Художественный мир Климента Александрийского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Аристова, Дарья Леонидовна

  • Аристова, Дарья Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 147
Аристова, Дарья Леонидовна. Художественный мир Климента Александрийского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2001. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Аристова, Дарья Леонидовна

Вступление.

1) Актуальность выбранной темы.—

2) Обзор научной литературы.

3) Источники.

4) Структура и методы исследования.

Первая

глава: Становление художественного мира Климента Александрийского в контексте эпохи.

1) Биографические сведения.

2) Учителя Климента.

3) Александрийское Огласительное Училище.

4) О священстве Климента Александрийского.

5) Проповедническая деяте.1Iыгость.—

6) Философия и экзегетика.---------;

7) Климент Александрийский в ряду своих современников.

8) Последователи.

9) Круг чтения Климента Александрийского.

Вторая

глава: Художественный мир Климента Александрийского как синтез языческого и христианского мировоззрения.

1) «Протрептик» - произведение, наиболее полно раскрывающее художественный мир Климента Александрийского.

2) Художественный мир и его составляющие.

3) Жанровая принадлежность «Протрептика».

4) Художественные черты «Протрептика».

5) Стиль, риторические приёмы.

6) Образ автора в сочетании языческих и христианских элементов «Протрептика».—

7) Предполагаемый адресат.

8) Художественное время и художественное пространство.

9) Композиция и краткое содержание глав «Протрептика»

10) Анализ с точки зрения расшифровки транстекстуального кода (мифопоэтический контекст «Протрептика»).

Третья

глава: Некоторые замечания относительно особенных черт учения Климента Александрийского, причин, лежащих в их основе, а также его новаторство в догматическом и художественном плане.

1) Философия.-------------------------------------------------------------------------—

A) Что нового Климент Александрийский привнёс в учение о Логосе.---—ИЗ

Б) В чём причины влияния идей Филона Александрийского на учение Климента.

B) В чём причина приверженности Климента аллегорическому методу экзегезы.

2) В чём причины эзотеризма учения Климента Александрийского.

3) Новаторство Климента Александрийского в проповеднической деятельности.

4) Новаторство Климента в жанровом отношении.

5) Новаторство Климента Александрийского в создании художественного мира.

6) Отношение Климента к праздникам языческим и христианским в рамках его художественного мира.

7) Почему Климент Александрийский всё же до конца не был принят Церковью.

8) В чём уникальность деятельности Климента Александрийского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир Климента Александрийского»

1) Актуальность выбранной темы.

Последнее время отмечается повышенный интерес исследователей (в основном историков, философов и богословов) к эпохе II-III вв. Александрии Египетской. A.B. Цыб объясняет этот интерес сходством того времени с современной российской действительностью, подразумевая под этим «идеологическую» и «метафизическую» смену ценностей, происходящую сейчас и аналогичную смене ценностей в Александрии II-III вв.1 Практически у истоков христианской проповеди стоял Климент Александрийский2, при его непосредственном участии происходило формирование основных христианских догм. Трудно переоценить его заслуги в области философского осмысления христианских идей. В последние годы интерес к этому автору заметно возрос, в частности, в церковной среде. В 1996 году был переиздан «Педагог» в старом переводе H.H. Корсунского, исправленном и отредактированном священником Георгием Чистяковым. Вступительная статья написана также священником -прот. Иоанном Свиридовым. В 1998 году был опубликован новый перевод «Протрептика», в работе над которым мы также принимали участие, выполненный А.Ю. Братухиным (книга вышла в издательстве Христианского гуманитарного института, вступительная статья А.Ю. Братухина). В 1994 году вышла книга Л.П. Карсавина «Святые отцы и учители церкви», 5-й раздел которой посвящен Клименту Александрийскому и христианскому гнозису. В этом же году был опубликован перевод на русский язык книги А. Аммана «Путь Отцов. Краткое введение в патристику», где также есть глава, посвященная Клименту Александрийскому.

