Образно-символическая природа ренессансного мышления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Сизов, Сергей Сергеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сизов, Сергей Сергеевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава
ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ РЕНЕССАНСНОГО СОЗНАНИЯ
§ 1. Поэтика Данте и Петрарки
§ 2. Риторическое слово как выражениеренессансного мышления..31 § 3. Творческое слово и искусный образ вренессансном мышлении...52 § 4. Живопись как «истинная наука»
Глава 2
РЕНЕССАНСНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
§ 1. Учение о достоинстве человека
§ 2. Образ античности иренессансное историческое мышление
§ 3. Homo faber как homo magus: сущность ренессансной магии
§ 4. Ренессансный перспективизм и утопическое мышление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Концепция природы в эстетике итальянского Возрождения1998 год, кандидат философских наук Криушина, Вера Александровна
Идеи и образы итальянского Возрождения в русском Серебряном веке (А. Блок и Вяч. Иванов)2003 год, кандидат культурологии Иванникова, Наталья Вячеславовна
Проторенессанс и раннее Возрождение в культурно-исторической концепции Пауля Оскара Кристеллера2012 год, кандидат исторических наук Зайцев, Александр Александрович
Отечественная историография итальянского гуманизма, 1830-е гг. - конец ХХ в.2002 год, кандидат исторических наук Матюков, Александр Константинович
Гуманизм как единство инновации и традиции: социально-философский аспект: В контексте итальянского Возрождения2000 год, кандидат философских наук Резванова, Эльвира Динаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образно-символическая природа ренессансного мышления»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. То, что Ренессанс продолжает оставаться темой общих философских и историко-культурных исследований, само по себе говорит о его продолжающейся актуальности. Ведь он Лишь кажется хорошо изученным явлением, в котором будто бы осталось уточнить некоторые детали, а, по сути дела, как нечто завершенное Ренессанс существует в нашем воображении до первого анализа.
Ренессанс не случайно называют истоком современной технологической цивилизации. Он присутствует в современности не только расхожей историко-
с» V /
культурной тематикой (гуманизм, индивидуализм, возрождение античности, церковное обновленчество, расцвет изобразительного художества), но и укоренившимся навыком активного отношения к истории, цельного охвата природы и мира. Этот навык стал настолько естественным, что трудно представить себе времена, когда история воспринималась как судьба или игра случая, обитаемый мир ощущался как неопределенно малая часть неведомо огромных Земли и Океана и, тем не менее, предельно близким Небу с его гармонией и влияниями.
Итальянское Возрождение XIV — XVI веков — это раннее начало того исторического прогресса, который, безостановочно ускоряясь с тех пор от века к веку, захватил в наши дни всю планету, позволив человечеству накопить себе небывалые возможности как для добра, так и для зла. И здесь поневоле придется осознать, что люди с недоверием относящиеся к современности или отвергающие ее, — как если бы во власти человека было повернуться к истории спиной — оказались в силу своей неприязни к началам современного мира зорче многих чересчур невозмутимых академических исследователей. Обличители технологической цивилизации, раньше времени обрекающие ее на гибель, прямо называют Ренессанс истоком и главной причиной нынешнего глобального кризиса (А. Тойнби). С ними можно и нужно не соглашаться, но в одном они правы — в опознании ключевого исторического значения эпохи Ренессанса.
Примером того, как глубоко внедрившиеся ренессансные начала современного нам мировосприятия могут оставаться непонятными и неосмысленными, служит историософская критика Ренессанса. Авторы этой критики часто не замечают, что их концепция продиктована ренессансным же пониманием истории как человеческого дела, что применяемый ими жанр литературной публицистики был заготовлен для них именно Ренессансом. Саму идею деле-
ния истории на древнюю, срединную и новую вместе с тенденцией к их сравнительной оценке обвинители переняли от обвиняемых. Критика Ренессанса, неосознанно ведущаяся, по сути дела, внутри его позиций, вносит добавочную путаницу в его понимание, но зато еще раз напоминает о том, что его актуальность лежит намного глубже, чем уровень обычно посвящаемой ему исследовательской проблематики. И именно поэтому философский анализ ключевых элементов ренессансного мышления несет на себе особую значимость.
