Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях: методологические проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Черняков, Алексей Николаевич

  • Черняков, Алексей Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 146
Черняков, Алексей Николаевич. Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях: методологические проблемы: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2009. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черняков, Алексей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Интернет-коммуникации: философско-культурологическая методология исследования

1.1. Интернет-дискурс: культурно-семиотические формы и 10 социальные технологии;

1.2. Классические и неклассические методологии исследования 29 интернет-дискурса.

Глава 2. Интернет как культурно-семиотический феномен

2.1. «Культурная археология» интернет: социогенезис знаково- 60 коммуникативных форм;

2.2. Интернет как практический дискурс самореализации человека. 93 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131 БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях: методологические проблемы»

Актуальность темы исследования.

На сегодняшний день высказывания о возросшей роли коммуникации в современном мире, появлении «информационного» общества, «цифровой» или компьютерной культуры стали привычными. Технические средства, вошедшие в нашу повседневность в конце прошлого века, создали новые возможности для реализации человека и сделали возможным появление новых культурных форм. «Реальность медиа», мир Интернет или виртуальное пространство стали частью той реальности, в которой мы существуем.

Ее появление было связано с целым рядом ожиданий и, прежде всего, свободы, свободы коммуникации (Дж. Барлоу и др.), реанимации изрядно «уставшего» гражданского общества и много другого. Возможность некой альтернативной реальности питала иллюзии целого ряда поколений. Позднее произойдет «отрезвление» и возродившийся скептицизм будет рассматривать Интернет в терминах симулятивности (Ж. Бодрийяр), отчужденности или иллюзорности. Образ «дома», совершенной сферы обитания, лишенной недостатков реального мира, сменяется предостережением и недоверием к «симулятивной реальности».

В целом, большая часть размышлений по поводу Интернет и сопутствующих темах виртуальности складывалась в направлениях таких оппозиций как «реальное - виртуальное», «реальное - симулятивное», «подлинное - вымышленное», «истинное - ложное». Общий этический «пафос» подобных высказываний, так или иначе, укладывается в схему «хорошо - плохо», и очевидно, безоценочного подхода довольно сложно избежать. Однако необходимость выхода за рамки сложившихся схем, на наш взгляд, очевидна и обусловлена потребностью в критическом анализе феномена Интернет в контексте современной культуры.

Интернет, часто выступающий в 'роли «общего места» ряда исследований, презентуется как нечто привычное и потому не нуждающееся в определении и исследовании; а, вместе с тем, круг его дефиниций довольно ограничен (виртуальность, коммуникация, симуляция.). По-нашему мнению, подобный «солипсизм» нуждается в ревизии и постановке проблемы исследования Интернет в широкий культурный контекст, рассмотрении данного феномена не только с позиции виртуальности, но и знаково-символической, а также антропологической природы, что и предполагает заявленная диссертационная работа.

Степень разработанности проблемы.

Проблема Интернет как самостоятельного явления, обладающего своей спецификой, рассматривалось целым рядом авторов. Среди них Дж. П. Барлоу, понимающий под Интернет пространство свободы и независимости нового поколения людей. Большинство теоретиков информационного общества и, в частности, М. Кастельс, определяют Интернет, фиксируя в первую очередь его социальные характеристики. Маршалл Маклюэн, утверждает, что Интернет связан с процессами кооперации и объединения, свойственными коммуникации в среде Интернет.

Выступая с критикой теоретиков информационного общества, Д. Иванов связывает с Интернет процесс интенсификации коммуникации. В. Тарасенко делает акцент на нестабильности, номадичности и виртуальности, всемирной сети, говоря о ней как культурной реальности и предлагая рассматривать ее с позиции системного подхода. С. Паринов рассматривает Интернет в качестве сферы коммуникации между людьми, которая строится на принципах коллективизма, комфортности и доверия. С. Дацюк определяет Интернет с помощью категории виртуальности, что, по его мнению, отражает суть этого явления.

Вместе с тем можно выделить ряд исследований проблемы Интернет, которых можно объединить общим названием критического подхода. Они же склонны помещать проблему Интернета в культурный контекст, рассматривая его как форму, способ существования культурного постмодерна. Так понимает Интернет И. Калугина, отождествляя его с кунсткамерой, которая выявляет такие характеристики, как отсутствие эталона, аморфность, динамизм. А. Горных предлагает относиться к Интернету как к культуре постмодерна и определяет его, исходя из непосредственного (визуального) опыта восприятия.

