ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЭПОХИ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР В ТВОРЧЕСТВЕ И. МАКЬЮЭНА И М. ЭМИСА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Иванова Анна Сергеевна

  • Иванова Анна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 206
Иванова Анна Сергеевна. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЭПОХИ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР В ТВОРЧЕСТВЕ И. МАКЬЮЭНА И М. ЭМИСА: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванова Анна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Отражение эпохи Маргарет Тэтчер в творчестве Иэна Макьюэна

1.1 Киносценарий «Обед пахаря» и роман «Дитя во времени»: поиск пути из мира внутреннего к миру внешнему

1.2 Фальсификация прошлого и настоящего и ее идеологическая детерминированность в киносценарии «Обед пахаря»

1.3. Своеобразие художественного пространства и его функции в романе «Дитя во времени»

1.4. Проблемы воспитания и образования в эпоху тэтчеризма и их отражение в романе «Дитя во времени»

Глава 2. Образ эпохи тэтчеризма в раннем творчестве Мартина

Эмиса

2.1. Социальные вопросы и апокалиптические мотивы в ранних произведениях М. Эмиса

2.2. Тело как метафора эпохи тэтчеризма: экзистенциальный аспект романа «Деньги»

2.3. Изображение Лондона эпохи Маргарет Тэтчер в романе «Деньги»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЭПОХИ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР В ТВОРЧЕСТВЕ И. МАКЬЮЭНА И М. ЭМИСА»

Введение

Внимание к человеческой личности в условиях переходной культурно-исторической эпохи, к ее поведению, реакции на происходящее, оценке реальности, взаимодействию с «другими», властью и т.д., а также к воздействию идеологии на сознание индивида неиссякаемо. Результат этого интереса находит отражение в произведениях искусства в повышенном внимании к антропологическим и онтологическим вопросам, к культурно-социальному контексту эпохи. Как правило, некоторые жанры отличаются особым пристрастием к подобному материалу. Так, в литературе роман воспринимается «как средство отображения реальности, ... становится свидетельством исторических перемен»1. Герои и обстоятельства, рожденные мыслью писателя, в той или иной степени представляют авторскую концепцию видения реального мира. В то же время и художественная значимость, целостность литературного произведения осмысляется читателем и критиком не изолированно, а в совокупности с историческим и культурным контекстом. Такой подход напрямую связан с вопросом о процессе смены эпох. В теоретических работах разных исследователей этой проблемы (О. Шпенглера, В. Вельфина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, П.Н. Сакулина, В.П. Трыкова и др.) можно обнаружить общие черты. Во-первых, смена эпохи - явление кризисное, во-вторых, переход от одного исторического периода к другому сопровождается изменениями в системе социальных, духовных и эстетических ценностей. Эта реорганизация связана с переосмыслением наследия прошлого, имеющихся в нем традиций, трансформацией этого социокультурного опыта для решения актуальных проблем. Так, например, Н.Т. Пасхарьян, обобщая филологическую мысль о закономерностях смены эпох, полагает, что «историко-культурные "рубежи"» предлагают «чрезвычайное разнообразие и разнонаправленность художественных тенденций», которые возможно наблюдать в процессе развития истории2. В данной работе под «эпохой» понимается ограниченный историко-культурный

1 См.: Михальская Н. П., Аникин Г. В. Английский роман ХХ века. М., 1982. 192 с.

2 См.: Пахсарьян Н. Т. К проблеме изучения литературных эпох: понятие рубежа, перехода и перелома // Литература в диалоге культур-2. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2004. С. 14.

период, наделенный определенным художественно-эстетическим и социополитическим потенциалом, который представляет некое «синтетическое единство» и находит выражение в разных формах культуры.

Началом очередной эпохи в Великобритании можно считать середину 70-х, когда у власти оказалась Маргарет Тэтчер. Потерявшая к этому моменту свои колонии и имперский статус, оказавшаяся в тисках экономического кризиса Британия впадает в зависимое положение от других европейских государств. Кроме того, страна переживала не только экономический спад, но и кризис «политического лидерства, методов и форм»3. Сложившаяся ситуация требовала срочного разрешения, поэтому в определенном смысле Тэтчер оказалась на своем месте. Ее премьерство резко изменяет вектор развития жизни внутри страны, и постепенно - в международной сфере.

Говоря об основных чертах новой политики, в первую очередь, необходимо отметить вступление Великобритании в мировой рынок. Это повлекло за собой расшатывание старой системы ценностей, замены ее принципами «обновленного консерватизма», акцентуацией философии индивидуализма в новых экономических и социальных условиях. Это время характеризуется упадком нравственности, отделением новой пропагандируемой идеологии от либеральной общественной мысли. В начале 90-х, оглядываясь назад и оценивая культурное состояние Британии, Мальком Брэдбери писал: «За десятилетия язык культуры радикально изменился. Если в 50-е читали культуру, используя словарь нравственных понятий, в 60-е - радикальный социологический, в 70-е - опираясь на личное сознание, то 80-е заговорили на языке экономики, и культуру стали читать, опираясь на дискурс, в основе которого лежали мифы о деньгах»4. В данном случае «восьмидесятые» - термин, обозначающий период между приходом Маргарет Тэтчер к власти и ее отставкой.

Иначе этот этап с подачи Стюарта Холла - одного из ведущих исследователей новой политики - стал обозначаться термином «тэтчеризм». Холл

3 Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996. С. 101.

4 Bradbury M. The Modern British Novel. L., 1993. P. 395-396.

подразумевает под ним тот эффект, который распространился на все сферы жизни британцев от преобразования экономических, политических и социальных структур до духовного состояния британского общества5. Хью Янг говорит о «тэтчеризме» как о наборе политических и экономических идей, существовавших до прихода к власти Тэтчер (например, теории Фридриха Хайека, Милтона Фридмана6). Собранные ею воедино, они стали концептуальной базой неоконсерватизма, а сама премьер-министр, с точки зрения Янга, -«проводником» этих доктрин. Все же ограничивать смысл этого явления только общественно-политической сферой, игнорируя личностные и социально-психологические элементы, эволюцию, которую пережил режим, да и саму личность Маргарет Тэтчер, - значит упрощать и то положение, в котором оказалась Великобритания в конце века. Нельзя рассматривать «тэтчеризм» и как одномоментно возникшую идеологию. Некоторые современные исследователи даже называют «революцию Тэтчер» «цепью удачных случайностей и импровизаций, а не продуманной стратегией» . Однако этот сложный комплекс идей и тенденций не был готовой формулой, но развивался при тех (и часто вопреки) социальных условиях, которые долго оставались серьезной преградой на пути перестройки Тэтчер британского общества8.

Значение термина зависит от изменяющегося контекста и политической ориентации того, кто его использует. «Хулители политического курса Тэтчер комментировали происходящие изменения как намеренную дестабилизацию государства как средства и формы защиты человека. <...> Приветствовали же партию Тэтчер те, кто поддерживал эмансипацию от культуры зависимости,

5 Часть материалов, рассмотренных в данном параграфе, изложены в ранее опубликованной работе автора диссертации: Иванова А.С. Становление современного британского романа в эпоху тэтчеризма // Грамота. 2015. №12 (54): в 4-х ч. Ч. IV. С. 86-89.

6 См.: Ф. Хайек: «Теория денег и кредита» (1912), «Цена и производство» (1931), «Чистая теория капитала» (1941) и др.; М. Фридман: «Роль монетарной денежной политики» (1967), «Деньги и экономическое развитие» (1973) и др.

7 Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. С. 294.

8 Речь идет об оппозиционной партии, а также об оппозиции внутри партии консерваторов, придерживающихся политики консенсуса. Далеко не все члены партии тори были согласны с такой установкой. Например, П. Уокер, организатор избирательной кампании Эдварда Хита, видел в свободном рынке «мощный источник беспорядков», который «как и социализм разделяет людей». Дж. Прайер также предостерегал партию об отходе от центристской (компромиссной) линии ведения политики: «Будет "безумием", ... если тори отвергнут политику доходов и возвратятся к "свободе для всех" в отношении заработной платы и цен» (Цит. по: Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. С. 69.).

