"Итальянское путешествие" Гете: Автор. композиция, жанр тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Мартынова, Ольга Михайловна

  • Мартынова, Ольга Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1995, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 170
Мартынова, Ольга Михайловна. "Итальянское путешествие" Гете: Автор. композиция, жанр: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 1995. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мартынова, Ольга Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ИТАЛЬЯНСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ'' ГЕТЕ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПУТЕВОГО ОЧЕРКА.

ГЛАВА 2, ПОРТРЕТ АВТОРА И КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ИТАЛЬЯНСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ *.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Итальянское путешествие" Гете: Автор. композиция, жанр»

На протяжении вот уже двух веков творчество Иоганна Вольфганга Гете является объектом пристального внимания литературоведов: многотомные исследования посвящены его лирике и драматургии, трагедии "Фауст", подробно изучены романы, но в то же время определенная часть его писательского наследия -путевые очерки (т.е. целая книга - "Итальянское путешествие") оказались на периферии внимания литературоведов.

Итальянское путешествие" вызывало интерес исследователей прежде всего как биографический материал, позволяющий приоткрыть неизвестные страницы жизни писателя. Знатоки и поклонники, как пишет К,О. Конради, "Прошли все пути, которыми ходил когда-то знаменитый путник, поднялись каждой горной тропинкой, которой поднимался он, каждую скалу, на которую когда-то, возможно, упал его взгляд, осмотрели со всех сторон, каждый дом или гостиницу, где он побывал, изучили и воспели в стихах. В общедоступных изданиях заинтересованный читатель сможет день за днем восстановить жизнь Гете." [125 т с.300], по словам Н. Вильмонта Гете пережил в Италии *\„ свое "второе рождение", создал под впечатлением великих произведений древнего мира и высокого Ренессанса (прежде всего Микельанджело и Рафаэля, конечно) свою великую классику: "Ифигению", "Тассо'\ Эгмонта".,Л [ 5, с.446].

Между тем "Итальянское путешествие" не только отражает важнейший период жизни писателя, но и позволяет поглубже узнать личность Гете, поэтому достойно сожаления то обстоятельство, что "Итальянское путешествие'1 во многом выпало из поля зрения исследователей, художественная специфика "Итальянского путешествия" не стала предметом глубокого изучения как в западном, так и в отечественном литературоведении.

Это и определяет основную цель работы: выявить место '*Итальянского путешествия" в творческой судьбе Гете, наметить выходы от "Итальянского путешествия" к другим художественным замыслам писателя. Изучение путевых записей Гете невозможно и без решения проблемы жанра путевого очерка. Требуется внести ясность в вопрос о том, относится ли путевой очерк к публицистике или к художественной литературе.

Необходимость уточнить содержание понятия "путевой очерк" обусловлена также и крайней неустойчивостью, расплывчатостью и противоречивостью истолкования этого литературного явления. Важно установить терминологическую природу самого понятия "путевой очерк", выявив его взаимосвязи с другими жанрами литературы.

Странствия, путешествия, поездки относятся к древнейшим способам общения людей, не удивительно поэтому появление многочисленных путевых записей, рассказов, из которых складывался впоследствии неповторимый, особый жанр - путевой очерк.

Особенно быстро путевая литература развивалась в XVII-XVtlt веках. Кроме терминов путевые сообщения" и 14путевые записки" со временем появляются другие наименования - "путевой справочник", " путевая сказка", "дорожная новелла", "путевой роман". Отдельные поэты и писатели увеличили этот перечень, предложив и более отвлеченные названия: "путевые тени", "путевые картины", "путевые эскизы'1.

Попытка определить жанровую специфику путевого очерка предпринималась в отечественном литературоведении в некоторых исследованиях конца XIX - начала XX в.в. Так, например, В.И. Водовозов [ 98 ] стремился подчеркнуть общие свойства путевых записок и усматривал прямую зависимость их своеобразия от личного взгляда автора. В.И, Водовозов справедливо полагал, что особенность литературы странствий во многом зависит от наблюдательности, научной осведомленности и личных качеств путешественника.

Позднее Б.В. Томашевский, выделяя специальную жанровую разновидность - бессюжетный роман, сближал с ним "путешествие1', считая возможным отнести к жанру бесфабульного романа "вообще всякую большую художественно-описательную форму связных очерков", например, "путевые записки" [147, с. 14].

Повышенный интерес исследователей вызывали периоды наибольшего распространения жанра путевого очерка - главным образом в конце XVIII - начале XIX в.в., когда "путешествие" обретает новое художественное оформление, становясь чувствительным, сентиментальным, благодаря чему открывалась возможность свободного излияния чувств автора.

В "Краткой Литературной Энциклопедии" статья, посвященная очерку, трактует его как прозаический жанр, который очень трудно отделить от других видов "большой ирозы'\ и единственное его отличие • своеобразная, организуемая автором композиция [126 , с, 516], Что касается термина "путевой очерк", то ему уделена всего лишь одна строка, характеризующая этот жанр как структурную размок иди ость художественного очерка наряду с драматизированным очерком и очерком-биографией. Следует отметить, что приведенная в "Энциклопедии" формулировка несколько одностороння, так как не учитывает влияния на путевой очерк других жанров - и в первую очередь путевого дневника, мемуаров, письма, которые как бы вводят этот жанр в круг художественной литературы.

