Книжная и журнальная графика в России во второй половине XVIII - начале XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Белякова, Татьяна Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат наук Белякова, Татьяна Владимировна
Введение
Глава 1. Историография русской книжной и журнальной графики
Глава 2. Возникновение и развитие отечественной иллюстрации
Нового времени
Глава 3. Расцвет книжной иллюстрации в педагогических изданиях второй
половины XVIII в
Глава 4. Стилистическое разнообразие в русском искусстве второй
половины XVIII - начала XIX в
Заключение
Эмпирический материал
Список литературы
Список публикаций автора по теме диссертации
Список иллюстраций
Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии XVIII-XIX веков2004 год, кандидат искусствоведения Васильева, Лариса Николаевна
Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века2004 год, кандидат искусствоведения Ландер, Инга Георгиевна
Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв.2011 год, кандидат искусствоведения Каск, Анна Николаевна
Хогарт и английская графическая школа XVIII века: проблемы развития авторской и репродукционной гравюры2008 год, кандидат искусствоведения Яковлева, Светлана Анатольевна
Французская книжная иллюстрация XVIII века2002 год, кандидат искусствоведения Борщ, Елена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Книжная и журнальная графика в России во второй половине XVIII - начале XIX в.»
Введение
«Книга - пиршество глаза и ума. И поскольку ко всему внутреннему человеку приходит она только через эти ворота - изучение ее, как объекта зрительного восприятия, с точки зрения проблем ее видимой формы, является основной нашей — забытой - обязанностью по отношению к лучшей и бескорыстнейшей из подруг человечества»1.
Русская книжная иллюстрация XVIII - начала XIX века представляет собой выдающееся явление в отечественной культуре. Однако исследователи последних десятилетий редко обращались к искусству русской книжной иллюстрации. В нашем веке изменились многие эстетические критерии, и эта локальная, но очень важная область русского искусства заслуживает рассмотрения с новых позиций.
Актуальность исследования. В книжной и журнальной графике, которая не являлась магистральной линией искусства, отчетливо просматриваются стилистические тенденции времени. Путь становления больших стилей, который в Западной Европе складывался на протяжении столетий, русскому искусству пришлось пройти за короткий срок, в течение XVIII века. Это движение обычно изучается на материале живописи, архитектуры и скульптуры. Ярче всего художественные стили проявляются в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и орнаменте, так как в этих видах изобразительного искусства, на наш взгляд, форма наиболее абстрагирована от содержания. В книжной графике этот процесс был существенно усложнен и протекал значительно медленнее, поэтому в ней стилистические трансформации особенно интересны и значимы. «Чутко улавливая динамику общественной и художественной жизни, книга в полной мере отражает сознание человека своего времени наряду с новыми техническими и технологическими изобретениями, а также стилевые переломы в искусстве»2.
1 Сидоров A.A. Книга как объект изучения и художественные элементы книги / Русская книга от начала письменности до 1800 года. Под ред. В.Я. Адарюкова, A.A. Сидорова. М.: Гос. изд-во. 1924. С. 31.
2 Шляпникова С. Книга как художественный объект / Каталог: Книга как художественный объект. Челябинск: Челябинская областная картинная галерея, 2005. С. 5.
Стилистика, манера исполнения, особый язык аллегорий и символов в книжной и журнальной графике вписываются в общую художественную традицию.
В настоящей работе рассматриваются книжные и журнальные иллюстрации, которые занимают особое место в разнообразных проявлениях графического искусства. Мы выбираем предметом обозрения книжные и журнальные издания Нового времени, которые сопровождались художественными иллюстрациями, чаще типовыми типографскими украшениями, но иногда и оригинальными авторскими композициями. Поскольку изображения в книгах и журналах почти всегда опосредованно передают тематику, смысловой посыл текста, они в то же время выступают как самостоятельные произведения искусства. В отечественной книжной иллюстрации особенно привлекает разнообразие форм и вариативность стилей. Важной проблемой, рассматриваемой в диссертации, является переплетение стилистических тенденций, трансформация больших стилей. Углубленное изучение проблемы стиля дает возможность по-новому интерпретировать пеструю картину искусства и культуры избранной эпохи.
Россия всегда отличалась высоким уровнем развития книжного дела и культуры чтения. Изучение книжной и журнальной иллюстрации является важнейшим направлением историко-книговедческих исследований.
В Петровскую эпоху книга становится популярной и доступной. Издания начала столетия печатались иностранцами. «Книга этого времени - почти иностранная книга не потому, что с Запада вывозится и переводится на русский язык, а потому, что в русский язык вводятся чудовищные и малопонятные иностранные слова, на московский лад переиначенные»1. Но по-настоящему расцвет искусства книги начинается в Екатерининское царствование, когда Россия становится страной, имеющей оригинальную книгу. История русской государственности эпохи Просвещения получает отражение в книжных и журнальных изданиях. Новая книга второй половины XVIII века характеризуется
1 Сидоров A.A. Книга как объект изучения и художественные элементы книги. С. 38.
М.Н. Куфаевым как книга русская, по форме, духу и внешности близкая к книге западной, преимущественно французской, но воплощенная в свое литературное слово и отражающая свой быт и свои вопросы дня.
Во второй половине XVIII века достигнуты значительные успехи в области просвещения и науки. С этого времени чтению были присущи не только познавательные, общеобразовательные, эстетические и развлекательные функции. Оно стало важнейшим элементом профессиональной деятельности. Облик ученого XVIII века по рабочим книжным собраниям пытается восстановить П.И. Хотеев. Критик привлекает наше внимание к мысли, что «за демократизацию просвещения решительно и последовательно выступал М.В.Ломоносов, причем основным проводником культуры он считал книгу»1. Исследователь также отмечает важность появления новых журналов во второй половине XVIII века: «С января 1755 г. при Петербургской Академии наук стал издаваться журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих», в апреле 1756 г. начала печататься газета «Московские ведомости», в 1759 г. появились первые в России частные журналы - «Праздное время, в пользу употребленное» и «Трудовая пчела» . «Праздное время, в пользу употребленное», подобно всем русским журналам и сборникам, издававшимся в XVIII веке при учебных заведениях, был связан с образовательно-воспитательным процессом в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, отражая в немалой мере круг чтения кадетов и преподавателей в их языковых и литературных упражнениях и занятиях в классах и в «праздное время». Публикациями в «Трудолюбивой пчеле» преследовалась цель внести существенную лепту в развитие отечественной светской культуры, освобожденной от влияния церкви и независимой от заказов правительства на воспевание всякого рода официальных событий. «Приобщение русских читателей к великой античной культуре, пусть еще в отрывках, должно было, по мысли переводчиков и редактора, начать играть ту роль, какую она
' Хотеев П.И. Книга в России в середине XVIII века. Частные книжные собрания. Л.: Наука, 1989. С. 4.
