История культуры таджикского народа в первой четверти ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Расулов Кахор
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 381
Оглавление диссертации доктор исторических наук Расулов Кахор
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРЫ
ТАДЖИКСКОГО НАРОДА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА. 1. Зарождение исторической науки в Таджикистане.
§2. Этапы исследования истории культуры таджикского народа
§ 3. История изучения культуры таджикского народа.
ГЛАВА П. ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В
ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА.
1. Эволюция общественно- политических структур Средней Азии в первой четверти XX века. 2. Становление и развитие социально-культурного и просветительского движения джадидизма.
ГЛАВА Ш. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В
ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА. 1. Традиционная система обучения и воспитания, эволюция её структур. $ 2. Русско-туземные школы. ф 3. Новометодные школы. 4. Советские общеобразовательные школы и высшие учебные заведения.
ГЛАВА IV. СОСТОЯНИЕ УЧЕБНО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И
НАУЧНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. $ 1. Состояние издательской деятельности.
§ 2. Зарождение современно йпрессы и её роль в эволюции культуры таджикского народа. ф 3. Научно-просветительская мысль и формирование. современной науки.
ГЛАВА V. ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРОЦЕСС.
ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА.
§ 1. Становление и развитие джадидской литературы.
§ 2. Деятельность литературных школ в первой четверти XX века
ГЛАВА VI. ИСКУССТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ В ПЕРВОЙ
ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА. ф 1. Развитие каллиграфии, художественного оформления книг и изданий. 2. Состояние традиционного театра и зарождение новых форм театрального искусства. $ 3. Развитие музыки и в особенности музыкальной культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Культурно-просветительская деятельность джадидов в Бухарском эмирате, начало ХХ века1999 год, кандидат исторических наук Гафаров, Нуманджон Усманжонович
История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века2000 год, доктор исторических наук Бакиев, Махсуд Иноятуллоевич
Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.2011 год, кандидат философских наук Иброгимов, Зафаршо Сафоевич
История народного образования Таджикистана второй половины XIX - начала XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Убайдуллоев, Насрулло Каримович
Социально-исторические идеи таджикских просветителей конца XIX - начала XX в2009 год, доктор философских наук Самиев, Бобо Джураевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История культуры таджикского народа в первой четверти ХХ века»
Актуальность темы исследования. Глубочайшие изменения всемирно исторического характера конца XX- начала XXI века, прежде всего, распад устойчивых социально-политических систем и форм общественной жизни, глубокая переоценка ценностей и активные усилия по поиску, обоснованию и утверждению национальной идентичности и ментальности исключительно актуализировали проблему изучения всех аспектов и сторон истории, в том числе историю культуры. Ибо сейчас стало очевидным, что культура - это интегративное и наиболее яркое отражение социальной и духовной природы социума - народа, нации, цивилизации и общества. Только путем изучения культуры возможно понять и осознать суть социума.
Общепризнанно, что культура продукт многогранной сознательной и творческой деятельности человека, отражающая сущностные социокультурные ценности и черты народа, выступает, как самой важной частью исторического быта. Только по уровню развития культуры можно определить подлинный социокультурный и духовный облик народа, его характер, менталитет, потенциальные возможности и интеллектуальные способности, а также многие другие черты бытия и образ жизни.
Изучение культуры народа, как социально и исторически сложившегося многогранного явления, безусловно, имеет не только научно - познавательное, но и огромное практическое значение, позволяющее творчески использовать совокупный накопленный опыт в создании современной культуры народа, оно же дает возможность определить векторы и перспективные пути всемерного развития.
Императив всестороннего и содержательного исследования всех компонентов, отраслей, сфер и аспектов культуры безусловен и ясен для независимого Таджикистана. Как известно, становление возрожденной государственности проходило в условиях глубочайшего кризиса практически всех структур общества и сложнейших региональных и мировых процессов. Ясно, что утверждение дееспособных, и по сути современных развитых структур и институтов государственности и общества, практически нереально и невозможно без широкой и осознанной мобилизации исторически устойчивой и жизнеспособной социокультурной традиции, особенно ценностей и норм общегуманистического и универсального характера. Устойчивость самой государственности во многом надежной и крепкой'культурной основой современного мира, особенно тенденций духовной деградации и документации имеет непреходящее значение.
Таджикская культура сыграла определяющую роль в формировании социокультурного облика Центральной Азии эпохи Средневековья и Нового времени: в нем генетически и исторически преобладали таджикский дух и образ жизни, таджикские (иранские) нормы и ценности социальной и по- ■ литической организации социокультурной и духовной жизнедеятельности. Именно она при активном взаимодействии'с другими* культурными и< субкультурными системами и подсистемами формировала и укоренила великую и жизненно необходимую социальную традицию взаимодействия, взаимоуважения и взаимоответственности. Ввиду этого, при изучении таджикской культуры необходимо и раскрытие ее регионально-социальной1 и гуманистической миссии.
Таджикской культуре (как впрочем, любой культуре) были присущи подъем и упадок, разломы и глубокие трансформации, обусловленные многочисленными объективными и субъективными факторами.
Одним из наиболее важных и содержательных и даже переломных периодов истории таджикской'культуры (и исторической судьбы таджикского народа в целом) является не только определение самобытности национальных культур, но также выявление общерегиональных свойств и общечеловеческих ценностей центрально-азиатской культуры. Ведь таджикская культура, как ведущая культура региона в древности и средневековье, в последнее тысячелетие развивалась в тесном соприкосновении с культурой тюрко-язычных народов, обогащала их своим благотворным влиянием и самообогащалась за счет лучших достижений последних.
В это относительно короткое время ставшее предметом настоящего исследования, произошли важные и серьезные изменения во всех сферах жизни общества - в политическом, социально-экономическом, культурном и других сферах. Это был период острого противоборства новых и старых идей, нового и старого укладов жизни, появления первых культурно-просветительских и реформаторских движений. Более глубокие и даже кардинальные изменения в жизни общества произошли в результате установления Советской власти в Средней Азии. Все эти, по сути, коренные и революционные изменения оказали огромное влияние на процесс трансформации таджикской культуры, зарождения новой современной культуры таджикского народа и определения путей его дальнейшего развития. В силу сказанного, изучение культурных процессов этого периода имеет особо важное значение.
Необходимость глубокого объективного изучения этой проблемы диктуется еще и тем, что в конце XX - начала XXI века в силу протекающих глубинных процессов и тенденций, вновь актуализировались судьбоносные и долговременные вопросы и проблемы, прежде всего в таких аспектах, как «традиция-реформы», «реформы-ислам», «реформы и революция», «традиция и ново.», «самобытность - прогресс», «мы - они» и многие другие, которые были в центре культурообразующей и социокультурной деятельности джадидов - младобухарцев, всех социально активных сил общества. Неслучайно были подготовлены и изданы важнейшие труды наиболее ярких представителей различных направлений течений и групп социальной и культурологической мысли первой четверти XX века.
Исследование истории культуры таджикского народа в первой четверти XX века помогает понять на конкретно-историческом примере закономерность и историческую обусловленность генезиса и становления многогранной и многофункциональной современной культуры.
Все эти моменты и факторы обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период первой четверти XX века, т.е. до проведения национально территориального размежевания и образования Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Именно в этот небольшой по времени период истории произошли заметные изменения во всех сферах культуры таджикского народа.
Целью работы является комплексное исследование истории культуры таджикского народа в первой четверти XX века.
В связи с этим определены следующие основные задачи исследования:
-Анализировать и обобщить изданную литературу и источники, освещающие состояние и развитие культуры таджикского народа в первой четверти XX века.
-Раскрыть вклад общественно-политических течений в повышение общей культуры народных масс.
-Рассмотреть становление развития социально-культурного движения джадидизм.
-Показать состояние и деятельность русско-туземных и новометодных школ.
- Обобщить деятельность советских общеобразовательных школ.
-Рассмотреть состояние учебно-издательской деятельности.
- Обобщить процесс формирования и развития современной науки.
-Установить влияние литературы на процесс трансформации культуры таджикского народа.
-Определить роль искусства в эволюции культурной жизни таджикского народа.
-Проанализировать роль прессы в эволюции таджикского народа.
Степень изученности проблемы. Изучение различных аспектов и сторон этой сложной и многогранной проблемы осуществлено многими отечественными и зарубежными исследователями нескольких поколений.
Проблемы культуры таджикского народа, тенденции и содержание эволюции социальных и политических структур традиционного общества конца XIX - первой четверти XX века рассмотрены в научных трудах Б.Г. Гафурова, З.Ш. Раджабова, М.Р.Шукурова, Р.Набиевой, М.Гоибова,
А.Рахматуллоева, С.Мухторова, Кари Ниязова, Б.В.Лунина,
1 2 Т.В.Кашириной, X. Мирзозода , а также в коллективных монографиях . Авторы этих исследований справедливо осуждают пантюркизм, как шовинистическую идеологию, которая сыграла весьма отрицательную роль в судьбе таджикского народа. Известно, что джадиды сыграли определенную роль в развитии культуры, в частности образования, науки, литературы, повышении общей культуры народных масс. Необходимо отметить, что исследование джадидизма относительно длительное время носило весьма огра
1 Гафуров Б.Г. Таърихи мухтасари халки точик. 4.1. - Сталинабад: Нашр.давл. точ, 1947; Он же: Таджики: М., 1972, Раджабов З.Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа. - Сталинабад, 1957; Гоибов М. Аз таърихи рушангароии Точикистон ва Афгонистон. - Душанбе: Ирфон, 1989; Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917-1941гг.). - Душанбе: Ирфон, 1970; Набиева Р. Культура таджикского народа во второй половине XIX в.//История Таджикской ССР. - Душанбе: Маориф, 1983; Рахматуллоев А., Мухторов С. Очеркхои таърихи Точики-стони Совета. - Душанбе: Маориф, 1989; Лунин Б.В. Научные общества Туркестана и их прогрессивная деятельность (конце 19 - начало 20-го века). - Ташкент, 1962; Каши-рина Т.В. У истоков. - Душанбе: Ирфон, 1990; Мирзозода X. Материалхо аз таърихи адабиёти точик. - Сталинабад, 1950.