Стоит также отметить ряд исследований, которые косвенным образом относятся к данной теме (в основном проблема Интернет рассматривается в контексте исследования современной информационной культуры и коммуникативно-виртуального пространства). Это работы посвященные проблеме визуального характера современной культуры, представленные такими авторами, как Ф. Джеймисон, Ги Дебор, А. Усманова; симулятивного характера современных масс-медиа и Интернет, разработанного в работах Ж. Бодрийяра, С. Жижека; конститутивного для Интернет свойства виртуальности, подробно исследованного отечественными учеными Н. Носовым, Т. Носовой, Е. Ковалевской, JI. Гримак, Ю. Яценко.

Коммуникативный, знаково-символический характер феномена Интернет обуславливает обращение к области философии и эпистемологии языка, представленной в работах М. Бахтина, Х.-Г. Гадамера, Ч. Пирса, Дж

Серля, Ф. де Соссюра, М. Хайдеггера, Ж. Деррида, Н. Автономовой и др.; теории интертекстуальности (Ю. Кристева, Н. Пьеге-Гро); дискурсной методологии исследования, связанной с трудами М. Фуко, М. Пеше, Т. ван Дейка, Н. Фэрклоу, Р. Водак, И. Касавина, И. Сандомирской. В том числе данная проблематика, так или иначе, в общеметодологическом плане присутствует в исследованиях логического, педагогического, политического, рекламного, религиозного дискурсов (J1. Альтюссер, Ж. Бодрийяр, Т. ван Дейк, Р. Крупниеце, М. Фуко, Е. Шейгал, и др.); работах отечественных исследователей дискурса (М. Макаров, Е. Кожемякин, Е. Кротков Э. Лазарева).

Особого внимания заслуживают работы, находящиеся на пересечении собственно дискурс-анализа и психоанализа, что позволяет рассмотреть проблему коммуникации и смыслообразования в большей культурноантропологической перспективе, прийти к осмыслению не только дискурсивных процессов, но также к объяснению правил организации дискурса, что мы находим в работах Ж. Лакана и С. Жижека.

Таким образом, анализ научно-гуманитарной и философской литературы, посвященной проблеме Интернет и ряда смежных тем, позволяет сделать вывод о необходимости синтетического, междисциплинарного подхода к исследованию Интернет как культурной формы современности, объединенного единой философской методологией (в том, или ином философско-дисциплинарном ракурсе - в нашем случае философско-культурологическом и философско-антропологическом).

Объект исследования - современные культурно-информационные коммуникации.

Предмет исследования - Интернет как культурно-семиотический и культурно-антропологический феномен.

Цель диссертационного исследования — рассмотреть культурно-антропологическую специфику Интернет как коммуникативного «пространства» современности.

Задачи:

- уточнить дефиниционный статус понятия «интернет»;

- провести сравнительный анализ методологических подходов к исследованию интернет-дискурса;

- провести социогенетический анализ знаково-коммуникативных форм, предшествовавших интернет;

- выявить специфику интернет-дискурса как практического способа самореализации человека.

В работе в качестве методологической основы использовались:

- методология исследования социально-исторической (социогенетической) детерминации форм культурного и духовного бытия человека, восходящая к творческому марксизму, неомарксизму и социологии знания;

- философско-культурологическая методология, давшая возможность рассмотрения Интернета как способа деятельного бытия человека в формах культурного постмодерна;

- полипараметральная модель дискурс-анализа, необходимая для анализа Интернета как дискурсивного явления;

- методология структурного психоанализа Ж. Лакана, выявившая специфику Интернета как пространства автосубъективации.

Научная новизна исследования.

- произведено сравнение различных трактовок интернет-коммуникации и определен ее статус как знаково-символической формы и социальной технологии;

- проанализированы различные методологические подходы к исследованию Интернета и обосновано применение синтетической методологии, объединяющей социогенетический подход, структурный психоанализ Ж. Лакана и полипараметральную модель дискурс-анализа (отечественные исследователи);

- выявлены знаково-символические и культурно-коммуникативные формы, предшествующие Интернету;

- на основе анализа параметров ряда дискурсов (педагогического, политического, рекламного) рассмотрены особенности практического интернет-дискурса как способа самореализации человека.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ спектра значений, приписываемых Интернету, позволяет заключить, что «всемирная сеть» как технический феномен становится общезначимым способом деятельности, социальной технологией, которая порождает культурно-семиотические и культурно-антропологические формы в рамках культуры постиндустриального общества и эпохи культурного постмодерна.

