Идивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Станжевский, Федор Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Станжевский, Федор Алексеевич
Оглавление
1. Индивидуализм в современной философии сознания
1.1 Антропология индивидуализма
1.2 Становление философии индивидуализма
1.3 Индивидуализм в современной философии сознания
1.3.1 Узкое содержание сознания
1.3.2 Индивидуалистические основания современного физикализма и функционализма
1.3.3 Индивидуалистический характер вычислительной теории сознания
1.3.4 Репрезентационизм и индивидуализм в философии сознания
1.3.5. Индивидуалистическая интерпретация каузальности
2. Холистическая супервентность психологических (ментальных) состояний
2.1. Экстернализм относительно ментальных состояний в контексте прагматизма Дж. Дьюи
2.1.1 Недискретность ментальных состояний
2.1.2 Реляционность ментальных состояний. Коммуникация как медиатор ментальных состояний
2.1.3. Философия Дьюи в контексте вопроса о локализации ментальных состояний
2.2. Экстерналистская трактовка природы ментальных состояний
2.2.1 Общая характеристика экстернализма относительно ментальных состояний
2.2.2. Мыслительные эксперименты Хилэри Патнэма и Тайлера Берджа
2.2.3. Реализация ментальных состояний
2.3. Экстернализм относительно носителей ментальных состояний
2.3.1. Активный экстернализм
2.3.2 Экологическая психология
2.3.3 Сенсомоторная теория в контексте экстернализма носителей
2.4. Динамическая картина ментальных состояний
2.4.1 Общие понятия теории динамических систем. Применение теории динамических систем к проблематике сознания
2.4.2. Ментальные состояния как траектории в пространстве состояний системы
2.4.3. Сознание как эмергентное свойство взаимодействия между мозгом, телом и средой
3. Ментальные состояния в контексте интерсубъективности и интеробъективности
3.1. Интерсубъективная природа ментальных состояний
3.1.1. Первичная интерсубъективность
3.1.2. Совместное внимание
3.1.3. Философские аспекты совместного внимания
3.2. Интеробъективность. Проблема конституирующего значения материальной культуры для сознания
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Феноменальная природа сознания (проблема натуралистического объяснения сознания)2016 год, доктор наук Иванов Дмитрий Валерьевич
Опыт концептуализации модели человека в когнитивной науке2019 год, кандидат наук Мусс Александр Игоревич
Взаимосвязь языка и сознания в философии XIX-XX веков: Методол. анализ основных направлений исслед.1998 год, доктор философских наук Портнов, Александр Николаевич
Феномен надындивидуальной памяти: стратегии концептуализации и онтологический статус2010 год, доктор философских наук Макаров, Андрей Иванович
Философско-антропологическое исследование связи сознания и тела в театральном действе2023 год, кандидат наук Синицына Тамара Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идивидуализм в философии сознания и неиндивидуалистические концепции ментального состояния»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования связана с несколькими факторами. Во-первых, за последние десятилетия ускоренное развитие получили науки о сознании, когнитивные науки, а значит, философский интерес к этим наукам вполне закономерен. Во-вторых, научно-исследовательские программы в этих науках основываются на определенной философской аксиоматике, то есть исходят из философских предпосылок. Однако в ряде случаев можно утверждать, что ученые не обладают ясным видением философских посылок, направляющих их исследования. Философские допущения принимаются подчас некритично, как данность, и не подвергаются рефлексии на предмет своей обоснованности и своих исторических корней. Задача философа заключается в том, чтобы вскрыть подспудные антропологические и онтологические допущения когнитивных наук, показать их исторические корни и продемонстрировать тот факт, что безальтернативность этих допущений является на самом деле лишь видимостью. С другой стороны, необходимо показать альтернативные философские основания для наук о сознании.
В частности, за последние десятилетия получили распространение теории индивидуалистского и нативистского толка. Примером такой теории может быть генеративная лингвистика Н. Хомского, объясняющая сложность языка внутренней сложностью индивидуального сознания, в структуру которого входят врожденные принципы порождения грамматики. Таким образом, преобладающая каузальная роль принадлежит индивиду, а внешняя среда служит лишь пусковым механизмом. В качестве моделей подобные теории могут быть успешны, приводя к обогащающим науку результатам. Однако теории этого типа обнаруживают тенденцию превращаться из локальных моделей в глобальные парадигмы исследования. Так, нативистские теории языка распространились на сознание и культуру. С антропологической точки зрения, это приводит к нежелательным следствиям; в частности, культура начинает пониматься исключительно исходя из индивида и встроенных в него когнитивных программ. Так понимаемая культура может быть творением человека, но сама, в свою очередь, не может иметь обратного воздействия на индивидов: здесь прослеживается однонаправленная причинная связь от индивидов к культуре.
Другое проявление индивидуалистического подхода - это когнитивизм как доминирующая исследовательская программм в когнитивных науках. Когнитивизм основан на идее о том, что «внутреннее» сознание представляет или репрезентирует «внешний мир» при
помощи вычислительного языка. Взаимодействие с миром опосредуется репрезентациями, а мозг как носитель сознания понимается как устройство по обработке информации. В такой концепции сознание вообще перестает быть антропологическим вопросом, поскольку интерпретируется в отрыве от более целостного понимания человека и его связи с миром и культурой. В свою очередь, нейроцентризм, основанный на идее идентичности сознания и мозга, сводит все многообразие феномена сознания к функционированию отдельного мозга. В этом случае культура как утрачивает характер самостоятельного феномена и сводится к битам информации, вписанным в нервную ткань мозга отдельного индивида.
За всеми этими концепциями стоит вполне определенная антропологическая аксиоматика, основанная на идеологии индивидуализма. Своими историко-социальными корнями она уходит в социальные практики начала Нового Времени (в частности, Реформации, особенно кальвинистской). В свою очередь, философское обоснование эта доктрина получила в мысли Декарта и Локка, а также, отчасти - Лейбница. Эта концепция до сих пор оказывает сильное влияние и подспудно руководит многими исследователями и научными программами в русле когнитивных наук. Она сужает кругозор когнитивных наук, а в некоторых вопросах даже искажает понимание действительного функционирования мозга и сознания. Поэтому необходимо найти альтернативные антропологические основания для наук о сознании, согласно которым человек понимается не как индивид, отделенный от мира, а как субъект отношений, неразрывно связанный со средой. Эту философскую антропологию формально и обобщенно можно назвать холистической или же реляционной.
