Художественная концепция личности в творчестве Вацлава Михальского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Дедюлина, Виктория Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дедюлина, Виктория Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В АСПЕКТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ.
1.1. Художественное познание в проблемном пространстве науки о русской литературе: тенденции развития категориального аппарата.
1.2. Проблема образной концептуализации личности.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОБРАЗНЫХ СИСТЕМ В КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЗЕ ВАЦЛАВА МИХАЛЬСКОГО.
2.1. Особенности образной концептуализации личности.
2.2. Противоречие в художественной концепции личности
В.В. Михальского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественная концепция личности в историческом романе конца XX века: А.Ю. Сегень, В.В. Личутин2008 год, кандидат филологических наук Гюльназарян, Наталья Евгеньевна
Художественная концепция личности в творчестве А. Проханова2009 год, кандидат филологических наук Евдокимова, Марина Петровна
Художественная концепция личности в творчестве Г.В. Семенова2010 год, кандидат филологических наук Маслеева, Светлана Николаевна
Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков2009 год, кандидат филологических наук Уторова, Екатерина Анатольевна
Художественный мир Ю.В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века2009 год, доктор филологических наук Селеменева, Марина Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция личности в творчестве Вацлава Михальского»
Актуальность исследования концепции личности в современной науке о русской литературе, во-первых, обусловлена необходимостью углубления понимания великой миссии художественного познания. Во-вторых, проблематика концепции личности связана с поиском духовных основ русского бытия на материале творчества В. Михальского, одного из ведущих прозаиков современности, произведения которого еще не стали предметом серьезного научного изучения. В этом контексте концептуально единство двух аспектов прозы писателя. Первый - его аналитические суждения, нацеливающие на актуальную гносеологическую, общефилологическую, историко-литературную миссию — познать значимость православия и роль России в мире (Октябрь. 2001. № 5. С.50-52). Второй аспект - соотнесенность этих суждений с образными системами.
Цель диссертации - обосновать художественную концепцию личности как форму эстетического познания в творчестве В. Михальского в единстве с плодотворными процессами развития русской литературы.
Две основные задачи, вытекающие из указанной цели, состоят в конкретизации роли художественного познания на избранном материале и в раскрытии специфики концепции личности у В. Михальского.
Методология исследования носит комплексный характер. Исходным является аналитико-концептуальный приоритет, органический для пластики прозы Михальского, что точно осмыслено в первой многоплановой работе о нем: "Михальский .не воссоздает эпоху, а анализирует её" (Бондаренко, 1981, 217). Определяющим служит единство совместимых принципов: системности и этико-эстетической доминантности - с опорой на опыт армавирской литературоведческой школы (см., например: Гапон, 2005). В эстетическом анализе, как отмечал К.Г. Шаззо, у ее представителей принципиально неразрывное единство образной специфики и ценностных характеристик. Причем последние определяются в наиболее адекватной для осмысления 3 объекта православной парадигме познания. (Таковы эпизоды, связанные с Пасхой в повести "Холостая жизнь" и анализируемые во второй главе диссертации). Методы п приемы исследования определены методологией; в их системе ведущим является контекстологический анализ (в традициях М.М. Бахтина, Вл.Г. Бондаренко, В.В. Кожинова, В.Т. Сосновского).
Объектом служит творчество прозаика как целостная система. В качестве материала привлечены тексты В. Михальского. В исследовании привлекаются также литературоведческие и критические работы, связанные с осмыслением концепции личности и творчества этого писателя.
Предмет исследования дефинирован согласно признанному определению художественной концепции как образной интерпретации жизни, ее проблем в произведениях искусства, в творчестве художника в целом.
Научная новизна результатов - это в первую очередь выявление ранее не детерминированных категориальных связей, прежде всего между православными тенденциями в образе мира и индивидуальностью персонажей. Обосновано представление о "самоконцептуализации" в связи с ролью образа автора в художественной концепции личности. Впервые с единых позиций проанализированы образные системы прозы В. Михальского.
Теоретическая значимость исследования состоит в определенном углублении таких категорий, как концепция личности, образ автора, концептуальная деталь и ряда других. Выполнена теоретизация образов, раскрывающих личность. Они соотнесены с основными тенденциями, характерными для новейшего периода развития отечественной прозы.
