Христианство в Республике Алтай на современном этапе: традиции, тенденции, вызовы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Вожакова Мария Сергеевна

  • Вожакова Мария Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 194
Вожакова Мария Сергеевна. Христианство в Республике Алтай на современном этапе: традиции, тенденции, вызовы: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2018. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вожакова Мария Сергеевна

Введение

Глава 1. Понятийно-категориальный аппарат и теоретическая база исследования

§ 1.1. Религиозный нарратив

§ 1.2. Религиозная конверсия/религиозное обращение

§ 1.3 Миссионерство и прозелитизм

Глава 2. Традиции христианства в Горном Алтае. История проникновения христианских конфессий и их развитие в регионе до

-х гг

§ 2.1. Включение региона в состав Российского государства. Начало

проникновения христианства в Горный Алтай в ХУП-ХУШ вв

§ 2.2. Алтайская духовная миссия

§ 2.3. Православие в советский период

§ 2.4. Протестантизм и католицизм

Глава 3. Религиозные тенденции в России и мире в конце XX -начале XXI в. Их проявление в религиозной ситуации в Горном

Алтае

§ 3.1. Место религии в современном мире

§ 3.2. Религиозная политика и религиозное законодательство в России в

конце XX - начале XXI в

§ 3.3. Дебаты о прозелитизме в межконфессиональном диалоге

христианских церквей

§ 3.4. Соотношение этнической и религиозной идентичности в

современной России

Глава 4. Христианские религиозные организации на территории Горного Алтая в конце XX - начале XXI в.: старые традиции, новые вызовы

§ 4.1. Русская Православная Церковь

§ 4.2. Старообрядчество

§ 4.3. Протестантские религиозные организации

§ 4.4. Римско-католическая церковь

Заключение

Список источников и использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианство в Республике Алтай на современном этапе: традиции, тенденции, вызовы»

Введение

Республика Алтай отличается сложной поликонфессиональной ситуацией. На территории данного региона существует множество различных религиозных организаций (по состоянию на 2016 г. зарегистрировано 53) 1 . Преобладают христианские организации: православные и протестантские. До недавнего времени (до 2015 г.) существовал католический приход в с. Иогач. Крупнейшей религиозной организацией в регионе (по количеству приходов и численности прихожан) является Русская православная церковь. Кроме того, в республике присутствуют буддийские общины, действуют религиозные организации мусульман. Сохраняются также и приверженцы традиционных местных верований.

Республика Алтай поделена на 10 районов с центром в Горно-Алтайске, единственным городом в регионе. По данным Росстата на 23 января 2018 г. в республике проживало 218541 человек , из которых русские составляли около 56%, алтайцы (алтай-кижи, теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, телесы) — 34%, казахи — 6%, остальные — менее 1% согласно Всероссийской переписи населения в 2010 г. . Алтайцы образуют большинство населения в Онгудайском (71%), Улаганском (69%) и Усть-Канском (64%) районах. В Кош-Агачском районе большинство населения — казахи. В остальных районах республики и в г. Горно-Алтайске преобладают русские.

1 Список религиозных организаций, зарегистрированных на территории Республики Алтай, содержащихся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай по состоянию на 04.08.2016.

2 Изменение численности населения Республики Алтай // Управление Федеральной службы государственной статистики URL: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/akstat/ru/statistics/altayRepubStat/population (дата обращения: 04.05.2018).

3 Всероссийская перепись населения 2010 г. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm (дата обращения: 10.12.2017).

Актуальность и научная значимость настоящей диссертации определяются сильно возросшей в последние десятилетия ролью религиозного фактора в общественной, политический и культурной жизни разных стран мира. Вопреки звучавшим прежде прогнозам и утверждавшейся в 1960-е годы концепции секуляризации происходят обратные процессы: десекуляризация и деприватизация религии, появление новых форм религиозности. В связи с этим изучение вопросов, связанных с религией, приобретает все большую научную значимость.

Христианство остается самой многочисленной религией мира. Численность христиан составляет 32% всего населения мира4. Более того, существует тенденция роста числа христиан не в регионах традиционного распространения, а в регионах, куда христианство было принесено миссионерами в последние два столетия, где эта религия соседствует с другими верованиями и где по-прежнему миссионерские усилия весьма активны. К таким регионам относится и Республика Алтай. Более того, здесь нередко возникают ситуации миссионерской конкуренции, болезненность которой усиливается тесной взаимосвязью между религиозной идентичностью и этнической.

Вместе с тем современное состояние христианства в Республике Алтай исследовано явно недостаточно. Имеются либо работы, посвященные какой-либо одной конфессии, либо частному, хотя и весьма значимому, историческому сюжету, связанному с христианством, например, Алтайской духовной миссии. Отдельные работы о религиозной ситуации в регионе в целом носят, как правило, общий, справочный характер. Актуальность данного исследования, таким образом, обусловлена и важностью темы, и отсутствием комплексных исследований, посвященных христианским конфессиям в Республике Алтай.

4 Global Christianity — A report on the Size and Distribution on the World's Christian Population // Pew Research Center. December 19, 2011. URL: http://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-exec (дата обращения: 06.08. 2018).

Научная новизна. Это первое комплексное исследование современного состояния христианства в Республике Алтай. Религиозная ситуация в регионе рассмотрена как на макроуровне (институциональный подход: анализ документов, официальных позиций религиозных организаций), так и на микроуровне (личностный подход: неформализированные интервью верующих, беседы с местным духовенством). Автор попытался объединить эти два подхода, чтобы получить более полную картину развития христианства в регионе и выявить современные тенденции и вызовы. В значительной степени работа написана на основе полевых материалов автора. Особое внимание уделяется изучению связи этнической и конфессиональной идентичности, оказывающей непосредственное влияние на динамику религиозной ситуации в регионе.

Объект исследования - христианские религиозные организации Республики Алтай в их развитии и взаимоотношениях.

Предмет исследования - особенности динамики христианских деноминаций в Республики Алтай в конце XX - начале XXI вв. с учетом сложившихся в предыдущие периоды традиций и с выявлением сформировавшихся/формирующихся тенденций и возникающих вызовов.

Хронологические рамки работы охватывают прежде всего период с рубежа 1980-1990-х гг. до настоящего времени. Однако совершенно очевидно, что для современной религиозной ситуации в Республике Алтай, а тем более для выявления традиций и определения тенденций современные процессы должны рассматриваться на фоне исторического контекста. Поэтому в работе изучаются и более ранние периоды, а также рассматривается история появления в регионе разных христианских конфессий.

