Идейно-эстетические принципы "парижской ноты" и художественные поиски Бориса Поплавского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кочеткова, Ольга Сергеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кочеткова, Ольга Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ДВА «ПОЛЮСА» «ПАРИЖСКОЙ МОТЫ»: «ШКОЛА» ГЕОРГИЯ
АДАМОВИЧА И БОРИС ПОПЛАВСКИЙ.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИРЫ ПОЭТОВ «ПАРИЖСКОЙ НОТЫ».
2.1 Проблема внешнего и внутреннего пространства в судьбе и творчестве Анатолия
Штейгера.
2.2 Апофатический принцип поэтики «парижской ноты»: лирика Лидии Червинской
ГЛАВА 3. ЭМИГРАНТСКИЙ МИФ БОРИСА ПОПЛАВСКОГО: КОРАБЛЬ-«АНТИМИР» КАК ПРОСТРАНСТВО ЭСХАТОЛОГИИ В КНИГЕ «ФЛАГИ».
3.1 «Единственная тема» творчества Б.Поплавского.
3.2 От мифотворчества к «дилетантизму»: об одной «обратной» эстетической установке
Б.Поплавского.
3.3 Миф об Орфее в творчестве Б.Поплавского.
3.4 Младосимволистский подтекст в книге «Флаги»: миф об аргонавтах.
3.5 Мотивно-образная система книги «Флаги».
3.5.1 Рамочные компоненты книги «Флаги».
3.5.2 Корабль как центральный образ-символ-миф.
3.5.3 Лодка и пароход как две сферы существования поэта-матроса.
3.5.4 Женские образы и проблема самоидентификации.
3.5.5 Траектория пути: образы звезд и символическое созвездие Северного Креста.
3.5.6 Преодоление Хроноса.
3.5.7 Образы непрерывного и дискретного времени.
3.5.8 От прошлого — к вечности, или Четыре времени года.
3.5.9 Вне земли: между музыкой и жалостью.
3.5.10 Ад и рай как два предела небесной вертикали.
3.5.11 «Поколенческие» сны Б.Поплавского.
3.5.12 Жизнь или смерть? (о парадоксе поэтического инобытия).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественно-философские аспекты прозы Бориса Поплавского2010 год, кандидат филологических наук Галкина, Мария Юрьевна
Творчество Георгия Иванова в контексте русской поэзии первой трети ХХ века1999 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Наталья Анатольевна
Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского2007 год, кандидат филологических наук Роман, Сергей Николаевич
Поэтика романа Б.Ю. Поплавского "Аполлон Безобразов" в контексте прозы русской эмиграции рубежа 1920-х - 1930-х годов2009 год, кандидат филологических наук Разинькова, Ирина Егоровна
Мотивная структура дилогии Бориса Поплавского "Аполлон Безобразов" и "Домой с небес"2013 год, кандидат филологических наук Дмитрова, Анна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-эстетические принципы "парижской ноты" и художественные поиски Бориса Поплавского»
Среди исследований литературы русского зарубежья, внимание к которой в силу объективных причин выросло за последние десятилетия, все чаще стали появляться работы, посвященные творчеству представителей молодого поколения первой волны эмиграции. Учитывая, что вопрос о самой возможности существования литературы в условиях изгнания, вызывавший споры ведущих эмигрантских критиков, непосредственно связывался с проблемой «воспитания» нового литературного поколения, такой интерес кажется закономерным. Однако следует отметить, что зачастую исследования, появляющиеся в рамках обозначенной тематики, носят избирательный и фрагментарный характер, касаются творчества одного конкретного писателя и, лишь частично затрагивая проблему взаимодействия художественных практик на первый взгляд различных по своим идейно-эстетическим установкам авторов, не охватывают целостно того или иного явления литературы русского зарубежья. В полной мере это относится к творчеству представителей «парижской ноты» - «ближайших учеников» Георгия Адамовича Анатолия Штейгера и Лидии Червин-ской, с одной стороны, и Бориса Поплавского, с другой.
Показательно, что лишь совсем недавно были изданы ожидаемые в течение практически десяти лет два «оставшихся» тома трехтомного собрания сочинений Б.Поплавского (Б.Поплавский. Собрание сочинений: В 3 т./Сост., коммент., подгот. текста А.Н.Богословского, Е.Менегальдо. - М.: Книжница; Русский путь; Согласие, 2009). При осознании всей значимости этого события, однако, при знакомстве с первой, стихотворной, книгой возникает существенный и очевидный вопрос. Обращаясь к уцелевшему черновому авторскому плану издания «в шести сборниках» поэтического наследия поэта и выстраивая стихотворения «по мере возможности» согласно этому плану, почему серьезные исследователи творчества Поплавского, готовившие первый том, отказались от переиздания (хотя бы в приложении) книги «Флаги» в том виде, в каком она согласно воле поэта появилась на свет в 1931 году, была воспринята современниками и до сих пор остается известна широкому кругу читателей и литературоведов? На наш взгляд, к единственной вышедшей при жизни Поплавского и, еще раз подчеркнем, с его согласия книге следовало бы отнестись с большей аккуратностью и корректностью, ведь ни у кого сегодня не может возникнуть сомнения в том, что именно в варианте издания 1931 года «Флаги» стали фактом и артефактом живого литературного процесса русского зарубежья вт. п. 1920-х—1930-х гг. С грубыми сторонними вмешательствами в процесс составления сборника, отбора стихотворений, определения их последовательности, как известно, Поплавский не сталкивался. Кроме того, поэт, что видно из примера, приведенного чуть ниже, был достаточно скрупулезен в «мелочах», касающихся издания его книги. Его возмущали «типографские недостатки», большое количество опечаток и грубых ошибок, допущенных работниками издательства и нарушающих ритмику, строфику стиха, а значит, изменяющих смысл произведений. В частности, среди недочетов, приводимых в письме Ю.Иваску от 7.10.1930 г., Б.Поплавский указывает строку «До самой ночи среди синих звезд.», которая в оригинале должна была звучать «До самой ночи средь синих звезд.». Несомненно, если поэт придавал особое значение каждой «музыкальной» букве стиха, то к проблеме компоновки и композиционной стройности книги он подходил не менее серьезно. Принимая во внимание эти обстоятельства, в своей работе мы опираемся на тот вариант текста сборника «Флаги», который воспроизводит аутентичное издание с минимальной, приближенной к современной орфографии и графике правкой1.
Что касается художественных текстов А.Штейгера и Л.Червинской, в объеме полноценных сборников они до сих пор не переиздавались.
Возможно, труднодоступность произведений многих молодых авторов русского литературного зарубежья отчасти объясняет лакуну, образовавшуюся в отечественном литературоведении: большая часть работ, посвященных творчеству русских «парижан», — это статьи в энциклопедических, научных или учебных изданиях2.
На сегодняшний момент существует лишь одна монография, непосредственно касающаяся творчества Б.Поплавского, — книга Е.Менегальдо «Поэтическая Вселенная Бориса Поплавского» (СПб.: Алетейя, 2007). В основе работы русской по происхождению исследовательницы (почетного профессора Университета Пуатье (Франция)), на протяжении долгих лет совместно с А.Богословским занимавшейся «реанимацией» архивов и культурного наследия «монпарнасского царевича», лежит подход к тексту, оформившийся в трудах Гастона Башляра, во многом опиравшегося на традиции психоанализа. Образы четы
1 Поплавский Б.Ю. Сочинения. - СПб.: Летний Сад; Журнал «Нева», 1999.
2 Среди наиболее значимых масштабных проектов энциклопедического характера следует упомянуть такие издания, как: Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. — Париж: Ymca-Press, М.: Русский путь, 1996; Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918 - 1940. Том 1. Писатели русского зарубежья. - М.: РОССПЭН, 1997; Литература русского зарубежья. 1920 - 1940/0тв. ред. О.Н.Михайлов. Вып. 2. - М.: И МЛ И, «Наследие», 1999; Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов: В 2 т. Т.2. — М.: ИМЛИ РАН, 2008; Русские поэты XX века. Собрание биографий. — Челябинск: Аркагш, 2003; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. — М., 1997; и др. Заслуживают внимания учебные издания: Агеносов В.В. Литература Русского Зарубежья (1918 - 1996). - М.: Терра-Спорт, 1998; Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 2009; и др. Интерес вызывают научные сборники: Gibson Aleksey. Russian Poetry and Criticism in Paris From 1920 To 1940. - Leuxenhojf Publishing. The Hague. 1990; Hinrichs J.P. Verbannte Muse: zehn Essays iiber russische Lyriker der Emigration. Miinchen, 1992; Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004; Русские писатели в Париже: Взгляд на французскую литературу: 1920 — 1940: Международная научная конференция. - М.: Русский путь, 2007; Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: Сб. научных трудов. — М.: ИНИОН РАН, 2005; Русское зарубежье — духовный и культурный феномен: Межд. сб. научн. статей. — Вып. 1—2. — М„ 2003-2008; Русская культура XX века на родине и в эмиграции: Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2002; Русская литература в большом и малом времени: Сб. научных трудов. - Вологда: ВГПУ, Изд-во «Русь», 2000; и др. рех природных стихий, при помощи которых французский философ и эстетик пытается обосновать «метафизику воображения», стали для Е.Менегальдо точкой отсчета, позволившей ей представить одну из возможных интерпретаций сюрреалистических текстов поэта.
