма имеет жанр детективного романа. Эволюция техники композиционного полифонизма, для которой характерно наличие множества точек зрения на одно событие, не могла не затронуть детективного жанра, став, по сути, его основным атрибутивным признаком. Повествование может задавать интерпретацию одного и того же события, составляющего загадку детективного романа, с точки зрения разных персонажей, тем самым формируя многомерное и порой амбивалентное представление относительно содержания событийного ряда, складывающееся у читателя после прочтения всего произведения. Использование приёма композиционного полифонизма в детективе позволяет лучше раскрыть характеры действующих лиц, придаёт повествованию большую степень таинственности, остроту сюжета, напряжённый динамизм и драматизм. Выбор детективного романа «Лунный камень» У. Коллинза определялся желанием наиболее ярко продемонстрировать потенциал эксплицитной модификации композиционного полифонизма в её реализации на протяжении всего романа так, как это было характерно для романиста XIX века.
Реалистическая литература XIX века достигла такого мастерства в объёмном изображении многогранной действительности, что читателю романов О. Бальзака, Г. Флобера, И. Тургенева или Л. Толстого казалось, будто он знает их героев лично. Эта важная для эстетики реализма способность литературы создавать достоверные человеческие типы, творить жизнь в «формах самой жизни» порождала иллюзию совершенной объективности изображения, а иногда даже отсутствия авторского присутствия в повествовании, иллюзию, которую нередко специально создавали такие крупнейшие художники, как Флобер или Г. Мопассан. Элементы композиционного полифонизма присутствовали в реализме в основном, как это видно на примере Л. Толстого, на локальном уровне, но широкое распространение подобный композиционный принцип получает в романе XX века, на фоне распространения того, что Э. Ауэрбах назвал «многосубъектным повествованием», вобравшим в себя опыт персональной, или нейтральной, повествовательной ситуации (Флобер), а также опыт Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова.
Подробный анализ романов XX века в третьей главе работы, в число которых попадают «Изменение» М. Бютора, «Шум и ярость», «Авессалом, Авессалом!» У. Фолкнера, «Групповой портрет с дамой» Г. Бёлля, «Любовница французского лейтенанта» Дж. Фаулза, «Бессмертие» М. Кундеры, «Хазарский словарь» М. Павича, «Дело д'Артеза» Г.Э. Носсака, «Игра в классики» X. Кортасара и др., позволяет сделать целый ряд выводов, значимых с точки зрения выявления специфики практического использования техники композиционного полифонизма в современном романе: используя композиционный полифонизм как приём организации художественного материала, автор, во-первых, снимает «автоматизм восприятия», разрушая инерционную систему традиционного читательского восприятия, провоцируя обострение его активности; во-вторых, достигает, пускай и условно, эффекта вероятностной достоверности реального события; наконец, в-третьих, путём сложения субъективных точек зрения создаёт многомерную картину событий, благодаря чему удаётся достичь стереометрического эффекта изображения.
Кризис индивидуальности, концепция исчезновения автора и теоретическая аннигиляция принципа субъективности — всё это повлияло в XX веке на формирование новых принципов построения фабулы, сюжета, повествования и композиции романа. Вследствие ситуации кризиса метанаррации, сопровождавшемся ситуацией «смерти автора», перед романом XX века открылся новый мир, вследствие чего писатель вынужден был отказаться от абсолютного доминирования точки зрения всезнающего демиурга и растворить свой голос в хоре других голосов, принадлежащих повествователю, рассказчику, персонажам. Как следствие, возникновение различных способов создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментиро-ванного дискурса, в котором отражено восприятие мира как разорванного, лишённого закономерности и упорядоченности, игра авторских масок, чередование точек зрения. Показательно, что, напротив, вездесущность и всеведение рассказчика, объективное описание извне стали восприниматься уже как некого рода «отклонения». Все противоречия, которыми жил девятнадцатый век, но преодолевал их в системе художественной формы, теперь выходят на поверхность и рефлектируются как в процессе повествования, так и на уровне художественной организации сюжетно-композиционного единства романного целого.
