История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Голамреза Джавади
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Голамреза Джавади
Введение.
Глава I. Древнейшие государственные образования на территории Ирана и Средней Азии (вторая половина II тыс. до н.э.).
Глава II. Государственное управление в Мидии и империи Ахеменидов
IX-IV вв. до н.э.).
Глава III. Институты государственного управления в Иране и Средней Азии при Александре Македонском и Селевкидах (IV-III вв. до н.э.).
Глава IV. Государственный строй Греко-Бактрии, Парфии и Кушанской империи (III в. до н.э. - V в.н.э.).
Глава V. Формы управления в Сасанидском, Эфталитском и Согдийском государствах (III в. до н.э. - VIII в.н.э.).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Зороастризм в Ахеменидском Иране: проблемы и особенности распространения религиозного учения2003 год, кандидат исторических наук Мельников, Максим Вячеславович
История изучения зороастризма в российско-советской историографии: Вторая половина XIX века-начало 1990-х годов2005 год, кандидат исторических наук Нугаев, Магомедали Абдулмаджидович
Греко-бактрийское царство: Проблемы истории и культуры2003 год, кандидат исторических наук Попов, Артем Анатольевич
Иранское холодное оружие IX-XIX вв.2008 год, кандидат исторических наук Малоземова, Елена Игоревна
Правовая система зороастризма2004 год, доктор юридических наук Халиков, Абдурахим Гафорович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности»
Актуальность темы.
Государственный строй и формы управления всегда имели большое значение для человеческого общества. От того насколько они развиты и совершенны, во многом зависит благополучие и прогресс общества. Управление является внутренним свойством общества. Поэтому человек, уже на заре своей истории, создал простейшие формы управления, которые постепенно развивались и совершенствовались. Но прошло много времени, прежде чем в III тыс. до н.э. в Месопотамии были созданы первые государства. В дальнейшем государства были созданы и другими народами мира.
Государство - это политическая организация, публичная власть, обладающая специальным аппаратом, посредством которого оно управляет обществом и регулирует общественные отношения. К этим органам относятся армия, полиция и отраслевые ведомства. Формы управления бывают разными и зависят от общественного строя (см. Политический словарь, 1958, с. 136-137; Философский словарь, 1972, с.92-93). Создание государств было важным, качественно новым этапом и большим достижением в истории человечества. Государственное управление является высшей формой организации общества и поэтому заслуживает пристального внимания и всестороннего изучения.
В создании древнейших государств и в совершенствовании органов их управления свой посильный вклад внесли многие народы мира, в том числе ираноязычные народы, издревле населявшие территорию Ирана, Средней Азии и некоторых других регионов. Простейшие формы государственных образований появились у них в глубокой древности - во второй половине II тыс. до н.э., о чем имеются косвенные свидетельства в Авесте и археологическом материале. А в VIII в. до н.э. они создали свое первое крупное государство - Мидию. В VI в. до н.э. ираноязычные народы создали самую крупную в древности мировую империю. Это была империя
Ахеменидов. Впервые в мировой истории Ахемениды объединили в соста3 ве одного государства более 20 стран и 70 народов. Даже по современным меркам это было уникальным явлением. При создании своего государства Ахемениды не только опирались на свои исторические традиции, но широко использовали и творчески развили опыт и достижения соседних стран. В результате им удалось создать высокоразвитую и эффективную систему управления. На протяжении более 200 лет они успешно управляли своей империей и создали благоприятные условия жизни своим поданным. Они всемерно способствовали международной торговле и культурному обмену. Они создали высокоразвитую и самобытную культуру. В государстве Ахе-менидов были сконцентрированы многовековые поиски и достижения иранских народов в области государственного управления. Созданный Ахеменидами государственный строй сохранился на многие века и получил дальнейшее развитие в появившихся впоследствии на территории Ирана и Средней Азии государствах.