2 Там же. С. 4.
исполняла в Европе со времен Возрождения, а рассуждения гуманистов — убеждать в насущной необходимости и благотворности процветания свободных наук»1.
С начала XIX века можно говорить о том, что книга перестает быть исключительным достоянием избранной публики и превращается в значимое социальное явление. Книжные и журнальные источники дают информацию о преобладающих тенденциях эпохи, культурном и моральном уровне людей. Все это становится основанием уделить особое внимание выбранному периоду. А изучение иллюстраций занимает важное место в классификации искусств, связанных со многими дисциплинами книговедения. Что дает возможность сконструировать целостную живую картину художественного исторического ощущения данной эпохи на основе содержания, исполнения и стилистической направленности иллюстраций на первых этапах.
В ходе исследования были использованы материалы Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской академии наук, но в основном исследование базируется на материалах из собрания отдела редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Коллекция отдела настолько обширна и богата, что позволила отобрать выразительные, яркие издания, раскрывающие феномен книги как продукта культуры, искусства. Научная и историческая ценность этих материалов бесспорна. Обращение к искусству книжной и журнальной иллюстрации способствует популяризации коллекции научной библиотеки Государственного Эрмитажа, собрание которой обладает значительной художественной ценностью. Собрание масштаба библиотеки Эрмитажа вполне может служить базой для исследования любой степени углубленности и широты. В отечественной научной литературе нет серьёзной оценки иллюстрированных изданий второй половины XVIII - начала XIX столетия из этого фонда.
1 Русско-европейские литературные связи XVIII век / Вольская Т.В. и др. СПб.: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. С. 344.
Выявление, изучение и публикация иллюстраций позволяют вводить в научный оборот интереснейшие сведения по истории отечественной культуры. Книжное собрание библиотеки Эрмитажа, сохранившееся целиком, в неразделенном состоянии, представляет несомненную научную ценность. А книги и журналы, выбранные для исследования, являются памятником эпохи, свидетельством вкусов той поры.
Библиотека Эрмитажа основана в 1762 году, когда императрица Екатерина II учредила в Зимнем дворце для своего книжного собрания должность библиотекаря. Она является самой большой в России искусствоведческой музейной библиотекой. «При ней возникли и развивались художественные коллекции, ставшие со временем музеем мирового значения»1. Вобрав в себя ряд прославленных русских и иностранных книжных собраний, она сразу стала уникальной по своему составу. Собранные и сохранившиеся в ней книги определяют ее исключительную историко-культурную ценность. Особо стоит отметить Кабинет редких книг и рукописей. «Раздел Русской книги гражданской печати XVIII века входит в неприкосновенную и неотчуждаемую часть фонда Кабинета редких книг»2. «В нем собрано 10 тыс. раритетов: русские и европейские рукописи, старопечатные книги, коллекция переплетов, экземпляры из личных императорских книжных коллекций, редкие периодические издания, автографы деятелей России» . Сложившийся раздел выдающихся книжных памятников является частью мирового культурного наследия.
Учитывая то обстоятельство, что данная область отечественного искусства редко привлекает внимание исследователей, а интерес к выставкам этих материалов растет неуклонно, настоящее исследование представляется необходимым. Особенно показательна в этом смысле открывшаяся 7 декабря 2012 года выставка «Собранье чудное сокровищ книжных. Библиотеке Эрмитажа - 250
1 Библиотека Эрмитажа в именах и собраниях / Кат. выст. к Междунар. коллоквиуму библиофилов, 14-16 сент. 1994. Сост. Г.В. Вилинбахов и др.; Авт. вступ. ст. Е.И. Макарова. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1994. С. 5.
2 Грязева К.Н. Редкая книга в контексте Библиотеки Эрмитажа / Книги и книжные собрания. История и судьбы. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2003. С. 5.
3 Там же. С. 9.
лет», на которой экспонировались книги из наиболее значимых коллекций, сложившихся за годы существования эрмитажного книгохранилища. Важность именно этого отдела музея подчеркнул М.Б. Пиотровский: «Библиотека Эрмитажа не только хранит и представляет наследие, но и всячески способствует развитию книжного искусства и искусства экслибриса в сегодняшней России»1.
Степень разработанности проблемы. Для нас нет сомнения, что в создании новой комплексной системы знаний должен быть учтен опыт всех предшествующих исследователей. Но заметим, что в работах по данной теме мало примеров художественного описания конкретных изображений, и отсутствует подробный стилистический анализ.
Общего обзора проблемы стилистики иллюстраций в указанное время не существует. Если истории книги было уделено достаточно внимания в отечественной искусствоведческой литературе, то специального интереса к художественным процессам в книжной графике проявлено не было. Эстетические характеристики и сюжеты иллюстраций оставались вне поля зрения ученых. Не выяснены были элементы, из которых складывался стиль, как он изменялся с течением времени. Разработка этой темы в полном объеме стала возможна благодаря выявлению целого пласта сложного и многопланового изобразительного материала иллюстрированных изданий с середины XVIII века вплоть до начала 1820-х гг. Круг анализируемых книг и журналов широк по своему составу и разнороден как по уровню художественной ценности, так и по степени изученности.
Насколько трудны и в то же время плодотворны работы по восстановлению наименований иллюстрированных изданий XVIII века показывают исследования, связанные с поисками книг и журналов в библиотеке Эрмитажа. Следует учесть, что в последние годы историко-книговедческие исследования в нашей стране заметно активизировались. Новые книжные и журнальные находки позволят
1 Пиотровский М.Б. Библиотека - мать музея / Собранье чудное сокровищ книжных. Библиотеке Эрмитажа 250 лет: кат. выст. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2012. С. 9.
более четко и полно представить культуру искусства иллюстрирования XVIII столетия. Разработка этой темы в полном объеме стала возможна благодаря выявлению материала исследователями XX века, которые много сделали для первоначального описания и популяризации графики. Учтем, однако, что уже в XIX веке Д.А. Ровинским написан капитальный труд по истории гравюры1, его современником В.А. Верещагиным был составлен фундаментальный каталог иллюстрированной книги2, и появились исследования по творчеству отдельных граверов, а также то, что отечественная книжная иллюстрация XVIII столетия рассматривалась в рамках отдельных трудов по истории книги и гравюры. Но исследователи XIX — первой половины XX века, занятые главным образом собиранием материала, не всегда могли подробно останавливаться на форме и содержании иллюстраций.
