Исторические романы Вс. Н. Иванова "Черные люди" и "Александр Пушкин и его время". Концепция национального характера. Проблема жанровых модификаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лелаус, Виктория Владимировна

  • Лелаус, Виктория Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Лелаус, Виктория Владимировна. Исторические романы Вс. Н. Иванова "Черные люди" и "Александр Пушкин и его время". Концепция национального характера. Проблема жанровых модификаций: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Владивосток. 2002. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лелаус, Виктория Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН : КОНЦЕПЦИЯ ЖАНРА

ГЛАВА 2.ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ В С.Н.ИВАНОВ А «ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ». ПРОБЛЕМА

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМА ЖАНРОВЫХ МОДИФИКАЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА

О ПУШКИНЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА.

ОБРАЗ ПУШКИНА И ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

1.1 СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.Н.ТЫНЯНОВА «ПУШКИН» И И.А.НОВИКОВА «ПУШКИН В ИЗГНАНИИ».

1.2. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ В С. Н.ИВАНОВА «АЛЕКСАНДР ПУШКИН И ЕГО ВРЕМЯ». ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ЖАНРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические романы Вс. Н. Иванова "Черные люди" и "Александр Пушкин и его время". Концепция национального характера. Проблема жанровых модификаций»

Современное литературоведение, включив в историю литературы «задержанную прозу» и литературу Русского Зарубежья, заново осмысливает проблемы развития литературного процесса и художественного сознания и помогает понять закономерности возникновения новых жанровых форм и их эволюции в литературе XX века. Актуальным представляется обращение к творчеству Вс.Н.Иванова (1888-1971), писателя, историка, философа, долгие годы проведшего в эмиграции и возвратившегося на родину, создавшего такие достаточно крупные романные формы, как «Чёрные люди», «Александр Пушкин и его время», повести, философские и публицистические сочинения, мемуарную прозу, в которых высвечен многовековой исторический путь России, отображено национальное своеобразие характеров, выстраданное народной историей.

Социальный кризис начала девяностых годов и современная картина развития общества вызвали новый всплеск интереса к историческому жанру. Например, появился цикл романов Д.Балашова, его уникальная историческая хроника-эпопея «Государи Московские» (1975 - 1993) и др. Исследование параметров исторического романа, его эволюции представляется закономерным, поскольку определённая дистанция во времени позволяет углубить научный литературоведческий анализ, объективно выявить основные закономерности развития жанра русского исторического романа, который на всём протяжении XX века вызывал ожесточённые споры.

Тенденции жанрового обновления исторической прозы и появление новых жанровых форм были отмечены литературной критикой восьмидесятых-девяностых годов, в частности, выделялось общее усиление авторского начала, субъективизация стиля. Так, А.И.Пауткин, один из современных исследователей жанра, подчеркивал, что сегодня «полноценно существуют альтернативные формы исторического романа» (Пауткин, 1986.С.131).

В 1970-1990 годы обновляющаяся тенденция исторического романа была подкреплена анализом таких различных романных структур, как роман-хроника В.Пикуля, роман-эссе В.Чивилихина, роман-судьба В.Шукшина, историческое повествование Вс.Н.Иванова.

Определение общих жанровых параметров, жанрообразующих признаков, создание целостной картины жанровой эволюции исторического романа XX века, их объективный и многосторонний анализ - важнейшие задачи современного литературоведения. Актуальность и необходимость изучения жанровых модификаций безусловны, поскольку литературовед соприкасается с конкретным произведением, однако воплощающим некую единую модель.

Актуальность исследования. Сегодня общепринятые философские воззрения относительно развития нации достаточно противоречивы. В современной культурной атмосфере сосуществуют диаметральные тенденции национализации и денационализации, оказываются рядом фетишизм истории и русофобия, следовательно, актуально исследование национального менталитета и закономерно обращение к творчеству писателя, утверждающего уникальность русской нации, внесшего значительный вклад в развитие нашей национальной литературы.

Одним из таких самобытных художников, на наш взгляд, является писатель Вс.Н. Иванов (1888-1971) - историк по образованию, оставивший значительное литературное наследие. В силу сложившихся обстоятельств в творчестве Вс.Н.Иванова объединились два диаметрально противоположных подхода. Это видение писателя-эмигранта, находящегося вне советской России, в то же время пристально наблюдавшего за ее развитием, пытавшегося осознать происходящие перемены и выявить причины потрясших страну событий 1917 года, и позиция писателя, вернувшегося в новую страну и анализирующего уже совершенно иную, незнакомую ему, действительность. Но в том и в другом случае Вс.Н.Иванов в своих произведениях исходил из многовекового опыта истории государства российского, что позволило создать единую концепцию истории и роли личности в ней. Эволюция писателя - это поиски формы, способной отразить движение истории, судьбы человеческие и народные.

В целом творчество Вс.Н.Иванова исследовано сегодня недостаточно: в ряде литературоведческих работ научный анализ произведений дан обзорно, хотя наследие писателя принадлежит по праву не только дальневосточному, но и российскому читателю. Такие романы, как «Черные люди» (1963) и «Александр Пушкин и его время» (1970), занимают достойное место в русской литературе.

Одной из первых литературоведческих работ по роману «Черные люди» стала статья В.Чалмаева (Чалмаев, 1968), которая хотя и носила рецензионный характер, тем не менее определяла идейно-тематическое своеобразие произведения.

Достаточно негативен отзыв В.Оскоцкого (1972) о романе «Черные люди» как о «слабо организованном, стилистически пестром» произведении, в котором критик обвинял автора в «непоследовательности художественной мысли, противоречивости исторической концепции», проступавшей в сценах раскола и в идеализированном изображении протопопа Аввакума и Ерофея Хабарова (В.Оскоцкий. Связь времен И Новый мир. 1972.№4, более позднее издание: Роман и история. 1980.С.231-232). В полемику с критиком вступил С.Ф.Крившенко (1988), утверждая своеобразие творческого метода и стиля писателя, отличающегося несколько романтизированным воплощением истории и изображением героев преимущественно «в одной ипостаси», благодаря чему писатель сумел показать главные силы, которые движут историю (Крившенко, 1988.С.229). Позже А.И.Пауткин в главе «Исторический роман 60-70-х годов» в книге С.М.Петрова «Русский советский исторический роман» (Петров, 1980.С.369) лишь мельком упоминает о произведении «Черные люди».