История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977гг.). - Душанбе: Дониш, 1983; Великий Октябрь в исторических судьбах таджикского народа. — Душанбе: Ирфон, 1987; Наука в Таджикистане. - Сталинабад, 1945; История Ленинабада. ниченный и не совсем объективный характер. В этой связи ключевое значение имело объективное исследование исторической роли джадидизма.
Состояние и развитие культуры, в частности образования и просвещения таджикского народа в первой четверти XX в., рассмотрены в работах И.Обидова, М.Р.Шукурова, P.A. Набиевой, К.Е.Бендрикова, В.П.Кочарова, А. Кадырова1, и других авторов. В работах К.Е. Бендрико-ва, И: Обидова, М. Шукурова имеется информация о начальной мусульманской школе, медресе, русско-туземной, новометодной, первых советских общеобразовательных школах, а также о числе преподавателей и учащихся. Однако, следует отметить, что в статистике, приведенных фактах и данных, наблюдаются некоторые расхождения.
Проблемы исторической эволюции науки в первой четверти XX в. исследованы, в статьях и монографиях С.Аминзода, С.Марофиева, Х.Очилова, Р.Джалила, М.Шакури, С.Сиддика2.
Вопросу зарождения, становления и исторической эволюции периодической печати первой четверти, XX века посвящены публикации А.Нуралиева, А.Садуллоева, И.Усмона, П. Гулмурода, К.Шарифзода,
Душанбе: Ирфон, 1986 и др.
1 Обидов И. История развития народного образования в Таджикской ССР. (19171967 гг.) - Душанбе: Ирфон, 1968; Шукуров М.Р. История культурной жизни советского Таджикистан а. - Душанбе: Ирфон, 1970; Набиева Р. Маданияти халки точик дар авали асри ХХ.//Таърихи халки точик. — Душанбе, 2009; Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924гг.). — М.: Из-во НПН РСФСР, 1960; Кочарев В.П. Из истории народного образования в Туркестанском крае. — Ташкент, 1959; Кадыров А. Культурная жизнь трудящихся северных районов Таджикистана накануне Великой Октябрьской Социалистической Революции. //Из истории культурного строительства в Таджикистане. - Душанбе: ТГУ, 1973; Он же. Первые шаги советской школы в Северном Таджикистане (1917-1924гг.). //Из истории культурного строительства в Таджикистане. - Душанбе, ТГУ, 1970.
2 Аминзода С., Марофиев С., Очилов X. Хочи Юсуф. - Душанбе: Ирфон, 1973; Джа-лил Р. Маъвои дил. - Душанбе: Ирфон, 1972; Шакури М. Навиштахои Садри Зиё ва ахамияти таърихии онхо. //Гули мурод. - 1997. - №4-6; Сидцик С. Мероси адабию ил-мии Садриё Зиё. //Мачмуаи илми. 4.5. - Душанбе, 1966.
Н.Гафарова, 3. Раджабова, М.П. Авшарова, М. Бабахонова, Т. Эрназарова, А. Ёрмухаммадова и ряда других авторов1.
В последние годы утверждается более обоснованный и достаточно объективный взгляд на историю зарождения и становления современной периодической печати.
История изучения различных сфер искусства достаточно богата и содержательна. Вопросам становления, развития и эволюции современного таджикского театра посвящены содержательные труды Н. Нурджанова, Х.Рахматуллаева, М.Шаропова, А.Афсахзода и других авторов. В книге «История таджикского народа» проанализированы такие вопросы, как состояние литературы, театра и музыки начала XX столетия. В данной книге приводится краткая информация о двух направлениях в таджикском театре: кукольном и театре шутов (масхарабозов). Автор также обобщенно рассматривает состояние таджикской музыки в первой четверти XX века. Вопросы исторической эволюции и содержания таджикской музыкальной культуры рассмотрены в исследованиях Н.Нурджанов, Ф.Кароматова, А.Раджабова, А.Низомова, Ф.Зехниевой, З.Шахиди, В.М.Беляева; л
О.Латифи, А.Рабиева, Азизи Ф.А., Акрамовой С; Н. Миронова и других отечественных и зарубежных авторов.
1 Нуралиев А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмурод У. Журналистикаи советии то-чик. — Душанбе:Ирфон, 1989; Раджабов 3. К характеристике первого советского журнала на таджикском языке «Пламя революции». - Сталинобод, 1959; Авшарова М.П. Русская периодическая печать в Туркестане (1870-1917) - Ташкент, 1960; Эрназаров Т., Акбаров А. История печати Туркестана (1870-1925гг.) - Ташкент, 1976; Бабахонов М. Из истории периодической печати Туркестана. — Душанбе, 1987; Ёрмухаммадов А. Роли матбуоти большевики дар тайёри ва галабаи революцияи халкии Бухоро. - Душанбе, 1985.
Нурджонов Н. Драмаи халки точик. - Душанбе: Дониш, 1985; Он же. История таджикского советского театра. - Душанбе: Дониш, 1967; Рахматуллоев X. Зухури ишк. -Душанбе: Адиб, 1987; Шаропов М. На сцене - таджикская комедия. - Душанбе: Ирфон, 1987; Латифи О., Рабиев А. Рузгори сохибдилон. - Душанбе: Ирфон, 1985; История таджикского народа. Т.2, кн.2.- М: Наука, 1964.
3 Нурджонов Н., Кароматов Ф: Музыкальная жизнь советского Таджикистана.- Душанбе, 1974; Они же. Музыкальное искусство Памира.- М., 1978; Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков. //Исследования по истории и культуре Ленинабада.
Имеется и научно-популярная литература, посвященная общим и конкретным вопросам таджикской культуры первой четверти XX века. Анализ и обобщение вышеуказанных работ конкретно даются в первой главе диссертации.
Таким образом, необходимо отметить, что ни одна из выше приведенных работ не раскрывает те вопросы и проблемы, которые исследованы в данной диссертации. Автор, впервые анализируя и обобщая изданные работы, многочисленные источники, в частности архивные документы, материалы периодических изданий, комплексно исследует проблемы культуры таджикского народа в первой четверти XX века.
Источниковедческая основа исследования. Богатое и разнообразное (частично противоречивое) содержание культуры таджикского народа в сложнейших трансформационных условиях первой четверти XX века потребовало привлечения и глубокого изучения самого широкого круга разнообразных исторических источников. Их можно разделить на следующие основные группы:
Первую и наиболее важную группу составили разнообразные труды наиболее ярких представителей культуры таджикского народа первой четверти XX века. Особую ценность представляют труды С.Айни, А.Мунзима, М.С.Хакима, А.Фитрата, М.Бехбуди, С.Аджзи, М.Гулшани, Шарифджона Махдума, Садри Зиё1 и др. Душанбе, 1986; Низомов А. Мусики ва хает.- Душанбе, 1986; Зехниева Ф. Сурудхои маросимии туи точикон, - Душанбе, 1978; Шахиди 3. Мусики дар хаёти ман.- Душанбе, 1986; Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР.- М., 1962; Латифи О., Ра-биев А. Рузгори сохибдилон.- Душанбе, 1985; Азизи Ф.А. Маком и фалак. - Душанбе, 2009; Акрамова С. Аз таърихи фарханги мусикии халки точик.- Душанбе, 1997; Миронов С. Музыка таджиков.- Сталинабад, 1932.
1 Мирзо Абдулвохид Мунзим. Арзи хол. - «Адабиёт ва санъат». 1988, 6 окт; Он же. Мачмуаи осор. - Душанбе; Ирфон, 1967; Мирзо Сирочидцин Хаким. Тухафи ахли Бу-хоро. - Душанбе, 1992; Абдуррауфи Фитрат. Баёноти сайёхи хинди. - Душанбе, 1991; Он же. Давраи хукмронии амир Олимхон. - Душанбе, 1991; Он же. Мунозара. - Душанбе,1992; Махмудхоча Бехбуди. Алифбои мактаби исломия. - Самарканд. 1924 (1966); Сидцики Ачзи. Миръоти ибрат. //Садои Шарк.-1989.-№1.- С.38-53; Мухаммад Содик-хочаи Гулшани. Таърихи хумоюн. - Душанбе: Пайванд, 2006; Садри Зиё. Наводири
Для понимания истоков реформаторских социальных идей и течений большую ценность имеют труды родоначальника просветительства в Средней Азии Ахмад Махдум Дониша1. Немалое значение в этом контексте имеют работы Исмаила Гаспринского (Гаспарлы) , лидеров и идеологов пантюркистского и младотурецкого движения3, основателя движения исламского союза Сайида Джамалуддина Афгани4, персоязычной и тюркоя-зычной прессы конца ХЕК- начала XX века5.
