Категория света в теории зрительного восприятия итальянского Возрождения: динамика представлений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Павлова, Екатерина Валерьевна

  • Павлова, Екатерина Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 206
Павлова, Екатерина Валерьевна. Категория света в теории зрительного восприятия итальянского Возрождения: динамика представлений: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Павлова, Екатерина Валерьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль античных и средневековых оптик в становлении теории зрительного образа

1.1 Категория света: зарождение представлений о понятии и функциях света в создании зрительного образа

1.2 Теоретические представления о зрительном образе в античной философско-эстетической мысли

1.3 Неоплатонизм: проблема света и тьмы в трактатах Средневековья

Глава 2. Свет, зрительное восприятие и перспектива в теории итальянского Возрождения: Л.Б.Альберти, Леонардо да Винчи

2.1 Л.Б.Альберти: представление о красоте - предпосылка законов зрительного восприятия и теории света

2.2 Проблема света в художественной оптике и зрительной концепции Л.Б.Альберти

2.3 Теория света и световая метафизика в оптике Леонардо

Глава 3. Свет, перспектива и зрение: от теории к художественной практике

3.1 Зрительная иллюзия и перспектива в контексте антропоцентризма эпохи Возрождения

3.2 Теория света и творческий метод художников эпохи Возрождения

Заключение

Список литературы

4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория света в теории зрительного восприятия итальянского Возрождения: динамика представлений»

Введение

Диссертация посвящена изучению категории света как средства достижения визуальной достоверности, как условия возникновения зрительных образов, позволяющих воспринимать видимую картину мира и произведения искусства. Анализируя процесс осмысления видимого и обращаясь к метафизической природе этого явления, мы исходим из тезиса о тесной зависимости психологии зрительного восприятия от света, цвета и перспективы.

В данной работе раскрываются представления о свете, изложенные в зрительных теориях выдающихся деятелей итальянского Возрождения -Леона Баттиста Альберти и Леонардо да Винчи, так как именно они наиболее подробно и системно исследовали как значение данного феномена в процессе зрительного восприятия и познания, так и свойства оптической иллюзии, изучили взаимосвязь света, цвета и перспективного построения композиционного пространства, оптические трансформации и поведение света при создании художественного произведения.

Актуальность темы

Свет относится к важнейшим универсалиям, которые формируются на пересечении научного, религиозного, философского и эстетического векторов познания, являясь средством всеобъемлющего постижения мира.

Свет при создании оптической иллюзии в построении художественной картины мира вызывает постоянный интерес ученых, философов и художников. Однако до настоящего времени в науке не был сформирован единый взгляд на структурные и динамические характеристики зрительного восприятия света, цвета, тени, формы и перспективы. Изучение категории света представляется многогранной, но малоизученной темой, относящейся к области теории и истории искусства. Несмотря на неослабевающий интерес к данному явлению, недостаточно изученным остается избранный ракурс исследования категории света в рамках теоретических и художественных систем Возрождения.

Значимость данной темы на современном этапе развития искусствознания определяется целым рядом факторов. Трактовка света является одной из основополагающих проблем в теории изобразительного искусства, а интерпретация законов, объясняющих его природу, лежит в основе принципов моделирования художественной формы. Свет в живописи - это символ, который каждая эпоха наполняет собственным смыслом и содержанием. Согласно теоретическим учениям Возрождения, живопись представляет собой изоморфизм света. Различные подходы к интерпретации его природы оказывают влияние на понимание художественного образа и создание художественной формы. Проблема эмоционального восприятия света, цвета и тени в произведениях изобразительного искусства приводит к вопросу о том, что вкладывается в само понятие «искусство» в условиях определенного исторического контекста.

Актуальность темы этой работы также обусловлена ее междисциплинарным характером, что соответствует научным стратегиям современного гуманитарного знания. Свет в художественной сфере, ориентированной на образно-символическую передачу реальности и чувственно-рациональное восприятие бытия, сохраняет свою смысловую многогранность и играет важную роль в моделировании картины мира. Понимание света как полифункционального и многозначного культурно-эстетического феномена определяет необходимость его комплексного изучения.

Степень научной разработанности темы и исследовательские подходы. Традиция исследования истории искусства как истории форм видения была заложена в первой половине XX века Г. Вельфлиным, который одним из первых связал интерпретацию художественной проблематики с психологией зрительного восприятия. В книгах «Ренессанс и барокко»1, «Классическое искусство: Введение в итальянское Возрождение»2,

1 Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. - М.: Азбука-классика, 2004.

2 Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. - СПб.: Алетейя, 1997. Генрих Вельфлин по праву считается одним из самых известных и авторитетных историков искусства, основоположником формально-стилистического метода в искусствознании, успешно применяемом в настоящее время. Книга «Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения» впервые была издана в Мюнхене в 1899 году. Первый перевод на русский язык был выполнен в 1912 году.

«Основные понятия истории искусства: Проблема эволюции стиля в новом искусстве»1 Вельфлин показывает, что художник как представитель своего времени видит «оптическими слоями» . В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть динамику представлений о категории света в процессе формирования зрительного восприятия и зрительной теории, во многом опираясь на формально-стилистический метод Г. Вельфлина и понимание истории искусств как истории художественных установок и «образных форм». Важно утверждение Г. Вельфлина о том, что приемы ранних эпох, которые, как казалось, ушли в прошлое вместе с породившими их культурами, внезапно появляются в поздние эпохи, переосмысливаются, вновь становятся актуальными.

Открытие прошлого на новых этапах истории всегда совершается на иной культурной почве, поэтому заимствованные приемы художественного видения оказываются не тождественны самим себе, не повторяют в точности уже отработанные функции3. Представления о свете, став одной из ключевых тем в теории зрительного восприятия античной мысли, прошли значительную эволюцию в Средние века и в период Возрождения, что подчеркивает как целостность художественного процесса, так и его зависимость от культуры. В связи с этим хотелось бы отметить мнение Э. Гомбриха4, который утверждает, что творческий процесс может развиваться только в определенном «климате» и что культура оказывает такое же влияние на произведение искусства, как и климат местности на характер растительного мира. Представления о свете в эпоху Возрождения находились в единой системе взаимовлияющих концепций, а именно

1 Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994.

2 Там же.-С. 46.

3 Отметим мнение С.С. Ванеяна о том, что «обращение Ренессанса к античности обеспечивает одну очень характерную процедуру для обеспечения смысла некоторого изобразительного мотива». Находится некий прототип в прошлом, затем обнаруживается его значение и проецируется на интересующий мотив. «Исходный мотив благодаря своей древности выступает как письменный источник, как представитель традиции, как ее воплощение». См.: ВанеянС.С. Иконография архитектуры и архитектурная иконология или «Возвращение торгующих». - М., 2004. - С. 59. Данная статья была представлена в докладе С.С. Ванеяна на Первой международной научной конференции «Православная иконология - основы и перспективы» Санкт-Петербургского научно-исследовательского института православной иконологии в 2004 году.

4 См.: Gombrich Е.Н. Norm & Form. Studies in the Art of the Renaissance. - London, N.Y.: Phaidon, 1978. - P. 1.

зрительной теории, неоплатонизма, перспективы, оптических идей, живописи, философских и эстетических воззрений. Это привело к созданию световой парадигмы Возрождения, отличающейся от более ранних теорий света и зрения. Вместе с тем, при всех новаторствах в понимании художественной оптики, ренессансное представление о свете не сменяло средневековые представления, а сосуществовало с ними параллельно.

Изучение искусства с точки зрения анализа «оптических слоев» получает свое дальнейшее развитие и переосмысление у Э. Панофского1. «Оптические слои» рассматриваются в качестве элементов символической формы. Следуя теории символических форм Э. Кассирера , Э. Панофский полагает, что символические образы пространства отражают характерные для конкретной культурной традиции представления об устройстве мироздания, а «точка схода», используемая в линейной перспективе, выступает как математический символ актуальной бесконечности3. Э. Панофский впервые ставит проблему рассмотрения линейной перспективы не только как математически выраженного зрительного впечатления, но и как символической структуры, уделяя внимание вопросам культурно-исторического своеобразия4.

Необходимо отметить, что в эпоху Возрождения перспектива изучается не только в русле философии и богословия, но и в сфере

1 Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. - М.: Искусство, 1998; Его же. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

2 Общим понятием для Э. Кассирера является не «познание», а «дух», отождествляемый с «духовной культурой» и «культурой» в целом в противоположность «природе». Средство, с помощью которого происходит всякое оформление духа, Э. Кассирер находит в знаке, символе, или «символической форме». В «символической функции», полагает Э. Кассирер, открывается сама сущность человеческого сознания - его способность существовать через синтез противоположностей. Символическая форма является интерпретатором, переводящим чувственный образ в интеллектуальный контекст.

