Категория творчества в материалистической теории исторического процесса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Сырцова, Елена Николаевна

  • Сырцова, Елена Николаевна
  • 1983, Киев
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 176
Сырцова, Елена Николаевна. Категория творчества в материалистической теории исторического процесса: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Киев. 1983. 176 с.

Оглавление диссертации Сырцова, Елена Николаевна

I. ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ -МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МАРКСИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА

§ I. Единство принципов материалистического монизма, историзма и практики в марксистском подходе к исследованию феномена творчества в историческом процессе.

§ 2. Материалистическая типология общественной практики как предпосылка научной конкретизации категории творчества в философско-исторической теории марксизма.

Глава П. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В

ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПАХ ПРАКТИКИ

§ I. Генезис и особенности творчества в первобытном обществе.

§ 2. Диалектика творческой деятельности на антагонистической ступени исторического процесса.

§ 3. Социально-историческая универсализация творчества в практике коммунистического преобразования мира.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория творчества в материалистической теории исторического процесса»

Актуальность темы исследования. Творчество как наивысшее проявление общественно-практического отношения человека к миру приобретает качественно новый универсальный характер в ходе коммунистических преобразований. Это определяет особое значение проблемы творчества в системе философско-теоретического обоснования практики коммунистического строительства.

Для планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма "нужна, - как указал ХХУ1 съезд КПСС, - мобилизация творческого потенциала всего нашего общества"*. Решение этой задачи требует активизации научного поиска в области марксистской теории творчества, разработки методологии выявления и внедрения конкретно-исторических, адекватных современному этапу общественного развития форм управления творческой активностью масс. "Организовать и направить революционное социально-историческое творчество рабочего класса, всех людей труда - такова грандиозная задача, которую решают сегодня теория марксизма-ленинизма и практир ка борьбы за прогресс человечества .

Философское осмысление творчества с точки зрения его исторического развития и коммунистической будущности является весьма актуальным и в связи со все более настоятельной потребностью расширения методологических функций общей философской теории творчества по отношению к его анализу в отдельных конкретных науках /психологии, эстетике, этике, логике, лингвистике, истории культуры и т.д./.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1961, с.51.

2 Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Коммунист, 1983, № 3,с.23.

Особое значение историко-материалистичеекая интерпретация творчества в философии марксизма приобретает в условиях, когда "происходит резкое, небывалое за весь послевоешшй период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений"'. Развитие марксистской теории творчества и, в частности, исследование философско-исторического аспекта проблемы является важной предпосылкой аргументированной критики идеалистических интерпретаций творческой деятельности, важным направлением бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии.

Степень разработанности проблемы. Проблема творчества вполне закономерно привлекает к себе внимание на всех направлениях философского познания. Одним из наиболее разработанных традиционно остается гносеологический аспект проблемы, исследуемый в работах Библера B.C., Гиргинава Г., Грязнова Б.С.» Коршунова A.M., Морозова М.Н., Павлова Т., Шакаряна Г.Г., Широканова Д.И., Шуми9 лина А.Т. и др. т Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983 , с.68. ^ См.: Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975; Гиргинов Г. Наука и творчество. - М.: Прогресс, 1979; Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.:'Наука, 1982; Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. - И.: Политиздат, 1971; Павлов Т. Информация, отражение, творчество. -М.: Прогресс, 1967; Творчество в научном познании. /Отв.ред.Ши-роканов Д.И., Харин Ю.А./. - Минск: Наука и техника, 1976; Человек, творчество, наука/. Авт.кол.: Батищев Г.С., Брушлин-ский A.B. и др./. - М.: Наука, 1967; Шакарян Г.Г. Философский аспект разработки философской теории творчества. - Вопросы философии, 1980, № П; Шум1л!н А.Т. Гносеолог1ЧШ особливост! твор-чост1. - Ф1лософська думка, 1975, № I; Диалектика научного и технического творчества. - Тезисы докладов и сообщений. - Обнинск, 1982 и др.

Не менее широко представлен в имеющейся литературе и фило-софск о-эстетический аспект. Его теоретическоыу анализу посвящены труды Бахтина М.М., Гольдентрихта G.G., Ермаша Г.Л., Кагат на М.С., Какабадзе З.М., Канарского A.C., Мазепы В.И. и др.1

Достаточно утвердившимся направлением в развитии марксистской теории творчества стало также исследование социально-политического и социально-управленческого аспектов творческой деятельности масс, которые разрабатываются такими авторами,как Венгеренко H.A., Волков Ю.Е., Куценко В.И., Мельникова Н.И., Москвир чев JL.H., Семенов B.C. и др.

