Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Гончаров, Валерий Петрович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 117
Оглавление диссертации кандидат наук Гончаров, Валерий Петрович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Философско-теоретический анализ символической и коммуникативной сущности культуры
1.1 .Теоретический анализ феномена культуры:
основные направления
1.2. Сущность и типы коммуникации в культуре
1.3. Эволюция средств коммуникации как фактор культурных изменений
Глава 2. Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации
2.1. Специфика Интернета как средства коммуникации; воздействие
Интернета на культуру
2.2. Влияние Интернет-коммуникации на язык
2.3. Новые формы самореализации и самопрезентации личности
в Интернет-коммуникации
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества2009 год, доктор философских наук Тихонова, Софья Владимировна
Интернет-коммуникация как фактор развития культуры профессиональной самореализации студентов2017 год, кандидат наук Пинская, Маргарита Владимировна
Сетевая массовая коммуникация как социальное явление: социально-философский анализ2000 год, кандидат философских наук Давыдов, Сергей Геннадьевич
Самореализация личности в пространстве интернета: философско-антропологический аспект2009 год, кандидат философских наук Водянова, Наталья Викторовна
Трансформация культуры в системе интернет-коммуникаций2016 год, кандидат наук Голубева, Светлана Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интернет как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
На исходе XX столетия человечество вступило в новую эпоху своего существования - эпоху информационного общества. Развитие информационных технологий затронуло все сферы человеческого существования, радикально меняя формы привычной человеческой деятельности.
Феномен информационного общества стал предметом исследования представителей многих общественных и гуманитарных наук. Последствия распространения информационных технологий изучали и анализировали ведущие теоретики современности. Достаточно назвать лишь такие известные имена, как Д. Белл, О. Тоффлер, М. Кастельс. Однако чаще всего в фокусе анализа оказывались социальные, экономические или даже политические последствия распространения новых технологий. Влияние же информационных технологий на культуру констатировалось, но изучалось в меньшей степени. Потому актуальной представляется задача именно философского исследования и осмысления тех изменений в культуре, которые несут новые информационные технологии.
Одной из наиболее значимых в культурном плане новых информационных технологий является Интернет. Возникнув в недрах военного ведомства США., Интернет за последние десятилетия получил широчайшее распространение, стал повседневной реальностью наиболее развитых обществ, глубоко повлияв на привычный уклад жизни.
Именно Интернет - в качестве нового средства коммуникации - стал стержневым элементом структуры информационного общества. Современная экономика - как национальная, так и глобальная приобрели, во многом, информационный характер, и использование Интернета всеми экономическими субъектами превратилось в необходимость.
Интернет изменил привычные формы труда и породил новые, способствовал модификации организационных структур, поставил новые проблемы перед управлением и расширил его возможности. Но Интернет открывает и новые культурные возможности и горизонты.
Как принципиально новое средство коммуникации, Интернет качественно изменил сам процесс производства и потребления культурной информации, предоставив человеку широкий спектр новых возможностей для её поиска, использования и производства. Интернет способствует формированию новых способов и форм самореализации личности, и эта проблема также нуждается в философском анализе.
Культурное воздействие Интернета отрицать невозможно. Но в чем именно заключается это воздействие, как нам представляется, еще не осмыслено с должной глубиной и всесторонностью. Потому тема данного диссертационного исследования представляется достаточно актуальной.
Степень разработанности темы
Анализ избранной темы опирается на достаточно широкий фундамент исследований культуры и коммуникации, предпринятый как в рамках философии, так и ряда других научных дисциплин.
Для данного диссертационного исследования особую значимость представляли те концепции культуры, которые подчеркивают её символическую, знаковую природу. Следует назвать таких исследователей, как Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, У. Матурана, Ю.М. Лотман, М. Бахтин, Л.Коган, В. Библер. К. Гири, Э. Лич, П. Бергер и Т. Лукман, Н. Луман, У. Эко, Ю. Хабермас и др. Работая в рамках различных теоретических направлений и разных областей знания, перечисленные исследователи изучали смысловое строение культурных и социальных феноменов,, подчеркивали фундаментальное значение коммуникации в формировании и развитии культуры.
