Идеи космизма и нравственные искания в русской поэзии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Жадунова, Наталья Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат философских наук Жадунова, Наталья Владимировна
Введение
1 глава: Истоки космизма в русской философии и поэзии
1.1 Этико-философская проблематика русского космизма
1.2 Поэзия русского космизма в контексте проблемы «литературоцентризма» отечественной философии
2 глава: Космизм в русской поэзии: этико-философский аспект
2.1 Идеи космизма в философской лирике М.Ю.Лермонтова
2.2 Космическое единение человека и природы в поэзии Ф.И.Тютчева
2.3 Космизм и нравственная проблематика в творчестве М.А.Волошина
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Этические идеи в естественнонаучной ветви русского космизма: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный2013 год, кандидат философских наук Садикова, Ольга Георгиевна
Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века2001 год, кандидат культурол. наук Парфенова, Анна Игоревна
Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна
Мировоззренческая парадигма русского космизма :социально-философский анализ: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Идеи космизма в музыкальной культуре серебряного века2004 год, кандидат культурологии Савельева, Ирина Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи космизма и нравственные искания в русской поэзии»
Актуальность исследования
Своеобразие русской философской мысли является одним из наиболее спорных и противоречивых вопросов современного гуманитарного знания. Однако большинство исследователей сходятся во мнении,)что среди ведущих доминант российского самосознания русский космизм занимает не последнее место [63; 52; 67; 87; 110; 135; 147; 172; 176; 247]. В широком смысле этим термином обозначается определенная ориентация нашей национальной культуры, в основе которой лежит идея живого нравственного единства человека, человечества и вселенной. Как отмечал Ф.М. Достоевский, «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть изо все народов более предназначено.»[78, 148].
Черты космизма в разной степени интенсивности присутствуют в трудах большинства русских мыслителей, писателей, поэтов, художников. В его составе различают естественнонаучный (В.И.Вернадский Н.А.Умов, Н.Г.Холодный, A.JI. Чижевский, К.Э.Циолковский и другие), религиозно-философский (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский и другие), поэтически-художественный, или культурно-философский (В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, В.А.Хлебников, М.А.Волошин и другие) космизм. Все направления этого учения тесно взаимосвязаны и переплетены.
Русский космизм возник как закономерное продолжение мировой и отечественной философской мысли, научных концепций о мире, религиозных представлений о боге и его творении, о роли человека во взаимодействии с космосом. Необходимо отметить прежде всего этическую ориентированность русского космизма. Постоянное обращение к духовным и социальным традициям, поиск смысла индивидуального и коллективного бытия, стремление обосновать и проверить состоятельность этической теории в свете тысяче4 летнего взаимодействия человека и природы приводили к постоянному анализу нравственных принципов человечества.
Другая особенность данного духовно-теоретического феномена состоит в том, что как и вся русская философия русский космизм формировался не только в рамках философских трактатов, но и в рамках литературного творчества, художественного слова, в центре внимания которых постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности и осмысление человека как природного существа. Изначально воплощение идей космического мировидения осуществлялось в художественной форме. В дальнейшем эта традиция переросла в поэтически-художественное направление. Особенностью данного направления русского космизма является метафорическое отражение и предвосхищение философских идей, знаний о сущности человека и космоса.
В связи с этим, правомерность обращения к истокам и анализу философ-ско-этического содержания основных направлений русского космизма обуславливается проблематикой исследований, в которых нет единого мнения по вопросу о своеобразии поэтически-художественного направления русского космизма. Задача исследователя видится в том, чтобы показать философско-этическую традицию рассматриваемого направления во всей полноте и единстве.
Интерес к поэтическому осмыслению нравственных установок русского космизма служит основой для практического решения жизненных проблем человека. Большое значение обращение к проблематике русского космизма приобретает в переломные моменты истории, когда происходит коренные преобразования в обществе и культуре, влекущие за собой переоценку и поиск жизненных идеалов. Дифференциация научного знания, глобальные проблемы освоения космоса, экологии все чаще заставляют исследователей исходить из приоритета гуманистических и социально-нравственных ценностей. 5
Степень разработанности проблемы
Проблематике русского космизма посвящено довольно большое количество исследований в отечественной научной литературе. Однако многообразие работ по данной тематике свидетельствует о том, что в целом вопрос о сущности космизма в отечественной философской традиции до сего времени остается открытым. Наряду с фундаментальными трудами, в которых рассматриваются все направления данного этико-философского течения (работы О.Д. Куракиной, В.Н. Демина, В.П. Селезнева, И.А. Сафронова и других) [75; 110; 172] существуют исследования, ставящие под сомнение сам факт существования подобного явления [53]. Исходя из этого, весь комплекс исследований по данной проблеме можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат работы, авторы которых (Ф.И. Гиренок, А.Д. Урсул, В.П. Казарян, Н.Н. Моисеев) сходятся во мнении, что русский космизм, прежде всего, естественнонаучная традиция, преемственность идей физического освоения космоса человеком [64; 52; 171; 149]. Естественнонаучный вариант космизма наиболее объективно и логично «отображает ту или иную стороны отношения и связи человека и космоса в генетических и структурных аспектах», рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую, в первую очередь, планетарную силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания на основе нравственного совершенствования личности [201, 157].