Ренессанс, как это ни странно, отсутствует в периодизации, которой пользуется современная профессиональная историография, ведущая Средние века до 1600 года и затем переходящая к Новому времени. Ясно, что нельзя относить только к сфере литературы и изящных искуств тот сдвиг, после которого у европейского человечества изменился тысячелетний подход ко всему бытию. Если и есть причина не выделять Ренессанс в отдельную историческую эпоху, то только одна: его принципиально метаисторический размах, выходящий за временные рамки и не исчерпывающийся ролью переходного периода (В.В. Бибихин). В этом смысле некоторые современные культурологи считают, что Ренессанс начинался не раз и что он продолжался или продолжается вплоть до новейшего времени (Л. Мэмфорд). Пронизанность Ренессанса и средневековыми влияниями и измерениями представляет особый интерес для историко-философского исследования.
Ренессанс многогранен, большинство исследователей часто понимают под ним разные вещи. Якобы плавный, как склоняет думать применяемая типологическая терминология, переход от «раннего» к «зрелому» или «высокому» Возрождению четко ощущался и в те века, но на самом деле был разрывом. Действительно, примерно на рубеже XIV и XV вв. Кончается бурная экономическая, демографическая и территориальная экспансия итальянских городов-государств, народное самоуправление сменяется скрытыми или явными формами тирании, почти полная независимость городов уступает место сложному балансированию этих теряющих самостоятельность социально-политических образований между силами восходящих европейских монархий. В культуре со смертью Петрарки (1374) и Боккаччо (1375) обрывается эпоха великой итальянской поэзии и народной словесности, надолго уступая место литературным изысканиям латиноязычных гуманистов и своеобразной ренессансной грамматической схоластике, которая обожествляя и комментируя Данте, изменяет
ему, потому что не в силах не только продолжить, но даже понять его национальное и всечеловеческое дело.
Ренессансный импульс, иссякший в словесности вместе с угасанием ранней философской поэзии, ищет и находит в себе путь в изобразительном искусстве, в научно-техническом изобретательстве, в географических открытиях, в социальном реформаторстве и философском обновлении. Ренессансное начало, ведя в непредвиденных условиях борьбу за выживание против угрозы нового подчинения року и безликому порядку природы, открывает небывалые средства самоутверждения на путях укорененного в человеке творчества. Многогранность последнего есть залог «продолжающегося ренессанса» в европейской и мировой культуре.
Все эти обстоятельства вместе обуславливают актуальность исследования идейного строя Ренессанса, его образа и места в истории культуры, а также образно-символической природы характерного ему мышления.
Степень разработанности темы. Специфика ренессансного сознания достаточно широко освещена в современной литературе. Причем нужно отметить многоаспектность подходов к данной теме. Она привлекает внимание философов, историков и культурологов. В отечественной литературе, посвященной данному вопросу, следует выделить работы С.С. Аверинцева, A.B. Ахутина, JIM. Баткина, JI.M. Брагиной, Н.И. Конрада, Б.Г. Кузнецова, А.Ф. Лосева, Н.В. Ревуненковой, В.И. Рутенбурга, К.А. Сергеева, Г.Ф. Сунягина, Р.И. Хлодовского, Н.И. Осиновского и др. Очень обширна литература также и на европейских языках, что обуславливается особым значением данной темы в современной истории философии. Она затрагивается в работах Х.Г. Гадамера, Э. Гарена, Э. Кассирера, Б. Кроче, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Панофского, А. Тойнби, М. Хайдеггера и др. Это фундаментальные и серьезные исследования, служащие ориентиром для изысканий автора. Положительные итоги исследовательской работы во всех названных работах не отменяют того факта, что многие проблемы феномена ренессансного сознания и его места в историко-философской литературе остается дискуссионным. До сих пор не только в европейской, но и в русской литературе ни методы, ни границы, ни временные рамки Ренессанса не представляют четкой определенности и достаточной общепризнанности.
Диссертационное исследование ориентировано на то, чтобы выявить и рассмотреть основные методологические проблемы, которые возникают при
исследовании поэтики, риторики слова, художественного образа, живописи как науки, как формируется историческое сознание античного человека, как понимается сущность ренессансной магии в структуре ренессансного сознания.