1 Цыб A.B. Античная философия в Александрийской экзегетике П-Ш веков н.э. (Автореферат кандидатской диссертации) - СПб. 1999 - с. 3

2 Барсов Н. История первобытной христианской проповеди. - СПб. 1885 - с. 6

Творчество Климента продолжает также интересовать философов и историков философии. Самыми основными работами за последнее время в этой области, пожалуй, были две книги Р.В. Светлова: «Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика» (СПб. 1996) и «Гносис и экзегетика» (СПб. 1998), где Клименту отводится не последнее место; четыре статьи A.B. Цыба: «Языческая мудрость в свете очень мягкой критики Климента, учителя христианской Церкви».//Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы (материалы конференций и семинаров молодых учёных сентябрь 1994 - апрель 1995 гг.) СПб. 1995, «Удивляющийся бог Тхаумас» и «императивный» гносис Климента, устрашающий долгом. (Материалы III-й историко-философской конференции 11 мая 1995 г.) СПб, 1995, «Античная философия в александрийской экзегетике II-III веков н.э.//Универсум Платоновской мысли: рационализм или философская религия? Эпистемология Платона (Материалы IV-й Платоновской конференции 14 мая 1996 г. и историко-философского семинара 29 марта - 2 апреля 1997 г.) СПб., 1997, «Учение Климента Александрийского о Логосе и традиция античной логософии.//Универсум Платоновской мысли: Вопросы познания. Процедуры правильного мышления. Докса и ноэсис. (Материалы V-й Платоновской конференции 26-29 мая 1997 г.). СПб., 1997 и его диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук «Античная философия в Александрийской экзегетике II-III веков н.э.».

Но за последние годы не вышло ни одной публикации филологического исследования творчества Климента Александрийского и ни одной работы по «Протрептику» (если не считать вступительной статьи А.Ю. Братухина к переводу «Увещевания к язычникам»). Эта область по-прежнему остаётся мало изученной. Как одну из особенностей изучения творчества этого автора следует отметить специфичность переводов его трудов. Переводы, которыми мы располагаем, выполнены в соответствии с традициями более поздних веков3. Эти переводы ориентируют читателя на рассмотрение произведений

Климента только с точки зрения христианского учения и философии, оставляя за гранью рассмотрения филологические особенности его трудов. Художественные черты произведений Климента вообще довольно мало интересовали исследователей. Филологи-классики, преимущественно использовали его книги как цитатник из языческих авторов или извлекали из них информацию о языческих верованиях. Конечно, на первый взгляд, произведения Климента не сражают читателя красотой стиля, необыкновенной пышностью и сложностью периодов или, напротив, строгостью и лаконичностью синтаксиса, увлекательным сюжетом. Не подкупают они также бросающейся в глаза оригинальностью. В этом смысле произведения Климента напоминают византийскую литературу, с её обязательными ссылками на авторитетные источники. Но, при более подробном рассмотрении становятся очевидными художественные достоинства его произведений, безусловно, заслуживающие более подробного изучения с точки зрения классической филологии.

Таким образом, предложенная работа представляет собой первый всесторонний анализ «Протрептика»4 с целью воссоздать как можно более полную картину художественного мира его автора, проявившегося в этом произведении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Аристова, Дарья Леонидовна

3) Выводы к третьей главе.

Климент Александрийский внёс большой вклад в развитие христианской философии, в частности, в учение о Логосе. Используя опыт и категории античной философии, он разрабатывает учение о Христе в свойственной ему аллегорической манере. Видимо, большое влияние в этом аспекте его деятельности на него оказало учение Филона Александрийского, который, в своё время, пытался связать иудаизм с греческой философией. При этом обоим, и Филону и Клименту, был свойственен эклектизм различных философских учений.

Аллегорический метод, приверженцем которого был Климент, был для него, в некоторой степени, одним из следствий перехода от язычества к христианству и, вместе с тем, своеобразным связующим звеном между идеями античной философии Платона и стоиков и христианским учением. Несомненным влиянием язычества (в основном, философии и, возможно, мистерий) можно считать также черты эзотеризма, свойственные учению Климента.

Новаторство Климента Александрийского проявилось в большой степени в жанровом отношении, так как его можно назвать практически родоначальником жанра христианского проповеднического «Слова». Некоторые черты и идеи его «Протрептика» впоследствии получили развитие в произведениях поздних христианских авторов, другие остались невостребованными христианским миром, что, тем не менее, не снижает их ценности. Безусловное новаторство Климента сказалось в создании уникального, для того времени хронотопа в «Протрептике» и мифопоэтического контекста этого произведения. Все черты его художественного мира нашли отражение в отношении проповедника к праздникам - этим важнейшим элементам человеческого социума.

