Исторические романы Э. Бульвера-Литтона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Макиевская, Н. М.
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации Макиевская, Н. М.
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Э.БУЛШЕРА-ЛИТТОНА
ГЛАВА П. ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ 1830-х годов
ГЛАВА Ш. ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ 1840-х годов . 132
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
История и личность в творчестве Эдварда Булвера-Литтона2009 год, кандидат филологических наук Макарова, Елена Витальевна
"Ньюгетские" романы Э. Булвера-Литтона как новый тип социального романа в английской литературе первой половины XIX века2006 год, кандидат филологических наук Иванова, Ольга Александрвона
Рецепция творчества Э. Бульвера-Литтона в России 1830-1850-х годов2003 год, кандидат филологических наук Матвеенко, Ирина Алексеевна
Античный мир в английском историческом романе XIX века2009 год, доктор филологических наук Сомова, Елена Викторовна
Исторические романы Мэри Рено в контексте динамики жанра2013 год, кандидат филологических наук Манжула, Оксана Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические романы Э. Бульвера-Литтона»
В настоящее время растет интерес к наследию английской литературы XIX века, к так называемому "викторианское веку". "Викторианское возрождение" началось в Англии еще в 30-е -40-е годы XX века и продолжается по настоящее время; Наряду с наиболее известными произведениями Диккенса, Теккерея, классиков-реалистов XIX века» стали переиздаваться и произведения Э.Бульвера-Литтона, Троллопа и др., о которых современный читатель имел весьма отдаленное представление. В 1976 году был переиздан роман Э.Бульвера-Литтона "Последние дни Пошей11.
Объективный процесс взаимообогащения культур обусловил то внимание, которое советское литературоведение уделяет зарубежной литературе» Возникла необходимость и возможность изучить творчество малоисследованных писателей. К таким принадлежит Э.Бульвер-Литтон, внесший немалый вклад в развитие английской литературы XIX века;
Писатель очень широкого творческого диапазона и широких интересов, романист, драматург, поэт, историк к политический деятель, он оставил заметный: след во всех этих областях. Он создал несколько ярких образцов социально-психологического и исторического романа, отдал дань как романтизму, так и молодому критическому реализму, отразил в своем творчестве важнейшие этапы общественного и литературного процесса. Изучение английской литературы XIX века немыслимо бей рассмотрения творчества Э.Бульвера-Литтона*
Постоянные споры вокруг его произведений и их разноречивые оценки свидетельствуют о том, что творчество этого талантливого романиста и драматурга имеет большую значимость и для нашего времени.
Несмотря на все возрастающий интерес к творчеству Э.Буль-вера-Литтона, его литературное наоледие не изучено в полной мере, Особенно это относится к историческим романам писателя, к его теории романа вообще и исторического - в частности. Учитывая что проблемы историзма и исторического романа сейчас, в век острой идеологической борьбы, приобретают особую значимость, мы приходим к выводу об актуальности и своевременности избранной нами темы;
Научная новизна нашей работы состоит в том, что она представляет собой первую в советском литературоведении попытку исследовать исторические романы Э.Бульвера-Литтона, которые наряду с социально-психологическими занимали ведущее место в его творчестве, и явились существенным вкладом в развитие английского исторического романа XIX века*
Цель и основные задачи диссертации состоят в том, чтобы, исследуя исторические романы Э.Бульвера-Литтона, попытаться определить его место в истории английской литературы XIX века, выяснить характер связи его произведений с основными тенденциями романтизма и реализма его эпохи, а также выявить сущность взаимовлияний исторических романов писателя и его литературных современников*
Методологической основой диссертации явились труда классиков марксизма-ленинизма; Оценивая значение Э. Бульвера-Литтона как писателя, мы исходим из ленинокого положения, что "исторические заслуги судятся не по тому чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественник аии"-%
Творчество Эдуарда Бульвера-Литтона (1803-1873) многогранно и обширно. Оно впитало в себя традиции прошедшего ХУШ века и стало одним из связующих звеньев между романтизмом и критическим реализмом XIX века. Перу Эдуарда Бульвера-Литтона принадлежат двадцать четыре романа, девять пьес, ряд исторических работ о Греции, огромное количество статей о литературе, искусстве, политике, биографии В.Скотта, Шиллера и др. Кроме того, он был прекрасным переводчиком поэм и баллад Шиллера.
ЗТромкой известностью пользовался уже один из первых романов Э.Бульвера-Литтона "Пелэм или приключения джентльмена" (1828). В этом романе А. С;Пушкин оценил яркую картину тщеславного и лицемерного высшего общества. "Пелэм" настолько увлек А.С.Пушкина, что он собирался написать роман о современном русском общеотве под названием "Русский Пелэм", увидя в своем друге Нащокине П. Б. фигуру, напоминающую бульверовского Пелэма -разочарованного, но не бездеятельного аристократа^
Исторические романы 30-х годов "Последние дни Помпеи" и "Риенци;' последний римский трибун" стали одной из вершин творчества Э.Бульвера-Литтона. Его роман "Последние дни Помпеи" особенно интересен советскому читателю, так как он написан под непосредственным влиянием знаменитой картины К.П.Брюллова. Роман "Риенци, последний римский трибун" послужил сюжетом для оперы
I/ В. И. Ленин. К характеристике экономического романтизма; Полное.собрание, сочинений, т.2, стр.178.
2/ См.; П.Анненков. Литературные проекты Пушкина. Планы социального романа и фантастической повести. - Вестник Европы, 1881 г., № 7. стр.29 - 60; П.М.Казанцев. К изучению "Рус-" окого Пелама" А.С.Пушкина - Временник'Пушкинской комиссии," 1964 г. Л. , 1967 г. , стр.21 - 33; Н.А.Раевский; 'фуг Пушки- ' на Павел Воинович Нащокин. Л^, "Наука", 1976 г., стр.33 - 35.
