Религиозные воззрения ингушей в XX - начале XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Чабиева, Танзила Саварбековна

  • Чабиева, Танзила Саварбековна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 201
Чабиева, Танзила Саварбековна. Религиозные воззрения ингушей в XX - начале XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2012. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Чабиева, Танзила Саварбековна

Оглавление

Введение

I Глава. Генезис религиозных воззрений ингушей

1.1. Пережитки древних форм верований ингушей

в средневековый период

1.2. Проникновение христианства и религиозный синкретизм

1.3. Основные этапы исламизации ингушей

1.4. Суфийский ислам в Ингушетии

1.5.«Ингушский» ислам в советский период

IIГлава. Религиозные братства в Ингушетии

2.1. Кадирийский тарикат в Ингушетии.

Суфийское братство Кунта-Хаджи Кишиева

2.2. Вирдовое братство Шейха Батал-хаджи Белхороева

2.3. Распространение накшбандийского тариката

и братство Шейха Дени Арсанова

III Глава. Современная религиозная ситуация в республике

3.1. Тейпово-религиозная структура ингушского общества и ее влияние

на общественно-политическую жизнь республики

3.2. Деятельность Муфтията - Духовного центра мусульман РИ

3.3. Религиозная идентичность молодежи

и явление ваххабизма в Ингушетии

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозные воззрения ингушей в XX - начале XXI вв.»

Введение

Актуальность исследования

В современный период религия является важным фактором, определяющим состояние общества и происходящие в нем процессы. Применительно к Северному Кавказа можно сказать, что ислам здесь в новейший исторический период, начиная с последнего десятилетия XX века, выступает в качестве одной из основных сил, определяющих общественно-политическую ситуацию в регионе. Роль ислама в этом отношении неоднозначна. Он может выступать в качестве стабилизирующего начала и в качестве конфликтогенного фактора. Наиболее четко это проявляется, наряду с Дагестаном, в Ингушетии в виде противостояния т.н. «традиционного», суфийского ислама и исламского радикализма в форме ваххабизма. Ингушетия относится к числу республик, где вопросы общественно-политической роли ислама, его влияние на разные стороны жизни социума имеют особо важное значение, что во многом обуславливается особенностями истории ингушского народа XX - XXI вв. Сказанное выше свидетельствует об актуальности темы исследования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является местное население республики, принадлежащее к различным возрастным группам. Предмет исследования -религиозные воззрения ингушей в период XX - начала XXI вв.

Цель и задачи:

Цель данного исследования состоит в том, чтобы изучить религиозные воззрения ингушей в период XX - начала XXI вв., определить их особенности, проследить основные направления эволюции религиозных верований и практик ингушей в течение указанного периода, выявить и показать их взаимосвязь и взаимовлияние с социально-политическими

3

процессами, проанализировать особенности современного периода и перспективы дальнейшего развития этнополитических и этноконфессиональных сторон жизни ингушского общества.

Для достижения указанной цели необходимо последовательно проанализировать следующие задачи:

-дать ретроспективный анализ эволюции религиозных представлений ингушей в Х1Х-ХХ вв.;

-проанализировать исламскую специфику в регионе, исследовав историю и практику суфийских братств в республике;

-исследовать роль и место основных вирдов и вирдовых структур в целом в жизни общества;

-определить современные особенности этноконфессиональной жизни в республике и перспективы ее развития.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в качестве самостоятельного предмета исследования предстают религиозные верования и практики ингушей в период XX - начала XXI вв., рассматривается соотношение обычного и религиозного права в повседневной жизни ингушей, предпринимается попытка проследить влияние этноконфессиональных процессов на общественно-политическое развитие ингушей в указанный период.

В методологическом отношении исследование базируется на современных методах научного анализа, используемых в этнологии и социологии, в частности, сравнительно-историческом, историко-генетическом и синхронно-диахронном методах.

Теоретическую основу исследования составляют, в первую очередь, труды отечественных исследователей-кавказоведов - этнографов, религиоведов, а так же работы отечественных и зарубежным востоковедов -

Б. Далгата, В. Н. Басилова, В. Акаева, А. К. Аликберова, М. Элиаде, А. Шиммель, Тремингема, М. Т. Степанянца1 и др.