Уникальность деятельности Климента проявилась в комбинации языческих и христианских черт, находящихся в его творчестве в гармонии и подчинённых единой идее в духе христианского учения. Однако, благодаря некоторым идеям, унаследованным Климентом у античного мира, он не получил окончательного признания Церкви.

Заключение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Аристова, Дарья Леонидовна, 2001 год

1. Aelianus С., Varia historia./Ed. Mervin R. Dilts; Teubner. Leipzig, 1974. - S. xx/200.

2. Aeschile, Opera/Texte établi et traduit par P. Mazon. Paris, 1993. - P. x/307.

3. Apollodorus Atheniensis, Chronica. Berlin, 1902. - P. 8/416.

4. Aratus Solensis, Arati Phenomena. Paris, 1956. - P. XXVI/199.

5. Aristoteles, The works of Aristotele. Chicago, 1994-1996. - Vol. 1. - P. VII/726, Vol. 2.-P. 3/699.

6. Aristoteles, Перг 7ioir|iiKriç./Mit Einleitung von A. Gudeman. Berlin; Leipzig.,1934.-S. 6/238.

7. Arnobii adversus rationes libri VII/Recensuit et commentario critico instruxit Augustus Reifferscheid. Vindobonae, 1875. - P. XVIII/352.

8. Atheneius, Dipnosophistarum Libri XV./Rec. G. Kaibel. Lipsiae; Berolini, 19231925.

9. Aulus Gellius Noctium atticarum libri XX./Rec. C. Hpsius. Stuttgardiae, 1959. -Vol. 1-2.

10. Callimachus, Aetia, Iambi, Lyric poems, Hecale and other fragments/Text, transi, and notes by C.A. Trypanis. Cambridge, Massachusets. London, 1975. - P. XXXII/363.

11. Clemens Alexandrinus, Opera. Berlin; Leipzig, 1909-1972. - Bd. 1-4.

12. Clemens Alexandrinus, Werke, Bd. I Protrepticus und paedagogus/Hrsg. V. Otto Stählin. Leipzig, 1905. - P. ХСШ/365.

13. Clemens Alexandrinus, Stromata/Hrsg. V. Otto Stählin. Leipzig, 1906 - Bd. 1-4.

14. Demosthenes/Hrsg. von Ulrich Schindel. Darmstadt, 1987. - P. VI/474.

15. Diogenes Laertius, Vitae philosophorum/Rec. H.S. Long. Oxonii, 1964. - Vol. 1-2.

16. Dion Chrysostomos, Breve, Helmut/Dion. Mainz, 1956. - P. 245.

17. Dionysius Halicarnassensis, The critical essayes/With an Engl, transi, by Stephen Usher. Cambridge, Massachusets. London, 1974. - P. XXXV1/641.

18. Dionysius Trax. Scholia in Dionysii Thracis Artem grammaticam./Rec. A. Hilgard; Teubner. Leipzig, 1901. - P. LI/652.

19. Epiphanius, Ancoratus und Panarion/Hrsg. Im Auftrage bder Kirchenväter-Commission der Preussischen Akademie der Wissen Schäften. Von D. Dr. Karl Holl. Bd. 2-3. Leipzig, 1922-1923. - Bd. 2 Panarion haer. 34-64. - P. 524.

20. Euripides, Oeuvres/Texte établi et trad. Par Lois Méridier. Paris, 1989-1993. -T. 1-6.

21. Eusebii Pampilii Ecclesiastica historia Graece et Latine/Moguntiae Christian Gerlach & Simon Beckensten, 1872. P. 1064.

22. G. Nazianzeni carmen II, 2 PG 37, col. 1455A.

23. Herodote, Histories/Texte établi et trad. Par Ph.-E.-Legrand. Paris, 1995. - T. 1.

24. Hesiodus, Theogonie/Texte établi et traduit par Paul Mazon. Paris, 1928. - P.1. XXX/158.

25. Hesiodus, Carmina. -Lipsiae, 1878. P. XCVIII/444.

26. Hieronymi presbyteri Opera. Turnholti, 1963. - liber XI, P. 10/ 36/428.

27. Homère, Iliade/Texte établi et trad, par P. Maxon avec la collab. de P. Chantraine et al. Paris, 1987-1994. - T. 1-4.

