Художественное воплощение темы женской судьбы в романах Элизабет Гаскелл 1848-1855 гг.: викторианский социум и женский характер тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Фирстова, Мария Юрьевна

  • Фирстова, Мария Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Пермь
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 221
Фирстова, Мария Юрьевна. Художественное воплощение темы женской судьбы в романах Элизабет Гаскелл 1848-1855 гг.: викторианский социум и женский характер: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Пермь. 2012. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фирстова, Мария Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 Глава 1. Женщина в социокультурной целостности английского

викторианского общества 29 Глава 2. Новые героини английской литературы в романах Э. Гаскелл

«Мэри Бартон» и «Руфь»

2.1. Роман Э. Гаскелл «Мэри Бартон»

2.2. Роман Э. Гаскелл «Руфь» 108 Глава 3. Женские образы и меняющийся мир

3.1. Роман Э. Гаскелл «Крэнфорд»

3.2. Роман Э. Гаскелл «Север и юг» 166 Заключение 196 Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное воплощение темы женской судьбы в романах Элизабет Гаскелл 1848-1855 гг.: викторианский социум и женский характер»

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено воплощению темы женской судьбы в художественной системе романов 1848 - 1855 гг. английской писательницы Элизабет Клегхорн Гаскелл (Elizabeth Cleghorn Gaskell-, 1810- 1865).

Женская тема становится одной из основных в литературном процессе Великобритании в XIX веке, о чем свидетельствует большое количество романов, написанных женщинами и о женщинах в этот период. Как известно, XIX век в литературе Англии стал периодом расцвета творчества писателей-женщин, подарив мировой литературе и культуре такие знаменитые сегодня имена, как Джейн Остен, Шарлота, Эмили и Энн Бронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот, Мэри Брэддон и другие. Осмыслению творческого наследия этих писательниц посвящено немало научных исследований как российских, так и зарубежных литературоведов, критиков и писателей. Тем не менее изучение художественных особенностей отражения темы женской судьбы в творчестве женщин-писательниц в литературе Англии викторианского периода сохраняет свою значимость для выявления и анализа достижений реалистической поэтики XIX в. в изображении женского характера. Обращение в работе к теме женской судьбы и ее художественному воплощению в романах Гаскелл 1848-1855 гг. вызвано очевидным интересом писательницы к изменяющемуся положению женщины в динамичном викторианском социуме в XIX в. под влиянием происходящих в нем экономических, политических, социальных и морально-нравственных перемен. Актуальность работы обусловлена назревшей необходимостью пересмотра устаревших подходов к интерпретации произведений Э.К. Гаскелл, для оценки которых долгое время в качестве основного применялся критерий достоверности художественного изображения социальных

противоречий в Британии середины XIX в.1, что оставляло за пределами исследовательского внимания собственно своеобразие художественного мира писательницы, принципов характерологии в целом и средств создания женских образов в том числе.

Объектом исследования являются содержатеьные и поэтологические особенности решения женской темы и воплощения женского характера в реалистической литературе Англии середины XIX в. Предметом исследования - формы и способы художественного изображения женской судьбы в творчестве Э. Гаскелл в 1848-1855 гг. На этот период приходится появление таких ее романов, как «Мэри Бартон» {Mary Barton, 1848), «Руфь» {Ruth, 1853), «Крэнфорд» {Cranford, 1853) и «Север и юг» {North and South, 1855). Именно они стали материалом исследования. В работе мы не рассматриваем романы «Кавалеры Сильвии» {Sylvia s Lovers, 1863) и «Жены и дочери» {Wives and Daughters, 1865), поскольку в этих произведениях Гаскелл обращается к более раннему периоду развития британского общества, чем тот, который стал предметом художественного изображения в романах 1840-x-l 850-х гг.

Целью работы является исследование проблемно-тематической структуры романов Гаскелл в аспекте решения темы женской судьбы, выявление художественных принципов и средств создания женских образов, способов изображения женского характера в обновляющемся социуме викторианской эпохи.

Цель работы определила необходимость решения следующих задач. Во-первых, рассмотреть социокультурные факторы, оказавшие влияние на положение женщины, определившие ее роль и место в обществе в викторианской Англии, что нашло свое отражение в творчестве

1 Во многом это было обусловлено оценкой, данной творчеству писательницы К.Марксом, включившим Гаскелл в «блестящую плеяду современных английских романистов, которые в ярких и красноречивых книгах раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые...» (Маркс К. Английская буржуазия // Маркс К., Эгельс Ф. Соч. Изд. 2. - М.: Полит, лит., 1958. - Т. 10. - С. 648).

писательницы. Во-вторых, выявить основные траектории женских судеб, представленные в романах 1848-1855 гг., обозначив новаторство писательницы в художественном осмыслении этого вопроса. В-третьих, обозначить художественные принципы и способы создания образов героинь из достаточно новых для романистики того времени социокультурных сфер: рабочей среды и среднего класса, - позволяющие автору отразить свое понимание роли и миссии женщины в семье и обществе в целом. В-четвертых, показать, как Гаскелл, придерживающаяся унитаристких религиозных взглядов, своеобразно использует такие традиционные для викторианства функции художественной литературы, как морально-нравственную и назидательно-дидактическую.

Поставленная цель и задачи определили применение таких методов исследования, как историко-культурный, историко-литературный и поэтологический.

Для исследования были выбраны социально-психологические и социально-бытовые по жанровой природе романы, которые английская литературная критика традиционно относит к жанру социально-проблемного романа. Выбор произведений практически одной жанровой принадлежности обусловлен стремлением показать, как писательница осмысляет тему женской судьбы в новых социальных обстоятельствах, обусловленных индустриализацией и урбанизацией страны. Эти процессы привели к выдвижению на передний край политики, экономики и культуры нового класса, называемого средним, с его либерально-индивидуалистической идеологией, кардинально отличающейся от принципов патернализма, лежащих в основе предыдущей социальной парадигмы. Гаскелл художественно исследует процесс смены общественной формации, появление новых ценностей и их коллизию с традиционными морально-нравственными императивами общественного сознания. Главным становится художественное исследование нравственно-психологических процессов, происходивших в английском обществе середины XIX в., мастерски

сконцентрированных писательницей в судьбах женщин-героинь. Для литературы этого периода оказывается справедливым тезис В.Е. Хализева: «Художественные произведения ценны в качестве свидетельства о преломленной в них реальности» [Хализев 2005: 89]. Вспомним также высказывание Т.Д. Бенедиктовой: «Реалистическое воображение социологично, поскольку предполагает активную апелляцию к общественному опыту и представлениям аудитории...» [Бенедиктова 2001: 203]. Именно поэтому для исследования были выбраны наиболее социально заостренные произведения писательницы: роман «Мэри Бартон», изображающий тяжелое положение рабочих и их семей в «голодные сороковые» годы XIX в. в Англии; роман «Руфь», осмысляющий судьбу «падшей женщины» как жертвы антигуманного общественного устройства; роман «Крэнфорд», изображающий жизнь одиноких женщин в условиях смены общественных парадигм; роман «Север и юг», главная героиня которого призвана автором «обеспечить» классовый мир и социальную стабильность всего общества.

