Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Василевич, Ольга Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 311
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Василевич, Ольга Евгеньевна
Введение. Общая характеристика работы.
Глава 1. Научно-теоретические основы интеграции знаний в изобразительной деятельности
1.1. Научно-теоретические особенности процесса интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании
1.2. Интеграция знаний основ изобразительной грамоты в процессе непрерывного художественного образования (исторический экскурс).
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование возможностей успешного интегрирования знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
2.1. Методика проведения экспериментального исследования.
2.2. Экспериментальная проверка уровня знаний по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных групп (констатирующий эксперимент).
Выводы по констатирующему эксперименту
2.3. Поиск наиболее эффективных методов интеграции основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования (поисковый эксперимент).
2.4. Методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты 238 в системе непрерывного художественного образования обучающий эксперимент).
Выводы по экспериментальной части исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа-вуз2010 год, кандидат педагогических наук Алексеева, Светлана Олеговна
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку: Первый-второй курсы художественно-графического факультета1999 год, кандидат педагогических наук Сухарев, Андрей Иванович
Развитие творческой активности взрослых слушателей системы дополнительного образования на занятиях художественной росписью ткани2005 год, кандидат педагогических наук Омельяненко, Елена Владимировна
Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников2010 год, доктор педагогических наук Горбунова, Галина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования»
Общая характеристика работы
Подготовка художника-педагога в России и странах СНГ осуществляется в рамках академической школы. Сегодня эта школа в своем развитии в условиях отрицательного воздействия многих современных течений в искусстве на методику обучения рисунку испытывает определенные трудности.
Под академической художественной школой мы понимаем строгую научно обоснованную систему образования и воспитания молодых художников-педагогов. В истории становления и развития академической художественной системы образования доступность и непрерывность всегда являлись важными, факторами успешной подготовки специалистов.
Изучение истории развития методов обучения рисунку показывает, что любая академическая система художественного образования предполагает соблюдение таких важных дидактических принципов, как доступность, последовательность, непрерывность, которые являются необходимой составной частью этой системы.
Сегодня совершенствование любой деятельности, в первую очередь, связано с научной организацией процесса передачи знаний, умений и навыков. В этом процессе большая доля успеха принадлежит умелому использованию вышеназванных дидактических принципов.
Многие ученые, известные специалисты в области дидактики, такие, как
B.Г. Афанасьев, М.Н. Берулава, Ю.С. Тюнников, JT.A. Светловская,
C.В. Щенникова и другие, расширили границы использования принципов, дали им более емкое по содержанию и сферам использования понятие - интеграция.
Как показывает анализ современной научной, справочной и специальной литературы по исследованному нами вопросу, интеграция - это процесс уплотнения, унификации знаний через взаимодействие ранее разрозненных понятий, приводящий к появлению качественно новых знаний, объединению, обобщению и применению их на разных этапах обучения.
В подготовке специалиста, художника-педагога организация учебного процесса по такому принципу связывает первоначальную ступень, обучения с последующими ступенями, при расширенном их взаимодействии, что позволяет обучение изобразительному искусству выстраивать в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.
Вот почему решение вопроса об интеграции знаний по основам изобразительной грамоты при изучении^ специальных „ художественных дисциплин на разных ступенях художественного образования и воспитания направлено, в первую очередь, на укрепление академической школы. И только через решение проблемы непрерывного, планомерного, доступного обучения с опорой на лучшие традиции классической академической школы можно прийти к совершенствованию системы художественного образования. Применительно к академической системе обучения и воспитания непрерывность, постепенность, поэтапность изучения материала по многим разделам изобразительного искусства, основополагающим его понятиям, раскрывающим различные закономерности, например, от «простого» к «сложному», взаимосвязь знаний, умений и навыков, полученных на разных возрастных этапах обучения, является основополагающим принципом этого процесса.
В нашем исследовании мы рассматриваем непрерывность академического художественного образования только по одному параметру - по основам изобразительной грамоты. Изучаем возможные пути, формы и методы совершенствования знаний, умений и навыков по основам изобразительного искусства для каждой ступени обучения.