Актуальности темы исследования относится также к проблематике терминологии. Одним из базовых терминов когнитивных наук и аналитической философии сознания является термин «ментальное состояние», то есть психологическое состояние человека. Однако по большей части ментальное состояние понимается сквозь призму индивидуализма, атомизма и механицизма. Тем не менее, совершенный отказ от термина «ментальное состояние» означал бы отказ от всякого общего языка между холистической и индивидуалистической парадигмами. Это, в свою очередь, означало бы чрезмерно радикальное утверждение об однозначной истинности холистической антропологической парадигмы и о ложности индивидуалистической. Отношение между парадигмами определялось бы тогда как несоизмеримость, что исключало бы всякую возможность диалога. В действительности речь идет не об элиминации индивидуалистической парадигмы, а о ее дополнении. Поэтому термин «ментальное состояние» нужно эксплицировать, наполнив его новыми смыслами и понимая его реляционно, недискретно и не-механистически. Тогда открывается возможность для переговоров и дебатов между обеими антропологическими концепциями и вдохновляемыми ими исследовательскими программами.
Степень разработанности проблемы. В истории философии апогеем неиндивидуалистической традиции стала, несомненно, философия Гегеля1, которая оказала воздействие на столь разные философские программы, как марксизм и прагматизм. Марксистская философия нашла свой отзвук в холистической, неиндивидуалистической концепции сознания, разрабатываемой в великой традиции советской физиологии и психологии. В этой концепции подчеркивалась неразрывная связь сознания со средой, а также деятельностный характер сознания. Следует упомянуть работы Н. А. Бернштейна2 с его идеей рефлекторного кольца, труды Л. С. Выготского3 с его концепции мысли как интериоризированной внешней речи, а также труды П. К. Анохина4 и его концепцию функциональной системы и ряд других исследователей. Важно также отметить, что одно из фундаментальных понятий не-индивидуалистической концепции сознания - понятие обратной связи - родилось еще в дореволюционной России в трудах И. М. Сеченова5.
В западно-европейской феноменологии следует отметить работы М. Мерло-Понти6, в которых приобрела научную трактовку проблематика бытия-в-мире, в частности - телесное измерение бытия-в-мире. Что касается изначальной интерсубъективности сознания, то эта тема прослеживается также в мысли М. Шелера7. В англосаксонской традиции пионерами неиндивидуалистического понимания сознания стали представители философии прагматизма; своей кульминации эта традиция достигла в работах Дж. Дьюи8 и Дж. Г. Мида9. Несмотря на то, что прагматизм был практически полностью вытеснен аналитической философией, за последние полтора десятилетия можно отметить ренессанс прагматизма и даже зарождение прагматистской исследовательской программы в когнитивных науках - нейропрагматизма (в частности, работы Дж. Р Шука (J. R. Shook) и Тибора Солимози (T. Solymosi)10. Важно отметить, что не-индивидуалистическая концепция сознания прослеживается у позднего Витгенштейна - в частности, в аргументе против личного языка и в идее о языковой игре как форме жизни.
Концепция энактивизма, основанная на представлении о воплощенном и деятельном сознании, динамически взаимодействующем со средой, разрабатывалась в трудах Ф. Варелы, С.
1 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г. Шпета. - Академический проект, 2008ю - 767 с.
2 Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: «Наука», 1990. - 494 c.
3 Выготский Л. С. Сочинения в шести томах. - Т. 2. - Москва: Педагогика, 1982.
4 Анохин П. К., Философские аспекты функциональной системы, Москва, «Наука», 1978. - 400 c.
5 Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Изд-во полит. Литературыб 1947. - 645 с.
6 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - Наука; Ювента, 1999. - 608 с.
7 Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie. Bern, 1973. - 375 s.
8 Dewey J. Experience and Nature. New York: Dover Publications, 1925. - 443 p.
9 Mead G. H. Mind, Self and Society. - The University of Chicago Press, 1972. - 440 p.
10 157. Solymosi T., Shook J. Neuropragmatism: A Neurophilosophical Manifesto // European Journal of Pragmatism and American Philosophy. - 2009. - vol. 1. P. 212-234.
Херли11, Э. Томпсона12, Ш. Галлагера13, А. Ноэ14, Д. Хатто15, Э. Чемеро16, Э. Ди Паоло, Х. Де Джегер17 и ряда других исследователей. Необходимо отметить историческую роль кибернетики второго порядка в становлении философии и научно-исследовательской программы энактивизма. Что касается синергетической концепции сознания, то тут наряду с более молодыми авторами (например, М. Спайви18) необходимо отметить такие авторитеты, как Дж. Скотт Келсо19. В отечественной традиции исследования синергетики и энактивизма ведутся, в частности, таким крупным специалистом, как Е. Н. Князева20.
Цель работы и задачи исследования. Цель работы состоит в раскрытии историко-философских корней и понятийной структуры современной индивидуалистической антропологии и философии сознания, а также в представлении альтернативной, реляционно-холистической концепции сознания, опираясь на базовое понятие ментального состояния. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Показать вклад антропологии в науки о сознании. В частности, показать, что науки о сознании исходят из антропологических предпосылок, среди которых -антропологический индивидуализм.
2. Показать роль философской антропологии в демонстрации культурной определенности сознания, которая зачастую не учитывается в когнитивных науках.
3. Показать, что если антропологическое понимание направляет научное и аналитическое объяснение, то последнее, в свою очередь, конкретизирует и продвигает вперед антропологическое понимание. Примером может служить анализ ментального состояния как элемента структуры сознания.
4. Исследовать историко-философские корни индивидуалистической философской антропологии.
5. Представить понятийную структуру и основные положения современной индивидуалистической философии сознания.
6. Дать анализ понятия «ментальное состояние» в контексте индивидуалистической парадигмы.
11 Hurley S. Consciousness in Action. - Harvard University Press, 1998. - 507 p.
12 166. Thompson E. Mind in Life: Biology, Phenomenology, and the Sciences of Mind. - Harvard University Press, 2010. - 568 p.
13 Gallagher, S., How the Body Shapes the Mind. New York: Oxford University Press, 2005. - 284 p.
14 Noe A., Out of Our Heads: Why You Are Not Your Brain, and Other Lessons from the Biology of Consciousness. - New York: Hill and Wang, 2010. - 213 p.
15 Hutto D. Myin E. Radicalizing Enactivism: Basic Minds without Content. - MIT Press, 2013. - 233 p.
16 Chemero A. Radical Embodied Cognitive Science. - MIT Press, 2009. - 251 p.
17 De Jaegher, H., & Di Paolo, E. Participatory Sense-Making: An enactive approach to social cognition // Phenomenology and the Cognitive Sciences. - 2007. - Vol. 6, Issue 4. P. 485-507.
18 Spivey M., The Continuity of Mind. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 448 p.
19 Kelso J. S. Dynamic patterns: the self-organization of brain and behavior. - MIT, 1995. - 341 p.
20Князева Е. Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.: «Humanitas», 2014. - 352 с.
7. Представить не-индивидуалистические течения в современной аналитической философии, в частности экстернализм относительно содержания сознания и экстернализма носителей сознания.
8. Определить концепцию холистической или реляционной супервентности ментальных состояний.
