Густав Ваза и начало Реформации в Швеции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Щеглов, Андрей Джолинардович

  • Щеглов, Андрей Джолинардович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 240
Щеглов, Андрей Джолинардович. Густав Ваза и начало Реформации в Швеции: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1999. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Щеглов, Андрей Джолинардович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр

Историография вопроса стр

Характеристика источников стр

Гпава 1. Начало Реформации

Шведское общество накануне реформации стр

Густав Ваза и бюргерство накануне Реформации стр

Шведская церковь до н накануне Реформации стр

Начало проникновения реформационных

идей в Швецию. Ханс Браск и борьба против

Реформации. стр

Гпава 2. Вестеросский риксдаг стр

Гпава 3. Ранняя реформация и шведское общество

Начало Реформации и экономическая политика

Густава Вазы стр

Бюргерская редукция церковных земель в Швеции стр

Собор в Эребру. Ранняя реформация и духовенство стр

"Королевская реформация" и дальнейшая эволюция

церкви стр

Особенности антиреформационных выступлений

в Швеции 1520-х - 1540-х гг. стр

Реформация и шведский суд в 20-е - 40-е гг. XVI в. стр

Начало Реформации в Финляндии стр

Гпава 4. Олаус Петри: программа реформатора

Олаус Петри и Швеция. Социально-политические

взгляды Олауса Петри стр

Богословские диспуты ранней Реформации стр

Учение Лютера в понимании Олауса. Олаус об

оправдании верой. стр

"Слово Божие* в понимании Олауса Петрн стр

Олаус Петрн и традиции средневековой проповеди стр

Христианская церковь и проблема религиозной

терпимости в "Шведской хронике" стр

Заключение стр

Источники стр

Литература стр

Приложение

-24в

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Густав Ваза и начало Реформации в Швеции»

Введение.

В XV - XVI вв. в Европе идет процесс складывания национальных абсолютистских монархий. Национальным государством с достаточно высокой степенью централизации при короле Густаве 1 Эрикссоне (Ваза) становится и Швеция. Сам по себе этот феномен представляет значительный интерес, если учитывать специфику социально-экономического и политического развития Швеции и определенную ее отсталость как "провинциального", периферийного государства.

Формирование абсолютных монархий и Реформация - вот два фундаментальных и тесно связанных между собой процесса, отразивших генезис капитализма - главное содержание той эпохи, которую можно охарактеризовать как переходный период от Средневековья к Новому времени.

Если говорить о Реформации, то в странах Северо-Западного региона Европы - Дании, Швеции, Англии - имела место т.н. Реформация "сверху" - своеобразное и очень интересное явление. Реформа церкви там была тесно связана с политическими преобразованиями в обществе и, в конечном счете, сыграла важную роль в становлении и развитии национальных абсолютистских монархий

Специфика ранней Реформации в Швеции в контексте формирования абсолютизма при Густаве Вазе является темой данного исследования. В отечественной историографии этот вопрос специально практически не изучался. Между тем, он чрезвычайно интересен как для понимания судеб страны в XVI в., истории государственности и развития общества, так и для исследования типологии "Северной Реформации" вообще как Реформации "сверху". Наконец, связь Реформации и королевской власти в Швеции была наиболее отчетливой и откровенной, и это

обстоятельство дает хорошие возможности для комплексного изучения политической -и не только политической истории Швеции XVI и последующих веков.

В истории шведской Реформации и контрреформации достаточно четко выделяется ранний этап реформационных преобразований (1520е - 1530е гг.) На этом этапе была достигнута победа светской власти над католической церковью. Церковь утратила свои привилегии, ее земли были отчуждены в пользу короны и дворянства, церковь была обложена налогом в пользу короны. Реформационное ("евангелическое") вероучение получает на этом этапе официальное признание, на соборах шведского духовенства (конец 1520х - 1530е гг.) принимается ряд постановлений о реформировании богослужения, в основе которых лежали евангелические доктрины. С этой целью, усилиями прежде всего лидеров шведской Реформации Олауса Петри и Лаврентиуса Андреэ была создана и издана разнообразная богословская, богослужебная и религиозно-просветительская литература на шведском языке.

