Художественная проза журнала "Весы" в контексте идейно-эстетической позиции издания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Тимофеева, Ольга Евгеньевна

  • Тимофеева, Ольга Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 212
Тимофеева, Ольга Евгеньевна. Художественная проза журнала "Весы" в контексте идейно-эстетической позиции издания: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2016. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тимофеева, Ольга Евгеньевна

Оглавление

Введение

Глава I. «Весы»: тип, структура журнала и философско-эстетическая программа

$ 1. Журнал «Весы»: история издания, редколлегия и авторский состав, структура, читательский адрес, специфические особенности

$ 2. «Весы» в контексте российских журнальных изданий рубежа Х1Х-ХХвв

$ 3. Философско-эстетическая программа журнала: основные положения, характер, причины и динамика изменений

$ 4. Основные черты «новой прозы» в зеркале критики «Весов»

Глава II. Опора на традицию как важный этап в процессе художественных поисков символистов

$ 1. Художественная проза журнала «Весы»: состав, жанровый и тематический репертуар

$ 2. Специфика проблематики и поэтики «итальянских» новелл журнала «Весы»

$ 3. Русские повести первой половины XIX в. как предмет внимания авторов «малой» прозы «Весов»: целесообразность актуализации культурной памяти

Глава III. Проблема познания мира и современности; поиски в области поэтики

$ 1. Образ революции 1905 года в рассказах журнала «Весы»

$ 2. Рассказы А. Белого «Адам» и Ф. Сологуба «Претворившая воду в вино»: мифопоэтическая основа образов

$ 3. Внутренние «ереси» символизма в аспекте познания сверхчувственного мира

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная проза журнала "Весы" в контексте идейно-эстетической позиции издания»

Введение

«Весы» (1904-1909) — журнал-манифест символизма, способствовавший утверждению и распространению модернистских идей не только в искусстве, но и в литературе. Этот литературоцентричный журнал разработал теоретическую платформу для создания «нового искусства», обосновал его цели и задачи, а также создал образцы «новой» поэзии и прозы.

Степень разработанности проблемы. В контексте данного исследования значимыми являются работы Н. С. Ашукина, Н. А. Богомолова, А. М. Грачевой, Н. Ю. Грякаловой, Э. С. Даниеляна, В. Н. Демина,

A. Н. Долгенко, Л. К. Долгополова, Т. В. Игошевой, С. П. Ильёва, С. А. Кочетовой, Е. М. Криволаповой, А. В. Лаврова, Д. Е. Максимова, Дж. Мальмстада, З. Г. Минц, К. В. Мочульского, Ж. Нивы, Т. А. Пахмусс, Е. А. Певак, Г. В. Петровой, В. М. Пискунова, О. Ронена, А. Л. Соболева,

B. Страды, Х. Клаус, А. Ханзена-Лёве, Б. М. Эйхенбаума, Е. Г. Эткинда.

Исследователи К. М. Азадовский, Д. Е. Максимов, А. В. Лавров, Т. В. Игошева, С. Я. Махонина, Г. В. Петрова и др. дали подробную характеристику журнала «Весы» в плане истории русской журналистики и литературы. Изучение общей теоретической концепции русского символизма представлено в работах В. Н. Альфонсова, Н. А. Богомолова, М. А. Воскресенской, И. Г. Минераловой, К. М. Мочульского, А. Пайман и др. Обстоятельно изучена повесть «Крылья» (1906) М. Кузмина в исследованиях Н. А. Богомолова, Дж. Мальмстада, Х. Клаус. Повесть «Подвиги Великого Александра» М. Кузмина (1909) проанализирована и известна в литературоведении. Её жанр известный литературовед Б. Эйхенбаум определил как авантюрный роман1. Современные исследовательницы О. И. Осипова и В. П. Булычева также характеризуют произведение М. Кузмина как роман .

1 Эйхенбаум, Б. М. О прозе Кузмина // О литературе: Работы разных лет. М.: Сов. писа-

тель, 1987. С. 349.

Осипова О. И. Миф и биография в романе М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 6-1, 2013. С. 155-158; Мифопоэ-

4

Их статьи посвящены жанровым особенностям произведениям, связи ми-фопоэтики и автобиографических событий. Жанровым модификациям в прозе Серебряного века, в том числе и в романе «Подвиги Великого Алек-

Л

сандра» (1909), посвящена докторская диссертация О. И. Осиповой . «Повесть о несчастном графе Ригеле» С. Соловьева предметом пристального внимания исследователей еще не становилась. Поэтике символистских романов «Огненный ангел» (1907-1908) и «Серебряный голубь» (1909) посвящены труды С. П. Ильёва, Б. И. Пуришева, Г. В. Петровой, Л. Силард, Е. В. Чудецкой, А. Н. Долгенко и др. «Малая» проза, к целесообразности публикаций которой весовцы приходят в 1906 г., представляется репрезентативной для изучения в аспекте взаимообусловленности теории и художественного опыта. Однако поэтика «малой» прозы «Весов» до сих пор не изучена с точки зрения эстетики и идеологии журнала.

Актуальность исследования. Творчество русских символистов, внесшее важный вклад в развитие русской культуры, не утратило своей актуальности. «Весы» (1904-1909) - журнал-манифест символизма, способствовавший утверждению и распространению модернистских идей не только в искусстве, но и в художественной литературе. Этот литературоцентричный журнал разработал теоретическую платформу для создания «нового искусства», обосновал его цели и задачи, а также представил образцы «новой» прозы. В журнале была сформирована своя дискурсивная практика, отличающаяся от других модернистских изданий, таких как «Новый путь» (1902-1904), «Золотое Руно» (1906-1909), «Перевал» (1906-1907), «Аполлон» (19091918). Изучение художественной прозы символистского журнала «Весы» в ее обусловленности как теоретическими установками авторов, так и крупными

тика романа М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. № 4. С. 127-130; Булычева В. П. Роман М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» в контексте жанра историко-приключенческой прозы // Научно-информационный журнал «Армия и общество», 2014. № 6. С. 93-97.

Осипова О. И. Жанровые модификации в прозе Серебряного века: Ф. Сологуб, В. Брюсов, М. Кузмин: автореф. дисс. д-ра филолог. наук: 10.01.01 / Осипова Ольга Ивановна; Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2015. 38 с.

историко-культурными событиями начала ХХ в., позволяет углубить представления об истории русского символизма и впервые осветить отдельные явления в общем процессе развития европейской и русской прозы, а также внести вклад в осмысление журнального издания как целого.

Научная новизна. Современное изучение прозы символизма либо сводится к исследованию символистского мировоззрения в целом, либо к изучению текстов отдельных авторов в плане их творческой эволюции. Романная проза журнала «Весы» проанализирована в различных аспектах. В диссертации малоизученная «малая» и «средняя» проза «Весов» впервые рассмотрена как единый корпус текстов и последовательно соотнесена с идейно -эстетическими установками журнала. На основе проведенного анализа выявлено, что художественный опыт весовцев оказался шире заявленных ими программных положений, вместе с тем некоторые идеи не получили своего претворения в прозе.

При рассмотрении эпохи смены литературных школ (рубеж XIX — XX вв.) литературоведы традиционно выделяли кризисный для символизма 1910 год, когда на смену ему пришел акмеизм. В диссертации расширено представление о хронологических рамках кризиса русского символизма: с конца 1905 года в литературных кругах началось активное обсуждение дальнейших путей развития русской литературы, Вяч. Ивановым была выдвинута идея «преодоления индивидуализма», существенно углубились расхождения между символистами. Петербуржцы-соборники (Вяч. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус) искали выход в создании «всенародного» искусства, в мистике и в коллективном «действе», а москвичи-индивидуалисты (В. Брюсов, А. Белый, Эллис) полагали, что сближение русской интеллигенции с народом может произойти в весьма отдаленном будущем, и в отношении текущего момента исторической жизни не видели ясных путей решения проблемы индивидуализма.

В результате анализа ранее не изученных рецензий (В. Брюсова,

А. Курсинского, М. Ликиардопуло, А. Лютера), сделавших предметом своего

6

внимания поэтику современной европейской и русской художественной прозы, была более отчетливо очерчена концепция «новой» прозы весовцев.

