ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШАМИЛЯ БИКЧУРИНА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Габидуллина Ландыш Фаритовна

  • Габидуллина Ландыш Фаритовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 174
Габидуллина Ландыш Фаритовна. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШАМИЛЯ БИКЧУРИНА: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2016. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Габидуллина Ландыш Фаритовна

Введение

Глава 1. Современное состояние исследования отечественными учёными проблем художественного пространства и времени

1.1. Проблемы художественного пространства литературного произведения

1.2. Проблемы художественного времени литературного произведения

Глава 2. Специфика художественного пространства в прозе Шамиля Бикчурина

2.1. Социально-бытовое пространство

2.1.1. Особенности функционирования локуса «дом»

2.1.2. Реализация хронотопа порога

2.2. Психологическое пространство

2.3. Мифологическое пространство

2.4. Географическое пространство

2.5. Пространство природы

Глава 3. Специфика художественного времени в прозаических

произведениях Ш. Бикчурина

3.1. Типы времени в произведениях Ш. Бикчурина

3.2. Природно-циклическое время в прозе Ш. Бикчурина

3.3. Бытовое время в прозе Ш. Бикчурина

3.4. Биографическое время в прозе Ш. Бикчурина

3.5. Историческое время в прозе Ш. Бикчурина

3.6. Прошлое, настоящее, будущее

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШАМИЛЯ БИКЧУРИНА»

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж последних столетий привнес в татарскую литературоведческую мысль и критику много нового, связанного с природой искусства слова, с полемикой о сущности национального и общечеловеческого, с представлениями о свободе творчества и путях развития литературы, о структурных особенностях художественных произведений. Как следствие, появилась возможность исследовать и оценивать отдельные литературные явления по-новому, в широком историко-культурном и теоретическом контекстах. В связи с этим весьма значимым для дальнейшего осмысления татарской литературы представляется, на наш взгляд, рассмотрение художественных произведений Шамиля Бикчурина с точки зрения пространственно-временных характеристик.

В татарскую литературу Ш. Бикчурин вошёл стремительно, посвятив свою музу нефтяной отрасли республики. Очерками и рассказами о труде нефтяников и строителей этого края начал он свою литературную деятельность. Один за другим вышли сборники рассказов, главным героем которых был человек труда. В них отражаются главные тенденции социально-духовного развития татарского народа того времени. Эта тема ведёт писателя к проблемам современности, даёт возможность почувствовать дыхание века.

Данная работа входит в ряд исследований, где делается новая попытка по углублению анализа творческого наследия известного татарского писателя. В ней впервые ставится задача выявления свойственных прозе Ш. Бикчурина типов художественного пространства и времени. Вместе с тем, творчество талантливого художника в литературоведческом плане изучено недостаточно, а потому для успешного осмысления избранной темы есть потребность в комплексном рассмотрении его прозаических произведений. Данный подход позволяет обеспечить объективность исследовательских поисков и концептуальное единство диссертационной работы.

Во-первых, выявление типологического своеобразия героя прозы Ш. Бикчурина: его психологического портрета, душевно-эстетических качеств, морального облика, идеалов - дадут нам возможность понять важные художественные особенности творчества писателя, а также более глубоко раскрыть личностные аспекты самого автора. Важно, что данный герой реализуется в судьбах реальных людей, со своими профессиями, жизненными проблемами, в конкретных общественно-исторических и социальных условиях.

Во-вторых, комплексное изучение творчества Ш. Бикчурина, особенностей его произведений, единства художественного пространства и времени помогут определить какую роль и место занимают личность и творчество прозаика в татарской литературе и в общероссийском литературном движении.

В-третьих, изучение произведений автора в аспекте поэтики художественного пространства и художественного времени, а также сопряженных с ними идей и проблематики будут существенно способствовать восприятию человека как главного предмета искусства, в связи с обществом, позволит проследить эволюцию героя и трансформацию стилевых тенденций в татарской прозе второй половины ХХ века.

В татарском литературоведении имеются отдельные рецензии и статьи, посвящённые произведениям Ш. Бикчурина. Среди них особое место занимают статьи писателей Г.А. Ахунова, И.З. Гази, литературоведов Р. Бикмухаметова, В. Воронова, Ф.Г. Галимуллина, Х.Г. Зарипова, Р.А. Мустафина. Некоторые аспекты проблем художественных особенностей и поэтики рассказов и романов Ш. Бикчурина коснулись в своих статьях Дж. Дарзаманов, М.Х. Зарипов, Ф.М. Миннуллин, Ф.Х. Хусни и др. Но творчество писателя до сих пор остаётся малоизученным, многие статьи посвящены лишь констатации фактов издания его книг и произведений.

Шамиль Мутыгуллович Бикчурин (1928-1991) родился 3 января 1928 года в селе Миннебаево Альметьевского района в крестьянской семье. Закончив десятилетку в Альметьевске, с 1945 года обучался в Татарском театральном

училище города Казань. Некоторое время работал актёром в Альметьевском государственном театре драмы. С 1948 по 1952 год служил в рядах Советской Армии.

Затем Ш. Бикчурин работал в общежитии треста «Альметьевстрой» воспитателем, а потом около трёх лет - строителем в том же тресте. С июня 1958 года по май 1962 года исполнял обязанности заведующего отделом промышленности в редакции газеты «Ильич васыятьлэре» («Заветы Ильича») Лениногорского района. С первых дней работы в редакции, собрав вокруг себя талантливую молодёжь, организовал работу литературного кружка. На протяжении многих лет был наставником молодых писателей. Вылившаяся позднее в творческое объединение «Чишма» («Родник»), эта организация за более чем 40 лет своего существования воспитала более десятка членов Союза писателей Республики Татарстан, а так же немало журналистов, учёных, языковедов и др.

Как утверждает писатель Г. Ахунов, Ш. Бикчурин - искренний, прямодушный, чистосердечный, душевный человек, «сын народа» [126, с. 3], талантливый писатель. У него имеются два романа, 15 очерков и более 10 рассказов. Ш. Бикчурин умер 16 января 1991 года в городе Лениногорске.

Рецензии, статьи, посвящённые произведениям Ш. Бикчурина можно делить на две группы:

1) работы, которые дали оценку рассказам, очеркам, романам Ш. Бикчурина, в состав которых вошли письма, написанные автором, а также высказывания разных рецензентов об очерках и рассказах писателя;

2) материалы, которые раскрывали роль и место Ш. Бикчурина в татарской литературе 1960-1980-х гг.