Исследование жанрового аспекта представлено в докторской диссертации А.И.Филатовой (1980) (в 4 главе наряду с романами А.Веселого «Гуляй Волга» (1933), Е.А.Федорова «Ермак» (1955), В.Шукшина «Я пришел дать вам волю» (1971)). Автор заостряет свое внимание на проблеме жанрового своеобразия романа «Черные люди», однако ограничивается лишь определением идейно-тематического содержания как основной жанровой доминанты.

Принципиальное значение для дальнейших исследований творчества Вс.Н.Иванова приобрела статья проф. П.А.Николаева «Историк и очевидец» (1970,1992), сыгравшего важную роль в создании исторического повествования «Александр Пушкин и его время», по сути отредактировавшего книгу. В указанной работе П.А.Николаев определяет концептуальное значение творчества Вс.Н.Иванова в целом и книги «Александр Пушкин и его время» - в частности, где Пушкин предстает и как волшебник поэтического слова, и как живая эмоциональная натура, и как «человек с чрезвычайно широким историческим мышлением», как «великий государственный ум» (Николаев, 1992.С.10).

Следует отметить ряд интересных научных исследований С.И.Якимовой, в которых дан обзор творчества Вс.Н.Иванова, базирующийся на эволюционном подходе, и представлен литературоведческий, эстетический анализ основных произведений. В данных работах введены в научный обиход ценные биографические данные, которые создают фактологическую основу для дальнейших научных разработок и обобщений: это кандидатская диссертация «Историческая проза Вс.Н. Иванова», монография «Жизнь и творчество Вс.Н.Иванова в историко-литературном контексте XX века» и докторская диссертация «Жизнь и творчество В.Н.Иванова в историколитературном процессе XX века» (это единственные кандидатская и докторская диссертации по творчеству писателя).

Заметный вклад в изучение творчества Вс.Н.Иванова вносят сотрудники Литературного отдела Хабаровского краеведческого музея, где постоянно действует выставка, посвященная творчеству писателя. Силами преподавателей Хабаровского педагогического университета в 1993 году была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Вс.Н.Иванов и культура России» (к 105-летию со дня рождения Вс.Н.Иванова). Нами учтены данные научные изыскания.

К числу наиболее актуальных вопросов, связанных с изучением творчества Вс.Н.Иванова, можно отнести проблему жанровой определенности его произведений, которые несут смысловую сущность исторической прозы писателя.

Жанр произведений Вс.Н.Иванова в критике интерпретируется по-разному. Так, А.И.Пауткин в главе «Исторический роман 60-70-х годов» (1980), С.И.Якимова в работе «Жизнь и творчество Вс.Н.Иванова в историко-литературном контексте XX века» (2001) называют произведения «Черные люди» (1963) и «Александр Пушкин и его время» (1970) историческими повествованиями. П.А.Николаев в предисловии «Историк и очевидец» (1992), В.Оскоцкий в книге «Роман и история» (1980) определяют жанр произведения «Черные люди» как роман. Некоторые критики избегают точного обозначения жанра произведений, например, И.Фоняков, опубликовавший рецензию в «Сибирских огнях» (1972, № 1) на произведение «Александр Пушкин и его время», называет его только книгой.

На наш взгляд, при постановке проблемы жанрового своеобразия романов Вс.Н.Иванова следует обратить внимание на авторские дефиниции жанра произведений, выражающие установку самого писателя. Необходимо отметить, что сам Вс.Н.Иванов называл указанные произведения историческими повествованиями.

Сложность выявления общих жанровых критериев и параметров, определения типологических черт исторического романа обусловлена неразрешенностью ряда теоретических проблем, связанных с категорией жанра, а также с существованием в современном литературоведении неоднозначных подходов к жанровой теории разных исследователей: Г.Н. Поспелова, Л.И.Тимофеева, А.Я.Эсалнек, J1.B.Чернец, Г.Д.Гачева, В.Кожинова, В.Д.Сквозникова и др. Трудность любых дефиниций определяется тем, что сам исторический жанр в целом обладает рядом специфических черт, трудно укладывающихся в определенный жанровый канон.

На протяжении XX века исторический роман неоднократно переживал небывалые подъемы: в 20-30гг, 50-60гг., 70-80гг. Его эволюция и жанровое своеобразие отражены в работах: Р.Д.Мессер «Советская историческая проза» (1955), С.М.Петрова «Исторический роман А.С.Пушкина» (1953), «Советский исторический роман» (1958, 1980) и многих других (а также в работах М.Серебрянского «Советский исторический роман» (1936); Ю.Андреева «Русский советский исторический роман 20-30г» (1962); А. Пауткина «Исторический роман 60-70г» в кн.: Петрова С.М. «Русский советский исторический роман» (1980); В.Оскоцкого «Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа» (1980); П.Чмыхова. «Писатель и история» (1982); А.Казинцева «Лицом к истории» (1989); С.Долгова «Типология художественного конфликта в советском историческом романе» (1990); Б.Толмачева «Проблемы жанра современного исторического романа» (1990); В.Юдина «Человек. История. Память» (1990); «Современный русский исторический роман» (1990).

Однако в целом жанровые параметры исторического романа оказываются достаточно размытыми. Жанровые доминанты исторического повествования как модификации романа неопределенны, хотя понятием «историческое повествование» литературоведы пользуются издавна при обозначении жанра произведения В.Я.Шишкова «Емельян Пугачев» (19381941).

Недостаточная разработанность обозначенных проблем определяет тему настоящей диссертации. Необходимо отметить, что нет исследовательских работ, посвященных непосредственно жанровому своеобразию романного творчества Вс.Н.Иванова и изучению жанровых параметров исторического повествования как особой разновидности романа. Уточним: наша точка зрения несколько отлична от точки зрения Г.В.Макаровской, которая под понятием «историческое повествование» подразумевает и собственно исторический роман, и эпопею (Макаровская, 1972.С.З).

Объект нашего исследования ограничен жанром исторического романа в творчестве Вс.Н.Иванова, а также дан обзор исторического романа XX века о Пушкине: проанализированы произведения Ю.Н.Тынянова «Пушкин» и И.А.Новикова «Пушкин в изгнании». Мы учитывали то, что выявление своеобразия исторических романов Вс.Н.Иванова возможно лишь в сравнении с аналогичными жанровыми формами. Необходимо оговориться: объектом нашего исследования не является историческая проза Вс.Н.Иванова в целом.