Основной базой данного исследования является полевой материал. Проведены шесть экспедиционных выездов в Ингушетию, в результате которых были собраны сведения о суфийских братствах на территории Гамурзиевского района, станицах Слепцовской, Нестеровской, в городе Назрань. Собраны сведения о деятельности Муфтията республики, который, в течение всего времени своего функционирования проводит активную деятельность, влияющую на жизнь населения республики. Проведено анкетирование трехста респондентов различных возрастных групп. Применялись формализованные и неформализованные формы интервьюирования населения Ингушетии, проводилась работа в частных архивах и краеведческом музее. Также широко применялся метод включенного наблюдения.

Степень разработанности проблемы:

Исследования по религиозным верованиям ингушей в научной литературе освящены отрывочно и не всегда полно. Большая часть из списка имеющихся в наличии исследований, рассматривает религиозные процессы ингушей в контексте чечено-ингушского хода истории, что не всегда отображает четкую картину духовной жизни первых. Все же в кавказской этнографии имеются фундаментальные работы по вопросам религиозных воззрений, в частности, посвященные домусульманским верованиям, ранним религиозным представлениям и языческим культам ингушей. К ним следует отнести «Первобытную религию чеченцев и ингушей» Б. К. Далгата2, вышедшую в 2004 г. впервые в полном варианте, где автором на основании языка, различных преданий, устного народного творчества, археологических памятников дана яркая картина религиозных представлений ингушей и

1 Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М., 2009.

2 Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004

чеченцев в их прошлом культурно-историческом развитии. Не менее значимым является труд ученого - краеведа Ч. Э. Ахриева «Ингуши»3, где он в жанре историко-этнографического исследования создал целостный образ своего народа, с его героическим нартским эпосом, в котором отразились языческие и полухристианские поверья ингушей.

Содержательный материал об ингушах содержится в периодической печати - «Терские ведомости», «Русский инвалид», «Кавказ».

Следует выделить также работы исследователей В. Б. Виноградова4, Е. И. Крупнова5, Н. Ф. Грабовского6, Н. Яковлева7 в которых дается характеристика религиозный воззрений ингушей в дореволюционный период.

Фундаментальным трудом по историческому характеру эволюции ислама является работа А. К. Аликберова «Эпоха классического ислама на Кавказе»8.

Проблемы распространения ислама среди ингушей, чеченцев и народов Дагестана, его эволюции и современного состояния, влияния ислама на культуру вайнахских народов, роли и места ислама в советский период, борьбы с пережитками рассматриваются в трудах X. X. Бокова9, В. X. Акаева10, М. Б. Мужухоева11, А. Д. Яндарова12, А. Ш. Исмаилова и К. М. Ханбабаева13.

Вопросы взаимоотношения ислама и суфизма, мистико-психологические особенности суфизма, место культа святых в исламе

* Ахриев Ч.Э. Ингуши ( их предания, верования и поверья) // Ингуши. Сост. А.Х.Танкиев. Саратов, 1996

^ Виноградов В.Б. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1981.' Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

Грабовский Н. Ф. Экономический и домашний быт жителей горского участка ингушского округа //

Ингуши. Саратов, 1996.

7 Яковлев Н. Ингуши. Популярный очерк // Ингуши. Саратов, 1996. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.

Боков X.X., М.В. Вагабов. Пережитки ислама в семейно-бытовых отношениях и пути их преодоления

Грозный, 1979.

Акаев B.X. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных

объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004. Мужухоев М.Б. средневековые культовые памятники Центрального Кавказа. Грозный, 1989. Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии // Из истории

ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992.

Исмаилов А.Ш., Ханбабаев K.M. Религии в Дагестане: история и современное состояние. Махачкала 2007.

получили освещение в трудах зарубежных исследователей И. Гольдциэра14, Аннемари Шиммель15, Юсуфа Хаттара Мухаммада16, Хадрата Мавланы17, А. Ле Шателье18.

Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, его эволюции, ритуальным особенностям и основам учения, уделено в работах таких отечественных исследователей как А. В. Авксентьев19, В. X. Акаев20, М. Рощин21, Г. М. Керимов22, С. М. Прозоров23, М. Вачагаев24.

