Интеллигенция и ее трансформация в конце XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Сагова, Диба Джабраиловна

  • Сагова, Диба Джабраиловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Сагова, Диба Джабраиловна. Интеллигенция и ее трансформация в конце XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 1999. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сагова, Диба Джабраиловна

Введение

Глава 1. Онтопсихология интеллигенции

1.1. Грани понятия «интеллигенция»

1.2. Опыт социального портрета интеллигенции: от Боэция к Франку.

1.3. Идентификация интеллигенции и основные формы ее расслоения в концепции П. Сорокина.

1.4. Происхождение отечественной интеллигенции.

Глава 2. Типологические особенности и функциональная нагрузка интеллигенции

2.1. Интеллигенция как рамочная конструкция.

2.2. Типы интеллигенции.

2.3. Старые и новые, скрытые и декларированные функции интеллигенции.

Глава 3. Трансформация интеллигенции: объяснительные модели и основания.

3.1. Системные и индивидуальные параметры трансформации интеллигенции

3.2. Проблема структурной «слоистости» интеллигенции. Соотношение интеллигенции и элит.

3.3. Конец XX века и бунт «мировой» леворадикальной интеллигенции

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеллигенция и ее трансформация в конце XX века»

Актуальность темы исследования. Рубеж XX столетия, сопровождаемый многообразными кризисными симптомами, привел к печальной констатации. Интеллигенция в нашей стране сведена к низшей планке экономического существования и ее востребованность более мотивируется внутренними механизмами веры в свою надобность, нежели достойным положением и возможностью реальной самореализации. Вместе с тем, совершенно очевидно, что без интеллигенции невозможен ни расцвет культуры, ни образование, ни наука, ни нормальное развитие государственности. С позицией и качественным потенциалом интеллигенции, как высококвалифицированных и гуманно ориентированных специалистов, связаны и вопросы самосознания нации, и качество общения, и выбор линии поведения, и сама нравственно-духовная атмосфера, царящая в обществе. В связи с этим, актуальной становится проблема, выявляющая суть трансформации интеллигенции в конце XX века.

В условиях всеобщей корпоративности, лоббизма и коррупции с особой силой звучит вопрос о сущности интеллигенции, ее функциях, возможностях противостояния и предназначении. Прошедшие дискуссии с разнонаправленными устремлениями как на превышение, так и на принижение роли интеллигенции делают остроактуальной проблему подлинного социального статуса интеллигенции в условиях новой парадигмы социального знания. В столь непростой период общественного развития остро стоит проблема взаимодействия ее с другими слоями общественного целого. Для ориентации в ролевых отношениях и подлинных статусах окружающих людей появляется необходимость рассмотрения интеллигентности на уровне личного опыта отдельного индивида с акцентом на субъективное восприятие человеком самого себя.

Возрождение интеллигенции, подлинная интеллигентность -понятия, которые обладают огромной гуманистической смысловой нагрузкой не только в контексте прошлого, но злободневны для понимания современных социально-политических процессов на рубеже веков, актуальны при нахождении путей выхода из социально-духовного кризиса настоящего периода. Ведь именно интеллигенция присвоила себе право выражать самосознание других социальных групп, народа в целом, быть рупором и глашатаем, критически и эмоционально реагирующим на события своего времени, отражать болевые точки эпохи. Интеллектуальный вклад интеллигенции мог бы быть востребован не только в ретроспективном анализе и оценке событий, но и при определении приоритетных целей и путей их достижения в области рационально эффективного управления социально-политическим процессом.

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что интеллигенция как универсальное надэтническое понятие объединяет в себе умонастроения наиболее передовых и чутко реагирующих на острые проблемы современности представителей своего времени. Они, обладая специфическим (интеллигентным и толерантным) видением возникающих проблем и особой, присущей именно данной прослойке формой поведенческих реакций и системой ценностей, могут возложить на себя разумные миротворческие функции в мире этнических конфликтов и противоречий.