Ш. Бикчурин был и прозаиком, и драматургом. Его первые прозаические произведения - очерки и рассказы о самоотверженном труде Альметьевских строителей - с 1957 года печатаются в журнале «Казан утлары» («Огни Казани»), публикуются в сборниках «Ташлы тауда» («На горе каменной», 1959) и

«Истэлекле таш» («Заветный камень», 1961). Эти сборники оцениваются, как «первые шаги писателя в прозе». В. Тютеев отметил, что в литературу пришёл талантливый писатель [162, с. 4].

В 1961 году Ш. Бикчурин пишет свою первую музыкальную комедию «Тальян моцы» («Мелодия тальянки»). Воспевающая дружбу нефтяников и сельских тружеников, она в том же году была поставлена на сцене Альметьевского государственного театра, а чуть позже - на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля. Тогда драматург Р. Ишморат отметил, что зрители вправе ожидать новые пьесы от Ш. Бикчурина [135, с. 3]. Г.А. Ахунов, А.С. Маликов, Р.Х. Сверигин, К.К. Семенов, Д.В. Медведенко, Н. Шумская в своих статьях, опубликованных на русском языке, поддерживают эту идею. И отмечают, что пьеса дарит жизнь театру, а театр городу [148, с.4]. Второе драматургическое произведение писателя «Бергэ, гомергэ» («Навеки вместе») также вошло в репертуар Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля в 1964 году.

Вскоре издаются документальная повесть «Кайнар чишмэ» («Горячий источник», 1965) и книга очерков «Могщиза тудыручылар» («Чудотворцы», 1968) Ш. Бикчурина.

Повесть «Горячий источник» рассказывает об истории возникновения нефтяной промышленности Татарстана. Название повести «Горячий источник» выражает то, что труд задорных, бодрых парней является чистым источником, его сильным беспрерывным потоком.

В очерке «Чудотворцы» рассказывается о том, что в научно-исследовательском институте нефти Татарстана сотрудники ищут новые методы выкачивания нефти. По названию отдельных глав очерка можно представить, что будет впереди. В главах «Печь инженера Губарева», «Семь раз отмерь», «Несчастье приносит счастье» говорится об использовании стеклянной трубы. В это время даже стекло было дефицитом. Все смеялись, говорили, что это пустое

слово [3, с. 37]. А теперь это продукция используется во всех отраслях нефтяной промышленности.

В 1977 году издается книга очерков и рассказов Ш. Бикчурина «Алтын щирдэ ятмый» («Золото земли нашей»). Литературовед Ф.Г. Галимуллин, ознакомившись с рассказом «Кайту» («Возвращение», 1959) из этого сборника, назвал Ш. Бикчурина хорошим психологом [136, с. 153]. А.Б. Хасанов указывает, что Бикчи ага еще писал и эпиграммы [164, с. 3].

Ш. Бикчурин собирал материалы о чешском писателе Ярославе Гашеке, который во время гражданской войны был комендантом города Бугульмы. С этой целью писатель два раза съездил в Чехословакию, побывал в музее Я. Гашека в Бугульме, переписывался с женой Гашека. Однако жаль, этот роман он не смог закончить, 60 страниц рукописи остались на столе, автор лег на операцию. Нам известно также, что он начал писать либретто балета о любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан.

Поэт Ш. Маннапов отмечает, что в своих письмах Ш. Бикчурин написал ему о том, как в 1973 году закончил рассказ «Трофей» и начал новый роман «Чакырым баганалары» («Дорожные столбы»). «Всегда переписывался с молодыми талантами», - пишет Ш. Маннапов. - Критиковал их, давал им свои советы, помогал» [152, с. 169].

Ш. Бикчурин, собрав в единый фокус свой богатый жизненный и трудовой опыт нефтяника, пишет роман «Каты токым» («Твёрдая порода»). Опубликованный в журнале «Огни Казани», он сразу привлекает внимание творческой общественности и читателей. На страницах печати возникает оживлённая полемика по проблемам этого романа. Так, первая рецензия, посвящённая роману, выходит 14 января 1973 года в газете «Социалистический Татарстан». В ней М. Зарипов обвиняет мастера Зубаирова - героя романа, в том, что он «растратил» народное богатство [146, с. 3]. Критик Ф. Миннуллин подчеркивает, что «М. Зарипов может и прав, но мне самому понравился этот «жест» Зубаирова. Я увидел в нём мудрость нефтяников» [139, с. 86]. Ф. Хусни в

своей статье говорит, что самый понравившийся роман среди произведений про нефть - это «Твёрдая порода» Ш. Бикчурина. Роман понравился ему тем, что автор вложил в него всю теплоту души, где надо радовался, улыбался, своё слово превратил в песню - именно в свою песню [165, с. 157].

Ф. Миннуллин, Ф. Мусин, А. Хасанов, Ф. Галимуллин и другие критики отметили, что образы героев у Ш. Бикчурина являются яркими представителями своей нации. Ф. Миннуллин говорит, что фон романа надо было приблизить к сегодняшнему дню [153, с. 88]. Мы согласны с мнением критика. В рассказе события происходят в 1950-е годы. Татарское село 1950-х годов описывается отсталым.

М. Зарипов отмечает, что Ш. Бикчурин не описывает задачи производства [146, с. 3]. Поддерживая М. Зарипова, Ф. Галимуллин пишет, что в романе Ш. Бикчурина «Твёрдая порода» процесс труда даётся только в виде фона, автор производственные задачи обходит стороной [136, с 155]. Нужно иметь незаурядный талант художника, чтобы процесс производства, описание технологии труда не заслонили, не закрыли бы собою человеческие характеры, взаимоотношения людей, чтобы все органически слилось в единый нержавеющий сплав.

В 1974 году роман «Твёрдая порода» издаётся отдельной книгой на татарском и русском языках, а в 1976 году публикуется на словацком языке в Чехословакии. Роман переведён также и на украинский язык. Статьи Г. Ломидзе, Р. Бикмухаметова, Г. Муханова, В. Воронова, Ю. Крючкова, Р. Мустафина, В. Пекшева, А. Петрова, В. Монасипова, Р. Сверигина, Р. Курамшина, опубликованные на русском языке, помогают нам представить творчество Ш. Бикчурина во всесоюзном масштабе.

В 1980 году Ш. Бикчурин завершил свой второй роман - «Глубокий пласт», также посвящённый жизни нефтяников, их труду, личным и семейным взаимоотношениям. Переведённый на русский язык, он был опубликован в журнале «Волга» (1982) и удостоен его годовой премии.

За заслуги в области литературы Ш. Бикчурин в 1978 году был награждён орденом «Знак Почёта».