Цель нашего диссертационного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть проблему национального характера, выявить ключевые признаки и жанровые особенности исторической романистики Вс.Н. Иванова («Черные люди» и «Александр Пушкин и его время»), дать сравнительно-типологический анализ исторических романов XX века, таких как «Пушкин» Ю.Н.Тынянова, «Пушкин в изгнании» И.А.Новикова и «Александр Пушкин и его время» Вс.Н.Иванова.

Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:

1) на основании известных теорий жанра выделить общие жанровые доминанты исторического романа, основываясь на структурно-типологическом методе, предложить возможную классификацию жанра исторического романа и сопоставить с биографический роман с его модификацией - историческим повествованием;

2) определить проблему национального характера как одну из основных жанрообразующих доминант у Вс.Н.Иванова; выявить типологические национальные черты героев исторической прозы Вс.Н.Иванова, базируясь на фундаментальных исследованиях о русском национальном характере В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О. Лосского, Д.С.Лихачева и др.;

3) исследовать основные жанрообразующие параметры произведений «Черные люди» (1963) и «Александр Пушкин и его время» (1970), определить своеобразие жанра лучших исторических романов XX века о А.С.Пушкине - произведений Ю.Н.Тынянова «Пушкин» (1935 - 1943) и И.А.Новикова «Пушкин в изгнании» (1936 - 1944) - идейно-тематическое, композиционное и стилевое своеобразие;

4) обозначить подлинную художественную ценность вышеуказанных произведений и определить их место в литературном процессе XX века.

С точки зрения проблемы жанрового определения романов Вс.Н.Иванова особый научный интерес представляет задача сравнительно-типологического анализа произведений о Пушкине - биографического романа Ю. Тынянова «Пушкин», исторической дилогии И.А. Новикова «Пушкин в изгнании» и исторического повествования Вс.Н.Иванова «Александр Пушкин и его время». Именно в этих произведениях в XX веке образ великого поэта был запечатлен наиболее объемно и с совершенно разных позиций, причем подходы писателей к решению этой сложной художественной задачи отличаются своеобразием на различных этапах развития отечественной литературы. Сравнительная характеристика воплощения образа национального гения в русской прозе XX века представляется нам задачей актуальной и закономерной. Если роман Ю.К.Тынянова «Пушкин», несмотря на ряд критических замечаний современников, удостоился литературного признания в целом, и романы И.А.Новикова «Пушкин на юге» и «Пушкин в Михайловском» не обойдены критикой и литературоведением, то историческое повествование Вс.Н.Иванова «Александр Пушкин и его время» во многом осталось недооцененным.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Наибольшее внимание уделено концепции национального характера и жанровой специфике исторических романов Вс.Н. Иванова. Проблема жанровых модификаций в нашей работе рассматривается сквозь призму узловых теоретико-литературных проблем: структуры, генезиса и концепции жанра, жанрового содержания (тематики, проблематики, пафоса), жанровой структуры (своеобразия композиционных приёмов), а также способов жанрового отражения: соединения факта и домысла (принципиального отличия от мемуарной прозы), его пространственно-временной организации, языковой самобытности. Поскольку одна из центральных задач работы -исследование проблемы национального характера, обусловившего видовое разнообразие романа-биографии XX века о Пушкине, нам представляется необходимым главное внимание в нашей работе уделить изучению исторического повествования как особой жанровой модификации. Общий объём работы 188 страниц. Библиография включает 226 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лелаус, Виктория Владимировна

Заключение

Предпринятый нами анализ различных жанровых модификаций исторического романа биографического типа выявил достаточно дифференцированную жанровую структуру, колеблющуюся от романа-биографии до исторического повествования. При выделении исторического повествования как жанровой разновидности мы пользовались сравнительно-типологическим методом, разграничив собственно романные признаки и признаки исторического повествования как такового.

На эволюцию исторического романа биографического плана в литературном процессе XX века имели, безусловно, влияние эпохальные сдвиги в картине мира, изменение концепции исторической личности. В конце пятидесятых - середине шестидесятых годов новое видение истории, потребность целостного анализа прошлого отражается в разных родах литературы: в лирике, прозе и драме. Изменения картины мира, концепции действительности рождают необходимость усиления объективного начала в литературе в целом, вследствие этого возникает потребность иной романной формы - исторического повествования, тяготеющего к фактологическому материалу, к эпическому охвату картины мира и являющегося своего рода знаковым явлением.

В контексте шестидесятых появление романа «Черные люди» было тоже, как говорилось выше, явлением знаковым. Иное, современное осмысление развития общества позволило В с.Н.Иванову иначе взглянуть на русскую историю и увидеть не только «взлеты и падения», но и непрерывный закономерный исторический процесс, в котором действуют объективные законы: и перед появлением знаменитого царства Петра I был долгий период становления русской государственности, который стал предметом повествования в произведении Вс.Н.Иванова. Особенности жанра исторического повествования в романе «Черные люди» присутствуют: «зона автора» явно налицо (авторская помета историческое повествование» не случайна), но четко выраженные романные жанровые доминанты (частная коллизия Тихона Босого, развернутая система образов, незавершенность, «многоголосие») позволяют отнести это произведение к жанру романа.

Если говорить о концепции национального характера, то необходимо указать на сложность формулировки любых дефиниций в принципе. Понятия нации и народа всегда имели в литературе многозначное толкование: нация как таковая трактовалась несколько шире, чем народ, под последним понимались обычно так называемые лучшие субстанциональные силы. Сегодня в литературоведении существует тенденция сближения данных понятий. Нация представляет некую общность, единый «духовный организм» (Булгаков, 1993.С.37).

Концепция национального характера, отражающая в полной мере противоречивые, как положительные, так и отрицательные стороны, -явление сложное. Если говорить о традиции, то вспоминается произведение Л.Н.Толстого «Война и мир», с его стихией богучаровского бунта и единым героическим порывом русской нации под Бородином. В с.Н.Иванов, как историк, философ, исследовал русский менталитет, показывая его национальную неповторимость в художественных образах протопопа Аввакума, Степана Разина, Ерофея Хабарова, Александра Пушкина и др. Но в его романе «Черные люди» создан собирательный образ русского народа: с одной стороны, с его созидательным, «роевым началом» (символично само название романа «Черные люди»), с другой -с явными анархическими качествами.

Отношение к историческим романам Вс.Н.Иванова было различным: роман «Черные люди» был в целом одобрительно принят критикой. Он как бы соответствовал бурной эпохе шестидесятых годов: образ Тихона Босого, несмотря на всякие оговорки (например, рецензента Б.С.Евгеньева), личность все-таки созидательная (как говорили некоторые критики: «Купец не может быть олицетворением народа»).