Важно отметить, что в философских публикациях последнего врег —

См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979; Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. - М.: Изд-во Моек .ун-та, 1977; Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. - М.: Искусство, 1977; Какабадзе З.М. Феномен искусства. - Тбилиси: Мецниереба/1980; Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса. - Киев: Изд-во при Киевск.гос. ун-та, 1982; Искусство и творческая деятельность. /Отв.ред.Мазепа В.И./. - Киев: Наукова думка, 1979; Морально-эстетические проблемы творчества/. Еук.авт.кол.Левчук Л.Т./ - Киев: Изд-во при Киевск.гос.ун^та, 1981 и др. 2 См.: Венгеренко H.A. Творчество в социальном аспекте. - Проблемы философии, вып.44, Киев: Вища школа, 1978; Ефимова И.Н. Социально-историческое творчество в условиях развитого социализма. - В кн.: Творчество и социальное познание. - М.: Изд-во Моек.гос.ун-та, 1982; Культура и творчество масс. - Свердловск, 1976; Куценко B.I. Про наукове управл1ння творчим процессом.-К.: Полх тввдав Укра1ни, 1971; Сощальна творчх сть мае. /Авт.-кол.: Парнюк М.О., Лисенко O.A., Мельникова Н.1./. - К.: По-Л1 тввдав Укра1ни, 1981; Творческая природа социалистического общественного.сознания. /Авт.кол.: Момджян Х.Н., Воронович Б.А., Москвичев Л.Н. и др./. - М.: Мысль, 1980; Творческая активность народных масс и развитие социалистической демократии. /Авт. кол.Степанян Ц.А., Волков Ю.Е., Семенов B.C. и др./. - М.: Наука, 1972 и др. меня проблема творчества все чаще рассматривается и в менее традиционных контекстах, например, аксиологическом и культурфило-софском. Это сравнительно новое направление в развитии марксистской концепции творчества связано с работами Бандзеладзе Г.Д., г

Даиоева О.И,, Табидзе О.И., Чавчавадзе Н.З.*

Кроме того, возрастающий интерес к осмыслению проблемы творчества в свете философской проблематики истории,культуры и практики обусловил все более явственную тенденцию к исследованию творчества в его историческом измерении, т.е. в системе категорий марксистской философско-исторической теории. Особое значение для становления такого подхода имеют монографии Давыдовой Г.А., Злобина Н.С., Келле В.Ж., Ковальзона М.Я., Кона И.С., Межуе-ва В.М.2

Выведение проблемы творчества на уровень философско-истори-ческого анализа позволяет, не ограничиваясь преобладающим в имеющейся литературе рассмотрением всеобщих, универсально-историчес См.Бандзеладзе Г .Д. 0 творческом характере нравственности.-Вопросы философии, 1981, $6; Культура в свете философии, /Авт.колЛавчавадзе'Н.З., Дзкиоев О.И. и др./. - Тбилиси: Хелов-неба, 1979; Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества. - Вопросы философии, 1981, № 6; Крамар П.П. Философско-мировоззрен-ческий анализ проблемы творчества. - Автореф.дисс. . канд. филос.наук. К., 1983.

2 См.: Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. - М.: Наука, 1976; Здобин Н.С. Культура я общественный прогресс. - М.:. Наука, 1980; Келле В.Ж., Ковальзоя М.Я. Теория и история, /проблемы теории исторического процесса/. - М.: Политиздат, 1981; Кон И.О. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978; Менуев* В.М. Культура и история /Проблема культуры в фйлософско-историчес-кой теории марксизма/ . - М.: Наука, 1977. к их определений творчества , перейти к философскому осмыслению особенностей обнаружения этих всеобщих определений в условиях культурно-исторически преходящих общественных форм . Настоятельность такого перехода обусловила общий замысел данной диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть проблему творчества в контексте материалистической теории исторического процесса, осмыслить феномен творчества в его культурно-историческом развитии.

Общая цель диссертационной работы определила и основные задачи исследования;

- с позиций методологического единства принципов материалистического монизма, историзма и практики раскрыть онтологический î

См.такйе: Вац Г.Д. Особенности исторического творчества. - Авто-реф.дисс. . канд.философ.наук, Харьков, 1979; Злотина М.Л. Проблема, творчества в свете диалектико-матёриалистической теории развития. - Ф1лософоька думка, 1980, № I; Каган М.С. Проблема творчества в свете марксистской* теории деятельности. - Проблемы философии, вып.44; К.: Изд-во при Киевск.гос.ун-те, 1978; Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта. - В кн.: Контекст, 1981, М.: Наука, 1982; Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. - К.ГВиЩа школа, 198Г; Социально-исторические и мировоззренческие аспекты философских категорий /Отв.ред.В.Г.Табачковский/. - К.: Наукова думка, 1978; Шиякарук В.И. Тррд, творчество я проблемы развития личности. - Проблемы философии, вып.44, К,; Изд-во при Киевск. гос.ун-те, 1978; Фурс1н I.I. Творч1сть як родова сутшсть люди-ни. - Ф1лософська думка,'1978, № 6; Эйхгорн В. Человек как творец своего жизненного процесса. - В кн.: Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. - М.: Наука, 1972; Финкелыптейн И.Я. О содержании понятия творчество. - В кн.: Социальное познание и некоторые проблемы исторического материализма. - М.: Изд-во Моек.гос.ун-та, 1981• ^ 0 диалектике всеобщего и особенного в развитии общественной практики см.: Табачковский В.Г. Практика и духовное освоение мира.-Дисс. . докт.филос.наук, К., 1980.

