Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э. А. По тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Козлова, Диана Викторовна

  • Козлова, Диана Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 239
Козлова, Диана Викторовна. Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э. А. По: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Нижний Новгород. 1998. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Козлова, Диана Викторовна

Содержание /

Введение----------------------------- --------------------------------------------------------------------------------3-l/cc.

Глава 1. Проблемы теории гротеска------------------------------14-67 сс.

§ 1. Основные направления исследований----------------------------------------------------------14-34 сс.

§2. Поэтика гротеска----------------------------------------------------------------------------------------------------------------34 - 53 сс.

§3. Романтический гротеск--------------------------------------------------------------------------------------------------54 - 67 сс.

Глава 2. Структура сознания персонажей Э.По (к проблеме двойничества и гротескных форм его выражения)------------------------------------------ 68 - 125 сс

§1. Художественно-философская концепция сознания Э.По--------- 68 - 74сс.

§2. Принципы подхода к анализу приемов двойничества------------- 74 - 76 сс.

§3. Приемы необъективированного двойничества и типы

гротеска ситуаций--------------------------------------------------------------76-81 сс.

§4. Прием гротескно-фантастической персонификации

двойников--------------------------------------------------------------------------71 - 114 с

§5. Принцип гротескной организации классической формы

двойничества--------------------------------------------------------------------115 - 121 с

§6. Гротескно-фантастическое двойничество «единого сознания» —121 - 125с Глава 3. Художественная космология Э.По и гротескные формы ее

выражения---------------------------------------------------------------------- 126 - 173сс

§ 1. Философские посылки художественной космологии Э.По------ 129 — 133сс

§2. Концепция земной жизни и формы комического гротеска — 133 - 151сс. §3. Концепция «преображения» и гротескные приемы ее

реализации--------------------------------------------------------------------- 151 - 163 сс

§4. Концепция истинного бытия и гротескные средства выражения идеально-гармонических форм существования------------------------------------- 163 -173 сс

Заключение---------------------------------------------------------------------------------174 - 179 сс

Приложение к главе 1.-------------------------------------------------------------------------180 - 186 сс

Приложение к главе 2.--------------------------------------------------------------187 - 204 сс

Приложение к главе 3.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------205-208 сс

Библиография--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------209 - 239 сс.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э. А. По»

ВВЕДЕНИЕ

Предмет исследования данной работы - художественно-философские идеи и гротескные формы их выражения в новеллистике виднейшего американского писателя Эдгара По.

Обращение к романтической прозе Эдгара По можно мотивировать несколькими причинами.

Одна из них - общая тенденция культуры XX века к переосмыслению наследия прошлого и связанный с нею возрастающий интерес современного искусствознания и литературоведения к исследованию основных мотивов, образов, идей предшествующих культурных эпох, их функционирования в искусстве XX века.

Среди них все больший научный интерес вызывает образный арсенал нереалистических художественных систем, дающий при его «интертекстуальном» использовании в современном искусстве богатые возможности как для расширения сферы смысла, так и для обогащения форм и средств его художественного воплощения.

В этой связи литература романтизма представляет собою особо благодатный материал для исследования.

Другой причиной обращения к литературе американского романтизма является его недостаточная изученность в отечественном литературоведении, долгое его пребывание в «тени» романтизма европейских литератур.

Систематическое изучение творческого наследия американских романтиков начинается по существу только с конца 60-х годов XX века, причем лишь в последние годы проза американского романтизма становится объектом достаточно пристального и многоаспектного исследования, которого она заслуживает и которого требует как ее глубокая философичность, так и ее поэтическое своеобразие.

Не в полном объеме и глубине к настоящему времени изучено и творческое наследие самого известного из американских романтиков - Эдгара

Аллана По. По отношению к этому художнику в литературоведении тем не менее уже успели сложиться и закрепиться некоторые шаблонные подходы и научные схемы, сдерживающие дальнейшее, более глубокое, объективное и всестороннее исследование новеллистики Эдгара По.

Исследовательская мысль движется в русле нескольких сложившихся научных подходов, сыгравших в свое время, безусловно, положительную роль, но теперь уже в определенной степени препятствующих развитию новых направлений исследований.

Так, один из таких традиционных подходов - психоаналитический -заявил о себе сразу после смерти Э.По с подачи Д.Гризволда, сосредоточившего внимание не столько на литературном творчестве писателя, сколько на его личности, разрушенной алкоголем, опиумом, наследственной предрасположенностью к психическим заболеваниям и неудачами личной жизни.

На этой основе, а также благодаря специфике символической прозы Э.По, дающей возможность для разных, в том числе сверхсубъективных прочтений, в американском литературоведении сложился устойчивый подход к интерпретации произведений Э.По с психоаналитических позиций и с использованием соответстствующих методик анализа.

Он получил широкое развитие в начале XX века и продолжает активно функционировать по сей день, проявляясь почти во всех американских исследованиях, не исключая и современные академические издания, в том числе тридцатитомную американскую энциклопедию.

Интерпретация творчества Э.По с этих позиций наиболее ярко представлена в работах М.Бонапарт (Bonaparte Marie. Рое and the function of Literature // Art and psychoanalisis, 1963), Дж.Кратча (Krutch J.W. Edgar Allan Рое, 1926), А.Куина (Quinn A.H. A critical Biography, 1963), А.Лернера (Lerner A. Psychoanalytically oriented criticism of the three American poets: Рое, Whitman and Aiken, 1970), Б.Клива (Clive В. Reading Рое reading Freud: The romantic imagination in crisis, 1988), а также в значительном числе работ, посвященных анализу отдельных новелл.

Эта тенденция получила отзвук и в русском литературоведении конца XIX - начала XX веков, о чем свидетельствуют публикации такого характера как, например, «Эдгар Поэ с патологической точки зрения» ( Книжки недели, 1897, № 10) или «Патологическая литература и больные писатели. Эдгар Аллан Поэ» (Новый журнал иностранной литературы, 1898, № 2).

Однако если психоаналитический подход преобладает по отношению к творчеству Э.По в американистике по сей день, то в отечественном литературоведении и критике эта тенденция не вышла за пределы начала века. Ее сменила волна критических работ поэтов-символистов, увидевших в Эдгаре По предтечу складывавшегося и набиравшего силу в России нового литературного течения.

Об этом свидетельствуют работы А.Блока, В.Брюсова, К.Бальмонта , М.Энгельгардта, а также А.Усова ( Декадентство. Бодлер и По // Краткий систематический словарь всемирной литературы. Часть 2, 1906 ), Н.Апостолова (Эдгар По // Импрессионизм и модернизм, 1908), Е.Аничкова (Бодлер и Эдгар По // Современный мир, 1909, № 2).

Другой традиционный подход к творчеству Эдгара По - биографический - представлен прежде всего работами Дж. Инграма (Ingram J.H. Edgar Allan Рое. His Life, Letters, and Opinions, 2 vols, 1880), Г.Аллена (Allen H. Is-rafel. The Life and Times of Edgar Allan Рое, 1949), В.Буранелли (Buranelli V. Edgar Allan Рое, 1961), Е.Вагенкнехта (Wagenknecht E. Edgar Allan Poe. The Man Behind the Legend, 1963), С.Берковича (Berkowitch S. Ideology and classic Ametrican Literature, 1986).

Особый интерес представляет для нас ряд работ, стоящих в общем потоке американской критической и научной литературы несколько особняком. Их отличает тенденция к синтезу и биографического, и психоаналитического подходов, а также стремление в той или иной степени постичь своеобразие поэтики Э.По и, таким образом, посредством использования арсенала разных литературовеческих способов анализа приблизиться к пониманию глубинных смысловых пластов «зашифрованной» символической прозы Э.По.

Таковы прежде всего работы Д.Хоффмана (Hoffman D. Рое, 1972), Д. Галлибуртона (Halliburton D. Edgar Allan Рое. A phenomenological view, 1973), Д.Кеттерера (Ketterer D. The rationale of deception in Poe, 1979), С.Вулетич-Бринберг (Wuletich-Brinberg S. Poe: The rationale of the Uncanny, 1988).

Этим авторам принадлежат, на наш взгляд, наиболее интересные, логически мотивированные интерпретации новеллистики Э.По.

Третий - культурно-исторический - подход образуют прежде всего работы советских литературоведов, рассматривающих творчество Э.По в тесной взаимосвязи с американской действительностью XIX века и утверждающих «национальную конкретность» (термин М.Н.Бобровой) его произведений.

С этих позиций творчество Э.По представлено в работах 60-х - начала 80-х годов: в монографиях Н.И.Самохвалова «Американская литература XIX века» (1964), А.Н.Николюкина «Американский романтизм и современность» (1968), М.Н.Бобровой «Романтизм в американской литературе XIX века» (1972), Ю.В.Ковалева «Эдгар Аллан По» (1984), в кандидатских диссертациях Л.Н.Королевой «Национальное своеобразие Эдгара По - прозаика и его место в мировом литературном процессе» (1974), Е.Н.Апенко «Американская романтическая новелла» (1979), И.Б.Проценко «Эстетика новеллистической прозы Эдгара По» (1981), в одной из глав докторской диссертации О.Ф.Осиповой «Ральф Эмерсон и американский романтизм» (1995), в статье Б.А.Гиленсона «Эдгар По» // Зарубежные писатели. Библиографический словарь, 1997, Т.2, а также в ряде других работ.