3 В период преподавания на профессорской должности в Гамбурге Э. Панофский испытывает большое влияние философии «символических форм» Э. Кассирера.

4 Э. Панофский отмечает, что различие между ренессансной и античной перспективами было в том, что первая основывается на понятиях геометрии, внедряя ее в мир человеческих форм, в то время как вторая внедряет мир человека в геометрическую систему. Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. - СПб.: Азбука-классика, 2004. -С.56.

применения практических навыков, то есть перспектива рассматривается как результат практического опыта1.

Аналогичной точки зрения придерживается Э. Гомбрих, подчеркивая, что «перцептивное восприятие - это альтернативная адаптация между тем, что мы видим, и тем, как мы можем это описать» . Исследование Э. Гомбриха представляет собой последовательные размышления о психической основе восприятия и визуального запоминания наблюдаемых вещей, о проблемах восприятия искусства, психологии и зрительного феномена в целом3. Он отмечает, что, несмотря на то, что изучению перспективы и вопросу передачи пространства посвящено большое количество исследований, теория света не получила детального рассмотрения4. Вместе с тем она представляет особый интерес, по меньшей мере, по двум причинам: во-первых, категория света выступает отправным пунктом для всех стилей в вопросе передачи образа, и, во-вторых, анализ представлений о свете и определение уровня владения оптическими эффектами помогает историкам искусства провести параллели и выявить преемственность в разных стилевых направлениях.

В трудах Б.В. Раушенбаха вводится понятие «перцептивной перспективы», которая соответствует естественному человеческому взгляду5. Рассматривая способы пространственных построений, автор использует современную теорию перспективы, учитывающую преобразующую деятельность мозга при зрительном восприятии человека,

1 См.: Pierenne М.Н. The Scientific Basis for Leonardo da Vinci's Theoiy of Perspective // The British Journal for the Philosophy of Science. - № 3. - 1952. - P. 169.

2 Gombrich E.H. The Image and the Eye: Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation. -Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1982. - P.189.

3 Gombrich E.H. Art and Illusion: A study in the Psychology of Pictorial Representation. - Princeton, N.Y.: Princeton University Press, 1969; Woodfield R. Gombrich on Art and Psychology. - N.Y.: Manchester University Press, 1996. На тему искусство и иллюзия так же см.: KubovyM. The Psychology of Perspective and Renaissance Art. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - P. 65- 86.

4 Gombrich E.H. The Heritage of Apelles. Studies in the Art of the Renaissance. - Edinburg: Phaidon, 1976. - P. 4. В связи с этим Э. Гомбрих указывает на исследование: Т.В. Hess and J. Ashbury. Light: From Atom to Laser. New York, 1969.

5 См.: РаушенбахБ.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980; Его же. Геометрия картины и зрительное восприятие. - М: Ингерпракс, 2001; Его же. Системы перспективы в изобразительном искусстве. -М.: Наука, 1986.

выстраивает и обосновывает математическую модель, описывающую работу мозга при восприятии видимого пространства1.

Поскольку теория света в процессе зрительного восприятия является основным элементом в системе перспективного построения, невозможно рассмотрение проблемы этого феномена вне понимания пространства и зрительного восприятия. Так, С. Эджертон2 пишет не только об открытии линейной перспективы, но и о том, какие колоссальные последствия в связи с этим происходили в XV веке в понимании зрительного пространства, которое с данного момента начинает подчиняться системе линейных координат3. В поисках ответов на вопросы: «Как видели люди XV столетия? Каков был склад ума флорентийского горожанина? Почему он так увлечен живописью, созданной по законам холодной логики геометрической оптики?»4 - он обращается к теории Л.Б. Альберта, а также исследует труды «отцов оптики» Альхазена, Гроссетеста и Вителло, которые послужили основой теории Альберти. В итоге делается вывод о понимании перспективы как культурной парадигмы, как символической формы5.

1 Во времена Возрождения была разработана и доказана строгая математическая модель перспективы, согласно которой параллельные линии сходятся на горизонте в одну точку. Долгое время данная модель считалась непогрешимой. Она получила название ренессансной перспективы и основывалась на законах оптики. При использовании данной системы на плоскости рисунка получается такое же изображение, как и на сетчатке глаза. «К XX веку сложилось убеждение, что ренессансная система перспективы не всегда эффективна, и возникло понимание связи этого обстоятельства с отсутствием учета работы мозга в теории ренессансной перспективы. Ведь человеческий мозг иногда существенно преобразует изображение, возникшее на сетчатке глаза: мозг, образуя субъективное пространство и опираясь при этом на сетчаточный образ, производит трансформации возникшего образа: что-то увеличивает, что-то уменьшает, распределяет предметы по признаку «близко-далеко». См.: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - М.: Интерпракс, 2001. - С. 97.

2 Edgerton S. The Héritage of Giotto's Geometry: Art and Science on the Eve of Scientific Révolution. -Ithaca and London: Cornell University Press. 1994; Его же. The Renaissance Rediscovery of Linear Perspective. -N.Y.: Basic Books, 1975.

3 Edgerton S. The Renaissance Rediscoveiy of Linear Perspective.-N.Y.: Basic Books, 1975.-P. 7.

4 Там же.-P. 10.

5 Отметим, что в работе Эджертона не совсем точно определен метод Альберти «costruzione leggittima», а именно «как форма линейной перспективы, зависимая от убывающей точки схода». В нашем исследовании мы пытаемся более точно рассмотреть данный метод Альберти, в том числе обращаясь к исследованию Кубови (KubovyM. The Psychology of Perspective and Renaissance Art. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - P. 26), в котором последовательно изучается построение подобной конструкции. Поговорим еще об одном аспекте. На протяжении всей книги Эджертона интересует проблема пространства. Он согласен с неокантианским подходом Э. Панофского и утверждает, что в XV веке, возникает математически выстроенное «систематизированное, бесконечное, гомогенное пространство» и это сделало возможным развитие линейной перспективы (Edgerton S. The Renaissance Rediscoveiy of Linear Perspective. -N.Y.: Basic Books, 1975. - P. 195). Но теории зрения не сразу были приспособлены к потребностям открытых принципов линейной перспективы.

В работах М. Кубови «Психология перспективы и искусство Возрождения»1, К. Вельтмана2 «Линейная перспектива: визуальные измерения в науке и искусстве»3, М. Кемпа «Леонардо да Винчи: чудесные

4

произведения природы и человека» рассматриваются элементы перспективы, феномен зрительного восприятия, особенности оптики Леонардо. Исследование Кима Вельтмана нацелено на рассмотрение основных теорий и аргументов в литературе, посвященной изучению перспективы: почему она появилась, как развивалась, каково ее применение, каким образом стала одним из ключевых феноменов культуры.

Исследуя вопросы восприятия перспективы, М. Кубови высказывает мысль, что развитие линейной перспективы в эпоху Возрождения во многом определено гуманистическим антропоцентризмом5. Тезис о том, что центральная проекция является выражением зеркальной симметрии между точкой схода как актуальной бесконечностью Бога и глазом зрителя, неоднократно обсуждался в текстах ренессансных авторов. Подобная логика суждений присутствует и в системе математических доказательств, и в религиозно-философских суждениях Николая Кузанского, Марсилио Фичино, которые не только провозгласили, но и повсеместно следовали популярному в гуманистических кругах тезису «человек - второй Бог»6.

Проблема взаимосвязи теории перспективы и зрительного восприятия исследуется в работах «Свет в ранней итальянской живописи» П. Хилла,

1 Kubovy М. The Psychology of Perspective and Renaissance Art. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

2 Несмотря на то, что многое было написано о мастерах и проблемах в области перспективы, было на удивление мало попыток определить смысл перспективы как явления. В XVI веке Вазари (Giorgio Vasari. Le Vite di piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. - Firenze, 1550) сделал многое, чтобы доказать ее важность для передачи реальности художественными средствами. В VIII и XIX веках особое внимание отдавалось роли перспективы в математике. В XX веке акцент был смещен на ее роль в культурной истории (см. указанные труды Панофского, Гомбриха, Дамиша (Damisch Hubert. L'Origine de la Perspective. - Paris: Flammarion, 1987.), Сент-Мартина (Saint-Martin, Fernande. Semiotics of visual language. - Quebec, 1987.) и науке (Edgerton S. The Heritage of Giotto's Geometry: Art and Science on the Eve of Scientific Revolution. - Ithaca and London: Cornell University Press. 1994; Edgerton S. The Renaissance Rediscoveiy of Linear Perspective. -N.Y. 1975).

3 Veltman K.H. Leonardo da Vinci Studies I: Linear Perspective and the Visual Dimensions of Science and Art. - Munich.: Deutscher Kunstverlag, 1986.