Для данной работы большую значимость представляли исследования влияния средств коммуникации на социокультурную динамику и формы мышления. Это, прежде всего, исследования Г. Маклюэна и Н. Постмана, а также комплекс исследований, связанных с изучением специфики массовой коммуникации вообще. Это исследования В.Беньямина, Т.Адорно и М.Хоркхаймера, Ж, Бодрийяра, Н. Лумана, Ю. Хабермаса.
Большое значение для данного диссертационного исследования имели работы, посвященные анализу феномена информационного общества -работы Д. Белла, О. Тоффлера, Ф. Уэбстера, М. Кастельса. Исследование М. Кастельса особенно значимо, поскольку в нем уделяется много внимания развитию и влиянию Интернета, В связи с анализом Интернета следует также сослаться на исследование А. Барда и Я. Зодерквиста, посвященное новым конфигурациям власти и неравенства, обусловленным распространением Интернета.
Исследований, специально посвященных анализу заявленной в заглавии диссертации темы, практически нет. Однако есть отдельные публикации, затрагивающие различные аспекты этой темы. Среди отечественных авторов подобных публикаций можно назвать, например, М. Кронгауза, Ю.Чепель, изучающих влияние сетевой коммуникации на язык и формы вербальной самопрезентации личности. М.Соколова, исследующего концепцию виртуальной идентичности, В. Емелина и С. Сметанину, изучающих Интернет как постмодернистский феномен, Ю.Зайцеву, анализирующую роль сетевых коммуникаций в развитии индивидуальности.
В целом же, тема, вынесенная в заголовок диссертационного исследования, еще не является изученной в достаточной мере и открывает широкие возможности для исследовательской деятельности и философского анализа.
Объектом диссертационного исследования является процесс культурной трансформации, обусловленный развитием средств коммуникации.
Предметом исследования выступает влияние Интернета как принципиально нового средства коммуникации на культуру современного общества и формы самореализации личности в нем
Цели в задачи исследования
Целью данного диссертационного исследования является философский анализ влияния Интернета как принципиально нового средства коммуникации на культуру современного общества и формы самореализации личности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить существующие философские подходы к анализу культуры и коммуникации;
- рассмотреть сущность и роль коммуникации в культуре;
- проанализировать роль трансформации средств коммуникации в культурных изменениях;
- выявить специфику Интернета как принципиально нового средства коммуникации;
выявить основные направления культурной трансформации, обусловленной распространением Интернета;
- показать, как под воздействием Интернета формируются новые формы самореализации личности
Методологические м теоретические основания исследования
В качестве теоретической основы данного диссертационного исследования предстает коммуникативный подход к анализу культуры. Однако данный подход существует в нескольких вариантах. Данное
диссертационное исследование опирается, главным образом, на ответвление данного подхода, видящее в динамике средств коммуникации один из основных факторов культурной трансформации. Наиболее крупными представителями данного подхода можно считать Г. Маклюэна и Н.Постмана,
Данный подход избран нами, как наиболее подходящий для анализа культурной трансформации современных информационных обществ, в функционировании которых именно технические средства коммуникации играют огромную роль.
Однако в данной работе используются и элементы других версий коммуникативного подхода, в частности, семиотической.
В качестве методологической базы диссертационного исследования используются общенаучные методы теоретических исследований: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и типология, элементы системного метода.