Цель диссертации - проследить динамику развития христианских конфессий в Республике Алтай на современном этапе, выявить устойчивые традиции, новые тенденции, определить вызовы, которые стоят перед

христианскими религиозными организациями, определить взаимоотношения между разными христианскими конфессиями и отношение к ним населения республики, восприятие их «своими» или «чужими». Для этого необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:

- определить понятийно-категориальный аппарат, позволяющий наиболее эффективно анализировать деятельность христианских конфессий в Республике Алтай;

- проследить историю появления и деятельность в регионе христианских конфессий;

- выявить общие и отличительные признаки деятельности разных христианских конфессий в регионе;

- рассмотреть взаимоотношения между христианскими конфессиями;

- проанализировать особенности миссионерских практик разных христианских деноминаций и степень обращенности этих практик к населению республики;

- определить роль этнической идентичности в принятии той или иной христианской конфессии;

- выявить особенности обращения алтайцев в разные христианские конфессии: православие, католицизм, протестантские деноминации.

Методология и методы исследования. Методологической базой исследования стали принципы научной объективности, историзма, холизма и системности. Теоретической основой диссертации послужили произведения российских и зарубежных ученых (К. Гирц, Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, У.С. Бэйнбридж, Р. Старк, Р. Финке, О.Е Казьмина, М.П. Мчедлов, П.И. Пучков). Междисциплинарность темы предопределила использование подходов разных областей знания: этнология/социально-культурная антропология, религиоведение, история. При написании работы использовались различные методы: обобщение, сравнение, интерпретация, полевое этнографическое наблюдение, неформализованное интервью.

Характеристика источников. Источниковая база данного исследования весьма разнообразна. Центральное место среди всех источников занимают полевые материалы автора, полученные в ходе этнографической работы, проводившейся в Республике Алтай в 2014-2018 гг. Я присутствовала на службах в православных храмах и в протестантских общинах, наблюдала деятельность разных христианских общин и общение членов деноминаций, взяла тематические, неформализированные интервью у представителей духовенства, лидеров общин и «обычных» прихожан. Во время полевой работы были сделаны фотографии, которые включены в приложения к данной работе.

В поисках информантов я посетила г. Горно-Алтайск и различные населенные пункты большинства районов республики: с. Майма, с. Онгудай, с. Улаган, с. Чемал, с. Усть-Кокса, с. Верхний Уймон, с. Балыктуюль, с. Коо, с. Чепош, с. Артыбаш и др., а также г. Бийск Алтайского края, где находится ближайший приход Католической церкви. Возрастной состав информантов разнится от 18 до 86 лет. Интервью проходили в основном на территории церкви / молитвенного дома, до или после богослужений. В некоторых случаях информанты предоставляли адрес проживания других прихожан и, в таком случае, интервью проходило в домашней обстановке.

В приложениях содержатся фотографии, сделанные автором во время полевых исследований (илл. 1-9), а также фотографии из архива Горноалтайской епархии (илл. 10-14), РПСЦ (илл. 15) и фотографии, любезно предоставленные священником Макарием (Чулуновым) (илл. 16) из его личного фотоархива. Фотографии иллюстрируют материал, содержащийся в главе 4 о современном положении христианских конфессий в республике. На фотографиях представлены культовые здания, священнослужители, прихожане религиозных организаций.

Одну из важных групп источников составили документы Русской Православной Церкви, отражающие позицию РПЦ по религиозным,

общественным, межконфессиональным вопросам: Определение «О православной миссии в современном мире» 5 , «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»6, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» , «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» ; Использовались также документы Римско-Католической церкви 9 , совместные документы Всемирного Совета церквей и рабочей группы Римско-Католический церкви10. Были изучены интернет-сайты действующих в регионе религиозных организаций.

Поскольку для понимания религиозной ситуации в Республике Алтай важно выяснение юридического поля действий религиозных организаций, то важно было привлечь также государственные законодательные акты. Были, в частности, изучены относящиеся к религии статьи Конституции Российской Федерации11, Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990

5 Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» // Московский патриархат: [сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527258.html (дата обращения: 21.07.2018).

6 Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Православная миссия сегодня. Сборник текстов по курсу «Миссиология»/сост. Прот. Владимир Федоров. СПб.: Апостольский город, 1999. С. 11-16.

7 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Московский патриархат: [сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 05.04.2017).

8 Определение Юбилейного Архиерейского Собора «Об основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию // Московский патриархат. 2000 г.: [сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/418852.html (дата обращения: 22.07.2018).

9 Комиссия «Pro Russia». Общие принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Сост. А. Юдин. М., 2005. С. 501-522.

10 The New Delhi Report: The Third Assembly of the World Council of Churches 1961, London 1962. P. 116-135.; Common Witness and Proselytism. A Study Document // The Ecumenical Review. 1971. Vol. 23. Issue 1.; The Challenge of Proselytism and the Calling to Common Witness. A Study Document of the Joint Working Group // The Ecumenical Review, 1996. Vol. 48. Issue 2. P. 212-221.

11 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

г. и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»

13

от 26 сентября 1997 г. .

Важным источником для данного исследования стали статистические материалы, полученные из официального источника - реестра Управления Министерства юстиции России по Республике Алтай14. В этих материалах зафиксированы наименования религиозных организаций, даты их регистрации, их конфессиональная принадлежность, территория их деятельности, данные о руководителях и юридические адреса организаций. Привлекались также данные социологических опросов. Ценный источник информации содержался в местной периодике («Сибирская католическая газета», республиканская газета «Звезда Алтая»).

Степень изученности проблемы и историография вопроса. На сегодняшний день работ, посвященных изучению христианства на Алтае на современном этапе, крайне мало. Как правило, они еще не служили темой специального комплексного исследования, а являлись частью более общих исследований. К ним относятся работы религиоведов С.Б. Филатова, Р.Н. Лункина, Б.К. Кнорре, А.С. Коскелло, К. Деннен на основе полевых материалов в Республике Алтай в рамках проекта «Атлас современной религиозной жизни России»15, социолога религии Ю.В. Хвастуновой16,

12 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О свободе вероисповеданий" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 25 октября 1990 г. №21. Ст. 240.

13 Российская Федерация. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г. Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 г.Вступил в силу 1 октября 1997 г. // Российская газета. 1997. 1 окт.

14 Список религиозных организаций, зарегистрированных на территории Республики Алтай, содержащихся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай по состоянию на 04.08.2016.

15 Атлас современной религиозной жизни России. Т.1./Отв. Ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2005.; Атлас современной религиозной жизни России. Т.Ш./Отв. Ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2009.

16 Хвастунова Ю.В. Религиозные организации и группы в Республике Алтай в свете последних тенденций в Российской религиозной политики // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай). Мат-ры международ. науч.-практич. конф. Горно-Алтайск. 2017. С. 215-225.; Она же. Конфессиональная среда в Республике Алтай (мониторинг на 2017 г.) // Социальные процессы в современной Западной

работы сотрудников Научно-исследовательского института алтаистики им.