возможность испытать новую форму либерализма, включающего богатство выбора ... устранить несвойственный британцам налет социалистической морали»9, вернуть им традиционный взгляд на собственную национальную идентичность, в центре которой лежит индивидуализм и рациональность10.

Рассматривая основные черты «тэтчеризма», нельзя не отметить соотнесенность этой политики с культурными доминантами постмодернизма. Фредрик Джеймисон, например, говоря о постмодернистском духе как о стиле времени, подчеркивал, что в основе его лежит возникновение «"сервис-класса" -прослойки образованных, ориентированных на карьеру и высокую мобильность людей с индивидуальной системой ценностей и слабыми связями с "общиной"»11. Ориентация тэтчеризма на свободный рынок, политику индивидуализма (читай -неравенства), распад социальных структур соотносится с такими чертами постмодернизма, как ориентация на многообразие, потеря точки опоры, ослабление связи человека с общественной средой. В обоих случаях на поверхности оказывается проблема обезличивания, смещения системы ценностей, формирование одномерной личности. На первый план в идеологии тэтчеризма выходит идеал накопительства как основной принцип нового политического курса Британии - «монетаризма».

Еще до победы на выборах партия консерваторов обсуждает манифест, в основе которого лежат принципы антипрофсоюзного законодательства, ограничения вмешательства государства в политическую и экономическую сферы, проекты, поощряющие инициативу в области свободного рынка. Последнее - пробудить «вирус предпринимательства», «насадить в стране как можно больше "процветающих Грэхэмов"»12 - остается главной задачей Тэтчер в течение всего периода ее правления. Выходное пособие служит завидным предложением для тех, кто готов оставить работу на предприятии, не приносящем

9 Bradford R. The Novel Now: Contemporary British Fiction. Oxford, 2007. P. 29.

10 Тэтчер часто подчеркивала: свобода и личная инициатива и были тем истинным содержанием английской идентичности, «британским наследием», которое уничтожено насаждением коллективистской идеологии, лежащей в основе Welfare State.

11 См.: Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. Verco, 1991. (Цит. по: Ирхин Ю. В. Социум и политика в постмодернистском зазеркалье: взгляды, подходы, анализ / Ю. В. Ирхин // Политология. 2006. С. 136-161.).

12 Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. С. 94.

прибыли, нуждающемся в модернизации, и стать владельцем собственного небольшого (поначалу) бизнеса. Премьер-министр уделяет внимание мелким коммерческим организациям, стимулируя их снижением налогообложения, выгодным кредитованием и т.п. Так, за десятилетний период правления Тэтчер число предпринимателей возросло вдвое, а британское общество в большинстве своем превратилось в «нацию собственников». Кажется пророческим комментарий Макьюэна по этому поводу: «Что вызывало всю оппозицию программам Маргарет Тэтчер - так это подозрение, что дочь бакалейщика была полна решимости монетаризировать человеческую ценность <...> Мы заплатили за это преобразование мира, границы которого жестче, более конкурентоспособны, и, конечно, более пристально осознают приманку наличных

13

денег <.> очень сомнительно, что мы когда-нибудь отменим ее наследие» .

Ряд принципов тэтчеристской политики отразился на судьбе британского романа: его форма, сюжет, образность, стилевые черты интерпретируются авторами в соответствии с культурно-политическими требованиями эпохи. «"Монетаризм" как политическая и экономическая доктрина ... стала доминировать также и над культурным духом дня. Новая экономическая реальность . имела повсеместный успех, и не в последнюю очередь - в вопросах культуры и искусства. Прибыл «свободный рынок» (который оказался не столь свободным) и, превратив культуру в товар, изменил климат» 14, - комментирует ситуацию М. Брэдбери. Схожую оценку этой тенденции дали в своих критических работах Дж. Брукер, Р. Брэдфорд, Д. Лодж и др.

Во-первых, в ситуации взаимовыгодного бартера находились художник и средства массовой информации: последние, делая «ставки» на писателя, обеспечивали ему известность и «изящный глянцевый успех»15, предполагавший сотрудничество с Голливудом в качестве сценариста. В свою очередь, «престижные писатели становились ценными активами, как фирменные знаки, на товарном рынке <...> Учитывая природу нашего общества, не удивительно, что

13 McEwan I. We Disliked Her and We Liked It // The Guardian. 2103. 9 April. [Эл. ресурс] // URL: http://www.theguardian.com/politics/2013/apr/09/margaret-thatcher-ian-mcewan. (Дата обращения: 15.07.2013).

14 Bradbury M. The Modern British Novel. P. 396.

15 Ibid. P. 403.

несколько материалистическое понятие успеха, измеренного продажами, достижениями, призами, известностью в СМИ, и т.д., заполнило вакуум»16. Среди таких романов можно выделить «В мир иной» (1988) Грэма Свифта, «Сатанинские стихи» (1988) Салмана Рушди, «Информацию» (1995) Мартина Эмиса, за которые авторы получили огромные гонорары от крупных, в первую очередь, медийных и печатных корпораций, став при этом символами не просто

17

выгодной коммерции, но «культурными тотемами» .

Помимо погони за модными тенденциями большим спросом в мире литературного маркетинга стали пользоваться сплетни о книгах и писателях -дешевый, но весьма ценный источник материала для журналов, радио и ТВ. Здесь очевиден двоякий эффект такого положения романа и автора в новой ситуации. Положительный результат заключается в большей возможности пробиться одаренному писателю. Однако талантливой, но «немодной» работой могут

пренебречь, тогда как посредственная, но обладающая «надутой репутацией»

18

окажется востребованной у массового читателя . Д. Лодж выразил суть этой ситуации в краткой формуле: «успех выдвинул моду как ориентир». Книга, шире - культура, стала товаром, конкурирующим на рынке (процесс, который М. Брэдбери назвал «непостоянным триумфом постмодернистского условия»19).

Значительное влияние, особенно в сравнении с предыдущими десятилетиями, на коммерциализацию литературного процесса стала оказывать учрежденная в 1969 году главная книжная премия «Букер», поскольку она создала атмосферу напряженной конкуренции, а также стимулировала смелые эксперименты с художественной формой. Не удивительно, что именно в 80-х возникает феномен «интеллектуального бестселлера», за которым многие издатели «охотились», соревнуясь друг с другом. При этом не только Букеровская, но целый ряд крупных, хотя и не столь «раскрученных» литературных премий, становятся «крикливой рекламой», поднимающей престиж (чаще) молодых писателей, положивших опыт своего поколения в основу

16 Lodge D. The Novelist Today: Still at the Crossroads? // The Practice of Writing. L., 1997. P. 11.

17 Ibid. P. 12.

18 Ibid. P. 11.

19 Bradbury M. The Modern British Novel. P. 405.

творчества.

Таким образом, с одной стороны, многие коммерческие организации и СМИ видели цель искусства не в формировании современной литературы, которая соответствовала бы высоким эстетическим стандартам, но в создании репутаций у авторов и в повышении рейтинга их романов. Опять же главным критерием и движущей силой в этом процессе становится коммерческий спрос. В свою очередь, коммерциализация и те материальные выгоды, которые пришли в область искусства вместе с политикой монетаризма и индивидуализма, были приняты многими писателями, охотно включившимися в маркетинговые отношения. Парадоксальность такого положения вещей заключается в том, что

оставаясь преданными новой экономике, эти же авторы критиковали ее в своих

20

книгах . Помимо очевидных минусов, в новых тенденциях был и ряд положительных моментов. Во-первых, активная маркетинговая политика книжных издательств привела к увеличению спроса на современную литературу и вернула Британию в число «читающих» стран. Во-вторых, часть английских авторов под защитой «глянцевой моды» и коммерческого успеха получили возможность высказаться - и порой весьма остро - по насущным социальным проблемам.

Действительно, приход к власти «Мэгги» с ее политикой, направленной на радикальную «модернизацию, коррекцию "старой" системы, приспособление ее к современным реалиям»21, открыл доступ к новым темам. Тематическое разнообразие, как отмечает большинство зарубежных исследователей этого предмета, оказало положительное воздействие на разрешение проблемы выражения «глобального духа времени», которая возникла в связи с тем, что послевоенный роман концентрировался на локальных, повседневных проблемах22. Ник Бентли подчеркивает, что литература, которая имеет дело с «ежедневным» и «региональным», обязательно ограничена, поскольку у нее нет основания для

20 Тема сложных отношений между новой экономической политикой и искусством поднимается И. Макьюэном, Д. Коу, М. Эмисом и др.

