Художественные особенности новелл Тембота Керашева в контексте традиций жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Туркова, Анета Аслановна

  • Туркова, Анета Аслановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Туркова, Анета Аслановна. Художественные особенности новелл Тембота Керашева в контексте традиций жанра: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2014. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Туркова, Анета Аслановна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ

НОВЕЛЛЫ КАК ЖАНРА

§ 1. Общежанровые признаки новеллы европейского и

американского образца

§2. Структурно-композиционные особенности новеллы

§3. Образно-персонажная и сюжетная система новеллы,

ее социально-обусловленная сюжетная схема

Глава II. ЖАНРОВЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЕРАШЕВСКОЙ НОВЕЛЛИСТИКИ НА ФОНЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

§ 1. История и жанровые признаки новеллы Тембота Керашева

в контексте отечественной «малой прозы»

§2. Художественная структура и композиционные вариации

новеллы Тембота Керашева

Глава III. СЮЖЕТНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

КЕРАШЕВСКОЙ НОВЕЛЛЫ

§ 1. Художественный образ и персонажная система

в новелле Т. Керашева

§2. Социальная и индивидуально-обусловленная мотивация

в керашевской новеллистике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные особенности новелл Тембота Керашева в контексте традиций жанра»

ВВЕДЕНИЕ

Одной из разновидностей малых жанров художественной прозы в общемировой литературе признается новелла. Наряду с ее международным наименованием существуют равнозначные наименования того же жанра: французское - fable, немецкое - schwank, geschichtet английское - short story, русское - рассказ, арабское - макамы, дастаны. Корни новеллистической тенденции, которая в начале XX в. влияла на отечественную новеллистику, - в европейской литературе.

В качестве небольшого рассказа из обыденной жизни в XIII в. жанр получил в Италии название новеллы, в XIV в. был утвержден как жанр литературы великим Дж. Боккаччо в «Декамероне», отсюда стал постепенно переходить во все европейские литературы. Характерная для этого произведения широта интерпретаций, переходящих постепенно от края до края, но подчиненная в конечном счете гуманистическому антропоцентрическому идеалу, создает особую гармоничность «Декамерона», которую не достигли более поздние итальянские новеллисты.

XVIII-XX вв. дали плеяду блестящих имен создателей новеллы. Среди них Э. Гофман, П. Мериме, В. Ирвинг, Э. По, Ги де Мопассан, О. Генри, С. Цвейг и др. Высокая оценка творчеству, и в особенности новеллам В. Ирвинга была дана русскими критиками и писателями: В. Белинским, А. Пушкиным, А. Платоновым и др. Он был назван певцом молодой Америки, ее необозримых просторов, ее прошлого и будущего. Именно в России раньше всего оценили и почувствовали его оригинальность, чем объясняется его популярность в пушкинскую эпоху. Немецкие романтики первой трети прошлого столетия - как поэты, так и прозаики - представляют собой яркое созвездие творческих талантов, резонанс деятельности многих из них перешагнул далеко за национальные рамки Германии и за пределы их времени. И Э.Т.А. Гофман среди них - несомненно, звезда первой величины. Творчество

его получило особенно широкий отклик в России: В. Белинским и Н. Герценом Э.Т.А. Гофман был отмечен как значительное явление в литературе; в немалой степени интерпретатором Э.Т.А. Гофмана был одаренный новеллист-фантаст А. Погорельский, некоторыми существенными аспектами своего творчества связан был с этим немецким романтиком Н. Гоголь, активно с интересовался им Ф. Достоевский.

Весьма высокую оценку Э.Т.А. Гофману дал А.В. Луначарский, сказавший, что он «великий писатель и читать его — истинное и огромное наслаждение». Классическая новелла Возрождения, восходящая к повседневному анекдоту, трансформировалась художественным словом писателей-романтиков, основанием чего можно считать и эстетические убеждения романтиков с их отнесенностью к расплывчатости, неясности, обрывочности жанровых форм, и к перемене объекта описания.

В русской литературе новеллистами считаются А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Андреев, И. Бунин, В. Набоков, М. Зощенко, А. Грин, Ю. Казаков, Ю. Нагибин, А. Битов. В русле романтических влияний (Э. По, О. Уальда, К. Гамсуна, немецкой романтической новеллы) творили свои новеллы Ф. Сологуб, М. Кузмин, В. Брюсов, С. Ауслендер и др. Влияние демократичной новеллистики испытали М. Горький, А. Куприн, Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Серафимович, В. Короленко, отчасти - Л. Андреев и др.

К началу XX в. русская новелла существенно видоизменилась под воздействием комбинации эпоса, лирики и драмы, но стержневые особенности новеллы сохранились без изменений, включая «новелльность», то есть «но-востность» и конфликтность сюжетной базы, откровенную проблемность, познание жизни в одном лишь моменте (случае), нежданное раскрытие характера, драматизм событий, строгость композиции и свободное построение сюжета, неожиданную концовку, тяготение к острым и сильным средствам изображения (Э. Шубин, Н. Грознова, А. Нинов, Г. Поспелов, И. Крамов, М. Эпштейн).

Новеллистика 20-30-х годов XX в. вывела малый жанр русской прозы на передовые линии новой литературы, но вплоть до середины XX в. четкого жанрового разделения рассказа и новеллы в теории литературы не произошло. Авторы многих теоретических исследований и анализа конкретных произведений обращались к термину «рассказ» и «новелла» как к синонимическим, прикладывая первый термин к русскому рассказу вообще, а второй - к рассказам А.П. Чехова и других авторов, написанным в чеховских традициях. К середине 60-х гг. XX в. в отечественном литературоведении сложилось четкое представление о жанровой специфике русского рассказа и новеллы, их взаимоотношениях с литературной традицией «малой прозы»; были созданы классификации и периодизация развития данных жанров. Анализируя данный временной период, А. Бочаров отмечает: «Если зарубежная романистика обычно отдает безоговорочное предпочтение личности против безжалостности и хаоса истории, то советская проза сохраняет более сложную диалектическую закономерность: чтит, но, если надо, свободно перешагивает. В развитии конфликтных ситуаций нашей прозы одерживают верх силы, знаменующие победу нового, что придает произведению жизнеутверждающий пафос, хотя в ходе борьбы порой терпят поражение, ломаются характеры, по-человечески симпатичные, но оказавшиеся не в силах постичь эту тенденцию. Победа правого дела эмоционально «перекрывает» или объясняет несостоятельную судьбу того или иного «симпатичного» героя, когда его непосредственные интересы не совпадают с коренными, перспективными интересами и потребностями общества» [39; С. 40].