Р.Вагнера^ и, по-видимому, заинтересовал Ф* Энгельса, создавшего драму "Кола ди Риенци"2^
Исторические романы 40-х годов "Последний барон" и "Гарольд, последний саксонский король" включены в список обязательной литературы в современной английской школе* Это, видимо, объясняется не только достоинствами этих романов, но и их консервативным духом, отличающим их от романов 30-х годов;
Лучшим романом Э.Бульвера-Литтона можно считать "Кенелма Чиллингли" (1873), включенного A;MwГорьким в серию книг "История молодого человека ХП столетия"; В нем сделана очень интересная попытка создания положительного героя и особенно сильны элементы реализма;
За полувековой период,; на который пало творчество Э.Бульвера-Литтона, многие грандиозные события потрясли Европу* Отзвуки французской буржуазной революции 1789-1794 годов еще раздавались в Англии, когда Э.Бульвер-Литтон издал свой первый роман "Фольклэнд" в 1827 году* Наполеоновские войны, победа Англии при Ватерлоо - все это было в недалеком прошлом* Две французские революции (1830 и 1848 годов), а в самой Англии - чартизм -вот исторический фон, на котором развивалось творчество Э.Бульвера-Литтона. Сильнейшее впечатление произведи на него события Парижской коммуны в 1871 году* Творчество писателя прямо или косвенно отразило весь этот исторический процесс и развивалось под его влиянием;
I/ См*: Ю.Капп. Рихард Вагнер* М*, 1913 г., стр. 14*
2/ См.: Из рукописного наследия Фридриха Энгельса* -"Новый мир". 1975 г*, № 9, стю*3 - 4; " Ф.Энгельс.'Кола ди Риенци. - ""Новый мир", 1975 г., стр.5 - 32.
В своих произведениях Э.Бульвер-Литтон решал вопросы современности и обращался к историческому прошлому. Он писал о лицемерии и суетности деградирующего дворянского общества и об утрате им духовных ценностей. Его интерес к проблеме личности и общества, размышления о вине общества перед людьми, идущими на преступления из-за голода и лишений, определяют своеобразие и значимость его творчества - особенно в первый его период;
3.Бульвера-Литтона как писателя-историка интересовали переломные моменты истории, послужившие толчком к дальнейшему развитию общества. Он стремился разобраться в понятиях зла и добра, чести и высокой морали; его привлекала проблема ответственности человека за свои действия. Однако его частое стремление поэтизировать далеко не идеальных героев объяснялось его ошибочными политическими взглядами и снижало возможности его таланта в области исторического романа.
Неровность творчества и противоречивость мировоззрения Э.Бульвера-Литтона вызвали противоречивые оценки критиков*;
При жизни Э.Бульвера-Литтона в IBS? году вышла богато иллюстрированная книга Генри Ф.Хорли "Писатели Англии", в которой автор дает краткий биографический очерк об Э.Бульвере-Литтоне, отмечая его быстрорастущую популярность; по словам автора, Э.Буль-вер-Литтон "пришел, увидел, победил"^ Г.Хорли коротко пишет обо всем, что было издано Э.Бульвером-Литтоном, начиная с его стихов, и во всем он видит талант, ум и оригинальность. Особенно высоко оценил Г.Хорли "Последние дни Помпеи", назвав этот роман "изумительной повестью, которая очаровывает нас; мы читаем ее до самого
I/ Chorley. The Author® of England. L. ,1837, p- 44. конца, затаив дыхание."1-^ Не менее высокую оценку Г.Хорли дает роману "Риенци". Он считает, что английская критика слишком сурово относится к Э.Бульверу-Литтону, произведения которого можно встретить и в США и в Германии. Хвалебная статья Г.Ф.Хорли отличается несомненной односторонностью.
В 1873 году, в год смерти Э.Бульвера-Литтона, в журнале "Куортерли Ревью" была опубликована статья, посвященная анализу его романов2^ Автор статьи подчеркивает многогранность и многосторонность творчества Э.Бульвера-Литтона, считая, что каждая работа писателя носит отпечаток его личности, "его трудолюбия, любви к литературе, доброжелательного отношения к начинающим писателям, его доброты, сердечности и человечности"3^ Автор статьи относит Э.Бульвера-Литтона и к классицистам и к романтикам. Отмечается, что "криминальные" романы писателя имели таких последователей как У.Эйноуорт, чей роман "Дкек Шеппард" оказал самое отрицательное влияние на подростков.
Из исторических романов выделяются "Последние дни Помпеи" и "Гарольд"; дается весьма высокая оценка социальным романам ("Кэкстоны", "Мой роман" и "Что он с этим сделает*?"); проводится параллель между особенностями творчества Э.Бульвера-Литтона и Теккерея и Диккенса. Незаслуженно отрицательная оценка дается последнему роману писателя "Кенелм Чиллингли".
В 1883 году, спустя десять лет после смерти Э.Бульвера
I/ H.F. CborXey. The Authors of England. L., 1827, p. 44. 2/ E. Bulntr Lytton. - Quarterly Review, vol. 1J4, 1873» V Ibid., p. 487.
Литтона, вышла автобиография писателя с комментариями его сына под названием "Жизнь, письма и посмертные произведения Эдуарда Бульвера лорда Литтона"1^ Сын писателя ненавязчиво, с большим тактом комментирует произведения отца и его личную жизнь* Но Э.Бульвер-Литтон не закончил своих мемуаров, я сын пишет о формировании философско-политических и эстетических взглядов писателя на основе писем и высказываний отца. Получился всесторонний и довольно объективный анализ с описанием причин, побудивших Э.Бульвера-Литтона к созданию того или иного произведения.
Первая и наиболее полная монография об Э.Бульвере-Литтоне принадлежит Т.Эскотту, лично знакомому с сыном писателя^ Кроме того, Т.Эскотт был знаком с другом Э.Бульвера-Литтона Дконом Форстером и коллегой Э.Бульвера-Литтона лордом Карнавоном, который работал помощником Э.Бульвера-Литтона, когда тот был министром колоний в 1858 году. В монографии Т.Эскотта собран огромный фактический материал, дана панорама политической и культурной жизни Англии XIX века. Т.Эскотт прослеживает путь писателя с детских лет, но материал подан несколько эклектично, с нарушением хронологической последовательности. Например, восторженное высказывание Теккерея в 1851 году о таланте и начитанности Э.Бульвера-Литтона, поданное в начале книги, сглаживает резкую критику Теккерея в адрес "ньюгейтских" и "дендистских" романов Э.Бульвера-Литтона. В то же время Т.Эскотт подробно дает историю создания отдельных произведений, отмечает литературные влияния,
I/The Life, Letters auod Literary Remains of Edward Bulwer Lord Lyfcton by bis son. L., 1883*
2/ Т.Н. S.lecott . Edward Bulwtr First Baron Lytton of Knebworth.
