Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Кармазина, Жанна Борисовна

  • Кармазина, Жанна Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 217
Кармазина, Жанна Борисовна. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2009. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кармазина, Жанна Борисовна

Введение.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения функций и потенциала художественного самообразования учителя музыки

1.Проблема самообразования личности в философской, педагогической и психологической литературе.

1.2.Содержательная основа профессиональной компетентности учителя и ее основные компоненты.

1.3. Значение художественного самообразования учителя музыки в формировании профессиональной компетентности.

Выводы по I главе.

ГЛАВА II. Процесс формирования профессиональной компетенции учителя музыки в условиях художественного самообразования.

2.1 .Компетентностно-ориентированная модель художественного самообразования учителя в профессиональной деятельности.

2.2. Опытное развитие и диагностика профессиональной компетентности учителя музыки в процессе организации художественного образования.

2.3. Апробация хода и результатов эксперимента. Практические рекомендации.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности»

Процесс формирования компетентного специалиста является одной из главных проблем педагогической науки начала XXI века: уровень требований к современному учителю растет, социальный опыт постоянно трансформируется, сфера образования, благодаря инновационным педагогическим технологиям, модернизируется. Среди прогрессивных идей педагогической науки существенное место занимает проблема непрерывного образования, главным смыслом которого является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование учителя. Сегодня, по мнению ученых, приоритетом становятся самоорганизация и «самостроительство» личности, близкое к «самосозиданию» (Князева МЛ. ) [85, с. 50].

Определение целей образования и воспитания десятилетиями сводилось только к комментированию «социального заказа», сформулированного в соответствующих официальных документах. Но, как отмечают исследователи, содержание образования - это категория педагогики, она переводит социальный заказ, формируемый обществом, на педагогический «язык» этой науки для реализации содержания в практической деятельности учителя.

В настоящее время в науке идут поиски новых форм, подходов, технологий формирования профессиональной компетентности учителя, определяющих способность личности превращать собственную жизнь и профессиональную деятельность в предмет практического преобразования (Вершловский С.Г., Волковский А.Н., Крупина И.В., Левина М.М., Сластенин В.А. и др.). По мнению исследователей, для формирования у педагогов-музыкантов зрелой мотивации к самосовершенствованию, прежде всего, необходимо повысить адекватность, реалистичность представлений о себе и на этой основе формировать ориентации на профессиональное развитие.

В Государственном стандарте образовательной области «Искусство» одним из главных показателей компетентности учителя также выступает способность к рефлексии, самоизменению и стремление учиться на протяжении всей жизни.

В конце XX нач. XXI вв. учеными особенно активно анализируются вопросы компетентности и компетентностного подхода в образовании (Асмолов А .Г., Белкин А.С., Кальней В.А., Шилов С.Е.,Эльконин Б.Д. и др.); профессиональной компетентности (Алексеева Л.П., Безниско О.Н. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Петровская Л.А., Хуторской А.В. и др.); вопросы эстетической компетентности (Торшилова Е.М.) и др.

Важным аспектам развития профессиональной компетентности учителя посвящены исследования, в которых затронуты вопросы самообразования (Айзенберг А.Я., Даутова О.Б., Вербицкий А.А., Зимняя И.А., Кузовлев А.П., Печко Л.П., Раджабова Д.Б., Сухобская Г.С., Христофоров С.В.); музыкально-эстетического самообразования (Абульханова-Славская К.А., Огрызко Н.М. и др.).

Между тем, учеными недостаточно основательно исследован такой аспект деятельности как художественное самообразование, не рассмотрены его потенциальные возможности в решении актуальных проблем повышения уровня профессиональной компетентности. Несмотря на имеющийся в педагогике эмпирический опыт, данная проблема не была предметом специального научно-педагогического исследования.

Анализ источников и обобщение опыта работы в этом направлении показали значительные возможности художественного самообразования в повышении уровня профессиональной компетентности учителя музыки, связанного с проблемой развития эстетического самосознания личности и обогащения художественно-эстетического опыта в целом. Данный аспект личностного развития учителя музыки напрямую связан с включением в его практику художественно-творческих компетенций, приобретающих в формировании профессиональной компетентности интегративный и обобщающий характер.

В логике данного исследования художественное самообразование учителя понимается нами как целенаправленный процесс, управляемый самой личностью, основанный на самооценке профессиональной деятельности и динамическом развитии эстетического самосознания.

Противоречие между объективно существующей потребностью в повышении уровня профессиональной компетентности учителя музыки и недооценкой значения художественного самообразования как необходимого условия развития, равно как и недостаточная теоретическая разработанность современных технологических основ проблемы, определили выбор темы исследования: «Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности».

Объект исследования: художественное самообразование учителя в процессе педагогической деятельности.

Предмет исследования: развитие профессиональной компетентности учителя музыки в условиях художественного самообразования.

Цель исследования: теоретически обосновать процесс художественного самообразования учителя музыки, разработать и экспериментально проверить компетентностно-ориентированную модель и условия, способствующие повышению эффективности развития его профессиональной компетентности.

Задачи исследования:

1. Осуществить системный анализ научной литературы по проблеме художественного самообразования учителя музыки, дать научное определение понятийного аппарата исследуемой проблемы.

2. Выявить взаимосвязь художественного самообразования и профессиональной компетентности на основании современных требований к уровню профессиональной подготовки учителя музыки.

3. Определить наиболее эффективные условия реализации компетентностно-ориентированной модели художественного самообразования учителя музыки; выделить принципы, цикличность и уровень структурных составляющих самообразовательного процесса.