Наиболее известным в России произведением Э. Гаскелл был и остается ее первый роман «Мэри Бартон». Произведение впервые было опубликовано в России в журнале «Время» в 1861 г., издателем которого был М.М. Достоевский, брат Ф.М. Достоевского. Переводчиком романа выступила Е.Г. Бекетова, бабушка гениального русского поэта A.A. Блока. В 1863 г. в четвертом номере журнала были напечатаны первые одиннадцать глав романа «Руфь». Несколькими годами ранее, в 1857 г., был опубликован отдельным изданием на русском языке роман «Север и Юг». Спустя десять лет, в 1867 г., появился русский перевод романа «Крэнфорд» - «Городок Кренфорд».

Произведения Элизабет Гаскелл переводили и печатали в России и в советский период. Так, роман «Мэри Бартон» был вновь переведен на русский язык E.H. Валишевской и издан в Москве в 1936 г. В 1956 г. роман вновь вышел в свет, но уже на английском языке в издательстве «Foreign

Languages» с предисловием крупного специалиста по английской литературе XIX в. И.М. Катарского и комментариями З.Е. Александровой. В 1963 г. роман был вновь опубликован «Государственным издательством

*-» гр -у/» с*

художественной литературы» уже в переводе Т. Кудрявцевой с вступительной статьей одного из ведущих в то время исследователей зарубежной литературы А.А. Елистратовой. Роман «Крэнфорд» был опубликован в переводе И. Гуровой в издательстве «Художественная литература» в 1973 г. с предисловием той же А.А. Елистратовой.

В 2011 г. в издательстве «Азбука» был опубликован новый перевод романа «Север и юг», выполненный В. Григорьевой и Е. Первушиной. В этом же году был переиздан роман «Крэнфорд».

Интерес к творчеству Э. Гаскелл в России возникал, на наш взгляд, периодически. Можно выделить несколько этапов обращения отечественных литературоведов и критиков к осмыслению и анализу ее основных произведений.

Впервые имя Элизабет Гаскелл было упомянуто в российских литературно-критических работах, как пишет М.П. Тугушева в книге «В надежде правды и добра: Портреты писательниц», А. Дружининым в одном из его «Писем об английской литературе», опубликованных в журнале «Современник» за 1853 г. [Тугушева 1989: 154].

Первое подробное отечественное исследование творчества писательницы было предпринято М. Цебриковой в ее обзорной работе «Англичанки-романистки», опубликованной отдельными частями в нескольких номерах журнала «Отечественные записки» за 1871 г. Часть обзора, посвященная романам Элизабет Гаскелл, была напечатана в выпуске № 9 (сентябрь). Следует отметить, что М. Цебрикова уделила наибольшее внимание социальной направленности (здесь и далее курсив наш. - МФ.) творчества Э. Гаскелл, подчеркнув, что именно писатель-женщина впервые в истории литературы сделала рабочих героями своих романов. Более того, М. Цебрикова выстраивает весьма примечательный ряд: «Первый голос против

рабства черных невольников, раздавшийся в английской литературе, был голосом женщины - Афры Бен, первый голос против рабства свободных граждан свободной Англии был тоже голосом женщины - мистрисс Гаскел» [Цебрикова 1871:144]. Однако при этом критик отмечает существенный недостаток романа «Мэри Бартон», заключающийся, по ее мнению, в том, что Гаскелл, будучи «верной дочерью англиканской церкви» (подобное утверждение, с нашей точки зрения, является достаточно спорным, поскольку Гаскелл воспитывалась в среде унитариев, последователей христианского религиозного течения, которое преследовалось официальной англиканской церковью вплоть до середины XIX в.), в своих романах останавливается «на воззвании к любви и к самосохранению общества», но «не указывает обществу, что надо делать» [Цебрикова 1871:146]. Проводя параллели между творчеством Э. Гаскелл и Ш. Бронте, М. Цебрикова критикует писательниц за их приверженность «пасторской морали», которая предполагает смирение с существующими общественными порядками.

М. Цебрикова отмечает реалистическую манеру письма Э. Гаскелл, что, по ее мнению, стало причиной забвения в России в XIX в. таких ее романов, как «Мэри Бартон» и «Север и юг»: «... талант мистрисс Гаскел не отличается особенной яркостью, а только безыскусственной, «трезвой», правдой, и в то время, когда ея первый и лучший роман «Мери Бартон» появился в переводе, в нашем обществе еще преобладало пристрастие к французским эффектным романам» [Цебрикова 1871:144].

В работе М. Цебриковой подробно рассматриваются «романы из быта рабочих», так она называет произведения «Мэри Бартон» и «Север и юг», а также роман «Руфь». Следует отметить, что эта работа остается весьма ценной для исследования произведений Элизабет Гаскелл, прежде всего потому, что содержит критическую оценку, выполненную в наиболее близкий по времени к творчеству писательницы исторический период, в который Россия впервые столкнулась с теми же социальными проблемами, которые осмысляются в творчестве Э. Гаскелл. На этот труд опирались

многие отечественные исследователи в области английской литературы XIX в. последующих поколений, такие, например, как В.В. Ивашева, М.П. Тугушева и A.A. Елистратова.

В XX в. творчество писательницы оценивалось далеко не однозначно. Так, в 1936 г. выходит трехтомное издание «История западноевропейской литературы нового времени» Франца Шиллера, в котором творчеству Элизабет Гаскелл дается, на наш взгляд, незаслуженно низкая оценка. Негативную оценку комментариям Ф.П. Шиллера дает и В.В. Ивашева в книге «Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании», называя замечания В.М. Фриче и Ф.П. Шиллера «устаревшими на данном этапе нашего литературоведения» [Ивашева 1974: 320].