При создании системы образов в романе «Черные люди» Вс.Н.Иванов использует прием усиления типического в своих героях, которые олицетворяют основные стороны народного характера: Тихон - воплощение созидательного начала нации, его образ напрямую связан с собирательным образом черных людей, Разин - свободолюбивое начало личности, олицетворяющей стремление к «справедливости», Аввакум воплощает крепость веры, нравственное начало, гуманизм; Хабаров несет концепцию жизнестроения, символизирует созидательное начало, попытку создания «праведной системы», справедливого мироустройства.

Фигура великого поэта А.С.Пушкина, как нам представляется, новая ступень осмысления Вс.Н.Ивановым ведущих национальных тенденций, соединенных в одном образе. Это не только воплощение творческого начала нации - прежде всего это созидательное начало в целом. Недаром в первых главах книги звучит ключевое слово «мир», исконно русское многозначное слово, передающее суть картины мира русского человека. Это и покой, и вселенная, согласие - это соединение в менталитете нашей нации «я и мы» в гармонии бытия (снова вспоминается толстовское осмысление понятия «мира»), как противопоставление войне: «Где люди, там должен быть мир!» (Иванов, 1985.С.24). Эта русская идея находит отражение в пушкинских строках, которые приводит писатель из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе».

Концепция русского характера предстает перед нами в произведении «Александр Пушкин и его время» под двойным углом: мы видим ведущие национальные черты с точки зрения самого Пушкина, великого национального поэта, написавшего исторический роман «Капитанская дочка», и с точки зрения Вс.Н.Иванова. Это усиливает сложность жанровой структуры в целом.

Жанровое своеобразие исторических романов Вс.Н.Иванова определяется не столько жанровым содержанием (в основном, тематикой и проблематикой), сколько особой жанровой структурой — своеобразием композиционных приемов. Так, «Черным людям» присуща панорамная картина XVII века, которая представлена в развернутой системе образов. В историческом повествовании «Александр Пушкин и его время» широкоформатные эпохальные картины даны через авторское слово, организация художественного мира диктуется необходимостью показать становление героя, гения, растущего под влиянием времени.

В историческом повествовании пространственно - временная структура сфокусирована на биографических моментах, здесь преобладает объективная организация повествовательной ткани: диалогичность романа, его «многоязычие», стилистическая трехмерность отодвигаются на второй план, внутренняя жизнь главного героя, «его зона», за исключением отдельных сцен, почти не фигурируют в историческом повествовании,- превалирует описание событий. Можно предположить, что в формировании жанра исторического повествования имеет место не столько процесс жанровой редукции или жанрового синкретизма, сколько это становление новой жанровой модификации, несколько отличной от традиционного жанра романа - биографии, но являющейся его разновидностью.

Учитывая феномен жанровой памяти, мы полагаем, что историческое повествование восходит к жанровому канону традиционного древнерусского жанра повествования (сравнительно-типологическое исследование могло быть целью иной научной работы). Исходя из данной жанровой структуры с определенными композиционными доминантами, такими как исторический хронотоп, преобладание авторской речи, при котором «зона» автора занимает большее пространство в историческом повествовании, чем «зона» самого героя, преобладает описание событий, то есть рассказ о событиях, а значит, «эпоха рисуется равноправно с героем».

Концепция героя и его характера является одной из основных жанрообразующих доминант в исторических произведениях

Вс.Н.Иванова, историка, философа. Она приобретает жанроопределяющее значение в его творчестве в целом. Это не только поиск значительной исторической фигуры, повлиявшей на дальнейшее развитие отечественной истории, это поиск эпохальной личности, отразившей тенденции национального развития и одновременно являющейся сконцентрированным воплощением национальных черт.

Грандиозная фигура А.С.Пушкина, сравнявшаяся в мировой литературе с такими гигантами, как Шекспир или Гете, для Вс.Н.Иванова фигура исторического, реального человека, мыслящего общими историческими и государственными категориями, личность всечеловеческого масштаба.

Анализ социокультурной ситуации двадцатых - тридцатых годов XX века - времени феноменального интереса к творчеству А.С.Пушкина -позволил выявить общую тенденцию этого времени и исследовать проблему традиции в изображении творческой личности великого поэта, определившего тенденции общего национального развития - вечные поиски гармонии человека и мира. Громадное количество материалов, исследований биографического характера, изданных в этот период, свидетельствует о всеобщем феноменальном интересе к личности великого поэта критиков, литературоведов, писателей как в Советском Союзе, так и за рубежом. Параллельно в литературе наблюдается появление целого ряда художественных произведений, ныне совершенно забытых: это роман В.Каменского «Пушкин и Дантес» (1928), романы И.Ф. Наживина «Во дни Пушкина» (1930), Л.П.Гроссмана «Записки Д'Арширака» (1931), дилогия А.А.Шика «Одесский Пушкин» (1938) и «Женатый Пушкин» (1936). Исследование всей художественной пушкинианы может являться темой дальнейших научных изысканий, поскольку по данному вопросу литературоведческий материал сравнительно невелик, хотя сама проблема тематических и жанровых исканий в литературе двадцатых - тридцатых годов довольно интересна для создания общей картины литературного процесса XX века и определения ведущих жанрово-стилевых тенденций. Сравнительно-типологический анализ выявил концептуальное новаторство Вс.Н.Иванова в изображении образа великого поэта и одновременно - общие типологические черты и жанровые закономерности, а также основные тенденции развития в жанре исторического романа биографического типа.

Ю.Н.Тынянов в романе «Пушкин» и И.А.Новиков в дилогии «Пушкин в изгнании», учитывая самые последние научные изыскания, домысливают образ поэта, преимущественно сосредоточив внимание на создании художественного образа как национального поэта, воплотившего творческое начало, Вс.Н.Иванов дает свою концепцию художественного образа поэта уже в свете другого времени - как «волшебника поэтического слова» и как человека с чрезвычайно широким историческим мышлением.

Иная концепция образа Пушкина в романе Вс.Н.Иванова по сравнению с романами Ю.Н.Тынянова и И.А.Новикова как личности «всечеловеческого масштаба», являясь основой жанрового содержания, потребовала другой формы - исторического повествования, отличающейся усилением авторского начала. Жанрово-стилевое своеобразие произведения «Александр Пушкин и его время» Вс.Н.Иванова в целом отразило тенденции и закономерности литературного процесса того времени.