В отечественном литературоведении наиболее глубоким исследованием поэзии Б.Поплавского является глава «Пути авангарда» монографического труда А.И.Чагина «Расколотая лира (Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы)»3, в которой не только подробно, с учетом целостности всего художественного наследия поэта анализируется стихотворение «Возвращение в ад» (из книги «Дирижабль неизвестного направления») и диптих «Морелла» (из книги «Флаги»); но и прослеживаются связи лирики Поплавского с поэтической традицией золотого и серебряного веков, а также с советской поэзией, - благодаря чему становится возможным определить место творчества яркого представителя молодого поколения эмиграции в русской литературе и подтверждается предложенная исследователем «формула» «одна литература и два литературных процесса», соответствующая «диалектике взаимодействия двух потоков русской литературы в 1920-1930-е годы».
В рамках сравнительного литературоведения написан ряд статей как отечественных, так и зарубежных исследователей. Творчество Б.Поплавского сопоставляется с произведениями А.Блока, В.Маяковского, Н.Заболоцкого, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, Ф.Достоевского и др. русских поэтов и писателей; Э.По, С.Малларме, М.Пруста, А.Рембо, Г.Ибсена, Т.Тцара, П.Элюара, Л.Арагона, П.Валери, А.Жарри и др. западноевропейских авторов4, а также с лирикой представителей новейшей современной литературы5.
3 См. издание: ЧагипА.И. Пути и лица. О русской литературе XX века. —М.: ИМЛИ РАН, 2008.
4 См. следующие статьи: Буслакова Т.П. Русские и французские ориентиры в историко-литературной концепции Б.Ю.Поплавского // Русская культура XX века на родине и в эмиграции: Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2002. — С. 65-76; Грякалова Н.Ю. Травестш и трагедия. Метафизическая проблематика символизма в романах Бориса Поплавского // Александр Блок. Исследования и материалы. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 102-124; Чагин А. Н.Заболоцкий и Б.Поплавский// Николай Заболоцкий. Проблемы творчества: По материалам международных научно-литературных чтений, посвященных 100-летию Н.Л.Заболоцкого 1903 - 2003. - М.: Изд-во ИМЛИ им. А.М.Горького, 2005. - С. 224-235; Сироткын Н.С. Б. Потавский и В. Маяковский: об одной литературной параллели [Электронный ресурс]; Галкина М.Ю. Приемы поэтики Достоевского в художественной прозе Бориса Поплавского [Электронный ресурс]; Вольский А. Между Ницше и Эдгаром По (100 лет назад родился Борис Поплавский) // Новая газета. — 10.09.2003 [Электронный ресурс]; Каменева О.А. Сюрреалистический Париж Бориса Поплавского («Аполлон Безобразов» и «Парижский крестьянин» Луи Арагона) // Русские писатели в Париже: Взгляд на французскую литературу: 1920 — 1940: Международная научная конференция. — М.: Русский путь, 2007. — С. 137—151; Токарев Д.В. «Демон возможности»: Борис Поплавский и Поль Валери // Там же. — С. 366—382; Хазан Владимир. «Роман с Богом», или О двух литературных гиутках в «Аполлоне Безобразове» Бориса Поплавского (Борис Поплавский и Альфред Жарри) // Там же. - С. 383—404; Kopper John М. The "Sun's Way" of Poplavskii and Ibsen // From The Other Shore: Russian Writers Abroad Past and Present. — Vol 1. —2001. —P. 5-21; etc
5 Безусловный интерес представляет статья Н.В.Барковской «Борис Поплавский и некоторые тенденции в современной поэзии» (см. сборник «Русское Зарубежье: приглашение к диалогу» (Калининград: Изд-во КГУ, 2004)).
Нельзя не упомянуть монографию американского ученого Леонида Ливака «Как это делалось в Париже» (Madison: The University of Wisconsin Press, 2003), в которой наряду с подтекстами и контекстом творчества Б.Поплавского рассматривается прустианское начало романов Г.Газданова и Ю.Фельзена, влияние Л.Селина на В.Яновского, А.Жида на В.Набокова; анализируется книга Г.Иванова «Распад атома» с позиции «конца» «человеческого документа», наконец, описывается миф о незамеченном поколении. Однако следует подчеркнуть, что Л.Ливак сосредотачивает свое внимание преимущественно на прозе.
Романы Поплавского в сопоставительном аспекте анализируются также в диссертациях А.Леденева и В.Жердеевой, статьях Н.Арлаускайте, Т.Буслаковой, О.Орловой, В.Земскова6.
В целом, прозаические произведения Поплавского попадают в поле зрения исследователей чаще, чем поэтические. При этом изучаются, как правило, философский и культурологический, а также социологический аспекты «Аполлона Безобразова» и «Домой с небес». Примером могут послужить диссертационные исследования Н.Андреевой и Н.Прохоровой, статьи М.Галкиной, О.Латышко, работы И.Каспэ, С.Семеновой, Л.Сыроватко7.
6 См.: Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В.Набокова в контексте художественных исканий конца XIX— первой половины XXвека: Дис. .докт.филолог.наук: 10.01.01. ~ М„ 2005; Жердеева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б.Потавский, Г.Газданов): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. — М, 1999; Арлаускайте Н. Следы покушения с негодными средствами: Попчавский, Набоков, Бердяев, etc. // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — С. 162—165; Орлова О. Поплавский, Газданов и Монпарнас // Там же. — С. 84-92; Буслакова Т.П. К.К.Вагинов и «молодая эмигрантская литература» (к 100-летию со дня рождения К.К.Вагинова) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 1999. —№ 6.— С. 19—29; Земское В.Б.Писатели цивилизационного «промежутка»: Газданов, Набоков и другие // Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: Сб. научных трудов. — М.: ИНИОН РАН, 2005. - С. 7-15.
7 См.: Андреева Н.В. Черты культуры XX века в романе Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов»: Дис. .канд.филос.наук: 09.00.04. — М., 2000; Прохорова Н.И. Концепт «жизнетворчество» в художественной картине мира Б.Ю.Поплавского: Дис. . канд. культурологии: 24.00.01. — Саранск, 2007; Галкина М.Ю. К вопросу об имперсонализме Бориса Поплавского //Литературоведческий журнал. — 2008. —№ 22. — С. 159— 171; Она же. Некоторые аспекты философской проблематики прозы Бориса Поплавского // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: Межд. сб. научн. статей. — Вып. 2. — М.: Моск. акад. образ. Н.Нестеровой, 2008. — С. 88—93; Латышко О.В. Композиция романа Б.Ю.Поплавского «Аполлон Безобразов» как одна из форм обобщения духовных процессов // Русское Зарубежье - духовный и культурный феномен: Материалы Международной научной конференции: В 2 ч. 4.1. — М.: Новый гум. ун-т Н.Нестеровой, 2003. - С. 80-86; Она же. «Роман в сюртуке» Бориса Поплавского // Русская культура XX века на родине и в эмиграции: Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 76-92; Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. — М.: Новое литературное обозрение, 2005; Она же. Проза Бориса Поплавского и идея эмигрантского сообщества // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб. научных трудов. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — С. 152-161; Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 - 1930-х годов. Поэтика — Видение мира — Философия. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001; Она же. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газданов и Борис Поплавский) // Вопросы литературы. — 2000. — № 3. — С. 67—106; Сыроватко Л.В. Тезис и антитезис самопознания: Н.Бердяев в диалоге с Б.Поплавским // Культурный слой. Вып. 4: Философия русского зарубежья (исследования и материалы). - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — С.85-101; Она же. Самоистязание двух видов («новое христианство» Бориса Поплавского) // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - С. 165-185.
Осторожность, с которой литературоведы обращаются к стихотворениям Б.Поплавского, вероятно, связана с поиском адекватного подхода к русскому варианту сюрреалистического «языка», к которому прибегает поэт. С одной стороны, выход из сложной методологической ситуации находят в анализе «незаконных» средств поэтики, заимствованных «Орфеем русского Монпарнаса» из других видов искусства8. С другой - в репрезентации ограниченного количества (чаще всего одного — двух) образов или мотивов его поэзии, а также в стремлении «ответить» на поэтический эксперимент экспериментом экстравагантно-литературоведческим9.