В 1937 г. в критико-библиографическом двухнедельнике «Литературное обозрение» при журнале «Литературный критик» выходит в свет статья Д. Д. Обломиевского «Мери Бартон». Автор пишет о том, что в первой половине XIX в. в западноевропейскую литературу впервые входят «противоречия буржуазной цивилизации», а также социальные проблемы, которые приобретают для литературы огромное значение. Д.Д. Обломиевский считает, что роман «Мэри Бартон» относится к произведениям, «в которых наиболее отчетливо проявляются эти специфические для литературы того времени черты» [Обломиевский 1937: 34]. Критик рассматривает роман как произведение об истории жизни девушки, как своеобразный роман воспитания. Он пишет: «Мери Бартон» -это история молодой девушки из рабочей семьи города Манчестера - одного из крупнейших промышленных центров Англии» [Обломиевский 1937: 36].

Автор отдает должное мастерству и умению Элизабет Гаскелл изображать как быт, так и социально-политические аспекты жизни рабочих в эпоху чартистского движения: «Давая детальное и правдивое изображение домашнего быта английского рабочего, Э. Гаскелл прекрасно показывает и его общественную жизнь, рисует стачки, столкновения с штрейкбрехерами,

переговоры стачечного комитета с предпринимателями, коллективное обсуждение петиции в парламент» [Обломиевский 1937: 36].

Оценивая роман «Мэри Бартон» и творчество писательницы в целом, Д.Д. Обломиевский пишет: «Несмотря на всю буржуазную ограниченность своего мировоззрения, Элизабет Гаскелл занимает все же чрезвычайно почетное место в ряду демократических писателей XIX столетия. Она стоит в самом начале той линии европейского литературного развития, которая ведет к «Жерминалю» Золя и завершается «Матерью» Горького. Пусть она не понимает исторической роли того класса, из которого она берет своих героев, но тот факт, что героями своими она делает представителей этого класса, является немаловажной заслугой» [Обломиевский 1937: 38].

В 50-е гг. XX в. в нашей стране интерес к творчеству писательницы возрождается. Так, в 1955 г. в издательстве Академии Наук СССР выходит в свет трехтомное издание «История английской литературы» под редакцией И.И. Анисимова, A.A. Елистратовой, А.Ф. Иващенко, Ю.М. Кондратьева. Во втором томе публикуется глава, посвященная Элизабет Гаскелл, написанная A.A. Елистратовой, в которой говорится о той «немалой роли в развитии реалистического социального романа в Англии», которую сыграло творчество писательницы [Елистратова 1955: 381]. И с этим нельзя не согласиться. Значительное место в творчестве писательницы, по мнению автора главы, принадлежит роману «Мэри Бартон». Вслед за М. Цебриковой и Д.Д. Обломиевским A.A. Елистратова считает, что одним из достижений Э.Гаскелл как художника-реалиста является новаторское введение в литературу героя-рабочего, при этом исследовательница отмечает новый угол зрения, под которым он изображается: «Рабочие предстали в ее книге перед читающей Англией как существа, достойные не только сентиментальной жалости, но и глубокого уважения, как люди, сохраняющие в самых тяжелых испытаниях неподдельное мужество и чувство собственного достоинства, способные к самопожертвованию и к героической борьбе. Рабочие - герои Гаскелл, введенные ею в литературу, - резко

отличаются от бесчисленных персонажей позднейшей мещанской "литературы о бедных"» [Елистратова 1955: 382].

В продолжение мысли о способе изображения рабочих в литературе A.A. Елистратова отмечает новые элементы повествования, органично вводимые писательницей в ткань художественного произведения: «Рисуя образы рабочих и работниц, Гаскелл широко пользуется фольклором. Ее роман приобретает особую поэтичность и художественную убедительность благодаря приводимым ею песням манчестерских рабочих и стихам.... Язык ее героев - это живая народная речь» [Елистратова 1955: 384]. Большое внимание в анализе произведения уделяется разработке образа революционера-чартиста, рабочего Джона Бартона. На примере образа этого героя A.A. Елистратова показывает, на ее взгляд, сильные и слабые черты реализма Э. Гаскелл: с одной стороны, «искреннее сочувствие трудящимся», а с другой - «иллюзии о возможности "примирения" классовой борьбы в буржуазном обществе, заставляющие ее отступать от жизненной правды» [Елистратова 1955: 385]. Одним из достоинств реализма писательницы автор главы считает акцент на социальной детерминированности образов ее героев: «Гаскелл отдает себе отчет в общественных причинах, формирующих и направляющих развитие характера Бартона...» [Елистратова 1955: 385].

A.A. Елистратова особо отмечает тот эволюционный путь развития, который проходит Джон Бартон в романе. С нашей точки зрения, изображение эволюции героя, его постепенного нравственного изменения характерно для всего творчества писательницы: например, мотив эволюции присутствует в образах Маргарет Гейл, Николаса Хиггинса и Джона Торнтона в романе Э. Гаскелл «Север и Юг».

Рассматривая этот роман, A.A. Елистратова отмечает, что он «уже не обладает ни смелостью, ни реалистической глубиной первой книги Гаскелл» [Елистратова 1955: 389]. Автор главы подчеркивает смену точек зрения в изображении сохраняющихся острых конфликтов в обществе того периода в этом произведении: «Но все это показано уже не "снизу", в свете интересов и

нужд самих рабочих, как в "Мэри Бартон", а "сверху", с точки зрения обеспеченных "средних" классов, от лица героини романа Маргарет Хэйл» [Елистратова 1955: 389]. Иначе говоря, то обстоятельство, что писательница обращается к анализу роли ведущей социальной силы времени - среднему классу, ставится ей в вину, что вполне соответствовало идеологическим установкам отечественного литературоведения 1950-х гг. Однако это не снижает общего высочайшего уровня анализа романа в его проблемно-тематическом аспекте, не умаляет открытий А.А.Елистратовой художественных особенностей мировоспроизведения писательницы.

