Художественный мир поэзии и прозы Сильвии Плат: конец 50-х - начало 60-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Герасимова, Екатерина Константиновна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Герасимова, Екатерина Константиновна
Введение.
Глава I Творчество С. Плат в контексте литературного и культурно-исторического сознания Америки начала 60-х годов.
1.1 Творчество С.Плат в американском социо-культурном контексте 50-60-х гг. ХХвека.
1.2 Литературный контекст и литературные влияния.
1.3 Концептосфера творчества Сильвии Плат в аспекте феминистской проблематики.
Глава П Художественное пространство в поэзии Сильвии Плат.
2.1 Символика «женского» мира в поэзии Сильвии Плат.
2.2 Центральные образы и мотивы в поэзии Сильвии Плат конца 1950 -начала 60-х гг.
Глава III Поэтика романа «Под стеклянным колпаком».
3.1 Феминистская проблематика романа.
3.2 Экзистенциальный конфликт и образы отчуждения.
3.3 Трансформация образов и мотивов романа в поздних стихах С. Плат.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Художественное своеобразие женской лирики восточной ветви русской эмиграции2006 год, кандидат филологических наук Эфендиева, Галина Владимировна
Лирическая героиня в русской лирике XIX века: На материале творчества А.П. Буниной, К.К. Павловой, М.А. Лохвицкой2005 год, кандидат филологических наук Изусина, Елена Вячеславовна
Творчество Анны Александровны Барковой 1920-х - начала 1930-х годов в культурной парадигме эпохи2004 год, кандидат филологических наук Качалова, Лариса Германовна
Лирическая героиня М.А.Лохвицкой: поэтика на стыке классики и модернизма2008 год, кандидат филологических наук Павельева, Юлия Евгеньевна
Эволюция творчества Есано Акико в контексте развития японской романтической поэзии2004 год, кандидат филологических наук Сулейменова, Аида Мусульевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир поэзии и прозы Сильвии Плат: конец 50-х - начало 60-х гг.»
В зарубежном литературоведении творчеству американской поэтессы Сильвии Плат (Sylvia Plath, 1932-1963) посвящен обширный круг исследований. Несмотря на то, что писательница рано ушла из жизни, всего за десятилетие активной литературной деятельности она создала внушительный ряд поэтических произведений, вошедших в сборники «Колосс и другие стихотворения» (Colossus and Other Poems, 1960), «Ариэль» (Ariel, 1965), «Рассекая воды» (Crossing the Water, 1971), «Зимние деревья» (Winter Trees, 1972) и посмертно принёсших ей славу классика современной американской литературы. В 1982 году С. Плат была присуждена престижная премия Пулитцера. Имя писательницы не только хорошо известно западному читателю, но и давно превратилось в своеобразный миф, олицетворяющий трагическую судьбу бушующей женщины-поэта в мире, управляемом мужчинами. В России произведения С. Плат были впервые переведены на русский язык лишь в начале 2000 годов. В 2000 году вышел сборник избранных стихов Сильвии Плат в переводах В. Бетаки (Плат С. Стихи., пер с англ. В Бетаки, 2000].В том же году был издан перевод романа «Под стеклянным колпаком» (Плат С. Под стеклянным колпаком. Пер.с англ. В. Топорова].
В англоязычной критике и литературоведении сложилось два основных подхода к изучению творчества Сильвии Плат - биографический и феминистский, которые обнаруживают определённые сходные черты. Как отмечают А. Гербиг и А. Муллер-Вуд, факт самоубийства поэтессы продолжает рассматриваться как драматическая точка, к которой неизбежно устремлялась её жизнь и творчество [Гербиг, Муллер-Вуд, 2000]. В рамках этой перспективы каждое стихотворение С. Плат оказывается следующим маленьким шагом к трагическому финалу. В свете подобного подхода стихотворения, написанные поэтессой в последние месяцы жизни и составляющие центральную часть её творческого наследия, рассматриваются как аутентичная автобиографическая запись душевных страданий автора и как доказательство её положения жертвы патриархального общества в целом и собственного мужа в частности. Этот взгляд на творчество С. Плат биографических фактов и поэтических образов С. Плат даже через призму оккультизма. В эссе «Сильвия Плат. Оккультизм как источник и симптом» Т. Матерер заявляет, что оккультизм С. Плат был, с одной стороны, проявлением её навязчивой идеи, связанной с образом умершего отца, а с другой стороны, источником её творчества, которому «присутствие» покойного отца придаёт напряжённый драматизм. В эссе автор предпринял попытку доказать факт постоянного обращения поэтессы в своих стихах к сфере оккультизма. [Матерер, 1995:56]. Интерпретация произведений через призму биографических фактов сводится к убеждению, что в силу исповедальности творчества писательницы, особенности её художественного мира не могут быть адекватно поняты вне контекста жизненных обстоятельств. Например, Р. Маззенти (Roberta Mazzenti) утверждает, что «биографический и исторический материал абсолютно необходим для истинного понимания творчества Плат [Мазенти,1984:197]. Критикуя распространенную практику анализа произведений С. Плат в свете авторской биографии, С. Щугарс определяет её как авторитарную попытку, обеспечивающую иллюзию полного контроля над текстом. [Шугарс,1999]. Обозначенные выше биографический и феминистский подходы имеют тенденцию к сближению. Литературная судьба С. Плат и обстоятельства её частной жизни неразрывно сплетаются воедино в феминистских биографиях поэтессы. В качестве примера подобной биографии можно привести монографию Линды Вагнер-Мартин «Сильвия Плат: биография» [Вагнер-Мартин, 1988].
В западном литературоведении имя Сильвии Плат безоговорочно причислено к феминизму. Исследования её произведений в русле феминистской традиции составляют значительное число от общего корпус работ о творчестве писательницы. Отмечая значимость фигуры С. Плат для становления идеологии феминизма, активно формировавшейся в контексте западной гуманитарной мысли 1970-х годов, Э. Моэрс -автор монографии «Женщины литературы» (Literary Women, 1976) пишет что, «никакой другой автор не значил так много для современного феминистского движения» [Вагнер-Марган,1995:87].
Среди работ феминистского направления можно выделить исследования JI.K. Бинтзен, Дж. ПАннас, П. Беннетт, Дж. Маркей, а так же статьи Р. Лоуэлла, С.М. Гильберт, Дж. Роуз, вошедшие в сборник «Поэзия Силвии Плат»[Бшшен, 1983, Аннас, 1988, Беннет, 1986, Маркей, 2001]. В монографии С. Ван Дайн, созданной в русле феминистской литературной критики (feminist literary criticism), процесс создания С. Плат стихов рассматривается, как практика поэтического перевоссоздания истории жизни. [Ван Дайн, 1993]. С.Ван Дайн исследует манускрипты стихов, написанных поэтессой в течение последних шести месяцев жизни, и сравнивает черновые версии с конечными вариантами, демонстрируя предельную напряжённость творческого процесса С. Плат. Исследовательница доказывает, что, переписывая свои стихи, С. Плат активно пересоздаёт личную историю своей жизни.
Говоря о феминистском подходе к творчеству С. Плат, однако, следует отметшъ ряд работ, в которых подобный подход к творчеству писательница определяется как тенденциозный. Так, например, Р. Маззенти полагает, что феминистская идеология скорее привносится в текст в результате его рецепции, чем содержится в изначальном замысле автора [Маззенти, 1984]. Аналогичной точки зрения придерживается и Ш. Мэйеринг, заявляющая, что ряд фактов из жизни поэтессы не позволяет отождествлять её с идеями феминизма.[Мэйеринг, 1999].Комментируя эти факты, исследовательница отмечает стремление С. Плат быть признанной поэтами-мужчинами, её желание, во что бы то ни стало выйти замуж и иметь детей, являющееся результатом патриархального социокультурного сознания 1950-ых годов, совпавших с осознанием поэтессой своей женской идентичности поэтессы.
Исповедальный тон произведений С. Плат, автобиографическая основа последнего романа «Под стеклянным колпаком» (The Bell Jar, 1963), трагическая судьба писательницы, решившейся в возрасте тридцати лет покончить жизнь самоубийством, -все эти литературные и внелитературные факты во многом определили бурный интерес к её биографии. Жизнь и личность писательницы приобретают черты мифа, о чём свидетельствует множество биографий С. Плат, написанных разными авторами.
Подчеркнём, что одной из наиболее значимых черт рецепции С. Плат на Западе является именно этот обширный ряд биографий, среди которых можно выделить как жизнеописания, включающие широкий и ценный фактографический материал, так и сенсационные биографии сомнительного толка. Если первые представляют значительный интерес для серьёзного читателя и исследователей творчества писательницы, то последние, с их ориентацией на массового читателя, ищущего скандальных историй, свидетельствуют об определённой популяризации имени С. Плат, о превращении писательницы в скандальную героиню бестселлера. Эти разнородные жизнеописания в значительной мере определяют рецептивное поле, в рамках которого формируется литературный образ С. Плат.
