Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Рогачёва, Юлия Михайловна

  • Рогачёва, Юлия Михайловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 532
Рогачёва, Юлия Михайловна. Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 532 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Рогачёва, Юлия Михайловна

школы

2.3 Г.Я. Ломакин и Ю.Н. Голицын: преемственность и новаторство

Глава 2. Исполнительские и педагогические принципы Г. Я. Ломакина

§1. «Краткая метода пения» Г.Я. Ломакина: варианты и эволюция пособия

§2. Общие положения и структура пособия

§3. Г.Я. Ломакин как исполнитель и его «Краткая метода пения»

Глава 3. Композиторское наследие Г.Я. Ломакина: вопросы интерпретации и редактирования

§1. О бытовании духовно-музыкальных сочинений Г.Я. Ломакина

§2. Духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина: опыт интерпретации

§3. Хоровые сочинения Г.Я. Ломакина светского содержания: проблемы редактирования, исполнительская интерпретация

Заключение

Список литературы Том 2. Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура»

Введение

Актуальность исследования. Гавриил Якимович Ломакин1 (по разным источникам, 1811 или 1812-1885) - выдающийся деятель отечественного хорового искусства, почти 50 лет возглавлявший прославленную Шереметевскую капеллу, 12 лет проработавший хормейстером ведущего хорового коллектива России, Придворной певческой капеллы, организатор, первый директор и дирижёр хора Бесплатной музыкальной школы (БМШ), возглавлявший её первые, решающие для становления, шесть лет.

Наиболее творчески продуктивный период деятельности мастера пришёлся на 1830-1872 годы: таким образом, почти полвека Ломакин определял пути развития отечественного хорового искусства. Вместе с тем, имя его в наши дни известно, преимущественно, узкому кругу профессионалов, причём зачастую Ломакина считают помощником Балакирева в деле организации БМШ. Подлинное значение Ломакина для отечественной хоровой культуры традиционно замалчивалось, особенно в советское время, поскольку его дирижёрское и композиторское творчество были неразрывно связаны с церковной традицией. Во многом из-за этого фигура Ломакина сегодня воспринимается как второстепенная, что не соответствует значению деятельности художника не только для отечественного хорового искусства, но и русской культуры в целом.

В период руководства Ломакиным капелла Шереметевых обрела европейскую известность (1830-1872); годы службы Ломакина в Придворной капелле (1848-1861) совпадают с очередным взлётом исполнительского мастерства коллектива (время директорства А. Ф. Львова); роль БМШ в развитии отечественной музыкальной культуры невозможно переоценить. Помимо прочего, Ломакин был известным композитором своего времени.

1 В разных источниках Г. И. (Иоакимович), Г. А. (Акимович), Г. Е. (Екимович) Ломакин (Ламакин). Имя Ломакина также произносилось неодинаково: Гавриил, Гаврила, Габриэль. В «Автобиографических записках» Ломакин называет себя «Гавриил Якимович».

Три десятилетия жизни Ломакина отданы преподавательской деятельности; он служил более чем в тридцати учебных заведениях Петербурга (в т.ч. Театральном училище, Императорском училище правоведения, Царскосельском лицее, Пажеском корпусе, Смольном институте). Среди учеников Ломакина - В. В. и Д. В. Стасовы, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, дирижёры Ю. Н. Голицын и К. Н. Лядов, певцы И. А. Мельников, А. Я. Петрова-Воробьёва, Л. И. Кармалина, Ю. Ф. Абаза и другие.

Ломакин создал уникальное методическое пособие по обучению элементарной теории музыки, хоровому пению и индивидуальному вокалу (1837). Хормейстер совершенствовал свою «Краткую методу пения» десятилетиями: окончательный вариант увидел свет в 1882 году. Помимо исторической ценности, пособие обладает известной практической значимостью. При этом оно доступно для ознакомления лишь в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Многие положения Методы сегодня требуют разъяснений. Данная ситуация вызвала необходимость подробно разобрать во второй главе настоящей работы основные положения итоговой версии «Краткой методы» Ломакина, а в приложениях разместить её копию и подробный разбор упражнений. Актуальность темы обусловлена также постепенно возвращающимся интересом к музыке Ломакина: для концертного исполнения духовно-музыкальных сочинений должен быть сделан тщательный отбор с точки зрения условий их бытования; произведения же светского жанра могут вернуться к слушателю после проведения специфической редакторской работы.

Главная проблема работы - выявить подлинное значение деятельности Г. Я. Ломакина в процессе становления отечественного церковного и светского хорового исполнительства.

Цель работы - изучение различных сторон деятельности и творческого наследия Г. Я. Ломакина в контексте становления отечественной хоровой культуры.

В связи с этим было намечено решить ряд задач:

• Проанализировать статьи и рецензии, посвящённые исполнительской деятельности Г. Я. Ломакина, а также корпус неопубликованных архивных доку-

ментов, касающихся значимых этапов его творческой биографии, с целью выявления типических черт исполнительского облика музыканта;

• Охарактеризовать пособие Г. Я. Ломакина «Краткая метода пения», показать его эволюцию с 1830-х по 1880-е годы;

• Реконструировать характерные черты исполнительской манеры Г. Я. Ломакина путём сопоставления его методических разработок и композиторских сочинений;

• Представить духовно-музыкальные сочинения Г. Я. Ломакина с точки зрения условий их бытования;

• Наметить пути редактирования нотных текстов сочинений Г. Я. Ломакина светского содержания, без чего данные партитуры не могут быть адекватно исполнены;

• Выявить возможности интерпретации некоторых духовно-музыкальных сочинений Г. Я. Ломакина и выяснить перспективы их возвращения к слушателю.

Объектом исследования стала творческая деятельность Г.Я. Ломакина и его сочинения. Предметом исследования являются исполнительские и музыкально-педагогические принципы Г.Я. Ломакина, вопросы редактирования и интерпретации его сочинений.

Материал исследования включает четыре типа источников. Первый связан с методическими разработками мастера и включает 9 изданий учебного пособия Г.Я. Ломакина. Наименования и содержание варьируются, окончательный вариант называется «Краткая метода пения» (1837-1882).

Второй включает нотные тексты хоровых сочинений Г.Я. Ломакина разных жанров: (отдельные произведения из сборника Духовно-музыкальных сочинений Г.Я. Ломакина 1885 г., 14 Причастных стихов и 10 Херувимских, а также сборник сочинений Г.Я. Ломакина «Песни и шэсы для хорнаго пения» 1869 г.).

Третий тип источников связан с опубликованными документами (отечественная публицистика периода 2-й половины XIX столетия, посвящённая деятельности Г.Я. Ломакина, и «Автобиографические записки» Г.Я. Ломакина), которые позволяют рассмотреть творчество музыканта в широком историческом и биографическом контексте.

Четвёртый тип источников включает в себя корпус неопубликованных архивных документов (служебная переписка Д. Н. Шереметева, А. Ф. Львова и т.д.) периода службы Г.Я. Ломакина в Придворной певческой капелле и капелле Шереметевых.

Ограничения

В работе рассматривается исключительно хоровые произведения Г.Я. Ломакина; при этом исследуются отдельные сочинения, которые могут быть применены в концертной и/или педагогической практике (вне рассмотрения оставлены переложения древних напевов, даётся лишь их общая характеристика, поскольку автор не предназначал их для концертного исполнения). Дальнейшего изучения требует кантата Ломакина «Stabat Mater» (в исследовании также дана её общая характеристика), т.к. для выявления специфики этого произведения требуется дать панораму сочинений-прототипов аналогичного жанра западноевропейской музыки, что невозможно ввиду объёма работы.

Методология исследования основана на сочетании общенаучных и музыковедческих подходов. Личность и творчество Г.Я. Ломакина рассматриваются в историко-культурном контексте (метод контекстного анализа, сравнительно-исторический метод). При этом используются подходы Ю. М. Лотмана, M. М. Арановского, Е. М. Левашёва, А. В. Лебедевой-Емелиной.

При анализе сочинений Ломакина и определении условий их бытования используются традиционные для компаративистики методы, применяется теория интонации Б. В. Асафьева и подходы Е. М. Орловой («Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление.

Сущность») и В. О. Семенюка («Хоровая фактура. Проблемы исполнительства»). Работа В. О. Семенюка стала основой для данного исследования в вопросах анализа выразительных средств хоровой фактуры; также использовались труды Н. С. Гуляницкой, В. Н. Холоповой, Л. С. Дьячковой, Е.А. Ручьевской, М.С. Скребковой-Филатовой, Н. П. Корыхаловой, Л. Б. Дмитриева, В. П. Морозова и др.