В 90-е гг. XX века в России произошел институциональный переход от атеизма к религиоведению, от идеологически нагруженной критики религии к ее научному и философскому осмыслению. Это переход положил начало формирования новой школы религиоведов. И если в современном отечественном религиоведении, как пишет А. Красников в своей монографии, одной из основных тенденций является православное религиоведение, то сегодня по праву можно говорить и о набирающем обороте исламском религиоведении, поскольку внимание к последнему в постсоветском пространстве уделяется огромное. Такие исследователи как А. О. Булатов25, В. X. Акаев, М. В. Вагабов, К. М. Ханбабаев, А. Д. Яндаров26, А. Ш. Исмаилов27, Э. Ф. Кисриев28, С. Дудова29, В. О. Бобровников30 являются ведущими специалистами ислама на постсоветском пространстве, в

14 Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1938.

Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

Юсуф Хаттар Мухаммад. Энциклопедия суфизма. М., 2005.

17 Хадрат Мавлан. Шариат и тарикат. СПб., 2008.

18 Ле Шателье А. Ислам в 19 в. М., 2007.

Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984.

20 Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи. Грозный, 1994.

Рощин М. Из истории ислама на Северном Кавказе // Ислам на Северном Кавказе: история и

современность. Прага, 2011.

Керимов M.M. Ислам в исторических судьбах вайнахских народов // Взаимодействие государства и

религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

Вачагаев М. Вирдовая структура как прототип политических партий в Чечне // Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества. Магас-СПб., 2011.

26 Булатов А.О. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе. История и трансформации. М., 2006.

27 Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. Исмаилов А.Ш., Ханбабаев K.M. Религии в Дагестане: история и современное состояние. Махачкала

2007.

28 Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М., 2007.

Дудова С. Ислам в Карачаево-Черкесии: от истории к перспективам. Пятигорск, 2006.

30 Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. М., 2002.

работах исследователей рассматриваются как общетеоретические, так и конкретно-региональные особенности и проявления суфийского ислама.

С конца 1990-х гг. главным предметом исследований становится проблема ваххабизма, предпосылки его возникновения на Северном Кавказе, взаимодействие с традиционным исламом, особенности и перспективы дальнейшего развития. Здесь следует отметить работы А. О. Булатова31, А. А. Ярлыкапова32, В. X. Акаева33, В. О. Бобровникова34. Отчасти работой по узкому кругу проблем исламских вероучений и сект является исследование М. 3. Мамиргова35.

Целостную картину этнополитических и этнорелигиозных составляющих Северного Кавказа отражают труды В. Тишкова36. Определенный ракурс видения этих проблем содержится в работах А. Малашенко37 и С. И. Муртузалиева38.

Булатов А. О ваххабизме новой волны // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. №78 март-апрель 2008 г. М.: ИЭА РАН

Ярлыкапов А. А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе // Исследования по прикладной и

неотложной этнологии. № 134. М., 2000.

34 Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. №127. M., 1999.

Бобровников В.О., Ярлыкапов A.A. «Ваххабиты» Северного Кавказа // Ислам на территории бывшей

Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.2. М., 1999. Мамиргов M.3. Книга исламских сект и вероучений. М., 2007. Российский Кавказ. Книга для политиков. Под ед. В.Тишкова. М., 2007.

^ Малашенко А. Ислам дая России. М., 2007; Исламское возрождение современной России. М., 1998.

Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи». Махачкала, 2007.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Чабиева, Танзила Саварбековна

Заключение

Исследование религиозных воззрений ингушей в XX - начале XXI вв. отражает огромную значимость религии в общественно-политической жизни народа в указанный период.

История религиозных верований ингушей вполне соответствует общим закономерностям. Пройдя в своем развитии ряд этапов от ранних первобытных представлений до более развитых монотеистических систем, ингуши сегодня являются мусульманами-суннитами. Однако исследование современных форм бытования ислама в регионе позволяет сделать выводы, что в Ингушетии и сегодня практикуются многие языческие элементы, хорошо интегрировашиеся в мусульманскую культуру. Это обстоятельство явилось фактором формирования в регионе специфической формы ислама -суфийские тарикаты и вирдовые братства являются элементом нынешней духовной культуры ингушей. Большее распространение в Ингушетии получил тарикат кадирийа, несмотря на то, что с накшбандийским тарикатом ингуши познакомились гораздо раньше. Данные тарикаты в Ингушетии получили распространение в виде суфийских религиозных братств называемых вирдами. Поскольку в республике имеет место проблема противостояния тарикатов, то участие республиканских властей в вопросе консолидации религиозных братств возрастает. Однако такое противостояние не уменьшает роли братств, которые традиционно воздействовали на духовную и политическую жизнь ингушей и в разные периоды использовались в национальных, политических движениях как против российской политики, так и в ее поддержку.