21 Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. С. 296.

22 Работы К. Эмиса, У. Купера, Ч. Сноу, П. Джонсон, Ф. Ларкина и др.

глубокого философского и этического исследования . Клеймо «провинциализма» английский роман получил еще в 50-х и пронес его до 70-х. Многие критики и писатели часто соотносят такое положение романа с двумя десятилетиями сравнительной стабильности в послевоенную эпоху. Комментарий к этой ситуации в отечественном литературоведении можно обнаружить у А.П. Саруханян: «Заниженная оценка современной английской прозы исходила от самих английских критиков и в немалой степени выражала чувство нации, страшащейся провинциализма, предполагающей его во всем, что не соответствует европейским или американским "стандартам". Самоуничижительные признания в собственной ограниченности стали частью общего настроения, порожденного

24

утратой Англией своего первенствующего места в мире» . Это, действительно, кажется значимым, поскольку становление нового этапа в развитии британской литературы во многом связано с искоренением Тэтчер программ Государства всеобщего благоденствия25. Тематическая узость, «провинциализм» послевоенной литературы сменяется разнообразием, поскольку вступление Британии в общий рынок сделало страну частью «Большого мира». Острые культурно-социальные и политические вопросы США и Европы стали проблемами государства Тэтчер: ядерное вооружение, однополый секс, распространение порнографии, смертельные болезни (ВИЧ), ориентация человека на исключительно коммерческие отношения и т.п.

«Восьмидесятые» оказались временем ревизионистским. Между прошлым и настоящим пролегла непреодолимая пропасть, что заставило многих писателей обратиться к осмыслению апокалиптических настроений, которые стали господствовать в Англии. Художественный анализ был направлен на все затронутые «тэтчеризмом» сферы британской жизни: от воздействия монетаристской политики на уровень безработицы и бездомности до изменений,

23 Bentley N. Contemporary British Fiction. Edinburgh, 2008. 193 p.

24 Саруханян А. П. Английская литература 1945-1980. М., 1987. С. 39.

25 Welfare State - политическая система послевоенной Великобритании, при которой ответственность за социальное благосостояние граждан ложится на государство. Государство всеобщего благоденствия считается синонимом такого понятия, как «социальные гарантии»: право на получение пенсий, пособий, бесплатного пользования услугами национальной медицинской помощи и т.п.

происходящих в сознании британцев26. Хотя романисты «сначала медлили, чтобы оценить масштаб изменения или понять, как оно формирует направление

27

развития послевоенного мира» , но отражение состояния британской нации можно обнаружить в большинстве произведений, в которых считывается современный социальный контекст. Вопрос о состоянии общества вновь становится злободневным в британской литературе. Многие зарубежные

литературоведы (Д. Бранниган, Р. Брэдфорд, Б. Финни, М. Брэдбери, Д. Хед, и

28

др.) сходятся во мнении, что попытки писателей уловить и передать в своих произведениях дух тэтчеристской Англии во многом способствовали развитию

9Q

жанра «Condition of England Novel» . Маргарет Дрэббл в романах «Второй план» (1980), «Блестящий путь» (1987) изображает современную Британию, погруженную в социальный, культурный и моральный беспорядок. Пэт Баркер в сочинении «Англии Лизы» (1986), изначально названном «Дочь века», изображает главную героиню - ровесницу века - на фоне современных жилищных условий, беспомощных безработных людей и т.п. Джеймс Келман осмысливает процесс становления двухклассового общества и критикует правительство, громкие заявления которого о строительстве бесклассовой системы противоречат реальности, в книге «До чего ж оно все запоздало» (1994). Схожее настроение имеют романы Кэрила Черчилл «Серьезные деньги» (1987), Джастина Картрайта «Посмотри на этот путь» (1990), Джонатана Коу «Какое надувательство!» (1994), Мартина Эмиса «Деньги» и др.

Характерным событием этого периода становится организованный в 1970 году журналом «The New Review» симпозиум, посвященный «очередной смерти» реалистического романа, в котором британские писатели - представители нового

26 Маргарет Тэтчер однажды заявила: «Экономика — это метод. А цель — изменить душу» («Economics are the method; the object is to change the heart and soul»).

27 Bradbury M. The Modern British Novel. P. 397.

28 См.: Brannigan J. Orwell to the Present: Literature in England 1945-2000. Basingstoke and NY, 2003. 256 p.; Bradford R. The Novel Now: Contemporary British Fiction. Oxford, 2007. 259 p.; Finney B. English Fiction Since 1984. NY, 2006. 248 p.; Gasiorek A. Post-War English Fiction: Realism and After. L., 1995. 256 p.; Childs P. Contemporary Novelists: British Fiction since 1970. Basingstoke and NY, 2005. 287 p.; Head D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction 1950-2000. Cambridge, 2002. 316 p.; etc.

29 «Condition of English Novel» («роман положения Англии», «роман о состоянии Англии») зародился в викторианскую эпоху. Его принято рассматривать как роман о социальных, политических, бытовых, психологических условиях жизни в Англии.

поколения романистов - собрались вместе. На встрече присутствовали Мартин Эмис, Иэн Макьюэн - теперь уже корифеи современного постмодернистского британского романа, а также большая группа молодых писателей, только начинающих свою карьеру. На тот момент эти авторы искали пути установления объективных связей между реалистическим способом изображения жизни и постмодернистской чувствительностью, гротеском и фантастикой. Многие критики возлагали надежду на новое поколение романистов: «более инновационное в своих методах повествования и выборе материала, которое предлагает вдумчивые и сложные ответы на глубокие изменения в области соотношения международных сил и воздействия глобального капитализма на суть

30

английского национального самосознания» . Эти авторы стали яркими представителями новой эпохи, что вполне закономерно. Так, например, Кон-Винер приравнивает понятия «эпоха» и поколение, объясняя это тем, что почти

31

каждое новое поколение привносит свой особый стиль .

1975 (иногда 1979) год осмысливается многими критиками и писателями как водораздел, после которого в британской литературе в течение тридцати лет исследовались революция Тэтчер и «стареющая и беспомощная британскость». «Никогда прежде в истории английской беллетристики не было такой группы писателей, - возможно, отличавшейся по характеру и перспективе - которые были бы в такой степени очарованы находящимся у власти политическим режимом и в то же время объединились в их открытом презрении к нему. <...> Поскольку ничто не активизирует роман так сильно, как кондитерская смесь, в которой ханжеское беспокойство, скрытный политический евангелизм и полнейшее отвращение к ужасной вульгарности жизни соперничают между собой

32

за господство» .

Писатели, как отмечает один из исследователей вопроса, Брайан Финни, унаследовали «резко измененное общее восприятие образа цивилизации во

30 Finney B. English Fiction Since 1984. P. 1.

31 Кон-Винер. Теория стилей изобразительных искусств. М., 2000. 218 с.

32 Bradford R. The Novel Now: Contemporary British Fiction. P. 47.

второй половине столетия» . Именно поэтому почти каждый год приносит новые открытия: «множество выдающихся и талантливых людей пишут что-то особенное и открывают самих себя и новые формы»34 в процессе творческого

35

акта. Уже в начале 80-х журнал «Granta» посвятил целое издание публикации работ таких писателей, как Иэн Макьюэн, Мартин Эмис, Джулиан Барнс, Салман Рушди, Анжела Картер, Брюс Чатвин, Колин Тьюброн, Джанетт Уинтерсон и Джон Бергер с заголовком «Лучшие молодые британские писатели» («The best young British novelists»). М. Брэдбери полагает, что для литературы начала этого десятилетия характерно оживление, причиной которого было появление «новых писателей, новых точек зрения, новых стилей, новых экспериментальных отношений»36. Да и коммерческий дух десятилетия значительно упрощает для многих романистов процесс публикации сочинений, о чем уже упоминалось ранее.