В работе предпринята попытка систематизации по тематическому принципу художественной прозы журнала. В научный оборот введены ранее малоизученные и неизученные рассказы издания: «Адам» А. Белого, «Корабельщики, или Трогательная повесть о Феличе и Анжелике», «Записки Гани-меда» и «Филимонов день» С. Ауслендера, «Сокатил», «Не то» и «Мавруш-ка» З. Гиппиус, «Решение Анны Мейер» М. Кузмина, «Черты из жизни моей» Б. Садовского, «Претворившая воду в вино» Ф. Сологуба, «Жертва» А. Ремизова и др. Впервые произведения «малой» прозы «Весов» проанализированы в аспекте их обусловленности как предварительными теоретическими установками авторов, так и крупными историко-культурными событиями начала ХХ столетия. В исследовании широко освещен европейский (междоусобные войны Средневековья и османское вторжение в Италию, Великая Французская революция), а также отечественный (восстание декабристов, русско-японская война, русская революция 1905 г.) историко-культурный контекст художественной прозы. Рассмотрен историко-литературный контекст произведений «малой» прозы (немецкий и русский романтизм; итальянская новелла эпохи Возрождения; русская сентиментальная повесть и русская историческая повесть; русская классическая проза второй половины XIX в.). Указаны претексты этих произведений, обозначены реминисценции, восходящие к мифам, к библейским, богослужебным и литературным текстам. Ранее новозаветный план «малой» прозы весовцев не был описан и изучен. Выявлена важная роль не только современной европейской, но и русской литературы XIX в. в процессе творческих поисков символистов.

Объектом исследования являются особенности литературы символизма начала XX вв.

Предмет исследования - малоизученная художественная проза символистского журнала «Весы».

Целью диссертационного исследования является выявление специфики поэтики «малой» и «средней» прозы «Весов», обусловленной как общей эстетической и идеологической концепцией журнала, так и современными историческими событиями. Указанная цель предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать историю и идейные установки журнала как процесс становления и трансформации комплекса символистских идей; определить круг предложений, внесённых весовцами в общую концепцию символизма и способствующих её изменению; раскрыть своеобразие эстетической концепции журнала, опираясь на критические статьи, обзоры, заметки и рецензии издания.

2. Изучить совокупность прозаических текстов «малой» прозы, опубликованных в издании, классифицировать их, выявить и рассмотреть ранее не изученные произведения «малой» прозы «Весов».

3. Проанализировать корпус текстов «малой» прозы журнала:

а) с точки зрения философии «нового» искусства и идейной концепции журнала «Весы»;

б) в плане преемственности достижений русской литературы XIX века и ориентации на новейшую западноевропейскую литературу;

в) в мифопоэтическом аспекте.

4. Выявить связи между «малой», «средней» и романной прозой «Весов», определить их характер.

5. Сравнить предварительные теоретические установки весовцев с итоговым художественным опытом и выявить характер их взаимоотношения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Журнал «Весы» первым широко и одновременно избирательно, в соответствии с брюсовской концепцией, представил современную литературную жизнь России и зарубежья.

2. Процесс творчества весовцев-прозаиков уникален. С одной стороны, они

ориентировались на ранее разработанные в журнале философско-

8

эстетические положения и стремились создать образцы новой прозы, характеризующиеся актуализацией культурной памяти и избирательностью в отношении литературных традиций, направлений, жанров и центральных текстов в истории мировой культуры. С другой стороны, творческий процесс был динамичным, обусловленным продолжающимися напряженными фило-софско-эстетическими и религиозно-философскими дискуссиями в кругу теоретиков и авторов журнала, эволюцией их философских взглядов в понимании смысла творчества и символизма, расширением и обогащением их художнического опыта, а также нарастающим вниманием прозаиков к интенсивно изменяющейся исторической действительности и к крупным переменам в жизни страны, сосредоточенным интересом к современному человеку и различным сферам его жизни, углубляющимся пониманием народной жизни и ее важнейшей роли в судьбе России.

3. Существенной для весовцев являлась проблема познания мира. Авторы прозревают инобытие посредством интуиции и мистических откровений, интуитивизм символисты считали основополагающим методом познания. Важную роль процессе познания инобытия играло обращение к сектантским практикам и оккультизму. Представление о бытии в «малой» и «средней» прозе было расширено весовцами также с помощью введения широкого круга новых тем, ранее считавшихся «недостойными» художественного изображения: естественных человеческих желаний и потребностей, эротизма, любовной страсти и пр. Телесные и духовные начала понимались как равноправные, в постижении динамики их взаимодействия открывались новые возможности в познании инобытия. В процессе постижения «высшей реальности» мира авторы произведений также обращаются к мифопоэтике, апелляция к мифу позволила авторам создать универсальный образ бытия в целом.

4. «Малая» и «средняя» проза издания стала «мобильной» творческой лабораторией, которая позволила проверить «работу» теоретических положений в

самих текстах и наоборот: непосредственный опыт авторов воздействовал на

9

их теоретические предпосылки. Весовцы стремились «уловить» явления быстро меняющейся исторической действительности, что обусловило импрессионистичный характер отдельных статей и эссе журнала, а также художественных образов, и в целом развернуться к человеку и к истории начала ХХ века. «Малая» проза сыграла важную роль в подготовке и создании романной прозы журнала «Весы», явившейся итогом теоретических манифестаций и художественных исканий символистов-весовцев. Этот процесс представляется двусторонним: «малая» проза не только выполнила служебную, подготовительную роль, но создала самобытные произведения, вносящие вклад в развитие прозы ХХ века (рассказы «Адам» А. Белого, «Сокатил» З. Гиппиус, «Черты из жизни моей» Б. Садовского и др.).

Методологической и теоретической основой работы стали труды по истории символизма и журналистики начала XX века (К. М. Азадовского, Н. А. Богомолова, М. А. Воскресенской, С. С. Гречишкина, Е. В. Ермиловой, О. А. Клинга, А. В. Лаврова, Д. Е. Максимова, С. Я. Махониной, Б. С. Мейлаха, И. Г. Минераловой, Г. В. Петровой и др.), литературоведческие работы по символизму начала века (А. Белого, В. Я. Брюсова, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванова, Д. А. Мережковского, В. В. Розанова, Б. А. Садовского, Г. И. Чулкова, Эллиса), так и современные исследования по прозе и поэтике символизма (Н. В. Барковской, Н. А. Богомолова, Н. Ю. Грякаловой, А. Н. Долгенко, А. М. Грачевой, С. С. Гречишкина, Т. В. Игошевой, С. П. Ильёва, З. Г. Минц, Г. В. Обатнина, Л. Силард и др.). При анализе жанрового своеобразия и мифопоэтических структур использовались подходы, разработанные Е. М. Мелетинским, В. И. Тюпой, Н. Д. Та-марченко.

В качестве алгоритма исследования в работе применён системно-типологический метод, в процессе исследования мотивов и композиции текстов использован структурно-семантический метод, с помощью сравнительно-исторического и интертекстуального методов был проанализирован жанровый контекст символистской прозы начала XX века, для выявле-

10

ния специфических особенностей прозаических текстов мы прибегли к ми-фопоэтическому подходу.

Материалом исследования является отечественная проза журнала «Весы», а именно рассказы С. Ауслендера, А. Белого, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Кузмина, А. Ремизова, Б. Садовского, Ф. Сологуба, повесть М. Куз-мина «Крылья», роман «Огненный ангел» В. Брюсова и «Серебряный голубь» А. Белого. Выбор текстов обоснован тем, что в них сконцентрированы наиболее устойчивые темы, мотивы, образы, свойственные эстетической системе символизма в целом, а также для изучения выбраны малоизвестные рассказы, например «Адам» А. Белого, «Записки Ганимеда» С. Ауслендера, «Решение Анны Мейер» М. Кузмина, «Жертва» А. Ремизова, «Черты из жизни моей» Б. Садовского и др.