Сегодня с понятием интеллигенции интуитивно сочетается этакое мудрое (разумное, интеллектуальное) отношение к жизни, вне истерических реакций, шараханья в крайности, призывов «к топору» и немедленному сведению счетов. И хоть конец XX века очень динамичен и нервозен, а история оставила нам в наследство как образ мучающегося интеллигента, (основной смысл деятельности которого состоит в витиеватых рассуждениях о текущем моменте и бессильном созерцании происходящего в режиме тихого сетования), так и интеллигента леворадикального толка, позитивный прогноз роли и значимости современной интеллигенции с учетом ее трансформаций на современном этапе весьма актуален и требует дополнительного обоснования.

Внутритеоретическая актуальность избранной темы связана с тем, что исследование феномена интеллигенции велось преимущественно в контексте культурно-исторического, социологического или структурно-социального подходов. В них большое значение отводилось примериванию к интеллигенции традиционных классообразующих признаков, описанию характеристик данной прослойки, к складыванию исследовательских «схем». Вместе с тем, для изучения трансформаций такого сложного по своим статусным, ментальным и поведенческим особенностям явления как интеллигенция необходимо проникновение в ее онтопсихологию и использование достижений современного стратификационного анализа.

Степень разработанности проблемы. Вопросом о том, что есть интеллигенция, занимались очень многие отечественные и западные мыслители. Можно сделать вывод, что поголовное большинство русских интеллигентов стремилось к осознаванию самое себя, что русская интеллигенция всегда тяготела к самооценке и к самобичеванию. Саморефлексия интеллигенции -уникальное явление, достойное пристального изучения, поэтому материал, освещающий данную проблему, содержится в литературных произведениях, в исторических документах, в публицистических заметках, в исповедальном жанре, дневниковых записях. Ибо в данном случае исследователи названной проблемы имеют дело с явлением особого рода, стремящимся к препарированию самое себя, отыскиванию своих истоков, выявлению специфических особенностей, осознаванию идеалов и ценностей.

Изучению самосознания, быта, нравов, «основных духовных черт» русской интеллигенции посвящена многочисленная литература, представленная именами русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, М. Гершензона, П. Струве, С. Франка, Г.

Федотова, Д. Овсянико-Куликовского. Громкий общественный резонанс вызвало появление «Вех». «Авторы «Вех»,- как отмечала П. Гайденко,- обличали «татарщину» русской государственности (Булгаков), «казенщину» реакционной власти (Бердяев), деспотизм власти, полицейский режим (Гершензон), полицейское государство (Кистяковский)». «Энциклопедией либерального ренегатства»,- назвал В. Ленин известные своим гражданским пафосом «Вехи».

Роль интеллигенции обсуждалась известными историками (Р. Ивановым-Разумником), представителями отечественного марксизма ( Н. Бухариным, Г. Плехановым, А. Луначарским), который считается первым исследователем советской интеллигенции. Историки культуры (П. Новгородцев, Ю. Лотман) выявляли особенности происхождения и исторического предназначения интеллигенции. Демократическая интеллигенция начала XX века была предметом изучения А. Ушакина, В. Лейкиной-Свирской. Современные исследователи П. Гайденко, Г. Гусейнов, Ю. Степанов анализировали творчество «веховцев» в контексте идейно-политической обстановки начала XX века, обсуждали содержательный объем понятия интеллигентность и интеллектуальность. В. Кормер обращал особое внимание на проблему двойного сознания интеллигенции. Генезис, онтологию, этику и эстетику Российской интеллигенции исследовал С. Кордонский. С. У такая изучает проблему интеллигентности сквозь призму интересов тех или иных социальных групп. Соотношение интеллигенции и власти, структурно слоевой состав интеллигенции рассматривали К. Барабакова, В. Мансуров, Л. Семенова, А. Севастьянов. Пессимистический диагноз существования и функционирования отечественной интеллигенции отмечали в своей работе Л. Воронцова и С. Филатов. Возникновение и особенности интеллектуального труда при выявлении профессионального состава интеллигенции исследовали Л. Гудков, Б. Дубин. Соотношение понятий интеллигент - интеллектуал и особенности бытия интеллигенции проанализированы Н. Козловой.

Политическая культура и место интеллигенции на рубеже веков стали предметом исследования А. Ширинянц и С. Ширинянц.

Историко-философский пласт проблемы, уходящий в глубину веков, связан с именами Боэция, Гизо, Гегеля, и его след обнаруживается в работах раннего Маркса.