Мы считаем, что система художественного развития должна включать художественное образование во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских художественных школах и школах искусств.
Изучение проблемы «изобразительной грамоты» как совокупности знаний по основополагающим вопросам теории и практики изобразительного искусства, способов наиболее эффективной передачи этих знаний показало всю ее сложность и малоизученность, особенно в системе непрерывного художественного образования.
Различные аспекты по развитию основ изобразительной грамоты представлены в работах Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, С.П. Ломова, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, В.П. Зинченко, Н.К. Шабанова, В.Е. Нестеренко и других. Но исследований, касающихся развития знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, до настоящего времени не проводилось.
Возможно, это обусловлено тем, что развитие знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты - процесс трудоемкий как для дошкольников и школьников, так и взрослых. В каждой возрастной группе имеются свои сложности, особенности и своя специфика обучения. Это усугубляется моментом, когда надо учитывать многие особенности и связи с непрерывностью и последовательностью изучения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая зрелым.
В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки художника-педагога.
На основании вышеизложенного актуальность темы определяется необходимостью освещения вопросов, связанных с основами изобразительной грамоты как важнейшего средства обучения и воспитания ученика в условиях его непрерывного академического художественного образования. Нужны разработки комплексной системы, включающей содержание, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возрастов, со студентами по совершенствованию основ изобразительной грамоты и подготовки кадров к руководству творческой деятельностью в различных учреждениях.
Опираясь на результаты современной практики преподавания изобразительного искусства можно утверждать, что совершенствование методики обучения изобразительному искусству успешно совершается при комплексном изучении основ изобразительной грамоты на каждой отдельно взятой ступени художественного образования в системе непрерывной подготовки учащихся. Широкое применение методов интегрированного обучения изобразительному искусству позволит более эффективно строить систему непрерывного художественного образования и воспитания у нас в стране, по-иному исследовать завоевания академической классической школы художественного образования в России и за рубежом.
Все вышесказанное позволило нам заняться данной проблемой и обусловило выбор темы исследования: «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования».
Проблемой исследования являются разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса методических и дидактических принципов интегрирования методов обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях непрерывного художественного образования.
Степень разработанности темы. Сущность понятия «интеграция» рассмотрена в трудах Б.В. Ахлибининского, Т.Г. Браже, М.С. Кагана, Э.С. Маркарян, А.Д. Урсул, М.Г. Чепикова, В.Г. Левина и других ученых.
Вопросы интегрирования процесса обучения исследовались С.И. Архангельским, В.Г. Афанасьевым, М.Н. Берулавой, Ю.С. Тюнниковым, Л.И. Еременко, И.Д. Зверевым, Л.А. Светловской, С.В. Ивахновой, С.В. Щенниковой, Л.П. Ильенко, Ю.М. Колягиным, B.C. Ледневым, В.Н. Садовским, B.C. Тюхтиным, З.П. Шабалиной, И.П. Яковлевым.
Проблемы обучения основам: изобразительной грамоты подробно рассматривались в трудах известных специалистов: ЕВ. Шорохова, Н.Н. Волкова, Г.В. Беды, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, В;С. Кузина, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцева, B.G. Щербакова; Б.М. Неменского, В.К. Лебедко, А.П. Яшухина, JI.F. Медведева, А.А. Ковалева, В .П. Зинченко, Н.К. Шабанова, Б.А. Караева и других.
Идея интеграции художественного образования исследована авторами Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной, JI.B1 Неритиной, С.В. Арановой, Н.В. Квач, О. Г1. Медведевой; Т.Я. Шпикаловой; JI.A. Неменской, Б.П1 Юсовым, Н.М. Сокольниковой; И.И. Иванцом, З.А. Бобровой;, Е.И. Буяновой; Г.Г. Григорьевой, А С. Галановой, С.Н. Корниловой; С.JI. Куликовой.
Вместе с тем; несмотря на большое количество» исследований, посвященных: вопросам, обучения дошкольников, школьников, студентов изобразительной грамоте, проблема интегрированного обучения в системе непрерывного художественного образования еще не была исследована.