Теоретическая значимость. Положения и выводы диссертации позволяют расширить представления о временных рамках «кризиса символизма», выделить значимые для символистов философски-эстетические установки и характер их воплощения в прозаических текстах, наметить пути для дальнейшего изучения художественной прозы журнала «Весы» в аспекте исследования журнала как сверхтекста, а также вскрыть динамично трансформирующийся процесс взаимодействия предварительных эстетических разработок и меняющихся историософских позиций с непосредственным художническим опытом.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты и материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории литературы и журналистики начала XX века, а также при комментировании художественной прозы «Весов».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были апробированы в докладах, прочитанных на трех международных конференциях: «Автор в новелле С. Ауслендера "Корабельщики, или Трогательная Повесть о Феличе и Анжелике"» (Пушкинские чтения - 2012, Санкт-

Петербург, 2012), «Петербургский символизм в журнале "Весы" (на материа-

11

лах критических статей)» («Печать и слово Санкт-Петербурга: Петербургские чтения - 2012», Санкт-Петербург, 2012), «Поэтика "малой" прозы журнала "Весы"» («Печать и слово Санкт-Петербурга: Петербургские чтения -2016», Санкт-Петербург, 2016) и российской конференции «Рассказ А. Белого "Адам": мифопоэтическая основа образов» (Герценовские чтения, Санкт-Петербург, 2010).

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, трех глав: «"Весы": тип издания, структура журнала и философско-эстетическая программа»; «Опора на традицию как важный этап в процессе художественных поисков символистов»; «Проблема познания мира и современности; поиски в области поэтики»; Заключения и Списка литературы, состоящего из 245 наименований.

Глава I. «Весы»: тип, структура журнала и философско-эстетическая программа

$ 1. Журнал «Весы»: история издания, редколлегия и авторский состав, структура, читательский адрес, специфические особенности

История журнала «Весы» начала осмысляться советскими исследователями в 70-е гг. XX века. Об истории издания журнала и его структуре впервые, в 1976 году, обстоятельно написали А. К. Азадовский и Д. Е. Максимов4. Идеологии журнала посвящена отдельная статья А. В. Лаврова и Д. Е. Максимова «Весы»5. О роли в Брюсова в организации «Весов» в том же году написал О. А. Клинг6. Истории творчества В. Я. Брюсова, а также его деятельности в журнале «Весы», посвящены монографии зарубежной исследовательницы Д. Гроссман и отечественных исследователей Н. С. Ашукина и

о

Р. Л. Щербакова8. В 2001

и 2003 гг. были опубликованы указатели содержания журнала, составленные Т. В. Игошевой, Г. В. Петровой и А. Л. Соболевым.9. Современное исследование о журналах русского модернизма (о «Весах» в том числе) принадлежит С. Я. Махониной10. Наша задача на данном этапе работы состоит в следующем: акцентировать внимание на специфических особенностях этого журнала среди других модернистских изданий и указать на круг читательской аудитории.

4 Азадовский К. М., Максимов Д.Е. Брюсов и «Весы» // Литературное наследство. М: Наука, 1976. Т. 85. С. 257-324.

5 Лавров А. В., Максимов Д. Е. Весы // Русская литература и журналистика начала XX века: 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М.: Наука, 1984. С. 65136.

6 Клинг О. А. Брюсов в «Весах» (к вопросу о роли Брюсова в организации и издании журнала) // Из истории русской журналистики начала ХХ века / под ред. Б. И. Есина/. М.: Изд. Московского университета, 1984. С.160-186

п

Grossman Joan Delaney. Valéry Bruysov and the riddle of Russian Decadence. - Berkley etc: Univ. of California press, cop. 1985. XII. 397 c.

о

Ашукин Н. С., Щербаков Р. Л. Брюсов. М.: Молодая гвардия, 2006. 689 с.

9 Журнал «Весы» (1904-1909 гг.): Указатель содержания / Составители: Т.В. Игошева, Г.В. Петрова; научн. ред. Н.А. Богомолов. Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 2002. 118 с., а также Соболев А.Л. «Весы»: Ежемесячник литературы и искусства: Аннотированный указатель содержания. М.: Трутень, 2003. 377 с.

Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 196-223.

Журнал «Весы» издавался в московском издательстве «Скорпион». Меценатом и редактором-издателем был С. А. Поляков, он же являлся автором многих переводов зарубежных произведений, опубликованных в издании. Инициатором создания «Весов» был В. Я. Брюсов. В редакцию первоначально входили: Ю. Балтрушайтис, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, С. Поляков и М. Семёнов. Предполагалось, что в работе также примут участие и петербуржцы: А. Блок, З. Гиппиус, В. Иванов, Д. Мережковский, П. Перцов, В. Розанов, Г. Чулков.

К 1904 году на главных позициях (прежде всего среди широкого круга читателей) оставались петербургские журналы «Вестник Европы», «Русское богатство», «Образование», «Мир Божий», «Журнал для всех». В этих изданиях выражались определенные политические взгляды (либеральные, демократические, консервативные и проч.), а художественные произведения, опубликованные в них, отвечали установкам редакций.

В первый год выпуска журнал «Весы» именовался как «Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник» - в отличие от «толстых» журналов, публиковавшихся в тот же период времени с подзаголовками: журнал «науки-политики-литературы» («Вестник Европы»), «литературный, научный и политический» («Русское богатство»), «литературный и общественно-политический» («Образование»). Характерным для него было отсутствие политических обзоров. «Весы» откликались на современные события, но опосредованно, через призму искусства, так это было с «японским» номером11, вышедшим в 1904 году во время русско-японской войны, когда Брюсов представил читателям образцы японского рисунка на обложке номера, а также виньетки японских художников из японской «Азбуки стиля», таким образом, собственно «политический» компонент в издании отсутствовал. Журнал, будучи аполитичным, широкого круга читателей, активно интересовавшихся актуальными общественно-социальными проблемами в 1904-1905 гг., не привлекал.

11 Весы. 1904. № 10.

На 1870-1880-е гг., о чём не раз писали, приходятся крупные изменения в жизни России: уходила дворянская культура и складывалась буржуазная, развивалась промышленность, увеличивалось городское население, повышался уровень его грамотности. Эти изменения имели самые разные последствия. Одно из них - возникновение широкой читательской аудитории и активное распространение массовых изданий. В столице и в Москве, а также в провинции появились юмористические газеты и журналы, адресованные городским обывателям.

В начале ХХ века происходило расслоение читательской аудитории. У журналов «Вестник Европы», «Русское богатство», «Образование», «Мир Божий», «Журнал для всех» имелась широкая аудитория, но она не была, во-первых, массовой, а во-вторых, революционно настроенной. Часть массовой читательской аудитории от легковесных юмористических журналов 1890-х годов, как представляется, переходила к изданиям, поднимавшим насущные социально-политические вопросы. Основная масса читателей демократических кругов проявляла активный интерес к творчеству писателей-реалистов, например — М. Горького и Л. Андреева, печатавшихся в сборниках «Знание» (тираж которых доходил до 65 тысяч экземпляров). «Весы» же давали отпор большинству авторов «Знания», тем самым решительно отделяя себя от определенного круга читателей.

Именно в этом журнале собрались представители интеллектуальной элиты, известные поэты и литераторы: Бальмонт, Белый, Брюсов, Вяч. Иванов и др. Издание носило элитарный характер, поскольку освещало проблемы современной философии, литературы, эстетики, науки, и не было, тем самым, рассчитано на широкие демократические круги читателей. Часто подзаголовки рецензий и обзоров печатались на европейских языках: французском, немецком, английском, греческом и др.

Журналы «старого» типа, в отличие от «Весов», не поддерживали модернистских тенденций «нового искусства». Главной задачей весовцев было

создать «журнал идей», освещающий особенности современного искусства и

15

литературы. Они ориентировались на читателя, интересовавшегося современными тенденциями в развитии искусства. Вместе с тем, по справедливому замечанию С. Я. Махониной, редакторы и издатели модернистских журналов не представляли себе чётко читательскую аудиторию12.

Как редактор журнала «Весы» Брюсов настаивал на образцовом качестве художественных произведений и критических статей. Например, Валерий Яковлевич упрекал модернистский журнал «Новый путь» в отсутствии оригинальных статей и рассказов и призывал ориентироваться на образцы западноевропейской литературы: «лучше издавать журнал в 4 листа ежеме-

13

сячно для 200 человек, чем в 15 листов для 20 000» . «Новый путь», напомним, издавался П. Перцовым (в 1903 г. получившим разрешение на издание) и Д. Мережковским.