Особая страница в изучении интеллигенции представлена рассмотрением данного явления в контексте классического марксистско-ленинского наследия применительно к социализму. Так, помимо текстуального анализа идей и высказываний классиков, в частности идей В.Ленина, исследователи заостряют внимание на социальной природе интеллигенции в структуре социалистического общества (П. Амелин); определение путей формирования социалистической интеллигенции (В. Астахова). Процесс перехода старой интеллигенции к Советской власти стал предметом исследования С.Федюкина. Формирование советской нтеллигенции, ее характерные черты изучаются в работах Л. Ивановой, М. Руткевича. Значение и происхождение интеллигенции интересует Л. Смолякова. Интерес к проблеме интеллигенции в Дагестане и первостепенную значимость для интеллигенции подготовки национальных учительских кадров, а также кадров партийно-государственного аппарата подчеркивали в своих работах А.-К. Эфендиев, С.Дедечкаев. М. Бекижев, А. Козлов и Л. Этенко изучали роль интеллигенции горских народов Северного Кавказа.

Сопоставительный анализ понимания интеллигенции отечественной и западной историографией, а точнее критика буржуазной историографии с позиций социалистической доктрины представлены в трудах В. Богдасарова, М.Добрусина, И. Змитровича, Б. Ноткина, И. Минца.

Проблемы интеллигенции как «открытой страты» привлекли к себе внимание западного исследователя К. Манхейма. Различные типы интеллигенции показаны в трудах А. Грамши. О современном статусе западной интеллигенции размышлял Г. Маркузе, эволюцию социально-профессиональной позиции интеллигенции применительно к Польше изучал В. Маркевич.

Основные формы стратификации показаны в трудах П. Сорокина. Связь интеллекта с развитием денежного хозяйства специально проанализирована западным социологом Г. Зиммелем. Психология западной леворадикальной интеллигенции показана в исследованиях А.Турена, А. Менегетти, С. Айвазовой, С. Великовского, Ю. Давыдова, Н. Новикова и др.

Однако, несмотря на многоаспектное видение данной проблемы, специфика и особенности трансформации интеллигенции в контексте реалий современного общественного развития в конце XX века остаются недостаточно изученными.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является целостный анализ феномена интеллигенции с учетом исторических традиций и трансформаций конца XX века. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - изучение онтопсихологии интеллигенции; -выявление антиномичности интеллигенции в историко-философской традиции и трудах русской философской школы;

-идентификация интеллигенции в контексте социологической концепции П. Сорокина;

-анализ процесса «негативной селекции» в эволюции отечественной интеллигенции;

-выявление способа функционирования интеллигенции по типу «рамочной конструкции»;

-исследование типологических особенностей и функциональной нагрузки интеллигенции;

-анализ трансформации интеллигенции с учетом системных и индивидуальных параметров;

Методологические и теоретические основы исследования.

Достижение цели исследования и решение поставленных задач предполагает тесное единство социально-философского и логико-концептуального анализа с привлечением данных современной социологии и стратификационного подхода. Особое значение в исследовании приобретают принципы объективности и конкретности рассмотрения, принцип историзма и развития. Автор опиралась на труды отечественных и западных исследователей, использовала историко-философский материал, работы русской философской школы, данные психологических и конкретно-социологических исследований.

Новизна работы:

-показана необходимость онтопсихологического подхода при изучении феномена интеллигенции;

-выявлена антиномичность интеллигенции в контексте историко-философской традиции и на материале русской философской школы;

-проанализирована концепция социального расслоения П.Сорокина, выявлен механизм «уплощения социального конуса» интеллигенции;

- зафиксирован феномен «негативной селекции» в отношении к отечественной интеллигенции;

-установлен способ функционирования интеллигенции по типу «рамочной конструкции»;

-выявлены недекларируемые функции интеллигенции: интеллектуально-репрессивная, лоббирующая, диссидентская; -проведен анализ объяснительных моделей и оснований трансформации интеллигенции с учетом системных и индивидуальных параметров.