Степень изученности. В формирование теории новеллы значителен вклад И. Гете, немецких романтиков, П. Гейзе, Лемана, В. Белинского, Б. Эйхенбаума, В. Шкловского, И. Виноградова, М. Петровского, П. Муратова, А. Реформатского, Е. Добина, Н. Берковского, В. Кожинова и других.

В 70-е гг. новелла выделяется как разновидность прозаического жанра, наряду с очерком и рассказом. (См. КЛЭ, ЛЭС). Новелла определяется в ЛЭС

как «малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует взгляд на новеллу как разновидность рассказа), но отличающийся острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, и композиционной строгостью» [109; С. 248]. Витторе Бранка обозначал такие обязательные качества классической новеллы, как «соединение «разнородных повествовательных элементов, контаминацию»: в новой художественной структуре символ и хроника, притча и легенда смогли, наконец, встретиться, сочетаться, выявляя при этом различные свойства, которые прежде исключали друг друга» [41; С. 55]. Итак, как говорит в продолжение этой мысли С. Ташлыков, «жанр новеллы уже с момента своего появления - жанр синтетический, сложное переплетение различных повествовательных структур. Склонность, стремление к синтезу -имманентное свойство каждого повествовательного жанра, но важно отметить, что дальнейшее развитие новеллы в разных странах и разных эпохах будет вызывать в «памяти жанра» то одно, то другое воспоминание о своем ренессансном прошлом, о тех жанрах, которые некогда сплавила в себе новелла» [159; С. 51].

Как считают некоторые из них современных исследователей, один из малых жанров отечественной прозы еще не получил «гражданства»: «Существование очерка, рассказа как жанра не вызывает сомнений, в то время как факт существования отечественной новеллы еще не бесспорен. В фундаментальном исследовании «Историческая поэтика новеллы» Е.М. Мелетинского, к сожалению, не нашлось места для русской новеллы» [159; С. 38]. Вместе с тем проблема генезиса отечественной новеллы остается достаточно актуальной. Некоторыми исследователями (ЛЭС) подчеркивается мысль, отрицающая самостоятельность новеллы: «... правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного)» [109; С. 318].

В современном литературоведении часто отмечается оригинальная тенденция, которую авторы называют проверкой на новеллу («новеллистический тест»). Не учитывая того, что жанр новеллы имеет давнюю и богатую историю, что новеллистическая конфигурация довольно строго обозначена, исследователи часто относят к новелле не все произведения, попадающие под ее определение. Таким образом, понятийная неопределенность, относимая к новелле как к жанру, предполагает необходимость дальнейшего ее исследования как жанрового явления в общемировом, так и в отечественном литературном процессе. Эта идея дает нам возможность рассмотрения национального материала на примере творчества адыгского новеллиста Т.М. Керашева.

Новелла в адыгской (черкесской) литературе признается молодым жанром, что предполагает наличие потенциала его совершенствования; формирование жанровых нюансов, приобретение этнической расцветки и т.д. В определении поэтики жанров малой прозы черкесов (адыгов) существенную роль играют работы фольклористов, изучавших прозаические тенденции, поэтику новеллистических жанров устного творчества. В данном случае необходимо упомянуть труды профессора Ш.Х. Хута, «Сказочный эпос адыгов» (1981), «Историко-героический эпос адыгов» (2005), фундаментальную работу A.A. Ципинова «Народная историческая проза адыгов» и др., в которых анализируются общетеоретические проблемы, так или иначе связанные с новеллистическим жанром. Сориентироваться в поэтике современной новеллы, в ее стилевых признаках помогают и труды адыгских писателей-просветителей: С. Казы-Гирея, А.-Г. Кешева и др. В процессе поиска ответа на поставленные вопросы мы опирались на труды адыгских литературоведов А. Гадагатля, Р. Унароковой, Ш. Хута, А. Ципинова, М. Мижаева, J1. Бекизо-вой, М. Хачемизовой и др.

Таким образом, изучение вопросов формирования тех или иных жанров литератур на сегодняшний день становится актуальной литературоведческой

проблемой. Это определено некоторой молодостью науки о литературе. При всем том предстал целый пласт трудов, в которых осознаются некоторые стороны зарождения и формирования малых жанров адыгских (черкесских) литератур. Обозначенная нами недостаточная разработанность избранной нами темы определила проблематику диссертации, ее цели и задачи. В поле зрения диссертанта оказались в этой связи методологические положения, освещение которых применительно к конкретному адыгскому автору позволит решить ряд проблем, обусловленных своеобразием и типологией развития новеллистического жанра на фоне отечественной (русской и других национальных) литератур. Решение этих задач стало возможным благодаря теоретическим трудам М. Бахтина, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Ос-мановой, М. Храпченко, Л. Якименко, а также северокавказских литературоведов, исследовавших различные аспекты формирования эпических жанров, в том числе и малых форм. Это труды Л. Бекизовой, А. Гутова, Р. Мамия, А. Мусукаевой, А. Схаляхо, 10. Тхагазитова, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, К. Шаззо, М. Кунижева, У. Панеша, А. Ципинова.

Постоянно активное внимание к изучению жанрового развития адыгских литератур, в первую очередь эпических, подтверждают монографические труды Л. Бекизовой («От богатырского эпоса к роману», 1974), А. Мусукаевой («Северокавказский роман: художественная этнокультурная типология», 1993), Р. Мамия («Вровень с веком», 2001), Ю. Тхагазитова («Эволюция художественного сознания адыгов. Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман», 1996), X. Хапсирокова («Пути развития адыгских литератур», 1968), («Жизнь и литература», 2002), К. Шаззо («Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах», 1978) и другие труды северокавказских литературоведов, в которых рассматриваются некоторые проблемы поэтики и стилистики эпических жанров, главным образом, романа и повести. Анализируя духовно-нравственные начала и жанрово-стилевую эволюцию адыгской прозы второй половины XX века, Р. Мамий

отмечает, что жанрово-стилевой комплекс адыгской прозы как целостно-эстетической системы недостаточно изучен и нуждается в более подробном исследовании. Причем наиболее интенсивно это, по мнению ученого, касается малых форм, что нас особенно интересует применительно к объекту данного исследования.

Актуальность.

Как уже отмечалось выше, интенсивное развитие современной «малой» адыгской прозы (рассказ, новелла, очерк) вызвало необходимость дифференциации новеллы и рассказа как жанров. В национальном литературоведении последних десятилетий предпринята обстоятельная попытка научного осмысления настоящей проблемы (труды К.Г. Шаззо, кандидатские диссертации А. Пшизовой, Н. Васильевой и А.К. Матыжевой). Однако отдельные жанрово-стилевые формы современной новеллы не были до настоящего времени предметом самостоятельного исследования, и потому в диссертации они осмыслены в контексте становления ее основных принципов, что позволит, на наш взгляд, несколько восстановить имеющийся пробел.