«Весы» выходили ежемесячно с 1904 по 1909 год тетрадями от 80 до 100 страниц. Сдвоенными были № № 9 - 10 за 1905 год, № № 3 - 4 за 1906 год, № № 10 - 11 за 1909 год, а № 12 за 1905 совпал по содержанию с № 1 за 1906 год. Выход некоторых номеров задерживался в силу финансовых сложностей и затруднений в работе издательства и типографии, обусловленных историческими событиями революционной России.

«Весы» строились по образцу некоторых западноевропейских изданий и поначалу выпускались как критический журнал. Редакция решительно заявляла, что «стихи, рассказы, все создания творческой литературы сознательно исключены из программы "Весов". Таким произведениям место в отдельной книге или сборнике»14. Также сообщалось, что «"Весы" не могут не уделять наибольшего внимания тому знаменательному движению, которое под именем "декадентства", "символизма", "нового искусства" проникло во все области человеческой деятельности»15.

12

Махонина С. Я. Русская легальная журналистика XX века // Из истории русской журналистики начала ХХ века /ред. Б. И. Есина/. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 40.

13

Азадовский К.М., Максимов Д.Е. Брюсов и «Весы». С. 262.

14 Весы. 1904. № 1. Б. с.

15 Весы. 1904. № 1. Б. с.

Редакция журнала большое внимание уделяла его внешнему виду: оформлением предложили заняться Л. Баксту, художнику объединения «Мир искусства», сам журнал издавался на специально заказанной бумаге сорта верже, иллюстрации были цветными. Каждая обложка была выполнена по эскизам современных художников не только русских, но и зарубежных: Л. Бакста, В. Борисова-Мусатова, Брунелески, Ш. Лакоста, О. Редона, Н. Сапунова, Н. Феофилактова, А. Якимченко, М. Якунчиковой и др. Собственно литературные журналы (или журналы по искусству) с виньетками и заставками, отпечатанные на хорошей бумаге, выходили только в странах Западной Европы, начиная с 1890-х гг. В России первым подобным изданием стал журнал «Мир искусства», вслед за ним - «Весы». Получив первый номер издания, Вяч. Иванов писал Брюсову: «Поздравляю вас от души с прекрасной статьей и прекрасным началом "Весов", журнала истинно изящного - внешне и внутренне»16.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Тимофеева, Ольга Евгеньевна

Заключение

Исследование критических статей, заметок и рецензий журнала «Весы» в совокупности с текстами художественных произведений тех же авторов позволило выявить уникальные черты издания, проследить трансформацию идей символизма не только в теоретических статьях, но и в процессе художественной практики — в корпусе текстов «малой» прозы.

Журнал «Весы», объединивший вокруг себя сторонников «нового искусства», не был узко декадентским органом печати. Авторы издания стремились не только ассимилировать идеи новейшей западноевропейской литературы, но и продолжить линию преемственности русской литературы XIX века, избирательно осмысляя её опыт, отстаивая её вершинные завоевания и обогащая его в процессе собственного художественного творчества. При последовательной ориентации на художественные достижения русской и европейской литератур весовцы способствовали включению русского символизма в контекст общемирового литературного процесса.

В российской жизни начала XX века происходили крупные изменения. Это время было богато историческими событиями (русско-японская война и позорное поражение России в ней; революция 1905 года и существенные перемены, внесённые ею в русское общество), в нём отчетливо проявилась всеобщая тяга к обновлению жизни, в обществе, в частности, нарастали революционные настроения. В этой сложной историко-культурной обстановке ве-совцы взяли на себя особую ответственность, пытаясь найти ответы на коренные вопросы времени. При этом в первую очередь они ратовали за углублённое познание мира и человека.

Специфичность ситуации, одной стороны, была обусловлена тем, что процесс познания они пытались ограничить исключительно сферой искусства, погружаясь в область философско-эстетических размышлений и споров и ставя перед собой художественные задачи экспериментального свойства. Постигая глубинную суть современной жизни опосредованно, через творче-

ство, они соблюдали принцип автономии искусства и его свободы от религиозных или политических установок времени.

С другой стороны, они чутко реагировали на перемены в социальной, общественной, политической и культурной жизни России, которые носили весьма интенсивный характер. Об этом свидетельствуют острота и направление идейно-эстетических споров весовцев. Сотрудники редакции сами отметили идейные точки расхождения друг с другом по некоторым общим вопросам символизма: между эстетизмом К. Бальмонта и индивидуалистическими воззрениями В. Брюсова, мистицизмом З. Гиппиус и дионисизмом Вяч. Иванова, синтетическим ницшеанством А. Белого и бодлеризмом Эллиса.

Показательно, что идейно-эстетическая программа весовцев была расширена благодаря предпринятым ими попыткам решения проблемы «индивидуализма», вышедшей для них на первый план. В напряжённых дискуссиях обсуждался крайний индивидуализм западного толка и феномен русской соборности. Сотрудники редакции, имевшие разные и даже полярные мнения, сближались в убеждении о необходимости преодолеть индивидуализм, однако различно представляли себе пути решения проблемы. Их идейно-эстетические споры представляют собою новый виток в истории русской мысли, осмысляющей во взаимосвязи как важнейшие достижения европейской культуры, так и самобытность России в аспекте её дальнейшего пути. На рубеже веков (после внесения в русскую культуру масштабных ницшеанских идей и в обстановке роста революционных настроений) вновь до предела обострилась проблема «Россия - Запад», и символисты приняли участие в её рассмотрении. Идейным поискам символистов во многом отвечали почвенническая позиция Ф. М. Достоевского и его критика нигилистических, революционных тенденций в обществе.

Развитие дискуссии об индивидуализме и русской соборности было неразрывно связано с постепенным и неуклонным «поворотом» весовцев к народной жизни. Её размах, стихия и самобытность постигалась ими как залог переустройства мирового бытия в целом. Это нашло своё выражение не

195

только в содержании и развитии споров философско-эстетических споров, но и в тематике и проблематике таких рассказов, как «Адам» А. Белого, «Сока-тил» З. Гиппиус, «Филимонов день» С. Ауслендера, в романе А. Белого «Серебряный голубь».

Весовцам принадлежат первые в русской прозе опыты воссоздания и осмысления стихии революции как явления высшего, космического порядка. Стихийная сила революции приравнена в их творчестве к стихии плотской любви: и созидающей в своей основе, и разрушающей. Вследствие революционного катаклизма рушатся и семейные, и любовные связи, происходит высвобождение дионисийской стихии любви как страсти, последним было обусловлено беспрецедентное включение в русскую художественную прозу подробностей эротических описаний, а также освещение всякого рода «ересей».

Существенную роль в процессе постижения загадочных глубин бытия для символистов играли мистическое откровение и интуитивное переживание, именно поэтому пристальное внимание весовцев было обращено к оккультным практикам. Важным был и поиск художественных путей их представления (сектантские радения и плотские совокупления на них, общение с дьяволом, «вещие» сны).

Весовцы настойчиво предлагали расширить представления о человеческом бытии. Им удалось это сделать за счет освещения новых в литературе тем, ранее считавшихся «низкими» или «непристойными».

Писатели-критики не только полемизировали и публиковали тексты своей «новой» прозы, но и тотчас же осмысляли сделанное ими же и вписывали новый художественный в историю современной литературы. Благодаря их творчеству, символизм, по замечанию Эллиса, из «предмета отвержения» стал «всепроникающим культурным явлением».

Очевидно, что весовцы взяли на себя труд релевантно ответить глубоким переменам, происходящим в культуре. При этом «мобильнее» всего в

этом отношении оказалась «малая» проза, именно она позволяла «нащупы-

вать» новые пути и открывать новые возможности в изображении человека и мира.

Однако «малая» проза была важна не только потому, что была «мобильной» в интенсивной экспериментальной художественной лаборатории весовцев, важно, что она позволяла им напрямую обратиться к среднему, обыкновенному человеку, который и как объект изображения, и как читатель вышел в литературе эпохи на первый план. В таком случае допустимо предположить, что в большом диалоге эпохи крупных перемен для соблюдения некоего общего баланса в познании бытия авторы символистской прозы не могли не настаивать на усилении и расширении инобытийного, иномирного начала.