Для исследования архивных материалов, мемуарной литературы и статей из периодических изданий применялись выработанные в отечественном музыковедении методы источниковедческого анализа (Л. 3. Корабельникова, П. Е. Вайдман и ДР-)-

В работе также используются специфические подходы, характерные для хорового жанра (П. Г. Чесноков, Г. А. Дмитревский, К. Б. Птица, А. Ф. Ушкарёв, С. А. Казачков).

На защиту выносятся следующие положения:

- Деятельность Г.Я. Ломакина сыграла важнейшую роль в истории отечественного «хорового строительства» (термин Г. В. Свиридова) в России XIX столетия.

- Г.Я. Ломакин - ключевая фигура в истории деятельности БМШ.

- Теория и практика в творчестве Ломакина слиты воедино, свидетельством чему является пособие «Краткая метода пения», неразрывно связанная с композиторской и исполнительской деятельностью мастера.

- Изучение творчества Г.Я. Ломакина (в т.ч., его методических работ) даёт ключ к пониманию не только его музыки, но и музыки его современников.

- С точки зрения условий бытования, духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина можно разделить на произведения, предназначенные исключительно для богослужебной практики, и произведения, которые также могут быть исполнены в концертной программе.

- Способ записи хоровых сочинений Г.Я. Ломакина светского содержания свидетельствует о заложенной в них вариантности исполнения и делает необходимым редактирование подобных произведений.

Степень разработанности темы

Деятельность Ломакина неоднократно освещалась в публицистике его времени - в статьях В.В. Стасова, А.Н. Серова, Ц.А. Кюи и др.: наиболее значимые анализируются в настоящей работе. Рассматриваются в ней и «Автобиографические записки» Г. Я. Ломакина. Упоминания о Г. Я. Ломакине встречаются в переписке М.И. Глинки, Ю.Н. Голицына, М.А. Балакирева, В.В. Стасова и др., в воспоминаниях современников (М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский, М.И. Чайковский, Д.В. Стасов, Н.Е. Зипалов, В.Т. Соколов).

Краткую характеристику деятельности Г.Я. Ломакина дал Д.Л. Локшин в книге «Выдающиеся хоры и их дирижёры» (1953, 1963).

Жизни и творчеству Г.Я. Ломакина посвящена монография Ю.С. Горяйнова (2 издания), носящая научно-просветительский характер. Монография прекрасно выполняет свою задачу - заинтересовать потенциального читателя личностью и биографией мастера, однако даёт лишь общее представление о его творчестве2.

Имя Ломакина упоминается во всех значимых работах, посвящённых истории отечественной хоровой музыки XIX столетия (например, томах издания «Русская духовная музыка»): как правило, Ломакина называют выдающимся хормейстером или признанным композитором церковной музыки, но подобные упоминания, преимущественно, носят характер кратких биографических ссылок.

Сжатую характеристику творчества Ломакина как автора музыки, написанной на священные тексты, даёт протоиерей Василий Металлов («Очерк истории православного церковного пения в России»).

2 В 2000 году также издан сборник сочинении Г. Я. Ломакина (романсы и избранные хоровые произведения) под общей редакцией Ю. С. Горяйнова, однако редакторами не была разрешена проблема хоровых составов, что ставит под вопрос возможность исполнения произведений сборника.

И.А. Гарднер в книге «Богослужебное пение русской православной церкви. История» характеризует Ломакина как выдающегося композитора духовно-музыкальной литературы Петербургской (новой петербургской) школы и перечисляет характерные для её представителей черты. Также Гарднер подчёркивает, что именно Ломакин как исполнитель зарубежной музыки культового содержания дал толчок размышлениям М.И. Глинки о необходимости изучить «западные церковные лады» для понимания специфики аранжировки древних напевов православной церкви.

O.E. Левашёва считает, что Г.Я. Ломакин, как преемник М.И. Глинки, сумел превратить Придворную певческую капеллу «в один из важнейших центров музыкального просвещения»3.

«Краткая метода пения» Г.Я. Ломакина рассматривается в ряду других вокально-хоровых методик отечественных авторов в учебных пособиях К.Ф. Ни-кольской-Береговской и монографии И.Е. Тихоновой4. Однако исследователи, отдавая должное значению Методы Ломакина, не останавливаются на пособии подробно, не рассматривают версии разных лет, и не учитывают его эволюцию.

Научная новизна исследования обусловлена самим выбором темы и подходом к ней. Настоящая работа представляет собой первое исследование хорового творчества Г.Я. Ломакина, которое рассматривается в контексте развития отечественной хоровой культуры. В научный обиход вводится ряд архивных документов, связанных с историей Придворной певческой капеллы, капеллы Шереметевых и деятельностью Ломакина.

В исследовании также проанализирован, систематизирован и адаптирован ряд методологически значимых исполнительских и педагогических принципов выдающегося хормейстера.

3 Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка. Монография. В 2-х кн. Кн. 2. - М.: Музыка, 1988.-С. 22.

4 Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио в России: Методика. Опыт. - СПб.: Композитор, 2003.-284 с.

В работе представлены варианты интерпретации некоторых духовно-музыкальных сочинений мастера с приложением аудиозаписи ряда произведений. Предлагаются общие подходы к редактированию сочинений Г.Я. Ломакина светского содержания; прилагаются варианты редакций (а также аудиозаписи их исполнения, сделанные при участии автора работы).

Теоретическая значимость работы определяется, прежде всего, тем, что её результаты могут способствовать дальнейшему изучению творчества Г.Я. Ломакина.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания. Определённую ценность в этом отношении представляют и материалы приложений (например, В и Л), которые могут быть полезными для преподавания истории русской музыки, а также отечественного хорового искусства; материалы приложений Ж и 3 могут быть использованы в рамках дисциплины «хо-роведение».

Практическое значение работы определяется тем, что в диссертации содержатся данные, которыми смогут воспользоваться хормейстеры (вопросы вокальной работы в хоре; хоровое сольфеджио) и хоровые дирижёры (вопросы исполнительства и интерпретации). Проанализированные сочинения могут войти в репертуар хоровых коллективов.

В приложениях к работе помещаются редкие, труднодоступные для ознакомления сочинения Г.Я. Ломакина (хоровые произведения разных жанров и версия пособия «Краткая метода пения» 1882 года).

Апробация работы

Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в ряде статей, тезисов и докладов, сделанных на шести научных конференциях: Международная научно - практическая конференция «Дирижерско-

хоровое образование в России: традиции и современность» (МГК им. Чайковского, 2011); Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире» (Тамбов, ТГМПИ им. Рахманинова: 2010, 2011, 2012); III Всероссийская научно-практическая конференция «Ступени хорового мастерства», посвя-щённая 200-летию со дня рождения Г.Я. Ломакина (Белгород, 2012); Межвузовская конференция «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики» (РАМ им. Гнесиных, 2010).

В рамках апробации работы проведено 2 концерта из произведений Ломакина разных жанров (02.04.2012: ансамбль выпускников РАМ им. Гнесиных; Московский городской Дом учителя; 24.01.2013: хор заочного отделения Дирижёрского факультета РАМ им. Гнесиных; концертный зал РАМ им. Гнесиных. Художественный руководитель А. Соловьёв, хормейстер Ю. Рогачёва).

Структура работы

Диссертация состоит из двух томов. Первый является научным исследованием и содержит введение, три главы, заключение, а также список литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются проблемы и методы работы, даётся обзор литературы, посвящённой творчеству Г.Я. Ломакина. В первой главе работы творческая деятельность Г.Я. Ломакина рассматривается в контексте отечественного культового и светского исполнительства. Вторая глава посвящена изучению педагогических и исполнительских принципов мастера на материале его методического пособия «Краткая метода пения» и хоровых сочинений разных жанров. В третьей главе даётся типология духовно-музыкальных сочинений Г.Я. Ломакина, выявляются проблемы, связанные с редактированием произведений светского содержания, анализируются хоровые сочинения разных жанров, предлагаются подходы к их исполнительской интерпретации.

Во втором томе помещено тринадцать приложений, включающих текстовые, нотные и аудиоматериалы.

Текстовые приложения состоят из:

- фрагментов рецензий на выступления хоровых коллективов, с которыми работал Г.Я. Ломакин (капелла Шереметевых, Придворная певческая капелла, хор Бесплатной музыкальной школы);

- факсимиле учебного пособия Г.Я. Ломакина «Краткая метода пения» (1882) и схемы расстановки хоровых коллективов, принимавших участие в концерте Придворной певческой капеллы (1851);

- очерков автора диссертации, посвященных разбору положений пособия «Краткая метода пения», подробному рассмотрению хоров светского содержания Г.Я. Ломакина, а также рассказывающих об основных тенденциях отечественного светского хорового исполнительства с целью создания широкого контекста для понимания значения деятельности Г.Я. Ломакина.