9. Установить возможность использования ресурсов экологической психологии для обоснования неиндивидуалистического понимания ментального состояния.
10. Раскрыть недискретную концепцию ментальных состояний как аттракторов в пространстве состояний системы сознания или шире - системы организм-среда.
11. Представить триадическую обусловленность сознания структурой я-другой-мир, являющейся базой реляционной супервентности сознания и условием возможности формирования сознания культурой, в частности - материальной культурой.
Объект исследования: индивидуалистическая философская антропология и альтернативные, реляционные или холистические концепции человека и сознания.
Предмет исследования: индивидуализм относительно ментальных состояний и холистические способы понимания ментального состояния
Методы исследования. Вопрос сознания вообще и, в частности, ментального состояния принадлежит к междисциплинарному кругу проблем. Отсюда многообразие методов исследования этого вопроса. В исследовании применяется метод исторического анализа социальной и исторической обусловленности индивидуализма. Кроме того, по отношению к основополагающим историко-философским текстам применяется метод герменевтического прочтения. Более того, исследование в целом является иллюстрацией герменевтического круга между философско-антропологическим пониманием и научным объяснением. Применительно к основным понятиям индивидуализма и экстернализма используется метод понятийного анализа аналитической философии. В контексте вопроса о динамической связи организма со средой и о сознании как системе применяется метод диалектики - в той мере, в которой система предполагает взаимную связь между частью и целым. Идея круговой связи является одним из центральных понятий исследования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1) Философская антропология показывает, что аналитическая философия сознания и науки о сознании основываются на определенных антропологических предпосылках, нуждающихся в экспликации. Одна из таких предпосылок - антропологический
индивидуализм, сложившийся в Новое время, отчасти под влиянием Реформации.
8
Кроме того, вклад антропологии в аналитическую философию сознания состоит в демонстрации того факта, что сознание не функционирует в культурном вакууме; напротив, культура имеет существенное влияние на формирование сознания.
2) В свою очередь, философия сознания предлагает философской антропологии структурированную концепцию сознания, причем основным элементом данной структуры является ментальное состояние. Антропология и науки о сознании, включая философию сознания, конституируют герменевтический круг, в котором антропологическое понимание и аналитическое объяснение мотивируют друг друга. Понимание направляет объяснение, а объяснение продвигает понимание вперед.
3) Индивидуалистский подход к сознанию, основанный на антропологии индивидуализма, не охватывает всех феноменов жизни сознания и типов психологических (ментальных) состояний.
4) Некоторые ментальные состояния реализуются в системе, более широкой, чем отдельный индивид; речь идет о постулате холистической супервентности ментальных состояний.
5) Ментальные состояния являются динамическими процессами - траекториями в пространстве состояний сознания. Для ряда ментальных состояний существенна динамика обратной связи между восприятием и действием. Эта динамика не позволяет строго отделить «внутренние» аспекты ментального процесса от «внешних» факторов.
6) Триадическая структура Я-Другой-предмет в мире является условием возможности ряда психологических (ментальных) состояний, а также онтологическим основанием конститутивной роли материальной культуры для человеческого сознания.
Научная новизна.
Новизна исследования заключается в следующих положениях:
1) Показано, что в основании современных наук о сознании лежат философско-антропологические предпосылки, имеющие историко-философскую подоплеку; отказ от экспликации этих предпосылок равнозначен некритичному принятию допущений в качестве данности
2) Показано, что историко-философским основанием для холистической концепции сознания может служить не только феноменология Хайдеггера и Мерло-Понти, но и философия прагматизма.
3) Введено понятие холистической супервентности ментальных состояний; термин «холистическая супервентность» ранее применялся к проблематике социальной онтологии.
4) Установлена связь между разными современными не-индивидуалистическими подходами к сознанию: экстернализм, энактивизм, экологическая психология и синергетика или теория динамических систем. Показано, что по отдельности эти подходы имеют свои ограничения, и наиболее продуктивной оказывается связь между энактивизмом, экологической психологией и синергетикой.
5) Предпринята попытка семантической трансформации понятия «ментальное состояние». Показано, что термин «ментальное состояние» можно употреблять в реляционном, недискретном, немеханистическом смысле.
6) Показано, что если индивидуализм «тотален», то есть настаивает только на одном способе исследования сознания, то холистическая концепция сознания плюралистична и, в частности, допускает ограниченную применимость индивидуалистических методов исследования. Это означает, что «ментальное состояние» в индивидуалистическом смысле может быть частным случаем более общего холистического употребления этого термина.
7) Установлена обратная связь между холистически понимаемым «ментальным состоянием» и более широкой философско-антропологической концепцией. Последняя, с одной стороны, направляет в определенное русло понимание сознания в целом и, в частности, ментального состояния. С другой стороны, детализированная картина ментального состояния продвигает вперед и наполняет новыми смыслами общую антропологическую картину.
8) Введен в научный оборот ряд англо- и франко-язычных источников, не переведенных на русский язык.
Значимость полученных результатов для теории и практики. В работе определены теоретические рамки не-индивидуалистической концепции сознания и, в частности -ментального состояния. Полученные результаты не являются исчерпывающими; тем не менее, они могут послужить в качестве реперной точки при разработке теории сознания. Данное исследование может быть использовано для дальнейшего, более глубокого исследования сознания. Кроме того, полученные результаты подтверждают необходимость философской рефлексии для когнитивных наук и являются аргументом в пользу взаимодействия между науками и философией. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в
преподавательской деятельности, в том числе при разработке курсов истории философии, философской антропологии, философии сознания.
Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на различных отечественных и международных конференциях и в виде статей, опубликованных в научных рецензируемых журналах.
В частности, был прочитан доклад на тему «Актуальность прагматизма для когнитивной науки» на международной конференции «Единство сознания. Феноменологический и когнитивный аспекты», 28-30 августа 2014 г., СПбГУ. Кроме того, был прочитан доклад «К натуралистическим основам самосознания» на международной конференции «Натуралистические концепции сознания», 24-25 мая 2013 г., СПбГУ. Был опубликован ряд статей, в частности:
Станжевский Ф. А. К «прагматической» и интерактивной парадигме исследования интерсубъективности // Эпистемология и философия науки.-2015.- Т. 44 № 2. С. 90-104. Станжевский Ф. А. К историческим истокам очевидности индивидуализма // Horizon. Феноменологические исследования. - 2015. - Т. 4. № 1. С. 38-69.
Станжевский Ф. А. Применение технологий нейровизуализации в исследовании социального сознания // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. - 2014. - № 18. C. 113124.
Станжевский Ф. А. Микроуровень социального взаимодействия в контексте методологического индивидуализма // Этносоциум. - 2016. - 97 № 7.