Ко второму, наиболее обширному, блоку относятся исследования, посвященные анализу русского космизма как совокупности разнородных естественнонаучных, религиозно-философских и поэтически-художественных течений, объединенных космоцентрической ориентацией. (А.Г.Грачева, В.Н.Демин, Р.С.Карпинская, Л.Ф.Кузнецова, А.П.Огурцов, С.Г.Семенова, В.С.Степин, Л.В.Фесенкова, О.В.Шубаро и'др)[75; 95; 132; 176]. На этой основе анализируются взгляды Н.А.Бердяева, В.Я.Брюсова, В.И.Вернадского, В.С.Соловьева, Н.А.Умова, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, 6
Н.Г.Холодного, А.Л.Чижевского и определяются центральные направления русского космизма: направление активного христианства, эволюционное направление, концепция «живого космоса», принципы антропокосмизма, идея космобиологических явлений, тема жизни, человека и разума как космических явлений, космическая историософия, тема преобразования человека, человечества и человеческой жизни в рамках космической морали[5; 46; 144; 110; 137; 143; 150; 172; 179; 182].
В третью группу можно выделить ряд статей и монографий, авторы которых анализируют космизм как систему, отражающую антиномии русской культуры в целом, поскольку между естественнонаучным, религиозно-философским и литературно-художественным течениями в русской культуре нет жестко зафиксированной границы. Более того, они взаимосвязаны и взаи-мопереплетены, и, как сообщающиеся сосуды, пополняют друг друга. Сюда можно отнести работы О.Д.Куракиной, Е.Н.Магницкой, И.А.Сафронова, О.А.Карчевцева, диссертацию И.С.Овечкиной «Космизм и русское искусство первой трети XX века»[80; 120; 164; 213; 234].
К четвертой группе отнесены работы, в которых в той или иной степени раскрываются особенности поэтически-художественного направления. Для нас особый интерес представляют исследования, акцентирующие внимание на нравственной проблематике отечественной поэзии в рамках русского космизма. В этой сфере наиболее продуктивны работы литературоведческого характера, в которых делается попытка представить этический идеал в русской художественной литературе. В данном контексте особый интерес представляют труды М.М.Бахтина [9; 17; 18; 28; 121; 159; 29; 36; 58; 60; 68; 94].
Теоретические основания диссертации составили работы специалистов в области философии, этики, литературоведения. Это труды русских религиозных философов рубежа веков Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и других, философско-этические представления 7
Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, идеи которых оказываются во многом схожи и позволяют вычленить общий семантический инвариант: идея о космическом природе любви, добра, милосердия, долга и ответственности; идея всеединства, предусматривающая глобальное единство живого и косного вещества; идея преображения мира как смысла человеческой жизни, соответственно, восприятие человека в качестве творца; идея достижения нравственного совершенства. Работы по истории культуры и литературы (С.С Аве-ринцева, Р.И.Александровой, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Д.Д.Благого, В.Я.Брюсова, А.Ф.Лосева, Ю.Н.Тынянова и других).
Цели и задачи диссертационного исследования
Целью работы является анализ философско-этической проблематики русского космизма и его проявления в отечественной философии и литературе. Постановка данной цели предполагает решение следующих взаимообусловленных задач:
- выявление особенностей русского космизма, включающего в себя идеи мирового космизма на основе трудов отечественных мыслителей XIX -начала XX веков;
- анализ концептуальных этических представлений различных направлений русского космизма;
- определение сущности явления «литературоцентризма» как отличительной черты отечественной философской мысли, благодаря которому происходит взаимодействие художественной литературы и этико-. философских учений;
- рассмотрение особенностей становления и трактовки идей русского космизма в отечественной литературе XIX - начала XX веков.
Методологические основания исследования 8
Методологической основой диссертации, исходя из поставленных задач, является сочетание сопоставительного и культурно-исторического подходов, обусловленное спецификой этико-философского содержания русского космизма.
В качестве основных методов диссертационного исследования выступают:
- метод исторической реконструкции, позволяющий проследить процесс становления представлений о космосе и месте человека в нем;
- сравнительный метод с опорой на проблемно-тематический анализ стихотворных произведений М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, М.А.Волошина;
- аксиологический метод исследования, позволяющий выявить и обосновать ценность единства человека и космоса в системе ценностей русского народа.
Научная новизна исследования
Научную новизну данной работы можно определить следующими положениями:
- определены основные аспекты этико-философского содержания русского космизма;
- исследован процесс становления и развития идей русского космизма в отечественной поэзии;
- отражена специфика интерпретации нравственной проблематики русского космизма в творческом наследии М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, М.А.Волошина.