4 Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvelous Works of Nature and Man. - Cambridge: Harvard University Press, 1981.

5 Kubovy M. The Psychology of Perspective and Renaissance Art. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

6 Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. - М.:РГГУ, 2008.

7 Hill P. The Light of Early Italian Painting. - New Haven and London: Yale University Press, 1987.

«Перспектива в перспективе» Л. Райта1, а также рассматривается Г.Волдмэном, Н.Вэйдом, С.Даниэлем, Л.Жегиным2. Важную роль в изучении истоков возникновения и формирования концепции света в теории искусства Альберти и Леонардо да Винчи сыграли исследования В.П. Зубова: «Архитектурная теория Альберти», «Леонардо да Винчи, 14521519», «Леонардо да Винчи и работа Вителло "Перспектива"», где он рассматривает понятие «зрительной пирамиды», раскрывает значение средневековой теории «подобий», оценивает теорию зрения Леонардо.

В настоящем исследовании были использованы фундаментальные труды известных ученых В.Н. Лазарева, М.А. Алпатова, Л.М. Баткина, В.Н. Гращенкова, И.Е. Даниловой, Б.Р.Виппера, А.Ф.Лосева, М.И. Свидерской, М.Н. Соколова, Я. Бялостоцкош, М. Бэксандалла, М. Кемпа, Дж. Беркелей, Л. Анточча, Дж. Сантинелло, Дж. Манчини3.

1 Lawrence Wright. Perspective in perspective. - London: Routledge & Kegan Paul, 1983.

2 Gary Waldman Introduction to light: the physics of light, vision, and color. -N.Y.: Dover Publications, 1983; Nicholas J. Wade. A Natural History of Vision. - Massachusetts: The MIT Press, 2000; Nicholas J.

Wade, Michael Swanston. Visual perception. - Massachusetts: The MIT Press, 2000; Даниэль C.M. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании

зрителя. - Л.: Искусство, 1990; Его же. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. - СПб.: Искусство, 2002; Жегин JI. Язык живописного произведения: условность древнего искусства / Пред. и комм. Б.А. Успенского. - М.: Искусство, 1970.

5 Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1952; Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М.: Искусство, 1976; Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990; Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М.: Наука, 1978; Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики. - М.: Искусство, 1963; Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картины кватроченто. - М.: Искусство, 1975; Ее же. Альберти и Флоренция // Чтения по истории и теории культуры. - М.: РГГУ, 1997; Ее же. Искусство Средних веков и Возрождения // Работы разных лет.

- М.: Советский художник, 1984; Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. - М.: Искусство, 1977; Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. - М.: Мысль, 1978; Его же. История античной эстетики Софисты. Сократ. Платон. - М.: Искусство, 1998; Его же. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: ACT Изд-во, 2000; Свидерская М.И. Леонардо на рубеже Ренессанса и Нового времени // Мастера классического искусства Запада. Сб. статей. - М.: Наука, 1983. - С. 26 -32; Соколов М.Н. От золотого фона к золотому небу. К вопросу о натурализации условных пространственных и колористических решений в искусстве Позднего средневековья и Возрождения//Советское искусствознание'76. - М.: Советский художник, 1977. Вып. 2; Bialostocki J. Ars auro prior// Bialostocki J. Mysl i sztuka XVII wieku. - Warszawa, 1970; Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style, 2 ed.

- London; Oxford; New York: Oxford University Press, 1972; KempM. Leonardo on Painting. An Anthology of Writings by Leonardo da Vinci with a Selection of Documents relating to his Career as an Artist. - London: Yale University Press, 1989; Его же. Science, Non-Science and Nonsense: the Interpretation of Brunelleschi's Perspective // Art History, I, 1978. - P. 134-161; Его же. Perspective and Meaning: Illusion, Allusion and Collusion // Philosophy and the Visual Arts. - Dordrecht: A. Harrison, 1987. - P. 255-68; Его же. Prescriptions for Painting: "Optical Information" in Art from the Renaissance to the Late Nineteenth Century. - Stockholm, ХХШ, 1991. - P. 9-28; Его же. New Light on Old Theories: Piero della Francesca and the Transmission of Light, Piero della Francesca tra arte e scienza. - Venice: ed. M. Dalai Emiliani and V. Curzi, 1996. - P. 33-46; Его же. Imagine e Verita. Per una storia dei rapporti fra arte e scienza. - Milan: Philosophical works (including the works on vision). - London: Ж Dent, 1993; Berkeley G. The theory of vision vindicated and explained // Philosophical Works (including the works on vision). - London: Ж Dent, 1933; Анточча Л. Леонардо: жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2001; Santinello G. Leon Battista Alberti. Una visione estetica del mondo e della vita. - Firenze: Sansoni, 1962; Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. - Roma: Bardi, 1967.

Для рассмотрения теоретического наследия Леонардо да Винчи изучены работы К. Трумэн Штейнитц, С.Дж.Фараго, К.Педретти1. Исследование К. Трумэн Штейнитц представляет собой библиографию, состоящую из 62 изданий «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, напечатанных за период свыше 300 лет, с 1651 года по 1956 год.

Значительный вклад в изучение теоретических и практических достижений итальянского Возрождения внесли работы В.Н. Гращенкова, В.Д. Дажиной, И.И. Тучкова, В.Н. Бодровой, Е.А. Ефимовой, А.Л. Расторгуева, Н.В. Ревякиной2.

Говоря о предпосылках развития зрительной теории в эпоху Возрождения, мы обратились к изучению представлений о свете в рамках оптических учений более ранних эпох. В связи с этим в работе приводятся выводы У. Эко, изложенные в его книге «Искусство и красота в средневековой эстетике», которая представляет собой краткий очерк учений Средневековья3, а также работы С. Конклин Акбари, Б. Иствуда, Е. Гранта,

1 Trauman Steinitz К. Leonardo da Vinci's Trattato della Pittura. Treatise on painting: A bibliography of the printed editions, 1651 -1956. Library research monographs. - Copenhagen: Munksgaard, 1958; Farago C.J. Leonardo's writings and theory of art. - London: Garland Publishing, 1999; Pedretti C. Leonardo da Vinci on Painting. A lost book (Libro A). - Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1964; Его >Ke.Leonardo da Vinci. Fragments at Windsor Castle from the Codex Atlanticus. - London: Phaidon, 1957; Еш же-Studi Vinciani: Documenti, analisi e inediti leonardeschi. - Geneve: E. Droz, 1957; Его же.ТЪе Literary Works of Leonardo da Vinci. A Commentaiy to Jean Paul Richter's Edition. - Vol.1. -Oxford: Univ. of California Press, 1977.

2 Гращенков B.H. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. - М., 1978. - С. 201-247; Дажина В.Д. Слово и образ в искусстве Леонардо да Винчи // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. - М., 2004; Ее же. Леонардо да Винчи. Апология живописи // Искусствознание. 2.02. - М., 2002; Ее же. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник // Человек в культуре Возрождения. - М., 2001; Тучков И.И. Templum Mundi. Л.Б. Альберта об идеале загородной жизни и вилле // Леон Баггиста Альберта и культура Возрождения / Отв. ред. Л.М. Братина. - М., 2008. -С.111-172; Бодрова В.Н. Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков. - М., 1983. - С.128-145; Ефимова Е.А. Леон Баттиста Альберта и Филибер Делорм - два взгляда на профессию архитектора // Леон Баттиста Альберта и культура Возрождения. - М., 2008. - С. 195-219; Расторгуев А.Л. Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков. - М., 1983. - С.128-145; Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV века-первой половины XV века. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во ИГУ, 1975.

3 Умберто Эко. Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А.П.Шурбелева. - М.: Академический проект, 2004. Умберто Эко рассматривает эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота, Уильяма Оккама, см.: Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А.П. Шурбелева. - М.: Академический проект, 2004.

Д.Линдберга, А. Сабра, посвященные анализу основных элементов средневековых оптик1.

Категория света, лежащая в основании «культурных онтологий» большинства исторических эпох, нередко становится предметом научного исследования. Среди работ такого плана особое место занимают исследования Е. Мостепаненко «Свет как эстетический феномен», О. Мороз «Свет озарений», А. Луизова «Цвет и свет», Э. Зеликовича «Свет и цвет»2.

А. Лосев, Л. Лиманская, Б. Бернсон, В. Келер, В. Лукхард разрабатывают эстетические аспекты света и вопросы его функционирования как выразительного средства в отдельных видах искусства, исследуют интерпретации этого феномена во времена Античности, Средневековья и Возрождения3. Исследования этих авторов определяют принципы научного анализа явления света в системе культуры.