Говоря об изменениях, которые происходили в британской литературе, в период правления М. Тэтчер, следует учитывать еще одно обстоятельство: на перемены влияли не только законы рынка, но и те художественные тенденции, которые набирали силу в мировом литературном процессе. Воздействие постмодернистских веяний из стран Западной Европы, США, Латинской Америки в сочетании с тэтчеристской философией «обновления» способствовали вступлению литературы Британии в качественно новый период - «современная британская литература» (Contemporary British Literature). Этап, условно называемый «послевоенным реализмом», остался позади.

Однако «игровой» постмодернизм не стал доминирующим явлением в английской литературе, особенно - в произведениях о духе эпохи. В определенной степени это связано с художественными и культурными традициями, которые сложились в британском обществе. Можно отметить тематическую и проблемную близость с викторианским романом «Condition of England Novel» (о чем уже шла речь ранее). Социальными, политическими

33 См.: Finney B. English Fiction Since 1984.

34 Bradbury M. The Modern British Novel. P. 14.

35 См.: Granta Best of Young British Novelists, 1983 (Issue 7).

36 Bradbury M. The Modern British Novel. P. 393.

романами 30-40-х годов XX века (Г. Грина, Ч. Сноу). Значимым автором в этом вопросе остается Ивлин Во. Его ранние сатирические и послевоенные романы, проникнутые тревожным настроением и ощущением приближающегося краха гуманизма и ценности индивидуального (как, например, книга «Любовь среди руин» (1953)), оказали влияние на И. Макьюэна. Также можно соотнести творчество писателей 80-х с литературной традицией «Сердитых молодых людей», столь резко критиковавших общественное устройство современной им Англии. В период тэтчеризма именно социальная обусловленность, вопреки новомодным установкам в области художественной формы, становится значимой в осмыслении и передаче атмосферы времени, определяет особенности творчества многих романистов конца столетия37. Кроме того, традиционные моральные устои нации были подорваны, поэтому вопрос о поиске «английскости» стал одним из ключевых. На первый план выходит поиск путей решения проблемы воссоздания

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова Анна Сергеевна, 2016 год

Источники:

1. Макьюэн, И. Амстердам / И. Макьюэн; [пер. с англ. М. Голышева]. - М.: РОСМЭН, 2003. - 190 с.

2. Макьюэн, И. Дитя во времени / И. Макьюэн; [Пер. с англ. Д. Иванова]. -М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. - 352 с.

3. Макьюэн, И. Меж сбитых простыней / И. Макьюэн; [Пер. с англ.

A. Сафронова]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009. - 240 с.

4. Макьюэн, И. Суббота / И. Макьюэн; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 399 с.

5. Макьюэн, М. Утешение незнакомцев / И. Макьюэн [Пер. с англ.

B. Михайлина]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. 208 с.

6. Макьюэн, И. Цементный сад / И. Макьюэн; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. - 208 с.

7. Эмис, М. Беременная вдова / М. Эмис; [пер. с англ. А. Асланян]. -М.: Астрель, Corpus, 2010. - 575 c.

8. Эмис, М. Деньги / М. Эмис; [Пер. с англ. А. Гузмана]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2005. - 560 с.

9. Эмис, М. Записки о Рейчел / М. Эмис; [пер. с англ. М. Шермана]. - СПб.: «Амформа», 2005. - 318 с.

10. Эмис, М. Информация / М. Эмис; [пер. с англ. В. Симонова]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. - 575 с.

11. Эмис, М. Лондонские поля / М. Эмис; [Пер.с англ. Г. Яропольского]. - М.: Эксмо, 2007. - 813 с.

12. Эмис, М. Успех / М. Эмис; [пер. с англ. В. Симонова]. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 304 с.

13. Акройд, П. Лондон. Бография / П. Акройд; [Пер. с англ. С. Силаковой]. -М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2005. - 892 с.

14. Барнс, Дж. Англия, Англия / Дж. Барнс; [пер. с англ. С. Силаковой]. - М.: «Издательство АСТ», 2000. - 350 с.

15. Барнс, Д. Письма из Лондона / Д. Барнс; [Пер. с англ. Л. Данилкина]. - М.: «Издательство АСТ», Хранитель, 2008. - 444 с.

16. Во, И. Упадок и разрушение / И. Во; [Пер. с англ. ]. Собр. Соч. в 5-ти томах. - Т. 1. - М.: «Эхо», 1994. - 396 с.

17. Диккенс, Ч. Наш общий друг / Ч. Диккенс. - М.: АСТ, Астрель, 2011. -960 с.

18. Диккенс, Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим / Диккенс Ч. - М.: Азбука, 2014. - 896 с.

19. Коу, Дж. Какое надувательство! / Дж. Коу; [пер. с англ. М. Немцова]. - М.: Фантом Пресс, 2003. - 638 с.

20. Коу, Д. Клуб Ракалий / Д. Коу; [Пер. с англ. С. Ильина]. - М.: Фантом Пресс, 2003. - 640 с.

21. Коу, Д. Круг замкнулся / Д. Коу; [Пер. с англ. Е. Полецкой]. - М.: Фантом Пресс, 2009. - 640 с.

22. Лотт, Т. Штормовое предупреждение / Т. Лотт; [Пер. с англ. М. Макаровой]. - М.: Иностранка, 2004. - 495 с.

23. Свифт, Д. Скромное предложение / Свифт Дж. // Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифт. - М.: АСТ, Пушкинская библиотека, 2003. - 845 с.

24. Селф, У. Дориан / У. Селф; [Пер. с англ. С. Ильина]. - М.: Иностранка, 2005. - 400 с.

25. Уэльбек, М. Расширение пространства борьбы / М. Уэльбек; [Пер. с фр. Н. Кулиш]. - М.: Иностранка, 2003. - 166 с.

26. Харрис, Д. Джентельмены и игроки / Д. Харрис; [Пер. с англ. Т. Старостиной]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. - 507 с.

27. Холлингхерст, А. Линия красоты / А. Холлингхерст. - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. - 671 с.

28. Шекспир, У. Полное собрание сочинений в 8 томах. Т. 3. -М.: «Искусство», 1958. - 580 с. - С. 210-309.

29. Amis M. Money: A suicide note / M. Amis. - Harmondsworth: Penguin, 1986. -

394 p.

30. Amis, M. London fields / M. Amis. - L.: Jonathan Cape, 1989. - 470 p.

31. McEwan, I. In between the sheets and other stories / I. McEwan. - New York.: Simon & Schuster, 1978. - 153 p.

32. McEwan, I. Or shall we die? / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1983. -32 p.

33. McEwan, I. The Cement Garden / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1978. -138 p.

34. McEwan, I. A Child in Time / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1987. -220 p.

35. McEwan, I. The Imitation Game: Three Plays for Television / I. McEwan. - L.: Jonathan Cape, 1981. - 175 p.

36. McEwan, I. The Ploughman's Lunch. [Электронный ресурс] / I. McEwan. -Режим доступа: http://www.dailyscript.com/scripts/ploughmans_lunch.html. (Дата обращения: 12.09.2013)

Научно-критическая литература:

37. Амин, Э. Внятность повседневного города / Э. Амин, Н. Трифт; [пер. с англ. С. Баньковской] // Логос. - 2002. - № 34. - С. 209-233.

38. Андреев, Л. Г. История зарубежной литературы XX века / Л. Г. Андреев. -М.: Высшая школа, 1980. - 560 с.

39. Аникин, Г. В. История английской литературы / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. - М.: Высш. шк., 1975. - 582 с.

40. Анцыферова, О. Ю. Университетский роман: жизнь и законы жанра / О. Ю. Анцыферова // Вопросы литературы. - 2008. - № 4. - С. 264-295.

41. Бахтин, М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин. - Собр. соч.: в 7-ми томах. - Т. 4(2). - «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». - М.: Русские словари; Языка славянской культуры, 1997. - 279 c.

42. Бахтин, М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 244 с. -С. 188-237.

43. Башкатова Ю. А. Телесная метафора в английской и русской лингвокультурах [Электронный ресурс] / Ю. А. Башкатова // Вестник КемГУ. -2013. - № 2 (54). - Т. 2. - С. 24-27. (Дата обращения 14.12.14)

44. Бенедиктова, Т. Д. Город как дискурс / Т. Д. Бенедиктова, Т. Боровинская, Е. Кулик // Вестник МГУ. Филология. - 2004. - № 3. - С. 98-111.