17

С.С. Суразакова , посвященные истории, культуре алтайцев, современному развитию региона, а также обобщающее комплексное исследование

тюркских народов в рамках серии «Народы и культуры» Института

18

этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН .

Весьма ценными исследованиями являются работы этнолога Д.В. Арзютова19, посвященные как истории христианства в регионе, Алтайской духовной миссии, так и отчасти современной религиозной ситуации.

Основной научный интерес исследователей в области христианства в Сибири сконцентрирован в последнее время на изучении протестантизма

(монография «Протестантизм и народы Южной Сибири: история и

20

современность» , написанная сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН, исследования Ковальчук Ю.С в области миссионерской

Сибири. Сб. науч. трудов XVII Всероссийской науч.-практич. конф. Горно-Алтайск. 2017. С. 168-170.; Она же. Религиозная самоидентификация молодежи в Республике Алтай // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2017. №3. С. 156-160.

17 Язык и культура алтайцев: современные тенденции развития. Материалы научно-практической конференции. Редколлегия: Н.В. Екеев, Э.В. Енчинов, А.А. Конунов, Н.О. Тадышева, А.Э. Чумакаев (отв. ред.). Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2016.; Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / редколл. Н.В. Екеев (отв. ред), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск, 2014. Екеева Н.М. Культура и религиозные воззрения народов Республики Алтай // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2013. №3. С. 130-133.; Екеев Н.В., Екеева Н.М., Суразакова С.П. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2006.; Екеев Н.В. Этнодемографическая характеристика населения Горного Алтая (конец XVIII- начало XX вв.) // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. №2. С. 149-156.; Екеев Н.В. Об этнической и религиозной иденичности современных алтайцев: традиционные и новые факторы // Панорама Евразии. Науч. журнал. Уфа, 2008. №4. С. 53-62.; Екеев Н.В., Кичекова Б.Ю. Религиозность коренного населения Республики Алтай (традиционные и новые факторы) // Этносоциальные процессы во внутренней Евразии: Тематич. сб. / под. ред. Ю.В. Попкова, А.П. Еоновалова. Новосибирск; Семей: Научно-изд. центр СГУ, 2008. Вып. 9. С. 641-647.

18 Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука. 2006.

19 Арзютов Д.В. Шорцы и северные алтайцы в XIX - начале XXI в.: этноконфессиональные аспекты взаимодействия традиционных верований и христианства. дисс. ...канд. ист. наук. СПб. 2007.; Он же. Алтайские миссионеры: роль личности в истории традиционных сообществ // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. / отв. ред. Ю.К. Чистов, Е.А. Михайлова. СПб., 2008. С. 19-28.; Он же. Христианство в горной тайге: о порядке пространства и дискурса в религиозном обращении шорцев и северных алтайцев // Сибирь в контексте русской модели колонизации. / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 140-213.

20 Бадмаев А.А, Адыгбай Ч.О., Бурнаков В.А., Маншеев Д.М.. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность: Моногр. / Ин-т археол. и этногр. Новосибирск, 2006.

деятельности корейского протестантизма21), в то время как современное православие в лице Русской Православной Церкви в Республике Алтай привлекает меньше внимания. Такой крен научных интересов можно объяснить фактором новизны в религиозной ситуации конца ХХ в., когда происходило стремительное распространение протестантских религиозных организаций на территории Сибири.

При написании первой главы были использованы теоретические работы этнологов/антропологов, религиоведов, психологов и социологов религии. Для выяснения термина «религиозное обращение» или «конверсия» особенно полезны были работы психологов религии, в исследованиях которых впервые

был применен этот термин (У. Джеймс, Дж.Б. Пратт, Дж.А. Коу, Э. Старбак,

22

Э. Эймс) , и социологов религии (Дж.А. Бекфорд, Д. Лофланд, Р. Старк, Н.

23

Сконовд, Дж. Ричардсон, У.С. Бэйнбридж, Л. Рамбо) , которые сформировали новое направление изучения религиозного обращения. Анализ религиозных нарративов был проведен Д. Сноу, Р. Махалеком, С.

24

Коулманом, Р.О. Поплавским, В.П. Клюевой . Для разграничения понятий

21 Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизма и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. (по материалам этноконфессиональных исследований). дисс...канд. ист. наук. Новосибирск. 2006.; Она же. Стратегии евангелизации этнических сообществ в протестантской миссиологии в ХХ в.: от теории к практике // Религиоведение, №1, 2008. С. 27-34. Она же. Молодежь в харизматических церквях Сибири: формирование субкультуры // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Материалы международной научной конференции. Выпуск 7. Барнаул, 2008. С. 99-101.

22 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 2017.; Starbuck E. D. The Psychology of Religion. New York, 1899.; Ames E. S. The Psychology of Religious Experience. Boston, 1910.; Coe G. A. The psychology of Religion. Chicago. 1916.

23 Beckford, J.A. Accounting for Conversion // British Journal of Sociology, 1978. vol. 29. P. 249-262.; Lofland, J.,& Stark, R. Becoming a World-Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective //American Sociological Review, 1965. Vol.30. P. 863-874.; Lofland, J., & Skonovd, N. Conversion Motifs // Journal for the Scientific Study of Religion, 1981. vol. 20(4), P. 373-385.; Richardson J.T. The Active vs. Passive Convert: Paradigm Conflict in Conversion/ Recruitment Research // Journal for the Scientific Study of Religion..1985.Vol. 24. P. 163-179.; Rambo, Lewis R. Understanding Religious Conversion. New Haven, Conn., 1993. и др.

24 Snow D.A., Machalek R. The Sociology of Conversion // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10.; Coleman S. Continuous Conversion? The Rhetoric, Practice, and Rhetorical Practice of Charismatic Protestant Conversion // Edited by Buckser A., and Glazier S.D., The Anthropology of Religious Conversion. Lanham; Maryland: Rowman & Littlefield Publishers, Inc. 2003. P. 15-28.; Поплавский Р.О., Клюева В.П. «Как только я переродился...» Конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции // Международный журнал исследований культуры. 2013. №1. С.35-41.

миссионерство и прозелитизм особенно важными оказались исследования О.Е. Казьминой25.

Во второй главе, по истории распространения христианства в Горном Алтае до 1990-х гг. была привлечена обширная дореволюционная, советская и современная литература. Вплоть до второй половины XIX в. исследования о народах Саяно-Алтайского нагорья представляли собой лишь самые общие сведения об их расселении, верованиях и обычаях (Г.Ф. Миллер26, И.Г.

