Идейные основания исторической политики Российского государства в XVI–XVII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Страхов Александр Борисович

  • Страхов Александр Борисович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 198
Страхов Александр Борисович. Идейные основания исторической политики Российского государства в XVI–XVII вв.: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Страхов Александр Борисович

Введение

Глава 1. Методологические основания изучения государственной исторической политики России в XVI-XVII вв

§1. Общетеоретические аспекты изучения исторической политики

§2 Специфика исторической политики России в XVI-XVII вв

Глава 2. Формирование и развитие идейных оснований государственной исторической политики России в XVI в

§ 1. Истоки официального комплекса представлений о происхождении правящей династии и ее правах на царствование

§2 Идейное содержание государственной исторической политики России XVI в

Глава 3. Эволюция идейных оснований государственной исторической политики России в XVII в

§ 1. Государственная историческая политика этапа легитимизации новой династии

§2. Государственная историческая политика этапа воссоединения русских земель

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейные основания исторической политики Российского государства в XVI–XVII вв.»

Введение

Актуальность темы исследования. Государственная историческая политика1 — одно из важнейших направлений деятельности каждого государства в любую эпоху. С ее помощью государство легитимизирует себя, выстраивает правила взаимоотношений в обществе, объединяет его, формирует идеалы и цели собственного исторического существования. Со временем государственная историческая политика может изменяться под воздействиями внешних и внутренних обстоятельств.

В современной России историческая политика только формируется, причем формируется несколько хаотично. За почти тридцать лет существования Российской Федерации история как наука не вышла дальше уровня споров, зачастую имеющих больше идеологический, чем научный характер, и поэтому слаба, не может влиять на общество и помочь ему понять себя. Аналогично ведет себя и государство, не до конца осознающее, какую точку зрения на историю выработать, как ее придерживаться и проводить. Однако у Российского государства существует богатейший опыт формирования исторической политики в разные периоды истории. Современные исследователи выделяют пять подходов к трактовке единой русской истории, хронологически сменявших друг друга2. Если соглашаться с предложенной типологией, то в контексте данного исследования наибольший интерес представляет второй подход. Он возник в XVI в., получила оформление в ряде важнейших

1 Под государственной исторической политикой здесь и далее понимается комплекс мер, предпринимаемых официальными властями, по утверждению определенной точки зрения на те или иные исторические события и выделению доминирующего взгляда на историю своего государства.

2 См.: Перевезенцев С.В. «Родство по истории» // Родство по истории. Статьи. Очерки. Беседы. — М.: Издательство «ФИВ», 2015. С. 5-17. По мнению автора, существовало пять интерпретаций единой русской истории: первая была создана на рубеже XI-XII вв. при Владимире Мономахе, и определила специфические черты Русской земли; вторая возникла в XVI в. и выразила новые установки исторического бытия России и русского народа; третья сложилась в XVIII-XIX вв. и строилась на рационалистических, научно-критических началах; четвертая интерпретация образовалась после 1917 г. и в итоге пришла к «мягкому» марксистскому миропониманию; пятая интерпретация создается в наши дни.

текстов, стала заметной частью официальной государственной идеологии и оказала значительное влияние на русское национальное самосознание. Многие элементы этого подхода, или интерпретации, несмотря на все общественно-политические потрясения, сохранились до наших дней и продолжают играть важную роль в современной общественно-политической мысли. Поэтому важно найти его истоки, выявить причины формирования государственной исторической политики в XVI в., выделить основные идейные ключи , их интерпретацию и дальнейшее развитие. Думается, опыт российских мыслителей того времени вполне актуален и для нашего времени.

Характеристика источников и степени разработанности проблемы. Всякая историческая политика есть динамично развивающийся комплекс идей, поэтому для полноценного анализа ее осуществления необходимо выделить обособленный корпус текстов, созданных в XVI-XVII в.

В XVI в. появилось большое количество текстов, официальных или публицистических, повлиявших на становление новой государственной исторической политики. Начало было положено «Посланием о Мономаховых дарах» Спиридона-Саввы4, которое стало источником для целого комплекса текстов под общим названием «Сказание о князьях Владимирских»5; одновременно создавался т.н. «Филофеев цикл»6; наконец, с определенной долей условности, к этой группе можно отнести «Повесть о белом клобуке» (1500-

п

1530-е гг.) , которая, являясь скорее публицистическим текстом, также раскрывает некоторые положения государственной исторической политики.

3 Под идейным ключом здесь и далее понимается отдельное представление об исторических реалиях, зафиксированное в письменных источниках и оказывающее решающее влияние на национальное историческое и политическое самосознание.

4 Послание Спиридона-Саввы //ДмитриеваР.П. Сказание о князьях владимирских. М., Л.: Издательство Академии наук СССР. С. 159-171.

5 Сказание о князьях владимирских // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI в.. СПб.: Наука, 2000. С. 278-290.

6 Послания старца Филофея // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI в.. С. 290-305.

у

Повесть о Новгородском белом клобуке // Памятники литературы Древней Руси. М., 1985. С.198-226.

Дальнейшее развитие идеи, предложенные в названных текстах, получили в

о

Летописце начала царств (1553-1555 гг.) , Степенной книге царского родословия (1560-1563 гг.)9, многотомных Великих Минеях Четьих (1530-1560-е гг.)10, Никоновской летописи (конец 1520-х — нач. 1530-х гг., дополнения

второй половины 1550-х гг. и середины 1570-х гг.)11 и Лицевого летописного

12 т

свода . То, как эти идеи отразились в сознании людей, показывают сочинения Ивана IV Васильевича13, поздняя Повесть о житии Федора Ивановича14, а также Утвержденная грамота об избрании Бориса Годунова15.

В XVII в. было создано большое количество текстов, официальных или публицистических, повлиявших на утверждение государственной исторической политики новой династии Романовых. Фундаментальным текстом, в котором черпали смыслы авторы всех других произведений, стала Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича

8 ц Летописец начала царства / Полное собрание русских летописей. Т. 29. М.: Наука, 1965.

390 с.

9 Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т.1. М., ЯСК. 2007. 598 с.; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т.2. М., ЯСК. 2008. 568 с.; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т.3. М., ЯСК. 2012. 472 с.

10 Великие Минеи Четьи полностью не изданы до сих пор, первое и пока что единственное полное академическое издание Великих Миней Четьих было начато в 1868 г. и прервано в 1915 г.; за это время были выпущены тома с сентября до декабря и апрельский том; отдельные главы из оставшихся месяцев были изданы в серии «Библиотека литературы Древней Руси» (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 12: XVI в.. СПб.: Наука, 2003. С. 8-322).

11 Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью / Полное собрание русских летописей. Т. 9. М.: ЯРК. 2000. 288 с.; Т.10. М., ЯРК. 2000. 248 с.; Т. 11. М., 2000. 264 с.; Т. 12. М., 2000. 272 с.; Т. 13. М., ЯРК. 2000. 544 с.; Т. 14. М., ЯРК. 2000.

600 с.

12

Лицевой летописный свод. Электронный ресурс: http://akteon-elib.ru/ (дата обращения -15.04.2021).

13

Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. Послания Ивана Грозного. Гимногра-фия Ивана Грозного // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 11: XVI в.. СПб.: Наука, 2001. 683 с.

14 Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии // Полное собрание русских летописей. Т. 14. М., ЯРК. 2000. С. 1-22.

15 Грамота утвержденная об избрании Царем Бориса Феодоровича Г.нова // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи. Том II. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836. С. 16-54.