Среди наиболее известных биографий можно выделить монографии следующих авторов - П. Александера, А. Альвареза, Дж.Беккера, Т. Брейн, П. Дэвисон, Р. Хейман, С. Лехрер, Дж. Мальком, Д. Мидлбрук, Дж. Розе, А. Стивенсон, Л. Вагнер-Мартин.[[Алекзандер, 2003, Альварез, 1971, Беккер,2003, Брейн, 2001,Дэвисон, 1999 и др]. В 2003 году на экраны вышел американский фильм «Сильвия», являющейся кинематографической попыткой воссоздать события жизни писательницы. Англоязычный читатель получил довольно полное представление о судьбе писательницы, трагичность которой давала благодатную почву как для сентиментальных размышлений, так и для сенсационных разоблачений. Как отмечалось выше, жизнь и творчество С. Плат привлекали биографов различного толка. Так, биография созданная П. Дэвисоном интересна как рассказ поэта непосредственно знавшего С. Плат. Биография, написанная Р. Хейманом, отличается скандальностью, построена в значительной степени ни на фактах, а на слухах. Автор не даёт ссылки на источники, подтверждающие достоверность информации, так что читатель сам должен судить, где правда, а где вымысел.
Значимость биографий С. Плат для осознания специфики западного литературного сознания второй половины XX века подтверждается тем, что в ряде работ западных исследователей вопрос об аутентичности её жизнеописаний становится отправной точкой для размышлений о правомерности основной установки жанра биографии на объективность. В трудах Дж. Мальколм и Дж. Розе воплотился основной постулат современной постмодернистской культуры об упразднении объективной реальности и замене её текстом, с его множеством смыслов и возможных интерпретаций. [Малькольм, Розе, 1994]. Монография Дж. Мальколм является скорее метабиографией, ибо исследовательская перспектива автора смещена с личности С.Плат в сторону текстов о её жизни. В центре внимания исследовательницы оказывается не столько фактический материал, сколько вопрос о сложностях, стоящих перед биографами С. Плат; не столько сама жизнь писательницы, сколько рассказ о её жизни. Дж. Мальколм даёт сравнительный анализ вышеупомянутых биографий поэтессы и исследует влияние Т. Хьюза на А. Стивенсон - автора «канонической» биографии писательницы. Дж. Мальколм на материале биографий С. Плат затрагивает один из центральных вопросов современного литературоведения о присутствии автора с его определённой идеологической точкой зрения в тексте.
Процессу формирования имиджа знаковой фигуры С. Плат в литературном процессе XX века посвящена монография Дж. Розе «По следам Сильвии Плат. Схождения» [Розе, 1992]. Автор пытается определить общую культурологическую модель, в соответствии с которой культура возводит писателей в разряд значимых. Исследовательница утверждает, что вне концепта «фантазия» нельзя понять творчество С.Плат, для которой именно внутренняя психическая жизнь определяет все внешние проявления жизни.
Интересным представляется и исследование Т. Брейн. [Брейн, 2001]. В книге «Иная Сильвия Плат» автор отказывается от очередного пересказа жизни писательницы, стараясь показать, что Сильвия Плат не была аутисткой, замкнутой лишь на своих внутренних переживаниях, и окружающий мир интересовал её намного больше, чем традиционно считается в многочисленных биографиях. Говоря о личности С. Плат, Т. Брейн предпочитает сосредотачивать своё внимание не на фактах биографии, а на текстах, редко становящихся объектом исследования и интерпретации, или на произведениях, традиционно рассматриваемых с биографической точки зрения. Исследовательница делает попытку взглянуть на факты литературной биографии С. Плат через призму широкого культурного контекста. Только потому, что С. Плат создавала свои стихи в жанре исповедальной поэзии, многие критики выводят мировоззрение писательницы, прежде всего, из обстоятельств её частной жизни. Между тем, по мнению Т. Брейн, для того, чтобы лучше понять истоки творчества писательницы, необходимо обратиться, прежде всего, к культурному контексту, в рамках которого происходит формирование поэта. В монографии говориться об отношении писательницы к американской и английской культуре, поднимается вопрос о влиянии произведений Ш. Бронте и ВБулф на творчество С. Плат. В центре внимания автора - неопубликованные письма С. Плат, черновики её произведений, самодельные книги, рисунки, аннотированные копии книг, оказавших на неё наиболее сильное влияние. Т. Брейн также исследует практику совместного создания стихов, имевшую место в жизни Сильвии Плат и её мужа, английского поэта Теда Хьюза. Таким образом, союз Сильвии и Теда рассматривается автором, прежде всего, как творческое сотрудничество двух поэтов, а не как неудачный брак, закончившийся изменой мужа и самоубийством жены. Стремление Т. Брейн «вывести» творчество С. Плат за рамки американской литературы и рассмотреть его, не как вписанное лишь в национальную литературную традицию, а как литературное проявление «трансатлантизма» видится весьма плодотворным.
Особый интерес представляет исследование Дж. Кролл «Главы по мифологии: поэзия С. Плат», в котором автор вскрывает концептуальную установку писательницы на мифологизацию своей собственной жизни и творчества. [Крол, 1976]. Дж. Кролл делает попытку проследить развитие образности в поэзии С. Плат в её взаимосвязи с процессом мифологизации поэтессой своей собственной личности. Действительно, литературный и биографический образы С. Плат во многом создавались критиками как современный миф (а точнее как целый ряд мифов) о судьбе поэтессы. В свете этого мифотворчества С. Плат предстаёт как обречённый поэт, гениальность которого связанна со склонностью к саморазрушению, то, как одинокий голос, предвосхищающий философию зарождающегося феминизма. Весьма распространён миф о С. Плат как о несчастной женщине, разочаровавшейся в любви, браке, карьере и жизни в целом. Очевидно, те особенности американской кулыуры, которые по замечанию американского критика М. Грина, несовместимы с европейскими представлениями о критериях «литературности», определяют и специфику рецепции произведений С. Плат в Америке. [Грин, 1965]. Ещё в самом начале 1960-х годов М. Грин писал о том, что «дух дешевой газетной журналистики, публичности проник в приватную жизнь американских литераторов, переподчинив себе интимность творческого процесса» [Цит. по: Бенедиктова,Новое литературное обозрение, 2002, № 57:167]. Зависимость литературного проц есса от американского общекультурного идеологического и «медийного» дискурса, с его ориентацией на публичность и сенсационность, несомненно, во многом обуславливает специфику рецепции творчества С. Плат в Америке.
Несмотря на канонический статус С. Плат в англоязычной литературе, творчество писательницы в должной мере не привлекало внимания отечественных исследователей. Российские публикации о жизни и творчестве С. Плат представлены рядом статей, в которых рассматриваются лишь частные аспекты прозы и поэзии писательницы. Так, Е.А. Ишханова и Л.Ю. Семейн анализируют образы воды в поэзии С. Плат [Ишханова, Семейн, Вопросы филологии. Межвузовский тематический сборник.-0мск,2002, №4:157-166 ]. Н.И. Оломская рассматривает особенности поэтическое описания автором своего личного опыта в рамках исповедальной поэзии.[Оломская, Сфера языка и прагматика речевого общения.-Краснодар,2003г. Кн.3.с.93-97 ] Используя компаративистский подход к творчеству писательницы, И.В.Львова прослеживает традиции Достоевского, воплощённые С. Плат в романе «Под стеклянным колпаком» [Львова, Достоевский и мировая культура, СПБ, 2003, №18, с. 134-142]. Е.А. Николаева определяет особенности художественного видения поэтессы как сформировавшиеся в контексте женской литературы. [Николаева, Феникс, Ежегодник кафедры культурологи-Саранск, 2004,с. 51-55 ].В свете тендерного подхода рассматривает творчество С. Плат и Н. Сорокина. [Сорокина, Американские исследования, Ежегодник,2001,Минск, с.422-425]. Монографических исследований, посвящённых творчеству С. Плат, в отечественном литературоведении нет. Отметим, что в отечественном литературоведении отсутствуют диссертационные работы, посвященные поэтическому наследию таких значимых авторов, принадлежащих, как и С. Плат, к исповедальной поэзии (The Confessional Poetry), как А. Секстон (Sexton), Р. Лоуэлл (Lowell), Т. Ротке (Theodore Roethke), что свидетельствует о необходимости более глубокого изучения американской поэзии 60-х годов в делом и актуальности частных исследований поэтического своеобразия отдельных авторов этого периода.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью комплексного исследования творчества С. Плат, которое бы позволило вписать особенности художественного мира автора в более широкий контекст американской литературы второй половины XX века, уточнив при этом такие концептуальные для художественного сознания этого периода понятия как женский автобиографизм и исповедальность.