Практическая значимость работы определяется ее востребованностью в системе акциональных условий. Основной аспект практической ценности - дидактический. Результаты применимы при раскрытии соответствующих тем в вузовских и школьных курсах истории русской литературы. Существен также аспект межпредметных связей: материалы второй главы могут использоваться при усвоении дисциплин теоретико-литературных и лингвистических циклов. Практическая ценность не ограничивается учебными условиями: ряд положений может служить разработке интегративного словаря языка отечественных писателей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Художественная концепция личности как форма познания обладает особыми признаками. Наиболее существенны в этом плане для науки о русской литературе три взаимосвязанных характеристики: тесная связь с общенаучными концепциями личности; специфическая системность, проявляющаяся, в частности, в опоре на категории концепта и образа; объяснительная неповторимость.
2. Концептуализация личности двояко характеризуется в плане требований цельности анализа. С одной стороны, для традиций русской литературы показательно единство концепции личности со смежными, сопряженными сторонами художественного целого. В то же время, с другой стороны, рассматриваемая концепция - достаточно самостоятельный объект исследований в науке о русской литературе. Ее объектная определенность проявляется разносторонне. В том числе - несколько парадоксально: концепция личности не замкнута в образах-персонажах, для неё оказываются существенны образы-пейзажи и некоторые другие.
3. Для раскрытия личности в исследуемых образных системах характерны такие особенности, как концептуальная динамика, значимость условных форм, амбивалентность. Эти особенности сочетаются с пластической простотой и не приводят у В. Михальского к переусложненности, к постмодернистским тенденциям - при определенной тематической соотносительности с ними.
4.Противоречия в художественной концепции личности у В. Михальского определяются двумя особенностями. Во-первых, преимущественной направленностью на разные стадии развития характера персонажа. Во-вторых, в персонажах, несущих негативные начала.
Апробация результатов исследования заключается в представлении докладов на симпозиумы и конференции, в том числе всероссийские (Концепт и смысл (Пятигорский государственный лингвистический университет, 2005); Когнитивность художественного образа (Ростовский государственный педагогический университет, 2006)) и международные (Наследие В.В. Кожи-нова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России (Армавирский государственный педагогический университет, 2006)).
Структура работы. Диссертация, в соответствии с квалификационными параметрами и решаемыми задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественный мир малой прозы К.Г. Паустовского 1940-1960-х годов2010 год, кандидат филологических наук Летохо, Елена Васильевна
Проблематика и поэтика прозы Б. Жилина2006 год, кандидат филологических наук Гурылева, Валентина Винедиктовна
Художественное представление праведного и греховного начал в прозе Веры Галактионовой: образные и жанровые аспекты2010 год, кандидат филологических наук Тяпченко, Оксана Анатольевна
Образное представление взаимодействия "журналистика-общество" в русской прозе рубежа XX - XXI веков2006 год, кандидат филологических наук Никитина, Нина Павловна
Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.)2010 год, доктор филологических наук Аминева, Венера Рудалевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дедюлина, Виктория Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Художественная концепция личности как форма эстетического познания в творчестве В.Михальского многомерна. Ее характеризует как яркая индивидуальность, так и соответствие плодотворным процессам развития русской литературы. Структура личности, по обобщениям как литературоведов, так и представителей других сфер знания, в принципе, может познаваться художественно, - это справедливо и для исследованного материала.
Соответственно, подтверждается значимость для концепции такого признака, как участие наблюдателя, позволяющее раскрыть скрытые параметры целостности.
Конкретизируя роль художественного познания и специфику концепции личности у В.Михальского, удается определить христоцентрическую установку. Она проявляется в двух взаимосвязанных концептуальных принципах: в служении Богу-Родине и в нравственном преодолении противоречий.
2. Цельности познания сообразен учет целостности контрастных и при этом неразделимых качеств. Высока значимость качества творца (Павлов 2003, 20 и далее), которое обретает истинный смысл только в системе, в мире служения Богу и Родине. Тяга персонажей к просветлению, к православным таинствам открывает в личности различные, взаимонеобходимые грани: сокровенную сущность, надежду на нравственное укрепление и спасение, поиски истины.