Анализ основных подходов к творчеству Э.По свидетельствует, что на протяжении долгого времени оставалась по существу на периферии научных исследований собственно поэтика его прозы- сложная, многогранная и многослойная система средств и способов образного воплощения оригинальных и глубоких художественно-философских концепций американского писателя.

На наш взгляд, причин тому несколько.

Во-первых, анализ поэтики как таковой, на основе разработанных методологий и методик, начинается по-настоящему лишь с 20-х годов XX века, во-вторых, американское литературоведение проявляет меньший интерес к проблемам поэтики, нежели европейская или отечественная наука о литературе, а наше литературоведение долгое время находилось под сильным воздействием культурно-исторических и социологических методологий.

Но поскольку для нас именно такой аспект - аспект поэтики - представляет особый интерес, есть смысл более обстоятельно представить общую картину исследований творчества Эдгара По с этой стороны.

Так, в американском литературоведении можно видеть несколько основных направлений такого рода исследований: первое связано с выделением и описанием различных элементов готической литературы в прозе Э.По, второе -с анализом образа автора-повествователя в новеллистике писателя, третье сосредоточивает внимание на изучении своеобразия стиля, четвертое связано с анализом специфики юмора его новелл. (См., например, работы: Kendall L.TheVampireMotif in "The Fall of the House of Usher" // Twentieth century interpretations of The Fall of the House of Usher, 1969; Ringe D.A. American Gothic Imagination and reason in nineteenth-century fiction, 1982; Bieganowski R. The self-consuming narrator in Poe's "Ligeia" and "Usher" // Amer. Lit., 1988, vol. 60, n. 2; Foster D.A. Re-Poe man: A problem of pleasure // Arisona quart., 1990, vol. 46, n. 4; Stauffer D.B. Style and Meaning in "Ligeia" and "William Wilson" // Twentieth century interpretations of Poe's tales, 1971; Bryant J. Poe's ape of unreason: Humor, ritual, and culture // Nineteenth-century lit. 1996, vol. 51, n. 1.).

Д.Зутерландом также была предпринята попытка исследовать «экспериментальную поэтику» Э.По с позиций постструктурализма (Sutherland J. The problematic fictions of Рое, James, and Houthorne, 1984).

Характерно, что и европейское литературоведение проявляет интерес к отдельным сторонам поэтики Э.По: работа румынского исследователя М.Калинеску анализирует структуру фантастики в новеллах Э.По (Calinescu М. Structura Phantasticului in proza lui Edgar Allan Рое // Eseuri critice, 1967), катего-

рии пространства и времени в художественном мире Э.По стали объектом исследования болгарского литературоведа Н.Нанкова (Нанков Н. За простран-ството в българските преводи на художествената проза на Едгар По // Ез. и лит., 1992) и немецкого исследователя Г.Ленерта ( Lehnert G, Verlorene Räume: zum Wandel eines Wahrnehmungsparadigmas in der Romantic // Deutche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 1995, № 3); работа французского литературоведа Е.Жюстен посвящена анализу сказочных образов в новеллах Э.По (Justin H. Les jeux du corps et de la conscience dans les contes de Poe // Les figures du corps dans la littérature et la peinture anglaise et américaine, 1991); в английском литературоведении представляет интерес известная работа Г.Томпсона, посвященная функционированию готических элементов в прозе Э.По (Thompson G.R. Рое's fiction, Romantic irony in the Gothic tales, 1973).

В отечественном литературоведении исследование поэтики прозаических произведений Э.По находится только еще в начале своего пути.

Отдельные аспекты, связанные с этой проблематикой, разработаны в двух кандидатских диссертациях: Г.М.Нефедовой, исследовавшей категорию исключительного в нескольких новеллах Э.По в свете теории карнавальной культуры М.Бахтина (Нефедова Г.М. Поэтика экспериментально-психологических новелл Э.По, 1974) и Л.П.Маркушевской, избравшей в качестве объекта своего анализа «Лексический состав новелл Э.По» (1981).

Отдельные наблюдения, касающиеся жанровой специфики новелл Э.По, были сделаны в упоминавшихся выше работах Л.Н.Королевой, Е.Н.Апенко,И.Б.Проценко, Ю.В.Ковалева.

Специфика стиля Э.По стала предметом анализа в целом ряде статей и тезисов докладов на различных конференциях, в том числе в работах Э.Ф.Осиповой, Ю.С.Серенкова, В.А.Миловидова, О.А.Алякринского, Т.Б.Кожушко, М.Чечетко и др.

В 1985 году вышла монография Н.А.Шогенцуковой «Опыт онтологической поэтики: По, Мелвилл, Гарднер», посвященная, в частности, структурно-семиотическому анализу прозы Э.По; в том же году была защищена канди-

датская диссертация А.Л.Антипенко «Проза Эдгара По в контексте традиционной мистики», близкая по методологии к работе КА.Шогенцуковой.

Закономерным явлением в литературоведении последних лет становится анализ контактных и типологических связей между творчеством Э.По и других писателей разных национальных литератур мира.

Исследования такого рода вполне правомерно рассматривать как разновидность, своеобразное ответвление от анализируемого подхода, поскольку их задача также связана обычно с анализом отдельных аспектов поэтики произведений сопоставляеемых авторов.

Работы Е.Бьюдик (E.Budick), Дж. Ирвина (J. Т. Irwin), Д.Меакин (D.Meakin), Л.Харап (L. Нагар), Дж.Кьяри (J.Chiari), В.Львова-Рогачевского, Ю.С.Серенкова, С.В.Чистяковой, Н.П.Кубаревой, М.Чечетко, Е.Н.Корниловой, Я.Г.Сафиуллина, Л.Мазиной, Ч.С.Ахмедовой исследуют влияние приемов Э.По или типологическое сходство с ними в литературе французского и русского символизма, в творчестве Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Андреева, а также в творчестве Ж.Верна, в американской «новой готике», в произведениях Ж.Грака, Х.Л.Борхеса, Р.Бредбери, С.Кинга, современных писательниц США.

В целом можно видеть, что попытки ракрытия глубинных смыслов прозы Э.По через анализ ее поэтики постепенно набирают силу, принося все более ощутимые результаты. Этот тип исследований и связанные с ним методы изучения, с нашей точки зрения, также принадлежат к наиболее эффективным, заслуживающим поддержки и дальнейшего развития способам анализа.

Анализ стиля, сюжетно-композиционного своеобразия, образа повествователя, категорий пространства и времени, роли художественных деталей, функций наименования, а также устойчивых мотивов и «мифологем» в совокупности позволяет обеспечить все более глубокое и объективное прочтение и интерпретацию прозы Э.По, безусловно, имеющей два уровня прочтения, два уровня смысла - внешний и внутренний, завуалированный, зашифрованный порой чрезвычайно искусно.

Вместе с тем можно видеть, что и по сей день без должного внимания исследователей остается такой важный элемент поэтики Э.По, как гротеск, являющийся одним из основных в его художественной системе, создающий неповторимое своеобразие его произведений, обладающий богатыми художественными возможностями и глубокой семантической наполненностью.

Гротеск в прозаическом наследии Э.По предстает как одна из самых ярких составляющих его поэтики; он реализуется в его произведениях в различных формах и их модификациях; связан с выражением самых глубинных слоев философско-символического содержания его новелл и с передачей многих и сложных оттенков эстетического отношения автора к объектам художественного анализа: от комического до трагического, от безобразного до прекрасного;в новеллах Э.По он обладает способностью воплощать как самую крайнюю степень дисгармоничности, противоречивости и хаоса во внешнем мире и внутренних состояниях человека, так и идеальные, гармонические состояния человеческого бытия .

Поэтому конкретный системно-структурный и функциональный анализ гротескных форм позволит приблизиться к постижению глубинных смыслов символической прозы Э.По, выявить ее сущностные мотивы, понять принципы их сцепления в целостную художественно-философскую концепцию человека и мира, раскрыть философскую основу, психологическое содержание и внутрен нюю логику этой концепции.

С другой стороны, мы пытаемся прояснить в свете художественной философии Э.По структуру, типологические разновидности, роль и функции приемов гротеска в воплощении устойчивых мотивов и основных логических звеньев его художественной космологии. Таким образом, оба направления исследования неизбежно должны двигаться навстречу друг другу, взаимно друг друга проясняя и связывая в неразрывное целое поэтику и художественную философию произведений американского романтика.

В соответствии с этим мы ставим перед собой цель обнаружить и исследовать сущностные мотивы художественной философии Э.По и показать проч-

ную взаимосвязь этих мотивов с разными формами гротеска,- одного из определяющих элементов поэтики Э.По.