«В книжной графике отражено видение художником литературного
о
произведения и особенности его восприятия картины мира автора» . Любой текст в разные исторические эпохи и разными художниками прочитывается и трактуется по-разному. Главный предмет в истории изучения иллюстрации и книжного искусства составляет выявление восприятия содержания и понимания идеи литературного произведения художником и гравером.
Изучение книжной и журнальной графики второй половины XVIII - начала XIX в. позволяет узнать, как художники по-разному видят определенный мотив и воплощают его. Этот вопрос не подвергался обстоятельному изучению, но давно было высказано вполне убедительное предположение, что иллюстрации дают возможность воспринимать книги и журналы с максимальной полнотой - не только как источник получения информации и объект материальной культуры, но и видеть в них результат творческого процесса художника. «Несмотря на то, что
1 Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв. Т. I, И. СПб.: Ими. Академия Наук, 1895. 1248 стб.
2 Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720 - 1870). Библиографический опыт. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1898. 346 с.
3 Вишнякова Ю.И. Коллекция оригинальной графики в фонде некнижных материалов музея книги РГБ / Вивлиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. Сост. Самарин А.Ю. М.: Пашков дом, 2009. С. 221
графика, по сравнению с живописью, не столь богата средствами изображения, внутреннее содержание ее образов и ее выразительность не меньше, чем в живописи. Оно даже острее и богаче в связи с лаконизмом выражения и духом отвлеченности, составляющими особенности графики»1.
Главная линия, которую определяли редакторы-издатели, опиралась на патетику барочных аллегорий. Иллюстрации наравне с текстами прославляли образ монарха, его воинские заслуги, благотворительную деятельность. Этот материал нуждается в историко-искусствоведческом анализе, который пока не был проведен систематически, но лишь намечен в отношении ряда публикаций в виде отдельных оценок и замечаний.
Объектом исследования является проблема развития художественных стилей на примере книжной и журнальной графики второй половины XVIII — начала XIX века.
Предмет исследования - декоративное убранство русских книг и журналов второй половины XVIII - начала XIX века.
Цель настоящей работы - представить книжную и журнальную графику второй половины XVIII - начала XIX века как значимое явление художественной и общественной жизни, провести последовательный анализ иллюстраций и выявить стилистические изменения на протяжении выбранного периода.
Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Провести анализ иллюстраций, разбираемых в работе, и ответить на ряд вопросов по мастерству исполнения гравюр и художественной ценности элементов оформления.
2. Осмыслить содержание книжных иллюстраций, установить их связь с текстом или, напротив, ее отсутствие. Раскрыть конкретно и полно достоинства выдающихся печатных изданий, определить вехи процесса книжного иллюстрирования в направлении к наиболее совершенному слиянию текста и образа.
1 Гессен Л.И. Архитектура книги. М.-Л.: Гос. научно-техническое изд-во, 1931. С. 124.
3. Систематизировать материал, последовательно описать и сравнить образцы графики. Рассмотреть неповторимое образное решение книг и журналов, оценивая его как фактор культуры.
4. Осветить собранный материал с новой точки зрения, в русле тенденции переосмысления проблемы стиля, дав срез истории изобразительного искусства.
5. Сопоставить графические элементы, украшения, портретные изображения, сюжетные композиции, что позволит увидеть, как господствующий стиль эпохи отразился в книжных иллюстрациях.
6. Ответить на вопросы, как в книжных изображениях отражается стилистика рококо, барокко и классицизма? Какова образная система в иллюстрациях педагогических изданий второй половины XVIII века?
Гипотеза состоит в том, что стилистика, манера исполнения, особый язык аллегорий и символов в книжной и журнальной графике вписываются в общую художественную традицию, то есть стилистические тенденции в графике согласуются с развитием больших стилей ведущих видов искусства.
Методы исследования. В исследовании проводится анализ различных аспектов отечественной книжной и журнальной иллюстрации: форма и содержание иллюстраций, стилистика, жанровая специфика, аллегорическое значение. В работе используются следующие аналитические методы искусствоведческого анализа: описательный, сравнительно-исторический диахронный (рассматриваются иллюстрации разных исторических эпох: Екатерининского времени и Александровского) и иконографический (приводятся типологические признаки изображения Петра I). В целом выявляются иконографические особенности и символическое значение произведений графического искусства, на основании которых памятники характеризуются в общекультурном контексте.
Метод искусствоведческого анализа и формальный метод служили приемами изучения памятников искусства XVIII - XIX веков. Метод
историографического анализа используется при изучении и обобщении литературы по данной теме.
Научная новизна обусловлена тем, что в процессе исследования впервые: был систематизирован иллюстративный материал, прежде не упоминавшийся в литературе;
- выяснены элементы, из которых складывался стиль в книжной и журнальной графике, и то, как он изменялся с течением времени;
- выявлено стилистическое и иконографическое своеобразие иллюстраций, а также сопоставлены графические элементы, украшения, сюжетные композиции, что позволило увидеть, как господствующий стиль эпохи отразился в книжной и журнальной графике;
- проведено исследование жанров виньетки, портрета, аллегорического фронтисписа, которое показывает широкий спектр иллюстраций;
- проанализирована художественная форма и смысловое содержание педагогических изданий Екатерининской эпохи;
- введены в научный оборот многие иллюстрированные книги и журналы XVIII - начала XIX века, что послужило популяризации коллекции отдела редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа.
Положения, выносимые на защиту:
- культура оформления русской книги во второй половине XVIII столетия переживала расцвет и отличалась своеобразием содержания и сочетания стилистических тенденций;
- в книжной и журнальной графике происходит комбинирование стилевых форм, проистекающих из больших стилей;
- рокайльные тенденции сохраняются в книжной и журнальной графике во второй половине XVIII - начале XIX в., что свидетельствует о незавершенности и изменчивости художественного стиля, который всегда развивается;
- особый язык аллегорий и символов в книжной и журнальной графике вписывается в общую художественную традицию, складывающуюся из художественных направлений классицизма и зарождающегося романтизма.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о русской книжной и журнальной графике, являющейся составной частью отечественного художественного наследия. В работе исследуются иллюстрации, которые являются ценными памятниками графического искусства, мастерства гравирования второй половины XVIII - начала XIX в. В диссертации выявлены перспективные для дальнейших исследований проблемы зарождения и становления стиля. Подтверждено значение отечественной книжной и журнальной графики как самостоятельного вида графического искусства, его соответствие художественным процессам, характерным для больших стилей. Большую ценность представляет обращение на примере книжной графики к материалам, которые можно отнести к различным стилистическим тенденциям в русском искусстве XVIII века, в том числе и к рококо. Таким образом, с помощью изучения отдельных явлений, связанных с рококо, происходит реабилитация ранее неугодного стилевого направления.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы при обработке библиотечных собраний книжных и журнальных памятников. Представленные в диссертации материалы и основные выводы дополняют соответствующие разделы искусствознания и книговедения и могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической практике.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научной работе библиотек, художественных музеев; при подготовке к лекционным и семинарским занятиям; включены в разработку учебных программ по дисциплинам «История отечественного искусства XVIII - XIX вв.», «Русская печатная графика».
