Художественное своеобразие романов Гайто Газданова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Дьяконова, Ирина Анатольевна

  • Дьяконова, Ирина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Северодвинск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 165
Дьяконова, Ирина Анатольевна. Художественное своеобразие романов Гайто Газданова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Северодвинск. 2003. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дьяконова, Ирина Анатольевна

Введение.

Глава I. Жанр романа в творчестве Гайто Газданова

§ 1. Категория «метароманный» цикл в аспекте проблемы жанра в творчестве Гайто Газданова.

§ 2. Своеобразие художественного мышления Гайто Газданова.

§ 3. Жанровые разновидности романов Гайто Газданова.

Глава II. Романы Гайто Газданова как художественное единство

§ 1 .Система персонажей в романах Гайто Газданова.

§ 2. Композиционная структура романов Гайто Газданова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие романов Гайто Газданова»

Имя писателя Гайто (Георгия Ивановича) Газданова (1903-1971) долгое время оставалось незамеченным в отечественной культуре, или, как утверждали критики, было широко известно узкому кругу читателей. Однако сейчас можно смело утверждать: процесс знакомства читательской аудитории с творчеством данного художника состоялся. Постоянно выходят в свет сборники отдельных произведений, дважды издается трехтомное Собрание сочинений (1996, 1999), его тексты распространяются в Интернете1, переводятся на другие языки, в Москве создается «Общество друзей Гайто Газданова».

В современном литературоведении с его повышенным интересом к «возвращенной» литературе активно изучается и творчество Гайто Газданова. В У течение относительно короткого времени появились две монографии , два тематических сборника, изданных по итогам научных конференций3, опубликовано более 1 ООО статей, защищено 8 диссертаций в различных областях науки (филология, философия, педагогика). За последнее десятилетие изменился не только общий объем работ о Газданове, но и их характер - от эвристических, проникнутых радостью открытия неизвестного ранее писателя, что непосредственно отражалось и в самих заглавиях статей (например, В. Румянцев «Первые впечатления от "Призрака Александра Вольфа"»), до концептуальных, монографических исследований (например, работа С.М. Кабалоти).

История взаимоотношений творческого наследия Гайто Газданова и литературной критики в настоящий момент переживает этап, когда, наконец, справившись с очарованием определения «неразгаданный» (в различ

1 Интернет-сайт, посвященный творчеству Гайто Газданова, находится по адресу: http://hronos.km.ru.

2 Dienes L. Russian Literature in Exile: The Life and Work of Gaj'to Gazdanov. - Miinchen, 1982; Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х гг. - СПб., 1998.

3 Возвращение Гайто Газданова: Науч. конференция, посвященная 95-летию со дня рождения, 4-5 дек. 1998 г. / Сост. М.А. Васильева. - М., 2000; Газданов и мировая культура: Сборник науч. ст. / Ред.-сост. Л.В. Сыроватко. - Калининград, 2000. ных его вариантах - «странный», «загадочный художник», «секрет Газдано-ва»), наука обратилась к основательному изучению поэтики прозы художника. При этом доминирующей стала тенденция, когда с целью адекватной семантизации произведений Газданова привлекается инструментарий сравнительного литературоведения, в результате чего существенно расширяется «ареал типологических схождений и различий Газданова с мировой литературой» (Н. Цховребов).

Критическую литературу, посвященную анализу произведений Гайто Газданова, можно представить в трех аспектах: одни исследователи изучают проблему западноевропейских контекстов газдановского творчества (И.Р. Кузнецов, Ю.С. Степанов, А.В. Сивкова, Е.Г, Фонова, А.В. Мартынов, JI.B. Сыроватко, Т.Н. Красавченко, М.С. Новиков), другие рассматривают его произведения в аспекте традиций русской классики (М.А. Васильева, А. Фрумкина, С.Р. Федякин), третьи - с точки зрения тематических, жанровых и стилевых новаций современного Газданову литературного процесса (М.А. Дмитровская М.Ю. Шульман, Ю.В. Бабичева, А.И. Серков, В.Г. Русаков, Е.А. Яблоков, JI.H. Дарьялова). В целом при различных подходах сохраняется единство научной мысли в главном - без имени писателя русского зарубежья Гайто Газданова не может быть создана целостная историко-литературная картина XX века. (Такой взгляд на художника постепенно утверждается не только в научной литературе, но и в учебниках, пособиях для студентов, учащихся, учителей1).

Однако несмотря на возрастающий интерес к творчеству прозаика, в современном газдановедении остается нерешенным ряд важных вопросов, связанных прежде всего с попыткой систематизировать произведения Газданова, обосновать их содержательное и формальное единство. Исследователи

1 Агеносов В.В. «Обретение себя»: Г. Газданов // Агеносов B.B. Литература русского зарубежья (1918-1996): Учебное пособие. - М., 1998. - С. 304-321; Бабичева Ю.В. Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века: Учебное пособие. - Вологда, 2002.