L., 1910. отраженные в них, восприятие их современниками и реакцию критики, Т.Эскотт, подводя итог, пишет: "Как уже было сказано, Бульвер-Лйттон никогда не основал какой-либо литературной школы. Но в то же время он оказывал заметное влияние на других писателей-современников"^
Следует упомянуть, что в 1897 году, за тринадцать лет до появления монографии Т.Эскотта об 3.Бульвере-Литтоне, вышла книга Т.Эскотта "Социальные изменения викторианской эпохи", в которой автор прослеживает развитие английской литературы в XIX веке на фоне социальных преобразований^ Т.Эскотт из всех писателей-викторианцев, таких как Диккенс, Теккерей, Д.Элиот, Коллинз, Троллоп, выделяет Э.Бульвера-Литтона, считая его "зеркалом нового и разносторонне образованного викторианского века"^
Следующим исследованием творчества Э.Бульвера-Литтона является работа внука писателя "Жизнь Эдуарда Бульвера, первого лорда Литтона"» вышедшая в 1913 году^ Хотя внук Э.Бульвера-Литтона не был профессиональным писателем, его двухтомное сочинение систематически и хронологически отражает творческий путь писателя, дает подробную характеристику произведений и содержит большое количество писем, в которых Э.Бульвер-Литтон выражал
1/ T.H.S.Escott. Edward Bulwer First Baron Lytton of Knebworth.
- L., 1910, p. 357. —
2/ T.H.S.Escott. Social Iransformations of the Victorian age. !»♦> 1897 •
3/ Ibid», p
4/ Shfe Life of Edward Bulwer First Lord Lytton by bis Grandson - the Earl of Lytton, L., 1913. свое мнение о литературе я о писателях-современниках. К монографии приложен полный список всех работ Э. Бульвера-Литтона.
В 1914 году в США вышло исследование Б.Г.Бэлла "Введение к романам, пьесам и комедиям Эдуарда Бульвера лорда Литтона"*^ в котором дается подробный анализ всех романов и пьес писателя. Е.Бэлл считает, что потребуется еще несколько столетий, прежде чей в Англии появятся критик, "способный постичь силу, мудрость и мастерство искусства"^ Э.Бульвера-Литтона. Автор исследования выделяет пять периодов в творчестве писателя, подчеркивает его эрудицию и в то же время отсутствие показной демонстрации знания истории, законодательства, литературы и т.д. Но как большинство западных критиков Е.Бэлл рассматривает творчество Э.Бульвера-Литтона изолированно, а яе на фоне всего литературного процесса в Англии того периода.
М.Сэдлер, автор ряда биографических исследований, публикует в 1931 году биографию Э.Бульвера-Литтона под названием "Бульвер: панорама» - Эдуард и Роэина 1803-1836"3^ Само название монографии говорит о том, что М.Сэдлер концентрирует свое внимание на довольно коротком периоде творчества Э.Бульвера-Литтона с 1827 г. по 1836 год. Как и монография Т.Эекотта, работа М.Сэдлера основана в первую очередь на вышеупомянутой биографии самого Э.Бульвера-Литтона, с комментариями его сына, it >
I/ E.G. В* 11. Introductions to the Prose Romances, Plays and Comedies of Edward Buluer Lord Lyttexu Chicago, 1914.
2/ lt>id., p. 7.
3/ M. Sadleir. Bulwer: A Panorama. Edward and Rosina. 1803-1836. L., 1931*
М.Сэдяер уделяет слишком большое внимание родословной Э.Бульвера-Литтона, хотя о ней было достаточно написано и самим писателем и в предшествующих биографиях. С такой же тщательностью он прослеживает родословную жены Э.Бульвера-Литтона; рассматривает характер взаимоотношений писателя с женой, пытаясь разрешить неразрешимой вопрос: кто виноват в распаде семьи? Работа Сэдлера снабжена большим количеством писем, во они большей часты) носят личный характер и мало способствуют пониманию литературно-эстетических и фило софско-политических взглядов Э.Бульвера-Литтона. Книга написана очень живо, с яркими зарисовками жизни Лондона и Парижа и с большим количеством цитат из произведений Э.Бульвера-Литтона. Кроме того, М.Сэдлер дает обзор критических статей о произведениях Э.Бульвера-Литтона, появлявшихся в периодических изданиях журналов и газет с 1827 по 1836 годы.
В последние годы проявляется более пристальное внимание к творчеству Э.Бульвера-Литтона. Особенный интерес наблюдается в американской критике, начиная с 60-х годов; исследования ведутся в разных направлениях* В 1958 году вышла книга под редакцией Ч.Шеттак "Булъвер и Макреди", в которой прослеживается развитие раннего викторианского театра^ Авторы считают, что, хотя Э.Бульвер-Лнттон порицал французский театр, тем не менее оя не избежал его влияния, в частности драматургии В.Ваго; с этим нельзя не согласиться.
Американские литературоведы посвятили немало работ историческим романам Э.Бульвера-Литтона. Это исследования К.Дэла
I/ Bulwer азаД Mac ready. A Cronicle of the Early Victorian Theatre.
Edited Ъу Charles H. Shattuck. Urbana, 1958.
Бульвер-Литтон а школа катастрофы" (I953)1/ - о романе "Последние дни Помпеи" и "История битвы при Гастингсе. - Историко-поли-тические романы Бульвера-Литтона" (1958)- о романах "Гарольд" и "Последний барон". К.Дэл считает, что Э.Бульвер-Литтон умел чувствовать дух времени, несмотря на противоречивость овоего мировоззрения. Он приходит к выводу, что новаторство Э.Бульвера-Литтона состоит в создании новой формы романа - историко-полити-ческого.
В 1971 году в Америке вышло исследование А.Флейшмена "Английский исторический роман. От В.Скотта до В.Е>улф"3^ в котором автор полемизирует о К.Дэлом о новаторстве Э.Бульвера-Литтона и считает, что политическая тенденциозность, консервативность последних романов ("Последний барон" и "Гарольд") объясняется сложившейся в Англии обстановкой, усилением чартизма.
Наиболее полным и объективным исследованием викторианского исторического романа можно считать работу Дк.Симмонса "Романиот-историк" (1973), в котором Э.Бульвер-Литтон назван "новатором и самым выдающимся представителем нового типа исторического романа, основанного на обширном исследовании, большом внимании к фактической точности в изображении исторических событий и лиц"4^ ■of, 1/ С. Dahl. "Bulwer lytton and the SchoolYCatastrophe,f -Philological Quarterly, vol. 32, Ho. 4, pp. 428-442,1953•
2/ C. Dahl. History on the Hustings: Bulwer Lytton'e Historical novels of Politics in Rathhurn, Robert C. and Martin Stein-ташх, Jr. eda, From Jane Austen to Joseph CoBrad.Mixmeapolis, 1958, pp. 60-71.