28. Homère, L'Odyssée: "Poésie homérique'VTexte établi et trad, par V. Bérard. 2 éd.- Paris, 1976. -P. XXVII/315.

29. Horatius, Opera/Ed. D.R. Shackleton Bailey. Editio altera. Stutgardiae in aedibus Teubneri, 1991. P. 347.

30. Irenaues, Adversus haeresium/Patrologia Graeca. 1857. - Vol. 7.

31. Josephi Flavii Opera quae extant. Quae graecolatina ed.

32. Graecorum palatinae bibliothecae manuscriptorum codicum collatione castigatior facta est. Cum indice locupletissimo. Genevae, 1634. - P. 1102.

33. Lucianus, Opera/Rec. M.D. Macleod. Oxonii, 1987. - T. IV - P. 375.

34. Lucius Apuleus, Opera. Paris, 1976. - P. xx/374.

35. MAurelius Pensées/Texte établi et trad, par A.I. Trannoy. Pref. d'Aime Puech. -Paris, 1925.-P. 350.

36. M. Fabii Quintiliani institutionis oratoriae./Ed. Radermahcer. 1959. - Libri XII.

37. M.J. Justinus, . Historiarum exPompeio Trogo lib. XLIIII Amsterdami, 1638.- P. 192.

38. M.T. Cicero, De divinatione./Ed. Remo Giomini; Teubner. Leipzig, 1975. - S. 386.

39. Nuoicpopoi) KaXXioiOD xoü ^av0o7coi> 'EKKÀ,r|oiàoTiKr|ç loxopiaç/ Bibliothecae cleri universae, 1865. I. 1053-1058.

40. Nikander/Corpus poetarum graecorum, uno volumne absolutum/Ed. Weber E. -1878.-P. 113-167.

41. Novum Testamentum graece et latine / Curavit Eberhard Nestle. Stuttgart, 1930.-P. 162.

42. Pausaniae Graeciae descriptio/Ed. Maria Helena Rocha-Pereira. -Leipzig, Teubner, 1973. P. 358.

43. Photius, Bibliotheque, Paris, 1960. - T. 2 - P. 84-185.

44. Pindari carmina cum fragmentis/Edidit Bruno Snell. Lipsiae, 1953. -P. VIII/375.

45. Plato, Oeuvres coplétes/Platon. Paris, 1975-1976. - TT. 12.

46. Plutarchus, Vitae parallelae./Rec. CI. Lindskog et K. Ziegler; eubner. Leipzig, 1969. - Vol. III.

47. Q. S. Tertuliani Opera omnia/Edidit F. Oehler, 1855. P. 976.

48. SChr.; T. 2: Protreptique; T. 30, 38: Stromate I-II; T.70, 108: Le Pedagogue I-II.

49. L. Annaei Senecae Ad Lucilium epistulae morales/Achilles Beltrami recensuit. -Romae, 1931.-Vol. 1-2.

50. Strabonis Geographica in 17 Büchern/Text, Übers.u. erl. Anm. von Wolfgang Aly. Bonn, 1957.-P. 518.

51. Xenophon, Erinnerungen an Sokrates/Aus dem Griech. Übers., Nachw. Und Anm. von Johannes Irmscher. Leipzig, 1973. -P. 192.1. Переводы.

52. Авл Геллий, Аттические ночи//Избранные книги/Пер. Б. Тритенко. Томск, 1993.-285 с.

53. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1983. -1371 с.

54. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М. 1979.-571 с.

55. Дионисий Галикарнасский, О соединении слов//Античные риторики/Пер. под ред. A.A. Тахо-Годи. М. 1978 - 317 с.

56. Климент Александрийский, Педагог/Пер. с греч. H.H. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. Вступительная статья прот. Иоанна Свиридова. М. 1996.-28/290 с.

57. Климент Александрийский, Строматы, творение учителя Церкви Климента Александрийского / С первонач. текста пер. с примеч. Н. Корсунского. -Ярославль, 1892.-425 с.

58. Климент Александрийский, Увещевание к Язычникам /Пер. с др. греч., предисловие, коммент. А.Ю. Братухина под научн. ред. проф. А.И. Зайцева. СПб. 1998. - 13/206 с.

59. Платон, Федон, Пир, Федр. СПб., 1997. - 256 с.1. Научная литература

60. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. - 326 с.

61. Амман, А. Путь Отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994. - 239 с.

62. Аристова Д.Л. Климент Александрийский: становление мыслителя в диалоге язычества и христианства//Пушкинские чтения. Сборник тезисов межвузовской конференции 6 июня 1996 г. СПб., 1996. - с. 5-7.