Интересно также, что Б.Поплавский до сих пор остается притягательной творческой личностью, вдохновляющей окружающих на создание собственных художественных и паралитературных произведений10.
Если интерес к «сочинениям» Б.Поплавского действительно вырос среди широкого круга читателей, что доказывает большое количество рецензий, появляющихся вслед за его переизданными или впервые изданными произведениями, то небольшое по своему объему наследие А.Штейгера и Л.Червинской еще остается предметом пристального внимания лишь избранных специалистов-филологов.
Обзор литературы, охватывающей явление поэтической «школы» Г.Адамовича, представляется весьма скромным.
Наиболее серьезные исследования «парижской ноты» как феномена творчества молодой литературы русского зарубежья представлены в 22-м тематическом номере «Литературоведческого журнала» (М.: ИНИОН РАН, 2008). Среди авторитетных ученых, чьи работы составили выпуск, необходимо назвать О.А.Коростелева, защитившего диссертацию по поэзии Георгия Адамовича", непосредственно занимавшегося подготовкой издания
8 См.: Аликин К.Ю. Принцип «кинематографического письма» в поэтике Бориса Поплавского // Молодая филология. - Вып. 2. - Новосибирск, 1998. — С. 174—180; Менегальдо Е. Проза Бориса Поплавского, или Роман с живописью // Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: Сб. научных трудов. — М.: ИНИОН РАН, 2005. — С. 148-160; Токарев Д. Об одном способе репрезентации визуального у Бориса Поплавского (стихотворение «Рембрандт») // На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия А.В.Лаврова. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 729-733.
9 Исследованию отдельных тем, образов и мотивов лирики Поплавского посвящены следующие работы: Яковлева Л. Тема потустороннего мира и смерти в лирике Б.Поплавского (на материале сборника «Флаги») // Русская филология. Т.8. Сб. научных работ мол. филологов. — Тарту: Тартус. ун-т, 1997. — С. 149—154; Буслакова Т. Наталия Столярова: трагические аккорды «Солнечной музыки» [Электронный ресурс]; Субботин А.П. Ужас и безумие [Электронный ресурс]; и др. Новейшие методы исследования, не всегда бесспорные, применены в таких статьях, как: Сироткин Н.С. Поглощение и извержение. Еда, женщины, деньги, музыка и смерть [Электронныйресурс]; Аликин К.Ю. «Поплавский» дискурс в дискурсе Поплавского //Дискурс. - 1998. -Хз 7. - С. 21-23.
10 Приведем несколько примеров произведений различных жанров, написанных с привлечением биографического, мемуарно-эпистолярного и художественного наследия поэта: Вишневский А.Г. Перехваченные письма: Роман-коллаж. — М.: ОГИ, 2008; Иванова Светлана. Борису Поплавскому // Звезда. - 2000. - ЛЬ 3; Любинский А. На перекрестье. — СПб.: Алетейя, 2007; Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. — М.: НЛО, 1997.
11 Коростелев О.А. Поэзия Георгия Адамовича: Дис. .канд.филолог.наук: 10.01.01. — М., 1995. собрания сочинений парижского «мэтра» и составившего совместно с Н.Г.Мельниковым двухтомник критики русского зарубежья. В своей статье «"Парижская нота" и противостояние молодежных поэтических школ русской литературной эмиграции» О.А.Коростелев воссоздает яркую полемическую ситуацию, сложившуюся в литературной критике вт.п. 1920-х - п.п. 1930-х гг., дает определение понятию «парижская нота» и подробно его характеризует (останавливается на «узком круге, адептах и поклонниках» «школы» Г.Адамовича, приводит оформившиеся в её рамках приёмы).
Не менее значимой представляется статья С.Федякина, обратившегося в связи с «парижской нотой» к «розановскому наследию» и проследившему основанное порой на взаимном отталкивании влияние розановского стиля на поэзию Г.Адамовича, А.Штейгера, Г.Иванова. Мотивы эсхатологии и опрощения как элементы эмигрантской поэтики иссле
19 дуются в обстоятельной статье В.Хазана .
О «парижской ноте» неоднократно писал и В.Крейд, автор ряда работ по творчеству Георгия Иванова и вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» биографии поэта13.
На точки соприкосновения поэзии А.Штейгера и Л.Червинской с традицией серебряного века помимо их современников и названных выше литературоведов указывают А.Кузнецова, Л.Миллер, И.Кудрова, К.Вильчковский (впрочем, два последних автора, оценивающих переписку А.Штейгера и М.Цветаевой, пытаются определить, в первую очередь, характер личных взаимоотношений двух поэтов)14.
Необходимо также назвать работу К.В.Ратникова «"Парижская пота" в поэзии русского зарубежья» (Челябинск: Межрайонная типография, 1998), в которой предпринимается попытка более или менее детально рассмотреть лирику представителей «школы» Г.Адамовича как иллюстрацию к идейно-эстетическим установкам «мэтра».
Можно заметить, что поэтический облик А.Штейгера и Л.Червинской только начинает проясняться и еще ожидает своего явления в более полном и четко очерченном виде.
Предлагаемое исследование, находясь в русле развивающегося направления изучения «темного», «иррационального» поэтического языка, с одной стороны, и редко упоминае
12 См.: Федякин С.Р. «Розановское наследие» и явление «парижской ноты» //Литературоведческий журнач. — 2008. - ЛЬ 22. - С. 51-111; Хазан В. Из наблюдений над эмигрантской поэтикой // Таи же. — С. 123-146.
13 См., например: Крейд В. «В линиях нотной страницы.» // «В Россию ветром строчки занесет.»: Поэты «парижской ноты». — М.: Мол.гвардия, 2003. — С. 5-30; Крейд В. Георгий Иванов в двадцатые годы // Новый журнач. — Нью-Йорк, 2005. - № 238. — С. 167-200; Крейд В.П. Георгий Иванов. - М.: Молодая гвардия, 2007.
14 Кузнецова А. Поэтика аскезы: И.Анненский и поэты «парижской ноты» // Иннокентий Федорович Ан-ненский. 1855-1909. Материалы и исследования: по итогам Междунар. научн.-лит. чтений, посвящ. 150-летию со дня рожд. И.Ф.Анненского. - М.: Изд-во Лит. ин-та им. А.М.Горького, 2009. — С.414-421; Миллер Лариса. Разговор, продленный эхом //Вопросы литературы. — 1999. — № 2. — С. 21—32; Вильчковский К. Переписка Марины Цветаевой с Анатолием Штейгером. // Марина Цветаева в критике современников: В 2 ч. 4.2. 1942 — 1987 годы. Обреченность на время. — М.: Аграф, 2003. — С. 76-82; Кудрова Ирма. Поговорим о странностях любви: Марина Цветаева // Звезда. - 1999. -№ 10. - С. 201-217. мых имен «незамеченного» поколения первой волны русской эмиграции в их взаимосвязи с её «яркими» представителями, с другой, - компенсирует некоторые из обозначенных литературоведческих лакун, что свидетельствует о его актуальности.
Цель диссертационной работы - на примере художественного наследия поэтов «парижской ноты» и Б.Поплавского рассмотреть один из наиболее противоречивых и, вместе с тем, завершенных в своей целостности вариантов стратегии творчества среди представителей молодого поколения литературы русского зарубежья, осознающих себя продолжателями и завершителями эпохи серебряного века.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
- сопоставить идейно-эстетические позиции представителей «школы» Георгия Адамовича, с одной стороны, и Бориса Поплавского, с другой; на основе чего указать сходства и различия двух «полюсов» «парижской ноты», а также обнаружить их генетическую связь с предшествующей литературной традицией;
- опираясь на критический и мемуарно-эпистолярный материал, привлекая контекст творчества писателей и поэтов золотого и серебряного веков, воссоздать поэтический облик Анатолия Штейгера и Лидии Червинской, проанализировать проблемно-тематическое поле и определить специфические черты поэтики их произведений;
- выявить основные мотивы и образы книги Б.Поплавского «Флаги», представить их в системе, дав их подробный контекстный анализ; обратившись к уровню подтекста, обозначить наиболее яркие художественные ориентиры «монпарнасского царевича» в русской литературе; соотнести формально-содержательные константы творчества А.Штейгера и Л.Червинской с сюрреалистическими поисками поэта, в результате чего реконструировать его мифологическую модель мира.
