Художественная танатология Н.А. Некрасова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Яшина, Анна Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Яшина, Анна Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. МЕТАФИЗИКА СМЕРТИ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ
H.А. НЕКРАСОВА: СБОРНИК «МЕЧТЫ И ЗВУКИ»
I.1. Тема смерти в лирических стихотворениях сборника
1.1.1. Танатостремительность материального мира. Тафологические образы и мотивы
1.1.2. Мотив греха в репрезентации темы смерти
1.1.3. Образ иного мира. Мотив пресуществования
1.1.4. Персонификации смерти
1.1.5. Мотив встречи душ
1.1.6. Мотив памяти в воплощении идеи иммортализации
1.2. Балладный модус изображения смерти
1.2.1. Танатологические образы в балладе «Ворон»
1.2.2. Баллада «Водяной»: образ водяной девы
1.2.3. Баллада «Рыцарь»: сюжет о возвращении мертвой возлюбленной..59-61
1.2.4. Балладные танатологические элементы в стихотворении «Рукоять»
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СМЕРТИ В ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА 1845-1877 ГГ
2.1. Гибельная социальная реальность
2.1.1. Мотив самоубийства
2.2. Балладное двоемирие в зрелой поэзии Н.А. Некрасова
2.3. Мотив памяти в воплощении идеи иммортализации
2.3.1. Героическая смерть: стихотворения Н.А. Некрасова т memoriam
2.3.2. Элегические тексты Н.А. Некрасова на смерть
2.4. Смерть «моя»: лирический герой зрелой поэзии Н.А. Некрасова в аспекте
Выводы по Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Образотворческая триада детство - природа - Храм в произведениях Н.А. Некрасова2007 год, кандидат филологических наук Мишина, Галина Витальевна
Танатология в русской литературе XIX — начала XX века: от фольклорных истоков к индивидуальному осмыслению2024 год, доктор наук Дударева Марианна Андреевна
Дебютная книга в русской лирике 1840-х - начала 1850-х годов: мотивно-образные и жанровые комплексы, формы циклизации, архитектонические варианты2011 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Ирина Сергеевна
Петербургский текст в лирике В. Ф. Ходасевича: "Тяжелая лира", "Европейская ночь"2000 год, кандидат филологических наук Куликова, Елена Юрьевна
Баллады Э. По в переводе В. Брюсова2007 год, кандидат филологических наук Коноваленко, Анастасия Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная танатология Н.А. Некрасова»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема смерти всегда являлась одним из ключевых направлений онтологической рефлексии и активнейшим образом разрабатывалась в рамках различных философских изысканий.
Танатология как наука о смерти зародилась в конце XIX - начале XX века в трудах М. Ф. К. Биша, К. Бернара, Р. Вирхова, И. И. Мечникова1 и Г. В. Шора2 и первоначально представляла собой медицинскую дисциплину, призванную изучать «признаки, динамику и статику смерти <...> всех
" 3
условий, приведших к смерти организм как индивидуальное целое»3.
Почти сразу же она оказалась в фокусе внимания историков культуры. Уже в 1899-ом году публикуется исследование Ю. А. Кулаковского «Смерть и бессмертие в представлениях древних греков»4, в 1919-ом - классический труд Й. Хейзинги «Осень Средневековья»5, в 1920-ом - работа К. Клемена «Жизнь мертвых в религиях человечества»6. Начинает оформляться круг проблем танатологии как гуманитарной науки7: изучение моделей умирания и их сущности, способов и форм репрезентации смерти и умирания в культуре (культурах различных эпох, стран, эстетических и философских системах), генезиса представлений о смерти и их влияния на тип культуры.
Одновременно проблема смерти оказывается в центре внимания психоаналитиков: С. Шпильрейн8, открывшей деструктивное влечение (влечение к смерти, инстинкт смерти), и, конечно, З. Фрейда9, в работе «По
1 Мечников И. И. Этюды оптимизма. - М., 1987.
2 Шор Г. В. О смерти человека (введение в танатологию). - СПб., 2002.
3 Там же. - С. 14.
4 Кулаковский Ю. А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. - Киев, 1899.
5 Хёйзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. - М., 1988.
6 Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества. - М., 2002.
7 В нашем обзоре мы опускаем круг вопросов, связанных с танатопсихологией.
8 Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления // Антология российского психоанализа. -М., 1999. - Том 1, № 5. - С. 118- 142.
9 Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.
ту сторону принципа удовольствия» (1920) сформулировавшего вторую дуалистическую теорию влечений. С психоаналитической точки зрения рассматривают тему смерти в литературе И. Нейфельд10 («Достоевский», 1923) и Н. Е. Осипов11 («Страшное у Гоголя и Достоевского», 1927).
Во второй половине XX века появляется ряд работ, ставших классикой гуманитарной танатологии. Французский историк Ф. Арьес в книге «Человек перед лицом смерти»12 (1977) прослеживает эволюцию восприятия и переживания смерти европейской культурой. К. Л. Харт Ниббриг в исследовании под названием «Эстетика смерти»13 (1989) рассматривает принципы изображения смерти в европейской литературе, живописи и скульптуре, сосредотачивая особенное внимание на средневековом сюжете dance macabre. Социально-философские аспекты смерти в современном капиталистическом обществе рассматривает Ж. Бодрийяр в трактате «Символический обмен и смерть»14 (1976). На литературном материале строят свои исследования Ф. Хофман15 («Смертность и современная литература», 1958), М. Бланшо16 («Художественное пространство и пространство смерти», 1955) и В. Казак17 («Гоголь и смерть», 1979).
Новая область гуманитарных знаний, сосредоточенная на осмыслении культурой феномена смерти, носит по существу междисциплинарный характер, но, постоянно сталкиваясь с символической природой художественного слова, требует филологических подходов, путей, приемов и категориального аппарата. Поэтому на рубеже XX и XXI веков в рамках гуманитарной танатологии начинает специфицироваться собственно
10 Нейфельд И. Достоевский // Классический психоанализ и художественная литература. - СПб, 2002. - С. 162- 216.
11 Осипов Н. Е. Страшное у Гоголя и Достоевского // Классический психоанализ и художественная литература. - СПб, 2002. - С. 237- 257.
12 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.
13 Харт Ниббриг К. Л. Эстетика смерти. - СПБ, 2005.
14 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000.
15 Hoffman F. J. Mortality and Modern Literature // The Meaning of Death. - NY, 1959.
16 Бланшо М. Пространство литературы. - М., 2002. - С. 81- 162.
17 Kasack W. Gogol' und der Tod // Russ. Lit. - 1979. - № 7. - S. 625-664.
литературоведческая танатология. В данный момент методологический аппарат и терминология новой дисциплины продолжают активно разрабатываться, формулируются ее принципы и задачи18.
Парадигмальной для литературоведческой танатологии может считаться статья А. Ханзен-Лёве «Основные положения танатопоэтики: русские примеры от Пушкина до Чехова»19, опубликованная в сборнике материалов конференции «Танатология, танатопоэтика, смерть поэтов, поэты смерти», прошедшей в 2006-году в Мюнхене20. Среди других знаковых работ следует назвать книгу В. Казака «Смерть в русской литературе»21 (2005) и исследование В. С. Кисселя «Культ мертвого поэта и русский модерн: Пушкин - Блок - Маяковский»22 (2004).
В 90-х годах XX века классические танатологические исследования переводятся на русский язык, организуется Ассоциация танатологов Санкт-Петербурга (позже переименованная в Петербургское общество танатологических исследований), усилиями ее членов начинает издаваться альманах «Фигуры Танатоса» (в данный момент готовится к выходу седьмой выпуск, посвященный суицидологии), пишутся оригинальные труды, касающиеся разнообразных аспектов смерти23.
Среди отечественных танатопоэтологических работ последних десятилетий следует назвать статью Ю. М. Лотмана «Смерть как проблема
18 Красильников Р. Л. Эпистемологические проблемы гуманитарной танатологии // Мортальность в литературе и культуре. - М., 2015. - С. 7- 17.