Нотные приложения включают:

- Избранные духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина;

- Сборник «Песни и шэсы для хорнаго пения» (1869);

- Варианты редакций избранных партитур сборника 1869 года, сделанные автором диссертации.

Аудиоприложение содержит запись двух концертных выступлений, в которых были исполнены сочинения Г.Я. Ломакина (см. выше).

13

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Рогачёва, Юлия Михайловна

Заключение

Г.Я. Ломакин сыграл значимую роль в развитии отечественного хорового искусства. Его творческая деятельность не просто стала неким водоразделом между старинным и современным хоровым искусством: Ломакин во многом сформировал современные взгляды на хоровое исполнительство, став ключевой фигурой отечественного «хорового строительства». Он повлиял на этот процесс как дирижёр, хормейстер, интерпретатор, педагог, композитор. Хоровые коллективы, с которыми он работал, навсегда остались в истории отечественной музыкальной культуры, а время службы в них Ломакина считается периодом их расцвета.

Г.Я. Ломакин стал организатором и директором БМШ, первого в истории России учреждения, открывшего двери для представителей всех сословий и давшего им бесплатное музыкальное образование. С хором БМШ Ломакин одним из первых обратился в публичной концертной деятельности к смешанному составу хора. Современники неоднократно подчёркивали, что исполнение под управлени- , ем Ломакина стало для них беспрецедентным явлением, открытием. Весьма вероятно, что именно Ломакин первым предложил способ не просто «озвучивать», но интерпретировать хоровую партитуру, основываясь на выявлении авторского замысла. Исполнительская деятельность Ломакина стала явлением искусства, привлекла повышенное внимание современников, вызвала к жизни размышления передовых критиков, едва ли не впервые в истории приведшие к публичной постановке ряда вопросов, связанных с проблематикой интерпретации, аутентичности и современности в искусстве и т.п. Творчество Ломакина-дирижёра стало предтечей академического направления в хоровом исполнительстве. Традиции, заложенные Ломакиным, дошли до наших дней и остаются востребованными. Мастер создал прототипы современных концертных программ и хорового репертуара, существенно повысил уровень технических возможностей хорового коллектива. Тем самым Ломакин способствовал и развитию отечественной композиторской школы.

О/й л'

175

Отдельные черты облика Ломакина-исполнителя могут быть реконструированы путём сопоставления сочинений мастера и ряда положений, сформулированных им в пособии «Краткая метода пения». В результате проясняются вопросы хоровой фразировки, артикуляции, дыхания, динамики, темпа и др., важнейшие для интерпретации сочинений Ломакина-композитора. Интерпретация упражнений пособия даёт ответы на важнейшие вопросы, связанные с хормейстерской работой (проблемы звукообразования, дыхания, ансамбля, строя и др.). Всё это доказывает неразрывную связь теории и практики в творчестве Г.Я. Ломакина.

Г.Я. Ломакин внёс существенный вклад в отечественную хоровую культуру и как композитор. Его творчество органично сочетает традиции отечественного хорового искусства с интернациональным интонационным «золотым запасом», вобравшим черты музыкального языка композиторов разных эпох. При этом мастер не только обобщал достижения предшественников, но и чутко улавливал современные ему тенденции.

В пособии «Краткая метода пения» заложен большой потенциал для понимания и интерпретации сочинений Г.Я. Ломакина и шире - хоровой музыки его времени (отношение к динамике как к показателю того или иного эмоционального состояния, вопросы темпов, фразировки, тембризации и т.д.) Поэтому изучение творчества Г.Я. Ломакина важно не только само по себе, но и для лучшего понимания музыки его времени.

С точки зрения условий бытования, при большом жанровом разнообразии духовно-музыкальные сочинения Г.Я. Ломакина можно разделить на два типа: предназначенные исключительно для богослужебной практики, и произведения, которые также могут быть исполнены в концертной программе. Показателями в данном случае являются средства музыкальной выразительности (гармония, тесситура, голосоведение, динамика и т.д.) Произведения первого типа не следует вводить в концертные программы; сочинения второго типа в них прекрасно вписываются.

Для исполнения ряда сочинений светской тематики с ними должна быть проведена редакторская работа. Одно из возможных её направлений задано в настоящем исследовании: вариантность хорового состава в сочинениях Ломакина выявляет их концертный потенциал, а также указывает на необходимость распределения хоровых партий или групп хора, коррекции агогики и динамических указаний, уточнения штрихов.

Данная работа призвана дать толчок к дальнейшим исследованиям разных аспектов творчества Ломакина. Так, пристального внимания заслуживают его ро-мансовое наследие и кантата «Stabat Mater», стоящая особняком в творчестве мастера; углублённого изучения требует пласт духовно-музыкальных сочинений. В данном исследовании представлен взгляд на некоторые из них практикующего хормейстера, выявлена их концертная компонента, показана возможность интерпретации.

Творчество Г.Я. Ломакина было и остаётся живым источником, позволяющим прикоснуться к лучшим традициям отечественной хоровой культуры. Пути и перспективы, которые открываются в результате изучения творчества мастера, ещё предстоит оценить.

177

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Рогачёва, Юлия Михайловна, 2013 год

Список литературы

1. Агаева, Т. Н. Очерк истории любительского хорового пения в России : Русское Хоровое Общество - 100 лет : сборник статей / Т. Н. Агаева ; [предисл. В. Г. Соколова]. -М. : Московский рабочий, 1979. - С. 16-39.

2. Алексеев, А. Д. Концертная жизнь на рубеже столетий : Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-1907). Книга 1. Зрелищные искусства и музыка / А. Д. Алексеев. - М.: Наука, 1968. - С. 396-419.

3. Альбрехт, Е. К. С.-Петербургская консерватория / Е. К. Альбрехт. -СПб., 1891.-59 с.

4. Алябьев, А. А. Песни для хора без сопровождения / А. А. Алябьев ; под ред. Б. Доброхотова и Г. Киркора. - 2-е изд. - М. : Музгиз, 1956. - С. 3-4.

5. Арановский, М. Г. Симфония и время : Русская музыка и XX век / М. Г. Арановский // Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. - М. : Гос. институт искусствознания, 1997. - С. 303-370.

6. Арнонкур, Н. Мои современники : Бах, Моцарт, Монтеверди / Никола-ус Арнонкур ; пер. с нем. С. В. Грохотов. - М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2005. - 280 с.

7. Асафьев, Б. В. Избранные труды : в 5 т. Т. 2 / Б. В. Асафьев ; под ред. В. В. Протопопова. - М., 1954. - 384 с.

8. Асафьев, Б. В. Избранные труды : в 5 т. Т. 3 / Б. В. Асафьев ; под ред. Е. М. Орловой. - М., 1954. - 336 с.

9. Асафьев, Б. В. Избранные труды : в 5 т. Т. 4 / Б. В. Асафьев ; под ред. В. А. Васиной-Гроссман. - М., 1955. - 440 с.

10. Асафьев, Б. В. Избранные труды : в 5 т. Т. 5. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация / Б. В. Асафьев ; под ред. Е. М. Орловой. - М., 1957. -388 с.

11. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве : сборник статей / Б. В. Асафьев ; [сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина]. - J1. : Музыка, 1980. - 216 с.

12. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. -2-е изд. - JI. : Музыка, 1979. - 344 с.

13. Балакирев, М. А. Письмо Римскому-Корсакову Н. А. от 14. 11. 1862 г. : Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений : В 50 т. Т. 5. Литературные произведения и переписка / М. А. Балакирев ; [подг. A.C. Ляпуновой]. - М. : Муз-гиз, 1963.-591 с.

14. Балакирев, М. А. Письмо Римскому-Корсакову Н. А. от 11. 01. 1863 г. : Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений : В 50 т. Т. 5. Литературные произведения и переписка / М. А. Балакирев ; [подг. A.C. Ляпуновой]. - М. : Муз-гиз, 1963.-591 с.

15. Балакирев, М. А. Письмо Стасову В. В. от 20. 03. 1864 г.: Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений : В 50 т. Т. 1. Литературные произведения и переписка / М. А. Балакирев ; [подг. А. В. Оссовского и В. Н. Рим-ского-Корсакова]. - М. : Музгиз, 1955. - 398 с.

