Иосиф Бродский и русская рождественская поэзия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Подгорская, Анна Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Подгорская, Анна Вячеславовна
Введение.
Глава I. Русская рождественская поэзия от истоков до середины ХХ-го столетия (динамика семантики и поэтики).
1. Религиозно-догматическая концепция Рождества Христова и ее интерпретация в гимнографии и духовном стихе.
2. Религиозная и государственная идеи в русской библейской поэзии XVII - XVIII веков.
3. Лирическое начало в рождественском поэтическом повествовании XIX века.
4. Стилевые тенденции в рождественской поэзии
1900-1960-х годов.
Глава II. Тема Рождества Христова в лирике И.Бродского.
1. Рождественский цикл Бродского: история создания и структура.
2. Актуализация рождественской художественной традиции в творчестве поэта 60 - 70х годов.
3. Символика рождественских образов в поздней лирике И.Бродского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лирический герой поэзии И.Бродского: Преодоление маргинальности2004 год, кандидат филологических наук Романов, Игорь Александрович
Пасхальный текст в русской литературе XIX века2004 год, кандидат филологических наук Николаева, Светлана Юльевна
Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века2009 год, доктор филологических наук Боровская, Анна Александровна
И. Анненский и русская поэзия XX века2013 год, доктор филологических наук Налегач, Наталья Валерьевна
Лирика Арсения Тарковского в контексте поэзии Серебряного века2007 год, кандидат филологических наук Чаплыгина, Татьяна Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иосиф Бродский и русская рождественская поэзия»
Поэтическое творчество И.А. Бродского - одно из самых ярких и значительных явлений русской лирики второй половины XX века. Отношение к нему никогда не было однозначным. Апологеты Бродского (В. Куллэ, Я. Гордин, В. Полухина, Л. Лосев) ставят поэта в один ряд с О. Мандельштамом, М. Цветаевой и А. Ахматовой, указывая на качественно новую структуру его ф поэтического языка и метафизические горизонты поэтического мира. Другие, признавая техническую виртуозность И. Бродского, отказываются воспринимать его моральную позицию (Э. Лимонов). Холодность, книжность, эстетизм, рационализм - все это вполне традиционные обвинения, предъявляемые поэту. Так Ю. Кублановский упрекает Бродского в том, что «его лирическому герою не хватает того душевного тепла, которым славна наша отечественная поэзия. И.Бродский этап за этапом делает поэзию все более отчужденной от мира. Его стихи зажаты в некий абсолют образа, абсолют одиночества, абсолют совершенства»1.
Стилистика лирики Бродского действительно неуклонно изменялась в сторону абстрагирования эмоций и анонимности изложения. Учитывая, что эти Ш качества весьма новы для русской поэзии, неудивительно, что русский читатель принял его позицию нейтрального наблюдателя за холодность, прием отстранения - за презрение к людям, недискриминированность словаря - за дурной вкус, а многочисленные отсылки к мировой культуре - за книжность.
Сам Бродский воспринимал себя «последним поэтом XX века» и хранителем культурной традиции. М.Н. Липовецкий убедительно доказывает, что эстетика Бродского является «не столько математической суммой модерна, постмодерна и
1 Кублановский Ю. Поэзия нового измерения // Новый мир. -1991. - №2 . - С. 65. 3 традиционализма, сколько интегрированием всех этих художественных систем, извлечением общего для всех художественного и филологического корня».2
Аналогичные мысли развивает и А. Ранчин: «Прежде всего, стихотворения И.Бродского - это своеобразный «каталог русской лирики».3 Среди обширной критической и исследовательской литературы по творчеству поэта можно обнаружить достаточное количество аргументированных заключений того же рода.
В целом, в новейших исследованиях творчества Бродского можно выделить 2 основных подхода (характерных, впрочем, и для литературоведения вообще) : непрерывный (или «панорамный») и «дискретный». «Непрерывный», «сквозной» подход - описание общих эстетических установок, свойств риторики и т.п. -требует привлечения различных, в том числе нелитературных контекстов»4
Дискретный» подход - изучение поэтики автора, на основе совокупности анализов отдельных его текстов. Именно на этом втором подходе основаны два близких по составу сборника статей, вышедших в последние годы под редакцией Л.В. Лосева и В.П. Полухиной.5
При значительных успехах в изучении поэтической философии Бродского (Е.Б. Келебай), мотивно-тематического (Д. Бетеа, В. Полухина), лингвос ч поэтического (М.Л. Гаспаров), религиозно-метафизического (И.И. Плеханова) и других аспектов наиболее дискуссионными остаются главные вопросы - «откуда
2. Лейдерман Н. Л. и Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Учебное пособие: в 2 т. Т.2:1968 - 1990. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - С. 666.
3. Ранчин А. На пиру Мнемозины: Интертексты Бродского. - М.: Новое литературное обозрение, 2001 - С. 11
4. Келебай Е.Б. Философия творчества И.Бродского: дис. . докт. филос. наук / Е.Б. Келебай; Моск. гос. ун-т им. Ломоносова. - Москва, 2000. Калашников С.Б. Поэтическая интонация в лирике И. Бродского: дис. . канд. фил. наук / С.Б. Калашников; Воронеж, гос. ун-т. -Волгоград, 2001.
5. Как работает стихотворение Бродского. Из исследователей славистов на Западе» / сост. и ред. Л.В. ЛосевиВ.П. Полухина. - М.: НЛО, 2002.
6. Гаспаров М. Л. Рифма Бродского // Гаспаров МЛ. Избранные статьи. - М., 1995. - С. 83. пришел поэт», то есть проблема традиции, внутренние закономерности эволюционных процессов и их характер. Избранный нами аспект исследования позволяет внести определенную лепту в их разрешение, так как дает возможность, с одной стороны, увидеть движение творческой мысли поэта, с другой - взглянуть на лирику Бродского в контексте всей истории русской поэзии.
Актуальность исследования лирики И.Бродского обусловлена также тем, что в его поэзии особенно отчетливо, драматично и своеобразно воплотился характерный для XX века процесс разобщения и нелегкого, непростого воссоединения трех ветвей русской литературы. В нем по-своему осуществилась «встреча» начала нашего столетия («серебряный» век), его середины («оттепель» — ^ «андеграунд») и завершения, подведения итогов на пороге третьего тысячелетия.
Вхождение в конце XX столетия в научный оборот обширных пластов литературы русского зарубежья, возвращенной литературы сделало насущной задачу создания новой единой истории русской литературы, включающей ранее не изучавшиеся отечественным литературоведением пласты. Решение этой задачи предполагает не только объективное представление о характере каждого из литературных слоев, но и (что очень важно) их взаимодействия. Значительный вклад в осмысление связей и взаимодействия между отдельными потоками русской литературы внесли своими работами: А. Чагин «Расколотая лира: Россия и зарубежье» (М.,1998), Е.Эткинд «Русская поэзия XX века как единый процесс»8, С.И. Кормилов «Проблемы построения теоретической истории русской литературы XX века»9, А.Н. Николюкин. «О целостности русской литературы
7. Плеханова И. Преображение трагического: метафизическая мистерия И.Бродского: дисс. . докт. фил. наук / И. Плеханова; Томский гос. ун-т. - Томск, 2002.
