Идеи просветительства как фактор модернизации социальных отношений этносов Северного Кавказа: на материалах Адыгеи и Кабардино-Балкарии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат наук Атласкиров, Альберт Русланович
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат наук Атласкиров, Альберт Русланович
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования феномена просветительства.
1.1. Просветительство как явление культуры
1.2. Становление российского Просвещения. Последствия адаптации идей европейского просветительства к особенностям российского общества XVIII века
1.3. Социально-политические идеи российских просветителей. Трансформация социальной мысли
Глава 2. Общественная мысль адыгов как объект социологического исследования.
2.1. Включение адыгов в социокультурное пространство России: становление адыгского просветительства
2.2. Российская общественная мысль и идеи адыгского просветительства
2.3. Модернизационные процессы в социокультурном пространстве адыгов
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века: по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей2007 год, кандидат социологических наук Чамокова, Эмма Туркубиевна
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)2009 год, доктор исторических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа: XIX век2003 год, доктор исторических наук Айларова, Светлана Ахсарбековна
Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX - начала XX века: этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс2006 год, доктор филологических наук Шиков, Кошмазук Муссович
Общественно-политическая мысль адыгов в первой половине XIX века2001 год, кандидат исторических наук Нагоев, Мухамед Барасбиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи просветительства как фактор модернизации социальных отношений этносов Северного Кавказа: на материалах Адыгеи и Кабардино-Балкарии»
Введение.
Актуальность темы исследования. После распада СССР в 90-х гг. XX в. в российском обществе с новой силой разгорелись дискуссии по поводу определения места и роли России в мировом сообществе. Либералы, пришедшие к власти, взяли курс на интеграцию страны в европейское культурное пространство и модернизацию социальных отношений в обществе по европейскому образцу. Однако в начале XXI века выяснилось, что различий между западным и российским обществами больше, чем сходств. В этот момент в российской общественной мысли начала обретать популярность идея евразийства, утверждавшая, что Россия - это независимая самобытная цивилизация, которая исторически больше связана с Азией, чем с Европой.
Эти противоречия не являются новыми в российской общественной мысли, они, скорее, представляют собой продолжение той дискуссии, которая разгорелась еще два века назад между западниками и славянофилами.
Западничество и славянофильство зародились в 40-е гг. XIX в. Критикуя сложившиеся в российском обществе социальные отношения, западники и славянофилы по-разному представляли будущее своей страны. Несмотря на то, что славянофилы критиковали современную им российскую действительность, они не считали правильным для России выбор европейского пути развития. По их мнению, западный мир уже тогда изжил себя и будущего не имел. В отличие от славянофилов, западники русскую самобытность расценивали как отсталость. С их точки зрения Россия, как и большинство других славянских государств, долгое время отставала в своем цивилизационном развитии. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра I, по мнению западников, положили начало вхождению России во всемирную историю.
Такие противоречия, будоражившие российскую общественную мысль около двух веков, не могли не сказаться на общественной мысли народов, включенных в социокультурное пространство России. К их числу относятся и адыги.
Адыги с середины XVIII в. начинают входить в социокультурное пространство Российской империи и становятся одними из множества народов, объединенных под властью российской короны. С этого времени культурные, экономические и политические контакты адыгов с Россией заметно усиливаются. Многие выходцы из дворянской среды получают образование в российских гражданских и военных учебных заведениях, строятся школы, гимназии, первые адыгские просветители приступают к работе по созданию алфавита, введению письменной культуры. Все это знаменует начало адыгского Просвещения.
Получая образование в российских учебных заведениях, адыгские просветители воспринимали и те идеи, которые тревожили умы общественных деятелей российского государства. Среди них были и те, кто симпатизировал западникам, и те, кто симпатизировал славянофилам, но все они горячо любили свою родину и свой народ. Адыгские просветители порицали феодальные пережитки, царившие в адыгском обществе, пытались распространить грамотность среди населения, строили школы. Их неоценимой заслугой является создание адыгской письменности, что способствовало сохранению родного языка и культуры.
В настоящее время, после распада СССР, образовался идеологический вакуум, который оказал влияние на все народы, живущие в России. Адыги, являясь народом, который исповедует ислам, исходя из данных социологического опроса, проведенного диссертантом, все же не относят себя к народам Востока, но в то же самое время они не считают себя и частью Запада. Это состояние неопределенности является благоприятной почвой для проникновения в Северо-Кавказский регион новых идеологических течений, чуждых коренным народам и служащих основой
4
дестабилизации обстановки в республиках Северного Кавказа. В такой ситуации необходимым является возрождение адыгского самосознания, основой которого могут быть труды адыгских просветителей.