Положения, выносимые на защиту:
- своеобразие идей русского космизма заключается в нравственном осмыслении проблемы единства человека, человечества и вселенной; 9
- ценность поэтически-художественного направления русского космизма состоит в том, что поэзия выступает как источник интуитивного знания о мире и человеке, на основе которого развиваются этико-философские представления данного философского явления;
- философская лирика М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, М.А.Волошина, одной из основных тем которой является осознание целостности объективного мира во всех его проявлениях, включая единство вселенной и человека, нравственное отношение к акту творения, созвучна идеям космизма.
Практическая значимость исследования
Материалы и выводы диссертации способствуют углублению теоретических представлений о этико-философском феномене русского космизма. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе со студентами и практике преподавания философии в ВУЗе при изучении соответствующих тем курса, в спецкурсах и семинарах по истории русской философии и литературы.
Апробация работы
Основные положения диссертационного исследования изложены в виде сообщений на Огаревских чтениях (Саранск, 2000 - 2001гг.), на Международной конференции «Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, 2002г.), на Всероссийской научной конференции (Великий Новгород, 2000г.).
10
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Проблема преображения человека в философии русского космизма: В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковский2004 год, кандидат философских наук Башкова, Наталья Валентиновна
Генезис идей К.Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики2007 год, кандидат педагогических наук Пушкина, Ирина Михайловна
Монистические тенденции философии космизма: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Алексеева, Вера Ильинична
Нравственные основания русского космизма1999 год, кандидат философских наук Суслов, Алексей Викторович
Эстетические воззрения в Учении Живой Этики2005 год, кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Этика», Жадунова, Наталья Владимировна
Заключение
Во все времена человеческий разум стремился к организации явлений в единую картину мира, к осознанию своей связи с космосом. В течение всей истории человек мыслил себя существующим не только во времени, но и в вечности, в безграничном пространстве вселенной, поэтому являлся носителем непреходящих ценностей, передающихся из культуры в культуру. Проблема космоса и места человека в нем - одна из самых актуальных в истории человечества, приобретает новое звучание в современную эпоху, когда стремительное развитие науки открывает перед человеком новые возможности постижения мира. Идеи космизма пронизывают мировую философскую мысль, проявляясь в разных формах. Идеи всемирной упорядочности в диалоге с различными вариантами представлений о хаотичности бытия составляют одну из профилирующих линий развития философии.
Провозглашенная в начале XX века Н.А. Бердяевым «космическая эпоха» диктует новые подходы в осмыслении взаимосвязи космоса и человека. Одним из таких подходов к пониманию человека как действующего лица космического процесса, глубоко включенного в миропорядок и обладающего потенцией коренного преобразования мира, является особый духовно-теоретический феномен отечественной культуры - русский космизм.
Русский космизм является, с одной стороны, органичной частью мировой космоориентированной философской традиции. С другой стороны, он представляет собой уникальную этико-философскую систему, базирующуюся на христианской, прежде всего православной традиции мирочувствования живого нравственного единства человека и вселенной.
Специфической особенностью русского космизма, определяющей его место в контексте общемировой философской традиции, является его четко выраженная нравственная ориентация. Примером тому может служить идея всеобщего воскрешения Н.Ф.Федорова, которая имеет этическую обусловлен
141 ность, уделяя при этом незначительное внимание онтологической и технологической сторонам проблемы.
Этическое значение русского космизма обусловлено его тесной взаимосвязью с центральной идеей классической этики, которая может быть представлена как тенденция гармонизации отношений между людьми, духовной связи между ними. Космизм, воплощающий идею всеобщей гармонии, придает этической рефлексии глубину, всеобъемлемость. Этический горизонт русского космизма позволяет выявить потенциал гармонизации взаимосвязей не только между элементами мироздания, но и между науками, разными типами аналитической рефлексии.
Одухотворение природы, этизация внечеловеческой сферы в трудах русских философов-космистов и художников подтверждает данный факт. Здесь виден этико-методологический потенциал исследований космизма, который может стать одним из перспективных направлений. Для русского космизма характерно основание этического смысложизненого самоопределения человека, осуществление идеала добра, истины и красоты в рамках реального мира.
Наконец, широкая трактовка русского космизма как духовного синтеза науки, философии, религии и искусства позволяет говорить о поэтически-художественном направлении данного явления как об отличительной черте русской философской мысли в целом. Представляется, что в этом направлении перспективен диалогический метод, позволяющий рассматривать художественное слово, текст как слепок культуры, мировоззрения, насыщенный метафизической проблематикой человеческого существования.
Художественно-поэтическое направление русской культуры развивает и дополняет этйко-философские идеи русского космизма, решает проблему человека в контексте его взаимодействия с природой и космосом, позволяет с помощью художественного слова представить метафизическую проблему соотнесенности макро- и микрокосмоса в образах и символах поэтического текста.
142
О поэтически-художественном направлении русского космизма можно вести речь, когда космические объекты или явления рассматриваются в связи с судьбой отдельного человека или человечества, когда поэт видит в космосе источник творческого созидательного, нравственного начала.