Романова16, составленная на Земском соборе 1613 г. для обоснования избрания на царский трон новой династии. Своеобразным публицистическим откликом на «Грамоту» стал «Временник» Ивана Тимофеева17, создававшийся на протяжении долгого времени (1610-1617) независимо от «Грамоты».

Окончательно идеи, заложенные в ней, были утверждены в «Новом летопис-

18

це» , написанном в 1630 г. по заказу патриарха Филарета. Позже на основе «Нового летописца» будут составлены «Чин поставления на царство царя и

великого князя Алексея Михайловича»19 (1645) и «Чин поставления на цар-

20

ство царя и великого князя Федора Алексеевича» (1676). Для невзыскательного читателя, который только начинал знакомство с русской историей,

главные мысли «Утвержденной грамоты» были собраны в «Истории о царях

21

и великих князьях» Ф.А. Грибоедова .

В связи с воссоединением русских земель (так, после заключения Ан-друсовского перемирия 1667 г. Польша передала России Киев и часть Малороссии) появлялись произведения, которые подчеркивали общерусское един-

22

ство. Первым таким текстом стало «Сказание о Словене и Русе» , вышедшее из-под пера новгородского митрополита Киприана не позже 1630-х гг. В тексте подчеркивались древность русского народа и происхождение всех его ветвей от одних прародителей. Главным программным документом, на котором после будет построена концепция триединого русского народа, стал

16 Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / пред. С.А. Белокурова. М., 1906. 110 с.

17

«Временник» Ивана Тимофеева / Подг. к печати, перевод и комм. О.А. Державиной. М.;

Л., 1951. 512 с.

18

Новый летописец // Полное собрание русских летописей. Т. 14. М., ЯРК. 2000. С. 23154.

19 Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича. СПб., 1882.

39 с.

20

20 Чин поставления на царство царя и великого князя Федора Алексеевича // Самодержавное царство первых Романовых / Сост., авт вст. ст., комм. Г.В. Талина / Под ред. С.В. Пе-ревезенцева. М., 2004. С. 121-154.

Грибоедов Ф.А. История о царях и великих князьях земли Русской (по списку СПбДА, № 306) / сообщ. С. Ф. Платонова и В. В. Майкова. СПб.: Синодальная типография, 1896.

XVI, 72 с.

22

Мазуринский летописец // Полное собрание русских летописей. М., 1968. Т. 31. С. 11179.

«Синопсис», подготовленный в Киево-Печерской лавре и известный в трех

Л -5

редакциях (1674, 1678, 1680) учебник русской истории .

Отражение историософских идей имеется также в официальных документах и личных и публицистических текстах. Историческое обоснование изменения царского титула приведено в именном царском указе «О титуле царском и государевой печати»24. Рассказом о приложении истории к конкретным политическим практикам является произведение Г.К. Котошихина

25

«О России в царствование Алексея Михайловича» . Укоренение идейных оснований исторической политики нашло свое отражение в двух посланиях царя Алексея Михайловича, связанных с переносом мощей митрополита Филиппа в Москву26.

Что касается историографии, то даже те исследователи, которые рассматривали вышеперечисленные тексты с точки зрения их историографической значимости, опускали их роль в качестве элементов исторической политики. Этому есть одна объективная причина — методология изучения исторической политики в России начала формироваться лишь в конце 2000-х гг., долгое время носила описательный характер; исследователи же обращали внимание на конкретные примеры недавнего прошлого — историческую политику постсоциалистических стран с 1990-х гг. Фактически выход на абстрактный уровень изучения категорий исторической политики состоялся лишь в середине 2010-х гг. Кроме того, Смутное время традиционно считалось временем окончательного разрыва между XVI и XVII в., фактически никто не рассматривал их как продолжение друг друга. Поэтому необходимо условно разделить историографию проблемы на три части — посвященную литературным памятникам XVI в., XVII в. и феномену исторической политики в целом.

23

23 Киевский синопсис. Киев, 1836. 406 с.

24

Полное собрание законов Российской империи: собр. 1-е. Т. 1: 1649-1675: № 1-618. СПб., 1830. №421. С. 735-738.

25

Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Подг., комм. и указ. Г. А. Леонтьевой. М.: РОССПЭН, 2000. 272 с.

26 Два послания Алексея Михайловича.М., 1902. 22 с.

В исследовании русской социально-политической мысли допетровского периода важное методологическое значение имеет концепция духовно -политических учений и признание доминирующего духовного начала во всех

27

сферах жизни русского общества Х-ХУ11 вв. Комплексные исследования изучаемого периода с учетом такого научного инструментария представлены в работах А.Л. Юрганова , В.К. Зиборова , Я.Г. Солодкина , Г.В. Тали-

31 32

ной , С.В. Перевезенцева . Крупными исследователями интеллектуальной

33 34

истории XVI в. являются также Н.В. Синицына , М.Б. Плюханова , А.В.

-5с -ъг: -з 7 -зо

Каравашкин , А.И. Плигузов , А.И. Алексеев , Б.А. Успенский , А.А. Горский39, К.Ю. Ерусалимский40, А.В. Сиренов41.

27 „

Основные положения этой методологии были сформулированы и обобщены здесь: Ши-ринянц А. А., Перевезенцев С. В., Ермашов Д. В. Русская социально-политическая мысль X — начала XX в.. Учебно-методическое пособие. Часть I. История политических учений России X — XVII вв.: От Киевской Руси до Московского царства. М., 2005. 156 с.; Перевезенцев С.В. К вопросу о специфике русской политической мысли Х[-ХУП вв. // Вестник

Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2008. № 4. С. 11-22.

28

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.

29 Зиборов В.К. Русское летописание XI-XVП вв. М., 2002.

30

Солодкин Я.Г. «Межуусобная кровь пролилась»: Очерки по истории публицистики и летописания в России конца XVI — первой трети XVII вв.: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 223 с.; Солодкин Я.Г. Очерки по истории общерусского летописания конца XVI — первой трети XVII вв.. Нижневартовск, 2008. 237 с.

Талина Г.В. Выбор пути: Русское самодержавие второй половины XVII — первой четверти XVIII в.. — М.: Русский мир, 2010. 448 с.; Талина Г.В. Русская самодержавная монархия первых Романовых глазами современников и потомков // Самодержавное царство первых Романовых / Сост., авт вст. ст., комм. Г.В. Талина / Под ред. С.В. Перевезенцева. М., 2004. С. 7-74.

32 .

Перевезенцев С.В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X-XVII вв. в их историческом развитии. М.: Издательство Вече, 2019. 608 с.Перевезенцев С.В. Родство по истории. Статьи. Очерки. Беседы. М.: Издательство «ФИВ», 2015. 456 с.; Перевезенцев С.В. Истоки русской души. Обретение веры. Х-ХУП вв. М.: Издательство «Э», 2015. 528 с.

33 Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. (XV-XVI вв.). М., Индрик, 1998.

34 Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.

35 тт

Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000; Он же. Литературный обычай Древней Руси ^^ХУ! вв.). М., 2011.

36 Плигузов А.И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

37 Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV -начала XVI вв. СПб., 2002.

38 „ ^

Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и концепция «Москва — третий Рим». СПб., 2002.

39

Горский А.А. Представления о «царе» и «царстве» в средневековой Руси. М., 1999.

