Художественная концепция истории в прозе В.Г. Митыпова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ванчикова, Сарюна Дамдиновна

  • Ванчикова, Сарюна Дамдиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 160
Ванчикова, Сарюна Дамдиновна. Художественная концепция истории в прозе В.Г. Митыпова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Улан-Удэ. 2008. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ванчикова, Сарюна Дамдиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПОВЕСТЯХ И РОМАНАХ В.Г. МИТЫПОВА.

1.1. Концепции и интерпретации истории в отечественной прозе второй половины XX в.

1.2. Взаимосвязь истории и творческой личности в повести «Ступени совершенства».

1.3. Историко-культурная рефлексия в научно-фантастических повестях В.Г. Митыпова.

ГЛАВА II. РОМАНЫ В.Г. МИТЫПОВА: ИСТОРИЯ ВО ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ ЛИЧНОСТИ.

2.1. История как условие самопознания личности в романе «Долина бессмертников».

2.2. Личность и пространство национальной истории в романах «Долина бессмертников» и «Инспектор золотой тайги».

2.3. «Геологическая поэма»: историческая оптика личности в интеллектуальном романе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция истории в прозе В.Г. Митыпова»

Творчество Владимира Гомбожаповича Митыпова (род. в 1940 г.) занимает особое место в бурятской литературе второй половины XX в. Прозаик, пишущий на русском языке, автор исторической повести «Ступени совершенства», с которой он дебютировал в 1965 г. на страницах журнала «Байкал», и научно-фантастических повестей «Зеленое безумие земли» (1966) и «Приход больших обезьян» (1968), составивших с дебютным произведением сборник «Ступени совершенства», впервые опубликованный в Бурятском книжном издательстве в 1969 г. [4], в зрелом творчестве обратился к историческому жанру и создал три романа: «Долина бессмертников» (1975), «Инспектор Золотой тайги» (1978) и «Геологическая поэма» (1985), которые стали достоянием бурятской прозы, не раз издавались и переиздавались в местных и московских издательствах.

Каждый этап творчества писателя представлял собой освоение актуальной современной проблематики в оригинальном и новом для бурятской литературы ключе. Новаторское значение начального этапа творчества В. Митыпова отмечено в «Истории бурятской литературы»: уже первые произведения автора «за короткий срок появившиеся в печати, сразу же привлекли к себе внимание читателей широкой эрудированностью автора, его умением, не стилизуя, в пластически выразительных образах, в точных деталях и событиях воссоздать своеобразие изображаемой эпохи, богатством и гибкостью языка и одновременно утвердили за автором почетное место зачинателя нового жанра в бурятской литературе - научно-фантастической повести» [79, с. 95]. Новаторская природа митыповского творчества затем выразительно раскроется в его романистике. Так, новизну романа «Долина бессмертников» С.И. Гармаева увидела в особенностях его построения: «Композиционная система "двойного бытия", ставшая основой сюжета романа, свидетельствовала о том, что начался объективный и в чем-то новаторский процесс художественного осознания сложности и противоречивости жизни» [44, с. 140].

Именно в творчестве В. Митыпова обнаружился живой интерес бурятской литературы не только к обширному культурному багажу русской классики, но и к богатству западно-европейской и восточной культур и литератур. Знание образцов мировой культуры, русской классической и многонациональной советской литератур, ярко выраженная эрудиция, тяготение к интеллектуально-философской проблематике позволили писателю внести свой вклад в начатый всем предыдущим развитием бурятского этноса процесс -модернизации, в решение назревшей задачи -вывести бурятскую литературу из «состояния этнической замкнутости» [136, с. 155].

Для исследователя творчества В. Митыпова представляет интерес тяготение к исторической проблематике и глубоко своеобразное ее решение. Его творчество выглядит необычайно органичным в контексте литературного процесса как в русской, так и в национальных литературах России благодаря тому, что он разрабатывал на историческом материале проблемы, характерные для литературы XX в.: история на личностном уровне, связь времен во внутреннем опыте личности, ответственность и самопознание творческой личности. В то же время В. Митыпов внес в решение этой проблематики свой индивидуальный вклад, во многом связанный с национальным мировидением бурятского писателя.

Уроки истории», «историческая память» - в критике эти выражения обозначили целую тенденцию в литературном процессе 1960-1980-х гг. «Помни имя свое» - этот крик птицы Донненбай из романа Ч. Айтматова, без преувеличения можно сказать, стал поэтическим паролем-обращением к читателю-современнику, остался в памяти целого читательского поколения. Литература внушала, напоминала, взывала к тому, что каждый человек живет в истории, принадлежит истории и что это позволяет ему не уподобиться манкурту или ивану, не помнящему родства. Данное свойство литературы можно назвать историческим чувством или историческим зрением, позволяющим слышать и видеть «далеко во все концы света».

Важной составляющей художественного процесса советской поры была так называемая многонациональная литература - литература советских и российских национальных республик. Это было явление достаточно целостное, существовавшее в общем поле взаимовлияний и взаимоотталкиваний, где свое место занимала и бурятская литература. И в прозе названной тенденции особенно ярко проявлялось слияние, взаимодействие национальных традиций, а более всего - «слияние восточного образа мышления и русской реалистической прозы» [34, с. 170].