Научная новизна. Настоящее исследование является первой в отечественной американистике диссертацией, посвященной творчеству известной американской поэтессы С. Плат.
Теоретическая значимость диссертации обусловлена необходимостью исследования развития поэтического языка второй половины XX века в широком ряду всех социальных и культурных процессов эпохи, в его соотношении с такими категориями как женский автобиографизм и феминизм. В научный оборот вводятся работы американских литературоведов, посвященные исследованию особенностей исповедальной поэзии и проблеме автобиографизма в литературе.
В свете вышесказанного, очевидно, что тенденция рассматривать творчество С. Плат через призму феминистского и биографического подходов определяет магистральную линию исследования поэзии и прозы писательницы. Эти особенности рецепции творчества поэтессы в англоязычной критике в свою очередь, объясняют и тот факт, что при наличии многочисленных работ, посвященных произведениям С. Плат, неоспорима актуальность более углублённого исследования параметров художественного мира писательницы, В данном контексте весьма показательна мысль М.М.Бахтина, который писал, что овеществление, т.е. освещение текста не другими текстами, а внетекстовой вещной действительностью, неизбежно приводит к исчезновению бесконечности и бездонности значения. Раскрыть же, прокомментировать и углубить смысл текста можно лишь при помощи других смыслов, отчего истолкование I символических структур уходит в бесконечность символических значений. В этой связи углублённое исследование ключевых принципов художественного мира писательницы заслуживает особого изучения.
Как отмечает В. Г. Зусман, «в современном постструктуралистском теоретическом контексте опора на категорию «художественный мир» представляется особенно актуальной» [Зинченко, Зусман, Кирнозе, 1998:171]. Учение о художественном мире сформировалось в работах М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Ф.П. Фёдорова. С точки зрения Ф.П. Фёдорова, «художественный мир — это система универсальных духовных отношений, заключенных в тексте, имеющем эстетическое значение, та «внутренняя форма», которая построена «внешней формой» — речевой системой, если речь идет о литературе, . художественный мир — это картина мира, сложившаяся в сознании художника.» [Федоров, 1988:4-5]. Таким образом, по мысли Ф.П. Фёдорова, при изучении художественного мира произведения следует учитывать языковую картину мира, воплощающуюся в нём помимо воли автора, ибо художественный мир произведения неразрывно связан с «внутренней формой» слова (понятие А. А. Потебни).
М.Л. Гаспаров исследует художественный мир в рамках анализа композиции лирического произведения. Он определяет художественный мир поэтического произведения как «систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте.Частотный тезаурес язьжа писателя (или произведения, или группы произведений)» [Гаспаров, 1995:275]. Подобный подход к пониманию художественного мира обеспечивает богатый «инструментарий» д ля анализа текста произведения. Однако в стороне остаётся такая важная характеристика художественного мира как его целостность, которую акцентирует Д. Лихачёв. Учёный подчёркивает, что «внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью», в то время как «отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве» [Лихачев, 1968:64-87]. По мысли Д. Лихачева, во внутреннем мире художественного произведения, подобно миру реальному, действуют свои особенные законы пространства и времени, свои топосы, события, «население» и т.д.
Понятия художественного или поэтического мира часто используют для обозначения всего творчества одного автора, всей совокупности его произведений, порождающей эффект единого мира образов и героев [Бочаров, 1985:69-123, Грачев, 1988:379-396]. Однако понятие художественного мира встречается как в исследованиях, посвящённых отдельно взятым произведениям, так и целым литературным жанрам. [Бочаров, 1985:56-78, Шаталов, 1988:48-69]. Значение термина «художественный мир» во многом определяется исследовательской перспективой и характером методологических установок. Например, в рамках тартуской структурально-семиотической школы было предложено следующее определение: «понятие поэтического мира рассматривается как экстраполяция понятия темы на семантическую структуру всей совокупности произведений одного автора. Поэтический мир автора есть прежде всего смысловой инвариант его произведений)^ Жолковский, Щеглов, 1975:160-161 ].
Понятие «художественный мир» подразумевает «кросс-жанровый» подход к творчеству автора, в рамках которого все произведения рассматривают как семантически связанные и образующие «единый» текст. Подобный жанрово-объединительный подход позволяет выявить универсальные принципы порождения художественных текстов конкретного автора, что особенно значимо при исследовании взаимовлияний прозаических и поэтических произведений в контексте творчества писателя. Значимый аспект описания «художественного мира» связан с изучением наджанрового уровня, который и составляет «индивидуальную мифологию» автора. Понятие художественного мира позволяет преодолеть обособленность эстетически и лингвистически направленных подходов к проблеме изучения поэтических текстов. В данной работе «художественный мир» понимается вслед за авторами монографии «Система «литературы» и методы её изучения» как «символическая инвариантная статико-динамическая модель произведения или творчества в целом, окружённая веером потенциальных текстов-вариантов» [Зинченко, Зусман, Кирнозе, 1998:173]. Подобный подход позволяет рассмотреть отдельные произведения С. Плат как вплетённые в целостный контекст её творчества, что зачастую является единственной возможностью адекватного прочтения сложных поэтических образов, порождаемых в процессе «поименования» мира. Выделяя концептуальные для творчества С. Плат художественные компоненты и анализируя их варианты, воплощённые в различных текстах, мы тем самым рассматриваем произведения автора как объединённые «энергией семантической связанности». Данная исследовательская перспектива даёт возможность проследить единую образную доминанту, воплощённую автором в стихах и в прозе, что в свою очередь, позволяет отойти от традиционного взгляда на роман «Под стеклянным колпаком» как на стоящее особняком прозаическое произведение поэта и рассмотреть его как генетически связанный со стихотворным наследием С. Плат.
Целью исследования является выделение основных поэтологических аспектов художественного мира поэтических и прозаических произведениях автора. В связи с поставленной целью формулируются и следующие поставленные задачи:
• Определить место СЛлат в истории американской поэзии 20 века;
• Дать комплексный анализ проблематики поэтических и прозаических произведений СЛлат (стихотворений СЛлат,вошедших в сборники «Колосс и другие стихотворения», «Ариэль», «Рассекая воды», «Зимние деревья», романа «Под стеклянным колпаком»);
• Исследовать взаимосвязь между прозаическими и поэтическими концептуальными образами, рассмотрев их как кросс-жанровые элементы;
• Проследить связь между творчеством с.Плат и различными концептами американской и западно-европейской литературной традиции.
Специфика предмета исследования обуславливает комплексность методов, используемых в работе. Наряду с методами структурно-семиотического литературоведения, методами интертекстуального анализа и компаративистскими методами в исследовании применяются культурно-исторический и биографический методы.
Теоретико-методологической основой диссертации послужили исследования в области теории литературы Ю. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова, Б. В.Томашевского, М. М. Бахтина. В рамках выявления феминистской проблематики поэзии и прозы С. Плат автор опирается на теоретические труды таких представителей феминистской критики как С. Гилберт, С. Гюбар, Э. Сиксу, К. Миллет, Дж. Хоул, Э. Левин, Э. Джейнвей, Э. Шоволтер. Анализ трансформации категории автобиографизма проводится с опорой на исследования Ж. Перро, С. Смит, Дж. Бракстон. В исследовании художественного мира поэзии и прозы С. Плат автор обращается к работам Д. Лихачёва, Ф.П. Фёдорова, В. Г. Зусмана.
Предмет исследования - художественный мир произведений С. Плат конца 1950-начала 60-х годов.
Материалом для исследования стал роман «Под стеклянным колпаком» (The Bell Jar, 1963) и стихотворения С. Плат разных лет, вошедшие в прижизненный поэтический сборник «Колосс и другие стихотворения» (Colossus and Other Poems, 1960), сборники «Ариэль» (Ariel, 1965), «Рассекая воды» (Crossing the Water, 1971), «Зимние деревья» (Winter Trees, 1972), вышедшие после смерти поэтессы. Сборник «Колосс» знаменует начало самостоятельной поэтической карьеры С. Плат, до этого сборника поэтесса печаталась лишь в журналах («Harper's» и «The New Yorker»). Стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны после 1956 года. Многие из них были созданы в 1959 году, до отъезда С. Плат в Англию в 1960 году. Сорок три стихотворения, вошедших в сборник «Ариэль», опубликованный два года спустя после смерти автора, были созданы поэтессой в период с 1960 по 1963 год. Самые известные стихи автора были включены в этот сборник. Именно благодаря произведениям 1960-1963 годов С. Плат вошла в историю американской литературы.