19 Hansen- Löve A. A. Grundzüge einer Thanatopoetik. Russische Beispiele von Puskin bis Cechov // Thanatologien, Thanatopoetik, der Tod des Dichters, Dichter des Todes (Tagung München 2006). -München; Wien; Bamberg. - 2007. - S. 7-78.
20 Thanatologien, Thanatopoetik, der Tod des Dichters, Dichter des Todes (Tagung München 2006). -München; Wien; Bamberg. - 2007.
21 Kasack W. Der Tod in der russischen Literatur. - München, 2005.
22 Kissel W. S. Der Kult des toten Dichters und die russische Moderne: Puskin, Blok, Majakovskij. Köln, 2004.
23 Подробный обзор см.: Варава В. В. Современная российская танатология (опыт типологического описания) // Парадигма: Философско- культурологический альманах. - СПб., 2008. - Вып. 10. - С. 61-80.
сюжета»24, работы О. Ю. Постнова25 и А. Бабаянца26, диссертации Ю. Г. Семикиной27, Е. Ю. Шимановой28, Н. В. Проданик29 и, конечно же, многочисленные исследования Р. Л. Красильникова30.
Суммируя изложенное о художественной танатологии в указанных выше работах, приведем рабочее определение этого понятия. Под художественной танатологией мы будем понимать динамическую систему формально-содержательных элементов (образов, мотивов, сюжетов, топосов, персонажей и др.), воплощающих в художественном тексте эстетические, нравственно-философские, социально-исторические представления о феномене смерти.
Художественная танатология воспринимается нами как органическая часть художественной онтологии Н. А. Некрасова, его художественного мира. Последняя категория является для нашего исследования опорной. Под
24 Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Ю. М. Лотман и тартуско- московская семиотическая школа. - М., 1994. - С. 417-430.
25 Постнов О. Г. Пушкин и смерть: Опыт семантического анализа. Новосибирск, 2000; Постное О.Ю. Нетленные мощи и мертвые души: смерть в России // Традиция и литературный процесс. -Новосибирск. 1999.
26 Бабаянц А. Несколько замечаний о категории смерти в литературе // Начало: сб. ст. - М., 2002. - Вып. 5. - С. 52-64.
27 Семикина Ю. Г. Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850-1880-х гг.: Образы и мотивы: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2002.
28 Шиманова Е. Ю. Мотив смерти в прозе И. С. Тургенева: дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2006.
29 Проданик Н. В. Топосы смерти в лирике А. С. Пушкина: дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2000.
30 Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе: дис....д. филол. наук. - М., 2011; Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе (введение в литературоведческую танатологию). - М., 2015; Красильников Р. Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. - Вологда, 2007; Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в контексте комического (на материале русской литературы) // Знание. Понимание. Умение. - №2. - 2012. - С. 197- 202; Красильников Р. Л. «Voila une belle mort»: красота и смерть в художественной литературе // Современные проблемы науки и образования. -№1. - 2014. - С.; Красильников Р. Л. К вопросу о танатологических началах в художественной литературе // Сюжетология и сюжетография. - №1. - 2014. - С. 16- 21; Красильников Р. Л. Типология танатологических мотивов в литературе // Филологические науки - №6. - 2009. - С. 11- 20; Красильников Р. Л. Смерть и возвышенное: к проблеме эстетического завершения танатологических мотивов // Обсерватория культуры. - №2. - 2010. - С. 100- 104. И др.
художественным миром мы понимаем концепированное отражение в художественном тексте объективной реальности31.
Творчество Н. А. Некрасова не раз рассматривалось исследователями в интересующем нас аспекте.
Первая работа, посвященная вынесенной в заглавие нашего исследования проблеме, принадлежит К. И. Чуковскому. Еще в 1918-ом году он в одном из своих критических «Рассказов о Некрасове» указал на напряженный интерес поэта к феномену смерти и танатоцентризм его художественного мира: «Некрасов по самой своей природе — могильщик. Похороны — его специальность. В его книге столько гробов и покойников, что хватило бы на несколько погостов. И какие погребальные заглавия: «Смертушка», «Смерть крестьянина», «Похороны», «Кладбище», «Гробок», «Могила брата», «Покойница». Один из его романов так и назывался «Озеро смерти», а потом стал называться «Мертвым озером». И какие погребальные метафоры! — людей он называет червями, которые копошатся на трупе <...>, тучи — гробами, Неву - гробницею, землю — мертвецом <...>. Снег - это, конечно, «саван», «погребальный покров» <...>. И туман у него тоже саван <...>. Деревенские зимние сумерки для него как бы всемирная смерть <...>. Даже литеры в руках у наборщиков кажутся ему мертвецами <...> К кладбищенским темам его влекло постоянно»32.
К. И. Чуковский следует здесь логике восприятия, заданной Серебряным веком, прежде всего, символистами, видевшими в Н. А. Некрасове русского «проклятого»33 поэта, соперника Ш. Бодлера.
31 Это представление о художественном мире отражено, например, в монографии Ф. П. Федорова «Романтический художественный мир: пространство и время»; см.: Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига, 1988.
32 Чуковский К. И. Кнутом иссеченная муза // Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15- ти томах. - Т. 8. Литературная критика. 1918 - 1921. - М., 2012. - С. 406- 407.
33 «Некрасов был по- своему «проклятым» поэтом, поэтом во всяком случае, но таким, у которого отнята благодать» - так отзывался Вяч. Иванов о Некрасове; см. Чукоккала. - М., 1979. - С. 252.
8
К. Д. Бальмонт в статье «Сквозь строй (памяти Некрасова)» называет его «первым поэтом, посмевшим создать музыку диссонансов и живопись уродства <...> многослитным возгласом боли и негодования»34. «Некрасов сумел найти красоту в таких областях, перед которыми отступали его предшественники. — Пишет В. Я. Брюсов, отвечая на вопросы анкеты К. И. Чуковского о поэте. — Его сумрачные картины северного города могут посоперничать с лучшими страницами Бодлера (и вообще в его даровании, как ни странно такое сближение, есть доля чего-то бодлеровского)...»35). Сближает Н. А. Некрасова с Ш. Бодлером и П. М. Бицилли: «Что с точки зрения истории литературы, стилей, приемов словесной выразительности, их генезиса, общего между Некрасовым и Бодлером? А между тем я не могу вспомнить "Больницы", или "Еду ли ночью по улице темной.", или "Вот идет солдат.", чтобы вместе с этим в моей памяти не всплыли Les petites vieilles»36).
Подобный взгляд на поэта не соответствовал утвердившемуся вскоре после Октябрьской революции образу Н. А. Некрасова — «поэта борьбы и труда»37, «идеолога крестьянской демократии»38. Поэтому, как и многие другие некрасоведческие работы К. И. Чуковского, «Рассказы о Некрасове» в 20-30-х годах были подвергнуты значительной цензурной правке (как сам их автор записал в дневнике, «некрасовские книжки» ему пришлось «переделать совершенно, в корень»39) и в монографию «Мастерство Некрасова»40,
34 Бальмонт К. Д. Сквозь строй (памяти Некрасова) // Бальмонт К. Д. Собрание сочинений в 7- ми томах. - Т. 6. - М., 2010. - С. 370.
35 «Анкета о Некрасове» // Новости дня, 1902, 27 декабря. Цит. по: Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7- ми т. - Т. 6. - М., 1975. - С. 74.
36 Бицилли П. М. Образ совершенства // Современные записки. № 71. - Париж, 1937. - С. 209.
37 Архипов В. А. Поэзия труда и борьбы: очерки творчества Н. А. Некрасова. - М. - 1973.
38 Еголин А. М. Основные проблемы изучения творчества Н. А. Некрасова на современном этапе // Некрасовский сборник, I. - М., Л., 1951. - С. 20.
39 Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15- ти томах. - Т. 12. Дневник. 1922 - 1935. - М., 2012. -С. 68.