Достоверность результатов исследования обеспечивается обширным кругом изученных источников, полнотой собранного теоретического и художественного материала; убедительность основных выводов подкрепляется обращением к трудам авторитетных отечественных исследователей.
Апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре истории русского искусства исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, на заседании которой она была обсуждена и одобрена. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в докладе на международной конференции молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории современного искусства» 1-5 декабря 2010 года в Санкт-Петербургском государственном университете, посвященной актуальным проблемам современного искусства, и опубликованы в трех статьях ведущих рецензируемых научных изданиях.
Глава 1. Историография русской книжной и журнальной графики
Проблемам русской иллюстрации посвящена немногочисленная литература. Среди работ есть и фундаментальные монографии, и статьи малознакомых авторов. Исследователи истории гравюры и книги, на наш взгляд, обращали недостаточно внимания на оформление изданий XVIII - XIX вв. с точки зрения проблемы развития стилей. А между тем оно представляет большой интерес, так как дает образцы русского книжного мастерства. Но в конце XIX - начала XX в. шла собирательная деятельность по подбору материала, работа над классификацией, как и во всех других отраслях науки и искусства. Ряд статей и изданий этого времени посвящены частным моментам в истории книги в России. В изданиях по истории гравюры встречаются отдельные замечания по поводу книжного и журнального оформления.
Основным фундаментальным исследованием по истории русской гравюры являются труды Д.А. Ровинского, в том числе - «Подробный словарь русских граверов ХУ1-Х1Х веков». Ровинский дал обзор и оценку художественных качеств русских гравюр. В ранней русской гравюре он видит в первую очередь историческую ценность, а также высказывает ряд важных положений о позднем появлении в России станковой гравюры, не ранее рубежа XVII - XVIII веков. Исследователь пишет о том, что техническое мастерство западноевропейской гравюры не перенималось русскими мастерами: «Гравирование на дереве в России взяло от западного искусства самую незначительную часть технических приемов»1. Сравнивая гравюры XVII и XVIII веков, он писал, что в XVIII веке гравюра не совершенствовалась, а только ухудшалась. Очевидно, что в соответствии с позитивистской эстетикой своего времени, исследователь не замечал собственных достоинств отечественной ксилографии, красоту ее условного языка, ее простодушный лаконизм, открытые и оцененные в XX веке. Как все средневековое искусство, раннюю русскую гравюру тогда считали неумелой. Главной заслугой Д.А. Ровинского, заложившего основы изучения
1 Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI -XIX вв. Т. I. С. 16.
русской гравюры, является описание собранного им изобразительного материала, его первоначальная классификация и оценка.
Его современник, В.А. Верещагин предпринял исследование в виде библиографического описания тысячи русских иллюстрированных книг и изданий, начиная с 1720 года, то есть почти с самого начала появления в русской книге гравюры светского содержания, и кончая 1860 годом, когда новейшие способы воспроизведения рисунка путем фотографии начали вытеснять гравюру. С точки зрения Верещагина, такие способы передачи рисунка как гравюра на дереве, стали и литографии «обогатили русскую иллюстрацию такими произведениями, которые, по своему историческому значению и глубине внутреннего содержания, бесспорно и значительно превосходят все то, что дала в этом смысле гравюра на меди»1.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Иллюстрация в английской печати XVII - XIX веков2005 год, кандидат филологических наук Коровкина, Екатерина Валерьевна
Графическое наследие общества антиквариев Британии XVIII - первой трети XIX веков: образы готической архитектуры2019 год, кандидат наук Михайлова Юлиана Юрьевна
Гравюра на меди в московской книге кириллической печати первой трети XVIII века2004 год, кандидат искусствоведения Ходько, Юлия Михайловна
Московская школа гравюры XVII - начала XVIII века. Истоки сложения стиля русской народной картинки2004 год, доктор искусствоведения Мишина, Елена Александровна
Эстетические концепции британского книжного дизайна второй половины XIX - начала XX вв. в контексте издательской культуры2007 год, кандидат искусствоведения Жебровская, Лариса Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белякова, Татьяна Владимировна, 2013 год
Список литературы
41. Александрова Н.И. Русский рисунок XVIII - первой половины XX века. Кн. 1. М.: Красная площадь, 2004. 479 с.
42. Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. М.: Трилистник, 2000. 318 с.
43. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М.: Б.С.Г. — Пресс, 2006. 559 с.
44. Библиотека Эрмитажа в именах и собраниях / Кат. выст. к Междунар. коллоквиуму библиофилов, 14-16 сент. 1994. Сост. Г.В. Вилинбахов и др.; Авт. вступ. ст. Е.И. Макарова. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1994. 88 с.
45. Бенуа А.Н. Задачи графики // Искусство и печатное дело. № 1. Киев: Тип. C.B. Кульженко. 1910. С. 41-48.
46. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990. 160 с.
47. Век Просвещения. Цензура и статус печатного слова во Франции и России эпохи Просвещения / Отв. Ред. С.Я. Карп; сост. Г.А. Космолинская. Кн. 1. М.: Наука, 2008. 541 с.
48. Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720 - 1870). Библиографический опыт. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1898. 309 с.
49. Верещагин В.А. Русский книжный знак. СПб.: Печатня Р. Голике, 1902. 83 с.
50. Вивлиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 1. Сост. Самарин А.Ю. М.: Пашков дом, 2009. 260 с.
51. Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии: в 3 т. Т. 2. Классическая архитектура и русский классицизм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. 359 с.
52. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. СПб.: Азбука-классика, 2008. 7576 с.
53. Воронов М.Г. Гавриил Игнатьевич Козлов. Л.: Художник РСФСР, 1982. 115 с.
54. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 319 с.
55. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. М.: Книга, 1984.
207 с.
56. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей. М.: Книга, 1982. 150 с.
57. Гессен Л.И. Архитектура книги. М.-Л.: Гос. научно-техническое изд-во, 1931.439 с.
58. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М.-Пг.: Гос. изд-во, 1923. 220 с.
59. Горская Л.И. Художественная иллюстрированная книга как синтетическое социокультурное явление / Проблемы культуры и искусства. Российская аспирантская конференция 20 апреля 2000 г. Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: Б. и. С. 371-374.