Весомый вклад в развитие государственного управления внесли и другие древнеиранские династии, особенно Сасаниды. Они создали крупное централизованное государство с высокоразвитой системой управления. Сасаниды развили и значительно совершенствовали государственный строй, унаследованный от Ахеменидов. Достижения Ахеменидов, Сасанидов и других ираноязычных народов в области государственного управления были заимствованы многими соседними странами - Вавилоном, Сирией, Финикией, Египтом, странами Малой Азии, а также Македонией, Грецией, Римом и Индией. Через Арабский халифат сасанидская государственная система была воспринята другими мусульманскими государствами — Сама-нидами, Бундами, Газневидами и другими. Таким образом, изучение истории развития государственного управления древних ираноязычных народов имеет большое значение для истории многих стран и народов Востока и Запада. Не меньшего внимания заслуживает опыт Ахеменидов творчески синтезировавших национальные и зарубежные системы государственного управления. В результате они создали качественно новый, высокоразвитый государственный строй.
Детальное и всестороннее изучение данной темы, безусловно, намного продвинет вперед историческую науку и обогатит ее новыми фактами, концепциями и выводами.
Степень изученности темы.
Исследуемая тема изучена в разной степени - некоторые периоды сравнительно хорошо, другие изучены мало или совсем не исследованы. Наиболее изученными являются ахеменидский, селевкидский и сасанидский периоды. Имеются монографии, посвященные этим государствам. К ним относятся работы И.М. Дьяконова «История Мидии» (М., 1956), М.А. Дан-дамаева и В.Г. Луконина «Культура и экономика древнего Ирана» (М., 1980); Э. Бикермана «Государство Селевкидов» (М., 1985); А.Е. Кристенсе-на «Иран в эпоху Сасанидов» (Тегеран, 1979), X. Пирниё «История древнего Ирана» (Тегеран, 1983), Т. Олмстид «История Ахеменидской империи» (Тегеран, 1993). В этих работах, наряду с историей, культурой и экономикой, рассматривается также государственный строй и система управления в названных государствах. Сведения, приведенные в монографии Э. Бикермана весьма ценны и интересны, но относятся в основном к западной части Селевкидского государства, т.е. к Месопотамии и Сирии, а сведения об Иране и Средней Азии очень скудны.
Единственной монографической работой, в которой последовательно и взаимосвязано рассматривается политический строй и система управления всех древнеиранских государств от Элама (III тыс. до н.э.) и до Сасанидов (III - VII вв. н.э.) является труд автора этих строк под названием «Государственное управление в древнем Иране» (Тегеран, 2001).
Данная тема кратко рассмотрена в таких обобщающих трудах, как «История таджикского народа» (т.1, М., 1964); «История Ирана» (М., 1977); «Таджики» Б.Г. Гафурова (М., 1972); «История древнего Востока» В.И. Ав-диева (М., 1970) и в некоторых других работах. Имеются монографии, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. К ним относится монография А.Г. Периханяна «Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды» (М., 1983). Она посвящена в основном сасанидскому праву, а парфянское 5 право освещено весьма скудно ввиду отсутствия соответствующего материала. Краткие упоминания данной темы имеются и в других публикациях.
Таким образом, к настоящему времени сравнительно лучше изучены государственный строй Ахеменидов, Селевкидов (в основном западной части их государства) и Сасанидов. Относительно Ахеменидов и Сасанидов в публикациях часто встречаются противоречивые и взаимоисключающие суждения и выводы. Причина заключается в том, что исследователи не всегда учитывали изменения, которые происходили в процессе правления одной и той же династии, в терминологии, титулатуре и т.д.
Сравнительно слабо изучен государственный строй Авестийского периода, (приблизительно вторая половина П-го тыс. до н.э.,) Мидии, Парфии, Кушан, Эфталитов и Согда. Краткий анализ административных терминов встречающихся в Авесте даны в «Истории таджикского народа» (т.1, 1964; т.1, 1998), в работе Б.Г. Гафурова «Таджики» и в некоторых других публикациях. Малоизученность государственного строя остальных, вышеперечисленных династий, в основном, связана со скудностью сведений в источниках по данному вопросу. Имеются лишь косвенные, лаконичные сведения - титулы, административные термины и другие подобные им данные, разбросанные по разным источникам.