Многомерности служит образ спора с самим собой, представленный в элементарной триаде: внутренняя речь - мысль вслух - вновь внутренняя речь. Внутренняя мотивация поступков обогащается — и открывается различие между духовной пустотой одних и содержательностью других. Это различие более существенно, чем трусость-смелость, поскольку оно для этих, тоже весьма глубоких проявлений личности именно оно выступает как причина - еще более глубокая. Через оценку другого на глазах читателя явлено
154 углубление самопознания, а в развитии эпизодов выражено и взаимопознание личностей.
Появление наблюдателя в той или иной образной подсистеме у В.Михальского избирательно: оно сопутствует наиболее глубинному, концептуальному раскрытию личности, соотнесенному с органикой целого, включая исподволь нарастающий трагизм образного бытия, парадоксы сюжета. Именно принцип целостности позволяет исключить познавательные разочарования, упредить опасности обесценивания понятия «концепция».
Эти особенности переживаемого этапа концептуального познания личности в науке о русской литературе и акцентируют острую необходимость цельного анализа - и заостряют внимание на его первых позитивных результатах.
Подтверждено, что концептуализация личности двояко характеризуется в плане требований цельности анализа. С одной стороны, для традиций русской литературы показательно единство концепции личности со смежными, сопряженными сторонами художественного целого. В то же время, с другой стороны, рассматриваемая концепция - достаточно самостоятельный объект исследований в науке о русской литературе. Ее объектная определенность проявляется разносторонне. В том числе - несколько парадоксально: концепция личности не замкнута в образах-персонажах, для неё оказываются существенны образы пейзажа и нек. др.
3. Противоречия в художественной концепции личности у Михаль-ского связаны с тем, что она преимущественно направлена на разные стадии развития характера персонажа. В то же время синхронично образы, как правило, концептуально непротиворечивы. Во-вторых, противоречия авторской концепции проявляются в персонажах, несущих негативные начала.
Благодаря этому объективируются художественные системные связи. Таковы эпизоды, в которых святая суть духовного бытия, преодолевающего физическую кончину истинно русского человека, явлена образной неповторимостью и сердечно пронзительной системностью.
Для раскрытия личности в исследуемых образных системах характерны такие особенности, как концептуальная динамика, значимость условных форм, амбивалентность.
Эти особенности сочетаются с пластической простотой и не приводят у В.Михальского к переусложненности, к постмодернистским тенденциям -при определенной тематической соотносительности с ними.
4. Для прозы В.Михальского органична высокая сложность раскрытия личности, причем в предельно простой художественной форме. В материале концептуально единство между двумя феноменами: элементарными образами как достоверными сгустками, «квантами» художественного познания - и формами сложными, изощренными, но также достоверными. Таковы переплетение неразличимых яви и сна; крайне специфичные ретроспекции. Эти два пласта художественного познания взаимно поддерживают друг друга.
В текстах значимы почти незаметные повторы атрибутов - например, мотива-атрибута пустой. Его текстообразующая роль предвосхищает развитие событий. Она, соответственно, особо концептуальна для понимания пустоты образов-нелюдей.
5. Показательна слитность, доступная только художественному образу, с характерным для Михальского рационально-эмоциональным единством. Таково познание сложного личностного единства, формируемого внешней разбросанностью и внутренней цельностью, деятельной и душевной (в образе старшеклассницы со знаковым для автора именем Катя).
Концептуальность у Михальского отражает общую установку художественного познания - постичь то, что непостижимо иными способами. Это, может, соотнесено с достаточно тривиальной предметностью, но служит раскрытию сущего в личности, углубляет необходимую достоверность, избавляя от какой бы то ни было фальши.
Многообразие этих аспектов, взаимообусловленное с нравственным стержнем личности, приводит к художественно убедительному внутреннему и внешнему развитию целого. Для исследуемой проблематики характерно
156 концептуальное единство, своеобразная сложность в простоте; так, с горечью вспомнив о матери, растерянный, опустошенный герой неожиданно, подспудно обретает силу и осуществляет духовно значимый план - см. продолжение вышеприведенного контекста.