В свете поставленной цели в диссертации предполагается решить ряд конкретных задач:

♦ на основании анализа существующих теорий гротеска прояснить свою точку зрения и определить основные теоретические позиции в отношении категории гротеска; наметить методологические принципы и подходы к анализу его конкретных форм и приемов;

♦ выявить глубинные пласты, основные мотивы и концептуальные идеи художественной философии Э.По в их системной взаимосвязи; проследить художественное воплощение авторской концепции мира и человека в структуре прозаических произведений Э.По, проанализировать ее в разных типах новелл;

♦ описать основные формы гротеска, раскрыть его структурные принципы и определить функции гротескных приемов в художественной реализации философско-космологической концепции Эдгара По.

Научная новизна работы определяется, во-первых, постановкой проблемы.

В научной и критической литературе о творчестве Э.По нет работ, специально посвященных анализу художественно-философских истоков и форм гротеска в новеллистике этого писателя1, т.е. комплексному рассмотрению

1 В отечественном литературоведении только в одной работе была затронута проблема гротескной образности новелл Э.По, однако в ней гротеск рассматривается лишь как частный элемент категории исключительного, которая и была основным предметом исследования; кроме того, в этой работе анализ строится на нескольких специально отобранных новеллах Э.По и полностью подчинен концепции карнавальной культуры М.Бахтина, с чем мы не можем согласиться: на наш взгляд, ни методология этой работы (наложение внешней - бахтинской - модели на прозу Э.По), ни ее результаты не отвечают сущности романтического миропонимания этого писателя (см. Нефедова Т.М.Поэтика экспериментально-психологических новелл Э.По. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, Донецк , 1974). Что касается американского литературоведения, то в нем, в отличие от европейского, по существу не разрабатывается и сама теория гротеска, о чем свидетельствуют, например, современные американские словари литературоведческих терминов. Определения гротеска в них отражают его восприятие американской критикой и писателями XIX века, прежде всего самим Э.По, чье понимание этого термина и стало основой принятых определений. И поскольку его понимание гротеска не отвечает современным научным представлениям, то это в некоторой степени объясняет очевидное отсутствие интереса американских литературоведов не только к теории гротеска, но и к конкретным исследованиям в этой области, в том числе и к гротеску Эдгара По.

гротескных произведений Э.По как историко-литературного явления в его целостности и динамике.

Во-вторых, предлагаемым аспектом исследования - на уровне конкретного анализа глубинных философских пластов новеллистики Э.По в тесной взаимосвязи с гротескными формами их художественного воплощения: выявлением сущностных мотивов новеллистики Э.По в их системной взаимосвязи; реконструкцией целостной системы взглядов Э.По, касающихся двух центральных проблем его творчества - концепции человеческого сознания, а также космологических представлений об иерархической структуре Вселенной; системным анализом структуры, типологии, семантического наполнения и функций гротеска в их обусловленности художественной философией Э.По.

Актуальность данной работы связана с углублением представлений об Э.По и его роли не только как оригинального художника, но и как художника-философа. В научном плане разработка предложенной темы позволит также дать новые материалы как для историко-литературных исследований проблем американского романтизма и творчества Э.По, так и для решения сложных и недостаточно изученных проблем теории гротеска.

Структура работы определяется ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.

Первая глава посвящена основным проблемам теории гротеска: анализу существующих подходов к его исследованию, проблем поэтики гротеска и его осмысления в эстетике романтизма. На этой основе определяются принципы и подходы к анализу конкретного материала прозы Э.По в последующих главах.

Во второй главе исследуются представления Э.По о сущности и структуре сознания человека и анализируются разные формы двойничества и гротескные приемы организации сюжета и образа; к анализу привлекается весь комплекс новелл писателя, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме.

Третья глава реконструирует космологическую систему Э.По, его концепцию земного, «переходного» и конечного бытия человека в вечности, в ней

выясняются типология и функции гротескных приемов в художественном воплощении этой концепции. Материалом анализа являются все гротескные произведения автора, отражающие его философские представления о сущности и иерархической организации Вселенной.

Вместе с тем в диссертации учитывается весь комплекс прозаических произведений автора, в том числе художественно-философская поэма в прозе «Эврика».

В работе применены принципы системно-структурного и типологического анализа литературного материала.

Методологической и научной основой диссертации является широкий круг исследований теоретического и историко-литературного характера отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам теории гротеска, анализу гротескных форм в конкретных художественных произведениях разных литератур, теоретические и философские работы европейских и американских романтиков, исследования по проблемам американского романтизма и творчества Э.По.

Практическая значимость работы. Материалы исследования, полученные результаты и теоретические выводы могут найти применение в изучении искусства гротеска, в исследовании творчества американских романтиков и художественного наследия Э.По, а также в практике вузовского преподавания при чтении общих и специальных курсов, посвященных истории зарубежной литературы XIX в. и творчеству Э.По.

Апробация работы. Различные аспекты проблематики диссертации были предметом научных докладов на пяти Международных научных конференциях («Горьковские чтения», Нижний Новгород, 1997; «Норма - интепретация. Диалог культур», Нижний Новгород, 1997; «Взаимосвязи и взаимовлияния русской и европейской литератур», Санкт-Петербург, 1997; «Культура и литература США: проблемы поэтики и эстетики», Москва, 1997; «X Пуришевские чтения», Москва, 1998) и получили отражение в семи публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Козлова, Диана Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования проблем гротеска, его форм и функций в новеллистике Эдгара По, можно сделать следующие основные выводы.

В научной разработке вопросов теории гротеска мы выделяем четыре основных направления исследовательской мысли.

Первое из них ориентируется на выявление сущности гротеска как художественного приема, второе расширяет это понятие до масштабов эстетической категории, третье тяготеет к общему (несколько расплывчатому, неконкретному, как это показано в первой главе диссертации) описанию черт гротескного мира, четвертое сосредоточивает внимание на психологии (либо психопатологии) создающего или воспринимающего гротескный образ субъекта.

Оценка результативности каждого из указанных направлений (и методов) анализа приводит нас к заключению об относительно большей научной эффективности первого из названных направлений исследований, задача которого сводится к тому, чтобы, определив по возможности как можно более четко сущность и структурные принципы гротескных форм, выявить на этой основе сферу функционирования гротеска, исследовать его типы, функции и семантическую наполненность в художественных произведениях разных видов.

В соответствии с этим особого внимания, на наш взгляд, заслуживает дальнейшая разработка основных проблем поэтики гротеска, в том числе таких малоисследованных ее аспектов, как «гротеск и фантастика», «гротеск и превращение (метаморфоза)», «гротеск и двойничество».

Кроме того, заслуживает специального исследования и проблема восприятия гротескных образов в зависимости от точки зрения (эстетической позиции) воспринимающего.

Анализ основных принципов романтической эстетики и в первую очередь формируемой ранними романтиками эстетики гротеска, уже во многом на базе которой (или в противовес ей) складывались творческие принципы поздних романтиков, свидетельствует, что и в теории, и в практике романтического искусства гротеску было придано чрезвычайно важное значение, а теоретическая и художественная разработка этой формы была поднята на совершенно новый, неизмеримо более высокий, чем на более ранних исторических стадиях развития искусства, уровень.

Романтики вывели гротеск из сферы низкой комики, придали ему способность выражать глубокое психологическое, философско-мистическое (сакральное) содержание и доказали способность гротеска воплощать не только дисгармоническое состояние мира, но и, напротив, идеальные, совершенные формы бытия - высший космический порядок, а, следовательно, распространили сферу функционирования гротеска не только на область комического и безобразного, но и на область трагического и идеально-прекрасного.

При этом как европейская, так и американская романтическая эстетика гротеска не была единообразной и унифицированной; она формировала разные подходы к осмыслению этого художественного феномена; в самом же романтическом художественном творчестве гротеск тем более отличался и богатой палитрой воплощаемых им смысловых оттенков, и многообразием форм, и различной «степенью участия» в общей системе средств художественного выражения.

В литературе американского романтизма, уже во многом сориентированной на принципы жизнеподобия, гротеск оставался одним из определяющих элементов поэтики лишь в творчестве Эдгара По.

Э.По остался по существу и единственным американским теоретиком гротеска, точно уловившим сущностную черту этого художественного феномена - его способность воплощать не количественные, а качественные трансформации предмета изображения.

В философско-символической прозе Э.По гротеск остается постоянным (т.е. постоянно применяемым, неизменно в большинстве произведений присутствующим) элементом, а в общей системе художественных приемов одной из определяющих, доминирующих форм образного выражения наиболее глубинных смысловых пластов произведения, - средством художественного воплощения тех смыслов, которые не всегда легко увидеть и подвергнуть анализу, но которые составляют фундаментальную философскую базу его творчества.

Предпринятая нами попытка через конкретный - анализ гротескных форм приблизиться к пониманию сущностных элементов художественной философии Э.По в их взаимосвязи дает основания сделать вывод о глубокой философичности его прозы, в которой последовательно реализуется целостная философская система взглядов, отражающих представления художника о сущности и роли человека в мироздании, о его движении во Вселенной, о принципах иерархической организации бытия.