- 8 источник творчества в историческом процессе;

- рассмотреть марксистскую типологию исторического развития в качестве предпосылки теоретического движения от первоначальной универсально-исторической абстракции творчества к конкретному философскому понятию как единству многообразия конкретно-исторических определений творческой деятельности;

- исследовать взаимообусловленность изменения типа исторического развития и социокультурных характеристик творческого процесса при переходе от первобытной к антагонистической и затем к коммунистической ступени истории;

- проанализировать социокультурный аспект общественного разделения труда в связи с проблемой формирования и развития различных исторических типов самодеятельности.

Методологическая основа и источники исследования. Методологию диссертационной работы составляет материалистическая диалектика, разработанная в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Предпринятое исследование опирается также на документ и материалы КПСС, в которых марксистская методология применяется к анализу современных социальных реальностей.

Вопросы, поднятые в диссертации, решаются с учетом результатов работы советских и зарубежных философов-марксистов, специалистов по общей истории, этнографии, психологии, теории государства и права, литературоведению и другим смежным наукам.

Научная новизна диссертации.заключается в том, что, исходя из понимания творчества как исторически развивающегося феномена, автор разрабатывает концепцию социокультурного развития творческой деятельности в исторических типах практики:

- В отличие от традиционного подхода к философскому анализу творчества преимущественно с точки зрения его всеобщих определений, имеющих силу для всех форл общества, в настоящем исследовании творческая деятельность рассматривается также и в свете ее особенных, конкретно-исторических характеристик, которые объективно обусловлены соответствующим уровнем развития общественного производства и потому "никогда уже не могут повториться вновь"!.

- В рамках марксистской теории исторического процесса творчество выступает не только как феномен общественной практики, который, несомненно, имеет место на всех этапах ее развития, но и как конкретно-исторический тип практики, совпадающий с коммунизмом. Это движение логических определений в теории отражает реальное культурно-историческое развитие творчества в действительности.

-В связи с исследованием качественного развития творчества в историческом процессе раскрывается социокультурный аспект общественного разделения труда. Специфическим содержанием социокультурного разделения труда является процесс обособления в системе кулыуры материальной, духовной и социально-политической деятельности. Это обособление на антагонистической ступени истории придает социокультурно абстрактный /односторонний/ характер преобразующей активности человека в каждом из указанных направлений.

- Исследование генезиса социокультурного разделения труда и его объективно-исторического преодоления в практике коммунистического преобразования мира позволяет охарактеризовать два переломных момента в развитии социокультурных определений творческого процесса. Первый из них совпадает с эпохой кризиса первобытной практики, разложением мифологического сознания, возникновением классовых отношений, государства и идеологий. Второй - с превращением материального производства и "производства самой формы общения" в "материально творческую и предметно воплощающуюся науку" Д.Маркс/.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литераауры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Сырцова, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование социокультурного развития феномена творчества в историческом процессе с позиций методологического единства принципов материалистического монизма, историзма и практики позволяет сделать вывод об объективном опосредовании социально-исторических характеристик творческой деятельности конкретно-историческим типом развития общественных форм вцелом. Этот тип развития с позиций исторического материализма предстает как диалектическое развертывание конкретно-исторического типа общественной практики на соответствующей ступени развития производительных сил и производственных отношений.

Сопряжение марксистской социально-философской теории творчества и общей теории исторического процесса позволяет избежать методологического сужения философского содержания категории .творчества до одной из особенных форм культурно-исторической феноменологии творческой сущности человека как в диахронном /мифотворчество/, так и в синхронном ее проявлении в системе человеческой культуры /предикатизация творчества лишь какой-либо одной или нескольким сферам общественной жизни в противовес сферам "нетворческим"/.

Вместе с тем проводимый в данном исследовании подход к философской концептуализации творчества как феномена исторически развивающейся общественной практики дает возможность существенным образом конкретизировать культурно-исторически индифферентные гносеологические интерпретации творчества как некоторой универсальной характеристики любвго общественно-практического явления, в процессе которого "сознание не только отражает мир, но и творит его". Творчество, таким образом, не отождествляется с созиданием человеческой кулыуры вообще, но предстает как особый качественный уровень культурной деятельности в контексте соответствующего исторического типа общественной практики.

Историко-материалистическая типология общественно-практического развития выступает в этой связи как основа отражения в понятии объективно-исторического превращения творчества из социокультурно ограниченного феномена на первобытной и антагонистической ступени исторического процесса в конкретно-всеобщей уровень предметно-преобразующего отношения к миру в процессе сознательного коллективного творчества коммунистической формации. Если в предыдущие исторические эпохи творчество в качестве феномена общественной практики не могло обладать достоинством общественно-практической всеобщности в силу неразвитости производительных сил, то в практике коммунистического преобразования мира феномен творчества обретает эту непосредственную, действительную /а не только в понятии/ всеобщность и, следовательно, может быть определен в марксистской концепции творчества как исторический тип практики.

Таким образом, объективная диалектика исторического развития творчества предстает в теории как динамика логических определений данного социального феномена.