Также диссертационное исследование предполагало использование комплексного методологического подхода, включающего диахронический и синхронистический методы, компаративистский метод, элементы семиотического метода.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем;
- обоснована роль Интернета как фактора трансформации культуры современных информационных обществ;
- выявлена специфика Интернета как принципиально нового средства коммуникации;
- показаны основные направления трансформирующего воздействия Интернета на культуру современных обществ;
- выявлено и проанализировано воздействие сетевой коммуникации на язык;
- выявлены новые формы самореализации личности, обусловленные распространением Интернета как нового средства коммуникации;
- обоснован тезис об усилении субъектности личности - как результате новых возможностей, предоставляемых Интернетом как средством коммуникации
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Для создания и существования культуры фундаментальное значение имеет процесс коммуникации. Эволюция средств коммуникации оказывает глубокое воздействие на культуру. Интернет представляет собой принципиально новое средство коммуникации, меняющее культуру современных информационных обществ и способствующее появлению новых форм самореализации и самопрезентации личности.
2, Специфика Интернета как средства коммуникации состоит в следующем:
- как средство коммуникации, Интернет имеет комплексный характер, объединяет в себе все известные типы коммуникации и фактически все каналы воздействия на восприятие (за исключением тактильного);
от других средств массовой коммуникации Интернет отличается не только комплексностью,. но и интерактивностью, преодолевая такие черты средств массовой коммуникации как однонаправленность информационного воздействия, отсутствие обратной связи;
- Интернет создает пространство, где возможно не только восприятие информации,, ко и констоуирование социальных связей, и в то же время служит каналом для этой связи Сетевое пространство можно рассматривать как цифровой аналог социального пространства, где тоже завязываются связи и складываются возможности для коммуникации
3. Интернет оказывает глубокое влияние на культуры информационных обществ, размывая базовые принципы структурирования культуры. Это выражается в разрушении привычных культурных маркеров,
которые ранее позволяли человеку ориентироваться в смысловом пространстве - иерархию культурных содержаний, авторитет культурных экспертов, авторство,
Интернет формирует новый тип глобальной семиосферы, для которой не значим феномен смысловой границы с другими семиосферами. Единственной значимой границей остается граница между семиотическим и внесемиотическнм пространством.
4. Интернет-коммуникация оказывает существенное влияние на язык - фундамент культуры, размывая границу между устной и письменной речью, формируя некий новый, синтетический тип речи, объединяющий их признаки. Сетевая коммуникация размывает языковые нормы, редуцирует различия между «правильным» и «неправильным» языком. Интернет порождает новый феномен - гипертекст, который по своим структурным характеристикам принципиально отличается от привычного печатного или рукописного авторского текста.
5 Специфика сетевой коммуникации способствует возникновению новых каналов и типов самореализации личности. Помимо расширения возможностей для личного творчества и обшения. Интернет способствует формированию нового типа личности, ориентированного на постоянное пребывание в коммуникации с другими, нуждающегося в том, чтобы постоянно оповещать других о своем существовании, быть в фокусе внимания, в центре собственной коммуникационной паутины. Появляется новая форма самореализации личности - самореализации через виртуальную самопрезентацию. Можно говорить о «виртуальной личности» как о виртуальном конструкте, создаваемом реальной личностью, что является новой культурной формой творчества самого себя. «Виртуальная личность» не противостоит реальной, не подменяет её (это возможно лишь в случаях патологических, связанных с новыми видами болезненной зависимости от Интернета)., а является новой формой построения собственного Я.
6. Интернет-коммуникации способствуют формированию новой причастности индивида миру, укреплению индивидуальной субъектности, расширению возможностей индивида не только в обретении новой информации, но и оказании влияния на реальные события через организацию коллективных действий.
Практическая значимость исследования
Результаты диссертационного исследования позволяют углубить существующие представления о воздействии эволюции форм коммуникации на процесс культурных и антропологических трансформаций и могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в преподавании философских, и культурологических дисциплин.
Апробация результате» исследований
Основные положения диссертационного исследования были представлены в научных публикациях автора, выступлениях на конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры Философии, культурологии и философии науки ПИ ЮФУ.