Степень научной разработанности проблемы. Для изучения такого явления, как просветительство, необходимо прибегнуть к помощи различных направлений научного знания, а именно - дискурс этой проблемы в социологии, истории, культурологии, философии и этнологии.
Эпоха Просвещения достаточно хорошо изучена как зарубежными, так и отечественными учеными. Иммануил Кант в своей работе "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" высказывал свои идеи о роли Просвещения в процессе изменения социальных отношений в обществе. Месту и роли Просвещения в становлении европейской общественно-политической мысли посвящены специальные труды А. Моруа ("От Монтеня до Арагона"), Ж.Б. Лерон Д'Аламбера ("Элементы философии"), Ж. - Ж. Руссо ("Трактаты") и т.д.
Однако следует отметить, что Просвещение у разных народов проходило по-разному. Это явление породило идею о существовании различных цивилизаций, которая достаточно полно разработана такими учеными, как А.Дж. Тойнби ("Постижение истории"), С. Хантингтон ("Столкновение цивилизаций").
В середине XVIII в., с началом эпохи Просвещения в России, стало очевидно, что многие ценности, проповедуемые европейскими просветителями, не приживаются. Начались споры западников и славянофилов о месте и роли России в мировом сообществе. Данной проблеме посвящены труды А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, И.С. Аксакова.
Л. Гумилев достаточно глубоко изучил особенности возникновения
этносов, в том числе дал достаточно развернутую характеристику
происхождения русского этноса. Н. Бердяев в своей работе "Русская идея"
5
объединил труды своих предшественников и предложил свое видение места и роли России в мировом сообществе.
Конец XVIII - начало XIX вв. знаменуется появлением первых адыгских просветителей. Они провели значительную работу по сохранению и развитию адыгской культуры. К ним можно отнести Шору Бекмурзовича Ногмова, Султана Хан-Гирея, Султана Казы-Гирея, Султана Адиль-Гирея, Крым-Гирея Интова, Кази Атажукина, Адиль-Гирея Кешева, Лукмана (Дмитрия) Кодзокова, Умара Берсея и многих других. Большинство из них получили образование в российских учебных заведениях и, впитав идеи европейского Просвещения, транслировали их народу через свои произведения.
Значительный вклад в изучение культуры адыгов внесли современные ученые - JI.X. Сабанчиева, К.А. Мальбахов, В.Х. Кажаров, К.Ф. Дзамихов, Б.Х. Бгажноков, С.А. Ляушева, P.A. Ханаху, Х.М. Думанов, Х.М. Казанчев, А.Ю. Шадже, А.Х. Боров, А.Х. Нагоев, З.Я. Емтыль и многие другие. Большой интерес в плане изучения идей адыгских просветителей представляют труды Т.И. Афасижева, Р.Х. Хашхожевой, Т.Х. Кумыкова, З.М. Налоева, Р.Б. Унароковой, Ш.Х. Хута, A.M. Гутова, Б.Ч. Бижоева.
Следует отметить, что слабо изученными до сих пор остаются вопросы, связанные с тем, каким образом включение адыгов в социокультурное пространство России повлияло на формирование их мировоззрения; какую роль в этом процессе сыграли российские и адыгские просветители. Это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертационного исследования.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает этнос как социокультурное образование.
Предмет исследования - особенности влияния идей просветительства на модернизацию социальных отношений в адыгском этносе.
Гипотеза исследования. Процесс интеграции адыгов в
социокультурное пространство России посредством просветительской
б
деятельности российской интеллигенции европейской (западнической) и восточной (мусульманской) ориентации привел к расколу в адыгском общественном мнении относительно цивилизационной самоидентификации.
Цель работы - исследовать явление просветительства и определить значение идей просветителей в модернизации социальных отношений адыгского этноса.
Настоящая цель обусловила постановку следующих задач:
1) раскрыть особенности становления эпохи Просвещения и влияния идей просветительства на модернизацию социальных отношений европейского общества;
2) проанализировать преломление идей европейского просветительства в социокультурном пространстве России;
3) выявить особенности включения адыгов в социокультурное пространство России;
4) изучить влияние российской общественной мысли на формирование идей адыгского просветительства;
5) провести анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений современного адыгского этноса.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный и системный подходы к изучению явления просветительства. При проведении исследования диссертант также использовал методологию мир-системного анализа, позволяющую исследовать просветительство как взаимосвязанное и взаимозависимое явление различных социумов.
В работе используются исследования отечественных и зарубежных философов, историков, социологов, политологов, этнографов, которые внесли весомый вклад в изучение феномена просветительства.
В соответствии с поставленными задачами в диссертации использовались следующие методы исследования: - общенаучные: дедукция, анализ, аналогия, индукция, синтез;
- специальные социологические методы: анкетирование.
При обработке полученных данных применялся статистико-математический метод.