Значимым моментом в освоении исторической проблематики является и то, что В. Митыпов пишет на русском языке: его можно поставить в один ряд с такими писателями XX в., как киргиз Ч. Айтматов, грузин Б. Окуджава, кореец А. Ким, чукча Ю. Рытхэу, казах О. Сулейменов, узбек Т. Пулатов, выразившими сокровенные идеи и создавшими впечатляющие образы именно на языке А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого. По этому поводу хорошо сказал А. Ким: «По-моему, принадлежность к литературе определяется только языком. На каком языке человек пишет и наиболее полно выражает себя, к той национальной литературе он и принадлежит. Дело не в расовой принадлежности, а в принадлежности к слову.» [182]. Тем не менее, восточное происхождение русскоязычных писателей, несомненно, сказывается на их творчестве. Тот же А. Ким гордится своим происхождением, тем, что его предок был поэтом, и в одном из интервью признавался: «.бывая в Корее, я неожиданно обнаружил в старинных родословных книгах, что я прямой потомок одного из самых великих корейских средневековых поэтов - Ким Си Сыпа. Видите, древняя духовная струя ушла под землю и вырвалась в России в русском слове.» [182]. Если же говорить о русскоязычных бурятских писателях, то главной принадлежностью их к национальной литературе является не язык, а образ мышления, национальная картина мира. Об этом уже имеются работы бурятских исследователей (С.Ж. Балданов, О. Баранова и др.).

В творчестве бурятского прозаика В. Митыпова, возникшем на перекрестке культурных традиций, эстетических влияний, литературных тенденций, также проявилась «древняя духовная струя» и в структуре произведений, напоминающих восточную «обрамленную повесть», и в жгучем интересе к образу ученого, который в восточных практиках был одновременно художником, творцом, созидателем. Сам синтез Востока и Запада в прозе В. Митыпова не был явлением новым, но включенный в атмосферу напряженного интереса к исторической теме, предстал в неожиданном для бурятской литературы свете, что и вызвало достаточно большое количество откликов в критике и специальной литературе. Однако вопрос о месте его творчества в многонациональной литературе России до сих пор еще не ставился в бурятском литературоведении, еще нет ни одного монографического исследования, посвященного осмыслению вклада писателя в бурятскую литературу.

Не стало объектом изучения и проявившееся в его творчестве такое примечательное свойство, как соединение художественно-беллетристического и интеллектуально-философского начал. В. Митыпов принадлежит к тому типу писателей, в творчестве которых внимание к жанрам и формам так называемой массовой литературы органично соединяется обращением к сфере мысли, научных идей, с развертыванием научно-интеллектуальных теорий. После своего литературного дебюта -историко-интеллектуальной повести «Ступени совершенства» В. Митыпов обратился к научно-фантастическому жанру, но затем немаловажное значение приобрели естественно-научные пристрастия писателя, геолога по образованию. Уже о первой повести писателя «Ступени совершенства» известный бурятский критик и литературовед В.Ц. Найдаков писал: «В повести В. Митыпова по сути дела поставлен и в определенной мере решен целый ряд кардинальнейших вопросов искусства и эстетики, которых хватило бы не на один специальный научный трактат» [112, с.8].

Герои трех первых повестей писателя, объединенных в единый цикл под названием «Ступени совершенства», бьются над решением важных проблем философского характера. Будучи по профессии художниками или учеными, принадлежащими разным эпохам и странам, они одинаково способны к размышлениям, мучительной рефлексии, в своей мыслительной и творческой деятельности одинаково выдвигают гипотезы и, решая свои профессиональные вопросы, выходят за пределы рационального мышления на уровень нравственных общечеловеческих ценностей. Такой герой, становящийся по сути представителем человечества, субъектом истории, обнаруживает в себе сосредоточение и конкретного исторического времени, и субстанциальной, вечной истории, что присуще жанру философского романа [12, с. 14-15]. Такой герой, по сути, и является центром ранних произведений В. Митыпова, а сюжет его становления и формирования такого героя — принципом, лейтмотивом всего последующего творчества.

История выступает как развернутый во времени человек, а человек становится сфокусированной и персонифицированной историей в романах «Долина бессмертников», «Геологическая поэма», «Инспектор Золотой тайги». Герои романов - художники, ученые, представители научной и художественной интеллигенции разных эпох, в своих размышлениях, спорах, поисках ответов на мучительные вопросы обретают себя в субстанциальном, универсальном пространстве, когда место их обитания становится чуть ли не центром Вселенной. История как в ранних повестях, так и в романах писателя носит метафорический смысл и приобретает общекультурное значение. Бытовые подробности и детали, хотя и играют немаловажную роль, но на первый план выдвигаются все-таки диалоги-споры, монологи-размышления.

В этих условиях обращение к одному из периодов советской истории, когда наблюдались типологически близкие нынешнему этапу культурные явления, представляет интерес и особую актуальность. Научный, историко-философский взгляд художника проявляет свою востребованность в определенные - переходные — эпохи, и представляется интересным обнаружить причины этого социокультурного явления. Ведь еще на заре возникновения бурятской литературы проявился закон литературного развития, сформулированный одним из ведущих в свое время критиком и литературоведом Бурятии А.Б. Соктоевым: «В какие моменты наступают у летописца (читай - художника-историка) озарения, когда возникает острота слуха и видения? В момент рождения нового исторического сознания, знаменующего переход к новой исторической эпохе» [137, с. 185].

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы — рассмотреть творчество В. Митыпова в контексте исторических концепций многонациональной прозы последних десятилетий XX в., проследить и обосновать интерес писателя на протяжении всего творчества к исторической проблематике, объяснить своеобразие ее решения, выразившееся в образной, жанровой, повествовательной структуре его произведений

Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить место исторической прозы писателя в литературном процессе 1960-1980-х гг.;

2. связать художественную концепцию истории В. Митыпова с характером и особенностями процесса интеллектуализации в его раннем и зрелом творчестве;

3. рассмотреть историческую проблематику в романах писателя (история и современность, художник и творчество, история через внутренний опыт личности) в аспекте самопознания личности, показать органичность средств выразительности в произведениях В. Митыпова для выражения исторической концепции;

4. выделить в романах писателя специфические особенности преломления национальной образности, позволяющие объяснить характер взаимосвязи истории и творческой личности, мысли и чувства, понятийного и образного начал.