Следует упомянуть и о неоромантизме символистов: ими наследуется у романтиков идея двоемирия (в иной интерпретации), идея вознесения искусства над моралью и непосредственной связи художника и зрителя (читателя). Герои творят собственный мир в своем воображении - так реализуется символистская концепция жизнетворчества.

Образцы «новой» прозы создавались на основе богатого историко-культурного и историко-литературного контекста: итальянского мифа, апелляции к культуре эпохи Возрождения, реалиям жизни давно минувшего времени (к Германии XVI века в «Огненном ангеле», к вальтер-скоттовской повести в «Записках о несчастном графе Ригеле» т. д.), а также к реальным историческим событиям и деятелям. По мере нарастания в обществе эсхатологических настроений в творчестве весовцев возрастает частотность обращения к библейскому контексту, благодаря чему ими выявляется и прочерчивается связь между временным и вечным, локальным и универсальным, а также акцентируется внимание читателя на непреходящих ценностях бытия и открываются более широкие перспективы для понимания происходящих «текущих» событий, для преодоления, в том числе, пессимистических ожиданий.

В жанровом отношении для символистов «Весов» были важны традиции европейских новелл и русских повестей (сентиментальной, романтической, фантастической, исторической). При этом главным при ориентации на прошлый художественный опыт был поиск путей для введения новых тем и новых приёмов для воссоздания мира инобытия.

Читательское восприятие активизировалось вполне определённым способом: сначала предлагалось хорошо известное, а затем оно «опрокидывалось», за счет этого в произведение входило новое содержание, новые приемы.

Особое внимание при опоре на предшествующий литературный опыт весовцы уделяли стилизации. Она позволяла проникнуть в суть прошлой эпохи, помогая создать новое на фоне уже известного посредством неожиданного поворота сюжетно-фабульного плана. Главными достоинствами прозы в эстетическом отношении стали изящный язык, утонченный стиль и изысканность выражений.

Именно «малая» и «средняя» проза стала творческой лабораторией для создания произведений «крупной» формы: замыслы романов «Огненный ангел» и «Серебряный голубь» формировались одновременно с написанием рассказов и новелл. Важно отметить общность тематики и проблематики произведений «малой», «средней» и «крупной» формы в аспекте проблемы познания мира: маргинальные «сектантские» и «оккультные» практики, трактовка эротической темы как специфического обращения к платоновскому Эросу и древнеримскому культу Красоты с учетом аполлонического и дио-нисийского аспектов любовной темы, осмысление революции как стихии, обращение к широкому историческому и культурному контексту.

Не все теоретические установки весовцев нашли свое отражение в их художественной практике, которая оказалась шире разработанной программы.

Своей прозой весовцы способствовали осуществлению преемственной

связи с русской литературой XIX века, а западный символизм, пришедший на

198

русскую «почву», обрел в их художественном опыте определенную религиозно-мистическую направленность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тимофеева, Ольга Евгеньевна, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные произведения

1. Ауслендер, С. Записки Ганимеда / С. Ауслендер // Весы. - 1906. - № 9. - С. 15 - 22.

2. Ауслендер, С. Корабельщики, или Трогательная повесть о Феличе и Анжелике / С. Ауслендер // Весы. - 1907. - № 11. - С. 21 - 32.

3. Ауслендер, С. Прекрасный Марк / С. Ауслендер // Весы. - 1907. - № 3. - С. 22 - 30.

4. Ауслендер, С. Филимонов день. (Эскиз к роману) / С. Ауслендер // Весы. - 1909. -№ 8. - С. 17 - 24.

5. Белый, А. Адам. (Записки, найденные в сумасшедшем доме) / А. Белый // Весы. -1908. - № 4. - С. 15 - 30.

6. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый // Весы. - 1909. - № 3. - С. 19 - 55.

7. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый // Весы. - 1909. - № 4. - С. 21 - 54.

8. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый // Весы. - 1909. - № 6. - С. 19 - 49.

9. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый // Весы. - 1909. - № 7. - С. 15 - 48.

10. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый // Весы. - 1909. - № 10-11. - С. 1 - 81.

11. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый // Весы. - 1909. - № 12. - С. 69 - 172.

12. Брюсов, В. В подземной тюрьме. (По итальянской рукописи XVI в.) / В. Брюсов // Весы. - 1906. - № 5. - С. 17 - 29.

13. Брюсов, В. Ночное путешествие. (Эпизод) / В. Брюсов // Весы. - 1908. - № 11. - С. 17 -21.

14. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

15. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

16. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

17. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

18. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

19. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

20. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

21. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

22. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

23. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

24. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

25. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

26. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

27. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. -

1907. - № 1. - С. 39 - 52. 1907. - № 2. - С. 45 - 60. 1907. - № 3. - С. 32 - 46. 1907. - № 5. - С. 29 - 48. 1907. - № 6. - С. 23 - 46. 1907. - № 7. - С. 25 - 49. 1907. - № 8. - С. 25 - 53. 1907. - № 9. - С. 25 - 42. 1907. - № 10. - С. 31 - 44 1907. - № 11. - С. 35 - 49

1907. - № 12. - С. 32 - 53

1908. - № 2. - С. 19 - 39. 1908. - № 3. - С. 21 - 41. 1908. - № 5. - С. 19 - 36.

28. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. - 1908. - № 6. - С. 19 - 39.

29. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. - 1908. - № 7. - С. 17 - 41.

30. Брюсов, В. Огненный ангел / В. Брюсов // Весы. - 1908. - № 8. - С. 17 - 38.

31. Брюсов, В. Республика Южного Креста / В. Брюсов // Весы. - 1905. - № 12. - С. 25 -46.

32. Брюсов, В. Сочинения. В 2-х т. / В. Брюсов - М.: Худож. лит., 1987. - Т. 2. - 575 с.

33. Брюсов, В. Через пятнадцать лет. (Рассказ нашего современника) / В. Брюсов // Весы. -1909. - № 12. - С. 55 - 67.

34. Гиппиус, З. Маврушка / З. Гиппиус // Весы. - 1906. - № 10. - С. 17 - 37.

35. Гиппиус, З. Не то / З. Гиппиус // Весы. - 1906. - № 6. - С. 15 - 38.

36. Гиппиус, З. Сокатил / З. Гиппиус // Весы. - 1907. - № 8. - С. 17 - 24.

37. Гумилев, Н. Радости земной любви. (Три новеллы) / Н. Гумилев // Весы. - 1908. - № 4. - С. 31 - 37.

38. Дымов, О. Вчера, сегодня, завтра / О. Дымов // Весы. - 1906. - № 7. - С. 13 - 16.

39. Кузмин, М. Крылья / М. Кузмин // Весы. - 1906. - № 11. - С. 1 - 81.

40. Кузмин, М. Кушетка тети Сони / М. Кузмин // Весы. - 1907. - № 10. - С. 19 - 30.

41. Кузмин, М. Подвиги Великого Александра. (Пов. в 4-х частях) / М. Кузмин // Весы. -1909. - № 1. - С. 19 - 41.

42. Кузмин, М. Решение Анны Мейер / М. Кузмин // Весы. - 1908. - № 1. - С. 25 - 38.

43. Кузмин, М. А. Стихотворения / М. Кузмин; [Вступ. ст., подгот. текста и прим. Н.А. Богомолова]. - [2-е изд., испр.]. - СПб: Гуманитар. агентство "Акад. проект", 2000. - 831 с.

44. Кузмин, М. Флор и разбойник // Весы. - 1908. - № 9. - С. 13 - 19.

45. Мамин-Сибиряк, Д. Н. Именинник. Не то. / Д. Н. Мамин-Сибиряк - М.: Д. П. Ефимов, 1902. - 369 с.

46. Ремизов, А. Жертва. (Рассказ) / А. Ремизов // Весы. - 1909. - № 1. - С. 42 - 56.

47. Садовской, Б. Из бумаг князя Г. / Б. Садовской // Весы. - 1909. - № 6. - С. 50 - 60.

48. Садовской, Б. Праздничный день поручика Матрадурова / Б. Садовской // Весы. -1908. - № 12. - С. 17 - 22.