1 Conklin Akbari S. Seeing through the veil: Optical Theory and Medieval Allegory. - Toronto: University of Toronto Press, 2004; Eastwood B. The elements of vision: the micro-cosmology of Galenic visual theory according to Hunayn Ibn Ishaq. - Philadelphia, 1982; Grant E. The foundations of modern science in the Middle Ages: Their Religious, Institutional and Intellectual Contexts. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Lindberg D.C. Theories of Vision from al-Kindi to Kepler. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1976; The intromission-extramission controversy in Islamic visual theory: Alkindi versus Avicenna / Studies in Perception. - Ohio: Ohio State University Press, 1978; Roger Bacon and the Origins of Perspectiva in the Middle Ages: A Critical Edition and English Translation of Bacon's Perspective, with Introduction and Notes. - Oxford: Oxford University, 1996; Sabra A.I. Ibn al-Haytham's criticisms of Ptolemy's optics // Journal of 1he History of Philosophy. - 4. - 1966. - P. 145-149; Sensation and inference in Alhazen's theory of visual perception / Studies In Perception. - Columbus: Ohio State University, 1978. Наиболее глубокое и обстоятельное изложение эстетики Гроссетеста принадлежит Де Брюину (De Bruyne Е. Etudes d'estheique medievale. Edition de llnstitut Superieur de Philosophie. - 3 voll. - Brugge: De Tempi, 1946.), к которому обращался Ассунто (Assunto R. La critica d'arte nel pensiero medioevale. - Milano: П Saggiatoressunto, 1961. - P. 169- 171.). В качестве введения в философию Гроссетеста можно использовать работу Росси (Rossi P. "Introduzione" a Roberto Grossatesta, Metafisica della luce. Opuscoli filosofici e scientffici. - Milano: Rusconi, 1986.), которая включает новейшую библиографию по метафизике света в Средние века. Кроме того, особо следует отметить работы Федеричи Весковини (Federici Vescovini G. Le teorie della luce e della visione ottica dal IX al XV secolo. Studi sulla prospettiva medievale e altri saggi. - Perugia: Morlacchi, 2003; Federici Vescovini G. Studi sulla prospettiva medievale. - Torino: Giappichelli, 1965.), Марка Смита (Smith M. Getting the big picture in Perspectivist Optics. -Philadelphia: The American Philosophical Society, 1981.) и Алессио (Alessio F. Per uno studio sull'ottica del Trecento / La filosofia e le "artesmechanicae" nel secolo ХП. Per uno studio sull'ottica del Trecento. -Spoleto: Centra Italiano di Studi sull'Alto Medioevo, 1984.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлова, Екатерина Валерьевна, 2012 год

Список литературы

Источники:

1. Августин. О Троице // Патристика. Тексты и исследования / Пер. А.А.Тащиана - Краснодар: Глагол, 2004. - 416 с.

2. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. -М.: Харвест, 1999. - 1600 с.

3. Альберти Л.Б. Три книги о живописи И Эстетика Ренессанса. - М.: Искусство, 1981.- 380 с.

4. Альберти Л.Б. Три книги о живописи // Десять книг о зодчестве. - В 2 тт. - М.: Всесоюз. Акад. Архитектуры, 1935-1937.

5. Леон Баттиста Альберти. Сборник статей / Отв. ред. В.Н.Лазарев. - М.: Наука, 1977.-190 с.

6. Аристотель. О душе, о формах государства. Этические идеи Аристотеля. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Науч. ред.: М.С.Ковалева и др.; сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 544с.

7. Аристотель. Метафизика / Пер. A.B. Кубицкого. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1934.-348 с.

8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Художественная литература, 1991.-1315 с.

9. Вазари Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 тт. — М.: Просвещение, 1956-1971

10. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. с итал. и коммент. Ю. Верховского и др.; ред. и вступ. ст. А. Дживелегова и А. Эфроса: 2-е изд. - М.: Изобраз. искусство, 1995. -448 с.

11. Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. - М.: Архитектура-С. 2005. -168 с.

12. Витрувий М.П. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А.Петровского. -М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1936. - 330 с.

13. Галилео Галилей. Избранные труды. В 2 тт. - Т. 1. - М.: Наука, 1964. -640 с.

14. Гиберти, Лоренцо. Комментарии. Записки об итальянском искусстве. / Пер., прим. и вст. ст. А. Губера. - М., Изогиз. 1938.-104 с.

15. Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога // Знание за пределами науки / Пер., прим. и послесл. М. А. Гарнцева. - М.: Республика, 1996. - 420 с.

16. Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. М.Лозинского. - М.: Худлит, 1950.-464 с.

17. Плотин. Эннеады. В 7 тт. / Пер. Т.Г.Сидаша. Под ред. О. Л. Абышко. -СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004-2005.

18. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. - М.: PM, 1994. -96 с.

19. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. - Киев: Путь к истине, 1991. - 310 с.

20. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Письмо Дорофею Диакону // Мистическое богословие. - Киев: Путь к истине, 1991- 310 с.

21. Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие. Послание к Тимофею / Пер. А.Ф. Лосева; примеч. В.В. Бибихина // Философия. Филология. Культура: Лосевские чтения: К столетию со дня рождения А.Ф. Лосева (1893-1993) / Под ред. A.A. Тахо-Годи, И.М. Нахова. - М., 1996. - 350 с.

22. Челлини Б. Жизнь Бенвенуто Челлини. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции. / Пер. с ит. М.Лозинского, вст. ст. и примеч. Л.Пинского. - М.: ГИХЛ, 1958.-544 с.

23. Канонические Евангелия / Пер. с греч. В.Н. Кузнецовой. - М.: Наука, 1992.-320 с.

24. Кузанский Н. Сочинения. В 2 тт. - М.: Мысль, 1979

25. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Под ред. В.Назарова. - СПб: Азбука, 1998. - 224 с.

26. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2 тт. / Под общ. ред. Б.В. Леграна, A.M. Эфроса; Пер., ст., коммент. A.A. Губера, В.П. Зубова, Н.Б. Иванова, В.К. Шилейко, A.M. Эфроса. - Т. 2.- СПб.; М.: Нева; ОЛМА-Пресс, 1999.

27. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения / Ред., пер., вступит, ст. и коммент. В.П. Зубова. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.- 600 с.

28. Леонардо да Винчи. Анатомия: записи и рисунки. - М.: Наука, 1965. -591 с.

29. Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. Ф.А.Петровского. - М.: Гослитиздат, 1958.-471 с.

30. Макробий. Сатурналии (отрывки) / Пер. Е. А. Берковой. // Памятники поздней античной научно-художественной литературы / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1964. - С. 342-356.

31. Мейстер Экхарт. Избранные проповеди и трактаты / Пер., вст. ст. и коммент. Н.О.Гучинской. - СПб.: Церковь и культура, 2001. - 296 с.

32. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. -М.: Харвест, 1999. - 1600 с.

33. Памятники византийской литературы IV—IX веков / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. - М.: Наука,1968. - 371 с.

34. Пачоли Лука. О божественной пропорции / А.Ф. Лосев. Эстетика Ренессанса. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

35. Платон. Собрание сочинений / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. В 4 тт. - Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - 656 с.

36. Плотин. Эннеады. В 7 тт. / Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Изд- во О. Абышко, 2004-2005.

37. Птолемей Клавдий. Альмагест: Математическое сочинение в 13 книгах / Пер. И. Н. Веселовского. - М.: Наука, 1998. - 671 с.

38. Роберт Гроссетест. О свете, или О начале форм // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб. ст. / Пер. А. М. Шишкова. - № 6. - М., 1995.-203 с.

39. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 381 с.

40. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер. с итал. В.Л. Глазычева. - М.: Русский университет, 1999. - 448 с.

41. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи / Пер. А.Н. Лужецкой, под ред. А.А. Рыбникова. - М.: Огиз - Изогиз, 1933. -138 с.

42. Adelard of Bath, Dodi Ve-Nechdi / Ed. and trans. H. Gollancz. - London: Oxford University Press, 1920. - 147 p.

43. Alberti, Leon Battista. On Painting / Trans. John R. Spencer. - New Haven and London: Yale University Press, 1956. - 141 p.

44. Alberti Leon Battista. Alcune intercenali inedite // Rinascimento / A cura di E. Garin. - Firenze: Sansoni, 1964. - IV. - PP. 125-258.

45. Alberti Leon Battista. De commodis litterarum atque incommodis. Defunctus. / Testo a cura di G. Farris. - Milano: Marzorati, 1971. - 135 p.

46. Alberti Leon Battista. Opera inedita et pauca separatim impressa./A cura di G. Mancini. Firenze: J. C. Sansoni, 1890. - 311 p.