16. Балакирев, М. А. Письмо Стасову В. В. От 7 или 14. 02. 1865 г. : Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений : В 50 т. Т. 1. Литературные произведения и переписка / М. А. Балакирев ; [подг. А. В. Оссовского и В. Н. Рим-ского-Корсакова]. - М.: Музгиз, 1955. - 398 с.

17. Берс, А.А.Алексей Фёдорович Львов. Как музыкант и композитор / А. А. Берс. - СПб. : Типография товарищества «Общественная польза», 1990. - 24 с.

18. Березовский, Б. Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. История и современность / Б. Л. Березовский. - СПб. : Культ Информ Пресс, 2002. -454 с.

19. Бессонов, Н. В. Генезис цыганского фольклора : История цыган — новый взгляд / Н. В. Бессонов, Н. Г. Деметер, В. К. Кутенков ; под ред. Г. С. Деметера. - Воронеж : ИПФ «Воронеж», 2000. - С. 155-183.

20. Бирюков, А. И. Оперный театр. Выдающиеся русские и зарубежные певцы XIX - XXI вв. : Научно-популярное издание / А. И. Бирюков. - Коломна, 2006.- 156 с.

21. Благотворительность и милосердие. Рубеж XIX - XX веков : Историко-документальное издание / под ред. Ю. Н. Семёнова. - СПб. : Лики России, 2000. -247 с.

22. Бородин, А. П. Музыкально-критические статьи / А. П. Бородин. - М. : Музгиз, 1951. - 64 с.

23. Булычев, В. А. Лекции и работы по теоретическим вопросам хорового пения : Хоровое пение в общеобразовательной школе : Публичная лекция / В. А. Булычев. - М., 1904. - Вып. 1. - 74 с.

24. Булычев, В. А. Хоровое пение, как искусство / В. А. Булычев. — М., 1910.-42 с.

25. Былого счастия обзор ... Семейный досуг, праздники, развлечения в фотографиях и воспоминаниях конца XIX - начала XX вв. : Книга-альбом / Автор-сост. В. Н. Занозина. - СПб. : Лики России, 2010. - 333 с.

26. Вайдман, П. Е. Архив П. И. Чайковского: текстологические и биографические исследования (творчество и жизнь) : Научный доклад на соискание ученой степени д-ра иск. : 17.00.02 / Вайдман Полина Ефимовна ; Министерство культуры Российской Федерации ; Государственный институт искусствознания. - М. : 2000. - 66 с.

27. Варламов, А. Е. Полная школа пения / А. Е. Варламов ; [ред. и ком-мент. проф. В. А. Багадурова]. - М. : Музгиз, 1953. - 107 с.

28. Васина-Гроссман, В. А. Хоровая музыка: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908-1917) : Книга 3. Зрелищные искусства и музыка / В. А. Васина-Гроссман. - М. : Наука, 1977. - С. 422-448.

29. Власов, В. Г. Стили в искусстве : Словарь : Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура / В. Г. Власов. - СПб.: Кольна, 1995.-672 с.

30. Вебер, К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884-1885 / К. Э. Вебер. -М., 1885. - 123 с.

31. Вересаев, В. В. Гоголь в жизни : Систематический свод подлинных свидетельств современников : Книга 2. Жизнь гениев : В 5 т. Т. 4 / В. В. Вересаев. - СПб. : Лениздат, 1995. - 382 с.

32. Волков, С. М. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / С. М. Волков. - М. : Эксмо, 2011. - 576 с.

33. Всеволодский (Гернгросс), В. Н. История театрального образования в России. Т. 1. (17 и 18 вв.) / В. Н. Всеволодский (Гернгросс). - СПб. : Изд. дирекции императорских театров., 1913. - 463 с.

34. Гарднер, И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История : В 2 т. Т. 1 / И. А. Гарднер. - Сергиев Посад : Московская духовная академия, 1998. - 592 с.

35. Гарднер, И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. История : В 2 т. Т. 2 / И. А. Гарднер. - Сергиев Посад : Московская духовная академия, 1998.-638 с.

36. Глинка, М. И. Записки / М. И. Глинка ; [подг. А. С. Розанова]. -М. : Музыка, 1988.- 222 с.

37. Глинка, М. И. Письма и документы : Литературное наследие : Т. 2 / М. И. Глинка ; под ред. В. М. Богданова-Березовского. - Л. : Музгиз, 1953. - 882 с.

38. Глинка, М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка : Т. 2 А / М. И. Глинка ; [подг. А. С. Ляпуновой и А. С. Розанова]. - М.: Музыка, 1975. - 414 с.

39. Глинка, М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка ; Т. 2 Б / М. И. Глинка ; [подг. А. С. Розанова]. М. : Музыка, 1977. -397 с.

40. Голицын, Ю. Н. Прошедшее и настоящее // Ю. И. Голицын ; Отечественные записки. - Т. 189.-№9-10.-СПб., 1869.-С. 327-368.

41. Горчаков, Н. Д. Опыт вокальной или певческой музыки в России от древних времян до нынешняго усовершенствования сего искусства; с любопыт-

ными замечаниями об отличных авторах и регэнтах вокальной музыки и с двумя гравированными фигурами старинных певческих нот. Сочинение Н. Горчакова / Н. Д. Горчаков. - М., 1808. - 40 с.

42. Горяйнов, Ю. С. Г. Я. Ломакин / Ю. С. Горяйнов ; 2-е изд., уточн. и доп. - Белгород : Везелица, 1993. - 239 с.

43. Горяйнов, Ю. С. Из воспоминаний князя Ю. Н. Голицына и его дочери Е. Ю. Хвощинской (урождённой Голицыной) / Ю. С. Горяйнов. - Белгород: Крестьянское дело, 2004. - 224 с.

44. Горяйнов, Ю. С. России славу пел / Ю. С. Горяйнов.-Воронеж, 1987.

- 149 с.

45. Горяйнов, Ю. С. Степан Аникеевич Дегтярев. К 225-летию со времени рождения / Ю. С. Горяйнов. - Белгород, 1991. - 70 с.

46. Горяйнов, Ю. С. Талант и рабство / Ю. С. Горяйнов // Музыкальная жизнь. - 1985.-№22.-С. 22-23.

47. Грановский, Б. Б. Очерки о певцах Ярославского края / Б. Б. Грановский. - Ярославль : Верхне-Волжское книжное изд-во, 1988. - 54 с.

48. Грановский, Б. Б. Певец-самородок Иван Молчанов / Б. Б. Грановский // Советская музыка. - 1958. - № 1. - С. 86-91.

49. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке / Н. С. Гуляницкая. - М. : Музыка, 2009. - 256 с.

50. Гуляницкая, Н. С. Русское «гармоническое» пение (XIX век) / Н. С. Гуляницкая. - М., 1985. - 180 с.

51. Давыдова, Н. А. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX-начала XX веков : автореферат дис.... канд. культурологии : 24.00.01 / Давыдова Наталья Алексеевна. - Ярославль, 2009. - 22 с.

52. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев ; 2-е изд.

- М. : Музыка, 1996. - 368 с.

53. Дмитриев, Ю. А. Гуляния и другие формы массовых зрелищ : Русская художественная культура конца XIX-начала XX века (1895-1907 ): Кни-

га 1 : Зрелищные искусства и музыка / Ю. А. Дмитриев. - М. : Наука, 1968. - С. 248- 262.

54. Дьячкова, JI. С. Гармония в музыке XX века : учебное пособие / JI. С. Дьячкова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 296 с.

55. Елисеева-Шмидт, Э. С. Кантата : Энциклопедия хорового искусства / Э. С. Елисеева-Шмидт. - М. : Добросвет, 2011. - 502 с.

56. Ершов, А. И. Старейший русский хор. Ленинградская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. 1703-1978 / А. И. Ершов. - Л. : Советский композитор, 1978. - 192 с.

57. Зайцева, Т. А. Милий Алексеевич Балакирев : Истоки / Т. А. Зайцева. -СПб.: Канон, 2000.-436 с.

58. Зацепина, Т. М. Юрий Николаевич Голицын / Т. М. Зацепина. - М. : Спутник плюс, 2001. - 204 с.

59. Зингаренко, А. А. История и теория обучения профессиональных певчих в России в 17-первой половине 19 века : к проблеме воспитания музыкального слуха : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Зингаренко Анжела Абелевна. - СПб., 2008. -289 с.

60. Зингаренко, A.A. Сольфеджио как музыкально-практическая дисциплина : история и современность : Современное музыкальное образование: Материалы международной научно-практической конференции, 9-11 окт. 2003 г. / А. А. Зингаренко. - СПб., 2003. - С. 83-86.