45. Беспалова, О. И. Педагогические традиции в современной школе Англии: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ольга Ивановна Беспалова. - Волгоград, 2009.

- 178 с.

46. Бодрийар, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийар; [пер. с фр. Е. А. Самарской]. - М.: «Республика»; «Культурная революция», 2006.

- 269 с.

47. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. С. Н. Зенкина]. - М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

48. Борев, Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

49. Борисенко, А. Иэн Макьюэн - Фауст и фантаст / А. Борисенко // Иностранная литература. - 2003. - № 10. - С. 1-12.

50. Быховская, И. М. Homo Somáticos: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 398 с.

51. Вагин, В. В. Городская социология: учеб. пособие для муниципал. управляющих / В. В. Вагин. - М.: МОНФ, 2000. - 169 с.

52. Веденкова, Е. С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Веденкова Екатерина Сергеевна. -Тамбов, 2012. - 226 с.

53. Вераксич, И. Ю. Зарубежная литература ХХ века. Курс лекций [Электронный ресурс] / И. Ю. Вераксич. - Режим доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru. (Дата обращения 23.12.14)

54. Вирт, Л. Урбанизм как образ жизни / Л. Вирт. Избранные работы по социологии; [пер. с англ. В. Г. Николаева]. М.: ИНИОН РАН, 2005. - 244 с. - С. 93-118.

55. Влодавская, И. А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века.

Типология жанра. / И. А. Влодавская. - Киев: Вища шк., 1983. - 183 с.

56. Галуцких, И. А. Иконичность художественной телесности в образно-нарративной структуре художественной прозы английского постмодернизма (концептуальный анализ) [Электронный ресурс] / И. А. Галуцких. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/106645/1/galuckih.PDF. (Дата обращения 20.11.13)

57. Гинзбург, Л. Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гинзбург // Вопросы литературы. - 1986. - № 2. - С. 98-139.

58. Горбунова, О. В. Роль памяти в формировании национальной идентичности в романе Дж. Барнса «Англия, Англия» / О. В. Горбунова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. -2010. - Т. 10. - № 1. - С. 51-57.

59. Грицанов, А. А. Постмодернизм: энциклопедия / А. А. Грицанова, М. А. Можейко. - Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1040 с. - С. 825-830.

60. Гун, Г. Е. Современная городская художественная культура (опыт аналитического обзора иностранных источников) [Электронный ресурс] / Г. Е. Гун // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - Режим доступа: Шр^Леопа-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/12/ки11иго1о§1уа/§ип.рё£ (Дата обращения 24.10.14)

61. Денискина, В. Я. Политический портрет М. Тэтчер: научно-аналитический обзор. / В. Я. Денискина. - М.: ИХИОН, 1991. - 77 с.

62. Джеймиссон, Ф. Постмодернизм и общество потребления. / Ф. Джеймисон // Логос. - 2000. -№ 4. - С. 63-67.

63. Джумайло, О. А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000. дис. ... докт. филол. наук.: 10.01.03 / Джумайло Ольга Анатольевна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 395 с.

64. Джумайло, О. А. За границами игры: английский постмодернистский роман 1980-2000 / О. А. Джумайло // Вопросы литературы. - 2007. - № 5. - С. 7-45.

65. Джумайло, О. А. Нарцисс в поисках жанра: исповедальный роман Мартина Эмиса «Беременная вдова» / О. А. Джумайло // Ярославский педагогический вестник. Сер. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1. - Т. 1. - С. 269-273.

66. Джумайло, О. А. Экзистенциальный опыт и границы литературной саморефлексии в романе Мартина Эмиса «Записки о Рейчел» / О. А. Джумайло // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №3. - С. 36-44.

67. Жантиева, Д. Г. Английский роман XX века (1918-1939) / Д. Г. Жантиева. -М.: Наука, 1965. - 346 с.

68. Жлуктенко, Н. Ю. Английский психологический роман XX века / Н. Ю. Жлуктенко. - Киев: Вища шк., 1988. - 160 с.

69. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. / Е. А. Цурганова. -М., 2004. - 449 с.

70. Зарубежная литература XX века / В. М. Толмачев. - М.: «Академия», 2003. -640 с.

71. Зацаринина, Е. В. Поэтика времени в романе Ч. Диккенса «Hard Times: For These Times»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Зацарина Елена Владимировна. - Самара, 2011. - 19 с.

72. Зброжек, Е. В. Викторианство в контексте культуры повседневности/ Е. В. Зброжек // Известия Уральского государственного университета. - 2005. -№35. - С. 28-44.

73. Зверев, А. М. Зеркала антиутопий / А. М. Зверев // Антиутопии XX века. -М.: Книжная палата, 1989. - 341с.

74. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос. - 2002. - № 34. - С. 23-34.

75. Иванова, А.С. Исторические реалии эпохи Маргарет Тэтчер в романе И. Макьюэна «Дитя во времени» / А.С. Иванова // Филология и культура. Philology апё Culture. - 2014. - №3 (37). - С. 49-55.

76. Иванова, А.С. Мотив Избыточности и его роль в создании образа Лондона в романе М. Эмиса «Деньги: записка самоубийцы» / А.С. Иванова // Грамота. -2016. - №2 (56): в 2-х ч. Ч. 1. - С. 32-35.

77. Иванова, А.С. Проблема интерпретации исторического прошлого в киносценарии И. Макьюэна «Обед пахаря» / А.С. Иванова // Всемирная литература в контексте культуры: сборник научных трудов по итогам XXVI Пуришевских чтений / [отв. ред. М.И. Никола]. - М.: МПГУ; Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014. - С. 160-167.

78. Иванова, А.С. Роль пригородного пространства в раскрытии проблематики романа И. Макьюэна «Дитя во времени» / А.С. Иванова // Научные труды молодых ученых-филологов. XIII. Материалы всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых», 15 - 18 октября 2013. - М., Ярославль: Литера, 2014. - С. 114 - 119.

79. Иванова, А.С. Становление современного британского романа в эпоху тэтчеризма / А.С. Иванова // Грамота. - 2015. - №12 (54): в 4-х ч. Ч. IV. - С. 86-89.

80. Иванова, А.С. Тело как метафора эпохи: образ «гротескного тела» в романе Мартина Эмиса «Деньги: записка самоубийцы» / А. С. Иванова // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по материалам XLVП Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». - М.: Изд. «Интернаука», 2016. - № 4(43).- С. 98-102.

81. Ивашева, В. В. На пороге XXI века: (НТР и литература) / В. В. Ивашева. -М.: Советский писатель, 1979. - 318 с.

82. Ивашева, В. В. Новые черты реализма на Западе / В. В. Ивашева. - М.: Советский писатель, 1986. - 289 с.

83. Ивашева, В. В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977 / В. В. Ивашева. - М.: Советский писатель, 1979. - 117.

84. Ильин, И. П. Английский постструктурализм и традиции социального историзма / И. П. Ильин // Диапазон. - 1992. - № 1. - С. 32-38.

85. Ильин, И. П. Постструктурализм и диалог культур / И. П. Ильин. -М.: ИНИОН, 1989. - 60 с.

86. Ильин, И. П. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедич. справочник / И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. - М.,1996. - 320 с.

87. Ирхин, Ю. В. Социум и политика в постмодернистском зазеркалье: взгляды, подходы, анализ. / Ю. В. Ирхин // Политология. - 2006. - №4. - С. 136-161.

88. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: Лит. эпохи и типы худож. сознания: сборник статей / П. А. Гринцер. -М.: Наследие, 1994. - 590 с.

89. Кабанова, И. В. Английская критика 1990-х годов о литературном процессе Великобритании после 1945 года / И. В. Кабанова // Известия Саратовского университета. - 2008. - С. 43-49.

90. Кагарлицкий, Б. Ю. Восстание среднего класса / Б. Ю. Кагарлицкий. -М.: Ультра. Культура, 2003. - 320 с.

91. Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. - М.: Флинта; Наука, 2004. -216 с.

92. Коллин, М. Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры / М. Колин, Д. Годфри. - М.: Культура. - 2004. - 360 с.