2. Анализ возможных методологических позиций исследования интернет-дискурса очерчивает нашу исследовательскую стратегию, заключающуюся как в учете социогенезиса конкретных знаково-коммуникативных форм, так и в анализе прагматики интернет-коммуникаций как средства самореализации человека, что предполагает использование классическиех и неклассические методологических стратегий, сопряжение которых определяется самой спецификой объекта исследования, возникшего на стыке эпохи модерна и постмодерна.

3. Социогенезис знаково-коммуникативных форм, предшествовавших интернет-дискурсу, позволяет сделать вывод о локализации данных форм в эпоху античности рамками политического, педагогического и эротического дискурсов; в Средние века ограничивается дискурсом религиозным, военным и педагогическим; в эпоху Нового времени педагогическим, экономическим и политическим дискурсом; в пространстве постсовременности существует в границах дискурсов педагогического, политического и рекламно-медийного.

4. Исследование практического интернет-дискурса как формы культурного постмодерна позволяет сделать вывод о том, что самореализацию в пределах педагогического дискурса следует рассматривать как самообразование. Самореализация в среде интернет в рамках политического дискурса сводится к функции лояльной информированности и потреблению идеологем, транслируемых властью. В границах рекламно-медийного дискурса прагматику иптернет-комхмуникации следует рассматривать в аспекте проблемы интенсификации потребления.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования' могут быть использованы как в осмыслении знаково-символического характера постиндустриальной культуры, так и в оценке роли феномена Интернета в ней, что непосредственно связано и с социальными технологиями управления современным информационно-коммуникативным пространством.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут применяться при разработке курсов по философии, философской антропологии, философии культуры, культурологии, политологии, социологии, а также служить основой для специализированного курса по «Философии Интернет».

Апробация работы.

Основные результаты исследования были изложены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях: «Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации: II Всерос. науч. конф. молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов (Белгород, 2008)»; «Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия: III Всерос. науч. конф. молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов (Белгород, 2009); «Страхов и русская культура XIX-XX вв.: Международная научная конференция к 180-летию со дня рождения (Белгород, 2008)».

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ (в том числе 2 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 2,3 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Черняков, Алексей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ставя перед собой цель, рассмотреть культурно-антропологическую специфику Интернет как коммуникативного «пространства» современности, мы пришли к определенным выводам. Прежде всего, исследование значений этого термина, позволило разделить эти определения на две группы, положив в основу деления фундаментальный вопрос о том, что является определяющим, техника и технологии или же культура, ее собственная логика развития. Принципиально не противопоставляя эти позиции, мы пришли к выводу, что интернет есть технический феномен, который становится общезначимым способом деятельности и социальной технологией, та, в свою очередь, порождает культурно-семиотические и культурно-антропологические формы в рамках культуры постиндустриального общества и эпохи культурного постмодерна.

Сочетание стратегий исследования (диалектической, психоаналитической и дискурс-анализа) позволило нам специфицировать интернет не только как социальную технологию, но и как дискурсивное явление, связав его с практиками самореализации. Трактовка интернет как феномена, возникшего на пересечении эпох модернаи пост-модерна обусловило обращение к необходимости экспликации тех знаково-коммуникативных форм, которые предшествовали Интернет. Данную исследовательскую процедуру мы обозначили как «культурную археологию» (социогенезис), выводы которой говорят о том, что самореализация человека в эпоху Античности локализована рамками политического, педагогического и эротического дискурсов. В Средние века она ограничена дискурсом религиозным, педагогическим и военным; а в эпоху Нового времени педагогическим, политическим и экономическим дискурсом. Для современности (Постмодерна) свойственно сочетание дискурсов педагогического, политического и рекламно-медийного.

Специфика последних заключается в их словестно-образном характере, что связано с визуальным характером современной культуры, а также усилением тенденции отчужденности и автономности образа себя, созидаемого в Символическом.