Связь работы с научными программами и темами. Исследование отражает основные принципы, идеи и положения программных документов по художественному образованию: «Концепция художественного образования в Беларуси», «Концепция художественного образования в Российской Федерации», Стандарт образовательношобласти «Искусство».
Целью исследования является* разработка методов построения интегрированного обучения при изучении специальных дисциплин на разных ступенях художественного образования;
Объектом исследования является процесс обучения рисованию в системе непрерывного художественного образования.
Предмет исследования — методическая система обучения, направленная на интеграцию знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой интеграция знаний в процессе последовательного и системного обучения рисованию возможна при условии точного определения и учета уровня знаний учащихся по основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного образования, на основе постоянного, активного и целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной грамоты учащимися в конкретной возрастной группе. При этом . используются специальные упражнения, задания, методы и целевые установки.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, философскую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть следующие понятия: «интеграция», «основы изобразительной грамоты».
3. Разработать критерии оценки знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования.
4. Исследовать подходы к интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, существующие в психолого-педагогической и методической литературе.
5. Научно обосновать наиболее эффективные формы и методы обучения изобразительному искусству, раскрыть взаимодействие между ними, их влияние на интеграцию знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
6. Определить особенности организации изобразительной деятельности на каждой ступени художественного образования с позиций интегративного подхода к проблеме обучения основам изобразительной грамоты.
7. Определить базовые психолого-педагогические и важнейшие методические аспекты процесса интеграции обучения изобразительной грамоте на каждой ступени непрерывного художественного образования.
8. Разработать модель методической системы непрерывной художественной подготовки, охватывающую разные возрастные ступени обучения изобразительному искусству.
9. Экспериментально проверить содержание и методику интегрированного обучения изобразительному искусству в реальном процессе на каждой ступени художественного образования.
Методологической основой нашего исследования явились труды ученых в области философии, педагогики, психологии, истории по проблемам интеграции знаний в изобразительной деятельности, методики развития изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании.
При решении поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
• анализ и изучение педагогического процесса;
• теоретический поиск и аналитическая деятельность;
• метод педагогического эксперимента;
• метод тестов в комплексе с концептуальным анализом данных;
• статистический, системный, структурный, графический и классификационный методы обработки и систематизации результатов эксперимента;
• анализ и обобщение опыта по активизации изобразительной деятельности учащихся;
• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе на каждой ступени художественного образования;
• изучение специфики художественной деятельности учащихся, анализ художественных работ на каждой ступени художественного образования;
• анкетирование и тестирование учащихся на каждой ступени художественного образования;
• обучающий педагогический эксперимент;
• математические методы обработки результатов исследования.
Этапы исследования. I этап, (2002-2003 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.
II этап (2003-2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных ступеней обучения; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования основ изобразительной грамоты при переходе из одной ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле художественного образования;
III этап (2005-2007 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования; анализ результатов исследований, корректировка текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Полученные автором данные расширяют имеющиеся представления о сущности, структуре и месте основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
2. Педагогический процесс обучения основам изобразительной грамоты рассмотрен как целостная непрерывная система художественного развития личности художника-педагога. Система включает дошкольное, школьное, дополнительное, вузовское и послевузовское образование.
3. Нами установлено, что
• методы обучения изобразительному искусству, в основе которых лежит интегративный подход, могут выступать одним из условий эффективности обучения в системе непрерывного художественного образования и воспитания;
• применение интегративного подхода к обучению основам изобразительной грамоты значительно стимулирует интерес к обучению, повышает качество знаний;
• интегративное построение обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования расширяет возможности решения основных задач- подготовки художника-педагога при- условии. содержательных, организационных и структурных связей с учебными программами общетеоретических и специальных дисциплин.
4. Определен уровень содержания знаний, умений и навыков для» каждой ступени художественной подготовки, интеграция которых способствует целостному изучению основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, синтезируя их в совокупность компонентов, необходимых для успешного их интегрирования из одной ступени обучения в другую.