Цель и основные задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть образно-символическую специфику ренессансного мышления, выявить проблематичность присущую структуре ренессансного сознания, в котором поэтическое слово, живописные образ и риторическая установка сочетаются с формированием исторического сознания. Учение о достоинстве человека подкрепляется широким распространением разного рода оккультных наук, а присущий Ренессансу перспективизм находит свое выражение в утопии. Эта цель исследования предполагает решение следующих основных задач:
- раскрытие сущности поэтического слова Данте и Петрарки в их фило-софско-тематическом измерении;
- выяснение связи ренессансной риторики с живописью как наукой;
- анализируется учение о достоинстве человека, лежащее в основе ренессансного исторического сознания;
- рассматривается магический аспект ренессансного образа человека;
- дается краткая характеристика ренессансного перспективизма, лежащая в основе утопического мышления.
Методология и источники исследования. Методологической основой исследования является принцип преемственности идей, соотношения логического и исторического в историко-философском процессе ренессансного сознания. Применялись некоторые новые формы контекстуального и герменевтического анализа, получившие свое выражение в работах Х.-Г. Гадамера, А. Ф. Лосева, М. Хайдеггера. Использовался опыт исследований средневековой философии в русской и зарубежной литературе.
Отказавшись от сложившихся стереотипов, автор попытался раскрыть положительный смысл учений Данте, Петрарки, Леонардо да Винчи, Цицерона, Макиавелли, Августина в культуре их времени и в общей перспективе истории философии. К научной новизне работы можно отнести и использование таких философских идей как ренессансный перспективизм и утопическое сознание; место магии в ренессансном сознании. Автор основывался на новейших изданиях источников и исследований на английском и итальянском языках.
Новизна работы. Суть научной новизны исследования заключается в обосновании того положения, что образно-символическая специфика ренес-сансного мышления имела ярко выраженный магический характер. Отсюда основные положения, полученные в результате исследования и выносимые автором на защиту:
- поэтика Данте и Петрарки, которая сменяет логическое слово Фомы Ак-винского и мистическое слово Бонавентуры, ориентирована на возрождение истории как фундаментальной человеческой реальности;
- символика ренессансного художественного образа оказывается в своей основе магической;
- микрокосм есть ренессансный образ человека, в котором сходятся небесные и земные явления; человек скрывает в себе все чудеса неба и земных стихий;
- стремление ренессансного человека к достоинству и славе порожд гт особого рода риторику, в которой основную роль играют исторические примеры благостной античности;
- ренессансный человек в его предельных стремлениях обретает перспек-тивистское мышление, которое завершается утопическим сознанием.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют дополнить понимание специфики ренессансного сознания, как модели синкретического феномена, в котором поэзия, живопись, магия и утопия образуют контекст возвращения к истокам античной культуры. Содержание диссертационного исследования может быть использовано при чтении лекционных курсов по истории философии и науки, по истории культурологии, политологии и поэтики; в спецкурсах по историко-философским, исто-рико-эстетическим разделам, включая лекции по культурологии, поэтике и семинары по сравнительному анализу природы ренессансного сознания.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
"Новая Аркадия" Ф. Сидни в контексте культуры рубежа XVI - ХVII вв.2000 год, кандидат филологических наук Мусвик, Виктория Александровна
Тема "мимесиса" в ренессансной теории художественного творчества2002 год, доктор философских наук Дубова, Ольга Борисовна
Проблемы богатства и бедности в общественной мысли Италии XIV - первой половины XV вв.2005 год, кандидат исторических наук Гордиенко, Андрей Борисович
Типология русско-итальянских культурных связей: Ренессанс-"серебряный век"2000 год, кандидат культурол. наук Ясюнас, Сергей Викторович
Античные концепции судьбы в культуре итальянского Возрождения2006 год, кандидат культурологии Куксгаузен, Анна Александровна
Заключение диссертации по теме «История философии», Сизов, Сергей Сергеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В период Возрождения формируется антропоцентрическая сфера сознания, пронизанная тем основным настроем, согласно которому человек восстанавливает свой подлинный образ бытия как собственного произведения искусства и как художественного творения. Отныне человек сам от себя и своими собственными средствами стремится обеспечить себя центральным положением как в природном мире, так и в самой истории. Сохраняется существенная для христианства мысль о спасении, однако спасение — это уже не отказ от «самости» и не потусторонний план бытия, а всемирное развертывание и осуществление всех творческих способностей человека. Отсюда решающим становится искание новых путей того, как человеку только своими собственным усилием обрести собственный мир и достойную его жизнь.