Эмпирическую базу составили результаты собственного исследования, проводившегося с марта по апрель 2012 года и в мае 2013 года, охватившего 1200 респондентов в двух регионах РФ: Кабардино-Балкарской Республике и Республике Адыгея. Опрос проводился в высших учебных заведениях этих регионов: Адыгейском государственном университете, Кабардино-Балкарском государственном университете и Кабардино-Балкарском аграрном университете. Респондентами этого исследования явились студенты и преподаватели высших учебных заведений в силу того, что именно данные социальные группы наиболее глубоко и осмысленно воспринимают новые социальные идеи и являются активнейшими трансляторами их среди остальной части населения. Применялась сплошная выборка.
Научная новизна исследования
1. Выявлены факторы, оказавшие влияние на преломление идей европейского просветительства в социокультурном пространстве России.
2. Исследованы особенности включения адыгов в российское социокультурное пространство.
3. Выявлено, что на становление адыгского просветительства оказывали влияние как западная (светская), так и восточная (мусульманская) культуры.
4. Введен в научный оборот новый эмпирический материал, отражающий общественное мнение жителей Кабардино-Балкарской Республики и Республики Адыгея по вопросу о роли идей национальных просветителей в современном обществе и цивилизационной идентичности народов двух регионов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эпоха Просвещения детерминировала трансформацию социально-политических идей российских просветителей, что привело к появлению различных течений просветительства.
2. Со второй половины XVIII века начинается процесс включения адыгов в социокультурное пространство России, оказавший значительное влияние на демографическую карту Северо-Кавказского региона, а также на материальную и духовную культуру адыгского народа.
3. Современная адыгская общественная мысль сформировалась под влиянием двух направлений просветительского движения, а именно западной (светской), в его российском выражении, и восточной (мусульманской).
4. Противоречие, возникшее два века назад между западниками и славянофилами, ставшее следствием несоответствия российской действительности идеалам европейского Просвещения, актуализируется на современном этапе развития российского общества в целом и адыгского общества, в частности, особенно остро проявляясь в сфере развития духовной культуры, ценностных предпочтений и этнорелигиозных приоритетов.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать более полному пониманию той роли, которую играли идеи просветительства в процессе модернизации социальных отношений в адыгском обществе. Материал диссертации может быть использован федеральными и региональными органами власти, общественными организациями в процессе разработки концепции национальной идеи, что позволит заполнить идеологический вакуум, образовавшийся после распада СССР. Для республик Северного Кавказа этот вопрос стоит очень остро, так как в последние годы населению регионов навязывают чуждые им ценности и идеалы, которые влияют на общественно-политическую стабильность в регионе.
Представленные в диссертации результаты теоретических и эмпирических исследований ценностных ориентаций населения двух •регионов РФ (Кабардино-Балкарская Республика и Республика Адыгея) окажутся полезными при написании научных работ по социологии культуры, для разработки учебных программ и спецкурсов по истории и теории социологии, в преподавании дисциплин социогуманитарного цикла и воспитательной работе.
Отдельные положения и выводы диссертации излагались автором на следующих научных мероприятиях:
- VI Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых. "Наука и устойчивое развитие" (Нальчик. 10 июня 2012 г.)
- Республиканская научно-практическая конференция "Молодежь и модернизационные процессы в Кабардино-Балкарской Республике" (Нальчик. 29 января 2013 г.).
- Международный семинар Московской школы политических исследований "Право, Политика, Экономика, СМИ" (Зеленогорск, 12-16.02.2013 г.)
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Атласкиров А.Р., Соколова А.Н., Курбатов В.И. Запад и Восток: Россия в диалоге культур // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология". - Майкоп: изд-во АГУ,- 2012. Вып. 3(102). - 0,4 п.л.
2. Атласкиров А.Р. Адыги в мировом социокультурном пространстве: исторический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Регионоведение:философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология". - Майкоп: изд-во АГУ,-2012. Вып.4(108). - 0,41 п.л.
3. Атласкиров А.Р. Сравнительный анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология". - Майкоп: изд-во АГУ,- 2013. Вып.З. - 0,4 п.л.
4. Атласкиров А.Р. Вхождение адыгов в социокультурное пространство России // Перспектива - 2013: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Т.1. - Нальчик: КБГУ, 2013.- 0,3 п.л.
5. Атласкиров А.Р. Становление личности Д.С. Кодзокова в контексте либеральной идеологии славянофилов // Молодые голоса в науке. Выпуск двадцатый. - Майкоп: Ред.-изд. отдел АГУ, 2011. - 0,3 п.л.
6. Атласкиров А.Р. Феномен ценностей: концептуализация основных подходов // Молодые голоса в науке. Выпуск двадцать первый. - Майкоп: Ред.-изд. отдел АГУ, 2012. - 0,2 п.л.