3/ A. Fleishman, The English Historical Novel.W. Scott to Y.Woolf Baltimore, 1971» PP* 31|33-36, 180.
4/ J.C. Simmons• The Novelist as Historian. Mauton. The Hague. Paris, 1973, p. 40»
Появляются отдельные статьи в периодических изданиях Англии и США, особенно много их было к столетию со дня смерти Э.Буль вера-Литтона; их можно было бы объединить под названием: "Э*-Буль-вер-Литтон и его современники". В Англии в 1972 году вышла статья Ж.Лебурджеса "Суинберн, Лорд Литтон и JfeoH Форстер"1/ В США в 1970 году - статья Э.Эйнера "Бульвер-Литтон и изменение конца романа "Большие ожидания"2/ в 1961 году - статья Дк.Фрейди-на "Странная история" Бульвера-Литтона3// и статья Д.Гэнзела "Д^рама и закон в начале XIX века"4/ В Канаде в 1972 году - статья Б.Нокоа "Сэр Эдуард Литтон и Конфедерация 1858 года"5/ В США в 1973 году - статья Э.Кристенсена "Эдуард Бульвер"6/ В Англии в 1973 году - статья С.Флауэр "Чарльз Диккенс и Эдуард Бульвер-Литтон"7/ и - в 1974 году - статья Р.Зипсера "Бульвер-Литтон и Миньона Гёте"8/
I/ J.Y. Lebourgeous. Swinburne. Lord Lytton and John Forster. Notes and Queries. L.1972, vol.19, Ho. 10, pp. 417-419.
2/ E.M. Eigner. Bulwer-Lytton and the Changed Ending of Great Ibtpeefeations-Nineteenth Century Fiction. Berkerley, 1970, vol• 25, Ho. 1, pp. 104—108.
3/ J.I. Fradin. The Absorbing Tyranny of Everyday Life: Bulwer -Lytton1 e A Strange Story. Nineteenth Century fiction, California, 1961, vol. 16, pp. 1-8.
4/ D. GanzeljfcPatent Wrongs and Patent Theatres: Drama and the Lav in the Early Nineteenth Century. -ВЯД, N.Y., 1961, vol. LXXVI, Ho. 4, pp. 384-396.
5/ В .A. Knox. Sir Edward Lytton and Confederation. - Canadian Historical Review, Toronto, 1972, vol. 53»No.1-2, pp.108-111.
6/ A.C. Chrietensen. Edward Bulwer, first Baron lytton of Kneb-worth: 25 May 1803 - 18 January 1873, -19th Century Fiction, California, 1973, vol. 28, No. 1, pp. 85-86.
7/ S.J. Flower. Charles Dickens and Edward Bulwer Lytton. - The Eickensian. L., 1973, vol. 69, part 2, No. 370, PP. 79-89.
8/ R.A. Zipser. Bulwer Lytton and Goethe's Mignon-Modem Language Notes, 1974, vol. 89, No. 3, pp. 465-468.
Шя Э.Бульвера-Литтона можно встретить в работах общего характера, таких как Э.Бейкер "История английского романа" (1936)4 К.Тиллотсон "Романы 1840-х" (1954)2^ Л.Стивеноон "Английский роман" (I960)3^ Э.Розенберг "От Шейлока до Свенгали;!. Еврейские стереотипы в английской художественной литературе" (1960)4/ Р.Чэпмен "Викторианские дебаты" (1968)
Особый интерес может представлять статья Л.Стивенсона, написанная еще в 1930 году, - "Отчимы викторианства", где он о большим мастерством проводит параллель между Э.Бульвером-Лит-лоном и Б.Дизраэли6^
Однако, несмотря на внушительный перечень критических работ об Э.Бульвере-Литтоне за рубежом, ни в одной из них не уделяется должного внимания мировоззрению и эстетическим позициям писателя. В них почти отсутствуют выводы, обобщающие художественный метод Э.Бульвера-Литтона, его философские взгляды, не прослежены основные тенденции английской литературы XIX века и место Э.Бульвера-Литтона в литературном процессе.
I/l'JU Baker. The History of the English Novel. L.,1936.
2/ X. Ti Hot son. Novels of the 1840 s. Oxford, 19 54.
3/ L. Stevenson. The English Novel. Bast on, 1960.
4/ E. Rosenberg. From Shylock to Svengali. Juish Stereotypes in English Fiction. California, 1960.
5/ R. Chapman. The Victorian Debate. L., 1968.
6/ L. Stevenson. Stepfathers of Yictorianieau- The Virginia Quarterly Review, vol. 6, 1930.
Как известно, биографическое исследование является излюбленным приемом зарубежных литературоведов, которые уделяют слишком большое внимание частной жизни писателя, считая, что обстоятельства личной жизни могут объяснить весь процесс творчества и эволюцию философско-эстетических взглядов. Отсюда и вытекает одностороннее исследование творчества Э.Бульвера-Лит-тона на Западе.
XX X
Русскому читателю произведения Э.Бульвера-Литтона были известны с самого начала их появления в печати, и пользовались они не меньшей популярностью, чем в Англии. Его произведения переводились сразу же после выхода в свет, иногда, правда, уже с французского языка, что, несомненно, снижало их художественную ценность. Почти все романы Э.Бульвера-Литтона были переведены в дореволюционной России, за исключением таких как "Фолкленд", "Деверу" и "Годолфин". Переводы его романов и рецензии на них можно встретить в периодических дореволюционных изданиях, таких как: "Библиотека для чтения", "Вестник Европы", "Московский наблюдатель", "Современник", "Новый мир", "Восходы", "Изумруд", "Библиотека исторических и уголовных романов", "Инвалид", "Отечественные записки", "Русский вестник", "Московитянин", "Сын отечества", "Живописное обозрение", "Собрание иностранных романов" и "Литературная газета". Кроме того, многие его романы выходили на русском языке отдельными изданиями.
Большинство произведений Э.Бульвера-Литтона переводилось с сокращениями, с изъятием подробностей, замедляющих действие, и с опущением философских отступлений. Например, в романе
Занони" были опущены знаменитое высказывание Дидро о "последнем короле и последнем попе", 'рассуждения о философии Кондорсе и т»п. Видимо, царская цензура находила некоторые мысли Э.Бульвера-Литтона о революции и цивилизации достаточно крамольными, чтобы не допустить их появления в русской печати. Кроме того, переводы часто были неточны, опускались целые главы, не всегда переводились эпиграфы к главам, которые Э.Бульвер-Литтон тщательно отбирал, раскрывая через них смысл главы.