Следует отметить, что при публикации сборник «Ариэль» вышел всё же не в том виде, каким он виделся С. Плат - последовательность стихов отличалась от первоначального плана автора, согласно которому в сборник должно было войти сорок одно произведение. В качестве завершающего стиха С. Плат выбрала «Зимовку» (Wintering), а не «Слова» (Words), что придавало сборнику несколько иной финал. В соответствии с замыслом автора, «Ариэль» должен был заканчиваться следующими строками из «Зимовки», символизирующими возрождение, - «пчёлы летают / они чувствуют весну» (The bees are flying. / They taste the spring). К тому же согласно, списку С. Плат «Ушиб» (Contusion) и «Слова» (Words) вообще не входили в сборник. В книгу «Зимние деревья» (Winter Trees) опубликованную в 1972 году, вошёл ряд стихов, созданных поэтессой в период последних двух лет жизни. Восемь из этих произведений, среди которых такие стихи как «Смелость затворничества» (The Courage of Shutting Up), «Детектив» (The Detective), «Талидомид» (Thalidomide), были отобраны С.Плат для сборника «Ариэль», в который они при издании включены не были.
Все эти произведения С. Плат создаёт в течение последних трёх лет жизни, отмеченных ярким творческим подъёмом и обретением своего поэтического стиля. Принимая во внимание сколь короток по времени творческий путь поэтессы, этот период её творчества трудно назвать завершающим, так как по сути дела он явился первой и последней яркой вспышкой её поэтического таланта, которой предшествовал период ученичества и становления. М. Перлофф отмечает, что, несмотря на интерес ряда критиков к более ранним стихам С. Плат, всё же не следует переоценивать их значимость в контексте её творчества, так как в этих стихах (многие из которых являются подражаниями и стилизациями) поэтесса ещё не нашла свой индивидуальный стиль .[Перлоф,1981:307-308].
Научно-практическая ценность диссертации определяется возможностью использования её концепции и материалов при чтении общих курсов «История зарубежной литературы XX века», «История американской литературы XX века», а также спецкурсов посвященных американской литературе 50-60-х годов и творчеству С. Плат.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, комплексным подходом исследования, а также детальным текстуальным анализом широкого ряда текстов С. Плат.
Апробация работы. Концепция и основные положения диссертации нашли отражение в 7 публикациях, а также в докладах на научных конференциях разного уровня - международных, российских и региональных.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, включающей 212 названий, в том числе 157 на английском языке. Общий объём работы составляет 196 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэзия Ксении Некрасовой: художественная интуиция и лирический пафос2003 год, кандидат филологических наук Бухарова, Ирина Георгиевна
Поэтическое творчество Шу Тин в контексте развития китайской "туманной поэзии": вторая половина 70-х - середина 80-х гг. XX века2011 год, кандидат филологических наук Хайдапова, Марина Бато-Очировна
Лирика Ю.В. Жадовской: Мировидение и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Трушина, Елена Анатольевна
Женщина в лирике К. Д. Бальмонта: Поэтика, образ, миф2003 год, кандидат филологических наук Шитова, Татьяна Петровна
Романтические традиции в американской лирике 1850-80-х годов: Эмили Дикинсон и Эмили Бронте2004 год, кандидат филологических наук Сироштан, Светлана Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Герасимова, Екатерина Константиновна
Заключение
Анализ основных параметров художественного мира С. Плат в динамике их развития, как в поэтических, так и прозаических произведениях автора позволил исследовать тесную взаимосвязь между прозаическими и поэтическими концептуальными образами, рассмотрев их как кросс-жанровые элементы и вписав их в широкий культурный и литературный контекст.
Становление С. Плат как поэтессы и формирование её авторского стиля происходило в эпоху конца 50-начала 60-х годов, когда в американской литературе шёл процесс переоценки официальных дискурсов и их центральной роли в рамках национальной литературы при помощи активного освоения ранее подавляемых маргинальных точек зрения. Период 50-60-х годов отмечен бурным развитием американской поэзии, появлением целого ряда новых поэтических течений, связанных с именами А. Гинсберга, Р. Лоуэлла, Т. Ротке, В. Снодграсс, Дж. Ашбери, Фр. О'Хара, Р. Крили, Р. Блая, М. Странда. А. Рич , А. Секстон, М. Мур, Э. Бишоп. В западном литературоведении С. Плат традиционно причисляется к представителям «исповедальной поэзии» (The Confessional Poetry), отличительными чертами которой являлись установка на автобиографизм, интимная тематика стихов и болезненная рефлексия лирического субъекта, откровенность поэтических описаний табуированных сторон жизни и личного опыта. При ряде сходных черт, исповедальность С.Плат отличается от подходов к этой категории других исповедальных поэтов (В. Снодграсса, Р. Лоуэлла, А. Секстон). С. Плат присуще особое понимание автобиографического факта как «выхода» к некой обобщённости и универсализму. В стихах поэтессы мотив личного переживания вплетён в более сложную драматическую структуру, внутри которой «голос» лирического субъекта принадлежит автору и герою одновременно. В стихах авторское переживание, связанное с каким-либо эпизодом из жизни С. Плат, трансформируется из факта биографического в факт поэтологический.
В основе стихов С. Плат часто заложена модель, согласно которой поэтический текст начинается с автобиографической детали, но затем разворачивается в драматическую конструкцию со сложными образами, апеллирующими не столько к приватному контексту жизни автора, сколько к широчайшему социо- культурному контексту. Лирический голос, звучащий в её стихах «отделяется» от голоса автора и трансформируется в голос персонажа. В центральном для всего творчества поэтессы стихотворении «Леди Лазарь»(Ьас1у Lazarus), на мифологическое основание которого, указывает уже само название, «голос» принадлежит не автору и даже не персонажу, а скорее некой культурной мифологеме, в рамках которой происходит универсализация личного опыта. Поэтесса не стремится изобразить человека в узнаваемом культурном контексте, а использует интимные личностные мотивы как «мостик» к универсальному. Экспрессия стихов поэтессы обусловлена не установкой на поэтическую трактовку автобиографического, не слиянием жизни и поэзии, а глубоким осознанием литературной традиции и мастерским владением поэтическим языком.
Концепт автобиографизма играет очень важную роль в рецепции творчества С. Плат, по сути, определяя основной вектор её развития. Снятие жёсткой оппозиции между фиктивным и истинным, признание неизбежной литературной «сделанности» автобиографии позволяет по-иному решить вопрос относительного «неясности» субъектной организации стихов С. Плат. Анализируя автобиографические моменты в творчестве С. Плат, следует сменить исследовательскую перспективу, сдвинув её с выявления параллелей между фактами жизни и поэтическими текстами, на проблематику авторской идентичности и её воплощения в тексте, так как в поэзии С. Плат мы имеем дело не столько с поэтическим отражением личного опьгга, сколько с порождением определённой культурной модели. Биографический факт у С. Плат изначально подчиняется поэтологически сконструированной, порождённой в стихах идентичности и является её продолжением. Корни автобиографизма и исповедальности творчества С. Плат следует искать не в канве жизненных перипетий и индивидуальном авторском мироощущении, а в более широком культурном и литературном контексте, во многом обусловленном феминистскими идеями.
Концепция «женского» бытия, воплощённая в стихах С. Плат, тесно связана с основными положениями феминизма, получившими широкое распространение на Западе в 1960-70-х годах. Среди «основополагающих» категорий «женского мира», выделяемых феминистской критикой и получивших воплощение в творчестве поэтессы, следует отметить проблему женского безумия и нервного срыва, самоидентификации женщины в патриархальном социуме и культуре. Также следует выделить такие взаимосвязанные понятия как «автобиографизм», «семья», «традиция», «тело и желание», «история», «язык».
Сквозная тема стихов С. Плат - тема мужского подавления женской идентичности, вынужденной покоряться патриархальным законам и нормам, дабы избежать изгнания из «рая» мужской традиции. Эта тема во многом обусловливает особенности символообразования в поэтике С. Плат. В этом отношении весьма показательны такие стихи как «Папа», «Чадра», «Зимовка», «Овца в тумане», «Претендент», «Леди Лазарь», «Вдова». Мотиву женского подчинения у С. Плат часто сопутствует мотив женского освобождения и противостояния. Основной категорией «женского» мира у С. Плат является наличие связанности женского лирического субъекта с окружением посредством исполнения социальных ролей жены, дочери, матери, возлюбленной. Героиня стихов С. Плат принципиально несвободна. Причём освобождаясь от своей «женской» функции, утрачивая свою «женскую» роль, она обращается в ничто. Поэтесса активно использует ключевые образы европейской культуры, наводняя свои поэтические тексты аллюзиями на патриархальные тексты и реальные исторические события. Сплавляя в едином поэтическом пространстве - и тем самым, разрушая привычную систему логических связей - концепты европейской истории, религиозных и философских учений, свои личные наблюдения и ощущения, С. Плат работает с уже «готовыми» образами-концептами европейской культуры, при этом, отделяя их от привычного контекста и пытаясь применить к «женскому миру», тем самым, показывая их однонаправленность и чужеродность женскому началу. На стилистическом уровне это «расчленение» образа и его традиционного смысла достигается путём семантического контраста между многочисленными аллюзиями и принимающим текстом, между «чужими» мужскими мифологемами и «своим» женским текстом, в рамках которого эти мифологемы подвергаются иронической интерпретации.