4. Провести опытно-эксперимептальную проверку научной гипотезы. Сформулировать методические рекомендации развития профессиональной компетентности учителя музыки в процессе педагогической деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование профессиональной компетентности учителя музыки в условиях художественного самообразования будет более эффективным, если:

I. Процесс художественного самообразования будет основан на творческом подходе к педагогическим задачам, практическим и методическим инновациям; непрерывности и систематичности самообразования; рефлексивной оценке своего труда; общении с образцами эмоционально-чувственных переживаний (через посещение концертов, выставок, спектаклей, чтение и т.д.); организации открытых уроков, предметно-методических и научных семинаров, участия в педагогических советах, мастер-классах, исследовательских проектах.

II. В практике работы методических объединений будет реализована компетентностпо-ориентированнная модель художественного самообразования учителя, основу которой составляют взаимодействие и взаимопроникновение профессиональных компетенций: психолого-педагогических, мотивационно-исследовательских, методикотехнологических, профессионально-музыкальных и художественно-творческих; в педагогической деятельности будут созданы условия для выработки активной педагогической рефлексии (через оценочные и диагностические мероприятия: создание портфолио, самомониторинг, выполнение тестовых заданий и др.), направленные на повышение потребности в личном и профессиональном совершенствовании, проявлении творческой активности, свободы в выборе педагогических технологий и инициативы, поддержания мотивации на педагогическое творчество и профессиональный рост.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились фундаментальные и продуктивные идеи и разработки современных гуманитарных паук:

-философские, педагогические и психологические концепции, обосновывающие сущность категории «самообразование» и классификации «художественное самообразование» (Буров А.И., Каган М.С., Костюк Г.С., Лосев Л.Ф., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Сластенин В.А. и др.);

-исследования феномена самосознания (Берне Р., Роджерс К., Эриксон Э., Юнг К. и др.), а также целостного представления о самосознании в педагогическом аспекте (Газман О.С., Мудрик А.В., Митрофанов К.Г. и др-);

-теоретические положения о развитии профессионально-значимых качеств личности учителя, включая художественный аспект (Асафьев Б.В., Гинзбург Л.С., Зинченко В.Г1., Киященко Н.И., Медушевский В.В., Мелик-Пашаев А.А., Печко Л.П., Савенкова Л.Г., Школяр В.А., Юсов Б.П. и др.);

-общетеоретические подходы к развитию профессиональной компетентности учителя (Алексеева Л.П., Белкин А.С., Зимняя И.А., Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В., Лобанова Н.Н., Маркова А.К., Митина Л.М.,

Мухаматулина Е.А., Петровская Л.А., Равен Дж., Хуторской А.В. и др.), что позволяет обосновать сущность компетентностного подхода к урокам музыки, выявить необходимость повышения уровня педагогической компетентности учителя в условиях художественного самообразования.

Методы, применяемые в данном исследовании: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальное изучение проблемы, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, анализ результатов деятельности учителей музыки; статистическая обработка полученных данных; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве учителя музыки и руководителя Центра методического объединения (в течение 14 лет). Экспериментальное исследование проблемы проводилось лично соискателем в три этапа в течение 8 лет.

Этапы исследования.

Первый этап (2001-2003гг.) - поисково-теоретический посвящен анализу философской, психолого-педагогической, эстетической, дидактической, методической литературы, разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике последипломного образования, составлению плана экспериментальной работы.

Второй этап (2004-2007гг.) - опытно-экспериментальный. В эти годы уточнена общая гипотеза исследования, разработаны теоретические положения, проведен формирующий этап эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике эффективности разработанной практической модели.

Третий этап (2007-2009гг.) - обобщаюи;е — аналитический. В этот период проведен качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы, обрабатывались полученные данные, редактировался текст диссертации, формулировались выводы и заключение.

Научная новизна исследования: -концептуально и теоретически обоснована специфика художественного самообразования как целенаправленного процесса, управляемого самой личностью, основанного на самооценке профессиональной деятельности и динамическом развитии эстетического самосознания, которое выступает как переживание, полученное от общения с эстетическими источниками, дальнейшем осмыслении его и действиях, направленных на приобретение нового художественного опыта, необходимого для выполнения профессиональных функций

-выделены основополагающие принципы, лежащие в основе художественного самообразования учителя музыки (самооценки, саморазвития, саморегуляции); обозначен уровень структурных составляющих профессиональной компетентности; определена цикличность, последовательность и содержание самообразовательных этапов, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности; -с позиций современных подходов в педагогической науке уточнено понятие «профессиональная компетентность» применительно к профессии «учитель музыки», которое определяется в исследовании как целостный, самостоятельно сформированный мотивационно-рефлекторный конструкт (комплекс) профессиональных компетенций, позволяющий личности свободно оперировать наиболее значимыми из них для решения профессиональных задач;

-теоретически разработана и экспериментально проверена компетентностно-ориентированнная модель художественного самообразования учителя музыки, в которой выявлены и описаны блоки основных компонентов профессиональной компетентности, адекватных личностно-профессиональным показателям, эффективность которых определяется взаимодействием базовых знаний и практики.