47. Alberti Leon Battista. Opere volgari. Vol. 1-3 / A cura di C. Grayson. -Bari: Laterza, 1960-1973.

48. Alhazen ibn-Havtham. The Optics of Ibn al-Haytham / Tr. Sabra A. -2 vols. - London: Warburg Institute, 1989. (Original work published 1021)

49. Boethius. The theological tractates / Tr. H.F. Stewart, E.K. Rand. - LondonCambridge: Harvard University Press, 1962. - 405 p.

50. Cellini, Benvenuto. I Trattati deirOrificerie e della Scultura. - Firenze: Lemonnier, 1857. - PP. 225 - 226

51. Cellini, Benvenuto. Autobiorgraphy of Benvenuto Cellini / Ed. by Charles Hope / Trans. John Addington Symonds. - Oxford: Phaidon Press, 1983. -208 p.

52. Leonardo da Vinci. II Codice Atlantico di Leonardo da Vinci nella Biblioteca Ambrosiana di Milano / Riprodotto e publ. della Regia accad. dei Lincei. - Vol. 1-4. - Milano, 1894-1904

53. Da Vinci, Leonardo. The Notebooks of Leonardo Da Vinci, compiled and edited from the original manuscripts by Jean Paul Richter. - Vol. I.,II. - N.Y. Dover Publications, 1970

54. Macrobius. The Saturnalia / Tr. by P. V. Davies. - N. Y.-London: Columbia Uni- versity Press, 1969. - 261 p.

55. Macrobius. Saturnalia /Ed. J. Willis. - Т. 1. - Leipzig.: Teubner Verlag, 1970.-232 p.

56. Manetti Antonio. Vita di Fillipo di Ser Brunellesco. - Florence: Rinascimento del libro, 1997. - 109 p.

57. Ptolemy's Theory of Visual Perception: An English translation of the optics // Transactions of the American Philosophical Society / Commentary, introduction of Smith A. M.- Vol. 86. - Part 2. - Philadelphia: The American Philosophical Society, 1996. - 300 pp.

58. San Bonaventura. Opuscoli francescani / trad. Di A.Boni, S. Cerrini, R. Paciocco. Introduzione d L. Pellegrini. - Roma, 1993. - 690 p.

59. Witelo. Opticae thesaurus. - N.Y.: Johnson Reprint Corporation, 1972. -337 p.

60. Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium / Ed. by A. Steiner. -Cambridge: Cambridge University Press, 1938. - 443 p.

Исследования

1. Алпатов M.B. Художественные проблемы итальянского Возрождения.

- М.: Искусство, 1976. - 288 с.

2. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.

- 335 с.

3. Анточча JI. Леонардо: жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2001. -144 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. -392 с.

5. Архитектура Западной Европы XV-XVI вв. Эпоха Возрождения // Всеобщая история архитектуры /Под ред. В.Ф.Маркузона, А.Г.Габрического, А.И.Каплуна. в 12 тт. - Т.5. - М.: Стройиздат, 1967.

- 658 с.

6. Бакушинский A.B. Линейная перспектива в искусстве и зрительное восприятие реального пространства // Искусство. Журнал Российской Академии художественных наук. - №1- М.,1923. - 230 с.

7. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925.-288 с.

8. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. - 415 с.

9. Баткин Л.М. Онтология Марсилио Фичино в связи с общей оценкой ренессансного неоплатонизма // Традиция в истории культуры. - М.: Наука, 1978.-280 с.

10. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М.: Наука, 1978. - 199 с.

11. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. - 559 с.

12. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры / Сост., пред и коммент. Б.С. Каганович. - СПб.: Мифрил, 1996. 256 с.

13. Бодрова В.Н. Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков. - М., 1983. - С.128-145.

14. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. - М.: Мартис, 1998. - 330 с.

15. Бронштэн В .А. Клавдий Птолемей: II в. н.э. - М.: Наука, 1988. - 240 с.

16. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт исследования / Пер. с нем. - М.: Интрада, 1996. - 527 с.

17. Бычков В .В. Эстетика Аврелия Августина. - М.: Искусство, 1984. - 264 с.

18. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О свете, солнце и зрении - М.: Наука, 1976.-129 с.

19. Ванеян С.С. Иконография архитектуры и архитектурная иконология или «Возвращение торгующих». - М., 2004.

20. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. - СПб.: Алетейя, 1997. - 318 с.

21. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. - М.: Азбука-классика, 2004. -288 с.

22. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994. - 427 с.

23. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса / Пер. Л.И.Некрасовой и В.В.Павлова. Вст. ст. Л.И. Ремпеля. - М.: ИЗОГИЗ, 1934. - 392 с.

24. Веселовский И.Н. Аристарх Самосский - Коперник античного мира // Историко-астрономические исследования. - Вып.VII. - 1961. - С. 20.

25. Виллани Д. Новая хроника, или История Флоренции / Дж. Виллани. -М.: Наука, 1997.-551 с.

26. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. - М.: Искусство, 1977. - 224 с.

27. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII -XVI века. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. В 2-х тт.- М..: Искусство, 1977.

28. Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века: 1520 -1590: к проблеме кризиса итальянского гуманизма / Отв. ред. В.Н. Лазарев.

- М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 370 с.

29. Волков H.H. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 264 с.

30. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997. -525 с.

31. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.: Прогресс , 1986.

- 400 с.

32. Гвардини Р. Феномен человека: Антология. - М.: Высш. школа, 1993. -349 с.

33. Гнедич П.П. История искусств (зодчество, живопись, ваяние). В 3 тт. -Т. 2. - Санкт-Петербург: Изд. А.Ф.Маркса, 1906. - 250 с.

34. Гончаров O.A. Восприятие пространства и перспективные построения.

- СПб: Изд. С.-Петербургского университета, 2007. - 252 с.

35. Гращенков В.Н. Э.Гомбрих - источник и теоретик искусства, исследователь, скептик // Советское искусствознание. № 25. - М., 1989. -С. 268-274

36. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики. - М.: Искусство, 1963. - 428 с.

37. Грегори P.JI. Разумный глаз : как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях/ Пер. с англ. А.И. Когана. - Изд. 2-е. - М.:УРСС, 2003. - 232 с.

38. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. - М.: Мысль, 1977. -356 с.

39. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.

40. Губер A.A. Микеланджело. 1475-1564. - М.: «Искусство», 1953. -200 с.

41. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. - М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1947.-815 с.

42. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. В 2 тт. - Т. 1. - Л.: ЛГУ, 1990.-624 с.

43. Дажина В.Д. Эрвин Панофский и его книга "Ренессанс и "Ренессансы" в искусстве Запада //Панофский Э. Ренессанс и "Ренессансы" в искусстве Запада /Пер. с англ. А.Г. Габричевского . - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 44 с.

44. Дажина В.Д. Леонардо да Винчи. Апология живописи // Искусствознание. 2.02. - М., 2002.

45. Дажина В.Д. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник // Человек в культуре Возрождения. -М., 2001.

46. Данилова И.Е. Альберти и Флоренция // Чтения по истории и теории культуры. -М.: РГГУ, 1997. - 55 с.

47. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. - М.:РГТУ, 1996.-70 с.

48. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения // Работы разных лет. - М.: Советский художник, 1984. - 390 с.

49. Данилова И.Е. Вступительная статья // Альбом «Джотто». - М.: Изобразительное искусство, 1970. - С. 5 -17.

50. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картины кватроченто. - М.: Искусство, 1975.

- 127 с.

51. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. - СПб.: Искусство, 2002. - 304 с.

52. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. -Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

53. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. В 2 тт. - М.: Искусство, 1978.

54. Ефимова Е.А. Леон Батиста Альберти и Филибер Делорм - два взгляда на профессию архитектора // Леон-Баттиста Альберти и культура Возрождения. - М., 2008. - С.195-219

55. Жегин Л. Язык живописного произведения: условность древнего искусства / Пред. и комм. Б.А.Успенского. - М.: Искусство. 1970. - 124 с.

56. Зеликович Э.С. Свет и цвет. Беседы о значении, явлениях и природе света и цвета. - М.: Госкультпросветиздат, 1950. - 120 с.

57. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. - СПб.: Алетейя, 2001.

- 464 с.

58. Зубов В.П. Леонардо да Винчи, 1452-1519. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. Ленингр. Отд., 1962. - 371 с.

59. Зубов В.П. Леонардо да Винчи и работа Вителло «Перспектива» // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. - ТЛ - М.: Наука, 1954.-340 с.

60. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 тт. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962—1970.

61. Католическая энциклопедия / Ред. совет.: Г. Церох и др. В 4 тт. -М.: Издательство Францисканцев, 2002

62. Кёлер В., Лукхард В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средства архитектурной выразительности. / Пер. с нем. архит. В. Г. Калиша. - М.: Госстройиздат, 1961. - 182 с.

63. Кеменов B.C. Художественное наследие Леонардо да Винчи // Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1956. - 580 с.