Методы и приемы исследования. Особенность материала -художественная концепция истории в творчестве русскоязычного бурятского писателя В. Митыпова - определила методологическую базу диссертации. Методологической основой исследования стали труды по структурно-типологическим проблемам (М.М. Бахтин, Ю.Н. Тынянов, Ю.М. Лотман*и др.), труды по истории русской (Г.А. Белая, Е.Б. Скороспелова, М.А. Голубков и др.), и бурятской литературы XX столетия (В.Ц. Найдаков, С.И. Гармаева, С.С. Имихелова и др.). Работа строится на сочетании элементов историко-типологического, культурологического подходов, использовании метода мотивного анализа текста, метода бинарных оппозиций.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым целостным исследованием творчества В. Митыпова. Научное' осмысление бурятской литературы дополнено теоретическим обоснованием тенденции, которая была характерна для литературы XX в. - стремления к единству чувственного и интеллектуального, мысли и образа в претворении художественной концепции истории и личности в истории. Значительно расширен и углублен контекст творчества писателя, с точки зрения современных концепций обоснована связь его версии художественной истории с другими историческими концепциями и интерпретациями в литературном процессе XX в.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. История в концепции В. Митыпова напрямую связана с философией творчества и творческой личности. Герои писателя, будучи по профессии художниками или учеными, принадлежащими разным эпохам и странам, в своей мыслительной и творческой деятельности, решая профессиональные вопросы, выходят на уровень нравственных общечеловеческих ценностей. Такой герой по сути и является центром произведений В. Митыпова, а сюжет становления и формирования такого героя — принципом, лейтмотивом всего творчества. Бытовые подробности и детали, хотя и играют немаловажную роль, но для писателя приоритетными оказываются диалоги-споры, монологи-размышления. Взгляды героя на жизнь, искусство, исторические обстоятельства становятся формой исторической рефлексии самого писателя.

2. Произведения В. Митыпова можно органично включить в контекст развития русской и других национальных литератур России в связи с процессом интеллектуализации исторической прозы, такими ее особенностями, как рационализация композиции и сюжетной канвы, вызванная работой мысли героя, перенос центра тяжести с фабульности на разветвленную систему мотивов, монтаж фрагментов и эпизодов, построенных на двух пересекающихся пластах повествования типа «текст в тексте», активное использование различных форм авторского присутствия в реалистическом повествовании, средств выразительности, воспроизводящих ассоциативный тип мышления, включение в текст «чужого слова» - цитат, аллюзий, реминисценций.

3. В основу художественной концепции истории прозе писателя положены универсальные законы отношения человека к природе, социуму, к другом человеку, к самому себе. История в произведениях В. Митыпова - не просто «персонаж», но активная сила, которая ставит человека перед необходимостью самопознания. И наоборот, внутренняя работа сознания, чувства и мысли героев писателя не существуют в отрыве от обостренного чувства истории.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты будут использованы в дальнейших научных исследованиях по истории бурятской литературы. Изучение динамики жанров исторической прозы, становления и развития интеллектуального направления в бурятской литературе восполнит недостающее звено в комплексном исследовании творчества В. Митыпова. Диссертационная работа вносит существенный вклад в разработку проблемы «человек и история», концепции личности и интеллектуального романа. Систематизированный в работе материал может быть использован в дальнейшем изучении вклада бурятской литературы в отечественный литературный процесс, при чтении лекций по истории русской и бурятской литературы второй половины XX в. Результаты исследования могут быть привлечены в спецкурсах, изучающих пути развития русскоязычной бурятской литературы, а также в изучении таких вопросов, как природа и динамика исторических жанров, проблема творчества, искусства в литературе.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы апробированы на международных научных конференциях (Улан-Удэ, 2007): «Россия - Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности», «Интеллигенция и проблемы национальных отношений», «Мир бурятских традиций в контексте истории и современности» (Улан-Удэ, 2008). По теме диссертации опубликованы 3 статьи, одна из них - в реферируемом журнале «Вестник Бурятского госуниверситета» (Улан-Удэ, 2008).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ванчикова, Сарюна Дамдиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество В. Митыпова глубоко своеобразно, обладает особым качеством - историзмом авторского отношения к изображенным событиям. В своих повестях и романах он сумел показать, как человек из человека частного со своей личной судьбой и личными чувствами превращается в человека исторического, равноправного участника истории, факты которой становятся фактами его личной биографии. Анализ того, как это происходит, и составил интерес данного исследования.

Другая особенность произведений писателя - тема творчества, научного и художественного, которая и придает своеобразие структуре его произведений. Это своеобразие композиционной структуры (текст в тексте), своеобразие мотивной структуры, вырастающая из принципа бинарных оппозиций (динамика/статика, смерть/бессмертие, добро/зло), своеобразие повествовательной структуры, продиктованное проблеме самосознания личности, это специфика культурных и литературных ассоциаций в авторском сознании и сознании героя-интеллектуала, для которого внутренний духовный опыт сопрягается с опытом нации.

Особенность исторической концепции В. Митыпова является научная, творческая природа мышления автора, которая становится предметом напряженной рефлексии в его повестях и романах. В интеллектуальных повестях и романах писателя рефлексия в виде рациональной идеи облачена в необходимую для нее жанровую форму. Такой формой часто в XX в. служила научная фантастика, которая не просто не отвлекала от идеологического содержания, а позволяла донести до читателя идею в обнажено-образном виде. Другая форма - исторический роман. Жанровая природа романа в такого рода прозе, хотя и обладала большей свободой для толкования идейного содержания, но в XX в. в ней интеллектуальное начало позволило обновить потенциал жанра. Это видно даже на примере романа историко-революционного — его обновленная форма у В. Митыпова также свидетельствовала о возможностях, которая она дает для приближения к подлинно интеллектуальному роману.