1. Индивидуализм в современной философии сознания
Первая глава настоящей диссертации посвящена попытке раскрыть основные характеристики индивидуализма в философии сознания. В этой области проблематика индивидуализма пересекается с проблематикой ментальных состояний. В самом деле, индивидуализм в философии сознания утверждает, что ментальные состояния либо сводятся к физическим состояниям отдельного индивида (например, состояниям мозга), либо онтологически зависят только от внутренних его состояний. Среда может иметь внешнее каузальное воздействие, но не определяет саму природу сознания, в частности -интенциональных ментальных состояний.
Термин «ментальное состояние» можно предварительно определить как элемент потока сознания, который можно интроспективно выделить среди других его элементов21. Так, чувство боли, зрительное восприятие чего-либо, убеждение, надежда и др. являются примерами разных типов ментальных состояний. Одним из основных вопросов аналитической философии сознания является вопрос о природе и свойствах ментальных состояний, а также о том, каким образом они взаимодействуют друг с другом, образуя единство сознания. В терминах ментальных состояний главный вопрос философии сознания - психофизическая проблема -заключается в вопросе о соотношении между ментальными состояниями индивида и физическими состояниями и процессами.
Индивидуализм сводит это соотношение к границам отдельного индивида; таким образом, с точки зрения этого направления, физические состояния индивида достаточны для прояснения проблематики сознания. Самым ярким примером индивидуализма в теории сознания является нейроцетризм или теория идентичности мозга и сознания, согласно которой все многообразие проблематики сознания сводится к проблеме индивидуального мозга. Механизмы внутри отдельно взятого мозга призваны прояснить происхождение и природу сознания. При этом сознательный опыт может пониматься лишь в качестве косвенного продукта активности мозга. Данная теория изолирует мозг как от тела, так и от окружающего мира. В результате сознание и мир отделяются друг от друга, и мир становится внешним по отношению к сознанию. Внешний мир отражается сознанием как система репрезентаций «внутри» сознания, идентичного мозгу. Проблема понимания другого сознания решается также путем внутренних репрезентаций ментальных состояний другого человека. Индивидуализм в философии сознания устанавливает водораздел между индивидами. В результате схватывание ментальных состояний другого человека основано не на реальном взаимодействии между
21 Можно ставить вопрос о неосознанных ментальных состояниях (например, подпороговое восприятие) или о нерефлексивных ментальных состояниях (например, восприятие шума моря как фона).
людьми, а на внутреннем процессе моделирования, происходящем сугубо в индивидуальном мозге22. Сами ментальные состояния индивида понимаются атомарно, они теряют динамический характер. Ментальные состояния сводятся к отдельным состояниям мозга, и находятся с последними в соответствии один-к-одному. С антропологической точки зрения важно отметить, что культура в этом контексте может пониматься лишь как биты информации, встроенной в нервную ткань мозга, своего рода интернализованный код. В лучшем случае культура представляет собой ряд стимулов, которые онтологически не определяют саму структуру мозга-сознания.
Другой пример индивидуализма - это различные теории нативистского толка, акцентирующие врожденные способности индивидов и сводящие роль среды всего лишь к «пусковому механизму» программы, встроенной в индивида. Ярким примером такой теории является генеративная грамматика Н. Хомского. Эта теория констатирует сложность языковых структур и вместе с тем постулирует «бедность внешнего стимула». Таким образом, сложность языка (синтаксическая, фонологическая и т. д.) не может объясняться недостаточной внешней стимуляцией, а значит, принципы построения грамматики должны быть врожденными индивиду. Сложность языка объясняется сложностью внутреннего устройства сознания. При этом Хомский распространяет этот принцип на исследование сознания и поведения: главные свойства когнитивных систем имеют врожденную природу; сознание развивается наподобие эмбриона, под руководством внутренней программы23.
Нативистские теории постулируют тезис о сложности внутреннего строения индивида, то есть структур и процессов, имманентных индивиду. Внутренние процессы имеют запрограммированную специализацию, сложную структуру и преобладающую каузальную силу. При этом процессы и структуры, внеположные индивиду, играют лишь вторичную каузальную роль. Таким образом, при объяснении ментальных феноменов можно абстрагироваться от внешней среды, взять ее в скобки: все существенные структуры сознания запрограммированы внутри индивида и объясняются системой «жесткого наследования».
Следует согласиться с утверждением о том, что ученые нативистского толка «сосредоточилось только на изучении индивидуальной («внутренней») способности к языку, в широком и узком смысле, и исключили из рассмотрения язык как «внешнюю» знаковую, социокультурную систему, основанную на правилах и традициях»24. Обобщая это утверждение, можно сказать, что индивидуализм нативисткого толка не воспринимает культуру как определяющий фактор развития индивида. Напротив, культурные универсалии сами выводятся
22 См. Fuchs Th. The Brain - a mediating organ // Journal of Consciousness Studies. - 2011. - V. 18, Issue 7-8. P. 197.
23 Wilson R. Boundaries of the Mind. The Individual in the Fragile Sciences. - Cambridge University Press, 2004. P. 52.
24 Данилова М. А., Суховерхов А. В. Биологические и социальные основы эволюции языка и коммуникации: современные дискуссии // Вопросы философии. - 2015. - №. 12. С. 77-87.
из внутренних сложных когнитивных программ, встроенных в индивидуальное сознание. Внешняя среда объясняет лишь незначительные вариативные отклонения, сердцевина же культуры объясняется через внутреннее устройство индивида. Нативистские теории сводят культуру к действиям и мыслям отдельных индивидов: так, в социобиологии культура зачастую понимается как сумма поведения индивидов, а в эволюционной психологии - как сумма
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Модель картезианского знания о себе и её критика в англоязычной аналитической философии XX–XXI века2021 год, кандидат наук Козырева Ольга Александровна
Трансцендентальные и натуралистические концепции сознания в современной феноменологии: возможность интеграции2019 год, кандидат наук Мирошниченко Максим Дмитриевич
Пантеистическая онтология и индивидуалистическая этика Б. Спинозы2019 год, кандидат наук Седыченко Татьяна Юрьевна
Психофизическая проблема в методологии когнитивизма2005 год, кандидат философских наук Давыдов, Всеволод Викторович
Смысловой универсум образования в перспективе философской антропологии2019 год, доктор наук Волкова Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Станжевский, Федор Алексеевич, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П. К., Философские аспекты функциональной системы, Москва, «Наука», 1978. - 400 с.
2. Акиндинова Т. А. Отзвук Реформации в культуре Петербурга и ее социально-политический резонанс // Проблема «Другого голоса» в языке, литературе и культуре. Материалы IV международной конференции. СПб., 2003.
3. Артеменко Н. А. На пути к «Бытию и времени». - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012. - 128 с.
4. Батаева Л.А., Олейник О.А. - "Трудные проблемы" аналитической философии сознания // Вопросы философии. - 2011. - Выпуск 12. - С. 129-139.
5. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: «Наука», 1990. - 494 с.
6. Бескова И.А. Сознание: перцептивное, высокоуровневое, глубинное // Философия науки. - 2010. - №15. - М.:. С.214-233.
7. Блохина Н.А. , Метафизический смысл понятия супервентности в аналитической философии сознания // Российский научный журнал. - 2013. - № 7. С. 91-103.
8. Борисов Е. В. Основные черты постметафизической онтологии. - Томск: издательство ТГУ, 2009. - 120 с.
9. Борисов О.С. Виртуальная стратегия гуманитарного знания. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Серия "Symposium", Выпуск 12.
/ К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы еждународной
164
научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург : 2001. С.31.
10. Быданов В. Е. Современная гносеология и ненаучные формы знания // Научно-технический вестник ИТМО. - 2004. - выпуск 1(12).
11. Быстров, В. Ю. Традиция как социокультурный феномен. - Великий Новгород, 2001.
- 300 с.
12. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. - 2006.
- выпуск 1 М.: г. С. - С. 67-79.
13. Васильев В.В. О прогрессе в философии сознания за последние 50 лет // Историко-философский альманах. - 2010. - Выпуск 3. С. 265-268.
14. Васильев В. В. - Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии. М.: УРСС, 2014. — 240 с
15. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. - М: Прогресс-Традиция, 2009. - 272 с.
16. Вебер М., Протестантская этика и дух капитализма, Москва, 2003. - 352 С.
17. Винник Д. В., Качественные и интенциональные ментальные состояния. Проблема редукции. Вестник ТГУ. - 2010. - т. 4 №12. С. 15-29.
18. Винник Д. В. Сознание за пределами мозга: Истоки аргументации радикального экстернализма // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 2.
- С. 125-136.
19. Гаспаров И.Г. «Расщепленный мозг» и проблема единства сознания // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения. Материалы Международной научной конференции (6-7 ноября 2009 г.) - М.: Современные тетради, 2009. - С. 70-75.
20. Декарт, Р. Собрания сочинений в 2 т. - т. 1. - Москва: Мысль, 1989. 549 с.
21. Дубровский Д. И. Интерсубъективность в научном и массовом сознании // Интерсубъективность в науке и философии. Отв.ред. Н. М. Смирнова. - М.: Канон+, 2013. С. 303-225.
22. Дубровский Д.И. Субъективная реальность и мозг: опыт теоретического решения проблемы // Вестник Российской академии наук. - 2013. С. 45-57.
23. Евлампиев И.И. Два измерения интерпретации // Метафизические исследования. -1997. - № 1. - Издательство СПбГУ. С.138.
24. Емельянов В. В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса // Вопросы философии, 2009. — № 9. — С. 153—163.
25. Колесников А.С. Проблема субъективности в аналитической философии // Формы субъективности в философской культуре XX века. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C.52-61.
26. Конашев М. Б. Эволюционная теория и методология исследования современных цивилизационных процессов // Российское общество в современных цивилизационных процессах / Под ред. В.В. Якозловского, Р.Г. Браславского. СПб.: Интерсоцис, 2010. С. 57-60
27. Георг Зиммель. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. - Москва, 1996. - 596 с.
28. Иванов Д.И. Природа феноменального сознания. - М.: Либроком, 2013. - 240 с.
29. Карпухин, Сергей Васильевич. Социальная ответственность личности как философская проблема. - СПб. : Ступени, 1999. - 168 с.;
30. Князева Е.Н., Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии, в: Вопросы философии N 10, 2013, сс. 91-104.
31. Князева Е. Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.: «Humanitas», 2014. - 352 с.
32. Кошина A.A. Эмерджентность как объяснительный принцип в современной аналитической философии // Труды аспирантов и соискателей ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2013.
33. Кузнецов А. В. Что такое супервентность? // Философия сознания. Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения. Материалы Международной научной конференции. — Современные тетради М, 2009. — С.165-170.
34. Лаврухин А. В. К вопросу об онтологическом измерении герменевтического анализа языка // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. - 2012. - № 13. С. 55-62.
35. Латур Б. Об интеробъективности // Социологическое обозрение. - 2007. - Том 6, № 2. C. 79 - 96.
36. Левин С. М. Коллективное сознание и десубстантивация ментального // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. - 2015. - № 18. С. 142-156.
37. Левин С. М., Гаспаров И. Г. Современная аналитическая философия сознания: вызовы и решения // Эпистемология и философия науки. - 2015. - № 2. С. 5-19.
38. Левин С. М. Феноменальные качества как реляционные свойства // Эпистемология и философия науки. - 2015.- № 2. С. 41-46.
39. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении, Москва: Мысль, 1985.
40. Лузина Т. И., Спивак В. И. Наука как предмет познания в философии первого позитивизма // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - т. 2, № 3. С. 48-56.
41. Марков Б.В. От опыта сознания к опыту бытия // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. - Санкт-Петербург: 1999. C.182.
42. Марков Б. В. Бергсон и современная философия сознания // А. Бергсон: pro et contra. под ред. Евлампиева И. И. . — СПб.: РХГА, 2015. — С. 773-788.
43. Марков Б. В., Философская антропология. Очерки истории и теории. Санкт-Петербург. 1997. - 364 с.
44. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия— СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 608 с.
45. Нагель Т. Каково это быть летучей мышью? // Глаз Разума под ред. Д. Деннет, Д. Хофштадтер, Самара, 2003. С. 349 - 360.
46. Нагуманова С.Ф. Может ли репрезентационализм решить трудную проблему сознания? // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения. Материалы международной научной конференции. - М.: 2009. С. 190-195.
47. Наумова Е. И. Психоанализ и диалектика. Негативные практики освобождения. Берлин: Lambert, 2011. - 218 с.
48. Ноговицин О. Н. Социологическая критика экономического разума: текст лекции. - СПб.: ГУАП, 2007. - 40 с.
49. Паткуль А.Б. Неявные условия современной онтологии // Эпистемы. Выпуск 8. -Екатеринбург: Издательский дом "Ажур", 2013. С. 4 -20.
50. Печенина О. В. Формирование информационной культуры личности в условиях современной медиасреды // Материалы конференции "Патриотизм - основа единства российского общества", 12-13 февраля 2014. / Отв. ред. В.Е. Быданов. Изд-во СПбГТИ (ТУ), 2014. С. 106 - 111.
51. Прокопьев А. Ю. Германия в конце XVI - XVII веке / Прокопьев Андрей Юрьевич // Всемирная история. Мир в раннее новое время. — Москва: Издательский Дом «Наука», 2013. Т. 3. 854 С., С. 603 - 612.
52. Разеев Д. Н., Когнитивная машинерия и феноменальный поток сознания, Логос, № 2 (98) 2014, С. 1-14.