Анализ образа главной героини A.A. Елистратовой во многом перекликается с трактовкой М. Цебриковой, которая в работе «Англичанки-романистки» писала об образе Маргарет: «Этот женский тип резко выдается посреди неземных и бесцветных мисс, как большинство героинь, которыми наводнили литературу английские романисты и в том числе Диккенс и Теккерей, когда они хотели дать положительный идеал женщины. Одни женщины-писательницы заметили глухое брожение женских сил, которые выступают за узкое русло, отмеренное им жизнью. Но и в Маргарите, равно как и в героинях Шарлоты Бронте, все оканчивается брожением; тревожные силы, выступив из русла, снова вступают в него, несколько расширив его, но не сливаются с потоком мировой жизни» [Цебрикова 1871: 159]. По мнению A.A. Елистратовой, именно в этом и заключается самая уязвимая сторона романа Гаскелл: «... проблема индивидуальной моральной независимости и свободы мысли и чувства, за которые пытается бороться в своей личной жизни ее героиня, не связана с "потоком мировой жизни", с освободительной борьбой трудящихся масс» [Елистратова 1955: 390].

В главе, посвященной творчеству писательницы, лишь вскользь упоминается роман «Крэнфорд» {Cranford, 1853) как поворот к более частной, бытовой тематике в поисках «мирного приюта от недавних бурь общественной жизни», в котором изображается «стилизованная патриархальная утопия наподобие веселого Дингли-Делла из "Пиквикского

клуба"» [Елистратова 1955: 391]. Более подробное рассмотрение роман получает в предисловии A.A. Елистратовой к изданию этого произведения в 1973 г.

Роману «Руфь» {Ruth, 1853) A.A. Елистратова не уделяет, на наш взгляд, достаточного внимания, сводя его главное значение к сатирически-разоблачительной передаче образов английских буржуа. Так, автор исследования пишет: «В своем разоблачении буржуазного ханжества и самодовольства Гаскелл в "Руфи" перекликается с вышедшим годом позже "Тяжелыми временами" Диккенса. Образ Брэдшо, в частности, во многом предвосхищает фигуры Грэдграйнда и Баундерби Диккенса, но социальный фон в "Руфи" разработан гораздо слабее, чем в "Тяжелых временах" [Елистратова 1955: 392]. К сожалению, глубокий идейно-содержательный аспект произведения Э. Гаскелл, его морально-нравственный и религиозный пафос, а также философское значение произведения остаются за рамками вышеприведенного анализа. A.A. Елистратова сводит все к истории «девушки из народа, молоденькой швеи, соблазненной "джентльменом"» [Елистратова 1955: 392].

Другим исследователем, привлекшим внимание читателей к творчеству Э. Гаскелл в тот период, но уже в аспекте преломления идейного содержания ее самого известного романа «Мэри Бартон» в творчестве Ф.М. Достоевского, был Л.П. Гроссман. Его статья «Достоевский и чартистский роман», вышедшая в четвертом номере журнала «Вопросы литературы» в 1959 г., заслуживает подробного рассмотрения.

Так, Л.П. Гроссман указывает на тот факт, что Ф.М. Достоевский, как и Гаскелл, обращается к осмыслению острых социальных вопросов и конфликтов современности, прежде всего - к ужасающему положению рабочих, невыносимым условиям жизни этих «бедных людей» в большом городе. Автор статьи отмечает намеренность выбора братьями Ф.М. Достоевским и М.М. Достоевским романа «Мэри Бартон» для публикации в их журнале: «Приступая к изданию литературного журнала, Достоевский как

редактор смело вводит в журнальную прозу 60-х гг. новую, большую тему, близкую задачам его раннего творчества. Это тема об отверженных капиталистического мира, но уже не пассивных и безмолвствующих, а поднимающих вооруженную руку на своих угнетателей» [Гроссман 1959: 150]. Развивая мысль об идейно-содержательной общности творчества писателей, автор конкретизирует: «... тема пауперизма, столь волновавшая Достоевского еще в 40-х годах, предстала перед ним в этой книге («Мэри Бартон». - М.Ф.) под совершенно новым углом зрения. Роман из быта трудящихся Манчестера конца 30-х годов, то есть эпохи тяжелого экономического кризиса и организации рабочего движения, развертывает картины ужасающей безработицы, нищеты, голода и социального угнетения на фоне большого индустриального города со всеми резкими контрастами жизни предпринимателей и фабричных. Об этом еще ничего не было сказано в русской художественной литературе» [Гроссман 1959: 149].

Обращаясь к образу большого промышленного города в творчестве Достоевского, Л.П. Гроссман отмечает, что образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (1866) во многом создавался под влиянием тех страниц первого романа Гаскелл, на которых изображался Манчестер как «скопище грязи и позора». Автор также отмечает новаторство русского писателя в изображении большого города, утверждая, что образ Петербурга строился уже с учетом нового типа романа, а именно романа социального, с которым Достоевский познакомился на примере произведения Э. Гаскелл: «В духе нового социального романа строится и Петербург "Преступления и наказания", с его трактирами, притонами, ростовщиками, алкоголиками, голодающими детьми, нищими, туберкулезными, утопленницами и, наконец, главным героем - идеологическим убийцей во имя высшей человечности» [Гроссман 1959:158].

Упоминая о влиянии романа Э. Гаскелл, проявившемся в изображении семьи Мармеладовых, Л.П. Гроссман, однако, справедливо уходит от прямого сопоставления образа «идеологического убийцы» Раскольникова и

совершившего убийство по жребию Джона Бартона: «По неизмеримо более глубоким и сложным концепциям строил интеллектуальную драму Раскольникова Достоевский, изображая ужасающую отъединенность от всех людей одного рассудочного убийцы, пораженного непредвиденными ошибками своей беспощадной теории» [Гроссман 1959:157].

Тем не менее, автор отмечает общий для обоих произведений мотив раскаяния в совершенном зле, повлекшем за собой не освобождение духа, а все новые страдания ни в чем не повинных людей, а также мотив тотального одиночества человека, посягнувшего на самое ценное, что есть у человека, -на его жизнь. Так, Л.П. Гроссман пишет о состоянии Джона Бартона после убийства: «Но Джона Бартона ждет другая трагедия - нравственная. С самой

ночи убийства его жизнь стала для него моральной пыткой......Страшнее

всего для него возникшее с момента преступления одиночество: он навеки потерял право помогать ближнему» [Гроссман 1959:155].