Вторую, весьма важную, группу источников составляют разнообразные документы и нарративные исторические материалы, хранящиеся в Центральном Государственном Архиве Республики Таджикистан и в других архивах. В диссертации использованы архивные документы, хранившая в госархивах Таджикистана, Узбекистана и России. Это материалы
ЦГА РТ6, отдельные фонды Туркестанского генерал-губернаторства ЦГА Узбекистана7 и посольского департамента Восточного отдела ЦГА РФ8. Многие материалы названных архивов дублируют друг друга или являются оттисками. Но при этом нельзя назвать их идентичными. Нами из этих архивов исчерпаны весьма ценные данные о состоянии школ, в целом просвещения, о русско-туземных школах, о численности учащихся и учителей, о финансовом положении и программах обучения в этих школах и многое другое. В архивных фондах мы использовали важную информацию о новометодных школах и их деятельности. зиёия. - Душанбе: Адиб, 1991
1 Ахмади Дониш. Наводир-ул-вакоеъ. Китоби 1.- Душанбе, - 1988; Китоби 2. - Душанбе, 1989; Он же. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития. -Душанбе. 1992.
2 Гаспринский И. Русское мусульманство. //Звезда Востока.-1991.- №4. - С.105-119.
3 Подробнее см.: Ю.А.Петросян. Младотурецкое движение. М., 1975.
4 Сайид Джамолуддин Афгони. «Урват-ул-вуско». Асари Сайид Чамолуддин Афгани. - Кобул, 1355 (1977); Он же. Асари гузида. - Кобул, 1355 (1977).
5 Подробнее см.: М. Садр, Хашими. Таърихи чараид ва мачалати Эрон. Т.1 - 4. - Ис-фахон, 1948-1952; Аханг М.К. Сайри журнализм дар Афгонистон. - Кобул, 1970.
6 ЦГА РТ. Ф.1; Ф.4; Ф.9; Ф.10; Ф.12; Ф.19.
7 ЦГА Узбекистана. Ф.1; Ф.25; Ф.94; Ф.837; Ф. и-1; Ф.и-131 Ф11-с; Ф.12-с
8 ЦГА РФ.Ф.62; Ф. 63;Ф127б. I
В том числе источники для исследования проблемы народного образования Северного Таджикистана во второй половине XIX века начале XX века обширны и разнообразны по своему характеру. Их следует подразделят на три группы : а) литература статистического характера; б) архивные источники; в) воспоминания.
Их анализ дает возможность по-новому взглянуть на проблему и в определенной степени устранить "белые пяна" в её изучении.
Одним из самых систематизированных источников являются "Обзоры" Самаркандского областного статистического комитета. По ним можно составить общее представление о числе учебных заведений; о состоянии школьных помещений; о преподавательском составе; об учашихся и т.д. Однако, следует учитывать, что сведения, собранные волостными и уездными органами управления не всегда точны, в них много приблизительных данных. По всему характеру к ним- близки "Адреса-Календари", "Справочники", "Справочные книжки".
Следущим источником являются, документальные материалы Центрального Госархива Республики Таджикистан (фонд 1- Ходжентское уездное управление: фонд 4-Исфаринский участковый пристав: фонд 8-Советский участковый пристав и др.) Эти данные являются незаменими источниками по данной теме. Вместе с тем, и они требуют критического анализа: часто встречаются неточности в цифрах и фактах.
К важным источникам в изучении народного образования следует отнести воспоминания: современников Н.С Ликощина, Н. Остроумова, В.П. Наливкина и др., а также бывших учеников школ известных деятелей науки, искусства и литературы: С. Айни, Т.Н. Кары-Ниязова, З.Ш. Раджабова, К. Ярматова. Эти воспоминания значительного дополняют картину народного образования.
Эти группы источников взаимодополняют друг друга и составляют источниковедическую базу темы. I I
Другими, важными источниками исследования, являются рукописи диссертаций, написанных по истории таджикского народа кануна и первых лет Советской власти, в первую очередь диссертации, прямо или косвенно затрагивающие вопросы культуры первой четверти XX века.1 Диссертант ознакомился с 50 диссертациями, защищенными в Таджикистане (40), Узбекистане (3), Москве (7) и в Баку (1). Однако, ни одна из защищенных диссертаций не посвящена исследуемой нами теме.
Важными источниками для нашего исследования являются рукописные л материалы, хранящиеся в библиотеках, архивах и музеях республики . Многие материалы впервые нами введены в научный оборот. Из перечисленных источников мы извлекли много ценных данных, касающихся общего состояния культуры таджикского народа в исследуемый период.
Ценные материалы имеются в трудах представителей культуры первой четверти XX века, изданные на рубеже XIX и XX веков. Это произведения А.Фитрата, А. Муджахарфи, С.Айни, А.Дониша, Мирзо Сироджид-дина Хакима, Мирзо Кукандбой Абдухоликзаде, Мухаммадали Балджувани, Мухаммад Содикходжаи Гулшани, Мухаммадхусайни Хаджи, Садри Зиё, Хаджи Хусайна Кангурти и других3.
1 Искандарова Р.И Ликвидация неграмотности в Таджикистане (1917-1941гг)- Душанбе, 1969; Мирбобоев А.К. История Мадраса Северного Таджикистана.- Душанбе, 1989; Шарипов А.И. Школьное образование у таджиков во второй половине XIX -начале XX вв.-Душанбе, 1967; Кадыров А. Культурные преобразования в северных районах Таджикистана (1917-1929гг.).- Душанбе, 1969; Гафаров Н.У. Культурно-просветительская деятельность джадидов в Бухарском эмирате (начало XX века).- Душанбе, 1999 и др.
2 Айни С. Кози Шарифчон (Зиё). Архив С. Айни. Папка №11; Васлии Самарканди. Диван. Рукопись №97, Институт востоковедения и рукописного наследия (Дале сокращенно ИВ и РН) АН Таджикистан; Мирзо Абдулазими Соми «Дахмаи шохон» (Гробница царей). Рукопись №97/1. Рукописный фонд ИВ и РН АН Таджикистан; Сипандии Самарканди. Диван, Рукопись №2423. Рукописный фонд ИВ и РН АН Таджикистан; Чурми — Мавзун Бадахшони. «Маснавии мавзун» (Поэмы мавзуна). Рукопись № 642. Рукописный фонд ИВ и РН АН Таджикистан.
3 Фитрат А. Оила ё худ вазоифи хонадори. (Семья или семейные обязанности)// Фар-ханг.-2002. - №1,2 и 2003. - №1,2;Мучахарфи А. Муфиз-ул-анвор ва Девони ашъор. -М.; 2005; Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро. - Душанбе: Адиб, 1987; Айни С. Торихи инкилоби фикри дар Бухоро (на арабской графике). - Техрон: Суруш, 1371; До ниш А.
Автором также использованы статьи, брошюры, книги, изданные в период с 1900-2009 годах.
Третью группу источников составляют исторические труды и сочинения конца XIX - первой четверти XX века. Они дают сложную и весьма содержательную картину эпохи, необходимую для понимания сути сложнейших культурных процессов.
Весьма важную группу источников составляют оригинальные и специализированные труды по каллиграфии, музыке и другим видам искусства1.
Ценным источником по истории культуры таджикского народа является разнообразная и содержательная периодическая печать первой четверти XX века. Особую научную значимость представляют первые современные периодические издания на таджикском языке-«Бухорои шариф», «Ойна», «Самарканд», «Шуълаи инкилоб» и др.
Немало содержательной социокультурной информации почерпнуто из разнообразной и разнохарактерной справочной (информационной, статистической, биографической, библиографической и энциклопедической) литературы2. Эти источники оказали помощь в завершении нашего исследования.
Методы и методология исследования. В работе был использован системный историко-сравнительный метод исследования, применение ко
Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития. — Душанбе: Сарват, 1992; Мирзо Сирочидцини Хаким. Тухафи ахли Бухоро. - Душанбе: Адиб, 1992; Кукандбои Абухоликзода Самарканди. Духтари кухсор. - Самарканд; Зарафшон, 2006; Мухамма-дали Ибни Мухаммадхусайни Балчувони. Таърихи нофеъи. - Душанбе: Ирфон, 1994; Мухаммад Содикхочаи Гулшани. Таърихи хумоюн. Душанбе; Пайванд, 2006; Мухам-мад Хусайни Хочи. Асархои мунтахаб. - Душанбе: Нашр. дав. Точ. 1962; Хочи Хусайни Кангурти. Куллиёт. - Душанбе; 1998.
1 Подробный список дан в библиографии.
2 Из истории культурного строительства в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон, 1966; Просвещение и наука Таджикской ССР. Статистический сборник. - Душанбе: Таджик-госиздат, 1967; Таджикистан за 40 лет. Статистический сборник. - Душанбе: Статистика, 1964; Цифры и факты важных побед. Сборник материалов в помощь агитатору. -Душанбе: Таджикгосиздат, 1964. торого позволило создать наиболее полную историю культуры таджикского народа в первой четверти XX столетия.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, единства национальных и общечеловеческих ценностей и диалектического подхода к изучению исторических событий.