Разработка марксистского понятия практики как целостного материально-иедального процесса, имманентного социальной форме движения материи, позволяет обнаружить теоретическую неправомочность как вульгарно-материалистических, так и идеалистических концепций творчества и преодолеть идеологическое растворение творчества либо в органической, либо в абстрактно-духовной деятельности. Понимание того, что онтология творчества - это онтология социально-историческая, культурная, практическая представляет собой также важнейшую предпосылку критики религиозно-теологических интерпретаций творчества как предиката надисторических божественных персонификаций. И наконец, особое значение рассмотрение творчества с дозотдай общественно-практического единства материального и идеального определяется необходимостью методологически предотвратить на уровне социально-философской теории воспроизведение дуалистического подхода к анализу социокультурных явлений. Последний, как было показано в § I, заключается в онтологизации противоположности аб-страктно-духавного труда и общественной практики, в то время как данная противоположность имеет социокультурное значение лишь для исторически ограниченной эпохи общественного развития.Проведение принципа диалектико-материалистического монизма при исследовании социально-исторической формы саморазвития объективной реальности требует исходить не из двух видов деятельности /практической и духовной/, как онтологических данностей, но из понятия общественной практики как диалектического единства ее материально-практического, социально-практического, духовно-практического и духовно-теоретического моментов при определяющей роли первого из них. В свете сказанного становится очевидным, что действительным источником действительной культурной новизны в совокупном историческом опыте человечества не может изолированно полагаться ни самодостаточная духовная деятельность/дух, идея, сознание, самосознание идеальная цель и т.д./, ни бездуховная и животнообразно-репродук-тивная материальная деятельность - цедереализация как некоторая онтвлогическая антитеза целеполаганию, ни тем более духовно-практическое, эмоционально-волевое освоение окружающего мира.

В диалектико-материалистической теории общественного развития источник творчества, новизны может быть открыт не вне общественной практики, но только в ней самой, т.е. как ее кулыурно-исто-рическое самодвижение, саморазвертывание в качестве целостного материально-идеального процесса. При этом на уровне философской теории исторического процесса понятие общественной практики оказывается в таком же отношении к понятию общественного бытия, в каком понятие движение - по отношению к понятию материи в общей теории развития. Общественное сознание в той степени определяется общественным бытием, в какой единство материального и идеального как целостность определяет идеальное как одну из сторон этого единства, обособленную лишь в абстракции. В свете сказанного становится очевидным спекулятивный характер философско-мировоззрен-ческой локализации как объективного, так и субъективного источника творчества в сфере абстрактной духовности, а также типично идеалистической интерпретации творчества как "сверхпрактического" феномена, который онтологически якобы внеположен конкретно-историческому типу общественной практики и "идеально"полагает последний в виде эпифеномена творческого духа, сознания, "критической критики" и т.д.

Философский анализ социокультурной тенденции превращения творчества из субъект-объектно ограниченного в субъект-объектно всеобщий способ общественно практического отношения к окружающей действительности, имманентный качественно новому типу исторического развития, представляет собой попытку преодолеть в теории творчества тенденцию объяснять все проявления данного феномена в культурно-историческом процессе с точки зрения лишь его универсально-исторических определений, так или иначе абстрагируясь от определений конкретно-исторических, особенных, т.е. таких, которые "никогда не могут повториться вновь". Поэтому рассмотрение творчества в его всеобщем значении и отношении к историческому процессу вцелом, т.е. в аспекте марксистской типологии исторического развития и проблемы опосредования коммунистической ступени истории творческой реализацией каждой человеческой индивидуальности было осмыслено не как завершение концептуализации фе

-156 номена творчества в философии марксизма, но лишь как предпосылка дальнейшей теоретической конкретизации соответствующего понятия через бесконечное и неисчерпаемое богатство его конкретно-исторических, особенных и социокультурно- преходящих определений.

В своем исторически исходном проявлении феномен творчества выступает как коллективно-бессознательная творческая деятельность, продуктивно противостоящая животнообразной репродукции наличного способа освоения окружающей действительности. Историко-материали-стическая интерпретация этой дорефлективной ступени в культурно-историческом развитии творчества может быть плодотворно испольоо-вана для критики фрейдистской абсолютизации коллективно бессознательных моментов живого творческого процесса.

Для понимания культурно-исторических особенностей развития творчества в контексте первобытного типа общественной практики важное значение имело предпринятое в работе рассмотрение субъект-объектных характеристик мифотворческого процесса как конкретноисторического феномена.

В свете этого рассмотрения духовное освоение мира на уровне мифологического сознания предстало как конкретно-исторически всеобщая форма общественного сознания, а мифологичность общественного сознания как идеальный аспект соответствующего уровня развития общественного бытия. Опосредование первобытной общественной практики развитием мифотворческого сознания, таким образом, было раскрыто в его исторически преходящем, особенном качестве.