Материалом для диссертационной работы послужили художественные тексты поэтов «парижской ноты» (поэтические сборники А.Штейгера и Л.Червинской, мемуарная проза Штейгера), творчество Б.Поплавского (главным образом — книга «Флаги», изданная в 1931 году). Вместе с тем, немаловажное значение имело привлечение мемуарно-эпистолярного и критического наследия как только что упомянутых представителей молодого поколения первой волны эмиграции, так и их современников («друзей» по перу Ю.Терапиано, Г.Газданова, В.Яновского и др., а также «старших товарищей» Г.Адамовича, В.Ходасевича, Г.Иванова, З.Шаховской etc.). Необходимой составляющей корпуса привлекаемых текстов стали произведения русских поэтов и писателей XIX — начала XX веков.
В процессе исследования учитывались различные подходы к изучению художественных произведений: историко-биографический, сравнительно-исторический, литературно-поколенческий, формалистский, семиотический, структуралистский; интертекстуальный. Продуктивными оказались методы, разработанные в рамках ряда школ мифокритики, сложившихся в отечественном литературоведении и в западной русистике. Речь идет как о ритуальном направлении мифокритической методологии (представленном именами Дж.Фрейзера, В.Проппа, М.Бахтина и др.), так и архетипном (работы К.Юнга, Э.Фромма, М.Элиаде, Г.Башляра, Е.Мелетинского и др.). Ориентиром стали труды таких исследователей, как А.Веселовский, Ю.Тыпянов, А.Лосев, С.Аверинцев, К.Тарановский, М.Гаспаров, Ю.Лотман, Я.Голосовкер, Э.Курциус, К.Леви-Стросс, А.Ханзен-Леве и т.д., что и послужило методологической основой диссертационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественное наследие Бориса Поплавского и поэтов «школы» Георгия Адамовича представляет собой единый феномен творчества молодой литературы русского зарубежья. В основе творческой стратегии представителей двух «полюсов» «парижской ноты» лежит апофатический принцип. Однако если поэтику Штейгера и Червинской, «ближайших учеников» Адамовича, можно определить как «проговаривание» истинного (стремление к простоте и аскетизму через отрицание «неистинного»), то поэтику Поплавского -как «выговаривание» «неистинного» (тенденция «темного» стиля с наиболее существенными категориями переживания и сомнения в поиске истинного).
2. В своем творчестве Штейгер пытается разрешить пространственную коллизию «внешнего» и «внутреннего», «чужого» и «своего», нашедшую отражение в двух ипостасях его лирического героя — взрослого и ребенка.
3. Центральной, но, как правило, не эксплицированной темой поэзии Штейгера, Червинской и Поплавского является тема России.
4. Категория отсутствия в лирике Червинской как представительницы «школы» Адамовича понимается не столько как отрицание мира, сколько как разлука, или «чистое», интуитивное «предчувствие» иного бытия.
5. Поэтическое слово, по Поплавскому, есть жест творческой личности. В своем отношении к поэзии Поплавский оказывается близок тютчевскому «дилетантизму», однако, воспринятому через призму доведенной до своего предела идеи жизнетворчества, получившей яркое воплощение в культуре серебряного века.
6. Эмигрантский миф Бориса Поплавского - это миф о корабле-«антимире», заброшенном в пространство эсхатологии.
7. Организующую функцию в мифологической модели мира Поплавского выполняют два сюжета, связанных с образом Орфея, — нисхождение в ад аполлонического певца, ищущего свою умершую жену, нимфу Эвридику, и путешествие-возвращение аргонавтов, проплывающих «по ту сторону» смерти мимо сладкоголосых сирен.
8. Мифопоэтический мир Поплавского вертикально ориентирован, имеет «трехъярусное» строение: в нем выделяются сферы «подземного»/«подводного» (пространство Парижа), «небесного» (пространство России), «промежуточного» (пространство лирического героя - поэта-эмигранта, «утопленника»). Все элементы мотивно-образной системы, несмотря на свою амбивалентность и двойственность, тяготеют к той или иной сфере.
9. Эсхатологическое «антивремя» в поэтической вселенной Поплавского подразумевает темпоральную дискретность, наступление вечности и предчувствие преображенного линейно-циклического Хроноса и реализуется в двух основных вариантах: призрачного времени-отсутствия и прозрачного «одномоментного» времени.
10. Истоком живого диалога художественных практик Штейгера, Червинской и Поплавского является символистская и постсимволистская (соответственно «полюсам» «парижской ноты» акмеистическая и авангардная) поэзия, сплетение и переосмысление традиций которой утверждает статус «парижской ноты» как целостного явления, ставшего продолжением и завершением эпохи серебряного века.
Научная новизна исследования состоит в том, что в представленной диссертационной работе поэтические произведения Б.Поплавского впервые непосредственно вводятся в контекст творчества поэтов «парижской ноты», что позволяет дешифровать «код» энигматической поэтики «русского Рембо». Расширен также ряд подтекстов, обращающих Поплавского к предшествующей русской литературной традиции. Реконструкция мифологической модели мира Поплавского, которой в диссертации уделяется пристальное внимание, призвана приблизить понимание специфики сюрреалистического варианта «языка русской эмигрантской литературы» (В.Хазан), до сих пор остающегося проблемной областью отечественного и зарубежного литературоведения.
Теоретическая значимость представленной работы, с одной стороны, связана с анализом т.н. поэтики отрицания, в основе которой лежит апофатический принцип создания художественного произведения; а с другой — проявляется в особом системно-целостном подходе к рассмотрению сюрреалистических текстов Б.Поплавского, позволяющем предложить адекватную концепции творчества поэта интерпретацию его индивидуально-авторского мифа.
Фрагменты и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекций и практических занятий по общему курсу литературы русского зарубежья или специализированных семинаров, посвященных художественному наследию Бориса Поплавского и поэтов «парижской ноты», что обуславливает практическую ценность работы.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты диссертационной работы были представлены в докладах на III Международной научной конференции «Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения» (МГУ, 2008), III Культурологических чтениях «Русская эмиграция XX века» (Москва, Дом-музей Марины Цветаевой, 2009), II Соколовских чтениях (МГУ, 2010), а также на XV, XVI и XVII Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2008-2010).
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов2009 год, доктор филологических наук Матвеева, Юлия Владимировна
Лирика "харбинской ноты": культурное пространство, художественные концепты, версификационная поэтика2007 год, доктор филологических наук Забияко, Анна Анатольевна
Литературное наследие В.А. Смоленского: образно-эстетическая система лирики2010 год, кандидат филологических наук Данилов, Александр Геннадиевич
Своеобразие художественного мира Георгия Адамовича0 год, кандидат филологических наук Пономарева, Мария Александровна
Конструирование незамеченности: "Младшее поколение первой волны" русской литературной эмиграции в Париже2004 год, кандидат культурологии Каспэ, Ирина Михайловна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кочеткова, Ольга Сергеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественное наследие Бориса Поплавского и поэтов «школы» Георгия Адамовича представляет собой единый феномен творчества молодой литературы русского зарубежья. В основе творческой стратегии представителей двух «полюсов» «парижской ноты» лежит апофатический принцип. Однако если поэтику Штейгера и Червинской, «ближайших учеников» Адамовича, можно определить как «проговаривание» истинного (стремление к простоте и аскетизму через отрицание «неистинного»), то поэтику Поплавского - как «выговаривание» «неистинного» (тенденция «темного» стиля с наиболее существенными категориями переживания и сомнения в поиске истинного).
Центральной, но, как правило, не эксплицированной темой поэзии Штейгера, Червинской и Поплавского является тема России. Если поэзия намеков и недосказанности «учеников» Адамовича все же позволяет создать образ «русского» мира, то творчество Поплавского лишь при рассмотрении в контексте художественного наследия «парижской ноты» и при анализе уровня подтекста воспринимается во всей полноте.
В своем творчестве Штейгер пытается разрешить пространственную коллизию «внешнего» и «внутреннего», «чужого» и «своего», нашедшую отражение в двух ипостасях его лирического героя - взрослого и ребенка. Двойственность души поэта, его жизненная «неудача» обусловлена ситуацией перерыва в линейном течении времени, вызвавшей в его сознании неприятие далекого от идеалов его детства и мечты мира. В частых сомнениях и переживании чувства равнодушия и неблагодарности к окружающей действительности Штейгер как будто спорит с поразившей некогда Ф.И.Тютчева мыслью В.А.Жуковского о том, что «в жизни много прекрасного и кроме счастья». На пути «трез-вения» поэт «парижской ноты» пытается преодолеть в себе «несогласного» и принять тот «закон», на котором настаивает мироздание. Внутренняя коллизия, переживаемая лирическим героем Штейгера, позволяет понять метаморфозы, происходящие с категорией времени в художественном мире Поплавского. Однако в отличие от Штейгера Поплавский изначально разделяет мировоззренческую позицию Жуковского. Его лирическому «я» грозит иное, «зеркальное» герою Штейгера, падение — утрата «светлого» переживания «безнадежности». Если ребенок Штейгера «учится жить», то взрослый Поплавского «учится умирать», возвращаться к своим истокам.