61. Зипалов, Н. Е. Ф. А. Багрецов. Опыт биографии Ф. А. Багрецова в исто-рико-музыкальном отношении по отзывам и воспоминаниям его современников : Составил Н. Е. Зипалов / Н. Е. Зипалов. - Владикавказ, 1914. - 52 с.

62. Ивакин, М. Н. Русская хоровая литература / М. Н. Ивакин. - М. : Советская Россия., 1965. - 360 с.

63. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры : Ч. 1. / В. П. Ильин. - М. : Сов. композитор, 1985. - 232 с.

64. История русской музыки. От древнейших времён до середины XIX в. : учебник для музыкальных вузов : Т. 1 / О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский ; 3-е изд., доп. - М. : Музыка, 1980. - 623 с.

65. Казанский, И. Общепонятное руководство к изучению нотного церковного, хорового и одиночного пения, составленное духовного училища учителем Ив. Казанским / И. Казанский. - М., 1868. - 91 с.

66. Казьмина, Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края : монография : Ч. 1. 1786-1917/Е. О. Казьмина. - Тамбов, 2009.-441 с.

67. Карасёв, А. Н. Нотная грамота. Опыт самообучения пению : Ч. 1 /

A. Н. Карасёв. - М., 1910. - 160 с.

68. Карпов, П. Е. «Год за годом в музыке» : о практической деятельности

B. А. Булычёва - Рукопись.

69. Карпов, П. Е. Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы : автореферат дис.... канд. иск. : 17.00.02 / Карпов Павел Евгеньевич. - Саратов, 2006. - 26 с.

70. Кашкин, Н. Д. Русские консерватории и современные требования искусства / Н. Д. Кашкин. - М., 1902. - 25 с.

71. Кашкин, Н. Д. Статьи о русской музыке и музыкантах / Н. Д. Кашкин. - М. : Музгиз, 1953. - 83 с.

72. К. В. О. [Одоевский, В. Ф.]. Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве : Музыкально-литературное наследие / В. Ф. Одоевский ; [общ. ред, вступ. ст. и примеч. Г. Б. Бернандта]. - М., 1956. С. 291-302.

73. Келдыш, Ю. В., Левашёва, О. Е., Кандинский, А. И. История русской музыки : В 10 т. Т. 3. XVIII век / Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашёва, А. И. Кандинский. - М. : Музыка, 1985. - 424 с.

74. Келдыш, Ю. В., Левашёва, О. Е., Кандинский, А. И. История русской музыки : В 10 т. Т. 4. 1800-1825 / Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашёва, А. И. Кандинский. - М. : Музыка, 1986. - 415 с.

75. Келдыш, Ю. В., Левашёва, О. Е., Кандинский, А. И. История русской музыки : В 10 т. Т. 5. 1826-1850 / Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашёва, А. И. Кандинский. - М. : Музыка, 1988.-519 с.

76. Келдыш, Ю. В., Левашёва, О. Е., Кандинский, А. И. История русской музыки : В 10 т. Т. 6. 50-60-е годы XIX века / Ю.В.Келдыш, О. Е. Левашёва, А. И. Кандинский. - М. : Музыка, 1989. - 384 с.

77. Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. 3., Корженьянц, Т. В., Левашев, Е. М., Сабинина, М. Д. История русской музыки : В 10 т. Т. 7. 70-80-е годы XIX в. Ч. 1 / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, М. Д. Сабинина. - М. : Музыка, 1994. - 479 с.

78. Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. 3., Левашев, Е. М., Рахманова, М. П., Соколова, А. М. История русской музыки : В 10 т. Т. 8. 70-80-е годы XIX в. Ч. 2 / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Е. М. Левашев, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. - М. : Музыка, 1994. - 534 с.

79. Келдыш, Ю. В. Русская советская музыка / Ю. В. Келдыш. - М. : Знание, 1958.-224 с.

80. Келдыш, Ю. В. Проблема стилей в русской музыке ХУП-ХУШ веков / Ю. В. Келдыш // Очерки и исследования по истории русской музыки. - М. : Советский композитор, 1978. - С. 92-112.

81. Келдыш, Ю. В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. - М. : Наука, 1965.-463 с.

82. Князь Владимир Одоевский. Дневник : Переписка: Материалы / В. Ф. Одоевский ; ред.-сост. М. П. Рахманова. - М., 2005. - 524 с.

83. Константинова, М. А. Музыкальное образование в России XIX века. Современный взгляд : Современное музыкальное образование : Материалы международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2003 года / М. А. Константинова. - СПб., 2003. С. 56-60.

84. Константинова, М. А. История Бесплатной музыкальной школы (1862-1917): дис.... канд. иск.: 17.00.02 / Константинова Марианна Александровна. - СПб., 2008. - 332 с.

/

85. Константинова, М. А. Петербургская пресса о деятельности Бесплатной музыкальной школы : Наука о музыке : Слово молодых ученых / М. А. Константинова. - Казань, 2004. - С. 512-533.

86. Корабелышкова, Л. 3. Архив композитора как материал для изучения процессов творчества / Л. 3. Корабельникова // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. - Л., 1982. - С. 265-271.

87. Корыхалова, Н. П. Музыкально-исполнительские термины : Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. - СПб. : Композитор, 2000. - 272 с.

88. Кудрявцева, Е. П. Мой музыкальный век / Е. П. Кудрявцева. - СПб. : Береста, 2011.-463 с.

89. Купцова, О. Н. «Мы собрались сюда, чтоб вместе душевный праздник проводить...» (эволюция праздничных форм и русский усадебный театр конца XVIII - первой трети XIX в.) : Любительство : XVIII - XXI вв. От просвещённых дилетантов до рок-музыкантов. / О. Н. Купцова. - М. : ГИИ, 2010. - С. 93-108.

90. Кэс, В. Основные технические приемы дирижерского искусства // Музыкальный труженик. - 1906. - № 4.

91. Кюи, Ц. А. Музыкально-критические статьи : Т. 1 / Ц. А. Кюи. - Изд. редакции журнала «Музыкальный современник». - Петроград, 1918. - 363 с.

92. Ларош, Г. А. Музыкальные очерки : Избранные статьи : Вып. 5. Музыка и литература / Г. А. Ларош ; [сост., автор вступ. ст. и коммент. А. А. Гозенпуд]. -Л. : Музыка, 1978.-С. 81-87.

93. Ларош, Г. А. О хоровом пении в школе / Г. А. Ларош // Современная летопись. - 1871. - 12 и 26 июля.

94. Лебедева, А. В. Хоровая культура / А. В. Лебедева // История русской музыки. XVIII век : Т. 3. Ч. 2.-М., 1985.-С. 111-131.

95. Левашёв, Е. М. Музыкальный театр / Е. М. Левашёв // История русской музыки. XVIII век : Т. 3. Ч. 2. -М., 1985. - С. 275-315.

96. Левашёва, О. Е. Михаил Иванович Глинка : монография : В 2 кн. Кн. 2. / О. Е. Левашёва. - М. : Музыка, 1988. - 352 с.

97. Лебедева-Емелина, А. В. Хоровая культура России екатерининской эпохи / А. В. Лебедева-Емелина - М. : Композитор, 2010. - 303 с.

98. Лебедева-Емелина, А. В. Русская духовная музыка на рубеже XVIII-XIX столетий : источники и реставрация : Русская музыка. Рубежи истории : Материалы международной научной конференции / А. В. Лебедева-Емелина ; Редколлегия: С. И. Савенко, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина, Е. М. Царёва. -М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2005. - С. 112-119.

99. Левандо, П. П. Хор классического состава в русской музыке / П. П. Левандо // Хоровое искусство. - Л., 1977. - Вып. 3. - С. 85-98.

100. Левин, Н. Ф. Проблемы биографии В. Г. Жукова : Краеведческие чтения. Порхов - Холомки : Материалы научной конференции / Н. Ф. Левин. - Псков, 2007. - С. 70-74.

101. Лежнева, Т. М. История отечественного хорового исполнительского искусства / Т. М. Лежнева ; Забайкал. госуд. пед. ун-т. - Чита, 2009. - 83 с.

102. Летопись жизни и творчества М. И. Глинки : Ч. I. 1804-1843. - Л. : Музыка, 1978.-288 с.

103. Ливанова, Т. Н. Критическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Н. Ливанова. - М.-Л. : Музгиз, 1950. - 101 с.

104. Ливанова, Т. Н. Музыка доглинкинского периода / Т. Н. Ливанова. — М., Л. : Музгиз, 1946. - 18 с.

105. Ливанова, Т. Н. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX в. : Вып. I. 1801-1825. / Т. Н. Ливанова. - М. : Музгиз, 1960. - 183 с.