7. Атласкиров А.Р. Особенности Западной и Восточной культур: Россия в диалоге культур // Материалы VI Всероссийской научно практической конференции молодых ученых "Наука и устойчивое развитие". - Нальчик. Изд. "Принт-Центр", 2012. - 0,33 п.л.
8. Атласкиров А.Р. Влияние русской общественной мысли на социокультурные процессы у адыгов // Молодые голоса в науке. Выпуск девятнадцатый. - Майкоп: Ред.-изд. отдел АГУ, 2011. - 0,2 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретнко- методологические основы исследования феномена просветительства.
1.1. Просветительство как явление культуры.
Эпоха Просвещения — одна из значимых страниц в истории западноевропейских культур. Если рассматривать понятие Просвещения в широком смысле слова, можно сказать, что на европейском континенте его эпоха совпадает с ХУП-ХУШ вв. В это время происходят всесторонние научные и общекультурные преобразования, полностью изменяются условия для богословских исследований. Рассматриваемая эпоха знаменует прорыв в новое время. Новое мировоззрение начинает оказывать влияние на развитие культурной жизни, выдвигает новые идейные предпосылки.
Философов, ученых и писателей XVIII столетия, которые выступали с критикой устаревших социальных взаимоотношений в обществе, основанных на феодализме, называют просветителями. Они были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Просветители осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на новых, более рациональных, началах побуждала их к распространению естественнонаучных знаний и отказу от религиозного толкования явлений. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху - Просвещением.
Одна из наиболее примечательных попыток определения основного
характера просвещения принадлежит Канту. Он считал, что просвещение не
является банальной заменой одних догматических идей другими, а
представляет собой самостоятельное мышление. Кант разделял понятия
просвещение и просветительство. По его мнению, просветительство - это
просто свобода пользования своим собственным интеллектом. В своей
12
работе " Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" он писал ¡"Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Бареге аиёе! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения"1.
XVIII столетие называли "веком философов". Этот период ознаменовался одновременным появлением большого количества блестящих умов, результаты деятельности которых оставили большой след в истории человечества. Никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекавшие в экономической, политической и духовной сферах общества. XVIII столетие принесло с собой надежду на избавление от религиозного и социального гнета, навязываемого церковью и местными монархами. Все пережитки феодального общества, понимание природы, религии — все подвергалось жесткой критике. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего.
Просвещение, как течение общественной мысли, представляло собой некое единство. Единство это заключалось в интеллектуальных склонностях и предпочтениях просветителей, в их особом умонастроении. Идеалами Просвещения служили свобода, веротерпимость, ненасилие, вольнодумство и т.д. Исключительная плодотворность теоретической деятельности просветителей стала следствием появившейся свободы мысли. В их беспрестанных спорах рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, правового государства и разделения властей,
1 Иммануил Кант, "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" нем. Kant: АА VIII, Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?, (1784) Seite 035;
этики индивидуализма и рыночной экономики, плюралистической демократии и гражданского общества.
Просветители не были мечтателями, а напротив, прекрасно осознавали, в каком обществе они живут. Их интересы были тесно связаны со злободневными проблемами жизни общества. Они активно занимались общественной деятельностью, тем самым пытаясь влиять на общественное мнение и политику государств. Они происходили из разных классов и сословий. Были среди них представители и аристократии, и дворянства, и духовенства, и торгово-промышленных кругов. Следует отметить, что в XVIII в. едва ощущалось нивелирующее воздействие глобализации, и народы сильно отличались друг от друга по своему уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Это привело к тому, что в каждой стране просветительское движение имело свои специфические черты.
Идеи Просвещения начали развиваться в Англии, затем они распространяются во Франции и Германии. Но прежде чем знакомиться с основными идейными течениями той эпохи в Западной Европе, необходимо обрисовать общую картину социально-политической, экономической, культурной жизни стран, на почве которой и зародилась Эпоха Просвещения.
После революции и гражданских войн в Англии, в Х\Ш-ХУШ вв., сгладились острые социальные противоречия в обществе. Развитие парламентаризма способствовало укреплению в обществе правовых форм политической борьбы. Бурный рост популярности печатных изданий привело к повышению культурного и образовательного уровня населения. Значительно расширившийся рынок произведений искусства, газет и книг обусловил распространение в культурной сфере жизни общества товарно-денежных отношений. Это привело к освобождению творцов от зависимости от церкви, меценатов и государства. То, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, оказало значительное влияние на
14
развитие просветительских идей. Англии удалось сохранить баланс между традиционными ценностями и новаторскими идеями, которые несло Просвещение.