5. Разработаны базовые методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
6. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в значительной степени способствует повышению качества подготовки молодого человека и успешно решает проблему интеграции знаний основ изобразительной грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные в ней методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования могут быть внедрены в процесс обучения рисованию учащихся различных образовательных учреждений (детский сад, общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, лицеи, колледжи, училища, художественные и художественно-педагогические высшие учебные заведения); материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях, а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для учащихся различных возрастных групп.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основные принципы содержания интегрированного обучения основам изобразительной грамоты на различных этапах непрерывного художественного образования.
2. Личностный подход к обучаемым, учет их индивидуальных и возрастных особенностей в системе непрерывного художественного образования.
Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью основных положений, воспроизведением результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения дошкольников, младших, средних и старших школьников, студентов, объективным анализом результатов проведенной работы, личным участием автора в экспериментальной работе, а также соответствием научного аппарата и методики исследования его исходным параметрам.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе школы искусств № 3 центра эстетического воспитания «Маладзж» г. Витебска, на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, на кафедре дизайна Витебского государственного технологического университета.
По материалам исследования были сделаны доклады на международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (г. Гродно, 2006); международной научно-практической конференции «Изобразительное искусство в системе образования» (г. Витебск, 2006); региональной научно-практической конференции «II Машеровские чтения» (г. Витебск, 2007).
Этапы проведения исследования и его основные положения обсуждались на ученом совете художественно-графического факультета, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ВГУ им. П.М. Машерова (2003-2007 гг.)
Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании.
По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,3 п.л.
Структура и объем диссертации:
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения. Библиографический список содержит 198 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству2002 год, кандидат педагогических наук Лугина, Яна Александровна
Интеграционный подход к занятиям изобразительным искусством на отделении общеэстетического воспитания для детей 5-7 лет2006 год, кандидат педагогических наук Луканова, Галина Петровна
Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов2006 год, кандидат педагогических наук Оспанов, Баймурат Ермагамбетович
Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека: На прим. худож.-граф. фак.1998 год, кандидат педагогических наук Гильмутдинова, Светлана Раисовна
Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Ерков, Сергей Александрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Василевич, Ольга Евгеньевна
Выводы по экспериментальной части исследования
Экспериментальное исследование показало, что
1) в традиционной методике непрерывного художественного обучения основам изобразительной грамоты, применяемой в этих системах, уделяется недостаточное внимание качественным знаниям, умениям и навыкам учащихся, необходимым для успешного перехода на последующую ступень образования;
2) в целях успешного овладения основами изобразительной грамоты- и достижения выразительности рисунков на каждой ступени обучения отдельно необходимо знания, умения и навыки-для каждой ступени группировать таким образом, чтобы обеспечить качественный' переход этих знаний'из одного звена обучения в другое; „
3) применительно к академической системе обучения и. воспитания непрерывность, постепенность, поэтапность изучения материала по многим разделам изобразительного4 искусства, основополагающим его понятиям, раскрывающим различные закономерности, например, от «простого» к «сложному», взаимосвязь знаний, умений и навыков, полученных на разных возрастных этапах обучения, являются основополагающими принципами этого процесса;
4) развитие знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты.- процесс трудоемкий как для дошкольников и школьников, так и взрослых. В каждой возрастной группе имеются свои сложности, особенности и своя специфика обучения. Это усугубляется моментом, когда надо учитывать многие особенности и связи с непрерывностью и последовательностью изучения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая зрелым;