49. Садовской, Б. Ризо / Б. Садовской // Весы. - 1906. - № 9. - С. 23 - 25.

50. Садовской, Б. Черты из жизни моей. Памятные записки гвардии капитана Лихутина / Б. Садовской // Весы. - 1907. - № 12. - С. 17 - 31.

51. Соловьев, С. Повесть о несчастном графе Ригеле / С. Соловьев // Весы. - 1909. - № 1011. - С. 82 - 112.

52. Сологуб, Ф. Милый паж / Ф. Сологуб // Весы. - 1906. - № 8. - С. 17 - 29.

53. Сологуб, Ф. Претворившая воду в вино. (Легенда) / Ф. Сологуб // Весы. - 1908. - № 10. - С. 19 - 23.

54. Сологуб, Ф. Чудо отрока Лина / Ф. Сологуб // Весы. - 1906. - № 1. - С. 18 - 26.

Периодические издания начала XX века

55. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 1. - Январь. - 113 с.

56. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 2. - Февраль. - 112 с.

57. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 3. - Март. - 98 с.

58. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№4. - Апрель. - 94 с.

59. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 5. - Май. - 90 с.

60. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 6. - Июнь. - 90 с.

61. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 7. - Июль. - 84 с.

62. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 8. - Август. - 90 с.

63. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 9. - Сентябрь. - 90 с.

64. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 10. - Октябрь. - 92 с.

65. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 11. - Ноябрь. - 98 с.

66. Весы. Научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник. - 1904. -№ 12. - Декабрь. - 88 с.

67. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 1. - Январь. - 112 с.

68. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 2. - Февраль. - 84 с.

69. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 3. - Март. - 112 с.

70. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 4. - Апрель. - 91 с.

71. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 5. - Май. - 84 с.

72. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 6. - Июнь. - 94 с.

73. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 7. - Июль. - 92 с.

74. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 8. - Август. - 80 с.

75. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - №№ 9-10. - Сентябрь-Октябрь. -132 с.

76. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 11. - Ноябрь. - 84 с.

77. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1905. - № 12. - Декабрь. - 108 с.

78. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 1. - Январь. - 108 с. <Содержание № 1 за 1906 г. полностью совпадает с содержанием № 12 за 1905 г. >

79. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 2. - Февраль. - 96 с.

80. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 3-4. - Март-Апрель. - 172 с.

81. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 5. - Май. - 104 с.

82. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 6. - Июнь. - 92 с.

83. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 7. - Июль. - 88 с.

84. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 8. - Август - 84 с.

85. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 9. - Сентябрь. - 88 с.

86. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 10. - Октябрь - 94 с.

87. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 11. - Ноябрь. - 87 с.

88. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1906. - № 12. - Декабрь. - 111 с.

89. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 1. - Январь. - 144 с.

90. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 2. - Февраль. - 136 с.

91. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 3. - Март. - 136 с.

92. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 4. - Апрель. - 136 с.

93. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 6. - Июнь. - 104 с.

94. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 7. - Июль. - 104 с.

95. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 8. - Август. - 104 с.

96. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 9. - Сентябрь. - 100 с.

97. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 10. - Октябрь. - 92 с.

98. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - №11. - Ноябрь. - 108 с.

99. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1907. - № 12. - Декабрь. - 96 с.

100. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 1. - Январь. - 181 с.

101. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 2. - Февраль. - 140 с.

102. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 3. - Март. - 120 с.

103. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 4. - Апрель. - 100 с.

104. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 5. - Май. - 108 с.

105. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 6. - Июнь. - 96 с.

106. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 7. - Июль. - 104 с.

107. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 8. - Август. - 118 с.

108. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 9. - Сентябрь. - 102 с.

109. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 10. - Октябрь. - 120 с.

110. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 11. - Ноябрь. - 93 с.

111. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1908. - № 12. - Декабрь. - 124 с.

112. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - №1. - Январь. - 128 с.

113. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 2. - Февраль. - 112 с.

114. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 3. - Март. - 116 с.

115. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 4. - Апрель. - 120 с.

116. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 5. - Май. - 116 с.

117. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 6. - Июнь. - 108 с.

118. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 7. - Июль. - 112 с.

119. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 8. - Август. - 96 с.

120. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 9. - Сентябрь. - 108 с.

121. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 10-11. - Октябрь-Ноябрь. -212 с.

122. Весы. Ежемесячник искусств и литературы. - 1909. - № 12. - Декабрь. - 200 с.

123. Мир искусства: Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал. - Санкт -Петербург. - 1899. - Т. II. - № 13-24.

124. Мир искусства: Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал. - Санкт -Петербург. - 1904. - № 1.

125. Современник: Ежемесячник литературы, политики, науки, истории, искусства и общественной жизни. - С. - Петербург. - 1914. - № 13-15.

Научная и справочная литература

126. Азадовский, К. М., Максимов, Д. Е. Брюсов и «Весы». (К истории издания) / К. М. Азадовский, Д. Е. Максимов // Литературное наследство. - М: Наука, 1976. - Т. 85. - С. 257 - 326.

127. Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. - М.: Сов. писатель, 1988. - 832 с.

128. Андрей Белый: Pro et Contra: Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников. - СПб: РХГИ, 2004. - 1046 с.

129. Ашукин, Н. С., Брюсов / Н. С. Ашукин - М.: Молодая гвардия, 2006. - (Жизнь замечательных людей). - 689 с.

130. Барковская, Н. В. Поэтика символистского романа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. филол. н.: Спец. 10.01.01 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького / Н. В. Барковская. -Екатеринбург, 1996. - 238 с.

131. Белый, А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 2 / Редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина и др.; Подготовка текста и коммент. А. Лаврова. - М.: Худож. лит, 1990. -687 с.

132. Бердяев, Н. А. Декадентство и мистический реализм / Н. А. Бердяев // Русская мысль. - 1907. - Кн. 6. - С. 114-123.

133. Блаватская, Е. Тайная доктрина / Е. Блаватская // URL: www.theosophy.ru/ Дата обращения: 05.06.11.

134. Благой, Д. Брюсов // Литературная энциклопедия: В 11 т. / Д. Благой - М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Т. 1. - С. 593 - 606.

135. Богомолов, Н. А. Автобиографическое начало в творчестве Кузмина / Н. А. Богомолов // Блоковский сборник. XII / Отв. ред. А. Мальц. - Тарту: ТОО «ИЦ-Гарант», 1993. -С. 131 - 146.

136. Богомолов, Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы / Н. А. Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 720 с.

137. Богомолов, Н. А. Любовь - всегдашняя моя вера / Н. А. Богомолов // Богомолов Н. А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. - М.: Новое лит. обозрение, 1995. - С. 9 - 54.

138. Богомолов, Н. А., Михаил Кузмин / Н. А. Богомолов. - М.: Молодая гвардия, 2013. -(Жизнь замечательных людей). - 393 с.

139. Богомолов, Н. А. Русская литература XX века и оккультизм / Н. А. Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 550 с.

140. Богомолов, Н. А., Мальмстад, Д. Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха / Н. А. Богомолов, Д. Мальмстад. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 318 с.

141. Брюсов, В. М. Кузмин / В. Брюсов // Весы. - 1907. - № 7. - С. 80.

142. Ванюков, А. И. Журнал «Весы» в 1909 году (предварительные итоги русского символизма) / А. И. Ванюков // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ - начала XXI веков: Сборник научных трудов. Вып. III. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. - С. 5 - 12.

143. Видющенко, С. И. Итальянские мотивы в русской лирике начала XX века / С. И. Ви-дющенко // Вестник Брянского государственного университета, 2011. - №2 - С. 171-178.

144. Виноградова, В. В. Феномен эротического декаданса: к методологии изучения традиций / В. В. Виноградова // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художе-

ственный опыт ХХ - начала XXI веков: Сборник научных трудов. Вып. III. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. - С. 27 - 30.

145. Воскресенская, М. А. Символизм как мировидение Серебряного века / М. А. Воскресенская. - М.: Логос, 2005. - 236 с.

146. Гиппиус, З. Дневники: в 2 кн. / З. Гиппиус. - М.: НПК «Интелвак», 1999. - Кн. 1. -736 с.