60. Гравировальная палата Академии наук XVIII века: Сб. докладов / сост. Алексеева М.А., Виноградов Ю.А., Пятницкий Ю.А. Л.: Наука, 1985. 293 с.
61. Гравюра и книга XVIII века в России / Кат. выст. Пермь: Книжная тип. № 2, 1975. 46 с.
62. Даниэль С.М. Рококо: От Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика, 2010. 334 с.
63. Дар Губара. Собрание Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. М.: Ассоциация «ЭКОСТ», 2006. 232 с.
64. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 314 с.
65. Добкин С.Ф. Оформление книги. М.: Книга, 1985. 208 с.
66. Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII столетия и феномен французской школы / Сб. ст.: Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. 4. Ред.-сост. Рязанцев И. В. М.: Памятники исторической мысли, 1998. С. 60-75.
67. «Золотой осьмнадцатый...» Русское искусство XVIII в. в современном отечественном искусствознании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та, 2006. 183 с.
68. Иван Прокофьев. 1758-1828: К 250-летию со дня рождения / Авт. ст. и сост. Е. Карпова, Н. Уварова. Альманах. Вып. 222. СПб.: Гос. Русский музей, 2008. 96 с.
69. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII - XV вв. Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1978. 174 с.
70. Ильина Т.В. Национальное своеобразие русского искусства XVIII века и его место среди европейских школ: Учебно-метод. пособие с указателем рекомендованной литературы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 99 с.
71. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М.: Высшая школа, 1999.
398 с.
72. Искусство. М.-Л.: ИЗОГИЗ, тип. им. И.В. Федорова, 1936. № 2.
73. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003.
320 с.
74. Каск А.Н. Иллюстрация в русских журналах XVIII века // Собрание шедевров. № 2 (17) июнь. М.: М-КЕМ, 2008. С. 60-65.
75. Кацпржак Е.И. История книги. М.: Книга, 1964. 422 с.
76. Книга в России XI - XX вв. Сб. науч. тр. Вып. 21. СПб.: Библиотека Российской Академии наук, 2004. 363 с.
77. Книга как художественный объект. Челябинск: Челябинская областная картинная галерея. 2005. 31 с.
78. Книги и книжные собрания. История и судьбы. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2003. 81 с.
79. Книгопечатание как искусство. М.: Книга, 1987. 383 с.
80. Комелова Г.Н. Гравировальный класс Академии Художеств и русская гравюра второй половины XVIII века: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1967. 23 с.
81. Коростин А.Ф., Смирнова Е.И. Русская гравюра XVIII века. М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи. 1952. 41 с.
82. Кузьминский К.С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX вв. М.: Гос. изд-во, 1937. 214 с.
83. Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке. М.: Пашков дом, 2003. 360 с.
84. Либрович С.Ф. История книги в России. М.-СПб.: Издание товарищества М.О. Вольф, 1913. 224 с.
85. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. 17031900 гг. (Материалы для истории русской журналистики). Пг.: Тип. Акц. Общ. Тип. Дела, 1915. 1067 с.
86. Лебедев Г.Е. Русская книжная иллюстрация XIX в. М.: Искусство, 1952.210 с.
87. Люблинский B.C. Книга в истории человеческого общества. М.: Книга, 1972. 326 с.
88. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М.: Книга, 1971. 256 с.
89. Мартынов И.Ф. К вопросу о русском книжном репертуаре второй половины XVIII в. / Рукописная и печатная книга. С. 193-205.
90. Масонство. Т. 1, 2. М.: СП «ИКПА», 1991. 520 с.
91. Масоны в России: вчера...сегодня...завтра? Сб. науч. тр. М.: Ин-т молодежи, 1999. 157 с.
92. Мельгунов С.П. Один из русских розенкрейцеров // Голос минувшего. № 1. Январь. М.: Тип. т-ва Рябушинских, 1917. С. 73-83.
93. Микишатьев М.Н. Парадоксы «раннего классицизма» или курьезы рококо / Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конференции. СПб.: ГМЗ «Царское село», 2008. С. 263 -274.
94. Мозговая О. В. Книга А.Н. Оленина «Опыт о приделках к древней статуе Купидона, встягивающего тетиву на лук» и вопросы теории реставрации скульптуры в Академии художеств в первой половине XIX в. [Электронный
ресурс] / Грабаревские чтения 5. Междунар. науч. конференция. ВНХРЦ, М., 2003. Режим доступа: http://art-con.ru/node/1752.
95. Морозова C.B. Портрет в русской гравюре XVIII века. Из собрания Государственного исторического музея. М.: Гос. исторический музей, 2010. 542 с.
96. Острой О.С. История искусствоведческой библиографии в России (XI - нач. XX вв.). Л.: Гос. Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1991.222 с.
97. Острой О.С. Труды, в которых отразился век: Историки искусства в Публичной библиотеке: конец XVIII - начало XIX вв. СПб.: Российская национальная библиотека, 2004. 174 с.
98. Острой О.С., Саксонова И.Х. Изобразительное и прикладное искусство. СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. 904 с.
99. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. М.: Советский художник. 1973. 335 с.
100. Полный каталог коллекций Государственного музея-заповедника «Павловск». Автор вып. И.В. Алексеева. Т. 6. Вып. 1. Иллюстрированная книга XV - XVIII веков. СПб.: ГМЗ «Павловск», 2010. 216 с.
101. Радлов Н.Э. Современная русская графика. Петроград: Унион, 1917.
146 с.
102. Ракова А.Л. XVIII век в зеркале орнаментальной гравюры / Кат. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. 60 с.
103. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв. T. I, II. СПб.: Имп. Академия Наук, 1895. 1248 стб.
104. Россия - Франция. Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии / Кат. ред. кол.: В.А. Суслов, Г.Н. Комелова. И.Н. Новосельская. Л.: Гос. Эрмитаж, 1987. 304 с.
105. Рукописная и печатная книга: Сб. науч. тр. / Научный совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1975. 258 с.
106. Русская гравюра. Авт.-сост. М. Холодовская, Е. Смирнова. М.: ИЗОГИЗ, 1960. 22 с.
107. Русская гравюра XVI - XIX в.в. JI.-M.: Искусство, 1950. 116 с.
108. Русская гравюра конца XVII — XVIII века. /Альбом. Авт. вст. ст. Флекель М.И. Л.: Художник РСФСР, 1983. 40 с.
109. Русская гравюра и литография XVIII - начала XIX вв.: выставка из собрания отдела истории русской культуры / Кат. под ред. Комеловой Г.Н., Котельниковой И.Г., Принцевой Г.А. Л.: Гос. Эрмитаж, 1960. 92 с.