53. Ревуненкова Н. В. О концепции Реформации Жана Кальвина // Антиклерикализм как культурно-исторический феномен / Шахнович М. М. (ред.). - СПб: Издательство СПбГУ, 2011. С 15-36.
54. Решетников М.М. Взаимовлияние языков психотерапии и философии // Языки философии. - СПб., 2008. С. 414 - 427.
55. Савчук В. В. Кровь и культура. - СПб: Издательство СПбГУ, 1995. - 180 с.
56. Секацкая М. А. Свобода воли и предсказуемость. Философский анализ современных исследований в нейронауке // Вопросы Философии. - 2016. - № 3. С. 163-169.
57. Секацкая М. А. Исследование сознания в философии и когнитивных науках. Почему трудная проблема не нуждается в решении // Вопросы Философии. - 2015. - № 4. C. 185-194.
58. Соколов Б.Г. Культурная априорность // Studia culturae. - 2002. - № 2. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. C.90-99.
59. Соколов Е.Г. Проекции и фиксации фантазмов «рассредоточенного субъекта» // // Studia culturae. - 2002. - № 2. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. C.99-110.
60. Смирнов (Волжский) В. И. Основания синтетической теории человека. - СПб.: Ступени, 1997. - 76 с.
61. Смирнов М. Ю. Протестантизм: pro et contra. Антология / Сост., вступ. статья, коммент. М. Ю. Смирнова. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012.
62. Степин В. С. История и философия науки, М.: Трикста, 2011. - 424 с.
63. Сурова Е. Э. Идентификационный принцип в культуре // Международный журнал исследований культуры, 2010.
64. Сухачёв В. Ю. Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html (дата обращения: 25.10.2015).
65. Сухачёв В.Ю. История без субъекта. // Метафизические исследования. -1997 . -Выпуск 3. C.28.
66. Цветкова Л. А. Социально-психологические теории формирования аддикций // Вестник МГУ, Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 166-178
67. Шахнович М. М. (ред.). Религиоведение. - СПб.: 2012 - 448 с.
68. Шмонин Д. В. Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика. // Verbum. - 1999. - Вып. 1.
69. Щербаков В. П. Человек в мире вещей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - 2012. - № 1, Т. 2. С. 104-112.
70. Юлина Н. С. Эмерджентизм: сознание, редукция, каузальность // Вопросы философии. - 2010. - № 12. С. 127-143.
71. Юлина Н. С. Сознание, физикализм, наука // Проблема сознания в философии и науке / Ред. Д.И. Дубровский. - М.: Канон+, 2009. С. 75-106.
72. Юлина Н. С. Супервентность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон: Реабилитация, 2009.
73. Aizawa K. The Enactivist Revolution // Avant: Trends in Interdisciplinary Studies. - 2014. - Issue 2. P. 19-42.
74. Anderson M. et al. Eroding the Boundaries of Cognition: Implications of Embodiment // Topics in Cognitive Science. - 2012. - Issue 4. P. 717-730.
75. Ayers M. Locke, Epistemology and Ontology. - vol. 1. - Routledge, 1991. - 340 p.
76. Balibar E. Possessive Individualism Reversed // Constellations. - 2002. - Vol. 9, issue 3. P. 299-317.
77. Balibar E. Identity and Difference. London-New York: Verso, 2013. 158 p.
78. Bernstein R. The Pragmatic Turn. - Cambridge: Polity Press, 2010. - 250 c.
79. Bulnes M. Individualism and the Metaphysics of Actions // Philosophical Studies. - 2013. -Vol. 165, issue 1. P. 113-132.
80. De Bruin L. and De Haan S. Enactivism and Social Cognition: In Search for the Whole Story // Journal of Cognitive Semiotics. - 2012. - Issue 1. P. 225-250.
81. Burge T., Cognition Through Understanding: Self-Knowledge, Interlocution, Reasoning, Reflection. - Oxford University Press, 2013. - 634 p.
82. Burge T., Foundations of Mind. - Oxford University Press, 2007. - 505 p.
83. Calvo P., Gomila T. (ed.) Handbook of Cognitive Science, an Embodied Approach. -Amsterdam: Elsevier, 2008. - 491 p.
84. Campbell J., An Object-dependent Perspective on Joint Attention // Seelman A. (ed.) Joint Attention. - MIT Press, 2011. C. 415-430.
85. Carter A, et al. Varieties of Externalism // Philosophical Issues. - 2014. - Vol. 24, Issue 1. P. 63-109
86. Chemero A. Radical Embodied Cognitive Science. - MIT Press, 2009. - 251 p.
87. Chemero A. An Outline of a Theory of Affordances // Ecological Psychology. - 2003. -Vol. 15, Issue 2. P. 181-195.
88. Clark A. Embodied, Embedded, and Extended Cognition // Keith Frankish & William Ramsey (eds.). The Cambridge Handbook of Cognitive Science. - Cambridge University Press, 2012. C. 275.
89. Clark A. and Chalmers D. Extended Mind // The Extended Mind / Menary R. (ed.) -Cambridge: The MIT Press, 2010. P 27-42.
90. Colombetti G. The Feeling Body: Affective Science Meets the Embodied Mind. -Cambridge: The MIT Press, 2013. 269 p.
91. Costall A., Things that help make us what we are // Understanding the Self and Others: Explorations of intersubjectivity and Interobjectivity / ed. by Sammut G. - Oxford: Routledge, 2013. P. 66-76.
92. De Bruin L. & De Haan S. Enactivism and Social Cognition: In Search for the Whole Story // Journal of Cognitive Semiotics. - 2012. - Issue 1. P. 225-250.
93. De Jaegher, H., & Di Paolo, E. Participatory Sense-Making: An enactive approach to social cognition // Phenomenology and the Cognitive Sciences. - 2007. - Vol. 6, Issue 4. P. 485-507.
94. Descombes, V., Mind's Provisions: a Critique of Cognitivism. - Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2001. - 291 p.
95. Dewey J. Early Works of John Dewey. - v 1. - SIU Press, 1969. 400 c.
96. Dewey J., The Reflex Arc Concept in Psychology // Psychological Review. - 1896. - Issue 3. P. 357-370.
97. Dewey J. Experience and Nature. New York: Dover Publications, 1925. - 443 p.
98. Dewey J., Human Nature and Conduct: An Introduction to Social Psychology. New York: Modern Library, 1922. - 340 p.
99. Dumont, L., Essai sur l'individualisme. Une perspective anthropologique sur l'idéologie modern. - Paris: Le Seuil, 1983. - 267 p.
100. Dupuy J.P. On the Origins of Cognitive Science: The Mechanization of the Mind. - MIT Press, 2009. - 210 p.
101. Ellis R. D. Enactivism and the New Teleology: Reconciling the Warring Camps // Avant: Trends in Interdisciplinary Studies. - 2014. - Issue 2. P. 173-198.