Во всех крупных исторических событиях в жизни ингушского народа -народно-освободительной борьбе под руководством имама Мансура (17851791 гг.), Шамиля (1834-1859 гг.), в годы революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.), в период депортации (1944-1957 гг.) ислам играл огромную роль в качестве идейной и нравственной основы различных общественных сил, являлся консолидирующим началом. В традиционной культуре ингушей ислам и адат выступали как стержни национальной духовной культуры и этнической самоидентификации.

Одной из особенностей современной идентификации ингушей является идентичность - вайнахская и российская. Если в первой из них определяющую роль играют этнический и религиозный факторы, и особенности их проявления в социальной сфере, то во второй - гражданское сознание, включенность в процессы общероссийского исторического развития. Особая проблема состоит в том, что союзный центр на протяжении исследуемого периода никак не учитывал двойственность религиозной и культурной самоидентификации вайнахов. Это также служило одной из причин развития кризиса на Северном Кавказе, в частности, в Чечне и в Пригородной районе PCO-Алания.

С середины 90-х гг. Ингушетия столкнулась с проблемой ваххабизма, котрая вызвала беспокойство как у кадирийцев, так и накшбандийцев. Активизация в начале 2000-х гг. т.н. нетрадиционного ислама свидетельствовала о том, что в регионе существует глубокий социокультурный кризис. В борьбе с его идеями руководство Ингушетии рассматривало и продолжает рассматривать традиционный ислам как существенный фактор в оказании влияния на ингушское общество.

В современной духовной жизни ингушей особое место занимает Муфтият, в значительной степени контролирующий все процессы в регионе. Его роль начинает возрастать в период активной борьбы с ваххабизмом, и с тех пор по сей день не утрачивает своей значимости.

Свое влияние на общественно-политическое развитие Ингушетии оказывает и исторически сложившаяся тейпово-вирдовая структура ингушей. Безусловно, руководство республики учитывает местную специфику религиозно-родственных отношений, однако, насколько далеко зайдет процесс привлечения религии в политику, сказать трудно. Новая волна исламизации обостряет чувство религиозной идентичности, усиливает осознание человеком себя как члена мусульманской уммы и потенциал исламского фактора в Ингушетии по-прежнему остается высоким, поэтому политика в отношении мусульманских общин должна занимать одно из ведущих мест в процессе урегулирования ситуации в республике.

В заключение выскажем предположение, что роль религиозного фактора в Ингушетии в ближайшем будущем будет возрастать. Рост религиозности в современных условиях во многом является реакцией на изменения идентичности населения в условиях очень существенных социально-политических трансформаций в РФ в целом и в отдельных

358 республиках, входящих в ее состав .

358 Карпов Ю.Ю. О социальной культуре и общественных практиках народов Северного Кавказа // Кавказ и Россия - прошлое и настоящее. СПб., 2007. С. 60

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Чабиева, Танзила Саварбековна, 2012 год

Список использованной литературы

1.Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984.

2.Акаев В.X. Шейх Кунта-Хаджи. Грозный, 1994.

Ъ.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. №127. М., 1999.

4.Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.

5.Акаев В. X. Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия // Центральная Азия и Кавказ. № 4. Швеция, 1999.

6 .Албаков Д.Х. О применении шариата в Республике Ингушетия // Ислам и права в России. Выпуск 2. М., 2004.

7.Албастов И.А. Джабраилов Х.М. По законам новой жизни. Грозный. 1976.

8.Албогачиева М. С.-Г. Влияние христианства на ингушское общество в исторической ретроспективе // Христианство на Северном Кавказе: история и современность. М., 2011.

9.Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.

10.Аликберов А.К. Современный суфизм на Кавказе, http://islamica.ru/sufism

11.Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Ленинград, 1974.

12.Арапханов У.А. Право и ислам в Ингушетии // Ислам и право в России. Выпуск 1. М., 2004.

13 .Арсанов А.-Р. Шейх Дени и Багауддин Арсановы. Собрание воспоминаний современников. М., 2009.

14.Арутюнов С. А. Общий очерк религиозной мозаики Кавказа // Расы и народы. М., 2005.

15.Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа. Грозный, 1984.