8 Эткинд Э. Русская поэзия XX века как единый процесс // Вопросы литературы. - 1988. -№Ю.- С. 189.
9 Кормилов С.И.Проблемы построения теоретической истории XX века // Русская филология: Ученые записки Смоленского гос. пед. ун-та. Т.8 - Смоленск: СГПУ, 2004. - С. 19.
1920 - 30-е годы)»10, В.В. Агеносов «Литература русского зарубежья» (1918 -1994) (М., 1998).
А.И. Чагин, отмечая, что Е.Г.Эткинд слишком жестко ставит вопрос о русской поэзии XX века как «едином процессе», вносит важную поправку с опорой на последнее слово. Нельзя просто сказать, что в XX веке была одна русская литература. «Ограничиться этой идиллической констатацией значило бы признать лишь одну из сторон литературной целостности за счет другой, забыть о трагическом смысле разделения, рассечения национальной литературы со всеми далеко идущими последствиями этого разделения. Достаточно полным ответом, учитывающим всю непростую диалектику взаимодействия двух потоков русской литературы, могла бы стать «формула»: одна литература и два литературных процесса (Чагин А.И.Указ. соч. - С. 17). А.Н. Николюкин, соглашаясь с тем, что «с раскола страны в конце 1917 года шли два литературных процесса, во многом несхожих», все же подчеркивает, что «русская литература оставалась целостной, и к концу XX века это стало очевидно, благодаря русскому языку, национальной проблематике, а также традициям русской культуры и классической литературы прошлого, хотя и наблюдались различные отличия в восприятии отечественного литературного наследия». (Николюкин А.Н. Указ. соч. - С. 5).
Как видим, поле деятельности по построению целостной истории русской литературы по-прежнему обширно, и эта работа далека от завершения, что делает всякое исследование в данном направлении актуальным.
Пути решения сформулированной задачи разнообразны. Перспективным представляется направление, предлагаемое С.И. Кормиловым. По его мнению, «это должна быть история не только творческого пути некоторых представляющихся наиболее значительными писателей и литературных направлений, но и тематики, проблематики, типов персонажей, жанров,
10 Николюкин А.Н. О целостности русской литературы (1920-1930г.) // РЛЖ. - 1994. - .№3. -С.З. сюжетов»11. Однако, без предварительной работы комплексную историю литературы, с учетом не просто всех параметров, но и их взаимодействия, - не написать. По-видимому, сначала возможны только исследования по отдельным из них: тематическим, «персонажным», жанровым, стилистическим и так далее. Именно в русле такого подхода осуществляется наше исследование.
Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы рассмотреть процесс актуализации семантики и художественных решений русской рождественской поэзии в творчестве Иосифа Бродского.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Определить влияние религиозно-догматической концепции Рождества Христова и церковной словесности на поэтическую интерпретацию рождественского сюжета.
2. Рассмотреть тенденции развития художественных трактовок Рождества Христова в русской поэзии XIX - XX веков.
3. Выявить своеобразие «цикла» рождественских стихотворений И. Бродского.
4. Охарактеризовать сюжетообразующую и стилеобразующую функции образа рождественской звезды в поэзии И. Бродского.
Исследование влияний семантики и поэтики библейских текстов на отечественную художественную словесность ведется в последние полтора десятилетия весьма активно и плодотворно, охватывая широкий круг аспектов.
9 Так, М.М. Дунаев в шеститомном труде «Православие и русская литература»12 осуществил систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности с XVII до конца XX века. Труд этот уникален как по охвату материала, так и по глубине анализа.
Отличительная черта методологии Дунаева - использование самого широкого спектра понятий и категорий как богословски-церковных, так и
11 Кормилов С.И. Проблема построения поэтической истории русской литературы XX в. //
Русская филология: Ученые записки СГПУ. - Т.8. - Смоленск: СПГУ, 2004. - С. 19 эстетических, общекультурных. Гармоничное сочетание эстетической чуткости к особенностям поэтики и богословской эрудированности не отменяет, однако, иерархичности: высшей ценностью остается православие, с позиций которого и оценивается художественная литература.
Методологической выверенностью и точностью определений отличаются работы В.А.Котельникова. Исследователь разрабатывает такие аспекты, как теоцентрический и антропоцентрический тип миросозерцания, коллизию ветхозаветного и новозаветного типов религиозности, размышляет о религиозно-этической мысли Достоевского.13
Основное направление исследований Котельникова- взаимодействие языка церкви и языка мирской культуры, в рамках которого разрабатываются такие аспекты, как использование христианской топики, образование новых стилевых тенденций. Объектом исследований является, прежде всего, русская поэзия. В сходном же направлении работает и П.Е. Бухаркин, уделяя внимание взаимоотношениям церкви и литературы как двух культурных сфер, сопоставлению художественно-эстетических традиций Церкви и светской культуры.14
Важными представляются и исследования характера религиозности писателей. В качестве примера назовем следующие работы: В.Н. Криволапов «Вновь о религиозности И.А.Гончарова»15; И.П. Карпов «Религиозность в условиях страстного сознания; И. Бунин «Жизнь Арсеньева. Юность»16.
Одной из лучших книг последних лет, отличающихся целостностью и глубиной, является монография И.А.Есаулова «Категория соборности в русской
12 Дунаев М.М. Православие и русская литература: в 6т. - М., 1996-2000.
13. Котельников В.А. Православие в творчестве русских писателей XIX века: дисс. в форме науч. докл. . докт. филол. наук. РАН/В. А. Котельников; ин-трус. лит. - СПб.,1994.
14. Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в XVII - XIX веках: проблемы культурного диалога. — СПб., 1996.
15. Криволапов В.Н. Вновь о религиозности Гончарова / В.Н. Криволапов // Христианство и русская литература. Сб.З. - СПб.: Наука, 1999. - С. 263.
16. Карпов И.П. Религиозность в условиях страстного сознания. И. Бунин. // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX вв. Вып. 1.- Петрозаводск, 1997.-С. 341. литературе». «Среди ее достоинств - то, что автор декларирует и отстаивает ценностный подход к явлениям культуры в противовес безоценочному релятивизму и фактографизму. Он ведет анализ с позиций православной 1 аксиологии». По мнению ученого, русская литература базируется на православной духовности. Во многих отношениях замечательная книга И.А.Есаулова демонстрирует, как использование категории соборности позволяет делать точные и глубокие наблюдения. Но иногда этот инструмент дает сбой. Это происходит тогда, когда соборность из категории строго богословски-церковной претворяется в религиозно-эстетическую, когда различные эстетические, архетипические, ментальные составляющие начинают расширять понятие и уводят его из пределов церковности, в то время как соборность в Символе веры -одно из качеств Церкви, а не сознания, менталитета или культуры.