40 Чуковский К. И. Мастерство Некрасова // Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15- ти томах. - Т. 10. Мастерство Некрасова. Статьи 1960 - 1969. - М., 2012. - С. 17- 625.
подытожившую результаты многолетних штудий исследователя и ставшую классикой советского литературоведения, они не вошли.
Поднятая К. И. Чуковским проблема, таким образом, на долгое время оказалась выключенной из поля зрения ученых, и специальных работ, посвященных ей, нам обнаружить не удалось.
Однако косвенно, в контексте рассуждений о тех или иных аспектах биографии и творчества Н. А.Некрасова, на особый интерес поэта к феномену смерти указывалось не раз, так же как не единожды исследователи обращались к анализу танатологической образности и мотивики в его произведениях.
Так, Н. Н. Скатов пишет о «переломном» для поэта 1855-ом годе: «В 1855-ом году написано столько стихов, как никогда, и, как никогда, столько стихов под знаком смерти: собственно, даже не через один "стих", а почти каждый — смерть или ее присутствие, хоть напоминание о ней: самоубийство, кончина, гроб, могила <...> и, конечно, болезни <...>. Наконец, все как бы окончательно впитало в себя стихотворение "В больнице", где и смерти, и трупы, и саван, и мертвецкая — это больница умирания, а не выздоровления»41.
А. А. Илюшин в статье «О некоторых формах гротескной образности в литературе и искусстве»42, проводя параллели между поэзией Некрасова и живописью Ф. Гойи, пишет о них как о художниках, обреченных «на <...> тесное общение с мертвецами, причастность к их загадочному миру», и метафорически обозначает поэзию Н. А. Некрасова как «пляску смерти»43.
«Некрасовские мертвецы, — отмечает А. А. Илюшин, -— разнообразны, непохожи друг на друга. Один из них очерчен стремительно, в
41 Скатов Н. Н. Некрасов. - М., 1994. - С. 171.
42 Илюшин А. А. О некоторых формах гротескной образности в литературе и искусстве // Славяне и запад. Сборник статей к 70- летию И. Ф. Бэлзы. - М. - 1975. - С. 36- 55.
43 Там же. - С. 44.
лучших (не эпигонских!) романтических традициях: "И мертвый сходен он лицом / С убитым молнией орлом". Это герой поэмы "Несчастные". Другой — в ореоле спокойной, суровой и торжественной печали, в ореоле величия и умиротворения - Прокл из поэмы "Мороз, красный нос". <...> Третий "тип" мертвеца дан в стихотворении "Железная дорога", и его надо рассмотреть подробнее, ибо это портрет, особенно близкий к манере Гойи. Имеется в виду один из толпы мертвецов, несущихся в лунную ночь вслед за мчащимся поездом, — "высокорослый, больной белорус", русоволосый и изможденный лихорадкой.»44. Далее автором устанавливается ряд любопытных соответствий между изображениями мертвого тела в стихотворении Некрасова и офортах Гойи.
Неоднократно интересующая нас тема поднималась и в контексте изучения жанровой специфики поэзии Некрасова. Так, например, влиянию на поэта народной похоронно-поминальной плачевой традиции посвящены работы К. В. Чистова45. В работах, касающихся балладного жанра в творчестве Некрасова, исследователи закономерно обращаются к рассмотрению основополагающих для баллады танатологических образов и мотивов46.
44 Илюшин А. А. О некоторых формах гротескной образности в литературе и искусстве // Славяне и запад. Сборник статей к 70- летию И. Ф. Бэлзы. - М. - 1975. - С. 44- 45.
45 Чистов К.В. Некрасов и сказительница Ирина Федосова // Научный бюллетень Ленинградского государственного университета. - 1947. - № 16/17. - С. 39-45; Чистов К. В. Некрасов и народное творчество (Задачи изучения) // Некрасовский сборник. I. - М., Л., 1951. - С. 102- 117.
46 Зеленов Н. Г. Художественный метод и приемы изображения в «Железной дороге» Н. А. Некрасова // Материалы научной конференции, посвященной 150- летию со дня рождения Н. А. Некрасова. - Ярославль, 1973. - С. 201- 209; Страшнов А. С. Н. А. Некрасов в истории баллады // Некрасовские традиции в истории русской советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль, 1985. - С. 3- 9; Смирнов А. А. Жанровая романтическая традиция в лирике Н. А. Некрасова начала 1860- х годов // Филологические науки. - 2006.- №2. - С. 30- 35; Криницын Б. А. Романтические мотивы в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» // Памяти Анны Ивановны Журавлевой: Сборик статей. - М., 2012. - С. 581-589; Немзер А. С. Канон Жуковского в поэзии Некрасова // Немзер А. С. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. -М., 2013. - С. 522-546.
М. А. Кучерская указывает на жанр смертных колыбельных как один из источников мотива предсказания, столь частотного у Некрасова: «Смертные колыбельные, в XIX веке широко распространенные, могли запрограммировать тему смерти <...> в стихотворных предсказаниях Некрасова. В предсказаниях, обращенных и к младенцу, и к невесте, он также мог описать смерть адресата: "Заживешь — и мирно, ясно / Кончишь жизнь свою. / Спи, чиновник мой прекрасный! / Баюшки-баю..." <...>; "И схоронят в сырую могилу, / Как пройдешь ты тяжелый свой путь." <.> На вероятное знакомство Некрасова с традицией смертных колыбельных, соединяющих мотивы смерти и сна, указывает и позднее стихотворение поэта «Баюшки-баю». Умирающему герою слышится голос баюкающей его матери, желающей сыну вечного сна, который и принесет ему долгожданное успокоение от страданий.»47. В другой своей работе, отметим, исследовательница делает попытку объяснить пристрастие поэта к теме смерти с культурологической точки зрения — как невольное воспроизведение средневекового сюжета dance macabre48.
В литературоведении постсоветских десятилетий актуализировался интерес к христианским основам творчества Н. А. Некрасова. В ряде работ, посвященных этому вопросу, затрагивается и интересующая нас проблема49. Так, Э. М. Жилякова в статье «Христианские мотивы и образы в творчестве Некрасова (1830-1850-е годы)», касается топоса рая и мотива посмертной встречи душ в его ранней лирике. Исследовательница отмечает, что в первых поэтических опытах Н. А. Некрасова «смерть рассматривается не в ее
47 Кучерская М. А. Профетизм Некрасова // Toronto Slavic Quarterly. - №46. Fall 2013. - P. 49- 50.
48 М. А. Кучерская. Данс макабр Николая Некрасова // Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. - В 2- х томах. - Т. 1. - С. 57.
49 Кусков В.В. Православные мотивы в поэзии Н.А. Некрасова // Русская литература XIX века и христианство. - М., 1997. - С. 134- 140; Житова Т. А. Идейно- художественная концепция праведничества в поэзии Н. А. Некрасова: дисс. канд. филол. наук. - М., 2006; Мельник В. И. Поэзия Некрасова в свете христианского идеала. - Сергиев Посад, 2007; Макарова С. Н. Идеал человека в лирике Н. А. Некрасова в свете православной традиции: дисс. канд. филол. наук. -Ульяновск, 2012.
трагическом смысле для конкретной человеческой судьбы, а как переход к иному, небесному, высшему существованию»50. В. И. Мельник, анализируя способы трансформации Н. А. Некрасовым житийных канонов, пишет об агиографическом топосе «памяти смертной» и мотиве «промыслительной смерти» в его поэзии51. Следует указать также на статью Н. Н. Мостовской «Memento morí у Тургенева и Некрасова»52, в которой исследовательница делает попытку доказать, что для Н. А. Некрасова, даже в зрелый период его творчества, было характерно христианское восприятие смерти.
Актуальность нашей работы, как нам видится, обусловлена несколькими факторами: обращением к активно разрабатываемой в современном литературоведении танатологической проблематике и отсутствием в некрасоведении специальных исследований, посвященных выбранной теме. Кроме того, следует указать и на мощный запрос современного литературоведения на исследование «вечных тем» вообще53.