Принцип историзма, требующий объективного изучения исторического прошлого, предлагает отказ от одностороннего и предвзятого освещения исторических событий и трактовки фактов. Достижение наибольшей объективности возможно при отказе от генерализации отдельных исторических событий, явлений и рассмотрении исторического развития как сложного процесса. Научный подход предполагает изучение исторического прошлого во всем его многообразии, с учетом роли всех народов, социальных и религиозных групп.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что при изучении данной сложной, и многогранной проблемы автор диссертации стремился сочетать апробированные теоретические подходы (прежде всего, социально-формационный и цивилизационный) с новейшими научными подходами современного социокультурного исследования. Научные результаты диссертационного исследования могут быть использованы, при написании обобщающих работ по истории таджикского народа, в том числе истории культуры первой четверти XX века, при написании истории стран Центральной Азии, чтении специальных курсов по истории и истории культуры в учебном процессе в высших и средних и специальных учебных заведениях, при подготовке и публикации различных справочных изданий.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1.В научный оборот введены новые документы Государственного архива Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, отражающие историю создания и численность учащихся русско-туземных школ в Туркестанском генерал-губернаторстве.
2 Впервые введены в научный оборот редкие рукописи, принадлежащие Садри Зиё, Мухаммадали Балджуани и другим представителям культуры таджикского народа.
3. Применен новый подход в исследовании сущности джадидизма, в основу которого положен не идеологический, а строго научный подход. Выявлен, с одной стороны, прогрессивный характер джадидских школ, в силу их нововведений, пропаганды научных знаний и просвещения, с другой стороны, антитаджикская направленность, так как они стали рассадниками реакционной пантюркистской идеологии.
4. Впервые научно исследованы жизнь и творчество ряда ранее неизвестных поэтов, ученых и литераторов, теологов, преимущественно живших в горных районах нынешнего Таджикистана.
5. Хотя многие компоненты, аспекты и стороны культуры таджикского народа в первой четверти XX века стали объектом разнообразных научно-литературных, исторических, культурологических, социально-политических и иных исследований, однако в таджикской исторической науке до сих пор нет комплексного и целостного специального монографического или диссертационного исследования, посвященного истории культуры таджикского народа в первой четверти XX века. Настоящая работа -является первым в исторической науке комплексным научным исследованием, объективно освещающим историю культуры таджикского народа в первой четверти XX в.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты диссертации отражены в публикациях, докладах на международных и республиканских конференциях в городах Душанбе, Тегеран, Алматы и других городах.
Диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета и была рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Освещение истории таджикского народа в трудах академика З.Ш. Раджабова2006 год, кандидат исторических наук Мирзоматов, Ардашер Нуруллоевич
Проблема власти в политическом процессе современного Таджикистана2007 год, кандидат политических наук Хаким Абдуллохи Рахнамо
История становления и развития исторической науки в 30-80 гг. XX века в Таджикистане: на примере научного наследия академика З.Ш. Раджабова2009 год, кандидат исторических наук Хамидов, Нурулло Абдувахобович
Реформаторско-религиозные взгляды Ахмада Дониша: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Закиров, Нусратулло Меликович
Проблемы эволюции национальной идентичности в таджикской публицистике: конец ХIХ - первая половина ХХ веков2011 год, доктор филологических наук Абдуллаев, Масрур Ахматович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Расулов Кахор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексное исследование истории культуры таджикского народа в первой четверти XX века позволяет сделать следующие основные выводы.
Первый. Рубеж Х1Х-ХХ вв. был переломным (хотя очень сложным и противоречивым) этапом в эволюции всех структур таджикского общества и исторической судьбы таджиков Средней Азии, проживавших на территории Бухарского эмирата и Туркестанского генерал-губернаторства. Культура таджикского народа, исторически выражавшая глубинную суть социума народа, наиболее ярко отражала параметры и содержание сложнейших социокультурных процессов. Главным результатом было зарождение и сложное становление основ современной культуры таджикского на/ рода.
Общепризнанно, что культура продукт многогранной сознательной и творческой деятельности человека, отражающая сущностные социокультурные ценности и черты народа, выступает, как самой важной частью исторического быта. Только по уровню развития культуры можно определить подлинный социокультурный и духовный облик народа, его характер, , менталитет, потенциальные возможности и интеллектуальные способно сти, а также многие другие черты бытия и образ жизни. 1
Однако разработка истории культуры первой четверти XX века в це лом и первых лет установлении Советской власти в Таджикистане до 1924 г. в особенности ни в составе Туркестанской, ни Бухарской республики по существу не велась. А в работах по истории Октября в Средней Азии, изданных с 1917 по 1924 гг., больше всего освещались культурные события, происходившие в важных административных центрах - Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Ашхабаде, Фергане и лишь частично, не во всех работах, Ходженте.
Целенаправленное изучение истории культуры в Таджикистане началось после образования Таджикской АССР. Одним из первых мероприятий Ревкома республики в области становления науки стало его обращение к ученым САГУ и Коммунистического университета народов Востока с целью привлечь их внимание к изучению истории и производительных сил республики. Результатом этого обращения было образование «Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами». Членами его стали ученые САГУ, партийные и государственные деятели.
Второй. Своеобразным генератором глубокой трансформации традиционной культуры и зарождения основ новой, современной культуры в начале XX века стал джадидизм.
Джадидизм (джадидия) был обусловлен протекавшими объективными, но внутренне противоречивыми процессами и стал логическим и социально-политически оформленным историческим продолжением прогрессивного просветительского движения, последней трети XIX века, вдохновителем и, идейно-культурным лидером которого был Ахмад Махдум До-ниш.
По своему социальному, политическому и социокультурному содержанию джадидизм был социально-политическим и культурнопросветительским движением, объединившим' наиболее активных соци альных и интеллектуальных сил новой формации. Несмотря на некоторые ограничения и недостатки, в основном это движение было прогрессивным явлением в истории Средней Азии. Джадиды были подлинными патриотами и сторонниками обновления во всех сферах жизни общества и государства, в политическом и социальном строе, экономике, культуре и других областях. Называя себя в подражание к другим движениям прогрессивного толка младобухарцами, они практически выступали за достаточно глубокие реформы основных структур общества. Джадидизм вплоть до свержения Бухарского эмирата был оппозиционным движением по отношению к действующей власти. Поэтому, зависимые от двора правители и особенно, реакционные улемы всевозможными способами старались опорочить это прогрессивное движение и его сторонников, даже объявляли их кафирами.
Третье. Джадидизм основным средством обновления общества считал просвещение. Ввиду этого, джадиды всячески пропагандировали среди населения образование, создавали новометодные школы, учреждали газеты и журналы, распространяли и другую прогрессивную литературу. Они аргументировано разоблачали недостатки общества и государства, критиковали деспотизм Бухарского эмирата, жестокость и несправедливость правительственных чиновников, фанатизм и невежество большинства улемов и мулл. В то же время джадиды наивно полагали, что в этом виноват не эмир, а его придворные и правительственные чиновники. Действительной же причиной всех бед конечно был не только эмир и его правительственные чиновники, а отсталая и несовершенная политическая система, отсталая экономика, наука, просвещение, социальное неравенство, и другие недостатки общественного строя. Джадиды полагали, что путем просвещения общества можно исправить положение к лучшему, изменить и совершенствовать политический строй, развивать экономику, совершенствовать социальные отношения и поднять уровень культуры. Этот путь по сути был верным, но очень долгим. Если бы не Октябрьская революция 1917 года, а затем Бухарская революция 1920 года, то джадидское движение дало бы определенные положительные результаты в деле обновления жизни среднеазиатского общества. В любом случае джадизм для своего времени был прогрессивным явлением. Оценка джадидизма, как реакционного националистического движения, советской историографией необъективна и не соответствует действительности. Как ни странно, сегодня спустя почти сто лет, когда Таджикистан стал суверенным государством, перед нашим обществом вновь встали многие проблемы над решением и исправлением, которых размышляли джадиды. Изучать опыт джадидов сегодня бесспорно актуально и полезно.
Четвертое. Возникшее в этот же период научно-политическое движение пантюркизма было крайне негативным и даже реакционным. Оно по сути дела ущемляло права других нетюркских народов и сыграло весьма отрицательную роль в судьбе таджикского народа. Пантюркисты, принципиально отрицая национально-этническую самобытность таджиков и других нетюркских народов и прикрываясь идеями мусульманской солидарности, вынашивали идею создания единой тюркской мировой державы под эгидой Турции. Согласно их установкам все нетюркские народы, в том числе древнейшие обитатели и создатели культуры Центральной Азии, таджики должны были стать тюрками. Свои претензии пантюркисты прикрывали открытой ложью и фальсификацией истории, объявляли таджиков тюрками, потерявшими родной язык. К сожалению, часть таджикской интеллигенции попала в сеть пантюркистской пропаганды и ратовала за создание великой турецкой империи; она игнорировала права собственного народа и тем самым вольно или невольно оказалась на стане врагов своего народа. Многие из этих деятелей позже осознали свою ошибку и искренне раскаялись, но поправить положение уже было поздно. Несмотря на поиски пантюркистов многие таджикские просветители оставались верными своему народу и смело отстаивали его права. Именно благодаря усилиям этих просветителей в 1924 году была создана Таджикская1 Автономная Республика, а в 1929 году Таджикская Советская Социалистическая Республика.