Тезисы, выносимые на защиту:

1.В условиях новой парадигмы социально-философского знания интеллигенция предстает как сложный феномен, характеризующийся сочетанием трех основных признаков: интеллектуальности, самосознания,нравственности. Изучение интеллигенции с позиций нового направления «онтопсихологии» оправдано как самой спецификой данной социальной прослойки, так и достаточной полнотой историко-культурологических и социологических исследований. Онтопсихология, задающая особый вектор исследования бытия объекта-интеллигенции с учетом мотивационной, волевой, ментальной и эмоциональной составляющих, вскрывает причины стереотипных реакций, отвечает за механизмы адаптации к таким дискомфортным расслоенческим факторам, как объем привилегий, престиж, статус, авторитет.

2. Историко-философский анализ и, в особенности, исследование наследия русской философской школы воссоздает смысловую антиномичность интеллигенции, объясняемую ее исходным проел оечным положением. Одаренность, острый ум, энергия напора, идейность, с одной стороны, и беспочвенность, ассимиляция готовых благ, отступничество и презрение к своему быту, с другой, -говорят о ее дуальной природе. Антиномичность интеллигентского сознания обуславливает: державный общероссийский накал и местечковый, региональный сепаратизм, выступление от имени страждущего народа и культивирование интеллигентских включений на тему «мы и они», претензии на своеобразие и тенденции к нивелированию, стремление к сохранению подлинных традиционных ценностей интеллигентской прослойки и расширение данной общности, вплоть до ее вхождения в культурную индустрию постмодерна.

3. Три основные формы: экономическая, политическая и профессиональная, положенные П. Сорокиным в основу социального расслоения, допускают уровневый анализ, при котором любая общность подвергается вертикальному шкалированию от вершины до основания социального конуса, расслаиванию на верхние, средние и низшие подуровни. Уровневый анализ позволяет: располагать понятиями высшая и массовая интеллигенция, выделять ее базовый, средний и верхний ярус, просматривать более мелкое членение, плавный, крутой или пороговый переход. Выделенные П. Сорокиным два основных типа флуктуаций (возмущений) страта имеют значение для любой социальной общности и актуальны в настоящий период. Их содержание: рост /или деградация/ социальной прослойки в целом (1); сокращение внутри группы («уплощение экономической пирамиды»), приводящее к уменьшению объема самой прослойки (2). В кризисные периоды «объемность» социального конуса начинает стремиться к «плоскости», происходит отсекание основания или верхних слоев пирамиды.

4. «Негативная селекция» отечественной интеллигенции, отбраковывающая лучшие образцы, связана с тройным истощением интеллигентской прослойки и ее искусственным интенсивным пополнением из представителей иных социальных общностей. Скорость «социального лифта», доставлявшего на нужный социальный уровень человеческий материал, лишало данную прослойку укорененности и зрелости. «Социальный лифт» советской и нынешней системы, производя свой очередной выброс в слой интеллигенции, заметно изменял его качество, консистенцию, состав и пробу.

5. Функционирование интеллигенции по типу «рамочной конструкции» предполагает ее органическое срастание с избранной в качестве «социального тела» группой. Это обстоятельство фиксируется в достаточно широком спектре как традиционных, так и нетрадиционных определений. Интеллигенции, «налипая», примыкая, обслуживая, как бы идентифицирует себя с этой социальной группой, но не как безмолвная ее масса, а как рефлектирующий и предъявляющий претензии орган. Интеллигенция может выступить рупором и глашатаем любого страта, который заменит ей «органическое тело».

6. Наряду с традиционными есть и недекларируемые функции интеллигенции: интеллектуально - репрессивная; функция оформления ментальности; функция лоббирования; диссидентская функция. Они свидетельствуют о трансформации современной интеллигенции. Причем лоббирующая функция интеллигенции более процессуальна, нежели результативна. Целеполагание смещено не на результат (достижение интеллигенцией господства и власти), а на процесс организации «волн давления», в котором интеллигенция находит полноценный способ самовыражения.

7. Процесс трансформации интеллигенции, проанализированный с учетом системных и индивидуальных параметров, приводит как к фиксации изменений, модифицирующих данную социальную прослойку в целом, так и изменений в личностном портрете интеллигента, его типических поведенческих реакциях. Системные трансформации предполагают ряд достаточно четких оснований: культурно-этническое (1); межперсонально личностно эмоциональное (2); основание социальной инициативы с механизмом самопричисления (3); основание вестернизации с усвоением западных образцов поведения и утратой «самосознающей функции» (4); индустриально модернизационное основание, связанное с принятием соблазнов технократического века, подчиненностью социальному заказу, заданным программам (5).