Ст.С. Никоненко, О.М. Орлова, С.Г. Семенова, Ю.В. Бабичева) уже не раз указывали на внутреннее родство романов писателя, имеющих множество межтекстовых связей и перекличек, «складывая» их в трилогии. Так, С.Г. Семенова выделяет автобиографическую трилогию, в которую входят романы «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Ночные дороги». Ю.В. Бабичева усматривает в романном наследии писателя трилогию, состоящую из других произведений: «Вечер у Клэр», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды». Такой подход выявляет основные особенности художественной манеры писателя, когда структурные компоненты одного романа дают возможность интерпретации другого, порождая новые ценностные смыслы. Данная мысль явилась для нас отправной точкой в исследовании межтекстовых связей в прозе Газданова и рассмотрении его романов как целостного явления - своего рода «метароманного» цикла, обладающего общей структурой и семантикой.

В связи с этим актуальность темы диссертационной работы обусловлена необходимостью системного и целостного изучения творчества писателя. Не менее важным и актуальным представляется и выявление интертекстуальных корреляций романов Газданова не только в литературно-философском контексте эпохи, но и в самом «метароманном» цикле писателя.

Объектом исследования избраны романы Газданова: «Вечер у Клэр» (1929), «История одного путешествия» (1934-1935), «Полет» (1939), «Ночные дороги» (1940), «Призрак Александра Вольфа» (1947-1948), «Возвращение Будды» (1949-1950), «Пилигримы» (1953-1954), «Пробуждение» (19651966), «Эвелина и ее друзья» (1968-1971). Исключается последний, незаконченный роман «Переворот» (1972).

Предметом исследования в настоящей диссертации является изучение романов Газданова как единого художественного пространства, относительно самостоятельной, внутренне завершенной и динамически развивающейся художественной системы - «метароманного» цикла.

Цель диссертационной работы - исследовать художественное своеобразие романов Гайто Газданова, с одной стороны, в аспекте их идейно-художественной целостности («метароманный» цикл), с другой стороны - в аспекте их связи с литературно-философским контекстом XX века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) осмыслить вопрос о художественном единстве романов Газданова в контексте литературоведческих дискуссий о категории «метароманный» цикл;

2) выявить философско-эстетические истоки, определяющие особенности художественного мышления Газданова, охарактеризовать трансформации жанра романа в творчестве писателя;

3) рассмотреть интертекстуальные корреляции в романах Газданова и определить их функциональную значимость;

4) выстроить типологические ряды газдановских героев;

5) установить семантику ключевых тем и мотивов, значимых в художественном мире Газданова;

6) определить устойчивые черты газдановского романа и особенности его составляющих.

Цель и задачи исследования обусловлены пониманием интертекстуальных корреляций как формы существования текста, представленной в двух аспектах: интертекстуальные соответствия в «метароманном» цикле Газданова и интертекстуальные корреляции с другими текстами.

Методика исследования романов Газданова с позиции их целостности предполагает использование комплексного, интегративного анализа художественного текста, учитывающего историко-литературный, типологический, структурный, семантический, интертекстуальный аспекты его изучения.

Методологическую основу диссертационного исследования составили работы по теории жанра романа и романной типологии (Г.А. Гуковский, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, М.М.Бахтин, Г.Н. Поспелов, J1.B. Чернец, Д.В. Затонский, В.Д. Днепров, H.JI. Лейдерман и др.), по проблеме литературной циклизации (JI.E. Ляпина, И.В. Фоменко, В.А. Суханов, Ю.В. Шатин и др.) и интертекстуальности (Р. Барт, Ю. Кристева, И.В. Арнольд, Н.А. Фатеева, М.Б. Ямпольский, Н.А. Кузьмина и др.), а также труды по феноменологии, экзистенциальной философии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Э. Левинас, Н. Бердяев и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, во-первых, романы писателя анализируются как художественное единство, своего рода «метароманный» цикл, что дает основу для нового прочтения газдановских текстов; во-вторых, разрабатывается методика анализа единого художественного пространства произведений на различных уровнях текста (тематическом, композиционном, образном); в-третьих, осуществляется интертекстуальный подход, благодаря которому учитывается способность произведений вступать в диалог не только с другими текстами на уровне «вертикального контекста» (О.С. Ахманова), но и между собой, в рамках романного цикла.