Философско-этическая проблематика поэтических произведений М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, М.А.Волошина во многом созвучна моральным установкам русского космизма. Поэзия в метафорической форме отражает суть философских концепций о взаимодействии человека и космоса: идеи единства, бессмертия и воскрешения, нравственного совершенствования человека.
Таким образом, русский космизм как многоаспектный, универсальный феномен культуры позволяет раскрыть взаимосвязь философии, этики и искусства, выявить гуманистический потенциал человеческого творчества.
143
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жадунова, Наталья Владимировна, 2002 год
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. -320с.
2. Абрамович Г. Трагедийная тема в творчестве Лермонтова.// Творчество М.Ю.Лермонтова. М.: Наука, 1964. - С. 42-75.
3. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1999. - 447с.
4. Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк.// Тютчев Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников. -М.: Книга и Бизнес, 1999. С. 259-369.
5. Аксенов Г.П. О научном творчестве Вернадского// Вопросы философии. 1992. №6. С.74.
6. Акулинин Г.П. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 158с.
7. Александрова Р.И. Использование художественной, критической и публицистической литературы в курсе философии. Саранск: Изд-во Сарат. Ун-та. Саран, фил., 1989. - 100с.
8. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1999. - 176с
9. Алексеев М.Б. Русская классическая литература и ее значение. М.: Наука, 1989. - 413с.
10. Андреев А.Л. Роза мира. // Новый мир. 1989. №2. С. 176-193.144
11. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова.// Литературное наследство. Т.43-44. М.Ю.Лермонтов. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1941.- С.83-129.
12. Ахутин А.В. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Соч. В 2-х тт. М.: Наука, 1993. Т. 1.С. 5-26.
13. Бабкин Д.С. Максимилиан Волошин.( Из воспоминаний)// Русская литература. 1971. №4. с. 148-154.
14. Бальмонт К.Д. Избранное,- М.: Сов. Россия, 1989. 592с.
15. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: УлГУ,1999. - 447с.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
17. Бахтин М.М. Письма // Литературная учеба, 1992. Кн. пятая и шестая. С. 143-166.
18. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1844года. // Поли, собр. соч. в 13-ти тт. Т.8. -М.: Наука, 1955. 803с.
19. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. // Полн. собр.соч. в 13-ти тт. Т. 10. М.: Наука. 1956. - 474 с.
20. Белый А. Крылатая душа. Стихотворения. Поэма. -М.: Летопись,1998. 571с.
21. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М.: Политиздат, 1990.-415с.
22. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.607с.
23. Бердяев Н.А. Микрокосм и макрокосм // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. T.l. -М.: Искусстио, 1994.-С.77-94.
24. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383с.
25. Берковский Н.Я. Ф.И.Тютчев.// Ф.И.Тютчев. Стихотворения. М.-Л.: Сов. писатель, 1962. - С.5-23.145
26. Бернал Дж. Возникновение жизни. -М.: Мир, 1969. 146с.
27. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 169 с.
28. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат., 1991. -412с.
29. Блаватская Е.Н. Тайная доктрина. В 3-х т. T.I. JI.: Экополис и культура, 1991. 826с.
30. Благой Д.Д. Гениальный русский лирик: Ф.И.Тютчев.// Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории литературы. М.: Худож.лит., 1959. - С.423-456.
31. Блок А. Собр. соч. В 8-ми тт. М.-Л.: "Худож. лит.",1980. Т.З. 438 с.
32. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1973. 232 с.
33. Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения,- М.: Худож. лит., 1991.702с.35.' Бродский А.И. Анатомия нравственного идеала// Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 7. 1996. С.96-107.
34. Бродский Н.Л. Философские основы поэзии Лермонтов// Литература в школе. 1941. №4. -С.23-32.
35. Брюсов В.Я. Ф.И.Тютчев. Критико-биографический очерк.// Полное собрание сочинений Ф.И.Тютчева. СПб., 1913. - С.5-37.
36. Брюсов В.Я. Максимилиан Волошин.// Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т.VI. Статьи и рецензии 1893-1924. -М.: Худож.лит., 1975.-С 341-342.
37. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 413с.
38. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. -М.-Л.: Наука, 1964. 483с.
39. Вацуро В.Э. Литературная школа Лермонтова// Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. -С.49-91.146
40. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358с.
41. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. 374с.
42. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. -М: ТЕРРА Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц; 2000. 640с.
43. Висковатов П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987. 494с.
44. Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники. М.: Книга, 1991.416с.
45. Волошин М.А. Стихотворения. М.: ТЕРРА, 1997. - 464 с.
46. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Правда, 1991, 480с.
47. Волошинские чтения. Сб. науч. трудов. М.: Гос. библиотека СССР им. В.И.Ленина, 1981. 136с.
48. Воспоминания о Максимилиане Волошине: Сборник. М.: Сов. писатель, 1990. 380с.