Эти сложные корреляции также проявляются даже в незамысловатых эпизодах, чем подтверждается сложная природа художественного познания. Показательны три компонента представления, соединяющие /1/духовный мотив удачи, /2/межличностное взаимодействие и собственно-текстуальные «заготовки» - реплики персонажей.
Концептуальность и в этом аспекте может быть представлена элементарными, незамысловатыми эпизодами.
6. Благодаря этому психологическому потоку, выраженному в тексте, читатель открывает в герое способность поэтизировать действительность, предрасположенность к восприятию окружающего мира как мира добра и красоты, и в этом обнаруживается характерологическая функция объяснения.
Причем сама эта способность героя развивает и его аналитические возможности, помогает увидеть оттенки, отделить природный прекрасный пейзаж от пейзажа урбанистического, разрушающего природный мир. Так, через романтическое мировосприятие к герою приходит сомнение, предвидение разочарования. В результате, благодаря приведенному автором объяснению, герой предстает перед нами как творчески мыслящий человек с художественным воображением, как человек сомневающийся, воспринимающий мир через романтическую завесу и способный в то же время на конкретно-чувственном уровне зондировать будущее, прогнозировать горечь разочарования.
Индивидуальная особенность героя - художественное восприятие мира - актуализирует изобразительную функцию объяснения. Герой представляет действительность в художественных красках, воспринимает ее экранно, не в логико-рациональных категориях, а в образах - визуальных, цветовых.
7. Концептуальны в этой системе определенные художественные средства. Медитативность определяется как важная черта художественной концепции личности. Анализ материала свидетельствует о том, что текстовые объяснения в прозе Михальского позволяют передать глубину мысли, обладают высокой степенью выразительности, способствует созданию и усилению экспрессии повествования. Наблюдается большое разнообразие в структуре и средствах выражения объяснения, высокая степень проявления авторской индивидуальности. Так подтверждается формирование специфических черт художественной концепции.
Концептуальны - наряду с прочими элементами художественного целого - контрасты единиц: например, таких, как натянуто — нарочито — искренне. Системный характер этого контраста (включающего антонимы) проявляет сущностную, истинную динамику (бездушная мать под влиянием эмоционального потрясения, светлой силы характера мужа-отца начинает, по крайней мере, отдавать отчет в своем бездушии и, опасаясь разрушения семьи, ищет в себе внутренние силы).
Отмеченная закономерность проявляется и в характере именования личности. В этом аспекте творчество Михальского строго системно. Системность проявляется тремя отчасти близкими основными способами: ограничением именования (невариативностью), отсутствием определенной номинации, его вариативностью. Причем всем они поддерживаются другими элементами художественных систем. Безымянностью концептуализуется утрата неповторимости, неуказание Значимое отсутствие абстрактно существенного признака (неуказание должности) - способ концептуализовать поиск себя -вне статуса. Посредством вариативных именований чаще концептуализуется единство высокодуховной личности в разных ее ипостасях.
Концептуальны сравнения, особенно на ассоциативном уровне - показательны случаи, когда повествователь сравнивает нечто земное с высшими силами, и в нем, ранее нравственно глухом, раскрывается доступность высоким, неземным, чувствам.
8. Концептуальность связана с жанрами и макрожанрами - прежде всего с циклом. У текстов-циклов отмечают такую отличительную черту, как взаимодействие первичных, исходных произведений, дающее смысловое приращение - новую идею, объединяющую отдельные тексты в единое смысловое целое. В рассматриваемом материале приращение многогранно. Важная его грань - углубление художественной концепции личности. Оно заключается в особом многообразии дорогих преходящих ценностей и мотивированной этим необходимости хранить то, что терять - подобно смерти. Таков финал предпоследнего рассказа цикла «Десять воспоминаний» «Старуха»: «Наутро взглянул с небес Господь, увидел, что нет дорожек, и забыл эту деревню.» - он значим расширительно, соотносим со всеми десятью текстами (если не со всей Россией и землей).
9. Михальскому удается показать особое единство - обобщение двух планов деятельности: обыденной и совершено нетривиальной. Показательно в этом плане увековечение в жизненно-культурном пространстве святых имен, которое по силам герою-управленцу и характеризует его концептуально.