Теоретическая значимость исследования:

-дана сущностная характеристика процесса художественного самообразования, основанная на взаимодействии принципов саморазвития, активном стремлении к оценке своей деятельности и личному совершенствованию. Конкретизировано понятие «профессиональная компетентность» учителя. музыки как интегративного комплекса педагогических и художественных компетенций;

-разработан критериально-диагностический аппарат для определения уровня профессиональной компетентности и оценки эффективности его развития в условиях художественного самообразования (1-ый критерий: компетентностный — определяет уровень развития профессиональной компетентности учителя музыки; 2-ой критерий: продуктивный -раскрывает качество работы учителя в процессе педагогической деятельности);

-разработана и теоретически обоснована диагностическая методика развития профессиональной компетентности, которая опирается на комплекс творческих заданий, самомониторинг и самостоятельное выявление художественно-творческих компетенций в процессе педагогической деятельности;

-теоретически и методически обоснована характеристика 4-х уровней развития профессиональной компетентности учителя музыки, адекватных современным требованиям к продуктивной педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе апробированной компетентностно-ориентированной модели художественного самообразования учителя музыки, разработаны научно-методические рекомендации для учителя и руководителей методических объединений, в которых научно-педагогические, методические и творческие задания расположены по принципу «от простого к сложному»; представлена программа методических и практических мероприятий методического объединения «Стратегия и тактика художественного самообразования».

Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке организованного процесса совершенствования профессиональной компетентности учителей музыки в Методических Центрах образовательных учреждений, а также на курсах повышения квалификации педагога образовательной области «Искусство».

Опытно-экспериментальная база. Основная работа по апробации результатов исследования проводилась в г. Одинцове, на базе Одинцовского методического центра с учителями СШ №№ 12, гимназии №13, Назарьевской СОШ, Немчиновского лицея, Акуловской COLLI и гимназии «Жуковка». В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено около 280 учителей. Также к эксперименту были подключены 750 учащихся.

Объективность и достоверность результатов исследования обусловлены всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; деятельностью автора в области художественного образования; практической проверкой основных положений на широкой экспериментальной базе, охватывающей образовательные учреждения.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы с учителями школ и лицеев Московской области (г. Одинцова и Одинцовского района) на научно-практических семинарах, мастер-классах, конференциях и педагогических советах, в результате плановой работы в рамках методической кафедры гимназии «Жуковка»; организации нетрадиционных вокально-хоровых праздников «Посвящение в королевство изящных искусств», «Джазового фестиваля», «Фестиваля мюзиклов», концертов инсценированных песен и музыкальных спектаклей: «Буратино», «Дикие лебеди», «Свинопас», записи дисков «Поет гимназия «Жуковка», «Юлиана», участия в городских и международных детских вокальных конкурсах (2001 -2009 гг.) и др.

Представленные в работе результаты нашли свое отражение в авторских публикациях (1996-2009гг.): внутригимназическом методическом журнале «Жук-методист» (2006-2008гг.), обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИХО РАО (2007-2009гг.); научно-практических семинарах Учреждения ИХО РАО: «Культура, опыт, воображение в художественном образовании развивающейся личности» (Москва, 2008); «Комплексное эстетическое воспитание детей и молодежи в области непрерывного образования» (Москва, 2009) и др.

Положения, выносимые на защиту:

1.Обращение к проблеме развития профессиональной компетентности в условиях художественного самообразования обусловлено потребностями общества в поколении компетентных специалистов, обладающих нестандартным подходом к проблемам, творческим отношением к своей деятельности, ориентированных на процесс самосовершенствования, характеризующийся движением от репродуктивного уровня использования институтских знаний к поисково-творческому и исследовательскому (преобразовательному) уровню.

2. Наряду с традиционными формами повышения квалификации и переподготовки специалиста в институте или на курсах, являющихся временным этапом формирования профессиональной компетентности, художественное самообразование учителя музыки в условиях школы, вызванное его потребностями и мотивацией, представляет собой процесс непрерывного и целенаправленного самообразования, служащего условием стабичъного формирования его профессиональной компетентности.

3. На основании разработанной компетентностно-ориентированной модели художественного самообразования был выработан комплекс практических мероприятий и обоснована необходимость создания среды, стимулирующей самообразование учителя, содержащей особую морально-психологическую, интеллектуально-творческую и предметно-эстетическую атмосферу, выступающую интегративным побудительным средством формирования профессиональной компетентности;

4. Основной предпосылкой учителя музыки к самоизменению и саморазвитию служит организация педагогического процесса на основе комплекса доминирующих стимулов: потребности, мотивации, интересов, рефлексии, способствующего объективной оценке уровня профессиональной компетентности и осознанию значимости художественного самообразования для накопления актуальных знаний и приобретения нового практического опыта, обеспечивающих компетентность и конкурентоспособность учителя

Сформулированные выше положения раскрыты в данном исследовании, состоящем из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Кармазина, Жанна Борисовна

Выводы по 2-ой главе:

На основании проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Разработанная нами целостная компетентностно-ориептированная модель позволяет реализовать развитие профессиональной компетентности учителя музыки в педагогической деятельности и раскрывает структуру профессиональной компетентности через выявление наиболее существенных компетенций: психолого-педагогических; методико-технологических; профессионально-музыкальных; мотивационно-исследовательских; художественно-творческих.

2. В основе организации процесса художественного самообразования были определены основные исходные принципы: 1) самооценки; 2) саморазвития; 3) саморегуляции.

3. В процессе опытного развития профессиональной компетентности учителя музыки в условиях художественного самообразования были выявлены четыре этапа годового цикла (адаптивно-профессиональный; репродуктивно-демонстрационный; инновационно-творческий; профессионально-продуктивный), включенные в содержательный аспект программы методического объединения учителей «Стратегия и тактика художественного самообразования» (см. Приложение)

4. Организация процесса художественного самообразования (в течение учебного года) выявляет, что в образовательном npoifecce школы через практические мероприятия, творческие задания, планирование работы кафедры, участия в инновационной и проектно-исследовательской деятельности значительно повышается уровень профессиональной компетентности учителя музыки.