110. Русская гравюра 18 - начала 20 века. Сост. Н.И. Александрова. М.: Изобразительное искусство, 1987. 42 с.
111. Русская книга от начала письменности до 1800 года. Под ред. В.Я. Адарюкова, A.A. Сидорова. М.: Гос. издат. 1924. 381 с.
112. Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. Л.: Наука, 1986. 296 с.
113. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века: Аннот. свод, кат. / Сост. В.К. Макаров. Л.: Гос. публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1973. 367 с.
114. Русские граверы и добавление к «Словарю русских граверов» Ровинского и «Описанию нескольких гравюр и литографий» Тевяшова. Сост. Обольянинов. М.: Товарищество типографий А.И. Мамонтова, 1913. 104 с.
115. Русский гравированный портрет XVII - начала XIX века / Кат. выст. Авт вст. ст. и сост. кат. Е.А. Мишина. Л.: Гос. Русский музей, 1989. 191 с.
116. Русский рисунок XVIII - начала XX века / Альбом, сост. Ю.М. Забродина и др. Л.: Аврора, 1989. 35 с.
117. Русско-европейские литературные связи XVIII век. Вольская Т.В. и др. СПб.: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. 426 с.
118. Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сб. ст. Вып. 4, 5, 8, 9, 10, 11. М.: Памятники исторической мысли, 1998 - 2008.
119. Савельев Ю.Р. Власть и монумент. Памятники державным правителям России и Европы. 1881 - 1914. СПб.: Лики России, 2011. 296 с.
120. Сад: символы, метафоры, аллегории / Сб. ст. отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2010. 486 с.
121. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало XIX века. М.: Искусство - XXI век, 2003. 296 с.
122. Сидоров A.A. Древнерусская книжная гравюра. М.: Академия Наук СССР, 1951.396 с.
123. Сидоров A.A. История оформления русской книги. М.: Книга, 1964.
391 с.
124. Сидоров A.A. Искусство книги. М.: Дом печати, 1922. 104 с.
125. Сидоров A.A. Очерки по истории русской иллюстрации // Печать и революция. Кн. 3. Ноябрь-декабрь. М.: Госиздат, 1921. С. 58-69.
126. Собранье чудное сокровищ книжных. Библиотеке Эрмитажа 250 лет: кат. выст. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2012. 399 с.
127. Соловьев Н.В. Русская книжная иллюстрация XVIII века // Старые годы. Июль-сентябрь. 1907. С. 415-438.
128. Соловьев О.Ф. Масонство. М.: АГРАФ, 2001. 432 с.
129. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
576 с.
130. Уварова Н.И. Забытый петербургский художник Иван Филиппович Тупылев / Санкт-Петербургские чтения '97. СПб.: Гос. Русский музей, 1997. С. 65-68.
131. Фафурин Г. А. К истории академической книжной торговли в России в эпоху Ек II: деятельность Иоганна Вейтбрехта в Санкт-Петербурге. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. 375 с.
132. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII - XIX века. М.: Искусство, 1953. 581 с.
133. Французская книга в России в XVIII в. Очерки истории. Ред. С.П. Луппов Л.: Наука, 1986. 254 с.
134. Хачатуров C.B. Романтизм вне романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 192 с.
135. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-Пресс, 1997. 656 с.
136. Эмблемы и символы. М.: Интрада, 2000. 367 с.
137. Якимович А.К. Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли XX века. СПб.: Галарт, 2009. 255 с.
Список публикаций автора по теме диссертации
1. Белякова Т.В. Проблемы изучения традиционного прикладного искусства в творческих вузах / Т.В. Белякова, Г.А. Горбунова // Международный научно-исследовательский журнал. №7 (14) (сентябрь) 2013. Часть 4. С. 62-64. (0,6 п.л.)
2. Белякова Т.В. Стилистическая полифония в русском искусстве второй половины XVIII- начала XIX в. (на примере книжной графики) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. СПб.: 2013. (июль) Вып. 2.102-114. (1 п.л.)
3. Белякова Т.В. Образ Екатерины II в педагогических изданиях второй половины XVIII века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.15. СПб.: 2012. Вып. 4. С. 164-174. (0,6 п.л.)
4. Белякова Т.В. Особенности графики Козловского и Прокофьева в контексте предромантизма // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т, МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. СПб.: Б. и., 2011. С. 214-221.(0,6 п.л.)
Список иллюстраций
Илл. 1. Титульный лист. Учреждение императорского воспитательного дома для приносных детей и гошпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. СПб.: Имп. Академия наук, 1763.
Илл. 2. Концовка. Учреждение императорского воспитательного дома для приносных детей и гошпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. СПб.: Имп. Академия наук, 1763.
Илл. 3. Фронтиспис. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.Ф. Сребреницкий (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 4. Илл. к первой главе. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.С. Панин (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 5. Инициал. (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 6. Концовка. Курильница. Рис. Г.И. Козлова. (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 7. Концовка. Архитектурный эскиз. Рис. Г.И. Козлова. (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 8. Илл. ко второй главе. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.С. Панин (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 9. Концовка. Гравер Д.Ф. Герасимов (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 10. Титульный лист. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.С. Панин (Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Императорская Академия наук, 1768)
Илл. 11. Илл. к первой главе. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.Ф. Сребреницкий (Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 12. Концовка. (Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 13. Титульный лист. (Учреждение особого училища при воскресном Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. СПб.: Имп. Академия наук, 1769)
Илл. 14. Илл. к первой главе. Гравер Д.Ф. Герасимов (Учреждение особого училища при воскресном Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. СПб.: Имп. Академия наук, 1769)
Илл. 15. Фронтиспис. Титульный лист. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
Илл. 16. Концовка предуведомления. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России
обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 17. Илл. к обращению к императрице И.И. Бецкого. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц. (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 18. Концовка обращения к императрице И.И. Бецкого. (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 19. Илл. к главе I. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 20. Илл. к обращению Синода к Екатерине II. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 21. Илл. к главе III. Рис. П. Соколов, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 22. Илл. к главе IV. Рис. П. Соколов, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип I.K. Шнора, 1789)
Илл. 23. Титульный лист. (Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб.: Б. и., 1772)
Илл. 24. Титульный лист. (Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 25. Заставка. (Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 26. Илл. к первой книге. (Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 27. Илл. к третьей книге (Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 28. Илл. после обращения автора к читателям. (Богданов А.И. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб.: Академия наук, 1779)
Илл. 29. Илл. «Тот же бот». Гравер Н. Челнаков (Богданов А.И. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб.: Академия наук, 1779)
Илл. 30. Фронтиспис. Портрет Г. Вольтера неизвестного гравера (Вольтер Г. Человек в сорок талеров. СПб.: Тип. у Шнора, 1785)
Илл. 31. Фронтиспис. (Российский театр. СПб.: Имп. Академия наук, Ч.З,
1786)
Илл. 32. Титульный лист. (Херасков М. Эпические творения. М.: Университетская тип. у И. Новикова, 1787)
Илл. 33. Илл. к поэме «Владимир». (Херасков М. Эпические творения. М.: Университетская тип. у Н. Новикова, 1787)
Илл. 34. Илл. К третьей песне поэмы. (Херасков М. Эпические творения. М.: Университетская тип. у Н. Новикова, 1787)
Илл. 35. Титульный лист. Илл. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
Илл. 36. Аллегорическое изображение России. Рис. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
Илл. 37. Славянин. Рис. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
Илл. 38. Титульный лист ко II части. Рис. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
Илл. 39. Российский Геркулес. Рис. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
Илл. 40. Фронтиспис. Изображение надгробия Я. Княжнина гравера Ф. Фарапонова (Собрание сочинений Якова Княжнина. Т. 5. М.: В губернской тип. у А. Решетникова, 1803)
Илл. 41. Концовка. (Собрание сочинений Якова Княжнина. Т. 5. М.: В губернской тип. у А. Решетникова, 1803)
Илл. 42. Илл. к первой главе. Вид казармы с Тмутороканским камнем вместо порога. Рис. Г. Иванова, граверы А. Ермолаев, А. Ухтомский. (Оленин А.Н. Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутороканском, найденном на острове Тамани в 1792 году. СПб.: Медицинская тип., 1806.)