В данной диссертации изучен опыт одной из малых жанровых форм в типологическом контексте повествовательной тенденции адыгской литературы. Актуальными видятся ставящиеся в диссертации вопросы, связанные с генетическими истоками жанров малой прозы. Последовательно рассматривается формирование реалистической повествовательной традиции в так называемых младописьменных литературах с учетом специфических особенностей поэтики малых жанровых форм, в т.ч. новеллы.

При всей серьезности той работы, которую проделали в течение прошлого и в начале нынешнего веков аналитиками творчества Т.М. Керашева, заметим, что осуществляемые ими толкования и комментарии малых жанров, к сожалению, фрагментарны. Они не формируются ни в основательную характеристику каждой из новелл, ни, тем более, в обобщающую своеобразия новеллистики Т.М. Керашева, ее места в его творчестве и в отечественной

литературе. Наличествует также и некоторая путаница в определении жанровой идентификации малой прозы Т.М. Керашева. Как мы уже отмечали, термины «рассказ» или «новелла» используются как синонимические, и этой неурядице ученые не уделяют надлежащего внимания. Подробное теоретически-закономерное обоснование отнесенности каждой из новелл Т.М. Керашева к данному жанру будет приведено ниже в процессе их анализа. Научное осмысление проблем, относящихся к типологии стилевых и сюжетно-повествовательных координат, к изучению новеллы в контексте повествовательных традиций адыгов (черкесов) по сей день сохраняется злободневной темой национального литературоведения.

Таким образом, история исследования творческого наследия Т.М. Керашева обнаруживает, что его малая проза остается наименее изученной в контексте зарождения, формирования, а затем и функционирования его художественной системы. Подобная установка позволяет не только воспроизвести его художественный мир в целом, но и полноценно охарактеризовать место Т.М. Керашева в литературном процессе XX в. и его влияние на дальнейшее развитие адыгской литературы. Вследствие этого теоретическое изучение малой (новеллистической) прозы Т.М. Керашева предстает весьма актуальным.

Объект исследования составила новеллистика Т.М. Керашева, рассматриваемая в контексте малых жанров как общемировых, так и отечественных литератур. Изучение художественных возможностей жанра адыгской новеллы в его связях с фольклором необходимо, поскольку она создавалась и продолжает жить в чреве национальных мифоэпических и эпических традиций. Нам представляется закономерным последовательное обращение к истории и к теории жанра новеллы в европейской, русской и адыгской литературах, уже с выходом на этом фоне к новелле Т.М. Керашева.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании закономерностей становления и дальнейшего формирования малой жанровой формы (новеллы) в творчестве Т.М. Керашева как существенного, фольклорно мотиви-

рованного звена эпических жанров адыгских литератур с учетом развития данной формы многонациональных литературах страны.

Обусловленные заявленной целью задачи данной работы состоят в том, чтобы:

- исследовать процесс формирования новеллистической жанровой формы в общемировой, отечественной (русской и других национальных), затем - в адыгской (черкесской) литературе, начиная с первого этапа ее развития (в творчестве адыгских русскоязычных писателей-просветителей), и лишь затем - в адыгской литературе прошлого века с подробным рассмотрением керашевского творчества;

- проследить преемственность повествовательных традиций новеллы на художественно и социально-обусловленных уровнях, обозначив при этом национальную специфику малого жанра прозы как в отношении идейно-эстетическом, так и в структурном, с учётом формообразующих факторов;

- исследовать поэтику и народные' основы новеллы в творчестве адыгейского писателя прошлого века Т.М. Керашева как классика национальной новеллы, стоявшего у истоков развития данного повествовательного жанра в литературах адыгских народов.

Методы исследования. Современная наука обладает необходимым теоретико-методологическим инструментарием для решения вышеозначенных проблем. В диссертации использованы сравнительно-типологический и историко-функциональный методы исследования. Актуальным является избранный методологический принцип исследования, базирующийся на принципах целостного восприятия материала исследования, который обеспечивает учет контекстов, типологию стилевых и сюжетно-повествовательных координат, дает возможность постановки вопроса «поэтика малых жанров» на новом методологическом уровне.

Научная новизна. В данной диссертации впервые предпринята попытка исследовать поэтику и структуру новеллистического жанра адыгской

(черкесской) литературы на материале прозы конкретного автора (Т.М. Ке-рашева), рассмотреть эти проблемы в контексте русской и других литератур. Подобный принцип рассмотрения динамики формирования новеллистических жанров в означенных литературах как целостного явления предпринимается впервые в качестве диссертационного исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются труды теоретиков литературы, исследовавших художественную природу эпических жанров. Это труды Ю. Андреева, М. Бахтина, Ю. Барабаша, Л. Выготского, Ч. Гусейнова, В. Жирмунского, Ф. Кузнецова, Д. Лихачёва, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, В. Оскоцкого, М. Пархоменко, М. Храпченко, Л. Якименко; а также труды ученых - кавказоведов А. Алиевой, Р. Гамзатова, К. Султанова, Л. Бекизовой, Х.-Г. Бакова, А. Гутова, Н. Джусойты, X. Малкандуева, А. Мусукаевой, У. Панеша, А. Схаляхо, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, X. Хапсирокова, Ш. Хута, А. Ципинова, Ш. Шаззо, К. Шаззо, Т. Эфендиевой и других.

Положения, выносимые на защиту:

1. стержневыми общежанровыми качествами, составляющими понятие новеллы, в работе утверждаются: а) лапидарность, состоящая в незначительном объеме, предполагающем смысловую насыщенность; б) явно выраженная событийность и чередующаяся с авантюрностью острота сюжета, подразумевающая неожиданность, необычность, парадоксальность, резкие повороты (пуанты); в) некоторая лиричность, касающаяся нравов и дум персонажей; г) возможные и даже обязательные ироничность и мистичность. При этом перечисленные жанровые признаки, составляющие в совокупности общее понятие новеллы, являются обязательными ингредиентами, в полной мере присутствующими как в европейской, так и в американской классической новеллистике;

2. соответствующая вышеназванным признакам композиция новеллы строится по схеме «зачин - сюжетное ядро - развязка»; новеллистический

зачин уверенно предполагает определенное действие, строящее дальнейшее повествование, приводя его к сюжетному ядру; данная практика возможна по таким традиционным для новеллистики схемам, как обрамление (кольцевание или цикл), ступенчатость и параллельность; применительно к персонажно-образной новеллистической системе можно утверждать характерной идеализацию героя, тесно связанную с активизацией героя. Причем в новелле часто имеет место активизация отрицательного, не всегда правого персонажа.