5. В процессе диагностики применялся как мониторинг деятельности учителя, так и самомониторинг, позволяющий реализовать способность учителя к самоанализу и рефлексии.

4. На основании преобладающих результатов тестовой батареи и анкет, применяемых к учителю музыки, были условно выделены типы: «учитель-профессионал»; «учитель-практик» «учитель-теоретик»; «учитель-методист»; «учитель-пропагандист»; «учитель-экспериментатор (новатор)»; «учитель-исследователь»; «учитель-менеджер»; «учитель-продюсер» и др.

5. 4-х уровневый подход к оценке показателей профессиональной компетентности учителя музыки подтверждает выдвинутую гипотезу в том, что самооценка педагогического опыта и реализация комплекса мероприятий целенаправленного организованного процесса художественного самообразования способствует развитию профессиональной компетентности учителя музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы развития профессиональной компетентности в условиях художественного самообразования обусловлена качественными обновлениями потребностей общества в поколении компетентных специалистов, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, обладающих установкой к творческой деятельности, ориентированных на свои возможности и самосовершенствование.

И хотя в последнее время педагогическая наука уделяет все больше внимания компетентностному подходу в образовании, до сих пор, однако, недостаточно четко обоснованы модели развития профессиональной компетентности учителя.

Таким образом, нами были поставлены теоретические и практические задачи — дать сущностную характеристику художественного самообразования, ее модели, и в то же время разработать методические пути развития профессиональной компетентности в процессе педагогической деятельности.

В проведенном исследовании нами были решены поставленные задачи, разработана компетентностно-ориентированная модель художественного самообразования; установлены специфика и значение художественного самообразования в формировании профессиональной компетентности учителя музыки.

Согласно требованиям Базисного учебного плана, созданного на основании закона Российской Федерации об образовании, нами была обоснована необходимость использования категорий «компетенция», «компетентность», являющихся на современном этапе исследования единицей измерения образованности учителя и эффективным критерием, влияющим на оценку результативности процесса формирования художественной компетентности, а также сформулированы профессиональные требования к современному учителю музыки как содержательной основы его профессиональной компетентности.

Процесс формирования профессиональной компетентности учителя музыки различными средствами в условиях художественного самообразования будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

-понимание профессиональной компетентности учителя как сущностной характеристики профессионализма, представляющей собой интегративное личностное образование, основанное на сочетании специальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности педагога использовать для этой цели непрерывное самообразование;

-изменение в содержательной направленности профессиональной компетентности учителя, характеризующееся движением от репродуктивного уровня использования институтских знаний к поисково-творческому и исследовательскому (преобразовательному) уровню; -использование в качестве теоретико-методологической основы формирования профессиональной компетентности учителя концепции непрерывного самообразования, сущность которой заключается в использовании средств и предоставлении условий для актуализации реальных и потенциальных возможностей личности; -конструирование и обоснование модели формирования профессиональной компетентности учителя с помощью овладения им в практической деятельности различными (отдельными) компетенциями: методической, психолого-педагогической, музыкальной и т.д.;

-создание среды, стимулирующей самообразование учителя, содержащей особую морально-психологическую, интеллектуально-творческую и предметно-эстетическую атмосферу, выступающую интегративным побудительным средством формирования профессиональной компетентности;

-организация педагогического процесса на основе комплекса доминирующих стимулов: потребности, мотивации, интересов, поддержанных самообразованием и обеспечивающих компетентность и конкурентоспособность учителя;

-основной предпосылкой учителя музыки к самоизменению и саморазвитию служит рефлексия и способность личности погружаться в процесс самосознания, способствующие объективной оценке уровня своей профессиональной компетентности и осознанию значимости художественного самообразования для накопления актуальных знаний и приобретения практического опыта, а также для решения профессиональных задач и изменения своего образа жизни;

- на основании разработанной нами компетентностно-ориентированной модели художественного самообразования, построенной на принципах саморазвития, самооценки и саморегулирования, и спроектированной критериально-уровневой диагностики необходимых показателей профессиональной компетентности, иами был выработан комплекс практических мероприятий и созданы практические рекомендации для учителя музыки и руководителя методического объединения, способствующие постепенному формированию профессиональной компетентности в условиях художественного самообразования учителя на разных этапах его практической деятельности;

- вследствие проведенного исследования и эксперимента, можно констатировать, что, наряду с традиционными формами институтского повышения квалификации или переподготовки специалиста, являющихся временным этапом формирования профессиональной компетентности, художественное самообразование учителя музыки в условиях школы, вызванное его потребностями и мотивацией, представляет собой процесс непрерывного и целенаправленного самообразования, служащего условием стабильного формирования его профессиональной компетентности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кармазина, Жанна Борисовна, 2009 год

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. -672 с.

2. Авдеев А.П. Влияние дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения на развитие у них стремления к самообразованию. /Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976. -236с.

3. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // ПЕДАГОГИКА. 1998. - №1. - С. 72-75.

4. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. К.: Наукова думка, 1990. - 192 с.

5. Айзенберг А.Я. Педагогические проблемы самообразования //Советская педагогика. 1968. - № 11. - С. 51-61.

6. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. - 126 с.

7. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. науч. тр. Саратов: Науч. кн., 2003.-238 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психолог, труды. -М., 1980.-Т.1.-230 с.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 486 с.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 220 с.

11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984,- 111 с.