Актуальность диссертационной работы определяется, с одной стороны, значимостью для татарской литературы целостного исследования художественных произведений Ш. Бикчурина с точки зрения пространственно-временных характеристик, а с другой стороны - необходимостью нового прочтения идейно-эстетических особенностей произведений данного писателя, созданных в советскую эпоху.

Современное татарское литературоведение имеет ряд исследований, раскрывающих такие аспекты художественного творчества известного прозаика, как идейно-нравственное содержание и поэтика произведений, особенности образной системы, проблемы языка, композиции, жанра. Несмотря на это, совершенно неизученной остаётся пространственно-временная организация произведений Шамиля Бикчурина. Творчество писателя до сих пор анализировалось без учёта специфики художественного времени и пространства, что значительно ограничивало возможности интерпретации его прозы, не позволяло проникнуть в глубинную смысловую структуру его произведений.

Объектом исследования являются прозаические произведения Ш. Бикчурина 1958-1980 гг.: «Яна дицгез» («Новое море») (1958), «Тальян моцы» («Мелодия тальянки») (1959), «Кайнар чишмэ» («Горячий источник») (1962), «Могщиза тудыручылар» («Чудотворцы») (1967), «Яшьтэшлэр» («Ровесники») (1972), «Кайту» («Возвращение») (1973), «Валериан тамчылары» («Капли валериана») (1974), «Каты токым» («Твёрдая порода») (1972), «Тирэн катлам» («Глубокий пласт») (1980).

Предметом диссертационного исследования стала специфика художественного пространства и художественного времени в прозаических произведениях Ш. Бикчурина 1958-1980 гг. как структура, представляющая собой совокупность пространственно-временных элементов текста, отражающих специфику авторской модели мира.

В соответствии с выбранным направлением исследования целью диссертации является осмысление художественного пространства и времени в прозаических произведениях Шамиля Бикчурина как основных художественно-эстетических единиц текста в их типологических особенностях, семантической значимости и многоплановой функциональности.

Для достижения этой цели нами были сформулированы следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты проблемы художественного пространства и времени в литературоведении с целью выявления основных подходов, понятий и принципов исследования художественного пространства и времени в прозе Ш. Бикчурина;

- исследовать типы пространства в художественной структуре прозаических произведений Ш. Бикчурина (замкнутое, открытое, конкретное, абстрактное, социально-бытовое, психологическое, мифологическое, географическое, пространство природы) и их функции;

- определить основные типы художественного времени в романах и рассказах Ш. Бикчурина (природно-циклическое, бытовое, биографическое, историческое) и их функции;

- рассмотреть формы художественного времени, выявить устойчивые временные оппозиции в прозе Ш. Бикчурина;

- установить зависимость пространственно-временных представлений автора, согласно разработкам Г.Д. Гачева, от его этнической ментальности, а также от социально-исторических реалий действительности;

- выделить смыслообразующие функции базовых хронотопов в выбранных для анализа произведениях.

Теоретической и историко-литературной основой диссертации послужили работы следующих исследователей:

- по теории литературы: М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, В.Е. Хализева, Д.С. Лихачева, А.Я. Эсалнек, А.М. Мостепаненко, Р.А. Зобова, В.М. Жирмунского, А.Я. Гуревича, Н.Э. Фаликовой, Р. Барта, В.В. Виноградова,

С. А. Арутюнова, Е.М. Мелетинского, В. Л. Проппа, А.Ф. Лосева, В.В. Заманской, Т.Г. Прохоровой, В. Шкловского;

- по теории художественного пространства и времени: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б. А. Успенского, Б.М. Гаспарова, В.Н. Топорова, Г. Д. Гачева, М.М. Гришмана, А.К. Байбурина, В. Д. Днепрова, Ф.П. Фёдорова, Н.К. Шутой,

A.Б. Есина, Н.А. Николиной, Л. А. Трубиной;

- по проблемам татарской литературы: М.Х. Хасанова, И.З. Нуруллина, Т.Н. Галиуллина, Ф.М. Хатыпова, О.Х. Кадырова, Р.К. Ганиевой, Ю.Г. Нигматуллиной, Ф.Г. Галимуллина, Д.Ф. Загидуллиной, А.М. Саяповой,

B.Р. Аминевой, А.Г. Ахмадуллина, Х.Ю. Миннегулова, Ф.М. Мусина, А.М. Закирзянова, Х.Ш. Махмутова, Л.Р. Гайнановой, А. Д. Батталовой и др.

Методологической базой диссертационной работы явились принципы и методы теоретического литературоведения: системный, структурно-семантический, историко-сравнительный, типологический, сравнительно-исторический и культурно-исторический, биографический. В отдельных случаях были использованы возможности описательного метода.

Пространственно-временные отношения в прозе Ш. Бикчурина 1958-1980-х гг. рассматриваются в контексте литературных и исторических процессов указанного периода. Типологический подход позволяет на основании сравнения ряда произведений других татарских писателей выявить наиболее продуктивные типы хронотопов в татарской прозе изучаемого периода. Творчество Ш. Бикчурина в контексте поставленной проблемы изучается в диссертации впервые.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

- исследована пространственно-временная организация произведений Ш. Бикчурина 1958-1980 гг.;

- выявлена типология пространства (закрытое, открытое, абстрактное, конкретное, социально-бытовое, психологическое, мифологическое, географическое, пространство природы);

- выявлена типология времени (природно-циклическое, бытовое, биографическое, историческое), определена функция их разновидностей;

- раскрыта роль локуса дома, хронотопа порога и ряда других как структуро- и смыслообразующих элементов поэтики произведений Ш. Бикчурина;

- дана характеристика художественной модели мира автора.

Теоретическая значимость работы определяется востребованностью

полученных результатов для дальнейшего осмысления художественного творчества Шамиля Бикчурина. Представленная типология художественного пространства и времени в прозе Ш. Бикчурина может послужить основой при изучении художественного пространства и времени произведений других жанров автора, а также при выявлении пространственно-временных отношений в творчестве других писателей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории татарской литературы 1960-80-х гг., в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Ш. Бикчурина, по анализу художественного текста, по теории литературы, в частности - при исследовании пространственно-временных характеристик прозаических произведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанные в диссертации на основе изученного материала понятия, подходы и принципы исследования пространственно-временных характеристик литературных произведений позволяют продуктивно использовать их при анализе прозы Шамиля Бикчурина.

2. В романах и рассказах писателя отчетливо выявляются следующие универсальные типы художественного пространства: закрытое, открытое, конкретное, абстрактное, пространство природы, социально-бытовое, психологическое, мифологическое, географическое пространство.