3. прослеживаемая в зарубежной литературе новеллистическая сюже-тика нередко обращается к народным истокам, позволяя говорить, что как * для европейских, в особенности немецких, так и для молодых американских литераторов было характерно их пристальное внимание к фольклору своей страны как к языку народного духа. Однако в этом не менее значимую роль играла и социальная обусловленность, определявшая специфику достаточно характерных для новеллистики явлений - достоверности и народности. Как правило, произведения стремящихся к народности авторов пропитаны характерными для устной поэтики народной мыслью и народным духом. Однако при этом анализ и социально-обусловленной сюжетики, характерной для европейской и американской новеллистики, позволяет предположить появившийся в литературе, начиная с Дж. Боккаччо, интерес к маленькому человеку

и к его частной жизни;

4. героями в новеллах-повестях Т. Керашева являются адыги, которые, как и другие родственные им народы, выработали незыблемые законы этики, морали, нравственности, духовности, чести, достоинства, которые они называют одним словом «адыгство» («адыгагъэ»), которое есть целое философское и морально-просветительское учение, порождающее ту саму народность, которую мы обозначаем как характерное для новеллы жанровое качество. Однако народность в своей реализации отнюдь не противоречит прослеживаемому в русской литературе прошлого века обращению к человеку. В отличие от характерных лирических жанров, новелла представляется как оп-

тимально приспособленный компонент, способный к изображению острых драматических конфликтов, в жизни личности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она будет способствовать познанию путей формирования литературной жанровой системы, уяснению национальных особенностей и поэтики новеллы в адыгской прозе, рассмотренной в сравнительно-сопоставительном плане с другими отечественными литературами.

Практическая значимость диссертации состоит в том, ,что её выводы и основные положения найдут применение в научной и педагогической практике, она может быть использована в процессе преподавания курсов «История литератур народов Российской Федерации», «История литератур Северного Кавказа», а также при чтении лекций по адыгской литературе, при создании школьных и вузовских учебных программ и учебных пособий, при написании дипломных и диссертационных работ, при проведении спецсеминаров и спецкурсов.

Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, в отделе литературы Адыгейского Республиканского института гуманитарных исследований имени Тембота Керашева, на ежегодных керашевских чтениях в Адыгейском госуниверситете (2008, 2009, 2012 гг.). Основные положения и выводы отражены в монографии, статьях, опубликованных в журналах ВАК и других изданиях.

Структура работы определена проблематикой диссертационного исследования, её целями и задачами. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, а также библиографии.

Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛЫ КАК ЖАНРА

§1. Общежанровые признаки новеллы европейского и американского образца

Новелла как жанр зародилась и начала складываться в европейской литературе в конце XIV-XV вв. Классическая форма новеллы, как принято счи-

!

тать, возникла в Италии, прежде всего в «Декамероне» Дж. Боккаччо. Формирующийся новый жанр во многом явился синтезом средневековых жанровых источников, которые включают и легенды, и притчи, и фаблио, провансальские новас, итальянские новеллино, а также хроники, рыцарские романы, произведения на античные сюжеты, сказки,, басни, анекдоты, шванки. Существенно использование местных преданий, пестрящих тосканскими, флорентийскими именами.

На развитие европейской новеллы оказала влияние особенно средневековая повествовательная традиция жанра фаблио, отмеченная определенным бытовым характером содержания. В фаблио маркирована «низкая» тематика и в социальном, и в иных планах («натуралистические» подробности, эротика, вплоть до абсурдности), включая наличие так называемого «морализатор-ского элемента». Как повествовательный жанр, фаблио ориентированы на удивительное, смешное и обычно ограничиваются одним событием, остроумные, неожиданные выходы из которого представляют резкие «новеллистические» повороты с проявлением особой остроты («pointe», на русск. яз. «пуанты»). Но в фаблио, как и в других «предновеллах», социальные маски или иное выражение родового начала господствуют над индивидуальным, внешнее действие уверенно затеняет «внутреннее», события прикрывают собою характеры.

В дальнейшем, по мере своего развития новелла не исчезает и не вырождается, а становится довольно популярной. Востребованность новелл в

15

культурной среде городского населения привела к тому, что европейская новеллистическая тенденция начала упорно созревать вслед за созреванием городской культуры. В ранних образах новеллы, особенно французских, поступки героя преимущественно приводят к выходу из сформировавшейся обстановки или к показу абстрактных фамильных признаков. Тематика, сюжеты, степень правдивости и достоверности новеллистики со временем трансформируются в соответствии с отражаемыми в литературе общественнми движениями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Туркова, Анета Аслановна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев, В.Д. Коста Хетагуров и его время [Текст] / В.Д. Абаев. - Тбилиси: Просвещение, 1961.

2. Абу-Бакар, А. Даргинские девушки. Чегери. Снежные люди. Браслет с камнями: Повести [Текст] / А. Абу-Бакар. -М.: Худож. лит., 1971.

3. Аверинцев, С. Гилберт Кийт Честертон, или неожиданность здравомыслия [Текст] / С. Аверинцев // Честертон Г.К. Писатель в газете. - М.: Прогресс, 1984. - С. 329-342.

4. Агержанокова, С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв. [Текст] / С.Р. Агержанокова. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2003. - 144 с.

5. Адоньева, С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры [Текст] / С.Б. Адоньева. - Л.: ЛГУ, 1989. - 242 с.

6. Азадовский, М.К. История русской фольклористики [Текст] / М.К. Азадовский. - М.: Наука, 1963.

7. Алексеев, М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии [Текст] / М.П. Алексеев. - М.: Наука, 1984. - 346 с.

8. Алиева, А.И. Поэтика нартского эпоса адыгов [Текст] / А.И. Алиева // «Сказания о нартах - эпос народов Кавказа». - М.: Наука, 1969.

9. Андреев, М.Л. «Новеллино» в истории итальянской литературы [Текст] / М.Л. Андреев. - М.: Наука, 1984. - С. 226.

10. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. - М.: Художественная литература, 1984.

г

11. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В.П. Аникин. -М.: Радуга, 2001.

12. Апухтина В. Современная советская проза. — М.: Высшая школа, 1977.-176 с.

13. Артамонов, С.Д. История зарубежной литературы XVII - XVIII вв. [Текст] / С.Д. Артамонов. - М.: Наука, 1978.

14. Атажукин, К. Избранные труды [Текст] / К. Атажукин. - Нальчик: Эльбрус, 1969.-231 с.

15. Аутлева, С.Ш. Историко-героическая поэзия [Текст] / С.Ш. Аутлева // Адыгский фольклор. - Кн. 2. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 1980.