49. Гаврюшин Н.К. Космический путь к "вечному блаженству" (К.Э.Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии, 1992. №6. С.125-131.
50. Гаврюшин Н.К. А был ли русский космизм? // Вопросы истории естествознания и техники, 1993. № 3. С. 104-105.
51. Гадамер Г.Г. Философия и литература//Философские науки, 1989. № 2. С.84-97.147
52. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472с.
53. Гайденко П.П. Мистический революционаризм Н.А.Бердяева.// Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. —С.5-18.
54. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. 568с.
55. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI XIX веков. - Д.: Наука, 1970. 652с.
56. Гаспаров М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева.// Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева. Тарту, 1990. - С. 5-31.
57. Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991.-272с.
58. Гегель. Сочинения. В 8-ми тт.Т.З. М.: Госполитиздат, 1956. - 536с.
59. Гинзбург Л.И. Нравственный универсализм романтического автора («Русские ночи» В.Ф.Одоевского)// Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГПИ, 1989. - С. 22-27.
60. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. -181с.
61. Гиренок Ф.И. Ускользающее Бытие. М.: РАН, 1994. 220с.
62. Голованов Л.В. Созвучье полное в природе. М.: Наука, 1977.
63. Горловский А. Тютчев и Волошин.// Волошинские чтения. Сб. науч. трудов. М.: Гос. библиотека СССР им. В.И.Ленина, 1981. - 58-79.
64. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. СПб: Ху-дож.лит. 1995. - 582 с.
65. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х- XVII веков. -М.: Изд-во Моск. ун-та,1990. 285с.
66. Гуковский А.Г. Г.Р.Державин.// Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1935.-С.5-19.148
67. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. - 356 с.
68. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 560 с.
69. Гуревич А.А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова// Творчество М.Ю. Лермонтова. М.: Правда, 1964. - С. 147-181.
70. Гусляров Е.Н., Карпухин О.И. Лермонтов в жизни. Систематизированный свод подл, свидетельств современников. Калининград: Янтарный сказ, 1998. 405с.
71. Гуторовский М.Б. Концепция Вернадского// Вопросы философии. 1992. №6. С.88.
72. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.: Народная педагогика, 193. - 432 с.
73. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1993. 620 с.
74. Довгий Г.П. Россия, Запад и Восток в современной культурной ситуации. // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Тезисы докладов и выступлений международной научной конференции г. Курск., 20-21 мая 1997 г. 292 с.
75. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти тт. Л.: Наука, 1985. Т. 28. Кн. 1. 552 с.
76. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти тт. Л.: Наука, 1984. Т. 26. 518 с.
77. Дробжев М.И. Человек и человечество в философии русского космизма. Тамбов, 1999. 148с.
78. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. 344с.
79. Еремеев А.Э. Русская философская проза (1820-1830-е годы). -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. 192с.
80. Заболоцкий Н.А. Избранные сочинения. М.: Худож.лит., 1991. 536с.149
81. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов-на Дону. Феникс, 1999. - Т.2. - 544 с.
82. Зиммель Г. Конфликт современной культуры//Культурология: XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. С. 379-395.
83. Иванов А.В. Социально-правовой космос России: суждено ли сбыться мечте? // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1992. № 2. С.З-14.
84. Иванов А.В. Журавлева С.М. Сознание человека на пороге XXI века (обзор IV конференции "Алтай-Космос-Макрокосм") // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1991. № 1. С.86-90.
85. Иванов Вяч. Всев. Волошин как человек духа //Иванов Вяч. Всев. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2-х томах. Том II. Статьи по русской культуре. М.: Языки русской культуры, 2000. -С.155-200.
86. Иванов В. И. Заветы символизма.// Иванов В.И. Родное и вселенское. -М.Республика, 1994. СЛ 80-190.
87. Из творческого наследия советских писателей. Л.: Наука, 1991.
88. Исупов К.Г. О перспективах междисциплинарной коллегиальности в изучении истории русской философии//Философские науки, 1989. №8. С. 97-98.
89. Казарян В.И. У истоков экологического мышления в России (экологическая философия Н.А. Умова) // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1998. № 1. С.77-89.
90. Кант И. Соч. в 6-и тт. T.l. М.: Мысль, 1963. 543с.
91. Кантор В.К. В поисках личности: Опыт русской классики. М.: Московский Философский Фонд, 1994. 240с.
92. Карпинская Р.С. Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. - 325 с.150
93. Касаткина В.Н. Картина Вселенной в поэзии Тютчева 20-30-х годов. // К истории реализма и романтизма в русской и зарубежной литературе. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1969. -С. 23-49.
94. Кашинская В.В. Философия творчества М.Волошина //русская литературная критика серебряного века. Нижний Новгород, 1993. -С.40-43.
95. Коган JI.A. Философия Н.Ф.Федорова // Вопросы философии. 1990. №1. С.74-84.
96. Кожинов В.В. О «тютчевской» школе в русской лирике (1830.- 1860-е годы).// К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. - С.345-385.