Русской мысли XVI в., в том числе и вышеперечисленным текстам, посвящено обширное количество научных работ. История изучения начинается примерно с середины XVIII в. и связана с именами первых русских историков — В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Г.Ф. Миллера, которые использовали эти тексты в своих научных изысканиях. В XIX в. первым, кто попытался дать им обобщенное толкование, стал митрополит Макарий (Булгаков; 1816-1882). В своем исследовании «История Русской Церкви» (1845-1883) он провел краткий анализ всех известных тогда религиозных древнерусских текстов и первым обозначил место митрополита Московского Макария (митрополит в 1542-1563) в истории русской духовно-политической мысли.

Стоит признать, что исследование митрополита Макария было единственным крупным научным трудом, затрагивающим проблемы русской духовно-политической мысли и историософии. Считалось, что в допетровской Руси не было философии как знания, хотя и признавалось, что философия

42

как мировоззрение и мораль имела место42.

Всплеск научного интереса к указанным выше текстам как к источникам социально-политической мысли произошел в 1950-е гг., причем как в Советском Союзе, так и за рубежом. Общей и наиболее очевидной чертой советских исследований было применение марксистско-ленинского подхода к научному анализу, поэтому религиозный фактор в данных работах фактически не учитывался (см., например, исследования И.У. Будовница43, Д.С. Ли-

40 Ерусалимский К.Ю. Историческая память и социальное самосознание Андрея Курбского // Сощум. Альманах сощально! юторп. Кшв, 2005. Вип. 5. С. 225-248; Ерусалимский К.Ю. Понятия «народ», «Росиа», «Руская земля» и социальные дискурсы Московской Руси конца XV — XVII в. // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние в. — Новое время. М., 2008. С. 137-169; Ерусалимский К.Ю. Московско-литовская война 1562-1566 гг. и введение опричнины: проблемы демографии и земельной политики // Российская история. 2017. №1. С. 3-31.

41 Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI—XVIII вв. М.; СПб.,

2010.

42

Подробнее о проблеме см.: Перевезенцев С.В. Кто и как изучал русскую философию XXVII вв. // Истоки русской души. Обретение веры. X-XVII вв. М.: Издательство «Э», 2015. С. 25-33.

43 БудовницИ.У. Русская публицистика XVI в.. М.; Л., 1947.

хачева44, Я.С. Лурье45 и др.). Значимыми работами, посвященными определяющим текстам XVI в., видятся «Сказание о князьях владимирских» Р.П. Дмитриевой и «И.С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в.» А.А. Зимина46.

Новая волна научного интереса к официальным текстам, утверждающим новую русскую государственную историческую политику, возникла в 1990-е гг. и продолжается до сих пор. Идея того, что Русское государство в XVI в. жило в первую очередь христианскими идеями, из которых произрастали модель поведения в любой сфере жизни, стала сквозной в современных исследованиях.

Интерес научного сообщества к историософским аспектам отдельных текстов и идей сохраняется и сейчас, о чем свидетельствуют диссертационные исследования А. Накадзавы47, М.Н. Шевченко48, В.В. Морозова49, Е.С. Шушпанова50, А.Н. Клименко51, М.Н. Саммут Кабановой52, А.Е. Жукова53, А.И. Бедаева54 и В.Е. Ларионова55.

44 Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVП вв. М.; Л.: Изд-во АН. 1961; Лихачев Д.С. Иван Пересветов и его литературная современность // Пересветов И. Сочинения / Подгот. текст. А. А. Зимин. М.; Л.: 1956. С. 28-56.

45 Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960.

46 Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М., Л.: Издательство Академии наук СССР. 216 с.; Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в.. М., 1958. 500 с.

47

47 Накадзава А. «Рукописание Магнуша» как древнерусский литературный памятник: Исследование и тексты. Дисс. ... канд. фил. наук. СПб., 2000. 253 с.

48

Шевченко М.Н. Эволюция идеи «царской» власти на Руси во второй половине XV - первой трети XVI вв. Дисс. ... канд. ист. наук. Омск, 2006. 187 с.

49Морозов В.В. Лицевой свод и русские летописи XVI в.. Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2006. 418 с.

50 Шушпанов Е.С. Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли. Дисс. ... канд. филос. наук.СПб., 2009. 157 с.

51 Клименко А.Н. Влияние идеи «Москва - третий Рим» на российскую геополитику XIX -XX вв. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2014. 162 с.

52

52 Саммут Кабанова М. Н. Структура исторического нарратива повести временных лет и степенной книги царского родословия: изображение власти. Дисс. ... канд. фил. наук. М., 2013. 197 с.

53

Жуков А.Е. «Летописец начала царства» и русское летописание XVI в. Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2016. 307 с.

54 Бедаев А.И. Идея Святой Руси в русской средневековой культуре. Дисс. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2017. 186 с.

Стоит отметить также работы зарубежных исследователей. Так, серьезный вклад в изучение Степенной книги, ее места и роли в русской исторической мысли внесла Г. Ленхофф56. Роль Степенной книги, Великих Миней Четьих и иных источников в развитии русского национального самосознания

57

изучал Д. Миллер . Вопросам русской святости в XVI в. посвящены работы П. Гонно58.

Подводя итоги, можно сказать, что основные дискуссии по вопросам государственной исторической политики России в XVI в. разворачивались в 1950-1960-х гг. Подъем интереса к теме снова начался с 1990-х гг., что оказалось возможным из-за смены научной парадигмы. В то же время фактически отсутствовало комплексное рассмотрение официальных текстов и публицистики XVI в. как элементов единого духовно-политического процесса, формирующего государственную историческую политику.

Русской мысли XVII в. посвящено обширное количество научных работ. Начало ее исследования также связано с первыми русскими историками — В.Н. Татищевым, М.М. Щербатовым и Г.Ф. Миллером. В XIX в. начинается активный поиск всех документов, связанных с русской историей. В первую очередь это связано с деятельностью Археографической комиссии, которая первая обнаружила в провинциальных и монастырских архивах древние тексты самого разного характера и опубликовала их, систематизировав по го-

55 Ларионов В.Е. Древнерусская государственная идеократия: культурно-исторические истоки и генезис. Диссертация ... канд. культурологии. М., 2020. 148 с.

56 Lenhoff G. The Book of Degrees and the Illuminated Chronicle: A Comparative Analysis // Revue des études slaves. 2016. №87/3-4. P. 157-169; The Book of Royal Degrees and the Genesis of Russian Historical Consciousness (with A. M. Kleimola). UCLA Slavic Studies, n. s., vol. VII. Slavica: Bloomington, Indiana, 2012. 348 pp.

57 Miller D. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the Origins of Russian National Consciousness // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin: Wiesbaden: Harrassowitz, 1979. №26.

58

Gonneau P. Les Princes de Moscou face à la mort : modèle monastique et sainteté lignagère (1263-1598) // Cahiers du monde russe. 2005. №46.1-2. Pp. 193-210; Gonneau P. Monachisme et diffusion de la foi dans la Russie moscovite (XIVe-XVIe s.) // Annales: histoire, sciences sociales. LI. 1996. №2. Pp.463-489.

дам59. В это же время профессор Гельсингфорсского университета С.В. Соловьев нашел в шведских архивах русский оригинал сочинения Г.К. Котоши-хина.

Всплеск научного интереса к указанным выше текстам как к источникам социально-политической мысли произошел на рубеже XIX-XX вв. В это время тексты XVII в. публикуются уже как отдельные издания с подробным археографическим введением. В 1896 г. С.Ф. Платонов издает «Историю о царях и великих князьях», указывая при этом: «Вероятнее предполагать читателями "Истории" московскую державную молодежь, современную Грибоедову»60. В 1906 г. С.А. Белокуров издает «Утвержденную грамоту», отмечая особую государственную важность этого документа61.