На наш взгляд, исследование влияния отдельных мотивов творчества Э. Гаскелл на русскую литературу на примере творчества Ф.М. Достоевского является весьма перспективным направлением, позволяющим прослеживать связь русской литературы с мировой, подчеркивая включенность отечественной литературы в общемировой художественный контекст как в идейно-содержательном аспекте, так и формально-поэтологическом. В продолжение высказанной мысли нам представляется особенно интересным осуществление сопоставительного анализа еще одного, к сожалению, до сих пор мало изученного в отечественной науке произведения писательницы «Руфь» {Ruth, 1853) и романа великого русского писателя JI.H. Толстого «Воскресение» (1899). В зарубежном литературоведении была предпринята подобная попытка; например, в работе Джози Веллингтон «Честный реализм» (Josie Bellington, Faithful Realism, 2002) этому посвящена целая глава.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фирстова, Мария Юрьевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гаскелл Э. Крэнфорд: Роман / пер. с англ. И. Г. Гуровой. М.: Эксмо, 2011. 120 с.

2. Гаскелл Э. Мэри Бартон. Манчестерская повесть: Роман / пер. с англ. Т. Кудрявцевой. Вступ. ст. А.А. Елистратовой М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. 471 с.

3. Gaskell Elizabeth С. Cranford and Other Stories. London: Wordsworth Editions Limited, 1998. 543 p.

4. Gaskell E. Mary Barton / Foreword by M.I. Katarsky, Commentry by Z.E. Alexandrova. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1956. 478 p.

5. Gaskell E. North and South. London: Penguin Books, 1994. 521 p.

6. Gaskell E. Ruth. London: Penguin Books, 2004. 397 p.

7. Абраме Л. Формирование европейской женщины новой эпохи 17891918 / пер. с англ. Е. Незлобиной. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2011. 408 с.

8. Александр Ф., де Л'Онуа Б. Королева Виктория / пер. с франц. И. Сосфеновой. М.: Молодая гвардия, 2007. 528 с.

9. Андриевская А.А. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Л. Арагона. Киев: Изд-во Киевского университета, 1967. 171 с.

10. Аникст А.А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956. 483 с.

11. Ауэрбах Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976. 556 с.

12. Банк Л.Р. Ирония как предмет поэтики романов Дж. Остен «Нортингерское аббатство» и «Гордость и предубеждение»// Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Перм. ун-т, 2002. С. 200 - 207.

13. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.: Мысль, 1991.397 с.

14. Барг М.А. Кромвель и его время. М.Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960. 244 с.

15. Басовская Н. Ищи женщину // Знание - сила. 1996. №8. С. 86-96.

16. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Художественная литература, 2000. 336 с.

17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

19. Белинский В.Г. Русская литература в 1840 г. // Белинский В.Г. Полное собр. соч. В 13 т. М.: Изд-во АНСССР 1953-1959. Т.4. 675 с.

20. Библейская энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2002. 768 с.

21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1999. 1376 с.

22. Борев Ю. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970. 272 с.

23. Бронте Ш. Джен Эйр: Роман / пер. с англ. В. Станевич. М.: Худож. лит., 1989. 493 с.

24. Бронте Ш. Шерли: Роман / пер. с англ. И. Грушецкой, Ф. Мендельсона. СПб: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. 640 с.

25. Бронте Э. Незнакомка из Уайлдфелл-Холла: Роман / пер. с англ. И.Г. Гуровой. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 446[2] с.

26. Брэддон М.Э. Тайна леди Одли: Роман / пер. с англ. Е .Фельдмана. М.: Гелеос, 2008. 416 с.

27. Будрин Е. Михаилъ Серветъ и его время // Будрин Е. Антитринитарш шестнадцатаго века. Выпускъ первый. Казань: Типография Императорскаго Университета, 1878. 399 с.

28. Будрин Е. Разборъ вероучешя социшанской секты // Будрин Е. Антитринитарш шестнадцатаго века. Выпускъ третш. Казань: Типография Императорскаго Университета, 1889. 316 с.

29. Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 2006. 680 с.

30. Бенедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX в. // Зарубежная литература второго тысячелетия 10002000. М.: Высшая школа, 2001. С. 186 - 221.

31. Вершинина Д.Б. Британский суфражизм и викторианские ценности // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 20. М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 135 - 154.

32. Вершинина Д.Б. Грани женской эмансипации в судьбах и творчестве британских писательниц XVIII - XIX вв. // Проблемы метода и поэтике в мировой литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Перм. унт, 2005. С. 5-12.

33. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.

34. Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80-х гг. XIX в. События и люди. Ленинград: изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 166 с.

35. Виноградов К.Б., Суртаев П.Б. Королева Виктория, принц-супруг Альберт и крымская война. // Новая и новейшая история. 2004. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.rU/VV/PAPERS/HISTORY/CRIME.HTM#45 (дата обращения 21.01.2012)

36. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 448 с.

37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Наука, 1988. 455 с.

38. Гинзбург JI.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. 464 с.

39. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. 222 с.

40. Готорн Н. Алая буква / пер. с англ. // Готорн Н. Избранные произведения: в 2-х т. Л.: Худож. лит., 1982. Т.1. 456 с.

41. Гроссман Л. Достоевский и чартистский роман // Вопросы литературы. 1959. №4. С. 147-158.

42. Диккенс Ч. Тяжелые времена / пер. В. Топера // Диккенс. Ч. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 8. Рождественнские повести; Тяжелые времена; Большие надежды: Романы: Пер. с англ. / Послесл. Н. Михальской; Коммент. А. Парфенова и М. Лорие. М.: Худож. лит., 1986. 736 с.

43. Днепров Д.Н. Проблема реализма. М.: Советский писатель, 1961. 371 с.

44. Дьяконова Н.Я. Романы Элизабет Гаскелл и Шарлотты Бронте: «Мери Бартон» и «Шерли» (опыт сопоставительного анализа) // Филологические науки. 2004. №5. С. 52-57.

45. Елистратова A.A. Гаскелл // История английской литературы в 3 т. / под ред. И.И. Анисимова, A.A. Елистратовой, А.Ф. Иващенко, Ю.М. Кондратьева. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. Т.2. С. 381-393.

46. Затонский Д.В. Искусство романа и XX в. М.: Прогресс, 1973. 535 с.

47. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. Лики и линии. Киев: Наукова думка, 1984. 279 с.

48. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1974. 464 с.

49. Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший...» Английский роман XIX века в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1990. 479 с.

50. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для филол. спец. вузов / В.Н. Богословский, A.C. Дмитриев, H.A. Соловьева и др.; Под ред. H.A. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с.

51. История Европы. Т. 3. От средневековья к Новому времени (конец XV - первая половина XVII в.) / под ред. JI.T. Мильской В.И. Рутенбург М.: Наука, 1993. 656с.

52. Карельский A.B. От героя к человеку: два века западноевропейской литературы. М.: Советский писатель, 1990. 400 с.

53. Кеттл А. Введение в историю английского романа / пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. 446 с.

54. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX в. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1971. 144 с.

55. Клименко Е.И. Традиция и новаторство в английской литературе. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1961. 192 с.

56. Кожинов В.П. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 1963. 439 с.

57. Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: ин-т комп. иссл., 2006. 552 с.

58. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 110 с.

59. Лабутина Т.Л. Женское образование в стюартовской Англии (1603 -1714 гг.) // Новая и новейшая история. 2001. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VY/PAPERS/HISTORY/BABES.HTM (дата обращения 21.01.2012)

60. Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. М.; Л.: Наука, 1964. 102 с.

61. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999. 190 с.

62. Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

63.Маркс К. Английская буржуазия // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. М.: Полит, лит, 1958. Т.10. С.645 - 650.

64. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.: Издательство политической литературы, 1984. 63 с.

65. Милль Дж. С. О свободе // Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. С. 617-625. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/66.php (дата обращения 14.03.2011)

66. Михайлов М.Л. Избранное / Подг. текста и примеч. Г. Г. Елизаветиной. М.: Художественная литература, 1979. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gud t/text_0010.shtml (дата обращения 23.11.2011).

67. Михайлов H.H. Теория художественного текста. М.: Филология, 2006. 224 с.

68. Михальская Н.П. История английской литературы М.: Академия, 2007. 480 с.

69.Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М: Просвещение, 1959. 124 с.

70.Мортон А.Л. История Англии / пер. с англ. М.: изд-вд Иностранной литературы, 1950. 462 с.

71.Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 606 с.

72. Обломиевский Д.Д. Мери Бартон // Литературное обозрение (критико-библиографический двухнедельник при журнале «Литературный критик»). 1937. №15. С. 34-38.

73. Общество. Литература. Чтение: Восприятие литературы в теоретическом аспекте. М.: Прогресс, 1978. 293 с.

74. Остин Дж. Эмма: Роман / пер. с англ. М. Кан. СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. 544 с.

75.0стен Дж. Гордость и предубеждение: Роман / пер. с англ. А. Грызунова. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

76. Очерки истории Англии / под ред. Г.Р. Левина. М.: Госуд. учебно-педагогическое изд-во Министерства Просвешения, 1959. 356 с.

77. Писатели Англии о литературе XIX-XX вв. Сборник статей. М.: Прогресс, 1981.

78. Поспелов В.Г. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. 351 с.

79. Поспелов Н.Г. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965.360 с.

80. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.

81. Проскурнин Б.М. О новых подходах к викторианству как социокультурному прецеденту // Вестник Пермского университета. Вып.4. Иностранные языки и литературы. Пермь, 2004. С. 5-11.

82. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. Из истории зарубежной литературы 1830-1870-х гг. Английские реалисты XIX в. (Ч. Диккенс, У. М. Теккерей, Ш. Бронте). Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1994. 152 с.

83. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. Из истории зарубежной литературы 1830-1870-х гг. Западноевропейский реализм после 1848 г. Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1996. 228 с.

84. Проскурнин Б.М. Английский политический роман XIX века: очерки генезиса и эволюции. Пермь: изд-во Пермского университета, 2000. 286 с.

85. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX в. Западноевропейская реалистическая проза. М.: Флинта: Наука, 2004.416 с.

86. Проскурнин Б.М., Хьюитт К. Роман Дж. Элиот «Мельница на Флоссе»: Контекст. Эстетика. Поэтика. Пермь: изд-во Пермского университета, 2004. 93 с.

87. Проскурнин Б.М. Идеи времени и зрелые романы Дж. Элиот. Пермь: изд-во Пермского университета, 2005. 144 с.

88. Ревуненкова В.Н. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.: Мысль, 1988. 205с.

89. Ремизов Б. Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев: Вищашк., 1974. 171 с.

90. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1989. 268 с.

91. Рюмина М. Тайна смеха, или Эстетика комического. М: Знак, 1998. 250 с.

92. Смайлс С. Жизнь и труд, или Характеристики великих людей // Смайлс С. Собр. соч. в 2-х т. М.: ТЕРРА, 1997. Т.2. 480с.

93. Современная западная философия. Словарь / Сост. Малахов B.C., Филатов В.П., М.: Политиздат, 1998. 544 с.

94. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2002. 256 с.

95. Стрэчи JI. Королева Виктория / пер. с англ. И. Малышко. М.: Книжный Клуб «Книговек», 2010. 240 с.

96. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1988. 195 с.

97. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т.1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: ACADEMIA, 2004. 512 с.

98. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Учпедгиз, 1971. 448 с.

99. Толмачев В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000. М.: Высшая школа, 2001. С. 117-186.

100. Тревельян Дж. M. Социальная история Англии. Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории / пер. с англ. A.A. Крушинской, К.Н. Татариновой. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. 607 с.

101. Тугушева М.П. В надежде правды и добра: Портреты писательниц. М.: Худож. лит., 1989. 271 с.

102. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. 336 с.

103. Урнов Д.М. Вильям Годвин - основоположник «социального романа» // Из истории западноевропейской литературы XVIII-XIX вв. М.: Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 1957. С. 27-54.

104. Уэллек Р. Уоррен О. Теория литературы / пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. 325 с.

105. Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1995. 195 с.

106. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1988. 182 с.

107. Форти С. Символы. Энциклопедия / пер. с англ. Н.Гончарук, М.Почкина. М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2005. 256 с.

108. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. 448 с.

109. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2005. 405 с.

110. Цебрикова М. Англичанки-романистки // Отечественные записки. Санкт- Петербург, 1871. № 9. С. 121 - 172.

111. Янкелевич В. Ирония. Прощение. М.: Республика, 2004. 335 с.