Научно-практическая значимость диссертации. Основные выводы и материалы диссертационной работы нашли практическое применение в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий со студентами вузовских аудиторий. Содержание диссертации может быть использовано в педагогической практике, в процессе преподавания социально-гуманитарных наук в высшей школе, при чтении курса социальной философии по темам: социальная структура общества, основы социальной стратификации, будущее России и перспективы развития общества, философское мировоззрение. Исследование представляет интерес для социальных работников, политологов, социологов. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров, в системе массового просвещения, при разработке спецкурсов по социальной философии, в дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Строительство 99» ( Ростов-на-Дону, РГСУ, апрель 1999г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи» (Ростов-на-Дону, РГСУ, май, 1999г.). Работа обсуждалось на заседании кафедры философии РГСУ в 1999 г. По материалам исследования опубликованы три работы. Общий объем публикаций составляет 1,2 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов и заключения. Общий список использованной литературы включает в себя 148 наименований. Общий объем диссертации 140 стр. машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сагова, Диба Джабраиловна

Заключение.

Вопрос о роли интеллигенции в нашем обществе, ее вкладе и влиянии на современные процессе, происходящие в мире и в Отечестве, один из животрепещущих, затрагивающий за живое все слои населения, различные социальные группы. Стремление проникнуть в глубины личной мотивации и образа мышления неотъемлемое свойство интеллигентского самосознания. Однако, к спорным и требующим специального анализа проблемам изучения интеллигенции можно отнести следующие. Во-первых, насколько интеллигенцию правомерно относить к прослойке, причастной к «спуску образца» широкой массе. Во-вторых, каков темпоральный, временной аспект культурной трансформации интеллигенции, связанный с динамикой и интенсивностью ее изменений. В-третьих, насколько «видвиженчество» и «негативная селекция» интеллигенции действует и сейчас в практике пост коммунистических режимов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также пришедших к власти политических сил в ряде советских республик.

Весьма острой является проблема исторической судьбы отечественной интеллигенции. Носительница науки и художественного творчества, субъект инноваций и образовательного процесса - интеллигенция должна занимать в обществе достойное место, иметь надежную степень защиты. Поэтому, на наш взгляд, несостоятельны утверждения об исчезновении интеллигенции , в случае благоприятного нетоталитарного исхода отношений между государством и обществом (65, с.507).

Тезис о «политическом бессилии интеллигенции» несколько неоправдан в связи с бунтарскими выступлениями мировой леворадикально настроенной интеллигенции. Однако бесспорным остается то, что не все умонастроения интеллигенции закрепляются в виде ее политической позиции. Иногда умонастроения так и остаются в психологическом и ментальном плане, а интеллигенция аморфной массой. Типичным для интеллигенции на протяжении исторического развития был статус ее как «группы сочувствующих», не стремящихся оформляться в виде каких-либо организаций и партий. Зато интеллигенция всегда была готова к напряжению «мыслей и нервов». Тенденции консолидации интеллигенции проявлялась не универсально, а профессионально. Интеллигенция стремилась к консолидации, территориальному объединению союзов и коллективов на профессиональной основе с целью быть открытой для активного общения и взаимообмена.

Отдельную проблему составляет собой «бихевиористский (поведенческий) подход», нацеленный на изучение поведения интеллигентской прослойки и отрицания чуждых ее менталитету проявлений. Ибо претензии, пусть даже выраженные в бессознательной форме ( в жестах, движениях, мимике и интонациях), на свою особую исключительность, высокий уровень притязаний при типичном тяготении к размеренно-неторопливому образу жизни, не признающем никакого давления и подчинения, оставляет больше загадок, чем ответов.

Очень часто именно интеллигенцию видят виновницей современных общественно- политических условий жизнедеятельности. Сама же интеллигенция склонна видеть себя в качестве жертвы этих тяжелых обстоятельств. Это, так называемый, парадокс интеллигенции ( в основном российской), который и фиксируется парадоксальным образом. И хоть очень трудно дать анализ того, насколько и в чем виновна российская интеллигенция, наличие ее вины с легкостью констатируется тем, что сама интеллигенция страдает и переживает от подобной ситуации, от своей виновности. Она страдает за свою судьбу, за судьбу Отечества, за судьбу всего человечества и подрастающего поколения.