16. Ахметуков (Кази-Бек), Ю. Избранные произведения [Текст] / Ю. Ахметуков (Кази-Бек). - Нальчик: Эльбрус, 1993.

17. Бавин, С. Зарубежный детектив XX века [Текст] / С. Бавин. - М.: Просвещение, 1991.

18. Балашов, Д.М. История развития жанра русской баллады [Текст] / Д.М. Балашов. - Петрозаводск, 1966

19. Балашов, Н.И. Фридрих Шлегель и йенские романтики [Текст] / Н.И. Балашов // История немецкой литературы. - Т. 3. - М.: Наука, 1966.

20. Балашова, Т.В. Зарубежная литература XVIII - XIX вв. [Текст] / Т.В. Балашова. -М.: Наука, 2001.

21. Бальбуров, Э.А. Свобода исповеди и законы жанра / Э.А. Бальбуров // Русская литература. - 1978. - №2. - С. 184-192.

22. Баранова, B.C. Шотландская народная легенда в балладах В.Скотта [Текст] / B.C. Баранова // Филолог, науки. - 1977. - №2. - С. 38-51.

23. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [Текст] / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 387-422.

24. Батырай. Песни [Текст] / Батырай. - М.: Худож. лит., 1959.

25. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1975. - 403 с.

26. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1990.

27. Бекизова, JI.A. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур [Текст] / JI.A. Бекизова. - Черкесск: Карач.-Черк. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1974.-288 с.

28. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений [Текст] / В.П. Белинский.-Т. IV. -М.: Наука, 1954.

29. Белинский, В.Г. Собр. соч. в 9-ти тт. [Текст] / В.Г. Белинский. - М.: Худож. лит., 1976-1982.

30. Бент, М.И. Немецкая романтическая новелла и проблемы ее. изучения [Текст] / М.И. Бент // Филологические науки. - 1989. - №1. - С. 26-45.

31. Бердяев, H.A. Философия собственного духа [Текст] / H.A. Бердяев. -М.: Наука, 1994.-223 с.

32. Берновская, Н.М. Об иронии Гофмана [Текст] / Н;М. Берновская // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. -М., 1982. - С. 218-234! ' •

33. Бессараб, М.Я. Жуковский: книга о великом русском поэте.[Текст] / М.Я. Бессараб.-М.: Наука, 1975.-234 с.

34. Бодлер, Ш. Об искусстве [Текст] / Ш. Бодлер. - М.: Искусство,

1986.

35. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М.: Наука, 1957.

36. Большой энциклопедический словарь [Текст]. -М.: Наука, 1975.

37. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988. -

496 с.

38. Ботникова, А.Б. А. Пушкин и Гофман: К вопросу О формах литературных взаимосвязей [Текст] / А.Б. Ботникова // А. Пушкин и его современники. - Псков, 1970. - С. 132-156. ; .;

39. Бочаров А. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе [Текст]. - М.: Худож. лит., 1977. - 335 с. . ,

40. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина [Текст] / С.Г. Бочаров.;-М.: Наука, 1974. - 254 с. . ; ' ;

41. Бранка, В. Боккаччо средневековый [Текст] / В. Бранка. - М.: Наука, 1983.

42. Бунин, И.А. Собр. соч. [Текст] / Под общ. ред. А.С;: Мясникова,;Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского. -М.: Худож. лит., 1965-1967. у;

43. Буслаев, Ф.И. Народный эпос и мифология [Текст] / Ф.И. Буслаев. -М.: Просвещение, 2003.

44. Вайнштейн, О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Ф. Новалиса и Фридриха Шлегеля [Текст] / О.Б. Вайнштейн. - М.: Изд-во РГГУ, 1994.

45. Вакконродер, В.Г. Фантазии об искусстве [Текст] / В.Г. Вакконро-дер. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

46. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселов-ский.-М.: Наука, 1989.

47. Виноградов, И. О теории новеллы // Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики [Текст] / И. Виноградов. - М., 1972. С. 257.

48. Вопросы жанров российского фольклора: Сб. ст. -[Текст]. - М,: МГУ, 1972.

49. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. -3-е изд. -М.: Искусство, 1986.

50. Гадагатль, A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов [Текст] / A.M. Гадагатль. - Майкоп: Адыг. отделение Краснод. кн, изд-ва, 1987. -25,5 п.л.

51. Гамзатов, Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. XVIII -XIX вв. [Текст] / Г.Г. Гамзатов. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. - 384 с.

52. Гамзатов, Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление; На путях формирования дагестанской советской литературы [Текст] / Г.Г. Гамзатов. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986. -461 с.

53. Гамзатов, Р. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур [Текст] / Р. Гамзатов.-Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1982. - 174 с.

54. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель.- В 4-х тт. - М.: Соцэкгиз, 1969.

55. Гердер, И.Г. Избранные произведения [Текст] / И.Г. Гердер. - М.-Л.: Наука, 1959.

56. Гете, И.В. Об искусстве [Текст] / И.В. Гете. - М.: Наука, 1975.

57. Гете, И.В. Собр. соч. в 10-ти тт. [Текст] / И.В. Гете. - М.: Наука, 1975-1980.

58. Гинзбург, Л.Я. О лирике [Текст] / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Сов. писатель, 1974.-408 с.

59. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе [Текст] / Л.Я.Гинзбург. -Л.: Художественная литература, 1977. - 443 с.

60. Гинзбург, Л.Я. О романтизме [Текст] / Л.Я. Гинзбург // Французская романтическая повесть. - Л.: Сов. писатель, 1982.

61. Гинзбург, Л.Я. Творческий путь Лермонтова [Текст] / Л.Я. Гинзбург. - Л.: ОГИЗ, 1981. - 216 с.

62. Гинзбург, Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении [Текст] / Л.Я. Гинзбург // Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. -Л, 1987.-С. 96-97.

63. Гофман, Э.Т.А. Собр. соч.: В 6-ти тт. [Текст] / Э.Т.А. Гофман. - М.: Худож. лит., 1992-1995.

64. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров [Текст] / В.А. Грехнев. - Горький, 1985. - 235 с.

65. Грибанов, Б. Фолкнер [Текст] / Б. Грибанов. - М.; Просвещение,

1976.

66. Гроссман, Л.П. Устная новелла у Пушкина [Текст] / Л.П. Гроссман // Этюды о Пушкине. - П., 1923.

67. Гутов, A.M. Константы традиций и индивидуальное восприятие [Текст] / A.M. Гутов // Наследие как система ценностей: Сб. ст. - Махачкала: Ин-т яз., лит-ры и иск-ва им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, 2008. - С. 259-274.

68. Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985) [Текст]. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - 456 с.

69. Демченко, В.Д. Немецкая романтическая новелла первой четверти XIX в. [Текст] / В.Д. Демченко. - Днепропетровск, 1975. - 158 с.

70. Дмитриева, Т.Г. Повествовательные и описательные стилистические приемы в русской волшебной сказке [Текст] / Т.Г. Дмитриева. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

71. Достоевский, Ф.М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара По» [Текст] / Ф.М. Достоевский // Поли. собр. соч.: В 30-ти тт. - JL: ЛГУ, 1979.-Т. 19.-С. 89.

72. Достоевский, Ф.М. Поли. собр. соч.: в 30-ти тт. [Текст] / Ф.М. Достоевский. -Л.: Наука, 1976-1982.

73. Елина, Н.Г. Развитие англо-шотландской баллады [Текст] / Н.Г. Елина // Английские и шотландские баллады. - М.: Наука, 1973.

74. Ершов, Л.Ф. История русской советской литературы [Текст] / Л.Ф. Ершов. - М.: Высшая школа, 1988. - 656 с.

75. Жирмунская, Н. Новеллы Э.Т.А. Гофмана в сегодняшнем мире [Текст] / Н. Жирмунская // Гофман Э.Т А. Новеллы. - Л.: Наука, 1990. -С. 2-15.

76. Жирмунский, В.М. Английская народная баллада [Текст] / В.М. Жирмунский. -М.: Наука, 1978.

77. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин [Текст] / В.М. Жирмунский. -Л.: Наука, 1978.

78. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика [Текст] / В.М. Жирмунский. - М.: Изд-во МГУ, 1974.

79. Зобнин, Ю.В. Культура или «антикультура»? (По итогам VIII Международных Лихачевских научных чтений в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов) [Текст] / Ю.В. Зобнин // Нева. - 2008. -№11.

80. Золотухина, Н. Поэтика новелл Н.С. Гумилёва 1907 — 1909 годов: Дисс. ... канд филол. н. [Текст] / Н. Золотухина. - Майкоп, 2002.

81. Зырянов, О.В. Опыт анализа новеллистической композиции в русской интимной лирике 20-60-х гг. XIX в. [Текст] / О.В. Зырянов // Модифи-

кации художественных систем в историко-литературном процессе. - Свердловск, 1990.-С. 32-36.

82. Зырянов, О.В. Лирическая новелла как жанр русской «поэзии сердца» [Текст] / О.В. Зырянов // Гуманитарные науки. - Вып. 1. Филология. -1997.- №7.

83. История адыгейской литературы: В 3-х тт. [Текст]. - Т. 1. - Майкоп: Меоты, 1999. - 523 с.

84. История всемирной литературы: В 9-ти тт. [Текст]. - М.: Наука,

1989.

85. История зарубежной литературы XIX века [Текст] / А.С. Дмитриев и др. - М.: Высш. школа, 1999. - 559 с.

86. История зарубежной литературы XIX века [Текст] / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.

87. История зарубежной литературы XVIII века: Страны Европы и США [Текст] / Под ред. В. Неустроева. - 2-е изд. - М.: Наука, 1984.

88. Кази-Бек, Ю. Черкесские рассказы [Текст] / Ю. Кази-Бек. - М.,

1896.

89. Казы-Гирей, С. Долина Ажитугай [Текст] / С. Казы-Гирей // Шаги к рассвету [Текст] / Сост. Ш.Х. Хут. - Краснодар, 1986. - С. 200-209.

90. Карданова, С.А. Поэтика новеллистических жанров в русскоязычной прозе адыгских просветителей [Текст] / С.А. Карданова // Образование. Наука. Творчество. - 2004. - №6. - С. 149-153.

91. Кельин, Ф.В., Назидательные новеллы Сервантеса: Вступ, ст. [Текст] / Ф.В. Кельин. -М.-Л.: Изд-во «Academia», 1934.

92. Керашев, Т.М. Абрек [Текст] / Т.М. Керашев // Избранные произведения в 2-х тт. - Т. 2. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. - 412 с. -С. 245-285.

93. Керашев, Т.М. Последний выстрел: Повести и рассказы [Текст] / Т.М. Керашев. - Майкоп: Майкопск. отд-ние кн. изд-ва, 1979. - 116 с.

94. Кешев, А.-Г. (Каламбий). Записки черкеса [Текст] / А.-Г. Кешев. -Нальчик: Эльбрус, 1987.-272 с.

95. Кешев, А.-Г. На холме [Текст] / А.-Г. Кешев // Шаги к рассвету [Текст] / Сост. Ш.Х. Хут. - Краснодар: Кн. изд-во, 1986. - С. 214-267.

96. Кешев, А.-Г. Ученик джиннов [Текст] / А.-Г. Кешев // Шаги к рассвету [Текст] / Сост. Ш.Х. Хут. - Краснодар: Кн. изд-во, 1986. - С. 339-356.

97. Кешев, А.-Г. Характер адигских песен [Текст] / А.-Г. Кешев // Избранные произведения адыгских просветителей. - Нальчик: Эльбрус, 1980.

98. Кирдан, Б.П. Специфика фольклорных жанров [Текст] / Б.П. Кир-дан.-М.: Наука, 1973.

99. Киченко, A.C. Введение в теорию фольклора [Текст] / A.C. Кичен-ко. - Черкассы, 1988.

100. Ковалев, Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт [Текст] / Ю.В. Ковалев. - Л.: Худож. лит., 1984.

101.Кожинов, В.В. Размышления о русской литературе - [Текст] / В.В. Кожинов. -М.: Просвещение, 1991.

102. Колесников, Б.И. Роберт Берне. Очерк жизни и творчества [Текст] / Б.И. Колесников. - М.: Наука, 1967.

103. Колясников, И.Н. Нравственно-эстетические основы и базовые элементы культуры эпоса «Нарты». Размышления об эстетическом и философском содержании эпоса [Текст] / И.Н. Колясников. - Майкоп: Качество, 2005.-448 с.

104. Кравцов, Н.И. Славянский фольклор [Текст] / Н.И. Кравцов. - М.: Наука, 1976.

105. Кривцун, O.A. Эстетика [Текст] / O.A. Кривцун. - М.: Наука, 1974. -

453 с.

106. Кумыков, Т.Х. Казы-Гирей [Текст] / Т.Х. Кумыков. - Нальчик: Эльбрус, 1978.

107. Лейдерман, Н. Жанр и проблема художественной ценности [Текст] / Н. Лейдерман // Проблемы жанра в англо-американской литературе (XIX-XX вв.). - Свердловск, 1976. - С. 17-18.