К 1920 г. выходит ряд трудов, посвященных не конкретным текстам, а общим историографическим тенденциям; им посвящены работы В.Е. Валь-денберга, Г. Замятина, А.С. Лаппо-Данилевского62.

Снова исторические тексты XVII в. вызвали научный интерес в 19451950-е гг. Общей и наиболее очевидной чертой советских исследований была марксистско-ленинская методология, и религиозный фактор в данных рабо-

59 К изучаемому периоду относятся следующие издания: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией императорской академии наук. СПб., 1836. Т. 3. 1613-1645; То же. Т. 4. 1645-1700; Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841. Т. 3. 1613-1645. 527 с.; То же. 1842. Т. 4. 1645-1676. 602 с.; То же. 1842. Т. 5. 1676-1700. 580 с.

60 Платонов С.Ф. Введение // Грибоедов Ф.А. История о царях и великих князьях земли Русской (по списку СПбДА, № 306) / сообщ. С.Ф. Платонова и В.В. Майкова. СПб.: Синодальная типография, 1896. С. XIII.

61 Императорское общество истории и древности Российских решило «к столетию своего существования 18 марта 1904 г. издать точное воспроизведение этого важного государственного акта» (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / пред. С.А. Белокурова. М., 1906. С. 19).

62 Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в.. М., 2006. 368 с.; Замятин Г. Из истории борьбы Швеции и Польши за московский престол в начале XVII в. // Россия и Швеция в начале XVII в. Очерки военно-политической истории. СПб., 2008. С.31-243; Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII в. М., 1990. 293 с.; Он же. Очерк развития русской историографии // Русский исторический журнал. 1920. №6. С. 5-29.

тах отходил на дальний план (см., например, исследования Л.В. Черепнина63, Д.С. Лихачева64, и др.). Значимыми работами, посвященными определяющим текстам XVII в., являются «"Смута" и историография XVII в. (Из истории древнерусского летописания)» Л.В. Черепнина и публикация коллективом авторов «Временника» Ивана Тимофеева с обширными комментариями самого разного характера.

Статья Черепнина являет собой первую после долгого перерыва попытку осмыслить и найти смысловые связи между историческими текстами первой половины XVII в. Исследователь подчеркнул живую включенность Русского царства в мировую историю и политику и стремление русского правительства увязать новые идеи с традицией.

В 1951 г. в свет вышло издание «Временника», в котором, кроме перевода, была общая статья об Иване Тимофееве, археографический, исторический и географический комментарии. О.А. Державина первой отмечает новые по сравнению с XVI в. тенденции в трактовке царской власти и фигуры монарха.

Новая волна научного интереса к официальным текстам, утверждающим новую русскую государственную историческую политику, возникла в 1980-е гг. и продолжается до сих пор. А.П. Богданов отметил многообразие форм, которых принимало историческое повествование в XVII в.65 М.Н. Громов и Н.С. Козлов предложили разделить все древнерусские источники по степени насыщенности философским содержанием и выделили общие источники философских трудов66. Специфику XVII в. как переходного периода отметили Л.А. Черная67 и Г.В. Талина68.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Страхов Александр Борисович, 2021 год

ИСТОЧНИКИ

1. Великие Минеи Четьи. Сентябрь. Дни 1-13. СПб., 1868. 438 с.

2. Великие Минеи Четьи. Сентябрь. Дни 14-24. СПб., 1869. 366 с.

3. Великие Минеи Четьи. Ноябрь. Тетрадь третья. М.: Синодальная типография, 1914.

4. «Временник» Ивана Тимофеева / Подг. к печати, перевод и комм. О.А. Державиной. М.; Л., 1951. 512 с.

5. Грамота уложенная об учреждении в России Патриаршеского престола. // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч.2. М., 1819.

6. Грамота утвержденная об избрании Царем Бориса Феодоровича Годунова // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи. Том II. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836. С. 1654.

7. Грибоедов Ф.А. История о царях и великих князьях земли Русской (по списку СПбДА, № 306) / сообщ. С. Ф. Платонова и В. В. Майкова. СПб.: Синодальная типография, 1896. XVI, 72 с.

8. Два послания Алексея Михайловича. М., 1902. 22 с.

9. Ермолинская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2004. с.

10. Житие преподобного Василия Христа ради юродивого Блаженного. РГАДА. Ф. 196. О. 1. Д. 818.

11. Иван Грозный. Первое послание А.В. Курбскому // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 11: XVI в.. СПб.: Наука, 2001. С. 20-68.

12. Иван Грозный. Послание Александру Полубенскому // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 11: XVI в.. СПб.: Наука, 2001. С. 206-218.

13. Иван Грозный. Послание шведскому королю Юхану III 1573 г. // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 11: XVI в.. СПб.: Наука, 2001. С. 116-136.

14. Из Великих Четьих Миней митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 12: XVI в.. СПб.: Наука, 2003. С. 8322.

15. Киевский синопсис. Киев, 1836. 406 с.

16. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Подг., комм. и указ. Г. А. Леонтьевой. М.: РОССПЭН, 2000. 272 с.

17. Летописец начала царства // Полное собрание русских летописей. Т.29. М.: Наука, 1965. 390 с.

18. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью / Полное собрание русских летописей. Т. 9. М.: ЯРК. 2000. 288 с.; Т.10. М., ЯРК. 2000. 248 с.; Т. 11. М., 2000. 264 с.; Т. 12. М., 2000. 272 с.; Т. 13. М., ЯРК. 2000. 544 с.; Т. 14. М., ЯРК. 2000. 600 с.

19. Лицевой летописный свод. Электронный ресурс: 1Шр://ак1еоп-elib.ru/ (дата обращения — 15.04.2021).

20. Мазуринский летописец // Полное собрание русских летописей. М., 1968. Т. 31. С. 11-179.

21. Московский летописный свод конца XV в.. М., ЯСК. 2004.

22. Новый летописец // Полное собрание русских летописей. Т. 14. М., ЯРК. 2000. С. 23-154.

23. Окружная грамота Митрополита Макария на Вологду и Белоозе-ро об установлении празднования новым русским святым // ААЭ. Т.1. СПб., 1836. С.203-204.

24. Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским (По рукописи Московского Главного Архива

177

Министерства Иностранных Дел) / Пер. с араб. Г. Муркоса. Вып. 3. М.: Унив. тип., 1898. IV, 208 с.

25. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. Послания Ивана Грозного. Гимнография Ивана Грозного // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 11: XVI в.. СПб.: Наука, 2001. 683 с.

26. Повесть о Новгородском белом клобуке // Памятники литературы Древней Руси. М., 1985. С. 198-226.

27. Повесть о Псковском взятии // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI в.. — СПб.: Наука, 2000. С. 222-234.

28. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии // Полное собрание русских летописей. Т. 14. М.: ЯРК. 2000. С. 1-22.

29. Полное собрание законов Российской империи: собр. 1-е. Т. 1: 1649-1675: № 1-618. СПб., 1830. 1072 с. с разд. паг.

30. Послание старца Филофея // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI в.. СПб.: Наука, 2000. С. 290-306.

31. Послание Спиридона-Саввы // Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М., Л.: Издательство Академии наук СССР. С. 159-171.

32. Русская социально-политическая мысль. XI-XVII вв. Хрестоматия / Сост. С. В. Перевезенцев, подг. текстов: С. В. Перевезенцев, Г. В. Талина, Д. В. Ермашов, А. С. Ермолина, В. С. Зубова; под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. М.: Издательство Московского университета, 2011. 728 с. (Библиотека факультета политологии МГУ).