Связь интеллигенции как божественного разума и интеллекта как понимающего созерцания (у Боэция), отождествление интеллигенции и интеллекта (у Гегеля), интерпретация интеллигенции как понимающего цивилизацию разума (Гизо), представление об интеллигенции как о самосознающем духовном понимании (у К.Маркса), недостаточность правосознания интеллигенции ( у Кистяковского), ее морализаторство и интеллектуальный нигилизм (у Франка), работают в пользу соответствия: любой интеллигент, обладая интеллектом, является интеллектуалом. Обратное соответствие, впрочем, не всегда самоочевидно.

Интеллигенция, частенько надевая на себя хомуты идеологии, все же более склонна к извечной оппозиции идеологии, стремиться к критическому переосмыслению начал переустройства и поэтому не может быть отождествима с правящей верхушкой. В ситуации острого социально-экономического кризиса и социокультурного переструктурирования общества интеллигенция становится условием воспроизводства жизненно важных культуросохраняющих отношений личности и общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сагова, Диба Джабраиловна, 1999 год

1. Айвазова С.Г, Великовский С.И. «Гошизм» как разновидность современной леворадикальной мысли // Французская философия сегодня. М., 1989.

2. Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. М.,1987.

3. Амелин П.П. Интеллигенция и социализм. Л., 1970.

4. Астахова В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. Харьков, 1976.

5. Ашин Г.К. Современная буржуазная социология. М.,1965.

6. Ашин Г.К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии//Социально-политический журнал (социально-гуманитарное знание). 1998, №6.

7. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М.,1991.

8. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Критика буржуазных концепций социалистического лидерства интеллигенции //Критический анализ буржуазных социологических концепций. М.,1981. Вып.1.

9. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978.

10. Ю.Бекижев М.М. Национальная интеллигенция Северного Кавказа в первые годы пролетарскойдиктатуры//Интеллигенция и революция. XX век. М.,1985.

11. П.Березовская Л.Г. Нетипичная личность в историческом пространстве, или эффект «белой вороны»//Общественные науки и современность, 1998, № 6.

12. Богдасаров В.К. Критика современных буржуазных концепций формирования и развития советской интеллигенции. М.,1983.

13. Болыпая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 10. М., 1965.

14. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.,1990.

15. Бурдье П. Начала. М.,1994.

16. Буржуазное общество в поисках стабильности. М.,1991.

17. Бухарин Н. Экономика переходного периода. Часть первая. Общая теория трансформационного процесса. М.,1920.

18. Вебер М. Основные понятия стратификации //Социологические исследования.1994, №5.

19. Веблен Т. Теория праздного класса. М.,1984.20. «Вехи».Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.21. «Вехи». Интеллигенция в России. М.,1991.22. «Вехи» Из глубины. М.,1991.

20. Волков Ю.Г. Homo Humanus. Личность и 1уманизм. Челябинск, 1995.

21. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М.,1998.

22. Воронцова Л. Филатов С. Интеллигенция в постсоветском «капитализме»// Свободная мысль.1994, № 5.

23. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.,1997.

24. Гайденко П.П. «Вехи»: неуслышанное предостережение //Вопросы философии. 1992, №2.

25. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2. М., !971.

26. Гелер М.С. «Первое предостережение» -удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.) //Вопросы философии. 1990, №9.

27. Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.,1991

28. Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы: (Социологическое исследование)//Знамя, 1992, .№10.

29. Гудков Л., Дубин Б. Интеллигенция. М.,1995.

30. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М.,1975.

31. Давыдов Ю.Н. Два подхода к пониманию российской интеллигенции. М.Вебер и «Вехи»//Свободная мысль. 1992, № 1.

32. Дедечкаев С.Т. Борьба коммунистической партии за создание советской национальной интеллигенции в Северной Осетии //Известия Северо-Осетинского НИИ, 1957. Т. XIX.

33. Демографический диагноз. М.,1990.

34. Дилигенский Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистическогообщества. М.,1986.

35. Добру скин М.Е. Клевета под видом науки (буржуазные социологи о советской интеллигенции) //Вопросы философии. 1961, № 11.

36. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1991.