Цель и задачи исследования.
Целью нашего исследования является последовательное и детальное рассмотрение процесса развития государственного строя и системы управления народов Ирана и Средней Азии в древнем периоде. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить истоки формирования государственного управления у древнеиранских народов;
2. Выявить и дать характеристику древнейшим государственным образованиям этих народов;
3. Определить и дать детальную характеристику времени возникновения крупных централизованных государств;
4. Определить историческую базу формирования централизованных государств, установить роль национальных традиций и заимствования передового опыта соседних народов в этом процессе;
5. Показать характер, особенности и уровень развития аппарата государственного управления в древнеиранских государствах;
6. Показать динамику развития государственного строя во всех древне-иранских государствах, установить преемственность традиций и новаторские тенденции.
Источниковедческая база исследования.
При написании настоящего исследования использован широкий круг разнообразных источников. По характеру эти источники можно разделить на следующие группы:
1. Письменные источники.
A. Сочинения: Авеста; сочинения греческих, римских, византийских, армянских авторов (Геродот, Страбон, Юстин, Квинт Курций, Помпей Трог, Егише Вардапет и др.); пехлевийские сочинения (Денкарт, Ёдгори Зариран); сочинения мусульманских авторов (Табари, Балъами, Фир-давси, Наршахи и др.).
Б. Наскальные надписи ахеменидских и сасанидских царей - Дария I на Бехистунской скале, надпись Шапура I на «Каабе Зардушта», надпись Нарсе на Пайкули и др.
B. Надписи на каменных плитках: надписи из Персеполя и Суз ахеме-нидского периода; надписи из селения Рабатак и из Сурхкоталя в Северном Афганистане кушанского времени.
Г. Документы, написанные на пергаменте, бумаге, дереве, черепках (аккадские, вавилонские, бактрийские, согдийские, парфянские). Они разного характера - юридические, хозяйственные, купчие, финансовые и др.
2. Археологические сведения.
3. Нумизматические данные.
4. Труды современных ученых.
Перечисленные источники содержат разнообразные и пенные сведения, позволяющие раскры ть разные аспекты исследуемой темы. В них имеются сведения о высших должностных лицах государства, о сословиях, титулах, писцах, канцеляриях, ведомствах, налогах, административных единицах и т.д.
Научная новизна.
Впервые создано единое, цельное исследование, содержащее историю развития государственного строя и системы управления всех древних государств, существовавших на территории Ирана и Средней Азии. К этим государствам относятся: государственные образования авестийского периода династия Кайянидов, Мидия, Ахеменидская империя, государства Александра Македонского, Селевкидов, Парфян, Греко-Бактрии, Кушан, Эфталитов, Согда. Развитие системы управления и строя этих государств рассмотрено последовательно и во взаимосвязи как единый исторический процесс, которому присущи свои особенности и закономерности.
Более подробно проанализированы сведения, касающиеся государства -пото строя стран авестийского периода. Несмотря на отсутствие точной даты создания Авесты, содержащиеся в древнейшей ее части, в Гатах сведения о государственном управлении представляют большой научный интерес, так как истоки государственности всех древних ираноязычных народов восходя г именно к этому времени. В это время формировались политические, административные, социальные и другие институты, понятия и термины, которые сохранились и получили дальнейшее развитие в последующих государствах ирапоязычиых народов.
Государственный строй Мидии, Парфии и Греко-Бактрии тоже рассмотрен более детально, с привлечением документальных фактов, которые рапсе не использовались в этом аспекте. К этим фактам относятся административные и социальные термины, титулы и другие данные.
Впервые в исторической науке специальные исследования посвящены государственному управлению Кушан (II в. до н.э. - V в. н.э.), а также Эфталитов (V VI вв н.э.) и Согда (VII - VIII вв. н.э.). Подробных сведений и системе управления этих государств нет. Тем не менее, детальный анализ 8 имеющихся в источниках отрывочных и разрозненных сведений позволяет выявить, в какой-то степени, характер и свойства их государственного строя. Особо важное значение для кушанского периода имеет новая бактрийская надпись на каменной плите, обнаруженная в 1993 году в селении Рабатак Багламского района Северного Афганистана. В надииси содержатся административные и социальные термины, титулы и другие сведения, позволяющие определить новые, ранее неизвестные свойства государственного строя кушан. Рабагакская надпись до сих пор не была использована в этом аспекте.