С другой стороны, в свете художественной философии Э.По наиболее очевидно проясняются причины предпочтения автором тех или иных гротескных форм, выявляются их структурные разновидности и обнаруживаются функции приемов гротеска в художественной реализации философско-космологической концепции Э.По. В контексте этой концепции отчетливо проявляется также роль гротеска в выражении отношения автора к объектам его художественного исследования: от полного неприятия одних до утверждения других в качестве идеальных ценностей человеческого бытия во Вселенной.

Так, анализируя сущность человеческого сознания в период земного бытия человека, Э.По подчеркивает его несовершенную, двойственную природу, лишенную цельности и гармонии и тяготеющую к распаду. Противоречие между физическим и духовным, рациональным и иррациональным, между сущностью образа и его маской находит выражение в разных формах двойничества и связанных с ними специфических приемах формирования гротескно-фантастической структуры образа, в организации системы взаимодействия персонажей, в различных типах сюжетных ситуаций. На этой основе приемы гротеска и двойничества выстраиваются в определенную иерархическую систему типов и форм, развивающуюся по линии все большей степени расщепления сознания, все большей объективации двойников.

Наряду с центральным мотивом двойничества новеллы этого типа содержат также ряд других мотивов, остающихся в них на периферии. Таковы мотивы сохранения личного тождества в вечности (или вневременного бытия души-сознания) и связанные с ними мотивы воспоминания душою себя, тяготения ее к освобождению (а героя, соответственно, к смерти), а также мотивы возвращения души, воплощения (реинкарнации) ее в новые материальные тела.

Однако система космологических представлений Э.По в их целостности и системной взаимосвязанности, а значит, и истинное значение вышеперечисленных мотивов, выявляются лишь в масштабах и в контексте всего творчества Э.По, в котором психологическая и философская проблематика новелл, посвященных художественному анализу сущности и структуры сознания человека, является литтть элементом, составной частью другой, несравненно более значительной, глобальной и всеобъемлющей для творчества Э.По философско-космологической концепции.

Осмысляя принципы организации Вселенной и путь, который проходит в ней человек, Э.По выдвигает идею трех уровней, или фаз, или периодов и соответственно - трех состояний или форм существования человека и его движения от низшей ступени (земного бытия) - к переходному состоянию преображения (освобождения души) и от него - к истинному, совершенному бытию в вечности.

Две крайние точки бытия человека были осмыслены Э.По как художественно, так и рационально (в частности, получили отражение в философской поэме в прозе «Эврика»), период же «преображения», переходного состояния остается объектом осмысления лишь в художественном творчестве автора. Возможно, что художественное мышление в данном случае опережало рациональное, логическое осмысление столь сложного феномена, возникавшего перед внутренним взором писателя.

Художественное воплощение разных стадий человеческого бытия, т.е. смена объектов изображения, влечет за собой и изменение авторского отношения к ним, и кардинальные изменения в системе форм их художественного выражения (следовательно, типология гротескных форм теснейшим образом связана с типологией состояний и фаз человеческого бытия, выделенных Э.По в его философско-космологической концепции). От резко оценочного, комического гротеска, воплощающего несовершенство и дисгармонию первой, земной формы бытия, при воссоздании второй, переходной стадии, стадии «преображения» человека, на которой душа не в состоянии еще освободиться от мучающей ее телесной формы существования, в художественную систему Э.По включаются формы гротеска, выражающие глубоко драматическое, а порой и трагическое содержание, а затем - при переходе к изображению третьей - высшей, истинной фазы бытия - он становится средством выражения идеально-гармонического состояния человеческой души.

Таким образом, «эволюция» объекта изображения предопределяет эстетическое отношение к нему автора и влечет за собой изменение форм и функций гротескных приемов.

В целом можно видеть, что гротеск в творчестве Э.По отличается большим многообразием форм, приемов и функций и играет исключительно важную роль в выражении самых глубоких идей писателя, имеющих для него как художника и философа важнейшее, первостепенное значение.

По этой причине исследование гротескных форм, пронизанных философской мыслью автора, дает возможность для более глубокого, конкретного, детального изучения как художественной философии, так и поэтики символической прозы Эдгара По.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Козлова, Диана Викторовна, 1998 год

Библиография.

1. Рое Е.А. Complete works. New York, 1902.

2. Рое Edgar Allan. Prose and Poetry. M., 1983.

3. Рое Edgar Allan. Tales of Mystery and Imagination. Wordsworth Editions Limited, 1993.

4. По Эдгар Аллан. Полное собрание рассказов. М., 1970.

5. По Эдгар Аллан. Избранное в 2~ томах. М., 1996.

6. По Эдгар Аллан. Избранное. М., 1980.

7. Абрамович Н.Я. Смерть и художники слова // Смерть: Альманах. С.- Пб., 1910.

8. АксаковН. Психология Э.По// Всемирная иллюстрация, 1886, № 16.

9. Аксельрод А.Ш. Гротеск в романах Т.Смолетта: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Минск, 1986.

10. АлленГ. Э.По. М., 1987.

11. Алякринский O.A. Функция имени (наименования) в новеллистике Эдгара Аллана По // Некоторые филологические аспекты современной американистики. М., 1978.

12. Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Сборник статей. Вып.1. Краснодар, 1972.

13.Анастасьев Н. Э.По и его рассказы // Э.По. Рассказы. М., 1980.

Н.Аничков Е. Бодлер и Эдгар По // Современный мир, 1909, №2.

15.Анненский И. О формах фантастического у Гоголя // Книги отражений. М., 1979.

16.Антипенко A.JI. Проза Э.По в контексте традиционной мистики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1995.

17.Антипенко A.JI. Проза Э.По в контексте традиционной мистики: Дисертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1995.

18.Анцыферова О. Генри Джеймс и психологическая традиция американского романтизма (Э.По) // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX вв. Иваново, 1984.

19.Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX вв. Иваново. 1994.

20.Апенко E.H. От эссе к новелле (О становлении жанра новеллы в Американской литературе) // Вопросы филологии (Ленинградский университет), 1976, Вып 5.

21.Апенко E.H. Американская романтическая новелла: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1979.

22.Апенко E.H. К вопросу о становлении эстетической теории Эдгара По // Научные труды. Кубанский университет, 1979, вып. 272.

23.Апенко E.H. Романтизм и рационализм в эстетической системе Э.А.По // Литературные традиции XIX - XX вв. Пермь, 1983.

24.Апенко E.H. Развитие жанра романтической новеллы в творчестве Н.Готорна // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX вв. Иваново, 1985.

25.Апостолов Н. Эдгар По // Апостолов Н. Импрессионизм и модернизм. Киев, 1908.

26. Ахмедова Ч. Э.По - мастер новеллы. Сов.Дагестан, 1980, №5.

27.Ахмедова Ч.С. Ф.М. Достоевский об Э.По // Из истории типологических и контактных связей в русской и зарубежной литературе. Красноярск, 1990.

28.Ахрамович А. Э.По: продолжение тайны // Наука и религия, 1992, №№9,11; 1993, №2.

29. Байкель В.Б. Гротеск и немецкая поэтика второй половины XVIII в.// От риторической культуры к культуре Нового времени. Тюмень, 1994.

30. Байкель В.Б. Гротеск и риторическая культура немецкого Просвещения // От риторической культуры к культуре Нового времени. Тюмень, 1994.

31. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений Э.По. T.I. М., 1912.

32.Бароти Т. Мотивы смерти и сочетание «двух миров» в русской романтической лирике и в маленькой трагедии Пушкина «Пир во время чумы» //От Пушкина до Белого. С.-Пб., 1992.

33.Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

34.Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.

35.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Киев, 1994.

36.Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

37. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

38.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. T.l. М., 1953.

39.Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

40.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

41.Блейк У. Песни невинности и опыта. С.-Пб., 1993.

42. Блок А. Собрание сочинений. Т.5. М. - Л., 1962.

43.Боброва М.Н. О прозе Эдгара По // Известия Иркутского педагогического института , 1937, вып. III.

44.Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

45.Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1985.

46.Бодлер Ш. // Э.По. Рассказы. Ижевск, 1979.

47.Болтовская Л.Н. «Великая дискуссия» в литературе США 20-40х гг. (К истокам художественной концепции Э.По) // Герценовские чтения. Научные доклады. Литературоведение. Л., 1973.

48.Болтовская Л.Н. К вопросу изучения творчества Э.По ( Э.По в России) // Вопросы русской советской и зарубежной литературы. Т. 2. Хабаровск, 1973.

49.Борев Ю.Б. Проблемы теории литературы. М., 1958.

50.Бочоришвили Н.К. «Странные» и «смешные» рассказы Э.А.По // Некоторые филологические аспекты современной американистики. М., 1978.

51.Брюсов В. Предисловие переводчика // Э.По. Полное собрание поэм и стихотворений. М.-Л., 1924.