Форма построения произведения в виде монтажа разрозненных точек г зрения и расфокусировки в пространственном, временном и психологическом планах, на наш взгляд, наиболее оптимальна для восприятия человеческим сознанием разрозненной действительности как объёмной картины. Можно даже утверждать, что такой способ подачи информации в полной мере соответствует функционированию нашего сознания. Подобное усложнённое, несколько нарочитое построение романа в конечном счёте восходит к ощущению, что мир стал слишком огромным и сложным, что он переполнен значениями, слишком амбивалентными для постижения традиционными способами. Удивительно ли, что писатель, как правило, более не расположен играть роль всеведущего автора. Те, кто склонен замечать эту тенденцию современного литературного процесса, находят различные объяснения. Для одних это тенденция негативная, субъективистская, упадочная, свидетельствующая о растерянности, об утрате ориентиров. Другие связывают её с издержками погружения в область человеческой психологии. Третьи, объясняющие подобный феномен политическими, экономическими и социальными процессами, считают, что человек стал, говоря словами Протагора, мерой всех вещей. Каждое из этих объяснений по-своему резонно.
Самоустранение автора и стремление к полисубъектному повествованию становятся свойствами прозы XX столетия. В связи с этим в последнее время в литературоведении встал вопрос о «положительной активности» позиции автора в полифоническом романе, о формах его присутствия особенно там, где он не имеет прямых, субъектных форм осуществления своей позиции. Композиционный полифонизм создаёт сложную конструкцию романа, которая представляет собой мир человеческого сознания как взаимодействия различных сознаний, отношений, позиций, точек зрения, «языков» как целостных мировоззрений, вступающих между собой в диалог. Каждое изображаемое в произведении явление оказывается реальностью того или другого субъективного восприятия и связано с определённой точкой зрения на мир, и все эти субъекты композиционно соотнесены автором, по его воле они преломляют, освещают и оценивают друг друга, образуя в своей совокупности некое художественное единство, представляющее, в конечном счете, понимание и оценку автором человеческого бытия.
Диагностирование композиционного полифонизма показало достаточно широкий диапазон его вариантов — от атрибуции в романном целом до локального проявления, факультативного присутствия. Рассмотрение точки зрения в контексте идеологической позиции позволяет также выделить, в пределах проанализированного литературного материала, следующие варианты композиционного полифонизма:
• религиозный (например, «Хазарский словарь» М. Павича, включающий в себя Красную, Зелёную и Жёлтую книги, соответствующие христианской, исламской и иудаистской версиям возникновения, существования и гибели хазар);
• . тендерный (например, «Хазарский словарь» М. Павича, включающий как мужскую, так и женскую версию прочтения романа);
• возрастной (например, роман У. Фолкнера «Шум и ярость», каждая из частей которого символизирует возрастные этапы человеческой жизни: детство — глава от лица инфантильного Бенджи, юность — от лица романтично-трагического Квентина, зрелость - от лица сухого и расчётливого Джейсона);
• мнемонический (например, роман «Изменение» М. Бютора, в котором романист одновременно воссоздаёт десять поездок своего героя, Леона Дальмона, из Парижа в Рим и обратно) и др.
В отношении выделения структурных модификаций композиционного полифонизма особое значение имеет противопоставление инстанций нарра-тора и фокализатора, планов диегезиса и мимезиса, модусов «кто говорит?» и «кто видит?», тесно взаимосвязанных, однако различающихся между собой. Принципиальное несовпадение нарратора и фокализатора демонстрирует тот факт, что при сохранении одного повествователя точка зрения может меняться. Кроме того, демаркация этих инстанций пролегает в пределах хронотопа: пространственная локализация связана с инстанцией фокализатора, а временная — с инстанцией нарратора. Анализ категории «точки зрения» и проблемы авторской позиции в отечественном и зарубежном литературоведении позволил теоретически выделить модификации композиционного полифонизма на основании противопоставления оппозиций моносубъектного / полисубъектного, моноскопического / полископического, монологического / полифонического повествования. В соответствии с распределением в романе авторской функции можно выделить эксплицитную и имплицитную модификации композиционного полифонизма.