Практики самореализации, они же дикурсивные механизмы компенсации травматичности субъекта (Ж. Лакан) локализуются в дискурсе педагогики, политики и рекламы. Практики автосубъективации в пределах педагогического дискурса следует рассматривать, как самообразование, которое заключается в само-конструировании целостного образа субъекта посредством познавательной активности в пространстве интернет осуществляемым аспектах профессиональной сферы, социокультурной общности, признании собственной уникальности - отдельности.

Специфику самореализации в пределах политического дискурса можно выразить с помощью понятия интерпелляции (Л. Альтюссер). В данном случае «быть субъектом» как чем-то единым означает практику самораспознавания посредством идеологии. Суть самореализации кроется в «ответе» на «запрос» власти, осуществляющийся дискурсивно. Им (ответом) является «оборачивание» субъекта, то есть отождествление с неким образом, предлагаемым или же навязываемым идеологией:

Практики самореализации центрированные рекламно-медийным дискурсом следует рассматривать в аспекте проблемы интенсификации потребления, или «соблазна» (термин Ж. Бодрийяра). Преодоление базовой неполноты осуществляется субъектом в желании, воли к «соблазнению», «ответе» на некую провокацию рекламы, как «пустого знака». Тем самым субъект обретает символическую целостность (или ее иллюзию) посредством актуализации желания (объективированного в потреблении).

Таким образом, специфика интерпег-дискурса как культурно-семиотического и культурно-антропологического образования определяется практиками самореализации, локализованными дискурсами педагогики, политики и рекламы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черняков, Алексей Николаевич, 2009 год

1. Августин, А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонийского Текст. / А. Августин - М.: ACT, 2006.

2. Автономова, Н. Деррида и грамматология Текст. / Деррида Ж. О грамматологии / II. Автономова М.: Ag Marginem, 2000.

3. Альтюссер, Л. Ленин и философия Текст. / Л. Альтюссер -М.: Ад Маргинем, 2005.

4. Аристотель. Сочинения Текст. / Аристотель Т.4 М.: Мысль, 1984.

5. Бакулаев, Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Г.П. Бакулаев. -М.: АспектПресс, 2005.

6. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Барт. СПб., 2000.

7. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийяр-М.: Добросвет, 2000.

8. Бодрийяр, Ж. Соблазн. Текст. / Ж.Бодрийяр — М.: Ad Marginem, 2000.

9. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака. Текст. / Ж.Бодрийяр М.: Библион - Русская книга, 2004.

10. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту Текст. / Ж.Бодрийяр Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

11. Барлоу, Дж. П. Декларация независимости киберпространства Текст. / Дж. П. Барлоу / Информационное общество: Сб. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

12. Гадамер, Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Текст. / Г.Гадамер М: Директмедиа Паблишинг, 2007.

13. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: Дис. . канд. филол. наук Текст. / Галичкина Елена Николаевна. — Астрахань, 2001.

14. Галкин, Д.В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры Электронный ресурс. / Д.В. Галкин // Открытый междисциплинарный электронный журнал "Гуманитарная информатика" Вып. 2 / Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal.

15. Гамперц, Дж. Типы языковых обществ Текст. / Дж.Гамперц // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 7: Социолингвистика. — М., 1975. —С. 182—198.

16. Гачев, Г.Д, Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира Текст. / Г.Д.Гачев М,: Академический проект, 2007.

17. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа Текст. / Г.В.Ф.Гегель // Сочинения. Т. IV. - М.: Соцэкгиз, 1959.

18. Григорьева, B.C. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография Текст. / B.C. Григорьева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

19. Грицанов, А.А. Знак Текст. / А.А.Грицанов // Новейший философский словарь. Минск, 1999. - С.247.

20. Грякалов, А.А. Письмо и событие: Эстетическая топография современности Текст. / А.А.Грякалов СПб: Наука, 2004.

21. Гудков, Д. Ритуалы и прецеденты в политическом дискурсе Текст. / Д.Гудков // Политический дискурс в России 2: Материалы раб. совещания. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 43- 49.

22. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. / П.С.Гуревич -М.: Nota Bene, 2000.

23. Гуревич, П.С. Философия человека Текст. / П.С.Гуревич -Ч. 1 -2. М.: Изд-во ИФ РАН, 2001.

24. Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретации Текст. / Е.Гурко // Ж.Деррида. Оставь это имя (Постскриптум); Как избежать разговора: денегации. Минск: Экономпресс, 2001.

25. Давидович, В.Е., Жданов, Ю.А. Сущность культуры Текст. / В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов Р.-на-Д.: Изд-во РГУ, 1979.

26. Дацюк, С. Три эссе о сети Электронный ресурс. // С. Дацюк / Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/7/3esse.html.

27. Дебор, Г. Общество спектакля Текст. / Г. Дебор М.: «Логос», 2000.

28. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т.А.ван Дейк — М.: Прогресс, 1989.

29. Декарт, Р. Соч. в 2-х тт., т. 1 Текст. / Р. Декарт М., 1989.

30. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип Текст. / Ж.Делез, Ф.Гваттари М.: ИНИОН РАН, 1990.

31. Делез, Ж. Логика смысла Текст. / Ж.Делез М.: Логос, 1995.

32. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму Текст. / Ж.Делез М.: ПЕР СЭ, 2001.

33. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук Текст./ Ж.Деррида // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. - С.407-427.

34. Деррида, Ж. Позиции Текст. / Ж.Деррида М.: Наука, 1996.

35. Деррида, Ж. О грамматологии Текст. / Ж.Деррида М.: Ad Marginem, 2005.

36. Ежова, Т. В. Педагогический дискурс и его проектирование Электронный ресурс. / Т.В.Ежова // Интернет-журнал "Эйдос" / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-5.htm.

37. Ежова, Т.В. К проблеме изучения педагогического дискурса Текст. / Т.В.Ежова // Вестник ОГУ №2. - Февраль. - 2006. - Том 1. -С.52-56.

38. Емельянова, М.А. «Философия подозрения» в XX веке: Барт и Бодрийяр. Текст. / М.А. Емельянова //Научные ведомости БелГУ серия Философия. Социология. Право. №2 (57) 2009 Вып.7 С. 153

39. Ересько, М.Н. Язык религии: философско-когнитивный анализ. Автореф. . д.филос.н. Текст. / М.Н.Ересько. М., 2008.

40. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии Текст. / С. Жижек. М.: «Художественный журнал», 1999.

41. Загурская, Н.В. Постглобалист: постчеловек в ситуации после постмодерна Текст. / Н.В.Загурская // Общество как со-бытие: «система» и «жизненный мир». Омск: СИБИТ.

42. Задворная, Е.Г. Дискурсивные эпистемические трансформации Текст. / Е,Г.Задворная // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск: Интерпресс Сервис, Книжный Дом, 2001. -С.240.

43. Зуев, К.А., Кротков, Е.А. Парадигма мышления и границы рациональности Текст. / К.А.Зуев, Е.А.Кротков // Общественные науки и современность. 2001. - № 1. - С. 104-114.

44. Иванов, Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Текст. / Вяч.Вс.Иванов Т.1. - М.: Языки русской культуры, 1999.

45. Иванов, Д.В. Виртуализация общества Текст. / Д.В.Иванов -СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.

46. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность Текст. / Д. Иванов // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

47. Ильинова, Е.Ю. Лингвокогнитивное обоснование характера ассимиляции и культурной экспансии рекламного дискурса Текст. / Е.Ю. Ильинова // Сб: Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации: Сб. науч. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 43-62.

48. Ильенков, Э.В. Философия и культура Текст. / Э.В.Ильенков — М.: Изд-во политической литературы, 1991.

49. Ильин, И. Постмодернизм: словарь терминов Текст. / И.Ильин М.: ИНИОН РАН - Intrada, 2001.

50. Исаев, М.И. Исторические типы общности людей и язык Текст. / М.И.Исаев // Онтология языка как общественного явления. -М.: Наука, 1983.

51. Ионин, Л.Г. Социология культуры Текст. / Л.Г.Ионин М.: Логос, 1998.

52. Каган, М.С. Философия культуры: Становление и развитие Текст. / М.С.Каган СПб.: Изд-во «Лань», 1998.

53. Карасик, В.И. О категориях дискурса Текст. / В.И.Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград: Перемена, 1998. С.185-197.