История в исторических романах В. Митыпова предстает в буквальном смысле как текст: она воспринимается через тексты, созданные в пространстве основного повествования. Разные голоса накладываются друг на друга, фрагменты-отступления построены на подробно разработанной системе пересекающихся точек зрения. Другими словами, интеллектуальная проза обладает не только большой долей условности (фантастической), но и большой исторической оптикой.

Герой интеллектуальной прозы - обладатель особых качеств, которые остаются неизменными во все времена. Такие герои в большом наличии присутствуют и в современной русской прозе. Так, в начале XXI в. появилось немало произведений, главное отличие которых заключалось в том, что в центре был «герой философского трактата, а не романа, в большей степени — носитель идеи, чем художественный образ» [28, с. 162]. Именно этими словами характеризовал критик героя романа «Даниэль Штайн, переводчик» JI. Улицкой (2005). Другой критик охарактеризовал роман как «идеологический»: «все в нем приспособлено для прямого выражения взглядов его создателя» [123, С. 190].

В многочисленных культурных и литературных цитатах обнаруживается ориентация голоса героя на «чужое» слово. А это проекция личной судьбы на судьбы людей, отстоящих на десятилетия, столетия, и даже тысячелетия, но сходных по жизненным стратегиям и потому сопоставимых в рамках единого большого времени - Истории.

Книжность, отсутствие жизненности и жизненного опыта - в этом упрекали критики автора книги «Ступени совершенства». Но, на наш взгляд, в произведениях писателя было главное - в ней явственно отразился гуманизм автора, его боль за другого человека, неравнодушие, беспокойство, тревога, которые придают одухотворяющее начало повествованию.

В нашем исследовании сделана попытка отыскать основные линии художественной идеологии произведений В. Митыпова, ибо главная мысль дана в них не в прямых рассуждениях (хотя порой ее движение может осуществляться и напрямую в открытых монологах-сентенциях героя), а растворена в художественной ткани. Прежде всего, в структуре произведения - композиционной, пространственно-временной, повествовательной, мотивной.

В содержательной и образной структуре произведений В. Митыпова важное место занимает мотив смерти. Если доминантной структурной составляющей является мысль автора о связи разных исторических времен, то мотив смерти - один из сквозных, подтверждающих эту мысль мотивов, одно из доказательств истинности пути героя - ученого-мыслителя, художника-философа, способного связать в своем внутреннем мире историю и современность, смерть и бессмертие.

Таким образом, интеллектуальный спор составляет проблемно-тематическое поле повествования и его художественную структуру в прозе писателя. И это художественнее единство мысли и образа, как мы убедились, достойно стать предметом литературоведческого исследования.

Интеллектуальной прозой произведения В. Митыпова становятся и в жанровом аспекте: в них научный (научно-художественный или научно-фантастический) трактат встроен в координаты исторического сюжета и беллетристического вымысла. Сделать движение идеи, мысли увлекательным и захватывающим - эта сверхзадача интеллектуальной прозы, на наш взгляд, последовательно достигается В. Митыповым на протяжении всего его творчества. Синтез духа и интеллекта, чувства и мысли выразился в его героях-интеллектуалах, для которых интеллектуальное усилие не может существовать в отрыве от эмоционального, их единство и становится важнейшей составляющей духовной работы. О сущности героя В. Митыпова вернее говорить как о духе-интеллекте, о духовном и интеллектуальном усилии, дающем личности возможность самопознания, самосозидания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ванчикова, Сарюна Дамдиновна, 2008 год

1. Бальбуров, А. Двенадцать моих драгоценностей. Текст. / А. Бальбуров. М.: Советская Россия, 1975. - 222 с.

2. Белый, А. Петербург: роман в 8-ми гл. с прологом и эпилогом. Текст. / А. Белый; изд. Подготовил Л.К. Долгополов Л.: Наука, 1981.-696 с.

3. Буйда, Ю.В. Скорее облако, чем птица. Текст. / Ю.В. Буйда. М.: Вагриус, 2000.

4. Митыпов, В. Ступени совершенства Текст. / В. Митыпов. Улан-Удэ: Бурятяское книжное издательство, 1969. -255 с.

5. Митыпов, В. Мамоптенок Фуф Текст. повесть-сказка / В. Митыпов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1982. -41 с.

6. Митыпов, В. Долина бессмертников Текст. / В. Митыпов. — М.: Современник, 1975. 236 с.

7. Митыпов, В. Инспектор золотой тайги Текст.: Роман. / В. Митыпов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1978. 369 с.

8. Митыпов, В.Г. Ступени совершенства. Долина бессмертников.

9. Инспектор золотой тайги Текст.: Повесть и романы. / В. Митыпов. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 576 с.

10. Митыпов, В. Геологическая поэма Текст. / В. Митыпов. М.:1. Современник, 1985. 560 с.

11. Митыпов, В. Долина бессмертников. Инспектор золотой тайги Текст. / В. Митыпов. Чита, 2005. - С. (Забайкальский роман: в 5 т. / В. Митыпов; т.5.)

12. Цыдендамбаев, Ч. Моя первая книга Текст. / Ч. Цыдендамбаев // Байкал. 1970,-№ 1.

13. Список использованной литературы

14. Агеносов, В.В. Советский философский роман Текст. / В.В. Агеносов. М.: Прометей, 1989 - 466 с.

15. Аннинский, JI.A. Локти и крылья: Литература 80-х гг. Текст. / Л.А. Аннинский. М.: Современник, 1989. - с.

16. Аристотель. Об искусстве поэзии. Текст. / Аристотель; ред., пер. и коммент. Ф.А. Петровского; ст: А.С. Ахманова и Ф.А. Петровского -М.: Гос. Изд-во Худож. литературы, 1957. 182 с.

17. Арутюнов, Л. Национальный мир и человек Текст. / Л. Арутюнов // Изображение человека: Сб. ст. М.: Наука, 1972.

18. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. Текст. / Э. Ауэрбах. М. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 503 с.