Яркую, зачастую гротескную экспрессивность символы женского мира в стихах поэтессы получают именно в результате соположения в поэтической ткани слов из таких несовместимых дискурсов как, например, научный (в частности, медицинский), мифологический, исторический, бытовой дискурсы. В результате этого непривычного совмещения возникает эффект алогизма пространства, в котором существует лирический субъект стихов С. Плат. В стихотворениях С. Плат наблюдается устойчивая тенденция к сопряжению различных образных языков, проявляющаяся в соположении буквального, метафорического и мифологического смыслов слов-образов. Таким образом, сам поэтический язык стихов предполагает возможность множественных прочтений. Однако следует иметь в виду, что мы имеем дело не с эмпирико-автобиографическим, условно-поэтическим и мифологическим контекстами, а с их нераздельностью в контексте художественного целого стихов.
Основные мотивы и символы поэтических текстов С. Плат образуются вокруг темы женского одиночества в рамках патриархальной мужской традиции. Отсюда вытекает основной принцип построения авторского образа женского мира, как бесформенного алогичного пространства, наполненного «белизной». Поэтесса берёт из истории и культурной традиции центральные концептуальные образы и выводит их за рамки патриархальной системы, тем самым лишая их привычной логики развития. Создавая образ алогичного мира, в котором вынуждена существовать женщина, «втиснутая» в рамки мужской традиции, С. Плат последовательно стремится выразить идею человеческой неприкаянности в патриархальном мире в системе образов и мотивов, большинство из которых носит траурный оттенок печали и душевной тоски. «Перетекая» из стихотворения в стихотворения, на первый взгляд, «непрозрачные» центральные образы и мотивы обретают устойчивые смыслы, дешифровка которых возможна лишь в контексте целого ряда текстов, то есть на интертекстуальном уровне. Значимо, что центральной объединяющей темой разноплановых ключевых образов и мотивов в поэзии С. Плат оказывается тема смерти как ухода из этого мира и погружения в «ничто». По сути, большинство стихов, созданных С. Плат в 1960-х годах, является беспрестанным поиском новых метафорических «имён» смерти, которая оказывается тем семантическим полюсом, к которому стремится фактически каждый образ поэзии С. Плат.
В романе «Под стеклянным колпаком» С. Плат также активно работает с «готовыми» образами-концептами патриархальной культуры, вплетая их в современный ей контекст, применяя их к «женскому миру», вскрывая их враждебность женскому началу и «переписывая» историю с патриархального языка на язык «женский». Как и в поэтических текстах в романе «Под стеклянным колпаком» наблюдается семантический контраст между «я» и «другим», между «чужими» мужскими мифологемами и «своим» женским текстом, в рамках которого эти мифологемы подвергаются ироническому переосмыслению и пародированию. В прозаической ткани романа это пересечение с традиционными образами патриархальной культуры, которые соединяются в единый «мужской» дискурс произведения, намного менее заметно, чем в поэтических произведениях автора Однако анализ романа в контексте всего творчества поэтессы позволяет увидеть точки пересечения, в которых и происходит напряжённый диалог между современным авторским прозаическим текстом и мифологемами патриархальной культуры.
Основной бьггийный конфликт героини романа с миром строится, прежде всего, как имеющий тендерное основание. Оппозиция мужчина-женщина изображается в романе как принципиальный источник дисгармонии и страданий. Экзистенциальный конфликт в романе «Под стеклянным колпаком», связанный с чувством глубокого отчуждения главной героини романа от окружающей реальности и социума, изображается как чрезвычайно травматичный и болезненный. Выйдя из хронопота «мужской» культуры, героиня оказывается в вакууме, «под стеклянным колпаком», ибо у неё нет ни внешнего культурного пространства, в котором она могла бы реализовать некую иную модель жизни, ни внутреннего духовного опыта, так как её самоидентификация ещё находится в процессе становления. Экзистенциальна, по сути, выделенная выше ключевая оппозиция романа - оппозиция между рационалистическим научным знанием, признаваемым авторитетным в рамках традиционной культуры, и интуитивным видением мира, традиционно считающимся недостоверным способом познания действительности. Экзистенциальный конфликт в романе «Под стеклянным колпаком», демонстрирует тесную связь с феминистской проблематикой и актуализирует вопрос женской идентичности, становящейся в контексте «мужской» культуры.
Говоря об особенностях художественного мира романа «Под стеклянным колпаком» представляется целесообразным рассмотреть роман не как выделяющийся из контекста поэтического творчества автора, а, напротив, как прозаическое произведение обнаруживающее генетические связи со стихотворными текстами поэтессы. Анализ романных образов, как входящих в широкий контекст всего творчества автора, позволил выявить новые смысловые аспекты прозаических образов и мотивов, которые актуализируются только при подобной исследовательской перспективе, преодолевающей границы отдельных текстов. При подобном подходе мы видим, что ключевые образы романа (образы больницы, замкнутого пространства, человека-автомата, бумаги, фотографий умерших людей, метафорические образы темноты и белизны, образы смерти) активно используемые поэтессой в «Под стеклянным колпаком» и в поздних стихах цикла «Ариэль», характерны для художественного мира автора в целом. В прозе и стихах С. Плат вышеописанные образы и мотивы выступают как наджанровые элементы авторского стиля. В романе они функционируют как приёмы «остранения», маркирующие ощущение острой непричастности героини к окружающему миру, а также её ненормальность с точки зрения общественных норм. Банальные вещи кажутся Эстер абсурдными, наделёнными скрытым «страшным» смыслом. Их зловещая семантика во внутреннем хронотопе личности героини оказывается противопоставленной обыденной, тривиальной семантике, которую они приобретают во внешнем хронотопе мира. В стихах же эта бытовая семантика ключевых образов и мотивов значительно ослабляется, во всяком случае, перестаёт восприниматься как противопоставленная субъективному восприятию. На первый план выходит метафоричность. Сквозные образы и мотивы начинают выступать как знаки интенсивного «диалога» между пространством внешнего мира и внутренним пространством лирического «я». Отношения с внешним миром в стихах зачастую скрыты в сложных метафорах. Художественный мир стихотворений раскрывается в динамике отношений, возникающих между ценностными контекстами, связанными в свою очередь с такими составляющими лирического события как поэтическое сознание, лирический субъект, внешний мир вещей, культура, история, язык. Внешний мир вещей, природы, истории, культуры в стихах С. Плат выступает в роли ценностного контекста, по отношению к которому раскрывается онтологическая установка лирического субъекта.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Герасимова, Екатерина Константиновна, 2007 год
1. Ashbety J. The Tennis Court Oath. A Book of Poems. - Middletown, Connecticut, Wesleyan University Press, 1962.
2. Bly R, The teeth-mother naked at last. San Francisco, City Lights Books, 1970.
3. CreeleyR. For Love: Poems 1950-1960.-New York, Macmillan Pub Co., 1980.
4. Dickinson E. Complete poems. Thomas H. Johnson (Ed.) Boston, Little, Brown, 1960.
5. Eliot T. S. Collected poems, 1909-1962. London, Faber and Faber, 1968.
6. Ginsberg A. Howl and Other Poems. San Francisco, City Lights Publishers, 40th Anniv edition, 1996.
7. Lowell R. Life Studies & For the Union Dead. New York, Farrar, Straus and Giroux, 1967.
8. Plath S. Letters Home by Sylvia Plath. Plath A. (Ed.) New York, Harper And Row, 1975.
9. Plath S. The Bell Jar. New York Toronto, Alfred A. Knopf, 1998.
10. Plath S. The Collected Poems. Hughes T. (Ed.). New York, Harper & Row, 1981.
11. Plath S. The Journals of Sylvia Plath. Hughes Т., McCullough, F. (Eds.) N. Y., Ballantyne Books, 1991.
12. Rich A. "The Roofwalker." Poems: Selected and New, 1950-1974. New York: Norton, 1974.
13. Rich A. Diving Into the Wreck: Poems 1971-1972. New York, W. W. Norton & Company; Reissue edition, 1994.
14. Roethke T. The collected poems of Theodore Roethke. New York, Anchor Press, 1975.
15. Sexton A. The complete poems. Boston, Houghton Mifflin, 1981.
16. Snodgrass D. W. Heart's Needle. New York, Knopf, 1959.
17. Аполлинер Г. Гниющий чародей. / Аполлинер. Г. Убиенный поэт. Спб., Азбука-классика, 2005.