5) на основании результатов, полученных при проведении эксперимента, было выяснено, что дети дошкольных учреждений, учащиеся школ, гимназий, лицеев, училищ, колледжей, слушатели подготовительных отделений и студенты художественных вузов не располагали необходимым запасом ; знаний, умений и . навыков по .основам изобразительной грамоты. У подавляющей массы вышеуказанных испытуемых была недостаточно развита зрительная память, мал запас пространственных представлений; почти отсутствовали; навыки, необходимые для? успешной , работы над рисунком? по памяти, по представлению и воображению;, в рисунках многих испытуемых на всех ступенях обучения было отмечено слабое владение своими знаниями, не в должной мере, были развиты; их умения и навыки в изображении объектов действительности: Эти недостатки усугублялись неточностями в передаче пространства^ формы, пропорций; Испытуемые слабо использовали возможности линейного . рисования в* совершенствовании собственных знаний по основам; изобразительной грамоты. В процессе выполнения изображений большинство испытуемых контрольных, групп ограничивалось констатацией самых простых фронтальных положений изображаемых предметов. Во многом это; объясняется;, наличием ' неудачного' прошлого опыта в.рисовании; на уровень, развития знаний, умений и навыков испытуемых всех ступеней оказывали положительное влияние: и специально организованные постановки, упражнения и задания. Использование, специально подобранной наглядности в процессе рисования позволяло активнее формировать четкие, полные представления об объекте изображения. Сопровождение, демонстрации наглядного материала эмоционально-выразительной речью еще в большей степени активизировали формирование представлений о форме, пропорциях. Учащиеся лучше понимали, какие возможности заложены для развития их творческих способностей в линейно-конструктивном рисовании;
8) метод параллельного ведения рисунка и лепки позволял рисующим систематически пополнять свои представления о конструкции, объеме, пластике и пропорциях модели, ее пространственной характеристике, тем самым создавались условия для грамотного изображения модели не только с натуры, но и по представлению. Задания с использованием этого метода целесообразно выполнять на самостоятельных, домашних и контрольных занятиях;
9) выполнение дополнительных упражнений и заданий по овладению учащимися формой, пространством, пропорциями, по освоению изобразительных средств не только активизировало и делало более эффективным процесс овладения основами изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, но содействовало развитию образного мышления учащихся, повышало качество обучения в целом;
10) дошкольники, учащиеся, студенты экспериментальных групп v в большей степени, чем в контрольной, осваивали изобразительную грамоту, убедительно раскрывали ее при выполнении самых разнообразных по содержанию заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволило составить достаточно ясное представление о практическом положении дел по изучению основ изобразительной грамоты в различных системах художественного образования: детских садах, общеобразовательных, художественных и школах искусств, лицеях, колледжах, училищах, художественных и художественно-педагогических высших учебных заведениях. Выяснилось недостаточно последовательное, систематическое и осмысленное изучение основ изобразительной; грамоты на каждом этапе художественного образования и воспитания (детский сад - школа — вузы — послевузовская деятельность).
На наш взгляд, проблема интеграции знаний* основ- изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования актуальна для всей системы художественного образования и воспитания современного человека. Однако, сегодня этот вопрос мало исследован * и- недостаточно изучен. Мы в своем исследовании попытались разработать и экспериментально проверить модель методической системы интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.
Перед нами стояли следующие задачи:
- раскрыть понятия: «интеграция» и «основы изобразительной грамоты»;
- разработать критерии оценки знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования;
- исследовать подходы к интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, существующие в психолого-педагогической и методической литературе;
- научно обосновать наиболее эффективные формы и методы обучения изобразительному искусству, раскрыть взаимодействие между ними, их влияние на интеграцию знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования;
- определить особенности организации изобразительной деятельности на каждой ступени художественного образования с позиций интегративного подхода к проблеме обучения основам изобразительной грамоты;
- определить базовые психолого-педагогические и важнейшие методические аспекты процесса интеграции обучения изобразительной грамоте на каждой ступени непрерывного художественного образования;
- разработать модель методической системы непрерывной 1 художественной подготовки, охватывающую разные возрастные ступени обучения изобразительному искусству;
- экспериментально проверить содержание и методику интегрированного обучения изобразительному искусству в. реальном процессе на каждой ступени художественного образования.
Анализ специальной литературы позволил нам установить, что изобразительная грамота является целостной системой знаний, умений и навыков реалистического изображения. Владение необходимым уровнем изобразительной грамоты является качественным показателем художественного развития личности художника-педагога.
Методика обучения основам изобразительной грамоты рассматривается нами как целостная непрерывная система художественного развития личности, которая включает дошкольное, школьное, дополнительное, вузовское и послевузовское образование. В такой подготовке связывается первоначальная ступень обучения с последующими. Обучение изобразительному искусству выстраивается в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.