Усложнение субъект-объектных связей первобытных человеческих коллективов с природой в ходе все более разносторонне предметно-преобразующей трудовой деятельности с неизбежностью повлекло за собой, с одной стороны, дифференциацию первобытных общностей как субъектов культурной деятельности, с другой - дифференциацию предметной области целенаправленных культурных преобразований: I.Мифология превратилась в идеологию, которая уже "имеет дело с мыс

- 157 лями как самостоятельными сущностями", и подвергает их специфической переработке в процессе целенаправленного производства. Вместе со сферой духовного производства в качестве социокультурной абстракции обособляется и творческая активность идеологов-попов, философов, моралистов и т.д. 2. Социальная саморегуляция первобытной коллективности превратилась в социально-абстрактную деятельность обособленных от всей массы народа представителей публично-властных институций. 3. И, наконец, социокультурно-односторонней стала и сама фундаментальная основа общественно-исторического развития - материальная деятельность, труд по переработке вещества природы в предметный мир человеческой культуры. Выражением этой односторонности является отчуждение продукта труда от его непосредственных производителей и частная собственность на средства производства как основа эксплуатации.

Таким образом, на антагонистической ступени исторического процесса творчество в его общественно-практической определенности может иметь место лишь как культурно односторонняя и субъект-объектно ограниченная деятельность, независимо от культурно- значимости частных творческих достижений.

Социально-историческим преодолением субъект-объектной ограниченности творческого процесса является культурно-историческое преобразование действительности на коммунистической ступени развития социальности. Когда материальное производство превращается в материально творческую и предметно воплощающуюся науку, а социально-политическая деятельность - в сознательное, массовое творчество новой общественности, творчество выступает уже как субъект-объектно универсальный способ отношения человечества к природе, культуре и каждой человеческой индивидуальности - как гуманистический тип общественной практики.

Список литературы диссертационного исследования Сырцова, Елена Николаевна, 1983 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 3-544.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т. 4; с. 419-459.

4. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. I, с. 414-429.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.; т. 3, с. 1-4.

6. Маркс К. Нищета цилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

7. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 6, с. 428-459.

8. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 7, с. 5-110.

9. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. 115-217.

10. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.; 2-е изд., т. 19, с. 9-32.

11. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 400-421.

12. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, 900 с.

13. Маркс К. Письмо П.В. Анненкову. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 27, с. 401-412.

14. Маркс К. Письмо Иосифу Вейдемейеру. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 492-495.

15. Маркс К. Конспект книги Джемса Милля "Основы политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 5-40.

16. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 41-174.

17. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. I, 559 е., ч. 2, -618 с.

18. Маркс К. Экономические рукописи I86I-I863 годов. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 47-659 е., т. 48-683 с.

19. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

20. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 185-230.

21. Энгельс Ф. Общественные классы необходимые и излишние. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 296-299.

22. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 5-338.

23. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 486499.

24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 23-171.

25. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 257302.

26. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 414-422.

27. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Полн. собр. соч., т. I, с. 67-122.

28. Ленин В.И. Что такое'друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.

29. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.

30. Ленин В.И. Что делать? Полн. собр. соч., т. 6, с. 1-192.

31. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр. соч., т. 2, с. 506-550.

32. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, - 525 с.

33. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с. 113-150.

34. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, 782 с.

35. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т. 33, с. 1-120.

36. Ленин В.И. Ответ на запрос левых эсеров. Полн. собр. соч., т. 35, с. 56-57.

37. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн. собр. соч., т. 35, с. 195-205.

38. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.

39. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с. 64-84.

40. Ленин В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1-29.

41. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. -Полн. собр. соч., т. 40, с. 314-316.

42. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.

43. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Поли. собр. соч., т. 41, с. 336-337.

44. П. Документы Коммунистической партии и Советского государства

45. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

46. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

47. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС от 22 ноября 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 30 с.

48. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

49. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1980. - 15 с.

50. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 31 с.

51. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС от 5 апреля 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 16 с.

52. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

53. Андропов Ю.В. Шестдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.

54. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3,с.9-23.

55. Ш. Общая и специальная литература

56. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности в кн.: Поэтика древнегреческой литературы. - М.: Наука,1981 с. 15-46.

57. Актуальные аспекты материалистического понимания истории. Круглый стол. Коммунист, 1978, № ¡7, с. 32-50.

58. Арефьева Г.С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат,1974.- 230 с.

59. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1967. - 267 с.

60. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. Вопросы философии, 1974, № 5, с. 55-64.

61. Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. Избранные философские труды, т. 2. - М., 1971.

62. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.

63. Афонина В.Н. Понятие типа культуры в философско-историческом познании. Автореф. канд. дисс. . филос. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 29 с.

64. Бандзеладзе Г.Д. О творческом характере нравственности. Вопросы философии, 1981, ¡Ь 6, с. 119-123.

65. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд. Московского университета, 1982. - 230 с.

66. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. -М.: Политиздат, 1977. 143 с.

67. Баталов Э.Я. Разрушение практики. Вопросы философии, 1969, JS 3, с. 93-104.

68. Батищев Г.С. Творчество и рациональность. В кн.: Человек,творчество, наука. - М.: Наука, 1967.

69. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.1. М.: Наука, 1978. 199 с.

70. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: 1965. - 527 с.

71. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

72. Безчеревных Э.В. Проблема практики в процессе формирования философии марксизма. М.: 1972.

73. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Спб: Русская мысль, 1914. -331 с.

74. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. - 358 с.

75. Берегиной Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса. М.: Высшая школа, 1981. - III с.

76. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

77. Большаков В.П. Парадоксы безличного творчества. Вопросы философии, 1982, $ 10, с. 144-151.

78. Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плимак Е.Г. Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. М.: Политиздат, 1974. - 309 с.

79. Брайович С.М. Об одной попытке сближения марксизма и экзистенциализма. Вопросы философии, 1971, 7, с. 39-47.

80. Братко М.А. Сптвв1дношення принцшпв матер1ал1стичного мон!зму i практики в комун1стичному св1Тогляд1. Вiсник Ки!вського ун1верситету. Вип. 13. - Ки!в, 1981, с. 32-39.

81. Буржуазные концепции культуры: Кризис методологии. К.: Ыаукова думка, 1980. - 371 с.

82. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

83. Буева Л.П. Человек и общественный прогресс. Вопросы философии, 1982, J6 2, с. 20-35.

84. Бичко I.В. Просторово-часов1 характеристики творчо! свщомости -Ф!лософська думка, 1978, № I, с. 50-61.

85. Вайнштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX-XX вв., Л., 1979.

86. Варьяш И.Ю. Социальные аспекты теории труда К. Маркса. Автореферат дисс. . канд. филос. наук. M.: 1980. 17 с.

87. Вац Г.Д. Особенности исторического творчества. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - Харьков, 1979. - 24 с.

88. Вебер А.Б. К типологии наемного труда. Вопросы философии,1974, Jfc 7, с. 79-91.

89. Волков Г.И. Истоки и горизонты прогресса: Социологические проблемы развития науки и техники. М.: Политиздат, 1976. - 335 с.

90. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков: Губернск. ти-погр., 1907. - 445 с.

91. Воронович В.А. Философский анализ структуры практики. M.: 1972.

92. Гайденко В.П., Гайденко П.П., Ярошевский М.Г. Творчество. -В кн.: Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970, т. 5, с. 185-188.

93. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М.: Мысль, 1974, т. I. - 452 с.

94. Гегель. Эстетика. В 4-х томах. М.: Искусство, 1968, т. I. -305 с.

95. Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978. - 438 с.

96. Гегель. Сочинения. М.: Соцэкгиз, т. 8, 1935; т. IX, 1932.

97. Гердер. Идеи к филосо<|ии истории человечества. М.: Наука, 1977. - 703 с.

98. Гирнык А.Н. Философская традиция исследования творческой деятельности и марксистская концепция творчества. Львов, 1980.

99. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. - 365 с.

100. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М. : Политиздат, 1979. - 303 с.

101. Гольдентрихт С.С. 0 природе эстетического творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1977. - 248 с.

102. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наукова думка, 1980. - 379 с.

103. Гончаров И.Ю. Прогресс и культура. Критика буржуазных концепций. -Минск: Наука и техника, 1981. 192 с.

104. Григорьян Б.Т. Природа, человек и направленность истории. В кн.: Марксистско-ленинская теория исторического процесса. - М.: Наука, 1981, с. 69-78.

105. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

106. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. - 256 с.

107. Губин В.Д. Критика современных буржуазных теорий в творчестве. -Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьков, ун-те, 1981. -168 с.

108. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.

109. Гусова С.Л. Практическая деятельность как единство субъективного и объективного. Автореферат дисс. . канд. филос. наук. -M. : 1979. - 23 с.

110. Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. М. : Высшая школа, 1962. - 132 с.

111. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М. : Наука, 1977. - 320 с.

112. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 175 с.1. Да

113. Давыдова Г.А. Проблема отношения человека и природы в философ-ско-исторической концепции К. Маркса. Вопросы философии, 1983, В 5, с. 73-84.

114. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1979. - 263 с.

115. Джиоев О.И. Материалистическое понимание истории и буржуазная философля. Тбилиси: Мецниереба, 1974.

116. Дкиоед.О.М. Природа исторической необходимости. Тбилиси,1967.

117. Диалектика научного и технического творчества: Тезисы докладов. -Обнинск, 1982. 191 с.

118. Диалектика становления коммунистического труда. (Отв. ред. В.А. Буслинский). Киев: Наукова думка, 1978. - 303 с.

119. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. - 352 с.

120. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

121. Ельчанинов В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979.

122. Ермаш С.П. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. -320 с.

123. Есипчук Н.М. Историческая реальность как предмет познания. Автореферат дисс. . канд. филос. наук. - К., 1976. - 22 с.

124. Ждановский А.П. Критика концепции философии истории Вильгельма Дшибш Дильтея. Автореферат дисс. . канд. филрс. наук. Шнек, 1980. - 23 с.

125. Жуков Е.М., Барг М.А., Черняк Е.Б., Павлов В.И. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М.: 1979.