Теоретическая значимость диссертационной работы обусловлена стремлением рассмотреть творчество Газданова как значимую часть наследия русского зарубежья, представленного в контексте литературы XX века. Результаты исследования могут дополнить уже известные способы комплексного филологического анализа и содержательной интерпретации прозаического произведения.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в вузовском курсе «История русской литературы XX века», в специальных курсах, посвященных изучению творчества писателей русского зарубежья в целом и Гайто Газданова в частности, а также в процессе школьного обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Романы Газданова могут быть рассмотрены как единый «метароман-ный» цикл, в котором произведения связаны между собой определенной авторской идеей и могут быть интерпретированы в процессе диалога друг с другом.

2. Своеобразие художественного мышления Газданова, воплощенного в жанре романа, раскрывается в сопоставлении его произведений с феноменологическими романами И. Бунина («Жизнь Арсеньева»), Б. Пастернака («Доктор Живаго») и экзистенциальными произведениями Ж.-П. Сартра («Стена», «Тошнота»), А. Камю («Посторонний»), Ф. Кафки («Процесс»). Возможность сопоставления этих двух контекстных планов доказывает, что в творческой манере Газданова синтезируется русская и европейская повествовательные традиции.

3. Тема развития и воплощения писательского дара является семантическим стержнем «метароманного» цикла Газданова и реализуется в судьбе и творческих устремлениях героев первых романов (Николай Соседов из «Вечера у Клэр», Володя Рогачев из «Истории одного путешествия», безымянный журналист из «Призрака Александра Вольфа», студент из «Возвращения Будды»), которые еще только предчувствуют свой дар, и героя последнего романа (писатель из «Эвелины и ее друзей»), который уже достиг гармоничного бытия-в-творчестве.

4. Роман «Эвелина и ее друзья» может быть прочитан как обобщение основных тем, мотивов и образов, представленных в других романах Газданова.

5. В пределах пространства газдановских романов сосуществуют два типа героев: герой-«творец» и «массовый герой». Герой, который стремится к «воплощению», к бытию-в-творчестве, реализует тип «творца», а герой, которому отказано в воплощении или который к нему не стремится, - тип «массового героя».

6. Фабульные ситуации романов Газданова организованы идеей поиска настоящей, по Газданову, «третьей» жизни, или «воплощения», которое в художественном мире писателя всегда связано с творчеством.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории литературы Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2000-2003). Основные положения исследования были представлены на Ломоносовских чтениях, состоявшихся в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова (2000-2003); на Международной научной конференции «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск, 2002); на Первой межрегиональной конференции «Язык - Миф - Этнокуль-тура», проходящей в рамках научной серии «Проблемы лингвокультуроло-гии» (Кемерово, 2002); на межвузовской научной конференции «Проблемы эволюции русской литературы XX века» (Москва, 2000-2002). По теме исследования имеется 8 публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дьяконова, Ирина Анатольевна

Выводы

Анализ романов Гайто Газданова с точки зрения тематической, композиционной и персонажной организации показал, что поэтика всех девяти романов писателя может быть осмыслена как художественное единство, образующее внутренне целостную и динамичную структуру.

Стабильность художественного единства формируется за счет присутствия в каждом романе Газданова противоположных типов героев - героя-«творца» и «коллективного героя», за счет сохранения главной для всех девяти произведений «метатемы» - темы творчества, а также за счет наличия единой для всех произведений Газданова фабульной ситуации, представляющей собой процесс самоопределения человека, связанный с поиском смысла жизни и обретением адекватного «воплощения». Динамика развития единого художественного пространства задается главным образом эволюцией самих типов героев: от героя-«творца», только предчувствующего свой писательский дар, до профессионального писателя, «истинного творца».

Исследование мотивного спектра, состоящего из мотивов памяти, любви, путешествия, смерти и др., показало существование объективных связей, возникающих в тексте «метароманного» цикла и свидетельствующих о наличии эксплицированных смысловых связей между различными произведениями. Именно по ним проходит движение художественного сознания, вне которого и не возникает художественного единства.

Заключение

Исследование художественного своеобразия романов Гайто Газданова с позиций межтекстовых связей позволяет, как нам кажется, двигаться в плодотворном научном направлении, а именно: осознать газдановский «метароманный» цикл как уникальную наджанровую разновидность в литературе XX века.

Идея «книги, длиною в жизнь» (Л. Гинзбург) метафорически выражает сущность «метароманного» цикла: «Жизнь писателю дана одна, и нет поэтому смысла писать разные романы. В течение отпущенного ему времени романист должен создать единственный свой роман - поэтому очень длинный. Многотомность романа, таким образом, факт принципиальный» [Гинзбург 1977: 371]. «Метароманный» цикл Гайто Газданова включает девять романов: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды», «Пилигримы», «Пробуждение», «Эвелина и ее друзья». В каждом из них заложен мощный жанровый механизм, побуждающий к восприятию их как художественного целого и оказывающий значительное влияние на семантику текстов.