18. Де Бовуар С. Прелестные картинки. Азбука-классика, СПб., 2004. с. 202-203.
19. Плат С. Под стеклянным колпаком / Пер. с англ. B.JI. Топорова. СПб.: Амфора, 2000.
20. Плат С. Стихи. Пер. с англ. Василия Бетаки. М.: Захаров, 2000.
21. Рильке Р. М. Избранные стихотворения. М., Эксмо, 2006.
22. Сартр Ж.П. Тошнота. Харьков, Фолио, 1998.
23. Элиот Т. С. Полые люди / Пер. с англ.; сост., предисл. и прим. В. Топорова. СПб., Кристалл, 2000.1. Литература
24. Aird E. "Poem for a Birthday1 to 'Three Women': Development in the Poetry of Sylvia Plath //Critical Quarterly. -1979, Vol. 21, No. 4. P. 63-72.
25. Alexander P. Rough Magic: A biography of Sylvia Plath New York, Viking, 1991.
26. Alvarez A. The Savage God: A Study of Suicide. New York, Random House, 1971.
27. Alvarez A. Where Did It All Go Right?: A Memoir. HarperCollins, 2000.
28. American Women's Autobiography: Feasts of Memory. Culley M. ed. Univ.of Wisconsin Press, 1992.
29. Annas P. J. A Disturbance in Mirrors: The Poetry of Sylvia Plath. New York, Greenwood Press, 1988.
30. Annas P.J. The Self in the World: The Social Context of Sylvia Plath's Late Poems. // Critical Essays on Sylvia Plath. Ed. Linda W. Wagner. Boston, G. K. Hall & Company, 1984. -P. 130-139.
31. Austin J. L. How To Do Things With Words Oxford, Oxford University Press, 1962.
32. Axelord S. G. Sylvia Plath: The Wound and the Cure of Words. Johns Hopkins University Press, 1990.
33. Baker R. Pricks and Chicks: A Plea for Persons // Feminist Philosophies, Kourany J., Sterba J., Tong R. Eds. Englewood cliffs, NJ; London: Prentice Hall, 1992.
34. Baron D. Grammar and Gender New Haven and London, Yale University Press, 1986.
35. Bartky S. "Women, Philosophy and the Body." // APA Newsletter on Feminism and Philosophy. 1989.-P. 78-81.
36. Beake F. Plathetic Fallacies// http://www.dgdclynx.plus.com/lynx/lynx56.html
37. Becker J. Giving Up: The Last Days of Sylvia Plath. St. Martin's Press, 2003.
38. Bennett P. My life, a loaded gun: Dickinson, Plath, Rich, and female creativity. Boston, Beacon Press, 1986.
39. Benstock Sh. Authorizing the autobiographical / The Private Self: Theory and Practice of Women's Autobiographical Writings. Ed. Benstock Shari. Chapel Hill, University of North Carolina Press, 1988.
40. Blosser S. A Poetics on Edge : The Poetry and Prose of Sylvia Plath : A Study of Sylvia Plath's Poetic and Poetological Developments. Peter Lang Publishing, 2001.
41. Bodine A. Androcentrism in Prescriptive Grammar// The Feminist Critique of Language, 2nd edition, Cameron D. Ed. London and New York, Routledge, 1998. - P. 124-138.
42. Bonds S. D. The Separative Self in Sylvia Plath's The Bell Jar // Women's Studies. Vol. 18, No. 1, May. -1990. - P. 49-64.
43. Brain T. The Other Sylvia Plath. Longman Studies in Twentieth-Century Literature.-Longman,2001.
44. Braxton J. M. Black Women Writing Autobiography : A Tradition Within a TraditionPhiladelphia, Temple University Press, 1989.
45. Breslin P. The Psycho-Political Muse: American Poetry since the Fifties. Chicago, University of Chicago Press, 1987.
46. Brewster A. Reading Aboriginal Women's Autobiography.- Sydney University Press. 1996.
47. Britzolakis C. Sylvia Plath and the Theatre of Mourning. Oxford, Clarendon Press, 1999.
48. Brodzki S. Life/Lines: Theorizing Women's Autobiography. Cornell University Press, 1988.
49. Broe M. L. Protean Poetic: The Poetry of Sylvia Plath. Columbia, MO. University of Missouri Press, 1980.
50. Buckner J.P. The remembering self. Unpublished dissertation. Emory University, Atlanta, GA. 2000.
51. Buntzen L. K. Piath's Incarnations: Woman and the Creative Process. Ann Arbor, University of Michigan Press, 1983.
52. Butscher E. Sylvia Plath: Method and Madness. A Biography. New York, 1977.
53. Chesler Ph. Women and Madness. New York, Avon Books, 1973.
54. Cole C., Hill F., Dayley L., Do Masculine Pronouns Used Generically Lead to Thoughts of Men? // Sex Roles. -1983, № 9. P. 737-749.
55. Cross S.E., Madson L. Models of the self: Self-construais and gender // Psychological Bulletin, 1997.-P. 5-37.
56. Dane G. Reading Ophelia's Madness. //Exemplaria. -1998.- № 10. P. 405-423.
57. Davison P. The Fading Smile. Poets in Boston from Robert Lowell to Sylvia Plath. New York, London, W.W. Norton, 1996.
58. De/Colonizing the Subject: Gender and the Politics of Women's Autobiography. Smith S., Watson J., ed. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1992.
59. Diggoiy T. "Armored Women, Naked Men: Dickinson, Whitman, and Their Successors." // Shakespeare's Sisters: Feminist Essays on Women Poets. Ed. Sandra M. Gilbert and Susan Gubar, -1979.
60. Dobbs J.Viciousness in the Kitchen: Sylvia Piath's Domestic Poetry. // Modern Language Studies.-1977.-Vol. 7, No. 2.-P. 11-25.
61. Eakin J. P. How our lives become stories: Making Self. Ithaca: Cornel U.P. 1999.
62. Eakin J. P. Touching the World: Reference in Autobiography. New Jersey. Prinston U.P. 1992.
63. Ehrenreich B., English B. Complaints and Disorder: the Sexual Politics of Sickness. Old Westbuiy, The Feminist Press, 1973.
64. Eliot T.S. Tradition and the individual talent // A Modernist Reader.- London, B.T. Batsford LTD. 1986.-R84-91.
65. Felman S. Women and Madness: The Critical Phallacy // Feminism: an anthology of literary theory and criticism. Robyn R. Warhol, Diane Price Herndl (Eds).- New Brunswick, New Jersey, Rutgers University Press, 1991. P. 6-19.
66. Fienberg N. Jephthah's Daughter: The Parts Ophelia Plays // Old Testament Women in Western Literature. Ed. Raymond-Jean Frontain and Jan Wojcit. Conway, UCA, 1991. - P.-128-143.
67. Foucault M. Surveiller et Punir: Naissance de la Prison. Paris, Gallimard, 1975.
68. Friedan B. The Feminine Mystique. New York, Dell Pub., 1984.
69. Garry M. L. The Woman is Perfected: Her Dead Body Wears the Smile of Accomplishment: Sylvia Plath and Mademoiselle Magazine \\ College Literature. 1992. № 19.2, June.-P. 60-82.
70. Gender, Power, and Communication in Human Relationships. Kalbfleisch P. Ed., -Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1995.
71. Gerbig A., Muller-Wood A. Trapped in language: aspects of ambiguity and intertextuality in selected poetry and prose by Sylvia Plath // Style. 2002. - Vol. 36, Spring. - P. 76-92.
72. Gergen M. Life stories: Pieces of a dream. // Rosenwald G.C., Ochberg R.L., Eds., Storied lives: The cultural politics of self-understanding. New Haven, Yale University Press. 1992. - P. 127-143.
73. Getting a Life: Everyday Uses of Autobiography. Smith S., Watson J., ed. University of Minnesota Press, 1996.
74. Gilbert S. A Fine, White Flying Myth: Confessions of a Plath Addict. Massachusettes Review, Autumn. -1978.
75. Gilbert S., Gubar S., The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination. New Haven, Yale University Press, 1979.
76. Gill J. "My Sweeney, Mr. Eliot": Anne Sexton and the "Impersonal theory of Poetry" // Journal of Modern Literature Fall 2003, Volume 27, Number '/2. - P. 36-56.
77. Good R. "Confessional Poetry: My Eyes Have Seen What My Hand Did." // Fence Magazine. // http://www.fencemag.com/vln2/work/regangood.html
78. Green M. Twain and Whitmen: The Problem of «American» Literarure. // Re-Appraisals: Some Commonsense Readings in American Literature. N.Y., Norton and Co., Inc. 1965.