37. Замошкин Ю., Мотрошилова Н. «Новые левые»-их мысли и настроения//Вопросы философии. 1971, №4.

38. Заславская Т.И. Стратификация современного Российского общества //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996, №1.

39. Зинченко Г.П. Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993.

40. Змитрович И.О. Критика «советологических концепций роли интеллигенции в политической жизни СССР: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.,1980.

41. Иванов-Разумник Р.В. Введение. Что такое интеллигенция?// Иванов-Разумник Р.В История русской общественной мысли.В 2 т.-Т.1.СП6., 1911.

42. Иванова JI.B. Формирование советской научной интеллигенции. М.,1980.

43. Идеологическая борьба и мировой революционный процесс. М.,1978.

44. Иерусалимский В. Социально-экономические аспекты положения интеллигенции в ФРГ //Рабочий класс и современный мир. 1972, №4.

45. Из истории Ленфильма. Статьи, воспоминания, документы. 1920 годы. Вып. 2. Л., 1970.

46. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М., 1995.50. Иного не дано. М.,1989.

47. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. СПб., 1993.

48. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993.

49. Интеллигенция в советском обществе. Кемерово, 1993.

50. Интеллигенция и революция. XX век. М., 1985.

51. Интеллигенция России: уроки истории и современность. Тезисы докладов Межгосударственной Научно-теоретической конференции. Иваново, 1994.

52. Интеллигенция советской Украины. Киев, 1988.

53. История буржуазной социологии Х1Х-начала XX века. М., 1979.

54. Каманина Е.В. Спустя век? Российская интеллигенция и феномен «несчастного сознания» //Вестник Московского университета, Серия 7. Философия. 1998, № 6.

55. Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда: Историко-социологические очерки. Ленинград, 1971.

56. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.

57. Коваль Б.И. Латинская Америка: революция и современность. М, 1981.

58. Козлов А.И., Этенко Л.А. Октябрь и революционно-демократическая интеллигенция горских народов Северного Кавказа//Интеллигенция и революция. XX век. М.,1985.

59. Козлова Н. Социально-историческая антропология. М.,1998.

60. Кон И, Размышления об американской интеллигенции//Новый мир. 1968, № 1.

61. Кордонский С.Г. Российская интеллигенция: генезис, онтология, этика и эстетика// Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1995.

62. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура//Вопросы философии. 1989, №9.

63. Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия. Кн. 1-2. М., 1992.

64. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

65. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М., 1981.

66. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи //Полн. собр. соч. Т.7.

67. Ленин В. И. О «Вехах» //Полн. собр. соч. Т. 19

68. Ленин В. И. Письма Л.Б. Каменеву //Полн. собр. соч. Т.48.

69. Ленин В.И. Как организовать соревнование //Полн. собр. соч. Т. 35.

70. Ленин В.И. Доклад об отношении пролетариата к мелкобуржуазной демократии//Полн. собр. соч. Т.37.

71. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры.Тарту, 1973.

72. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.1. Таллин. 1992.

73. Луначарский А.В. Об интеллигенции. Сборник статей. М., 1923.

74. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». М., СПб., 1995.

75. Люкс Л. Интеллигенция и революция. Летопись триумфального поражения //Вопросы философии. 1991, №11.

76. Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция//Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.

77. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

78. Манхейм К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в прошлом и настоящем. М., 1993.

79. Мансуров В. А., Семенова Л. А. Интеллигенция конвертируемых предприятий //Социс.1998, №10.

80. Маркевич В. Эволюция социально-профессиональной позиции интеллигенции в народной Польше //Проблема развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше. М., 1976.

81. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 40.

82. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

83. Менегетти А. Система и личность. М.,1996.

84. Межу ев В.М. Интеллигенция и демократия//Свободная мысль.1992. №6.

85. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция //Вопросы философии. 1991, №1.

86. Минц И.И. Революция и интеллигенция //Проблемы мира и социализма. 1981, №12.

87. Мостовая И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов-на-Дону, 1995.

88. На изломах социальной структуры. М.,1987.

89. Нарта М. Теория элит и политика. М.,1977.

90. Неверов В.И. Будущее России духовно-экологическая цивилизация//Социс. 1994, №10.

91. Новиков Н.В. Мираж «организованного общества». М., 1974.