106. Ливанова, Т.Н. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX в. : Вып. IV. Ч. 2. / Т. Н. Ливанова. - М. : Советский композитор, 1968. -339 с.

107. Ливанова, Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры : Вып. 1. / Т. Н. Ливанова. - М. : Искусство, 1938. - 359 с.

108. Ливанова, Т. Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Н. Ливанова. -М.; Л., 1951.- 100 с.

109. Ливанова, Т.Н. Статьи. Воспоминания / Т.Н.Ливанова; [сост. Арутюнов Д. А., Протопопов В. В]. - М. : Музыка, 1989. - 432 с.

110. Лицова, Л. А. Музыка православной церкви в храме и концертном зале : заметки хормейстера : Духовная музыка России : прошлое и настоящее : сборник научных трудов кафедры дирижирования академическим хором / Л. А. Лицова. -Саратов, 2007.-С. 108-121.

111. Локшин, Д. Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры / Д. Л. Лок-шин.-М., 1953.- 131 с.

112. Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры (краткие очерки) / Д. Л. Локшин. - М. : Музгиз, 1963. - 211 с.

113. Локшин, Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе / Д. Л. Локшин. - М., 1957. - 293 с.

114. Лотман, 10. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПБ. : Искусство, 1994.-399 с.

115. Львов, А. Ф. О церковных хорах / А. Ф. Львов. - СПб., 1853.- 10 с.

116. Лучанова, Ф. М. История мировой литературы : учебное пособие / Ф. М. Лучанова. - Омск, 2005. - 128 с.

117. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений : учебное пособие / Л. А. Мазель ; 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Музыка, 1979. - 536 с.

118. Манфредини, В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки / Винченцо Манфредини ; пер. с ит. С. А. Дегтярева. - СПб., 1806. - 176 с.

119. Мельникова, Е. П. Песнопения Великого Поста : Духовная музыка России : прошлое и настоящее : сборник научных трудов кафедры дирижирования академическим хором / Е. П. Мельникова. - Саратов, 2007. - С. 15-29.

120. Мельникова, Е. П. Песнопения Страстной седмицы : Духовная музыка России: прошлое и настоящее : сборник научных трудов кафедры дирижирования академическим хором / Е. П. Мельникова. - Саратов, 2007. - С. 29-45.

121. Металлов, В. M. [Протоиерей Василий Металлов] Синодальные бывшие патриаршие певчие / В. М. Металлов. - СПб., 1898. - 71 с.

122. Металлов, В. М. [Протоиерей Василий Металлов] Очерк истории православного церковного пения в России / В. М. Металлов. - Репринтное издание. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 150 с.

123. Механикова, Н. А. Русская хоровая литература XIX - начала XX в. Светский жанр : Конспекты лекций / Н. А. Механикова. - СПб. : изд-во РГПУ им.

A.И. Герцена, 2005.-31с.

124. Морозов, В. П. Григорий Моисеевич Сандлер - выдающийся мастер хорового belcanto : Рыцарь хорового belcanto : Воспоминания о Григории Сандле-ре / В. П. Морозов ; [Сост. Е. Г. Родионова]. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2011.-288 с.

125. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники : учебно-методологическое издание для вокалистов /

B. П. Морозов ; 2-е изд., исправл. и доп. - М. : ИП РАН, МГК, 2008. - 592 с.

126. Музалевский, В. И. Старейший русский хор. К 225-летию Ленинградской Государственной академической капеллы (1713-1938) / В. И. Музалевский. -М.; Л., 1938.-75 с.

127. Музыкальное наследство : сборник материалов по истории музыкальной культуры в России / [под ред. М. В. Иванова-Борецкого]. - М. : Музгиз, 1935. - Вып. 1. -267 с.

128. Музыкальное наследство : Т. 1 / [под ред. Е. М. Гордеевой]. - М. : Музгиз, 1962.-623 с.

129. Назаренко, И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения : хрестоматия / И. К. Назаренко; 2-е изд. - М. : Музгиз, 1963 .-512с.

130. Никольская-Береговская, К. Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России / К. Ф. Никольская-Береговская. — М. : Прометей, 2005.-408 с.

131. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века / К. Ф. Никольская-Береговская. - М., 2003. - 304 с.

132. Одоевский, В. Ф. Избранные статьи - / В. Ф. Одоевский. - Л. : Музгиз, 1951.-117с.

133. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В. Ф. Одоевский. - М. : Музгиз, 1956. - 724 с.

134. Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления : История. Становление. Сущность / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1984.-302 с.

135. Отчёт Московского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества (с сезона 1860-61 года по сезон 1869-70года). -М., [18...] .

136. Памяти Н. М. Данилина : сборник статей / [Сост.-ред., автор ком-мент. А. А. Наумов]. - М.: Сов. Композитор, 1986. - 312 с.

137. Пекелис, М. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение : Т. 1. 1813 - 1845 / М. С. Пекелис. - М.: Музыка, 1966. - 495 с.

138. Пекелис, М. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение : Т. 2. 1845 - 1857 /М. С. Пекелис. -М. : Музыка, 1973.-415 с.

139. Пекелис, М. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение : Т. 3 / М. С. Пекелис. - М. : Музыка, 1983. - 317 с.

140. Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым : Вып. 1 (1858-1863) / [с предисл. В. Каренина]. - СПб., 1917.-201 с.

141. Переписка М.А.Балакирева с В. В. Стасовым / [предисл. и коммент. В. Каренина ; вступ. ст. Г. Л. Киселёва]. - М. : Озгиз - Музгиз, 1935. - 276 с.

142. Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым : Т.1 / [ред.-сост., авт. вступит, ст. и коммент. А. С. Ляпунова]. - М. : Музыка, 1970. - 487 с.

143. Перцов, А. Женщины в духовных хорах // Музыкальный труженик. -1906.-№6.

144. Петри, Э. К. Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России ХУП-Х1Х веков: автореферат дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Петри Эльвира Корнеевна. - Нижний Новгород, 2005. - 27 с.

145. Петрунькевич, Д. Наставление отрокам учащимся нотному пению, с яснейшим показанием тонов всему нотному правилу принадлежащих. Сочинено Демьяном Петрунькевичем, в 1792-м году / Д. Петрунькевич. - СПб., 1793. - 39 с.

146. Полоцкая, Е. Е. П.И.Чайковский и становление композиторского образования в России : автореферат дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Полоцкая Елена Евгеньевна. - М., 2009. - 50 с.

147. Полоцкая, Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России : дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Полоцкая Елена Евгеньевна. - М., 2009. - 435 с. [Прил. 436-719 е.].

148. Преображенский, А. В. Культовая музыка в России/ А.В.Преображенский. - Л., 1924. - 123 с.

149. Преображенский, А. В. Очерк церковного пения в России / А. В. Преображенский ; 2-е изд. - СПб., [19...]. - 63 с.

150. Протоиерей С. Протопопов. О художественном элементе в православном церковном пении. Мысли и наблюдения / С. Протопопов. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. - 82 с.

151. [П. С.] Бесплатная музыкальная школа в Тифлисе // Музыкальный свет. - 1864. -№ 11.

152. Пузыревский, А. И. Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности (1859-1909) / А. И. Пузыревский. - СПб., 1909.

-48 с.

153. Пушкин, А. С. Мои замечания об русском театре : Полное собрание сочинений : В 10 т. Т.VII / А. С. Пушкин ; 3-е изд.- М. : Наука, 1964. - С. 7-14.

154. Рабинович, А. С. Избранные статьи и материалы / А. С. Рабинович ; под общ. ред. Пекалиса М. С.; - М. : Советский композитор, 1959. - 257 с.

155. Разумовский, Д. В. Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие диаки / Д. В. Разумовский. - Издание Н. Ф.Финдейзена, 1895. - 92 с.

156. Разумовский, Д. В. Церковное пение в России : Опыт историко-технического изложения : Вып. 1 / Д. В. Разумовский. - М., 1867. - 136 с.

157. Разумовский, Д. В. Церковное пение в России : Опыт историко-технического изложения : Вып. 2 / Д. В. Разумовский. -М., 1868. - 230 с.

158. Рахманова, М. П. Русская духовная музыка в XX веке : Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / М. П. Рахманова ; Государственный институт искусствознания [ред.-сост. М. Г. Арановский]. - М., 1997. - С. 371-407.

159. Рахманова, М. П. Николай Андреевич Римский-Корсаков / М. П. Рахманова ; Российская академия музыки им. Гнесиных ; Государственный институт искусствознания. - М., 1995. - 240 с.