Илл. 43. Титульный лист. (Гун О. Поверхностные замечания по дороге от Москвы в Малороссию в осени 1805 года. М.: Тип. Платона Бекетова, 1806)
Илл. 44. Илл. «От Шереметева внимает Иоанн о действиях Петра и как им Карл попран» (Крекшин П.Н. Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, его знаменитых побед и путешествий в разные европейские государства, со многими разными и любопытства достойными происшествиями. М.: Тип. А. Решетникова, 1808)
Илл. 45. Илл. «Се внемлет Иоанн, что в жизни Петр творил. Как грады покорил и как врагов разил» (Крекшин П.Н. Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, его знаменитых побед и путешествий в разные европейские государства, со многими разными и любопытства достойными происшествиями. М.: Тип. А. Решетникова, 1808)
Илл. 46. Титульный лист. (Сочинения Г.Р. Державина. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1808. Ч. 1.)
Илл. 47. Илл. к стихотворению «Бог» (Сочинения Г.Р. Державина. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1808. Ч. 1.)
Илл. 48. Илл. к стихотворению «Бессмертие души» (Сочинения Г.Р. Державина. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1808. Ч. 1.)
Илл. 49. Титульный лист. (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 1. М.: Университетская тип., 1810)
Илл. 50. Виньетка. «Стихи на кончину Фельдмаршала Графа И. Салтыкова» (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 1. М.: Университетская тип., 1810)
Илл. 51. Титульный лист. (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 2. М.: Университетская тип., 1810)
Илл. 52. Илл. к басням. Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 3. М.: Университетская тип., 1810)
Илл. 53. Фронтиспис. (Грузинцов А.Н. Петрияда. СПб.: Имп. тип., 1812) Илл. 54. Титульный лист. (Грузинцов А.Н. Петрияда. СПб.: Имп. тип., 1812) Илл. 55. Виньетка. (Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих. Январь. СПб.: Имп. Академия наук, 1755)
Илл. 56. Заставка. (Гений времен. Тетрадь 1, июнь. СПб.: В тип. Иверсена,
1807)
Илл. 57. Портрет Г.К. Лафатера. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч.
38. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 58. Портрет Мунго Парка. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч.
39. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 59. Портрет Иммануила Канта. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч. 40. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 60. Портрет Клопштока. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч. 41. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 61. Заставка. (Журнал императорского человеколюбивого общества. СПб.: Тип. Имп. воспитательного дома, 1817)
Ил л. 62. Илл. к рассказу «Ельмина, или цветок, никогда неувядающий». (Русский вестник. Отделение 1. № 17. М.: Университетская тип., 1819)
Иллюстрации
г1 ■»!
ИМПЕрАТОрСКАГО
ВОСПИТАТЕЛЬНАГО ДОМА
Я I е I Вй •* -Ж "
ИИ НИВ 4ДЯ 5 ■ ШГЙ
Г . ' I
принос и ы хЪ д "Б глей
Ж:,,:;;::,, -Ж"
" Г »V *
Т 41
- ; .-уН- ■щЩщШШя
ъ-А 1
Яр" * КМ „V -» '31
* — щт
й
шг^Вм нв
г» I - - Ш - *§ ПК @ «
17» «1* . И - -^ё-
, ЯЁ ' • * - ШШ
■ ■.......■ * ■........
ШЦ1
ГОШ П И Т А Л Я
: ДЛЯбЪдНЫХЬроДИЛЬНИЦЪ Й
НМЯИВ' г* „. ^шШ 8 ' ^ ■ Ш--^-Я
вЬ сшолячномЪ город! МосквВ,
ППтаНО .вЪ СанктпетербургВ при Импе-
■
||*торской Акаделад, На'укЪ 17б\ года.
Илл. 1. Титульный лист. Учреждение императорского воспитательного дома для приносных детей и гошпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. СПб.: Имп. Академия наук, 1763.
Илл. 2. Концовка. Учреждение императорского воспитательного дома для приносных детей и гошпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве. СПб.: Имп. Академия наук, 1763.