Многочисленны работы, освещающие бытование христианских тем, евангельского слова в литературе. В их заголовках обычно значится: христианские или антихристианские мотивы (тенденции) - в творчестве того или иного писателя. Декларируемый гносеологический дискурс оказывается вполне правомочным и адекватным по отношению к литературе любого культурного ореола, в том числе и к русской классике, хотя не исчерпывает проблему.
Не обойден вниманием исследователей и рождественский сюжет. Особенности его претворения в образном мире святочного рассказа, в том числе и рождественского, уже осмыслены достаточно основательно.
Становление жанра святочного рассказа рассматривается в содержательной и насыщенной богатым фактическим материалом работе Е.В. Душечкиной 1995 года. Для нее «история святочного рассказа - это в основном история усвоения литературой фольклорных календарных текстов. Святочный жанр и жанр рождественский ею не различаются, в частности она пишет: «Термины эти
17. Есаулов И.А. «Категория соборности в русской литературе». -Петрозаводск, 1995.
18.Любомудров A.M. Церковность как критерий культуры // Христианство и русская литература. Сб.4. - СПб.: Наука, 2002. - С. 95. святочный рассказ», «рождественский рассказ», «новогодний рассказ»), как показывает сравнение текстов с разными подзаголовками, вполне взаимозаменимы, и часто текст с преобладающими святочными мотивами называется «рождественским» и наоборот. Поэтому, представляется возможным говорить об одном корпусе текстов, который покрывается самым употребительным из названных терминов - «святочный рассказ».19
О возросшем интересе к теме свидетельствуют и выпущенные в 90-е годы сборники «Святочные рассказы»(1991), «Святочные истории»(1992), «Чудо рождественской ночи»(1993), «Вифлеемская звезда»(1993) и появившиеся в
80-е - сер.90-х годов статьи Е.М. Пульхритудовой, Е.В. Душечкиной, Н.А.
01
Никипеловой, Р.Н. Поддубной, Х.Барана, И.И.Московкиной, и, наконец, защищенные диссертации О.Н. Калининой «Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX - начала XX вв.», Н.В. Самсоновой «Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX- первой трети XX
19 Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. - М., 1995. - С. 200
20 Святочные рассказы / сост., прим. и поел. Е.В. Душечкиной. — M., 1991. Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей / сост., примеч. С.Ф. Дмитренко. — М., 1992. Чудо рождественской ночи: святочные рассказы / сост., вступ. ст., примеч. Е.В. Душечкиной, X.
W Барана.-СПб., 1993.
21 Пульхритудова Е.М. Творчество Н.С.Лескова и русская массовая беллетристика // В мире Лескова. - М.: Сов. писатель, 1983. - С. 149- 185. Никипелова H.A. Сюжет рождественского рассказа в художественной системе АЛ.Чехова //Поэтический мир Чехова. - Волгоград, 1985. - С. 31-36. Поддубная Р.Н. «Действительность идеала» в малой прозе «Дневника писателя» // Достоевский: Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1991.Т.9.- С. 183-198. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. - М.: Издат. группа «Прогресс» - «Универс», 1993. -С.284-328. Московкина И.И. «Рождественские» и «пасхальные» новеллы/МосковкинаИ.И. // Проза Л. Андреева. Жанровая система, поэтика, художественный метод. - Харьков: ХГУ, 1997.-С. 23-37. вв. (1998) и М.А. Кучерской «Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени» (1997).
Поэзия же, связанная с праздником Рождества Христова, практически лишена внимания современной критики. Это можно объяснить сравнительно небольшим корпусом рождественских стихотворений, созданных русскими поэтами, несопоставимым по количеству и объему с многочисленными святочными рассказами и историями. Тем не менее, русская рождественская поэзия представляет значительный интерес в качестве предмета специального изучения, так как, пронзая узким лучом последние полтора столетия истории литературы, она несет на себе печать тех влияний, которые испытывала русская поэзия в целом.
Сформулированная общая цель работы побуждает начать исследование с рассмотрения истории возникновения праздника Рождества Христова и особенностей формирования рождественского цикла сюжетов в искусстве. Не менее важно установить генетические коды русской рождественской поэзии, для чего в первом параграфе первой главы мы обращаемся к гимнографии и народному духовному стиху.
Далее (во втором - четвертом параграфах) рассматривается процесс утверждения и развития рождественской темы, трансформация ее семантики и поэтики на всем протяжении истории отечественной поэзии.
Вторая глава посвящена многоаспектному изучению рождественской лирики Иосифа Бродского, в ее разнообразных сцеплениях с произведениями
22 Самсонова Н.В.Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX-первой трети XX вв: дисс. канд. фил. наук/ Н.В. Самсонова; Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж, 1998. Кучерская М.А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе Нового времени: дисс. канд.фил. наук /М.А. Кучерская; МГУ им. Ломоносова.-М, 1997.
23. В трактовке понятия сюжет мы исходим из определения В.Кожинова: «Сюжет - конкретная последовательность изображенных движений, внешних и внутренних «жестов» людей и вещей». // Кожинов В. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М., 1964. - С. 425. сходной тематики, созданных в предшествующие периоды литературного развития. При наличии отдельных упоминаний о рождественской поэзии Бродского в монографических работах А. Ранчина,24 Ли Чжи Ена,25 и ее
Л/Г Л«1 специального рассмотрения в статьях М. Иовановича, O.A. Лекманова, К. Поливанова28 систематическое изучение в контексте русской поэзии отсутствует, что предопределяет новизну нашего исследования. В работе нами прослежен процесс формирования и развития русской рождественской поэзии от ее древнейших истоков до современности; выявлены тенденции изменений смыслового наполнения и художественных решений рождественского сюжета в XIX-XX столетиях; обоснована правомерность выделения в лирике Бродского замкнутого цикла, посвященного Рождеству Христову; раскрыто своеобразие, входящих в него произведений; установлены отличия семантики и поэтики рождественских стихотворений Бродского 1987 - 1995 от 1962 - 1973 годов.
Добиться этих результатов позволило использование в качестве методологической основы теоретических положений, высказанных в трудах А.Н. Веселовского, В.В. Кожинова, Ю.М. Лотмана, О.Н. Фрейденберг, Г.Г. Гадамера, И.Г. Неупокоевой, М.Ф. Алексеева, Н.К. Пиксанова; применение генетического, сравнительно-исторического и герменевтического методов, а также опыта историко-литературных исследований Л. Гинзбург, М.Л. Гаспарова, B.C. Баевского, В.В. Агеносова, И.А. Есаулова.
25.Ранчин А. На пиру Мнемозины: интертексты И. Бродского. - М., 2001.
26.Ли Чжи Ен «Конец прекрасной эпохи». Творчество И. Бродского. Традиции модернизма и постмодернистская перспектива. - СПб.: Академический проект, 2004. - С. 54.
27.Йованович М. Пастернак и Бродский: к постановке проблемы // Пастернаковские чтения. Вып. 2. - М., 1988. - С. 305-323.