Как это видно из содержания работы, полисубъектность повествования автоматически не гарантирует полифонической композиции, а оппозиция моносубъектность / полисубъектность нетождественна оппозиции монологического / полифонического. Монологический автор может быть ориентирован на актуализацию подвижной точки зрения, что проявляется в использовании нескольких нарраторов на протяжении всего произведения, что не означает ещё полифонической организации. Зачастую также мы имеем дело с полисубъектным повествованием, воспроизведённом в моноскопическом фокусе (Я. Линтвельт), если «различные акторы каждый последовательно воспринимают разные события» [цит. по кн. 109, 160]. Такой вариант обнаруживает контроль более фундаментальной авторской инстанции, для которой важна причинно-следственная последовательность, над воспроизведением истории различными персонажами-рассказчиками. Полисубъектное повествование, предполагающее использование нескольких нарраторов, является проявлением эксплицитной модификации композиционного полифонизма, подробно рассмотренной во втором параграфе третьей главы, при условии лишь полископической смены точки зрения, которая достигает «стереометрического эффекта изображения» («Шум и ярость» У. Фолкнера, «Коллекционер» Дж. Фаулз): «переменная перспектива будет полископической, если различные акторы каждый одновременно будут воспринимать одно и то же событие» (Я. Линтвель) [цит. по кн. 109, 160]. Полисубъектность повествования, при условии смены точки зрения на одно событие, позволяет автору, таким образом, противопоставлять различные способы восприятия.
Полифонизм может быть реализован и в рамках моносубъектного повествования, для которого характерно привилегированное положение одного повествователя, организующего нарративное развёртывание. Значимая для композиционного полифонизма смена точки зрения, возникающая в результате перехода нити повествования от одного нарратора к другому, может иметь место и при сохранении одного субъекта речи, претерпевающего в таком случае расщепление, децентрацию и деперсонализацию («Изменение» М. Бютора). Имплицитная форма композиционного полифонизма, рассмотренная в первом параграфе третьей главы, таким образом, идентифицируется в случае моносубъектного повествования, предполагающего максимальное устранение автора в пользу драматического воспроизведения диалогов персонажей (классический случай - романы Достоевского), либо рассеивание его голоса в речи другого («Золотые плоды» Н. Саррот), тотальную дискурсивную интертекстуальность. Имплицитная разновидность композиционного полифонизма активно проявляется в романной прозе XX века и характеризуется деперсонализацией и рассеиванием авторского голоса в повествовательной структуре произведения.
Для полифонической композиции характерна нелинейность повествовательного развёртывания в отличие от классического линейного повествования, противопоставляя одному единственному варианту событий его различные версии, что, несомненно, способствует сверхнормативной активизации читателя. Анализ, проведённый в третьем параграфе третьей главы, показал, что подобная альтернация может констатироваться не только на уровне повествовательных вариантов, выраженных речью различных нарраторов, но и в отношении развития самого сюжета в виде «сюжетного полифонизма», что характерно в случае авторского допущения нескольких вариантов развития событий («Любовница французского лейтенанта» Дж. Фаулза) или в качестве намеренного использования принципов гипертекстуальности и интерактивности («Игра в классики» X. Кортасара, «Хазарский словарь» М. Павича, «Стань стальной крысой» Г. Гаррисона). Для определения этой модификации композиционного полифонизма было использовано понятие интерактивной модификации композиционного полифонизма.
Важно отметить, что рассмотренные структурные модификации и тематические варианты композиционного полифонизма могут смешиваться, образовывая различные конфигурации, как существующие, так и вероятностные, так как роман, по утверждению Бахтина, - открытый, развивающийся, «центробежный» жанр.
147
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Харитонов, Олег Анатольевич, 2009 год
1. Авдеева, E.B. Поэтико-философская картина мира в романе Владими-ра Максимова «Карантин» Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.В. Авдеева. Елец, 2004.
2. Аверинцев, С.С. Поэтика древнегреческой литературы Текст. /
3. С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1981.
4. Бак, Д.П. Творческая рефлексия в литературном произведении: природа и функции Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Д.П. Бак. М., 1990.
5. Барт, Р. Смерть автора Текст. / Р. Барт; пер. С. Н. Зенкина // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989. С. 384-391.
6. Барт, Р. S/Z. Текст. / Р. Барт; пер. с фр.; под ред. Г.К. Косикова. 2-еизд., испр. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
7. Бахтин, М.М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа)
8. Текст. / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - С. 447-483.
9. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Текст. / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.-С. 234-407.
10. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М.М. Бахтин.-М., 1972.
11. Бахтин, М.М. К философии поступка Текст. / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. М., 1986. — С.80-160.
12. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья Ренессанса Текст. / М.М. Бахтин. — М., 1990.
13. Бахтин, М.М. Слово в романе Текст. / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Художественная литература, 1975. С. 72-233.
14. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности Текст. /
15. М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества; сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина; примеч. С.С. Аве-ринцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. - С. 7-180.
16. Бернацкая, В.И. Распавшийся порядок (О писательской индивидуальности Фолкнера) Текст. / В.И. Барнецкая // Вопросы литературы. -1974. -№3.- С. 85-100.
17. Бютор, М. Изменение Текст.: роман / М. Бютор // Изменение. Роб
18. Грийе А. В лабиринте. Симон К. Дороги Фландрии. Саррот И. Вы слышите их?!; пер. с фр. Л.Г. Андреева. М.: Художественная литература, 1983. - С.23-236.
19. Бютор, М. Роман как поиск Текст. / М. Бютор // Судьбы романа: сб.статей; под ред. З.Н. Петрова. -М.: Прогресс, 1975. С. 193-199.
20. Бютор, М. Размышления о технике романа Текст. / М. Бютор // Писатели Франции о литературе: сб. статей; под ред. Г. Великовской. — М.: Прогресс, 1978. С. 398-407.
21. Валентинова, О.И. Эстетика и лингвистика полифонии Текст. /
22. О.И. Валентинова. М.: Изд-во Рос. Ун-та др. народов, 2001.
23. Виноградов, В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы
24. Текст. / В.В. Виноградов. М., 1980.
25. Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей Текст. /
26. В.В. Виноградов. -М.: Художественная литература, 1961.
27. Гаррисон, Г. Стальная Крыса поёт блюз Текст.: роман / Г. Гаррисон.- М., Эксмо, Александр Коржневский (Стальная Крыса), 2000. -С. 271-440.
28. Гинзбург, Л .Я. О литературном герое Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.,1979.
29. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.:1. Советский писатель, 1971.
30. Гинзбург, Л.Я. Творческий путь Лермонтова Текст. / Л.Я. Гинзбург.-Л., 1940.
31. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы Текст. / М.М. Гиршман-М., 1982.
32. Гончаренко, Э.П. Творчество Джойса и модернизм 1900-1930 гг.
33. Текст. / Э.П. Гончаренко. Днепропетровск: Наука и образование, 2000.
34. Гофман, Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра Текст.: собр.соч. /Э.Т.А. Гофман.-Т. 1.-М., 1954.
35. Грибанов, Б.Т. Фолкнер Текст. / Б.Т. Грибанов М.: Терра - Книжный клуб, 2001.
36. Грифцов, Б.А. Психология творчества Текст. / Б.А. Грифцов. М.:
37. Художественная литература, 1988.
38. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля Текст. /1. Г.А. Гуковский. М., 1957.
39. Джеймс, Г. Искусство прозы Текст. / Г. Джеймс; пер. Н. Анастасьева; Из предисловий к Собранию сочинений; пер. Т. Морозовой // Писатели США о литературе: в 2 т. М., 1982. - С. 127-144.
40. Джойс, Дж. Статьи. Дневники. Письма. Беседы Текст. / Дж. Джойс //
41. Вопросы литературы. №4. - 1984. - С. 169-210.
42. Долинин, А. Паломничество Чарльза Смитсона (О романе Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта») Текст. / А. Долинин // Фаулз. Дж. Любовница французского лейтенанта. — СПб.: Северо-Запад, 1993.-С. 473-492.
43. Доманский, Ю.В. Вариативность и интерпретация текста (Парадигманеклассической художественности) Текст.: автореф. дис. . д-ра филолог, наук / Ю.В. Доманский. М., 2006.
44. Еремеев, Л.А. Французский «новый» роман» Текст. / Л.А. Еремеев —
45. Киев.: Изд-во «Наукова Думка», 1974.
46. Ерофеев, В.В. В лабиринте проклятых вопросов Текст. / В.В. Ерофеев. М.: Советский писатель, 1990.