Анализ межтекстовых связей, соответствий и параллелей на тематическом, субъектно-образном и композиционном уровнях между романами Газданова способствует выявлению архетипической семантики текста, во многом обусловленной существованием одной, сквозь всю жизнь проходящей мысли («История одного путешествия»). Такой мыслью для Газданова была мысль о творчестве, в котором человек «воплощается», сохраняет неповторимость, индивидуальность своего бытия и в то же время преодолевает свое экзистенциальное одиночество, будучи открытым миру инобытия.

Исходя из главной темы всего «метароманного» цикла - темы творчества, мы выстраиваем типологию газдановских героев, разделяя их, условно, на персонажей «воплотившихся», на тех, кто сохранил свою индивидуальность, ощущает свою отличность от других, стремится обрести «третью жизнь», связанную с творчеством, и на тех, кто является частичкой массы, кто довольствуется обычной («второй») жизнью, не стремится изменить себя и окружающий мир, то есть на тип «творца», с одной стороны, и тип «массового героя» - с другой. Идея творчества, положенная в основу типологии героев Газданова, интересна для нас прежде всего тем, что помогает связать, соединить судьбы столь разных и в то же время очень близких друг другу главных героев всех девяти романов писателя в понятную последовательность, характерную для одной человеческой жизни («Эвелина и ее друзья»), В ней все - детство в России, гражданская война, эмиграция, учеба в Сорбонне, тяжелая работа водителя ночного такси, журналистская деятельность, интерес к чтению, любопытство к чужим судьбам, способность выходить за пределы своего «я», попытки изменить прошлое, стремление преобразовать окружающую действительность - рассматривается как необходимая предпосылка воплощения в творчестве, становления героя-писателя, истинного творца. Таким образом, предметом изображения в романах Газданова становится главным образом личность художника, а один из значительных повествовательных планов отражает процесс созревания его таланта, фиксирующий духовный и культурный рост героя, развитие его творческого воображения и формирование эстетических реакций.

Николай Соседов из романа «Вечер у Клэр», Володя Рогачев из «Истории одного путешествия», безымянный таксист из романа «Ночные дороги», журналист из «Призрака Александра Вольфа», студент из «Возвращения Будды», профессиональный писатель из «Эвелины и ее друзей» - все эти герои представляют собой единый тип героя-«творца». При этом главные герои всех романов Газданова неразрывно связаны между собой: их отражение друг в друге создает ситуацию экспликации одного образа при помощи другого. Это позволяет проследить эволюцию «метароманного» (сквозного) героя: от героя, который еще только предчувствует свой дар (Николай Соседов из «Вечера у Клэр» или Володя Рогачев из «Истории одного путешествия»), пишет статьи за известных публицистов (студент в «Возвращении Будды»), занимается журналистикой, но мечтает посвятить свое время литературному труду, к которому чувствует склонность (журналист в «Призраке Александра Вольфа»), до художника, который достигает гармонии в жизни и творчестве (писатель в «Эвелине и ее друзьях»).

Семантику единого инвариантного образа «творца» значительно проясняют коррелятивные отношения внутри типологического ряда, в который входят: герой, «способный на творческий акт, посильный лишь Богу» (JI. Сыроватко) (Пьер Форэ из «Пробуждения», Роберт Бертье из «Пилигримов»); «падший демиург», в архетипе которого значительную роль играет идея разрушения, смерти (Александр Вольф из «Призрака Александра Вольфа»); писатель, творческие амбиции которого оказываются несостоятельными (Кузнецов из романа «Полет»).

Выходы в лирический мир, мир творчества, у Газданова всегда организованы через «воплощение», обретение «третьей жизни». Об этом свидетельствует анализ фабульных ситуаций всех девяти романов Газданова, каждая из которых типологически организована по одной модели, отражающей процесс самоопределения человека. В ней происходит познание себя в пограничной ситуации исчезновения прежних связей с реальностью (расставание со «второй жизнью») и поиска новых основ бытия (обретение «третьей жизни»).

Осознавая, что анализ «метароманного» цикла, конечно, не способен вскрыть все богатство и многогранность художественного мышления Газданова и достаточен лишь в качестве того «притягательного центра», вокруг которого располагается «известная комбинация идейного содержания»

С. Франк), мы обращаемся в диссертации к литературному, эстетическому и философскому контексту творчества писателя, выявляя интертекстуальные корреляции его романов с другими текстами.