97. Кожинов В.В. Соборность поэзии Тютчева: к 190-летию.// Наш современник. 1993. №2. С. 167-172.
98. Козырев Б.М. Письма о Тютчеве.// Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Кн.1. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1988. С.70-132.
99. Колобаева Л.А. Место человека во Вселенной: (философия личности и видения мира в поэзии О.Манделыптама).//Вестник Моск. Унта. Сер.9. Филология. 1991. №2. С.3-14.
100. Кононов И.Ф. Антропокосмизм и антропоцентризм как мировоззренческие концепции эпохи.// Философские проблемы современного естествознания. 1990. Вып.72. - С.95-101.
101. Кругликов В.А. Метафорический поиск смысла. Философия и поэзия.// Сознание в социо-культурном измерении. М.: 1990. С.96-118.
102. Кузанский Николай Сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1979. 488с.
103. Культура древнего Рима. В 2-х тт. М.: Наука, 1985. Т.1. 426 с.
104. Куприянов И.Т. Судьба поэта. Киев: Наукова думка, 1978. 232с.151
105. Купченко В.П., Давыдов З.Д. «Я голос внутренних ключей» Миф и мир Максимилиана Волошина.// Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. -М.: Правда, 1991, - С.5-22.
106. Купченко В.П. «Совопросник века сего.»//Максимилиан Волошин. Стихотворения. М.: Книга, 1989. - С.386-399.
107. Куракина О.Д. Русский космизм как социо-культурный феномен. -М.: МФТИ, 1993. 183 с.
108. Куракина О.Д Русский космизм как социо-культурный феномен. -М.: МФТИ, 1993.- 183 с.
109. Ларошфуко Ф., Паскаль Б., Лабрюйер С. Суждения и афоризмы. -М.: Политиздат, 1990. 383с.
110. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. 491 с.
111. Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. 627с.
112. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Т.1. Стихотворения и драмы,- Л.: Сов. писатель, 1989. 688 с.
113. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Т.2. Стихотворения и поэмы.- Л.: Сов. писатель, 1989. 688 с.
114. Лермонтов М.Ю. Сочинения в шести томах. Т.VI. М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957.
115. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов. М.: Советская энциклопедия, 1981. 784с.
116. Либерман А. Лермонтов и Тютчев.// Михаил Лермонтов. 1814 -1989. Нортфилд, Вермонт, 1992. - С.99-117.
117. Линник Ю.В. Эстетика космоса. Автореф. дис. док. филос. наук. -М., 1988.- 30 с.
118. Литература как форма существования русской философии. Материалы научной конф., проведенной Обществом ревнителей русской152философии в Урал. гос. ун-те им. А.М.Горького. 17 апреля 2001 года. Екатеринбург, 2001. 100с.
119. Личность и судьба Ф.И.Тютчева. М. Культура, 1992. - 336 с.
120. Логиновская Е.В. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». М.: Худож. лит., 1977. 118с.
121. Лосев А.Ф. История античной философии. М.: Наука, 1981. 192 с.
122. Лосев А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы//Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1993. 388 с.
123. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. 269 с.
124. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
125. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. 460с.
126. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении: Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992.
127. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. -М.: Политиздат, 1991. 368с.
128. Лукреций О природе вещей. Т.1. М.: АН СССР, 1945. 256с.
129. Магницкая Е.А. Творческая интерпретация космоса. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных. - 182 с.
130. Маймин Е.Л. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев. М.: Наука, 1976. 192 с.
131. МаксимовД.Е. Поэзия Лермонтова.// Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Т.1. Стихотворения и драмы,- Л.: Сов. писатель, 1989.-С.5-60.
132. Манеев В.А. Искусы русского космизма// Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: материалы международной конференции 29 июня 1 июля 1999. - Санкт Петербург: Изд-во «Нестор», 1999. -544с.153
133. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1996. -384с.
134. Мапельман В.М. «Я хочу привести вас в восторг. от ожидающей всех судьбы» ( Космическая этика К.Э.Циолковского). М.: Знание, 1991.-64с.
135. Мамардашвили М.К. Язык осуществившейся утопии//Искусство кино. М.: Наука, 1993. С.40-65.
136. Мануйлов В.А. Максимилиан Волошин поэт, мыслитель, художник.// Волошинские чтения. Сб. науч. трудов. - М.: Гос. библиотека СССР им. В.И.Ленина, 1981. - С.3-11.
137. Мережковский Д.С. Лермонтов поэт сверхчеловечества.// Мережковский Д.С. Акрополь. - М.: Просвещение, 1992. 561с.
138. Михаил Лермонтов. 1814 1989. - Нортфилд, Вермонт, 1992. 189с.
139. Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М.: Наука, 1966. 184с.
140. Моисеев Н.К. Вернадский и естественно-научная традиция. // Коммунист. 1988. № 2. С.72-83.
141. Мочалов И.И. Хайруллин К.Х. Концепция антропокосмизма Н.Г.Холодного // Вопр. Философии. 1982. № 11. С. 131-139.
142. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии начала XX века. М.: Мартис, 1997. 160с.
143. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Минск: Изд. В.М.Скакун, 1998. - 896с.
144. Овечкина И.С. Космизм и русское искусство первой трети XX века. Автореф. дис. .канд. филос. Наук. - Краснодар, 1999. -16с.
145. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. - 342с.
146. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприрод-ной эволюции. М.: РАН, 1999. - 210 с.154
147. Пазилова В.П. Критический анализ религиозного философского учения Н.Ф.Федорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 134 с.
148. Переписка А.В.Ветухова и П.А.Флоренского (1908-1918)// Вопросы философии. 1995.№11.-С. 10-21.
149. Персонология русской философии: Материалы IV Всеросийской научной заочной конференции // Под ред. проф. Б.В.Емельянова, О.Б.Ионайтис, Екатеринбург, март апрель 2001г. - Екатеринбург: Изд-во уральского ун-та, 2001. - 330с.
150. Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева.// Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Кн.1. М.: Наука, 1988.- С. 13-69.
151. Пинаев С.М. В.Соловьев и М.Волошин. София. Логос. Слово //Проблемы эволюции русской литературы XX века. М.: Книга, 1995. - С.161-163.
152. Платон Сочинения в 3-х тт. Т.З. 4.1.- М.: Мысль, 1971.
153. Прот. Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. -Клин: Христианская жизнь, 2001. 447с.
154. Пульхритудова Е.М. «Демон» как философская поэма.// Творчество М.Ю.Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964. - С.76-105.
155. Пушкин А.С. Собр.соч. В 6-ти тт. М.: Наука, 1948. Т.2. 560 с.
156. Рассадин С. Без Пушкина, или Начало и конец гармонии.// Знамя.I1991. №7. С.216-229.
157. Рачков П.А. Человек в зеркале философии//Вестник Моск.ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. № 2. С.33-46.
158. Роднянская И.Б. Демон ускользающий // Вопросы литературы. 1981. №5.-С. 140-163.
159. Розанов В.В. М.Ю.Лермонтов.// Религия. Философия. Культура. -М.: Республика, 1992. С.263-273.155
160. Рубанович А.Л. Проблема мастерства М.Ю.Лермонтова-поэта. -Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 1963. 172с.
161. Рубанович А.Л. Эстетические идеалы М.Ю.Лермонтова. Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 1968. 360с.
162. Русская идея.- М.: Республика, 1992. 494с.
163. Русская идея, Славянский космизм и станция «Мир». Сб. статей. -М.:АКИРН, 2000. 310с.
164. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. 624с.
165. Русская философия: Словарь/ Под ред. М.Маслина. М.: ТЕРРА Республика, 1999. - 656с.
166. Русская философская поэзия: Четыре столетия. СПб.: Наука, 1992. -396с.
167. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн Велесова книга. М.: Наука и религия, 1992. - 542с.
168. Русский космизм и Ноосфера: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. В 2-х частях. М.: МФТИ, 1989. 4.1. - 232 с.
169. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика -Пресс, 1993. - 368 с.
170. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782 с.
171. Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Лермонтова, Пушкина, Тютчева.-М., 1913. 212с.
172. Сагатовский В.Н. Идеал человека в русской культуре. В кн.: Человек и духовно-культурные основы возрождения России. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - С.34-41.
173. Сафронов И.А. Человек и Космос в истории культуры. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 107 с.
174. Сахарова Е.М. Поэзия и революция (Тема революции в творчестве М.А. Волошина советского периода).// Волошинские чтения. Сб. на156уч. трудов. М.: Гос. библиотека СССР им. В.И.Ленина, 1981. - С.20-34.
175. Семенова С.Г. Вестничество Лермонтова. // Человек. 2002. №1. -С.169-85.
176. Семенова С.Г. Н.Ф.Федоров и его философское наследие. В кн. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - С.5-50
177. Семенова С.Г. Две мировоззренческие альтернативы для XX! Века. Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995 г. Вып.1. -М.: Наследие. С.9-22.
178. Семенова С.Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. -М.: Сов. писатель, 1989. 440с.
179. Семенова С.Г. Этика "общего дела" Н.Ф.Федорова. М.: Знание, 1989.- 64 с.
180. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. М.: Политиздат, 1989. 447с.
181. Соловьев B.C. Поэзия Ф.И.Тютчева.// Тютчев Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников. М.: Книга и Бизнес, 1999. - С. 92-408.
182. Соловьев B.C. Лермонтов// Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. -М.: Книга, 1990. С. 148-169.
183. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1988.
184. Соловьев Э.Ю. Благослови свой синий окоем: Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина.// Независимая газета. 1998. -28 мая.-С. 11.
185. Социальное бытие человека. Спецкурс по русской социальной философии, социологии и политической науке. -Пенза, 1998. -192с.
186. Социально-философские концепции русских писателей-классиков и литературный процесс. Ставрополь, 1989.157
187. Спивак Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 140с.