47. Жаворонская, Л.А. Соотношение субъективных планов повествования в структуре целостного текста Текст.: автореф. дис. . канд.филол.наук / Л.А. Жаворонская. Саратов, 1988.
48. Женетт, Ж. Границы повествовательности Текст. / Ж. Женетт; пер.
49. С.Н. Зенкина // Ж. Женетт. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. -Т.1., С. 283-298.
50. Женетт, Ж. Повествовательный дискурс Текст. / Ж. Женетт; пер.
51. Н. Перцова // Ж. Женетт. Фигуры: В 2 т. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.-Т. 2.-С. 60-281.
52. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика
53. Текст. / В.М. Жирмунский. СПб.: Аксиома, Новатор, 1996.
54. Жирмунский, В.М. У истоков европейского романтизма Текст. /
55. В.М. Жирмунский, H.A. Сигал. Л.: Наука, 1967.
56. Заика, В. И. Очерки по теории художественной речиТекст.: монография / В. И. Заика. Великий Новгород, 2006.
57. Затонский, Д.В. Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении Текст. / Д.В. Затонский. Киев, 1998.
58. Затонский, Д.В. Художественные ориентиры века XX Текст. /
59. Д.В. Затонский. -М.: Советский писатель, 1988.
60. Зонина, Л.А. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.) Текст. / Л.А. Зонина. М., 1984.
61. Иванюк, Б.П. Метафора и произведение (структурно-типологический,историко-типологический и прагматический аспекты исследования) Текст. / Б.П. Иванюк. Черновцы: Рута, 1998.
62. Иванюк Б.П. Избранные статьи из Жанрологического словаря Текст.
63. Б.П. Иванюк // Вестник. Вып. 3: Филология. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - С. 134-149.
64. Ильин, И.П. Эпистемологическая неуверенность Текст. / И.П. Ильин
65. Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины; под. ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. Энциклопедический справочник. М.: Интрада - ИНИОН. - С. 290-293.
66. Ильин, И.П. Фокализация Текст. / И.П. Ильин // Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины; под. ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. Энциклопедический справочник. -М.: Интрада ИНИОН. - С.159-162.
67. История зарубежной литературы XX в. (1945-1980) Текст.; под ред.
68. Л.Г. Андреева. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
69. Каверин В. Два капитана Текст.: роман / В. Каверин. — М.: ACT,2005.
70. Кайда, Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи Текст. / Л.Г. Кайда. -М.: Флинта, 2000.
71. Кестхейи, Т. Анатомия детектива Текст. / Т. Кестхейи. — Будапешт:1. Корвина,1989.
72. Кожинов, В.В. Размышления о русской литературе Текст. / В.В. Кожинов. -М., 1991.
73. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы
74. Текст. / Б.О. Корман; предисл. В.И. Чулкова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.
75. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения Текст.1. Б.О. Корман. -М., 1972.
76. Кортасар, X. Игра в классики Текст.: роман / X. Кортасар; пер. с исп.
77. А. Борисовой, Е. Лысенко // X. Кортасар. Игра в классики 62. Модель для сборки. СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 7-540.
78. Кристева, Ю. Разрушение поэтики Текст. / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму; пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.-С. 458-483.
79. Кундера, М. Бессмертие Текст.: роман / М. Кундера; пер. с чеш.
80. H. Шульгиной. СПб.: Азбука, 2001.
81. Кундера, М. Нарушенные завещания Текст.: эссе / М. Кундера; пер. сфр. М. Таймановой. СПб.: Азбука-классика, 2005.
82. Кутейщикова, В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке Текст. /
83. B.Н. Кутейщикова. -М.: Наука, 1964.
84. Ландор, М. Творческий метод Фолкнера в становлении Текст. /
85. М. Ландор // Вопросы литературы. М., 1975. - № 10. - С. 110-135.
86. Литературная история США Текст.; под ред. Р. Спиллера, У. Торпа,
87. Т.Н. Джонсана, Г.С. Кэнби. Т.З. - М.: Прогресс, 1979.
88. Литовская М. А. Две книги «Двух капитанов» Текст. / М. А. Литовская // Известия Уральского государственного университета. — 2003. -№28.-С. 211-220.
89. Лихачёв, Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного
90. Текст. / Д.С. Лихачёв. // Лихачёв Д.С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т. СПб.: Изд-во «АРС», 2006. - Т. 3.1. C. 325-342.