Русские критики не оставили без внимания творчество Э.Бульвера-Литтона. Оценки творчества Э.Бульвера-Литтона Б.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским были более суровыми, чем оценка А.С.Пушкина, но они свидетельствуют о несомненном интересе русской демократической критики XIX века к творчеству Э.Бульвера-Литтона. В.Г.Белинский пишет лишь об одном и весьма незначительном романе Э.Бульвера-Литтона "Рейнские пилигримы" (1834), но даже и тут В.Г.Белинский вынес интересную и справедливую оценку английского писателя, подчеркивая его огромную популярность в Европе, но не переоценивая его влияния на умы, как это делали западные критики. Заканчивая свою статью о "Рейнских пилигримах" В.Г.Белинский пишет: "Словом, Бульвер, писатель не гениальный, но с талантом, хорош только там, где естественен, где пишет в духе времени, где противоречит своим нелепым мыслям о жизни, и несносен, где силится, вопреки своему таланту, быть идеальным. Ему надо чувствовать, а не мыслить, надо бессознательно следовать внушению своего таланта, а не корчить из себя трубадура с венком на остриженной голове и букетом роз на модном фраке: тогда он бу-дет'лучше"1^ '~
I/ В.Г.Белинский.' Полное'собрание сочинений. М., 1953 г., Изд.АН СССР, т.1, стр.248.
Н.Г.Чернышевский писал об Э.Бульвере-Литтоне, сравнивая его с У.Годвином и Ч.Диккенсом. Н.Г.Чернышевский считал, что англичане слишком переоценивают творчество Э.Бульвера-Литтона, става его наравне с Ч.Диккенсом. Более того, Н.Г.Чернышевский считал, что не только Ч.Диккенс, но и У.Годвин стоит гораздо выше Э.Бульвера-Литтона. Сознавая, что у У.ГЪдвина "не было такого таланта, как у Буль вера", тем не менее Н. Г. Чернышевский находил, что "романы Годвина неизмеримо поэтичнее романов Буль-вера"1^
Следует заметить, что это высказывание Н.Г.Чернышевского было сделано до появления самого поэтичного и в то же время самого реалистического романа Э.Бульвера-Литтона "Кенелма Чиллингли".
Своеобразную оценку творчества Э.Бульвера-Литтона дал А. В. Дружинин2^ Он довольно подробно анализирует роман "Необычная повесть" (или "Странная история"), считая его бесполезным и запутанным, "без высокого и нравственного поучения"^ пишет А.В* Дружинин о нем лишь потому, что этот роман пользовался огромным успехом. Романы "Последний день Помпеи", "Гарольд", "Последний из баронов" и "Семейство Кэкстонов" критик считает плохими, не объясняя причин и не вдаваясь в подробности их анализа. "ПелэмаV "Поля Клиффорда", "Риенци", "Эрнеста Маль-траверса" и "Алису" А. В.Дружинин относит к романам "достойным
I/ Н.ГЛернышевский. Предисловие к "Повести в повести". В кн.: "Русские писатели о литературе (ХУШ-ХХ вв.), Л., 1939 г;, Т.П., стр.21.
2/ См.: А.В.Дружинин. Собр.соч. т.1-8. Спб., 1865-1867 гг., т.У, отр.418-425; т.У1, стр.363-368.
3/ Там же, т.У, стр.425. внимания" v Самую высокую оценку он дает роману "Юдош Эрам", который по его мнению, "составляет честь британской словесности, который через несколько столетий будет читаться вместе с романами Гольдсмита, Годвина и Фильдинга . и навсегда, по-видимому, останется лучшей вещью Бульвера, краеугольным камнем славы романиста"2/ А; В. Дружинин не сумел правильно оценить творчеотво Э.Бульвера-Литтона. В наше время "Юдаин Эрам" почти забыт, а "Последний день Помпеи", "Последний барон" и "Гарольд" переиздаются и читаются с неменьшим интересом, чем во времена Э.Буль-вера-Литтона.
Русская критика не оставила без внимания и автобиографию Э.Бульвера-Литтона. Она была переведена с сокращениями: М.Л. написал по ней биографический очерк с критической оценкой творчества писателя®/
Автор очерка считает, что в произведениях Э.Бульвера-Литтона "идеализм соединялся с реальным изображением жизни; он отвечал выраставшей потребности в изучении современных условий общества; В этом смысле он был предшественником Диккенса, Лда.Элиота и др.писателей реально-идеалистической школы"4/ М.Л. дает краткое содержание некоторых, менее известных романов с их критической оценкой, порой довольно субъективной; Так, например, М.Л. считает, что роман "Деверу" написан "по образцу романов
I/ См.: А.В. Дружинин. Собр.соч., т.1-8. Спб., 1865-1867, т.У1, стр.368.
2/ Там же, т.У1, стр. 366-367.
3/ М.Л.Эдуард Бульвер. Биографический очерк по письмам и по-' смертным рукописям. - Вестник Европы, 1885 г., тЛУ, кн.7, стр.216-248 (инициалы "М.Л." нам расшифровать не удалось).
4/ Там же, стр.216.
В.Скотта, хотя не равный им по достоинству"*/ На самом же деле "Деверу" мало чем напоминает исторические романы В.Скотта, к тому же Э.Бульвер-Литтон и не ставил перед собой такой задачи.
Небольшая статья о творчестве Э.Бульвера-Литтона включена во "Всеобщую историю литературы" под редакцией В.О.Корша и А.Кирпичникова2/ В статье делается попытка дать общую оценку творчества без анализа произведений. В ней много спорных моментов, особенно в вопросе периодизации. А.Кирпичников делит романы Э.Бульвера-Литтона приблизительно на три периода; первый - с 1828 г. по 1848 г., второй - с 1849 г. по 1865 г, и третий с 1866 г. по 1873 год. Эта периодизация творчества писателя, его эволюция объясняется жизненными удачами или неудачами. Поэтому первый период рассматривается как наиболее деятельный, оригинальный, с некоторым позированием писателя перед читателями; второй период - более глубокий, вследствие того, что писатель испытал удары судьбы и жажда й успеху притупилась. Такая узко биографическая оценка творчества едва ли приемлема. Заканчивая статью, А.Кирпичников приходит к следующему выводу: "Бульвер может считаться представителем последней стадии развития романтизма, не только по своей страсти к фантастическому, но и по своему стремлению соединять поэзию с наукой .,|3/ Это важное наблюдение.