28.Лекманов О. А. О луне и реке в «Рождественском романсе» И. Бродского // Русская речь. - 2001. - №1. - С. 19-23. Лекманов O.A. «Рождественская звезда»: текст и подтекст // Новое литературное обозрение. - 2000. - №5. - 162-165.
29.Поливанов К. Негатив Вифлеемской звезды: к возможной интерпретации одного стихотворения И. Бродского // Новое литературное обозрение. - 2000. - №5. - С. 161-162.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Стиль лирики иеромонаха Романа2006 год, кандидат филологических наук Барышникова, Ирина Юрьевна
Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского2007 год, кандидат филологических наук Александрова, Анна Алексеевна
Метафизика бессмертия в русской романтической лирике2007 год, доктор филологических наук Косяков, Геннадий Викторович
Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского2006 год, кандидат филологических наук Чевтаев, Аркадий Александрович
Русская поэзия рубежа XX - XXI вв. в контексте православной духовной традиции2008 год, кандидат филологических наук Гордиенко, Наталья Николаевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Подгорская, Анна Вячеславовна
Заключение
Поэзия явление органическое, она продолжение вселенной, природы, человека. Вот как об органичности поэзии писал в конце XIX века академик А.Н. Веселовский: «Одни и те же знакомые образцы, одни и те же мотивы проходят по всей поэтической истории нашей расы: они-то вносят в нее ту связь, которая заставляет нас ощутить в ней присутствие организма, развития, ими главным образом объясняется симпатия, с которой мы относимся к поэтическим произведениям старины, которой содержание нам чуждо и раскрывается перед нами наполовину только трудовым усилием мысли. Зато белая ручка, манящая нас из глубин мифологической сказки (Гейне), приведет нас тридевятью землями
176 к тридесятому царству современной поэзии» .
Наше диссертационное исследование по выявлению и описанию закономерностей развития русской рождественской лирики реализует лишь одну из возможностей обретения целостного представления о тенденциях развития отечественной поэзии на всем протяжении ее истории: от истоков до современности - истории, отражающей процесс смены художественных представлений.
Русская рождественская поэтическая традиция изначально формировалась в двух направлениях. Ее истоком, с одной стороны, являлся литургический символизм, опирающийся на канон; с другой — христианский лиризм духовного стиха, выдвигающий на первый план личное эмоциональное восприятие событий Рождества Христова.
Анализ отечественной библейской поэзии XVII - XVIII веков, в частности стихов Е. Чудовского, С. Полоцкого, М. Хоникова, М. Ломоносова, Г.
176 Цит. по: Баевский. В. С. История русской поэзии: 1730 - 1980. Компедиум: учеб. пособие.- М.: Новая школа, 1996. - С. 5.
Державина, Ф. Ключарева, М. Хераскова, Н. Николева, убеждает в том, что поэтическое стихотворство этого периода, при всех различиях, определившихся лишь в послепетровское время, было связано единой традицией: Христос изображался как Царь, Владыка и Судия. Объяснением этому является тот факт, что русское государство, заняв место высшего авторитета, которое традиционно принадлежало Церкви, стремилось подчинить себе и поэтическое слово, а потому господствующим жанром эпохи стала ода, а поэты видели в Боге, прежде всего, «Созидателя, Первого Двигателя и Правителя».
Самостоятельное звучание евангельская тема приобрела, лишь начиная с 30-х годов XIX века, после того как традиции духовной оды были исчерпаны, а общественное сознание оказалось готовым к художественному осмыслению образа Иисуса Христа. Первым в русской поэзии историю жизни Спасителя сделал содержанием оды Г.Р. Державин («Христос» 1814), и тем самым, как бы, открыл для русской лирики тему Христа.
В этот же период начала самостоятельно звучать и собственно рождественская тема. Этому способствовало то, что в 1810-1830-х годах господствующее положение стало занимать лирическое стихотворение, хотя оно нередко несло в себе черты, память нескольких жанровых форм. Таковы рождественские стихи В. Кюхельбекера, П.Ершова, С. Раича, Ф. Глинки, А. Мея.
В рождественской лирике первой половины XIX века особое значение имеет стихотворение А. Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой.» (1844). В нем, впервые в русской рождественской поэзии, автор, стремясь выразить средствами стиха не извечно неизменное, а неповторимо личное, отдал предпочтение индивидуальному чувству, а не общечеловеческому разуму.
В 60-е годы XIX века, ввиду активного роста периодической печати, сформировался жанр пасхальных и рождественских стихотворений. Наличие регулярного заказа на такие стихи и явилось причиной возникновения рождественского поэтического штампа.
Последние десятилетия XIX века исследователи обозначают как новую эпоху русской духовной жизни. В частности И. Есаулов рассматривает поэзию русского символизма как «великий переворот», характеризующийся «глобальным смещением традиционной эстетической доминанты русской культуры.» от (православного) пасхального архетипа к рождественскому (католическому, западному). Действительно, поэты Серебряного века создали такое количество стихотворений на тему Рождества, что оно несопоставимо по объему ни с одним периодом развития русской поэзии. В подтверждение достаточно назвать лишь фамилии авторов анализируемых нами стихотворений: А. Блок, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Маяковский, А. Белый, Вл. Соловьев, Г. Иванов, 3. Гиппиус, С. Есенин. Для всех этих стихов характерно стремление к дифференцирующей сложности, к сознательной необычности в противовес унифицирующей простоте и мнимой естественности стихов предыдущего периода. Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что именно предельное усиление авторского начала в рождественском повествовании сообщило ему редкое разнообразие лирических форм и жанровых структур: от традиционных религиозных до «антисвяточных» стихотворений.
В советские десятилетия происходило массированное наступление официальной идеологии на религию, в результате чего к концу 20-х годов религиозные темы оказались окончательно запрещенными для печати. Они возникали либо в эмиграции, либо в стихах, писавшихся тайно. В последующие десятилетия в советской поэзии рождественская тема была во многом замещена новогодней, причем основной массив такого рода произведений составляли стихи для детей. Хотя следует отметить, что творчество многих советских поэтов (Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, А. Тарковского) демонстрирует черты искреннего интереса к вопросам веры, но все же в большинстве случаев речь идет о сложной, подчас эклектичной системе взглядов, так называемом «культур-христианстве».
Иосиф Бродский актуализирует в своем творчестве рождественскую поэтическую традицию. Он создает единственный в своем роде, уникальный в
148 русской поэзии цикл взаимосвязанных стихотворений, объединенных только одним евангельским сюжетом Рождества Христова. За 38 лет творческой деятельности им написано 24 стихотворения, связанных не только темой, но и повторяющимися от текста к тексту художественными приемами, лексикой, а в некоторых случаях и метрической общностью, что и позволило нам обозначить эти стихи как лирический цикл.