108. Лермонтов, М.Ю. Собр. соч.: В 4-х тт. [Текст] / М.Ш.;Лермо!ггов. -М.: Худож. лит., 1965.

109. Литературный энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

110. Лихачев, Д.С. Избранные работы в 3-х тт. [Текст] / Д.С. Лихачев. -Л.: Наука, 1987.

111. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: А. Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст] / Ю.М. Лотман. -М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

112. Лукач, Г.С. Социалистический реализм сегодня [Текст] 7 Г.С. Лу-кач // Вопросы литературы. - 1991. - №4. - С. 70-92. ■ !

ПЗ.Мамий, Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины двадцатого века [Текст] / Р.Г. Мамий. - Майкоп: Качество, 2001.-340 с.

114. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Худож. лит., 1988.-413 с.

115. Маркович, В.М. О трансформациях «натуральной новеллы»- и о двух «реализмах» в русской литературе XIX века [Текст] / В.М. Маркович // Русская новелла. - СПб.: Лениздат, 1993. - С. 123-129.

116. Матыжева, А.К. Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-x-90-x гг. XX в. (национальные истоки, динамика, художественная1 типология): Дисс. ... канд. филолог, н. [Текст] / А.К. Матыжева. - Майкоп: АГУ, 2008.

117. Меграбян, Л.Р. Кавказ в творчестве адыгских; писателей-просветителей [Текст] / Л.Р. Меграбян. - Майкоп: Изд-во МГТИ,' 1:998. - 34 с,

118. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1990. - 267 с. :-:■

119. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986.

120. Михайлов, А.Д. Книга новелл королевы Наваррской [Текст] / А.Д. Михайлов // Маргарита Наваррская. Гептамерон. - Л.: Ленйздат, 1982. -С. 3-20.

121. Наваррская, М. Гептамерон [Текст] / М. Наваррская. - Л.: Просвещение, 1982.

122. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева [Текст]. - Л.: Ленйздат,

1983.

123.Наследие как система ценностей: Сб. ст. [Текст]. - Махачкала: Ин-т языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ-;РАН;' 20()8.; -680 с. ;; V4 : 5 :

124. О'Генри. Благородный жулик и другие рассказы [Текст] 7 Под ред. и с пред. Е. Замятина и К. Чуковского. - М.-Лнгр.: Всемирная литература, 1924. ;

125. Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художебтвен-но-эстетического единства адыгских литератур [Текст] / У.М. Панеш. - Майкоп: Кн. изд-во, 1990. - 285 с.

126. Петровский, М.А. Композиция новеллы у Мопассана (Опыт теоретического описания и анализа) [Текст] / М.А. Петровский.: ;г :М.: Изд-во ГАХН, 1927.

127. По, Э. Рассказы [Текст] / Э. По. - М.: Художественная литература, 1980. :

128. По, Э. Эстетика американского романтизма [Текст] / Э. По. - М,: Наука, 1977.

129. Померанцева, Э.В. Русская устная проза [Текст] / Э.В. Померанцева.-Л.: Просвещение, 1985.

130. Померанцева, Э.В., Минц, С.И. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / Э.В. Померанцева, С.И. Минц. -М.: Наука, Л 959.;;, >

13¡.Поспелов, Г.Н. Типология литературных родов и жанров [Текст] / Г.Н. Поспелов // Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. - М.: Наука, 1983.

132. Приймакова, H.A. Жанрово-стилевое богатство адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета): Дис. ... канд. филол. наук [Текст] / H.A. Приймакова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 163 с.

133. Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы: Сб. ст. [Текст].-М.: МГУ, 1984.

134. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора [Текст] / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1998.

135. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи [Текст] / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1976.

136. Пуришев, Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека [Электронный ресурс] / Б.И. Пуришев // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm

137. Путилов, Б.Н. Героический эпос и действительность [Текст] / Б.Н. Путилов. - Л.: Наука, 1988.

138. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура [Текст] / Б.Н. Путилов. - СПб.: Наука, 1994. - 240 с.

139. Пушкин, A.C. Мысли о литературе [Текст] / A.C. Пушкин. - М.: Современник, 1988. - 639 с.

140. Реизов, Б.Г. Из истории европейских литератур [Текст] АБ.Г. Реи-зов. - Л.: Наука, 1970.

141. Реизов, Б.Г. О литературных направлениях [Текст] / Б.Г. Реизов // Вопросы литературы. - 1957. - №4. - С. 35-41.

142. Реформатский, A.A. Опыт анализа новеллистической композиции (1922) [Текст] / A.A. Реформатский // Семиотика. - М., 1983. - С. 560. * -

143. Романчук, Л. Сказки и фэнтези - параллели и перпендикуляры [Текст] / Л. Романчук // Порог. - 2003. - №6. - С. 47-51.

144. Русская романтическая новелла [Текст]. - М.: Ху^ож. лит., 1989. -384 с. /

145. Русская романтическая повесть [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1983. -

480 с.

146. Русская романтическая повесть [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1980. -

147. Русская фольклористика: Хрестоматия для вузов [Текст] / Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1971.

148.Сапогов, В.А. Цикл [Текст] / В.А. Сапогов // Краткая литературная энциклопедия: В 8-ми тт. - Т.8. - М.: Сов. Энциклопедия, 1975.. -С. 398-399.. ^

149. Скобелев, A.B. Жанровая природа «Фантазий в Манере Калло» Э.Т.А. Гофмана [Текст] / A.B. Скобелев // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII - XX вв. - Воронеж, 1982. - С. 14-23.

150. Смирнова, A.A. Жуковский В.А. [Текст] / A.A. Смирнова =;// ■ Русская литература XIX-XX веков / Сост. и научн. ред. Бугров Б.С., Голубков М.М. - М.: Наука, 2002. - С. 8-19.

151. Смолина, О.В. Сказка и сказочность в творчестве Новалиса: Авто-реф. ... канд. филол. н. [Текст] / О.В. Смолина. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 26 с. •

152. Соколов, Б.М. Русский фольклор [Текст] / Б.М. Соколов. - Вып. 1: Былины. - 2-е изд. -М.: Наука, 1931. ; :

153. Сорникова, М.Я. Жанровая модель новеллы в «письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина [Текст] / М.Я. Сорникова // Жанроло-гический сборник. - Вып. 1. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - С. 30-38.

154. Староверова, Е.В. Американская литература [Текст] / Е;В. Староверова. - М.: Изд-во «Лицей», 2005. - 320 с.

155. Султанов, К.Г. Этюды о литературах Дагестана [Текст] / К.Г. Султанов. - М.: Советский писатель, 1978. - 270 с.