Газдановскую манеру письма заметно отличает повышенный интерес к «чужому» слову. Широкий круг цитации, представленный не только традиционными «центрами интертекстуального излучения», - произведениями А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, У. Шекспира, В. Гюго, О. де Бальзака, Вольтера, М. Сервантеса, Ф. Шиллера, Д. Джойса, но и «прецедентными» текстами, мало известными среднему читателю именами Лаппо-Нагроцкой, Вербицкой, Арцибашева, Софи де Се-гюр, Жерара де Нерваля, Эдмона Ростана, Луизы Лабэ, Фромантена-Дюпё и др., характеризует творческую манеру самого Газданова, который ощущает, как говорил М. Бахтин, что его «голос в слове может быть только вторым» [Бахтин 1979: 289].

Проблема интертекстуальности в романах Газданова решается в диссертации лишь в общем плане: описывая своеобразие художественного мышления писателя и жанровые трансформации его романов, мы выявляем переклички газдановских текстов с произведениями Ф.Кафки, А. Камю, Ж.-П. Сартра, И. Бунина, Б. Пастернака, А. Белого, Ф. Сологуба, X. Кортасара, X. Борхеса, Е. Замятина, отчетливо осознавая при этом, что до полноты описания всех ассоциативных полей, знаки которых представлены в тексте «метароманного» цикла, еще далеко. В связи с этим хотелось бы обозначить перспективы изучения этой проблемы: представляется небезынтересным выявление аллюзий, реминисценций, не обнаруженных ранее в романах Газданова, описание приемов их включения в текст, а также наблюдение за наиболее часто повторяющимися в романном цикле примерами «чужого слова» с целью обнаружения того «приращения смысла», который возникает в результате их повтора.

Кроме того, предполагаем, что в перспективе дальнейшего изучения произведений Гайто Газданова продуктивно было бы обратиться и к его малой прозе, анализ которой в свете жанрового своеобразия может стать темой отдельного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дьяконова, Ирина Анатольевна, 2003 год

1. Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3: Рассказы. На французской земле. -М.: Согласие, 1999. 848 с.

2. Газданов Г Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане // Литературное обозрение. 1994.-№ 9-10. - С. 71-83.

3. Газданов Г. Из «Дневника писателя»: Три передачи на радио «Свобода» // Дружба народов. 1996.-№ 10.-С. 171-184.

4. Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе // Критика русского зарубежья: В 2 ч. / Сост. О.А. Коростелев. М.: «Издательство «Олимп», «Издательство ACT», 2002. - Ч. 2. - С. 272-278.

5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М Кожевникова, П.А. Николаева; Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

6. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 384 с. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. - М.: Интрада - ИНИОН, 1999. - 319 с.

7. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кор-милов. М.: Олимп: ООО «Изд-во ACT», 2000. - С. 307.

8. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с. Словарь литературоведческих терминов // http://slovar.by.ru

9. Адамович Г,. Одиночество и свобода / Сост. О.А. Коростелева. СПб.: Алетейя, 2002. - 476 с.

10. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. - С. 287. Амирова Ж.Г. Стилистические функции различных типов сложного синтаксического целого в контексте А.И. Куприна: Автореф. дис. . к. фил. н. - Алма-Ата, 1983.-25 с.

11. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей. -СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. 444 с.

12. Бабичева Ю.В. «Ночные дороги» Гайто Газданова: Проблема стиля и жанра // Дарьял. 2002. - №3. - С. 124-141.

13. Бабичева Ю.В. Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века: Учебное пособие. Вологда: Изд-во ВГПУ «Русь», 2002. - 86 с. Бавильский Д. Полет чайки над вишневыми садами // Независимая газета. -1994.-8 февр.

14. Балухатый С Д. Вопросы поэтики: Сборник ст. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.-320 с.

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.: пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.-615 с.

16. Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX начала XX века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-528 с.

17. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000. 336с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с. Белый А. Критика- Эстетика. Теория символизма: В 2 т. - М., 1994. - Т. 2. - 238 с.

19. Блисковский З.Д. Муки заголовка. М.: Книга, 1981. - 111 с. Богомолов Н.А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий // Филологические науки. - 2002. - № 3. - С. 3-8.

20. Борноволоков ДМ. «Чевенгур» и повести Андрея Платонова 30-х годов: К проблеме межтекстовых связей: Автореф. дис. к. фил. н. М., 2000. - 16 с. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999.-632 с.

21. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин: Дис. . д. фил. н. Ставрополь, 2001.-371 с.

22. Васильева М. История одного совпадения // Литературное обозрение. 1994. -№9-10.-С. 96-100.

23. Великовский С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. М.-СПб.: Университетская книга, 1998. - 711 с.

24. Вересаев В. Полное собрание сочинений: В 4 т. М.: Товарищество А.Ф.Маркс, 1913.-Т. 1-2.-706 с.

25. Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: Дис. к. фил. н. Тверь, 1998. - 236 с.

26. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения, 4-5 дек. 1998 г. / Сост. М.А. Васильева. - М.: Русский путь, 2000. -302 с.

27. Галимова Е.Ш. Поэтика повествования русской прозы XX в. (1917-1985): Учебное пособие. Архангельск: Поморск. гос. ун-т, 2002. - 232 с.

28. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. -М, 1994.-263 с.

29. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975. -472 с.

30. Гиль O.JI. Английский интеллектуальный роман. Омск: Изд-во Омск. пед. унта. - 56 с.

31. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. - 222 с. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977.

32. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. -368 с.

33. Голубков М.М. Русский роман XX века // Русская духовная культура. М, 1995. -С. 141-175.

34. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. № 3. - 1986. - С. 35—42.

35. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории: На материале поэзии первой половины XIX в. Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1988.- 137 с.

36. Дарьялова Л.Н. «Возвращение Будды» Газданова и «Возвращение Будды» Вс. Иванова: опыт художественной интерпретации // Газданов и мировая культура: Сборник ст. / Ред.-сост. Л.В. Сыроватко. Калининград: ГП «КГТ», 2000. -С. 175-188.

37. Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Институт эксперимент. социологии. - СПб.: Алетейя, 1998. - 192 с.

38. Дефъе О.В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: типология, традиции, способы образного воплощения: Автореф. дис. . д. фил. н. -М., 1999.-с. 33.

39. Диенеш Л. «Другие жизни» (1928-1971) // Литературное обозрение. 1994. -№9-10.-С. 84-92.

40. Диенеш Л. «Рождению мира предшествует любовь.» // Дружба народов. 1993. - № 9. - С. 131-139.

41. Диенеш Л. Писатель со странным именем // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. М.: Согласие, 1999.-Т. 1.-С. 5-12.

42. Днепров В. Черты романа XX века. М.; Л.: Сов. писатель, 1965. - 548 с. Долинин К.А. Интерпретация текста: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1985.-288 с.

43. Дюдина О. Образ лирического героя и его роль в романе Гайто Газданова «Ночные дороги» // XX век: Проза. Поэзия. Критика / Под ред. Е.Б. Скороспеловой и др. -М.: Диалог-МГУ, 1998. Вып. 2. - С. 53-61.

44. Дюдина О.М. Поэтика романов Гайто Газданова: Дисс. . к. фил. н. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 153 с.

45. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-166 с.

46. Ерофеев Вик. Русский метароман В. Набокова, или В поисках потерянного рая // Вопросы литературы. 1988. -№ 10. - С. 136.

47. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, ун-та, 1995. - 288 с.

48. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. - 248 с.

49. Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в.: Сборник научных трудов. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1994. - 146 с. Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: В 2 т. - М., 1998.

50. Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов): Дис. . к. фил. н. -М., 1999.-215 с.

51. Жирмунский В.М, Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL: Наука, 1977. -408 с.

52. Кабалоти С.М. Дедуктивный разворот // Литературная газета. 1995. - № 20. -С. 4.

53. Кабалоти С.М. Рассвет у Газданова? // Новый мир. 1996. - № 11. - С. 235-237. Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х гг. - СПб.: Петербургский писатель, 1998. - 332 с.

54. Качура Е.В. Поэтика цикла М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни»: Автореф. дис. к. фил. н. Орел, 2000. - 21 с.

55. Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). -М.: Наследие, 2000. - Кн. 1.

56. Ким Се Унг. Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х гг.: Дис. . к. фил. н. М., 1996. - 177 с.

57. Клочек Г.Д. Методология системных исследований индивидуальной поэтики и поэтики отдельного литературного произведения: Дис. д. фил. н. Киев, 1989. -353 с.

58. Кожевникова Н.А. Язык и композиция произведений А.П. Чехова. Нижний Новгород, 1999. - 103 с.

59. Конорева В.Н. Жанр романа в творческом наследии Б.К. Зайцева: Автореф. дис. . к. фил. н. Владивосток, 2001. - 27 с.

60. Корытная M.JI. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Дис. . к. фил. н. Тверь, 1996. - 190 с.

61. Костюков Л. Судьба как точка отсчета: Вторая жизнь Г. Газданова в романе и на земле // Первое сентября. - 1998. - 14 февр. - С. 6.

62. Крадожен Е.М. Повтор как фактор композиции в лирическом цикле М. Цветаевой // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения: Сборник науч. тр. / Под ред. Л.Ю. Максимова М.: МГПИ, 1987.-С. 62-68.

63. Крайний А. (Гиппиус 3.) Литературный дневник (1899-1907). М.: Аграф, 2000. - 320 с.