В изучении литературы путешествий конца XVIII - первой половины XIX века современное литературоведение накопило определенный опыт: в 1970-ые годы появляется ряд работ, в которых ставится задача концептуального осмысления жанровых законов и эволюции "путешествия" в литературе. Характеристика таких трудов требует несколько иного угла зрения и прежде всего оценки объема и границ уже сделанного, а также выявления спорных положений, оставленных пробелов, намечающихся перспектив дальнейшего исследования.

Е, Журбина, справедливо отмечая огромное значение очерка в истории как русской, так и зарубежной литературы, его влияние на литературный процесс. предлагает более осторожную формулировку: "Очерк - сложный, многогранный жанр искусства художественной литературы и публицистики" [115, с.37]. Говоря о художественной самобытности очерка, его значимости в сравненш с другими жанрами газетной или журнальной информации, Е.

Журбина, к сожалению, не затрагивает вопроса о разновидностях очерка и проблемах дифференциации жанра, которые позволили бы избежать путаницы понятий.

Между тем, сохраняя относительную самостоятельность, обе формы очерковой литературы - документальная и художественная в самом историко-литературном процессе дополняют и взаимообогащают друг друга. Например, преследующие чисто информационные и деловые цели описания путешествий и письма осознаются как жанровые формы художественной литературы.

В этой связи нельзя не отметить мнение В.А. Западова, который, говоря о радищевском "Путешествии из Петербурга в Москву указывал на двойственную природу этого произведения, не принадлежащего ни к "чистой" публицистике, ни к "чистой" беллетристике. "В художественной структуре книги., обращения Путешественник адресует своему другу, в публицистической же ее ткани автор говорит непосредственно с читателями" [116т с. 602].

Еще одна работа, заслуживающая внимания, принадлежит Е.С. Ивашиной. На примере русской литературы конца XV)И - первой половины XIX в. исследовательница проводит мысль о различии понятий "путевой очерк" и "литература путешествий". Автор справедливо полагает, что такой скромный жанр, как путешествие "на деле способствует более полному, многостороннему постижению закономерностей литературного процесса" [121, с. 3]. Она напрямую связывает литературу путешествий с появлением таких жанров как повесть и роман, подтверждая это суждением Ю. Лотмана о том, что "культура - не собрание шедевров, а живой организм, в единой системе которого живут и противоборствуют разные по самостоятельному значению и ценности силы" [131, с. 6].

Исследовательница затрагивает вопрос о. значении влияния JI, Стерна на русских литераторов и связи "литературы путешествий" с ''большой" литературой, пытается выявить закономерность появления в литературе ряда жанровых разновидностей романа и повестиt стремится обнаружить как у классиков, так и в массовой беллетристике свидетельства активной жизни литературы путешествий. К сожалению, до конца так и не ясно, какими критериями руководствуется Ивашина при разграничении понятий "литература путешествий" и "путевой очерк", ибо зачастую смешивает путевой очерк с научным описанием.

За рубежом вопрос о систематизации разновидностей путевой литературы был впервые поднят в диссертации Берты Доерк "Reiseroman und - novelle in Deutschland" [161]. В этой насыщенной интересными фактами работе сделана попытка классифицировать всю литературу о странствиях. Однако в результате своих разысканий Доерк приходит к оспоримому выводу о том, что термины "путевой роман", "путевые картины" > "путевые новеллы" являются синонимами. Анализ эпических жанров, проведенный в диссертации, дан поверхностно, проблематика путевого очерка не рассматривалась исследовательницей вовсе, при всем богатстве привлеченного материала работа носит чисто описательный характер.

Проблеме дифференциации разновидностей путевой литературы от Гете до Гейне посвящена докторская диссертация Манфреда Л инка "Der Reisebericht aJs literarische Kunstform von Goethe bis Heine" [191 J. Это исследование представляет особый интерес, поскольку в нем впервые систематизируется обширная путевая литература. Автор убедительно обосновывает предложенную им классификацию литературы о путешествиях, подробно останавливаясь на типологических аспектах путевого очерка, определяет границы литературы странствий, распределяя весь материал на четыре основные группы: К путеводители и путевые справочники; 2. научные и научно-популярные записи; 3. путевые дневники, отчеты о поездках, записки и описания; 4. путевые новеллы, путевые рассказы, путевые романы, в которых реальные или фиктивные путешествия сослгавляЕОт сюжет и являются центральным мотивом этих произведений.

Наибольше внимание автор уделяет третьей группе, в связи с чем ставит две главные задачи исследования: распределение и выявление различных форм внутри этого типа литературы, для чего предлагает наименования "путевой отчет1', 1'путевое изображен ие", "путевое описание", а также пытается отграничить эту категорию от других видов путевой литературы (например, от справочников, научных описаний), привлекая для сравнения путевые новеллы и путевые романы. Для своего разыскания М. J1 инк выбирает также и самый продуктивный отрезок времени в развитии немецкой литературы странствий: он подробно рассматривает период в шесть десятилетий (с 1770 по 1830 г.г), отмеченный выдающимися именами в области путевой литературы - Гете и Гейне, - и, наконец, прослеживает эволюцию жанра вплоть до нашего времени, отмечая, что технизация и коммерциализация положили конец романтическим странствиям, тяжело отразившись на литературе путешествий; автор не забывает также отдать должное очеркам Г. Гессе и Г. Белля. М. Л инк останавливается на ранних путевых сочинениях Гете до первой поездки в Италию, приводит общеизвестную историю его тайного бегства из Карлсбада, целый параграф посвящает теоретическим высказываниям Гете о сути и формах путевой литературы, которые отражены в письмах к

Фридриху Шиллеру, связывает их с современными исследованиями по названному вопросу. Однако специального анализа "Итальянского путешествия" Гете М.Линк не осуществляет.