2. Ренессансная поэзия, риторика и изобразительное искусство формировали образ нового миропонимания и при этом осознавались функции переименования окружающей традиции. Происходит изменение статуса и назначения «свободных искусств», которые теперь претендуют на то, чтобы быть подлинной и новой наукой постижения всего сущего, в отличие от средневековой учености, занятой лишь истолкованием догматов, текстов и слов.
3. Морализирующий дискурс, присущий средневековому мышлению, сменяется «эстетикой» жизни в силу того настроя, что новое теперь — это возвращение к прекрасной античности и создание проектов будущего идеального общества.
4. Ренессансу присуще такое историческое сознание, согласно которому древность не позади человека, а скорее, впереди него. Древность — это не бывшее и прошедшее, а прежде всего то, что настигает нас в искании настоящего и его последующих перспектив. Древность прошлого и есть настоящее, каким оно еще не было, но каким оно будет в будущем. Таков основной узел, в котором в период Возрождения завязывается история как настоящая и настоятельная реальность человеческого бытия.
5. Ренессанс есть не историографическая концепция, а подлинное историческое событие, которое выходит за любые определенные границы во времени и пространстве. Оно всегда имеет место, если сохраняется историческое изменение человеческого бытия. В Ренессансе мы имеем дело с сутью не только древней и средневековой истории, но также и с историей Нового времени. История в своей внутренней сущности всегда оказывается так или иначе ренес-сансной. Поиск новой ориентации человека в непосредственном окружении, когда он чувствует себя в мире как совершенно бездомное существо, вынуждает его обращаться к прошлому, либо уповать на чудесное и магическое спасение в будущем с помощью реализации определенных проектов или удобств. Галиле-евский или картезианский человек уже вполне осознавал то, что он есть новый человек, новый антропологический тип, созидающий и как бы возрождающий свое собственное бытие. Но до того, как он смог бы полностью осуществить себя социального или хотя бы в мысли, чтобы тем самым обрести свою собственную экзистенцию и свой собственный мир, он должен был обнаружить подходящее и соответствующее этому миру именование. Уже в XV столетии начали говорить о «модернизме». До Галилея и Декарта ренессансный человек пребывал в антропоцентрическом горизонте мировосприятия, причем совершенно неопределенно; т.е. он все еще не пришел к восстановлению самого себя, к подлинному пониманию своей сущности. Подлинный Ренессанс, если иметь в виду сферу мысли, начинается не с Данте и Петрарки, но в первую очередь с Галилея и Декарта. Только такого рода Ренессанс означал в возрождении ясность и отчетливость мышления в понимании истины как достоверности.
6. Эпоха, известная нам как Возрождение, была не только периодом взлета поэтического и художественного гения, но и периодом совершенной неопределенности и необычайной путаницы в религиозных вопросах и в сфере мировоеприятия. Любой период кризиса всегда оказывается помутнением сознания. В событийном измерении это всегда есть переходная ситуация, подготавливающая новое истолкование мира, в котором оформляется фундаментальная метафизическая позиция. После Данте и Петрарки возникает чувство полной неясности, когда невозможно было достигать во внутреннем мире ничего положительного и прочного. Человек живет с чувством утраты времени, он пребывает в постоянном ожидании грядущих бедствий и катастроф, утрачивая даже упование на будущее. После Галилея и Декарта новый «храм мысли» был уже заложен на прочном основании. В преодолении длительного кризиса, в котором на первый план выступает сугубо человеческая спонтанность, и по пути к Новому времени картезианский человек есть такой антропологический тип личности, который завершает эпоху Возрождения и намечает путь к «сверхчеловеку» Ницше.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сизов, Сергей Сергеевич, 1999 год
Литература:
1. Августин Аврелий. Творения. В 3-х томах. СПб., «Алетейя», УЦИММ-Пресс Киев, 1998.
2. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., Renaissance, 1991.
3. Августин Аврелий. Исповедь // Петр Абеляр. История моих бедствий. М., «Республика», 1992.