147. Гиппиус, З. Н.: Pro et Contra: личность и творчество Зинаиды Гиппиус в оценке современников и исследователей, СПб: РХГА, 2008. - 1037 с.

148. Гиппиус, З. Н. Стихотворения; Живые лица / З. Н. Гиппиус; [Вступ. ст., с. 5-22, сост., подгот. текста, коммент. Н.А. Богомолова]. - М: Худож. лит., 1991. - 470 с.

149. Грачева, А. М. Вячеслав Иванов - герой прозы Сергея Ауслендера / А. М. Грачева // Memento Vivere: Сборник памяти Л. Н. Ивановой. - СПб: Наука, 2009. - С. 307 - 317.

150. Грачева, А. М. Петербургское чародействие: (проза Сергея Ауслендера 1905-1907 годов) / А. М. Грачева // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы: Роман, повести, рассказы. - СПб: Мiръ, 2005. - С. 5 - 38.

151. Гречишкин, С. С. Архив А. М. Ремизова / С. С. Гречишкин // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1975 год. - Л., 1977. С. 20 - 45.

152. Гречишкин, С. С. Архив С. А. Полякова / С. С. Гречишкин // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1978 год. - Л.: Наука, 1980. - С. 3 - 22.

153. Гречишкин, С. С, Лавров, А. В. Брюсов-новеллист. / С. С. Гречишкин, А. В. Лавров// Брюсов В.Я. Повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1983. - С. 3 - 18.

154. Грякалова, Н. Ю., Симчич, О. Малые жанры в русской прозе XX века: Генезис и типология / Н. Ю. Грякалова, О. Симчич. - Perugia, 2003. - 161 c.

155. Гумилев, Н. М. Кузмин. Первая книга рассказов / Н. Гумилев // Аполлон. - 1910. -№ 5. - С. 56.

156. Даниелян, Э. С. Валерий Брюсов. Проблемы творчества / Э. С. Даниэлян. - Ереван: Лингва, 2002. - 175 с.

157. Демин, В. Н. Андрей Белый / В. Н. Демин. - М.: Молодая гвардия, 2007. - (Жизнь замечательных людей). - 411 с.

158. Дикман, М. И. Поэтическое творчество Ф. Сологуба / М. И. Дикман // Сологуб Ф. Стихотворения - СПб: Академический проект. 2000. - (НБП) - C. 5 - 74.

159. Дмитриева, Е. Е. Русская новелла начала XX в. / Е. Е. Дмитриева // Русская новелла начала XX в. - М.: Советская Россия, 1990. - С. 5 - 14.

160. Долгенко, А. Н. Русский декадентский роман: монография / А. Н. Долгенко; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение "Волгогр. гос. пед. ун-т". - Волгоград: Перемена, 2005. - 253 с.

161. Долгополов, Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург» / Л. К. Долгополов. - Л.: Сов. писатель, 1988. - 416 с.

162. Дягилев, С. Сложные вопросы / С. Дягилев // Мир искусства. - 1899. - №1-2 - С. 1 -16.

163. Ермилова, Е. В., Теория и образный мир русского символизма / Отв. ред. С. Г. Бочаров; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького / Е. В. Ермилова. - М: Наука, 1989. - 174 с.

164. Иванов, В. Заветы символизма / В. Иванов // Аполлон. - 1910. - № 8. - С. 5 - 20.

165. Иванов, В. Кризис индивидуализма / В. Иванов // Родное и вселенское. - М.: «Республика», 1994. - С. 18 - 25.

166. Игошева, Т. В., Петрова, Г. В. Журнал «Весы» (1904-1909 гг.): Указатель содержания / Т. В. Игошева, Г. В. Петрова. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 2002. - 118 с.

167. Иезуитова, Р. В. Пути развития романтической повести / Р. В. Иезуитова // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - С. 77 - 107.

168. Измайлов, Н. В. Фантастическая повесть / Н. В. Измайлов // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - С. 134 - 168.

169. Ильев, С. П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики / С. П. Ильев - К.: Лы-бидь, 1991. - 168 с.

170. История русской литературы: В 4 т. / Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.) и др. - Л.: Наука, 1980. - Т. 4. - 784 с.

171. История русской литературы, XX век: Серебряный век / [В. Страда, Ж. Нива, Е. Эт-кинд и др.]; Под ред. [и с предисл.] Ж. Нива и др. - М: Прогресс - Литера, 1995. - 702 с.

172. Клинг, О. А. Брюсов в «Весах»: К вопросу о роли Брюсова в организации и издании журнала / О. А. Клинг // Из истории русской журналистики начала ХХ века. - М.: Изд. Московского университета, 1984. - С. 160 - 186.

173. Кочеткова, Н. Д. Утверждение жанра в литературе сентиментализма и переход к новым поискам / Н. Д. Кочеткова // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - С. 53 - 76.

174. Кочетова, С. А. Эстетика и поэтика писательской критики русских модернистов конца XIX - начала XX столетий: Учебное пособие / С. А. Кочетова. - Горловка: Изд-во ГГПИИЯ, 2009. - 344 с.

175. Криволапова, Е. М. Образ З. Н. Гиппиус на страницах дневника С. П. Каблукова / Е. М. Криволапова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - Серия Филология. - (Т. 1.) - Санкт-Петербург, 2012. - № 3. - С. 31 - 40.

176. Критика русского символизма: в 2 т. - М.: ООО «Издательство "Олимп"», ООО «Издательство АСТ», 2002. - Т. I. - 396 с.

177. Критика русского символизма: в 2 т. - М.: ООО «Издательство "Олимп"», ООО «Издательство АСТ», 2002. - Т. II. - 441 с.

178. Кузмин, М. О прекрасной ясности / М. Кузмин // Аполлон. - 1910. - № 4. - С. 5-10.

179. Кузмин, М. Художественная проза «Весов» / М. Кузмин // Аполлон. - 1910. - № 9. -С. 35 - 41.

180. Лавров, А. В. Андрей Белый: разыскания и этюды / А. В. Лавров. - М.: Новое лит. обозрение, 2007. - 519 с.

181. Лавров, А., Тименчик, Р. Милые старые миры и грядущий век: Штрихи к портрету М. Кузмина / А. Лавров, Р. Тименчик // Кузмин М. Избранные произведения. - Л.: Худож. лит., 1990. - 576 с.

182. Левкович, Я. Л. Историческая повесть / Я. Л. Левкович // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - С. 108 - 133.

183. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала ХХ века: 18901904. Социал-демократические и общедемократические издания. - М.: Изд-во «Наука», 1981. - 390 с.

184. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала ХХ века: 18901904. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. - М.: Изд-во «Наука», 1982. -371 с.

185. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала ХХ века: 19051917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. - М.: Изд-во «Наука», 1984. -367 с.

186. Максимов, Д. Е. Брюсов: Поэзия и позиция / Д. Е. Максимов. - Л.: Сов. писатель. Ле-нингр. отд-ние, 1969. - 240 с.

187. Максимов, Д. Е. Журналы раннего символизма / Д. Е. Максимов // Евгеньев-Максимов, В., Максимов, Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. -Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930. - С. 83 - 254.

188. Маркович, В. М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма / В. М. Маркович // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века. - Л.: Изд-во Ле-нингр. унив-та, 1989. С. 5 - 42.

189. Махонина, С. Я. История русской журналистики начала ХХ века: Учебное пособие / С. Я. Махонина - М.: Флинта, Наука, 2004. - 368 с.

190. Махонина, С. Я. Русская легальная журналистика XX века / С. Я. Махонина // Из истории русской журналистики начала ХХ века /ред. Б. И. Есина/. - М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 5 - 49.

191. Мережковский, Д. Декадентство и общественность / Д. Мережковский // Весы. -1906. - № 5. - С. 30 - 37.

192. Мережковский, Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д. Мережковский // Критика русского символизма: в 2 т. - М.: ООО «Издательство "Олимп"», ООО «Издательство АСТ», 2002. - Т. I. - С. 41 - 61.

193. Минералова, И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма: Учебное пособие / И. Г. Минералова - М.: Флинта, Наука, 2009. - 272 с.