160. Римский-Корсаков, Н. А. Женщины в церковных хорах (февр. - март 1907 года : Полное собрание сочинений : В 50 т. . Т. 2. Литературные произведения и переписка / Римский-Корсаков Н. А. - М.: Музгиз, 1963. -280 с.

161. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни : Полное собрание сочинений : В 50 т. Т. 1. Литературные произведения и переписка / Римский-Корсаков Н. А. - М. : Музгиз, 1955. - 398 с.

162. Римский-Корсаков, Н. А. Полное собрание сочинений : В 50 т. Т. 5. Литературные произведения и переписка / Римский-Корсаков Н. А. - М. : Музгиз, 1963.-591 с.

163. Русская духовная музыка в документах и материалах : Т. I: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / ГИИ, ГЦММК им. М. И. Глинки ; [сост., вступ. ст. и комм. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова и М. П. Рахмановой]. - М., 1998. - 682 с.

164. Русская духовная музыка в документах и материалах : Т. II. Кн. 1 : Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты / ГИИ, ГЦММК им. М. И. Глинки ; [сост., вступит, ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой]. - М., 2002. - 680 с.

165. Русская духовная музыка в документах и материалах : Т. II. Кн. 2 : Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы / ГИИ, ГЦММК им. М. И. Глинки ; [сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова]. -М., 2004. - 640 с.

166. Русская духовная музыка в документах и материалах : Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) / ГИИ, ГЦММК им. М. И. Глинки ; [сост. A.A. Наумов, М. П. Рахманова]. -М., 2002. - 904 с.

167. Русская духовная музыка в документах и материалах : Т. IV : Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания / ГИИ, ГЦММК им. М. И. Глинки ; [подг. текста, вступ. ст. и коммент. Н. И. Кабановой, научн. ред. М. П. Рахманова].-М., 2002.-688 с.

168. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века / [подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. В. К. Кантора и А. JI. Осповата]. - М. : Искусство, 1982. - 544 с.

169. Сабадышина, Е. М. Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры : дис.... канд. иск. : 17.00.02 / Сабадышина Евгения Михайловна. - М., 2009. - Т. 1. - 242 с.

170. Сабадышина, Е. М. Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры : дис.... канд. иск. : 17.00.02 / Сабадышина Евгения Михайловна. - М., 2009. - Т. 2. - 110 с.

171. Сабадышина, Е. М. Русское хоровое общество и церковно-певческая капелла : Музыкальное искусство христианского мира . Вып. 2 (3) / Е. М. Сабадышина. - Вестник ПСТГУ V, 2008. - С. 84-100.

172. Сабанеев, JI. JI. История русской музыки / JI. JI. Сабанеев. - М. : Работник просвещения, 1924. - 87 с.

173. Семенюк, В. О. Хоровая фактура/В. О. Семенюк. - М. : Композитор, 2008.-327 с.

174. Серов, А. Н. Статьи о музыке : В 7 вып. Вып. 1. 1847-1853 / А. Н. Серов ; [сост., ред., коммент. В. В. Протопопов]. - М. : Музыка, 1984. - 414 с.

175. Серов, А. Н. Статьи о музыке : В 7 вып. Вып. 3. 1857-1858 / А. Н. Серов ; [сост. и коммент. В. В. Протопопова]. - М. : Музыка, 1987. - 410 с.

176. Серов, А. Н. Статьи о музыке : В 7 вып. Вып. 5. 1860-1862 / А. Н. Серов. - М. : Музыка, 1989. - 347 с.

177. Серов, А. H. Статьи о- музыке : В 7 вып. Вып. 6 / А. Н. Серов. - М. : Музыка, 1990.-343 с.

178. Сидоров, А. А., Калажников, Ю. С. Проблемы развития русской художественной культуры конца XIX - начала XX века : Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-1907). Книга 1 : Зрелищные искусства и музыка. - М. : Наука, 1968. - С. 23-37.

179. Скворцова, М. Ю. «Краткая метода пения» Г. Я. Ломакина - сокровищница опыта и знаний : Ступени хорового мастерства (к 200-летию со дня рождения Гавриила Якимовича Ломакина) : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 19 апреля 2012 года / М. Ю. Скворцова ; [ред.-сост. Карачаров И. Н., Скворцова М. Ю]. - Белгород, 2012. - С. 48-52.

180. Скобелева, О. В. Мировоззренческие истоки русской хоровой культуры : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 / Скобелева Ольга Владимировна. - Нижневартовск, 2003. - 158 с.

181. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке : Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. - М. : Музыка, 1985.-285 с.

182. Смоленский, С. В. 80 и 60 лет назад: Заметки по документам семейного архива М. А. Веневитинова / С. В. Смоленский. - СПб., 1900. — 33 с.

183. Соколова, Л. П. Музыкальный театр в русской усадьбе XVIII-начала XIX века : Русская музыка. Рубежи истории : Материалы международной научной конференции / Л. П. Соколова ; Редколлегия : С. И. Савенко, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина, Е. М. Царёва. - М. : МГК им. Чайковского, 2005. - С. 241-247.

184. Соловьёв, А. А. К вопросу о специфике хорового письма Г. Я. Ломакина ; Ступени хорового мастерства (к 200-летию со дня рождения Гавриила Якимовича Ломакина) : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 19 апреля 2012 года / А. А. Соловьёв ; [ред.-сост. Карачаров И. Н., Скворцова М. Ю]. - Белгород, 2012. - С. 35-40.

185. Стасов, В. В. Статьи о музыке : В 5-ти вып. Вып.1. / В. В. Стасов ; [сост. и коммент. В. В. Протопопова]. - М. : Музыка, 1974. - 432 с.

186. Стасов, В. В. Статьи о музыке : В 5-ти вып. Вып. 2 / В. В. Стасов ; [сост. и коммент. В. В. Протопопова]. - М. : Музыка, 1976. - 439 с.

187. Стасов, В. В. Статьи о музыке : В 5-ти вып. Вып. 4 / В. В. Стасов ; [сост. и коммент. В. В. Протопопова]. - М. : Музыка, 1978. - 396 с.

188. Стасов, В. В. Статьи о музыке : В 5-

ти вып. Вып. 5 а / В. В. Стасов ; [сост. и коммент. В. В. Протопопова]. - М. : Музыка, 1980.-420 с.

189. Стасов, В. В. Статьи о музыке: В 5-ти вып. Вып. 5 б / В. В. Стасов ; [сост. и коммент. В. В. Протопопова]. - М. : Музыка, 1980. - 271 с.

190. Степанов, А. А. Из истории русской музыкально-теоретической педагогики : Гнесинский дом. Гнесинская научная школа : традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания / А. А. Степанов. - М. : Композитор, 2008. - С. 345-364.

191. Столпянский, П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге / П. Н. Столпянский ; 2-е изд. - JI. : Музыка, 1989. - 223 с.

192. Тетерина, Н. И. Духовно-музыкальное творчество Бортнянского в аспекте двух авторских редакций его хоровых сочинений / Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 43. / Н. И. Тетерина ; Редколлегия: Ю. А. Розанова, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2003. - С. 124-136.

193. Тетерина, Н. И. «Человек поющий». Гавриил Якимович Ломакин. 200 лет со дня рождения / Н. И. Тетерина // Музыкальное обозрение. - 2012. - № 6.

194. Тихонова, И. Е. Хоровое сольфеджио в России : Методика. Опыт / И. Е Тихонова. - СПб. : Композитор, 2003. - 284 с.

195. Ткачёв, Д. Т. «Исторические концерты» хора А.Архангельского / Д. Т. Ткачёв // Хоровое искусство. - Л.: Музыка, 1971. - Вып. 2. - С. 79-87.

196. Труханова, А. Г. Из истории развития отечественной хоровой музыки а cappella : Духовная музыка России : прошлое и настоящее : сборник научных трудов кафедры дирижирования академическим хором / А. Г. Труханова. -Саратов, 2007. - С. 8-15.

197. Урванцева, O.A. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков : автореферат дис.... д-ра иск. : 17.00.02 / Урванцева Ольга Александровна. - Магнитогорск, 2011. - 39 с.

198. Ушкарёв, А.Ф. Основы хорового письма / А. Ф. Ушкарёв. - М. : Музыка, 1986.-228 с.

199. Филаретова, С. М. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России (по архивным материалам . 1930-1917 гг.) : автореферат дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Филаретова Светлана Михайловна. - Петрозавдск, 2011. — 22 с.

200. Финдейзен, Н. Ф. Очерк развития русской музыки (светской) в 19-м веке. С 17-ю портретами русских композиторов / Н. Ф. Финдейзен. - СПб., 1909. -68 с.