Основателем английского Просвещения считается Джон Локк. Он, в общих чертах, сформулировал политическую программу английского Просвещения. Основное содержание работ просветителя заключается в разработке идейно-политической доктрины либерализма и эмпирической теории познания. Он, как и многие просветители этого периода, считал, что возникновению государств предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью"1, а также "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными"2. По его мнению, переход к гражданскому обществу из естественного состояния является следствием заключения общественного договора, который предполагал перераспределение только властных функций и не сказывался на жизни обычных людей. Локк придумал определенный конституционный механизм, который не допускал превышения государством своих полномочий. Появилось разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и "федеративную". По его представлениям "федеративная" власть должна была ведать отношениями с другими государствами. Помимо этого, установлению деспотизма в государстве должен препятствовать принцип законности, который гласит: "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества"3.
Взгляды Локка на политическое устройство государства в значительной мере воплотились в Англии, в первых десятилетиях после революции 1688 г. Результатами революции стали закрепление основных
1 Локк Дж. Сочинение: В Зт. - Т.З. - М.: Мысль, 1988. С.263.
2 Там же.
3 Там же. С. 316-317.
прав и свобод граждан, неприкосновенность собственности, религиозная терпимость, представительное правление. Были заложены правовые предпосылки для будущих благоприятных перемен в общественном развитии, включающие повышение благосостояния, рост предпринимательской активности и т.д. Данные перемены в общественном развитии соответствовали целям просветителей, поэтому их внимание перешло от политики к частной жизни граждан. Это нашло отражение в этике английского Просвещения. Локк из ощущений страдания и удовольствия выводил понятия добра и зла. Он считал, что так как люди соотносят эти понятия с требованиями обыденной жизни, то и регулирующие их отношения правила должны отличаться целесообразностью, полезностью и удобством.
Мотивы личного преуспевания звучали в утилитарной этике английского Просвещения. Локк говорил: "Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм1.
Также интересна позиция философа из Шотландии - Дэвида Юма. На рассуждения Юма об этике взаимоотношений гражданина с обществом и государством наложило отпечаток его переживание о судьбе Шотландии, о сохранении ее культурных традиций в едином британском государстве. Он считал, что такие взаимоотношения являются следствием тяги людей к общению. Эти взаимоотношения обеспечивают политическую стабильность, так как они полезны в целях защиты, обогащения и т.д. Государство и
1 "История политических и правовых учений", Учение Локка о государстве и праве, под ред. Нерсесянца В. С., Изд. НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М) М., 2000г. Режим доступа. Электронный ресурс: txtb.ru/32/index.html
общество, именно в интересах стабильности, обязаны признавать существующее многообразие убеждений и взглядов, существующих в обществе. Юм считал современное ему общество плюралистическим, где все основано на разделении труда и различиях в социальном статусе, вследствие чего существовали различные представления о нравственности и справедливости. По его мнению, общество, не уважающее многообразия региональных и социальных различий, не может быть стабильным. В равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий, что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием всего общества1.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей, вторая половина XVIII - первая половина XIX века2000 год, кандидат педагогических наук Османова, Бэла Назировна
Хозяйственно-экономические воззрения северокавказских просветителей: Конец XVIII - 70-е гг. XIX вв.2005 год, кандидат исторических наук Тебиева, Лариса Таймуразовна
Адыгейская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХIХ в. - начала 30-х гг. ХХ в.2011 год, доктор исторических наук Емтыль, Зарема Январбиевна
Социально-политическая борьба в адыгском обществе XVIII - первой половины XIX в.2005 год, кандидат исторических наук Нагучева, Нуриет Калабатовна
Становление адыгской историографии: Ш. Ногмов и Хан-Гирей: первая половина XIX в.2006 год, кандидат исторических наук Цикушева, Саньят Январбиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Атласкиров, Альберт Русланович, 2013 год
Список использованной литературы:
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь // перевод с англ. И.ГЛсавеева под ред. С.А.Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. — 620с.
2. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. T.l. М., 1901. С. 632.
3. Архив КБИГИ, ф.1., оп. 2, ед.хр. 5, л. 36.
4. Афасижев Т. И., Афасижев А.Т. Ногмов и Хан-Гирей: социальные идеи адыгов. Майкоп, 2000. С. 23.
5. Афасижев, Т.И., Шхапацева, М.Х. Межнациональное согласие: поиск путей его утверждения // Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всерос. Научн. прак. Конф. / под ред. РД. Хунагова. - Майкоп: изд-во АГУ, 2001.-421с.
6. Афонин, Э.А., Бандурка, A.M., Мартынов, А.Ю. Великая коэволюция: Глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ / Э.А. Афонин, A.M. Бандурка, А.Ю. Мартынов. Киев: Парламентское изд-во, 2003.-384 с.
7. Андроников. И. Запись в альбоме Лермонтова // Дружба народов. 1960. №5. С.202.