16. Аствацатурова М. А., Тишков В. А., Хоперрская Л. Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в СевероКавказском регионе. М., 2010.

17Лхриев Ч. Э. Избранное. Назрань, 2000.

18.Ахриев Ч. Э. Ингуши (их предания, верования и поверья) // Ингуши. Сост. А. X. Танкиев. Саратов, 1996. 19Лширов Н. Эволюция ислама в СССР. М., 1973. 20.Базоркин И. Из тьмы веков. Роман. М., 2010.

21 .Бараниченко Н. Н., Виноградов В. Б. Роль жречества у средневековых вайнахов // Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1979.

22.Баркинхоев М.М. Истина или жемчужина шариата. Нальчик, 2005.

23.Без прошлого нет будущего. Авт. составитель Р. Ш. Албогачиев. Нальчик, 2005.

24.Бережной С.Е. Добаев И. 77. Ислам и исламизм на юге России. Ростов-на-Дону, 2003.

25.Бертелъс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

26.Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа. М., 2002

27.Бобровников В.О., Ярлыкапов А.А. «Ваххабиты» Северного Кавказа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999.

28.Бобровников В. О. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. №2 (8). М., 2000.

29.Бобровников В.О. Махкама шар'ийа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энц. словарь. Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. Вып. 2. М., 1999.

30 .Боков XX. М.В.Вагабов. Пережитки ислама в семейно-бытовых отношениях и пути их преодоления. Грозный, 1979.

31..Булатов А. О. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе. История и трансформации. М., 2006.

Ъ2.Булатов А. О. О ваххабизме новой волны // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. №78 март-апрель 2008 г. М., ИЭА РАН

ЪЪ.Вачагаев М. Вирдовая структура как прототип политических партий в Чечне //Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества. Магас-СПб., 2011.

34.Вертепов Г.А. Сектанство в Чечне // Записки Терскаго Общества Любителей казачьей старины. № 2. Владикавказ, 1914.

ЪЪ.Вертепов Г.А. Ингуши. Историко-статистический очерк // Ингуши. Саратов, 1996.

36.Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. №4. М., 2000.

37.Вильяме А.К. Географический очерк Ингушетии. Владикавказа, 1928.

38.Виноградов В.Б. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1981.

39.Виноградов В.Б. И слава пережила его (Биография научного поиска) // Грозненский рабочий. 19 ноября 1966.

40 .Ганн КО. Картины главных кавказских рек // Кавказский вестник. №5. 1901.

41 .Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1938.

42 .Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей горского участка ингушского округа // Ингуши. Саратов, 1996.

АЪДалгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М.,2004.

44 Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. М., 2008.

45 Деттмерин К. Исламизация Ингушетии, идеология ненасилия и особая роль Батал-Хаджи Белхороева // Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества. СПб., 2011.

46 Димаева Ф.В. Ислам в современной Чеченской республике // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №159. М., 2003.

47Дмитриев В. Ресурсы традиционализма на Северном Кавказе // Россия и Чечня. Поиски выхода. СПб., 2003.

48Дудова С. Ислам в Карачаево-Черкесии: от истории к перспективам. Пятигорск, 2006.

49.Ермекбаее Ж.А. Чеченцы и ингуши в Казахстане. Алматы, 2009. 50.Заурбекова Г.В. Ваххабизм в Чечне // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 163. М., 2003.

51 .Залимханов З.М., Ханбабаее K.M. Политизация на Северном Кавказе. Махачкала, 2000.

52.Ингушетия и ингуши. Автор-сост. МЛндиева. Т.2, Назрань-М., 2001. ЪЪМсмаилов А.Ш., Ханбабаее K.M. Религии в Дагестане: история и современное состояние. Махачкала, 2007.

54.Историко-экономический очерк Чеченской автономной области. Грозный, 1930.

55.История Ингушетии. Нальчик, 2011.

56 .Каратаев A.A. Партийное руководство процессом формирования атеистического мнения //Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1979.

51.Карпов Ю.Ю. О социальной культуре и общественных практиках народов Северного Кавказа // Кавказ и Россия - прошлое и настоящее. СПб., 2007.

58.Керимов М.М. Ислам в исторических судьбах вайнахских народов // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.

59.Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М., 2007.

60.Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Вып.1. СПб., 1911.

61.Красников А. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004.

62.Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные сочинения. Т. 6. M.-JI., 1960.