33. Сказание о князьях владимирских // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А.

178

Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI в.. СПб.: Наука, 2000. С. 278-290.

34. Список графа Красинского. Б // Полное собрание русских летописей. Т. 17. СПб., 1907.

35. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т.1. М.: ЯСК, 2007. 598 с. Т.2. М.: ЯСК, 2008. 568 с. Т.3. М.: ЯСК, 2012. 472 с.

36. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / пред. С.А. Белокурова. М., 1906. 110 с.

37. Царская грамота белозерскому воеводе Борнякову о сделанной вновь большой государственной печати // ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 162. С. 229-230.

38. Чин венчания на царство царя Бориса Федоровича // Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. СПб, 1846.

39. Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича. СПб., 1882. 39 с.

40. Чин поставления на царство царя и великого князя Федора Алексеевича // Самодержавное царство первых Романовых / Сост., авт вст. ст., комм. Г.В. Талина / Под ред. С.В. Перевезенцева. М., 2004. С. 121-154.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.А. Ветхий Иерусалим древнерусской историографии // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 53. 2003. С. 446-455.

2. Алексеева А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI вв. СПб., 2002.

3. Аникин Д.А. Топология коллективной памяти: от социальных рисков к цивилизационным вызовам. Саратов, 2016.

4. Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ, 2019.

5. Арх. Алексий (Кузнецов). Значение и сущность юродства // Юродство / сост. М.Ю. Бакулин. Тюмень, 2014. С. 13-154.

6. Ассман А. Забвение истории — одержимость историей / Пер. с нем. Бориса Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2019.

7. Ассман А. История в памяти. От индивидуального опыта к публичному инсценированию // Забвение истории — одержимость историей. М.: Новое литературное обозрение, 2019.

8. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.

9. Астров А. Историческая политика и «онтологическая озабоченность» малых центральноевропейских государств (на примере Эстонии) // Историческая политика в XXI в.: Сборник статей. / Под редакцией А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 184-213.

10. Ачкасов В.А. «Политика памяти» в российско-польских отношениях // Россия — Польша: проблемы взаимного восприятия. Материалы Международной научной конференции (23-24 сентября 2011 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Издательство Московского универститета, 2013. С. 148-150.

11. Ачкасов В.А. «Политика памяти». Российский случай // Fenomen Rosji. Раш^с przeszlosci I perspektywy rozwoju. 07. 2. Krak6w, 2014. С. 103110.

12. Бедаев А.И. Идея Святой Руси в русской средневековой культуре. Дисс. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2017. 186 с.

13. Белокуров С.А. О Записном приказе // Из духовной жизни московского общества XVII в. М.: Университетская типография, 1902. С. 53-84.

14. Богданов А.П. От летописания к исследованию: Русские историки последней четверти XVII в. М.: РИСК, 1995.

15. Болдин В.А., Страхов А.Б. Метаморфозы славянской идентичности: что нам позволяет говорить о ней и изучать ее? // Полилог. 2020. Т. 4, № 4.

16. Болдин В.А., Страхов А.Б. Национальное vs общеславянское в русских источниках XVII в. // Диалог со временем. 2020. № 71. С. 182-191.

17. Бубнов А.Ю. Гражданская война памяти: конструирование нарра-тивов о гражданской войне в России в онлайн-дискуссии // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2019. № 6. С. 29-43.

18. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в.. М.-Л., 1947.

19. Буланин Д.М., Турилов А.А. Сказание о Словене и Русе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.), ч. 3: П—С. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 444-447.

20. Бушуев В.В. Историческая политика современных государств: проблема определения и методология исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. №3. С. 285-302.

21. Бушуев В.В., Нечаев В.Д. Историческая политика как инструментальная составляющая национальных политических систем: теоретический анализ // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2013. №1. С. 18-26.

22. Валъденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в.. М., 2006. 368 с.

23. Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004. 400 с.

24. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность // Богословские труды. 1996, №32. С.121-195.

25. Головашина О.В. Проблема памяти и современная трансформация темпоральных представлений // Философские традиции и современность. 2013. № 1(3). С. 116 — 127.

26. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1903. 594 с.

27. Горин Д.Г. Историческая политика и легитимация власти: девять особенностей представлений о прошлом в российской культуре // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №4. С. 100-105.

28. Горский А.А. Представления о «царе» и «царстве» в средневековой Руси. М., 1999.

29. Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях Митрополита Макария // Богословские труды. 1992, №31. С.175-266.

30. ГрековБ.Д. Киевская Русь. М.; Л., 1939.

31. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль XI-XVII вв.. М., 1990. 288 с.

32. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М., Л.: Издательство Академии наук СССР. 216 с.

33. Древняя Русь после Древней Руси: дискурс восточнославянского (не)единства / отв. сост., отв. ред. серии А. В. Доронин. М., РОССПЭН, 2017.

34. Дюков А.Р. Историческая политика или политическая память // Международная жизнь. 2010. №1. С. 133-148.

35. Еремин И. П., Комарович В. Л., Шамбинаго С. К. Литература 1590—1612 гг. // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 2. Литература 1590-х — 1690-х гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

36. Ерусалимский К.Ю. Историческая память и социальное самосознание Андрея Курбского // Сощум. Альманах сощально! юторп. Ки!в, 2005. Вип. 5. С. 225-248.

37. Ерусалимский К.Ю. Московско-литовская война 1562-1566 гг. и введение опричнины: проблемы демографии и земельной политики // Российская история. 2017. №1. С. 3-31.

38. Ерусалимский К.Ю. Понятия «народ», «Росиа», «Руская земля» и социальные дискурсы Московской Руси конца XV — XVII в. // Религиозные

и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века — Новое время. М., 2008. С. 137-169.

39. Ерусалимский К.Ю. Прус и «Прусский вопрос» в дипломатических отношениях России и Речи Посполитой 1560-х — начала 1580-х гг. // Хорошие дни: Памяти Александра Степановича Хорошева. Великий Новгород; СПб.; М., 2009. С. 276-293.

40. Жуков А.Е. «Летописец начала царства» и русское летописание XVI в. Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2016. 307 с.

41. Замятин Г.А.Из истории борьбы Швеции и Польши за московский престол в начале XVII в. // Россия и Швеция в начале XVII в. Очерки военно-политической истории. СПб., 2008. С.31-243.

42. Зебальд В.Г. Меж историей и естественной историей // Campo santo. М.: Новое издательство, 2020. С.

43. Зебальд В.Г. Campo santo // Campo santo. М.: Новое издательство, 2020. С.

44. Зиборов В.К. Русское летописание XI-XVII вв. М., 2002. 512 с.

45. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в.. М., 1958. 500 с.

46. Историческая политика в XXI в.: Сборник статей. / Под редакцией А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 648 с.

47. Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). М.: РОССПЭН, 2011. 552 с.

48. Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.

49. Кириллин В.М. Время возникновения краткой редакции «Повести о новгородском белом клобуке» и ее общественное значение // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 4 (14). С.29-38.

50. Клименко А.Н. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на российскую геополитику XIX — XX вв. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2014. 162 с.

51. Козляков В. Н. Михаил Федорович. М., 2010.

52. Колеров М.А. «Историческая политика» в современной России: поиск институтов и языка // Русский Сборник: исследования по истории России / ред.-сост. О. Р. Айрапетов, Мирослав Йованович, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, Пол Чейсти. М., 2014. Том XVI. С. 441-480.

53. Кризисы переломных эпох в исторической памяти / Под ред. Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2012.