Нами было тщательно исследовано художественное наследие великих мастеров прошлого, их методический опыт обучения рисованию. Мы ' проследили основные принципы исторического развития изобразительных знаний, умений и навыков рисующих; проанализировали «научные подходы» к изображению действительности художниками различных времен и народов; рассмотрели преемственность как важнейшую установку в методах обучения основам изобразительного, искусства у опытных мастеров; попытались научно-теоретически осмыслить процесс интегрирования методов обучения рисованию' на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования:
Проведенное экспериментальное исследование позволило:
- выявить объем знаний; умений и навыков по основам, изобразительной грамоты для; каждой ступени непрерывного художественного образования;
- определить качественную сторону знаний, необходимых для. успешного их интегрирования из одной ступени обучения в другую;
- систематизировать в особые группы определенные знания, умения и навыки, способствующие планомерным, качественным, целенаправленным изменениям форм и методов обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования:
В исследовании нами были учтены некоторые применявшиеся ранее методы обучения рисованию;, виды упражнений, наиболее эффективно способствующие интеграции знаний основ изобразительной грамоты на различных ступенях в системе непрерывного художественного образования: Кроме того, используя современные данные методики обучения рисованию,, а также опираясь на материалы предпринятого нами исследования данной проблемы, мы отобрали и систематизировали наиболее эффективные методы, задания, разработали ряд специальных упражнений; направленных; на совершенствование основ изобразительной грамоты при переходе из одной; ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле художественного-образования.
Для оптимизации учебного процесса- были выделены главные факторы и учебные мероприятия для каждой возрастной группы учащихся, важные для успешного осуществления интеграции основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования. К этим факторам* мы отнесли следующие:
- активное изучение теоретических знаний по основам изобразительной грамоты;
- научно обоснованная организация восприятия рисующих;
- использование точных целевых установок преподавателей; направленных на активное освоение основ изобразительной, грамоты;
- активное применение наглядности, лепки, рисования по памяти, представлению;
- употребление правильных научно обоснованных терминов;
- строгое соблюдение последовательного ведения рисунка;
- активное использование на занятиях специальных натурных постановок;
- сохранение устойчивого интереса к изобразительной деятельности;
- наличие сознательного . отношения испытуемых . к работе над рисунками.
С помощью- найденных и апробированных учебных мероприятий была дополнена существующая методика обучения изобразительному искусству на различных ступенях непрерывного художественного образования (главным» образом в интересах совершенствования знаний-по основам изобразительной^ грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования).
В результате экспериментального обучения средний уровень сформированности знаний, умений и навыков по основам' изобразительной' грамоты испытуемых экспериментальных групп разных ступеней обучения^ стал значительно выше, чем у испытуемых контрольных групп. Рисунки испытуемых экспериментальных групп были более правдивы, убедительны, они отличались большей выразительностью, грамотным решением.
Это свидетельствует как о практической пользе названных упражнений, заданий и методов в совершенствовании знаний основ изобразительной грамоты рисующих каждой ступени обучения, так и необходимости активного применения их в процессе непрерывной художественной подготовки молодого человека.
Результаты теоретического исследования решаемой проблемы, и экспериментального обучения испытуемых различных ступеней обучения подтвердили- наши предположения о том, что интеграция знаний в, процессе последовательного и системного обучения'рисованию возможна при условии точного определения и учета уровня знаний по. основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного* образования, на основе постоянного, активного и. целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной' грамоты- учащимися* в конкретной возрастной группе. При этом используются специальные упражнения, задания, методы и целевые установки.
Необходимо и в дальнейшем решать разнообразные задачи, связанные с проблемой интеграции знаний» основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в процессе подготовки учащихся-по рисунку.
Материалы данного исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных, художественных и школах искусств, лицеях, колледжах, училищах, художественных высших учебных заведениях различного профиля), а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для учащихся различных возрастных групп.
Разработанная нами методическая система интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в значительной степени способствует повышению качества подготовки молодого человека и успешно решает проблему интеграции знанийоснов изобразительной грамоты на каждой' ступени непрерывного художественного образования.