63.Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

64.Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей (в дореволюционном прошлом). Грозный, 1991.

65.Лавров Л.И. Надписи мавзолея Борга-Каш // Известия Чечено-Ингушского НИИИЯЛ. Т.5. Вып. 5. Грозный, 1964. 66Лаудаев У. Чеченское племя. Вып. 6. Тифлис, 1872. 67Ле Шателье А. Ислам в XIX в. М., 2007.

68.Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев, (из опыта разрешения национального вопроса и борьбы с идеологией ислама в Дагестане и на Тереке). Махачкала, 1976.

69.Максимов С. Русские горы и кавказские горцы //Край крещеного света. СПб., 1914. Вып. 4.

ИЬ.Малашенко А. Ислам для России. М., 2007.

71 .Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

72 .Малашенко А. Рамзан Кадыров: российский политик кавказской национальности. М., 2009.

73.Малашенко A.B. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // Независимая газета. «НГ-Религии», 25 декабря 1997.

74.Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений. М., 2007.

75.Маркедонов С. Северный Кавказ - 2010: между нестабильным прошлым и неясным будущим // Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Прага, 2011.

76.Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушия. Социально-экономический очерк // Ингуши. Саратов, 1996.

11 .Матвеева А. Савин И. Ингушетия: выстраивая идентичность, преодолевая

конфликт // Северный Кавказ: взгляд изнутри. М., 2012.

1Ъ.Матиев А. Великий шейх Батал-Хаджи //Ислам в России и за ее

пределами: история и культура общества. Магас-СПб., 2011.

19.Матиев М.А. Духовная поэзия ингушей и ее связь с героическим эпосом //

Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества. Магас-

СПб., 2011.

Ш.Милославский Г.В. Мусульманский север и Россия: предпосылки межцивилизационного взаимодействия // Ислам в СНГ. М., 1998.

81 .Мисроков З.Х. Исторические судьбы мусульманского права на Северном Кавказе в процессах динамики российских правовых систем (XIX- начало XXI вв.) // Ислам и право в России. Выпуск 1. М., 2004.

82 .Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа. Грозный, 1989.

83.Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи». Махачкала, 2007.

84 .Мустафинов М.М. Современные течения зикризма и их ритуальные обряды. Т.2. Вып.1. Грозный, 1976.

85.0 концепции национальной политики в Российской Федерации. М., 1992. 86.06 Ингушетии и ингушах. Терские ведомости. М.-СПб., 2005. 87.ОшаевХ. Мюридизм в Чечне // Революция и горец. № 3(5). 1930. 88,Очерки этнографии чеченцев и ингушей (дореволюционный период). Грозный, 1990.

$9.Пантюхов И. И. Ингуши // Сказания об ингушах. Майкоп, 1991.

90.Пантюхов И.И. Ингуши. Антропологический очерк. Тифлис, 1901.

91 .Пашаева Ш.Ю. Предтеча суфийской реформации на Северном Кавказе //

Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический

бюллетень №1 (4). Махачкала, 2003.

92.Путь праведника. Сост. Алиев М.Ж. Махачкала, 2011.

9Ъ.Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

94.Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Обрядность похоронно-поминального цикла у народов Северного Кавказа // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. М., 2005.

95.Религиозные верования народов СССР. Сборник этнографических материалов. Том 2. М., 1931.

96.Российский Кавказ. Книга для политиков. Под ред. В.Тишкова. М., 2007.

97.Рощин М. Мусульмане Северной Осетии //Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Прага, 2011.

98.Рощин М. Из истории ислама на Северном Кавказе //Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Прага, 2011.

99.Русско-ингушский словарь. М., 1980.

100.Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах. Грозный, 1963.

101.Семенов Л.П. К вопросу о культурных связях Грузии и народов Северного Кавказа // Материалы и исследования по археологии СССР. № 23. М.-Л., 1951.

102. Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ингуши в 1925-1927 гг. // Многоликая Ингушетия. СПб., 1999.

103.СитдыковаГ. Р. Шариат и социальные проблемы современной женщины // Шариат: теория и практика. Уфа, 2000.

104.Сулейманов P.P. Нетрадиционные для татарского народа течения ислама радикального толка: последствия распространения в Татарстане и меры противодействия // Ислам в России и за его пределами. СПб., 2011.

105.Текушев И. Негодные рецепты для Ингушетии //Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Прага, 2011.