112. Acton W. Prostitution, Considered in Its Moral, Social & Sanitary Aspects, in London and Other Large Cities. London: J. Churchill, 1857. 189 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://books.google.ru/books/about/Prostitution_considered_in_its_moral_ soc.html?id=XJsrHfQqL5sC&redir_esc=3y (дата обращения 21.10. 2011)

113. Acton W. The Functions and Disorders of the Reproductive Organs in Childhood, Youth, Adult Age, and Advanced Life, Considered in Their Physiological, Social, and Moral Relations. London: J. Churchill, 1862. 218 p.

114. Arblaster A. The Rise and Decline of Western Liberalism. Oxford: Backwell, 1987. 394 p.

115. A Worship Resource to Celebrate the 200th Anniversary of the Birth of Elizabeth Gaskell, 2010. 15 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unitarian.org.uk/pdfs/Gaskell_Worship Pack.pdf (дата обращения 17.12. 2010)

116. Beer P. Reader, I Married Him. A Study of the Women Characters of Jane Austen, Charlotte Bronte, Elizabeth Gaskell and George Elliot. London and Basingstoke: The MacMillan Press Ltd., 1980. 213 p.

117. Bellington J. Faithful Realism: Elizabeth Gaskell and Leo Tolstoy. A Comparative Study. London: Associated University Presses, 2002. 227 p.

118. Best G., Lodge R. Mid-Victorian Britain, 1851-1875. St. Albans: Partner Books, 1971. 350 p.

119. Bigelow G. Fiction, Famine, and the Rise of economics in Victorian Britain and Ireland. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 229 p.

120. Bodenheimer R. The Politics of Story in Victorian Social Fiction. New York: Cornell University Press, 1988. 247 p.

121. Black J., Macraid D.M. 19-th Century Britain. New York: Palgrave Macmillan, 2003. 349 p.

122. Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. Chicago and London: University of Chicago Press, 1981. 552 p.

123. Brent R. Liberal Anglican Politics: Whiggery, Religion and Reform, 1830-1841. Oxford: Clarendon Press, 1987. 352 p.

124. Briggs A. Victorian People. A Reassessment of Persons and Themes 1851-67. Chicago: The University of Chicago Press, 1955. 320 p.

125. Brooks C. Signs for the Times. Symbolic Realism in the Mid-Victorian World. London: Unwin Hyman, 1984. 202 p.

126. Brown S. A. Devoted Sisters. Representations of the Sister Relationship in Nineteenth-Century British and American Literature. Aldershot: Ashgate, 2003. 177 p.

127. Butler J. E. Personal Reminiscences of a Great Crusade. London: Horace Marshall &Son, 1910. 245 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archive.org/details/personalreminiscOQbutliala (дата обращения 10.10.2011)

128. Calder J. Women and Marriage in Victorian Fiction. London: Thames and Hudson Ltd., 1976. 223 p.

129. Calvin J. Harmony of the Law. Vol.2. Grand Rapids, MI: Christian Classical Ethereal Library, 1998. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ccel.Org/ccel/calvin/calcom04.iii.x.xviii.html (дата обращения 20.01.2012).

130. Carlyle Th. Chartism // Victorian Age. An Anthology of Sources and Documents / Edited by J. M. Guy. London, New York: Routledge, 2002. P. 155 - 166.

131. Cazamian L. The Social Novel in England. 1830 - 1850. V.2. London and Boston: Routledge & Kegan Paul, 2009. 369 p.

132. Chappie J. Unitarian Dissent // Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell / Edited by Jill L. Matus. New York; Cambridge University Press, 2007. P.164-177.

133. Charles Kingsley: His Letters and Memories of His Life in Two Volumes. Vol. II. / Edited by his wife. London: Macmillan and Co., 1894. 367 p.

134. Chesney K. The Victorian Underworld. Harmondsworth: Penguin Books, 1982. 464 p.

135. Clark A. The Struggle for the Breeches: Gender and the Making of the British Working Class. Berkeley: University of California Press, 1995. xv + 416 p.

136. Cobden J.C. The White Slaves of England. New York: C.M. Saxton, 1860. 498 p.

137. Creg W.R. The Great Sin of Great Cities London: J. Chapman, 1853. 52 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://books.google.ru/books/about/The_great_sin_of_great_cities.html (дата обращения 10.10.2011)

138. Critics of Capitalism. Victorian Reactions to "Political Economy"/ Edited by Elizabeth Jay and Richard Jay. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.268 p.

139. Davidoff L., Hall C. Family fortunes: men and women of the English middle class, 1780-1850. London: Routledge, 2002. 563 p.

140. Davis Ph. The Victorians / The Oxford English Literature History. Volume 8. 1830-1880. Oxford: Oxford University Press, 2004. 631 p.

141. Dickens Ch. Hard Times. London: Penguin Books, 1994. 268 p.

142. Duthie E.L. The Themes of Elizabeth Gaskell. London and Basingstoke: The Macmillan Press Ltd., 1980. 217 p.

143. Easson A. Elizabeth Gaskell. London: Routledge and Kenan Paul, 1979. 278 p.

144. Eliot G. Middlemarch / Edited with notes by David Carroll with an Introduction by Felicia Bonaparte. Oxford: Oxford University Press, 1998. 810 p.

145. Ellis S. The Women of England: Their Social Duties, and Domestic Habits // Victorian Age. An Anthology of Sources and Documents / Edited by J. M. Guy. London, New York: Routledge, 2002. P. 495 - 504.

146. Flint K. Elizabeth Gaskell. Plymouth: Northcote House Publishers Ltd., 1995. 71p.

147. Foster Sh. Elizabeth Gaskell. A Literary Life. London: Palgrave MacMillan, 2002. 202 p.

148. Fryckstedt M. C. Elizabeth GaskelFs Mary Barton and Ruth: A Challenge to Christian England. Doctoral Thesis at Uppsala University. Uppsala, 1982.213 р.

149. Gaskell P. The Manufacturing Population of England. London: Baldwin and Cradock, 1833. 36lp. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://books.google.ru/books/about/The_manufacturing population of Eng land.html (дата обращения 17.11.2011)

150. Gerin W. Elizabeth Gaskell: a Biography. Oxford: Oxford University Press, 1976. 318 p.

151. Green Т. H.: Ethics, Metaphysics, and Political Philosophy / Ed. by William J. Mander and Maria Dimova-Cookson. Oxford University Press, 2006. 336 p.