Примерно с 1540 г. начинается новый этап "королевской реформации": политика Густава Вазы на полное реформирование церкви и подчинение новой, единой национальной протестанстской церкви королю, т.е. реализацию программы "король -высший епископ". Эта политика совпала с общим курсом Густава Вазы на усиление экономического, политического и военного могущества королевской власти и создание наследственной монархии (официально утверждена в 1544 г.). Для церкви период, начинающийся с 1540 г., - это время опалы старых лидеров Реформации и выдвижение новых (Лаврентиус Петри, Георг Норман). Перед новой, формирующейся церковью, на этом этапе встает ряд важных задач: ускорение и завершение распространения евангелического вероучения, реформа церковно-приходского образования. Это также время активной борьбы с контрреформацией и с конкурирующими протестантскими вероучениями, преимущественно с кальвинизмом.

В целом для Швеции эпоха, начинающаяся со второй половины правления Густава Вазы и продолжавшаяся практически столетие, - это время борьбы королевской власти, усилившейся, во многом за счет первых успехов реформации, за закрепление и развитие своих достижений в политической, экономической и военной области, преодоление - на новом этапе - сепаратистских тенденций, оформление отношений как с церковью, так и со светской аристократией, которые, естественно, продолжали активно отстаивать свои свободы и интересы.

Также содержанием этапа, который можно определить как зрелую и позднюю Реформацию, было окончательное оформление Швеции как протестантской державы, и, в частности, обретение ею официального вероисповедания и церковного законодательства, равно как и занятие Швецией места в новой системе международных отношений.

Выделяя раннюю Реформацию как отдельный период, я, в числе прочего, исхожу из предположения, что этот период был переходным, во многих аспектах социально-политического и идейного развития связанным со Средневековьем. В моей диссертации я пытаюсь, среди прочего, определить, в чем состояла эта переходность и связь со Средневековьем.

Термин 'Танняя Реформация" (the Early Reformation, Friihreformation), как известно, употребителен в западной историографии применительно к Европе.

Тема данной работы раскрывается через три основные проблемы, которые при рассмотрении истоков шведского абсолютизма в комплексе практически не ставились: это, во-первых, политические действия Густава 1, связанные с укреплением центральной власти, прежде всего, через акты Реформации; во-вторых, идеологические особенности Реформации в Швеции и борьба вокруг них; в-третьих, социальная опора политики Густава Вазы на данном (первом) этапе его правления. При анализе

последней проблемы я ставлю, в частности, вопрос о роли шведского бюргерства как социальной опоры шведской Реформации, ранее не поднимавшийся в шведской историографии.

Историография вопроса.

Историография раннего правления Густава Вазы и шведской Реформации в целом очень обширна. В данном обзоре я разбираю наиболее важные работы, направления и тенденции в изучении Реформации в Швеции, преимущественно на раннем ее этапе (1520е - 1530е гг.) и наиболее непосредственно связанные с темой диссертации.

Критическое изучение истории описываемого периода начинается с трехтомной 'Истории шведского государства" Улофа Далина (1747 - 1762). Для нее характерна четкость и ясность изложения, работа содержит подробные ссылки на использованные источники. Далин стремился избежать вымысла в изображении истории Швеции. Это, наряду с отказом от традиционной для того времени апологии шведского в елико держав ия, в цепом обусловило новаторство, прогрессивность работы. Вместе с тем, характерная для эпохи Просвещения антикатолическая направленность работы и традиционный патриотизм с ярко выраженной антидатской направленностью, естественно, придаст 'Истории шведского государства" известную тенденциозность. Применительно к истории Швеции XV - XVI вв. это находит конкретное выражение в том, что Далин в целом принимает апологию политики шведских национальных правителей этого времени, которая содержится в его источниках - прежде всего, в хрониках этого периода.

Новый этап в изучении истории Швеции знаменовала работа Э. Г. Гейера "История шведского народа" (1832 - 1836). Человек разносторонне одаренный, историк и литератор, Э. Г. Гейер был ярким представителем романтической школы. Гейер считал своей задачей выявить, путем всестороннего изучения истории, некие специфические особенности истории страны. Такими особенностями для Швеции Гейер считал наличие свободного крестьянства - бондов и их политический союз с королем. Этот союз был, по Гейеру, несомненно характерен и для позднесредневековой Швеции; он ярко проявляется в правление Густава Вазы, который, опираясь на бондов, постоянно преодолевал сопротивление оппозиционной аристократии. Труды Гейера оказали огромное влияние на национальную историографию и, шире, - на культуру и общественную мысль страны. Выводы Э. Г. Гейера подверглись решительному пересмотру только в XX в. - с начала столетия примерно по конец 1960-х гг.