Категория отсутствия в лирике Червинской как представительницы «школы» Адамовича понимается не столько как отрицание мира, сколько как разлука, или «чистое», интуитивное «предчувствие» иного бытия. Индивидуальному бытию «здесь» и «сейчас» поэт противопоставляет судьбу поколения, обращенную к прошлому и устремленную в будущее. «Мы» в поэтическом мире Червинской - это связанная с утраченным детством, временем весны, дружбы, любви, памяти надежда на жалость, будущее оправдание и искупление грехов. Лирический сюжет её творчества связан с верностью осеннего сердца прошлому, памяти и зимним ожиданием «приближений» и «рассветов» иной, вечной весны, которая наступит после смерти и которая вернет лирической героине её дом. «Проговаривающаяся» поэзия Червинской помогает восстановить корреляционные пары пространственных и временных мотивов и образов, относящихся к «посюсторонней» и «потусторонней» сферам в мифе Поплавского. Если «русский» мир Червинской подразумевает присутствие в отсутствии, то «парижский» антимир Поплавского являет отсутствие в присутствии.
Поэтическое слово, по Поплавскому, есть жест творческой личности. Потому «единственной темой» творчества может являться лишь сама личность, находящаяся в поиске себя, своей идентичности. В своем отношении к поэзии Поплавский как поэт-продолжатель традиций серебряного века исходит из идеи жизнетворчества, однако, будучи также поэтом-завершителем постсимволистского периода русского модернизма, доводит эту идею до предела, невольно «возвращаясь» к уникальному опыту тютчевского «дилетантизма», однако переосмысленного с «серьезных» эстетико-мировоззренческих позиций.
Эмигрантский миф Бориса Поплавского — это миф о корабле-«антимире», заброшенном в пространство эсхатологии. Организующую функцию в мифологической модели мира Поплавского выполняют два сюжета, связанных с образом Орфея, одна из сторон которого апеллирует к «внешнему» антимиру (восстанавливается на основе анализа контекстов), а вторая — к мистическому раю (восстанавливается на основе анализа подтекстов). Эти сюжеты непосредственно соотносятся с двумя главными, по мысли Поплавского, для лирики темами — смерти как уходящего времени и любви как спасенного и сохраненного времени. Цель странствия лирического героя Поплавского — возвращение-воскресение образа возлюбленной, хранящей его Имя (чит. обладающей знанием о его «назначении», о сущности мира). Траекторию пути определяет порожденное жизнью-страданием, судьбой-неудачей Слово (умирание и воскресение художника, единство аполлонического и диони-сийского - при преобладании дионисийского — начал в нем как необходимые составляющие процесса творчества).
Мифопоэтический мир Поплавского вертикально ориентирован, имеет «трехъярусное» строение: в нем выделяются сферы «подземного»/«подводного» (пространство Парижа), «небесного» (пространство России), «промежуточного» (пространство лирического героя -поэта-эмигранта, «утопленника»). Осью мира-корабля являются поднятые на грот-мачту флаги (центральное стихотворение книги). Все элементы мотивно-образной системы, несмотря на свою амбивалентность и двойственность, тяготеют к той или иной сфере (см. Таблицу).
Эсхатологическое «антивремя» в поэтической вселенной Поплавского подразумевает темпоральную дискретность, наступление вечности и предчувствие преображенного линейно-циклического Хроноса и реализуется в двух основных вариантах: призрачного времени-отсутствия и прозрачного «одномоментного» времени.
В процессе творчества Поплавский пытается определить онтологические основания собственного бытия, используя для этого язык апофатики, утверждающий жизнь через принятие смерти и воскресение через постижение реальности эсхатологии.
Анализ творчества поэтов «парижской ноты» как неоднородного, противоречивого, но целостного явления показал, что, несмотря на те или иные предпочтения (тяготение Штейгера и Червинской к постсимволистской акмеистической традиции, а Поплавского к авангардной), представители молодого поколения первой волны русской эмиграции ориентировались в своей художественной практике на принципы выходящей за рамки какого-либо одного литературного направления и находящей воплощение в том числе в творчестве поэтов «вне поэтических школ» т.н. «петербургской поэтики» (В.Вейдле) серебряного века, переосмысливая и реализуя эти принципы в условиях «предельного» существования «по ту сторону» бытия - в изгнании.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кочеткова, Ольга Сергеевна, 2010 год
1. «В Россию ветром строчки занесет.»: Поэты «парижской ноты». - М.: Мол.гвардия, 2003. - 375 с.2. «Мы жили тогда на планете другой.»: Антология поэзии русского зарубежья. 1920 1990: В 4 кн. Кн.З. - М.: Моск. рабочий, 1994. - 399 с.
2. Адамович Г. Собрание сочинений. Стихи, проза, переводы/Вступ.статья, сост. и прим. О.А.Коростелева. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. — 560 с.
3. Аксаков С.Т. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1: Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука; Стихотворения. М.: Худож.лит., 1986. - 575 с.
4. Анненский И. Избранные произведения. Л.: Худож.лит.: Лепингр.отд-ние, 1988. -733 с.
5. Белый А. Сочинения: В 2 т. Т.1. Поэзия; Проза. М.: Худож.лит., 1990. - 703 с.
6. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т.1: Стихотворения. Книга первая. М.: Наука, 1997. - 639 с.
7. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т.2: Стихотворения. Книга вторая. М.: Наука, 1997. - 895 с.
8. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т.З: Стихотворения. Книга третья. М.: Наука, 1997. - 990 с.
9. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т.5: Стихотворения и поэмы (1917-1921). М.: Наука, 1999. - 564 с.
10. Бунин И.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т.5. Жизнь Арсеньева; Произведения 1924-1931. М.: Моск. рабочий, 1996. - 589 с.
11. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.1. Стихотворения; Поэмы (1902-1910). М.: Газ.-журн. об-ние «Воскресенье», 1998. - 501 с.
12. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.4. Стихотворения; Поэмы. 1918-1921. -М. : Газ.-журн. об-ние «Воскресенье», 2000.-456 с.
13. Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. Стихотворения. М.: Согласие, 1994. -655 с.
14. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. Стихотворения. М.: Изд. центр «Терра», 1991. - 600 с.
15. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т.1. Стихотворения и поэмы. 1912-1921.-М.: Правда, 1978.-432 с.
16. Поплавский Б. Автоматические стихи. — М.: Согласие, 1999. — 226 с.
17. Поплавский Б. Дадафония. Неизвестные стихотворения 1924 1927. - Москва: Ги-лея, 1999.-128 с.
18. Поплавский Б. Неизданные стихи/Сост. и вступ.ст. Е.Менегальдо. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2003. - 176 с.
19. Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1: Стихотворения/Сост., вступ.ст., коммент. Е.Менегальдо. М.: Книжница; Русский путь; Согласие, 2009. - 560 с.
20. Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: В 3 т. Т.2: Аполлон Безобразов. Домой с небес. М.: Согласие, 2000. - 464 с.
21. Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: В 3 т. Т.З: Статьи. Дневники. Письма/Сост., коммент., подгот.текста А.Н.Богословского, Е.Менегальдо. — М.: Книжница; Русский путь; Согласие, 2009. 624 с.
22. Поплавский Б.Ю. Покушение с негодными средствами: Неизвестные стихотворения. Письма к И. Зданевичу/Сост., предисл. Режиса Гейро. М.: Гилея; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1997. - 160 с.
23. Поплавский Б.Ю. Сочинения. СПб.: Летний Сад; Журнал «Нева», 1999. - 448 с.
24. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Т.З. — М.: Худож.лит, 1974. 624 с.
25. Толстой Л.Н. Моя жизнь//Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 100 томах. Т.23. М.: Худож.лит., 1957. - С.469-475.
26. Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т.1. Полное собрание стихотворений. -М.: Русский путь, 2009. 648 с.
27. Цветаева М.И. Собрание сочинений: В 7 т. Т.2. Стихотворения; Переводы. М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 592 с.
28. Червинская Л. Двенадцать месяцев. Париж: Рифма, 1956. - 87 с.
29. Червинская Л. Приближения. Париж: Изд-во «Числа», 1934. — 47 с.
30. Червинская Л. Рассветы. — Париж: Изд-во «Числа», 1937. — 45 с.