93. Кон-Винер. Теория стилей изобразительных искусств / Кон -Винер. - М.: «СВАРОГ и К», 2000. - 218 с.

94. Латынина, Ю. В ожидании золотого века. От сказки к антиутопии / Ю. Латынина //Октябрь. - 1989. - № 6. - С. 177-188.

95. Лефевр, А. Повседневное и повседневность / А. Лефевр; [пер. с фр. Н. Эдельмана] // Социологическое обозрение. - 2007. - Т.6 - № 3. - С. 33-36.

96. Лефевр, А. Производство пространства [Электронный ресурс] / А. Лефевр; [пер. с фр. С. Эфирова] // Социологическое обозрение. - 2002. - Т.2 - № 3. -Режим доступа: http://detc.ls.urfu.ru/courses/cphilos0031/ch9_book_5.pdf. (Дата обращения 13.12.14)

97. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; [пер. с фр. Н. А. Шматко]. - М.: Институт экспериментальной социологи; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

98. Липчанская, И. В. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Липчанская Ирина Владимировна. - Саратов, 2014. -184 с.

99. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Н. Николюкина. -М., 2003. - 1600 с.

100. Лотман, Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю. М. Лотман // История и типология русской культуры. - СПб.: «Искусство -СПб», 2002. - 768 с. - С. 208-220.

101. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / М. Ю. Лотман. -М.: Искусство, 1970. - 384 с.

102. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. / М. Ю. Лотман. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 256 с.

103. Лунина, В. Л. Повествовательные формы в ранних романах Мартина Эмиса («Записки о Рэйчел», «Мертвые младенцы», «Успех»). автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Лунина Вера Леонтьевна. - Н. Новгород, 2012. - 221с.

104. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри; [пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталевой]. - М.: Классика-ХХ!, 2011. - 399 с.

105. Маньковская, Н. Б. Что после постмодернизма? / М. Б. Маньковская // Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох - типы пограничного сознания. -В 2 ч. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 487 с. - С.417-430.

106. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

107. Марданов, А. А. Разрушительный потенциал нарастающей энтропии в творчестве Мартина Эмиса / А. А. Марданов // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - № 10. - С. 22-26.

108. Мартьянова, И. А. Кинематограф русского текста / И. А. Мартьянова. -СПб.: Свое издательство, 2010. - 240 с.

109. Марков, Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 384 с.

110. Масляева, О. Ю. Жанровые особенности и специфика литературного эксперимента в романе Иэна Макьюена «Испытание любовью» / О. Ю. Масляева // Свое и чужое в европейской культурной традиции. Литература. Язык. Музыка: Сборник докладов участников научной конф. - Н. Новгород: Деком, 2000. - С. 261-262.

111. Михальская, Н. П. Английский роман XX века / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. - М.: Высш. шк., 1982. - 192 с.

112. Николаев, П. А. Реализм как творческий метод: (Историко-теоретические очерки) / П. А. Николаев. - М.: МГУ, 1975. - 280 с.

113. Новикова, В. Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. дис. ... докт. филол. наук.: 10.01.03 / Новикова Вера Григорьевна. - Н. Новгород, 2013. - 439 с.

114. Огден, К. Маргарет Тэтчер: Женщина у власти / К. Огден; [пер. с англ. В. Воронин, Н. Косолапов]. - М.: Новости, 1992. - 544 с.

115. Панова, О. Ю. Пути современной прозы в Великобритании / О. Ю. Панова // Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже ХХ— XXI вв.): Сб. науч. тр. М.: РАН ИНИОН, 2006. - 323 с. - С. 138— 171.

116. Пахсарьян, Н. Т. К проблеме изучения литературных эпох: понятие рубежа, перехода и перелома / Н. Т. Пасхарьян // Литература в диалоге культур-2. Материалы международной научной конференции. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 12-17.

117. Перегудов, С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов. - М.: Наука, 1996. -298 с.

118. Пестерев, В. А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия / В. А. Пестерев. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 312 с.

119. Пестерев, В. А. Романная проза Запада рубежа XX и XIX веков / В. А. Пестерев // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - № 3(15). - С. 155-166.

120. Петросова, Е. Г. Концепция «английскости» в современном

постмодернистском романе (Г. Свифт, П. Акройд). автреф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Петросова Елена Генриховна. - М., 2005. - 26 с.

121. Подорога, В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В. А. Подорога. - М.: Ad Мш^теш, 1995. - 115 с.

122. Поздеев, М. М. Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании / М. М. Поздеев // Педагогика. - 1994. - № 1. - С. 113-117.

123. Пономаренко, Ю. В. Роль литературной традиции в английском романе второй половины ХХ века / Ю. В. Пономаренко // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. - 2011. - № 2. - С. 27-32.

124. Попов, В. И. Маргарет Тэтчер: политик и человек / В. И. Попов. - М.: Международные отношения, 1991. - 440 с.

125. Пронин, В.А., Толкачев С.П. Английская литература в поисках нового героя / В. А. Пронин, С. П. Толкачев // Современный литературный процесс за рубежом : учеб. Пособие. М.: Изд-во МГУП, 2000. - 168 с.

126. Проскурнин, Б. М. Английский политический роман XIX века: очерки генезиса и эволюции / Б. М. Проскурнин. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000. -285 с.

127. Проскурнин, Б. М. Жизнь как текст и текст как жизнь в романе Мартина Эмиса «Записки о Рейчел» / Б. М. Проскурнин // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2008. - № 5 (21). - С. 40-48.

128. Проскурнин, Б. М. Постмодернизм и диалог с ним в романе Мартина Эмиса «Успех» / Б. М. Проскурнин // Вестн. Перм. ун-та. - 2007. - №. 2 (7). - С. 61-69.

129. Проскурнин, Б. М. Реализм? Модернизм? Постмодернизм? Постпостмодернизм? Размышления о современной британской прозе / Б. М. Проскурнин // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. -2010. - № 6 (12). - С. 209-214.

130. Робертс, Л. Беседа с Мартином Эмисом [Электронный ресурс] / Л. Робертс [пер. с англ. К. Челлини]. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/vestnik/2003/9/robert.htm1. (Дата обращения 17.10.13)

131. Рогачевская, М. С. Дискурс «традиции» и «потока сознания» в романах Д. Ложа «Терапия» и «Думают.» / М. С. Рогачевская // Вестник МГЛУ. Филология: научно-теоретический журнал. - 2009. - № 1. - С. 190-198.

132. Сабинина, О. Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х годов ХХ века / О. Б. Сабинина // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. - 1990. - № 2. - С.51-57.

133. Санькова, А. А. Картина мира постмодернистской литературы: типология массового и элитарного: автореф. дис. ... канд. филол. наук.: 10.01.03 / Санькова Алена Александровна. - Ставрополь. - 2007. - 25 с.

134. Саруханян, А. П. Английская литература 1945-1980 / А. П. Саруханян. -М.: Наука, 1987. - 511 с.

135. Саруханян, А. П. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XXI. Проблема взаимодействия литературных эпох: монография / А. П. Саруханян, М. И. Свердлов. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 567 с.

136. Саруханян, А. П. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / А. Б. Базилевский, Ю. Н. Гирин, А. М. Зверев, В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман, А. П. Саруханян. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 568с.

137. Серто, М. По городу пешком / М. Серто; [пер. с фр. А. Космарского] // Социологическое обозрение. - Т. 7. - № 2. - 2008. - С. 24-38.

138. Склизкова, Т. А. Образ Аркадии в английском романе XX века : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Склизкова Тина Алексеевна. - Иваново, 2012. - 23 с.

139. Скуратовская, Л. И. Социальный роман Диккенса 1830 - начала 40-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Скуратовская Людмила Ивановна. -Львов, 1968. - 25 с.

140. Сланичка, С. И. История тела: новые направления исторических исследований / С. И.Сланичка // Ярославский педагогический вестник. - 2003. -№3. - С. 166-170.

141. Сойя, Э. Как писать о городе с точки зрения пространства? / Э. Сойя; [пер. с. англ. А. Смирнова] // Логос. - 2008. - № 3 (66) «Город». - С. 130-140.

142. Соколов, А. Б. История тела: предпосылки становления нового направления в историографии / А. Б. Соколов // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - 2009. - №26. - С. 190-211.