152. Harrison J.F.C. The Early Victorians, 1832-1851. London: Panter, 1973. 224 p.

153. Hewitt K. Understanding English Literature. Oxford: Perspective Publications, 2008. 275 p.

154. Holt R.V. The Unitarian Contribution to Social Progress in England. London: The Lindsey Press, 1952. 364 p.

155. Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind, 1830-1870. New Haven and London: Yale University Press, 1985. 467 p.

156. Jaffe A. Cranford and Ruth // Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell / Edited by Jill L. Matus. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 46-58.

157. Jay E. Women Writers and Religion // Women and Literature in Britain, 1800-1900 / Edited by Joanne Shattock. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 251-275.

158. Jameson A. Sisters of Charity, Catholic and Protestant, Abroad and at Home. London: Longman, Brown, Green, & Longmans, 1855. 144 p.

159. Jones E. Woman's Wrongs. A Novel. - In Four Books. 1855. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http.V/gerald-massey.org.uk/iones/bwoman's wrongs.htm (дата обращения 23.11.2011)

160. Kincaid J.R. Annoying the Victorians. New York and London: Routledge, 1995.281 p

161.Kingsley Ch. Yeast. New York and London: The Co-operative Publication Society, 1899. 349 p.

162. Logan W. The Great Social Evil: Its Causes, Extent, Results, and Remedies. London: Hodder and Stoughton, 1871. 243 p.

163. Mathias P. The First Industrial Nation. An Economic History of Britain 1700- 1914. London and New York: Methuen, 1983. 493 p.

164. Matus J. L. Mary Barton and North and South // Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell / Edited by Jill L. Matus. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 27-45.

165. Mayhew H. London labour and the London poor: a cyclopaedia of the conditions and earnings of those that will work, those that cannot work and those that will not work. Vol. IV. London: Griffin, Bohn, and Company, 1862.467 p.

166. Mill J.S. On Liberty and other Essays. Oxford: Oxford University Press, 1991.604 р.

167. Mill J.S. The Subjection of Women. London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1869. 188 p.

168.Moran M. Victorian Literature and Culture. London: Continuum, 2006. 184 p.

169. Nestor P. Female Friendships and Communities. Oxford: Clarendon Press, 1985.220 р.

170. Paliamentary Papers, 1831-1832, vol. XV: 44, 95-97, 115, 195, 197, 339, 341-342 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.victorianweb.org/history/workers 1 .html (дата обращения 17.11.2011)

171. Priestley J.B. The English. London: Heinemann, 1974. 256 p.

172. Pugh M. A History of Britain. 1789-2000. Oxford: Perspective Publications, 2001. 285 p.

173. Purchase S. Key Concepts in Victorian Literature. Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2006. 282 p.

174. Rubenius A. The Woman Question in Mrs. GaskelFs Life and Works. New York: Russel and Russel, 1973. 396 p.

175. Ruskin J. Sesame and Lilies // Victorian Age. An Anthology of Sources and Documents/ Edited by J. M. Guy. London, New York: Routledge, 2002. P. 505 -519.

176. Shattock J. The Oxford Guide to British Women Writers. Oxford: Oxford University Press, 1993. 492 p.

177. Stiles R.P. An Examination of Selected Binary Oppositions in the Work of Elizabeth Gaskell which Serve to Demonstrate the Author's Response to Unitarianism and Other Prevalent Influences within Mid-Victorian Society. PhD thesis, University of Glasgow, 1995 p. 245. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theses.gla.ac.uk/1699/ (дата обращения 23.11.2011)

178. Stubbs P. Women & Fiction. Feminism & the Novel 1880 - 1920. London: Methuen & Co. Ltd., 1981. 263 p.

179. Tennyson A. The Princess. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classiclit.about.com/library/bl-etexts/atennvson/bl-aten-princess.htm (дата обращения 06.08.2011)

180. The Cambridge Companion to the Victorian Novel / Edited by Deirdre David. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 267 p.

181. The Letters of Mrs. Gaskell / Edited by J.A.V. Chappie, Arthur Pollard. Manchester: Manchester University Press, 1966. 1010 p

182. The Mid-Victorian Generation 1846 - 1886 / Edited by K. Theodore Hoppen // The New Oxford History of England / Edited by J.M. Roberts. Oxford: Clarendon Press, 2003. 787p

183. The Nineteenth Century. The British Isles: 1815-1901. Oxford: Oxford University Press, 2000. 342 p.

184. The Oxford Annotated Bible / Edited by Herbert G. May and Bruce M. Metzger. New York: Oxford University Press, 1962. 1544 p.

185. The Oxford Companion to the Bible / Edited by Bruce M. Metzger, Michael D. Coogan. New York: Oxford University Press, 1993. 874 p.

186. The Victorian Mind. An Anthology of Key Writings by Major Victorians on Education, Social Welfare, Religion, Science & Art / Edited & Selected by Gerald B. Kauvar and Gerald C. Sorensen with a Preface by Jane Fawcett. London: Cassell & Company Ltd., 1969. 375 p

187. The Victorian Novel / Edited by D. David. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 267 p.

188. The Works of Thomas Hood: Comic and Serious in Prose and Verse with All the Original Illustrations. Part Nine. London: Kessinger Publishing, 2004. 464 p.

189. Thomson P. The Victorian Heroine: A Changing Ideal, 1837 - 1873. Oxford: Oxford University Press, 1956. 178 p.

190. Tillotson K. Novels of the Eighteen-Forties. Oxford: Oxford University Press, 1962. 328 p.

191. Trollope A. Can You Forgive Her? / Edited with an Introduction by S. Wall Oxford, New York: Penguin Books, 1986. 847 p.

192. Uglow J. Elizabeth Gaskell: A Habbit of Stories. Faber and Faber. London and Boston, 1993. 690 p.

193. Wallace Th. British Slavery, an Appeal to the Women of England: also, the Duty of Abolishing the Late Hour System, and Maxims for Employers. London: W.F. Ramsay, Ward and Co., 1850. 80 p.

194. Wheeler M. English Fiction of the Victorian Period 1830-1890. London and New York: Longman, 1994. 292 p.

195. Wright E. Mrs. Gaskell. The Basis for Reassessment. London: Oxford University Press, 1965. 285 p.

196. Young G. M. Victorian England. Portrait of an Age. Oxford: Oxford University Press, 1936. 220 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.