27

Георги27). Первые комплексные этнографические работы связаны с такими именами как В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, А.В. Анохин, А.В. Адрианов и др.

Труд выдающегося отечественного тюрколога В.В. Радлова «Из Сибири» является одним из важнейших в дореволюционной историографии по этнографии тюрков. Большая часть огромного материала о тюркских народах России была собрана самим автором в ходе многолетних научных экспедиций, а затем проанализирована. Как точно подмечает редколлегия труда «Из Сибири», «Почти все, что было сделано во второй половине XIX

века в тюркологии, связано с именем Радлова, который с полным основанием

28

заслужил прозвище «отца русской тюркологии» .

Теме нашего исследования, а именно христианству среди алтайцев, В.В. Радлов уделил немного внимания, но его труд обращает внимание на положение алтайцев в миссионерских поселениях, на отношение к ним

25 Казьмина О. Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России. М., 2009.; Она же. О.Е. Русская православная церковь и проблемы идентичности, религиозного законодательства и прав человека в современной России // Этнографическое обозрение, 2003. №1. С. 3-12.; Она же. О.Е. Миссионерство и прозелитизм как категории религиозного дискурса и академического анализа // Вестник Антропологии. 2015. №2. С. 48-65.; Она же. Проблема прозелитизма в российском праве и христианском религиозном дискурсе // Религия и право. 2015. №2. С. 5-40.; Она же. Дискурс о прозелитизма в современной России // Этнографическое обозрение. 2007. №4. С. 54-67.

26 Миллер Г.Ф. Истрия Сибири. Изд. 2-е, доп. Т.! М., 1999.; Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е, доп. Т. II. М., 2000.

27 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Часть вторая о народах татарского племени. СПб., 1799.

28 Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. С. 6.

миссионеров и русских. В целом, в работе В.В. Радлова отражена достаточно взвешенная оценка этнокультурного и этноконфессионального взаимодействия миссионеров, русских и алтайцев.

Огромную роль в этнографическом исследовании народов Горного Алтая сыграла Алтайская духовная миссия (АДМ), основанная в 1828 г. Благодаря ее сотрудникам было положено начало изучения распространения христианства среди местного населения. В ряду миссионерских трудов следует выделить работы протоирея В.И. Вербицкого, чье служение в АДМ началось в 1853 г. На протяжении 37 лет в составе миссии В.И. Вербицкий, наряду с прямой церковной деятельностью, занимался изучением

29

аборигенного населения Горного Алтая, его языка и культуры . В итоге были опубликованы статьи по этнографии алтайцев, в которых им была исследована и охарактеризована материальная и духовная культура народа, в том числе и религиозные верования.

Несомненный интерес представляют труды видных ученых и

30 31

путешественников Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина , представляющие собой комплексные этнографические работы на основе богатого полевого материала. Но интересующую нас тему христианизации алтайцев эти ученые затрагивают мало. В отдельных случаях они обращались к этой теме, но рассматривалась она в негативном ключе и как часть политики империи.

Среди дореволюционных работ следует также выделить очерк А.

32

Калачева «Поездка к теленгетам на Алтай» , в котором автор частично затрагивает тему их христианизации. К началу XX в. относятся работы

33

исследователя А.В. Анохина , совершившего в 1909-1910 и 1913-1914 гг.

29 Вербицкий В. И. Алтайские инородцы: Сб. этнограф. ст. и исслед. М., 1893. С. VII.

30 Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, из быт и современное положение. СПб., 1891. С. 96.

31 Потанин Г. Н. Алтайцы // Живописная Россия. СПб., 1884. Т. XI С. 271

32 Калачев А. Поездка к теленгетам на Алтай // Живая старина. Вып 1-4. СПб., 1896. С. 485.

33 Анохин А. В. Лекции по алтаеведению [подгот. текста и предисл. А. В. Малинова]. Бийск, 2011. С. 59

путешествия в Горный Алтай, где он собрал уникальный этнографический материал по духовной культуре, музыкальному и устному фольклору.

Исследование алтайских старообрядцев началось с очерка С.И. Гуляева о локальной группе «каменщиков» Бухтармы34. Дальнейшее изучение старообрядцев Алтая в дореволюционный период было связано с

35

деятельностью ИРГО и его региональных отделений . Основной интерес исследователей был сконцентрирован на изучении таких элементов культуры старообрядцев, как фольклор, одежда, свадебная обрядность, семейный и общественный быт.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вожакова Мария Сергеевна, 2018 год

Использованная литература

1. Алехин Ю.П. Мировые религии и мировоззрение народов Южной Сибири в VIII - X вв. По материалам Рудного Алтая // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. I. С. 12-20.

2. Алтайская духовная миссия // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/115104.html (дата обращения 8.08.2018).

3. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / редколл. Н.В. Екеев (отв. ред), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск, 2014. - 464 с.

4. Анохин А. В. Лекции по алтаеведению [подгот. текста и предисл. А. В. Малинова]. Бийск, 2011. - 150 с.

5. Ардашева Л. А. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения. // Религиоведение. 2013. №2. С. 150-162.

6. Ардашева Л.А. К вопросу о моделях и процессе религиозного обращения // Психология религии: между теорией и эмпирикой М., 2015. С. 87-106.

7. Арзютов Д.В. Шорцы и северные алтайцы в XIX - начале XXI в.: этноконфессиональные аспекты взаимодействия традиционных верований и христианства. дисс...канд. ист. наук. СПб. 2007. - 369 с.

8. Арзютов Д.В. Алтайские миссионеры: роль личности в истории традиционных сообществ // Радловский сборник: научные исследования и

музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. / отв. ред. Ю.К. Чистов, Е.А. Михайлова. СПб., 2008. С. 19-28.

9. Арзютов Д.В. Христианство в горной тайге: о порядке пространства и дискурса в религиозном обращении шорцев и северных алтайцев // Сибирь в контексте русской модели колонизации. / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 140-213.

10. Арзютов Д.В. Религиозное движение алтайцев (Ак 1ан). Предварительные итоги полевого исследования // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 10. СПб., 2010. С. 47-56.

11. Атлас современной религиозной жизни России. Т.1./Отв. Ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2005. - 621 с.

12. Атлас современной религиозной жизни России. Т.Ш./Отв. Ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2009. - 864 с.

13. Бадмаев А.А, Адыгбай Ч.О., Бурнаков В.А., Маншеев Д.М. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность: Моногр. / Ин-т археол. и этногр. Новосибирск, 2006. - 168 с.

14. Бардина П.Е. О роли старообрядцев в русском освоении Сибири. // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск, 1987. С. 64-66.

15. Белослюдов А.Н. Свадебный ритуал «каменщиков» (Материалы по этнографии засельщиков Бухтарминской долины) // Записки Семипалатинского Подотдела ЗСО ИРГО. 1913. Вып. 7. С. 1-13.