54. Карасик, В.И. Религиозный дискурс Текст. / В.И.Карасик // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. — Волгоград: Перемена, 1999. С.5-19.

55. Калугина, Т.П. Интернет как «новая кунсткамера» Текст. / Т.П. Калугина // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.133-135.

56. Касавин, И.Т. Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук Текст. / И.Т.Касавин // Эпистемология и философия науки. т.Х. - №4 - 2006. - С.4-15.

57. Касавин, И.Т. Текст. Дискурс. Контекст: Введение в социальную эпистемологию языка Текст. / И.Т.Касавин М.: Канон +, РООИ «Реабилитация», 2008.

58. Кастельс, М. Галактика Интернет Текст. / М. Кастельс -Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.

59. Касумова, М.Ю. "Компьютерный дискурс как полиаспектная разновидность речи" Электронный ресурс. / М.Ю. Касумова // Режим доступа: http://rusistica.ru.

60. Кашкин, В.Б. Сопоставительные исследования дискурса Текст. / В.Б.Кашкин // Концептуальное пространство языка. Тамбов: ТГУ, 2005. - С.337-353.

61. Киуру, К.В. Имиджевый медиатекст в политической коммуникации: дискурсный анализ. Автореферат дис. . доктора филологических наук Текст. / К.В.Киуру. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

62. Климова, С.М., Губарева, О.В. Миф и симулякр Текст. / С.М.Климова, О.В.Губарева // Человек. 2006. - №6 (ноябрь). - С. 113121.

63. Коняев, С.Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров

64. Текст. / С.Н.Коняев // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.

65. Корбут, A.M. Образовательное животное: субъект между знанием и истиной Текст. / A.M. Корбут //Политики субъективации в университете: образовательное событие: сб. науч. ст. — Минск: Изд. центр БГУ, 2008. С.ЗО.

66. Корнев, С. Имидж в эпоху спектакля Текст. / С.Корнев // Иначе.-2001. -№4. -С.6-11.

67. Король, Д.Ю. К определению нарративно-темпорального аспекта образовательной коммуникации Текст. / Д.Ю.Король // Коммуникативный ландшафт образования. Минск: БГУ, 2007. -С.244-255.

68. Кожемякин, Е.А. Дискурспый подход к изучению институциональной культуры Текст. / Е.А. Кожемякин Белгород: Изд-во БелГУ, 2008.

69. Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. Текст. / В .В.Красных М.: Диалог-МГУ, 1998.

70. Кристева, Ю. Разрушение поэтики Текст. / Ю.Кристева // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. -М.: Прогресс, 2000.

71. Курпниеце, Р. Коммуникативно прагматические установки современного рекламного дискурса • Текст. / Р. Курпниеце // RESPECTUS PHILOLOGICUS 1(6), 2002.

72. Лазарева, Э.А. Конституирующие особенности интернет-рекламы Текст. / Э.А. Лазарева // Политическая лингвистика №3(26) 2008г.

73. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе Текст. / Ж.Лакан М.: МГУ, 1995.

74. Лакан, Ж. Имена-отца Текст. / Ж.Лакан М.: Гнозис/Логос, 2005.

75. Лакан, Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа (19591960) Текст. / Ж.Лакан-М.: Гнозис, 2006.

76. Лаклау, Э. Невозможность общества Текст. / Э.Лаклау // Логос. 4-5 (39). - 2003. - С. 55-59.

77. Лотман, Ю.М. Семиосфера: культура и взрыв; Внутри мыслящих миров Текст. / Ю.М.Лотман. — СПб.: Искусство, 1989.

78. Макаренко, В.П. Политическая концептология. Текст. / В.П.Макаренко М.: Праксис, 2005.

79. Макаренко, В.П. Политический дискурс: между бессмыслицей и порочным кругом Электронный ресурс. / В.П.Макаренко// Режим доступа:http://polittheory.narod.ru/Makarenko/politicaldiscurs.doc

80. Макаров, М. Основы теории дискурса. Текст. / М.Л.Макаров М.: Гнозис, 2003.

81. Маклюэн, М. Средство само есть содержание Текст. / М. Маклюэн // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

82. Мароши, В.В. Что есть дискурс? Электронный ресурс. /

83. B.В.Мароши // Дискурс. 1996. - №2 / Режим доступа: http: //www.nsu.ru/education/virtual/discourse227.htm

84. Махлина, С. Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. Текст. / С.Т.Махлина- СПб.: Композитор, 2003.