143. Соколов, А. Б. Концепт «тело» в современных исторических исследованиях. / А. Б. Соколов //Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №3 (60). -С. 202-207.

144. Соколов, А. Б. Тело как способ идентификации «Другого» / А. Б. Соколов // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2010. - № 33. - С. 213232.

145. Ставицкий, А. В. Метаморфозы романной формы (К вопросу о так называемом «кризисе» романа) // А. В. Ставицкий / Филол. науки. - 2006. - № 4. -С. 3-12.

146. Стовба, А. С. Жанровое своеобразие и тенденции развития английского постмодернистского романа к. ХХ-н. XIX века / А. С. Стовба // Харьковский национальный университет им .В. Н. Каразина. Серия «Филология». - 2013. - № 1048. - С. 191-196.

147. Тамарченко, Н. Д. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.

148. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Н. Д. Тамарченко. -М.: РГГУ, 1999. - 286 с.

149. Тарасюк, Л. Н. Образование в Великобритании / Л. Н. Тарасюк, К. Н. Цейкович // Социально-политический журнал. - 1997. - № 3. - С. 153-168.

150. Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре: Монтаж [Электронный ресурс] / А. Тарковский. - Режим доступа: http://www.kinocafe. ги/Шеогу/?Ш=26514. (Дата обращения 25.11.14)

151. Тетерина, М. В. Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия» / М. В. Тетерина // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. Научной конф. - СПб.: Реноме, 2012. - 212 с. - С. 73-75.

152. Трубина, Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства /

Е. Г. Трубина. - М.: НЛО, 2011. - 519 с.

153. Тынянов, Ю. Поэтика, история литературы, кино / Ю. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 576 с.

154. Тьерио, Ж. Л. Маргарет Тэтчер: От бакалейной лавки до палаты лордов / Ж. Л. Тьерио; [пер. с фр. Ю. М. Розенберг]. - М., Молодая гвардия, 2010. - 528 с.

155. Тэтчер, М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира / М. Тэтчер. - М.: Альпина паблишер, 2003. - 502 с.

156. Федоров, А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX в.) / А. А. Федоров. - Свердловск.: Изд-ва Уларск. ун-та, 1990. -186 с.

157. Филиппова, М. М. - Английский национальный характер: пособие для студентов гуманитарных вузов / М. М. Филиппова. - М.: Астрель: АСТ, 2006. -240 с.

158. Филюшкина, С. Н. Современный английский роман: формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники / С. Н. Филюшкина. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. - 187 с.

159. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко; [пер. с фр.

B. Наумова]. - М.: «Аё Ма^теш», 1999. - 480 с.

160. Черняк, М. А. Массовая литература XX века: учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Черняк. - М.: Флинта; Наука, 2007. - 432 с.

161. Шестаков, В. П. Английская литература и английский национальный характер / В. П. Шестаков. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 321 с.

162. Шишкина, С. Г. К вопросу об особенностях литературных жанров социальной прогностики: утопия - антиутопия - научная фантастика /

C. Г. Шишкина // Вестник гуманит. фак-та ИГХТУ. - 2012. - № 5. - С. 23-30.

163. Шишкина, С. Г. Образ истории в постмодернистской литературной антиутопии (Дж. Барнс, П. Акройд) / С. Г. Шишкина // Вестник гуманит. фак-та ИГХТУ. - 2006. - № 1. - С. 196-202.

164. Эпоха Постмодерна и новый цивилизационный контекст. Материалы научного семинара. Выпуск № 1 (10). М.: Научный эксперт, 2008. - 272 с.

165. Юренев, Р. Н. Эйзенштейн о монтаже / Р. Н. Юрнев. Уч. изд. л. - М.: ВГИК, 1998. - 192 с.

166. Явнова, И. И. Проблемы социального реформирования в политике консервативного правительства М. Тэтчер, 1979-1990 гг. дис. ... канд. ист. н.: 07.00.03 / Явнова Ирина Ивановна. - Уфа, 2002. - 169 с

167. Anthony, A. Ian McEwan: The Literary Novelist with a Popular Appeal [Электронный ресурс] / A. Antony // The Guardian. - 2010. - 28 February. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/theobserver/2010/feb/28/ian-mcewan-profile. (Дата обращения: 24.10.2014)

168. Begley, J. Satirizing the Carnival of Postmodern Capitalism: The Transatlantic and Dialogic Structure of Martin Amis's Money / J. Begley // Contemporary Literature. - 2004. - № 45. - Pp. 79-105

169. Begley, J. Thatcherism and the Fiction of Liberal Dissent: The «State of the Nation» Novel in the 1980s [Электронный ресурс] / J. Begley. - University of Leicester, 2002. - 258 p. - Режим доступа: https://lra.le.ac.uk/handle/2381/30269. (Дата обращения 25.10.14)

170. Bellot, A. The Malvinas/Falklands War (1982): Pacific Solutions for an Atlantic Conflict [Электронный ресурс] / A. Bellot // Coolabah. - 2013. - № 10. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ub.edu/dpfilsa/coola102bellot.pdf. (Дата обращения: 15.08.2015)

171. Bentley, N. Contemporary British Fiction / N. Bentley. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2008. - 245 p.

172. Bernard, C. Dismembering / Remembering Mimesis: Martin Amis, Graham Swift / C. Bernard; ed. by Th. D'haen, H. Bertens // British Postmodern Fiction. -Amsterdam: Rodopi, 1993. - 179 p. - Pp. 121-144.

173. Bigsby, C. Writers in Conversation. Volume 3 / C. Bigsby. - University of East Anglia, Norwich: Arthur Miller Centre for American Studies, 2000. - 399 p.

174. Bradbury, L. Ian McEwan Explains Why His Latest Novel Solar was Rejected by the American Literary Establishment [Электронный ресурс] / L. Bradbury // The Telegraph. - 2010. - 20 May. - // Режим доступа:

http://www.telegraph.co.uk/culture/books/ways-with-words/7744712/Ways-With-Words-2010-Ian-McEwan-interview.html. (Дата обращения 11.09.14)

175. Bradbury, M. The Modern British Novel / M. Bradbury. - London: Martin Secker & Warburg, 1993. - 516 p.

176. Bradford R. Martin Amis: The Biography. / R. Bradford. - London: Constable, 2011. - 418 p.

177. Bradford, R. The Novel Now: Contemporary British Fiction. / R. Bradford. -Oxford: Blackwell Publishing, 2007. - 259 p.

178. Brannigan, J. Orwell to the Present: Literature in England 1945-2000 / J. Brannigan. - Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2003. - 256 p.

179. Brooker, J. Literature of the 1980s After the Watershed / J. Brooker. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2010. 236 p.

180. Campbell, D. Paradoxes of Secrecy [Электронный ресурс] / D. Campbell // Index on Censorship. - 1988. - August. - 16-19. Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/134876389/Paradoxes-of-secrecy-free-speech-in-the-Thatcher-years. (Дата обращения: 15.08.2015)

181. Canby, V. Movies: The Ploughman's Lunch, an Exercise in Duplicity [Электронный ресурс] / V. Canby // New York Times. - 1984. - 19 October. - Режим доступа:http://www.nytimes.com/movie/review?res=9B04E0DF1439F93AA25753C1 A962948260. (Дата обращения 15.12.14)

182. Chalupsky, P. The Real and Imaginary City in the Works of Martin Amis and Ian McEwan [Электронный ресурс] / P. Chalupsky // Dream, Imagination and Reality in Literature. South Bohemian Anglo-American Studies. - № 1. - 78-85. Режим доступа: http://www.pf.jcu.cz/stru/katedry/aj/doc/sbaas01-chalupsky.pdf. (Дата обращения 13.12.14)

183. Childs, P. Contemporary Novelists: British Fiction since 1970 / P. Childs. -Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2005. - 287 p.

184. Collett, K. Subjectivity and the Body in Novels by Martin Amis, Ian McEwan, Will Self and Jeanette Winterson / E. Kollett. - The University of South Dakota, 2008. - 172 p. - Pp. 24-63.

185. Cornell, M. The Ploughman's Lunch - Guilty or Innocent? [Электронный ресурс] / M. Cornell. - Режим доступа: http://zythophile.wordpress.com/2007/07/16/the-ploughmans-lunch-guilty-or-innocent.