79. Gubar S. Prosopopoeia and Holocaust Poetry in English: Sylvia Plath and Her Contemporaries.// The Yale Journal of Criticism. 2001. - Vol. 14(1). - P. 206.
80. Gusdorf G., Conditions et limites de autobiografre // Formen der Selbdarstellung. Berlin, 1965.
81. Hamilton I. Literary Estates and the Rise of Biography from Shakespeare to Plath. -Faber & Faber, 1994.
82. Hargrove N. D. The Journey Toward Ariel: Sylvia Plath's Poems of 1956-1959. Lund, Sweden, Lund University Press, 1994.
83. Hayman R. Death and Life of Sylvia Plath. Secaucus, NJ: Carol Pub. Group, 1991.
84. Holbrook D, Sylvia Plath: Poetry and Existence . London, Atlantic Highlands, N.J., Athlone Press, 1988.
85. Hole J., E. Levine, Rebirth of Feminism, 1971.
86. Howlett J. Sylvia Plath's The Bell Jar as Counter-Narrative //Journal of American Studies of Turkey.- 1999. № 10. P. 39-48.
87. Hughes T. On Sylvia Plath//Raritan.-1994.-Vol. 14, No. 2, Fall.-P. 1-10.
88. Ibsen K. Women's Spiritual Autobiography in Colonial Spanish America.- Gainesville, FLU. OfFlorida, 1999.
89. Janeway E. Man's World, Woman's Place, 1971.
90. Jones A.R. On Daddy in The Art of Sylvia Plath: A Symposium. Ed. Newman Ch. Copyright, 1970.
91. Kaplan C. Language and Gender. The Feminist Critique of Language. London and New York, Routledge, 1990.
92. Kendall T. "Conceiving a Face: Plath's Identities". Sylvia Plath: A Critical Study. London, Faber and Faber, 2001.
93. Kinsey-Clinton M., The Willing Domesticity of Sylvia Plath: A Rebuttal of the "Feminist" Label. May 27,1997//www.sapphireblue.com
94. Kroll J. Chapters in a Mythology: The Poetry of Sylvia Plath. New York, Harper & Row, 1976.
95. Kyle B. Sylvia Plath, a Dramatic Portrait. HarperCollins, 1977.
96. Lant K. M. The big strip tease: female bodies and male power in the poetry of Sylvia Plath. // Contemporary Literature -1993. Vol. 34.4.Winter. - P. 211.
97. Lee A. L. Voices of Feminism and Schizophrenia in Plath's Poetry // Applied semiotics. A Learned Journal of Literary Research. Michelucci P.G., Marteinson P. G., Ed. University of Toronto. 2004. -№ 14. -P.29-41.
98. Lehrer S. The Dialectics of Art and Life : A Portrait of Sylvia Plath. Edwin Mellen Press, 1985.
99. Lindberg-Seyersted B. Sylvia Plath's Psychic Landscape // English Studies. 1990. -Vol.71, No.6, December. - P.509-522.
100. MacKinnon C. Toward a Feminist Theory of the State. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1999.
101. Malcolm J. The Silent Woman. Sylvia Plath and Ted Hughes. London, Picador, 1994.
102. Marchand R. Advertising the American Dream: Making Way for Modernity, 1920-1940. -Berkeley, University of California Press, 1985.
103. Markey J. Journey Into The Red Eye: The Poetry of Sylvia Plath A Critique. Interlink Publishing Group, 1994.
104. Materer T. Sylvia Plath: Occultism as Source and Symptom / Materer T. Modernist Alchemy: Poetry and the Occult. Ithaca, Cornell University Press, 1995.
105. Mazzenti R. "Plath in Italy" // Critical Essays on Sylvia Plath. Linda W. Wagner (Ed.) -Boston, G. K. Hall & Company, 1984. P. 193 - 204.
106. Michie H. Not One of the Family: The Repression of the Other Woman in Feminist Theoiy// Discontented Discourses: Feminism, Textual Intervention Psychoanalysis. Ed., Marleen S. Barr and Richard Feldstein. Champaign, University of Illinois Press, 1989.
107. Middlebrook D. Her Husband: Hughes and Plath, Portrait of a Marriage. New York, Viking Press, 2003.
108. Millet! K. Sexual Politics Garden City, N.Y.: Doubleday, 1970.
109. Mills S. Feminist Stylistics. London and New York, Routledge, 1995.
110. Mothering: Essays in Feminist Theoiy. New Feminist Perspectives. Ed. Joyce Trebilcot. -Rowman & Littlefield Pub Inc., 1983.
111. Mothering: Ideology, Experience, and Agency. Glenn E., Change G., Forcey L. Ed. New York, Routledge, 1995.
112. Narbeshuber L. The Poetics of Torture: The Spectacle of Sylvia Plath's Poetry // Canadian Review of American Studies 2004. - Vol. 34, Number 2. - P. 185-203.
113. Newman Ch. H. The art of Sylvia Plath, a symposium. Ed. Newman Ch. Bloomington, Indiana University Press, 1971.
114. Nicki A. the Abused Mind: feminist Theory, Psychiatric Disability and Trauma.// Hypatia -2001.-Vol. 16(4).-P.81-93.
115. Oates J. C. The Death Throes of Romanticism: The Poetry of Sylvia Plath // Oates J. C. New Heaven, New Earth: The Visionary Experience in Literature. New York, Vanguard, 1974.
116. Ortner Sh. Is Female to Male as Nature is to Culture? // Anthropological Theoiy. reprint in Anthropological Theory. John McGee and Richard Worms, eds. CA, Mayfield Publishing Company. 1974. - P. 402-413.
117. Pascal P. Design and Truth in Autobiography. Cambridge U.P. 1960.
118. Peel R. Writing Back: Sylvia Plath and Cold War Politics. Fairleigh Dickinson University Press, 2002.
119. PerlofFM. "Beyond The Bell Jar: Women Poets in Transition." // South Carolina Review. -1979. №11(2).-P. 4-16.
120. PerlofFM. Poetic License: Essay on Modernist and Postmodernist Lyric. -1990.
121. Perloff M. Sylvia Plath's 'Collected Poems': A Review-Essay // Resources for American Literary Study. -1981. Vol. XI, No. 2, Autumn. - P. 307-08.
122. Perreault J. Writing Selves: Contemporary Feminist Autography. University of Minnesota Press, 1995.- 124. Phillips R. The Dark Tunnel: A Reading of Sylvia Plath.// Modem Poetiy Studies -1972. -Vol. 3.2.
123. Pollitt K. A Note of Triumph (The Collected Poems) // Critical Essays on Sylvia Plath. Ed. Linda W. Wagner. Boston, G. K. Hall & Company, 1984. - P.67 - 72.
124. Representations of Motherhood. Bassin D., Honey M., Kaplan M. New Haven, Yale University Press, 1994.
125. Rexroth K. The Alterlative Society. Essays from the Other World. New York, Herder and Herder, 1970.
126. Rich A. C. Of Woman Bom: Motherhood As Experience and Institution. W. W. Norton & Company; Norton Pbk. 1995.
127. Robertson N. To Sylvia Plath's Mother, New Play Contains 'Words of Love'. / The New York Times. -1979. October 9.
128. Roczak T J., The Making of a Counter Culture. London, Faber and Faber, 1970.
129. Rose J. The Haunting of Sylvia Plath .Convergences. Cambridge, MA, Harvard University Press 1992.
130. Rosenblatt J. Sylvia Plath: The Poetry of Initiation. Chapel Hill, University of North Carolina Press, 1979.
131. Rosenthal M. L. Review. The New York Times Book Review, 1963.
132. Rosenthal M.L. The Modern Poets: A Critical Introduction. Oxford University Press, 1960.
133. Rosenwald G.C. Ochberg RL. Introduction: Life stories, cultural politics, and self-understanding. // Rosenwald G.C., Ochberg R.L. Eds., Storied lives: The cultural politics of self-understanding. New Haven, Yale University Press. 1992. - P. 1- 9.
134. Ruddick S. Maternal Thinking: Toward a Politics of Peace.- Beacon Press, Reprint edition, 1995.
135. Showalter E. The Female Malady: Women, Madness, and English Culture, 1830- 1980. -New York, Pantheon Books, 1985.
136. Showalter E. The Female Tradition / A Literature of their Own.- Priceton, Prinston University Press, 1977.
137. Simpson L. A Revolution in Taste. New York, Macmillan, 1978.
138. Smith S. A Poetics of Women's Autobiography: Marginality and the Fictions of Self-Representation. Bloomington, Indiana University Press, 1987.