Образ Пушкина, созданный в произведении «Александр Пушкин и его время» в шестидесятые, но изданном в семидесятые годы, не мог восприниматься во всей полноте своего значения, поскольку у Вс.Н.Иванова он предстает не только как поэт грандиозного национального масштаба, но и как человек-государственник. Нетрадиционная концепция образа великого поэта на фоне застойных семидесятых годов в принципе не могла быть понята и принята большинством современников до конца по многим причинам.

Вспоминаются слова Л.Я.Гинзбург, которая писала, что гений часто перерастает время, художественные открытия не доходят до сознания современников, которые «мерят его своей мерой». Думается не только гений, но и просто талантливый писатель не всегда до конца может быть понят современниками. «Часто бывает так, что первое подлинное признание наступает для большого писателя вскоре после его смерти. Это не случайно. Смерть художника (как смерть близкого человека) сразу создает дистанцию, заглушает споры, подводит итоги и утверждает ценности» (Гинзбург, 1987.С.121).Именно временная дистанция позволила критике рассмотреть творчество В с.Н.Иванова с иных объективных позиций, учитывая весь творческий путь, пройденный писателем.

Возвращаясь к образу Пушкина в произведении Вс.Н.Иванова, необходимо отметить, что типические черты главного героя в историческом повествовании «Александр Пушкин и его время» менее отчетливо выражены, чем в произведениях Ю.Н.Тынянова «Пушкин» и И.А.Новикова «Пушкин в изгнании», в которых явно выраженный психологизм в структуре характера героя углубляет общечеловеческие черты. Типическое начало у Ю.Н.Тынянова выражено в большей мере, чем у И.А.Новикова, поскольку время представлено автором не объективно, а субъективно - личностно: через систему образов, которая является воплощением наиболее характерных особенностей своей эпохи.

Итак, историческое повествование - это особая жанровая модификация романа, в которой преобладает эпическая направленность как усиленная тенденция отражения текущей жизни человека и людей в потоке времени, эпохальных событий и в которой внимание сосредоточено на изображении исторической личности и служит воссозданию объективной картины эпохи.

Таким образом, предпринятый нами анализ жанровых разновидностей исторического романа, определение основных параметров исторического романа: жанрового содержания, жанровых доминант самой формы, а именно субъектной организации - способа повествования, проблемы автора - повествователя - позволяют выделить в историческом романе биографического типа две его разновидности, собственно роман-биографию и историческое повествование. В отличие от традиционного исторического романа, в первом из них внимание читателя акцентируется на личном и частном, а во втором - на объективной, целостной картине мира с ее завершенностью, объективностью, монологизмом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лелаус, Виктория Владимировна, 2002 год

1. Авенариус В.П. О Пушкине. М.,1998. 640 с.

2. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971.156 с.

3. Андреев Ю.Л. Русский советский исторический роман, М-Л., 1962, 167 с.

4. Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. М.,1998. 360 с.

5. Ануфриев Е.А. Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. №4 .С.ЗЗ.

6. Балухатый С.Д. А.М. Горький о Пушкине // Вестник Академии наук. 1937. №2-3.С.69-79.

7. Бахтин М.М. Из неопубликованного. Тынянов «Кюхля» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 1-2.С.104.

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.233 с.

9. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.543 с.

10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.470с.

11. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб, 2000.304 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1985.445 с.

13. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.191с.

14. Белинков А. Юрий Тынянов. М.,1965. 636 с.

15. Белинский В.Г .Собр. соч. в 9-ти т., т.З.М., 1978.614с.

16. Белов. М. Историческое повествование о народе //Нева.1964.№ 10.

17. Берберова Н. Железная женщина. М., 1991. 318 с.

18. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М., 1997. 541с.

19. Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М.,1989.492 с.

20. Билинкис Я.С. «Война и мир»: частный человек и история; прошлое и современность // Русская классика и изучение литературы в школе. М. Д986.С.116-130.

21. Бороздин И. К вопросу о советском историческом романе // Октябрь. 1934. №7.С.233.

22. Бразоль Б.JL Пушкин и Россия. Нью-Йорк, 1949.

23. Бразоль Б.Л. Речь на торжественном собрании, посвященном памяти A.C. Пушкина,24 января 1937 года в Интернашионал Хаус в Нью-Йорке // Образ совершенства. М.Д999.С.73-83.

24. Букреев Ю.Я. Вс.Иванов и его литературное наследие // Из неопубликованного, Л., 1991.С. 304-318.

25. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булкаков С.Н. Избранные статьи. Соч. в 2 т., т.2. М. Д993.С.433-457.

26. Ваганян В. О двух видах исторического романа // Октябрь. 1934. №7. С.216-220.

27. Вамбе Б. Юрий Тынянов и его исторические романы // Ленинград. 1931. №10. С.89-95.

28. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика. Ташкент, 1988. Автореф. диссер. д.ф.н. 32с.

29. Великая Н.И. Внутренняя мера и жанровая структура «Тихого Дона» М.Шолохова // Структура литературного произведения. Межвузовский сборник. Вып.2. Владивосток. 1978. С.3-12.

30. Великая Н.И. Роман эпопея: испытание временем. Проблемы жанрового синтеза. Владивосток, 1992.160 с.

31. Великая Н.И. «Тихий Дон» М.А.Шолохова как жанрово-стилевой синтез. Владивосток, 1983.136с.

32. Великая Н.И. Художественное время в трилогии А.Толстого «Хождение по мукам» и проблема жанра // Поэтика реализма. Межвузовский сборник. Куйбышев, 1985.С.139-151.

33. Вересаев В.В. В двух планах. М., 2000. 159 с.

34. Вересаев В.В. Собр. соч. в 4 томах. Т.2.М., 1990.560с.

35. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. М., 2001. 655 с.

36. Виноградов В.А. Пушкин и русский язык // Вестник Академии наук. 1937. №2-3.

37. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990. 451 с.

38. Волович И.Г. Историческая проза Ю. Тынянова // Изд-во АН СССР Серия литературы и языка, 1989, т.48. №6, С.517-527.

39. Воспоминания о Ю. Тынянове: Портреты и встречи. М., 1983, 311с.

40. Вс.Н.Иванов и культура России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 1993. 89с.

41. Гаспаров М.Л. Научность и художественность. // Тыняновский сборник, Рига. 1990. С.12-20.