19. Ауэрбах, Э. Филология мировой литературы Текст. / Э. Ауэрбах // Вопросы литературы. 2004. № 5. - С. 123-139.

20. Бальбуров, Э.А. Поэтика лирической прозы: 1960-1980-е годы. Текст. / Э.А. Бальбуров. Новосибирск: Наука, 1982. - 132 с.

21. Бардасова, Э.В. Концепция возможных миров в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: Текст. дис. . канд. филол. наук: /Э.В. Бардасова. Казань, 1995.

22. Барт, Р. Мифологии. Текст. [пер. с фр.] / Р. Барт; вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. -313 с.

23. Бахтин, М.М. Слово в романе Текст. / М.М. Бахтин// Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

24. Бахтин, М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) Текст. / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

25. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Текст. / М.М. Бахтин. -М.: Советская Россия, 1972. -318 с.

26. Белая, Г.А. Философско-этические проблемы современной литературы. Текст. / Г.А. Белая. М.: Знание, 1982.

27. Белая, Г. А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. Текст. / Г.А. Белая. М.: Знание, 1986. - 368 с.

28. Белая, Г.А. Булат Окуджава: время и мы Текст. / Г.А. Белая. М.: Современник, 1989. - С. 3-24. (Окуджава Б.Ш. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1.

29. Белинский, В.Г. Поли. собр. соч. Текст.: В 13-ти т. Т. 5 / В.Г. Белинский М.: АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1954. - 862 с.

30. Беляков, С. Дон Кихот из Хайфы Текст. / С. Беляков // Новый мир. -2007.-№5.-С. 161-168.

31. Бергер, Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля Текст. / Л.Г. Бергер // Вопросы философии. 1984.-№ 4.-С. 114-128.

32. Библер, B.C. Мышление и творчество. (Введение в логику мысленного диалога). Текст. / B.C. Библер. М., 1975.

33. Большакова, А.Ю. Современные теории жанра в англо-американском литературоведении Текст. / А.Ю. Большакова // Теория литературы. Т. III: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 99-132.

34. Бочаров, А.Г. Бесконечность поиска. Текст. / А.Г. Бочаров. -М.: Советский писатель, 1982. — 424 с.

35. Бочаров, А.Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х 80-х годов. Текст. / А.Г. Бочаров. - М.: Художественная литература, 1988.-383 с.

36. Бритиков, А. Русский советский научно-фантастический роман. Текст. / А. Бритиков. Л.: Наука, 1970.

37. Бритиков, А. Отечественная научно-фантастическая литература: некоторые проблемы истории и теории жанра. Текст. / А. Бритиков. -СПб., 2000.-400 с.

38. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум. Текст. / С. Н. Бройтман. М.: Академия, 2004. - 341 с.

39. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика Текст. / С.Н. Бройтман // Теория литературы: В 2 т. Т. 2; под. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: ИЦ «Академия», 2004. - 356 с.

40. Великанов, А. Как физики съели лириков с потрохами и не подавились Текст. / А. Великанов // Логос. 2006. № 4. - С. 28-38.

41. Волков, И.Ф. Теория литературы. Текст. / И.Ф. Волков. М.: Просвещение и др., 1995. - 256 с.

42. Гальцева, Р. Очерки русской утопической мысли XX века. Текст. Р. Гальцева. М.: Наука, 1991. - 208 с.

43. Гармаева, С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX в. Текст. / С.И. Гармаева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.- 170 с.

44. Гармаева, С.И. Национальные образы мира в литературе Текст. / С.И. Гармаева // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: материалы междунар. конф. Т.З. Улан-Удэ, 2000. С. 188-192.

45. Гармаева, С.И. Сложность композиционной структуры романа В. Митыпова «Долина бессмертников» как новый этап в развитии национальной литературы» Текст. / С.И. Гармаева // Россия-Азия:

46. Проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур. Улан-Удэ, 2002.

47. Геллер, JI. Вселенная за пределами догмы: Размышления о советской фантастике. Текст. / JI. Геллер. Лондон, 1985. 444 с.

48. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе. Текст. / Л. Гинзбург. Л.: Художественная литература, 1977. -442 с.

49. Гинзбург, Л. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. Текст. / Л. Гинзбург Л.: Советский писатель, 1987. - 400 с.

50. Голубков, М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. Текст. / М.М. Голубков. М.: Издательство МГУ, 1992. - 202 с.

51. Голубков, М.М. Русская литература XX в. После раскола. Текст. / М.М. Голубков. -М.: Аспект Пресс, 2001. 267 с.

52. Гордин, Я. Порвалась связь времен? Заметки об одном направлении исторической прозы Текст. / Я. Гордин // Вопросы литературы. -1986.-№3.-С. 43-70.

53. Горский, И.К. О двух подходах к изучению произведений историко-литературного жанра Текст. / И.К. Горский // Филологические науки. 1997. - № 3. - С. 3-14.

54. Гринцер, П.А. Две эпохи романа Текст. / П.А. Гринцер // Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980.

55. Гулыга, А.В. Искусство в век науки. Текст. / А.В. Гулыга. М.: Наука, 1978.

56. Давыдов, Ю. Наш век это век Иуды Текст. / Ю. Давыдов // Знамя. -2000.-№2.-С. 177-178.

57. Данчинова, М.Д. Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960-1990-х гг. Текст.: автореф. . канд. филол. наук. -Улан-Удэ, 2000. 18 с.

58. Данчинова, М.Д. Когерентность пространства и времени в романе В.Митыпова «Долина бессмертников» Текст. / М.Д. Данчинова // Гуманитарные исследования: Сб. трудов молодых ученых Бурятии. Улан-Удэ, 1996.-С. 165-172.

59. Данчинова, М.Д. Пространственные и временные особенности художественного мира В. Митыпова Текст. / М.Д. Данчинова // Вестник Бурятского университета. Сер. Филология. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. - Вып. 6. - С. 77-83.