139. Smith S. Attitudes Counterfeiting Life: The Irony of Artifice in Sylvia Plath's The Bell Jar. // Sylvia Plath, Harold Bloom, ed. New York, 1989.
140. Smith S. Subjectivity, Identity, and the Body: Women's Autobiographical Practices in the Twentieth Century. Bloomington, Indiana University Press, 1993.
141. Steiner N. H. A Closer Look at Ariel: A Memory of Sylvia Plath. New York, Harper's Magazine Press, 1973.
142. Stevenson A. Bitter Fame. A life of Sylvia Plath. Boston, Houghton Mifflin Co. 1989.
143. Strangeways A. Sylvia Plath: The Shaping of Shadows. New Jersey, Farleigh Dickinson University Press, 1998.
144. Sugars C. Sylvia Plath as Fantasy Space; Or, The Return of the Living Dead, in Literature and Psychology // Literature and Psychology. -1999. Vol. 45, Issue 3. - P. 1- 28.
145. Swerdlow A. Women Strike for Peace: Traditional Motherhood and Radical Politics in the 1960s. Women in Culture and Society Series. University Of Chicago Press, 1993.
146. Sylvia Plath: New views on the poetiy. Lane G. Ed. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1979.
147. The Poetiy of Sylvia Plath . Columbia Critical Guides. Brennan C., Tredell N. (Eds). -Columbia University Press, 2001.
148. The Tradition of Women's Autobiography: from antiquity to the present: Sappho, Agrippina, Kempe, Bradstreet, Stanton,Goldman, Stein, Hellman, Millett, Angelou, & more. Jelinek E. C. ed. Boston, Twayne, 1986.
149. Twitchell J. B. Twenty Ads that Shook the World: The Century's Most Groundbreaking Advertising and How It Changed Us All. New York, Crown. 2000.
150. Uroff M. D. Sylvia Plath and Ted Hughes. Urbana, University of Illinois Press, 1979.
151. Ussher J. Women's Madness: Misogyny or Mental Illness? New York, Harvester Wheatsheaf, 1991.
152. Van Dyne S.R. Revising Life: Sylvia Plath's Ariel Poems. Gender & American Culture. -Chapel Hill, University of North Carolina Press, 1993.
153. Vendler H. The Given and the Made: Strategies of Poetic Redefinition. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1995.
154. Wagner L. W. Plath's The Bell Jar as Female "Bildungsroman', Women's Studies. // An Interdisciplinary Journal. -1986. Vol. 12, No. 1-6. - P. 55- 68.
155. Wagner-Martin L. Sylvia Plath : A Biography. New York, Simon and Schuster, Inc., 1987.
156. Wagner-Martin L. The Oxford Companion to Women's Writing in the United States. Cathy N. Davidson and Linda Wagner-Martin (Eds). New York, Oxford University Press, 1995.
157. Women and Autobiography. Brownley M. W., Kimmich А. В., ed. Scholarly Resources,1999.
158. Women Writing Culture. Behar R., ed. University of California Press 1995.
159. Women, Autobiography, Theoiy: A Reader. Smith S., Watson J., ed. University of Wisconsin Press, 1998.
160. Women's Autobiography: Essays in Criticism. Jellinek E.C., ed. Indiana University Press, 1980.
161. Yezzi D. Confessional poetry & the artifice of honesty // The New Criterion. 1998.- Vol. 16, No. 10, June.
162. Анненский И. Бальмонт-лирик // Книга отражений. М., 1979.
163. Барт Р. Мифологии. М., 2004.
164. Бахтин М. М. Дополения и изменения к «Рабле» / Собрание сочинений. Т. 5. -Москва. Русские словари, 1997.
165. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.,2000.
166. Большее А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. СПб., 2002.
167. Бочаров С.Г. «Обречен борьбе верховной». Лирический мир Баратынского // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., Сов. Россия, 1985. - С.69-123;
168. Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М., 2004.
169. Бронская Л .И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века. М.,2002.
170. Бенедиктова Т. «Республика писем»: институт литературы и реалии нового света // Новое литературное обозрение.- 2002, № 57.
171. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы, Интерпретации, Характеристики. -СПб., 2001.
172. Гаспаров М.Л. Художественный мир М. Кузьмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Гаспаров МЛ. Избранные статьи М., 1995.
173. Гачев Г.Д. Космос Достоевского // Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. Писатель, 1988.-С.379-396.
174. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. Спб., 2005.
175. Жеребкина ИЛ. "Прочти мое желание." Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.
176. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе 3. И. Система «литература» и методы её изучения. Н. Новгород, НГЛУ им НАДобролюбова, 1998.
177. Ишханова Е.А., Семейн Л.Ю. Образ воды в поэзии С.Плат// Вопросы филологии. Межвузовский тематический сборник.- 0мск,2002г, №4 с. 157-166.180. • Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.
178. Лосев А. Ф. Теория художественного стиля // Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля
179. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. -СПб., Искусство-СПБ, 1996.
180. Лотман Ю.М. Сон семиотическое окно // Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2001.
181. Львова И.В. Достоевский и С.Плат. Традиции Ф.М. Достоевского в автобиографическом романе С.Плат "Под стеклянным колпаком" Достоевский и мировая культура.-СПб,2003г, №18,с. 134-142.
182. Медарич М. Автобиография/автобиографизм // Автоинтерпритация. Сб. статей. — СПб.,1998.
183. Михайлова М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1996 №4. -С.150-158.
184. Михайлова М. Лица и маски русской женской культуры Серебряного века // Тендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й междун. летней школы по тендерным исследованиям. -Харьков, 1998.-С.117-132.
185. Михайлова М. Эротика в прозе русских писательниц Серебряного века // Феминистская теория и практика. Восток-Запад.-СПб.,1996. С.252-262.
186. Николаева Е.А. "Творческая ДНК" женской ментальности.К вопросу о типологии женской литературы\Феникс:Ежегодник кафедры культурологии.-Саранск, 2004г.с.51-55.
187. Николина H.A. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. — М.: Флинта; Наука, 2002.
188. Оломская Н.И. Социальные особенности описания автором личного опыта (на материале произведений современной американской конфессиональной поэзии Э.Сэкстон и С.Плат)// Сфера языка и прагматика речевого общения.- Краснодар, 2003г.Кн.3.с.93-97.
189. Ровенская Т. Новая амазонка в интерьере женской прозы //Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. Май 2000.- Минск, 2000.- С.32.
190. Ровенская Т."Виновата ли я.?" или феномен тендерной вины ( на материале женской прозы 80-х начала 90-х годов) // Тендерные исследования. - №3 (2/1999): ХЦГИ. -М., 1999.-С.214-224.
191. Cixous Н. The laugh of the Medusa // Sign. -1975,1:4. P. 875-893.
192. Савина J1.H. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века (JI.H. Толстой. "Детство", С.Т. Аксаков. "Детские годы Багрова-внука", Н.Т. Гарин-Михайловский. "Детство Темы"). Волгоград, 2002.
193. Савкина И. До и после бала: история молодой девушки в "мужской литературе" 30 -40-х годов 19-го века // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. - С.287-300.
194. Савкина И. Образы тетушки и приживалки в аспекте "тендерной поэтики" (на материале прозы Марии Жуковой и Елены Тан) // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1997.- №5. С.41-46.
195. Савкина И."Чужое мое сокровище": женские мемуары как автобиография ("Воспоминания" С.В.Капнисг - Скалон) // Тендерные исследования, № 2/1/ 1999: Харьковский центр тендерных иссле-дований. -М.,1999.- С.178-208.
196. Сорокина Н. Sylvia Plath:a female еэсарееУАмериканские исследования. Ежегодник, 2001.-Минск, с.422-425.
197. Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. Учебное пособие. -М., 2001.
198. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С. Н. Теория литературы. Т. 1. М., 2004.
199. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 2003.
200. Трофимова Е.И. Проблема "женственности" в трилогии о Мимочке В.Микулич // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1997 №5. - С.47-53.
201. Трофимова Е.И. Феминизм и женская литература в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96".-М.: МЦШ, 1997.-С.47-51.
202. Трофимова Е.И. Русский постмодернизм: аксиология поэзии Нины Искренко // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1996.- №4. С.68-74.
203. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время Рига, 1988.
204. Чудаков А.П. Мир Чехова. М.: Сов. Писатель, 1986.
205. Шаталов С.Е. Характерология элегий и баллад Жуковского (к вопросу о единстве художественного мира поэта) // Жуковский и литература конца XVIII XIX века. - М., 1988.-С.48-69.
206. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983.
207. Словари и справочная литература
208. Мифология. БЭС. Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1998.
209. Современный словарь-справочник по литературе. М., 2000.
210. Энциклопедия искусства XX века. Автор-составитель Краснова О.Б. М., Олма-пресс, 2002.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.