52.Брюсов В. Эдгар По // История западной литературы. М., 1914, т.П.

53.Бурыкина Т.М. Старый романтизм и новая готика: преемственность парадигмы. («Заброшенный дом» Х.Ф.

Лавкрафта) // Смена стилей и направлений в американской литературе и культуре. Тезисы конференции. М., 1996.

54.Бушмин A.C. К вопросу о гиперболе и гротеске в сатире Щедрина // Вопросы советской литературы. М. - Л., вып.У, 1957.

55.Ванслов В. Эстетика романтизма.М., 1966.

56.Васильева Н.Е. Гротеск как принцип существования литературных и культурных явлений революционной эпохи. Некоторые теоретические проблемы // Литература переходных эпох. Пермь, 1983.

57. Виноградов В. Натуралистический гротеск. (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

58.Гарин И. Бодлер и Эдгар По // Пророки и поэты. М., 1992, Т.2.

59.Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т.2. М., 1969.

60.Германова H.H. Лингвистическая характеристика американского юмора XIX века: Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук . М., 1983.

61.Гиленсон Б.А. Американская литература к. XIX - н. XX вв. Орехово-Зуево, 1969.

62.Гиленсон Б.А. Предисловие, составление и комментарии к книге: Лонгфелло Г.У. «Песня о Гайавате». Уитмен У. Стихи. «Листья травы». М., 1986.

63.Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки»: из истории прогрессивной литературы США. М., 1987.

64.Гиленсон Б.А. Эдгар По // Зарубежные писатели. Библиографический словарь. М., 1997.

65.Головенченко А.Ф. Н.Готорн и романтизм. М., 1991.

66.Головенченко А.Ф. Эдгар По // История зарубежной литературы. М, 1982.

67.Горбунов A.M. Панорама веков. М., 1991.

68.Горький М. Художественные произведения. Статьи. Заметки. Архив А.М.Горького. М., 1969, Т. XII.

69.Гофман Э.Т.А. Жак Калло //Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

70.Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Н.Новгород, 1997.

71.Гуляев H.A., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Пособие по спецкурсу. Тверь, 1991.

72.Гуревич А .Я. К истории гротеска. «Верх» и «низ» в средневековой латинской литературе // Известия Академии наук СССР, серия литературы и языка, 1975, Т. 34, №4.

73.Гуревич А.Я. К истории гротеска. О природе комического в «Старшей Эдде» // Известия Академии наук СССР, серия литературы и языка, 1975, Т. 35, №4.

74.Гуревич А.Я. Мир живых и мир мертвых // Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

75.Гюго В. Предисловие к драме "Кромвель" //Избранные произведения в 2х тт. М.-Л., 1952, Т.2.

76. Дежуров А. С. Гротеск в немецкой литературе ХУШвека: Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996.

77.Дежуров А.С. Полемическое осмысление проблемы гротеска в эстетике конца XVIII в.// Филологические науки. М., 1995, №5/6.

78.Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1957.

79.Дземидок Б. О комическом. М., 1974.

80.Динамов С.С. Зарубежная литература. Сборник статей. М., 1960.

81.Динамов С.С. Научно-фантастические новеллы Эдгара По // Литература и марксизм , 1931, №3.

82.Динамов С.С.Эдгар По - художник смерти и разложения // Октябрь, 1934, №4.

83.Достоевский Ф.М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара Поэ» // О русской литературе. М., 1987.

84.Евнин Ф. Об одной историко-литературной легенде (повесть Достоевского «Двойник») // Время, 1961, Т. 1, кн.1,отд.1.

85.Ермакова М.Я. Параллельность образов («двойничество») как особенность стиля реалистического романтизма Достоевского // Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века. Горький, 1973.

86.Ермолаева В.Н. Э.А.По // История зарубежной литературы XIX века. ЧЛ. М, 1983.

87.Ефимова З.С. Проблемы гротеска в творчестве Достоевского // Научные записки научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры. Вып.2. Государственное издательство Украины, 1927.

88.Жизнь. Смерть. Бессмертие. С.-Пб., 1993.

89.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. С.-Пб, 1996.

90.3асурский Я.Н. Основные проблемы становления американской литературы и пути его типологического исследования // Проблемы становления американской литературы. М., 1981.

91.Зверев А. Вдохновенная математика Эдгара По // Рое Е. A. Prose and Poetry. M., 1983.

92.Зверев A. Подводное течение смысла // По Э.А. Стихотворения. М, 1988.

93. Злобин Г. Эдгар По и его искусство // По Э. Избранное; Стихотворения. Проза. Эссе. М., 1984.

94.3унделович Я.О. Поэтика гротеска: ( к вопросу о характере Гоголевского творчества) // Русская литература XX в.: направления и течения. Екатеринбург, 1995, Вып.2.

95.Иезуитова Л.А. Повесть Достоевского «Крокодил» / От Пушкина до Белого. С.-Пб., 1992.

96.Ильина М.Е. Американская притча периода романтизма: канон и новаторство // Тезисы научной конференции Реконструкция и пересмотр истории американской литературы: канон, феминизм, эпос. М., 1992.

97.Илюшин A.A. О некоторых формах гротескной образности в литературе и искусстве // Славяне и запад. М., 1975.

98.Иоффе И. Эдгар По // Иоффе И.Культура и стиль. М., 1927.

99.Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М., 1991.

100. Исупов К.Г. Русская философия смерти (XVIII - XX вв.) // Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994.

101. Исупов К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии, М., 1994, №3.

102. Калачева E.H., Бусенко Е.М. Негритянская тема в новеллистике Эдгара По. Волгоград, 1990.

103. Каракчиева К.Н. Эстетические взгляды Ю.О' Нила: (к проблеме гротескной условности в американской драме) // Преемственность в развитии литературы. Пятигорск, 1993.

104. Карасев JI.B. Мифология смеха// Вопросы философии, 1991, №7.

105. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М., 1995.

106. Кестхейн Т. Первое поколение школы Э.По и К. Дойля в Англии // Кестхейн Т. Анатомия детектива. Будапешт, 1989.

107. Кийко Е.И. К творческой истории «Братьев Карамазовых»: Реализм фантастического в главе «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и Эдгар По // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985, Вып. 6.

108. Киреев Р. Эдгар По: «Я сохраню в любящей памяти твои последние слова» // Огонек, М., 1994, №19/20.

109. Кобзарева Л.В. Гротеск как средство создания сатирического характера: (По роману Г. Манна «Учитель Унрат») // Проблемы характера в литературе зарубежных стран. Свердловск, 1988.

110. Ковалев Ю.В. Литературные теории «Молодой Америки» // Метод и мастерство (Сб.стат). Вып. 2. Вологда, 1970.

111. Ковалев Ю.В. Молодая Америка. Л., 1971.

112. Ковалев Ю.В. Проблемы американского романтизма 1840х гг. Г.Мелвилл и его эпоха: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологичеких наук. Л., 1971.

113. Ковалев Ю.В. Г.Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.

114. Ковалев Ю.В. Эстетика американской морской прозы эпохи романтизма (1820 - 1830е годы)// Научные труды Кубанского университета, 1972, №155.

115. Ковалев Ю.В. Проблемы периодизации американского романтизма // Вестник Ленинградского университета, 1978, №2. История, язык, литература. Вып. 1.

116. Ковалев Ю.В. Американский романтизм: хронология, топография, метод // Романтические традиции американской литературы Х1Хвека и современность. М., 1982.

117. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Л., 1984.

118. Ковалев Ю.В. Эдгар По и космогонияХХ столетия // Вестник Ленинградского университета, 1985, №2. История, язык, литература. Вып.1.

119. Ковалев Ю.В. Литература США // История всемирной литературы в 9 Т. М., 1989, Т.6.

120. Ковалев Ю.В. На пути к национальной литературе (Об истоках критического реализма в литературе США) // Проблемы реализма. Вологда, 1996.

121. Кожушко Т.Б. Цветопись Э.По: национальное своеобразие романтического метода и стиля // Тезисы конференции Этнические проблемы в американской литературе и журналистике. М., 1993.

122. Кольридж С.Т. Избранные труды. М., 1987.

123. Коренева М.М. Новая Англия и американская литература. Три столетия из жизни нации // Проблемы становления американской литературы. М., 1981.

124. Корнилова E.H. История одной мифемы: мотив двойничества (Гофман, Гоголь, По, Достоевский) // Американская литература и Россия. Тезисы конференции. М., 1995.

125. Королева JI.H. Национальное своеобразие Эдгара По - прозаика и его место в мировом литературном процессе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. JI., 1974.

126. Королева JI.H. Тема гибели природы в американском романтизме // 17-е Герценовские чтения. Литературоведение. Л., 1975.

127. Королева Л.Н. Новелла Эдгара По и проблема национального жанра // Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе. Иркутск, 1980.

128. Королева Л.Н. Эдгар По во Франции: (К вопросу о национальном восприятии) // О национальном восприятии европейских литератур. Л., 1980.