В этой связи, очевидно, стоит упомянуть о работе, принадлежащей немецкому ученому Хансу Скорна "Das Wandermoti\ im Roman der Goethezeit" [202], которая посвящена проблематике путевого романа времен Гете. Автор этого исследования небезосновательно полагает, что мотивы прощания, расставания и последующего странствия являются характерными для романов XVIII века. Много внимания X. Скорна уделяет романтическим странствиям, авантюрно*приключенческим путешествиям, говорит о религиозной мотивировке паломничества. Сожаление вызывает то обстоятельство, что исследователь не усматривает связей путевого романа с "малой" литературой странствий и с путевым очерком в частности.

В ходе рассмотрения поставленной проблемы возникает необходимость специально обратиться к истории изучения "Итальянского путешествия" как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Пребывание в Италии немецкого классика было небезынтересно уже первым биографам И.В. Гете. В 1861 году в Берлине выходит в свет книга Германа Гримма 'Тете в Италии" [173], Небольшая по объему, она незамысловато рассказывает о посещении немецким классиком страны полуденного солнца, передает общеизвестные факты его биографии. Не затрагивая дорожных очерков писателя, о жизни Гете в Италии повествует Людвиг Хирцель [179J, в 1903 году немецкий литературовед Г. Дюнцер [162] обращается непосредственно к "Итальянскому путешествию'', но его исследование в большинстве своем носит характер примечаний и комментариев к тексту книги Гете.

Вопрос о ранних путешествиях Гете, о его пребывании в Италии частично затрагивается и в других работах немецких л итературо ведов.

Сравнение редакций дневниковых записей, подвергшихся, как известно, серьезной правке стареющим Гете, впервые осуществил Г. Вауер [216]. В своем исследовании он составил каталог отличительных признаков черновиков и окончательного варианта "Итальянского путешествия", привлек обширные архивные материалы, но дальше разговора о вопросах типологии путевой литературы он, к сожалению, не пошел.

Западногерманский литературовед X. Рюдигер [155] анализирует в одной из своих статей композицию третьей части "Итальянского путешествия" Гете. Он определяет существо отличий между этой частью, вышедшей в свет в 1829 году, хотя и написанной гораздо раньше, и остальными книгами "Итальянскою путешествия". Ученый считает, что третья часть принадлежит скорее к позднему периоду творчества Гете, нежели к "веймарскому классицизму", так как именно в этой части наиболее полное выражение получило авторское "я" путешественника. Картины природы Италии, итальянских городов, античного искусства во многом служат целью раскрытия внутреннего мира автора. Такой подход к жанру путешествия по мнению X, Рюдигера, сближает Гете со Стерном и романтиками.

Самое последнее изыскание, известное у нас в стране и имеющее непосредственное отношение к дорожным дневникам Гете -это брошюрка Вольфганга Кенига [189): в которой рассматривается история создания путевых дневников Гете-отца и Гете- сына.

В.М, Кениг педантично описывает черты характера, взгляды на жизнь, привычки Каспара Гете, много говорит о маршруте его поездки, о подготовке к ней, в качестве одного из мотивов путешествия цитирует высказывание Р. Глазера (первого биографа Гете-старшего [171]) о фаустовской жажде знаний последнего, сообщает об интересе Каспара ко всему историческому, о том, что Гете'отец понимал свое путешествие по Италии как странствие в прошлое, к корням европейской культуры.

Биографические сведения "итальянского" периода Иоганна Вольфганга Гете Кениг перемежает выдержками из дневника, вы неся в отдельный параграф вопрос об основах, источниках и влияниях, послуживших материалом для появления его "Итальянского путешествия". Однако художественная ценность книги, ее поэтика выпадают из поля зрения исследователя.

Еще более скромно обстоит дело с изучением 11 Итальянского путешествия" в отечественном литературоведении. Нет ни одной крупной работы, позволяющей выяснить место "Итальянского путешествия" в творчестве гениального писателя. Все имеющиеся у нас изыскания носят эпизодический характер. В основном это лишь упоминания о поездке Гете в Италию во вступительных статьях собраний сочинений или небольшие главы в работах биографического плана. Цель нашего исследования - выявить жанро&ую природу "Итальянского путешествия", уточнить место книги в творческой эволюции писателя. В задачу работы входит также рассмотрение путевых очерков, которые стояли рядом с "Итальянским путешествием*', были типичны для времени, в котором жил Гете, и, возможно, имели на него влияние. В связи с этим возникает еще одна проблема: выяснить, чем же отличается

Итальянское путешествие" от схожих произведений, написанных современниками писателя.

Научная новизна работы заключается в том, что данная диссертация является первым опытом исследования "Итальянского путешествия", в ней впервые подвергается специальному анализу художественная природа этих путевых очерков, рассматривается их роль в эволюции художественного творчества Гете.