Научная новизна исследования объясняется тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа художественной танатологии Н. А. Некрасова, и, тем самым, дополнено и расширено представление о художественном мира этого автора.
Объект данного исследования — принципы построения и репрезентации художественной танатологии Н. А. Некрасова, в качестве предмета выступают формально-содержательные элементы структуры его произведений, воплощающие в них авторское представление о феномене
50 Жилякова Э. М. Христианские мотивы и образы в творчестве Некрасова (1830- 1850- е годы) // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 1998. - Вып. 5. - С. 272.
51 Мельник В. И. Типология житийных сюжетов у Некрасова // Некрасовский сборник. XIII. -СПб, 2001. - С. 59 - 66.
52 Мостовская Н. Н. Memento morí у Тургенева и Некрасова // Русская литература. - 2000. - № 3. - С. 149 - 155.
53 Ср. проходящую в Воронеже регулярную конференцию «Универсалии русской литературы»; многочисленные попытки построения онтологических поэтик: Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М., 1995; Смирнова А. И. Онтологическая поэтика Чингиза Айтматова // Филология и культура. - 2014. - №1 (35). - С. 208- 213 и др.
смерти: танатологические образы, мотивы, сюжеты, топосы, персонажи, а также случаи реализации в его поэтическом творчестве танатонесущих жанров (термин Р. Л. Красильникова).
Материалом исследования послужили все стихотворения Н. А. Некрасова, написанные им с 1830-х по 1877-ой год. В случае необходимости мы обращались к редакциям и вариантам привлекаемых стихотворений, текстам поэм, а также письмам поэта. Все тексты цитируются по академическому «Полному собранию сочинений и писем в 15-ти томах» (в скобках римская цифра обозначает номер тома, арабская - номер страницы).
Цель исследования — провести целостный систематический анализ художественной танатологии Н. А. Некрасова и на основе полученных результатов расширить и дополнить имеющееся в литературоведении на данный момент представление о художественном мире поэта.
Цель исследования конкретизируется в его конкретных задачах:
1. Выяснить философские, религиозные, мифологические и иные истоки представлений автора о смерти;
2. Выделить танатологические элементы (мотивы, образы, танатонесущие жанры) в текстах Н. А. Некрасова, классифицировать и систематизировать их;
3. Определить их художественные функции и латентные мифопоэтические смыслы;
4. Определить специфику танатологии Н. А. Некрасова на фоне литературного и культурного контекста эпохи;
5. Проследить эволюцию принципов художественного изображения Н. А. Некрасовым смерти;
6. Сделать вывод о месте феномена смерти в художественном мире Н. А. Некрасова.
Поставленные задачи решались в работе с помощью различных методов литературоведческого анализа. Основными послужили структурно-семиотический метод, сформулированный в работах Ю. М. Лотмана54, и культурно-исторический метод. При анализе балладных танатологических элементов мы прибегали к использованию мифопоэтического метода, представленного работами Е. М. Мелетинского55, В. Н. Топорова56, С. М. Телегина57, Л. А. Ходанен58, Е. Г. Чернышевой59. Анализируя образ лирического героя, мы использовали также элементы биографического метода. Активно применялись также статистические методы, разработанные в трудах Б. И. Ярхо60 и М. Л. Гаспарова61. При анализе стиховедческих аспектов изучаемых текстов мы также опирались на исследования М. Л. Гаспарова62, в частности, на его теорию семантического ореола метра. Был применен и тезаурусный подход. В сфере некрасоведения мы ориентировались на классические труды Б. М. Эйхенбаума, Ю. Н. Тынянова, К. И. Чуковского, Б. Я. Бухштаба, Н. Н. Скатова и В. Э. Вацуро.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нем представлена целостная картина художественной танатологии Н. А. Некрасова, выяснена эволюция принципов поэтического изображения им смерти, классифицированы и систематизированы танатологические мотивы,
54 Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб, 1998. -С. 14- 288. И др.
55 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976.
56 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.
57 Телегин С. М. Мифологическое пространство русской литературы. - М., 2005; и др. работы.
58 . Ходанен Л. А. Миф в творчестве русских романтиков: дисс. доктора филол. наук. - Томск, 2000; Ходанен Л.А. Мотив смерти в элегиях К.Н.Батюшкова : культурологический аспект // Культурология, культура и искусство в современном российском социуме. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно- практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 16- 17 февраля 2007 года). - Ч.2. - Кемерово, 2008.- С.115-122.
59 Чернышева Е. Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20- 40- х годов XIX века: дис. доктора филол. н. - М., 2001.
60 Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы. -М., 2006.
61 Гаспаров М. Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный //
62 Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. - М., 2012.
встречающиеся в его творчестве, выявлены и описаны танатонесущие жанры, характерные для него, что позволяет расширить теоретические представления о возможностях исследования культурных универсалий, модусах поэтики, воплощающих онтологическую проблематику.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Идейно-художественная концепция праведничества в поэзии Н.А. Некрасова2006 год, кандидат филологических наук Житова, Татьяна Алексеевна
Лексико-семантическое поле «память» в поэтическом языке Н.А. Некрасова и А.А. Ахматовой2019 год, кандидат наук Шоленташ Эсра
Русская литературная баллада конца XVIII – начала XIX века: сюжетно-мотивный репертуар и жанровые границы2016 год, кандидат наук Шумахер Анастасия Евгеньевна
Проблема взаимодействия литературы и экономики в жизни и творчестве Н.А. Некрасова 1838-1869 годов2009 год, доктор филологических наук Макеев, Михаил Сергеевич
Идеал человека в лирике Н.А. Некрасова в свете православной традиции2012 год, кандидат филологических наук Макарова, Светлана Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яшина, Анна Александровна, 2016 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Анненков, П.В. Литературные воспоминания / П.В. Анненков. - М.: Правда, 1983. - 686 с.
2. Бальмонт, К.Д. Сквозь строй (памяти Некрасова) / К.Д. Бальмонт // Бальмонт К.Д. Собрание сочинений в 7 томах, Т. 6. - М.: Книговек, 2010. - С. 369-375.
3. Белоголовый, Н.А. Болезнь Николая Алексеевича Некрасова / Н.А. Белоголовый // Отечественные записки. 1878. - №10. - Отд. II. - С. 326.
4. Брюсов, В.Я. Собрание сочинений в 7 томах, Т. 6. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 74.
5. Вольф, А.И. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. В 3 частях. Ч. 1. Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета / А.И. Вольф. - СПб: Тип. Р. Голике, 1877. - 195 с.
6. Геродот. История в девяти книгах / Геродот. - Л. : Наука, 1972. - 600 с.
7. Достоевский, Ф.М. Одна несоответственная идея / Ф.М. Достоевский // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах, Т. 13. Дневник писателя. 1876 год. - СПб: Наука, 1994. - С. 180-184.
8. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин // Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2 томах, Т. 1. Письма русского путешественника. Повести. М. - Л.: Художественная литература, 1964.
- С. 77-605.
9. Костомаров, Н.И. Автобиография / Н.И. Костомаров / Костомаров Н.И. Исторические произведения. Автобиография. - К.: Лыбидь, 1990.
- С. 425-651.
10. Мещерский, В.П. Мысли вслух. Признаки времени / В.П. Мещерский // Гражданин. 1873. - № 19. - С. 25-27.
11. Михайловский, Н.К. Герои и толпа / Н.К. Михайловский // Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии в 2 томах, Т. 2. -СПб: Алетейя, 1998. - С. 5-92.
12. Михайловский, Н.К. О тоске и самоубийствах / Н.К. Михайловский // Отечественные записки. 1873. - №10. - С. 310-311.
13. Некрасов, Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах / Н.А. Некрасов. - Л.: Наука, 1981-2000.
14. Ознобишин, Д.П. Стихотворения. Проза. В 2 книгах, Кн. 1. / Д.П. Ознобишин. - М.: Наука, 2001. - 567 с.
15. Панаев, И.И. Литературные воспоминания / И.И. Панаев. - М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1950. -472 с.