64. Красавченко Т.Н. Газданов-экзистенциалист. Два рассказа и фрагмент из архива в Гарварде // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летия со дня рождения / Сост. М.А. Васильевой. М.: Русский путь, 2000.- С. 239-243.

65. Красавченко Т.Н. Набоков, Газданов и Пушкин // http://hronos.km.ru. 2000.

66. Красавченко Т.Н. Газданов в Гарварде: Новое о Газданове: Обзор // Социальные и гуманитарные науки. Отеч. и зар. лит-а. Сер. 7. Литературоведение: РЖ/РАН. ИНИОН. М., 1999. - № 2. - С. 183-188. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. - М., 1931. - 32 с.

67. Кузнецов И. Магия ошибок: Гайто Газданов как «исторический» писатель // Литературная газета. 1995. - № 13. - С. 4.

68. Левине Ю. Тайны литературных адресатов В.В. Набокова: Гайто Газданов // На-боковский вестник. Вып. IV. Петербургские чтения. - СПб.: Дорн, 1999. -С. 75-90.

69. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир. 1993. - № 7. - С.232-252.

70. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГТУ, 1982. - 478 с. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 847 с.

71. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Т.1.: Статьи по семантике и типологии культуры. - Таллинн: «Александра», 1992. - С.58-75.

72. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. СПб, 1995.-28 с.

73. Макрушина И.В. Романы М. Алданова: Философия истории и поэтика: Автореф.дис. . к.ф.н. Екатеринбург, 2001. - 25 с.

74. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. М.: Посев, 1994.

75. Мальцев Ю. Феноменологический роман // Грани. 1995. - № 175. - С. 127-150. Мамардашвнли М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). - М.: Ad Marginem, 1995. -548 с.

76. Мартынов А.В. Русское зарубежье в контексте западноевропейской культуры (Творчество Гайто Газданова): Автореф. дис. к. филос. н. М.: МПГУ, 2000. -23 с.

77. Матанцева Л.В. Концепция творческой личности: А. Пушкин и Г. Газданов // Вестник Сам. ГУ, Лаборатория электронных изданий Сам. ГУ. Литературоведение. - 2000. - №3.

78. Матанцева Л.В. Ранняя проза Г. Газданова в контексте эстетики и поэтики экзистенциализма // Вестник Сам. ГУ, Лаборатория электронных изданий Сам. ГУ. Литературоведение. - 1999. -№1.

79. Матвеева Ю.В. Художественное мышление Г. Газданова: Дис. . к. фил. н. -Екатеринбург, 1996. 217 с.

80. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

81. Мережковский Д.С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991.

82. Минералов Ю.И. Поэтика индивидуального стиля: Дис. . д. фил. н. М., 1986. -486 с.

83. Нечипоренко Ю. Литература свидетельства: поэтика Гайто Газданова: Доклад на конференции, организованной Институтом Русистики Варшавского Университета, «Литература русской диаспоры XX века» (25-26 октября 2001 г.) // http://hronos.km.ru. 2001.

84. Нечипоренко Ю. Магия свидетельства // Знамя. 1998. - № 4. - С. 221-223.

85. Нечипоренко Ю. Мистерия Газданова // http://hronos.km.ru.

86. Нечипоренко Ю. Сакральное и профанное в жизни и творчестве Газданова //http://hronos.km.ru.

87. Нечипоренко Ю. Таинство Газданова // http://hronos.km.ru.

88. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. -М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с.

89. Никоненко Ст. Гайто Газданов: проблема понимания // http://hronos.km.ru. Никоненко Ст. Загадка писателя // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. М.: Согласие, 1999.-Т. 1.-С. 13-36.

90. Ораич Толич Д. Автореференциальность как форма метатекстуальности // Автоинтерпретация: Сборник статей / Под ред. А.Б. Муратова, JI.A. Иезуитовой. СПб., 1998. С. 187-193.

91. Орлова О. Литературный Призрак Гайто Газданова: история создания образа // http://hronos.km.ru.

92. Орлова О. От «Алексея Шувалова» к «Призраку Александра Вольфа» (По материалам исследований архива Г. Газданова в Houghton Library Гарвард, США) // http://hronos.km.ru.

93. Пятигорский A.M. Пастернак и «Доктор Живаго». Субъективное изложение философии доктора Живаго // Пятигорский A.M. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 213-230. Ревель Ж.-Ф. О Прусте. - М.: ЗНАК-СП, 1995. - 192 с.

94. Румянцев В. Первые впечатления от «Призрака Александра Вольфа» // http://hronos.km.ru.

95. Русская литература XX века (1890-1910): В 2 кн. / Под ред. С.А. Венгерова. -М.: XXI в.: Согласие, 2000.

96. Русская филология. Ученые записки Смоленского гуманитарного университета / Сост. и ред. B.C. Баевский. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. - 432 с.