Качественно- нового уровня художественного развития личности и соответствующей подготовки художника-педагога, способного к целостному видению явлений1 окружающей действительности и умеющего творчески использовать эти качества в решении тех или иных художественных задач в системе непрерывного художественного образования, можно достигнуть, если:
- на занятиях по рисунку по изучению основ изобразительной грамоты будет введен системный подход (внутренняя взаимосвязь знаний^ как в: рамках одного предмета, так и. в пределах цикла предметов-дошкольного, школьного, дополнительного, вузовского и послевузовского образования);
- будет последовательно осуществляться принцип межпредметных связей (уплотнение информации: во времени; устранение дублирования учебного материала . в различных учебных дисциплинах; преемственность в развитии мышления обучающихся;; систематизация фактов и понятий);
- изучение основ изобразительной грамоты будет рассматриваться как единый исторически развивающийся процесс;
- будет учитываться специфика творческой личности, способность художественного , восприятия'и отражения реальной действительности в изобразительной деятельности: индивидуальность подхода,, позволяющая избежать нивелировки, штампов, отсутствие интереса в процессе обучения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Василевич, Ольга Евгеньевна, 2008 год
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
2. Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. М.-Л., 1948. - Т. I. - С. 342.
3. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве: в 2 т. / под общ. ред. А.Г. Габричевского. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1937. -Т. 2. 790 с.
4. Альберти Леон Батиста. Мастера искусств об искусстве. М., 1965. -Т. 1.-С. 77.
5. Ананьев, Б.Г. Пространственное различие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. - 186 с.
6. Ананьев; Б.Г., Дворяшина, М.О., Кудрявцева, Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. -334 с.
7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие, Благовещенск, 2000. -376 с.
8. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1990. - 338 с.
9. Ахлибининский, Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции // Корольков, А.А. Диалектика как основа интеграции полученных знаний. -Л., 1984.
10. Беда, Г.В. Живопись: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
11. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение,рисование и труд». 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. -239 с.
12. Беляев, Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. -Л., 1962.
13. Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах (теоретико-методологический аспект). -Томск, 1988.-228 с.
14. Бехтерев, В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910. - С. 30.
15. Блонский, П.П. Возрастные особенности детей // В кн.: Избр. пед. произведения. М., 1961.
16. Богатырь, Б.Н. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе / Б.Н. Богатырь, М.А. Гуриев, А. Д. Иванников, М.Б. Игнатьев, B.C. Лобанов, Н.В. Макарова, Л.Г. Осовецкий, Б.Я. Советов, С.А. Чижов. М.: РосНИИСИ, 1993.
17. Болдуин, Д.М. Духовное развитие ребенка. М., 1911. - С. 96-98. )|
18. Бондарева, А.И. Проблема объемно-конструкторского анализа объектов в учебном рисунке: дис. . канд. пед. наук. -М., 1989. — 223 с.
19. Брагина, Д.В. Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией (на материале натюрморт): автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2006. 16 с.
20. Вавилов, С.И. Глаз и Солнце (о свете, солнце и зрении). 7-е изд. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. - 138 с.
21. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 3 т. М.: Искусство, 1956. - Т. 1. - 634 с.
22. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 3 т. М.: Искусство, 1963. - Т. 2. - 891 с.
23. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и-зодчих: в 3 т. — М.: Искусство, 1970. Т. 3. - 827 с.
24. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М., 1963.-91 с.
25. Варнеке, Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918.
26. Венгер, JI.A. Проблемы восприятия в дошкольном детстве // В сб.: Формирование восприятия дошкольника / под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. — М., 1968.
27. Веросотская, К.И. Зрительное восприятие изображений предметов // В сб.: Восприятие и воображение (экспериментальные исследования): сб; науч. трудов/ под ред. Е.И; Игнатьева. —М;: МГПИ; 1963. G. 93-123.
28. Виноградова; Г.Г. Обучение детей младшего школьного- возраста рисованию предмета с натуры с одной (фиксированной); точки: зрения // Учен. зап. МГПИ им. В :И. Ленина. 1967. — № 295.
29. Виппер; Б.В: Статьи об искусстве.-М.: Искусство, 1970;— 591 с.
30. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. -М., 1973.
31. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.
32. Волков, Н.Н. Композиция живописи. — М.: Искусство, 1977. 263 с.
33. Восприятие и действие / под ред. А.В. Запорожца.- М., 1966.-324 с. .