12. Арчажникова Л.Г. Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратов, 1999. - Вып.4. - С. 3-8.

13. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. Л., 1926. - С. 11.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965. - 112 с.

15. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М: МГУ, 1984. - 104 с.

16. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. . канд. психол. наук. М., 1994. 210 с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М., 1982. - 192с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. -353 с.

20. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы /Сб. научн. тр. под ред. О.С. Газмана. -М.: АПН, 1989. 150 с.

21. Бегали Л.Н. Ориентация учителя на развитие познавательной активности учащихся в процессе его самообразования /Профессиональныепотребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М., 1989. — 135 с.

22. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: ОАО Южно-Уральское книжное издательство, 2004. 176 с.

23. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. М.: Перемена, 2003. - 164 с.

24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: "Прогресс", 1993. -324 с.

25. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Ин-та проф. образования МО России, 1995. 336 с.

26. Бим-Бад Б.М. Личность в динамике: программы и факторы развития / Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. М., 2002. - № 3. - С. 3-36.

27. Битянова М.Р. Культура самосовершенствования преподавателя: Учеб. пособие. М.: МПА, 1994. - 48 с.

28. Блинова А. Н., Земцова С.Г., Поспехова В.И . Внедрение образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения как один из путей повышения качества образования // Педагогические технологии. 2007. - № 1. - С. 85-92.

29. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки/ О.М. Бобиенко. Казань: Казап. гос. ун-т, 2006. - 145 с.

30. Бодина Е.А. Задачи профессиональной подготовки учителя музыки в свете развития идей Д.Б. Кабалевского в современных программах и учебно-методических комплектах по музыке // Учитель музыки. 2009. -№ 1.-С. 4-12.

31. Бояринцева А. В. Саморазвитие субъективности как феномен самобытия человека /Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Индрик, 2007. - 416с.

32. Браже Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста какмногофакторное явление: тезисы к семинару / Т.Г.Браже. —JI: НИИ НОЗ, 1990. С. 39-62.

33. Бутов А.Ю. Социально-психологические аспекты интеграции культур в образовательной среде / Диалог культур Востока-России-Запада в образовательной среде. М.: ИХО РАО, 2007. - 89 с.

34. Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. / Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений . — М.:Академия, 2000. 208 с.

35. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя/ Департамент образования администрации Ямало-Непецкого авт. окр. СПб.: Просвещение, 2004. - 158с.

36. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 77с.

37. Войтлева Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.08: Майкоп, 2003. 174 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. - 96 с.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. 416 с.

40. Вяликова Г.С. Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения. Автореф. дисс. . д-ра пед.наук. Рязань, 2006. - 25-с.

41. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Новый учебник, 2003. - 320 с.

42. Гаргай В.Б. Курсовая модель повышения квалификации учителя на Западе. / «Сибирский учитель». сент.-окт., 2003. - №5. - С. 18-20.

43. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: интеракционистский подход. М.: Образование Плюс, 2004г. - № 4(6). -С. 90-93.

44. Гафуров Р., Ершов A.-The way people search.//Развитие личности. -2006.-№3.-С. 10.

45. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: Гармония знания и веры. Пед. Общ-во России. - 2001. - С. 25.

46. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования (ЕФО), 1997. 160 с.

47. Голубкова О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования. / «Симпозиум». СПб, 2003. - Вып. 29. - С. 293.

48. Горбунова Л.Л. Развитие исследовательских компонентов деятельности учителя и его потребности в психологических знаниях //Профессиональные потребности учителя в психологических знаниях. -М., 1989. С. 75.

49. Гореликова М.В. Инновации и образование. / Сборник материалов конференции. // "Simposium". СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - Вып.29. - С. 46-53.

50. Горбачева С.В. Размышления о музыкально-педагогическом творчестве учителя музыки: Сред. шк. / Педагогика и музыка. Иркутск: СПб, 2001. -С. 18-23.

51. Горлинский В.И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы. М., 2003. - 343 с.

52. Гребешок О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. Гос.Ун-т. Калининград, 1996. - 106 с.

53. Гребенкииа JI.K. Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «педагогический поиск», 2000. - 87 с.

54. Грин Э. Многоликость обучения на протяжении всей жизни: новейшие тенденции европейской образовательной политики / «Сибирский учитель». 2006. - вып. 4 (46). -'С. 41-47.

55. Громцева А.К. Самообразование как социальная категория //Учебно-методическое пособие по спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1976. - С. 23.

56. Давыдов В.В. Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. / Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. М., 1974. - С. 144.

57. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития. СПб, 2003. - С. 309-317.

58. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. - 52 с.

59. Джеймс У. Структура личности. М., 1991. - 319 с.

60. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. - 416 с.

61. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1999. - 37 с.

62. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. - №5. - С. 18-29.

63. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. Владимир: ВГПУ, 1999. - 212 с.

64. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. / Д. Дьюи. М., 2000.-С. 51.

65. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность: Метод, пособие для учителей музыки. СПб.: Изд-во СПб ГУПМ, 2001. - 47 с.

66. Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2 ч. М., 1994. Ч. 2. - С. 202.

67. Жуков Ю. М., Петровская JT. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении, М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.

68. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие.-2-е изд., перераб., доп. М.: АПКиППРО, 2005. - 116 с.

69. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука. 2002. - № 2 (14).- С. 58-62.

70. Зимняя И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

71. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. / Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ПГ1РО, 2005. - С. 10.

72. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.- 206 с.

73. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства М.: ИХО РАО, 2005.-261 с.

74. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М., 1974. С. 191-219.