16. Полевой, Н.А. Вильям Шекспир. Гамлет. [Электронный ресурс] // Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Электронная библиотека. URL: http: //hyperlib .libfl.ru/viewurl. php?url=/files/archive/texts/S/Shekspir_Gaml et_polevoy/Shekspir_Gamlet_polevoy.htm (дата обращения: 04.06.2016)
17. Посмертные стихотворения Добролюбова // Современник. 1862. - №1. - С. 323-348.
18. Поэт народной скорби // Наш век. 1877. - 13 марта. - С. 11.
19. Розанов, В.В. В темных религиозных лучах / В.В. Розанов // Розанов В.В. Собрание сочинений в 30 томах, Т. 3. - М.: Республика, 1994. -476 с.
20. Скабичевский, А.М. Николай Алексеевич Некрасов: биографические сведения / А.М. Скабичевский // Стихотворения Николая Некрасова в 4 томах, Т. 1. / Н. А. Некрасов. - Посмертное издание. - СПб: Типография М. М. Стасюлевича, 1879. - С. 5-31.
21. Скандинавская баллада / Подгот. Г.В. Воронкова, И. Ивановский, М.И. Стеблин-Каменский. - Л.: Наука, 1978. - 271 с.
22. Чудесный рог: Народные баллады / Сост. А.Г. Мурик, А.В. Парин. -М.: Московский рабочий, 1985. - 432 с.
23. Чуковский, К.И. Дневник. 1922-1935. / К.И. Чуковский // Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15-ти томах, Т. 12. - М.: Терра - Книжный клуб, 2012. - 666 с.
24. Чукоккала. - М.: Искусство, 1979. - 448 с.
25. Эрбен, К.Я. Букет народных преданий / К.Я. Эрбен. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1948. -304 с.
26. Бородш, В.С., Кирилюк, С.П, та ш. Т.Г. Шевченко. Бiографiя / В.С. Бородш, С.П. Кирилюк, В.Л. Смшянська. - К.: Наукова думка, 1984. -560 с.
27. Лазаревский, А.М. Последний день жизни Т.Г. Шевченко / А.М. Лазаревский // Спогади про Тараса Шевченка. - К.: Дншро, 1988. - С. 439-441.
28. Deutscher Balladenschatz. - Bayreuth: Gondrom Verlag, 1978. - 638 s.
Танатология, литературоведение, общие вопросы
29. Андреев, Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе А. Аарне / Гос. рус. геогр. о-во. Отделение этнографии. Сказоч. комис. - Л.: Гос. рус. геогр. о-во, 1929. - 118 с.
30. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арнес. - М.: Прогресс, 1992. - 520 с.
31. Артемьева, Л.С. «Гамлет» в переводе Н.А. Полевого: проблема переводческой интерпретации жанра / Л.С. Артемьева // Вестник ННГУ им. Лобачевского. Филология. - Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Лобачевского, 2014. - №2 (2). - С. 94-97.
32. Ахапкин, Д.Н. Стихотворения in memoriam в художественной системе И.А. Бродского [Электронный ресурс] // Academia. 2016. URL: http://www.academia.edu/5104249 (дата обращения: 21.02.2016).
33. Бабаянц, А. Несколько замечаний о категории смерти в литературе / А. Бабаянц // Начало: сб. ст. Вып.5. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 52-64.
34. Березович, Е., Родионова, И. «Текст чёрта» в русском языке и традиционной культуре: к проблеме сквозных мотивов / Е. Березович, И. Родинова // Между двумя мирами: Представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции. Академическая серия. Вып. 9. - М.: Наука, 2002. - С. 7-44.
35. Бланшо, М. Пространство литературы / М. Бланшо. - М.: Логос, 2002.
- 288 с.
36. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
37. Бонди, С.М. Черновики Пушкина: статьи 1930-1970-х гг. / С.М. Бонди.
- М.: Просвещение, 1978. - 231 с.
38. Брянский, А.М. В.Н. Асенкова / А.М. Брянский. - Л., 1947.
39. Быкова, А.А. Метафоры с семантикой температурных изменений: лингвокультурологический и когнитивный анализ / А.А. Быкова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Вып. 3. - Томск: Томский государственный университет, 2011. - С. 5-11.
40. Вайскопф, М.Я. Влюбленный демиург. Метафизика и эротика русского романтизма / М.Я. Вайскопф. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 696 с.
41. Варава, В.В. Современная российская танатология (опыт типологического описания) / В.В. Варава // Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 10. - СПб: Издательский дом СПбГУ, 2008. - С. 61-80.
42. Вацуро, В.Э. Пушкинская пора / В.Э. Вацуро. - СПб.: Академический проект, 2000. - 624 с.
43. Вацуро, В. Э. Поэзия 1830-х годов / В.Э. Вацуро // История русской литературы в 4 томах, Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализму. - Л.: Наука, 1981. - С. 362-379.
44. Вацуро, В.Э., Миллер, О.В. Приписываемое Лермонтову / В.Э. Вацуро, О.В. Миллер // Лермонтовская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 445-447.
45. Вётшева, Н.Ж., Жилякова Э.М. Баллады и повести Жуковского / Н.Ж. Вётшева, Э.М. Жилякова // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах, Т. 3. - М.: Языки русской культуры, 2008. - С. 229-240.
46. Виницкий, И.Ю. Нечто о привидениях: Истории о русской литературной мифологии XIX века / И.Ю. Виницкий. - М.: Издательство Московского культурологического лицея, 1998. - 319 с.
47. Виницкий, И.Ю. Дом толкователя: Поэтическая семантика и историческое воображение В.А. Жуковского / И.Ю. Виницкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 328 с.
48. Виноградов, В.В. Школа сентиментального натурализма: (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной традиции 40-х годов / В.В. Виноградов // В.В. Виноградов. Поэтика русской литературы: Избранные труды. - М.: Наука, 1976. - С. 141-187.
49. Виноградова, Л.В. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян / Л.В. Виноградова. - М.: Индрик, 2000. - 432 с.
50. Виролайнен, М.Н. Две чаши (мотив пира в дружеском послании 1810-х годов) / М.Н. Виролайнен // М.Н. Виролайнен. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. - СПб: Амфора, 2003. - С. 291312.
51. Власова, М.Н. Новая абевега русских суеверий / М.Н. Власова. - СПб: Северо-Запад, 1995. - 383 с.
52. Гаспаров, М.Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти / М.Л. Гаспаров. - М.: РГГУ, 1999. - 416 с.
53. Гаспаров, М.Л. Очерк истории русского стиха / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1984. - 319 с.
54. Гаспаров, МЛ. Три типа русской романтической элегии // М.Л. Гаспаров // М.Л. Гаспаров. Избранные труды в 3-х томах, Т. 2. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 362-382.
55. Доддс, Э.Р. Греки и иррациональное / Э.Р. Доддс. - СПб: Алетейя, 2000. - 507 с.
56. Долинин, А.А. Цикл «Смерть поэта» и «29 января 1837» Тютчева / А.А. Долинин // Пушкинские чтения в Тарту. Вып. 3. Материалы международной научной конференции, посвященной 220-летию В.А. Жуковского и 200-летию Ф.И. Тютчева. 26-28 сентября 2003 года. -Тарту: Tartu University Press, 2004. - С. 381-395.
57. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / Д.К. Зеленин. - М.: Индрик, 1995. - 432 с.
58. Кихней, Л.Г. Жанровое своеобразие «эпитафической» лирики А.А. Ахматовой / Л.Г. Кихней // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 3. - Симферополь: Крымский Архив, 2005. - C. 33-46.
59. Клемен, К. Жизнь мертвых в религиях человечества / К. Клемен. - М.: Интрада, 2002. - 223 с.
60. Козлов, В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории / В.И. Козлов. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 280 с.
61. Красильников, Р.Л. К вопросу о танатологических началах в художественной литературе / Р.Л. Красильников // Сюжетология и сюжетография. - Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2014. -№1. - С. 16-21.
62. Красильников, Р.Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа / Р.Л. Красильников. - Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. - 140 с.