8. Атласкиров А.Р., Соколова А.Н., Курбатов В.И. Вестник (ЩЬныгъэгъуаз) АГУ. Запад и Восток: Россия в диалоге культур. Майкоп, 2012. С. 71.
9. Адиль-Гирей Кешев (Каламбий). Записки черкеса (повести, рассказы, очерки, статьи, письма). Часть II: "На холме". Режим доступа. Электронный ресурс: apsnyteka.narod2.ru/k/zapiski_cherkesa/index.html
10. -Баграмов, Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей / Э.А. Баграмов. -М.: Политиздат, 1982. - 336 с.
11. Беспалов A.B. Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709. — М.: Рейтар, 1998. — С. 29- 49 с.
12. Бергер, П.Л. Культурная глобализация динамика глобализации // Многоликая глобализация / под ред. П.Л. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
13. Бердяев H.A. Русская идея. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. С. 554.
14. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: «Канон+», 1998. 400 с.
15. Бенешевич В.Черкасский, князь Дмитрий Мамстрюкович // РБС, СПб. Т.9. С. 211.
16. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М., 2001.
17. Блянихова Е. Изыскания мои не безуспешны // Горянка. 2003. №50. С. 14.
18. Богатырева, Т.Г., Яновский, Р.Г. Стратегия глобализации: социокультурная динамика и информационный обмен // Безопасность Евразии. 2001. -№ 1. -654 с.
19. Буров, М. Гражданское общество и этническая идентичность // Жизнь национальностей. -2005. № 1-е. 14.
20. Бхатвати, Дж. В защиту глобализации / под ред. BJI. Иноземцова. М.: Лада мир, 2005. - 448 с.
21. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и по-слесл. Ю. Н. Давыдова; М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
22. Веремчук В.И. Социология религии: Уч. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254 с.
23. Владимиров, А.И. о национальной государственной идее России. Стратегические этюды / А.И. Владимиров. М. - Новосибирск: «Изд-во ЮКЭА», 200. - 288 с.
24. Волков, Г.Н. Три лика культуры / Г.Н. Волков. М.: Молодая гвардия, 1986.-333 с.
25. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. -229 с.
26. Всероссийская перепись населения 2002 года. Режим доступа. Электронный ресурс: www.perepis2002.ru.
27. Грациози А. Война и революция в Европе: 1905 1956. М.:РОССПЭН, 2005. 288 с.
28. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.VI. М.,1956. С. 17-18.
29. Гольбах П. Избр. произв. В двух томах. Т. 1. М., 1963. С. 100.
30. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963. С. 35.
31. Голосенко И.А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России: Избранные сочинения: в 2-х книгах. Пб.:Социол. об-во им. М.М.Ковалевского. 2002.- 129 с.
32. Голубева Л.Г. Сын Кабарды и России // Дружба народов. 1976. №8. С.284.
33. Гумилев, Л.Н. Этногеноз и биосфера Земли / под ред. B.C. Жекулина. -Л.: ЛГУ, 1989.-495 с.
34. Д'Аламбер Ж. Б / "Элементы философии". Жан Батист Лерон Д'Аламбер. вступительная статья, (1759).
35. Джеймс Крейкрафт "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007 г., С. 84.
36. Декабристы. Режим доступа. Электронный ресурс: ги^1Ире(11а.ог§/ш11а/Декабристы.
37. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе. (1550-е - начало 1770-х гг.). - Нальчик: Эль-Фа, 2001. С. 143.
38. Дмитриева Е.В. Фокус - группы в маркетинге и социологии.- М.: Центр. 1998.- 144 с.
39. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т. 2: Социальная структура и стратификация. М., 2000.
40. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1954, С. 66.
41.Загоскин М.Н.<статья без заглавия, направленная против "философических писем" П.Я. Чаадаева 1836 г.> Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.П. М., 1991. С.545.
42. Зюганов, Г.А. Глобализация и судьба человечества / Г.А. Зюганов. М.: Молодая гвардия, 2002. - 446 с.
43. "История политических и правовых учений", Учение Локка о государстве и праве , под ред. Нерсесянца В. С., Изд. НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М) М., 2000г. Режим доступа. Электронный ресурс: txtb.ru/32/index.html
44. Ионин Л.Г. Социология культуры: пути в новое тысячелетие. — М., 2000.9\.Исупова О.Г. Конверсационный анализ: представление метода // Социология: методология, методы, математические модели. 2002. - №15.
45. Из истории адыгов в конце XVIII — первой половине XIX века: Социально-экономические очерки. Тфокотли и образование новой феодальной прослойки. Режим доступа. Электронный ресурс: budetinteresno.info/kraeved/adig_history_6.htm.
46. История многовекового содружества: К 450 летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. С. 263.
47. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 4 / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 2002.