129. Королева Л.Н. Философская новелла Эдгара По: К вопросу традиции в жанре новеллы // Проблемы жанра литератур стран Западной Европы и США XIX - первой половины XX вв. Л., 1983.

130. Котова Ю. Тема «двойника» и ее социальные истоки // Герценовские чтения. Научные доклады. Литературоведение. Л., 1973.

131. Кравцова И.Г. Н.Гумилев и Эдгар По: Сопоставительная заметка А.Ахматовой // Н.С. Гумилев и русский Парнас. С.-Пб., 1992.

132. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.

133. Кубарева Н.П. Э.По и С.Кинг: проблема романтической традиции// Тезисы научной конференции Тенденции литературы и журналистики США 80х гг. ХХвека. М., 1989.

134. Кузнецова P.P. Истоки, специфика и функции гротеска в романе К. Чапека «Война с саламандрами» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1990, №5.

135. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Н.Новгород, 1995.

136. Кулешов В.М. Гротеск Гоголя и "фантазм" Гофмана // Литературные связи России и западной Европы в XIX веке. М., 1965.

137. Кульюс С.К. Ранний Брюсов и философские основы мировоззрения Э.По ( 1890 -е гг.) // Брюсовские чтения 1980г. Ереван, 1983.

138. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.

139. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. С.-Пб., 1997.

140. Лодыгин М.Б., Луков В.А. Американский романтизм // Лодыгин М.Б. Луков В.А. Романтизм в зарубежной литературе. М., 1979.

141. Лодыгин М.Б. К вопросу о жанровом и идейном своеобразии «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1979 , Вып. 3.

142. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство // Тайна характера. Психологические типы. Харьков, 1996.

143. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960

144. Лосев А.Ф. Шестаков В.П. Гротеск// История эстетических категорий. М, 1965.

145. Лотмаи Ю. М. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 251 - Труды по русской и славянской филологии, XV, литературоведение. Тарту, 1970.

146. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова. М, 1988.

147. Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М. - Л, 1941.

148. Львов - Рогачевский В. Эдгар По и Леонид Андреев // Львов Рогачевский В. Две правды о Леониде Андрееве. С. - Пб, 1914.

149. Любимова Г.Б. Комическое, его виды и жанры // Новое в жизни, науке, технике. Подпис. научно-попул. сер. «Эстет», М, №9, 1990.

150. Манн Ю. Заметки о гротеске // Вопросы эстетики, Вып. 5, М, 1962.

151. Манн Ю. О гротеске в литературе. М, 1966.

152. Манн Ю. Фантастическое и реалистическое у Гоголя // Вопросы литературы, 1969, №9.

153. Манн Ю. Структура гоголевского гротеска // Вопросы литературы, 1970, №3.

154. Манн Ю.В. Реализм Гоголя и проблема грртеска: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л, 1972.

155. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М, 1996.

156. Маркиш Т.Б. Об одном методе анализа художественного прозаического текста (На материале трудов рассказа Э.По) //

Сборник научных трудов Московского пед. института иностранных языков, 1973, вып. 73.

157. Маркушевская Л.П. Психолого-фантастические новеллы Э.По // Индивидуально-художественный стиль и его исследование. Киев, Одесса, 1980.

158. Маркушевская Л.П. Лексический состав новелл Э.По: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологичесикх наук. Одесса, 1981.

159. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

160. Менглинова Л.Б. Проблема гротеска в современном советском литературоведении // Проблемы метода и жанра. Томск, 1990, Вып. 16.

161. Мережковский Д.С. Акрополь. М., 1991.

162. Миловидов В.А. Об элементах натурализма в новеллистике Э.По // Художественное осмысление и действительность. М., 1988.

163. Милюгина Е.Г. Дуализм эстетического сознания романтиков: опыт систематики дуалистических мотивов // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Тверь, 1992.

164. Милюгина Е.Г. Оппозиция «жизнь - смерть» в миропонимании и художественном творчестве Новалиса // Романтизм: эстетика и творчество. Тверь, 1994.

165. Миропонимание и творчество романтиков: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калинин, 1986.

166. Мифологический словарь / Под ред. E.H. Мелетинского. М., 1991.

167. Михайлова А. О художественной условности. М., 1970.

168. Михальская Н.П. Эдгар По // История зарубежной литературы. XIX века ,4.2. М, 1991.

169. Монтень М. Опыты. Т.1., М. - Л., 1954.

170. Московкина И.И. Развитие традиций Э.По в прозе Л.Андреева // Вопросы русской литературы, Львов, 1989.

171. Моташкова C.B. Движение художественной мысли: Э.По -Ф.М.Достоевский - К.Воннегут в системе диалога культур // Тезисы научной конференции Реконструииш И Н£~

ресмотристории американской литературы: канон, феминизм, этнос. М., 1992.

172. Мулярчик A.C. Опыт исследования американского романтизма // Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1969, №4.

173. Несселыптраус Ц.Г. «Пляска смерти» в западноевропейском искусстве XV века как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. М., 1993.

174. Нефедова Т.М. Поэтика эксперементально-психологических новелл Э.По: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Донецк, 1974.

175. Николаев Д. Смех - оружие сатиры. М., 1962.

176. Николаев Д. Границы грртеска // Вопросы литературы, 1968, №4.

177. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

178. Николюкин А.Н. К [Рецензия на книгу: Moss S.P. Poe's Literary Battles, 1963] // Современная художественная литература за рубежом, 1963, №12.

179. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

180. Николюкин А.Н. К типологии [америк:] романтической повести // К истории русского романтизма. М., 1973.

181. Николюкин А.Н. Типология жанра романтической новеллы в восточнославянских литературах в сравнительном отношении (с литературой США) // Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. Варшава, август 1973. Доклады советской делегации. М., 1973.

182. Николюкин А.Н. Жанры американской романтической прозы // Американская романтическая проза. М., 1984.

183. Николюкин А.Н. Утраченные надежды: (Американская литература и крушение «Американской мечты»). М., 1984.

184. Николюкин А. Русская классика и американские писатели // Литературная учеба, 1985, №2

185. Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США. М., 1987.

186. Николюкин А.Н. American literary scholarship; An annual (1983)/ W. - Durham, 1985// РЖ., 1986, №4.

187. Николюкин А.Н. Nineteenth - century American poetry - L.: Totowa, 1985// РЖ, 1986, №6.

188. Николюкин А.Н. Edgar Allan Рое: The crit heritage /Ed. ву Wolker J.M. - N.Y., L., 1986//РЖ, 1988, №1.

189. Нодье Ш. О фантастическом в литературе // Литертатурные манифесты западноевропейских романтиков. М, 1980.

190. Нордау М. Вырождение. М, 1995.

191. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

192. Обри Бердслей. Жизнь и творчество. Исследования A.A. Сидорова. М., 1917.

193. Обри Бердслей. Рисунки. Проза, стихи, афоризмы, письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М., 1992.

194. Оленева В.И. Современная американская новелла. Проблема развития жанра. Киев, 1973.

195. Осипова Э.Ф. Стилистические особенности арабесок Эдгара По // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л, 1987, Вып.5.

196. Осипова Э.Ф. Э.По и трансцеденталисты // Современная идеологическая борьба и проблемы изучения и преподавания литературы, журналистики США : (Тезисы докладов к Всесоюзной научной конференции по проблемам американистики). М., 1981.

197. Осипова Э.Ф. Рассказ Эдгара По «Лигейя»: (Проблемы интерпретации) // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1990, №4.

198. Осипова Э.Ф. Мир и человек в восприятии Э.По // Американский характер: Импульс реформаторства. Очерки культуры США. М., 1995.

199. Осипова Э.Ф. Ральф Эмерсон и американский романтизм: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук .С. - Пб., 1995.

200. Осипова Э.Ф. «Странные» рассказы Э. По// Стилистика текста. Якутск, 1995.

201. Осипова Э.Ф. Элементы эссе в новеллистике Эдгара По // Функционирование жанровых систем: (Рассказ, Новелла). Якутск, 1983.

202. Осовский O.E. Edgar Allan Рое / Ed. with an introd by Bloom H. -N.Y.: Chelsea House, 1985 // РЖ., 1987, №5.

203. Патологическая литература и больные писатели. Эдгар Аллан По //Новый журнал иностранной литературы, 1898, №2.

204. Паустовский К.Г. Близкие и далекие. М., 1967.

205. Печерин B.C. Замогильные записки (Apologia pro vita mea) / Русское общество 30х гг. XIX в. // Мемуары современников. М., 1989.

206. Пигулевский В.О., Мирская JI.A. Символ и ирония (опыт характеристики романтического миросозерцания). Кишинев, 1990.

207. Пинский JI. Реализм эпохи Возрождения. М., 1992.

208. Писатели США о литературе. Т.1. М., 1982.

209. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.

210. Прокофьева Д.С. Одиночество, страдание и смерть в романтической поэзии // Человек в контексте культуры: Славянский мир. М., 1995.

211. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996.

212. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 1996.

213. Проценко И.Б. «Логические» рассказы Эдгара По // Функционирование жанровых систем: (Рассказ. Новелла). Якутск, 1983.