194. Минц, З. Г. К изучению периода «кризиса символизма» (1907 - 1910) / З. Г. Минц // Поэтика русского символизма. - СПб: Искусство-СПБ, 2004. - С. 207 - 222.

195. Минц, З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов / З. Г. Минц // Поэтика русского символизма. - СПб: Искусство-СПБ, 2004. -С. 57 - 96.

196. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М: Сов. энциклопедия, 1980. - Т. I. - 671 с.

197. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М: Сов. энциклопедия, 1982. - Т. II. - 718 с.

198. Мочульский, К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / К. В. Мочульский. - М.: Республика, 1997. - 479 с.

199. Ницше, Ф. В. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше; [пер. с нем. Г. А. Ра-чинского]. - Санкт-Петербург: Азбука [и др.], 2014. - 219 с.

200. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - СПб: Издательство «Азбука», 1996. - 336 с.

201. Обатнин, Г. В. Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о «мистическом анархизме» / Г. В. Обатнин // Лица: Биографический альманах. 3. — М.; СПБ: Л-659 Феникс: АШепеит. 1993. - С. 466 - 480.

202. Осипова, О. И. Миф и биография в романе М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» / О. И. Осипова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013. - № 6-1. - С. 155 - 158.

203. Осипова, О. И. Мифопоэтика романа М. Кузмина «Подвиги Великого Александра» / О. И. Осипова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. - № 4. - С. 127 - 130.

204. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман. - М.: Республика, 1998. -415 с.

205. Панова, Е. Ю. Становление критической манеры Антона Крайнего (З. Гиппиус) / Е. Ю. Панова // Вестник Челябинского государственного университета: Филология. Искусствоведение: научный журнал. - Челябинск: ГОУВПО «Челябинский государственный университет», 2007. - № 20. - С. 124 - 128.

206. Пахмусс, Т. А. Творческий путь Зинаиды Гиппиус / Т. А. Пахмусс // Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы. Исследования: [Сборник] / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [Ред.-сост. Н. В. Королева]. - М: ИМЛИ, 2002. - 382 с.

207. Певак, Е. А. Проза и эссеистика М.А. Кузмина / Е. А. Певак // Кузмин М. А. Проза и эссеистика. В 3-х т. Т. 1. Проза 1906 - 1912 гг., М.: «Аграф», 1999. - С. 5 - 68.

208. Петрова, Г. В. Проза русского символизма / Г. В. Петрова. - Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 97 с.

209. Петровская, Н. И. Разбитое зеркало: Проза. Мемуары. Критика. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2014. - 960 с.

210. Петровский, М. А. Морфология новеллы / М. А. Петровский. - М.: Гос. Академия ху-дож. наук, 1927. - 100 с.

211. Пискунов, В. М. Наваждение над Россией / В. М. Пискунов // Белый А. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы. - М.: Республика, 1995. - C. 5 - 13.

212. Пяст, В. А. Встречи / Вл. Пяст; [Вступ. ст., с. 5-20, подгот. текста и коммент. Р. Ти-менчика]. - М.: Новое лит. обозрение, 1998. - 411 с.

213. Розанов, В. В. О Мережковском / В. В. Розанов // URL: http://az.lib.ru/r/rozanow_ w w/text 1903 o merezhkovskom.shtml. Дата обращения: 23.05.16.

214. Ронен, Омри. Серебряный век как умысел и вымысел: Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4 / О. Ронен. - М.: ОГИ, 2000. - 152 с.

215. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б. С. Мейлаха; АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). - Л.: Наука, 1973. - 565 с.

216. Мирский, Д. С. Брюсов / Д. С. Мирский // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 672 - 677.

217. Садовской, Б. А. Весы. (Воспоминания сотрудника) / Б. А. Садовской // Минувшее: Исторический альманах. 13. / ред. коллегия Ж. Бонамур, Э. Гарэтто, А. Добкин, Дж. Мальмстад и др. - М.; СПб: Atheneum; Феникс. 1993. - С. 7 - 53.

218. Серебряный век. Мемуары. (Сборник) / Составитель Т. Дубинская-Джалилова. - М.: Известия, 1990. - 672 с.

219. Силард, Л. Поэтика символистского романа конца XIX - начала ХХ в. / Л. Силард // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. - Л.: Наука, 1984. - С. 265 - 283.

220. Слободнюк, С. Л. "Дьяволы" серебряного века: (Древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.) / С. Л. Слободнюк. - СПб: Алетейя, 1998. - 427 с.

221. Словарь античности. - М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. - 704 с.

222. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1986. - 608 с.

223. Соболев, А. Л. «Весы»: Ежемесячник литературы и искусства: Аннотированный указатель содержания / А. Л. Соболев. - М.: Трутень, 2003. - 377 с.

224. Соловьев, Б. И. «"Весы" или "Коран московских упадочников"» / Б. И. Соловьев // Соловьев Б. И. От истории к современности. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 140 - 181.

225. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.

226. Топоров, В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения / В. Н. Топоров. - М.: Изд. центр Российск. гос. гуманит. ун-та, 1995. - 512 с.

227. Трессидер, Д. Словарь символов // URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Jek Tresidder/648.php. Дата обращения: 05.07.11.

228. Троицкий, В. Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX в. / Отв. ред. Н. М. Федь / В. Ю. Троицкий. - М: Наука, 1985. - 279 с.

229. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений / В. И. Тюпа. - М: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

230. Утехин, Н. П. Предвозвестник будущего / Н. П. Утехин // Белый А. Серебряный голубь: Повести, роман - М.: Современник, 1990. - С. 3 - 30.

231. Федоров, Ф. П. Италия в русской поэзии второй половины XIX века / Ф. П. Федоров // Toronto Slavic Quarterly // URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/21 /fedorov21.shtml Дата обращения: 20.05.16.

232. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтиче-ский символизм. Космическая символика / А. Ханзен-Лёве. - СПб: Академический проект, 2003. - 813 с.

233. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А. Ханзен-Лёве. - СПб: Академический проект, 1999. - 508 с.

234. Харер, Клаус «Крылья» М. А. Кузмина как пример «прекрасной ясности» / К. Харер // Михаил Кузмин и русская культура XX века: Тез. и материалы конф., 15-17 мая 1990 г / [Сост. и ред. Г.А. Морева]. - Л.: Совет по истории мировой культуры АН СССР Музей Анны Ахматовой в Фонт. доме, 1990. - С. 37 - 38.

235. Чуковский, К. И. Современники: Портреты и этюды / К. И. Чуковский. - М.: Молодая гвардия, 2008. - (Жизнь замечательных людей). - 649 с.

236. Чулков, Г. Годы странствий / Г. Чулков. - М.: Эллис Лак, 1999. - 864 с.

237. Чулков, Г. О мистическом анархизме / Г. Чулков // Чулков Г. И. Валтасарово царство. - М.: Республика, 1998. - С. 343 - 360.

238. Чулкова, Н. Г. «Ты - память смолкнувшего слова...»: Из воспоминаний о Георгии Чулкове / Н. Г. Чулкова // Вестник русского христианского движения. № 157. Париж -Нью-Йорк - Москва, III - 1989. - С. 125 - 151.

239. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг. - М.: Мысль, 1987. - 637 с. -(Филос. Наследие. Т. 102). - Т. 1. - С. 227 - 489.

240. Шопенгауэр, А. Афоризмы; Мир как воля и представление / Артур Шопенгауэр; [пер. с нем.: Ю. Айхенвальд и др.]. - Минск: Харвест, 2011. - 1279 с.

241. Эйхенбаум, Б. М. О прозе Кузмина / Б. М. Эйхенбаум // О литературе: Работы разных лет. - М.: Сов. писатель, 1987. - С. 348 - 350.

242. Эллис (Кобылинский, Л.Л.). Русские символисты. / Эллис (Л. Л. Кобылинский). -Томск: Издательство «Водолей», 1998. - 288 с.

243. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.: Локид; Миф. - 576 с.

244. Эротизм без берегов: [сборник статей и материалов / сост. М. М. Павлова]. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 478 с.

245. Grossman Joan Delaney. Valery Bruysov and the riddle of Russian Decadence. - Berkley etc: Univ. of California press, cop. 1985 - XII. - 397 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.