63. Красильников, Р.Л. Смерть и возвышенное: к проблеме эстетического завершения танатологических мотивов / Р.Л. Красильников // Обсерватория культуры. - М.: РГБ, 2010. - №2. - С. 100-104.
64. Красильников, Р.Л. Танатологические мотивы в контексте комического (на материале русской литературы) / Р.Л. Красильников // Знание. Понимание. Умение. - М.: Издательство Мос. гуманитар. унта, 2012. - №2. - С. 197-202.
65. Красильников, Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе (введение в литературоведческую танатологию) / Р.Л. Красильников. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 488 с.
66. Красильников, Р.Л. Типология танатологических мотивов в литературе / Р.Л. Красильников // Филологические науки. - М.: ООО «Филологические науки», 2009. - №6. - С. 11-20.
67. Красильников, Р. Л. Эпистемологические проблемы гуманитарной танатологии / Р.Л. Красильников // Мортальность в литературе и культуре: Сборник научных трудов. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - С. 7-17.
68. Красильников, Р.Л. «Voila une belle mort»: красота и смерть в художественной литературе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12216 (дата обращения: 18.02.2016).
69. Кулаковский, Ю.А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков / Ю.А. Кулаковский. - Киев: Типография С.В. Кульженко, 1899. - 128 с.
70. Левинтон, Г.А. Смерть поэта: Иосиф Бродский / Г.А. Левинтон // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. - СПб: Журнал «Звезда», 1998. - С. 193-195.
71. Лотман, Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год) / Ю.М. Лотман / Ю.М. Лотман. Пушкин. - СПб: Искусство, 1995. - С. 300-316.
72. Лотман, Ю.М. Смерть как проблема сюжета / Ю.М. Лотман / Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 417-430.
73. Любов, Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение. Часть I. / Е.Б. Любов // Суицидология. - Тюмень: ООО «М-центр». - 2012. -№3. - С. 3-10.
74. Магомедова, Д.М. Баллада / Д.М. Магомедова // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Intrada, 2008. - С. 26-27.
75. Максимов, С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов.
- М.: Терра: Кн. лавка-РТР, 1996. - 272 с.
76. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма / Ю.В. Манн. - М.: РГГУ, 2007. - 518 с.
77. Мелетинский, Е.М. Ворон / Е.М. Мелетинский // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х томах, Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1980.
- С. 246.
78. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.
79. Мечников, И.И. Этюды оптимизма / И.И. Мечников. - М.: Наука, 1988.
- 339 с.
80. Нейфельд, И. Достоевский. Психоаналитический этюд / И. Нейфельд // Классический психоанализ и художественная литература. - СПб: Питер, 2002. - С. 162-216.
81. Немзер, А.С. «Песнь о вещем Олеге» и ее следствия / А.С. Немзер //
Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии.
186
Литературоведение, IX. - Тарту: Tartu University Press, 2013. - C. 23-301.
82. Немзер, А.С. «Сии чудесные виденья.» / А.С. Немзер // Зорин А.Л., Зубков Н.Н., Немзер А.С. Свой подвиг совершив: О судьбе произведений Г.Р. Державина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского. - М.: Книга, 1987. - С. 192-197.
83. Низовцева, М.Б. Повесть А.С. Пушкина «Метель» и баллада В.А. Жуковского «Светлана» (проблема предметного мира в реалистическом и романтическом текстах) / М.Б. Низовцева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Сер. Филология. - СПб: РГГУ им. А.И. Герцена, 2009. - №117. - С. 208- 213.
84. Осипов, Н.Е. Страшное у Гоголя и Достоевского / Н.Е. Осипов // Классический психоанализ и художественная литература. - СПб: Питер, 2002. - С. 237-257.
85. Паперно, И.А. Самоубийство как культурный институт / И.А. Паперно - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 256 с.
86. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1975. - 194 с.
87. Поплавский, В.Р. Гамлет на русском языке: два века поэтической традиции [Электронный ресурс] // Русский Шекспир. Информационно -исследовательская база данных. 2007-2016. URL: http://www.rus-shake.ru/criticism/Poplavskiy/Hamlet (дата обращения: 18.02.2016)
88. Поплавская, И.А. Диалог поэзии и прозы в сборнике В.А. Жуковского «Баллады и повести» (статья первая) / И.А. Поплавская // Вестник Томского государственного университета. Филология. - № 2 (6). -Томск: Томский государственный университет, 2009. - С. 76-83.
89. Постнов, О.Г. Пушкин и смерть: Опыт семантического анализа / О.Г. Постнов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН. Науч. - изд. Центр ОИГГМ, 2000. - 198 с.
90. Постнов, О.Г. Нетленные мощи и мертвые души: смерть в России / О.Г. Постнов // Традиция и литературный процесс. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - С. 349-364.
91. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2009. - 274 с.
92. Смирнов, Ю.А. Тафология: попытка системного подхода / Ю.А. Смирнов // Человек и его природное окружение в древности и средневековье: Материалы совещания МОИП в 1983 г. - М., 1985. - С. 17-23.
93. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5-ти томах / общ. ред. Толстой Н.И. - М.: Международные отношения, 1991. - Т. 1. - 575 с.
94. Созина, Е.К. Мотив перверсных пиров в русской поэзии 1830-1870-х годов / Е.К. Созина // Архетипические структуры художественного сознания. Вып. 3. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета им. А. М. Горького, 2002. - С. 121-129
95. Телегин, С.М. Мифологическое пространство русской литературы / С.М. Телегин. - М.: Гос. ИРЯ им. Пушкина, 2005. - 160 с.
96. Тихомиров, С.В. «Во гробе нам судьбой назначено свиданье» (баллада «Людмила» в поэтическом космосе В. Жуковского / С.В. Тихомиров // Тихомиров С.В. Творчество как исповедь бессознательного. Чехов и другие. - Ярославль: Ремдер, 2002. - С. 32-42.
97. Толстая, С.М. Обрядовое голошение: лексика, семантика, прагматика / С.М. Толстая // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и голоса в традиционной культуре славян. - М.: Индрик, 1999. - С. 135-148.
98. Толстая, С.М. Славянские мифологические представления о душе / С.М. Толстая // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. - М.: Индрик, 2000. - С. 52-95.
99. Томашевский, В.Б. Пушкин: работы разных лет. / В.Б. Томашевский -М.: Книга , 1990. - 672 с.
100. Топоров, В.Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы (Введение в тему) / В.Н. Топоров // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.
101. Топоров, В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х томах, Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 341.
102. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд // Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. -448 с.
103. Фризман, Л.Г. Жизнь лирического жанра: русская элегия от Сумарокова до Некрасова / Л.Г. Фризман. - М.: Наука, 1973. - 168 с.
104. Харт Ниббриг, К.Л. Эстетика смерти / К.Л. Харт Ниббриг. - СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. - 424 с.
105. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. - М.: Наука, 1988. - 563 с.
106. Ходанен, Л.А. Мотив смерти в элегиях К.Н.Батюшкова : культурологический аспект / Л.А. Ходанен // Культурология, культура и искусство в современном российском социуме. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 16-17 февраля 2007 года). Ч.2. - Кемерово: Кемеровский гос. университет культуры и искусств, 2008. - С.115-122.
107. Ходанен, Л.А. Миф в творчестве русских романтиков / Л.А. Ходанен. - Томск: Издательство ТГУ, 2000. - 320 с.
108. Чернышева, Е.Г. Эра милосердия, или Плачущие милиционеры (К семантике мотива мертвого ребенка в комедии «Дураки на периферии»)/ Е.Г. Чернышева // «Страна философов» Андрея
189
Платонова: проблемы творчества. Вып.7. - М.: ИМЛИ РАН, 2011. -С.51-59.
109. Чижевский, Д.И. Неизвестный Гоголь / Д.И. Чижевский // Гоголь: материалы и исследования. - М.: Наследие, 1995. - С. 199-230.
110. Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили -М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 576 с.