3. В художественной прозе Ш. Бикчурина определяются четыре наиболее характерные типы времени, в разной степени отражённые в каждом из его произведений: природно-циклическое, бытовое, биографическое и историческое.

4. В произведениях Ш. Бикчурина 1958-1980-х гг. обнаруживается ряд пространственно-временных оппозиций, основополагающих для художественной картины мира указанного периода: прошлое/настоящее/будущее, своё/чужое, открытое пространство/замкнутое пространство и др.

5. В художественной системе Ш. Бикчурина уделяется особое место пространственному образу дома, хронотопу порога, с помощью которых он создаёт эпоху татарской социально-исторической действительности конца XIX и XX веков.

Степень изученности темы. Начиная с 1990-х гг. в исследованиях по истории татарской литературы значительное внимание уделяется изучению пространственно-временных отношений. М.М. Бахтин, Б. О. Корман, В.Е. Хализев, Д.С. Лихачев, А.Я. Эсалнек, А.М. Мостепаненко, Р.А. Зобов, В.М. Жирмунский, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Б.М. Гаспаров, В.Н. Топоров, Г.Д. Гачев, А.Б. Есин, Н.А. Николина, Л.А. Трубина, А.М. Саяпова, В.Р. Аминева, Д.Ф. Загидуллина и другие авторы связывают ту или иную модель художественного пространства и времени с культурно-историческим контекстом и приходят к выводу, что для национальной культуры свойственны разные способы восприятия пространства-времени. В отдельных трудах учёных предметом изучения становятся художественное время и пространство в литературе 1960-1980-х гг. и в современной литературе.

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается основательной методологической базой, системно-комплексным изучением проблемы и объективностью выводов после многостороннего исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на VII Международной тюркологической конференции «Современная тюркология: язык, литература, история и культура тюркских народов» (г. Елабуга,

2014 г.), на Международной научно-практической конференции «Современные пути развития науки и образования» в г. Смоленске (31 июля 2015 г.).

Ход работы над диссертацией и полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры «Татарского языка и литературы, методики их преподавания» Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов (2012 - 2015 гг.), были положительно оценены.

По теме диссертации опубликовано восемь научных работ, в том числе три работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы соответствует цели, задачам и материалу исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ УЧЁНЫМИ ПРОБЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

1.1. Проблемы художественного пространства литературного произведения

Понятие времени и пространства в их философско-эстетической постановке носят универсальный характер, а по широте использования в разных областях научного знания имеют глобальное значение. По мнению А.С. Абасова, в данном случае речь идет о том, что в сравнении с другими понятиями и категориями, входящими в современную науку и философию, понятие художественного пространства-времени своим тотальным участием поражает во всех областях человеческих знаний [13, с. 48]. Именно это понятие обуславливает многообразие учений о художественном пространстве и времени.

Художественная литература специфична в освоении пространства и времени. Ф.П. Фёдоров высказывает мысль о том, что представления о человеке и обществе, пространственная структура художественных произведений авторов сходится в зависимости от пространственно-временной структуры, от историко-культурного сознания [106, с. 94]. И структуру текста прозаических произведений организуют художественное время и пространство.

В этой связи литературовед В.Г. Гак справедливо утверждает, что не разделимой частью материи является и пространство, и время. Учёный утверждает, что такая форма бытия организуется вокруг человека, являясь средством познания окружающего. В таких случаях пространство и время легче воспринимаются [42, с. 127], поэтому время и пространство взаимосвязаны.

Исследования по типологии художественного пространства представляют для нас особый интерес. Работы А.Б. Есина, А.Я. Гуревича, Б.А. Успенского, Б.О. Кормана, В.Г. Щукина, В.Н. Топорова, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, Н.А. Николиной, Н.К. Шутой, П.А. Флоренского, Ю.М. Лотмана имеют особое

значение по изучению художественного пространства в литературоведении. Эти труды составляют методологическую и понятийную базу нашего исследования.

При анализе художественного пространства как части поэтики произведения П.А. Флоренский отметил, что при изучении художественного пространства произведения надо глубоко понять и осмыслить его пространственную организацию [107, с. 273]. Ведь художественное пространство - одна из форм эстетической действительности, творимой автором. И такое пространство бесконечно. Оно имеет основу, тесно связанную пространственными характеристиками. Доминируя, целостность текста, взаимосвязь пространства повествователя и персонажей делают объёмным художественное пространство произведений, лишают его однородности [Там же, с. 215].

Художественное пространство и время, как верно отмечает Г.Н. Слепухов, составляют структуру элементов произведения, определяют тип, отображают действительность, усиливают эстетическое воздействие произведения. А также выражают этическую и идейную сторону художественного образа с помощью пространственно-временных символов [94, с. 65].

Исследователи отмечают тенденцию расширения понятия «хронотоп». А.Б. Есин подчёркивает индивидуализацию пространственно-временных форм, которые связаны с развитием разных стилей. А также он утверждает, что у каждого писателя возрастает оригинальность концепций мира и человека [48, с. 59].

М.М. Бахтин утверждал, что художественное единство литературного произведения соотнесено с реальной действительностью, которое определяется хронотопом [25, с. 234]. М.М. Бахтин, выделяя жанровые хронотопы (авантюрный, авантюрно-бытовой, идиллический, мистерийный, карнавальный, фольклорный) и хронотопы «встречи», «дороги», «порога», «площади», называет время ведущим началом в хронотопе [Там же, с. 235]. По Бахтину в сюжетообразовании произведения важную роль составляют хронотопы, потому

что в них сюжетные узлы завязываются и развязываются [24, с. 398]. Также М.М. Бахтиным выделяется изобразительное значение хронотопа, где преимущественную материализацию времени в пространстве составляет конкретизация [Там же, с. 399].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Габидуллина Ландыш Фаритовна, 2016 год

Список использованной литературы I. Источники

1. Бикчурин, Ш.М. Ташлы тауда: Хикэя hэм очерклар / Ш.М. Бикчурин. -Казан: Татар.кит. нэшр., 1959. - 108 б.

2. Бикчурин, Ш.М. Истэлекле таш: Хикэялэр / Ш.М. Бикчурин. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1961. - 46 б.

3. Бикчурин, Ш.М. Кайнар чишмэ: Докум. повесть / Ш.М. Бикчурин. -Казан: Татар. кит. нэшр., 1965. - 99 б.