Структура диссертационного исследования Структура диссертации обусловлена её целями и задачами. Диссертация включает две главы, шесть параграфов, введение, заключение, а также список литературы (123 наименования). Объем диссертации - 120 страниц.
ГЛАВА 1. Философско-теоретический анализ коммуникативной и
символической сущности культуры
1.1 Теоретический анализ феномена культуры: основные
чзправления
Культура - основополагающий феномен человеческой реальности, изучаемый многими неумными дисциплинами. Существует множество определений культуры, предложенных разными исследователями, работавшими в рамках различных теоретических подходов, однако ни одно из определений не является универсальным и общепринятым. Изучение культуры прошло путь от философского, абстрактно-теоретического анализа до научного, основанного на применении методов эмпирических исследований. Однако накопления научных знаний о культуре не отменяет, но, напротив, усиливает необходимость философского осмысления этого явления - уже на основе огромного эмпирического материал, собранного в рамках этнологии, культурной антоопологии. социологии культуры и многих других дисциплин, связанных с культурными исследованиями.
Начало философского анализе: феномена культуры можно обнаружить уже в античности.
В рамках античной философии было сформулированы понятия «техне» -практической деятельности, создающей окружающий человека предметный мир, «мимесиса» - воссоздания реальности подражания ей. Античная мысль сформулировала понятие «пайдеи» - специально организованной деятельности по развитию, формированию человека. В рамках античной философии были отреф яектированы различия между разными типами мышления, что отразилось в различении понятий «мифоса» и «логоса». Наконец, античная Философия осознавала исключительной положение человека в мире, что отражено в формуле Протагора «человек есть мера всех вещей», г также социальна» природа человека, зафиксированная в
аристотелевском определении человека как политического животного. Большое значение для дальнейшего развития представлений о сущности культуры имело введенное Цицероном понятие ЬшпапкаБ, характеризующее человека как существо, наделенное особым достоинством. Дальнейшее развитие этой концепции произошло только в эпоху Возрождения с присушим ей антропоцентризмом. Однако целостной философии культуры античная философия не создает. Не следует забывать, что и античность, и средневековье - эпохи доминирования религиозного восприятия реальности, дающего свою интерпретацию человеческого существования, не нуждавшуюся в вычленении особой культурной проблематики. Собственно, вся проблематика человеческого существования находила отражение в системе религиозных идей.
О зарождении философии культуры в строгом смысле этого слова можно говорить, наверное, только начиная с эпохи Нового времени. В рамках философии этого периода были выработаны две значимые для понимания сущности культуры идеи: идея о необходимости культивирования человеческого разума, и идея о противопоставлении «естественного» и «искусственного^ в человеческом существовании.
В филососЬии Нового времени сложились представления об особой, «естественной природе» человека, заложенной в нем изначально. При этом «естественное» (в том числе, природа человека) противополагалось «искусственному», созданному. В этом смысле показательна теория общественного договора, объяснявшая происхождение государства. Теория общественного договора была представлена в работах разных философов -Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж. Руссо, Г.Грсиия и др. В её основе лежало противопоставление «естественного состояния» человека,, предшествующего созданию государств?. При этом естественное состояние воспринималось как и негативно, как у Гоббса («Еойна всех против всех»), так и позитивно, как у Руссо, у которого эхе состояние напоминает некое райское состояние неиспорченности. Процесс же цивилизации, по Руссо, вредит общественным
нравам. Но в то же время воспитывает и добродетели. Исторический процесс антиномичен.
Вариацией на тему рассуждения о соотношении естественного и искусственного была «моральная философия», представители которой -Антони Эшли, Фрэнсис Хатчесон, Дэвид Юм считали, что человеку присуще некое врожденное моральное чувство, способное противостоять эгоизму. Представители моральной философии считали, что внешние правовые нормы (искусственные) способны контролировать лишь внешнее же поведении человека, а «изнутри» человек мотивируется именно естественным моральным чувством. Это моральное чувство в обществе подавляется и искажается «искусственными» установлениями.