111. Шпильрейн, С.Н. Деструкция как причина становления / С.Н. Шпильрейн // Антология российского психоанализа: в 2-х томах, Т.1. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - С. 118-142.
112. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: в 3-х томах, Т. 1. / Элиаде М. - М.: Критерион, 2001. - 466 с.
113. Шор, Г.В. О смерти человека (введение в танатологию) / Г.В. Шор. - СПб: Ленинград, 2002. - 272 с.
114. Бобров Б.О., Марцшковсьский, 1.Б. Кишчна дiягноза хвороби i причина смерти Т.Г. Шевченка / Б.О. Бобров, 1.Б. Марцшковський // Лкарський вюник. - Рк XXXIX, ч. 3(128). - Осшь, 1992. - С. 54.
115. Кирило-Мефодпвське товариство. - В 3-х томах. - Т. 1. - Киев, 1990.
116. Костенко, А.1. Шевченко в мемуарах / А.1. Костенко. - Кшв: Радянський письменник, 1965. - 253 с.
117. Спогади про Тараса Шевченка. - Кшв: Дншро, 1982. - 547 с.
118. Тарас Шевченко. Документи та матерiяли до бюграфп. - Кшв, 1982.
119. Jensen, A.E. Myth and Cult among Primitive Peoples / A.E. Jensen. -Chicago: University of Chicago Press, 1963. - 281 p.
120. Lilly, I. Imperial Petersburg, Suicide and Russian Literature / I. Lilly // Slavonic and East European Review. - №72. - 1995. - P. 401-423.
121. Phillips, D.P. The influence of suggestion on suicide: substantive and theoretical implications of the Werther effect / D.P. Phillips // Am. Soc. Rev. - 1974. - Vol. 39. - P. 340-354.
122. Hansen-Löve, A.A. Grundzüge einer Thanatopoetik. Russische Beispiele von Puskin bis Cechov / A.A. Hansen-Löve // Thanatologien, Thanatopoetik, der Tod des Dichters, Dichter des Todes (Tagung München 2006). - München; Wien; Bamberg. - 2007. - S. 7-78.
123. Hoffman, F.J. Mortality and Modern Literature / F.J. Hoffman // The Meaning of Death. - NY; Toronto; London: McGraw-Hill, 1959. - P. 133156.
124. Kasack, W. Gogol' und der Tod / W. Kasack // Russ. Lit. - 1979. -№ 7. - S. 625-664.
125. Kasack, W. Der Tod in der russischen Literatur / W. Kasack. -München: Sagner, 2005. - 356 s.
126. Kissel, W. S. Der Kult des toten Dichters und die russische Moderne: Puskin, Blok, Majakovskij / W.S. Kissel. - Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 2004. - 318 s.
127. Thanatologien, Thanatopoetik 2007 - Thanatologien, Thanatopoetik, der Tod des Dichters, Dichter des Todes (Tagung München 2006) / hrsg. A.A. Hansen-Löve. - München; Wien; Bamberg: Sagner, 2007. - 610 s.\
Диссертационные исследования
128. Глуховская, И.И. Сентиментальный натурализм в русской литературе 40-х годов XIX века (проблема метода): дисс. к. филол. н. / И.И. Глуховская. - Калинин, 1984. - 212 с.
129. Красильников, Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе: дисс. д. филол. н. / Р.Л. Красильников. - М., 2011. - 544 с.
130. Матасова, У.В. Мотив «водной девы» в творчестве немецких и русских писателей эпохи романтизма: дисс. к. филол. н. / У.В. Матасова. - Нижний Новгород, 2011. - 226 с.
131. Проданик, Н.В. Топосы смерти в лирике А. С. Пушкина: дисс. к. филол. н. / Н.В. Проданик. - Омск, 2000. - 193 с.
132. Родзинский, Д.Л. Образы античной идеи судьбы и их роль в формировании этических добродетелей мудреца: дисс. к. филос. н. / Д.Л. Родзинский. - М., 1999. - 128 с.
133. Семикина, Ю.Г. Художественная танатология в творчестве Л.Н. Толстого 1850-1880-х гг.: Образы и мотивы: дисс. к. филол. н. / Ю.Г. Семикина. - Волгоград, 2002. - 180 с.
134. Трунин, М. В. Литературная репутация М. Н. Лонгинова: 50-70-е годы: дисс. к. филол. н. / М.В. Трунин. - М., 2010. - 210 с.
135. Чернышева, Е.Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века: дисс. д. филол. н. / Е.Г. Чернышева. - М., 2001. - 314 с.
136. Шиманова, Е.Ю. Мотив смерти в прозе И.С. Тургенева: дисс. д. филол. н. / Е.Ю. Шиманова. - Самара, 2006. - 156 с.
Некрасоведение
137. Архипов, В.А. Поэзия труда и борьбы: очерки творчества Н.А. Некрасова / В.А. Архипов. - М.: Советская Россия, 1973. - 400 с.
138. Ашукин, Н.С. Библитека Некрасова / Н.С. Ашукин // Литературное наследство, Т.53-54. - Кн. III. - М.: Изд-во АН СССР, 1949. - С. 415-416.
139. Бухштаб, Б.Я. Сатирическая поэзия Некрасова в годы «цензурного террора» / Б.Я. Бухштаб // Некрасовский сборник. Т. IV. Некрасов и русская поэзия. - Л.: Наука, 1967. - С. 57-74.
140. Вацуро, В.Э. К литературной истории стихотворения Н.А. Некрасова «Землетрясение» / В.Э. Вацуро // Некрасовский сборник. Т. V. Поэзия любви и гнева. - Л.: Наука, 1973. - С. 276-280.
141. Верховский, Г.П. С чего начинается некрасоведение? / Г.П. Верховский // О Некрасове. Статьи и материалы. Выпуск 4. -
Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1975. - С. 145198.
142. Вершинина, Н.Л. Традиции сентиментальной культуры в прозе Некрасова 1840-х годов / Н.Л. Вершинина // Некрасовский сборник. Т. XI-XII. - СПб: Наука, 1998. - С. 24-34.
143. Гаркави, А.М. Из цензурной истории произведений Н.А. Некрасова / А.М. Гаркави // Ученые записки Калининградского пединститута. Вып. 9. — Калининград, 1961. — С. 64—87.
144. Гаркави, А.М. Н.А. Некрасов в борьбе с царской цензурой / А.М. Гаркави. — Калининград: Кн. изд-во, 1966. - 304 с.
145. Гаркави, А.М. H.A. Некрасов и революционное народничество / А.М. Гаркави. — М.: Высшая школа, 1962. — 59 с.
146. Гаркави, А.М. Цензурные купюры в текстах Н.А. Некрасова /
A.М. Гаркави // Ученые записки Калининградского пединститута. Вып. 7. — Калининград, 1960. — С. 76—88.
147. Григорьев, А.Л. Некрасов и зарубежная поэзия / А.Л. Григорьев // Некрасовский сборник. Т. V. — Л.: Наука, 1973. — С. 125-129.
148. Евгеньев-Максимов, В.Е. Жизнь и деятельность Некрасова. Т. 1. /
B.Е. Евгеньев-Максимов. - М., Л.: ОГИЗ, 1947. - 416 с.
149. Евгеньев-Максимов, В.Е. и др. Некрасов и театр / В.Е. Евгеньев-Максимов - М.-Л., 1948. - 280 с.
150. Евгеньев-Максимов, В.Е. Образ революционного демократа в поэзии H.A. Некрасова (Стихи Некрасова о Чернышевском) // Некрасовский сборник. Т II. - М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - C. 70102.
151. Еголин, А.М. Идеалы Некрасова / А. Еголин // Литературное наследство. Т. 49-50. Кн. I. - М.: Изд-во АН СССР, 1949. - C. 23-30.
152. Еголин, А.М. Основные проблемы изучения творчества Н.А. Некрасова на современном этапе / А.М. Еголин // Некрасовский сборник, Т. I. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 14-32.