4. Бикчурин, Ш.М. Бергэ, гомергэ: Музыкаль комедия / Ш.М. Бикчурин. -Казан: Татар. кит. нэшр., 1966. - 83 б.

5. Бикчурин, Ш.М. Тальян моцы: Музыкаль комедия / Ш.М. Бикчурин. -Казан: Татар. кит. нэшр., 1967. - 73 б.

6. Бикчурин, Ш.М. Могщиза тудыручылар: Очерклар / Ш.М. Бикчурин. -Казан: Татар. кит. нэшр., 1968. - 39 б.

7. Бикчурин, Ш.М. Алтын щирдэ ятмый: Хикэялэр hэм очерклар / Ш.М. Бикчурин. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1977. - 192 б.

8. Бикчурин, Ш.М. Твердая порода: Роман. - 2-ое изд. / пер. с татар. В. Чивилихина / Ш.М. Бикчурин. - М.: Профиздат, 1979. - 240 с.

9. Бикчурин, Ш.М. Тирэн катлам: Роман / Ш.М. Бикчурин. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1987. - 333 б.

10. Бикчурин, Ш.М. Глубокий пласт: Роман. - 4-ое изд. / пер. с татар. Ю. Сбитнева / Ш.М. Бикчурин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. - 254 с.

11. Бикчурин, Ш.М. Егетлек кемгэ дэ кирэк: Хикэялэр / Ш.М. Бикчурин. -Казан: Татар.кит. нэшр., 1996. - 119 б.

12. Бикчурин, Ш.М. Каты токым: Роман / Ш.М. Бикчурин. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2003. - 192 б.

II. Научная литература а и литературная критика

На русском языке

13. Абасов, А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация / А.С. Абасов // Вопросы философии. - 1985. - № 11. - С. 71-81.

14. Абдуллин, М. Встреча с писателем: встреча лениногорцев с Ш. Бикчуриным / М. Абдуллин // Заветы Ильича. - 1978. - 26 июля. - С. 4.

15. Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение. Учебник для пед. ин-тов. Изд. 5-е, испр. и доп. / Г.Л. Абрамович. - М.: Просвещение, 1970. - С. 151.

16. Аминева, В.Р. Природа символических образов в татарской прозе начала ХХ в. / В.Р. Аминева // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. - С. 300-306.

17. Аминева, В.Р. Сопоставление контекстов как прием компаративистского исследования. Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан.ун-та (Казань, 4-6 окт. 2004 г.): труды и материалы / В.Р. Аминева. - Казань, 2004. - 304-305 с.

18. Аминева, В.Р. Фатих Амирхан и русская литература: типологические параллели / В.Р. Аминева // Культурное наследие. - 2011. - № 1. - С. 153 - 163.

19. Ахунов, Г., Маликов, А. Слово о молодом писателе / Г. Ахунов, А. Маликов // Сов. Татария. - 1961. - 12 ноября. - С. 4.

20. Аюпова, С.Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира: автореф. дис. ... доктора филол. наук (10. 01. 02) / С.Б. Аюпова. - Уфа, 2012. - 50 с.

21. Баевский, В.С. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина / В.С. Баевский. - М.: Прометей, 1990. -159 с.

22. Байбурина, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурина. - Л.: Наука, 1983. - 224 с.

23. Батталова, А. Д. Эволюция образа дома в татарской драматургии: 19602000 гг.: дис. ... канд. филол. наук: 10. 01. 02. / А.Д. Батталова. - Казань, 2006. -175 с.

24. Бахтин, М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) / М.М. Бахтин // Вопросы литературы. - 1970. - № 1. - С. 104.

25. Бахтин, М.М. Литературно-теоретические исследования / М.М. Бахтин -М.: Высш. шк., 1975. - 195 с.

26. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования различных лет / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит-ра, 1975. - 502 с.

27. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бренштейн и Л. В. Дерюгина; примеч.: С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

28. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит-ра, 1986. - 541 с.

29. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 333 с.

30. Бикмухаметов, Р. Дни и ночи буровой / Р. Бикмухаметов // Лит. обозрение. - 1974. - № 9. - С. 26-28.

31. Булыгина, Т.В. Темпоральный дейксис / Т.В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М., 1992. -С. 236-242.

32. Вахненко, Е.Е. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А.М. Ремизова 1920-1950-х гг.: дисс. ... канд. филол. наук: 10. 01. 01. / Е.Е. Вахненко. - Иркутск, 2007. - 206 с.

33. Воронов, В. Привычная естественность / В. Воронов // Литературная газета. - 1975. - 3 декабря. - С. 4.

34. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX веков. - 3-е изд. / В.В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1982. - 528 с.

35. Габидуллина, Л.Ф. Пространство природы в прозаических произведениях Шамиля Бикчурина / Л.Ф. Габидуллина // Казанская наука. -Казань. - 2014. - № 6. - С. 114-116.

36. Габидуллина, Л.Ф. Специфика художественного пространства в прозаических произведениях Шамиля Бикчурина / Л.Ф. Габидуллина // Современная тюркология: язык, литература, история и культура тюркских народов: Материалы VII Международной тюркологической конференции (Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 7 февраля 2014 года). - Елабуга: изд-во Елабужского института КФУ, 2014. - с. 169-170.

37. Габидуллина, Л.Ф. Специфика художественного пространства в прозе Шамиля Бикчурина / Л.Ф. Габидуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2014. - № 9 (39): в 2-х ч. Ч. 1. - С. 29-31.

38. Габидуллина, Л.Ф. Специфика художественного времени в романах и рассказах Ш. Бикчурина / Л.Ф. Габидуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2015. - № 8 (50): в 2-х ч. Ч. 2. - С. 36 -38.

39. Габидуллина, Л.Ф. Идея интернационализма в романе Ш. Бикчурина «Твёрдая порода» / Л.Ф. Габидуллина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: - 2015. - № 7 (78): в 2-х ч. Ч. 1. - С. 232-234.

40. Габидуллина, Л.Ф. Историческое время в прозе Ш. Бикчурина / Габидуллина Л.Ф. // Современные пути развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2015 г. - Смоленск: ООО «Новаленсо», 2015. - С. 103-104.

41. Гайнанова, Л.М. Художественное пространство и время в прозе Гаяза Исхаки: дисс. ... канд. филол. наук: 10. 01. 02 / Л.М. Гайнанова. - Казань, 2010. -168 с.

42. Гак, В.Г. Пространство вне пространства / В.Г. Гак // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 127-134.

43. Галкина, И. А. Роль глаголов движения в репрезентации пространственных отношений (на материале древнеанглийского языка) / И.А. Галкина // Вестник ТГПУ, 2006. - Вып. 4. - С. 25-28.

44. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г. Д. Гачев. - М.: Академия, 1998. - 432 с.

45. Гачев, Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д. Гачев. - М.: Эксмо, 2008. - 544 с.

46. Гвардини, Р. Конец философии нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека: Антология. - М.: Высш. шк., 1993. - С. 240-296.

47. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

48. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. / А.Б. Есин. - 9-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 248 с.

49. Загидуллина, Д.Ф. Татарская литература начала ХХ века: трансформация западных и восточных традиций. Русская и сопоставительная филология: состояния и перспективы: междунар. науч. конф., 4-6 октября 2004 г., г. Казань: тр. и материалы / под общ. ред. К.Р. Галимуллина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - с. 305-306.

50. Замалетдинов, Р.Р. Национально-языковая картина татарского мира: дисс. ... доктора филологических наук: 10. 02. 02 / Р.Р. Замалетдинов. - Казань, 2004. - 499 с.

51. Заманская, В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий: учеб. пособ. для вузов / В.В. Заманская. -М.: Флинта; Наука, 2002. -302 с.

52. Зобов, Р.А., Мостепаненко, А.М. О типологии пространственных отношений в сфере искусства / Р.А. Зобов, А.М. Мостепаненко // Ритм, пространство-время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 14.

53. Ибрагимов, М.И. Миф в татарской литературе ХХ века: проблемы поэтики / М.И. Ибрагимов. - Казань: Оишапйапуа, 2003. - 64 с.

54. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. - Ижевск: из-во Удм. ун-та, 1992. - 236 с.

55. Крючков, Ю. Рождение коллектива / Ю. Крючков // Труд. - 1975. - 17 марта. - С. 4.

56. Курамшин, Р. Обретение доброты / Р. Курамшин // Советская Татария. -1983. - 13 ноября. - С. 4.

57. Левитан, Л.С., Цилевич, Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л.С. Левитан, Л.М. Цилевич; Даугавпилс. пед. ин. -Рига: Зинатне, 1990. - 511 с.

58. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: Учеб. пособие: В 3 кн. Кн. 3: В конце века (1986 - 1990) / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Эдиториал УРСС. - 2001. - 160 с.

59. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 6.

60. Лихачев, Д.С. Художественная среда литературного произведения / Д.С. Лихачев // Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве: симпозиум: тез. и аннот. - Л.: Советский писатель. -1970. - С. 7-8.

61. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Наука. - 1979. - 360 с.

62. Лихачев, Д.С. Избранные работы. В 3 т. Т. 3. / Д.С. Лихачев. - Л.: Худ. лит-ра. - 1987. - 656 с.

63. Лихачев, Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет / Д.С. Лихачев. - Л.: Советский писатель. - 1989. - 608 с.

64. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - 2-е изд. Доп. / Д.С. Лихачев. - СПб: Русско-Балт. Информ. Центр «Блиц». - 1999. -191 с.

65. Ломидзе, Г. Чувство великой общности / Г. Ломидзе // Знамя. - 1976. -№ 11. - С. 191-209.

66. Лотман, Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Труды по знаковым системам / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение. - 1965. - С. 210 - 216.

67. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство. - 1970. - 383 с.

68. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.

69. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение. - 1988. - С. 251-293.

70. Лотман, Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. / Ю.М. Лотман. - Таллин: Александра. - 1992. - Т. 1. - 479 с.

71. Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство СПб. - 1997. - 848 с.

72. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство, 2000. -

704 с.

73. Маликов, Э. Его герои - люди труда / Э. Маликов // Знамя труда. - 1978. - 7 января.

74. Марков, В.А. Пространство и время в литературе. Структурно-типологический анализ / В.А. Марков // Пространство и время в литературе и искусстве: метод. материалы по истории литературы. - Даугавпилс. - 1987. - С. 46.

75. Медведенко, Д. Спектакль, театр, город (О пьесе «Мелодия тальянки») / Д. Медведенко // Сов. Татария. - 1962. - 14 июня. - С. 4.

76. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - 2-е изд., репринт / Е.М. Мелетинский. - М.: Восточная литература. - 1995. - 406 с.

77. Минц, З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике А. Блока / З.Г. Минц // Труды по русской и славянской филологии, XV.

Литературоведение. Учен.зап. Тартуского гос. Ун-та. Вып. 251. - Тарту. - 1970. -С. 203-293.

78. Монасыпов, В. Такая уж порода / В. Монасыпов // Советская Татария. -1976. - 20 апреля. - С. 3.

79. Мустафин, Р. Человек и коллектив / Р. Мустафин // Дружба народов. -

1975. - № 7. - С. 266-268.

80. Муханов, Г. Дело, которому служишь / Г. Муханов // Сов. Татария. -1974. - 23 июня. - С. 4.

81. Неклюдов, С.Ю. Время и пространство в былине / С.Ю. Неклюдов // Славянский фольклор. - М. - 1972. - С. 18-45.

82. Нигматуллина, Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии русской и татарской литератур / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: «Фэн», 1997. - 192 с.

83. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы / Н.А. Николина. - М.: Флинта: Наука. - 2002. - 424 с.

84. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб., пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Н.А. Николина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия. -2008. - 272 с.

85. Пекшев, В. Люди с буровой / В. Пекшев // Лит. Россия. - 1975. - 23 февраля. - С. 16.

86. Петров, А. Герой романа - рабочий класс / А. Петров // Сов. Татария. -

1976. - 7 мая. - С. 5.

87. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. - М.: Искусство. -1976. - 449 с.

88. Прокофьева, В.Ю. Категория «пространство» в художественном преломлении: локусы и топосы / В.Ю. Прокофьева // Вестник ОГУ. Русский язык и культура речи. - 2005. - № 11. - С. 87-94.

89. Пятигорский, А.М. Мифологические размышления: лекции по феноменологии мифа. Лекция 5. Миф как время событие, личность / А.М. Пятигорский. - М. - 1996. - 280 с.

90. Рахимов, З. Слово о писателе / З. Рахимов // Заветы Ильича. - 1978. - 26

июля.

91. Саяпова, А.М. Дардмэнд и проблема символизма в татарской литературе / А.М. Саяпова. - Казан: Алма-лит. - 2006. - 246 с.

92. Сверигин, Р. Его герой - рабочий класс: к 50-летию Ш. Бикчурина / Р. Сверигин // Сов. Татария. - 1978. - 8 января. - С. 1.