75. Каган М. С. Постановка проблемы потребностей в современной науке / М. С. Каган, А. В. Маргулпс, А. М. Хмелев // Проблемы потребностей в этике и эстетике. Л.: Изд -во Ленинградского ун -та, 1976. - 317 с.

76. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования Монография. М.: Экон-Информ, 2007. - 447 с.

77. Калинина Н.В. Социальная компетентность детей и подростков: тенденции формирования / Изучение социальной компетентности младшего школьника. Ульяновск, 2002. - С. 55-62.

78. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е Н. Новая неграмотность и перспективы исследований образования взрослых // Обновление России: трудный поиск решений. М., 2000. - Вып. 8. - С. 63-67.

79. Ключарев Г,А. Дополнительное образование проблема легитимации практики/ Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах // Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. - С. 108-119.

80. Князева M.JI. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 49-50.

81. Ковалева Т.М. Компегентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования. М., 2004. - С. 107-110.

82. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. (Личность. Мораль. Воспитание.). М.: Политиздат, 1983. - С. 168-170.

83. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. - С. 69.

84. Кожевников Д.А. Технология науки. / Практическое пособие по самообразованию. Изд-во «Нефть и газ» М., 2004. - 620 с.

85. Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании. Минск: «Народная асвета», 1976.- С. 6-7.

86. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога / И.А.Колесникова; под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2007. - 328 с.

87. Командышко Е.Ф. Эффективность факторов школьной среды в эстетико-творческом развитии учащихся/Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). М-Луганск, 2000. - Вып. 2. - 189 с.

88. Командышко Е.Ф. Педагогический опыт преподавания искусства в старших классах: пособие для учителя: В 2 ч. М, 2003. - 4.2. - 62 с.

89. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

90. Красилышкова М.С., Критская Е.Д. Концептуальные идеи Д.Б.Кабалевского: из прошлого в будущее / Научные школы в педагогике искусства. М., 2008. - 166 с.

91. Краткий словарь по эстетике под редакцией М.Ф. Овсянникова М.: Просвещение, 1983. - 189 с.

92. Кривцова С.В., Мухаматулпна Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 2004 г. - 183 с.

93. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-39 с.

94. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

95. Кузовлев А.П. Образование и профессиональная подготовка студентов в вузе /Эстетическая среда и развитие культуры личности. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1999. - С. 213.

96. Кузьмина М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976.-С. 15-18.

97. Кузьмина Н.В. Основы педагогического мастерства / Учеб. Пособие.Под ред. Зязюна И.А. М., 1989. - С. 10.

98. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985. - 32 с.

99. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 90.

100. Кузьмина М.Г. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы /Под ред. Райского Б.Ф., Скаткина М.Н. М.: Просвещение, 1983. -С. 6.

101. Кулешова Г.М. Проблемы целеполагапия субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории //Интернет-журнал "Эйдос", 2006. www.eidos.ru/journal/2006/0822-4.htm.

102. Кумбс Г. Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. - С. 10-11.

103. Курбонова Г. Н. Основные противоречия в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин в процессе подготовки учителя /Актуальные проблемы художественного образования. М., 2005. - 160 с.

104. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному мастерству. М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

105. ЛевптМ.В. fhttp://www.eurekanet.ru/lcr/item/ipspub/grp/obj/17519/meth-v.html).

106. Ш.Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребпостей//Психологический журнал. 1992. - №2. - С. 31-37.

107. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. - 47 с.

108. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304 с.

109. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. - 528 с.

110. Лосев А.Ф. Категории Философская энциклопедия. — М., 1962. т. 2. -472 с.

111. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова/ЛТедагогика, 2001. №1 о. - С. 56-61.

112. Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. М., 2005. - С. 16-18

113. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности; Научно-метод. пособие. Дубна: Феникс, 1999. - 250 с.

114. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

115. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации личности учителя. М., 1990. - 189 с.

116. Мацкайлова О.А. Культурная парадигма. Культура есть среда, растящая и питающая личность. М., 2005. - С. 76-77.

117. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - С. 77.

118. Матюшкин A.M. Психологические принципы готовности к самообразованию / Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: материалы симпозиума. М.: НИИ СИМО АНН СССР, 1980. -С. 30.

119. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства: (Сред. шк). Преподаватель. -2001. №6. - С. 3640.

120. Мезинов В.Н. Диалог педагогики и художественной литературы овоспитании.уак,ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/val<c/announcements/pe dagogi che skie/2009/26-01 /MezinovVN.doc).

121. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей и ее развитие. Дубна, "Феникс+", 2006. - 112 с.

122. Мелихов А. Диалоги о мировой художественной культуре. М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 416 с.

123. Минор Н.Н., Н.Я.Брюсова и ее школа музыкального образования. Учебное пособие. Саратов, 1994. 140 с.

124. Митина JI.M. Психология профессионального развития. М., 1998. -С. 46.

125. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Флинта, 1994. - С. 215.

126. Митрофанов К.Г. Развитие самосознания старшеклассников в процессе общественно-воспитательной деятельности: Автореф. Дис. Канд. пед. наук. М.: ЛПК и ПРО, 2003. - 26 с.

127. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. М.: Академия, 2002. - 144 с.

128. Науказ Д.А. Содержание, структура, критерии профессиональой готовности учителя: И Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. М., 2001. - Вып.2. - С. 50-66.

129. Нейтматов Я.Н. Образование в XXI веке. Тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. - 480с.

130. Йеменский Б.М. Педагогика искусств. М.:"Просвещение", 2007. - 255 с.