91. Лихачёв, Д.С. Будущее литературы как предмет изучения Текст. /
92. Д.С. Лихачёв // Лихачёв Д.С. О филологии: предисл. Л.А. Дмитриева. М.: Высшая школа, 1989. - С. 79-106.
93. Ломунов, К.Н. Лев Толстой в современной литературе Текст. /
94. К.Н. Ломунов. -М.: Современник, 1975.
95. Лотман, Ю.М. О природе искусства Текст. / Ю.М. Лотман //
96. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1990.-С. 432-438.
97. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Текст. /
98. Ю.М. Лотман. Таллин: Изд-во «Ээсти Раамат», 1973.
99. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
100. Ляхтенмяки М. Истина и правда в философской концепции
101. М.М. Бахтина Текст. / М. Ляхтенмяки // Бахтинский сборник. Вып.5; отв. ред. и сост. B.JI. Махлин. М., 2004. - С.411-418.
102. Манн, Ю.В. Русская философская эстетика Текст. / Ю.В. Манн. М.,1965.
103. Маринина, И.А. Типология и функционирование номинаций персонажей в полифоническом повествовании: На материале романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Текст.: дис. . канд. фи-лол. наук / И.А. Маринина. Самара, 2003.
104. Маркулан, Я. Зарубежный кинодетектив Текст. / Я. Map кулан. JL:1. Искусство, 1975.
105. Махлин, B.JI. Диалог как способ нового мышления Текст. / B.JI.
106. Махлин // Человек в зеркале культуре и образования. М., 1988. -С. 82-91.
107. Михайлов, A.B. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе
108. XIX века Текст.: учебное пособие по культурологии / A.B. Михайлов // Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 6470.
109. Михайлов, A.B. Роман и стиль Текст. / A.B. Михайлов // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. — М., 1982. -С. 194-203.
110. Михальская, Н.П., Аникин, Г.В. Английский роман XX века Текст. /
111. Н.П. Михальская, Н.П. Аникин М.: Высш.школа, 1982.
112. Можейко, М.А. Детектив Текст. / М.А. Можейко // Постмодернизм.
113. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. -С. 213-215.
114. Можнягун, С.Е. О Модернизме. Этюд первый. Истина и антиистина вэстетике модернизма Текст. / С.Е. Можнягун. М.: Искусство, 1970.
115. Мотылёва, T.JI. Внутренний монолог Текст. / T.JI. Мотылёва // Мотылёва Т.Д. Зарубежный роман сегодня. М.: Советский писатель,1966.-С. 179-196.
116. Мотылёва, Т.Д. Толстой и Достоевский: их мировое значение Текст. /
117. T.JI. Мотылёва // Яснополянский сборник. Тула, 1974. — С. 78 - 86.
118. Наркевич, А. Детективная литература Текст. / А. Наркевич // Словарьлитературоведческих терминов; ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - С. 66-68.
119. Новикова О.И., Новиков В.И. В. Каверин: Критический очерк Текст./
120. О.И. Новикова, В.И. Новиков. -М.: Сов. Писатель, 1986.
121. Общая риторика Текст.; пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон идр.; общ. ред. и вступ. ст. А.К. Авеличева. — М.: Прогресс, 1986.
122. Одиноков, В.Г. Художественно-исторический опыт в поэтике русскихписателей Текст. / В.Г. Одиноков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
123. Одинцов, В.В. Стилистика текста Текст. /В.В. Одинцов. -М., 1980.
124. Одоевский, В.Ф. Русские ночи Текст. / В.Ф. Одоевский // Одоевский
125. В.Ф. Сочинения: в 2 т.- T. 1.-М., 1981.
126. Павич, М. Хазарский словарь («женская версия») Текст.: роман / М.
127. Павич; перевод JI. Савельевой. Киев, 1996. 94.Панаэтов, О.Г. Полифонизм и соборность как категории поэтики: Ф.М.Достоевский и К.Н.Леонтьев Текст.: дис. .канд.филолог.наук / О.Г. Панаэтов. - Краснодар, 1998.
128. Панчи, Э. Несколько тезисов о современном романе Текст. / Э. Панчи // Судьбы романа: сб. статей; под ред. З.Н. Петрова. М.: Прогресс, 1975.-С. 81-86.