201. Холопова, В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова - М.: Советский композитор, 1983. -280 с.

202. Чайковский, П. И. Дневники 1873-189 : Репринтное воспроизведение. / П. И. Чайковский. - СПб., 1993. - 294 с.

203. Чайковский, П. И. Музыкально-критические статьи / П. И.Чайковский ; 4-е изд. - JI. : Музыка, 1986. - 365 с.

204. Чесноков, П. Г. Хор и управление им : Пособие для хоровых дирижёров / П. Г. Чесноков ; 3-е изд. - М. : Музгиз, 1961. - 239 с.

205. Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни / Ф. И. Шаляпин ; [вступ. ст., коммент. Ю. Котлярова]. - JI. : Музыка, 1990. - 352 с.

206. Шереметев, С. Д. Домашняя старина : Вып. 1. / С. Д. Шереметев. - М., 1900.-152 с.

207. Шереметев, С. Д. Домашняя старина : Вып 2. Переписка Гр. Д. Н. Шереметева с Иваном Федоровичем Апрелевым. / С. Д. Шереметев. - М., 1902 -220 с.

208. Шереметевский, Н. Краткие исторические сведения о московском хоре Чудовских певчих / Н. Шереметевский. - М., 1884. - 9 с.

209. Щербакова, Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России / Т. А. Щербакова. - М. : Музыка, 1984. - 174 с.

210. Эдельман, Ю. Б. Уроки пения/Ю. Б. Эдельман.-М. : Торус пресс, 2009.- 160 с.

211. А. Э-нъ (Элькан А. Л.). Обзор концертов // Музыкальный свет. - 1863. -

№5.

212. А. Э. (Элькан А. Л.). Обзор концертов // Музыкальный свет. — 1864. -

№5.

213. Яворский, Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т. 1/Б. Л. Яворский ; 2-е изд., исправ. и доп. - М. : Советский композитор, 1972. - С. 135-136.

214. Ярославцева, Л. К. Зарубежные вокальные школы : учебное пособие по курсу истории вокального искусства / Л. К. Ярославцева ; 2-е изд. -М., 1997.-151 с.

Сочинения Г.Я. Ломакина

215. Ломакин, Г. Я. Автобиографические записки : Г. Я. Ломакин и его воспоминания : В 2 т. Т. 1 / Г. Я. Ломакин : церковно - богословско - философский ежегодник : приложение к журналу «Православная Русь» за 1997 год ; под ред. Е. М. Гордеевой и С. Г. Зверевой. - Джорданвилль : Свято-Троицкий монастырь, 1997.-С. 123-168.

216. Ломакин, Г. Я. Автобиографические записки : Г. Я. Ломакин и его воспоминания : В 2 т. Т. 2 / Г. Я. Ломакин : церковно - богословско - философский ежегодник : приложение к журналу «Православная Русь» за 1997 год ; под ред. Е. М. Гордеевой и С. Г. Зверевой. - Джорданвилль : Свято-Троицкий монастырь, 1997.-С. 96-143.

217. Ломакин, Г. Я. Автобиографические записки : Репринтное издание/ Г. Я. Ломакин ; [примеч. В. В. Стасова]. -Белгород, 2012. - 78 с.

218. Ломакин, Г. Я. Десять Херувимских песней. Духовно-музыкальные сочинения для четырехголосного смешанного хора / Г. Я. Ломакин. - М. : Жи-воносный Источник, 2000. - 29 с.

219. Ломакин, Г. Я. Духовно-музыкальные сочинения - СПб., 1885. — 72 с.

220. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения / Г. Я. Ломакин. - СПб., [18...]. -

67 с.

221. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам / Г. Я. Ломакин. - СПб., 1858. - 18 с.

222. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения для общего учения с примерами со словами / Г. Я. Ломакин. - СПб., 1861. - 24 с.

223. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам / Г. Я. Ломакин. - СПб., 1862. - 26 с.

224. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения / Г. Я. Ломакин. (3-е издание). -М., 1882.-70 с.

225. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения / Г.Я.Ломакин. (5-е издание). -М., 1882.-70 с.

226. Ломакин, Г. Я. Метода пения для общего учения Воспитанников Императорского Училища Правоведения / Г. Я. Ломакин. - СПб., [18...].- 12 с.

227. Ломакин, Г. Я. Метода пения, содержащая гаммы в разных тонах и делениях, интерваллы, вокализации и пр. сочинения Гавриила Ломакина / Г. Я. Ломакин. - СПб., [18...].-24 с.

228. Ломакин, Г. Я. Песни. Романсы. Хоры / Сборник под общей редакцией Горяйнова Ю. С. - Белгород: Везелица, 2000. - 129 с.

229. Ломакин, Г. Я. Шэсы и песни для хорнаго пения с аккомпанементом фортепиано / Г. Я. Ломакин. - СПб., 1869. - 48 с.

230. Ломакин, Г. Я. Руководство к обучению пения в народных школах / Г. Я. Ломакин. - СПб., 1837. - 31 с.

231. Ломакин, Г. Я. Руководство к обучению пения в народных школах / Г. Я. Ломакин. - СПб., [18...].-67 с.

232. Ломакин, Г. Я. Четырнадцать номеров причастных стихов. Духовно-музыкальные сочинения для четырехголосного смешанного хора / Г. Я. Ломакин. - М.: Живоносный Источник, 2000. - 30 с.

233. Ломакин, Г. Я. Stabat Mater - Рукописная партитура. - 84 с.

Архивные материалы

234. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 831, л. 3.

235. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 831, л.28.

236. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 831, лл. 150-151 об.

237. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 831, лл. 167-167 об.

238. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 831, л. 171.

239. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 845, лл.1 и 1 об.

240. РГИА, ф. 499, on. 1, ед. хр. 845, л. 46.

241. РГИА, ф. 807, ед.хр. 1430. лл. 36 и 36 об.

242. РГИА, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1773, лл. 2-7.

243. РГИА, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1750, лл. 8-10.

244. РГИА, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1752, л.1.

245. РГИА, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1762, лл. 30-37 об.

246. РГИА, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1783, лл. 7, 8.

247. РГИА, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1783, лл. 9-10

Электронные ресурсы

248. «Возле речки, возле мосту...» : Великорусские народные песни [Электронный ресурс] / Изд. проф. А. И. Соболевским. T. V. — СПб., 1899. — С. 495— 496 // Фундаментальная электронная библиотека. - Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so5/so53495-.htm.

249. Гарский, В. Чурай М. Г. : Большая биографическая академия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc _biography /17190/ %D0%A7%D 1 %83%D 1 %80%D0%B0%D0%B9

250. Западов, В. А. Работа Г. Р. Державина над «Рассуждением о лирической поэзии» : Институт русской литературы Российской академии наук [Электронный ресурс] / В. А. Западов. - Режим доступа: http:// pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/15_tom_XVIII/Zapadov/Zapadov.pdf.

251. Известные музыканты в Гатчине. Гавриил Якимович Ломакин : Гатчина - вчера, сегодня... [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gorod.gatchina.biz/dll.

252. Красовицкая, М. С. Литургика : Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / М. С. Красовицкая. - Режим доступа : http.V/krotov. info/libr_min /1 l_k/ra/sovizky_00.html.

253. Патрушева, И. Г. Мелехин Адольф Иванович : Открытый текст [Электронный ресурс] / Н. Г. Патрушева, И. А. Гринченко // Электронное периодическое издание - 29.03.2007. - Режим доступа : http://www. opentextnn.ru /censorship/ russia/dorev/persona/cenzory/?id= 1497.

254. Разбить вавилонских младенцев о камень : Русь-фронт : информационный православный вестник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusfront.ru/577-razbit-vavilonskix-mladencev-o-kamen. html.

255. Рахманова, М. П. Яков Алексеевич Богатенко : Богородское краеведение : Богородск-Ногинск [Электронный ресурс] / М. П. Рахманова. - Режим доступа : http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/22_rahmanova_ bogatenko.html.

256. Соколов, В. Т. Из моих воспоминаний // Исторический вестник, 1889. -Т. 37. О - № 9. - С. 528-549 : Memoirs [Электронный ресурс] / В. Т. Соколов. - Режим доступа: http://www.memoirs.ru/rarhtml/Soko_IV89_37_9.htm.

257. Татарская, И. Ю. В его хоре пел Чайковский : Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал [Электронный ресурс] / И. Ю. Татарская. - Режим доступа : http://www.jeducation.ru/l_2003/ 108.html.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

На правах рукописи

04201355453

РОГАЧЁВА Юлия Михайловна Г.Я. ЛОМАКИН И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА

17.00.02 - Музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.