Путевой очерк - жанр не умирающий, он сохраняет значимость и в настоящее время, поэтому всмотреться в традиции этого литературного явления, поразмыслить о том, как он развивался - это актуально для литературной практики сегодняшнего времени.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Мартынова, Ольга Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе проведен анализ малоизученного произведения Иоганна Вольфганга Гете - его книги ''Итальянское путешествие11,

Второе десятилетие XIX в., когда создавалась эта книга, было для Гете временем подведения итогов его творческой жизни - поэту необходимо было еще раз вернуться к прошлому, всмотреться в него с вершины прожитых лет, и обращение к событиям тридцатилетней давности явилось внутренней потребностью немецкого классика.

Книга Гете достаточно полно отражает важнейшие процессы, происходившие в развитии литературы XIX века, когда путевой очерк превращался в определенную жанровую форму, насыщенную субъективным началом. Именно в этот период происходит вторжение в очерк малых жанров литературы, ранее не характерных для путевого очерка. Особое значение имело при этом многообразное взаимодействие очерковых и эпистолярных структур: оно определяло характер совмещения описательных, аналитических, справочно-информативных, а с другой стороны - лирических, сюжетно-беллетристических элементов, оно же способствовало синтезу в литературе о путешествиях разных документальных жанров (мемуарного, дневникового, эпистолярного).

К концу XV1I1 в. в путевом очерке происходит сближение принципов научности и художественности, а затем закрепление и даже своеобразная "консервация" жанровых традиций, сложившихся в течение многих веков. Однако фиксирование устойчивых законов жанра не приводит к остановке его развития. Живая жизнь жанра продолжается, принося новые выдающиеся достижения, каковым и является "Итальянское путешествие" Гете.

Творение немецкого классика, впитывая в себя весь предшествующий опыт развития путевого очерка, является новой ступенью в становлении жанра. иИтальянское путешествие" становится как бы противоположностью традиционных форм путевого очерка: книга Гете фактически "переворачивает" путевой очерк с внешнего, устоявшегося, со своими традициями и канонами, на внутренний, более "глубокий", интимный. И если поначалу путевой очерк был отчужден от личности лутешесшенника-повествователя, то в "Итальянском путешествии" происходит процесс снятия объективизма: личность поэта в путевом очерке становится доминирующей, самоценной.

В 4<Итальянском путешествии" происходит процесс резкой модернизации формы, очерк под пером Геге становится задушевнее, теплее, в отличие от путевых сообщений, созданных его предшественниками, характеризовавшихся точной, беспристрастной передачей фактов. "Итальянское путешествие" - это новое, особое видение Италии, это страна глазами художника, мастера, а не старательного наблюдателя. Здесь личность автора выдвигается на передний план, и если прежние подробнейшие описания зачастую заслоняли творческое "я" пишущего, то в произведении Гете через изображение предметов вырисовывается индивидуальность автора, его характер, мысли, чувства, а порой и настроение. Принцип работы над "Итальянским путешествием" заключается не в точной передаче увиденного, а в смелости материала, который не являлся традиционным н не вписывался в существовавшие ранее канонические формы.

Зачастую путевой очерк был во многом документальным описанием в духе общепринятых норм, имел традиционную структуру - у Гете он овеян высокой философской мыслью, содержит многочисленные размышления, связанные с искусством, отражает проблемы чисто нравственного характера, общечеловеческого плана. Есть в "Итальянском путешествии" и удивительная широта Гения, для которого осмысление искусства Италии было частью его духовного мира: через описание достопримечательностей, культурных ценностей страны происходит апробирование своего эстетического чутья, что выдвигает на первый план авторское "я" путешественника, а личность Гете становится предметом главного интереса "Итальянского путешествия".

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мартынова, Ольга Михайловна, 1995 год

1. Гете И.В. Собрание сочинений в 13-ти томах, /Под ред. А.В. Луначарского и М.Н. Розанова. М., 1947, т. XI.

2. Гете И.В. Собрание сочинений в 13-ти томах. /Под ред. А.В. Луначарского и М.Н. Розанова. М., 1947, т. XII.

3. Гете И.В. Собрание сочинений в 13-ти томах./Под ред. А.В. Луначарского и М.Н. Розанова. М., 1947, т. XIII.

4. Гете И.В. Собрание сочинений в 10-ти томах, /Под ред. А. А. Аникста, М„ 1980, т. 5.

5. Гете И.В. Собрание сочинений в 10-ти томах. /Под ред. А. А. Аникста, М., 1980, т. 9.

6. Гете И.В. Собрание сочинений в 10-ти томах. /Под ред. А.А. Аникста, М., 1980, т. 10.

7. Сочинения Гете в русском переводе. /Под ред. Гербеля в 6-ти томах, С.-Пб., 1879, т. 6.

8. Гете И.В. Анналы. * В кн.: Гете. Избранные произведения М.Л., 1950.

9. Гете И.В. Западно-восточный диван, М., 1991,

10. Гете И.В, Избранные сочинения по естествознанию. М,, 1957.

11. Гете И.В. Ифигения в Тавриде. В кн.: Гете И.В. Избранные произведения в 2-х т. М., 1985.

12. Неизданные переводы из Гете Н Литературное наследие. №4Уб, 1932.

13. Гете И.В. Поэзия и правда. М., 1969.

14. Гете И.В. Страдания юного Вертера. В кн.: Гете И.В. Избранные произведения, М.-Л., 1950.

15. Гете И*В. Торквато Тассо. Л., 1935.

16. Гете И,В, Эгмонт, В кн.: Избранные произведения, М,-Л., 1950.

17. Гете и Шиллер. Переписка в 2-х томах. М., 1988.

18. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕН ИЛ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЕТЕ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

19. Goethe, Johann Wolfgang v. Goethes Werke in zwOlf Banden. Berlin und Weimar, 1974. Bd. 10.

20. Goethe Johann Wolfgang v. ItaJienische Reise. Berlin, 1976.

21. Goethe Johann Wolfgang v. Reisetagebuch. Goethes Samtliche Werke. 44 Bde. Munchen, Bd I.2 . Goethe Johann Wolfgang v. Reisetagebuch. Goethes Samtliche Werke. 44 Bde. Munchen, Bd 2.

22. Go etches Tagebuch der Italienischen Reise. Berlin, 1908.

23. Tagebiicher und Briefe Goethes aus Italien an Frau von Steinund Herder, Weimar, 1886,

24. Goethe Johann Wolfgang v, Werke, Weimarer Ausgabe. Ill АЫ. Weimar, 1887-1919,1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

25. Бедье Ж. Тристан и Изольда. М,> 1908.

26. Бёлль Г. Собрание сочинений в 5-ти т., т.2 /Путевой дневник. М., 1990,

27. Вольтер Ф,М,А, Философские письма. В кн.: Эстетика. Статьи и письма, предисловия и рассуждения. М,, 1974.

28. Гейне Г. Путевые картины, / Собрание сочинений в 6 т. М., 1982., т. 3.

29. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. M,t 1977.

30. Гердер И.Г. Избранные сочинения, М.-Л,, 1959.

31. Герцен А.И. Собрание сочинений в 6-и т. М., 1915, т.З.

32. Гессе Г. Письма по кругу. М.? 1987.33. Гомер. Одиссея. М., 1959.

33. Гримме л ьсгаузен Г.Я. Симплициссимус. Л., 1967.

34. Гумбольдт А, Собрание сочинений в 3-х т, М.( 1973., т. 4.

35. Дампир В. Новое путешествие вокруг света. М., 1963.

36. Дампир В. Путешествие в новую Голландию.М.} 1963.

37. Дефо Д. Дневник года чумы, В кн.: Избранное. М., 1971.

38. Дюпати С. Путешествие по Италии в 1785 г. С.-Пб, 1801.

39. Еврипид Ифигения в Авлиде.М., 1969.

40. Еврипид. Ифигения в Тавриде. М., 1969.

41. Измайлов В. Путешествие в полуденную Россию. М., 1805.

42. Карамзин Н.М, Письма русского путешественника.М.-Л,, 1964.44. Кудруна, М., 1983.

43. Лампрехт. Песнь об Александре. С.Пб., 1798.

44. Макаров П. Письма из Лондона. Мм 1803,

45. Мерсье А. Картины Парижа. Парижские очерки, М.Л., 1935.

46. Монтескье Ш. Персидские письма, Элиста, 1988.

47. Невзоров М. Г, Путешествие в Казань, Вятку и Оренбургскую губернии. М.( 1803.

48. Овидий П. Н. Фасты // Собрание сочинений в 2 т, С.-Пб., 1994, т. 2,

49. Песнь о Нибелунгах. Л., 1972.

50. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. С.-Пб., 1992.

51. Расин Ж. Ифигения. Л., 1977.

52. Ричардсон С, Грандиссон. С.-Пб. 1791-1792.

53. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. М., 1820-1821.

54. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. M,ft981,

55. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М.,1987.

56. Сочинения и переводы Петра Макарова. М., 1817.

57. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М.-Л., 1964,

58. Сумароков П,И. Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду. С.-Пб,, 1803-1805.

59. Сумароков П.И. Путешествия по всему Крыму и Бессарабии. М., 1800.

60. Форстер Г. Путешествие вокруг света. М,, 1986.

61. Шаликов П.И. Другое путешествие в Малороссию, М., 1804.

62. Шефтсбери А.Э. Моралисты. М., 1975,

63. Шнабель И. Г. Остров Фильзенбург. М,, 1792.

64. Эйшенбах. Парцифаль. М., 1773.

65. Эмин Н.Ф. Роза, полусправедливая оригинальная повесть. С.-Пб., 1798.

66. Archenholtz Johann Wilhelm v. England und Italien. 2 Bde. Leipzig 1785.

67. Dupatiy, Charles-M. Lettres sur 1'Italie en 1775, Paris, 1809.

68. Forster G, Ansichten vom Niederrhein, von Brabant, Flandern, Holland, England und Frankreich im Apriel, Mai und Juni 1790. Berlin, 1791.

69. Heinse JJ.W. Ardingello und die gluckseeiigen Inseln. Halle, Munchen, 1907.

70. Herder, J. Ideen zur Philosophic der Geschichte der Menschheit, Berlin, 1787.

71. Key fliers, Johann Georg. Neuste Reisen durch Deutschland, Bohmen, Ungam, die Schweiz, Italien und Lothringen ,-Hannover, 1751.

72. Moritz, Karl Philipp, Anton Reiser. Ein psycho I ogischer Roman. Mtinchen 1912.

73. Moritz, Karl Philipp, Reisen eines Deutschen in England im Jahr 1782. In: DLD 126-29 Berlin, 1903.

74. Moritz, Karl Philipp. Reisen ernes Deutschen in Italien. 3 Teile in 2 Bden. Berlin 1792-93.

75. Moritz, Karl Philipp, Yersuch einen deutschen Prosodie. Berlin, 1786,

76. Nikolai, Friedrich Beschreibung einer Reise durch Deutschland und die Schweiz in Jahr 1781. Berlin, 1783-96.

77. Riemer Friedrich W. Mitteilungen uber Goethe. Leipzig, 1924.

78. Riemer Friedrich W. Mitteilungen tlbei-Goethe. Leipzig, 1924. Б0. Seume, Johann Gottfried, Selbstbiographie und Spaziergang nach Syrakus, 2 Bde, Leipzig 1839,

79. Volkmann, D.J.J, Historisch-Kritische Nachrichten von I tali en. 3 Bde. Leipzig, 1770-71,82, Winkelmanns Briefe an seine Freunde aus Italien. Berlin, 1803.

80. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

81. Аветисян В.А, Гете и итальянская литература XIX в. //Серия "Литература и языкознание", т.52, № 2, 1993.

82. Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990.

83. Аниксг А.А. От "бури и натиска" к веймарскому классицизму Гете и Шиллер. М., 1967.

84. Аникст А.А. Драматургия Гете. М., 1980.

85. Барашкова С,Н. "Путевые картины" Гейне и немецкий путевой очерк первой половины XIX в. М., 1982.

86. Барашкова С.Н, Композиционные особенности путевого очерка в Германии первой трети XIX в, В кн.: Сюжет н композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж, 1981.

87. Бахтин М.М. Время и пространство в романе. it Вопросы литературы. М., 1974, № 3,

88. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья н Ренессанса, М,, 1990,

89. Березки на В. И. Эссе в системе жанров и направленийанглийской литературы XVIII в, В кн.: Системность литературного процесса. Сборник научных трудов. Днепропетровск, 1987,

90. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л,, 1973.

91. Берковский Н.Я. "Путевые картины" Гейне. Статьи и комментарии // Гейне Г. Собр. соч. М.-Л., 1957, т. 4.

92. Бухаркин П.Е. Письма русских писателей XVJН в, и развитиепрозы. Л., 1987.

93. Васильева Г.М. "Римский карнавал" и тема праздника в творчестве Гете. В кн.: Гетевские чтения. 1991, М., 1991.

94. ВильмонтН.Н. Гете. М„ 1959.

95. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. XIII-XVI в. М., 1977.

96. Водовозов В. И. "Ифигения" Гете 1} Библиотека для чтения т. 138-139, 1856.

97. Волгина Е.И. И.В. Гете в советском литературоведении (Итоги изучения за 50 лет), В. кн,: Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Куйбышевского пединститута,поев. 50-летию Октября. Куйбышев, 1967.

98. Время и пространство в романе //Вопросы литературы. № 3, 1974.

99. К Гете и Маддалена Риджи. //Исторический вестник, С.-Пб., т.67, март, 1897.

100. Геттнер Г., История всеобщей литературы ХУШ в. Т.З, кн. 3. Отд I, М., 1875.

101. Глушаков Н.И. Очерк в русской литературе. Изд.

102. Ростовского университета. Ростов на Дону, (966,

103. Глушаков Н. И. Очерковые формы в советской литературе. Ростов на Дону, 1969.

104. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

105. Грифцов Б.М. Рим. М., 1914.

106. Гузар И.Ю. Истоки реализма И,В. Гете. Тбилиси, 1968.

107. Гу ми некий В.М, К вопросу о жанре путешествий. В кн.: Филология. Вып. 5, Изд. Московского университета. М., 1977.

108. Девицкий И,И. "Очерки Нижнего Рейна" Георга Форстера //Ученые записки Петропавловского пединститута, вып. IV, Петропавловск, I960.

109. Елизаветина Г. Г. Жанровые особенности автобиографического повествования. /Герцен, Руссо, Гете/. В кн.: А.И, Герцен - художник и публицист. М., 1977.

110. Елисгратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

111. Жирмунский В.М, Гете в русской литературе. Л., 1937.

112. Жирмунский В.М, Теория литературы. Поэтика, Стилистика. Л., 1977.

113. Журбина Е, Искусство очерка // Знамя, № 8-9, 1953.

114. Журбина Е, Теория и практика художественно-политических жанров. М. , 1969.

115. Западов В.А. История создания "Путешествия из Петербурга в Москву" и "Вольности". В кн.: Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву", С.-Пб., 1992.

116. Иванов П.И. Карл Филипп Мориц. Его литературноетворчество, Псков, 1994.

117. Иванов П.И, К.Ф. Мориц на страницах "Московского журнала" Н.М. Карамзина, Псков, 1994,

118. Иванов П.И. "Новая Цецилия" К.Ф. Морица//Типология жанра и литературный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. С.-Пб., 1994.

119. Иванов П,И. Путевые очерки писателя-демократа К.Ф. Морица. Дисс. насоиск. уч. степ, к.ф.н. Л., 1973.

120. Ивашина Е.С, Жанр литературного путешествия в России конца XVIII первой трети XIX в. М., 1980.

121. Каджарова М.М. Композиционно-стилистические особенности английского эссе первой половины XVIII в. М., 1983.

122. Канаев М.И. Иоганн Вольфганг Гете. Очерки из жизни поэта-натуралиста. M,-JI., 1964,

123. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987, т, !.

124. Краткая литературная энциклопедия. Т. 5/Под ред. Суркова. М., 1968.

125. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1968.

126. Кузьмин Б,А. Сентиментализм, М., 1963,

127. Кучеров А.Я, Сентиментальная повесть и литература путешествий. -В кн.: История русской литературы. М., 1941, т. 5.