Для Эфталитского государства тоже мы располагаем новыми, рапсе неизвестными бактрийскими документами. Это более 70 документов IV - VII вв. н.:з., обнаруженных в Северном Афганистане. Они принадлежали архиву канцелярии правителя владения Роб (Симс-Вильямс, 1997, с.3-10).
Для Согда (VII - VIII вв. н.э.), наряду с другими источникам, впервые для разработки исследуемой темы использованы известные согдийские документы из архива Пенджикснтекого царя Деваштича. Эти документы были обнаружены в 1933 году в замке Муг в Айнинском районе Таджикис тана.
Упомянутые бактрийские и согдийские документы содержат разнообразные сведения, которые можно использовать для характеристики юсудар-ственного управления Эфталитов и Согда. <
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов2013 год, кандидат исторических наук Омид Шива
Кабул в исторических источниках2002 год, кандидат исторических наук Муроди Сохибназар
Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов2009 год, кандидат педагогических наук Джалолова, Зухро Абдусаломовна
Зороастризм в религиозном синкретизме средневекового Дагестана1998 год, доктор философских наук Курбанов, Гарун Магомедович
Иранистика и таджиковедение в немецкоязычной историографии: ХV -нач. ХХI вв.2010 год, доктор исторических наук Вохидова, Санавбар
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Голамреза Джавади
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление древнеиранских народов формировался на протяжении многих веков. Простейшие формы государственных объединений появились иа территории Ирана и Средней Азии в глубокой древности. Общество Авссты уже знало государство в начальных ее формах. По мере разви тия общества появились крупные высокоорганизованные государства с развитым аппаратом управления. Эти государства появились на базе древней и достаточно высокоразвитой оседло-земледельческой культуры иранских пародов и творческого использования опыта и достижений соседних стран. Появление древних государств диктовалось самим ходом исторического развития про-ipecc в обществе требовал новых, более развитых форм управления.
Развитие государственного строя древнеиранских народов можно разделить иа пять больших этапов:
1. Авестийский (вторая половина II тыс. до н.э. - нач. I тыс. до н.э.).
2. Мидийско-Ахеменидский (VIII - IV вв. до н.э.).
3. Греко-македонский (IV - II вв. до н.э.).
4. Парфянский, греко-бактрийский и кушанский (III в. до н.э. V в. н.э.).
5. Сасанидский (III - VII вв. н.э).
На первом, авестийском этапе (вторая половина II тыс. до н.э.), появляются небольшие владения (царства) во главе с правителем и небольшим аппаратом управления. Затем появляются политические объединения этих небольших царств с гегемонией одного, наиболее сильного владения.
На втором этапе (VIII - IV вв. до н.э.) появляются крупные, централизованные государства, объединившие большую часть или почти все страны ираноязычных народов. К этим государствам относятся Мидия и Ахсмснидскам империя. Ахемениды впервые в истории человечества создали мировую державу, которая объединила более 20 стран и 70 народов. При создании органов государственной власти и аппарата административного управления, Ахемениды опирались не только на свои национальные традиции, но широко использовали
169 достижения соседних народов в этой области. Им удалось создать достаточно эффективную систему управления и успешно управлять всеми подвластными им странами и народами. Государственный строй Ахеменидов был высокоразвитым и строго централизованным. Он был эталоном и сохранился при всех последующих государствах, появившихся на территории Ирана и Средней Азии в древности. Сохранение ахеменидской государственной системы, конечно, пс означал, что никакие изменения не происходили. По мере развития социально-экономических отношений и политической культуры, эту систему совершенствовали, видоизменяли, дополняли новыми элементами. Опыт Ахеменидов широко использовали многие соседние и более отдаленные народы и даже такие высокоразвитые древние страны, как Греция и Рим. История Ахеменидов показывает, что межнациональные и межгосударственные связи и сотрудничества всегда способствовали прогрессивному развитию человечества.