131. Непрерывное образование в условиях трансформации /. Г. Ключарев, В. Огарев. М.: ООО «Франтэра», 2002. -166 с.

132. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Вестник Университета Российской академии образования. 2006. - № 4. С. 8-25.

133. Новиков A.M. Методология учебной деятельности. М., 2005. 176 с.

134. Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: Изд. РАО ИОВ, 1995.- 170 с.

135. Огрызко Н.М. Условия музыкально-эстетического самообразования учителя начальных классов/ Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997. - 260 с.

136. Одинец К. А. Дистанционные курсы повышения квалификации ЦДО «Эйдос» как возможность самообразования учителя. // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. - 22 февраля.

137. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский. С.Г. Профессия -учитель: беседы с молодыми М., 2006. - С. 151-152, 155.

138. Павловский А.Ф. Оценка искусства и ее развитие у школьников/Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997. - 258 с.

139. Педагогическая культура учителя музыки с позиций системно-научного подхода / сост. Волчегурская Н.В. Таганрог, 1993. - С. 5-7, 13.

140. Петелин А.С. Особенности научно-понятийного аппарата личностно ориентированного образования // Личностно ориентированная педагогика. Вып.1. Воронеж, 1997. - С. 9-20.

141. Петренко А. А. Профессиональное становление педагога, управляющего развитием образования: Монография / А.А.Петренко. М.: АПК и ППРО, 2007. - С. 83-85.

142. Петренко О.Л. Способы формирования мотивации к исследовательской деятельности учащихся./Материалы доклада-www/ it-n.ru /board.aspx.cat.

143. Петровская JI.A. Компетентность в общении. М., 1989. - 216 с.

144. Петрушин В.И. Музыкальная психология / Для студентов средних и высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Пассим, 1994. -304 с.

145. Печко Л.П.Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя/Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997. - 260 с.

146. Печко Л.П. Развитие культурно-эстетического самосознания школьника на основе освоения искусства/Становление самосознания личности школьника. Под общей ред. Р.М.Роговой. М., 2003. - 112с.

147. Печко Л.П. Вверх по ступеням личной эстетической культуры/ Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991. - С. 25.

148. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело, 1995. - 128 с.

149. Психолого-педагогический словарь. Составитель: Мижериков В.А. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 544 с. (С. 388)

150. Пустовой Е.А. Компьютерная диагностика уровня психологической компетентности учителей-гуманитариев в процессе повышения их квалификации, ito.edu.ru/2006/Rostov/II/6/II-6-5.html 1 lk.

151. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: КОГИТО - ЦЕНТР, 2002. - 395 с.

152. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд., испр. 'М.: ЦАПИ, 1994. - 142 с.

153. Ражников В.Г. Новая профессия: детский арт-психолог. М., 2006.-168 с.

154. Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию//Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. - С. 3-11.

155. Райский Б.Ф. О некоторых закономерностях процесса самообразования //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976. - С. 10-14.

156. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Муз. Образование». М.: Владос, 2001. - 383 с.

157. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 423 с.

158. Рубинштейн С.А. Бытие и сознание.-М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.- 328 с.

159. Рябинин В.В. Компетентностный подход к профессиональной деятельности будущих специалистов электротехнических специальностей СПО. Образовательные технологии, 2007. №1. - С. 11-16.

160. Савенкова Л.Г. Особенности интегрированного обучения /Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. М.-Тольятти, 2005. - 354 с.

161. Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизма художественно-творческого развития детей: интегрированные формы обучения. М.,2006. - 236 с.

162. Свитова Ю.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов/ под ред. Хуторского А.В. М.: «ИНЭК», 2007. С. 196-199.

163. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности//Вопросы психологии. 1983. №2. С. 35-42.

164. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме. // Целостный учебно-воспитательный процесс. -Волгоград, 1997. С. 16.

165. Сериков В.В. О методологических основах гуманизации образования // Формирование личности. Ч.Н. -Волгоград: Перемена, 1992. С. 7-13.

166. Сериков В.В. Личноетно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика, 1994. №5. - С. 16-21.

167. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1994. -150 с.

168. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 1991 .-№10. С. 7984.

169. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997. - 223 с.

170. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности. М., 1991. - С. 141.

171. Сластенин В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовки учителя. Приобщение к педагогической профессии: практика, концепция, новые структуры. Воронеж, 1992. - С. 6-9.

172. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопр. психол. 1986. № 6. - С. 14-23.

173. Совет Европы: Симпозиум по теме "Ключевые компетенции для Европы": Док. DECS / SC / Sec (96) 43. Берн, 1996.

174. Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 24 декабря 2004 года / Раджабова Д.Б.

175. Профессиональное самообразование будущего учителя музыки. М.: МГПУ, 2005. - С.47-48.

176. Степашкина J1. Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции Электронный ресурс. / Интернет- журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-l l.htm

177. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Зимней И.А. М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. - С. 393.

178. Струценко Л.А. Самообразование и инновационный поиск учителя: модульный подход к ориентации педагога на инновационную деятельность в развивающейся школе. / Инновации и образование. Серия «Симпозиум» -СПб, 2003. Вып. 29. - С. 347-359

179. Стукалова О.В. Культурологические идеи М.М. Бахтина как методологическая основа современной педагогики искусства. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2007.

180. Суслова Н.В. Формула музыкального успеха. Условия преподавания музыки в сред, шк.: Метод, рекомендации в помощь директору шк. / Директор школы., 2002. №8. - С. 23-40.

181. Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания II Народное образование, 1968. № 10. - С. 55-56.

182. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд 2-е. - М: Изд-во политической литературы, 1985. - 270 с.