128. Лихачев Д.С, Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе, М.-Л., 1962.

129. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1964.

130. Лотман Ю.М. Поэзия 1790-1810-х годов. В кн,: Поэты 1790-1810-х годов. Д., 1971.

131. Макогоненко Г.П. Письма русских писателей XVIII в.1. Л., 1980,

132. Маслов С.П. Интерес тс Стерну в литературе конца XVIII и начала XIX в.в. //Историко-литературный сборник, поев. Срезневскому. Изд. Акад. Наук. , С.-Пб., 1923.

133. Мае лова Н.М. Путевые записки как публицистическая форма, М., 1977.

134. Маслова Н.М. Путевой очерк: Проблемы жанра. Серия "Литература"(№8, М., 1980.

135. Мерииг Ф. Литературно-критические статьи. М.-Л,, 1964,

136. Михайлов А. А, Зарубежная критика о Гете. В кн,: Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII в .в. Вып. II, М., 198 L

137. Михельсон В. А. Русский путевой очерк XVIII первой половины XIX в, Киев, 1977.

138. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1959,

139. Проценко Е.Г. "Литература путешествий" в России 18401850 г. Л., 1984.

140. Рейман П, Основные течения в немецкой литературе 17501848 г.г. М.-Л., 1959.

141. Роболи Т, Литература "путешествий", В кн.: Вопросы поэтики. Русская проза. Сборн. под ред. Б.М. Эйхенбаума и Ю.Н. Тынянова. Л., 1926.

142. Сиповский В.В. Н.М. Карамзин, автор "Писем русского путешественника", С.-Пб., 1899.

143. Сиповский В.В. К литературной истории "Писем русского путешественника" Н.М. Карамзина. Вып. I- 3. С.-Пб., 1897-1898.

144. Соловьев С. Гете и христианство. Сергиев Посад, 1917.

145. Стадников Г. В. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

146. Томашевский Б.В. Писатель и книга. М.? 1959 .

147. Тройская М.Л. Гете и Стерн // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. №4., 1971.

148. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л,, 1965.

149. Фасмер М. Этимологический словарь. М.р 1971, т. 3.

150. Чавчанидзе Д.Л. "Поэзия и правда" Гете произведение эпохи романтизма. - В кн.: Гетевские чтения. М., 1984.52, Шафрановский И.И. Минералогические этюды Гете. В сб.: Гетевские чтения 1984. М., 1986.

151. Эккерман П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1981.

152. Якимович Т. Французский реалистический очерк 18301848 г.г. M.t 1963.

153. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА НЕМЕЦКОМ И ДРУГИХ ЯЗЫКАХ

154. Aspekte der Goethezeit / Hrsg. von Corngold S. A. et al. -Gdttingen: Vandenhoeck a. Rupreckt, 1977.

155. Bach, Adolf. Goethes Rheinreise mil Lavater und Basedow im Sommer 1774. Zurich, 1923.

156. Benz, Richard. Die deutsche Romantik. 5. Aufl. Heidelb.1956.

157. Blattner, Fritz, Goethes Italienische Reise als Dokument seiner Bildung. Dvjs. 23/1949.

158. Brech, John. H.Heine und diejungdeutsche Reiseliteratur. Munchen, 1922.

159. Deutsche Briefe aus Italien von Winckelmann bis Gregorovitsch. 2 Aufl. Leipzig, 1971

160. Doerk, Berta. Retseroman und -novelle in Deutschland. Diss. Mtinster, 1925.

161. Duntzer, Heinrich. Anmerkungen zu Goethes "Italienische Reise". Leipzig, 1903.

162. Egon, Vietta. Goethe in Italien oder Die italianische Reise, KomOdie, Sackingen: Stratz, 1947.

163. Flitner, Wilhelm. Goethe im Spatwerk. Hamburg, 1947.

164. Frankel, Jonas. Goethes Erlebnis der Schweiz. St. Gall en, 1949.

165. Friedlander, Fritz. Heine und Goethe. Germanisch und Deutsch 7/1932,

166. Friedlander, Ludwig. Reisen in Italien in den letzter drei Jahrhunderten. In: Erinnerungen, Reden und Studien. Bb. 2 Straflburg, 1905.

167. Galley, Erwin. Politische Aspekte in Heines italienischen Reisebildern //Internationaler Heine. Kongress. Dusseldorf, 1972. Referate und Diskussionen. ■ Hamburg: Hoffmann und Campe Verl., 1973.

168. Geiger, Ludwig. Goethes Plan einer illustrierten Ausgabe der italienischen Reise. In: Goethe-Jahrbuch 18! 1897.

169. Gerhard, Melitta. Die Redaktion der "Italienische Reise" im1.chte von Goethes autobiographischem Gesamtwerk. Jb, d. Fr, Dt. Hochstifts, 1930.