Илл. 3. Фронтиспис. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.Ф. Сребреницкий (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 4. Иллюстрация к первой главе. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.С. Панин (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 5. Инициал. (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 6. Концовка. Курильница. Рис. Г.И. Козлова. (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 7. Концовка. Архитектурный эскиз. Рис. Г.И. Козлова. (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 8. Иллюстрация ко второй главе. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.С. Панин (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 9. Концовка. Гравер Д.Ф. Герасимов (Устав воспитания двух сот благородных девиц учрежденного Ее Величеством государынею императрицею Екатериной Второй самодержицей всероссийской матерью отечества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 10. Титульный лист. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.С. Панин (Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
Илл. 11. Илл. к первой главе. Рис. Г.И. Козлова, гравер Г.Ф. Сребреницкий (Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
хомЪ какого либо предпр1я1шя : рогЪ изсбил?я обыкновенной €|шь| штолЪ общаго благо-адлучЬг- - « Щ Щ ^ ' ^
ШШшшь н г • ^ кЗВПьДб ! яя ■ ■
' : л
■ЬшР1 ЯЙ
ш
Илл. 12. Концовка. (Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768)
ДЛЯ ВОСПИТАН1Я
Хи да ип' ^ ^ ^р, «ц ,0* ц,»
Цр ШШфшодаой Лкалемш НаукЬ .¡¡¡Й
Илл. 13. Титульный лист. (Учреждение особого училища при воскресном Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. СПб.: Имп. Академия наук, 1769)
Илл. 14. Иллюстрация к первой главе. Гравер Д.Ф. Герасимов (Учреждение особого училища при воскресном Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. СПб.: Имп. Академия наук, 1769)
Илл. 15. Фронтиспис. Титульный лист. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
Илл. 16. Концовка предуведомления. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
Илл. 17. Иллюстрация к обращению к императрице И.И. Бецкого. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц. (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
Илл. 18. Концовка обращения к императрице И.И. Бецкого. (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. Т.К. Шнора, 1789)
Илл. 19. Илл. к главе I. Рис. И.К. Набгольца, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
Илл. 20. Илл. к обращению Синода к Екатерине II. Рис. И.К. Набголыда, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
yi^rjry^f:
•¿ЫШ ГЛАВА TP ETI Л,
D * ш. " ' О г о ели тая к для бЩШхЬ jpoj/f. пиит
Илл. 21. Илл. к главе III. Рис. П. Соколов, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. I.K. Шнора, 1789)
Илл. 22. Илл. к главе IV. Рис. П. Соколов, гравер И.К. Набгольц (Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1789)
ИзЪ разныхЪ печати ныхЪ - и рукой и с-нмхЬ книгЪ,сообщениыхЪ иззЪсппи, И словесныхЬ предаЩй
■. ШвШ " аш о з *Ъ 1 к» ^ *уг ЬоЬралЪ
Николаи НовикобЪ,
Илл. 23. Титульный лист. (Новиков Н.И. Опыт исторического словаря российских писателях. СПб., 1772)
1 1 Т о и ъ I.
ОшЪ начала до коп чины великаго Княз* .Ярослава
т £
ёладимеровича.
-'.я
ЕШ
■■11»Ёя1
• ¡g ; - , р г
* -
в..ъ с¿щПетербург® ч.... . .,,
Ня ,
ври Имяерядаерсжой Акадеши влукЪ, то году- ■■ ,v„-
Илл. 24. Титульный лист. (Щербатов М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 25. Заставка. (Щербатов М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 26. Илл. к первой книге. (Щербатов М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 27. Илл. к третьей книге (Щербатов М. История российская от древнейших времен. Т. 1. СПб.: При Имп. Академии наук, 1770)
Илл. 38. Титульный лист ко II части. Рис. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
Илл. 39. Российский Геркулес. Рис. И.Ф. Тупылев. (Львов П. Храм славы российских Ироев от Гостомысла до царствования Романовых. СПб.: Имп. Академия наук, 1803)
' ^¿ртнг, /Росссмц
л»«*-..** г,лт; Янмж**
—' ■ , . ¿я
Илл. 40. Фронтиспис. Изображение надгробия Я. Княжнина гравера Ф. Фарапонова (Собрание сочинений Якова Княжнина. Т. 5. М.: В губернской тип. у А. Решетникова, 1803)
Илл. 41. Концовка. (Собрание сочинений Якова Княжнина. Т. 5. М.: В губернской тип. у А. Решетникова, 1803)
ш
Илл. 42. Илл. к первой главе. Вид казармы с Тмутороканским камнем вместо порога. Рис. Г. Иванова, граверы А. Ермолаев, А. Ухтомский. (Оленин А.Н. Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутороканском, найденном на острове Тамани в 1792 году. СПб.: Медицинская тип., 1806.)
Илл. 43. Титульный лист. (Гун О. Поверхностные замечания по дороге от Москвы в Малороссию в осени 1805 года. М.: Тип. Платона Бекетова, 1806)
Илл. 44. Илл. «От Шереметева внимает Иоанн о действиях Петра и как им Карл попран» (Крекшин П.Н. Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, его знаменитых побед и путешествий в разные европейские государства, со многими разными и любопытства достойными происшествиями. М.: Тип. А. Решетникова, 1808)
Илл. 45. Илл. «Се внемлет Иоанн, что в жизни Петр творил. Как грады покорил и как врагов разил» (Крекшин П.Н. Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, его знаменитых побед и путешествий в разные европейские государства, со многими разными и любопытства достойными происшествиями. М.: Тип. А. Решетникова, 1808)
Илл. 46. Титульный лист. (Сочинения Г.Р. Державина. СПб.: Тип. 1.К. Шнора, 1808. Ч. 1.)
Илл. 47. Илл. к стихотворению «Бог» (Сочинения Г.Р. Державина. СПб.: Тип.афия 1.К. Шнора, 1808. Ч. 1.)
РРРШРГ-
ШлрЙ •*.': -; V .о'«»-1'.
Илл. 48. Илл. к стихотворению «Бессмертие души» (Сочинения Г.Р. Державина. СПб.: тип. Т.К. Шнора, 1808. Ч. 1.)
Илл. 49. Титульный лист. (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 1. М. Университетская тип., 1810)
Илл. 50. Виньетка. «Стихи на кончину Фельдмаршала Графа И. Салтыкова» (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 1. М.: Университетская тип., 1810)
Илл. 51. Титульный лист. (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 2. М.: Университетская тип., 1810)
Илл. 52. Илл. к басням. (Сочинения И.И. Дмитриева. Ч. 3. М. Университетская тип., 1810)
Илл. 53. Фронтиспис. (Грузинцов А.Н. Петрияда. СПб.: Имп. тип., 1812)
ГП
• птим ( СТВЛ:
\.1 I
Илл. 54. Титульный лист. (Грузинцов А.Н. Петрияда. СПб.: Имп. тип., 1812)
Илл. 55. Виньетка. (Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих. Январь. СПб.: Имп. Академия наук, 1755)
Илл. 56. Заставка. (Гений времен. Тетрадь 1, июнь. СПб.: В тип. Иверсена,
Илл. 57. Портрет Г.К. Лафатера. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч. 38. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 58. Портрет Мунго Парка. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч. 39. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 59. Портрет Иммануила Канта. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч. 40. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 60. Портрет Клопштока. Гравер А. Касаткин. (Вестник Европы. Ч. 41. М.: Университетская тип., 1808)
Илл. 61. Заставка. (Журнал императорского человеколюбивого общества. СПб.: Тип. Имп. воспитательного дома, 1817)
/О
У* " _
Илл. 62. Илл. к рассказу «Ельмина, или цветок, никогда неувядающий». (Русский вестник. Отделение 1. № 17. М.: Университетская тип., 1819)
■
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.