16. Бородавкин А.П., Храпова Н.Ю. К вопросу о культурно-просветительской деятельности архимандрита Макария (М.Я. Глухарева) -идеолога и основателя Алтайской духовной мисиии. // АС. Вып. XV. Барнаул, 1992. С. 15-16.

17. Буланова И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии. // Религиоведение. 2013. №4. С. 132-138.

18. Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии экспедиционных исследований / под ред. С.И. Руденко. Вып. 17. Серия Казахстанская. Л., 1930. - 460 с.

19. Бястик О. Протестантские церкви в России // Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. Омск., 2000. С. 298-302.

20. Вербицкий В.И. Очерк деятельности Алтайской Духовной миссии по случаю 50-летнего ее юбилея (1830-1880) // Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск. 1885. С. 142-221.

21. Вербицкий В.И. Материалы для истории Алтайской духовной миссии // Томские епархиальные ведомости. 1888. № 17. С. 16-18.

22. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы: Сб. этнограф. ст. и исслед. М., 1893. - 256 с.

23. Владимир (Петров), архим. Улалинская женская община новокрещенных на Алтае // Христианское чтение. 1863. № 7. С. 393-410.

24. Власова И.В. Русские в Сибири и на Дальнем Востоке. // Русские. М., 2003. С. 114-116.

25. Воронцова Л., Филатов С. Судьба католицизма в России. // Иностранная литература. 1998. № 11. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1998/11/filat-pr.html (дата обращения: 08.08.2018).

26. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Часть вторая о народах татарского племени. СПб., 1799. - 178 с.

27. Гончарова О.А. История становления и развития системы здравоохранения в Горном Алтае в XIX - XX вв.: автореф. дисс. ... д-ра. ист. наук. Томск. 2002. - 41 с.

28. Гребенщиков Г.Д. Река Уба и убинские люди // Алтайский сборник. Барнаул. 1912. Вып. 11. С. 1-80.

29. Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские ведомости. СПб. 1845. № 20. С. 85-86; № 21. С. 89-90; №22. С. 94-96.

30. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 2017. - 415 с.

31. Екеев Н.В., Екеева Н.М., Суразакова С.П. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.) / Горно-Алтайск: ГорноАлтайская типография, 2006. - 152 с.

32. Екеев Н.В. Этнодемографическая характеристика населения Горного Алтая (конец XVIII- начало XX вв.) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. №2. С. 149-156.

33. Екеев Н.В. Об этнической и религиозной иденичности современных алтайцев: традиционные и новые факторы // Панорама Евразии. Науч. журнал. Уфа: Гилем, 2008. №4. С. 53-62

34. Екеев Н.В., Кичекова Б.Ю. Религиозность коренного населения Республики Алтай (традиционные и новые факторы) // Этносоциальные процессы во внутренней Евразии: Тематич. сб. / под. ред. Ю.В. Попкова, А.П. Еоновалова. Новосибирск; Семей: Научно-изд. центр СГУ, 2008. Вып. 9. С. 641-647.

35. Екеева Н.М. Культура и религиозные воззрения народов Республики Алтай // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2013. №3. С. 130-133.

36. Иванов К.Ю. Алтайская духовная миссия: старообрядцы и инородцы (по миссионерским отчетам) // Традиционные системы жизнеобеспечения и региональная национальная политика. Новосибирск, 2000. Вып. 1. С. 233-234.

37. Ипатова Л.П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России. дисс... кандид. социол. наук. М., 2006. - 178 с.

38. Исаева В.Б. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе // Журнал социологии и социальной антропологии, СПб., 2010. Т. 13. №1. С. 127-147.

39. Кацюба Д.В. Благотворительная роль Алтайской духовной миссии // Этнография Алтая. Барнаул, 1996. С. 72-73.

40. Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия и ее культурно-просветительская роль. // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996. С. 156-169.

41. Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово, 1998. - 155 с.

42. Казанцева Т.Г. Старообрядцы Алтая // Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск. 2002. URL: https://altaistarover.ru/articles/history/39-staroobryadtsy-altaya-t-g-kazantseva-n-s-murashova-i-dr (дата обращения: 09.10. 2018).

43. Казьмина О.Е. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии и этнические процессы в современной России // Ab imperio. 2000. № 2. С. 229-246.

44. Казьмина О. Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в России. М., 2009. - 302 с.

45. Казьмина О.Е. Русская православная церковь и проблемы идентичности, религиозного законодательства и прав человека в современной России // Этнографическое обозрение, 2009. №1. С. 3-12.

46. Казьмина О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира. М., 2010. - 368 с.

47. Казьмина О.Е. Христианство в современном мире. М., 2014. - 240

с.

48. Казьмина О.Е. Миссионерство и прозелитизм как категории религиозного дискурса и академического анализа // Вестник Антропологии. 2015. №2. С. 48-65.

49. Калачев А. Поездка к теленгетам на Алтай // Живая старина. Вып 1-4. СПб., 1896. С. 477-488.

50. Кислицын В.Н. Алтайская духовная миссия и ее роль в колонизации Горного Алтая. // Алтайский сборник. Вып. XV. Барнаул, 1992. С. 21-29.

51. Крейдун Г. Алтайская духовная миссиия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М., 2008. - 199.

52. Крейдун Г. Походные храмы Алтайской духовной миссии. // Антропологический форум. СПб, 2011. № 14. С. 116-126.

53. Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизма и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. (по материалам этноконфессиональных исследований). дисс...канд. ист. наук. Новосибирск. 2006. - 203 с.

54. Ковальчук Ю.С. Стратегии евангелизации этнических сообществ в протестантской миссиологии в ХХ в.: от теории к практике // Религиоведение, №1, 2008. С. 27-34.

55. Ковальчук Ю.С. Молодежь в харизматических церквях Сибири: формирование субкультуры // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Материалы международной научной конференции. Выпуск 7. Барнаул, 2008. С. 99-101.

56. Колоткин М.Н. Христианизация алтайцев в XVIII в. // Макариевские чтения: Материалы второй международной конференции. Горно-Алтайск, 2004. С. 24-26.

57. Колоткин М.Н. Проект «Российского миссионерского общества» Макария Глухарева // Материалы 30й международ. Конфер. (21-22 ноября 2004 г.). Горно-Алтайск, 2004. С. 43-47.

58. Куприянова И.В. Старообрядцы Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века). дисс. .д-ра. ист. наук. Барнаул. 2018. - 583 с.