42. Гачев Г.Д.Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.,1964.С.17-36.

43. Гвоздева А. Долгий путь (Литературный портрет) // Сибирские огни. 1968. №6. СЛ 58-163.

44. Гвоздева А. Чувство Родины // Наш современник. 1988. № 10.1. С.173-181.

45. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2т., т1.СПб., 1999.622с.

46. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина // Пушкин. Pro et contra, т.1. СПб, 2000. С.421-455.

47. Гинзбург Л .Я. Литература в поисках реальности. Л.,1987.400с.

48. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.412с.

49. Гинзбург Л.Я. Тынянов // Юрий Тынянов писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. М.,1966.С.86-100.

50. Гладышева П.А. Сатирические формулы Ю. Тынянова // Русская речь. 1984. №6. С.10-14.

51. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах, т.7. М., 1984.528с.

52. Гордин A.M. Гордин М.А. Пушкинский век. СПб, 1999. 216 с.

53. Грачева М.Н. Новиков Иван Алексеевич // Русские писатели. XX век. М.,1998.Ч.2.С.111-113.

54. Гринберг И. Начало романа // Звезда. 1937. №1.С.209-216.

55. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире», Л., 1977.488 с.

56. Громов П. Человек и история // Литературный современник. 1940 .№5-6. С. 185-194.

57. Гроссман Л.П. Записки Д'Арширака. Пушкин в театральных креслах. М., 1990.

58. Гроссман Л.П. Цех пера: эссеистика.М.,2000.558 с.

59. Гус М. Пушкин ребёнок, отрок // Красная новь. 1937. №5.С.185-199.

60. Гусев H.H. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1972.463 с.

61. Гюбиева Г.Е. Вс.Иванов- художник // Вопросы русской советской и зарубежной литературы. Хабаровск, 1974.Т.З.С.68-82.

62. Добренко Е. Кризис романа // Вопросы литературы. 1989. №6. С.31-33.

63. Долгов С.Ф. Типология конфликта в современном историческом романе 60-70 г. М., 1984. Автореф. к.ф.н. 16 с.

64. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Л.,1972-1990. т.26.

65. Друзья! Вам сердце оставляю. Хроника жизни и творчества A.C. Пушкина. М., 1999. 447 с.

66. Зубов Е.О. «Национальное самосознание» и «национальный характер»: понятийный аппарат // XXIV Огаревские чтения. Саранск, 1995. Ч. i .С. 7-8.

67. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. Л., 1967.340с.

68. Зилова К.Н. Записные книжки Вс.Н. Иванова // Вс.Н. Иванов и культура. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск. 1993. С.83-87.

69. Иванов Вс.Н. Александр Пушкин и его время. Императрица Фике. Хабаровск, 1985. 720 с.

70. Иванов Вс.Н. Императрица Фике. Дочь маршала. М., 1992. 541с.

71. Иванов Вс.Н. Мы: Культурно-исторические основы русской государственности. Харбин. 1926.

72. Иванов Вс.Н. Огни в тумане. Рерих-художник-мыслитель.М.,1991.383 с.

73. Иванов Вс.Н. Повествование о времени и о себе ( Юность и свобода. Гул жизни. //Дальний Восток. Хабаровск. 1987.№7-8; 1989. №10-12;1993.№10-12;1994.№12;1995.№1.

74. Иванов Вс.Н. Черные люди. Владивосток, 1989. 607 с.

75. Из неопубликованных работ М. Бахтина (лекции) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №1-2. С. 104.

76. Каверин В. Юрий Тынянов. Жизнь и работа. // Звезда. 1987. №2. С.119-144.

77. Каверин В., Новиков Вс. Новое зрение: книга о Ю. Тынянове. М.,1988. 320 с.

78. Каменский В. Пушкин и Дантес. Берлин. 1928.

79. Касьянова К.О русском национальном характере. М., 1994.377с.

80. Кацис Л.Ф. Набоков и Тынянов // Пятые Тыняновские чтения. Рига. 1990.С.275-293.

81. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб, 1999. 200с.

82. Киселёва Л.Ф. Пушкин в мире русской прозы XX века. М., 1999.362 с.

83. Книпович Е. Ф. Жизнь и память. Статьи. Воспоминания. М., 1983. 335с.

84. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.439с.

85. Козлов C.J1. Литературная эволюция и литературная революция: к истории идей // Тыняновский сборник. Рига, 1990.С. 112-119.

86. Копыстянская Н.Ф. Преемственность и новаторство в становлении жанровой системы социалистического реализма //Современная проза социалистического реализма. Литературные жанры. М., 1986.С.30-44.

87. Коробейников С. История жизни и история литературы // Юрий Тынянов. История литературы. Критика. СПб., 2001.С.491-504.

88. Костелянец Б. Проза Тынянова // Тынянов Ю.Н. Сочинения в 3-х томах T.l.M, 1994.C.V-LX.

89. Костелянец Б. Художник и история // Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960.С.215-307.

90. Котляревский Н. Пушкин как историческая личность. Берлин. 1925.

91. Крившенко С.Ф. Берег Отечества. М., Современник. 1988.414с.

92. Крившенко С.Ф. Типология народного характера и жанровые искания в русской советской прозе, посвященной истории Дальнего Востока (1917-1980). М., 1991. Автореф. диссер. ,д.ф.н.48с.

93. Куприн А.И. Петр и Пушкин // Тайна Пушкина. М.Д999.С.94-104.

94. Левин Л. Писатель и учёный // Москва. 1974. № 10. С. 192-194.

95. Левинтон Г.А. Ещё раз о комментировании романов Тынянова // Русская литература. 1991. №2. С. 126-130.

96. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск. 1982.256 с.

97. Ленобль Т.М. История и литература. М., 1977.301 с.

98. Летовет А. Мой друг Юрий Тынянов // Юность. 1987. №7. С.84-85.

99. Лимонов Ю.А. Россия в западноевропейских сочинениях первой1. Т\Г / / Т\ . .V \rrxrполовины Л.1Л. века // госсия первой половины лтл века глазами иностранца. Л.Д991.С.З-18.

100. Лихачёв Д. Заметки о русском. М., 1984, 64с.

101. Лотман Ю.М. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л.Д995.847 с.

102. Лосский Н.О. Характер русского народа //Дальний Восток. 1992. №1. С.93-160; №5-6. С.111-128; №8-12. С.127-157.