93. Семенов, К.К. «Мелодия тальянки» (комедия) / Р. Семенов // Сов. Татария. - 1961. - 3 ноября. - С. 2.

94. Слепухов, Г.Н. Пространственно-временная организация художественного произведения / Г. Н. Слепухов // Философские науки. - 1984. -№ 1. - С. 65.

95. Тиме, Г.А. Метафизика половой любви как мета любовь (от А. Шопенгауэра к Вл. Соловьеву) / Г. А. Тиме // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 145-153.

96. Томашевский, Б.В. Теория литературы: В помощь школьнику студенту и начинающему автору / Б.В. Томашевский. - Ростов-на-Дону: Феникс; СПб.: ООО Изд-во «Северо-Запад», 2006. - 192 с.

97. Топоров В.Н. Об экротопическом пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) / В.Н. Топоров // От мифов к литературе. - М.: Изд-во «Российский университет». - 1993. - С. 25-42.

98. Топоров, В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. Т. 2. - М. - 1992. - С. 340-342.

99. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура: сб. науч. тр. - М.: 1983. - С. 227-284.

100. Топоров, В.Н. Путь / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. Т. 2. - М., 1992. - С. 352-353.

101. Трубина, Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века.: типология, поэтика: дис... док. филол. наук: 10. 01. 01 / Л.А. Трубина. - М. - 1999. - 328 с.

102. Тураева, З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное / З.Я. Тураева. - М. - 1979. - С. 29.

103. Тютеев, В. Его талант - как мощный пласт: к 75-летию писателя Ш. Бикчурина / В. Тютеев // Заветы Ильича. - 2003. - 9 января. - С. 4.

104. Успенский, Б.А. Избранные труды: Семиотика истории. Семиотика культуры. Т. 1 / Б.А. Успенский. - М.: Гнозис. - 1994. - 432 с.

105. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б.А. Успенский. - М.: Искусство. -1970. - 223 с.

106. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. - Рига: Зинатне. - 1988. - 567 с.

107. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. - М.: Мысль. - 2000. - 448 с.

108. Фролова, О.Е. Пространство повествовательного художественного текста / О.Е. Фролова / Лингвистика на рубеже эпох: идеи и топосы. Сборник статей. - М.: Изд-во РГГУ, 2001. - С. 155.

109. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. Учеб. 2-е изд. - М.: Высш. школа. - 2000. - 398 с.

110. Халит, Г. У истоков татарской современной литературы / Г. Халит // История татарской современной литературы. - М.: Наука. - 1965. - С. 31.

111. Хасанов, А. Новый роман Ш. Бикчурина «Крепкая порода»: обсуждение в Альметьевском отделении Союза пистаелей / А. Хасанов // Заветы Ильича. - 1971. - 7 августа. - С. 4.

112. Хрущев, А.Т. География промышленности СССР / А.Т. Хрущев. Учеб. 3-е изд. - М.: Мысль, 1986. - 416 с.

113. Цикличность // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. Т. 2. - М., 1992. -С. 620-621.

114. Цилевич, Л.М. Сюжетообразующая функция хронотопа / Л.М. Цилевич // Пространство и время в литературе и искусстве: метод. материалы по теории лит. - Даугавпилс. - 1987. - С. 13-14.

115. Чернейко, Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте / Л.О. Чернейко // Филологические науки. - 1994. - № 2. -С. 58-70.

116. Шидфар, Б.Я. Образная система арабской классической литературы: ^1-Х11 вв.) / Б.Я. Шидфар. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры. - 1974. - 252 с.

117. Шишко, Е.С. Мифологическое пространство в рассказах А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук: 10. 01. 01. / Е. С. Шишко. - Таганрог. - 2006. - 190 с.

118. Шкловский, В.Б. Время в романе: Художественная проза. Размышления и разборы / В.Б. Шкловский. - М. - 1962. - С. 326-339.

119. Штомпель, Л.А. Лики времени / Л.А. Штомпель. - Ростов н/Д, РГСУ СПб:, Компьютериконъ - АРИТА, 1997. - 201 с.

120. Шумская, Н. Уроки одного спектакля: о пьесе «Мелодия тальянки» / Н. Шумская // Сов. Татария. - 1963. - 13 октября. - С. 2.

121. Шутая, Н.К. Типология художественного времени и пространства в русском романе XVIII-XIX вв.: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10. 01. 08. / Н.К. Шутая. - М., 2007. - 35 с.

122. Шутая, Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении: на материале романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: дис. канд. филол. наук: 10. 01. 08 / Н.К. Шутая. - М., 1999. - 223 с.

123. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. - СПб.: Алетейя, 1998. - 258 с.

124. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической писхологии к поэтико-художественному творчеству / К.Г. Юнг // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Тракты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ. - 1987. - С. 214231.

125. Ярская, В.Н. Время в эволюции культуры: философские очерки / В.Н. Ярская; под ред. А.Г. Спиркина: изд-во Саратовского Ун-та. - 1989. - 152 с.

На татарском языке

126. Ахунов, Г.А. Ищатыбызда эшчелэр темасы / Г.А. Ахунов // Социалистик Татарстан. - 1978. - 28 декабрь. - Б. 3.

127. Ахунов, Г. А. Тирэн катлам нэрсэ ул? / Г. А. Ахунов // Ш. М. Бикчурин. Тирэн катлам: Роман. - Казан: Татар. кит. нэшр. - 1987. - 333 б.

128. Бикчурина, Г. Бергэ чаклар бар иде / Г. Бикчурина // Мэйдан. - 2007. -№ 12. - Б. 120-128.

129. Бикчурина, Г. Шамил Бикчурин архивыннан истэлеклэр / Г. Бикчурина // Заман сулышы. - 1999. - 20 февраль. - Б. 40-44.

130. Бикчурина, Г. Шамил Бикчурин архивыннан истэлеклэр / Г. Бикчурина // Заман сулышы. - 1999. - 29 апрель. - Б. 20-24.

131. Бикчурина, Г. Шамил Бикчурин архивыннан истэлеклэр / Г. Бикчурина // Заман сулышы. - 1999. - 13 июль. - Б. 23-28.

132. Бикчурина, Г. Шамил Бикчурин архивыннан истэлеклэр / Г. Бикчурина // Заман сулышы. - 2001. - 29 декабрь. - Б. 36-39.

133. Вэлиева, Р. Йомшак ^н,елле каты токым / Р. Вэлиева // Мэдэни щомга. - 1998. - 3 июль. - Б. 3.

134. Габидуллина, Л.Ф. Кара алтын ечен кeрэшYче эдип / Л.Ф. Габидуллина // Мэйдан. - 2014. - № 1. - Б. 134-140.