59. Куприянова И.В. Религиозная ситуация в среде старообрядцев Уймона в XX - XXI начале в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, 28-30 октября 2015 г.). Вып. 9. Барнаул, АлтГПУ, 2015. С. 128-131

60. Куприянова И.В. Опыт межконфессионального общения русских старообрядцев и «никониан» на Алтае: конец XIX - начало XXI вв. // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений: Сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Анохина. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. С. 208-211.

61. Кушнерик Р. А. Специфика поликонфессионального пространства Республики Алтай (по материалам полевых исследований 2008 г.) // Единое культурное пространство Большого Алтая. Материалы международной конференции «Проблемы сохранения и развития культуры народов «Большого Алтая». Баранул. 2008. С. 85-89.

62. Кушнерик Р. А. О роли религиозного фактора в приграничных регионах (по материалам полевых исследований на территории Горного Алтая в 2004-2007 гг.) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: [сб. ст.]: Вып. 5. Барнаул, 2012. С. 220-225.

63. Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. М., 1994. - 323 с.

64. Кызласов Л.Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центарльной Азии // Древности Алтая. 2000. С. 66-81.

65. Кызласов И.Л. Манихейские монастыри на Горном Алтае // Древности Востока. М., 2004. С. 111-115.

66. Ландышев С. Некоторые сведения об учреждении Алтайской Духовной Миссии и об ее основателе архимандрите Макарии. // Миссионер. 1877. №6. С. 41-44.

67. Лапшин О.М. Религия - поворот от приватности к социальности с точки зрения Хосе Казанова // Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». М., 2014. Вып. 9. C. 44-55.

68. Логинов А.В. Государственная политика и этноконфессиональные отношения (цивилизационный аспект) // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция, 2007. С. 111-148.

69. Маёрова К.В. Алтайские старообрядцы (история, традиции, лингвокультурологические особенности, «картина мира») // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1998. С. 195-199.

70. Мальцева Т.Г. Документы по истории религии Усть-Коксинского района. URL: https://altaistarover.ru/articles/history/208-istoriya-religii-ust-koksinskij-rajon (дата обращения: 09.10.2018).

71. Мамет Л.П. Ойротия. Очерк национально-освободительного движения и гражданской войны на Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1994. - 184 с.

72. Маняхина, М.Р. Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 4. Барнаул, 2001. С. 262-264.

73. Масленников А. Структуры Римско-Католической церкви в Западной Сибири. Сибирская католическая газета. №5. URL: http://sib-catholic.ru/ struktury-rimsko-katolicheskoj -cerkvi-v-zapadnoj-sibiri-2 (дата обращения: 8.08.2018).

74. Миллер Г.Ф. Истрия Сибири. Изд. 2-е, доп. T.I. М., 1999. - 630 с.

75. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е, доп. Т. II. М., 2000. - 643

с.

76. Миронович Д. В. Нарративизация религиозного опыта в (авто)биографических интервью // Соцюлопчш студи. Науково-практичний журнал. Луцьк: Схщноевропейський нацюнальний ушверситет iменi Лес Украшки. 2013. №2. С. 60-64.

77. Модоров Н.С. Архимандрит Макарий Глухарев - ученый, миссионер, просветитель // Макарьевские чтения: материаы второй международной конференции. Горно-Алтайск, 2004. С. 8-20.

78. Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII - XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996. - 396 с.

79. Модоров Н.С., Дацышен В.Г. Народы Саяно-Алтая и СевероЗападной Монголии в борьбе с Цинской агрессией. 1644-1758 гг. Горно-Алтайск; Красноярск, 2009. - 90 с.

80. Мукаева Л.Н. Этносоциальная характеристика старообрядцев Южного Алтая // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Мат-ры науч.-пркт. конф. Барнаул. 2001. Вып. 4. С. 265-267.

81. Мукаева Л.Н. Старообрядческая семья Южного Алтая в ее историко-социальном развитии. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/96-1-0-1045 (дата обращения: 08.10.2018).

82. Мчедлов М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996. С. 4-22.

83. Мчедлов М.П., Кудряшова М.С. Методология исследования взаимосвязи веры и этноса // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания., М., 2007. С. 7-34.

84. Народы России. Атлас культур и религий. М., 2008. - 320 с.

85. Недзелюк Т.Г., Савин А.И. Римско-католические храмы Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. II. С. 771-773.

86. Неживых Н.А. Отношение Советской власти к протестантским организациям в 1919-1925 гг. // Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. Омск., 2000. С. 262-266.

87. Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье) [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова. 2007. URL: http://krotov.info/history/05/01/nikitin.htm (дата обращения: 8.08.2018).

88. Никонова Т.Н., Толстых Л.И., Куликова Н.А. Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2014. - 104 с.

89. Ошлыкова М.В. История Мультинской старообрядческой церкви и сохранение старообрядчества в XX веке // Старорусская культура в современном социокультурном пространстве: научно-практическая конференция: сборник статей под авторской редакцией. Горно-Алтайск, 2015. С. 44-45.

90. Писенко К. А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти России. URL: http://www.pravoslavie.ru/5158.html (дата обращения: 08.08.2018).

91. Поплавская Х.В. К вопросу о православном миссионерстве на Алтае // Этнографическое обозрение. М.: Инд-во Наука РАН, 1995. №5. С. 99-109.

92. Поплавский Р.О., Клюева В.П. «Как только я переродился...» Конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции // Международный журнал исследований культуры. 2013. №1. С.35-41.

93. Потанин Г. Н. Инородцы Алтая // Живописная Россия. СПб., 1884. С. 253-272.

94. Потапов Г. П. Алтайцы // Народы Сибири. М.; Л., 1953. С. 329375.

95. Потапов Г. П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953. - 444 с.

96. Принтц А.А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Зап. ИРГО по общей географии. СПб. 1867. Т.1. С. 543-582.

97. Пронина Т.С. Религия как источник культурной идентичности в Современной России // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №1. С. 130-138.

98. Пузанова Ж.В., Троцук И.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2003. № 17. С. 56-82.

99. Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей // Советская этнография. 1973. №6. С. 51-62.

100. Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. - 749 с.

101. Расова Н.Д. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Алтае в XIX - начале XX в. дисс...канд. ист. наук. Новосибирск, 2002. - 284 с.

102. Религиозные деноминации в Республике Алтай / БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова»; редколлегия: Н.В. Екеев, Н.О. Тадышева (отв. ред.), Г.Б. Эшматова; Горно-Алтайск, 2015. - 480 с.

103. Рождественская Е.Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом рассказе // Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2010. № 30. С. 5-26.

104. Руткевич Е.Д. Западная социология о перспективах религии // Религия в самосознании народа. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М., 2008. С. 414442.

105. Руткевич Е.Д. От «религиозности» к «духовности»: европейский контекст // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. С. 5-25.

106. Сагалаев А.М. Христианизация алтайцев в конце XIX - начале XX вв. // Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984. С. 120-126.