102. Engelen E. M. and Röttger-Rössler B., Current Disciplinary and Interdisciplinary Debates on Empathy // Emotion Review. - 2012. - Vol. 4 Issue 1. P. 3-8.
103. Elpidorou A. The "New Mind" Revisited, or Minding the Content/Vehicle Distinction: A Response to Manzotti and Pepperell // AI and Society. - 2013. - Vol. 28 Issue 4. P. 461466.
104. Epstein B. Ontological Individualism Reconsidered // Synthese. - 2009. - Vol. 166 Issue 1. P. 187-213.
105. Foglia L.& O'Regan J. K. A New Imagery Debate: Enactive and Sensorimotor Accounts // Review of Philosophy and Psychology. - 2016. - Vol. 7 Issue 1. P. 181-196.
106. Fodor, J., RePresentations: Philosophical Essays on the Foundations of Cognitive Science. Cambridge, MA: MIT Press, 1981. - 280 p.
107. Fuchs T., The Brain - a mediating organ // Journal of Consciousness Studies. - 2011. -vol. 18 issue 7-8. P. 196-221.
108. Gallagher Sh., Schmicking D. (eds.) Handbook of Phenomenology and Cognitive Science. - Springer, 2009. 690 p.
109. Gallagher Sh., Varga S., Social Constraints on the Direct Perception of Emotions and Intentions // Topoi. - Issue 33. P. 185-199.
110. Gallagher, S., How the Body Shapes the Mind. New York: Oxford University Press, 2005. - 284 p.
111. Gallagher Sh. (ed.) The Oxford Handbook of the Self. - Oxford University Press, 2011. 745 p.
112. Gallagher Sh., Zahavi D. The Phenomenological Mind. - Routledge, 2008. - 270 p.
113. Gozolino L. The Neuroscience of Human Relationships. New York: Norton, 2013. -643 p.
114. Harbecke J. The Role of Supervenience and Constitution in Neuroscientific Research // Synthese. - 2013. - Vol. 191 issue 5. P. 1-19.
115. Heft H. Ecological psychology in context: James Gibson, Roger Barker and the legacy of William James. - New York: Taylor and Francis, 2001. - 476 p.
116. Hobson P. The Cradle of Thought. - Oxford University Press, 2002. - 307 p.
117. Hobson P., Hobson J. Joint Attention or Joint Engagement? Insights from Autism // Seelman A. (ed.). Joint Attention. - MIT Press, 2011. P. 115-136.
118. Hodder I. The Entanglements of Humans and Things: A Long-Term View // New Literary History. - 2014. - Vol. 45, Issue 1. P. 19-36
119. Hurley S. Consciousness in Action. - Harvard University Press, 1998. - 507 p.
171
120. Hutto D. Folk Psychological Narratives: The Socio-Cultural Basis of Understanding Reasons. - MIT Press, 2008. - 343 p.
121. Hutto D. Myin E. Radicalizing Enactivism: Basic Minds without Content. - MIT Press, 2013. - 233 p.
122. Hutto D. Philosophy of Mind's New Lease on Life: Autopoietic Enactivism Meets Teleosemiotics // Journal of Consciousness Studies. - 2011. - Vol. 18 Issue 5-6. P. 44-64.
123. Ingold T. Being Alive. Essays on movement, knowledge and description. - London: Routledge, 2011. - 288 p.
124. Ingold T. Making. Anthropology. Archaeology. Architecture. - London: Routledge, 2013. - 176 p.
125. James W. Principles of Psychology. - vol. 1. - Harvard University Press, 1983. - 703 p.
126. Kelso J. S. Dynamic patterns: the self-organization of brain and behavior. - MIT, 1995.
- 341 p.
127. Kelso J. S. Multistability and Metastability: Understanding the Dynamic Coordination in the Brain // Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences. -2012.- Vol. 367, Issue 1591. P. 906-918.
128. Kenny A. Action, Emotion and Will. - Routledge, 2003. - 175 p.
129. Kim J. Supervenience and Supervenient Causation // Southern Journal of Philosophy Supplement . - 1984. - vol. 22 issue 1. P. 45-56.
130. Kirchhoff M. D.& Hutto D. D. Never Mind the Gap: Neurophenomenology, Radical Enactivism, and the Hard Problem of Consciousness // Constructivist Foundations.
- 2016. - vol. 11 issue 2. P. 346-353.
131. Kirsh D. Embodied Cognition and the Magical Future of Interaction Design // ACM Transactions on Computer-Human Interaction. - 2013. - vol. 20, Issue 1. P. 3-31.
132. Kriegel U. Two Notions of Mental Representation // U. Kriegel (ed.) Current Controversies in Philosophy of Mind. - Routledge, 2013. P. 161-179.
133. Krois J. M. (ed.) Embodiment in Cognition and Culture. - Amsterdam: John Benjamins, 2008. 307 p.
134. Krueger Joel. Radical Enactivism and Inter-Corporeal Affectivity // Thomas Fuchs, et al. (eds.) The Embodied Self: Dimensions, Coherence, and Disorders. - Schattauer, 2010. P. 66-70.
135. de Libera A. Archéologie du sujet. - vol. I. Naissance du sujet. - Paris: Vrin, 2007. -448 p.
136. L'Hote C. From Content-Externalism to Vehicle-Externalism // Dialogue. - 2012. -Volume 51, Issue 2. P. 275-287.
137. List Ch & Pettit Ph. Group Agency and Supervenience // Southern Journal of Philosophy. - 2006. - vol. 44 issue 1. P. 85-105.
138. Lowe R. The Role of Allostasis in Sense-Making: A Better Fit for Interactivity Than Cybernetic-Enactivism? // Constructivist Foundations. - 2016. - vol. 11 issue 2. P. 251254.
139. Madary M. Showtime at the Cartesian Theater? Vehicle Externalism and Dynamical Explanations // Fabio Paglieri (ed.) Consciousness in Interaction: The role of the natural and social context in shaping consciousness. - Amsterdam: John Benjamins, 2012. P. 5972.
140. MacPherson C. B. The Political Theory of Possessive Individualism. - Oxford: Oxford University Press, 1962. - 310 p.
141. Malafouris L. How Things Shape the Mind. A theory of Material Engagement. -Cambridge: The MIT Press, 2013. - 321 p.
142. Masrour F. The Geometry of Visual Space and the Nature of Visual Experience // Philosophical Studies. - 2015. - vol. 172 issue 7. P. 1813-1832.
143. Martin R. and Barresi J. The Rise and Fall of Soul and Self. Columbia University Press, 2006. - 389 p.
144. McCulloch G. Mental Representation and Mental Presentation // Anthony O'Hear (ed.), Royal Institute of Philosophy Supplement. - Cambridge University Press, 2002. P. 19-36.