126. Зильберман Д.Б. Социальная антропология. Динамика развития и перспективы. Вопросы философии, 1971, В IIу с. 154-163.

127. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -303 с.

128. Злотина М.Л. Проблема творчества в свете диалектико-материалисти-ческой теории развития. Ф1Лософська думка, 1980, № I, с. 26-34.

129. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: 1964.

130. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. -Киев: Наукова думка, 1977. - 251 с.

131. Иванов В.В. Принцип историзма в произведениях В.И. Ленина 90-х годов. Томск, 1966.

132. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса. М.: Наука, 1966.

133. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: 1974.

134. Ильенков Э.В. Проблема идеального. Вопросы философии, 1979, № 6, 7.

135. Искусство и творческая деятельность. (Отв. ред. В.И. Мазепа). -Киев: Наукова думка, 1979. 314 с.

136. Исторический материализм как социально-философская теория. М.: Высшая школа, 1982. - 364 с.

137. Капан М.С. Проблема творчества в свете марксистской теории деятельности. Проблемы философии. Вып. 44. - Киев: Изд-во КГУ, 1978, с. 44-53.

138. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

139. Какабадзе З.М. Феномен искусства. Тбилиси: Мецниереба, 1980. -135 с.

140. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса: Генезис чувственной культуры. Киев; Изд-во при Киевском гос. ун-те,1982. -192 с.

141. Кантор K.M. Философия и культура в историческом развитии человечества. Вопросы философии, 1983, й 7, с. 86-99.

142. Категории исторического материализма. М.: Мысль, 1980. -352 с.

143. Копп В.П. К. Маркс о логике движения общественных форм.

144. Вопросы философии, 1977, № 12, с. 93-104. Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе.- М.: Прогресс, 1975. 64 с.

145. Кордзац О.Г. Проблема практики в философии Гегеля. В кн.:

146. Крамар ПЛ. Философско-мировоззренческий анализ проблемы творчества. Автореферат дисс. . канд. филос. наук, Киев, 1983. 23 с.

147. Крамар П.П. Категория творчества в исторических типах мировоззрения. Проблемы философии. Вып. 54. - Киев: Изд-во КГУ, 1981, с. 17-25.

148. Крутова О.Н. Человек и история: (Проблема человека в социальной философии марксизма). М.: Политиздат, 1982. - 208 с.

149. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. (Изд. 2-е, дополненное). М.: Политиздат, 1980. -312 с.

150. Культура, творчество, человек. (Составит. Э.А. Баллер, Н.С.Зло-бин). М.: Молодая гвардия, 1970. - 272 с.

151. Культура в свете философии. (Авт. кол.: О.И. Джиоев, З.М. Кака-бадзе, Н.З. Чавчавадзе и др.). Тбилиси: Хеловнеба, 1979. - 320 с.

152. Купенский Я. О трактовке диалектики творчества у Гегеля. Философские науки, 1975, № I, с. 114-120.

153. Куценко В.И. Про наукове управлшня творчим процесом. Киев: Политиздат Украины, 1971. - 173 с.

154. Леви-Стросс Клод. Структура мифов. Вопросы философии, 1970, №7, с. 152-164.

155. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -360 с.

156. Лифшиц М.А. Критические заметки к современной теории мифа. -Вопросы философии, № 10, 1973, с. 138-152.

157. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980. - 582 с.

158. Лоонэ Э.Н. Антиномии сознания современной буржуазной философииистории. Вопросы философии, 1983, $ 3, с. 127-133. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977. -207 с.

159. Мекуев В.М. Культура как философская проблема. Вопросы философии,1982, № 10, с. 42-52.

160. К. Ясперса). Автореф. дисс. . канд. филос. наук., Рига, 1980. - 21 с.

161. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев: Наукова думка, 1981. - 368 с.

162. Мояеева А.К. Проблема человеческой субъективности в светемарксовой теории исторического процесса. В кн.: Человек и его бытие как проблема современной философии. - М.: Наука, 1978.

163. Момджян К.Х. Концептуальная природа исторического материализма. -М.: Ивд-во Моск. ун-та, 1982. 208 с.

164. Моральный выбор. (Под общей ред. А.И. Титаренко). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 344 с.

165. Морально-эстетические проблемы творчества. (Руков. авт. колл. Л.Т. Левчук). Киев: Вища школа, изд-во при КГУ, 1981. -183 с.

166. Нарский И.С. Практика как категория диалектического и исторического материализма. Философские науки, 1980, Й I, с. 27-38.

167. Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. А.-Ата, 1968.

168. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М.: Наука, 1980. -352 с.

169. Нуреев P.M. К. Маркс об основных формах производственных отношений и развитии личности. Вопросы философии, 1983, А^ 6, с. 3-14.

170. Общественно-экономические формации. Проблемы теории. (Ред. коллегия: Х.Н. Момджян и др.). М.: Мысль, 1978. - 279 с.

171. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль,1974. - 572 с.