Пятое. Господствующей системой образования в Средней Азии в первые десятилетия XX века была традиционная, веками сформировавшая система обучения и воспитания. Её функционирование было органически связано с таким очень действенным социальным институтом, как мечеть. Основными учебными заведениями в Средней Азии были традиционные школы-мактабы и медресе, как традиционное высшее учебно-педагогические заведение, которое играло важную роль в культурной жизни среднеазиатского общества и всего мусульманского Востока в первой четверти XX в.
Вместе с тем важнейшим социокультурным явлением стало зарождение структур современной системы образования. Этот процесс шел очень сложно и противоречиво: генезис новых институтов и форм образования протекал внутри самой традиционной системы образования путем усложнения и трансформации этой системы и появление первых элементов и структур новой, современной системы образования. В конкретных исторических условиях Средней Азии они получили свое выражение в русско-туземных и новометодных школах, в начале XX века, а в 1920-1924 гг. в советских (по сути светских современных) общеобразовательных, специальных и высших учебных заведениях. Само содержание этого процесса было богатым, содержательным и весьма противоречивым и все же образование стало ведущим культурогенным фактором.
Советская власть использовала старые традиционные школы и их учителей-мударрисов и новых школ (фактически новометодные школы 1901-1917 годов), которые стали называться советской и одновременно законодательно подготовила почву для подготовки учительских кадров, учебных пособий, строительства школ. Только советская власть могла осуществить мечту просветителей джадидов по созданию новой системы народного образования.
Шестое. Важным явлением культуры таджикского народа в первой четверти XX века было широкое развитие учебно-издательской и научно-просветительской деятельности и медленное формирование зачатков современной науки. Учебно-издательская деятельность просветителей стала важной и исторически значимой сферой социкультурной деятельности первой четверти XX века и содействовала формированию элементов советской учебно-издательской деятельности, а советская учебно
337 издательская деятельность заложила все основы советской и современной культуры таджикского народного просвещения.
Необходимо однако отметить, что определенное развитие получили гуманитарные отрасли; естественные и технические науки развивались медленно. Ни политическая, ни экономическая системы, ни культурная среда первой четверти XX века не способствовали этому. Положение усугублялось еще и тем, что большая часть образованных людей - улемы и муллы были охвачены религиозным фанатизмом и невежеством.
Седьмое. Весьма важным и исторически новым культурным явлением начала XX века было зарождение современной прессы на таджикском языке в Средней Азии. Первоосновой стало формирование элементов, норм и институтов новых буржуазных социальных структур. Немаловажнами причинами были потребности колонизации Средней Азии.
Первой газетой на таджикском языке была газета «Бухорои шариф» («Священная Бухара»), издававшаяся с 1 марта 1912 года по инициативе джадидов. Таджикские газеты сыграли важную роль в пробуждении национального самосознания не только джадидов, но и таджиков в целом в просвещении населения и политического сознания. Газеты информировали население о внутренних и внешних событиях, разоблачали невежество и мракобесие улемов и мулл, жестокость правителей, отсталость политической и экономической системы Бухарского эмирата, призывали население к образованию и обновлению общества.
До установления Советской власти на территории Туркестанского генерал-губернаторства выходил, также ряд двуязычных таджикско-узбекских и таджикско-туркменских газет - в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Фергане и Ашхабаде под названиями «Туджор» («Купцы»), «Садои Фаргона» («Голос Ферганы»), «Садои Туркистон» («Голос Туркистана»), «Самарканд», «Ойна» («Зеркало»), «Хуррият» («Свобода») и «Кутулыш» («Освобождение»).
С августа 1907 г. до июня 1908 г. в городе Ташкенте выходила газета I
Туджор» («Купцы») на таджикском и узбекском языках
Восьмое. Самой широкой и содержательной отраслью культуры, как и прежде была литература. Однако в ней произошли глубокие качественные изменения. Формировалась новая литература, получившая название джа-дидской. Большая часть таджикских литераторов этого времени были джа-дидами и их произведения носили прогрессивный просветительско-реформаторский характер.
Эволюционировала традиционная литература, как в крупных культурных центрах, так и регионах. Целостное исследование всей совокупности материалов и исследований показывает, что важнейшими социокультурными целями формирующейся джадидской литературы были: пропаганда школы и просвещения, науки и культуры, изучение основ светлой религии ислама и славной истории предков; освоение научных достижений' стран Запада; критика системы государственного управления Бухарского эмирата и колониальной политики царской России; пробуждение патриотических чувств, и национального самосознания народа; другие аналогичные темы.
В рассматриваемый период большое развитие получила литература в таких регионах как Хисар, Куляб, Дарваз, Бадахшан, Зарафшан и т.д. Содержание их творчества составляли философско-религиозные темы, отражение реальной действительности, пропаганда науки и просвещения. Многие поэты того времени в своих стихах описывали тяжелый гнет и эксплуатацию правителей, униженное положение ученых и просветителей в обществе.
Девятое. Первая четверть XX века была переломным этапом в историческом развитии искусства и его разнообразных видов, форм, жанров, эволюция основных направлений и форм искусства, особенно каллиграфии и художественного оформления книг и изданий. В этот период искусство каллиграфии было достаточно высоко развито. Таджикские каллиграфы не только оформляли и переписывали рукописи, но также писали научные работы о этом искусстве письма. Исторически более важным и значимым фактором стало зарождение новых видов и форм искусства. Особенно следует отметить театр и современную музыку, которые в последующем достигли высокого профессионального уровня и сыграли большую роль в становлении современной культуры таджикского народа. Среди населения особой популярностью пользовались традиционные народные театры ско морохов, кукольный театр и театр уличных певцов, при этом основным жанром всех этих театров была комедия.
Новые таджикские театры европейского типа появились под влиянием русских, татарских и особенно азербайджанских театров на базе самодеятельных театров.
Культурная жизнь Восточной Бухары в основном было сосредоточена в административных центрах вилаятов. и бекств, которые действовали в основном под руководством известных своим мастерством деятелей литературы и музыки. Они в свою очередь были воспитанниками медресе и школ традиционных центров древней культуры таджиков, где изучали основы различных жанров народного творчества. В этом отношении в Хиса-ре, Дарвазе и Раште боле активно работали различные кружки действовавшие по инициативе мастеров дела.
В целом, исследование истории культуры таджикского народа под; тверждает закономерный, исторически и социально обусловленный процесс трансформации таджикской традиционной культуры и генезис новой современной культуры таджиков Средней Азии в конце XIX - первой четверти XX века.
Для дальнейшего исследования и изучения культурной жизни таджиков Мавереннахра в первой четверти XX века необходимо решить следующие задачи:
1) Исследование и издание отдельных работ по развитию таких сфер культурной жизни как наука, литература, язык, периодическая печать, образование, каллиграфия, музыка, театр и т.д.
2) Переиздание материалов первых таджикских газет, особенно "Бухорои шариф" и "Шуълаи инкилоб".
3) Полное издание творческого наследия представителей научной и культурной жизни этого периода.
4) Организация изучения каллиграфического искусства в научных и учебных центрах.
5) Проведение республиканских и междунарожных семинаров по проблемам роли и места пантюркизма и джадидизма в культурной жизни первой четверти XX века.
6) Организация серии программ на телевидении и радио по различным вопросам культурной жизни с участием известных исследователей и ученых в области истории культурного строительства.
Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Расулов Кахор, 2011 год
1. ЦГИА РУз. ССР Ф.126, оп.1, д.535, 536, 541. ЦГАРФ. Ф.62, о1п., д.445, л. 13, 16. ЦГА РФ. Ф.63, оп.1, д.445, л.12. ЦГВИА СССР. Ф.400, оп.262, д.133, л.35. ЦГА РФ. Ф.62, оп.1, д.227, л. 18.
2. СТАТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ И РУКОПИСИ
3. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1966.
4. Просвещение и наука Таджикской ССР. Статический сборник. Душанбе, 1967.
5. Советский Таджикистан за 60 лет. Душанбе, 1984.
6. Справочник Самаркандской области на (90) год-Самарканд, 1891.
7. Таджикистан за 40 лет. Статический сборник. Душанбе: Статистика, 1964.
8. Цифры и факты великих побед. Сборник материалов в помощ агитатора. Душанбе: Таджикгосиздат, 1964.а) Рукописи
9. Айни С. Кози Шарифджон (Зиё). Дастнавис. Архив С. Айни. Папка №11.
10. Васлии Самарканди. Диван. Рукопись №97, Институт востоковедения и рукописного наследия (далее сокращенно ИВ и РН АН РТ)
11. Гулшании Бухорои. Таърихи хумоюн. Рукопис № 2968. Рукописный фонд ИВ и РН АН РТ.
12. Джурми Мавзун Бадахшони «Маснавии Мавзун» (Поэмы Мавзуна). Рукопись №642. Рукописный фонд ИВ и РН АН РТ.
13. Мирзо Абулмазими Соми. «Дахмаи шохон» (Гробница царей). Рукопись №927/1. Рукописный фонд ИВ и РН АН РТ.
14. Сипандии Самарканди. Диван. Рукопись'№2423. Рукописный фонд ИВиРНАНРТ.
15. Шарифджон Махмуди Садри Зиё. Наводири Зиёия. Рукопись № 983. Рукописный фонд ИВ и РН АН РТ.б) Изданные произведения1. Книги.
16. Абдурауфи Фитрат. Давраи хукмронии амир Олимхон. Душанбе: Палатаи давлатии китобхо, 1991.
17. Абдурауфи Фитрат. Ифодаи махсуса. Петроград: Типография М.А. Максутова, 1915.