31. Штейгер А. 2x2=4. Стихи 1926-1939. New York: Russica Publishers, INC., 1982. -100 с.
32. Штейгер А. Неблагодарность. — Париж: Изд-во «Числа», 1936. — 48 с.
33. Авраменко А.П. Георгий Иванов: «диалог» с А.Блоком // Мир литературы. К юбилею профессора Анатолия Сергеевича Карпова: Сб.научных трудов.- М.: РУДН, 2010.-С. 91-106.
34. Агеносов В.В. Литература Русского Зарубежья (1918 1996). - М.: Терра-Спорт, 1998.-543 с.
35. Адамович Г. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2000. — 758 с.
36. Адамович Г. О литературе в эмиграции // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2. -М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. С. 42-52.
37. Адамович Г. О Штейгере, о стихах, о поэзии и о прочем. // Опыты. Кн. 7. Нью-Йорк, 1956. - С.26-36.
38. Адамович Г. Смерть и время // Русский сборник. Кн. 1. Париж: Изд-во «Подорожник», 1946.-С. 171-182.
39. Адамович Г. Союз молодых поэтов в Париже. Сборник III. Перекресток // Числа. Кн. 2-3. 1930. - С. 239-242.
40. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. - 476 с.
41. Адамович Г.В. Собрание сочинений. Литературные заметки. Кн.1. СПб.: Алетейя, 2002.-786 с.
42. Адамович Г.В. Собрание сочинений. Литературные заметки: В 5 кн. Кн.2. СПб.: Алетейя, 2007.-512 с.
43. Аликин К.Ю. «Поплавский» дискурс в дискурсе Поплавского // Дискурс. 1998. -№7.-С. 21-23.
44. Аликин К.Ю. Принцип «кинематографического письма» в поэтике Бориса Поплавского // Молодая филология. Вып. 2. - Новосибирск, 1998. - С. 174-180.
45. Аллен Л. Предисловие // Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб.: Изд-во «Logos», Дюссельдорф: «Голубой всадник», 1993. - С.5-12.
46. Андреева Н.В. Черты культуры XX века в романе Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов»: Дис. .канд.филос.наук: 09.00.04. М., 2000.
47. Арлаускайте Н. Следы покушения с негодными средствами: Поплавский, Набоков, Бердяев, etc. // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. С. 162-165.
48. Арьев А. Жизнь Георгия Иванова. Документальное повествование. СПб.: ЗАО «Журнал "Звезда"», 2009. - 488 с.
49. Асоян А. Орфическая тема в культуре серебряного века // Вопросы литературы. -2005.-№4,-С. 41-66.
50. Барковская Н.В. Борис Поплавский и некоторые тенденции в современной поэзии // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004.-С. 76-83.
51. Бахрах А. По памяти, по записям. Литературные портреты. Париж: La Presse Libre, 1980.-204 с.
52. Белова Д.Н. Русская рецепция орфического дискурса Р.М.Рильке: Дис.канд. филолог. наук: 10.01.01.-Томск, 2009.
53. Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994. 525 с.
54. Бем А.Л. О Борисе Поплавском — поэте // Бем А.Л. Письма о литературе. — Praha: Slovansky ustav „Euroslavica", 1996. С. 270-273.
55. Бем А.Л. О парижских поэтах // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1. — М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. С. 302-306.
56. Бем А.Л. Письма о литературе. — Praha: Slovansky listav „Euroslavica", 1996. — 357 с.
57. Бем А.Л. Соблазн простоты // Бем А.Л. Исследования. Письма о литературе. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 395-399.
58. Берберова Н.Н. Курсив мой. Автобиография. В 2-х томах. Том 1. Ч. 1—4. — New York: Russica Publishers, 1983.-382 с.
59. Бицилли П.М. Рецензия: «Якорь». Антология зарубежной поэзии. Сост. Г.В.Адамович и М.Л.Кантор. Париж, 1936 // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1. М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. - С. 160-163.
60. Богомолов Н.А. Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича // Ходасевич В. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1989. - С. 5-48.
61. Богословский А.Н. Искатель духовной свободы // Новый мир. 1993. - № 9 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://maea7.ines.russ.ru/novvi m i/1993/9/bookrev02.html - Дата доступа: 23.11.2007.
62. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб.: Изд-во «Logos», Дюссельдорф: «Голубой всадник», 1993. - 184 с.
63. Буслакова Т.П. Наталия Столярова: трагические аккорды «Солнечной музыки» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.a-z.ru/women cdl/html/preobrazh 6 1998 v.htm - Дата доступа: 23. 11. 2007.
64. Буслакова Т.П. К.К.Вагинов и «молодая эмигрантская литература» (к 100-летию со дня рождения К.К.Вагинова) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 1999.-№ 6.-С. 19-29.
65. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. — М.: Высш.шк., 2009.-365 с.
66. Буслакова Т.П. Русские и французские ориентиры в историко-литературной концепции Б.Ю.Поплавского // Русская культура XX века на родине и в эмиграции: Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 65-76.
67. Варшавский В. Незамеченное поколение. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. — 388 с.
68. Варшавский В. О Поплавском и Набокове //Опыты. Кн.4. Нью-Йорк, 1955. — С. 65-72.
69. Вейдле В. Умирание искусства. — М.: Республика, 2001. 447 с.
70. Вильчковский К. Переписка Марины Цветаевой с Анатолием Штейгером. // Марина Цветаева в критике современников: В 2 ч. 4.2. 1942 1987 годы. Обреченность на время. - М.: Аграф, 2003. - С. 76-82.
71. Вишневский А.Г. Перехваченные письма: Роман-коллаж. М.: ОГИ, 2008. - 560 с.
72. Вольский А. Между Ницше и Эдгаром По (100 лет назад родился Борис Поплавский) // Новая газета. 10.09.2003 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/75n/n75n-s37.shtml - Дата доступа: 23.11.2007.
73. Восприятие французской литературы русскими писателями-эмигрантами в Париже. 1920 1940: Тезисы Международной конференции. - Женева, 2005.
74. Газданов Гайто. О Поплавском // Дальние берега: Портреты писателей эмигра-ции/Сост., авт. пред. и коммент. В.Крейд. — М.: Республика, 1994. С. 286-290.
75. Галкина М.Ю. К вопросу об имперсонализме Бориса Поплавского // Литературоведческий журнал. 2008. - № 22. — С. 159-171.
76. Галкина М.Ю. Некоторые аспекты философской проблематики прозы Бориса Поплавского // Русское зарубежье — духовный и культурный феномен: Межд. сб. научн. статей. Вып. 2. - М.: Моск. акад. образ. Н.Нестеровой, 2008. - С. 88-93.
77. Галкина М.Ю. Приемы поэтики Достоевского в художественной прозе Бориса Поплавского Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.riku. ru/coll/coll9.html - Дата доступа: 23.11.2007.
78. Гальцева Рената. Они его за муки полюбили // Новый журнал. 1997. — № 7. -С. 213-221.
79. Генон Рене. Символы священной науки. — М.: Беловодье, 2002. 494 с.
80. Глэд Джон. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М.: Книжная палата, 1991.-320 с.
81. Гнездилова Е.В. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века (Р.М.Рильке, Ж.Кокто, Ж.Ануй, Т.Уильямс): Дис. .канд.филол.наук: 10.01.03. -М., 2006.
82. Головина А. Анатолий Сергеевич Штейгер // Цветаева М. Письма Анатолию Штейгеру. Калининград: Изд-во «Луч-1», 1994. - С. 6-8.
83. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.
84. Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. М.: НЛО, 1997.-445 с.
85. Грякалова Н.Ю. Травестия и трагедия. Метафизическая проблематика символизма в романах Бориса Поплавского // Александр Блок. Исследования и материалы. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 102-124.
86. Гуль Р. Я унес в Россию: Апология эмиграции: В 3 т. Т.2. Россия во Франции. М.: Б.С.Г. -Пресс, 2001.-519 с.
87. Давыдов И. Рецензия. Борис Поплавский. Покушение с негодными средствами Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.russ.ru /iournal/kniga/98-04-14/david.htm Дата доступа: 23.11.2007.
88. Дальтон М. Vive Ut Vivas — О швейцарских и русских Штейгерах // Новый журнал. 1984. - № 154. - С. 286-291.
89. Демидова О. Европа «русскими глазами» // Вопросы литературы. 2007. — № 3. — С. 354—361.
90. Демидова О.Р. «Воздух свободы»: Воспоминания русских эмигрантов первой волны о жизни во Франции // Русские писатели в Париже: Взгляд на французскую литературу: 1920 1940: Международная научная конференция. — М.: Русский путь, 2007. - С. 100-112.