183. Сухобская Г.С. Творческий потенциал личности учителя и его потребности в психолого-педагогических знаниях //Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М., 1989. - С. 4-5, 8.

184. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США: аналитический доклад / Под ред. Кларина М.В. М.: ИТП и ММИО РАО, 1994. - С. 74.

185. Таизова О.С. Модернизация содержания и структуры общего образования. Сущность, возможности, перспективы. Ключевые компетенции. Основные смысловые напряжения. Форум Пермского виртуального педагогического совета 2002. С. 37.

186. Таубаева LILT. Теоретико-методологические основы креативной инновационно-креативной деятельности учителя (www.tarmpi.kz/nich/npubl/pedin/sekciyal/35laubaevasht.doc. Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г.Алмааты.

187. Теплов Б.П. Психологические вопросы художественного воспитания/Вопросы художественного воспитания. Л.:Изд-во АПН РСФСР 1947. Вып. 11. - 167с.

188. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. Дубна:"Феникс+", 2008. - 100 с.

189. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория Электронный ресурс. Интернет-журнал «Эйfloc». http://www.eidos.ra/journal/2005/0910-1 l.htm.

190. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., Просвещение, 1968. - 557 с.

191. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкинанидзе, М, Ф, Шабаевой. М., 1974.-Т. 1.-С. 229-547.

192. Фролов Ю. В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. - №8. - С. 34-44.

193. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. / Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. РАО 23 апреля, 2002. - Центр «Эйдос». - С. 196-199.

194. Целма Е. Искусство и жизнь как проблема эстетики М. Бахтина / В диапазоне гуманитарного знания. К 80-летию М.С. Кагана. Серия «Мыслители». СПб.: СПб философское общество, 2001. - Вып. 4. - С. 356362.

195. Челышева Т.В. Теория и методика преподавания предметов искусства: музыка, изобразительное искусство. М., 2001. - 55 с.

196. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - С. 84-85.

197. Чошанов М.А. Стандарт профессиональной подготовки и сертификация школьных учителей математики в США / "Сибирский учитель". 2008. - Вып. 3 (57). - С. 54-70.

198. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М,, 1981. -208 с.

199. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопросы психологии. 1990. - № 5. - С. 40-48.

200. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -,М., 1982. 185 с.

201. Шадриков В.Д. Инициатива и творчество учителей решающая сила реформы // Народное образование. - 1987. - № 4. - С. 29-32.

202. Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. 1987. - № 6. - С. 36-42.

203. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / Высшее образование сегодня. -2004. №8. - С. 26-34.

204. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. - 80 с.

205. Шаранова В.В. Совершенствование научно-методической работы как фактор повышения качества образования. М., Фестиваль «Открытый урок», 2006-2007.

206. Шариков А. В. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. М.:Изд-во ЮНПРЕСС, 1994. - С. 5.

207. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. - 109 с.

208. Швелидзе Е.И. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования / Компетенции в образовании опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. Хуторского А.В. - М.: «ИНЭК», 2007. - 327 с.

209. Шеншин А.А. Принципы и методы общего музыкального образования / Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в щколе. М.: Госиздат, 1921. - С. 3 5.

210. Шерайзина Р., Александрова М. Возможности карьерного роста учителя // Народное образование. 2006 - №8. - С. 90-91, 94.

211. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. -1991. №9. - С. 80-84.

212. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. М: Флинта, 1999. - 88с.

213. Школяр JI.B. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. 2008. - № 1. - С. 3-7.

214. Школяр JT.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкальногообразования детей: Научно-методическое пособие. — М.: Флинта: Наука, 1999.-336с.

215. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1995. - 163 с.

216. Шуклина Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект //Общественные науки и современность. Екатеринбург, 1999. - № 5. - С. 140-151.

217. Шустова И.Ю. Становление самосознания старшеклассников в русле "Педагогики самосознания" О.С. Газмана / Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Индрик, 2007. -416с.

218. Эргономика. Учебник / Под ред. Крылова А.А., Суходольского Г.В. -Л.: ЛГУ, 1988. 184 с.

219. Юденко Т.А. Сущность и содержание понятия «самообразование» / Т.А.Юденко.// Университетские чтения. Пятигорск, 2006. - С. 194-201.

220. Юсов Б. 11. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Спутник, 2004. - 252 с.

221. Якупова А.Р. О новых подходах к повышению профессионального мастерства учителей музыки: (г. Байконур, Казахстан) / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Елабуга: ЕГПУ, 2005. - Вып.2. - С. 38-46.

222. Янушевска-Варых М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. М., 2006. - 369с.

223. Birzea, С. Education for democratic citizenship: a lifelong learning perspective. Council of Europe. DGEV/EDU/CIT (2000) 21 / C. Birzea. -Strasbourg Cedcx: CoE, 2000.

224. Clement Ute, Arnold Rolf (Hrsg). Kompetenzentrvickbeng in der beruflichen Bildung. Leske+Budrich, Opladen, 2002.

225. Комиетентностно-ориентированная модель художественного самообразования учителя музыки1.ый блок психолого-педагогический

226. Поэтапное планирование работы художественной кафедры как условие формирования профессиональной компетентности учителямузыки1.ый этап Адаптивно-профессиональныйп /п Наименование мероприятий Задачи Сроки исполнен ия1.

227. Анализ работы: -анкетирование; -мониторинг; -беседа; -применение анкеты «Нужно ли тебе самообразование?» -заведение творческого «Портфолйо»; -беседа-аналитический разбор уроков учителя музыки. Май

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.