54. Кузьмин А.Г. Истории России с древнейших времен до 1618 г. Кн. 1. М., 2003. С. 300-307.

55. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.

56. Лаврентьев А.В. Люди и вещи. Памятники русской истории и культуры XVI-XVIII вв., их создатели и владельцы. М., 1997.

57. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII в. М., 1990. 293 с.

58. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк развития русской историографии // Русский исторический журнал. 1920. №6. С. 5-29.

59. Ларионов В.Е. Древнерусская государственная идеократия: культурно-исторические истоки и генезис. Диссертация ... канд. культурологии. М., 2020. 148 с.

60. Лисейцев Д.В. Нарративные источники второй половины XVI -начала XVII в. о приказной системе Московского государства // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). Сб. статей. М., 2009. С. 18-45.

61. ЛихачевД.С. Иван Пересветов и его литературная современность // Пересветов И. Сочинения / Подгот. текст. А. А. Зимин. М., Л.: 1956. С. 2856.

62. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М.-Л.: Изд-во АН. 1961.

63. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.; Л., 1945.

64. Лихачев Д.С. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 9: Конец XIV — первая половина XVI в.. СПб.: Наука, 2000. С.5-12.

65. Лукичев М.П. Боярские книги XVII в.: Труды по источниковедению. М., 2004.

66. Лурье Я.С. Авраамка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Ч. 1: А-К / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1988. С. 5-6.

67. Лурье Я.С. Летопись Типографская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Ч. 2: Л-Я / АН СССР. ИРЛИ. Л.: Наука, 1989. С. 63-64.

68. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960.

69. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга четвертая. Часть первая. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 586 с.

70. Макарий (Веретенников). Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение // Русская художественная культура XV-XVI вв. (Материалы и исследования / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 11). М., 1998. С.5-24.

71. Макарий (Веретенников). Великие Макарьевские Четьи Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. 1989, №29. С.106-126.

72. Малинова О.Ю. Кто и как формирует официальный исторический нарратив: Анализ российских практик // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 3. С. 103-126.

73. «Места памяти» руси конца XV — середины XVIII в. Сборник статей под редакцией Андрея Доронина. М.: РОССПЭН, 2019.

74. Методологические вопросы изучения политики памяти / Науч. ред.: А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. М., СПб.: Издательство Нестор-История, 2018.

75. Миллер А.И. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI в. // Историческая политика в XXI в.: Сборник статей. Под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7-32.

76. Миллер А.И. Россия: власть и история // Pro et Contra. № 3-4. 2009. С. 6-23.

77. Мишарина И.К. Самоидентификация как выражение культурно-национального самопознания, Россия, в. XVII. Дисс. ... канд. культурол. наук. М., 1999. 132 с.

78. МорозовВ.В. Лицевой свод и русские летописи XVI в.. Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2006. 418 с.

79. Накадзава А. «Рукописание Магнуша» как древнерусский литературный памятник: Исследование и тексты. Дисс. ... канд. фил. наук. СПб., 2000. 253 с.

80. Нарративы руси конца XV — середины XVIII в.: в поисках своей истории / отв. сост., отв. ред. серии А. В. Доронин. М., РОССПЭН, 2018.

81. Николаева М.В. О некоторых источниках «Подробной летописи» («Синопсис», Сказание о граде Славенске») // Труды отдела древнерусской литературы. № 24. 1969. С. 344-348.

82. Нора П. Всемирное торжество памяти / Пер. с фр. Марии Сокольской // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3.

83. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

84. Павлов А.П. К истории Утвержденной грамоты 1613 г. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. История. 2015. № 3. С. 11-20.

85. Панарин А.С. Философия истории // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. М. : Мысль, 2010. С. 212-213.

86. Перевезенцев С.В. «Богом утвержденный государю.»: Образ государя в сочинениях конца XV-XVII вв. // Тетради по консерватизму. 2019. № 2. С. 157-189.

87. Перевезенцев С.В. «И нача ставити по градомъ церкви и попы. » Очерк церковно-государственных отношений в истории России в конце XXVII в.х // Тетради по консерватизму. 2020. №1. С. 768-806.

88. Перевезенцев С.В. Идейные истоки русского консерватизма // Хранители России. Антология. Т. I. Истоки русской консервативной мысли. XI-XVII вв / Под ред. С.В. Перевезенцева. Авт.-сост.: Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц. Подг. текстов А.А. Горохов, О.Е. Пучнина, А.С. Хелик, А.Б. Страхов, Д.А. Ананьев / С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц, А. А. Горохов и др. М., 2015. С. 10-35.

89. Перевезенцев С.В. Истоки русской души. М, 2015. 528 с.

90. Перевезенцев С.В. Историческое сознание: опыт типологизации // Тетради по консерватизму. 2017. № 3. С. 11-21.

91. Перевезенцев С.В. К вопросу о специфике русской политической мысли XI-XVII вв. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2008, №4. С. 11-22.

92. Перевезенцев С.В. Кто и как изучал русскую философию X-XVII вв. // Истоки русской души. Обретение веры. X-XVII вв. М.: Издательство «Э», 2015. С. 25-33.

93. Перевезенцев С.В. «Родство по истории» // Родство по истории. Статьи. Очерки. Беседы. М.: Издательство «ФИВ», 2015. С. 5-17.

94. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X— XVII вв. (Основные идеи и тенденции развития). М.: Прометей, 1999. 432 с.

95. Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X-XVII вв. в их историческом развитии. М.: Издательство Вече, 2019. 608 с.

96. Перевезенцев С. В. Святорусское царство: История русской святости. М.: Общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел"; Издательство М.Б. Смолина (ФИВ), 2018. С. 360.

97. Перевезенцев С.В. Смутное время: опыт свободы // Родство по истории: Статьи. Очерки. Беседы. М., 2015. С. 136-142.

98. Перевезенцев С.В., Кухарский Д.Ю. Образ государя в сочинениях Смутного времени // Вестник Российской нации. 2017. № 6. С. 44-62.

99. Перевезенцев С.В., Страхов А.Б. Историческая легитимация: государственная идеология Московской Руси // Тетради по консерватизму. 2017. № 3. С. 30-44.

100. Перевезенцев С.В., Страхов А.Б. Традиции народовластия в России в X-XVII в.х // Родная Ладога. 2018. № 4. С. 50-62

101. Перевезенцев С.В., Страхов А.Б. Традиции народовластия в русском обществе X-XIII вв. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 1. С. 9-15.

102. Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. М.: Вече, 2001. 432 с.

103. Плигузов А.И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

104. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.,

1995.

105. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. Коллективная монография под ред. А.И. Миллера и Д.В. Ефременко. СПб: Издательство Европейского университета, 2020. 632 с.

106. Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого. М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. 480 с.

107. Ранчин А.М. О принципах герменевтического изучения древнерусской словесности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001, №4. С. 69-81.

108. Религия и русь, XV-XVIII вв. // отв. сост., отв. ред. серии А. В. Доронин. М.: Политическая энциклопедия, 2020. 447 с.

109. Русская социально-политическая мысль. XI-XVII вв. Хрестоматия / Сост. С. В. Перевезенцев, подг. текстов: С. В. Перевезенцев, Г. В. Талина, Д. В. Ермашов, А. С. Ермолина, В. С. Зубова; под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. М.: Издательство Московского университета, 2011. 728 с.

110. Рыбаков Д.А. «Временник Ивана Тимофеева» — несостоявшийся историографический проект начала XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 2 (28). С. 60-65.