' rv■!: : 146

156. Султанов К.Г. Эффенди Капиев [Текст] / К.Г. Султанов // Октябрь -1960.-Кн. 3.-С. 172-188.

157. Схаляхо, A.A. Идейно-художественное становление^, адыгейской литературы [Текст] / A.A. Схаляхо. - Майкоп: Кн. изд-во, 1988; - 284 с.

158. Схаляхо, A.A. На пути творческого поиска [Текст] / A.A. Схаляхо. -Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 400 с.

159. Ташлыков, С. Русская новелла: вопреки традиции [Текст] / С. Ташлыков // Традиции в русской литературе: Межвуз. со- научн; тр. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002.-245 с. - С. 38-51. ; /: ; '

160. Терц, А. (А. Синявский). В тени Гоголя [Текст] / А. Терц //, Терц А. Соч.: В 2-х тт. - Т. 2. - М.: СП «Старт», 1992.

161. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы [Текст] / JI.И. Тимофеев. -М.: Просвещение, 1971.-464 с. ':•/•'

162. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. [Текст] / Л.Н. Толстой. - Т. 63. - М.: Наука, 1934.

163. Томашевский, Б. Теория литературы. Поэтика. [Текст] / Б. Тома-шевский. - М.-Л., 1930. - 225 с. -^Ш&Ш^':

164. Топоров, В.Н. О ритуале: Введение в проблематику [Текст] / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Наука, 1988.

165.Тураев, C.B. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. [Текст] / C.B. Тураев. - М.: Просвещение, 1962. - 452 с.

166. Тхагазитов, Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы: Литературовед, ст. [Текст] / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1994.-243 с.

167. Тхагазитов, Ю.М. Эволюция художественного сознания ; адыгов [Текст] / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 256 с.

168. Унежев, К.Х. На пути к формированию «высокой» (профессиональной) культуры адыгов [Текст] / К.Х. Унежев. - Нальчик: Эль-Фа, 2005.

169. Урнов, Д.М. Ките [Текст] / Д.М. Урнов // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989.

170. Фолкнер, У. Собрание сочинений: В 6-ти тт. [Текст] / У. Фолкнер. -М.: Просвещение, 1985-1987.

171. Фолкнер, У. Статьи, речи, интервью, письма. [Текст] / У. Фолкнер. -М.: Просвещение, 1985.

172. Фомичев, С.А. Поэтика Пушкина. Творческая эволюция. [Текст] / С.А. Фомичев. - JL: Худож. лит., 1986. - 235 с.

173. Фрейд, 3. Жуткое (о новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек») [Текст] / 3. Фрейд // 3. Фрейд. Художник и фантазирование. - М.: республика, 1999.-С. 265-282.

174. Хакуашев, А.Х. Адыгские просветители [Текст] / А.Х. Хакуашев. — Нальчик: Эльбрус, 1978.

175. Хан-Гирей, С. Записки о Черкесии [Текст] / С. Хан-Гирей. - Нальчик: Эльбрус, 1988.

176. Хан-Гирей, С. Наезд Кунчука [Текст] / С. Хан-Гирей // Черкесские предания: Избранные произведения. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - 297 с. -С. 191-199.

177. Хан-Гирей, С. Черкесские предания: Избранные произведения. -Нальчик: Эльбрус, 1989. - 297 с.

178. Хапсироков, Х.Х. Некоторые вопросы развития адыгских литератур [Текст] / Х.Х. Хапсироков. - Ставрополь, 1964. - 142 с.

179. Хапсироков, Х.Х. Жизнь и литература [Текст] / Х.Х. Хапсироков. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 128 с.

180. Хашхожева, Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. [Текст] / Р.Х. Хашхожева. - Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 415 с.

181. Хут, Ш.Х. Историко-героический эпос адыгов [Текст] / Ш.Х. Хут. -Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2005. - 164 с.

182. Хут, Ш.Х. Сказочный эпос адыгов [Текст] / Ш.Х. Хут. - Майкоп: Адыг. отд-ние Краснод. кн. изд-ва, 1981. - 192 с.

183. Ципинов, A.A. Народная историческая проза адыгов [Текст] / A.A. Ципинов. - Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 159 с.

184. Чавчанидзе, Д.JT. Романтическая ирония в творчестве Гофмана [Текст] / Д.Л. Чавчанидзе // Уч. зап. МГПИ. - М.: Наука. - 1967. - №280. -С. 341-355.

185. Чамоков, Т.Н. В созвездии сияющего братства [Текст] / Т.Н. Чамо-ков. - М.: Современник, 1976. - 255 с.

t

186. Чамоков, Т.Н. Некоторые вопросы поэтики древнеадыгских народных песен [Текст] / Т.Н. Чамоков // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1981. - 267 с.

187. Шаги к рассвету [Текст] / Сост. Ш.Х. Хут. - Краснодар, 1986. -

289 с.

188.Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах [Текст] / К.Г. Шаззо. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. -90 с.

189. Шаззо, К.Г. XX век: эпоха и человек [Текст] / К.Г. Шаззо. - Майкоп: ОАО «Адыгея», 2006. - 806 с.

190. Шеллинг, Ф.В. Сочинения в 2-х томах [Текст] / Ф.В. Шеллинг. -М.: Мысль, 1989.-637 с.

191. Шиллер, Ф. Собр. соч. в 7-ми тт. [Текст] / Ф. Шиллер. - Т. 6. - М.: ГИХЛ, 1958.-792 с.

j

192. Шкловский, В.Б. О теории прозы [Текст] / В.Б. Шкловский. -М.: Сов. писатель, 1983. - 384 с.

193. Шортанов, А.Т. Адыгская мифология [Текст] / А.Т. Шортанов. -Нальчик: Эль-Фа, 1982.

194. Эйхебаум, Б.М. О литературе: Работы разных лет [Текст] / Б.М. Эйхебаум. -М.: Сов. писатель, 1987. - 544 с.

195. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии [Текст] / Б.М. Эйхебаум. - Л.: Лениздат, 1969.- 173 с.

196. Эйхенбаум, Б.М. О. Генри и теория новеллы [Текст] / Б.М. Эйхе-баум // Звезда. - 1925. - №6. - С. 38-56.

197. Эккерман, П.П. Разговоры с Гете [Текст] / П.П. Эккерман. - М,: Наука, 1981.-224 с.

198. Эпштейн, М.Н. Новелла [Текст] / М.Н. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1987. - С. 248.

199. Юнович, Г. Новелла [Текст] / Г. Юнович // Литературная энциклопедия: В 11-ти тт.-М., 1929-1939.-Т. 8.-М.: Сов. энциклопедия, 1934.

200. Якобсон, Р. Работы по поэтике [Текст] / Р. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. - 462 с.

150

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.