214. Проценко И.Б. Научно-фантастические новеллы Э.По // Современная идеологическая борьба и проблемы изучения и

преподавания литературы, журналистики США: (Тезисы докладов к Всесоюзной научной конференции по проблемам американистики). М, 1981.

215. Проценко И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Эдгара По // Вестник Ленинградского университета, 1980, №14. История, язык, литература. Вып.З.

216. Проценко И.Б. Эстетика новеллистической прозы Э.По: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л, 1981.

217. Романтизм: Эстетика и творчество: сб. научных трудов (Тверской государственный университет). Тверь, 1994.

218. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность М, 1982.

219. Ромаш В.Л. «Лягушонок» Э.По в школе // Тезисы конференции Эстетические проблемы в американской литературе и журналистике. М, 1993.

220. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1940.

221. Сабиров В.Ш. Проблема страха смерти в современной танатологии // Философские аспекты духовной культуры . М, 1984.

222. Садомская Н.Д. Два цикла новелл Э.А.По // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени. М, 1995.

223. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX в. М, 1964.

224. Самохвалов Н.И. Черный ворон и Белый Кит. О символике в американском романтизме // Научные труды Кубанского

университета. Краснодар, 1973, №176. Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Вып. 2.

225. Сафиуллин Я.Г., Мазина JI.H. Э.По и Ф.Достоевский: к типологии фантастики // Романтизм и реализм в литературных взаимодействиях. Казань, 1982.

226. Седов JI. Типология культур по критерию отношения к смерти // Синтаксис (Париж), 1989, №26.

Семиотика культуры: III Всесоюзная школа-семинар, 15-20 сентября

1991 г. Тезисы докладов. Сыктывкар, 1991.

227. Семенова С. Перед лицом судьбы и смерти // Октябрь, М., 1987, №1.

228. Серенков Ю.С. Пародирование жанра в творчестве Э.А.По и Р.Бредбери // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. Ленина. Сер: Гуманитарные науки. М., 1994, 41.

229. Сильман Т.М. Эдгар По // История американской литературы. Т.1.М.-Л., 1947.

230. Слепцова С.Л., Бабаева Л. Типы и функции гротеска: (На материале романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера») // Лингвистические исследования художественного текста. Ашхабад, 1987.

231. Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пг., «Academia», 1923.

232. Софронова Л.А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры: Славянский мир. М., 1995.

233. Спивак M.JI. Взаимодействие трагического и комического в романах Достоевского (Сцены страдания и смерти) // Типология литературного процесса. Пермь, 1988.

234. Старцев А.И. Новелла в американской литературе XIX - XX вв. //Американская новелла XIX века. М, 1958.

235. Степанов В.Г. Гротеск в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя //Вопросы русской литературы, Львов, 1987, Вып. 2 (50).

236. Тема смерти в духовном опыте человечества. С.-Пб, 1993, Вып.З.

237. Толстой Н.И. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистик- . М, 1995.

238. Трубников H.H. Проблемы смерти, времени и цели человеческой жизни //Философские науки, 1990, №2.

239. Тынянов Ю.М. Достоевский и Гоголь (к теории пародии); О пародии // Поэтика. История литературы. Кино. М, 1977.

240. Усов А. Декаденство [Бодлер и По] // Краткий систематический словарь всемирной литературы. 4.2. С.-Пб, 1906.

241. Фарбер Л.М. О единстве традиции и новаторства (тема «двойника» у Достоевского и Горького) // Вопросы русской и зарубежной литературы. Куйбышев, 1962.

242. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

243. Флорова Л.Н. Проблемы творчества Д.Мережковского. Статьи. / Московский государственный открытый педагогический университет; Науч.рук. Захаркин А.Р. М, 1996.

244. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М, 1990.

245. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

246. Фрейденберг О. Метафоры смерти. Семантика двойника // Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

247. ХейзингаЙ. Homo Ludens . M., 1992.

248. Хейзинга Й. Образ смерти // Осень Средневековья. М., 1995.

249. Чечетко М.В. Американская живопись в творчестве Эдгара Аллана По // Тезисы научной конференции История и культура США в Американской литературе и журналистике. М., 1991.

250. Чижевский Д. К проблеме двойника у Достоевского // Философская и социологическая мысль. Киев, 1994, №5/6.

251. Чистякова C.B. Традиции Эдгара По в новеллистике Стивена Кинга // Тезисы научной конференции Тенденции литературы и журналистики США 80х гг. XX века. М., 1989.

252. Чумаков С.Н. Галчиньский и Хармс: О природе сходного художественного явления // Текст и контекст: русско-зарубежные литературные связи 19 -20 веков. Тверь, 1992.

253. Шапошникова О.В. Гротеск и его разновидности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1978.

254. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

255. Шишкина С.Г., Валькова М.А. Жанровая специфика и композиционно-структурные особенности новеллы Э.А.По «Падение дома Ашеров» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX -XX веков. Иваново, 1994.

256. Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика. Пг., 1919.

257. Шкловский В. Н.В.Гоголь // Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.

258. Шкуратов В.А. Двойники. Эпизод письменной ментальности XIX в. // Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 1995.

259. Шлаин М.М. Характер гротеска у Гоголя: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,

1972.

260. Шлегель Ф. Разговор о поэзии //Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

261. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983.

262. Шогенцукова H.A. Опыт онтологической поэтики: По, Мелвилл, Гарднер. М., 1995.

263. Шоу Б. Эдгар Аллан По // Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма. М., 1989.

264. Эдгар Поэ с патологической точки зрения // Книжки Недели. , 1897, №10.

265. Эйзенштейн С. Вопросы литературы. 1968, №1.

266. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе. Л., 1969.

267. Эйшискина Н. Эдгар По, его жизнь и творчество // Вопросы литературы, М., 1963, №10.

268. Эльяшевич А. Лиризм, экспрессия, гротеск. Л., 1975.

269. Эпштейн М. Теория и фантазия // Парадоксы новизны. М., 1988.

270. Эркень И. Размышления о гротеске // Иностранная литература,

1973, №4.

271. Эстетика американского романтизма. М., 1977.

272. Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Сборник научных трудов. Калининский государственный университет. Калинин, 1983.

273. Юнг К.Г. Архетип и символ. М, 1992.

274. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Феномен духа в искусстве и науке. Собр. соч., Т. 15, М, 1992.

275. Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге // Работы по поэтике. М, 1987.

276. Яковлева Г.В. Гротеск в творчестве У.Блейка: ^Бракосочетание Неба и Ада») // Проблемы изучения литературного пародирования. Самара, 1996.

277. Яценко В. У.Г.Симмс и Э.А.По: к вопросу о соотношении регионального и общенационального в американском романтизме // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков. Иваново, 1983.

278. Abel D. A Key to the House of Usher // Twentieth century interpretations of The Fall of The House of Usher. A Coll. of critical essays / Ed by Thomas Woodson; - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice -Hall, 1969.

279. Adams P. Romanticism and the American Renaissance. American Literature, XXIII,Jan, 1952.

280. Bailey Y.O. What Happens in «The Fall of the House of Usher»? // American Literature, 1964, January, vol. 35, № 4.

281. Bieganowski R. The self - Consuming Narrator in Poe's «Ligeia» and «Usher» // American Literature, vol. 60, №2, 1988.

282. Bier J. The rise and fall of American humor. Jesse Bier. New York. Holt, Rinehart and Winston, 1968.

283. Bloom C. E. A. Poe. New York, 1959.

284. Bonaparte M. Poe and the function of literature // Art and psychoanalysis. Cleveland - New York, 1963.

285. Bonaparte M. Fragmente//Twentieth century interpretations of the Fall of the House of Usher. A Coll. of critical essays / Ed by Thomas Woodson: - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice - Hall, cop. 1969.

286. Brown A.A. Literature and the impossibility of death; Poe's «Berenice»// Nineteenth - cent. lit. - Berkeley etc., 1996, Vol. 50, N4.

287. Brown J. The Aesthetics of Romanticism. The Achievement of American Criticism. New York : Ronald press, 1954.

288. Brownell W.C. Poe //Brownell, W.C.American prose masters. Cambridge (Mass), 1963.

289. Bryant C.J. Poe's ape of unreason: Humor, ritual and culture // Nineteenth cent. lit. -Berkeley etc., 1996, Vol.51, №1.

290. Budick E.M. Engendering romance: Women writers a. the Hawthorne tradition, 1850 - 1990. New Hawen; L.:Yale univ.press, 1994.

291. Buranelli V. Edgar Allan Poe. By Vincent Buranelli. N.Y, [1961].

292. Calinescu M. Structura Fantasticului in proza lui Edgar Allan Poe // Cal. M. Eseuri critice. Bucurest, 1967.

293. Chiari J. Symbolism from Poe to Mallarme. The growth of a muth. By Joseph Chiari. Forew. by T.S. Eliot. Lnd., Rockliff, 1956.