111. Самарин А.Ю. Распространение и бытование киевских изданий «Синопсиса» конца XVII в. в России // Книга: Исследования и материалы: Сборник 75. М., 1998. С. 116-130.

112. Саммут Кабанова М. Н. Структура исторического нарратива повести временных лет и степенной книги царского родословия: изображение власти. Дисс. ... канд. фил. наук. М., 2013. 197 с.

113. Сафронова Ю.А. Историческая память: введение. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.

114. Символическая политика: Сборник научных трудов / Рук.: О. Ю. Малинова; науч. ред.: О. Ю. Малинова. Вып. 5: Политика идентичности. М.: ИНИОН РАН, 2017.

115. Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе: сборник статей / под ред. В.В. Лапина и А. И. Миллера. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. 312 с.

116. Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. (XV-XVI вв.). М., Индрик, 1998.

117. Сиренов А.В. Концепция династической монархии в России XVII — первой половины XVIII в. // Древняя Русь после Древней Руси: дискурс восточнославянского (не)единства. М., РОССПЭН, 2017. С. 345-357.

118. Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI—XVIII вв. М.; СПб., 2010.

119. Скрипкина Е.В. Царь Алексей Михайлович — «Новый Константин»: византийский образец власти в русской практике третьей четверти XVII в. // Омский научный вестник. 2012. №1(105). С.12-15.

120. Событие в истории, памяти и нарративах идентичности / Под общ. ред. Л.П. Репиной. М.: «Аквилон», 2017.

121. Солодкин Я.Г. Возникновение Нового летописца и патриарх Филарет // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 2 (24). С. 24-27.

122. Солодкин Я.Г. «Временник» Ивана Тимофеева: Источниковедческое исследование. Нижневартовск, 2002. 179 с.

123. Солодкин Я.Г. «Межуусобная кровь пролилась»: Очерки по истории публицистики и летописания в России конца XVI — первой трети XVII вв.: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 223 с.

124. Солодкин Я.Г. Очерки по истории общерусского летописания конца XVI — первой трети XVII вв.. Нижневартовск, 2008. 237 с.

125. Стерлигова И.А. Византийские святыни и драгоценности московских государей // Наше наследие. 2010. № 93-94. С. 2-23.

126. Страхов А.Б. Дискуссии о концепции «Москва — Третий Рим» в начале ХХ в // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник материалов Шестой международной конференции молодых ученых и специалистов. М., 2016. С. 525-527.

127. Страхов А.Б. Духовно-политические смыслы «Повести о белом клобуке» // Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОНОСОВ-2017. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2017.

128. Страхов А.Б. Духовно-политический смысл учреждения патриаршества в России // Ключевские чтения — 2016. Образ и смысл Победы в российской истории. М., 2017. С. 62-63.

129. Страхов А.Б. Жития Рюриковичей в «Великих Минеях Четьях»: историко-политические смыслы // Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОНОСОВ-2016. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2016.

130. Страхов А.Б. Идейные основания исторической политики царя Алексея Михайловича // История России с древнейших времен до XXI в. : проблемы, дискуссии, новые взгляды. Сборник статей участников Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (24—25 ноября 2020 г.). М.: Институт российской истории РАН, 2020. С. 74-80.

131. Страхов А.Б. Историософские параллели концепций «Царьград Тырнов» и «Москва — Третий Рим» // Герменевтика древнерусской литературы. Т. 19. 2020. С. 430-439.

132. Страхов А. Б. Историческая политика Великого княжества Литовского: альтернативный проект русской истории // БСН0ЬА-2019: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. М.: Издательство Московского университета, 2019.С. 439-441.

133. Страхов А.Б. Историческая политика: опыт теоретического осмысления // Тетради по консерватизму. 2017. № 3. С. 22-29.

134. Страхов А.Б. История как учебная дисциплина и элемент идеологии (на примере России второй половины XVII в.) // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей. Часть 2. Екатеринбург, 2020. С. 239-242.

135. Страхов А.Б. «Но я достиг верховной власти, чем?»: как первые Романовы трактовали образ Бориса Годунова в исторической политике // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018». [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2018.

136. Страхов А.Б. Новые духовно-политические основания в исторической политике России в XVII в // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник материалов Седьмой международной конференции молодых ученых и специалистов СНо-2017 /гл. ред. А. К. Сорокин / Под ред. А. А. Ширинянц. М., 2017. С. 452-454.

137. Страхов А.Б. О духовно-политических смыслах Слова об убиении злочестивого царя Батыя // Историческое образование. 2014. № 2. С. 100-105.

138. Страхов А.Б. «.О начале славяно-российского народа»: происхождение русской цивилизации в представлениях отечественных мыслителей XVI-XVII вв. // Тетради по консерватизму. 2020. № 3. С. 437-443.

139. Страхов А.Б. Образ идеального правителя в сочинениях протопопа Аввакума Петрова // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник материалов Пятой международной конференции молодых ученых и специалистов СНо-2015. М.: РОССПЭН, 2015. С. 352354.

140. Страхов А.Б. Общие тенденции государственной политики Русского царства в области истории в конце XVI в. // SCHOLA-2015: Материалы Третьей международной научной конференции «Политика в текстах — тексты в политике: наука истории идей и учений» / Под ред. А. И. Волошин, А. А. Ширинянц, А. Ю. Шутов. М., 2015. С. 385-388.

141. Страхов А.Б. «Паче прочих царей земных возносяй...»: образ правителя как идейной основание исторической политики России второй половины XVII в. // Ключевские чтения - 2020. Народ и власть: Материалы Международной научной конференции молодых ученых. Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Е. Воронин. М.: Издательство Спутник+, 2021. С. 127130.

142. Страхов А.Б. «Повесть о Псковском взятии» как текстологическая основа концепции «Москва — Третий Рим» // SCHOLA-2016: Политическая текстология и история идей / Под ред. А. Ю. Шутова, А. А. Ширинян-ца. М.: Издательство Московского университета, 2016. С. 421-422.

143. Страхов А.Б. Представление о том, что такое политология, определяется тем, как осмыслена ее история. (О хрестоматии «Русская социально-политическая мысль») // Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2016. № 2. С. 152-158.

144. Страхов А.Б. «Преста в Руском государьстве человеческая пагуба...»: первые Романовы о причинах и окончании Смуты // SCHOLA-2020: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. М.: Издательство Московского университета, 2020. С. 189-192.

145. Страхов А.Б. «Рукописание Магнуша» в контексте государственной исторической политики XVI в. // БСН0ЬА-2014: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С. 216-219.

146. Страхов А.Б. Специфика исторической политики Русского царства в XVII в. // Материалы Международного молодежного научного форума ЛОМОНОСОВ-2019 / Под ред. Е. С. Каширина, В. В. Хапаев, Э. Р. Шихаме-това. Т. 1. М., 2019. Электронное издание.

147. Страхов А.Б. Соотношение понятий «историческая политика» и «политика памяти» в современной отечественной науке // SCHOLA-2018: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца. М., 2018. С. 241-243.

148. Страхов А.Б. Титул Алексея Михайловича как элемент государственной исторической политики России в XVII в. // Schola-2017: Политическая текстология и история идей. М., 2017. С. 306-308.

149. Страхов А.Б. Философские основания государственной исторической политики России XVI-XVII вв. // Восьмой Российский Философский Конгресс — Философия в полицентричном мире. Симпозиумы. Сборник научных статей. Т. 3. М.: Логос, 2020. С. 606-608.