85. Межуев, В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. Текст. / В.М.Межуев М.: Прогресс-Традиция, 2006.

86. Межуев, В.М. Культура как предмет философского знания Текст. / В.М.Межуев // В диапазоне гуманитарного знания. Сб. ст., вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.1. C.150-159.

87. Мейси, Д. О субъекте у Лакана Электронный ресурс. / Д. Мейси / Режим доступа:http://www.ruthenia.ru/logos/number/199905/1999 5 15 .htm

88. Можейко, М.А. Означивание Текст. / М.А.Можейко // Постмодернизм: Энциклопедия. — Минск: Интерсервис Пресс, Книжный Дом, 2001. С.538.

89. Можейко, М.А., Грицанов, А.А. Диспозитив Текст. / М.А.Можейко, А.А.Грицанов // Постмодернизм: Энциклопедия. — Минск: Интерсервис Пресс, Книжный Дом, 2001. С.241.

90. Моргун, Н.Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: Дис. . канд. филол. наук Текст. / Н.Л. Моргун Тюмень, 2002.

91. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество Текст. / Ж.-Л. Нанси М., 2009.

92. Неретина, С.С. Автор и дискурс Текст. / С.С.Неретина // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: ИФ РАН, 1998.

93. Олянич, А.В. Презентационная модель дискурса. Дисс. . доктора филологических наук. Текст. / А.В.Олянич Волгоград, 2004.

94. Парахонский, Б.А. Стиль мышления. Философские аспектыанализа стиля в сфере языка, культуры и познания Текст. / Б.А.Парахонский Киев: Наукова думка, 1982.

95. Паршин, Г1.Б. Понятие идиополитического дискурса и методологические основания политической лингвистики Электронный ресурс. / П.Б.Паршин // Режим доступа: http://www.elections.ru/biblio/lit/parshin.htm

96. Паринов, С. Истоки интернет-цивилизации Электронный ресурс. / С. Паринов // Режим доступа: http://rvles.ieie.nsc.ru/~parinov/

97. Петров, М.К. Язык. Знак. Культура Текст. / М.К.Петров -М.: УРСС, 2004.

98. Пешё, М. Контент-анализ и теория дискурса Текст. / М.Пешё // Квадратура смысла. М.: Прогресс, 1999. - С. 302-336.

99. Платон Сочинения. В 3-х т. Т.2. / Платон М.: Мысль, 1970.

100. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

101. Прохоров, Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. Текст. /I

102. Ю.Е.Прохоров М.: Флинта, Наука, 2004.

103. Прохоров, Ю.Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации. Автореф. диссертации . доктора филологических наук Текст. / Ю.Е.Прохоров. М.-Екатеринбург, 2006.

104. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. / Н. Пьеге-Гро — М.: Издательство ЖИ, 2008.

105. Римский, В.П. Культура и тоталитаризм. Текст. / В.П.Римский Белгород: Изд-во БелГУ, 1999.

106. Розин, В.М. Культурология. Текст. / В.М.Розин М.: Гардарики, 2003.

107. Русакова, О.Ф. Дискурс, политический дискурс, политическая дискурсология Текст. /„О.Ф.Русакова // Многообразиеполитического дискурса. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2004. - с.7-33.

108. Рябцева, Н.К. Мысль как действие, или риторика рассуждения Текст. / Н.К.Рябцева // Логический анализ языка: Модели действия. М.: Наука, 1992.

109. Сандомирская, И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик / И.Сандомирская Текст. Wien: Wiener Slavistischer Almanach, 2001.

110. Серио, П. Анализ дискурса во Французской школе Дискурс и интердискурс. [Текст] / П.Серио // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. — М.: «Академический Проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2001.

111. Симонен, Дж. Повседневная педагогическая ситуация: межкультурный подход и исследование парадокса Текст. / Дж.Симонен Минск: БГУ, 2008. - С.244-259.

112. Слышкин, Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) Текст. / Г.Г.Слышкин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. - С. 38-45.

113. Тарасенко, В. Антропология интернет: самоорганизация "человека кликающего" Текст. / В. Тарасенко // Общественные науки и современность, №5, 2000.