В дореволюционной России переводились не только произведения Э.Бульвера-Литтона, но и критические статьи о нем с английского, французского и немецкого языков. Например, интересна статья
I/ М.Л. Эдуард Бульвер. Биографический очерк по письмам'и"посмертным рукописям. - Вестник Европы, 1885, тЛУ, кн.7, стр.234.
2/ Всеобщая история литературы под редакцией В.О.Корша, А.Кир-пичникова. Спб., 1892, тЛУ, стр.943-946.
3/ Всеобщая история литературы под ред.В.О.Корша, А.Кирпичнико-ва, тЛУ, стр.945. немецкого исследователя Ю.Шшдта "Тенденциозный роман", где он сравнивает исторические романы Э.Бульвера-Литтона с историческими, романами В.Скотта, считая первого - человеком, отличающимся "очень тонкой рефлекцией, но не имеющего никаких твердых убеждений"^ Ю.Шмидт, как и многие другие западные критики, рассматривает творчество Э.Бульвера-Литтона с позиций своего отношения к нему, как к человеку, обвиняя его в "болезненном тщеславии и сентиментальном понимании жизни"2^
X X X
Изучение творчества Э.Бульвера-Литтона в советском литературоведении началось с перевода его лучшего романа "Кинельм Чиллинг ■ли". Правда, в первые годы после революции особым успехом пользовался его роман "Риенци", переделанный в пьесу для советского ре-волюционного театра, но затем интерес к его творчеству упал. ' | А.Виноградов, написавший предисловие к первому послереволюционному изданию "Кинельма Чиллингли" (1932 г.), подчеркивал огромное значение Э.Бульвера-Литтона для понимания литературного процесса ** XIX века в Англии3^
А.М.Горький высоко ценил последний роман Э.Бульвера-Литтона, подчеркивая типичность Кинельма Чиллингли и сравнивая его с героя ми Стендаля, Мюссе, Бальзака, Лермонтова, Сенкевича, Поля Бурже и др. Их общность великий русский писатель увидел в их вере
I/ Ю.Шдидт. "Тенденциозный роман". В кн.: "Обзор английской литературы XIX столетия". Спб., 1864 г., стр.153 - 154.
2/ Ю.Шидт. "Тенденциозный роман", стр.157. .
3/ А.К.Виноградов. Вступительная статья. В кн.: Э.Бульвер-Литтон. Кинельм Чиллингли. м., 1932 г., стр.3 - 24. "что вноокое интеллектуальное развитие совершенно обеспечивает им соответственно высокую и независимую социальную позицию, обеспечивает свободу шслн и воли"*/ А драна этих героев по мнению Горького заключается в "противоречии между личностью и обществом"2/ Вот что привлекло Горького к герою Э.Бульвера-Литтона, и мы наблюдаем не только "перекличку" героев, но и преемственность темы, общность отдельных проблем.
В последние два десятилетия интерес к творчеству Э.Бульвера-Литтона возобновился. О нем стали писать, но чаще всего в сравнении с другими писателями. Н.К.Орловская в диссертации "Исторический роман Теккерея" '(1946) пишет о новом подходе к историческому роману в творчестве Бульвара, считая его новатором в этом жанре, но отмечая отсутствие народности, по сравнению с В.Скоттом?^ Писали об исторических романах Э.Бульвера-Литтона В.С.Бенинг -"Исторические романы Стивенсона"4/ Ю. И. Круто в - "Исторический роман Р.Л.Стивенсона" (I970)5/ В.С.Довгопол - "Историческая тема в творчеотве В.М.Теккерея (1830 - 40-х гг.)" (1973)6/ Т.Н.Гле-бова - "Теккерей - теоретик реализма" (1969)и Н.А.Егунова
I/ А.М.Горький. Собр.соч. В 30 Т., М., 1953 г., т.26, стр.219.
2/ Там.же, стр.220.
3/ Н.К.Орловская. Исторический роман Теккерея. Канд.дис. Тбилиси,- 1946 г., стр.21 - 28. . .
4/ В. С;Бешшг. Исторические романы Стивенсона. Канд.дис.,Л., 1948г., стр.20 - 21.
5/ Ю.И.Крутов. Исторический роман Р. Л. Стивенсона. Кавд.дис., М., 1970 г., стр.63 - 64.
6/ В.С.1овгопол. Историческая тема в творчестве В.М.Теккерея (1830 - 40-х гг.). Канд.дис., Киев, 1973 г., стр.33, 36 -40, 63, 121.
7/ Т.Н.Глебова. Теккерей - теоретик реализма. Канд.дис., М., 1969 г.
Теория романа в критических статьях Теккерея" (I960)V В "Истории английской литературы (т.П, вып.2, 1955) творчество Э.Бульвера-Литтона было весьма сурово оценено А.А.Елистратовой, которая выделяет лишь его роман "Кенелм Чиллингли"^ В 1958 году вышел роман Э.Бульвера-Литтона "Пелэм или приключения джентльмена", впервые полностью переведенный в СССР с интересным предисловием А.В.Чичерина, который считает этот роман большим достижением писателя; хотя критика Э.Бульвера-Литтона не отличается глубиной и остротой, свойственной Теккерею» тем не менее, она язвительна3^ В 1965 году вышли одновременно два романа: "Кенелм Чиллингли" о предисловием А. В.Чичерина^ и "Последний день Помпеи" с предисловием С.Л.Утченко5^ а в I960 году - "Пьесы Э.Бульвера-Литтона" с предисловием Ю.Й.Кагарлицкого, который считает, что Э.Бульвер-Литтон "в истории английской драмы занимает значительно большее место, чем в истории английского романа"^ М.П.Алексеев в книге "Из истории английской литературы" рассматривает творчество Э.Бульвера-Литтона в связи с творчествшУ. Годвина и
I/ Н.А.Егунова. Теория романа в критических'статьях Теккерея* В кн.: Литература и эстетика. JL, I960 г., стр.217, 218, 230 - 232.
2/ История английской литературы. М., Изд-во АН СССР, 1955 г. , т.П» вып.2, стр.38-45.
8/ А.В.Чичерин. Вступительная статья; - В кн.: Э.Бульвер-Литтон. Пелэм или приключения джентльмена. М., Гослитиздат, 1958 г., стр.3 - 18.