63. Аристова Д.Л. Осмысление языческих праздников в произведении Климента Александрийского «Увещевание к язычникам»//Пушкинские чтения 97. Тезисы межвузовской конференции 6 июня 1997 г. - СПб., 1997.-с. 15-19.

64. Аристова Д.Л. Языческие и христианские праздники в произведениях Климента Александрийского «Протрептик» и «Педагог»//Праздник в русской культуре, фольклоре и литературе. Сборник статей Пушкинских чтений 97. - СПб., 1998. - с. 6-16.

65. Аристова Д.Л. Климент Александрийский в ряду своих современников//Пушкинские чтения 99. Материалы юбилейной межвузовской конференции, посвященной 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина. - СПб., 1999. - с. 74-80.

66. Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1885. -УП1/371/28 с.

67. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. 502 с.

68. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1954. - Т. 4.

69. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. - Т. 1, 234/21 е.; Т. 2, ХУШ/474/ХУП с.

70. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. - 296 с.

71. Бычков В.В. АезШейса Ра1хит. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995. - 593 с.

72. II Ватиканский Собор/Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992.-573 с.

73. Валери П. Об искусстве/Пер. с франц. М., 1976. - 622 с.

74. Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1998.-538 с.

75. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. -М., 1997. 174 с.

76. Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже эпох: «Исповедь» Августина//Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. -М., 1989. с. 229-276.

77. Донини А. У истоков христианства. М., 1979. - 342 с.

78. Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994. - 176 с.

79. Катанский А. Учение о Благодати Божией в творениях древних св. Отцов и учителей Церкви до блаженного Августина/Историко-догматическое исследование А. Катанского. СПб., 1902. - с. 103-112.

80. Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания Евангелистов. -М., 1990. -480 с.

81. Леонардов Д. Теория боговдохновенности Библии в Александрийской школе: Теория Климента Александрийского//Вера и разум. Харьков, 1906. -Т. 1, ч. 1. С. 17-30; 70-94; 132-150.

82. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957. -62/519 с.

83. Ливанов, И. О Клименте Александрийском // «Православное обозрение», январь, 1867.-М., 1867. № 3.-е. 342-364; № 9. - с. 97-123

84. Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мёртвого моря. Минск, 1967. - 320 с.

85. Лихачёв Д.С. Внутренний мир литературного произведения//Вопросы литературы, 1968 № 8 с. 74-96

86. Лихачёв Д.С. Заметки и наблюдения//Из записных книжек разных лет. М. 1989. - 605/2 с.

87. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итог тысячелетнего развития. В 2-х кн.-М., 1992.-Кн. 2.

88. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте.//Учёные записки Тартовского университета Тарту, 1986. - Вып. 683.

89. Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим./ЛГворения святых Отцов в русском переводе: Прибавления. М., 1889. - ч. 43 - с. 92-237; М., 1890. - ч. 45 - с. 142-177

90. Миртов, Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900.-48 с.

91. Минин П. Мистическое богословие. Киев, 1991. —486 с.

92. Нижников С.А. Гносис в гностицизме и христианстве.//Православие в русской культуре./Сборник трудов. СПб., 1998. - с. 75-83.

93. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М., 1974. -270 с.

94. Новосадский Н.И. Элевсинские мистерии. СПб., 1887. - 181 с.

95. Плебанек О.В. Формирование античной картины мира и её особенности.//Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. Учёные записки, Т. III. СПб., 1999. - С. 45-64.

96. Пономарёв П.П. Из истории Святого Предания.//«Православный собеседник», декабрь, 1901.-е. 833-840.

97. Попов К. Вера и её отношение к христианскому знанию, по учению Климента Александрийского./УТруды Киевской Духовной Академии № 12 -Киев, 1887.-е. 577-616.

98. Поснов М.Е. История христианской Церкви (до разделения Церквей -1054г.). Киев, 1991.-329 с.

99. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. - 351 с.

100. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. -М., 1959. 593 с.

101. Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб., 1997. -190 с.

102. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. -136 с.

103. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. -СПб., 1996.-231 с.

104. Светлов Р.В. Гносис и экзегетика. СПб., 1998. - 268 с.