91. Демидова О.Р. Мемуарная проза «незамеченного поколения» // Литературоведческий журнал. 2008. - № 22. - С. 147-158.
92. Детство Анатолия Штейгера: Из его воспоминаний // Новый журнал. 1984. - № 154.-С. 109-138.
93. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: Вагриус, 2006. — 384 с.
94. Дубровина С.Н. Мифологический театр Кокто («Антигона», «Царь Эдип», «Орфей», «Адская машина»): Дис. .канд.филол.наук: 10.01.03. М., 2001.
95. Дьякова Е. Пепел Клааса, пущенный на ветер // Новый берег. — 2003. — № 2. С.36-39.
96. Ермилова Е.В. Поплавский (1903-1935) // Литература русского зарубежья. 1920 — 1940/0тв. ред. О.Н.Михайлов. Вып. 2. -М.: ИМЛИ, «Наследие», 1999. С. 233-249.
97. Жердеева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б.Поплавский, Г.Газданов): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 1999.
98. Зайцев В.А. А.Чагин. Расколотая лира. Россия и Зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920 1930-е годы // Филологические науки. - 2000. -№ 2. - С. 120-124.
99. Земсков В.Б.Писатели цивилизационного «промежутка»: Газданов, Набоков и другие // Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: Сб. научных трудов. М.: ИНИОН РАН, 2005. - С. 7-15.
100. Иванова С.А. Время Поплавского // Поплавский Б.Ю. Сочинения. СПб.: Летний Сад; Журнал «Нева», 1999. - С. 5-24.
101. Иванова Светлана. Борису Поплавскому // Звезда. 2000. - № 3. - С. 51.
102. Иваск Ю. Предисловие // Штейгер А. 2x2=4. Стихи 1926-1939. New York: Russica Publishers, INC., 1982. - С. 7-17.
103. Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. -М.: Новое литературное обозрение, 2005. 192 с.
104. Каспэ И. Проза Бориса Поплавского и идея эмигрантского сообщества // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004.-С. 152-161.
105. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволическую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. - 355 с.
106. Князев Сергей. Удавшееся покушение с никуда не годными средствами // Русская мысль. 2000. - № 4300. - С. 15.
107. Коростелев О.А. «Парижская нота» и противостояние молодежных поэтических школ русской литературной эмиграции // Литературоведческий журнал. — 2008. — № 22. — С. 3-50.
108. Коростелев О.А. Поэзия Георгия Адамовича: Дис. .канд.филолог.наук: 10.01.01. — М., 1995.
109. Коростелева А.Е. «Вся жизнь так грустно коротка.» // Литературное обозрение. -1999.-№4.-С. 92-93.
110. Крейд В. «В линиях нотной страницы.» // «В Россию ветром строчки занесет.»: Поэты «парижской ноты». М.: Мол.гвардия, 2003. - С. 5—30.
111. Крейд В. Георгий Иванов в двадцатые годы // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2005. — №238.-С. 167-200.
112. Крейд В.П. Георгий Иванов. М.: Молодая гвардия, 2007. - 430 с.
113. Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1./Сост., преамбулы, примеч. О.А.Коростелева, Н.Г.Мельникова. М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002.-471 с.
114. Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч.2./Сост., преамбулы, примеч. О.А.Коростелева, Н.Г.Мельникова.- М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. -459 с.
115. Кудрова Ирма. Поговорим о странностях любви: Марина Цветаева // Звезда. 1999. -№ 10.-С. 201-217.
116. Кукулин И. Рецензия. Борис Поплавский. Покушение с негодными средствами // Знамя. 1998. — № 5 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ma^azines.russ.ru/znamia/1998/5/rec2.html — Дата доступа: 23.11.2007.
117. Латышко О.В. «Роман в сюртуке» Бориса Поплавского // Русская культура XX века на родине и в эмиграции: Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. М.: Изд-во МГУ, 2002. — С. 76-92.
118. Леденев А.В. Метафора «жизнь как сон» в романах Б.Поплавского и В.Набокова // Русская литература XX века: итоги и перспективы изучения: Сб. научных трудов, посвященный 60-летию проф. В.В.Агеносова. М.: Советский спорт, 2002. - С. 322-332.
119. Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В.Набокова в контексте художественных исканий конца XIX — первой половины XX века: Дис. .докт.филолог.наук: 10.01.01. М., 2005.
120. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918 1940. Том 1. Писатели русского зарубежья. - М.: РОССПЭН, 1997. - 512 с.
121. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. -320 с.
122. Любинский А. На перекрестье. СПб.: Алетейя, 2007. — 232 с.
123. Мандельштам Ю.В. Заметки о стихах // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2 -М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. С. 337-343.
124. Марина Цветаева Георгий Адамович: Хроника противостояния. Предисл., сост. и примеч. Коростелева. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. - 188 с.
125. Марина Цветаева и Франция. Новое и неизданное. М., Париж, 2002. - 268 с.
126. Мартынов А. Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сборник статей). М.: Посев, 2005. - 264 с.
127. Матвеева Ю. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. — Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2008. 196 с.
128. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Вост. лит., 2006. - 406 с.
129. Менегальдо Е. Поэтическая Вселенная Бориса Поплавского. — СПб.: Алетейя, 2007. 268с.
130. Менегальдо Е. Проза Бориса Поплавского, или Роман с живописью // Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: Сб. научных трудов. М.: ИНИОН РАН, 2005. - С. 148-160.
131. Менегальдо Елена. Русские в Париже. 1919 1939. - М.: Кстати, 2007. - 288 с.
132. Миллер Лариса. Разговор, продленный эхом // Вопросы литературы. — 1999. — № 2. -С. 21-32.
133. Мирный B.C. Альманахъ «Кругь» // Иллюстрированная Россия. — 1938. — № 6 (664). -С. 18.
134. Мирошкин А. Восхитительный голос с Марса // Книжное обозрение. 1999. — № 23.-С. 8.
135. Михайлова О.В. Александр Блок: Исследования и материалы // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия 7. Литературоведение. 2000. - № 2. - С. 127—137.
136. Мочульский К.В. Молодые поэты // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2 М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. - С. 28-34.
137. Неволина О.Ю. Прозаические опыты Б.Ю.Поплавского // Русская литература в большом и малом времени: Сб.научных трудов. — Вологда: ВГПУ, Изд-во «Русь», 2000. -С. 81-91.
138. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: РИПОЛ классик, 1998.
139. Носик Б. Привет эмигранта, свободный Париж! М.: Интерпракс, 1992. — 239 с.
140. Нусинова Н. Когда мы в Россию вернемся. Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939. М.: НИИК, Эйзенштейн-центр, 2003. - 464 с.
141. О четырех поэтах // Грани. 2005. - № 216. - С. 234-243.
142. Обухов Виктор. «Дневник эмигрантской жизни» // Русская мысль — 1997. -№ 4182. -С. 12.
143. Обухов Виктор. «На горе, на хрустальной дорожке.» // Русская мысль — 1997. -№ 4166.-С. 12.
144. Одоевцева И. Избранное: Стихотворения. На берегах Невы. На берегах Сены. М.: Согласие, 1998.-960 с.
145. Орлова О. Поплавский, Газданов и Монпарнас // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - С. 84-92.
146. Оцуп Н. Лидия Червинская. Приближения. Изд-во «Числа». Париж, 1934 // Числа. -1934. Кн. 10. - С. 285-287.
147. Петрова Т.Г. Менегальдо Е. Русские в Париже: 1919-1939 // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия 7. Литературоведение. 2002. - № 3. - С. 171-175.
148. Поплавский Б. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма/Сост. и коммент. А.Богословского и Е.Менегальдо. — М.: Христианское издательство, 1996. 512 с.
149. Поплавский Б. Литературная анкета // Числа. — 1931. -Кн.5. С.286-289.
150. Поплавский Б. О мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции // Числа. 1930. - Кн. 2-3. - С. 308-311. '
151. Попова Т.И. Борис Юлианович Поплавский // Художественная речь русского зарубежья: 20 30-е годы XX века: Анализ текста. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002. - С.116-158.
152. Прохорова Н.И. Концепт «жизнетворчество» в художественной картине мира Б.Ю.Поплавского: Автореф. дис. . канд. культурологии: 24.00.01. Саранск, 2007.
153. Райе Э. О Борисе Поплавском // Дальние берега: Портреты писателей эмигра-ции/Сост., авт. пред. и коммент. В.Крейд. -М.: Республика, 1994. С. 297-303.
154. Ратников К.В. «Парижская нота» в поэзии русского зарубежья. — Челябинск: Межрайонная типография, 1998. 164 с.
155. Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов: В 2 т. Т.2. — М.: ИМЛИ РАН, 2008.-1024 с.