64. Кэмп М. Леонардо / Пер. с англ. К.И. Панас. - М.: ACT: Астрель, 2006. -287 с.

65. Килпатрик Д. Свет и освещение. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 223 с.

66. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. -327 с.

67. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М.: Искусство, 1972. -663 с.

68. Лазарев В.Н. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи. / Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. -М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. - 291 с.

69. Леон Баттиста Альберти и культура Возрождения / Отв. ред. Л.М. Брагина; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М.: Наука, 2008.-343 с.

70. Леонардо да Винчи / A.A. Гастев. - М. : Молодая гвардия, 1982. -400 с.

71. Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. - М.: РГГУ, 2004. - 244 с.

72. Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства. -М.:РГГУ, 2008.-351 с.

73. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: Изд-во ACT, 2000. - 878 с.

74. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. -М.: Искусство, 1998. - 714 с

75. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957

76. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

77. Луизов А. Цвет и свет. - Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1989. -256 с.

78. Лупандин И.В. Жан Буридан и его вклад в развитие астрономии // Историко-астрономические исследования. - 1989. - 21. - С.15 5-163

79. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 тт. - Т. 1. - М.:Академия, 1965-1970.

- 340 с.

80. Майоров Г.Г. Северин Боэций и его роль в истории средневековой культуры // Вопросы философии. - 1981. - №4. - С. 118-127

81. Мостепаненко Е. Свет как эстетический феномен // Философские науки. - № 6. - 1986. - С. 90-99.

82. Мороз О. Свет озарений. - М: Знание, 1980. - 208 с.

83. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. - М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - 115 с.

84. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. - М.: Искусство, 1998. - 362 с.

85. Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем., англ., лат., др.греч. И. Хмелевских, Е. Козиной, Л. Житковой, Д.И. Захаровой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. -336 с.

86. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса / Под ред. В.И.Рутенбурга. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - 217 с.

87. Педретти К. Леонардо да Винчи: Фрагменты из «Атлантического кодекса», хранящиеся в Виндзорском замке. - М.: Файдон Пресс, 1957.

- 376 с.

88. Расторгуев А.Л. Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные аспекты проблемы // Проблемы истории античности и средних веков.-М., 1983. -С.128-145.

89. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

90. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - М.: Интерпракс, 2001. - 235 с.

91. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. - 288 с.

92. Ревякина И.В. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) /Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 63 - 64.

93. Ревякина Н.В Проекты и фантазии падуанского ученого XV в. Джованни Фонтаны //Леонардо да Винчи и культура Возрождения. - М., 2004.-С. 209-217.

94. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV века -первой половины XV века. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1975.-240 с.

95. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и воспринимает мир. - М.: Эдиториал-УРСС, 1996. - 224 с.

96. Ронки Васко. Влияние оптики XVII в. на общее развитие науки и философии // Вопросы истории естествознания и техники. - Вып. 16. 1964 -С. 99-107.

97. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения / Е.И. Ротенберг. - 2-е изд., испр. - М. : Искусство, 1974.

- 215 с.

98. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. - М.: Искусство, 1967.

- 124 с.

99. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI-XVII веков. - М.: Советский художник, 1989. - 224 с.

100. Свидерская М.И. Леонардо на рубеже Ренессанса и Нового времени // Мастера классического искусства Запада. Сб. статей. - М.: Наука, 1983.

- 288 с.

101. Свидерская М.И. Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры // Вопросы искусствознания. Журнал по истории и теории искусства. № 1. М., 2000. - С.15-23.

102. Свидерская М.И. Алпатов М.В. (1902-1986): Интерпретация перехода от Раннего к Высокому Возрождению в итальянской живописи. Опыт

прочтения // Введение в храм. Сб. статей. - М.: Языки русской культуры, 1998.-С. 249-263.

103. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун.-тов - М.: Высш.школа, 1979. - 448 с.

104. Соколов М.Н. От золотого фона к золотому небу. К вопросу о натурализации условных пространственных и колористических решений в искусстве Позднего средневековья и Возрождения// Советское искусствознание'76. М.: Советский художник, Вып.2,1977. - С. 45 - 67.

105. Солопова М.А. Гален // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. -895 с.

106. Солсо P.JI. Когнитивная психология. - М.:Тривола, 1996. - 598 с.

107. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: МГУ, 1985. - 340 с.

108. Templum Mundi. Л.Б. Альберти об идеале загородной жизни и вилле // Леон Баттиста Альберти и культура Возрождения / Отв. редактор Л.М. Брагина. - М.: Наука, 2008. - С. 111-172.

109. Тучков И.И. Templum Mundi. Л.Б.Альберти об идеале загородной жизни и вилле // Леон Баттиста Альберти и культура Возрождения / Отв. ред. Л.М.Брагина. - М., 2008. - С. 111-172.

110. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А.П. Шурбелева. - М.: Академический проект, 2004. - 384 с.

111. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. - М.: Азбука-классика, 2004. - 205 с.

112. Этические взгляды итальянского гуманиста второй половины XV века. Кристофоро Ландино (по его трактату «Диспуты в Камальдоли») // Вестник МГУ. - Серия 9: история. - М., 1965. - № 5. - 48 с.

113. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 6 тт. Т.1.: Античность. Средние века. Возрождение/ Ред.-сост. В.П.Шестаков. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962. - 278 с.

114. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 928 с.

115. Флоренский Павел. Обратная перспектива // Священник Павел Флоренский. Сочинения. В 4 тт. - Т. 3. - М.: Мысль, 1999. - С. 46 - 101.

116. Хорьков M.JI. Мейстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика. -М.: Наука, 2003. - 174 с.

117. Шишков A.M. Роберт Гроссетест, метафизика света и неоплатоническая традиция. // Историко-философский ежегодник - 1997. -М.: Наука, 1999.-478 с.

118. Штекль А. История средневековой философии. - СПб.: Алетейя, 1996.-570 с.

Литература на иностранных языках

1. Alessio F. Per uno studio sull'ottica del Trecento / La filosofia e le "artesmechanicae" nel secolo XII. Per uno studio sull'ottica del Trecento. Spoleto: Centra Italiano di Studi sull'Alto Medioevo, 1984. - 412 p.

2. Archer T.A., Warne F. Vincent de Beauvais // Encyclopaedia Britannica. - 23. -N.Y.:The Encyclopedia Britannica Company, 1964. - PP. 168-169.

3. Argan G.C. Masterpieces of Italian art. A look at the pinnacle of the Renaissance artistic achievement -N.Y.: VPI-AC Video Inc., 1990. - 307 p.

4. Arnheim R. Art and Visual Perception. - Berkeley: University of California Press, 1954. - 340 p.

5. Artmann B. Euclid: The Creation of Mathematics. - N.Y.: Springer, 1999. -160 p.

6. Assunto R. La critica d'arte nel pensiero medioevale. - Milano: II Saggiatoressunto, 1961. - PP. 169-171.

7. Battisti E., Battisti G.S. Le macchine cifrate di Giovanni Fontana. -Milano: Arcadia Edizioni, 1984. - 402 p.

8. Baxandall M. Shadows and Enlightenment. - New Haven, London: Yale University Press, 2000. - 310 p.

9. Baxandall M. Painting and Experience in the Fifteenth-Century Italy. -Oxford: Oxford University Press, 1972. - 320 p.

10. Berkeley G. An Essay toward a New Theory of Vision // Philosophical Works (including the works on vision). - London: JM Dent, 1993. - 259 p.

11. Berkeley G. The Theory of Vision Vindicated and Explained // Philosophical Works (including the works on vision). - London: JM Dent, 1933. -115 p.

12. Bialostocki J. Ars auro prior// Bialostocki J. Mysl i sztuka XVII wieku. Warszawa, 1970 - 13 - 27 s.

13. Blay M. Sight and light: Some Aspects of the History of Light // Revue d'Historie des Sciences. - 2007. - PP. 119-534

14. Blunt A. Artistic theory in Italy 1450-1600. - Oxford: Clarendon P., 1962.- 170 p.

15. Boring E.G., Holway A.F. The Dependence of Apparent Visual Size upon Illumination // American Journal of Psychology. - 53. - 1940. - PP. 587- 589.

16. Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology. -N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1942. - 336 p.

17. Borys A.M. Lume di Lume. A theory of light and its effects. Investigation of an enigmatic drawing from an Italian Renaissance treatise and its companion text // Journal of architectural education. - May 2004. - V.57. - Issue 4.- PP.3-9

18. Burr D. The persecution of Peter Olivi // Transactions of the American philosophical society. - 1976 - V.66. - P. 5.

19. Calamandrei P. Scritti e inediti celliniani. - Firenze: La. Nuova Italia, 1971.-891 p.

20. Campbell S. J. M. The intellectual life of the Early Renaissance Artist / Art, theory and culture in 16th century. -2001.- V. 83. - Issue 1. - PP. 148-150

21. Clagett M. Greek Science in Antiquity. - N.Y.: Dover Publications, 2001. -278 p.

22. Conklin Akbari S. Seeing through the veil: Optical Theory and Medieval Allegory. - Toronto: University of Toronto Press, 2004. - 354 p.