153. Жаворонков, А.З. Некрасовские традиции в творчестве Есенина / А.З. Жаворонков // Некрасовский сборник. Т. IV. Некрасов и русская поэзия. - Л.: Наука, 1967. - С. 179-192.
154. Жданов, В.В. Некрасов / В.В. Жданов // История русской литературы в 4 томах, Т. 3. Расцвет реализма. - Л.: Наука, 1982. - С. 333-381.
155. Жилякова, Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Некрасова (1830-1850-е годы) / Э.М. Жилякова // Проблемы исторической поэтики. Вып. 5. - Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1998. - С. 269-282.
156. Зеленов, Н.Г. Художественный метод и приемы изображения в «Железной дороге» Н. А. Некрасова / Н.Г. Зеленов // Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. А. Некрасова. - Ярославль: Обл. тип. Костомского упр. изд., 1973. - С. 201-209.
157. Зимина, А.Н. Стихотворение Некрасова «Демону» (к вопросу о становлении творческого метода Некрасова) / А.Н. Зимина // Проблемы реализма в русской литературе (метод и позиция писателя). -Свердловск. - 1963. - С. 40-53.
158. Илюшин, А.А. О некоторых формах гротескной образности в литературе и искусстве / А.А. Илюшин // Славяне и запад. Сборник статей к 70-летию И. Ф. Бэлзы. - М.: Наука, 1975. - С. 36-55.
159. Колосова, Т.С. Традиции народной сказки в поэме «Мороз, Красный нос» / Т.С. Колосова // Некрасовский сборник. Т. II. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 197-211.
160. Краснов, Г.В. Последняя книга поэта / Г.В. Краснов // Н.А. Некрасов. Последние песни. - М.: Наука, 1974. - С. 217-268.
161. Криницын, Б.А. Романтические мотивы в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» / Б.А. Криницын // Памяти Анны Ивановны Журавлевой: Сборник статей. - М.: Три квадрата, 2011. - 515-534.
162. Кусков, В.В. Православные мотивы в поэзии Н.А. Некрасова / В.В. Кусков // Русская литература XIX века и христианство. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 134-140.
163. Кучерская, М.А. Данс макабр Николая Некрасова / М.А. Кучерская // Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. В 2-х томах, Т. 1. - СПб.: Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, 2010. - С. 140-159.
164. Кучерская, М.А. Профетизм Некрасова / М.А. Кучерская // Toronto Slavic Quarterly. №46. Fall 2013. - Toronto: Department of Slavic Languages and Literatures, University of Toronto. - P. 39-59.
165. Мельгунов, Б.В. Некрасов на «повороте к правде» (лето 1845 года) / Б.В. Мельгунов // Русская литература. - 2004. - №3. - С. 134143.
166. Мельник, В.И. Поэзия Некрасова в свете христианского идеала /
B.И. Мельник. - Сергиев Посад: Тип. патриаршего изд.-полигр. центра, 2007. - 110 с.
167. Мельник, В.И. Типология житийных сюжетов у Некрасова / В.И. Мельник // Некрасовский сборник. Т. XIII. - СПб: Наука, 2001. - С. 5966.
168. Мостовская, Н.Н. Memento mori у Тургенева и Некрасова / Н.Н. Мостовская / Русская литература. - 2000. - № 3. - С. 149-155.
169. Немзер, А.С. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы / А.С. Немзер. - М.: Время, 2013. - 895 с.
170. Нольман, М.Л. От «Демона» Пушкина к «Демону» Некрасова / М.Л. Нольман // К истории русского романтизма. - М.: Наука, 1973. -
C. 386-418.
171. Осьмаков, Н.В. Поэма Некрасова о декабристе / Н.В. Осьмаков // Некрасовский сборник. Т. II. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 211-236.
172. Пайков, Н.Н. Поэтическая эволюция раннего Некрасова в первой книге его стихов «Мечты и звуки» (1840) / Н.Н. Пайков // Пайков Н. Н. Феномен Некрасова: Избранные статьи о личности и творчестве поэта. - Ярославль: изд. ЯГПУ, 2000. - С. 21- 39.
173. Прозоров, Ю.М. Из комментария к книге «Мечты и звуки» / Ю.М. Прозоров // Некрасовский сборник. Т. IX. - Л.: Наука, 1988. - С. 93-94.
174. Прозоров, Ю.М. Некрасов и русская поэтическая традиция. Из истории некрасовских стихотворений и образов / Ю.М. Прозоров // Прозоров Ю. М. Классика. Исследования и очерки по истории русской литературы и филологической науки. - СПб.: Пушкинский дом, 2013. -С. 164 - 233.
175. Прозоров, Ю.М. Книга Некрасова «Мечты и звуки» и русская романтическая поэзия // Влияние творчества Н. А. Некрасова на русскую поэзию: Сборник статей. - Ярославль, 1978. - С. 3-14
176. Ранчин, А.М. Чертовские срамословцы // Стихи не для дам: Русская нецензурная поэзия второй половины XIX века. - М.: Ладомир, 1994. - С. 7-26.
177. Седакова, О.А. Наследство Некрасова в русской поэзии / О.А. Седакова // Седакова О. А. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3. Роейса. - М.: ПРОМЕДИА: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. - С. 251.
178. Скатов, Н.Н. Некрасов / Н.Н. Скатов. - М.: Молодая гвадрия, 1994. - 412 с.
179. Скатов Н.Н. О поэтичности стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» / Н.Н. Скатов // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М.: Просвещение, 1969. - С. 272-274.
180. Смирнов, А.А. Жанровая романтическая традиция в лирике Н. А. Некрасова начала 1860-х годов / А.А. Смирнов // Филологические науки. - 2006. - №2. - С. 30-35.
181. Страшнов, А.С. Н.А. Некрасов в истории баллады / А.С. Страшнов // Некрасовские традиции в истории русской советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПИ, 1985. - С. 3-9.
182. Тынянов, Ю.Н. «Извозчик» Некрасова / Ю.Н. Тынянов // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.
- С. 28.
183. Царькова, Т.С. О литературной жизни ранних произведений Н. А. Некрасова / Т.С. Царькова // РЛ. - 1977. - №3. - С. 89-100.
184. Чистов, К.В. Некрасов и сказительница Ирина Федосова / К.В. Чистов // Научный бюллетень Ленинградского государственного университета. - 1947. - № 16/17. - С. 39-45.
185. Чистов, К.В. Некрасов и народное творчество (Задачи изучения) / К.В. Чистов // Некрасовский сборник. Т. I. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 102-117.
186. Чуковский, К.И. Мастерство Некрасова / К.И. Чуковский // Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15-ти томах, Т. 10. - М.: Терра
- Книжный клуб, 2012. - С. 17-625.
187. Шатин, Ю.В. «Мечты и звуки» как этап становления творческой системы Н. А. Некрасова / Ю.В. Шатин // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века: Сб. науч. Трудов. - Свердловск: СГПИ, 1991. - С. 44-54.
188. Эйхенбаум, Б.М. Некрасов / Б.М. Эйхенбаум // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.: Советский писатель, 1969. - С. 35-75.
189. Яшина, А.А. Метафизика смерти в ранней лирике Н.А. Некрасова / А.А. Яшина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров. - 2016. - №8. - С. 69-75.
190. Яшина, А.А. Мотив самоубийства в поэзии Н.А. Некрасова/ А.А. Яшина //Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2016. - № 11 (65). Часть 1. - С. 67-71.
191. Яшина, А.А. Танатология Н. А. Некрасова: опыт мотивного тезауруса / А.А. Яшина // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. - Нижний Новгород. - 2016. - Вып. 35. - С. 122-130.
Диссертационные исследования
192. Житова, Т.А. Идейно-художественная концепция праведничества в поэзии Н. А. Некрасова: дисс. к. филол. н. / Т.А. Житова. - М., 2006. -197 с.
193. Макарова, С. Н. Идеал человека в лирике Н. А. Некрасова в свете православной традиции: дисс. к. филол. н. /С.Н. Макарова. -Ульяновск, 2012. - 218 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.