145. McGinn C. Mental content. - Oxford: Blackwell, 1989. - 226 p.
146. Mead G. H. Mind, Self and Society. - The University of Chicago Press, 1972. - 440 p.
147. Menary R. (ed.) The Extended Mind. - MIT Press, 2010. - 392 p.
148. Miller B. Why Knowledge is the Property of a Community and Possibly None of its Members // Philosophical Quarterly. - 2015. - vol. 65 issue 260. P. 417-441.
149. Morganti F. (ed.) Enacting Intersubjectivity. A Cognitive and Social Perspective on the Study of Interactions. - Amsterdam, 2008. 270 p.
150. Moyal-Sharrock D. (ed.) Mind, Language and Action. Proceedings of the 36th International Wittgenstein Symposium. De Gruyter, 2015. 622 p.
151. Noe A. Action In Perception. - The MIT Press, 2004. 287 p.
152. Noe A., Out of Our Heads: Why You Are Not Your Brain, and Other Lessons from the Biology of Consciousness. - New York: Hill and Wang, 2010. - 213 p.
153. Olsen B. In Defense of Things: Archaeology and the Ontology of Objects (Archaeology
in Society). - AltaMira Press, 2013. - 214 p.
173
154. Paglieri F. (ed.). Consciousness in Interaction. The role of the natural and social context in shaping consciousness. - Amsterdam: John Benjamins, 2012. 403 p.
155. Pitt D. Mental Representation // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2013 Edition). - URL = <http://plato.stanford.edu/archives/fall2013/entries/mental-representation/>. (дата обращения 12.05.2015).
156. Prinz W. et al. Action Science. - MIT Press, 2013. - 453 p.
157. Putnam H. Mind, Language and Reality. - Cambridge University Press, 1975. - 461 p.
158. Putnam H. Reason, Truth, and History. - Cambridge University Press, 1981. - 229 p.
159. Reddy V. How Infants know Minds. - Harvard University Press, 2010. - 288 p.
160. Reddy V. A Gaze at Grips with Me // Joint Attention / Seelman A. (ed.) - Cambridge: The MIT Press, 2011. P. 137 - 158.
161. Renaut, A., L'ère de l'individu. Contribution à une histoire de la subjectivité, Paris: Gallimard, 1989. - 289 p.
162. Robbins Ph., Aydede M. (eds.) The Cambridge Handbook of Situated Cognition. -Cambridge University Press, 2009. - 520 p.
163. Rogers, G.A.J., The Influence of Locke's Philosophy in the Eighteenth Century: Epistemology And Politics // The Continuum Companion to Locke. - London, 2010. P. 281-292.
164. Rowlands M. Enactivism and the Extended Mind // Topoi. - 2009. - vol. 28 issue 1. P. 53-62.
165. Rowlands M., Externalism: Putting Mind and World Back Together Again. - Routledge, 2014. - 240 p.
166. Rowlands M. The New Science of the Mind. - Cambridge: The MIT Press, 2010. 248 p.
167. Rudder Baker L. First-Person Externalism // Modern Schoolman. - 2007. - vol. 84 issue 2-3. P. 155-170.
168. Searle, J. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge University Press, 1983. - 281 p.
169. Seelman A. (ed.), Joint Attention. New Developments in Psychology, Philosophy of Mind and Social Neuroscience. - The MIT Press, 2011. - 493 p.
170. Shapiro L. (ed.). The Routledge Handbook of Embodied Cognition. - New York: Taylor and Francis, 2014. - 418 p.
171. Silverman D. Sensorimotor Enactivism and Temporal Experience // Adaptive Behavior. - 2013. - vol. 21 issue 3. P. 151-158.
172. Solymosi T., Shook J. Neuropragmatism: A Neurophilosophical Manifesto // European
Journal of Pragmatism and American Philosophy. - 2009. - vol. 1. P. 212-234.
174
173. Spivey M., The Continuity of Mind. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 448 p.
174. Stapleton M. Enactivism Embraces Ecological Psychology // Constructivist Foundations. - 2016. - vol. 11 issue 2. P. 325-327.
175. Stewart J. et al. (ed.), Enaction: Toward a New Paradigm for Cognitive Science. - The MIT Press, 2014. - 488 p.
176. Strawson G. Locke on Personal Identity // Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2011. - 280 p.
177. Sutton J. Distributed Cognition: Domains and Dimensions // Pragmatics and Cognition.
- 2006. - Volume 14, Issue 2. P. 235-248.
178. Szanto Th.. Collective Emotions, Normativity, and Empathy: A Steinian Account // Human Studies. - 2015. - vol. 38 issue 4. P. 503-527.
179. Thiel U. The Early Modern Subject. Self-consciousness and Personal Identity from Decartes to Hume. - Oxford University Press, 2011. - 483 p.
180. Thompson E., Empathy and consciousness // Journal of Consciousness Studies. - 2001.
- vol. 8 issue 5-7. P. 1-32.
181. Thompson E. Mind in Life: Biology, Phenomenology, and the Sciences of Mind. -Harvard University Press, 2010. - 568 p.
182. Trevarthen C. Embodied Human Intersubjectivity: Imaginative Agency, To Share Meaning // Journal of Cognitive Semiotics. - 2013. - vol. 4 issue 1. P. 6-56.
183. Tronick E. Dyadically Expanded States of Consciousness and the Process of Therapeutic Change // Infant Mental Health Journal. - 1998. - vol. 19 issue 3. P. 290-299.
184. Walsh P. J. Empathy, Embodiment, and the Unity of Expression // Topoi. - 2014. - vol. 33 issue 1. P. 215-226.
185. Watt I. The Rise of the Novel. - London: Chatto and Windus, 1957. - 339 p.
186. Wilson R. Boundaries of Mind, Cambridge University Press, 2004. - 392 p.
187. Wilson R. Cartesian Psychology and Physical Minds. - Cambridge University Press, 1995. - 288 p.
188. Wilson R. & Clark A. How to Situate Cognition: Letting Nature Take its Course // The Cambridge Handbook of Situated Cognition / Aydede M. & Robbins P. (eds.) - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 55-77.
189. Van Bouwel J.. Explanatory Strategies Beyond The Individualism/Holism Debate //, Rethinking the Individualism-Holism Debate / Julie Zahle & Finn Collin (eds.) - Springer, 2014. P.105-119.
190. Van Gelder T., Port R. It's about time: an overview of the dynamical approach to
cognition. // Mind as Motion / Port R., Van Gelder T. (ed.) - MIT, 1998. P. 1-44.
175
191. Van Orden G. C. et al. Living in the pink: intentionality, well-being, and complexity. / D. M. Gabbay et al (ed.). Philosophy of Complex Systems, Oxford: Elsevier, 2011. - P. 629-672.
192. Zahavi D. Empathy and Other-Directed Intentionality // Topoi. - 2014. - vol. 33 issue 1. P. 129-142.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.