4/ А.В.Чичерин. Вступительная статья. - В кн.: Э.Бульвер-Литтон. Кенелм Чиллингли. его приключения и взгляды на жизнь. М - Л. "Худож.лит.'", 19о5 г., отр.З - 16.
5/ С.Л.утч6нк0. Вступительная статья. - В кн.: Э.Бульвер-Литтон. Последние дни Помпеи. М. "Дет.лит.", 1965 г., стр.3 - 20.
6/ Ю.Кагарлицкий. Бульвер-Литтон - драматург. - В кн.: Эдвард " Джордж Бульвер-Литтон. Пьесы М., изд-во "Искусство", I960 г., стр.13.
Байрона1; В.В.йвашева в "Истории зарубежной литературы" пишет о большой популярности уголовно-романтических или "ньюгейтских" романов, основоположником которых она считает Э.Бульвера-Литтона2/
Интересна для нас статья А.С.Пулинец "О жизни Клима Самги-на М.Горького"3/ в которой автор проводит убедительную параллель между образами Кенелма Чиллингли и Клима Самгина, считая, что герой последнего романа Э.Бульвера-Литтона "перекликается" с героем А.М.Горького. Об этой параллели героев было замечено ранее в статье Б.Вальбе "О "Жизни Клима Самгина"4/ и А.С.Пулинец лишь углубляет эту наметившуюся в советской критике мысль о "перекличке" героев М.Горького с героями Стендаля, Бульвера-Литтона, Мюссе, Бальзака, Лермонтова и др.
Очень спорной, на наш взгляд, является статья А.Ф.Любимовой "Утопия Э.Бульвера-Литтона "Грядущая раса"5/ Автор статьи объединяет два романа писателя "Грядущая раса" и "Кенелм Чиллингли" по "общей социальной концепции, которая избрана поздним Бульвером". ^ Следует отметить неточный перевод цитаты, характеризующей взгляды писателя на республику. А.Ф.Любимова пишет о враждебности Э.Бульве
I/ М.П.Алексеев. Из истории английской литературы. М.-Л. Гослитиздат, I960 г., стр.274, 283, 286, 296, 300.
2/ История зарубежной литературы XIX века. М. Изд-во МГУ, 1970 г., ч.2, кн.1, стр.162.
3/ А.Пулинец. О жизни Клима Самгина М.Горького. - В кн.: Ученые запиоки Черновицкого университета. I960 г., т.39, вып.10, стр.92 - 119. ,
4/ Борис Вальбе. О "Жизни Клима Самгина". - В журн. "Звезда", 1940 г., № 2, стр.132 - 145.
5/ А.Ф.Любимова. Утопия Э.Бульвера "Грядущая раса". - В кн.: Проблемы метода жанра, стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX. веков. Выпуск I (301). Пермь, 1975 г., стр.67 - 79.
6/ Там же, стр.69. ра-Литтона к республике, взяв отрывок из цитаты и переведя неправильно: "Республика обесценивается - республика мельников и прядильщиков хлопка". На самом же деле Э.Бульвер-Литтон писал в письме М-Форстеру в 1848 году (самый тревожный год для Англии, когда надвигалась третьи волна чартизма и когда революция охватила Францию, Германию и Австрию): "Республика обесценивается, но если когда-нибудь этот час настанет и если мн будем живы, то не допустим, чтобы это была республика владельцев мельниц и хлопкопрядилен. Это будет или республика даентль-менов, или республика рабочих - любая из этих двух лучше, чем республика этих гнусных денежных пауков, которые продали бы Англию за I шиллинг и 6 пенсов. (Курсив наш. -Н.М.)"2^ Это высказывание писателя еще раз подчеркивает его ненависть к буржуазии, чье стремление к накопительству было особенно ощутимо в 40 - 50-е годы.
В 1976 году появилась первая в Советском Союзе диссертация об Э.Бульвере-Литтоне. Это работа М.Л.Купченко "Проблема личности и общества в творчестве Э. Бульвера-Литтона I828-I83I го до в" ^ в которой в определенном литературно-философском направлении рассматривается первый период творчества писателя. В исследовании М.Л.Куцченко дается анализ пяти романов писателя ("Пелэм", "Отверженный", "Девере", "Поль Клиффорд", "Юджин Эрам") с точки зрения проблемы личности и общества; эта работа не ставила своей
I/ А.Ф.Любимова. Утопия Э.Бульвера "Грядущая раса". - В кн.: Проблемы метода жанра, стиля в прогрессивной литературе Запада Щ-ХХ веков. Выпуск I (301). Пермь, 1975 г. , стр.70.
2/ Bulwer bytton Ъу the Earl of Lytton, K.G.X., 1948, p. 63.
3/ М.Л.Купченко. Проблема личности и общества в'творчестве ' Э.Бульвера-Литтона I828-I83I годов. Канд.дис. Д., 1976 г. целью дать обзор всего творчества Э.Бульвера-Литтона и обзор советской и зарубежной критики о нем.
Следует отметить, что исторические романы Э.Бульвера-Литтона - чрезвычайно ценная часть его наследия; в них особенно ярко проявилась его творческая индивидуальность, его взгляды на исто-рико-социальное и политическое устройство общества. Его социальные романы ("Пелэм", "Кэкстоны", "Мой роман", "Что он с этим сделает?", "Кенелм Чиллингли" и т.д.) могут представлять собой предмет отдельного исследования. В эпоху "титанов английского реализма" Диккенса и Теккерея, когда социальный роман стал мощным рупором времени, Э.Бульвера-Литтона можно считать их предшественником, а затем - достойным последователем в реалистическом изображении современного ему общества.
В нашей диссертации дается обзор творческого пути писателя и анализ семи исторических романов ("Последние дни Помпеи" (1834), "Риенци, последний римский трибун" (1835), "Лейла или осада Гренада" (1837), "Кальдерон, придворный" (1838), "Последний барон" (1844), "Гарольд, последний саксонский король" (1848), "Павсаний, спартанец" (1876), а также двух романов, в которых привлечен богатый исторический материал ("Деверу" (1829) и "Занони" (1842).