48. Из глубины: Сборник статей о русской революции/ С.А.Аскольдов, Н.А.Бердяев, С.А.Булгаков и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298 с.
49. История России: В 2 т. Т.2: С начала XIX в. до начала XXI века / Под ред. , А.Н.Сахарова. М.: ООО «Издательство ACT», 2005. 862 с.
50. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Режим доступа. Электронный ресурс: www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi 1612.htm
51. Кант И. "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" нем. Kant: АА VIII, Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?, (1784) Seite 035;
52. Кант И. Сочинения в шести томах. / Иммануил Кант. М., "Мысль", 1966.-(Философ. наследие). Режим доступа. Электронный ресурс: platonanet.org.ua
53. Кант И. "К вечному миру" И. Канта /. Подготовка текста и вступительная статья A.B. Гулыги. -. М.: Московский рабочий, 1989.
54. Кессиди, Ф.Х. глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. - № 4. - с. 79.
55. Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. Философия. Высшее образование, М.: Филол. о-во "Слово": ООО "Изд-во "Эксмо"", 2004г. С. 130.
56. Кравченко А.И. Социология: учебник. - М.: "проспект", 2010, С. 134.
57. Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция LXXXI.
58. Козер JI. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006. 528 с.
59. Киреевский И.В. Поли. собр. соч. Т.1. М., 1911. С.115.
60. Кушева E.H. Политика Русского государства на Северном Кавказе в 15521572 гг. // Исторические записки. М., 1950. Т. 34. С. 255-256.
61. Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик, 1985. С.74.
62. Кумыков. Т.Х. Жизнь и общественная деятельность Кодзокова Л.М. Нальчик, 1962. С.8.
63. Кумыков Т.Х. Культура, общественно - политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX вв. Нальчик, 1996. С.ЗЗ.
64. Кумыков Т.Х. Просветитель, историк, литератор // КБП. 1977. 13 января.
65. Кумыков Т.Х. Кази Атажукин. Нальчик, 1969. С. 148-149.
66. Кубань. 1905. №76.
67. Линдси Хьюз (англ.)русск. Russia in the Age of Peter the Great. — New Haven: Yale University Press, 1998. — C. 27.
68. Лурье, С.Я. Этническая самоидентификация в условиях кризисного «материнского» этноса: опыт армянской общины в Санкт-Петербурге (19891993 гг.) // Этнический национализм и государственное строительство. М.: РАН Ин-т Востоковедения, 2001. - с. 277.
69. Ляушева, С.А.Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов // Мир культуры адыгов / под ред. P.A. Ханаху. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002.-516 с.
70. Любавский М. К., «Курс лекций по русской истории XVII XVIII веков».Раи1 Dukes, «The Making of Russian Absolutism, 1613—1801».
71. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2-е издание. - Т.4. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 616 с.
72. Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. Т. 1., 448 с.
73. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983. С. 89.
74. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб, 2003, Т. 1, С. 82.
75. Мемуары декабристов. Северное общество / Ред. В. А. Фёдоров. — Москва: МГУ, 1981. С. 8.
76. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.) : Генезис личности, демокр. семьи, гражд. о-ва и правового государства. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 1. С. 391.
77. Максим Шевченко. Кавказская политика как суть будущего России. Режим доступа. Электронный ресурс: http://t.co/MB15pyI6.
78. Нагоев А.Х. Средневековая Кабарда / Под ред. Керефова Б.М. Нальчик. "ЭЛЬ-ФА" 2000. - 227 с.
79. Население Кабардино-Балкарии. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации. Режим доступа. Электронный ресурс: ги.ш1ИресИа.ог§/ш1к1/Население_Кабардино-Балкарии
80. Неизвестные страницы Кавказской воины. Историко-этнографическое издание. Составление, предисловие, перевод с французского и английского языков К.А. Мальбахов. Нальчик, ООО "Тетраграф". 2012. С. 102.
81. Некрасов A.M. Международные отношения и народы Западного Кавказа (последняя четверть XV - первая половина XVI в.). М., 1990. С.52.
82. Нечаев С. Отрывки из путевых заметок о Юго-Восточной России. С.26.
83. Ногмов Ш. Б. Филологические труды. Нальчик, 1956. Т. 1; Нальчик, 1959. Т.2. С. 43.
84. Ногмов Ш.Б.. Сборник документации и статей к 100-летию со дня смерти. Нальчик. 1966. С. 85.
85. Ногма Ш.Б. Филологические труды. Нальчик, 1959. Т.2. С.153.
86. Ногма Ш.Б. Филологические труды. Нальчик. 1956. Т.1; Нальчик, 1959. Т.2.
87. Опрышко O.JI. Через века и судьбы. Нальчик, 1982. С. 104.
88. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
89. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Режим доступа. Электронный ресурс: www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi 1612.htm.
90. Официальный сайт Кабардино-Балкарская Правда. 05.12.2012. Режим доступа. Электронный ресурс: kbpravda.ru/infusions/my_site_map/ my_site_map.php?.
91. Потокова, Э.А. Взаимопонимание в межкультурном общении Электронный ресурс . Режим доступа: http// www. ied. ras. ru/books/Adages 1997.
92. Павленко H. И. Петр Великий. М., 2010, С. 759.
93. Павленко Н. И. Екатерина Великая. Москва, 2006, С. 301, 329.
94. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, Т. 4, С. 120.
95. Политические взгляды В. Н. Татищева. Режим доступа. Электронный ресурс: www.kursach.com/biblio/0010021/13_5 .htm
96. Программа манифеста, найденная 14 декабря в бумагах "диктатора" князя С. П. Трубецкого.
97. ПСРЛ. СПб., 1904. Т.13. Первая половина. С.228.
98. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т.10. №7900. С.899-900.
99. Портал Правительства КБР. Население. 2002. Режим доступа. Электронный ресурс: www.pravitelstvokbr.ru/k-br/kbr-main.nsf/html/NASELENIE.
100. Руссо Ж. - Ж. Трактаты. М., 1969. С. 161.
101. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград — Москва, 1928, Т. 7, С. 41.
102. Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева. Режим доступа. Электронный ресурс: www.xrenoder.ru/.../З-revolyutsionnyе-obshestvenno-politicheskie-1
103. Русско-дагестанские отношения... Док. №88. С.193,194.
104. "Россия и Запад: что разделяет?" Материалы постоянно действующего научного семинара, выпуск №7 (16). Москва,2009. С. 33-34.
105. Сабанчиева Л.Х.. Тендерный фактор в традиционной культуре кабардинцев (вторая половина XVI - 60-е годы Х1Х).Нальчик: «Эль-Фа». 2005. С. 161.
106. Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. Электронный ресурс: ru.wikipedia.org/wiki/Евразийство.
107. Современник. СПб., 1836. Т. 1.
108. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
109. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, С. 399—400.
110. Тхакушинов, А.К. Культура и общественная жизнь/ А.К. Тхакушинов. -Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2007.404 с.
111. Труайя А. Екатерина Великая. Москва, 2007, С. 242.
112. Тойнби Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. Е.Д. Жаркова. -М.: Айрис-пресс, 2010. С. 106.
113. Умланд А. Постсоветские правоэкстремистские контрэлиты и их влияние в современной России // Журнал "Неприкосновенный запас", № 1 (57), 2008 г.
114. Фурсов А. И. Заметки на полях книги В. А. Брюханова // Брюханов В. А. Трагедия России. Цареубийство 1 марта 1881 года. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. — С. 640,642.
115. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М: ACT, 2003. - 476 с.109'. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.
116. Ханаху, P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-филосовский анализ) / P.A. Ханаху. Ростов н/д.: Северо-Кавказ. Научн. центр высш. шк., АРИГИ, 2001. - 192 с.
117. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. Т.З. М., 1904. С.344.
118. Хашхожева Р.Х. Избранные статьи. - Нальчик: Эльбрус, 2004. С. 9.
119. Хан-Гирей. Черкесские предания. - Нальчик, 1989. С. 220.
120. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. - М.: ACT: Астрель, 2011. С. 11.
121. Центрархив — Восстание Декабристов. Материалы, Т. I, С. 180.
122. Центрархив — Восстание Декабристов. Материалы, Т. IX, С. 40, 62.
123. ЦГА КБР, ф. И-40, on. 1, ед. хр. 2, л. 12; ф. И-35, оп.1, ед. хр. 1, л.1.
124. ЦГА КБР, ф. И-40, оп.1, ед.хр. 5, л. 18-18 об.
125. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М. 1987. С. 40.
126. Черкесские этюды. Историко-этнографическое издание. Составление, предисловие, перевод с французского и английского языков К.А. Мальбахов. Нальчик, ООО "Тетраграф". 2012. С. 4.
127. Чикобава Арн. О текстовых записях И. Гюльденштедта от 1771-1773 годов // Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Тбилиси, 1982. Вып. 9. С. 224-284.
128. Шеллинг Ф. Система Трансцендентального идеализма. JL, 1936. С. 380.
129. Эти законы кодифицированы в ПСЗРИ. Собр. 2. Отд. 1. Т. 36.
130. Blum J. Lord and Peasant in Russia. From the Ninth to the Nineteenth Century. New York, 1964, p. 422.
131. Roberts M. The Swedish Church // Michael Roberts Sweden's Age of Greatness 1632—1718. — New York: St. Martin's Press, 1973. — C. 132—173.
/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.