103. ЮЗ.Макаровская Г.В. Типы исторического повествования. Саратов, 1972. 235с.

104. Максимов Н. Исполненный долг: К 90- летию со дня рождения Вс.Н.Иванова // Дальний Восток.1978.№11.С.126-129.

105. Материалы архива Вс.Н.Иванова // ХКМ, фонд 52: Вс.Н.Иванов (1888-1971), о.78, ед.хр. № 6-147.

106. Материалы архива И.А.Новикова // РГАЛИ, фонд 343: И.А.Новиков (1877-1959), о.4, ед.хр.№233-1156.

107. Материалы архива С.Н.Сергееева-Ценского // РГАЛИ, фонд 1161: С.Н.Сергеев-Ценский (1875-1958), о.1,ед.хр.№42.

108. Материалы архива Л.П.Гроссмана // РГАЛИ, фонд 1386: Л.П.Гроссман (1888-1965),о.2, ед.хр.№36-540.

109. Материалы архива В.В.Каменского // РГАЛИ, фонд 1497: В.В.Каменский( 1884-1961), о.1, ед.хр. №253.

110. Мамедова Л.С. Становление жанра советского романа. Ашхабад, 1982. 28с.

111. Ш.Малыгина И.В. Национальная культура и национальное самосознание. М., 1998.41с.

112. Манн Ю. Жанр больших возможностей. // Вопросы литературы. 1959. №9. С.41-59.

113. Маркиз де- Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990.288 с.

114. Маслин Н. Черты новаторства советской литературы. М-Л., 1960. 315 с.

115. Мастерство писателя в историческом жанре. Иванов Вс.Н. Верность действительности // Вопросы литературы. 1965. №9. С.46-116.

116. Мессер Р. Советская историческая проза. JL, 1955. 304 с.

117. Милехииа Г.Д. Исторический роман Ю.Н.Тынянова «Пушкин». Автореф. дисс. к.ф.н. М.,1958.16 с.

118. Милюков П. Живой Пушкин. М., 1997.416с.

119. Мирский Д. За художника-историка // Октябрь. 1934. №7. С.222-223.

120. Модзалевский Б.Л. Пушкин и его современники. СПб, 1999. 576 с.

121. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб, 1992. 464с.

122. Нагибин Ю. Возвращение к детству. //15 встреч в Останкино. М., 1989.С.27-49.

123. Немзер А. Литература против истории // Дружба народов. 1991. №6. С.241-252.

124. Нестеров М.Н. Язык русского исторического романа. Киев, 1978. 192с.

125. Николаев П.А. Историк и очевидец // Вс.Н.Иванов Императрица Фике. Дочь маршала. М. Д992.С.З-12.

126. Николаев П.А. Вс.Н.Иванов как исторический мыслитель и повествователь // Вс.Н.Иванов и культура России (к 105-летию со дня рождения Вс.Н. Иванова). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 1993. С.5-6.

127. Николаев П.А. Предисловие // Иванов Вс.Н. Александр Пушкин и его время. Хабаровск, 1970.С.5-7.

128. Новиков И.А. Пушкин в изгнании. М., 1982. 464 с.

129. Огарёв С.Н. Избранные произведения в 2-х томах, т.2. М, 1958.540с.

130. Образ совершенства. Из наследия первой эмиграции. М., 1999. 352 с. 131.0скоцкий В. Роман и история. Традиции и новаторство советскогоисторического романа. М.,1980.384 с.

131. Оскоцкий В. Связь времен // Новый мир. 1965.№2. С.239-247.

132. Громов П. Человек и история // Литературный современник. 1940.

133. Пауткин А.И. Исторический роман 60-70 годов // С.Петров Русский советский исторический роман. М.,1980.С.343-381.

134. Пауткин А.И. Обновляющая тенденция в советском историческом романе наших дней (авторское присутствие) // Современная проза социалистического реализма. Литературные жанры. М.,1986.С.114-131.

135. Петанова А.Ю. Романтика Тынянова и её жанровое своеобразие. Диссер.к.ф.н. М.,1990. 212с.

136. Петров С.М. Исторический роман Пушкина. М.,1953.153 с.

137. Петров С.М. Советский исторический роман. М., 1980.413с.

138. Печенкин И. Л. Исторические романы Н.Задорнова Автореф. диссер.к.ф.н. М., 1975, 15с.

139. Погодин А.Л. Искаженный Пушкин // Тайна Пушкина. М., 1999.С.267-317.

140. Поляк З.Н. О функциях документа в исторической прозе Ю. Тынянова // Текст: проблемы изучения и обучения. Алма-Ата, 1989. С.20-26.

141. Попов П.С. Пушкин как историк // Вестник Академии наук СССР. М-Л. 1937. №2-3. С.128-150.

142. Последний год жизни Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. Сост В.В. Кунина. М.: 1989. С.704.

143. Поспелов Т.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.271с.

144. Преображенский С.Ю. Ю. Тынянов филолог и художник слова // Русская речь. 1984. №6. С.3-9.

145. Иб.Проскурня Н.В. Ю. Тынянов как писатель-литературовед (жанрово-стилевой эксперимент в историко-биографическом романе). Автореф. диссер.к.ф.н. М., 1999

146. Пушкин Pro et contra. СПб, 2000. т.1. 712 с.

147. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. М.,1957-1958.

148. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1985. т.1-543с.; т.2-545с.

149. Рахманов JI. Из воспоминаний // Нева. 1975. №11. С. 117-129.

150. Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьёв. СПб .1991.365с.

151. Русские писатели. XX век. Библ. слов. В 2 ч. Ч. 1. Редкол. H.A. Грозноваи др.; под ред. Н.Н.Скатова. М., 1998.784с.

152. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.270с.

153. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.254 с.

154. С. Гессен, А. Предтеченский. Маркиз де-Кюстин и его мемуары // Маркиз де-Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. 288с.

155. Сергеев-Ценский С.Н. Невеста Пушкина. М., 1999.

156. Серебрянский М. Советский исторический роман. М., 1936.С.113-126.

157. Скатов H.H. Русский гений. М., 1987.352с.

158. Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. М., 1999. 232с.

159. Соловьев В.Г. Русская идея // Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. СПб, 1991.С. 311-339.

160. Соловьёв B.C. Судьба Пушкина // Пушкин. Pro et contra. Т.1. СПб, 2000. C.268-293.

161. Степанов H. Человек, художник, учёный // Нева. 1964.№12.

162. Султанов К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М., 1989.152с.