Существенна и такая концептуальная характеристика, как контраст внешнего благолепия и внутреннего неблагополучия, столь типичный для бытия и глубоко индивидуальный у Михальского.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дедюлина, Виктория Александровна, 2006 год
1. Абашева М.П. Переломные моменты в литературе XX века: кризис идентичности художника // Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001. С. 158-165.
2. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. № 3. С.139-146.
3. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М., 1998.
4. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: СПбГУ, 2004. 298 с.
5. Адаева И.П. К проблеме самоидентификации в переходный период // Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001. С.253-258.
6. Акопян К.З. Феномен творчества: историко-лингвистический аспект // Философские науки. 2006. № 4. С.114-128.
7. Андреев А.Н. Грани кургана, или Культурное величие Шолохова // Филологический вестник РГУ.2005.№ 2.С.11-15.
8. Алексеев И.С. Концепция дополнительности: Историко-методологический анализ. М., 1978.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.354 с.
10. Артюшков В.Д. Реплицированная прямая внутренняя речь персонажей в художественной прозе Л.Толстого и Ф.Достоевского // Исследование языковых единиц в их динамике и взаимодействии. М.; Уфа: МГПУ; БГПУ, 2000.С. 167-178.
11. Арутюнова Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики. М.: РАН, 2000. С.54-78.
12. Артамонов В.А. Национальный характер и история // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: МГУ, 1990. С.54-81.
13. Архангельский А.Н. Герои Пушкина: Очерк характерологии литературных героев. М., 1999.
14. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. 656 с.
15. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
16. Бараков В. Н. Неизданные стихи и письма Н.Рубцова // Москва. 2006. № 1.С.217-223.
17. Бахтин М.М. О границах поэтики и лингвистики // Под маской. М.: Лабиринт, 2000.С.487-514.
18. Белов М.В. Философия философии: Самоопределение философии в акте рефлексивного мыследействия. Пермь: Сфера, 2003. 120 с.
19. Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. М.: ACT, 2002. 034 с.
20. Белоус В.В. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГЛУ, 2003. 203 с.
21. Белая Г.А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы. М.: Советский писатель, 1968. 368 с.
22. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 362 с.
23. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991. С.24-42.
24. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. М., 1995.
25. Бог всё простит. Беседа А.Тер-Маркарьяна с отцом Владимиром (Не-жданновым) // Литературная Россия. 24.06.2005.
26. Богин Г.И. Выразительность текста и художественная идея // Выразительность художественного и публицистического текста. Ростов н/Д: РГУ, 1993. 4.1. С.9-11.
27. Бондарев Ю.В. «Мир спасет Слово» // АиФ. 2006. № 18.С.З.
28. Бондаренко В. Возвращение к себе // Октябрь. 1981. № 3. С.217-220.
29. Бородин Л.И. Перспектива развал? // Москва. 2006. № 1 .С.З-11.
30. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1962.
31. Бочаров С.Г., Кожинов В.В., Палиевский П.В. Человек за бортом // Вопросы литературы. 1962. № 4.
32. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб.: СПбГУ, 2001. 176 с.
33. Буланов A.M., Гречина Т.П. «Русская идея» как идея «сердца» в русской литературе // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Ростов н/Д: РГПУ, 2006.С. 18-22.
34. Васильева JI.H. Парадоксы Юрия Кузнецова // Наш современник. 2006.№ 2.С.148-155.
35. Вежлян Е. Модернистское исчезновение автора: след и сад // Новый мир. 2006. №2. С.177-180.
36. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1989.
37. Визгина А.Н., Столин В.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. Т.10. 1989. № 6.С.50-56.
38. Винокуров Е.М. Аргументы. М.: Сов. писатель, 1984.
39. Воронков В.В. Слово как ничто и бытие (опыт феноменологического анализа внутренней структуры слова) // Философ, науки. 2002. № З.С.44-59.
40. Галактионова В. Новый литературный герой: выразитель интересов своего народа или идей глобализации? // Наш современник. 2006. № 1.С.281-286.
41. Ганцева Н.С. Память как жанрообразующая категория в ранних рассказах И.Бунина // Дергачевские чтения. Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С.72-74.
42. Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г.Распутина 1990-2000-х годов: Автореф. дис. . канд.филол.н. Армавир, 2005. 20 с.
43. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской философии // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. М., 1995.С.340-351.
44. Гашева H.H. Структура художественного образа в сюрреализме // Проблемы межкультурной коммуникации. Пермь: 111 У, 1999. С.59-66.
45. Гвазава В.И. Нравственность как общечеловеческая категория в русской терминосистеме научного знания: Нравственность идеальная и реальная. Краснодар: КубГУ, 2002. 56 с.
46. Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск: Наука и техника, 1989. 210 с.
47. Глушкова Т.М. Традиция совесть поэзии. М.: Современник, 1987. 416 с.
48. Голованивская М.И. Противоречие по сути. М.: ACT, 2006. 134 с.
49. Горошко Е.И. Пол, тендер, язык // Женщина. Тендер. Культура. М.: РАН, 1999.С.98-1 И.
50. Грибова Я.А. К проблеме роли автора и повествователя в сказовом произведении // Филологические исследования. Донецк: Донецкий национальный университет; «Юго-Восток», 2004. Вып.7. С.112-117.
51. Гулыга A.B.Философская проза Франца Кафки // Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1968.
52. Гусева Д.В. Диван, кресло, кровать. (метафоры с номинациями предметов мебели в русскоязычной прозе В.Набокова) // Филологический вестник РГУ. 2005. № 3. С.15-21.
53. Гусейнов Ч. Русскость нерусских //Вопросы литературы. 2006. № 2.С.223-261.
54. Десятников В. Дневник русского // Молодая гвардия. 2006. № З.С.249-287.
55. Дмитриева H.A. Опыты самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1984.
56. Дубин Б.В. Средняя литература для среднего человека // Русский журнал. Круг чтения. - 2001. - 11 сент. - (http:// www.russ.ru/krug/2001091 l-pr.html)
57. Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. Екатеринбург: УрГУ, 2001. 186 с.
58. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
59. Есин С.Н. Писатель в теории литературы и проблема самоидентификации // Филологические науки. 2005. № 6.С. 3-12.
60. Зайцев Б.К. Слово о Родине // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. T.l. М.: Искусство, 1994.С.381-386.
61. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М.: Наука, 1973. 184 с.
62. Ищенко E.H. Современная эпистемология и гуманитарное познание. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. 144 с.
63. Казанков А.И. Опыт проблематизации понятия «переходный период» в контексте культурной динамики // Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001. С. 15-23.
64. Казинцев А. Менеджер Дикого поля // Наш современник. 2005.№ 11. С.237-250.
65. Кайдалов В.А. Онтология личности // Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001. С.99-105.
66. Каламбет Е.В. Человекознание: тенденции развития науки и терминологии XXI века // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. Ростов н/Д: РГУ, 2003. Вып.З.
67. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: РАН, 2004. 446 с.
68. Карачун А.Ю. Стиль как эстетическая категория. Минск, 1992. 300 с.
69. Киселев А.П. Философское кредо: Иван Ильин // Высшее образование в России. 2006. № 1.
70. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века// Вопросы философии. 2006. № З.С.З-16.
71. Киселева Т.Ю. О национально-культурной специфике языковой картины мира // Проблемы межкультурной коммуникации. Пермь: ПГУ, 1999. С.99-104.
72. Ковалева Т.Н. Семиосимволический феномен художественного пространства романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (к проблеме методологии исследования) // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Ростов н/Д: РГПУ, 2006. С.62-65.
73. Кожинов В. Николай Рубцов. М.: Советская Россия, 1976.
74. Кожинов В.В. Отражение жизни и созидание красоты // Вопросы литературы. 1962. № 4.
75. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 1963. 440 с.
76. Кожинов В. Стихи и поэзия. Страницы современной лирики. М., 1983.
77. Козлова С.М. Миростроительная функция сна и сновидения в комедии «Горе от ума» // А.С.Грибоедов: Хмелитский сборник. Смоленск, 1998. С.94-122.
78. Кондрашин И.И. Истины бытия в зеркале сознания. М.: МПГУ, 2001. 224 с.
79. Концепция целостности. Харьков: Вища школа, 1987.224 с. / Рук. И.З.Цехмистро.