107. Самаев Г. П. Горный Алтай в XVII - середине XIX в.: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991. - 256 с.

108. Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в период феодализма в России. Горно-Алтайск. 1991. - 189 с.

109. Скобелев С.Г. Христианство и манихейство у енисейских кыргызов в развитом и позднем Средневековье // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы третьей межрегион. конф. Новосибрск, 2006. С. 82-89.

110. Скоробогатова И.В. Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т.2. №1. С. 229-238.

111. Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60 гг. XX в. Томск, 2003. - 346 с.

112. Тадина Н.А. Этнокультурные и этносоциальные взаимовлияния старообрядцев и алтайцев Уймона // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул. 1998. С. 42-43.

113. Тадышева Н.О. Влияние христианизации на семейную обрядность коренных народов Горного Алтая. дисс...канд. ист. наук. Томск. 2010. - 213 с.

114. Токарев С. А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. М.; Л., 1936. - 153 с.

115. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1978. - 157 с.

116. Тупахина О.В. Религиозная биография как форма нарративизации жизненного мира верующих (на примере православных христиан) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. №1. С. 185-197.

117. Турушева Ю.Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33.

URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n33/932- (дата обращения: 06.05.2018).

118. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука. 2006. - 678 с.

119. Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1980. - 296 с.

120. Узланер Д. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. №1. С. 11-58.

121. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. - 247 с.

122. Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской духовной миссии Макария. М., 1888. - 225 с.

123. Хвастунова Ю.В. Религиозные организации и группы в Республике Алтай в свете последних тенденций в Российской религиозной политики // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай). Мат-ры международ. науч.-практич. конф. Горно-Алтайск. 2017. С. 215-225.

124. Хвастунова Ю.В. Конфессиональная среда в Республике Алтай (мониторинг на 2017 г.) // Социальные процессы в современной Западной Сибири. Сб. науч. трудов XVII Всероссийской науч.-практич. конф. Горно-Алтайск. 2017. С. 168-170.

125. Хвастунова Ю.В. Религиозная самоидентификация молодежи в Республике Алтай // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2017. №3. С. 156-160.

126. Храпова Н.Ю. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного осовения Горного Алтая (1828-1905 гг.). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1989. - 224 с.

127. Церпицкая О.Л. Взаимодействие Русской Православной Церкви и российского государства в мировом сообществе. СПб. 2006. - 170 с.

128. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. М., 1987. - 233 с.

129. Швецова М.В. «Поляки» Змеиногорского округа // Зап. ЗСО ИРГО. Омск. 1899. Кн. XXVI. С. 1-77.

130. Шерстова Л.И. Традиционный пантеон божеств алтайцев в XIX -начале XX века // Археология и этнография Южной Сибири. Барнаул. 1984. С. 145-157.

131. Шерстова Л.И. О религиозном синкретизме алтайцев в конце XIX - начале XX в. (на примере алтай-кижи) // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск. 1985. С. 163-165.

132. Шерстова Л. И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века. Новосибирск, 2005. - 311 с.

133. Шитова Н.И. Старообрядческие группы в Горном Алтае (по полевым материалам) // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и Верхнем Приобье (архелогия, этнография, устная история) 2017 г. Мат-ры XIII международ. науч.-практич. конф. Горно-Алтайск. 2018. С. 312-317.

134. Шитова Н.И. Моленная одежда старообрядцев-стариковских г. Горно-Алтайска: современная ситуация // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. 2011-2012 гг. Археология, этнография, устная история. Барнаул, 2013. Вып. 8. С. 248-252.

135. Шитова Н.И. Специфика мировосприятия уймонских старообрядцев в первой половине XX в. (по материалам рукописей Т.Ф. Бочкарева) // Культурное наследие Сибири. Барнаул. 2012. № 13. С. 125-134.

136. Шмурло Е.Ф. Русские поселения за южным Алтайским хребтом // Зап. ЗСО ИРГО. Омск. 1898. Кн. XXV. С. 1-64

137. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, из быт и современное положение. СПб., 1891. - 308 с.

138. Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал, 1997. № 3. С. 38-61.

139. Язык и культура алтайцев: современные тенденции развития. Материалы научно-практической конференции. Редколлегия: Н.В. Екеев, Э.В. Енчинов, А.А. Конунов, Н.О. Тадышева, А.Э. Чумакаев (отв. ред.). Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2016. - 260 с.

140. Ames E. S. The Psychology of Religious Experience. Boston, 1910. -456 pp.

141. Bailey E. The Implicit Religion of Contemporary Society: An Orientation and Plea for Its Study // Religion. Vol. 13. 1983. Pp. 69-83.

142. Bainbridge, W. S. The Sociology of Religious Movements. New-York; London, 1997. - 474 pp.

143. Beckford, J.A. Accounting for conversion. British Journal of Sociology, 1978. Vol. 29. Pp. 249-262.

144. Berger P.L. The Social Reality of Religion. Harmondsworth: Penguin, 1969. - 229 pp.

145. Berger P.L. Berger B., Kellner H. The Homeless Mind: Modernization and Consciousness. N.Y., 1974. - 258 pp.

146. Buckser A., and Glazier S.D., The Anthropology of Religious Conversion. Lanham, 2003. - 256 pp.

147. Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: Chicago University Press, 1994. - 320 pp.

148. Chipriani R. «Diffused Religion» and New Values in Italy // The Changing Face of Religion. Ed. by J.A. Beckford, T. Luckmann. London, Newbury Park, New Delhi: Sage Publications, 1988. Pp. 24-48.

149. Coe G. A. The psychology of Religion. Chicago. 1916. - 387 pp.

150. Coleman S. Continuous Conversion? The Rhetoric, Practice, and Rhetorical Practice of Charismatic Protestant Conversion // Edited by Buckser A., and Glazier S.D., The Anthropology of Religious Conversion. Lanham; Maryland: Rowman & Littlefield Publishers, Inc. 2003. Pp. 15-28.

151. Davie G. Believing without Belonging. Is this the Future of Religion in Britain? // Social Compass. 1990. Vol. 37. N. 4. P. 455-469.

152. Davie G. Religon in Europe in the 21-st Century: The Factors to Take into Account // European Journal of Sociology. 2006. № 2. Pp. 271-296.

153. Gooren H. Religious Conversion and Disaffiliation: Tracing Patterns of Change in Faith Practices. New York, 2010. - 196 pp.

154. Halemba A. The Telengits of Southern Siberia; landscape, religion and knowledge in motion. New York. 2006. - 222 pp.

155. Hood, Ralph W. Jr, Hill, Peter C., & Spilka, Bernard. The Psychology of Religion. An Empirical Approach, New York/London: The Guilford Press. 2009. - 657 pp.