В рамках философии Просвещения проблематика искусственного и естественного приобрела вид сближения, фактически отождествления «естественного», «разумного», «должного». При этом «естественными» могли быть и культурные установления - в том случае, если они соответствовали «естественной природе человека». (Характерны в этом плане рассуждения о «естественной религии», например). Этому «естественному» в качестве «не-естественного» противостоит все неправильное, недолжное и т.д.
Дихотомия «естественного» и «искусственного» в разных модификациях найдет свое выражение в более поздних философских концепциях культуры. Например, у Ф.Ницше оно превратится в противостояние уже двух культурных аспектов: «дионисийского» и «аполлонического», первое будет отождествляться с жизнью и стихийностью, второе - с чувством меры, разума и гармонии. При этом, как ни странно, в более позитивном ключе понимается именно первое. Еще позже - у О.Шпенглера, «жизнь» (естественность, произрастание, творчество, развитие) станет свойством «культуры», противопоставляемой «цивилизации» - как застывшим формам, окостенению, завершенности, стадии смерти культуры.
Противопоставление «природного» и «искусственного» уже гораздо позже проявится в концепции культуры Зигмунда Фрейда, видевшего в культуре машину подавления желаний и естественных импульсов. Фрейд не был философом, однако его работы имели огромный культурный резонанс, потому их необходимо отметить.
У Георга Зиммеля культура, особенно в наиболее сложных и утонченных формах, будет противостоять «жизни».
В более поздних формах философского анализа культуры антиномия естественного и искусственного приобретет вид противостояния разных форм внутри самой культуры. При этом «естественное» сольется с иррациональным, а «искусственное» - с рациональным. Искусственность и подавление прочно срастутся с рационализмом современной культуры, из которой уходит «дух», «жизнь» и т.д.
Таким образом, одним из направлений размышлений о культуре в философии Нового времени и эпохи Просвещения было осмысление противостояние «природы» и «культуры», предстающего в разных формах. Была осознана специфика человеческого существования как вырванного из природного контекста, хотя где именно проходит граница между «естественным» и «искусственным», понималось по-разному. При этом в эпоху Просвещения сложилось представление о некой единой, естественной природе человека, которая может находиться в противоречии с искусственными социальными установлениями.
Известный современный антрополог Клиффорд Гирц писал: « Суть концепции человека, сформировавшейся в эпоху Просвещения, заключалась, как известно, в том, что человек неотделим от природы и что в целом он существует сообразно естественнонаучным законам, которые по наущению Бэкона и под руководством Ньютона тогда же были раскрыты. Вкратце, природа человека представлялась столь же организованной и единообразной, сколь и восхитительно простой, как и Вселенная Ньютона. ...
её неизменность могла быть скрыта от глаз ухищрениями местных обычаев, но всё же она была неизменна»1.
Научные исследования культуры в XX веке покажут иллюзорность представлений о естественной природе человека в таком смысле, как её понимали просветители, установят, что не существует универсального человека, на которого «надеваются» разные культурные одежды. Человек формируется под определяющим воздействием культуры. При этом граница между «естественным» и «культурным» в самом человеке фактически отсутствует, «культурное» является продолжением биологической специфики человека. Суммируя результаты антропологических
исследований, Гирц пишет:
«...не существует природы человека, независимой от его культуры. Люди без культуры были бы вовсе не умными дикарями..., не были бы они и «благородными естественными людьми» в духе примитивизма эпохи Просвещения, они даже не были бы чрезвычайно одаренными обезьянами... Они были бы недееспособными чудовищами, обладающими очень незначительным числом полезных инстинктов и еще меньшим числом чувств при полном отсутствии интеллекта: умственными инвалидами.