23. Cohn R. Light and Color in the Italian Renaissance theory of art // Library Journal. - V. 103. - Issue 12. - 1978. -125 p.

24. Crombie A. C. Robert Grosseteste and the origins of experimental science, 1100-1700. - Oxford: Clarendon Press, 1953. - 316 p.

25. Damisch Hubert. L'Origine de la Perspective. - Paris: Flammarion, 1987.

- 448 p.

26. Dana B. Durand Tradition and Innovation in Fifteenth Century Italy: "Il Primato Dell' Italia" in the Field of Science // Journal of the History of Ideas. -1943. - Vol. 4. - №. 1. - 1-20 pp.

27. Da Vinci and the code he lived by: the unique vision and determination of the Renaissance master // Budlongt, library journal. - 2006. - V 131. - Issue 9. -137-140 pp.

28. Decio G. Perspectiva artificialis. - Trieste: Universita degli Studi di Trieste, 1957. - 340 p.

29. Descargues P. Perspective. - N.Y.: H. N. Abrams, 1977. - 176 p.

30. De Bruyne E. Etudes d'estheique medievale. - Brugge, De Tempel - 3 V. -1946. -203 p.

31. De Santillana G. Leonardo da Vinci. - N.Y.: Reynal & Company, 1956.

- 530 p.

32. Douie, Décima. Archbishop Pecham's Sermons and Collations // Studies in Medieval History Presented to Frederick Maurice Powicke / Hunt R. W., Pantin W. A., Southern R. W. - Westport, CT: Greenwood Press, 1979. -372 p.

33. Doesschate G.T. Oxford and the revival of optics in the thirteenth century // Vision Research. - 1. - 1962. - 313-342 pp.

34. Doumen, Michelle J.A. and Kappers, Astrid M.L. and Koenderink, Jan J. Visual space under free viewing conditions // "Perception & Psychophysics". -2005. - V. 67. - Issue 7. - 1177-1189 pp.

35.Dupre S. Renaissance vision from spectacles to Telescopes // Renaissance. Quarterly. - Spring 2008. - V 61. - Issue 1. - 250-252 pp.

36. Easton S. C. Roger Bacon and his Search for a Universal Science: A Reconsideration of the Life and Work of Roger Bacon in the Light of His Own Stated Purposes. - Oxford and N.Y.: Oxford University Press, 1952. - 170 p.

37. Eastwood B.S. The elements of vision:the micro-cosmology of Galenic visual theory according to Hunayn Ibn Ishaq // Transactions of The American

Philosophical Society - Philadelphia: The American Philosophical Society, 1982.- 305 p.

38. Edgerton S.Y. The Renaissance Rediscoveiy of Linear Perspective. -N.Y.: Basic Books, 1975. - 206 p.

39. Edgerton S.Y. The Heritage of Giotto's Geometry: Art and Science on the Eve of Scientific Revolution. - Ithaca and London: Cornell University Press. 1994.-254 p.

40. Elkins J. Piero della Francesca and the Renaissance proof of linear perspective. - 1987. - V. 69. - Issue 2 220. - 201-222 pp.

41. Elkins J. Did Leonardo develop a theory of curvilinear perspective? Together with some remarks on the 'angle' and 'distance' axioms // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1988. - 5. -190-196 pp.

42. Farago C.J. Leonardo's writings and theory of art. - London: Garland Publishing, 1999.-246 p.

43. Farago CJ. Visual culture in Europe and Latin America 1450-1650. -New Haven, London: Yale University Press, 1995. - 220 p.

44. Federici Vescovini G. Le teorie della luce e della visione ottica dal IX al XV secolo. Studi sulla prospettiva medievale e altri saggi. - Perugia: Morlacchi Editore, 2003. - 508 p.

45.Federici Vescovini G. Studi sulla prospettiva medievale. - Torino: Giappichelli, 1965.-427 p.

46. Ferguson W.K. The Renaissance: Six Essays. - N.Y.: Harper & Rowk, 1953.-110 p.

47. Hills P. The Light of Early Italian Painting. - New Haven, London: Yale University Press, 1987 -160 p.

48. Gablik S. Progress in Art. London : Thames & Hudson Ltd, 1976. - 192 p.

49. Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. -Chicago, London: University of Chicago Press, 1969. - 360 p.

50. Gage J. Color and culture: practice and meaning from antiquity to abstraction. - London: Thames and Hudson, 1993. - 330 p.

51. Garin, E. Scienza e vita civile nel Rinascimento italiano. Bari: Laterza, 1965.-153 p.

52. Garin E. II pensiero di L. B. Alberti e la cultura del Quattrocento. -Belfagor, 1972. - XXVII. - № 5. - 501-521 pp.

53. Gilson E. Jean Duns Scot. Introduction a ses position fondamentales. -Paris: Librarie philosophique J.Vrin, 1952. - 640 p.

54. Grant E. The foundations of modern science in the Middle Ages: Their Religious, Institutional and Intellectual Contexts. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 263 p.

55. Gilman E. The Curious Perspective. Literary and Pictorial Wit in the Seventeenth Centuiy. New Haven-London: Yale University. Press, 1978. -267 p.

56. Gilson E. La philosophie de Saint Bonaventure.- P.:Vrin,1943. - 520 p.

57. Goodman N. The Languages of the Art. - Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1976. - 190 p.

58. Goldberg J. Light and color in the Italian Renaissance theory of art. // Journal of aesthetica and art criticism. - V.38. - Issue 1. -Sept 1979. - P. 105

59. Goldstein, E. Bruce. Pictorial Perception and Art // Blackwell Handbook of Perception. - Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2001. - PP. 344-378.

60. Gombrich E.H. The Image and the Eye: Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation. - Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1982. - 320 p.

61. Gombrich E.H. Norm & Form. Studies in the Art of the Renaissance. -London, N.Y.:Phaidon, 1978. - 213 p.

62. Gombrich E.H. Art and Illusion: A study in the Psychology of Pictorial Representation. - Princeton, N.Y.: Princeton University Press, 1969. - 388 p.

63. Gombrich E.H. The Heritage of Apelles. Studies in the Art of the Renaissance. - Edinburg: Phaidon, 1976. - 250 p.

64. Grayson C. The Humanisme of Alberti // Italian studies. - XII. - 1957. - 37-56 pp.

65. Gurikov V. A. On the Study of Interconnections Between Natural and Technical Sciences. Special Issue. - 8. -Pragae, 1976. - 307-315 pp.

66. Jaensh E.K. Ueber die Wahrenemung des Raumes. Eine experimentele psichologische Untersuchung nebst Anwendung auf Aesthetik und Eskenntnislehre. - Leipzig, 1911.

67. Hay D. The Italian Renaissance in its historical background. - Cambridge: Harvard univ. press, 1961. - 463 p.

68. Hill P. The Light of Early Italian Painting. - New Haven and London: Yale University Press, 1987. - 160 p.

69. Hourani G.F.. Averroes on the Harmony of Religion and Philosophy -London: Luzac and Co., 1961. - 252 p.

70. Keele K.D. Leonardo da Vinci's Elements of the science of man. - N.Y.: Academic Press, 1983. - 290 p.

71. Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvelous Works of Nature and Man. - Cambridge: Harvard University Press, 1981. - 384 p.

72. Kemp M. Science, Non-Science and Nonsense: the Interpretation of Brunelleschi's Perspective // Art History. -1. - 1978. -134-161 pp.

73. Kemp M. Perspective and Meaning: Illusion, Allusion and Collusion // Philosophy and the Visual Arts. - Dordrecht: A. Harrison, 1987. - PP. 255-268

74. Kemp M. The Science of Art: Optical Themes in Western Art from Brunelleschi to Seurat. - New Haven, London: Yale University Press, 1990. -274 p.

75.Kemp M. Prescriptions for Painting: "Optical Information" in Art from the Renaissance to the Late Nineteenth Century. Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademiens Konferenser.- Stockholm, XXIII, 1991. - 9-28 pp.