156. Labov W. Language in the Inner City. Philadelphia: University of Philadelphia Press, 1972. - 412 pp.

157. Lofland, J., Stark, R. Becoming a World Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol.30. Pp. 863-874.

158. Lofland, J., Skonovd, N. Conversion Motifs // Journal for the Scientific Study of Religion, 1981. vol. 20(4), Pp. 373-385.

159. Luckmann Th. The Invisible Religion: the Problem of Religion on Modern Society. L., 1970. - 128 pp.

160. Myronovych D. Narrativization of religious conversion experience in the environment of Evangelical Protestantism in Ukraine // Wladza S^dzenia. Nr. 6. 2015. Pp. 95-114.

161. Prodromou, Elizabeth H. International Religious Freedom and the Challenge of Proselytism // Thinking Through Faith: New Perspectives from Orthodox Christian Scholars. Edited by Aristotle Papanikolaou, Elizabeth H. Prodromou. Crestwood (NY), 2008. Pp. 274-291.

162. Raiser, K.. To be the Church. Challenges and Hopes for a New Millennium. Geneva: WCC Puplications, 1997. - 104 pp.

163. Rambo, Lewis R. Understanding Religious Conversion. New Haven, Conn., 1993. - 224 pp.

164. Richardson J.T. The Active vs. Passive Convert: Paradigm Conflict in Conversion/ Recruitment Research // Journal for the Scientific Study of Religion..1985.Vol. 24. Pp. 163-179.

165. Robeck C.M., Jr. Mission and the Issue of Proselytism // International Bulletin of Massionary Research. 1996. No 20. Pp. 2-8.

166. Shiner L. The Concept of Secularization in Empirical Research // Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 6. 1967. Pp. 207-220.

167. Snow D.A., Machalek R. The Sociology of Conversion // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. Pp. 167-190.

168. Stanke T. Proselytism and the Freedom to Change Religion in International Human Rights Law // Brigham Young University Law Review. 1999. Pp. 251-350.

169. Stark, R., Bainbridge, W.S. Networks of Faith: Interpersonal Bonds and recruitment to Cults and Sects //American Journal of Sociology. 1980. Vol. 85. P. 1376-1395.

170. Stark R., Bainbridge W.S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkely: University of California press, 1985. - 571 pp.

171. Stark R., Bainbridge W.S. A Theory o Religion. Bern.: Lang, 1987. -386 pp.

172. Stark R., Iannaccone L. A Supply-side Reinterpretation of the «Secularization» of Europe // Journal for the Scientific Study of Religion. 1994. Vol. 33. No. 3. Pp. 230-252.

173. Stark R., Finke R. Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press, 2000. - 343 pp.

174. Starbuck E. D. The Psychology of Religion. New York, 1899. - 480

pp.

175. The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / P. Berger (ed.). Washington, DC: Ethic and Public Policy Center, 1999. -135 pp.

176. Van der Vyver J.D. Religious Freedom in African Constitutions // Proselytization and Communal Self-Determination in Africa. Mary-knoll, NY: Orbis Books, 1999. Pp 109-143.

177. Voas D. The Rise and Fall of Fuzzy Fidelity in Europe // European Sociological Review. 2009. N. 25 (2). Pp. 155-168.

178. Warner R.S. Work in Progress Toward a New Paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States // American Journal of Sociology. 1994. Vol. 98. P. 1044-1093.

179. Wilson B. Religion in Sociological Perspective. Oxford, 1982. - 187

pp.

180. Witte John, Jr. Introduction // Proselytism and Orthodoxy in Russia. The New War for Souls. Edited by John Witte, Jr. and Michael Bourdeaux. Maryknoll (NY): Orbis Books, 1999. Pp. 1-27.

181. Znamenski A. Shamanism and Christianity; native encounters with Russian Orthodox missions in Siberia and Alaska, 1820-1917. Westport, 1999. -306 pp.

Приложения

Приложение А (иллюстрации)

Илл. 1. Дом молитвы церкви «Новая жизнь» в г. Горно-Алтайск. Архив автора. Август 2014 г.

I

Илл. 2.. Служение в церкви «Истина» г. Горно-Алтайск. Архив автора. Сентябрь 2014 г.

Илл. 3. Аудитория религиозной группы «Благодать» в г. Горно-Алтайск. Архив автора.

Сентябрь 2014 г.

Илл. 4. Молитвенный дом Христианско-пресвитерианской церкви в г. Горно-Алтайск. Архив автора. Сентябрь 2014 г.

Илл. 5. Прихожанка церкви АСД в г. Горно-Алтайск. Архив автора. Сентябрь 2014 г.

г

«Пусть придет твое

(Матфея 6:10)

-

■ N

ВО»

к .

«Каандыгыксениккелзин »

(Матфей 6:10)

е_ ---^Л

Илл. 6. Вывеска в зале царства свидетелей Иеговы в г. Горно-Алтайск. Архив автора. Сентябрь 2014 г.

т

Илл. 8. Молельный дом беспоповской общины с. Усть-Коксы. Октябрь 2018. Архив автора.

Илл. 10. Каллистрат, архиепископ Горноалтайский и Чемальский. Официальный сайт Горноалтайской епархии. URL: http://eparhia-gorniyaltay.ru/7page id=309 (дата обращения: 22.08.2018).

Илл. 11. Крестный ход в с. Балыктуюль. Архив Горноалтайской епархии. Апрель 2014 г. Официальная группа Горноалтайской епархии в социальной сети «Вконтакте». URL: https://vk.com/club64029221

(дата обращения: 04.05.2015).

Илл. 12. Игумен Макарий (Чулунов), настоятель храма св. вмч. Пантелеимона в с. Балыктуюль. Архив Горноалтайской епархии. Август 2014 г. Официальная группа Горноалтайской епархии в социальной сети «Вконтакте». URL: https://vk.com/club64029221 (дата обращения: 04.05.2015).

Горноалтайской епархии. Апрель 2014 г. Официальная группа Горноалтайской епархии в социальной сети «Вконтакте». URL: https://vk.com/club64029221 (дата

обращения: 04.05.2015).

Илл. 14. Преображенская церковь г. Горно-Алтайска. Архив Горноалтайской епархии. Официальный сайт Горно-Алтайской епархии. URL: http://eparhia-gorniyaltay.ru/?page id= 105 (дата обращения: 06.05.2015)

Илл. 15. Храм во имя св. пророка Илии в с. Мульта (п. Замульта). Архив РПСЦ. Сайт РПСЦ. URL: https://altaistarover.ru/churches/multa (дата обращения: 09.10.2018).

Илл.16. Церковь Николая Чудотворца в с. Коо. Личный архив игумена Макария (Чулунова).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.