97. Рыбникова М.А. По вопросам композиции. М.: Изд-во тов-ва «В.В. Думнов, наел. бр. Салаевых», 1927. - 111 с.

98. Сапрыкин Д. Рассказ «Панихида» и религиозные корни писательства // http://hronos.km.ru.

99. Сахаров В. Набоков // Литература русского зарубежья (1920-1940) / Отв. ред. О.Н. Михайлов. Вып. 2. - М.: ИМЛИ, 1999. - С. 187-212. Свасьян К. Гете. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1989. - 181 с.

100. Семенова Т.О. Система повествования Г.И. Газданова: Автореф. дис. . к. фил. н. -СПб., 2001.- 18 с.

101. Серков А.И. Газданов Г.И. Масонские доклады: вступительная статья // Новое литературное обозрение. 1999. - № 5 (39). - С. 174-177.

102. Сивкова А.В. Особенности двоемирия По и Газданова // Газданов и мировая культура: Сборник ст. / Ред.-сост. Л.В. Сыроватко. Калининград: ГП «КГТ», 2000.-С. 53-63.

103. Сливицкая О.В. Бунин и русский космизм // Studia rossica posnaniensia. Poznan, 1996.

104. Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Современник, 1992. - 513 с. Сосницкая М. Газданов в Италии // http://hronos.km.ru. - 2002. Стилистика художественной литературы: Сборник ст. / Отв. ред. А.Н. Кожин. -М.: Наука, 1982.-217 с.

105. Стилистика художественной речи: Межвуз. темат. сборник / Отв. ред. P.P. Гельгардт. Калинин, 1982. - 171 с.

106. Струве Г.П. Русская литература в Изгнании. Париж; М.: ИМКА-Пресс; «Русский путь», 1996.-С. 197-198.

107. Сухих И. Книги XX века: русский канон. Эссе. М.: Независимая газета, 2001. -352 с.

108. Сухих И. О городе солнца, еретиках, энтропии и последней революции (1920 г., «Мы» Е. Замятина) // Звезда. 1999. - № 2. - С. 222-232.

109. Тарантул Ю. Магический-реальный Газданов: напоминание о возможности // Знамя. 1996. - № 9. - С. 222-223.

110. Тихомирова Е. Полет без иллюзий // Новый мир. 1994. - № 10. - С. 235-237. Томашевский Б, Литература и биография // Книга и революция. - 1923. - № 4 (28). - С.8-12.

111. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэтики.: Избранное. М.: Прогресс: Культура, 1995. - 623 с.

112. Трубецкова Е.Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: Автореф. дис. . к. фил. н. Саратов, 1999. - 24 с.

113. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - С. 255-270.

114. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - С. 270-282.

115. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.-360 с.

116. Федякин С.Р. Неразгаданный Газданов // Книжное обозрение. 03.12.98. - С.З. Федякин С.Р. Лица Парижа // http://hronos.km.ru.

117. Фоменко И.В. Понятие цикла в литературоведческом обиходе начала XX века // Проблемы истории и методологии литературной критики. Душанбе, 1982. -С. 237-243.

118. Фомичев С.А. «Вперед то под гору, то в гору бежит прямая магистраль.» // Русская литература. 2001. - № 2. - С. 56-62.

119. Формирование семантики и структуры художественного текста: Межвуз. сборник науч. трудов / Отв. ред. М.Н. Везерова. Куйбышев, 1984. - 196 с. Фрумкина А. Поэтическая проза Гайто Газданова в свете русской классики // http://hronos.km.ru.

120. Цховребов Н.Д. Гайто Газданов: Очерк жизни и творчества. Владикавказ: ИР, 1998.- 170 с.

121. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. - 352 с.

122. Шпак В.Г. Синтетизм в системе художественного мышления Е.И. Замятина: Автореф. . дис. к. фил. н. Самара, 2001. - 16 с.

123. Шулъман М. Газ данов: тяжелый полет // Дружба народов. 1998. - № 9. —1. С. 192—209.

124. Эйдинова В. Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 20-х годов. М.: Худ. лит-а, 1991. - 285 с.

125. Языковые процессы современной русской художественной литературы: Проза /

126. Отв. ред. А.И. Горшков, А.Д. Григорьева. -М.: Наука, 1977. 336 с.

127. Якобсон Р. Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С.И. Гиндин.- М.: Рос. гос. гуман. ун-т, 1999. 920 с.

128. Яковлев С.В. Элементы метатекста в прозаическом тексте (на материале русской прозы второй половины XIX-XX вв.): Автореф. дис. . к. фил. н. -М., 1993. 16 с. Dienes L. Russian Literature in Exile: The Life and Work of Gajto Gazdanov. -Munchen, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.