114. Трахтенберг, А. Д. Рунет как «публичная сфера»: хабермасианский идеал и реальность Электронный ресурс. / А. Д. Трахтенберг// Режим доступа: http://www.politex.info/

115. Топоров, В.Н. Пространство и текст Текст. / В.Н.Топоров // Текст: семантика и структура. —М.: Наука, 1983.

116. Усманова, А.Р. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе Текст. / А.Р.Усманова // Топос. № 4. - 2001. - С.50 - 66.

117. Ушакин, С.А. После модернизма: язык власти или власть языка // Общественные науки и современность. Текст. / С.А.Ушакин — 1996.-№5.-с. 28-37.

118. Филлипс, JL, Йоргенсен, М.В. Дискурс-анализ: теория и метод. Текст. / JI.Филлипс, М.В.Йоргенсен Харьков, 2004.

119. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. Текст. / А.Я.Флиер — М.: Академический проект, 2002.

120. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура Текст. / А.Я.Флиер // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 124-145.

121. Фуко, М. Порядок дискурса: инаугурационная лекция в Коллеж де Франс 2.12.70 Текст. / М.Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. С.49-96.

122. Фуко, М. Надзирать и наказывать Текст. / М.Фуко — М.: AdMarginem, 1999.

123. Фуко, М. Археология знания. Текст. / М.Фуко СПб.: Гуманитарная академия, 2004.

124. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981-1982. Текст. / М.Фуко СПб: Наука, 2007.

125. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2 Текст. / М.Фуко — СПб.: Академический проект, 2004.

126. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху Текст. / М.Фуко СПб.: Университетская книга, 1997.

127. Фуко, М. История сексуальности- III: Забота о себе. Текст. / М.Фуко Киев-Москва: Дух и литера, Грунт, Рефл-бук, 1998. - 288с.

128. Фуре, В.Н. Философия незавершенного модерна Ю.Хабермаса. Текст. / В.Н.Фурс Минск: Экономпресс, 2000.

129. Хачецукова, З.К. Лингвориторические параметры советского официального дискурса периода Великой Отечественной Войны (на материале передовых статей газеты ««Правда»). Автореф. .к.ф.н. Текст. / З.К.Хачецукова Краснодар, 2007.

130. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. Текст. / В.Е.Чернявская — М.: Флинта: Наука, 2006.

131. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика. Текст. / А.П.Чудинов М.: Флинта, 2006.

132. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса. Текст. / Е.И.Шейгал М.: Гнозис, 2004.

133. Шейгал, Е.И. Театральность политического дискурса Текст. / Е.И.Шейгал // Единицы языка и их функционирование: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во СГАП, 2000. - Вып. 6. - С.92-96.

134. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Текст. / У.Эко СПб: Симпозиум, 2004.

135. Эко, У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст Электронный ресурс. / У. Эко // Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/eco/intemet.html

136. Althusser, L. Ideology and ideological state apparatuses // L. Althusser. Lenin and Other Essays. London: New Left Review, 1971.

137. Andrei Gomykh. Aesthetics of Internet and Visual Consumption: On the RuNet's essence and specificity. Norderstedt: Books on Demand, 2006. pp. 198-214

138. Bernstein, B. The Structuring of Pedagogic Discourse. L.: Routledge, 1990.

139. David Macey. On the subject of Lacan //Anthony Elliott and Stephen Frosh (eds.) Psychoahalysis in Contexts. London and New York: Routledge, pp. 72-86.

140. Carpentier, N., Spinoy, E. Discourse Theory and Cultural Analysis. Media, Arts and Literature. -N.Y.: Hampton Press, 2008.

141. Chouliaraki, L., Fairclough, N. Discourse in Late Modernity. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1998.

142. Chouliaraki, L. Capturing the 'contingency of universality': some reflections on discourse and critical realism // Social semiotics, 12 (2), 2002: 84-114.

143. Щк, T.A. van. Discourse and context: a sociocognitive approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

144. Hall, S., Hobson, D., Lowe, A., Willis, P. Culture, Media, Language. London: Hutchinson, 1980.

145. Jameson, F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990. P.l.

146. Lacan, J. Ecrits: A selection. London: Tavistock, 1977.

147. Thompson, J. Studies in the theory of ideology. Cambridge: Polity Press, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.