129. Пестерев, В.А. Многообразие романных форм в прозе Запада второй
130. XX столетия Текст.: учебное пособие / В.А. Пестерев; под ред. проф. В.А. Пестерева. 2-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
131. Пестерев, В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второйполовины XX столетия Текст. / В.А. Пестерев. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.
132. Пестерев, В.А. Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема Текст.: учебное пособие / В.А. Пестерев. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996.
133. Писатели Франции о литературе Текст.: сб. статей; под ред. Г. Великовской. М.: Прогресс , 1978.
134. Ромм, М.И. Драматургия кино и вопросы композиции сценария и фильма Текст. / М.И. Ромм. М., 1957.
135. Руднев, В.П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста» Текст. / В.П. Руднев. — М., 1996.
136. Рымарь, Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности Текст. / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. Воронеж: ЛОГОС-ТРАСТ, 1994.
137. Рымарь, Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре XX века Текст. / Н.Т. Рымарь // Вестник Самарского университета. Гуманитарный выпуск. — 1997.-№3 (5).-С. 30-37.
138. Рымарь, Н.Т. Поэтика романа Текст. / Н.Т. Рымарь. Самара, 1990.
139. Саррот, Н. Эра подозрений Текст. / Н. Саррот // Писатели Франции о литературе: сб. статей; под ред. Г. Великовской. М.: Прогресс, 1978.-С. 312-320.
140. Серапионовы братья: Антология: Манифесты, декларации, статьи, избранная проза, воспоминания Текст. / Сост., вступ.ст., примеч. Т. Ф. Прокопова. М., 1998.
141. Словарь литературоведческих терминов Текст.; ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев. -М.: Просвещение, 1974.
142. Смирнова, H.A. Джон Фаулз: текст, интертекст, метатекст Текст. / H.A. Смирнова; 4.1. Нальчик, 1999.
143. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины Текст.; под. ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. Энциклопедический справочник. М.: Интрада - ИНИОН, 1996.
144. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум Текст.: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Н.Д. Тамарченко. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.
145. Тамарченко, Н.Д. Природа целого и литературный процесс Текст. / Н.Д. Тамарченко. — Кемерово, 1980.
146. Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века Текст.; ред. коллегия: М.К. Гей, A.C. Мясников, П.В. Палиев-ский и др. М.: Наука, 1977.
147. Тодоров, Цв. Поэтика Текст. / Цв. Тодоров; пер. с фр. А.К. Жолковского // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. - С. 37-113.
148. Толмачёв, В.М. Точка зрения Текст. / В.М. Толмачёв // Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины; под. ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. Энциклопедический справочник.-М.: Интрада-ИНИОН, 1996.-С. 154-157.
149. Толстой, JI.H. Собр. соч. Текст.: в 22 т. / JI.H. Толстой. М.: Художественная литература, 1979.
150. Топер, П. Предисловие Текст. / П. Топер // Носсак Г.-Э. Избранное. М.: Радуга, 1982. - С. 5-26.
151. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю.Н. Тынянов. -М, 1977.
152. Умберто, Э. Поэтики Джойса Текст. / Э. Умберто; пер. с итал.
153. A. Коваля. СПб.: «Симпозиум», 2003.
154. Уотт, А. Происхождение романа Текст. / А. Уотт; пер. О.Ю. Анцы-фировой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2001. - № 3. -С. 148-173.
155. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Семиотические исследования Текст. / Б.А. Успенский. — М.: Искусство, 1970.
156. Фаулз, Дж. Коллекционер Текст.: роман / Дж. Фаулз; пер. с англ. И. Бессмертной. -М.: Махаон, 2003.
157. Фаулз, Дж. Любовница французского лейтенанта Текст.: роман / Дж. Фаулз; пер. с англ. М. Беккер, И. Комаровой. СПб.: Северо-Запад, 1993.
158. Федоров, Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика Текст. / Ф.П. Федоров. М.: МИК, 2004.
159. Фолкнер, У. Статьи, речи, интервью, письма Текст. / У. Фолкнер; под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Радуга, 1985.
160. Фолкнер, У. Шум и ярость Текст.: роман / У. Фолкнер. Осквернитель праха. Краснодар: «Соло» СП «Лесивест, ЛТД», 1990.
161. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму Текст.; пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2000.
162. Ханзен-Лёве, О. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения Текст. О. Ханзен-Лёве; пер. с нем. С.А. Ромашко. — М.: Языки русской культуры, 2001.
163. Холквист, М. Авторство как диалог: Архитектоника ответственности Текст. / М. Холквист // Бахтинский сборник; отв. ред. и сост.
164. B.Л. Махлин. Вып. 5 М.: Языки славянской культуры, 2004.1. C.156-185.
165. Хоружий, С.С. «Улисс» в русском зеркале Текст. / С.С. Хоружий // Джойс Дж. Улисс (часть III). М.: Знаменитая книга, 1994. - С.363-605.
166. Храпова, В. В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза «Коллекционер» Текст. / В.В. Храпова // Материалы Третьей научной конференции. Новосибирск, 2002. - С. 141-144.
167. Чапек, К. Поэт Текст.: рассказ / К. Чапек // Чапек. К. Избранное. — Кишинёв, 1974. С.456-462.
168. Чумаков, Ю.Н. Два фрагмента сюжетной полифонии «Моцарта и Сальери» Текст. / Ю.Н. Чумаков // Болдинские чтения. Горький, 1981.-С. 32-43.
169. Шкловский, В.Б. О теории прозы Текст. / В.Б. Шкловский. М., 1983.
170. Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие Текст. /1. B.Б. Шкловский. Л., 1984.
171. Шмид, В. Нарратология Текст. / В. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003.
172. Шубин, Л.А. Гуманизм Достоевского и «достоевщина» Текст. / Л.А. Шубин // Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М., 1987.1. C. 268-291.
173. Эрраес, М. Хулио Кортасар: другая сторона вещей Текст. / М. Эр-раес. — СПб.: Азбука-классика, 2005.
174. Эсалнек, А.Я. Своеобразие романа как жанра Текст. / А.Я. Эсалнек. -М.: Изд-во МГУ, 1978.
175. Эсалнек, А.Я. Типология романа Текст. / А.Я. Эсалнек. М.: МГУ, 1991.
176. Эйзенштейн, С.М. Вопросы композиции Текст. / С.М. Эйзенштейн // Эйзенштейн С. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. - С. 153
177. Эйзенштейн, С.М. Монтаж Текст. / С.М. Эйзенштейн. М.: ВГИК, 1998.
178. Эйзенштейн, С.М. Избр. произ. Текст.: в 6 т. / С.М. Эйзенштейн. -Т. 3. М.,1956.
179. Эйхенбаум, Б.М. Герой нашего времени Текст. / Б. М. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: сб. статей — JL: Художественная литература, 1969. С. 231 - 305.
180. Эйхенбаум, Б.М. Из статьи «Очередные проблемы изучения JI. Толстого Текст. / Б. М. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: сб. статей JL: Художественная литература, 1969. - С. 185 - 200.
181. Эпштейн, М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков Текст. / М.Н. Эпштейн. М., 1988.
182. Ямпольский, М.Б. О близком (Очерки немиметического зрения) Текст. / М.Б. Ямпольский. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
183. Kayser, Wolfgang. Das Problem des Erzählers im Roman Text. / W.Kayser // German Quarterly, 1956. Vol. 29. — S. 225-238.
184. Kayser, Wolfgang. Wer erzählt den Roman? Text. / W.Kayser // Zur Poetik des Romans / Ed. V. Klotz. — Darmstadt, 1965. —S. 197-217.
185. Lubbock, Percy. The Craft of Fiction Text. / P. Lubbock. — New York, 1963.
186. Stanzel, Franz. Die typischen Erzählsituationen im Roman: Dargestellt an «Tom Jones», «Moby Dick», «The Ambassadors», «Ulysses» u. a. Text. / F.Stanzel. — Wien; Stuttgart, 1963.
187. Stanzel, Franz. Theorie des Erzählens Text. / F.Stanzel. — Göttingen, 1979.
188. Walzel, Oskar. Von «erlebter» Rede Text. / O.Walzel // Walzel O. Das Wortkunstwerk. Mittel seiner Erforschung. — Leipzig 1926. — S. 207230.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.