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Романы У. Эйнсворта 1830-1840-х годов: Проблемы поэтики2006 год, кандидат филологических наук Горшкова, Елена Анатольевна
Роман У. Теккерея "История Генри Эсмонда" в контексте художественных исканий эпохи1998 год, кандидат филологических наук Маслова, Марина Арнольдовна
Художественное время и пространство в прозе У. М. Теккерея2003 год, кандидат филологических наук Пронькина, Валентина Михайловна
Проблема истории в драматургии Бульвера-Литтона1989 год, кандидат филологических наук Когуашвили, Маквала Давидовна
Традиции готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса2010 год, кандидат филологических наук Черномазова, Мария Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Макиевская, Н. М.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение исторических романов Э.Бульвера-Литтона убеждает нас в том, что в этой области ему принадлежит талантливое и многогранное наследие, важное для понимания развития английской литературы XIX века и европейского исторического романа.
Следует отметить не только широкий диапазон творческой деятельности Э.Бульвера-Литтона, но и его исключительную эрудицию. Он всесторонне изучал мировую литературу, историю, политику, законодательство и применял эти знания в своих романах. Писатель подчеркивал необходимость не просто много знать, а как можно лучше изучать природу человека, его устремления, его боль и радость. Это требование создавало предпосылки для реалистического творчества. Но часто поиски идеального в человеке уводили его от реальности, и идеализация героев вступала в конфликт с реальным изображением жизни.
Романтизм Э.Бульвера-Литтона проявился в его стремлении к идеальному, фантастическому, героическому, а реализм - в правдивом изображении жизни общества, юмористических и сатирических зарисовках, в углубленном психологизме. Это соединение романтизма с реалистической тенденцией изображения исторического прошлого и современной жизни общества обусловило его место в литературном процессе Англии. Он стал одним из связующих звеньев между романтизмом и реализмом английской литературы и оказался предшественником Ч.Диккенса и У.Теккерея, а затем их последователем.
Являясь в области исторического романа последователем В.Скотта, Э.Бульвер-Литтон внес существенно новое в его метод. Он (как и В.Скотт) изображает масштабные исторические события» конфликты и поворотные моменты истории; предвидит неизбежность
исторического прогресса и сознает важность неразрывной связи прошлого с настоящим. Но он стремится к максимальной хронологической и фактической точности и обычно делает главными героями своих романов видных исторических деятелей. Пытаясь объяснить их действия, хорошо известные из истории, он проявляет незаурядный психологизм и осуществляет связь мевду исторической драмой и историческим романом. Этим самым он прокладывает дорогу, с одной стороны, историко-приключенческим романам А.Дюма, до сих пор имеющим успех; с другой стороны, - серьезному историческому роману о крупных деятелях истории.
Его интересуют такие периоды истории, героем которых в конечном счете был народ. Хотя Э.Бульвер-Литтон не дошел до понимания роли народных масс в историческом процессе, и мы едва ли имеем право говорить о его народности, ему свойственна обостренная реакция на несправедливость. Его волнуютпроблемы войны и мира, научного прогресса, национальных взаимоотношений; он мечется в поисках истины, но не может до нее подняться. Он пытается (но только пытается) увидеть правду истории.
Писатель сочувствовал угнетенным, верил в человеческий разум, мечтал о равенстве людей, но пути достижения этого он видел не в революции, а в реформах под руководством наиболее образованного и бескорыстного клаоса, каким он считал дворянство (что сближает его с "феодальным социализмом"). Ему свойствен гуманизм, разумеется, классово ограниченный, и гуманистом он был больше сердцем, чем разумом.
Искренне веря в "аристократию духа", полагая, что всеобщее образование может решить социальные проблемы, Э.Бульвер-Литтон боролся за место писателя в общественной жизни, за право называться писателем, будучи лордом. Аристократ по происхож-
дению, - он не стал салонным писателем, преклоняющимся перед мни мыми добродетелями высшего общества. Он безжалостно разоблачает лицемерную сущность этого общества, его пошлость и бездеятельность; призывает лучших представителей дворянства к бескорыстному и полезному труду.
Пройдя полувековой творческий путь от "ньюгейтских и ден-дистских" романов до исторических и социальных, Э.Бульвер-Лит-тон оказался наиболее характерным представителем "викторианского" XIX века, отразив эволюцию английского романа. Он обобщил теорию романа своих предшественников, уделив особое внимание историческому роману и придав ему политическую окраску. Он создал эпические исторические полотна, яркие контрастные образы. Особенность его исторических романов - достоверный исторический фон, центральные исторические образы, политическая направленность и углубленный психологизм.
Противоречивость и непоследовательность философск©-политических взглядов сказалась и на эстетических взглядах писателя, а его творчество влияло на его политическую деятельность. Эту неразрывную, закономерную связь отметил К.Маркс, когда он писал: "Бульвер витал между героическим настроением своего "Делателя королей" и созерцательным настроением своего "Евгения Арама". Выступая в духе первого, он бросал вызов России, выступая' в духе второго - сплетал миртовый венок вокруг головы Меттерниха"*/
Э.Бульвер-Литтон не создал литературной школы, но его творчество оказало влияние на английских и европейских писателей, таких как Ч.Диккенс, Ч.Кингсли, О.Уайльд, В.Гюго, О.Бальзак А.Дюма, Г.Сенкевич, Ф.Достоевский и др.
I/ Маркс К. Парламентские дебаты о войне. - Соч., изд.2, т.П, стр.285.
Список литературы диссертационного исследования Макиевская, Н. М., 1977 год
1. Ьелпнский В,Г. Полное собрание сочинений. T.1.I3.M.,Изд-во АН СССР, 1953, т. I, с* 248.
2. Кюхельбекер В.К. "Поэзия и проза" (1835-1836). "Литературное наследство".М., Изд-во АН СССР, 1954, т. 59, с. 392-394.
3. Летопись жизни и творчеотва A.M. Горького. М., ИздательствоАН СССР, 1959, вып. 3, стр. 471.
4. Летопись жизни и творчества A.M. Горького. М., Изд-во АНСССР, I960, вып. 4, с. 259.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, т.1-10.Издание 2, М., Изд-во АН СССР, 1957, т. 6, с. 594-598 и с. 795-800.
6. Dumbacher C. Bulwers roman "Harold", the Last ofthe Saxon Kings" . Heidelberg, 1911.
7. Eigner B.M. Bulwer-Lytton and the Changed Endingof "Great expectations". -"Nineteenth Century Piction," Berkeley Los Angeles, 1970, vol. 25, N.1,?p.104-108.
8. Encyclopaedia Britannica, vol. 14, Chicago-London, 1965»p-p. 486-487 •
9. Escott T.H.S. Edward Bulwer. first Baron Lytton 0fKnebworth. A Social Personal and Political Monograph. L.-N.Y., 1910.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.