Во время господства греко-македонян, в Иране и Средней Азии (IV - II т. до н.э.), никакие существенные изменения в государственном строе пс произошли. Греки пс обладали опытом управления крупными государствами, включавшими в свой сосгав много стран и народов. Поэтому они сохранили существовавший здесь при Ахеменидах государственный строй, который был достаточно высокоразвитым и функционировал налажено и эффективно. Греки, конечно, ввели некоторые новшества в государственном строе, но они были частными и пс затрагивали его основ. В то же время культурное влияние греков па иранские пароды было достаточно сильным и сохранилось на многие столетия.
Парфянский, греко-бактрийский и кушанский этапы (III в. до н.э. - V в. н.э.) характеризуются продолжением традиций государственного управления, формировавшихся при Ахеменидах и продолжавшихся во время владычества греко-македонян. Однако в отличие от ахеменидского периода, государства этого этапа не имели строго централизованный характер. Система управления пс была унифицирована, существовали некоторые местные особенности в системе управления областями. Новшества и государственная терминология, введенная греками, сохранились, но появились тенденции их замены местными формами управления и терминологией.
170
Чрезвычайно важным был этап, связанный с возникновением и функционированием Сасанидского государства (III - VII вв. н.э.). Сасанидскос государство, как и Ахеменидское, было строго централизованным. Существовала строгая иерархия должностей. В это время совершенствуется государственный строй, создаются новые органы управления (министерства). Если в прежних системах высшие должности были многофункциональными, т.е. одно должностное лицо выполняло несколько функций, то теперь для каждой отрасли было создано отдельное министерство. Происходит дальнейшее развитие социальных отношений, деление общества на сословия приобретает отчетливый характер. Однако сословный строй, при его абсолютизации, становился тормозом для дальнейшего развития, так как не позволял использовать весь интеллектуальный потенциал общества и усиливал социальные противоречия.
Созданная Сасанидами система государственного управления была широко использована в первой мусульманской империи - Арабском халифате и во всех последующих мусульманских государствах, появившихся на территории Hpai ш и Средней Азии.
Большую роль в государственном управлении древнеиранских народов играла армия и сословие воинов. Армия была основной опорой государства. Главнокомандующий войском занимал высокое положение при царском дворе и играл большую роль в управлении государством. Однако вопреки мнению некоторых ученых (Дандамаев, Луконин, 1980, с. 109) ни ахсмснидская, ни другие дрсвпсиранские государства не были «военно-административными объединениями». Глава войск и военного ведомства полностью подчинялся парю и не предпринимал никакие действия без его приказа и распоряжения. Цари всегда следили за тем, чтобы сохранялся соответствующий баланс между политической и военной властью. В тех случаях, когда происходил чрезмерный рост влияния и авторитета военачальников, цари предпринимали необходимые меры для его ограничения. Для этого в большинстве случаев (например, при Ахеменидах и при Сасанидах в правлении Хосрова I) упразднялась должность главнокомандующего войском и создавались несколько военных округов, воепачальпики которых подчинялись непосредственно царю и выполняли его распоряжения. Во время крупных военных походов армией командовал сам парь.
Некоторое увеличение роли армии и военачальников имело место в период правления Александра Македонского и его преемников, особенно в Грско-Бактрийском царстве. Но это было временным явлением, не получившим продолжение. В целом же, в древнеиранских государствах политическая власть преобладала над военной, и это можно расценить как положительное достижение в области государственного управления.
Большую роль в государственном управлении в древнем Иране и Средней Азии играло духовенство. Религия (протозороастрийская и зороастрийская) появилась здесь в глубокой древности и имела свои организации (храмы и корпорации) по всей стране. Зороастризм являлся основной и преобладающей религией иранских народов, и поэтому его жрецы пользовались огромным влиянием в обществе и в государстве. Этому также способствовала высокая религиозность населения. Глава зороастрийских жрецов был самым приближенным человеком к парю и активно участвовал в государственном управлении. Зороастрийские жрецы особо высокое положение занимали в период правления Сасанидов. Однако чрезмерный рост влияния жрецов порой вынуждал царей к принят ию мер по его ограничению. Например, такие меры были принят ы саса-иидским царем Хосравом I Анушираваном. Однако, несмотря на большое влияние духовенства, в древнем Иране и Средней Азии не было ни одного теократического государства - все государства были светскими и верховная власть в них находилась в руках у царя.