186. David, M. Understanding Ian McEwan / M. David. - Columbia: University of South Carolina Press, 2002. - 216 p. (Дата обращения 20.12.13)

187. Diedrick, J. Understanding Martin Amis / J. Diedrick. - Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 1999; 2004. - 346 p.

188. Duff, K. From the Public to the Private: Urban Space, National Identity, and Thatcherism [Электронный ресурс] / K. Duff. - University of British Columbia, 2012. - 183 p. - Режим доступа: https://open.library.ubc.ca/cIRcle/collections/ubctheses/24/items/1.0073388.

189. Finney, B. English Fiction Since 1984 / B. Finney. - New York: Palgrave Macmillan, 2006. - 248 p. (Дата обращения 22.03.15)

190. Gasiorek, A. Post-War English Fiction: Realism and After / A. Gasiorek. -London: Edward Arnold, 1995. - 256 p.

191. Grant, T. The Falkland Crisis - A Socialist Answer [Электронный ресурс] / T. Grant // Militant. - 1982. - May. - Режим доступа: https://www.marxists.org/archive/grant/1982/05/falklands.htm. (Дата обращения: 13.08.2015)

192. Groes, S. Ian McEwan: Contemporary Critical Perspectives / S. Goes. - London; New York: Continuum, 2009. - 153 p.

193. Haffenden, J. Novelists in Interview / J. Haffenden. - London and NY: Methuen, 1985. - 328 p.

194. Hall, S. Thatcherism - a new stage? / S. Hall // Marxism today. - 1980. - № 24. -Pp. 26-28.

195. Head, D. Ian McEwan / D. Head. - Manchester and NY: Manchester University Press, 2007. - 240 p.

196. Head, D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction 1950-2000 / D. Head. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 316 p.

197. Kakutani М. The Child in Time [Электронный ресурс] / M. Kakutani // The

New-York Times. - 1987. - 26 September. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/1987/09/26/books/mcewan-child.html. (Дата обращения 14.02.14)

198. Keay, D. In Margaret Thatcher Foundation: Speeches, Interviews and Other Statements («No Such Thing as Society») [Электронный ресурс] / D. Keay // Woman's Own. - 1987. - 23 September. - № 10. - Режим доступа: http://www.margaretthatcher.org/document/106689. (Дата обращения 24.12.13)

199. Koval, R. An Interview with Ian McEwan [Электронный ресурс] / R. Koval // Saturday. - 2002. - 21 September. - Режим доступа: http://www.ianmcewan.com/interviews.html. (Дата обращения: 15.08.2014)

200. Lodge, D. The Novel Today: Still at the Crossroads? / D. Lodge; ed. by D. Lodge // The Practice of Writing. - London: Penguin, 1997. - 340 p. - Pp. 3-19.

201. Lodge, D. The Novelist at the Crossroads / D. Lodge; ed. by M. Bradbury // The Novel Today: Contemporary Writers on Modern Fiction. - London: Fontana P, 1990. -256 p. - Pp. 87-114.

202. Marks, P. Money, «Money», Money: Cultural Transactions Between Philip Larkin and Martin Amis / P. Marks // Sydney Studies in English. - 2011. - № 37. - Pp. 71-92.

203. Massie, A. The Novel Today: A Critical Guide to the British Novel 1970-1989 / A. Massie. - London and NY : Longman, 1990. - 97 p.

204. McCrum, R. The Story of His Life. [Электронный ресурс] / R. McCrum // The Observer. - 2005. - 23 January. - Режим доступа: www.theguardian.com/books/2005/jan/23/fiction.ianmcewan. (Дата обращения: 30.05.2014)

205. McEwan, I. We Disliked Her and We Liked It [Электронный ресурс] / I. McEwan // The Guardian. - 2103. - 9 April. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/politics/2013/apr/09/margaret-thatcher-ian-mcewan. (Дата обращения 04.02.14)

206. McGrath, P. Interview with Martin Amis / P. McGrath // Bomb. - 1987. - № 18. - Pp. 26-29. (Дата обращения: 15.07.2013)

207. Morrison, S. The Wit and Fury of Martin Amis / S. Morrison // Rolling Stone. -17 May, 1990. - № 578. - P. 95-102.

208. Nagy K. Cultural and Literary Geographies of the City in the Fiction of Martin Amis [Электронный ресурс] / K. Nagy. - University of Bristol, 2006. - 219 p. -Режим доступа: http://research-information.bristol.ac.uk/files/34501339/434731 .pdf.

209. Noakes, J. Ian McEwan. The Essential Guide to Contemporary Literature / J. Noakes, M. Reynolds. - London : Vintage, 2002. - 197 p. - Pp. 10-77. (Дата обращения 11.11.14)

210. Ross, T. Ian McEwan: Why Become a Patron of Dignity in Dying? [Электронный ресурс] / T. Ross // The Telegraph. - 2011. - 12 February. - Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/8319583/Ian-McEwan-the-full-interview.html. (Дата обращения: 10.10.14)

211. Sathnem, S. Filmingthe Unfilmable: Martin Amis's Money [Электронный ресурс] / S. Sathnem // The Times. - 2010. - 1 May. - Режим доступа: http://www.martinamisweb.com/filmography_files/money-sanghera-times.pdf. (Дата обращения 24.12.13)

212. Schneider, P. A tale of Two Cities[Электронный ресурс] / P. Schneider // The Guardian. - 2005. - 22 October. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/books/2005/oct/22/featuresreviews.guardianreview31. (Дата обращения 24.07.13)

213. Self, W. An Interview with Martin Amis [Электронный ресурс] / W. Self // Mississippi Review. - 2006. - May. - Режим доступа: http://www.mississippireview.com/1995/07amis.html. (Дата обращения 19.12.13)

214. Shaffer, B. W. Reading the Novel in English 1950-2000 / B. W. Shaffer. -Malden, MA and Oxford: Blackwell Publishing, 2006. - 276 p.

215. Sinfield, A. Literature, Politics and Culture in Postwar Britain / A. Sinfield. -Berkeley: University of California press, 1989. - 345 p.

216. Smith, Z. Talks with Ian McEwan [Электронный ресурс] / Z. Smith // Believer. - 2005. - Vol. 3. - № 6. - Режим доступа: http://www.believermag.com/issues/200508/?read=interview_mcewan. (Дата

обращения 24.12.13)

217. Spice, N. The Child in Time by Ian McEwan [Электронный ресурс] / N. Spice // London review of book. - 1987. - Vol. 9. - № 17. - 1 October. - Режим доступа: http://www.lrb.co.uk/v09/n17/nicholas-spice/thatcherschaft. (Дата обращения 21.11.13)

218. Taylor, D. J. After the War: The Novel and English Society since 1945 / D. J. Taylor. - London: Chatto & Windus, 1993. - 310 p.

219. Tew P. The Contemporary British Novel / P. Tew. - London ; New York : Continuum, 2004. - 205 p.

220. Thatcher M. Speech to Conservative Rally at Cheltenham [Электронный ресурс] / M. Thatcher // Margaret Thatcher Fundation. -1982. - July. -Режим доступа: URL: http://www.margaretthatcher.org/document/104989(Дата обращения 26.06.14)

221. The Contemporary British Novel / Ed. by J. Acheson, S. Ross. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2005. - 256 p.

222. The Fiction of Martin Amis. A reader's guide to essential criticism / Ed. by N. Tredell. - NY: Palgrave Macmillan, 2000. - 208 p.

223. Whitney, H. Interview with Ian McEwan: Faith and Doubt at Ground Zero [Электронный ресурс] / H. Whitney // Frontline. - 2002. - April. - Режим доступа: http: //www.pbs. org/wgbh/pages/frontline/shows/faith/interviews/mcewan.html. (Дата обращения 24.12.13)

224. Williams, T. «The Ploughman's Lunch»: Remembering or Forgetting History [Электронный ресурс] / T. Williams // Jump Cut: A Review of Contemporary Media. - 1991- May. - № 36. - 11-18. // Режим доступа: http://www.ejumpcut.org/archive/onlinessays/JC36folder/PlmansLunch.html. (Дата обращения 24.01.15)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.