92. Ноткин Б.И. Советская интеллигенция в освещении современной англо-американской историографии // История СССР. 1972, №3.

93. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. Собр. Соч. Т.6, СПб, 1914.

94. О России и русской философской культуре. М.,1990.

95. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

96. Пашинский А.И. Проблема «несчастного сознания» в экзистенциальном психоанализе Р. Лэнга //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. М.,1989. №1.

97. Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени //Избранные философские произведения. М.,1958. Т.5

98. Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения иисториографии. Тезисы докладов межгосударственной научнотеоретической конференции. Иваново, 13-15 сентября. 1993. Иваново, 1993.

99. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

100. Пэнто Л. Докса интеллектуала/^сю-к^оз' 96. М., 1996.

101. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.

102. Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. Л., 1956. 4

103. Решетова H.A. Интеллигенция Дона и революций М.,1997.

104. Российская интеллигенция. Страницы истории. СПб., 1991.

105. Россия и мир: Учебная книга по Истории. В 2-х частях.Ч.1. М, 1994.

106. Россия сегодня: новые горизонты сознания. СПб., 1994.

107. Рукавишников В. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ //Социологические исследования. 1995, №1.

108. Рывкина Р.В. Советская социология и теория стратификации. М., 1989.

109. Руткевич М.Н. Советская интеллигенция как объект исследования буржуазной социологии //Социологические исследования. 1980, №3.

110. Самедов В.А. Средний слой в России: История и современность. Ростов-на-Дону, 1998.114а. Сверкунова Н.В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект//Социология и социальная антропология. СПб., 1997.

111. Севастьянов А.Н. Двести лет из истории русской интеллигенции//Наука и жизнь. 1991, №9.

112. Севастьянов А.Н. Национальный капитализм. М., 1995.

113. Семенова JI.A. Об интеллигенции в кризисном обществе //Интеллигенция в социальных процессах советского общества. М., 1992.

114. Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: Социально-философский анализ. Киев, 1988.

115. Советская интеллигенция: Краткий очерк истории (1917-1975гг.) М, 1977.

116. Советская интеллигенция: Словарь-справочник. М., 1987.

117. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

118. Социальное развитие советской интеллигенции. М., 1986.

119. Степанов Ю.С. Словарь русской культуры. М.,1997.

120. Сухотина Л. Г. Русская революционно-демократическая интеллигенция в освещении современной английской и американской буржуазной историографии//История СССР. 1981, №6.

121. Турен А. Возвращение человека действующего. М.,1998.

122. Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. М., 1987.

123. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом//Полис.1993, №4.

124. Ушакин С.А. Функциональная интеллигентность. М. Полис, 1998, №1.

125. Ушакин С. А. Интеллигентность сквозь призму интересов // Полисе. 1998, №4.

126. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции //О России и русской философской культуре. М.,1990.

127. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб, 1994.

128. Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М, 1989.

129. Филиппов Ф.Р. Антисоветизм под вывеской социологии интеллигенции//Социологические исследования. 1977, №4.

130. Философский словарь. М, 1972.

131. Философский энциклопедический словарь. М, 1983.

132. Фортунатов В.В. Общественные организации интеллигенции Петрограда-Ленинграда 1917-1928 гг. // Российская интеллигенция. Страницы истории. СПб, 1991.

133. Франк С. Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)// «Вехи». Интеллигенция в России. Свердловск, 1991.

134. Фролов С.С. Социология. М, 1994.

135. Фромм Э. Иметь или быть. М, 1986.

136. Хлопьев А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества //Социально-политический журнал. 1995, №3.

137. Чокалов В. Нобелевские премии. Ученые и открытия. М.,1987.

138. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы //Социологические исследования. 1995, №4.

139. Ширинянц С.А. «Вехи» и модель политической культуры интеллигенции//Вестник Моск. Ун-та.Серия 12: Социально-политические исследования. 1994, №2.

140. Ширинянц A.A., Ширинянц С.А.Российская интеллигенция на рубеже веков. М, 1997.

141. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. М, 1998.

142. Экономическая социология и перестройка. М.,1989.

143. Эфендиев А.-К.И. Формирование советской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 1962.

144. Яковенко И. Россия. Интеллигенция. Революция//Свободная мысль. 1992, №11.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.