294. Chal L. The romantic foundations of the American Renaissance. Ithaca; London: Cornell, univ. press, 1987.

295. Clayborough A. The grotesque in English literature. London (a.o.) Oxford, Clarendon press, 1965.

296. Clive B. Reading Poe reading Freud: The romantic imagination in crisis. Basingstoke (Hants.); London, 1988.

297. Coates P. Double and the other. St. Martin's Press. N.Y., 1988.

298. Coleridge S.T. Miscellaneous criticism. London, 1955.

299. Critical essays on E.A.Poe. G.K. Hall and Co. Boston, Mass., 1987.

300. Critical Terms for Science Fiction and Fantasy.A Clossary and Guide to Scholarship. Gary K. Wolfe. N.Y., London, 1986.

301. Current Literary Terms. A Concise Dictionary of their Origin and Use. A.F. Scott. London, 1965.

302. Davidson E.H. The Tale as Allegory // Twentieth century interpretations of The Fall of the House of Usher. A Coll. of critical essays / Ed by Thomas Woodson; - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice -Hall, 1969.

303. Dayan J. Fables of mind: An inqury into Poe's fiction. New York; Oxford: Oxford univ. press, 1987.

304. Dictionary of World Literary terms. Edited by Joseph T. Shipley. London, 1970.

305. Dictionary of Literary Terms. Harry Shaw. Mc. Graw - Hill, 1972.

306. Fletcher I. The Works of Edgar Allan Poe // Aubrey Beardsley. Boston, 1987.

307. Foster D.A. Re - Poe man: A problem of pleasure // Arizona quart. -Tucson, 1990, Vol. 46, N4.

308. Gargano J.W. «The Black Cat»: Perverseness Reconsidered // Twentieth century interpretations of Poe's tales; A Collection of critical essays (fed by William L. Howarth. - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice -Hall, 1971.

309. Gargano J.W. Poe's «Ligeia»: Dream and Destruction. «College English», 1962, February, Vol. 23, № 5.

310. Griffith C. Poe's «Ligeia»and the English Romantics // Twentieth century interpretations of Poe's tales; A Collection of critical essays (Ed by William L. Howarth. - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice - Hall, cop. 1971.

311. Guthke K.S. Die moderne Tragikomodie - Theorie und Gestalt. Gotteingen, 1968.

312. Нанков H. За пространството в българските преводи на художествената проза на Едгар По // Ез. и лит. С., 1992.

313. Hains Ch. Edgar Allan Рое. His Writting and Influence. N.Y., 1974.

314. Hallam C. The ironic confessional in Poe's «Cask of Amontilliado» // Смена стилей, эпох и направлений в американской литературе и культуре. Тезисы конференции. М., 1996.

315. Halliburton D. Edgar Allan Рое . A phenomenological view. Princeton (N.Y.), Princeton univ. press, 1973.

316. Harap L. Рое and Dostoevsky: a case of affinity // Weapons of criticism. Marksism in America and the literary tradition. Palo Alto, 1976.

317. Heidsieck A. Das Groteske und das Absurde im modemen Drama. Stuttgart, 1969.

318. Hill J.S. The Dual Hallucination in «The Fall of the House of Usher» // Twentieth century interpretations of Poe's tales; A Collection of

critical essays (Ed by William L. Howarth. - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice - Hall, 1971.

319. Hoffman D. Poe. Carden City. (N.Y.), 1972.

320. Hopkins F.M. Poe // A History of American Literature. Ed. William Peterfield Trent et al. 3 vol, N.Y., G. P. Putnam's, 1918.

321. Ideology and classic American Literature / Ed. By Sacvan Bercovitcha. Myra Jehlen. - Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1986.

322. Ingram J.H. Edgar Allan Poe. His Life, Letters, and Opinions, 2 vols. London, 1880.

323. Irvin J.T. American hierag,yphics. The symbol of the Egyptian Hieroglyphics in the American rennaissanse. Jale univ. press, New HawenandL, 1980.

324. Justin H. Les jeux du corps et de la conscience dans les contes de Poe// Les figures du corps dans la litterature et la peinture anglaise et americaine. P, 1991.

325. Karlen A. Napoleon's glands and other ventures in biohistory. Boston, 1984.

326. Kassel N. Das Groteske bei Franz Kafka. München, 1969.

327. Kayser W. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Oldenburg und Hamburg, 1957.

328. Kayser W. The grotesque in art and Literature. Columbia univ. press, N.Y, 1981.

329. Kemper W. Der Traum und r ii ne Be = Deutung. Hamburg, 1955.

330. Kendall LH.The Vampire Motif in «The Fallof the House of Usher»// Twentieth century interpretations of The Fall of the House of Usher. A

Coll. of critical essays / Ed by Thomas Woodson; - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice - Hall, cop. 1969.

331. Kennedy J.G. Poe, death, and the life of writing / J.Gerald Kennedy.-New Hawen; London: Jale univ. press, cop. 1987.

332. Keppler C. F. The literature of the Second Self. The Univ. of Arizona press, Arizona, 1972.

333. Ketterer D. The rationale of deception in Poe - Baton Rouge; London: Louisiana state univ. press, 1979.

334. Krutch Y. W. Edgar Allan Poe. N.Y., 1926.

335. Lerner A. Psychoanalitically oriented criticism of three American poets: Poe, Whitman and Aiken. Arthur Verner. Rutherford [a.o.], Fairleigh Dickinson univ. press, 1970.

336. Lessing G.E. Werke. Bd. 6. Kunst theoretische und kunst historische Schriften. München, 1974.

337. Lowrense D.H. Edgar Allan Poe // E.W. Carlson. Critical Essays on Edgar Allan Poe. Boston, 1987.

338. Mac Elroy B. Fiction of the Modern Grotesque. New York, 1989.

339. Meakin D. Like poles attracting: intertextual magnetism in Poe, Verne, and Gracg // Mod. land. rev. - L., 1993, Vol. 88, pt 3.

340. Mensching G. Das Groteske im modernen Drama - dargestellt an ausgewählten Beispielen. Diss, phil., Bonn, 1961.

341. Moser J. Anwalt des Vaterland: Wochenschriften. Aufsatze. Fragmente. Leipzig, 1978.

342. Novalis. Monolog. Die Lehrlinge zu Sais. Die Christen heit oder Europa. Humen an die Nacht. Heinrich von Ofter-dingen. Reinbek bei Hamburg, 1963.

343. Quinn A.H. A critical Biography. N.Y., 1963.

344. Quinn P.F. That Spectre in My Path // Twentieth century interpretations of The Fall of the House of Usher. A Coll. of critical essays / Ed by Thomas Woodson: - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice -Hall, 1969.

345. Resina Y. R. [Recensio] // Hispanic rev. - Philadelphia. 1995. Vol. 63, №3. Ree. adop.: The mystery to a solution. Poe, Borges and the analytic detective story / Ed. By Irwin J.T. Baltimore, 1994.

346. Ringe A. American Gothic: Imagination and reason in nineteenth -century fiction. - Lexington (Ken): The Univ. press of Kentucy, 1982.

347. Sandig H. Deutsche Dramaturgie des Grotesken um die Jahrhundertwende. München, 1980.

348. Schneegans H. Geschichte der grotesken Satire. Strassburg, 1894.

349. Stauffer D.B. Style and Meaning in «Ligeia» and «William Wilson»// Twentieth century interpretations of Poe's tales; A Collection of critical essays (Ed by William L. Howarth. - Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice -Hall, 1971.

350. Sulzer J.G. Allgemeine Theorie der schönen Künste. Bd.2. Hildesheim, 1964.

351. Sutherland J. L. The problematic fictions of Poe, James, and Hawthorne. - Columbia: Univ. of Missouri press, 1984.

352. The concise Oxford Dictionary of Literary terms. Chris Baidick. Oxford, New York. Oxford univer. press, 1990.

353. The Encyclopedia Americana international edition. Danbury, Connecticut, 1993, Vol. 22, 23.

354. The Randon house dictionary for Writers and Readers. David Grabs. New York, 1984.

355. Thompson G.R. Poe's fiction . Romantic irony in the Gothic tales (By) G.R. Thompson (Madison - London). The univ. of Wisconsin press, 1973.

356. Thomson Ph. The grotesque. London, Methuen, (1972).

357. Vischer F. T.Uber das Erhabene and Komische. Frankfurt a. M., 1967.

358. Wagenknecht E. Edgar Allan Poe. The Man Behind the Legend. N.Y., 1963.

359. Waleker I.M. Fragmente//Twentieth century interpretations of Poe's tales; A Collection of critical essays (Ed by William L. Howarth. -Englewood Cliffs (N.Y.); Prentice - Hall ,1971.

360. Whitman S.H. From Edgar Poe and His Critics // E.W. Carlson Critical Essays in Edgar Allan Poe. Boston, 1987.

361. Wiese B.V. Das Dämonische in Goethes Weltbild und Dichtung. Münster, 1949.

362. Wuletich - Brinberg S. Poe: The Rationale of the Uncanny. New York etc: Lang., 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.