163. Тайна Пушкина. Из прозы и публицистики первой эмиграции. М., 1999. 544 с.

164. Татаров И. За глубокое овладение исторической наукой // Октябрь. 1934. №7. С.213-215.

165. Тендряков В.Ф. Люди и нелюди // Дружба народов. 1989.№2.С. 114144.

166. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М., 1964.485с.

167. Тимофеев JI. Основы теории литературы. М., 1966.478 с.

168. Томарченко А. У истоков советского исторического романа // Нева. 1974. №10. С.179-187.

169. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М., 1990. 672 с.

170. Трифонов Ю. Роман с историей // Вопросы литературы. 1982. №5. С.66-77.

171. Тургенев И.С. Полное собрание соч. в 28 томах. M., 1968.T.15.

172. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб, 2001. 506 с.

173. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 574 с.

174. Тынянов Ю. Н. Пушкин. М., 1987. 544с.

175. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. 318 с.

176. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. 424с.

177. Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения. Рига. Зинатне, 1986.285с.

178. Тыняновский сборник :Первые Тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1984.132с.

179. Тыняновский сборник :Третьи Тыняновские чтения / Редкол: ЧудаковаМ.О. и др. Рига: Зинатне,1988 331с.

180. Умнова М.В. «Умение делать». О стиле научного мышления Ю.Н. Тынянова // Русская речь. 1992. №2. С.26-30.

181. Урбан Д. Художественная автобиография и документ // Звезда. 1977. №2.

182. Фейнберг И. Читая тетради Пушкина М., 1981. 432 с

183. Филатова А.И. Русский советский исторический роман конца 50-х -середины 70-х годов. Новое в идейно-художественной проблематике. Автореф. диссер. д.ф.н. Л., 1980, 27с.

184. Филатова А.И. Современный советский исторический роман (вопросы классификации)//Русская литература. 1977 .№4. С. 181-193.

185. Филин M.Д. Солнечный центр нашей истории // А.Шик. Одесский и женатый Пушкин. Вс.Иванов. Александр Пушкин и его время. М.Д999.С.5-16.

186. Фоняков И. Пушкин и его время (Рецензия) // Сибирские огни. 1972. №1. С.179-181.

187. Франк С. Этюды о Пушкине. М., 1991. 178 с.

188. Фридлянд Ц. Основные проблемы исторического романа // Октябрь. 1934. №7. С. 196-209.

189. Хмельницкая Т. Исследовательский роман. Историческая проза Тынянова // Хмельницкая Т. Голоса времени. M-JI. 1983. С.40-85.

190. Хмельницкая Т. О Тынянове //Звезда. 1974. №9. С. 184-190.

191. Ходасевич В.Ф. О пушкинизме // Тайна Пушкина. М.,1999. С.127-139.

192. Хоменко Н.В. Землепроходцы в историческом романе // Дальний Восток. 1973.№7. С.126-142.

193. Центральный Пушкинский комитет в Париже, в 2т. т.1 .М., 2000.608с.

194. Цырлин JI. Советский исторический роман // Звезда. 1935. №7.С.238--244.

195. Цырлин JI. Тынянов беллетрист. Л., 1935.111 с.

196. Черейский П.А. Современники Пушкина. М., 1999. 352с.

197. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.,1982.192с.

198. Чешко C.B. Нация // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.405-406.

199. Чмыхов Л.М. Советский исторический роман 60-70 годов. Типология. Поэтика. Проблематика. Автореф. диссер. д.ф.н. М, 1984. 23с.

200. Чуковский К. Ю. Тынянов // Чуковский К. Современники: портреты и этюды. М.: 1962. C.5Î 7-526.

201. Шевченко B.C. Возвращение к народу и к себе // Дальний Восток. 1987. №7. С.6-8.

202. Шик A.A. Одесский и женатый Пушкин. Вс.Н. Иванов. А. Пушкин и его время. М., 1999. 576 с.

203. Шкловский В. О прошлом и настоящем // Знамя. 1937. №11. С.287-288.

204. Шкловский В. Об историческом романе и Юрии Тынянове // Звезда. 1933. №4. С. 167-174.

205. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.383с.

206. Шубин В. Майоры без эполет: по страницам романов Ю. Тынянова // Литературная учёба. 1987. №4. С. 135-137.

207. Шубин В.Ф. О комментировании романов Ю.Н. Тынянова // Русская литература. 1987. №2. С.163-168.

208. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина М., 1987. 550 с.

209. Щербина A.A. Заметки о некоторых особенностях художественного мышления // Вопросы русской литературы. Выпуск 3(9). Львов. 1968. С.3-15.

210. Эйдинова В.В. Ю.Тынянов о «литературной вечности» // Филологические науки. 1980. №3. С.74-78.

211. Эйхенбаум Б. Творчество Тынянова// Звезда. 1941. №1.С. 130-143.

212. Эсалнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. М., 1985.183с.

213. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра Спецкурс. М., 1978.78 с.

214. Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991.156с.

215. Юдин В.А. Человек. История, Память. М., 1990. 255с.

216. Юдин В.А. Жанровое новаторство русского исторического романа 60-70. Диссер. д.ф.н.М., 1992. 483с.

217. Юрий Тынянов: Писатель и учёный: Размышления. Встречи. М., 1966.224с.

218. Якимова С.И. Историческая прозаВс.Н. Иванова. Автореф. диссер. к.ф.н. М.,1992. 19 с.

219. Якимова С.И, По неопубликованным страницам исторического повествования Вс.Н. Иванова «Александр Пушкин и его время» // Филологические науки .1999.№ 4. С.94-102.

220. Якимова С.И. Из России-с Россией // Дальний Восток.1992 №7. С.139-143.

221. Якимова С.И. Жизнь и творчество Вс.Н. Иванова в историко-литературном контексте XX века. Хабаровск, 2001. 258с.

222. Якимова С.И.К изучению исторического повествования «Пушкин и его время». Учебно-методическое пособие для учителей литературы. Хабаровск,1997.43с.

223. Русская дальневосточная эмиграция и ее вклад в сближение культур Запада и Востока // Проблемы Дальнего Востока.2001. №1-2. С.160-164.

224. Яковлев Н.В. К вопросу о литературно-историческом романе // Звезда. №7-8. 1944. С.116-118.

225. Яковлева Т.М. Образ поэта. Пушкин в историческом романе И.А. Новикова. Тбилиси, 1962. 132 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.