По мере того, как развивалась нервная система - особенно ...кора головного мозга, - в значительной степени во взаимодействии с культурой, она утратила способность направлять наше поведение и организовывать наш опыт в отсутствии руководства со стороны систем означающих символов.
В ледниковую эпоху с нами случилось то, что мы вынуждены были отказаться от регулярности и точности детального генетического контроля над нашим поведением в пользу гибкости и больших адаптивных способностей... Чтобы обеспечить себя дополнительной информацией для руководства к действию, мы были вынуждены ... в большей степени полагаться на культурные источники - аккумулированную сумму
1 Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб: Университетская книга, 1997. С. 116.
означающих символов. Таким образом, эти символы - не просто выражения, инструменты или корреляты нашего психологического, социального и культурного бытия; они его предпосылки. Без людей не было бы культуры, это точно; но что более примечательно, без культуры не было бы людей» .
Сегодня можно считать установленным факт влияния культуры на биологическую эволюцию человека. Предки человека стали практиковать культурные виды деятельности еще до того, как завершилось формирование человека современного типа. Однако однозначного ответа на вопрос о соотношении естественного и искусственного (биологического и культурного, социального) в человеческом поведении нет и сегодня. Представители гуманитарных наук в большей степени склоняются к убеждению об отсутствии «естественной природы» человека, к конструктивистскому видению социально-культурной реальности.
Представители естественных наук, изучающие поведение и генетику человека, не так категоричны в своих выводах, и полагают, что можно говорить о биологической обусловленности многих важных аспектов человеческого существования. Однако и они отмечают тесную взаимозависимость биологического и культурного, невозможность тотального биологического редукционизма.
Однако нас интересует здесь не столько проблема соотношения естественного и искусственного в человеке, сколько проблема специфики самого культурного существования. Что представляет собой мир культуры сущностно? В приведенной выше цитате Гирца уже содержится ответ на этот вопрос. Однако к этому заключению, сделанному в середине XX века, еще надо было придти.
Вернемся вновь к философии культуры Нового времени. Огромную роль в осознании сущности и специфики культуры сыграл немецкий
2 Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997. С.132
мыслитель Иоганн Гердер. Характеризуя его вклад в познание культуры, Т. А. Акиндинова пишет:
«Философия истории и культуры у Гердера завершает его общефилософскую теорию динамического бытия природы, обосновывавшую единство и целостность всеобщего развития природы как восхождения от низшего к высшему. Согласно Гердеру, человек есть высшее и последнее звено природы, он замкнул цепь земных созданий. Именно культура отличает человека от животных и составляет его специфическую сущность, а потому философская антропология у Гердера оказывается культурологией. Отмечая, что нет ничего менее определенного, чем понятие культуры, Гердер конструирует многомерное представление о ней.
Во-первых, культура не является изначально данным отличием человека от животных, она порождение человека в историческом процессе и результат этого процесса. Культура надстраивается над организменной природой человека и в этом смысле сверх-природна.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях: методологические проблемы2009 год, кандидат философских наук Черняков, Алексей Николаевич
Коммуникативный процесс в условиях глобализации: социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Ольшанская, Анастасия Вадимовна
Массовая культура и личность: Культурфилософский аспект2005 год, кандидат философских наук Климова, Людмила Евгеньевна
Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект2011 год, кандидат культурологии Шу, Татьяна Анатольевна
Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России2004 год, доктор философских наук Скородумова, Ольга Борисовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гончаров, Валерий Петрович, 2012 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Адорно Т. Новый подход к индустрии культуры // Контексты современности-I. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань. Изд-во Казанского университета. 2000.
2. Альтернативная культура. Энциклопедия. Екатеринбург. УльтраКультура. 2005.
3. Антология исследований культуры. Т.1. СПб.: Университетская книга. 1997.
4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект-Пресс, 1999.
5. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1989. 6- Бард А., Зодерквист Я. Netokpanüi. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. М.: 2005
7. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во имени Сабашниковых. 1996
8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
9. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1989.
10. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001.
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.
12. Беннет Т. Теории медиа и теории общества // Контексты современности-II. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
13. Беньямин В. Произведение искусство в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
14. Бергер А. Нарративы в массовой культуре // Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
15. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003.
16. Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991
17. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2000.
18. Бриггз А., Кобли П. Что такое медиа? // Медиа: Введение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
19. Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007.
20. Волохонский В. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet". Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.: -СПбГУ, 2007.
21. Ганжа В. Массмедиа: чистота и опасность // Отечественные записки. 2003, № 4.
22. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
23. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997.
24. Гирц К. Интерпретация культуры // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997.
25. Гнатюк О. Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004
26. Гоббс Т. Левиафан... О гражданине. Соч. в 2-х т. М., 1989, 1991.
27. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980.
28. Грицанов A.A., Кацук Н.Л. Жан Бодрийар. Минск. Книжный дом, 2007.
29. Гоулднер А. Идеология, аппарат культуры и новая индустрия сознания Контексты современности-I. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань. Изд-во Казанского университета. 2000.
30. Губин Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, Леан. 1997
31. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1982.
32. Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего // Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004.
33. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
34. Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.
35. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
36. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.
37. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 века: трактаты, статьи, эссе. М.: 1987.
38. Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные записки. 2003, № 4.
39. Дубин Б.В. Медиа постсоветской эпохи: изменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005, № 2 (76).
40. Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003, № 4.
41. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997.
42. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. 2003.
43. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.
44. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2003, № 10.
45. Иванов Д.В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. СПб.: Алетейя, 1997.
46. Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996.
47. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
48. Ильин И.П. Деперсонализация // Современное зарубежное литературоведение. М., 1996.
49. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
50. Интернет все больше заменяет человеку память - Электронная пyбликaцияhttp://rnd.cnews.ru/liberal_arts/news/top/index_science.shtml?2011/07 /19/447940
51. Жичкина А.Е. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении (2001). Конференция на портале «Аудиториум» «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий».
52. Зайцева Ю. Роль ведения Интернет-дневника в становлении индивидуальности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 9 / Под. ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005
53. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. / Оформление обложки. Олексенко, С. Шапиро. — СПб.: Издательство «Лань», 1998.
54. Камбербач Г. «Воздействие» СМИ на общество: неоконченная дискуссия // Медиа: Введение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
55. Кардифф Д., Сненелл П. Радио- и телевещание и национальное единство // Отечественные записки. 2003, № 4.
56. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия // Кассирер Э. Избранное. Индивид и космос. М.-СПб.: Университетская книга, 2000.
57. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология XX века. М., 1995.
58. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.
59. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. -
а ^ 'и/Ь].Ы1оМочто1оа(!.а8рх?1ё=3064
60. Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.
61. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1994
62. Кон И.С. «Я» как историко-культурный феномен // Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Антропология. Ростов н/Д., 2006
63. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. 2007, № 2.
64. Коул М. Культурно-историческая психология. М.:Когито-центрр. 1997
65. Кронгауз М. Как Интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка - Электронная публикация http:// slovari21 .ru/analytics/maksim_krongauz_litdibr_ot_blogera_ili_kak_internet -yazik_delaet_pismennuu_rech_formoy_suschestvovan
66. Крото Д., Хойнс У. Медиа и идеология // Контексты современности- I I. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
67. Кузнецов В. Н., Мейеровский Б. В., Грязное А. В. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.
68. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., Политиздат. 1985.
69. Культурология / Под ред. Г. В. Драча). Ростов-на-Дону, Феникс. 1995.
70. Культурология. XX век. Антология. — М., 1995.
71. Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Отечественные записки, 2003, № 4.
72. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001.
73. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН. 2001
74. Локк Дж. Опыты о человеческом разумении. Два трактата о правлении. Мысли о воспитании. Соч. в 3-х т. М., 1985-1988.
75. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тарту. 1970.
76. Лотман Ю.М. О семиосфере - Электронная публикация -http:// semiotics .ru/sphere/semiosphere .html
77. Луман H. Реальность массмедиа (Реферат А.Филиппова) // Отечественные записки. 2003, № 4.
78. Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
79. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001. Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
80. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004
81. Маклюэн М. Понимание медиа. М.: «КАНОН-Пресс-Ц», 2003.
82. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
83. Мацумото Д. Человек, культура, психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2008.
84. Медиа. Введение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
85. Меррин У. Телевидение убивает искусство символического обмена: теория Жана Бодрийара // Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
86. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. Изд-во Михайлова В.А., 2006.
87. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2004.
88. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отечественные записки. 2003, № 4.
89. Носик А. Самиздат, Интернет и профессиональный читатель // Отечественные записки, 2003. № 4.
90. Орлова Э.А. История антропологических учений. М.: Академический проект, 2010.
91.Пинкер С. Язык как инстинкт. Либроком. Едиториал УРСС, 2009.
92. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отечественные записки. 2003, № 4.
93. Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки, 2004, № 3
94. Постер М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфера // Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001. // Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
95. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ, 2000.
96. Прайс М. Средства массовой информации и суверенитет // Отечественные записки, 2003, № 4.
97. Радкевич A.JL Социальные Интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М.: 2009
98. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: «Петрополис», 1994.
99. Ривз Р. Реальность в рекламе // Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие. Самара, ИД БАХРАХ-М, 2001
100. Риэл М. Культурная теория и её отношение к зрелищам популярной культуры и медиа // Контексты современности-П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001.
101. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.
102. Сметанина С. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002
103. Современная западная философия. Словарь / Сост. В.Малахов, В.Филатов. М.: Политиздат, 1991
104. Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet / Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.:СПбГУ, 2007
105. Терин В.П. Вспоминая Маклюэна. Психологические характеристики электронного общения - Электронная публикация http://www.mcluhan.ru/articles/vspominaya-marshalla-makluena/
106. Тернер Б. Массовая культура, различие и стиль жизни Контексты современности-I. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань. Изд-во Казанского университета. 2000.
107. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
108. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
109. Фезерстоун М. Культурная продукция, потребление и развитие культурной сферы Контексты современности-I. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань. Изд-во Казанского университета. 2000.
110. Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской - СПб.: Издательство «Лань», 1998
111. Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. 2003, №4.
112. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета / Под ред. А.Е. Войскунского. Перевод А. Жичкиной. М.: Можайск-терра: 2000
113. Фромм Э. Принцип беспрепятственного удовлетворения // Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие. Самара, ИД БАХРАХ-М, 2001
114. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Изд.центр ACADEMIA, 1995.
115. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», «Издательский дом НЕВА», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
116. Хомский Н. О природе языка. КомКнига, 2005.
117. Хорхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.: Изд-во «Медиум», 1997.
118. Чепель Ю.В. Виртульные средства самопрезентации личности в Интернете-коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (85): Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, культурология, искусствоведение, языкознание, литературоведение, экономика, право): Научный журнал. - СПб., 2008
119. Эко У. Под Сетью (интервью с Л. Маршаллом) // Искусство кино. М., 1997. № 9.
120. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М., 1998. № 6-7.
121. Язык и интеллект. М.: Прогресс. Универс. 1995
122. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактак по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
123. Емелин В.А. Глобальная сеть i - Электронная публикация - http://emeline.narod.ru/hipertext.htm
124. Gorny Е. Russian LiveJournal: National specifics in the development of a virtual community / Russian-cyberspace.org / URL:<http://www.ruhr-uni-bochum.de/russcyb/ library/texts/en/gorny_rlj.pdf> Version 1.0, 13.05.2004
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.