106. Ториев Б.Х. Республика Ингушетия в статистике и экспертных оценках (апрель-май 2003 г.). № 173. М., 2004.

107.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965.

108. Умаров С.Ц. Доисламские религиозные верования чеченцев и ингушей // Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1979.

109 Ханбабаев K.M. История и эволюция ислама на Кавказе // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.

110Ханбабаев K.M. Ритуальная практика накшбандийского тариката // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №1 (4) Махачкала, 2003.

IllХанбабаев KM. Суфийские шейхи и их последователи в современном Дагестане // Дагестан и мультикультурный Восток. М., 2010. 112.Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. Под ред. Байбулатова Н.К. Грозный, 1979.

113 Харсиев Б. М-Г. Продвижение ислама на Северном Кавказе //Ислам в

России и за ее пределами. Магас-СПб., 2011.

114Харсиева Л. Специфика ингушской культуры. Назрань, 2010.

115Хадрат М. Шариат и тарикат. СПб., 2008.

116 Христианович В.П. Горная Ингушетия. Р-на-Д, 1928.

111.Чабиева Т.С. Муфтият Республики Ингушетия. Роль и место в

ингушском обществе // Лавровский сборник. Материалы XXXIV и XXXV

среднеазиатско-кавказских чтений 2010-2011 гг. СПб., 2011.

118.Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

119.Шихалиев Ш.Ш. Краткий обзор арабографических сочинений Кунта-Хаджи Кишиева // Ислам в России и за ее пределами: история и культура общества. Магас-СПб., 2011.

120.Этносоциальные и культурно-бытовые процессы в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1986.

121 .Юсуф Хаттар М. Энциклопедия суфизма. М., 2005.

122Яковлев Н. Ингуши. Популярный очерк // Ингуши. Саратов, 1996.

123.Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.

124. Яндаров АД. Суфизм и идеология. Грозный, 1976.

125.Яндаров АД. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992.

126 .Ярлыкапов A.A. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 134. М., 2000. 121 .Ярлыкапов A.A. Новое исламское движение на Северном Кавказе: взгляд этнографа // Расы и нарды. М., 2006.

Архивные документы

1. Архивные материалы Муфтията - Духовного центра мусульман Ингушетии, г. Назрань РИ

2, Архивные материалы Ингушского Исламского Института. Ст. Орджоникидзевская Сунженского района РИ

Частные архивы

1. Материалы частного архива семьи Урусхановых. Ст. Орджоникидзевская Сунженского района РИ

2. Материалы частного архива семьи Манкиевых. Ст. Орджоникидзевская Сунженского района РИ

3. Материалы частного архива семьи Оздоевых. г. Карабулак РИ

Интернет-ресурсы

1. http://www.islaming.ru

2. http://www.ingushetia.ru

3. http://www.galga.ru

4. http://www.chechen.org

5. http://www.islam.ru

Западная часть

Шш

Могила дочери шейха Кунта-хаджи Кишиева Аьсет. Фотоматериалы краеведческого музея им. Т. Мальсагова. г. Назрань. 2010 г

Шж 1

Могила дочери У стаза Кунта-Хад:

/ Лмл МП и»,»

а*|* г» с»

шшшшшшшт

ймз^амг! -

« К«»п они!

Ш

Мечеть им. Батал-Хаджи на фоне родового кладбища последователей братства

Дени и Багауддин Арсановы. Фотоматериалы краеведческого музея им. Т.Мальсагова. г.Назрань. 2010 г

; ■.

Анкета

1. Ваш возраст

2. Пол

3. Место жительства

4. Кто по национальности Ваши родители?

5. Ваше образование

6. К какому религиозному братству (вирду) Вы принадлежите?

7. Причины, по которым Вы выбрали данное религиозное братство?

8. Каково Ваше отношение к другим вирдовым братствам?

9. Как бы Вы отнеслись к члену семьи, перешедшему в другое вирдовое братство?

Ю.Что на Ваш взгляд составляет угрозу традиционному исламу? 11.Что Вы представляете под термином «традиционный ислам»?

12. Как Вы относитесь к ношению хиджаба?

13. Есть ли среди Вашего окружения женщины в традиционной исламской одежде?

14. В Вашем ближайшем окружении ведущее место занимает обычное право (адат) или религиозное (шариат)?

15. Как Вы расцениваете религиозную ситуацию в республике?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.