Для древних государств Ирана и Средней Азии, особенно Ахеменидов и Сасанидов, была характерна высокая централизация власти. Власть царя была абсолютной и неограниченной. Вес три ветви высшей власти политическая, законодательная и военная, находились в его руках. Существовали центральные ведомства, которые управляли всеми государственными делами. Существовали царская и провинциальные канцелярии, делопроизводство было поставлено па высоком уровне. Наибольшего развития государственный строй получил при Ахеменидах и Сасанидах.
Государственный строй в древнем Иране и Средней Азии был близким друг к другу, а норой и идентичным. Основой этого единства являлись - историческая, религиозная, языковая и культурная общность пародов, населявших эти регионы. При Ахеменидах это единство еще больше укрепилось ввиду вхождения Ирана и Средней Азии в состав одного государства. Более того, именно при Ахеменидах развитие государственного строя иранских народов достигло высокого уровня и сохранилось без существенных изменений на протяжении многих веков.
Таким образом, народы Ирана и Средней Азии создали ряд высокоразвитых государств, и тем самым, внесли весомый вклад в развитие государственных институтов древнего мира. При этом они тесно сотрудничали со многими пародами и странами, используя их опыт и во благо всем передавали им свои достижения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Голамреза Джавади, 2004 год
1. Авеста. Душанбе, 2001 (на таджикском языке).
2. Авеста, т. I-II. Тегеран, 1991 (на персидском языке).
3. Аппиан. Митридатовы войны, Сирийские дела. Пер. С.П. Кондратьева. ВДИ, 1946, № 4.
4. Аскаров А. Сапаллитепа. Ташкент, 1973.
5. Аскаров А.А., Абдуллаев Б.Н. Джаркутан. Ташкент, 1983.
6. Бахор М. Аз устура то таърих. (От легенд до истории). Тегеран, 1992 (па персидском языке).
7. Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973.
8. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.
9. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Изд. 2, т. I-III. М.-Л., 1950.
10. Гафуров Б. Таджики древнейшая, древняя и средневековая история. М„ 1972.
11. Геродот . История в девяти книгах. Л., 1972.
12. Гиршман Р. Кушаны и Иран. В сб.: Центральная Азия в Кушапскую эпоху. М., 1975, с. 139-145.
13. Гиршман Р. Ирон аз огоз то ислом (Иран с древнейших времен до возникновение ислама). Тегеран, 1987 (иа персидском языке).
14. Дапдамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
15. Дандамасв М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.
16. Джавади Г. Маъмурияг дар Ирони бостон (Государственное управление в древнем Иране). Тегеран, 2001 ( на персидском языке).
17. Джахониси А. Диии Хахоманишиён (Религия Ахеменидов). Тегеран, 1970 (на персидском языке).
18. Довудй Д. Мархилахои инкишофи зардуштия ба сифати дипи давлатй (Этапы развития зороастризма в качестве государственной религии) «Фар-хапг», № 3-4, 2003, с. 45-50 (на таджикском языке).
19. Довутов Д. Каким богам поклонялись кушанские цари? «Наследие предков», №2, 1995, с. 30-32.
20. Дьяконов И.М. История Мидии. M.-JI., 1956.
21. Дьяконов И.М. Таърихи Мод (История Мидии). Тегеран, 1966 (на персидском языке).
22. Дьяконов И.М., Лившиц В.А. Документы из Нисы I в. до н.э. М„ 1960.
23. Дьяконов И.М., Лившиц В.А. Парфянское царское хозяйство в Нисе I в. до н.э. ВДИ, 1960, №2.