76. Kemp M. New Light on Old Theories: Piero della Francesca and the Transmission of Light, Piero della Francesca tra arte e scienza. - Venice: M. Dalai Emiliani and V. Curzi, 1996. - PP. 33-46

77. Kemp M. Imagine e Verita. Per una storia dei rapporti fra arte e scienza. -Milan: Saggiatore, 1999. - 210 p.

78. Kemp M. Leonardo and the Visual Pyramid // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, XXXIX, 1977. - PP. 128-49

79. Kemp M. The Crisis of Received Wisdom in Leonardo's late Thought. La crisi del sapere tradizionale nell'ultimo Leonardo // in Leonardo e l'Eta della Ragione. - Milan: E. Bellone and P. Rossi, 1982. - 113 p.

80. Kemp M. Late Leonardo: Problems and Implications // Art Journal, XLVII, 1987.-94-102 pp.

81. Kemp M. Leonardo on Painting. An Anthology of Writings by Leonardo da Vinci with a Selection of Documents relating to his Career as an Artist. -London: Yale University Press, 1989. - 320 p.

82. Kemp M. Lezioni dell'occhio. Leonardo da Vinci, discepolo di esperienza / Trans. M. Parizzi. - Milan: Vita e Pensiero, 2004. - 53 p.

83. Kemp M. La Scienza dell'arte. Prospettiva e percezione visiva da Brunelleschi a Seurat. - Florence:.Giunti, 1994. - 341 p.

84. Kemp M. The Inventions of Nature and the Nature of Invention, Leonardo. Engineer and Architect / Ed. P. Galluzzi. - Montreal: Montreal Museum of Fine Arts, 1987.-160 p.

85. Kemp M. Late Leonardo: Problems and Implications // Art Journal. -XLVII. - 1987. - PP. 94-102.

86. Kemp M. Leonardo and the Visual Pyramid // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - XXXIX. - 1977. - PP. 128-49.

87. Kubovy M. The Psychology of Perspective and Renaissance Art. -Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - 237 p.

88. Lindberg D.C. Theories of Vision from al-Kindi to Kepler. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1976. - 270 p.

89. Lindberg D.C. The intromission-extramission controversy in Islamic visual theory: Alkindi versus Avicenna / Studies in Perception. - Ohio: Ohio State University Press, 1978. - 153 p.

90. Lindberg D.C. Science in the Middle Ages. - Chicago: Chicago University Press, 1976.-400 p.

91. Lindberg D.C. Roger Bacon and the Origins of Perspectiva in the Middle Ages: A Critical Edition and English Translation of Bacon's Perspectiva, with Introduction and Notes. - Oxford: Oxford University, 1996. - 418 p.

92. Lindberg D.C. John Pecham and the science of optics. Publications in medieval science. - Madison, Milwaukee, and London: Wisconsin U.P., 1971. -201 p.

93. Luneburg R.K. Mathematical Analysis of Binocular Vision. - Princeton, N.Y.: Princeton University Press, 1947. - 104 p.

94. Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. - Roma: Bardi, 1967. - 255 p.

95. McCready D. On size, distance, and visual angle perception. // Perception and Psychophysics. - 37. - 1985. - 323-334 pp.

96. Nauret C. The alchemy of light Geometry and optics in late renaissance alchem illustration // Journal of the history of Science in society. - 2004. - V.95.

- Is. 3 488. 57-60 pp.

97. Panofsky E. Idea: A Concept in Art Theory / Trans. J. J. S. Peake. -Columbia: U of South Carolina P, 1968. - 309 p.

98. Panofsky E. The Codex Huygens and Leonardo da Vinci's Art Theory. -London: The Warburg Institute, 1940. - 205 p.

99. Paronchi A. Studi sulla dolce prospettiva. - Milan: Martello, 1904. - 205 p.

100. Pedretti C. Leonardo da Vinci on Painting. A lost book (Libro A). -Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1964. - 257 p.

101. Pedretti C. Leonardo da Vinci. Fragments at Windsor Castle from the Codex Atlanticus. - London: Phaidon, 1957. - 116 p.

102. Pedretti C. Note sulla cronologia del "Trattato della Pittura" di Leonardo // L'Arte N.S. - V. 24. - 1959. - 105-107 pp.

103. Pedretti C. Studi Vinciani: Documenti, analisi e inediti leonardeschi.

- Geneve: E. Droz, 1957. - 258 p.

104. Pedretti C. The Literary Works of Leonardo da Vinci. A Commentary to Jean Paul Richter's Edition. - Vol.1. - Oxford: Univ. of California Press, 1977. -304 p.

105. Petrini M. L'uomo di L. B. Alberti. - Belfagor, 1951. - vol. VI. - № 6. -651-670 pp.

106. Ponte G. Architettura e societa nel Leon Battista Alberti // Giornale italiano di filologia. - XXI. - 1969. - 291-312 pp.

107. Pierenne M.H. The Scientific Basis for Leonardo da Vinci's Theory of Perspective // The British Journal for the Philosophy of Science. - № 3. -1952.-19-40 pp.

108. Pirenne M. H. Optics, Painting, and Photography. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. - 224 p.

109. Reid T. An Inquiry into the Human Mind on the Principles of Common Sense. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 1997. - 345 p.

110. Rossi P. "Introduzione" a Roberto Grossatesta, Metafísica della luce. Opuscoli filosofici e scientifici. - Milano: Rusconi, 1986. - 200 p.

111. Sabra A.I. Sensation and inference in Alhazen's theory of visual perception / Studies In Perception. - Columbus: Ohio State University, 1978.

112. Sabra A.I. Ibn al-Haytham's criticisms of Ptolemy's optics // Journal of the History of Philosophy. - 4. - 1966. - PP. 145-149

113. Santinello G. Leon Battista Alberti. Una visione estetica del mondo e della vita. - Firenze: Sansoni, 1962. - 252 p.

114. Smith, A. Mark. Getting the big picture in Perspectivist Optics. -Philadelphia: The American Philosophical Society, 1981. - 331 p.

115. Smith, A. Mark. Ptolemy and the foundations of ancient mathematical optics: a source based guided study. - Philadelphia: American Philosophical Society, 1999. - 176 p

116. Smith, A. Mark. Ptolemy's Theory of Visual Perception // Transactions of the American Philosophical Society. - Vol. 86. - Part 2. - 1996. - 184 p.

117. Shirley J. W., Hoeniger F.D. Science and the Arts in the Renaissance. -Washington: Folger Shakespeare Library, 1985. - 439 p.

118. Shlain L. Art & Physics: Parallel Visions in Space, Time, and Light N.Y.: William Morrow & Co, 1991. - 480 p.

119. Solmi E. Studi sulla filosofía naturale di Leonardo da Vinci. - Mantua: Tip. G. Mondovi, 1905. - 202 p.

120. Suppes P. Is Visual Space Euclidean? // Synthese. - Vol. 35. - № 4. -1977. - 397-421 pp.

121. Tachau K.H. Vision and certitude in the age of Ockham: optics, epistemology and the foundations of semantics, 1250-1345. - Leiden: Brill, 1988.-428 p.

122. Toomer G. J. Ptolemy's Almagest. - London: Duckworth, 1984. - 694 p.

123. Trauman Steinitz K. Leonardo da Vinci's Trattato della Pittura. Treatise on painting: A bibliography of the printed editions, 1651 - 1956. Library research monographs. - Copenhagen: Munksgaard, 1958. - 244 p.

124. Throndike L.A. History of Magic and Experimental Science. During The First Thirteen Centuries Of Our Era. - V.II. - N.Y.: Columbia University Press, 1923.- 1055 p.

125. Veltman K.H. Leonardo da Vinci Studies I: Linear Perspective and the Visual Dimensions of Science and Art. - Munich: Deutscher Kunstverlag, 1986. -430 p.

126. Veltman K. Leonardo and the Camera Obscura // Studi Vinciani in memoria de Nando de Toni. - Brescia: Ateneo di scienze lettere et arti. Centro ricerche Leonardiane, 1986. - 210 p.

127. Venturi L. Storia della critica dell'arte. - Torino: Einaudi, 1964. - 329 p.

128. Vitz P.C., Glimcher A.B. Modern Art and Modern Science: The Parallel Analysis of Vision. -N.Y.: Praeger, 1984. - 313 p.

129. Wagner M. The Geometries of Visual Space. - Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 2006. - 280 p.

130. Wade N.J. A Natural History of Vision. - Massachusetts: The MIT Press, 2000. - 484 p.

131. Wade N.J., Swanston M. Visual perception. - Massachusetts: The MIT Press, 2000. - 305 p.

132. Waldman G. Introduction to light: the physics of light, vision, and color. -N.Y.: Dover Publications, 1983. - 240 p.

133. Woodfield R. Gombrich on Art and Psychology. - N.Y.: Manchester University Press, 1996. - 160 p.

134. White J. The Birth and Rebirth of Pictorial Space. Boston: Boston books and art shop, 1967. - 233 p.

135. Wright L. Perspective in perspective. - London: Routledge & Kegan Paul, 1983.-201 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.