105. Семушкин A.B. Гностицизм как явление западно-восточной духовности.//Диалог цивилизации: Восток Запад. Тезисы выступлений на Втором Международном философском симпозиуме. Выпуск 1. -М., 1995. -с. 58-63

106. Скворцов К. Философия Климента Александрийского.//Труды Киевской Духовной Академии № 9. Киев, 1866. - с. 59-93.

107. Спасский А. История догматических учений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906. - Т. I. - 648/11/4 с.

108. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. - 104 с.

109. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. - 180/2 с.

110. Тальберг, Н. История христианской Церкви. М., 1991. - Т. 1352 с. - Т. П 142 с.

111. ТюпаВ.И. Художественность литературного произведения. — Красноярск, 1987.-217/2 с.

112. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство.//Вопросы литературы, 1990. № 8.

113. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет./Пер. с нем. В 2 кн. Тбилиси, 1991.-Кн. 2-425/2 с.

114. Хализев В.Е. Основы теории литературы. М., 1994. - 107 с.

115. Хитров М. Климент и Ориген учители александрийские и их век.//Странник № 3 - 1878 - с. 313-345; № 5 - с.97-110; № 6/7 - с. 3-23; № 8- с. 133-144; № 9 с. 273-294; № 10 - с. 53-67.

116. Хосроев A.JI. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. -М. 1991. -264 с.

117. Цыб A.B. Античная философия в Александрийской экзегетике П-Ш веков н.э./Автореферат кандидатской диссертации. СПб. 1999. - 23 с.

118. Цыб A.B. Языческая мудрость в свете очень мягкой критики Климента, учителя христианской Церкви.//Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы (материалы конференций и семинаров молодых учёных сент. 1994 апр. 1995 гг.) - СПб., 1995. - 13 с.

119. Цыб A.B. «Удивляющийся бог Тхаумас» и «императивный» гносис Климента, устрашающий долгом.//Материалы III-й историко-философской конференции 11 мая 1995 г. с. 38-44.

120. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М., 1991.-510/2 с.

121. Шпет Г.Г. Литература.//Учёные записки Тартовского университета. Вып. 576. - Тарту, 1982. - 601/1 с.

122. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. - 269 с.

123. Элиаде М. Космос и история /Избранные работы./Пер. с франц. и англ. -М., 1987.-311/1 с.

124. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству.//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв./Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. - 364 с.

125. Barnard P.M. The Biblical Text of Clement of Alexandria in the Four Gospels and the Acta of the Apostles. Cambridge, 1899. - P. 96.

126. Bardenhewer O. Geschichte der Altkirchlichen literatur. Freiburg, 1903. - s. 283.

127. Bardy, Aux Origines de l'écok d'Alexandrie/ZRecherches de science religieuse 27 (1937).-pp. 65-90.

128. Barre A. Clément d'Alexandrie/ZDictionnaire de théologie catholique 3 cols. -158-163; 188-190.

129. BaoiMicr|ç T. KXxhisvtoç той 'AA^avôpétoç f) f|0iktj SiSaoKaMa. Erlagen, 1892. -S. 68.

130. Bernays J. Zu Aristoteles und Clemens.//Symbola philol. Bonn, in honorem Frid. Ritschellii collecta Fase. I (1864). pp. 301-312.

131. Bigg Charles D.D. The christian platonists of Alexandria/Eight lecturespreached before the university of Oxford in the year 1886. Oxford, 1886. - P. 304.

132. Boer W. De allegorese in het Werk van Clemens Alexandrinus. Leiden, 1940. -P. 161.

133. Bohringer Fr. Klemens und Origenes//Die griechische Vater des 3. Und 4. Jahrhunderts. Zürich, 1869. - 1 Hälfte.

134. Bolgiani F. La confutazione di demente di Alexandria.//La tradizione eresiologica suH'encratismo. A.A.T. 96 1961-1962. -P. 586.

135. Boulluec A. La notion d'hérésie dans la littérature grecque II-e-III-e siècles. -Paris, 1985.-T. IIP. 863.

136. Bratke E. Die Stellung des Clemens Alexandrinus zum antiken Mysterienwesen//Theologiche Studien und Kritiken 60 (1857). s. 647-708.

137. Bywater J. Critical notes on Clement of Alexandria//Journal of philol. Vol. IV (1872)-pp. 203-218.

138. Camelot, P. Les idéas de Clément d'Alexandrie sur l'utilisation des scienses et de la littérature profane.//Recherches de science religieuse. 21 (1931). pp. 38-66.