34. Всеобщая история искусств. М., 1956. - Т. I.
35. Выготский, Л.С. Педагогическая психология.-М., 1987.
36. Галкина, О.И. Начальное обучение и- формирование у детей пространственных представлений // В: сб.: Проблемы обучения и. воспитания в начальной школе / под ред. Б.Г. Ананьева и А.И. Сорокиной.-М., 1960.
37. Галкина, О.И. Обучение рисованию в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
38. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей; в начальной школе.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-99 с.
39. Генике, Е.А., Чапко, Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе) // География в школе. 1994.- №3.- С. 40-43. .
40. Горощенко, Г.Т. Основные законы композиции в изобразительномискусстве. -М., 1961.-С. 10.
41. Грегори, P.JI. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия: пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. - 291 с.
42. Грегори, P.JL Разумный глаз: пер. с англ. М.: Мир, 1972. - 209 с.
43. Дворжак, М. Очерки по искусству средневековья. Д.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. - 270 с.
44. Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. -М.: АХ СССР, 1960. 279 е.: ил.
45. Детская психология: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.
46. Доронова, Т.Н., Якобсон, С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа): кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1992. 143 с.
47. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты. JI.-M., 1957. - Т. 1. - 226 с.
48. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты. — JI.-M., 1957. — Т. 2. — 253 с.
49. Елинек, Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. -Прага: Артия, 1982. 719 с.
50. Жаксыбергенов, А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека: дис. . канд. пед. наук. -М., 1985.-164 с.
51. Жемчужников, JI.M. Мои воспоминания из прошлого. 1828-1852. М., 1926.- 168 с.
52. Загвязинский, В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Советская педагогика. 1984. - № 12. - С. 45-50.
53. Заззо, Р. Стадии психического развития ребенка // В кн.: Развитие ребенка. М., 1968.
54. Запорожец, А.В., Венгер, JI.A., Зинченко, В.П., Рузская, А.Г., Ломов, Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков. М., 1959.
55. Заречный, А.В. Подготовка учителя к интегративному обучению. — Липецк, 2002.
56. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: дис. . канд. пед. наук. М., 1980.- 188 с.
57. Зинченко, В.П., Стасевич, В.Н. Творчество в учебном рисунке: учеб. пособие. Ростов на / Д, 1989. - 53 с.
58. Ивахнова, Л.А. Методические основы конструирования содержания учебного предмета. Алматы: Изд-во АТУ им. Абая, 1998. - 90 с.
59. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. -208 с.
60. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // В кн.: Психологические исследования представления и воображения. -М.: Известия АПН РСФСР, 1956.-Вып. 76.
61. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1959.-180 с.
62. Игнатьев, Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // В кн.: Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образов: сб. науч. тр. М.: Ин-т психологии АПН РСФСР, 1954. - С. 105-116.
63. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми / под ред. Г.В. Лабунской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 88 с.
64. Иконников, А.И. Обучение объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов: дис. канд. пед. наук. -М., 1990. 175 с.
65. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. трудов // под ред. Н.К. Чапаева. Свердловск, 1991. - 183 с.
66. Интеграция современных научных знаний.—Киев, 1984.
67. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование пространственных представлений в процессе усвоения учащимися проекционного черчения. М.: Известия АПН РСФСР, 1956.- Вып. 65.
68. Кабанова-Меллер, Е.Н; Психология формирования знания и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376 с.
69. Казакова, T.F. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. - 112 с.
70. Кардовский, Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М-., 1960. - С. 269.
71. Киреенко, В .И. Наблюдение над использованием горизонтами, и вертикали // сб.: «Психология рисунка и живописи». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. ;;
72. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
73. Кнёбель, М.О. О том, что мне кажется особенно важным. Статьи. Очерки. Портреты. М.: Искусство, 1971. - 95 с.
74. Козляков, А.Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке: дис. . канд. иед. наук. М., 1985. - 225 с.
75. Комарова, Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1979. -35 с. / '
76. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: кн. для воспитателя детского сада. 3-е изд:, перераб. и; доп. - М.: Просвещение,. 1991. - 176 с.81.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.