135. Габидуллина, Л.Ф. «Тирэн катлам»нан кара алтын тапкан эдип / Л.Ф. Габидуллина // Фэн hэм мэктэп. - 2012. - № 11. - Б. 2-7.

136. Галимуллин, Ф.Г. Тирэн катламнарны ачканда: Шамил Бикчуриннын ищат портретына эзкизлар / Ф.Г. Галимуллин // Казан утлары. - 1980. - № 4. - Б. 152-158.

137. Галиуллин, Т.Н. Шэхесне гасырлар тудыра: Эдэби тэнкыйть, хикэялэр / Т.Н. Галиуллин. - Казан: Татар. кит. нэшр. - 2003. - 192 б.

138. Ганиева, Ф. Нефтьче - эдэби герой / Ф. Ганиева // Социалистик Татарстан. - 1977. - 18 декабрь. - Б. 4.

139. Дэрзаманов, Ж. Каты токымнар аша / Ж. Дэрзаманов // Социалистик Татарстан. - 1976. - 6 май. - Б. 1.

140. Дунай, Ф. Дэвам итсен бу щыр / Ф. Дунай // Татарстан яшьлэре. - 1964.

- 13 июнь. - Б. 3.

141. Эминева, В.Р. Эдэби эсэрдэ хронотопны билгелэY / В.Р. Эминева // Эдэби эсэргэ анализ ясау: Урта гомуми белем бирY мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары hэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма / Д.Ф. За^Ьидуллина, М.И. Ибра^Ьимов, В.Р. Эминева. - Казан: Мэгариф.

- 2005. - 54 б.

142. За^Ьидуллина Д.Ф. Эдэби вакыт hэм эдэби урын / Д.Ф. За^Ьидуллина // Татар эдэбияты: Теория. Тарих. - Казан: Мэгариф. - 2006. - 319 б.

143. За^Ьидуллина, Д.Ф. Денья сурэте Y3гэрY: ХХ йез башы эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр: Монография / Д.Ф. ЗаЪидуллина. - Казан: Мэгариф. - 2006. -191 б.

144. За^Ьидуллина, Д.Ф. Эдэби эсэргэ анализ ясау. Урта гомум белем бирY мэктэбе укучылары, укытучылары hэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма / Д.Ф. За^Ьидуллина, М. И. ИбраЪимов, В. Р. Эминева. - Казан: Мэгариф.

- 2005. - 111 б.

145. Заhидуллина, Д.Ф. Яна дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр hэм яначалык) / За^Ьидуллина Д.Ф. - Казан: Мэгариф. - 2006. - 255 б.

146. Зарипов, М. Каты токымнарны Yткэндэ / Социалистик Татарстан. -1973. - 14 январь. - Б. 3.

147. Зарипов, Х.Г. Барысы да яшьлэргэ кала: язучылар белэн энгэмэлэр, эдэби портретлар / Х.Г. Зарипов. - Казан: Татар.кит. нэшр. - 1988. - 112 б.

148. Ибрагимов, М.И. А. Гыйлэщевнен «0ч аршин щир» повестенда мифологик катлам / М.И. Ибрагимов // За^Ьидуллина, Д.Ф. Эдэби эсэр: ейрэнэбез hэм анализ ясыйбыз: Урта гомуми белем бирY мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары hэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма / Д.Ф. ЗаЪидуллина, В.Р. Эминева, М.И. Ибрагимов. - Казан: Мэгариф. - 2007. - Б. 53-59.

149. Ишморат, Р. Эйбэт бYЛэк / Р. Ишморат // Социалистик Татарстан. -1961. - 25 ноябрь. - Б. 3.

150. Латыйпов, Э. Каты токымнан /Э. Латыйпов // Совет мэктэбе. - 1978. -№ 1. - 24 б.

151. Маликов, Э. Минлебай егете / Э. Маликов // Социалистик Татарстан. -1978. - 3 гыйнвар. - Б. 4.

152. Маннапов, Ш. Килэ икэн хатлар ... Yткэннэн... / Ш. Маннапов // Казан утлары. - 1998. - № 1. - Б. 167-174.

153. Миннуллин, Ф.М. Якты юллар: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Ф.М. Миннуллин. - Казан: Татар.кит. нэшр. - 1975. - 152 б.

154. Мостафин, Р. ^аваплылык тойгысы: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Р. Мостафин. - Казан: Татар.кит. нэшр. - 1979. - 187 б.

155. Мостафин, Р. Эшче коллективы ничек туа / Р. Мостафин // Казан утлары. - 1975. - № 1. - Б. 168-171.

156. Мусин, Ф.М. Тарих hэм заман: сонгы еллар татар прозасы турында / Ф. М. Мусин. - Казан: Татар. кит. нэшр. - 1974. - 190 б.

157. Рэхим, Г. Шамил Бикчуринга 50 яшь / Г. Рэхим // Казан утлары. - 1978. - № 1. - 172 б.

158. Садри, М. Алтын кешелэр турында щыр / М. Садри // Социалистик Татарстан. - 1976. - 16 апрель. - Б. 4.

159. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. Заhидуллина, Э.М. Закирщанов, Т.Ш. Гыйлэщев, Н.М. Йосыпова. - Тулыл. 2 нче басма. - Казан: Мэгариф. - 2006.

- 319 б.

160. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. 6 том. 60-90 еллар эдэбияты. -Казан: Раннур, - 2001. - 544 б.

161. Техфэтуллин, Р. Геройлары белэн кулга-кул / Р. Техфэтуллин // Казан утлары. - 1988. - № 1. - Б. 183-185.

162. Тютеев, В. Нефтьчелэр CYзе / В. Тютеев // Социалистик Татарстан. -1962. - 18 август. - Б. 4.

163. Хатипов, Ф.М. Мелкэтебезне барлаганда: ищат портретлары, тэнкыйди-теоретик мэкалэлэр / Ф.М. Хатипов. - Казан: Татар. кит. нэшр. - 2003.

- 272 б.

164. Хэсэнов, А.Б. Нефть чыккан якларда: истэлеклэр / А.Б.Хэсэнов // Мэйдан. - 2007. - № 8. - Б. 15-19.

165. Хэсэнов, А.Б. Yзен яраттыра белэ иде / А.Б. Хэсэнов // Мэйдан. - 2003.

- № 5. - Б. 96-106.

166. Хесни, Ф. Без китмэскэ килдек / Ф. Хесни // Казан утлары. - 1973. - № 2. - Б. 172-179.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.