170. Glaser, Rudolf. Goethes Vater. Sein Leben nach Tagebuchern und zeitberichten. Leipzig, 1929.

171. G oetche- H andbuch. 2 Aufl. ed. A. Zastrau. Bd. IV: Karten der Reisen Goethes. Stuttgart, 1956.

172. Grimm, German, Goethe in Italien. Berlin, 1861,

173. Hackemann, A. Goethe and sein Freund K.Ph. Moritz/ Zeitschrift fur den deutschen Unterricht, №21,1907.

174. Hallamore, Gertrude Jojce. Das Bild L. Sternes in Deutschland von der Aufklarung bis zur Romantik. Berlin, 1936.

175. Hemeitz, Johann. Nachlese besonderer Nachrichten von Italien. Leipzig, 1726.

176. Henschele, Otto. Deutsche Dichter auf Reisen. Hamburg, 1949.

177. Herbig, Reinhard. Begegnungen Goethes mit griechischer Kunst in Italien. Meiz: Kupferberg, 1948.

178. Hirzet, Ludwig. Goetche Italienische Reise. Basel, 1871.

179. Hofmiller, Josef. Wege zu Goethe. Hamburg, 1947.

180. Kayser, Wofgang, Das sprachliche Kunstwerk. 4. Aufl. Bern, 1954.

181. Killy, Walther. Wandlungen des lyrischen Bildes. Gottingen. 2. Aufl. 1958.

182. Klaus, Jochen. Goethe als Zeicher in Italien. Weimar, 1988.

183. Klingemann, Gisdert. Goethes VerhSltniszu Laurence Sterne. Diss, Marburg, 1929.

184. Knauth, Paul. Goethes Spracheund Stil im Alter. Diss. Leipzig, 1894.

185. FCoch, Herb. Winkelmann und Goetche in Rom. Tbgn: Neomarius Verl, jtzt: Niemeyer., 1950.

186. Koppen, Erin. Johann Caspar Goethe. Reise durch Italien. Meinz und Berlin, 1972.

187. KorfF, Hermann August, Geist der Goethezeit. 4 Bde. u. Reg, Bd. 2. 4. Aufl. Leipzig, 1956-1957.

188. Кб nig, Wolfgang Mayer. Johann Caspar Goethes "Viaggio per ritalia" und Johann Wolfgang Goethes "Italienische Reise". Ein Vergleich." Wien, 1978.

189. Linde, Otto H.Heine und die deutsche Romantik. Diss. Freiburg, 1899.

190. Link, Manfred. Der Reisebericht als literarische Kunstform von Goethe bis Heine. Diss. Koln, 1963.

191. Literarische Reise durch Deutschland. Erste Heft. Leipzig, 1786.

192. Mayer, Heinrich, Goethes "Italienische Reise'. / Sinn und Form. Berlin, 1960,

193. Misson Voyage d'ltalie, 4 Bande, Utrecht, 1722.

194. Prang, Helmut. Goethe als Benutzer von italienischen Reisefuhrern. In: Goethe NF 1/1936.

195. Rehm, Walter. Der Reiseroman. In: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte. Hrsg. v. Merker. Stammler. 4 Bde, 1925.

196. Scherer, Wilgelm. Geschichte der deuschen Literatur. 14. Auflage Berlin, 1920.

197. Schudt, Ludwig, Italienreisen im 17. und 18. Jahrhundert Wien-Manchen, 1959.

198. Schulz A.R. Goethe and the literature of travel. Journal of English and German Philology 481 1949.

199. Schulz, Otto, Goethe und Rom. Leipzig, 1926.

200. Schulze-Marmeling, Gisela. Die Erschliefiungder Goetheschen Alterwerke 1819-1952. Diss. Mtinster 1953,

201. Skorna, Hans Jiirgen. Das wandermotiv im Roman der Goethezeit. Kolner. Diss. Miinchen, 1961,

202. Steiger, Emil. Die Zeit als Einbildunngskraft des Dichters. Zurich-Leipzig, 1939.

203. Steiger, EmiL Goethe. 3 Bde, Ziirich-Freiburg, 1952-1959.

204. Stiller, Otto. J.J. Volkmann eine Quelle fur Goethes Italien Reise. Programm des Berliner Gymn. zum Grauen Kloster. Berlin, 1908.

205. Stocklein, Paul. Wege zum spaten Goethe. Hamburg, 1949.

206. Strich, Fritz. Deutsche Klassik und Romantik oder Vol I en dung und Unendlichkeit, 4, Aufl. Bern, 1949.

207. Strich, Fritz. Goethe und Heine. In: Der Dichter und die Zeit. Bern, 1947.

208. Strich, Fritz. Goethe und die Schweiz. Zurich, 1949.

209. That, Erich: Goethe und Moritz. Diss. Kiel, 1920.

210. Vincent, Ernst. Zwei Goethestudien. Jena, 1929.

211. Vogel, Julius. Aus Goethes romischen Tagen. Leipzig, 1905,

212. Vogel, Julius. Mit Goethe in Italien. Tagebuch und Briefe des Dichters aus Italien, Berlin, 1908.

213. Waetzoldt, Wilhelm. Das klassische Land, Wandlungen der Italiensehnsucht. Leipzig, 1927.2! 5. Wahl, Hans, Goethes Schweizer Reisen Dokumente. Goth a, 1921.

214. Wauer, Gustav Adolf. Die Redaktion von Goethes I tali en isc her Reise. Diss, Leipzig, 1904.

215. Wedel, Erwin. Die Reise als gattungskonstitutiwen Motiv in fiktionalen und nichtfiktionalen Texten. Manchen, 1986.

216. Wiese, Benno von. Die deutsche Nowelle Goethe bis Kafka. Diisseldorf, 1957.

217. Wolfflin, Heinrich: Goethes italienische Reise. In: Spiegelungen Goethes in unserer Zeit. Wiesbaden, 1949.

218. Jucker, Rolf Das Rfimische Karneval. In: Goethe-Jahrbuch, Bd. 111. Weimar, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.