80. Концепция как форма знания: статика и динамика. М.: РАН, 2003. 126 с. / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова.
81. Колобаева JI.A. От временного к вечному: Феноменологический роман в русской литературе XX века // Вопросы литературы. 1998. № 3.
82. Кораблина Ю.Н. Художественная система В.П.Катаева // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Вып.4. Рос-тов-н/Д: РГПУ, 2005. С.37-47.
83. Кокшенёва К. Другие сеятели / Москва. 2006. № 3 .С. 178-192.
84. Кравец А.С. Стиль научного мышления как понятие и реальный научный феномен // Стиль мышления как выражение единства научного знания. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.C.3-36.
85. Криволап А.Д. Концепция медиаландшафта как стратегия конструирования культурной идентичности // Журналистика в 2005 году. М.: Изд-во МГУ, 2006. С.138-140.
86. Кубрякова Е.С. Образ мира в сознании человека и словообразовательной категории //Изв. РАН: Серия литературы и языка. 2006. № 2.C.3-13.
87. Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск: Университетское, 1984. 144 с.
88. Кукарцева М.А. Лингвистический поворот в // Вопросы философии. 2006. № З.С.44-55.
89. Кульневич C.B., Бондаревская Е.В. Личность в современных теориях и системах воспитания. М.; Ростов-на-Дону: Учитель, 2005. 229 с.
90. Куняев Ст. Словами простыми и точными // Литературная газета. 1967. 22 ноября.
91. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2004.
92. Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Философский альманах 1991. М.: Политиздат, 1992 С.237-262.
93. Кушнарева Л.И. Притча и смежные иносказательные жанры // Дискурсивное пространство: эволюция и интерпретации. Краснодар: КубГУ, 2006. С.58-62.
94. Литовская М.А., Снигирева Т.А. Проблема героя на страницах «Юности» и «Нового мира» рубежа 1950-1960-х годов // Дергачевские чтения-98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. С. 174-177.
95. Лихачев Д.С. Будущее как предмет литературы // Новый мир. 1969. № 9.
96. Лихачев Д.С. Стиль как поведение (К вопросу о стиле произведений Ивана Грозного) // Современные проблемы литературоведения и языкознания. М.: Наука, 1974. С. 191-200.
97. Лобанов М.П. Из памятного // Наш современник. 2005.№ 11.С.179-183.
98. Ломинина З.И., Ломинина A.B. Homo Sapiens: ориентиры развития // Дискурсивное пространство: эволюция и интерпретации. Краснодар: КубГУ, 2006. С.62-66.
99. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля: Сб. научных трудов. Киев: Наук.думка, 2000. 504 с.
100. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера -история. М.: РАН, 1999. 510 с.
101. Луковникова О.Ю. Функционирование объяснения в современном художественном тексте // Объединенный научный журнал. М.: ТЕЗАРУС, 2006. №5. С. 28-34.
102. Любомудров М. Одичание (Глобализм как орудие разложения культуры) //Мол. гвардия. 2006. № 1-2. С.214-244.
103. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993.167
104. Маркова Т.Н. Ключевые слова в повестях В.Маканина // Русская речь. 2006. № 2.С. 17-29.
105. Маркович В.М. Человек в романе Тургенева. JL, 1976. 214 с.
106. Мелентьев A.B. Значение текста в структуре меняющейся культуры// Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001. С.28-31.
107. Мешков А.И. Обложили меня, обложили // Юность. 2006. № 2.С.88-91.
108. На переломе: Философские дискуссии 20-х годов. М.,1990.
109. Никитина H.H. Паранаука на марше // Наш современник. 2006. № З.С.160-168.
110. Павлов Ю.М. Необходимость Бондаренко // День литературы. 2006. № 2, февраль (114 ).С.1.
111. Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 204 с.
112. Павлов Ю.М. Бондаренко В.Г. Критик - это характер: Беседа // Наш современник. 2006. № 2. С.235-241.
113. Паньков H.A. Новые материалы к биографии М.М.Бахтина // Известия РАН: Серия литературы и языка. 2006. № 1.С.45-56.
114. Петров В.В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск: Наука, 1985.С.196-220.
115. Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.6. М.,1957.
116. Поросёнков C.B. Специфика изменений ценностного отношения в экзистенциальном аспекте // Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001. С. 110-120.
117. Руднева E.B. Традиции русской классической литературы в творчестве
118. B.И.Лихоносова 60-х годов. Повесть «Люблю тебя светло» // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Ростов н/Д: РГПУ, 2006. С. 192-195.
119. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. М.: наука, 1978. 244 с.
120. Сивогривова A.A., Федосова Е.А. Концепция искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина «Письма из Русского музея» // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Вып.4. Ростов н/Д: РГПУ, 2005.С.4-8.
121. Сидорова Ю.М. Роль слова в формировании концепта «красота» в творчестве И.А.Бунина (на материале «Легкого дыхания») // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Ростов н/Д: РГПУ, 2006. С.214-217.
122. Смолин О.Н. Социально-философские основания стратегии модернизации философской науки // Вопросы философии. 2006. № 3.
123. Солоух С.И. Время Шаламова // Октябрь. 2006. № 3.С. 179-181.
124. Сосновский В.Т. По страницам русской прозы и публицистики Х1Х-ХХ веков. Армавир: АГПУ, 2003. 222 с.
125. Стёпин B.C. Структура и эволюция теоретического знания // Природа научного познания. Минск: БелГУ, 1979. С.179-258.
126. Стерледева Т.Д. Нравственность и биология человека в информационном обществе: зарождающиеся тенденции и возможные перспективы // Переходные периоды в смене культурных эпох. Пермь: ПГТУ, 2001.1. C.132-139.
127. Татаринов A.B. Литературные апокрифы как религиозно-философская проблема литературной критики. Краснодар: КубГУ, 2006. 162 с.
128. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: МГУ, 2005. 388 с.
129. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: ACT, 1998.
130. Урнов М.Д. Вадим и Бахтин // Наш современник. 2006. № 2.С.242-245.169
131. Устюгова E.H. Стиль как историко-культурная проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.
132. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. М.: РАН, 1998.
133. Федоров В.М. Сакральность разума // Вопросы философии. 2006. № 2.С.45-52.
134. Федотов Г.П. Певец империи и свободы: О гуманизме Пушкина // Пушкин в русской философской критике: конец Х1Х-первая половина XX вв. М.: АН СССР, 1990. С.356-379.
135. Хатюшин В. Без божества // Молодая гвардия. 2003. № 11-12.
136. Хрустов Г.Ф. Проблема человеческого начала // Вопросы философии. 1968. № 6.
137. Цехмистро И.З. Генезис современной концепции целостности // Концепция целостности / Рук. И.З.Цехмистро. Харьков: Вища школа, 1987. С.5-31.
138. Чудинов А.П. Динамика моделей концептуальной метафоры // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь: ПТУ, 2005. Вып.9. С.304-311.
139. Чуковский К.И. Поэт и палач // Соч. в 2-х томах. М.: Правда, 1990.Т.2.С.5-55.
140. Шаховский В.И. Эмоциональная картина мира языковой личности // Язык и человек. Краснодар; Сочи: КубГУ, 1995. С.6-7.
141. Шестак JI.A. Русская языковая личность: Коды образной вербализации тезауруса. Волгоград: ВолГУ, 2003. 310 с.
142. Шпаков А.Э. Единство мира и целостность человека // Синергетика образования. Вып.5. М.; Ростов н/Д: РАО, 2005. С.211-221.
143. Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки. Семиотический анализ исторического текста. Ставрополь: СГУ, 2006. 548 с.
144. Шуртаков С. Подводя итоги // Наш современник. 1997. № 2.
145. Шустер В.Г. Идея концепция - авторская позиция (к вопросу о понимании) // Наследие В.В.Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России. Армавир: РГНФ; АГПУ, 2005. Ч.2.С.266-270.
146. Щаренская Н.М. Роль метафоры в формировании авторской картины мира в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»// Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность. Ростов н/Д: РГПУ, 2006. С.279-284.
147. Юдин В.А. Приравнял перо к штыку // Молодая гвардия. 2006. № 1-2.1. С.182-186.1. Ъ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.