172. Ойзерман Т.И. Проблема культуры в философии марксизма. Вопросы философии, 1983, .№ 7, с. 72-85. Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. - Киев: Вища школа, Изд-вопри КГУ, 1981. 184 с. Очерки по философии Л. Фейербаха. - Киев: Наукова думка, 1980.- 336 с.

173. Павлов Т. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. - 102 с.

174. Павлов Т. Наука и творчество. В кн.: Духовный мир развитогосоциалистического общества. М.: Наука, 1977. - с. 199-210. Платон. Софист. - Сочинения. В 3-х томах. - М.: Мысль, 1970, т.2, с. 319-399.

175. Платон. Пир. Сочинения. В 3-х томах. - М.: Мысль, 1970, т. 2, Ашш с. 319-399.

176. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 247 с.

177. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В пяти томах,т. Ш. М.: Госполитиздат, 1957. - 784 с. Подорога В.А. Темы философии культуры в философии В. Беньямина.

178. Вопросы философии, 1981, № II, с. 152-159. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: палеопсихологии.

179. М.: Мысль, 1974. 487 с. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.- 231 с.

180. Практика, познание, мировоззрение. (Отв. ред. А.И. Яценко).

181. Киев: Наукова думка, 1980. 270 с. Принцип историзма в познании социальных явлений. - М.: 1972. Проблемы философии. Вып. 44. - Киев: Изд. Киевского ун-та, 1978.- 151 с.

182. Ракитов А.И. Историческре познание. М.: Политиздат, 1982. -303 с.

183. Роменець В.А. Психологи творчост1. Киев: Вища школа, 1971. -247 с.

184. Руденко В.Е. Творческий характер труда в условиях научно-технической революции. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М.: 1973. - 24 с.

185. Сагатовский В.Н. Общественные отношения и деятельность. Вопросы философии, 1981, № 12, с. 69-75.

186. Самарская Е.А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии. М.: Наука, 1977. - 224 с.

187. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М.: Наука, 1978. -285 с.

188. Скворцов Л.В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии истории. М.: Политиздат, 1976. - 230 с.

189. Со^альна TBop4iсть мае. (Авт. колл.: М.Н. Парнюк, A.A. Лысенко, H.W. Мельникова и др.). Киев: Политиздат Украины, 1981. -167 с.

190. Социально-исторические и мировоззренческие аспекты философских категорий. Киев: Наукова думка, 1978. - 339 с.

191. Социально-экономические формации. Проблемы теории. М.: Наука, 1978.

192. Субботин М.М. Творчество и отношение полезности. Автореф. дисс. . канд. филос. наук, М.: 1973. 20 с.

193. Табачковский В.Г. Критика идеалистических интерпретаций практики. Киев: Наукова думка, 1978. - 264 с.

194. Табачковский В.Г. Практика и духовное освоение мира. Автореф. дисс. . доктора филос. наук. - Киев, 1980. - 48 с.

195. Табачковский В.Г. Практика и культура. Ф1Л0С0ф0ька думка,1981,1. I, с. 77-95.

196. Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества. Вопросы философии,1981, № б, с. 124-130.

197. Творчество и социальное познание. М.: Изд-во Московского ун-та,1982. 256 с.

198. Творчество в научном познании. (Отв. ред. Д.И. Широканов, Ю.А.

199. Харин). Минск: Наука и техника, 1976. - 231 с. Творческая активность народных масс и развитие социалистической демократии. - (Отв. ред. Д.А. Степанян). - М.: Наука,1972. -544 с.

200. Творческая природа социалистического общественного сознания.

201. Отв. ред. Х.Н. Момджян). М.: Мысль, 1980. - 280 с. Типология и периодизация культуры Возрождения. (Под ред. В.И. Рутен бурга). - М.: Наука, 1978. - 280 с.

202. Толстых В.И. Социально-философские проблемы общественного производства. Вопросы философии, 1982, №4, с. 41-54.

203. Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. - 279 с. Федосеев П.И. Диалектика современной эпохи. - 3-е изд., доп.

204. М.: Наука, 1978. 656 с. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. - М.:

205. Наука, 1977. 387 с. Философия и ценностные формы сознания. - М.: Наука, 1978. - 348 с. Философия Гегеля и современность. (Отв. ред. Л.Н. Суворов).

206. М.: Мысль, 1973. 431 с. Финкелыптейн И.Я. О содержании понятия творчество. - В кн.: Социальное познание и некоторые проблемы исторического материализма. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 120 с.

207. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 605 с.

208. ФурС1н 1.1. Творч1Сть як родова сутн1сть людини. Ф1лософськадумка, 1978, № 6, с. 54-63. Хофман Да, Марксизм и теория праксиса. М.: Прогресс, 1978. -334 с.

209. Якушевский И.Т. Об истерическом типе практики. В кн.: Проблемыметодологии науки и научного творчества. Л., 1977. - с.133-147.

210. Ярошевский Т. Понятие практики у К. Маркса и современность. -Вопросы философии, 1973, № 5, с. 13-26.

211. Ярошевский Т. Размышления о практике 450 с.

212. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. 275 с.- М.: Прогресс, 1976. -Киев: Наукова думка, 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.