24. Дьяконов И.М., Лившиц В.А. Новые находки документов в старой Нисс. «Псредпсазиатский сборник», II. М., 1966.
25. Егише Вардапет. История. Тифлис, 1853.
26. Езпик. Об учении персидских магов. Ереван, 1968.
27. Зсймаль Е.В. Монеты Великих Кушан в собрании Государственного Эрмитажа. ТГЭ, т. IX, 1967, с. 55-86.
28. Зсймаль Е.В. Политическая история древней Трансоксианы по нумизматическим данным. В сб.: Культура Востока. Древность и раннее средневековое. Л., 1978, с. 192-214.
29. Зсймаль Е.В. Древние монеты Таджикистана. Душанбе, 1983.
30. Ибп Хордадбех. Масолик ал-Мамолик. Баку, 1986.1. История Ирана. М., 1977.
31. История таджикского народа. Т. I. М., 1963.
32. История таджикского народа. Т. I. Душанбе, 1998.
33. Квинт Курпий Руф. История Александра Македонского. М., 1963.
34. Кошеленко Г.А. Культура Парфии. М., 1966.
35. Крисгенсин А. Кайёписп (Кайяниды). Тегеран, 1971 (па персидском языке).
36. Кристенсин А. Ирон дар замони Сосониён. Тегеран, 2000 (па персидском языке).
37. Ксепофонт. Анабасис. М.-Л., 1951.176
38. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрун зе, 1986.
39. Лившиц 13.А. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии. М„ 1962. (Согдийские документы с горы Муп>, вып. II).
40. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии. Т. I, М., 2000.
41. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.
42. Луконин В.Г. Тамаддуни Ирони сосони (Культура сасанидского Ирана). Тегеран, 1971 (на персидском языке).
43. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана, т. I. М., 1964.
44. Машкур М. Таърихи сиёсии Сосониён (Политическая история сасанидов). Тегеран, 1988 (на персидском языке).
45. Машкур М., Раджабниё М. Таърихи сиёси ва ичтимоии Ашкописи (Политическая и социальная история Аршакидов). Тегеран, 1988 (на персидском я нлкс).
46. Мехрин А. Кишвардори ва джомеаи Ирон дар замони Сосониён (Упраь.г<.;-пие и общественный строй Ирана при сасанидах). Тегеран, 1971 (на персидском языке).
47. Наршахи. Таърихи Бухоро. Душанбе, 1979 ( на таджикском языке)
48. Наршахи. Таърихи Бухоро (История Бухары). Тегеран, 1938 (па персидском языке).
49. Олмстид А. Таърихи шоханшохии Хахоманиши (История Ахсменидскоп империи). Тегеран, 1993 (на персидском языке).
50. Омузгор Ж. Таърихи асотири Ирон (Мифы древнего Ирана). Тегеран. 1995 (па персидском языке).
51. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983.
52. Пигулсвская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941.
53. Пирнис X. Ирони бостон (История древнего Ирана). Тегеран, 1983 (иа персидском языке).J
54. Пнчикян И.P. Культура Бактрии. Ахемеиидский и эллинистический период;,!. М., 1991.
55. Политумсский словарь. М., 1958.
56. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. Перевод с греческого С. Дестуниса. СПб, 1862.
57. Пури Довуд. Яштхо (Яшты), т. I-II. Тегеран, 1999 (на персидском языке).
58. Сариапиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1978.
59. Сарианиди В.И. Храм и некрополь Тиллятспе. М., 1989.
60. Сарианиди. Древности страны Маргуш. Ашхабад, 1990.
61. Симс-Вильямс Н. Новые бактрийские документы. ВДИ, 1997, № 3, с. 3-1 (К
62. Смирнова О.И. Каталог монете городища Пенджикент. М., 1963.
63. Смирнова О.И. Очерки из истории Согда. М., 1970.
64. Смирнова О.И. Первые монеты из Усрушаны. ЭВ, XX, 1972, с. 59-64.
65. Смирнова О.И. Сводный каталог согдийских монет. (Бронза). М., 1981.
66. Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия. М., 1977.