18. Абдурауфи Фитрат. Оила ё худ вазифаи хонадори. — Душанбе: Ир-фон, 2007.
19. Абдурауфи Фитрат. Баёноти сайёхи хинди. Душанбе: Ирфон, 2009.
20. Абдурауфи Фитрат. Мунозира. Душанбе, 1997.
21. Абулхайи Муджахарфи. Муфизу-л-анвор ва Девони ашъор. М., 2003.
22. Айни С. Ахтари инкилоб. Душанбе: Ирфон, 1971.
23. Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро. Душанбе: Адиб, 1987.
24. Айни С. Заруриёти диния. Когон: Ширкати Бухорои Шариф, 1914.
25. Айни С. Акнун навбати калам аст. Душанбе: Ирфон, 1978.
26. Айни С. Заминро бояд нафурушед. Самарканд: матбааи Гузоруф, 1917.
27. Айни С. Тахзиб-ус-сибён. Душанбе: Маориф, 1994.
28. Айни С. Таърихи амирони мангитияи Бухоро. //Куллиёт. Душанбе: Ирфон, 1966.
29. Айни С. Таърихи мухтасари халки тоджик. //Куллиёт. Душанбе: Ирфон, 1966.
30. Айни С. Тартил-ул-Куръон. Душанбе: Сйно, 1998.
31. Ализода Сайидризо. Маслаки мо хак аст. Душанбе: Эджод, 2007, 159с.
32. Ахмади Дониш. Наводир -ул- вакоеъ. 4.1. — Душанбе, 1988; 4.2. — Душанбе, 1989.
33. Ахмад Махдум Дониш. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития. Душанбе: Сарват, 1992.
34. Васли. Армугони дустон. Самарканд, 1909.
35. Васли. Тухфатулхубоб.- Ташкент, 1913.
36. Гаспринский И. Мусалмонони Дарурахат.- Петроград, 1915.22.3уфархон Джавхари. Мунтахаботи осор. Душанбе: Сурушан, 2002.
37. Кори Рахматулло Взех. Тухфат-ул-ахбоб фи тазкират ил-асхоб. -Ташкент, 1914.
38. Мачмуми Дарвози. Баргузидаи ашъор. Душанбе: ЭР-граф, 2010.
39. Мирзо Абдулазим Сами. Таърихи салтанати мангития. М., 1962.
40. Мирзо Сироджиддин Хаким. Тухафи ахли Бухоро. Душанбе: Адиб, 1992.
41. Мирзо Кукандбой Абдухоликзода Самарканди. Духтари кухсор. -Самарканд: Зарафшон. 2006.
42. Мухаммадали Ибни Мухаммадсайид Балджувони. Таърихи нофеъи. -Душанбе: Ирфон, 1994.
43. Мухаммад Содикходжа Гулшани. Таърихи хумоюн. Душанбе: Пай-ванд, 2006.
44. Мухаммадхусайн Ходжи. Асархои мунтахаб. Душанбе: Нашрдав-лтодж., 1962.
45. Садри Зиё. Наводири Зиёия. Душанбе: Адиб, 1991.
46. Сайидахмадходжа Сиддики. Миръоти ибрат. Тбилиси, 1913.
47. Сайидахмадходжа Сиддики. Анджумани арвох.- Тбилиси, 1913.
48. Сайидахмадходжа Сиддики. Ганджинаи хикмат. Ташкент, 1914.
49. Сайидахмадходжа Сиддики. Айн-ул-адаб. Ташкент, 1915.
50. Сарвар Мирхайдар. Ашъори мунтахаб. — Душанбе, 1961.
51. Тошходжа Асири. Мунтахаби ашъор. Сталинабад: Нашрдавлтодж., 1960.
52. Тошходжа Асирии Худжанди. Ашъори мунтахаб. Душанбе: Адиб, 1987.
53. Туграл. Гиёхи мехр. Душанбе: Ирфон, 1986.
54. Хондизаги М.Н. Тачаллои ишк. Душанбе: Сорбон, 2003.
55. Хотироти амир Олимхон. Душанбе: Адиб, 1992.
56. Ходжи Хусайн Кангурти. Куллиёт. Душанбе: Ирфон, 1998. 43.Чахор китоб. - Душанбе: Адиб, 1990.14. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯа) Журналы
57. Абдурауф Фитрат. Сайфи Исфанги. //Рохбари дониш. 1928, №1112. - С.13-18.
58. Абдурауф Фитрат. Лугати Хофизи Убахи.//Рохбари дониш. 1928, №6. С.12-57.
59. Абдурауф Фитрат. Масъалаи милли дар Бухоро ва атрофи он. //Рохбари дониш. 1928, №11-12. - С. 13-18.
60. Абдурауф Фитрат. Три документа по аграрному вопросу в Средней Азии. //Фарханг. 2004, №3. - С.7-12.
61. Абдурауф Фитрат. Оила ё худ вазоифи оиладори. //Фарханг. 2002, -№.1-2. - С. 17-27; №9-10. - С.11-13; - 2003. - №1-2. - С.8-12.
62. Аджзи С. Миръоти ибрат. //Садои Шарк. 1989. №1. - С.38-53.
63. Айни С. Тахзиб-ус-сибён. //Илм ва хаёт.-2001, №3. С.30-33; №6. - С. 12-16 ва 37.
64. Айни С. Духтарча ё ки Холида. //Маорифи Тоджикистон. 2006, №1. - С.32-42.
65. Ализода С. Моро ислохи мадорис ва мактаб лозим аст. //Ойна. — 1913, №3, 15 январ.
66. Ю.Бобохонтура Сайид. Мактуб аз Худжанд// Ойна, 1914, №18.
67. И.Васли Самарканди. Газалиёт. //Садои Шарк. 1989. - №10. - С.118-127.
68. Васли. Таърихи рехлати джаноби Мирзо Исмоилбек сохиби джа-ридаи «Тарджумон». //Ойна. - 1914, №52. - С. 1253.
69. Махмуди В. Муаллим Абдукодир Шакури. //Садои Шарк. 1990, №8. - С.3-41.
70. Мехри. Мухтарам шоирларимизча//Ойна. — 1913. №9. — С. 21.
71. Муфти Мухаммад Икром. Икозу-н-наимин ва эълому-л-чохилин// Садои Шарк-2003, № 1-3.-С. 110-125.
72. Мухиддинов А. Мардуми шахр ва атрофи Бухоро тоджиканд ё узбек? //Рохбари дониш. 1928, №8-9. - С. 15-18.
73. Роджи Ф. Исмоилбек хазратлариган. //Ойна. 1914, №49. С. 1165.
74. Садри Зиё. Инкилоби Бухоро (чанд пора аз «Рузнома»). //Гули му-род. 1997, №7-9. - С.27-37.
75. Сарвар М. Таърихи иртихоли Мирзо Исмоилбеки Гаспаринский. // Ойна. — 1914, №6. с.142.б) Газеты
76. Бехбуди М. «Мунозира» хакида. //Туркистан вилояти газетаси. —1911,29 сент.
77. Мехри Шеъру шоири. //Самарканд. — 1913, 13 авг.3. «Мотамзада». Мухтасари тарджумаи ахволи Бехбуди. //Шуълаи ин-килоб. 1920, №35 (5 апрел).
78. Мунзим А. Арзи хол. //Адабиёт ва санъат. 1988, 6 октябр.
79. Мухиддинов А. Тоджикистон чумхурияти хафтуми иттифок мешавад. //Тоджикистони Совета. 1990. - 14 окт.
80. Юсуфзода М. Муджмали дар хусуси забон. // Бухорои шариф. —1912, №9.
81. ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ
82. Абибов А. Таърихи адабиёти тоджик дар Бадахшон. Душанбе: До-ниш, 1971.
83. Абибов А. Мероси адабии шоирони Хисор. — Душанбе, 1974.
84. Абдуллоева М. Фалаки кулоби. Душанбе, 2002.
85. Абдуллоев Ш. Маорифпарвари ва озодфикри. Душанбе, 1974.
86. Авшарова М.П. Русская периодическая Печать в Туркестане (18701917) Ташкент: Госиздат Уз. ССР, 1960.
87. Азизи Ф. Маком и фалак. Душанбе: Адиб, 2009.
88. Азимов А. Очеркхо дар таърихи матбуоти тоджик (солхои 1920-30). -Душанбе: Адиб, 1998.
89. Акрамова С. Аз таърихи фарханги мусикии халки тоджик. Душанбе, 1997.
90. Аминзода С., Марофиев С., Очилов X. Ходжи Юсуф. Душанбе: Ирфон, 1973.
91. Аслонов Р. Мировоззрение Сайд АхмаДа Сиддики. Ташкаент, 1962.
92. Атовуллоев С. Саидризо Ализода.- Душанбе: Ирфон, 1976.
93. Афсахзод, Каххоров К. Хат ва пайдоиши он. Душанбе: Маориф, 1979.
94. Бабаханов М.Б. Из истории периодической печати Туркестана. -Душанбе: Дониш, 1987.
95. Н.Бабаханов М. Предпосылки революционного союза трудящихся Туркестанского края с российским пролетариатом. Душанбе: Ирфон, 1975.
96. Барзиев В.М. Таджикистан. М.- JL: 1939
97. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Соч. Т.2, -2.1, -М., 1963.
98. Бартольд В.В. История Туркестана. — Ташкент, 1922.