Отталкиваясь от опыта талантливых предшественников (А. Фета, Т.С. Элиота, Б. Пастернака) в ранних стихах, используя приемы работы с рождественским сюжетом поэтов Серебряного века (М. Цветаевой, О. Мандельштама, С. Есенина, В. Ходасевича), наполняя рождественское повествование мироощущением барочной лирики (Дж. Донн), - в итоге, Бродский в стихах 80-90-х годов возвращается к истокам традиции: к гимнографии, к ее семантике и художественным решениям (отказ от изображения человеческих эмоций, отсутствие описаний вещного мира, углубленное всматривание в канонический образ, с целью проникнуть в его сущностные архетипические основания). Но творит Бродский вне пределов «воцерковленного» религиозного опыта. В его стихах отсутствует главная литургическая интонация -благочестивое рвение восславить событие рождения Спасителя. Бродский акцентирует внимание не на праздничных и светлых сторонах Рождества, а на том, что испытания, выпавшие на долю Христа, неизбывны и неизбежны: ибо мир, в который пришел Спаситель, - лишь «бескрайняя пустота», он был и останется таковым, и человек не в силах изменить что-либо в существующем порядке вещей.
Таким образом, можно говорить о том, что Бродский создает отчетливую стилизацию религиозной литургической поэтики, «светскую» вариацию на сакральную тему, сопоставимую с пушкинскими «Подражаниями Корану» и библейскими стихами Ахматовой.
Исследователь А. Архангельский в статье «Огнь бо есть. Словесность и
177 церковность: литературный сопромат» отмечает удивительную особенность русской литературы: « стилизации, вариации, профанации на религиозные темы дают совершенные в литературном отношении образцы, а работа внутри и в пределах церковного опыта сулит почти неизбежное поражение, и решаются на нее чаще всего дилетанты», произведения которых в большом количестве издают церковные органы печати.
Почему действительно так происходит? Автор статьи говорит о том, что «ему не под силу ответить на эти вопросы», но он приглашает коллег «посмотреть сквозь такую призму на устойчивые историко-литературные схемы». Такая работа представляется нам перспективной и интересной, именно ее мы обозначаем как ближайшую перспективу исследовательской работы. И начинать, с нашей точки зрения, следует с уровня формального, с поэтики: с самочувствия отдельного слова, изымаемого из, условно говоря, светского контекста и помещаемого в контекст, условно говоря, религиозный. Со смены его маркировки. С проблемы его уместности за пределами традиционного риторического ряда.
177 Архангельский А. Огнь бо есть. // Новый мир. - 1994. -№2. - С. 230-243.
150
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Подгорская, Анна Вячеславовна, 2005 год
1.Азбука христианства: Словарь-справочник / сост. А. Удовенко. - М.: Наука, 1997.-288 с.
2. Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы / С. Аверинцев // История всемирной литературы: в 9т. Т. 1. М.: Изд-во Наука, 1983.-С. 501-516.
3. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л.: Изд-во Наука, 1984.-478 с.
4. Архангельский А. Огнь бо есть: Словесность и церковность: Лит.
5. Сопромат / А. Архангельский // Новый мир. 1994. - №2. - С. 230-242.
6. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству / А.Ю. Афанасьев // Вопросы философии. 1996. - №10. - С. 71-83.
7. Баевский B.C. Противостояние поэтических школ // Баевский B.C. История русской поэзии 1730-1980: учеб. пособие. Смоленск, 1994. Ч.З. - С. 189-289.
8. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.
9. Баженов А. «Там флейты Фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон»: Серебряный век как отражение революции / А. Баженов // Москва, 2001. Ч. 1. - С. 186-210.
10. Барсов Е. Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными• апокрифами / Е. Барсов // Философия русского религиозного искусства
11. XTV-XX вв: Антология / сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, культура, 1993.-С. 123-140.
12. Ю.Баткин Л. Вещь и пустота / Л. Баткин // Октябрь. 1996. - №1- С. 161182.11 .Баткин Л. Парапародия как способ выжить / Л. Баткин // Новое литературное обозрение.- 1996.- №19.-С. 199-226.
13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. -544 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -462 с.
15. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9т. -М.: Худ. лит., 1977-1982.
16. Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы / сост.: В.М. Пискунова. М.: Республика, 1994. - 559 с.
17. Бельская Л.Л. Часть речи Иосифа Бродского / Л.Л. Вельская // Русская речь. 1998. - №1. - С. 21-27.
18. Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 448 с.
19. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. -М.: Искусство, 1994.
20. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-446 с.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -Синодальное издание.
22. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.А.Фета. М.: Худлитература, 1975. 111 с.
23. Блок А. Полное собрание стихотворений: в 2 т. JL: Сов. писатель, 1946.
24. Боголепов А. Рождество, Страстная и Пасха в православном богослужении. М.: Изд-во «Паломникь» , 1999. - 128 с.
25. Бойко С. «Дивный выбор всевышних щедрот.»: Филологическое самосознание современной поэзии / С. Бойко // Вопросы литературы. -2000.-№1.-С. 44-73.
26. Большая книга Рождества / сост.: Н. Будур и И.Панкеевым. М.: Олма-Пресс. - 2000. - 863с.
27. Болыной путеводитель по Библии Пер. с нем. / Г. Беллингер и др.. М.: Республика, 1993. - 479 с.
28. Бондаренко В. Богоборчество и богоискательство в русской поэзии конца века / В. Бондаренко // Литературная учеба. 2002. - Кн.5 . - С. 8895.
29. Бродский И. Большая книга интервью / сост. В. Полухина. М.: Захаров. -2000.-703 с.
30. Бродский И. Вершина великого треугольника / И. Бродский // Звезда. -1996.-№1.-С. 225-233.
31. Бродский И. На стороне Кавафиса / И. Бродский // Иностранная литература. 1995. - №12. - С. 208-215.
32. Бродский И.А. Собрание сочинений: в 6 т. СПб.: Пушкинский фонд, 2000-2001.
33. Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в XIV-XIX вв: проблемы культурного диалога. СПб.: С-П. гос. ун-т, 1996.
34. Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика / В.К. Былинин // Прометей: вып. 16. М.: Молодая гвардия, 1990. - С.54-99.
35. Бычков В.В. Две тысячи лет христианской культуры: в 2 т. Т.2. -Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 527 с.
36. Бычков В.В. Русская средневековая эстетикаХ1-ХУП веков. -М.: Мысль, 1992. 637 с.
37. Ваншенкина Е. Острие: Пространство и время в лирике Иосифа Бродского / Е.Вашенкина // Литературное обозрение. 1996. - №3. - С. 35-41.
38. Венцлова Т. О стихотворении Иосифа Бродского «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова» / Т. Венцлова // Новое лит. обозрение. -1998.-№33.-С. 205-222.
39. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческаяпоэтика. M.: Высшая школа, 1989. - 404 с.
40. Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция / И. Винокурова // Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века. -М., 1999.-С. 126-133.
41. Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1945. -285 с.
42. Волков С. Разговоры с Иосифом Бродским: Детство и юность в Леннинграде. Аресты, психушки, суд / С. Волков // Звезда. 1998. - №5. -С. 82-107.
43. Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основа философской герменевтики. М.: Прогресс, 1998. - 700 с.
44. Гараджа В.И. Религиеведение: Учебн. пособие для вузов. 2-е изд., доп. -М.: Аспект-Пресс, 1995. - 351 с.44 .Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система, история: в 2т. Т.2. Нью-Йорк, 1980.
45. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Фортуна Лимитед, 2000. - 352 с.
46. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 415 с.
47. Гиппиус 3. Сочинения: стихотворения; проза. Л.: Худ. литература, 1991.-672 с.
48. Глинка Ф.Н. Таинственная капля. М., 1871. - 624 с.
49. Гоголь Н.В. Размышление о Божественной Литургии. Репринт, изд. -М.: Современник, 1990. - 124 с.
50. Голубцов А.П. Литургия в первые три века христианства. -«Богословский вестник», 1913. 16 с.51 .Гордин Я. Величие замысла / Я. Гордин // Звезда. 1999. - № 1. - С. 12744.
51. Гордин Я. Жизнь как замысел / Я.Гордин // Искусство: Прил. к газ. «Первое сент.». 2003. - май №9. - С. 5-6.
52. Гордин Я. Перекличка во мраке: Иосиф Бродский и его собеседники. -СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2000. 223 с.
53. Гордин Я. Странник. // Бродский И. Избранное. М.: Третья волна, 1993.-С. 5-18.
54. Дмитриев А.П. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет / А.П. Дмитриев // Русская литература. -1995. -№1. С. 255-269.
55. Дубровина И.М. Прогностическая образность: возвращенная и современная литература / И.М. Дубровина // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 1997. - №6. - С. 39-52.
56. Дунаев М.М. Православие и русская литература: в 6т. М., 1996-2000.
57. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — СПб.: Изд-во С.-П. гос. ун-та, 1995.-255 с.
58. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979.- 319 с.
59. Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. н. трудов. Петрозаводск: Изд-воПГУ, 1997.-387 с.
60. Евтушенко Е. Избранные произведения: в 2т. М.: Художественная литература, 1975.
61. Есаулов И.А. Христианское основание русской литературы: соборность / И.А. Есаулов // Литературная учеба. 1998. - Кн.1. - С. 105125.
62. Есенин С. Полное собрание сочинений: в 7т. Т.1. М., 1995.
63. Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность: сб.ст. -СПб., 2000.-427 с.
64. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций / сост. Гордин Я.А. СПб.: Журн. «Звезда». 1998. - 320 с.
65. Иосиф Бродский: труды и дни. Поэт на кафедре. // Знамя. 1996. -№8.-С. 145-161.
66. Иованович М. Пастернак и Бродский: К постановке проблемы / М. Иованович // Пастернаковские чтения. М., 1988. - Вып. 2. - С. 305 -323.
67. Калашников С.Б. Поэтическая интонация в лирике И.Бродского: дис. . канд. филол. наук / С.Б. Калашников; Воронеж, гос. ун-т. Волгоград, 2001.-163 с.
68. Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца
69. XIX нач. XX века. - Волгоград: Перемена, 2000. - 232 с.
70. Келебай Е.Б. Философия творчества И.Бродского: автореф. дис. . д-ра филос. наук / Е.Б. Келебай; Моск. гос. ун-т им. Ломоносова -Москва, 2001.-37 с.
71. Кириллова И. Литературное воплощение образа Христа / И. Кирилова // Вопросы литературы. 1991. - №8. - С. 60-74.
72. Климент Охридски. Събрани съчинения: в 2 т. София, 1970.
73. Кожинов В. В. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991.-526 с.
74. Колобаева Л.А. Связь времен: И. Бродский и Серебряный век русской литературы / Л.А. Колобаева // Вест. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 2002. №6. - С. 20-39.
75. Коринфский A.A. Народная Русь. // Рождество Христово. Самара, 1995.-С. 412-422.
76. Кормилов С.И. Проблема построения поэтической истории русской литературы XX в. / С.И. Кормилов // Русская филология: Ученые записки СГПУ. Т.8. Смоленск: СГПУ, 2004. - С. 11-21.
77. Котельников В.А. О Христианских мотивах у русских поэтов / В.А, Котельников // Литература в школе. 1994. - №1. - С. 6-13.
78. Котельников В.А. Православие в творчестве русских писателей XX века: дис. в форме науч. докл .докт. филол. наук/ В.А. Котельников;
79. Ин-т русской лит. СПб., 1994.
80. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Ardis, Ann Arbor, 1984. 109 с.
81. Кублановский Ю. На пределе лиризма / Ю. Кублановский // Русская мысль. 11 августа 1983. - С. 10.
82. Кузнецов С. Распадающаяся амальгама: (О поэтике Бродского) / С. Кузнецов // Вопросы литературы. 1997. - №3. - С. 24-49.
83. Куллэ В. Поэтическая эволюция И.Бродского в России (1957-1972): автореф. дис. . канд. филол. наук/В. Куллэ; Литературный институт. -Москва, 1996.- 17 с.
84. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университ. Книга, 1997. - 640 с.
85. Куллэ В. Иосиф Бродский: Библиографический обзор / В. Куллэ // Литературное обозрение. -1996. №3. - С. 53-56.
86. Куллэ В. Иосиф Бродский: Новая Одиссея. // Сочинения И.Бродского в 6т. Т.1. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - С. 283-297.
87. Кураев А. Человек перед иконой (Размышления о христианской антропологии и культуре) / А. Кураев // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. - 400 с.
88. Кюст Й. Бродский как предмет исследования: восемь лет спустя / Й. Кюст // Новое литературное обозрение. 2004. - №3. - С. 160-164.
89. Кюст Й. Плохой поэт Иосиф Бродский: к истории вопроса / Й. Кюст // Новое литературное обозрение. 2000. - №5. - С. 248-255.
90. Лакербай Д.Л. Поэзия Иосифа Бродского конца 1950-х годов: между концептом и словом / Д.Л. Лакербай // Вопросы антологической поэтики: потаенная литература.- Иваново, 1998.-С. 166-180.
91. Лакербай Д.Л. Потаенная литература. Исследования и материалы. Вып.2. Иваново, 2000. - 305 с.
92. Лакербай Д.Л. Поэзия Иосифа Бродского 1957-1965-го годов: опыт концептуального описания: автореф. дис. . канд. филол. наук / Д.Л. Лакербай; Иваново, 1997. - 16 с.
93. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы / Ю.В. Лебедев // Литература в школе. 2002. - №1. - С. 1820.
94. Левитан Л., Цилевич Л. Основы изучения сюжета. Рига, 1990. - 277 с.
95. Лекманов O.A. О луне и реке в «Рождественском романсе» Иосифа Бродского / O.A. Лекманов // Русская речь. 2001. - №1. - С. 19-23.
96. Лекманов O.A. «Рождественская звезда»: текст и подтекст / O.A. Лекманов // Новое литературное обозрение. 2000. - №5. - С. 162-165.
97. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А. Мануйлов. М.: Сов. энциклопедия, 1981. - 784 с.
98. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.
99. Литературная энциклопедия: в 10 т. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1929-1939.
100. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «ИНТЕЛВАК», 2003. - 1600 стб.
101. Лихачев Д.С. Литература — реальность — литература. Л.: Сов. писатель, 1984.-221 с.
102. Ли Чжи Ен. «Конец прекрасной эпохи». Творчество Иосифа Бродского. Традиции модернизма и постмодернистская перспектива. -СПб., 2004.-208 с.
103. Ли Чжи Ен. О фольклорной свободе и теургизме в поэме И.Бродского «Представление»: Офольклоривание пространства и времени в поэме «Представление» / Ли Чжи Ен // Русская литература. 2003. - №4. - С.220.231.
104. Ли Чжи Ен. Романтизм и эсхатологизм в творчестве И.Бродского раннего периода (конец 1950-1960-е годы) / Ли Чжи Ен // Русская литература. 2003. - №1. - С. 220-239.
105. ЬЛотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993.
106. Лосев А. (Л.Лифшиц). Ниоткуда с любовью. Заметки о стихах Иосифа Бродского / А. Лосев // Континент. Париж. 1977. - №14. - С. 23-35.
107. Лотман М.Ю. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция// М.Ю.Лотман и тартуско-московскаяшкола. M.: Гнозис, 1994. - С. 370-392.
108. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2002. - 543 с.
109. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. -271 с.
110. Лурье С. Правда отчаяния / С. Лурье // Нева. 1996. - №3. - С. 186-192.
111. Лурье С. Бог и Бродский / С.Лурье // Нева. 2001. - №1. - С. 179-181.
112. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе / A.M. Любомудров // Русская литература. 2001. - №1. - С. 107-124.
113. Любомудров A.M. Церковность как критерий культуры / A.M. Любомудров // Христианство и русская литература. Сб.4. СПб., «Наука». - 2002. - С. 87-108.
114. Любомудров A.M. Церковность как критерий православности явлений культуры / A.M. Любомудров // Литературная учеба. 2000. - кн.5/6. -С. 120-144.
115. Майкапар А. Новый Завет в искусстве: Очерк иконографии западного искусства. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 352 с.
116. Максимов C.B. Нечистая неведомая и крестная сила. СПб.: ТОО «Полисет»,1994.- 267 с.
117. Макуренкова С. А. Джон Данн: Поэтика и риторика. М., 1994. - 232 с.
118. Маслова Ж.Н. Проблема билингвизма и англоязычное влияние в поэзии Бродского и Набокова: автореф. дис. . канд. филол. наук / Ж.Н. Маслова; Моск. пед. ун-т. Москва, 2001. - 17 с.
119. Матхаузерова И. Древнерусские теории искусства слова. М., 1989. -187 с.
120. Мать Мария. Воспоминания, статьи, очерки: в 2 т. Париж, 1992.
121. Маяковский В.В. Собрание сочинений: в 8 т. -М.: Правда, 1968.
122. Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. J Ферро-Логас, 1991.-208 с.
123. Митин Н.С. Тайна вещих строк. Русское Возрождение:от Державина до Блока / Н.С. Митин // Литература в школе. 1996. -№6.-С. 12-21.
124. Михайлов A.B. Языки культуры: Учебн. пособие по культурологи. М. языки рус. культуры, 1997. - 912 с.
125. Монтале Эудженио. Избранное. Стихи и рассказы / пер.с итал. М.: Прогресс, 1979. - 192 с.
126. Найман А. Заметки для памятника / А. Найман // Новый мир. 1997. -№9.-С. 193-203.
127. Настигнуть утраченное время. Интервью с лауреатом Нобелевской премии И.Бродским//Время и мы- 1987. -№97 -С.176-178.
128. Нестеров А. Джон Донн и формирование поэтики Бродского: за пределами «Большой элегии» / А. Нестеров // Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность. СПб., 2000. - С. 151-171.
129. Новиков A.A. К вопросу о «классичности» поэзии Иосифа Бродского: (К 60-летию со дня рождения) / A.A. Новиков // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. 2000. - №6. - С. 67-74.
130. Новиков A.A. Литературно-критические взгляды И.Бродского: автореф. дис. канд. филол. наук/A.A. Новиков; Моск. ун-т им. Ломоносова. Москва, 2001. - 18 с.
131. Новиков А. Поэтология Иосифа Бродского. М.: Наука, 2001. - 94 с.
132. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.
133. Новак В. Актуальные проблемы российского православного церковного Сознания / В. Новак И Вопросы философии. 1993. - №4. - С. 128-141.
134. Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. -896 с.
135. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века: сб. ст. Киров, 2000. - 118 с.
136. Пастернаковские чтения. Вып.2. -М.: Наследие, 1998. 368 с.
137. Пиксанов Н.К. Два века русской литературы / пособие для высш. школы. М.: Госиздат, 1924. - 280 с.
138. Плеханова И.И. Преображение трагического: метафизическая мистерия И.Бродского: дис. докт. филол. наук / И.И. Плеханова; Томск, гос. ун-т. Томск, 2002. - 451 с.
139. Поливанов К. Негатив Вифлеемской звезды.: К возможной интерпретации одного стихотворения Иосифа Бродского / К. Поливанов // Новое литературное обозрение. 2000. - №5. - С. 160-161.
140. Полная энциклопедия символов / сост. В.М.Рошаль. М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Сова, 2003. - 528 с.
141. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т.- Репринт, изд.. М.: Концерн «Возрождение», 1992.
142. Полухина В. Exegi monumentum Иосифа Бродского / В. Полухина // Литературное обозрение. 1999. - №4. - С. 63-72.
143. Полухина В. Миф поэта и поэт мифа: Пространство и время в лирике Иосифа Бродского / В. Полухина // Литературное обозрение. 1996. -№3. - С. 42-48.
144. Полухина В. Русские поэты о Бродском / В. Полухина // Литературное обозрение. 1996. - №3. - С. 48-52.
145. Пробштейн ЯЗ. Мотив странствия в поэзии Мандельштама, Хлебникова и Бродского: автореф. дис. канд. филол. наук / Я.Э. Пробштейн; Российский гос. гуман. ун-т. Москва, 2000. - 16 с.
146. Пророк: библейские мотивы в русской поэзии: сб. стихов. М.: Изд-во1. Фолио, 2001.-356 с.
147. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: в 10т.Т.5. Евгений Онегин. Драматические произведения. М.: Наука, 1964.
148. Пушкин о литературе / Пушкин-критик / Подбор текстов, коммент. и вступ. Ст. Н.В. Богословского. M - Д.: Академия, 1934. - 679 с.
149. Разумовская А. Страна Бродсковия / А. Разумовская // Русская словесность. 2000. - №4. - С. 49-53.
150. Ранчин A.M. Иосиф Бродский: поэтика цитаты / A.M. Ранчин // Русская словесность. 1998.-№1.-С. 36-41.