139. Cannabich, Eloquentia Judaeorum et Christianorum sacra, inde a Mose usque ad Carol. M. usitata, quattuor orationibus in conventibus sacris exposita. Leipzig, 1806.-P. 234.

140. Capitaine W. Die Moral des Clemens von Alexandrien. Pederborn, 1903. - P. VI/371.

141. Cave Gulielmi, Epistola Apologetica adversus Johannis Clerici Iniquas Criminationes in Epistolis Criticis & Ecclesiasticis Nuper Editis Basilaae, Joh. Rudolph Im-Hoff, 1744. - P. 834.

142. Ceillier, Historie des auteurs ecclés. Paris, 1730. - t. II, XXVI. - P. 326.

143. Cobet C.G. Ad dementem Alexandrinum.//Mnemosyne XI (1862). pp. 334-393.

144. Cognât J. Clément d'Alexandrie, sa doctrine et sa polémique. Paris, 1859. -P. 510.

145. Condos C.S. Surinera KpmKâ.//Bullet. De corresp. Hell. II (1878). pp. 229-230.

146. Daskaiakis M. Die eklektischen Anschauungen des Clemens von Alexandria und seine Abhängigkeit von der griechischen Philosophie. Leipzig, 1908. - s. 317.

147. Deiber A. Clément d'Alexandrie et l'Egypte. Le Caire, 1904. - P. 98.

148. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956. - s. 267/40.

149. Echle H.A. The Terminology of the Sacrament of Regeneration according to Clement of Alexandria. Washington, 1949. - P. 116.

150. Eickhoff H. Das Neue Testament des Klemens Alexandrinus. Schleswig, 1890.-s. 236.

151. Freppel E. Clément d'Alexandrie. Paris, 1865. - P. 96.

152. Foucart P. Les grands mystères d'Eleusis. Paris, 1914. - P. 508.

153. Guericke H.E.F. De schola, quae Alexandriae floruit, catehetica/ Commentatio historica et theologica. Halis Saxonum, 1824. - P. 437.

154. Hartlich P. De exhortationum a Grarcis Romanisque scriptorum historia et indole. -Lipsiae, 1889. P. 356.

155. Hatch E. The influence of greek ideas & usages upon the Christian church. -London, 1898. P. 359.

156. Hérbert-duperron V. Essai sur la polémique et la philosophie de Clément d'Alexandrie. Paris, 1855. - P. X/183.

157. Hermaniuk M. La parabole chez Clément d'Alexandriè//ETL, 21 (1945). p. 5-60.

158. Heussi C. Die Stromateis des Clemens Alexandrinus und ihr Yerhältnis zum Protreptikos und Pädagogos.//Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie Bd. 45 (1902).-ss. 465-512.

159. Hofstede P. Disputatio de demente Alexandrini, philosopho christiano. -Groeningae, 1826. -P. 168.

160. Hontoir C. Comment Clément d'Alexandrie a connu les mystères d'Eleusis.//Museé Belge, 9 (1905). pp. 180-188.

161. Knauber A. Katechetenschule oder Schulkatechumenat.//Theological Zeitscheift, 60 (1951). ss. 243-246.

162. Konrad E. Die Ethik des Titus Flavius Clemens von Alexandrien order Die erste zusammenhangende Begundung der christichen Sittenlehre. Padebbom, 1900. - s. XII/174.

163. Laemmer H. Clementis Alexandrini de Aoyco doctrina. Lipsiae, 1855. - P. 108.

164. Lehmann F. Die Katechetenschule zu Alexandria. Leipzig, 1896. - s. 114.

165. Lebreton J. La théorie de la connarissance religieuse chez Clément d'Alexandrie.//Recherches de science religieuse 18 (1928) pp. 465-469.

166. Marcovich M. Demeter, Baubo, Iacchus (chez Clément) Vigiliae Christianae. A Review of early christian life & languadge. Amsterdam XL 1986. - pp. 294-301.

167. Mayor J.B. Notulae criticae in Clementis Alexandrini Protrepticum./ZPhilologus LVIII (58) Leipzig, 1899. - pp. 266-280.

168. Méhat André, Étude sur Les "Stromates" de Clément d'Alexandrie. Seuil, 1966.-P. 580.

169. Meifort J. Der Piatonismus bei Clemens Alexandrinus. Tubingen, 1928. - s. IV/94.

170. Merk C. Clement Alexandrinus in seiner Abhängigkeit von der griechischen Philosophie drgestellt. Leipzig, 1879. - s. 90.