67. Страбон. География. М., 1964.
68. Сулсймаиов Р., Нефедов Н. Раскопки святилища храма городища Lipio р-гап. ИМКУ, вып. 15. Ташкент, 1979.
69. Тарп К. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. Табари (II). Тегеран, 1969 (на персидском языке).
70. Таърихпомаи Табари (История Табари). Тегеран, 1988 (па персидском языке).
71. Фархапги Авеста (Словарь Авесты), т. I. Тегеран, 1990. Философский словарь. М., 1972.
72. Фирдавси А. Шохпома (Шахнаме), т. 2. Душанбе, 1964 (па таджикским языке).
73. Форспома. Душанбе, 1989 (на таджикском языке).
74. Фрейман А.А. Описание, публикация и исследование документов с горы Муг (Согдийские документы с горы Муг). Вып. I. М., 1962.
75. Херодот. Таърих (Геродот. История). Тегеран, 1989 (на персидском языке).
76. Эътимод Л. Таърихи Ашкоииён (История Аршакидов). Тегеран, 1992 (па персидском языке).
77. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. ВДИ, 1954, № 2 - 4; 1955, №> 1.
78. Якубов Ю. Раннесредневековые сельские поселения Горного Согда. Душанбе, 1988.
79. Якубов Ю. Религия древнего Согда. Душанбе, 1996.
80. Якубов Ю. Замон ва макони Зардушт. Накши Авесто дар тамаддуни милли ва чахопи (па тадж. языке). Душанбе, 2001.
81. Якубов Ю. К проблеме времени и места рождения Заратуштра Авеста в истории и культуре Центральной Азии. Душанбе, 2001.
82. Яъкубшох Ю. Точикон. Душанбе, 1994.
83. Яъкубшох Ю. Точикшинос. Душанбе, 1999.
84. Allhcim F. Geschichte der Hunnen. Bd. II. Berlin, 1960.
85. Andreades. A History of Greek Public Finance. I. 1933.
86. Bailey H.W. To the Zamaspnamak. I. BSOS, vol. VI, 1930.
87. Heal S. Buddist records of the Western World. Vol. I. London, 1906.
88. Bcnglson H. Die Strategie in der hellenistischen Zeit. Bd. 2, Munchen, 1944.
89. Curtins Quintus. With an english transl. ву I.C.Rolfe, vols. I-II, London, 1956 (The Loeb Classical Library).
90. Chrislenscn A. L' Iran sous les Sassanides, Copenhaqye, 1944.
91. Dcbcvoisc. A Political History of Parthia. Chicago, 1938.
92. Dictionary of the Avcsta. Editors E. Bahrami, F. Joncydi, 1990.
93. Enoki K. The Origin of the White Huns or Hephthalites. EW, VI, 1955, N 3.
94. Gcrshevitch I. The Avestan hymn to Mithra. Cambridge, 1959.
95. Gcrshcvitch I. Zoroaster's own contribution. JNES, vol. XXIII, N 1, 1964.
96. Hill G.F. Catalogue of the Greek Coins of Arabia, Mesopotamia and Persia. London, 1922.
97. Frye R.N. Remarks on the Paikuli and Sar Mashad Inscriptions. HJAS, 20, N 3-4, 1957.
98. Meyer E. Die altesten datieren Zeugnisse der iranischen Sprache. Kuhn's Z. F. vgl. Spr.,42, 1908.
99. Pliny. Natural history with an english transl. in ten volums by H.Backhaul, vols. I-IX, London, 1947-1958 (The Loeb Classicfl Library).
100. Rostovzeff M. The sosial and economic history of the hellenistic world. Vol. I, Oxford, 1953.
101. The Geography of Strabo. With an english transl. by H.L.Jones, vols. I-VIII, London, 1949-1954 (The Loeb Classical Library).
102. Unvala G.M. Observations on the religion of the Parthians. Bombay. 1925. Xenophon. With an english transl. by W.Miller, vols. I-II, London-New York, 1925-1943 (The Leob Classical Library).
103. Widengren G. Die religionen Iran. Stuttgart, 1965.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.