150. Страхов А.Б. Формирование комплекса представлений о происхождении правящей династии России в XVI в. // Ломоносов: материалы международного молодежного научного форума. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2015.

151. Стремоухое Д.Н. Москва — Третий Рим. Источник доктрины // Из истории русской культуры. T.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. М.: Языки славянской культуры. 2002. С. 425-441.

152. Талина Г.В. Выбор пути: Русское самодержавие второй половины XVII — первой четверти XVIII в.. М.: Русский мир, 2010. 448 с.

153. Талина Г.В. Русская самодержавная монархия первых Романовых глазами современников и потомков // Самодержавное царство первых Романовых / Сост., авт вст. ст., комм Г.В. Талина / Под ред. С.В. Перевезенцева. М., 2004. С. 7-74.

154. Тарнополъская И.О. Исследование киевского «Синопсиса» 1680 г. в контексте проблемы «Государство и массовое сознание» // Государство и общество: проблемы федерализма и самоуправления. Ижевск, 1999. С. 38-44.

155. Татищев В.Н. История Российская. М., 1768. Т. 1. 262 с.

156. Топычканое А.В. Политическое пространство царских загородных резиденций второй половины XVII в.. М.: Индрик, 2019.

157. Топычканое А.В., Шамин С. М. Перформативная культура российского двора XVII в.: литургические действа, выступления скоморохов и артистов, театр // Российская история. 2016. № 6. С. 97-111

158. Траба Р. Польские споры об истории в XXI в. // Pro et Contra. 2009. №3-4. С. 43-64.

159. Тульчинский Г.Л. Историческая память и социально-культурная реальность: как настоящее управляет прошлым и будущим // Наследие. 2015. №2. С. 131-151.

160. Туфанова О.А. Древнерусские письменные памятники о Смутном времени как художественный феномен. Дисс. ... д-ра фил. наук. М., 2019. 440 с.

161. Туфанова О. А. Принцип контраста как отражение противоречий эпохи Смутного времени во «Временнике» Ивана Тимофеева // Вестник славянских культур. 2008. №. С. 139-147.

162. Туфанова О.А. Символ инорога во «Временнике» Ивана Тимофеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 118-128.

163. Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной истории. 2007. № 2(6). С.5-59.

164. Усачев А.С. Из истории древнерусской книжности времени митрополита Макария: Великие Минеи Четьи и Степенная книга // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2007, №4(30). С.35-43.

165. Усачев А.С. Летописец начала царства и митрополичья кафедра в середине XVI в. // Проблемы отечественной истории и историографии XVII-ХХ вв.: сборник статей, посвященный 60-летию Я.Г. Солодкина. Нижневартовск, 2011. С.5-21.

166. Усачев А.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. СПб.: Альянс-Архео, 2009. 760 с.

167. Усачев А.С. Третий Рим или Третий Киев? (Московское царство XVI в. в восприятии современников) // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С.69-87.

168. Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и концепция «Москва — третий Рим». СПб., 2002.

169. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. / Предисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня. Коммент. С.С. Бычкова. М.: Моск. рабочий, 1990. 269 с.

170. Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский: Просопографи-ческое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному. СПб., 2007. 624 с.

171. Филюшкин А.И. Титулы русских государей. М.; СПб., 2006. 256 с.

172. Халъбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. №2.

173. Хелик А.С. Идейные источники русской социально-политической публицистики конца XV — начала XVI вв. // Политика и общество. 2017. № 3. С. 149-154.

174. Хранители России. Антология. Т. I. Истоки русской консервативной мысли. XI-XVII вв / Под ред. С.В. Перевезенцева. Авт.-сост.: Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц. Подг. текстов А.А. Горохов, О.Е. Пучнина, А.С. Хелик, А.Б. Страхов, Д.А. Ананьев / С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц, А. А. Горохов и др. М.: ООО Паблис, 2015. 736 с.

175. Черепнин Л.В. «Смута» и историография XVII в. (Из истории древнерусского летописания) // Исторические записки. Т. 14. 1945. С. 81-128.

176. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Сред-невв.ья к Новому времени. Дисс. ... д-ра ист. наук. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. 288 с.

177. Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено.» Очерки о русских историках второй половины XVII в. и их трудах. М., 1988. 136 с.

178. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938.

179. Шахматов А.А. Повесть временных лет. Т. 1. Пг., 1916.

180. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

181. Шевченко М.Н. Эволюция идеи «царской» власти на Руси во второй половине XV — первой трети XVI вв. Дисс. ... канд. ист. наук. Омск, 2006. 187 с.

182. Шеррер Ю. Германия и Франция: проработка прошлого // Историческая политика в XXI в. : Сборник статей. Под ред. А. Миллера, М. Лип-ман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 473-505.

183. Ширинянц А.А. Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции (опыт пореформенной России): концепция русской монархии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 4. С. 69-87.

184. Ширинянц А.А., Перевезенцев С.В., Ермашов Д.В. Русская социально-политическая мысль X — начала XX в.. Учебно-методическое пособие. Часть I. История политических учений России X — XVII вв.: От Киевской Руси до Московского царства. М., 2005. 156 с.

185. Штайндорфф Л. «Синопсис» как «место памяти» Руси // «Места памяти» Руси конца XV — середины XVIII в. М.: Политическая энциклопедия, 2019. С. 14-24.

186. Шушпанов Е.С. Идейное наследие инока Филофея в русской философской мысли. Дисс. ... канд. филос. наук.СПб., 2009. 157 с.

187. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.

188. IV Съезд Российского общества политологов «Конституционные процессы и устойчивость политических систем: от теорий к национальным моделям» (22-23 декабря 2020 г.). Программа. (Электронный ресурс). URL: http://ruspolitology.ru/wp-content/uploads/2020/11-12/Program 4 congress.pdf (дата обращения — 04.04.2021).

189. Erll A. Travelling Memory // Parallax. 2011. Vol. 17. №4. P. 4-18.

190. Gonneau P. Les Princes de Moscou face à la mort : modèle monastique et sainteté lignagère (1263-1598) // Cahiers du monde russe. 2005. №46.1-2. Pp. 193-210.

191. Gonneau P. Monachisme et diffusion de la foi dans la Russie moscovite (XIVe-XVIe s.) // Annales: histoire, sciences sociales. LI. 1996. №2. Pp.463-489.

192. Herf J. Divided memory: the Nazi past in the two Germanys. Cambridge: Harvard University Press, 1997.

193. Huyssen A. Present Past: Urban Palimpsests and the Politics of Memory. Stanford: Stanford University Press, 2003.

194. Huyssen A. Twilight memories: marking time in a culture of amnesia. New York: Routledge, 1995.

195. Lenhoff G. The Book of Degrees and the Illuminated Chronicle: A Comparative Analysis // Revue des études slaves. 2016. №87/3-4. P. 157-169.

196. Liseitsev D.V. The commemoration chancery: New Evidence about a Little-Known Institution in 17th-Century Muscovy - Панихидный приказ // Canadian-American Slavic Studies. 2018. Т. 52. № 1. С. 67-74.

197. Miller D. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the Origins of Russian National Consciousness // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin: Wiesbaden: Harrassowitz, 1979. №26.

198. Olick J.K. The Sins of the Fathers: Germany, Memory, Method. Chicago: University of Chicago Press, 2016.

199. Pro et Contra. 2009. №3-4. 168 с.

200. The Book of Royal Degrees and the Genesis of Russian Historical Consciousness (with A. M. Kleimola). UCLA Slavic Studies, n. s., vol. VII. Slavi-ca: Bloomington, Indiana, 2012. 348 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.