4. Альберти Леон-Баттиста. Десять книг о зотчестве. В 2-х томах, пер. и коммент. В. П. Зубова и А. Г. Габричевского. М., 1935-1937.
5. Аврелий М. Размышления. СПб., «Наука», 1993.
6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.
7. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах, М., «Мысль», 1976.
8. Аллеш Г. фон. Рнессанс в Италии, пер. Е. Ю. Григорович. М., 1916.
9. Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.-Л., 1939.
10. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах, т. 2. М.-Л., 1949.
11. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
12. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Риторика и история европейской литературной традиции. М., 1996,
13. Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.
14. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура возрождения // Античное наследие в культуре возрождения. М., 1984.
15. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., «Наука», 1977.
16. Аверинцев С. С. Эсхатология. // Философская энциклопедия, т. 5., М., 1970.
17. Античное наследие в культуре Возрождения. М., "Наука", 1984.
18. Антология мировой философии, т. 2. М., 1970.
19. Боккачо Дж. Комедия Флорентийских нимф. Амето Фьяметта. Повести. М., 1972.
20. Боккаччо Дж. Малые произведения. Л, 1975.
21. Боккаччо Дж. Фьяметта. Фьезоланские нимфы // Ст. А. А. Смирнова, А. Д. Михайлова., М., 1968. (ЛП).
22. Боккаччо Д. Декамерон.//Вступ. ст. Р. Хлодовского. М., 1970.
23. Боккаччо, его среда и сверстники. В 2-х томах. Петроград, 1919.
24. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Новой акрополь, Бронт. Киев, 1996.
25. Бруно Дж. Диалоги // Ред. и вступ. ст. М. А. Дынника. М., 1949.
26. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты М., «Наука», 1990.
27.
28.
29.
30.
31
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41
42,
43
44.
45.
46
47.
48
49
50
51
52
53
Бэкон Френсис. Сочинения. В 2-х томах. 1971-1972. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., Итрада, 1996. Браччолини П. Против лицемеров // Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М., 1979. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. РГТУ, М., 1995. Баткин Л. М. К проблеме историзма в Итальянской культуре эпохи Возрождения. История философии и вопросы культуры. М., 1975.
Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры Средних веков и Возрождения.
Баткин Л. М. Данте и его время. М., «Наука», 1965. Баткин Л. М. Очерки... — Наука и религия, 1969.
Баткин Л. М. Спор о Данте и социология культуры // Средние века. М., 1971. Баткин Л. М. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Мар-силио Фичино и Пико делла Мирандолы // Из истории классического искусства запада. М., 1980.
Банфи А. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. М., «Изобразительное искусство», 1995.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., «Худ. лит.», 1965.
Батхин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Батхин М. М. Эстетика словесного творчества. М., «Искусство», 1979. Бибихин В. В. Слово Петрарки. // Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982. БезменоваН. А. Очерки по теории и истории риторики. М., «Наука», 1991. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: Этические учения Х1У-ХУ веков. М., 1977. Брагина Л. М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV века). М., 1983.
Брагина Л. М. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола. М., «Средние века», вып. 28. 1965.
Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983. Бродель Ф. Время мира. М., «Прогресс», 1992.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих
эпохи Возрождения. М., 1995.
Веселовский А. Н. Всеобщая литература. СПб., 1885.
Веселовский А. Н. Собрание сочинений, т. 5 и 6. Пг., 1915-1919.
54,
55,
56,
57,
58
59.
60.
61
62.
63,
64,
65,
66.
67.
68.
69.
70.
71,
72.
73.
74,
75.
76,
77,
78.
79.
80.
81.
82.
Веселовский А. Н Петрарка в поэтической исповеди Сашюшеге (1304-1904). Избранные статьи, Л., 1939. Вебер Мкс. Избранное. М., «Юрист», 1994.
Виндельбанд В. История новой философии, т. 1. Пер. под ред. А. И. Введенского СПб., 1908.
Виннер Ю. Б. Поэзия Плеяды, М., 1976.
Виннер Ю. Б. Статьи об искусстве. М., 1970.
Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., «Искусство», 1977.
Вышеславцев Б. П. Этика Преображенного эроса. М., «Республика», 1994.
Гвиччардини Ф. Сочинения. М. -Л., 1934.
Гвардини Р. Конец нового времени. В. Ф. № 4, 1990.
Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., «Искусство», 1991.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.
Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М., «Прогресс», 1986.
Гегель Г. В. Ф Наука Логики. В 3-х томах, т. 1. М., 1970.
Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы: Статьи и исследования М., 1975.
Голенищев-Кутузов И. Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-
XVII веков. М., 1963.
Горфункель А. X. Философия Эпохи Возрождения. М., 1980.
Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
Горфункель А. X. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» (Философские проблемы Возрождения) // История философии и вопросы культуры, М., 1975. Горфункель А. X. «Любовная философия» Франческо Патрици и философия любви Тарквинии Мольца. — «Средние века», вып. 34. М., 1971. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение ЛГУ 1990. Гулыга А. В. Эстетика истории. М., «Наука», 1974.
Гайденко П. П. Коллизия Возрожденческого титанизма. Вопросы литературы. № 3, 1980.
Данте А. Божественная Комедия. М., «Наука», 1968. Данте А. Малые произведения. М., 1968. Декарт Рене. Сочинения. В 2-х томах, т. 1. М., 1989. Дживелегов А. К. Микеланджело. М., 1938.
Дживелегов А. К. Очерки Итальянского Возрождения. М., «Федерация», 1929. Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., «Искусство», 1970.
83. Данилова И. Е. О категории времени в живописи средних веков и раннего Возрождения // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
84. Дунаев Г. С. Творчество Сандро Боттичелли М., 1971.
85. Зелинский Ф. Ф. Возрожденцы. СПб., «Алетейя», 1997.
86. Знамеровская Т.П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо. ЛГУ, 1975.
87. Зубов В. П. Леонардо да Винчи., М., 1962.
88. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти томах, т. 1. Античность, Средние Века, Возрождение. М., 1962.
89. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., «Наука», 1976.
90. Из истории античной культуры. Философия. Литература. Искусство. М., 1976.
91. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. СГУ, Саратов, 1984.
92. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., «Университетская книга», 1997.
93. Кампанелла. Город Солнца. Пер. Ф. А. Петровского. М. -Л., 1954.
94. Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч.; в 2 т. М., Т. 1. 1979.
95. Кант Иммануил. Сочинения. В 6 т. Т. 3. М., 1966.
96. Кареев Н. История Западной Европы в новое время, т. 1., СПб., 1898.
97. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. 1. СПб., 1892.
98. Ковалева Т. В. и др. Литература средних веков и эпохи Возрождения. Минск, 1988.
99. Кроче Б. Леонардо как философ. «Флорентийские чтения. Леонардо да Винчи.» Пер. И. А. Маевского. М., 1914.
100. Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
101. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения. М., «Наука», 1979.
102. Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. ЛГУ 1991.
103. Культура эпохи Возрождения и Реформация: Сб. ст. М., 1981.
104. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.
105. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1962.
106. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х томах, под ред. А. К. Дживе-легова и А. М. Эфроса. М,-Л., 1935.
107. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., «Мысль», 1982.
108. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. МГУ, 1979.
109. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., «Искусство», 1975.
110. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х томах. М., 1959.
111. Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952.
112. Лазарев В. Н. Микеланджело. - «Микеланджело. Жизнь. Творчество». М., 1964.
113. Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.
114. Лазарев В. Н. К истории ренессансного пейзажа. М. -Л., 1939.
115. Макиавелли Н. История Флоренции / Общая ред. Рутенбурга. М., 1987.
116
117
118
119
120
121
122.
123,
124,
125,
126,
127,
128.
129.
130
131.
132,
133.
134.
135,
136.
137.
138.
139
140.
141.
142.
143,
144.
145,
146,
147.
Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.
Мазуччо Новеллино. М., 1993.
Монтень Мишель. Опыты. В 3-х книгах. М., 1992.
Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., «Юрист», 1994.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 1.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 25, ч. 1.
Мор Т. Утопия. М., «Наука», 1978.
Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1973.
Маццини Д. Эстетика и критика. Избранные статьи. М., «Икусство», 1976. Муратов П. П. Образы Италии. М., «Республика», 1994. Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XV века. М., 1979.
Олыыки Л. История научной литературы на новых языках. В 3-х томах. М. -Л., 1934. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. О любви и красоте женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1982. Петрарка Ф. Африка. М., 1992.
Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982. Петрарка Ф. Книга песен. М., 1963. Петрарка Ф. Письмо к потомкам. Избранное. М., 1974. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. М., «Мысль», 1990.
Пасквале-Вилларе. Джироламо Савонарола и его время, т. 1. Изд.: «Грядущий день» 1913.
Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., «Наука», 1982. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., «Высшая школа», 1996. Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.
Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. «Петрополис», 1994.
Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV-первой половины XV в. М., 1977.
Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV века -первой половины XV века. Новосибирск, 1975.
Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М., «Мысль», 1988.
Рабинович В. Л. Образ мира в зеркале Алхимии. М., Энергоиздат, 1981. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., Наука, 1979. Рерберг Ф. И. Краткий курс истории Искусств и Лекций. Издание В. М. Саблина, М., 1908.
148
149
150
151
152
153
154
155,
156
157.
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172.
173
174
175,
176
177.
178,
179,
180
Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Л., «Наука», 1987.
Рутенбург В. И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., «Наука», 1974. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. СПб., «Наука», 1991. Рутенбург В. И. История Италии. М., 1970. Свентоховский А. История Утопий. М., 1910.
Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., СПбГУ, 1993.
Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М., «Высшая школа», 1984.
Сунягин Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. ЛГУ, 1987.
Советское искусствознание. Выпуск 20. «Советский художник». 1986.
Таранов П. С. Философия изнутри. В 2-х томах, М., «Остожье», 1996.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник «Прогресс», М., «Культура», 1996.
ТэнИ. Философия Искусства. М., «Республика», 1996.
Тэнасе А. Культура и Религия. М., Изд. полит, лит., 1975.
Типология и Периодизация культуры Возрождения. М., «Наука», 1978.
Филипов М. История культуры. Т. 3. Средневековая и новая культура. СПб., 1901.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблемы человека в западной философии.
М., 1986.
Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на западе. М., 1986.
Хейзинга И. Осень средневековья. М , «Наука», 1988. Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI-начало XVII в. М., «Наука», 1980. Шпенглер О. Закат Европы. М., «Мысль», 1993. Эразм Роттердамский и его время. М., «Наука», 1989. Эстетика Ренессанса. В 2-х томах, М., «Искусство», 1981. Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., «Наука», 1990. L.-B. Alberti Delia famiglia. - In: Opere volgari. V. 1. Ban, 1960. Argan G., Fagiolo M. Premessa all'arte italiana. — In: "storia d'italia", Torino, 1972, Baxandall M. Giotto and the orators: Humanist observers of Painting in Italy and the Discovery of Pictorial Composition. 1350-1450. Oxford, 1971.
Blanchenhagen, P. von, "Narration in Hellenistic and Roman Art," American Journal of Archeology, LXI, 1957.
BuchD., The Renaissance and English Hummanism, 1939.
Cassirer E. The individual and cosmos in Renaissance philosophy. New York, 1963.
Cioranescu. Utopia: Land of Cocaigne and Golden Age. - "Diogenes", №75, 1971.
Coulton G. G., Art and the Reformation, New York, 1928.
Crichton G. H., Romanasque Sculpture in Italy, London, 1954.
181. Fergusson W. K., The Renaissance in Historial Thought, Five Centuries of Interpretation, Cambridge, 1948.
182. Hart F., Botticelli, New York, 1953.
183. Janson H. W., The Sculpture ofDonatello, Princeton, 1957.
184. Kristeller P. 0., The Philosophy ofMarsilio Ficino, New York, 1943.
185. Manetti G. Antonio Vita di Filippo di ser Brunellescho. London, 1970.
186. Manetti G. Oratio de secularibus etpoutificalibus pompis in consecrazione Basilicae Flor-entinae habilis. Padova, 1960.
187. Mumford L. The story of Utopies. N-Y. 1962.
188. Struever N. S. The language of history in the Renaissance. Princeton UP, 1970.
189. White J., Perspective in Ancient Drawing and Painting (Society for the Promotion of Hellenic Studies, Supplementary Paper No. 7), London, 1956.
190. Yates F. A. Giordano Bruno and the hermetic tradition. London, 1964.
191. Yates F. A. The Art of Memory. Chicago, 1974
192. Yates F. A. Renaissance andXeform: the Italian contribution vol. 2. London, 1982.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.