99. Бартольд В.В. Исторический очерк: Таджикистан. Сб. статей. — Ташкент, 1925.
100. Белинская H.A. Декоративное искусство горного Таджикистана. — Душанбе, 1965.
101. Беляев В.М Очерки по истории музыки народов СССР — М., 1962.
102. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924). -М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
103. Бобринский A.A. Орнамент горных таджиков Дарваза. М., 1900.
104. Бобровников H.A. Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии СПб., 1913.
105. Боголюбов A.A. Ковровые изделия Средней Азии. СПб., 1909.
106. Бокиев О. Б. Освещение истории таджиков и Таджикистана в трудах русских дореволюционных исследователей. Душанбе: Дониш, 1991.
107. Брагинский И.С. Садриддин Айни. Сталинабад, 1948.
108. Брагинский И.С. Из истории таджикского-персидской литературы. -М., 1972.
109. Брагинский И.С. Хаёт ва эджодиёти С. Айни. Душанбе, 1968.
110. Бриксин А. Страна таджиков. М. JL, Госиздател-во, 1930.
111. Бурдюков Н. Гончарные изделия Средней Азии. СПб., 1904.
112. Ваймарг Б.В. Исскуство Средней Азии. М.- Л., 1940.
113. Валиев А.К. Формирование и развитие советской национальной интеллигенции Средней Азии. Ташкент: Фан, 1996.
114. Варейкис И., Зеленский И. А. Национально-государственное размежевание Средней Азии Ташкент, 1924.
115. Варыгин М.А. Описания Кулябского бекство. ИРГИ. Т.52. Вып. 10, СПб., 1916.
116. Васильев П.А. Некоторые сведения о народном образовании в Ход-женте и Ура-Тюбе в 1810-1917 гг. ив первые годы после Октября // Сообщения ТФ АН СССР. Сталинабад, 1948. - Вып. 9. - С. 26-29.
117. Вахидов X. Просветительская идеология в Туркестане. Ташкент, 1979.
118. Вахидов Ш., Чориев 3. Садри Зияя и его библиотека: из истории книги и книжной культуры в Бухаре в начале XX века. Книга 1. — Ташкент, 2007.
119. Великий Октябрь в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе: Ирфон, 1987.
120. Вишневский А. Хакикат ва адолат. //Дарси хештаншиноси. Душанбе: Ирфон, 1991.
121. Воронина В.Л. Народная архитектура Северного Таджикистана. -М., 1959.
122. Гаврилов М. Рисоля сартовских ремесленников. Исследование преданий мусульманских цехов. Ташкент, 1912.
123. Ганджи парешон. Душанбе, 1984.
124. Ганджи Зарафшон. Душанбе, 1991.
125. Гафаров Н. Общественно политическая деятельность Махмудход-жи Бехбуди. - Душанбе: Сино, 1997.
126. Гафаров Н. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате. — Худжанд: Вароруд, 2000.
127. Гафаров Н. По страницам газеты «Бухорои шариф». — Худжанд: Вароруд, 1999.
128. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. М., - Т.1. 1949.
129. Гафуров Б.Г. Таърихи мухтасари халки тоджик. 4.1. Сталинабад, 1947.
130. Гафуров Б. Прохоров H.A. Падение Бухарского эмирата. — Сталина-бад, 1940.
131. Гафуров Б.Г. Таджики, М., 1972.
132. Гейер И.И. Путеводитель по Туркестану. — Ташкент, 1901.
133. Генис В. С Бухарой надо кончать.// К истории бутафорских революций. Документальная хроника. — М.: МНТИ, 2001.
134. Губаревич Радобильский А. Экономический очерк Бухары и Туниса. Опыт сравнительного исследования двух систем протекторатства. - СПб., 1905.
135. Гулмуродзода П. Адиби маорифпарвар ва публициста оташинсу-хан.// Маслаки мо хак аст. Душанбе: Эчод, 2007.
136. Гулмуродзода П. Ибрати ахли хунар.// Оила ё худ вазифаи хонадо-ри. Душанбе: Ирфон, 2007.
137. Гулмуродзода П. Муроди у танхо насихат набуд. // Баёноти сайёхи хинди. Душанбе: Ирфон, 2009.
138. Гулмуродзода П. Биё, биншину бишнав рози точик. Душанбе: Эд-жод, 2007.
139. Гулшани адаб. Душанбе: Ирфон, 1980. 4.5. - 461с.
140. Гоибов М. Аз таърихи рушангарони Точикистон ва Афгонистон. -Душанбе: Ирфон, 1989.
141. Гоибов Г. Таърихи Хатлон аз огоз то имруз. Душанбе: Дониш, 2006.
142. Горифи O.K. Аморати Бухоро: тахти вожгун ё истилои болшевики. -Душанбе: Бунёди забони форсии тоджики, 1999.
143. Джашнномаи Айни. -Душанбе, 2002.
144. Директивы командования фронтов Красной Армии. Сборник документов. Т.З.-М.; 1976.
145. Додхудоева JI. Графика и скульптура Таджикистана XX века. Душанбе, 2006.
146. Донишмандон ва сухансароёни Худжанд. //Худжанд. — 2003.
147. Дубовицкий В.В. Деятельность Туркестанского отдела Русского географического Общества по изучению территории Таджикистана (1897- 1917) гг. Душанбе, 2006.
148. Душанбе. Энциклопедия. Душанбе: Гл. науч. ред. Тадж. нац. энц., 2004.68. Ёрмухаммадов А. Роли матбуоти болшевики дар тайёри ва галабаи революцияи халки Бухоро. Душанбе, 1985.
149. Жузе П. Мусульманская печать в России. СПб., 1911.
150. Зехниева Ф. Сурудхои маросимии туйи точикон. — Душанбе, 1978.
151. Зубков Н. Ленский А. Мусикии точикон. — Ташкент- Сталинабад, 1941.
152. Ибни Курбон. Фавохиш ва рахоиш; Душанбе, ЭрГраф, 2003.
153. Илютко Ф. Басмачество в Лакае. -М.-Л., 1929.
154. Имомов Ш.З. К вопросу о роли национально-территориального раздела Средней Азии 1924 года в исторической судьбе таджиков Ма-вераннахра // Сборник научных работ налогово-правового института. Выпуск 2. Душанбе, 2000, - С. 40-47.
155. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане. Сб. док. Т.2 - Алма-Ата, 1964.
156. Ионова В.М. Политическая работа в массах во время борьбы с басмачеством в 1920-1923гг. Уч. Записки ГПИК. Вып. 9, 1960.
157. Искандаров Б. Бухара (1918-1920гг.) — Душанбе: Дониш, 1970.
158. Искандаров Б.И., Масов P.M. Россия и Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 1984.
159. Искандаров Р.И. Ликвидация неграмотности в Таджикистане. Душанбе, 1969.
160. История коммунистическых организации Средней Азии. Ташкент: Узбекистан, 1967.
161. История Горно-Бадахшанской Автономной области. Ч.1.- Душанбе: Пайванд, 2005.
162. История и культура Куляба (прошлое и настоящее). — Душанбе, 1988.
163. История таджикского народа. Т.2. кн.2. — М: Наука, 1964.
164. История таджикского народа. Т. 5. Новейшая история (1917-1941)гг.- Душанбе, 2005.
165. История Ленинабада. Душанбе: Ирфон, 1986.
166. История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977гг.) -Душанбе: Дониш, 1983. Т.2.
167. Ишанов А.И. Бухарская Народная Советская Республика. Ташкент: Узбекистан, 1969.
168. Кадыров А. Культурная жизнь трудящихся северного Таджикистана накануне революции. // Из истории культурного строительства в Таджикистане, Душанбе, 1973, - С. 72-87.
169. Кадыров А. Первые шаги советской школы в Северном Таджикистане (1917-1924гг.) //Из истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе: ТГУ, 1970. - С.29-52.
170. Кадыров С. К истории книгоиздания таджикского народа. Кн. 1.2.- Душанбе: Ирфон, 2000.
171. Камолов X. История мазаров Северного'Таджикистана. — Душанбе, 2005.
172. Каримов Т. Точикистон дар давраи революцияи солхои 1905- 1907.- Душанбе: Ирфон. 1994.
173. Кароматов Ф. Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. — М., 1978.
174. Кары Ниязов. Очерки истории культуры советского Узбекистана. -М.: 1955.
175. Кауфман A.A. К вопросу о русской колонизации Туркестанского края.-СПб., 1903.
176. Каширина Т.В. У истоков. Душанбе: Ирфон, 1990.
177. Келдиев И. Фарджоми худшиноси. //Садои Шарк. 1989. - №7. С. 101.
178. Кисляков H.A. Ишан феодал Восточной Бухары. //Труды Таджи-кистанской АН СССР. - 1940. - Т.9- С. 3- 27.
179. Кисляков H.A. Очерки по истории Каратегина. К истории Таджикистана. Сталинабад-Ленинград, 1941.
180. Кочарев В.П. Из истории организации и развитии народного образования в дореволюционном Узбекистане (1865-1917). Ташкент: 1966.- 124с.
181. Кочаров В.Т. Из истории народного образования в Туркестанском крае. Ташкент, 1959. - 79 с.
182. Кривошейн A.B. Записка к докладу. СПб., 1913.
183. ЮЗ.Кривошейн A.B. Записки главнокомандующего землеустройствоми земледелием о поездке в Туркестансий край. Приложение к все-подкнейшему докладу. — СПб., 1912.