60. Дашевская, О.А. Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук: / О.А. Дашевская. Томск, 2006.

61. Дедков, И. Живое лицо времени: очерки прозы семидесятых-восьмидесятых. Текст. / И. Дедков. М.: Советский писатель, 1986. -389 с.

62. Днепров, В.Д. Идеи времени и формы времени. Текст. / В.Д. Днепров. JL: Советский писатель, 1980. - 598 с.

63. Днепров, В.Д. Черты романа XX века. Текст. / В.Д. Днепров. JL: Советский писатель, 1982.

64. Добренко, Е. Аналитические тенденции в современной советской прозе и творчество Ю. Трифонова 1960-1980-х годов Текст.: автореф. . канд. филол. наук. Одесса, 1987.

65. Драгомирецкая, Н.А. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ вв. Текст. / Н.А. Драгомирецкая. М., 1991. - 352 с.

66. Дубин, Б. Прошлое как различие, или История как гнездо повествований Текст. / Б. Дубин // Новое литературное обозрение. -1999. -№28.

67. Есть ли у нас интеллектуальная литература? Текст. // Литературная Россия. 2005. № 49. 9 дек.

68. Жанузаков, М.Н. Стилевые новации в современной исторической прозеТекст. / М.Н. Жанузаков // Филологические науки. 1997. - № З.-С. 26-34.

69. Замятин, Е. Я боюсь. Статьи о литературе. Текст. / Е. Замятин. М.: Современник, 1987.

70. Затонский, Д. Искусство романа и XX век. Текст. / Д. Затонский. -М.: Художественная литература, 1973. 535 с.

71. Зенкин, С. Оценить, чтобы понять Текст. / С. Зенкин // Вопросы литературы. 1989. - № 11.

72. Золотусский, И. Монолог с вариациями. Текст. / И. Золотусский. -М.: Советская Россия, 1980. 416 с.

73. Иванова, Н. Жизнь и смерть симулякра в России Текст. / Н. Иванова // Дружба народов. 2000. - № 8.-С. 186-196.

74. Ивашева, В. На пороге XXI века: (НТР и литература). Текст. В. Ивашева, М.: Художественная литература, 1979. - 318 с.

75. Имихелова, С.С. «Авторская» проза и драматургия 1960-1980-х годов: своеобразие творческого метода. Текст. / С.С. Имихелова. -Улан-Удэ: Издательство БГУ,1996. 88 с.

76. Имихелова, С.С. Своеобразие художественного метода в «авторской» прозе и драматургии 1960-1980-х годов (на материале русской и бурятской литератур) Текст.: автореф. . докт. филол. наук. М., 1996.39 с.

77. Имихелова, С.С.Своеобразие субъективных повествовательных форм в бурятской прозе 1970-х гг. Текст. / С.С. Имихелова // Вестник

78. Бурятского государственного университета. Сер. Филология. 1997. -Вып. 1.-С. 118-128.

79. Имихелова, С.С. «Текст 1968 года» как концепт русской культуры Текст. / С.С. Имехелова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки (Филология).-2001.-Вып. 1 (26).-С. 83-87.

80. Имихелова, С.С., Фролова, И.В. «Антология бурятского романа»: новый издательский проект Текст. / С.С. Имихелова, И.В. Фролова// Сибирские огни. 2008. - № 7. - С. 159-165.

81. История бурятской литературы. Т. Ill: Современная бурятская литература (1956-1995). Текст. Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 1997. 298 с.

82. Кагарлицкий, Ю. Что такое фантастика?: О темах и направлениях зарубежной фантастики вчера и сегодня. Текст. / Ю. Кагарлицкий. -М.: Художественная литература, 1974. 349 с.

83. Ковский, В. Литературный процесс 60-70-х годов. Текст. / В. Ковский. -М.: Художественная литература, 1983.

84. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. Текст. / Н.А. Кожевникова. М., 1994. - 336 с.

85. Козлов, С. Наши «новые истористы» Текст. / С. Козлов // Новое литературное обозрение. 2001. - № 50.

86. Краснов, Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения Текст. / Г.В. Краснов // Русская литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции. Вып. 4. - Горький, 1980.

87. Кузнецов, М.М. Советский роман. Статьи. Портреты. Текст. / М.М. Кузнецов. — М.: Советский писатель, 1986. — 413 с.

88. Лассан, Э. «Плюрализм возможен, консенсус исключен»: роман Ю. Давыдова «Бестселлер» в свете «лингвистического поворота» в гуманитарных науках Текст. / Э. Лассан // Новое литературное обозрение. 2006. - № 5 (81). - С. 293-311.

89. Латынина, А. Знаки времени: Заметки о литературном процессе в 1970-1980-е годы. Текст. / А. Латынина. — М.: Советский писатель, 1987.-368 с.

90. Латынина, А. О романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» Текст. / А. Латынина // Литературная газета. 1984. - 4 янв. - С. 4.

91. Лейдерман, Н. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы. Текст. / Н. Лейдерман. Свердловск, 1982. - 256 с.

92. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Текст.: В 2 т. Т. 1.: Современная русская литература: 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.

93. Лем, С. Сумма технологии. Текст. / С. Лем. СПб.: Амфора, 2002. -313 с.

94. Лем, С. Философия случая Текст.: [пер. с пол.] / С. Лем. М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2005. - 767 с.

95. Лифшиц, И. О невероятном и невозможном Текст. / И. Лифшиц // Художественое и научное творчество. Л., 1972.

96. Лосев, А.Ф. Ирония античная и романтическая // эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли. Текст. / А.Ф. Лосев. М., 1966. - С. 54-84.

97. Лотман, Ю.М. Текст в тексте Текст. / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 14. - Тарту, 1981.

98. Лотман, Ю.М. Технический прогресс как культурная проблема Текст. / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. Вып. 831. -Т. 22.-Тарту, 1988.

