Исторические драмы Фридриха Геббеля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Шведова, Ольга Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.05
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шведова, Ольга Владимировна
Вступление
Глава I. Политические и философско-эстетические взгляды Ф.Геббеля. Историко-мифологическая трагедия
Ирод и Мариамна"
Глава П. Мифологические трагедии. Трилогия "Нибелунги".
Глава Ш. Исторические трагедии - "Агнес Бернауэр" и
Димитрий"
3.1. "Агнес Бернауэр"
3.2. "Димитрий"
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Жанровые доминанты немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века в философско-эстетическом контексте эпохи2019 год, доктор наук Меньщикова Мария Константиновна
Поэтика трагедии Фридриха Геббеля "Нибелунги": Специфика конфликта и система образов2006 год, кандидат филологических наук Меньщикова, Мария Константиновна
Концепция трагической личности в драматургии раннего Фридриха Геббеля1999 год, кандидат филологических наук Максикова, Наталия Александровна
Мифологические архетипы "Песни о Нибелунгах" и их интерпретация в немецкой литературе XIX в.2009 год, кандидат филологических наук Бучилина, Юлия Николаевна
Франц Грильпарцер: Ранний период творчества; психотип и проблемы творческой самореализации2002 год, кандидат филологических наук Беловодский, Сергей Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические драмы Фридриха Геббеля»
турной обстановки Германии середины века, и каждую из его драм, через которые красной нитью цроходит мысль о трагическом бремени власти. В работе вскрывается механизм соотношения философского и поэтического начал в творчестве Геббеля. Здесь А,Карельский вдет вслед за С.Адриановым, подчеркивая "существенное противоречие между геббелевской схемой и реальной художественной црактикой Геббеля-драматурга: наложенная на конкретные произведения, схема не покрывала собою всего их действительного богатства, той блистательной диалектики души, которую Геббель воплощал "с неведомой дотоле аналитической глубиной и изощренностью" / 60, 7 /.
В 70-е годы выходят в свет три работы М.А.Алесиной / 37; 38; 39 /, посвященные раннему творчеству Геббеля, драмам "Юдифь" и "Мария Магдалина",
Этим скудным перечнем имен фактически ограничивается яруг исследователей, занимавшихся у нас проблемами творчества Ф.Геббе-ля.
Новизна предложенной работы заключается в том, что в ней впервые или по-новому как в советском, так и в зарубежном литературоведении освещается ряд проблем: дается обоснование историчности всех драм второго периода творчества Геббеля, будь то драмы, написанные на историческом или мифологическом материале; совокупность драм рассматривается как органическое целое, развивавшееся в рамках изменявшихся социально-политических условий и, следовательно, эволюционировавших общественно-политических взглядов самого Геббеля; прослеживаются пути развития основных исторических, философско-эстетических концепций Геббеля, его художественных приемов; впервые ставится вопрос о соотношении и значении исторического и мифологического времени в его драмах, о самой структуре и вариантах соединения в них истории и мифа; дается сравнительный анализ интерцретации мифологического материала Геб-белем и Р .Вагнером; в "Агнес Бернауэр" предлагается нетрадиционная трактовка ключевого образа трагедии - герцога Эрнста, что определяет характер интерпретации драмы в целом; трагедия "Димитрий" впервые рассматривается в общем контексте художественного воплощения темы Лжедмитрия в немецкой и русской традиции; наконец, в диссертации разработана новая типологическая классификация монологов у Геббеля и выявлены общие художественные особенности, присущие его драматургии.
Актуальность работы определяется тем, что большая часть перечисленных проблем вызывает в настоящее время особенно пристальное внимание исследователей и может, в конечном итоге, способствовать решению больших общетеоретических задач.
Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что представленный в ней материал может быть использован для дальнейшего изучения как творчества Геббеля, так и более широкого круга воцросов драматургии Германии XIX века. Материал диссертации может быть использован также для составления программ чтения спецкурсов по зарубежной литературе, истории драматургии и театра.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Музыкальный театр Арриго Бойто2004 год, кандидат искусствоведения Шапарчук, Ольга Владимировна
Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля2009 год, кандидат филологических наук Куропаткина, Ирина Игоревна
Претворение фаустовской темы в музыке XIX века: проблемы жанра2011 год, кандидат искусствоведения Невская, Наталья Геннадьевна
Художественный мир трагедии Ж. Расина "Федра"2001 год, кандидат филологических наук Мельников, Андрей Львович
Драматургия В.А. Озерова в контексте общественно-литературной борьбы в России на рубеже XVIII - XIX веков2015 год, кандидат наук Алтухова, Виктория Алексеевна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.