184. Кузнецов П.Е. О таджиках Какандского уезда. ИТОРГО. 1916. Т. 16. Вып. 2.-С. 340-373.
185. Кулоб. Энциклопедия. Душанбе: Энциклопедияи миллии тоджик, 2006.
186. Кушматов А. Вакф. Душанбе: Ирфон, 1990.
187. Ю7.Кушматов А. Таджикское крестьянство в конце XIX и начале XX века. Душанбе: Ирфон. 1994.
188. Лапкин Б. Повесть о стране Памир. -М., 1931.
189. Латифи О., Рабиев А. Рузгори сохибдилон. Душанбе: Ирфон, 1985.
190. Липский В.И. Горная Бухара. Т. 1-3. СПб., 1902-1903.
191. Логофет Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. Т. 1. -СПб, 1911.
192. Логофет Д.Н. Очерки Бухары. СПб., 1909.
193. Логофет Д.Н. Страна бесправия. СПб. 1906.
194. Лукницкий П. Таджикистан. М., 1957.
195. Лунин Б.В. Научные общества Туркестана и их прогрессивная деятельность (конец ХЕК начало ХХвв.) - Ташкент, 1962.
196. Лыкошин И.С. Полжизни в Туркестане (очерки быта туземного населения). Вып. 1-й.-СПб, 1915.
197. Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре конец в XIX начала XX вв. - Душанбе-Алма-Ата, 1967.
198. Макашов А. Куйбышев дар Осиёи Миёна. Душанбе: Ирфон, 1972.
199. Маниёзов А. Публицистика ва назми устод С.Айни. Сталинабад: Нашрдавлтодж., 1958.
200. Мамаджанова С., Мукимов Р. Энциклопедия памятников средневекового зодчества Таджикистана. Душанбе, 1993.
201. Манковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии. (XIX XX вв). - Ташкент, 1980.
202. Масальский В.А. Туркестанский край России. СПб., 1913.
203. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе: Ирфон, 1991. - 189с.
204. Масов Р. Таджики: история с грифом «Совершенно секретно». -Душанбе: Дафтари нашри ниёгон, 1995. -200с.
205. Масов Р. Фарёди курбониён. //Хакикати таърих. Душанбе: Ирфон, 1990.
206. Масов Р. Таджики: история национальной трагедии Душанбе, Ирфон, 2008.
207. Масов Р., Султонов Ш. Джонбохтаи адолат ва армони халк. //Дарси хештаншиноси. Душанбе: Ирфон, 1991. 4.2. - С.69-81.
208. Масов Р. Актуальные проблемы историографии и истории таджикского народа. Душанбе: Пайванд, 2005.
209. Масов P.M. Становление и развитие таджикской нации. — Душанбе, 1999.
210. Материалы по истории городов Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1981.
211. Материалы по истории и культуры Таджикистана. — Душанбе: Дониш, 1981.
212. Махмадаминов А. Адабиётшиноси ва худогохии милли. Душанбе: Сино, 1998.
213. Махмадаминов А. Ислом — нурбахши адабиёт ва фарханг. Душанбе: Сино, 2004.
214. Махмадаминов А. Айнишиноси ва замони хозира. Душанбе: Эд-жод, 2006.
215. Мирбобоев А.К. Историческое наследие Худжанда. Душанбе: Ирфон, 1995.
216. Мирбобоев А. Из истории медресе Ходжента. //Материалы по археологии и истории Таджикистана. Душанбе, 1977.
217. Мирзозода X. Материалхо аз таърихи адабиёти тоджик. Душанбе: Нашриёти давлатии адабиёти таълими-педагогии Вазорати маорифи РСС Тоджикистон, 1962.
218. Мирзозода X. Материалхо аз таърихи адабиёти тоджик (асрхои XVI-XIX ибтидои асри XX) Сталинабад: 1950.
219. Мирзозода X. Мулохизахо дар бораи адабиёт. Душанбе: На-шрдавлтодж, 1963. - С.
220. Мирзозода X. Афкори рангин. Душанбе: Ирфон, 1968.
221. Мирзозода X. Айни ва муносибати у бо маорифпарварони ибтидои асри XX. //Образ ва махорат. Душанбе: Инст. давлат. педагог, ш.Душанбе, 1979. - С.3-31.
222. Миронов С. Музыка таджиков. — Сталинабад, 1932.
223. Муродов А. Из истории каллиграфии Средней Азии. — Ташкент, 1971.
224. Морозов В. Горно-Бадахшанский вилайет. Бюллетень ЦСУ Узб. ССР. 1927.-№16.
225. Муродов М. Аз замон то замон.- Душанбе: Шуджоиён, 2010.
226. Мухаметшин P.M. Джадидизм в Среднем Поволжье: распространение и формы проявления — Казан, 2003.
227. Мухторов А. История Ура Тюбе. (XVI начало XX вв.) — Душанбе: Дониш, 1996.
228. Мухторов А. Мероси ниёгон. Душанбе, 1999.
229. Мухторов А. Дилшоди Барно ва мероси адабии у. Душанбе, 1970.
230. Мухторов А. Каллиграф Мирхусейн. Душанбе, 1994.
231. Мухторов А. Хисор. Душанбе: Амри илм, 1999.
232. Набави А. Нахустин рузномаи тоджики'ва фарханги рузноманиго-ри. Душанбе: Эджод, 2007.
233. Набиева Р. Культура таджикского народа во второй половине XIX в. //История Таджикской ССР. Душанбе: Маориф, 1983.
234. Набиева Р., ЗикриёевФ., Зикрёева М. Тоджикистон дар асри XX ва ибтидои асри XXI. — Душанбе: Матбуот, 2008.
235. Набиева Р. Таърихи халки тоджик дар асри XX ва авали асри XXI. Душанбе, 2009.
236. Набиева Р. Женщини Таджикистана в борьбе за социализм.- Душанбе: Ирфон, 1973.
237. Набиева Р., Гафаров Н. Рочеъ ба матбуоти джадидия.// Душанбе: дируз ва имруз. — Душанбе , 1994. С. 34-35.
238. Наливкин П.В. Положение вакуфного дела в Туркестанском крае до и после его завоевания. //Ежегодник Ферганской области. Новый Маргелан, 1904. Т. 4.
239. Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь — Ташкент, 1913.
240. Наливкин В.П. Что делает среднеазиатская мусульманская школа в образовательном и воспитательном отношении // Туркестанский литературный сборник в пользу прокаженных. — Сбп, 1900.
241. Наука в Таджикистане. Сталинабад: 1945.
242. Нечаев A.A. Горная Бухара. СПб., 1914.
243. Ниалло А. По горным тропам. — Москва-Ташкент, 1923.
244. Низомов А. Таърих ва назарияи «Шашмаком» Душанбе, 2006.
245. Низомов А. Мусики ва хаёт. — Душанбе, 1986.
246. Нуралиев А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмурод У. Журнали-стикаи советии тоджик. Душанбе: Ирфон, 1989.
247. Нурджанов Н. Таджикский народный театр. — М., 1956.
248. Нурджанов Н. Таджикский театр. — М., 1968.t
249. Нурджанов Н.Х. История таджикского советского театра. Ду- . шанбе: Дониш, 1967.
250. Нурджонов Н. Драмаи халки тоджик. Душанбе: Дониш, 1985.
251. Нурджанов Н. X., Кароматов Ф. Музыкальное искусство Памира. — М., 1978.
252. Нурджанов Н.Х., Кароматов Ф. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Душанбе, 1974.
253. Обзор Самаркандской области за 1908г. Самарканд, 1910.
254. Обзор Самаркандской области в 1909г. Самарканд, 1912.
255. Обидов И. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967гг.) Душанбе: Ирфон, 1968.
256. Окилов Э.Н. Направления и этапы развития таджикской каллиграфии. Душанбе, 1992.
257. Орифи М. Аз таърихи афкори педагогии халки тоджик. Душанбе: 1962.
258. Отчёт директора департамента о поездке в Туркестанский край. СПб., 1900.
259. Очерки истории и теории культуры таджикского народа — Душанбе, 2009.
260. Очерки истории и теории культуры таджикского народа — Душанбе, 2001.
261. Очерки таърихи адабиёти советии тоджик. Сталинабад: Нашрдав-лтодж, 1956.
262. Павловский E.H. О народном образовании в Таджикистане и прилежащих областях в дореволюционное время // Наука в Таджикистане. Труды Тадж. Филиала АН СССР. Сталинабад, 1945. - Т. 21. - С. 95-98.
263. Пален К.К. Материалы к характеристике народного хозяйства Туркестана. Т.1. СПб., 1912.
264. Панков А. Население Таджикистана. //Таджикистан Ташкент, 1925.л
265. Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. — М., 1975.
266. Пирумшоев X. Русские дореволюционные исследователи о городах Восточной Бухары конца XIX начала ХХвв. Душанбе: Дониш, 1992.
267. Пирумшоев X. Таджикистан в трудах дореволюционных русских исседователей. Душанбе, Дониш, 1990.
268. Положение об управлении Туркестанским краем. Ташкент., 1916.
269. Пулодов Т. Гузашта ва ояндаи маорифи халк дар Тоджикистон. — Сталинабад., 1960.
270. Раджабзода А. Аз нур то ситои Акашариф. Душанбе: Ирфон,2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.