156. Русские поэты XX века. Собрание биографий. Челябинск: Аркаим, 2003. - 432 с.
157. Русский Париж/Сост., предисл. и коммент. Т.П.Буслаковой. М.: Изд-во МГУ, 1998.-528 с.
158. Седых А. Далекие, близкие. М.: Моск. рабочий, 1995. - 320 с.
159. Семенова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газда-нов и Борис Поплавский) // Вопросы литературы. 2000. — № 3. — С. 67—106.
160. Семенова С.Г. «Героизм откровенности.» (проза Бориса Поплавского) // Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 — 1930-х годов. Поэтика Видение мира — Философия. -М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - С. 571-588.
161. Силард Е. «Орфей растерзанный» и наследие орфизма // Вячеслав Иванов: Архивные материалы и исследования. М.: Русские словари, 1999. - С. 210-249.
162. Сироткин Н.С. Б. Поплавский и В. Маяковский: об одной литературной параллели Электронный ресурс. Режим доступа: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ra/s poplavskij. htm - Дата доступа: 23.11.2007.
163. Сироткин Н.С. Поглощение и извержение. Еда, женщины, деньги, музыка и смерть Электронный ресурс. Режим доступа: http://avantgarde. narod.ru/beitraege/ra/ns mpz.htm - Дата доступа: 23.11.2007.
164. Слоним М.Л. Молодые писатели за рубежом // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2 М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. - С. 94-114.
165. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Париж: Ymca-Press, М.: Русский путь, 1996.-448 с.
166. Субботин А.П. Ужас и безумие Электронный ресурс. Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/s/subbotin anatolii pawlowich/esse.shtml — Дата доступа: 23.11.2007.
167. Сыроватко Л.В. Самоистязание двух видов («новое христианство» Бориса Поплавского) // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - С. 165-185.
168. Сыроватко Л.В. Тезис и антитезис самопознания: Н.Бердяев в диалоге с Б.Поплавским // Культурный слой. Вып. 4: Философия русского зарубежья (исследования и материалы). Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - С.85-101.
169. Терапиано Ю. Встречи: 1926- 1971. -М.: Intrada, 2002.-384 с.
170. Терапиано Ю.К. О новых книгах стихов // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2 -М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. С. 72-84.
171. Терапиано Юрий. Борис Поплавский // Дальние берега: Портреты писателей эмиг-рации/Сост., авт. пред. и коммент. В.Крейд. М.: Республика, 1994. - С. 303-307.
172. Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. М.: Молодая гвардия, 2005. - 527 с.
173. Токарев Д. Об одном способе репрезентации визуального у Бориса Поплавского (стихотворение «Рембрандт») // На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия А.В.Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 2009. - С.729-733.
174. Токарев Д.В. «Демон возможности»: Борис Поплавский и Поль Валери // Русские писатели в Париже: Взгляд на французскую литературу: 1920 — 1940: Международная научная конференция. М.: Русский путь, 2007. - С. 366—382.
175. Топоров В. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. — СПб.: Искусство-СПб., 2003. 612 с.
176. Третий «Сатирикон»/Публ., вступ.замеч. и примеч. Э.Шульмана // Вопросы литературы. 2007.-№ 1.-С. 123-148.
177. Федоров Г. О смерти, культуре и «Числах» // Числа. — 1930-1931. Кн.4. - С. 143— 148.
178. Федотов Г.П. О парижской поэзии // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1. — М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. С. 354-363.
179. Федякин С. От мудрости к юности // Ex libris. — 11.03.1999. — С.2.
180. Федякин С.Р. «Розановское наследие» и явление «парижской ноты» // Литературоведческий журнал. 2008. - № 22. - С. 51-111.
181. Федякин С.Р. Полемика о молодом поколении в контексте литературы Русского Зарубежья // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб.научных трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - С. 19-28.
182. Федякин С.Р. Послесловие к «парижской ноте» // Литературоведческий журнал. -2008.-№22.-С. 112-122.
183. Фельзен Юрий. Поплавский // Дальние берега: Портреты писателей эмигра-ции/Сост., авт. пред. и коммент. В.Крейд. М.: Республика, 1994. — С. 294—297.
184. Хазан В. Из наблюдений над эмигрантской поэтикой // Литературоведческий журнал.-2008.-№ 22. С. 123-146.
185. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтиче-ский символизм. Космическая символика. — СПб.: Академический проект, 2003. — 816 с.
186. Ходасевич В. Литература в изгнании // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1. — М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. С. 339-352.
187. Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954.-414 с.
188. Цветаева М. «Хотите ко мне в сыновья?»: Двадцать пять писем к Анатолию Штейгеру. М.: Дом Марины Цветаевой, 1994. - 80 с.
189. Цветаева М. Письма Анатолию Штейгеру. // Опыты. Кн. 5. Нью-Йорк, 1955. -С.45-67.
190. Цветаева М. Письма Анатолию Штейгеру. // Опыты. Кн. 7. — Ныо-Иорк, 1956. — С.8-18.
191. Цетлин М.О. О современной эмигранской поэзии // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 1. М.: ООО Изд-во «Олимп», ООО Изд-во «АСТ», 2002. - С. 215-229.
192. Чагин А. Еще раз о русской литературе зарубежья // LiteraruS. — 2004. № 5. - С. 24-27.
193. Чагин А. Еще раз о русской литературе зарубежья // LiteraruS. 2004. - № 7. - С. 26-29.
194. Чагин А. Измерение души // LiteraruS. 2004. - № 4. - С. 26-27.
195. Чагин А. Н.Заболоцкий и Б.Поплавский// Николай Заболоцкий. Проблемы творчества: По материалам международных научно-литературных чтений, посвященных 100-летию Н.А.Заболоцкого 1903 2003. - М.: Изд-во ИМЛИ им. А.М.Горького, 2005. - С. 224-235.
196. Чагин А.И. Орфей русского Монпарнасса (о поэзии Бориса Поплавского) // Российский литературоведческий журнал. — 1997. — №№ 8—9.
197. Чагин А.И. Пути и лица. О русской литературе XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2008. -600 с.
198. Червинская Л. Мы // Числа. 1934. - Кн. 10. - С. 217-221.
199. Шаховская 3. Отражения. Paris: Ymca-Press, 1975. - 280 с.
200. Шаховская 3. Таков мой век. — М.: Русский путь, 2006. 672 с.
201. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность/Пер. с нем., вступ.ст. и примеч. К.А.Свасьяна. — М.: Эксмо, 2009. -800 с.
202. Штейгер Анатолий. «Я стремлюсь в Париж.» (Из писем и дневниковых записей) // Русская мысль. 1998-1999. - №№ 4247-4253. - С. 12.
203. Шулепова Э., Святославский А. Поплавский Борис Юлианович // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. - С. 506-507.
204. Юрченко Т.Г. Ливак Л. Сюрреалистический компромисс Бориса Поплавского // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия 7. Литературоведение. 2002. - № 3. - С. 175-179.
205. Юрьева 3. Миф об Орфее в творчестве Андрея Белого, Александра Блока и Вячеслава Иванова // American Contribution to The English International Congress of Slavists. — Columbia, Ohio, 1978. P. 739-794.
206. Яковлева Л. Тема потустороннего мира и смерти в лирике Б.Поплавского (на материале сборника «Флаги») // Русская филология. Т.8. Сб. научных работ мол. филологов. -Тарту: Тартус. ун-т, 1997. С. 149-154.
207. Яновский B.C. Поля Елисейские. Книга памяти. СПб.: Изд-во «Пушкинский фонд», 1993.-278 с.
208. Яснов М. Европа после дождя // Поэзия французского сюрреализма. СПб.: Амфора, 2004.-С. 5-12.
209. Stefanos: Сборник научных работ памяти А.Г.Соколова. М.: МАКС Пресс, 2008. -360 с.
210. Gibson Aleksey. Russian Poetry and Criticism in Paris From 1920 To 1940. The Hague: Leuxenhoff Publ., 1990. - 198 p.
211. Hasty O.P. Tsvetaeva's Orphic journeys in the worlds of the word. — Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1996. 268 p.
212. Hinrichs J.P. Anatolij Stejger // Hinrichs J.P. Verbannte Muse: zehn Essays iiber russi-sche Lyriker der Emigration. Miinchen, 1992. - S. 87-95.
213. Kopper John M. The "Sun's Way" of Poplavskii and Ibsen // From The Other Shore: Russian Writers Abroad Past and Present. Vol. 1. - 2001. - P. 5-21.
214. Livak Leonid. How It Was Done In Paris. Madison: The University of Wisconsin Press, 2003.-316 p.И
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.