188. Страхов Н.Н. Мир как целое: Черты наук о природе. -Спб.,1892.
189. Сузи В.Н. Принцип «двойного бытия» в лирике Ф.И.Тютчева (к проблеме античной и христианской традиции). Автореф. дис. канд. филол. наук. -Петрозаводск, 1996.
190. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965.
191. Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В.И.Вернадского и перспективы эволюционной теории // Вопросы философии. 1993. № 6. С.86-104.
192. Тынянов Ю.Н. Тютчев и Гейне.// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История. Кино.-М.: Наука, 1977.-С. 29-51.
193. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве.// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История. Кино. М.: Наука, 1977. - С.39-51.
194. Тютчев Ф.И. Полн.собр.стихотворений. JL: Сов.писатель, 1939. -560 с.
195. Тютчев Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников. М.: Книга и Бизнес, 1999. - 512с.
196. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973. -702с:
197. Умов Н.А. Сочинения. Т.З. М., 1916. 485 с.
198. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция. Космос. Человек. Кишинев: Штииница, 1986. - 270 с.
199. Усок И.Е. Философская поэзия любомудров.// К истокам русского романтизма. -М.: Наука, 1973. С. 154-183.
200. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева// Вопросы философии. 1989. №6. С.59-76.158
201. Федоров А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль(последняя треть XVIII первая треть XIX века). -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 232с.
202. Федоров А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль(последняя треть XVIII первая треть XIX века): Монография. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.-232с.
203. Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. Л.: Худож. лит., 1967. 364с.
204. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.
205. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Верный, 1906. - 524 с.
206. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.». -М.:Госполитиздат, 1995.-648с.
207. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. 1994. № 2. С.3-12.
208. Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995 г. Вып.1. М.:Наследие. - 272 с.
209. Философия любви. В 2-х частях. 4.1. -М.: Политиздат, 1990. 510с.
210. Философия русского космизма. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.- 376 с.
211. Философия любви. 4.1. М.: Политиздат, 1991. 510 с.
212. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм. В кн.: У водоразделом мысли. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 1991. С.16-176.
213. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М.: Наука, 1975. 190с.
214. Фрагменты по натурфилософской диалектике Шеллинга.// Философские науки. 1973. №1. С.13-46.159
215. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических космо-гоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. 575с.
216. Франк C.JI. Космическое чувство в поэзии Тютчева.// Франк C.J1. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. - С. 312-340.
217. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии.// Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. - С. 103-310.
218. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. 236с.
219. Фридлендер Г.М. Литература в движении времени. М.: Наука, 1983. 300с.
220. Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». -СПб.: , 1995.264с.
221. Хайруллин К.Х. Антропокосмизм , К.Э.Циолковского и Н.Г.Холодного.//Труды XIV Чтений К.Э.Циолковского. М.: Наука, 1980.-С. 58-59.
222. Ходанен Л.А. Поэмы Лермонтова. Поэтика и фольклорно-мифологические традиции. Кемерово, 1990. 91с.
223. Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев: Наукова думка, 1982.346 с.
224. Хлебников Велимир. Творения. М.: Сов. Писатель, 1986. 745 с.
225. Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992. № 6. С.148-154.
226. Циолковский К.Э. Реактивные летательные аппараты. -М.: Наука, 1964.
227. Циолковский К.Э. Космос есть животное. // Человек. 1991.№6.
228. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула: Приокское книжное изд-во, 1986. 447с.
229. Чаиркин А.С. Проблема человека в философии русского космизма. -Саранск: Рузаевский печатник, 1999. 228с.160
230. Чанышев А.Н. Философия как «Филология», как мудрость и мировоззрение. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1999. №1. С.З-20.
231. Человек, космос, творчество: история и современность.- М: история и современность.- М: ИНИОН РАН, 1992. 68 с.
232. Чистякова Э.И. "Эстетическое христианство" Андрея Белого // Вопросы философии. 1990. № 11. С.85-89.
233. Шеллинг Ф.-В. Философские исследования о сущности человеческой свободы. СПб., 1908. С.61.
234. Швейцер А. Христианство и мировые религии//Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. 576 с.
235. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты//Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 608 с.
236. Шувалова С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М.-Л., 1925. 192с.
237. Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова.// Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1961. 371с.
238. Элиаде М. Космос и история. -М.: Прогресс, 1987. 311с.
239. Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГПИ, 1989. 128с.
240. Это человек. Антология. М.: Высш.шк., 1995. 320 с.
241. Яковенко Б.В. Мощь философии// На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. -С.88-103.
242. Я связь миров: Философская лирика русских поэтов XVII -начала XX в. М.: Правда, 1989. - 464 с.161
243. Ярошевский М.Г. Переживание и драма развития лично-сти//Вопросы философии. 1993. № 3. С. 81-87.
244. Hagemeister М. Nikolaj Fedorov und "russiche Kosmismus"// Russische Religiose Philosophic. Stuttgart, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.