171. Molland E. Clement of Alexandria on the origin of Greek philosophy.//Sacramentum Orientis, vol/15-16 (1936). pp. 57-88.

172. Mondésert Cl. Clement d'Alexandrie. Paris, 1944. - chapter 1. - P. 87.

173. Mondésert Cl. Clément d'Alexandrie Introduction à l'étude de sa peusée religieuse. Paris, 1944. - P. 165.

174. Mondésert Cl. Le symbolisme chez Clément d'Alexandrie//RSR, 26 (1936). P. 158-180.

175. Mückle J.T. Clement of Alexandria on Philosophy as a divine testament for the Greeks.//Phoenix vol. V, 3&4 Toronto, Canada, winter 1955. - pp. 79-86.

176. Nauck A. Kritische Bemerkungen. V. Berlin, 1968. - ss. 35, 185, 745.

177. Nilsson M.P. Geschichte der griechischen Religion. 3 durchges und erg. Aufl. -München, 1967./Bd. l.XXIV. -S. 892.

178. Osborn E.F. The philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge, 1957. -P. 274.

179. Osborn E.F. Teaching and writing in the first chapters of the "Stromateis" of Clement of Alexandria.//JThSt., 10 (1959). pp. 335-343.

180. Pauley W.C. Man: The Image of God//ChQ., 100 (1925). pp. 96-121.

181. Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum. -Leipzig, 1879.-S. 180.

182. Prunet O. La morale de Clément d'Alexandrie et la Nouveau Testament. Paris, 1966.-P. 36/220.

183. Reinkens H. De demente, presbytero Alexandrino, nomine, scriptore, philosopho, theologo über. Vratislaviae, 1851. -P. 24.

184. Reuter H. Clemens Alexandrinus theol. Moral. Capit. Select. Particulae. -Berolini, 1853.-P. 58.

185. Rinck W.F. Die Relig. Der Hellen. II 361-362 Inghirami Monumenti Etrusci V. Tav. XXV.

186. Smith Morton, Clement of Alexandria and Secret Gospel of Mark. Cambridge, Massachusetts, 1973. - P. XII/454.

187. Stählin O. Beiträge zur Kenntnis der Handschriften des Klemens Alexandrinus. -Nürnberg, 1895.-S. 346.

188. Stählin O. Clemens Alexandrinus und die Septuaginta. Nürnberg, 1901. - S. 186.

189. Stählin O. Untersuchungen über die Scholien zu Klemens Alexandrinus. -Nürnberg, 1897. S. 98.

190. Tollington, Clement of Alexandria 1. London, 1914. - chapter 2&3 - pp. 117-216.

191. Trypanis C.A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS V). Wien, 1968. - P. 126.

192. Unnik W.C. Studies over de zogenaamde eerste brief van Clemens. -Amsterdam-London, 1970. P. 56.

193. Valentin P. Clément d'Alexandrie. Paris, 1963. - P. 96.

194. Völker W. Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus. Berlin, Leipzig, 1952.-S. 144.

195. Werner J. Early Christianity and Greek Paideia. Cambridge, Massachusetts, 1961.-P. VIII/144.

196. Winter F. Die Ethik des Clemens von Alexandrien. Leipzig, 1882. - S. 130-144.

197. Wissowa P. Real Enciklopedie Reallexikon fur Antike und Christentum. -Stuttgart, 1976./Bd. 9. S. 71-86.

198. Witt R.E. The Hellenism of Clemens of Alexandria.//C1Q., 25 (1931). pp. 195-204.

199. Wolfson H.A. Clemens of Alexandria on the generation of the Logos.//ChH., 20 (1951).-pp. 3-11.

200. Zahn Th. Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und altkirchlichen Literatur/III Theil Supplementum Clementinum. —Erlangen, 1884.-S. 192.

201. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihker geschichtlichen Entwicklung. -Leipzig, 1892. III,I. -P. 264.

202. Ziegert P. Zwei Abhandlungen über T. Flavius Clemens Alexandrinus. Psychologie und Logochristologie. Heidelberg, 1894. - S. 176.

203. Zunz, Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden, historich. Entwickelt. Berlin, 1832. -S. 186.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.