151. Ранчин А. На пиру Мнемозины: интертексты Иосифа Бродского. М., 2001.-400 с.
152. Ранчин A.M. Традиции русской поэзии XVIII-XX вв. в творчестве И.А.Бродского: автореф. дис. докт. филол. наук / A.M. Ранчин; Моск. гос. ун-т им. Ломоносова. Москва, 2001. - 47 с.
153. Ранчин А. Человек есть испытатель боли: Религиозно-философские м,отивы поэзии Бродского и экзистенциализм // Октябрь.1997. -№1.- С. 154-168.
154. Ревякин А. И. Сюжет и фабула в художественной литературе / А.И. Ревякин // Проблемы изучения и преподавания литературы. М.,1972. -С. 119-137.
155. Рейн Е. Прозаизированный тип дарования / Е. Рейн // ГОлухина В.
156. Бродский глазами современников. СПб., 1997.-С. 13-29.
157. Русские письменные и устные традиции и духовная культура / поматериалам археологических экспедиций 1966 1980 гг. / сб. ст. под ред. И.Д. Коваленко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 - 319 с.163 .Рождество: Библиография . 1994. - №5. - С. 30-34.
158. Розов А.Н. Заметки о церковной критике второй половины XIX-XX вв. (образ священника) / А.Н. Розов // Русская литература. 2001. - №4. - С. 32-50.
159. Романов Б. О кресте твоем высоком. (Христос в русской поэзии) / Б. Романов // Лепта. 1996. - №32. - С. 158-187.
160. Русская художественная культура конца XIX н. XX века (1908 - 1917): Кн.4. - М.: Изд-во Наука, 1980. - 495 с.
161. Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997. -384 с.
162. Русская филология: Ученые записки Смоленского гос. пед. ун-та. Т.8. -Смоленск: СГПУ, 2004. 336 с.
163. Сборник духовной поэзии / сост. И.Беркута. Воронеж, 1990. - 235 с.
164. Седакова О. Кончина Бродского / О. Седакова // Литературное обозрение. 1996.-№3.-С. 11-15.
165. Семенова С. Г. Метафизика русской литературы: в 2т. М.: Изд-й дом «ПоРог», 2004.
166. Сергеева E.B. Античная лексика в поэзии Бродского / E.B. Сергеева
167. Русская речь. 1998. - №2. - С. 35-41.
168. Скабалланович М. Христианские праздники. Кн. 1-6. Киев, 1916.
169. Словарь поэтов Русского Зарубежья / под общ. ред. В. Крейда. СПб.: РХГИ, 1999.-417 с.
170. Слово о Боге. Стихи русских поэтов. М.: Центр Благо, 2000. - 305 с.
171. Служевская И. Бродский: от христианского текста к метафизике изгнания / И. Служевская // Звезда. - 2001. - №5. - С. 198-207.
172. Служевская И. Поздний Бродский: путешествие в кругу идей / И. Служевская // Иосиф Бродский и мир. СПб., 2000. - 588 с.
173. Смирнова JI.A. Единство духовных устремлений в литературе середины века / Л.А. Смирнова // РЛЖ. 1994. - № 5-6. - С. 28-43.
174. Смолицкий В.Г. «Рождественская сказка» Б. Пастернака и духовные стихи / В.Г. Смолицкий // Русская словесность. 1997. - №4. - С. 26-29.
175. Соболевская Е.К. «Стихи к Блоку» М. Цветаевой как поминальный жанр // К.Бальмонт, М.Цветаева и художественные искания XX века. Меж. сб. н. тр. Вып. 3. Ивановский гос. ун-т, 1998. - С. 33-48.
176. Сологуб Ф. Избранное. СПб.: ТОО «Диамант», 1997. - 448 с.
177. Спивак P.C. Философская пародия Бродского / P.C. Спивак // Литературное обозрение. 1997. - №4. - С. 68-72.
178. Стихи духовные / сост., коммент. Ф.М.Селиванова. М.: Сов. Россия,1991.-336 с.
179. Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии / С. Стратановский // Волга. 1998. - №3. - С. 112-123.
180. Теоретико-литературные итоги XX века: в 2 т. М.: Наука, 2003.
181. Торшин A.A. Произведения художественной литературы: основные аспекты анализа. Магнитогорск: Изд-во Магн. гос. ун-т, 2001. - 189 с.
182. Трофимов А. Рождественские волхвы / А. Трофимов // Наше наследие. -2000.-№52.-С. 74-79.
183. Успенская А. В. Иосиф Бродский и античность / A.B. Успенская // Гумилевские чтения. СПб., 1996. - С. 83-90.
184. Фет A.A. Полное собрание стихотворений: в 2 т. Т.2. СПб.: Издание т-Ва А.Ф. Марксъ, 1912.
185. Философия русского религиозного искусства XIV-XX вв.: Антология / сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс. Культура, 1993. - 339 с.
186. Философы русского послеоктябрьского Зарубежья о России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 528 с.
187. Фокин A.A. Рефлексия традиции в творчестве Бродского: автореф. дис. . канд. филол. наук / A.A. Фокин; Ставропольский гос. ун-т -Ставрополь, 2000. 19 с.
188. Фрейденберг О.Н. Поэтика сюжета и жанра. М.: Изд-во Лабиринт, 1997.-448 с.
189. Ханзен Леве H. Русский символизм: система поэтических мотивов. Ранний символизм: Пер. с нем. - СПб.: Акад. проект, 1999. - 507 с.
190. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 422 с.
191. Ходасевич В.Ф. Державин. -М.: Книга, 1988.-326 с.
192. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное. -М.: Сов. писатель, 1991.-683 с.
193. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. и вступ.ст. А.Е.Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 656 с.
194. Христианство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В Зт. -М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993-1995.
195. Хубер П. Иосиф Бродский: к вопросу возникновения автономного субъекта поэта / П. Хубер // Вопросы философии. 2003. - №7. - С. 5666.
196. Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. -800 с.
197. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными: Поэты-метафизики Джон Дон и Иосиф Бродский / И. Шайтанов // Вопросы лит. 1998. -№6. -С. 3-39.
198. Шапир М.И. Три реформы русского стихотворного синтаксиса: (Ломоносов Пушкин - Иосиф Бродский) / М.И. Шапир // Вопросы языкознания. - 2003. - №3. - С. 31-78.
199. Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953-1970гг.-М.: АИРО-ХХ, 1999.-311 с.
200. Ягодовская А.Т. Образ праздника в русской литературе / А.Т. Ягодовская // Русская художественная культура втор. пол. XIX века: Картина мира. М.: Наука, 1991. - 400 с.
201. Якобсон Р. О. Избранные работы: Пер с англ., нем., фр. яз. / сост. и общ. ред. В.А. Звенгинцева. М.: Прогресс, 1985. - 455 с.
202. Якунов A.B. Функционально-коммуникативная организация текста в жанре эссе (на материале эссе И.Бродского «Путешествие в Стамбул»): автореф. дис. докт. филол. наук. Череповец, 1998. - 31 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.