99. Лотман, Ю.М. Смерть как проблема сюжета Текст. / Ю.М. Лотман // Избранные труды по семиотике. / Ю. Лотман. — М., 1993.

100. Лотман, Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки.

101. Выступления. (1962 1993) Текст. / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1998. - 704 с.

102. Луков, В.А. История литературы. История зарубежной литературы от истоков до наших дней. Текст. / В.А. Луков. М.: Академия, 2003. -507 с.

103. Люббе, Г. Историческая идентичность Текст. / Г. Люббе // Вопросы философии. 1994. - № 4.

104. Мандельштам, О. Слово и культура: Статьи. Текст. / О. Мандельштам. М.: Советский писатель, 1987. - 320 с.

105. Манн, Т. Собрание сочинений Текст.: В 10 т.Т. 10. / Т. Манн. М.: Гослитиздат, 1961. - 672 с.

106. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма. Текст. / Ю.В. Манн; АН СССР Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М.: Наука, 1976.-376 с.

107. Межуев, В.М. Философия истории и историческая наука Текст. / В.М. Межуев // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С. 74-86.

108. Мельникова, А.И. Советская фантастическая литература и тенденции развития жанра: Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук. / А.И. Мельникова. М., 1988. - 19 с.

109. Чиладзе I записал Ю. Болдырев // Вопросы литературы. 1980. - № 8.-С. 124-154.

110. Мусхелишвили, H.JT. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации Текст. / H.JI. Мусхелишвили, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. 1997. - № 10.

111. Найдаков, В.Ц. Прошлое, будущее, настоящее Текст. / В.Ц. Найдаков // Байкал. 1974. - № 2. - С. 125-132.

112. Найдаков, В.Ц. Путь к роману: История формирования бурятской прозы. Текст. / В.Ц. Найдаков. Новосибирск: Наука, 1985. 260 с.

113. Найдаков, В.Ц. Ступенями совершенства // Митыпов В. Ступени совершенства. Долина бессмертников. Инспектор золотой тайги. -Улан-Удэ, 1984.-С. 3-12.

114. Найдаков, В.Ц. Владимир Митыпов Текст. / В.Ц. Найдаков // Портреты писателей Бурятии. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1997,-С. 63-70.

115. Найдаков, В.Ц. Русскоязычная проза Бурятии Текст. / В.Ц. Найдаков //Байкал, 1988.-№2.-С. 128-134.

116. Найдаков, В.Ц. Африкан Бальбуров Текст. / В.Ц. Найдаков // Байкал.- 1989.-№3.-С. 105-110.

117. Найдаков, В.Ц., Имихелова, С.С. Бурятская советская драматургия. Текст. / В.Ц. Найдаков, С.С. Имихелова. Новосибирск: Наука, 1987.-272 с.

118. Неелов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Текст. / Е.М. Неелов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 200 с.

119. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Текст. / под ред. . Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. - 176 с.

120. Панфилов, О. Мистический дух переходных эпох Текст. / Панфилов О., Панфилова Н. // Ступени. 1992. - № 2.

121. Пауткин, А.И. Искусство исторического повествования (проза Ю. Давыдова) Текст. / А.И. Пауткин // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. -1990. -№ 1.

122. Плотников, Н. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе Текст. / Н. Плотников // Вопросы философии. -1994.-№4.-С. 87-93.

123. Ратке, И.Р. Интеллектуальная проза в русской литературе 1920-1930-х гг. Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук: : / И.Р. Ратке. -Волгоград, 2005.

124. Роднянская, И. P.S. В сухом остатке Текст. / И. Роднянская // Новый мир.-2007,-№5.-С. 190-191.

125. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. Текст. / В.П. Руднев. -М.: Аграф, 1999.-384 с.

126. Русская литература в XX веке: Имена. Проблемы. Культурный диалог. Текст.: сб. науч. тр. Вып. 7: Версии истории в русской литературе XX века. - Томск: Издательство ТГУ, 2005. - 280 с.

127. Русская повесть как форма времени Текст.: сб. статей. / под ред. -Томск: Издательство Томского гос. ун-та, 2002. 340 с.

128. Рыбальченко, Т.Л. Структура «текст в тексте» в современном романе Текст. / Т.Л. Рыбальченко // Проблемы литературных жанров: материалы междунар. науч. конф. Ч. 2: Русская литература XX века. Томск: Издательство ТГУ, 2002. - С. 262-270.

129. Сангадиева, Э.Г. Концепция мира и человека в бурятском романе 1960-1970-х годов Текст.: дис. . канд. филол. наук: : /Э.Г. Сангадиева. Улан-Удэ, 2004.

130. Сердобинцева, Г.М. Современная художественно-философская проза. Текст. / Г.М. Сердобинцева. М.: МГПИ, 1985. - 81 с.

131. Серебрякова, З.А. Образы исторических деятелей в бурятской литературе Текст. / З.А. Серебрякова // Вестник БГУ. — Сер. История. 2006. - Вып. 11. - С. 47-53.

132. Скалой, Н.Р. Русская философская проза 20-30-х годов XX века Текст.: автореф. дис. . докт. филол. наук / Н.Р. Скалон. М., 1995.

133. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. Текст. / И. С. Скоропанова. СПб.: Невский простор, 2001. — 416 с.

134. Скоропанова, И.С. Типология русской постмодернистской литературы Текст. / И. С. Скоропанова // Постмодернизм: Pro et contra: материалы междунар. конф. Тюмень, 2002.

135. Скороспелова, Е. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). Текст. / Е. Скороспелова. М.: ТЕИС, 2003.-358 с.

136. Соктоев, А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. Текст. / А.Б. Соктоев. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1975.

137. Степанян, К. Преображение любви Текст. / К. Степанян // Новый мир. 2007. - № 2.

138. Султанов, К.К. Владения души Текст. / К.К. Султанов // Литературное обозрение. 1978. - №1.

139. Султанов, К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа Текст. / К.К. Султанов; АН СССР Институт мировой литературы им. A.M. Горького; Отв. ред. Г.И. Ломидзе. — М.: Наука, 1989.- 152 с.

140. Султанов, К.К. Роман в диалоге национальных культур (к проблеме ценностного подхода) Текст. / К.К. Султанов // Поиски нового в изучении литератур народов СССР. Улан-Удэ, 1991.

141. Суровцев, Ю. В 70-е и сегодня. Текст. / Ю. Суровцев. М.: Советский писатель, 1985. - 574 с.

142. Тамарченко, Н.Д. Типология реалистического романа. Текст. / Н.Д. Тамарченко. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1988.

143. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу Текст.: пер. с фр. / Ц. Тодоров. М., 1997. - 144 с.

144. Тойнби, А. Постижение истории. Текст. / А. Тойнби. М.: Искусство, 1991. - 312 с.

145. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. Текст. / Б.В. Томашевский. — М., 2002.

146. Тулохонов, С.М. Принцип историзма в историческом романе Бурятии: Автореф. . канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1994. 18 с.

147. Тулохонов, С.М. Силуэты писателей Бурятии. Текст. / С.М. Тулохонов. Вып. 1. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 1998. - 112 с.

148. Тулохонов, С.М. Историзм литературы Бурятии. Текст. / С.М. Тулохонов. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2000. - 206 с.

149. Тулохонов, С.М. Принцип историзма в литературе Бурятии (на материале творчества русскоязычных писателей): Автореф. . докт. филол. наук. Улан-Удэ, 2000. 42 с.

150. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Текст. / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - 575 с.

151. Тюпа, В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. Текст. / В.И. Тюпа. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1987. - 224 с.

152. Тюпа, В.И. Аналитика художественности. Введение в литературоведческий анализ. Текст. / В.И. Тюпа. М., 2001.

153. Уланов, Э.А. Роман о современности в бурятской советской прозе (опыт комплексного анализа). Текст. / Э.А. Уланов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1981.-- 133 с.

154. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Текст. / Б.А. Успенский. М., 1970.

155. Успенский, Б.А. История и семиотика Текст. / Б.А. Успенский. — М.: Гнозис, 1996. 780 с. (Избранные труды: В 3 т. / Успенский Б.А. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры.)

156. Утехин, Н.П. Жанры эпической прозы. Текст. / Н.П. Утехин. JL: Наука, 1982.

157. Февр, Л. Бои за историю. Текст. / Л. Февр. М., 1991.

158. Флоренский, П. Столп и утверждение истины. Текст. / П. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 825 с.

159. Фрумкин, К.Г. Философия и психология фантастики. Текст. / К.Г Фрумкин. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 240 с.

160. Фуко, М. Ницше, генеалогия, история. Текст. / М. Фуко. СПб.: Университет, кн., 1997.

161. Халхарова, Л.Ц. Проза Ч. Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины мира: Автореф. . канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2007.

162. Хангалов, М.Н. Зэгэтэ-аба. Облава на зверей у древних бурят Текст. / М.Н. Хангалов. -// Улан-Удэ: Бургиз, 1958. 550 с. (Собр. соч.: В 3 т. / М.Н. Хангалов; Т.1.)

163. Хейзинга, Й. Задачи истории культуры Текст. / Й. Хейзинга // Человек играющий: Статьи по истории культуры. / Й. Хейзинга. -М.: Айрис-Пресс, 2003.

164. Чаадаев, П.Я. Поли. собр. соч. и избранные письма. Текст. / П.Я. Чаадаев; Т. 1. -М.: Наука, 1991.

165. Черная, Н. В мире мечты и предвидения. Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. Текст. / Н. Черная. -Киев: Наукова думка, 1972. 228 с.

166. Чернышева, Т.А. Природа фантастики. Текст. / Т.А. Чернышева. -Иркутск: Издательство ИГУ, 1998. 336 с.

167. Чудакова, М. Мирные дни инспектора Крафта. Фантастические рассказы и попутно. Текст. / М. Чудакова. М.: ОГИ, 2005. - 112 с.

168. Шатин, Ю.В. Художественная целостность и жанрообразующие процессы. Текст. Ю.В. Шатин. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1991. - 190 с.

169. Шкловский, В. Гамбургский счет: Статьи воспоминания - эссе (1914-1933). Текст. / В. Шкловский. ~М.: Советский писатель, 1990. - 544 с.

170. Шмид, В. Поэзия прозы. Текст. / В. Шмид. СПб., 1995.

171. Шундик, Н. Проза 70-х Текст. / Н. Шундик // Байкал. 1978. - № 6.

172. Эйхенбаум, Б. О прозе Текст.: Сб. статей. / Б. Эйхенбаум. Л.: Художественная литература, 1969. - 504 с.

173. Эиштейн, М. Время самопознания Текст. / М. Эпштейн // Дружба народов. 1978. - № 8. - С. 276-280.160 1 / L- ^

174. Эсалнек, А .Я. Внутрижанртвая типология и пути ее изучения. Текст. / А.Я. Эсалнек. М.: Издательство МГУ, 1985. - 184 с.

175. Эткинд, А. Новый историзм, русская версия Текст. / А. Эткинд // Новое литературное обозрение. 2001. - № 47.

176. Ямпольский, М. Настоящее как разрыв. Заметки об истории и памяти Текст. / М. Ямпольский // Новое литературное обозрение. 2007. -№ 83.-С. 51-74.

177. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. Текст. / К. Ясперс. М.: Радуга, 1991.-534 с.1. Электронный ресурс

178. Ким, А. Я пишу о бессмертии Электронный ресурс. / Зап. С. Руденко http://www.hrono.info/public/2001/kim01 .html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.