В середине - второй половине XIX в. национальная историография в целом переживает подъем. Появляются объемные исследования по церковной истории Швеции ("История шведской церкви". 1 - 4,1838 - 1866), эволюции государственного законодательства, истории средневековых политических институтов. В этот период издаются разнообразные источники по истории Швеции. Многое из этих изданий ("Регистратура короля Густава I", "Акты шведского риксдага" и др.) я использую в моей работе.

Вехой в развитии национальной историографии стало фундаментальное социально-экономическое исследование X. Форселля, положившее начало глубокому изучению проблемы формирования государственной экономики - прежде всего в аспекте казенных финансов как основы государственной централизации и укрепления

монархии, - процессов, связанных с концентрацией и расширением земельных владений короны1. Во многом опираясь на отнюдь не устаревшие данные Форселля, Э. Хекшер, осмысливая типологию развития шведского общества при Густаве 1, сделал, в частности, вывод о том, что в Швеции при Густаве Вазе была реализована модель меркантилизма в условиях натурального характера хозяйства в целом2.

Во многом благодаря новаторским исследованиям И. Хаммарстрем3 были сделаны существенные коррективы в оценке экономической политики Густава Вазы и в целом экономического развития Швеции в этот период. И. Хаммарстрем доказывает, в частности, что долг Любеку и военные расходы являлись отчасти факторами, стимулировавшими развитие государственной экономики и финансов; активную роль играла королевская торговля на внутреннем и внешнем рынке, натуральные повинности постоянно использовались при этом королем как источник продуктов для продажи внутри страны и за рубеж. И. Хаммарстрем удалось показать, что Хекшер недооценивал развитие товарно-денежных отношений в Швеции на рубеже XV - XVI вв. На самом деле Швеция была активно втянута в торговлю Балтийского региона, в ней была развита внутрення торговля. При этом участниками этой торговли было все общество, в том числе королевская власть. Выводы И. Хаммарстрем позволили иначе взглянуть на роль бюргерства, прежде всего его купеческой верхушки, а также на взаимоотношения короля с бюргерством именно в свете тех поступлений, которые корона получала от городов.

Роль торговли, в частности, дворянской торговли, как движущего фактора социального развития, подчеркивается и в новейших работах по социально-

1 Forselí H. Sveriges inre historia fran Gustaf I Stockholm, 1877-1881, dLI; Idem Sverige 1571. Farsok tili en adrainistrativ-statistisk beskrivning. Stockholm, 1872.

2 Heckscher E.-F. Sveriges ekonomiska historia irán Gustav Vasa. D. 1, b. 1-2. Stockholm, 1935-1936.

3. Hammarstrom I. Finansförvaltning och varuhandel 1504-1540. Uppsala, 1956.

экономической истории Швеции - исследованиях А. А. Сванидзе, И-М Мунктелль, О. Ферма4.

Можно сказать, что шведская социально-экономическая историография "после Хекшера" делает общий вывод о том, что объективные тенденции развития общества были сильнее, чем эффект экономической политики "сверху". Это, например, демонстрирует Л-А. Нурборг в работе "Корона и город Швеции в период ранних Ваза": как бы ни было велико желание Густава Вазы и последующих королей реорганизовать сеть городов Швеции и Финляндии, в частности, искусственно увеличивая концентрацию городского населения в ключевых городах за счет переселения в приказном порядке бюргеров из других городов, в XVI - XVII вв. доминировала все же традиционная структура, для которой был характерен "средний" и мелкий город, с присущей ему инфраструктурой5.

Исследованию непосредственно шведской Реформации в отечественной историографии посвящена лишь небольшая по объему, но емкая по содержанию книга Г. А. Дементьева "Введение Реформации в Швеции" - интересная и содержательная работа, заключающая анализ основных событий Реформации в Швеции на протяжении XVI - XVII вв6 Внимание Г. А. Дементьева привлекали два аспекта Реформации: религиозный и политический. Помимо этого, его книга содержит краткий анализ особенностей развития шведской церкви в период от ее становления до введения Реформации, основанный на широком круге доступных ему в то время документов -хроник, государственных актов и т.д. Работа Г. А. Дементьева и сегодня не устарела, но историография шведской Реформации со времени написания указанной книги

4 Сванидзе A.A. Средневековый город н рынок в Швеции. М., 1980. XJI-XV вв. I.M. Munktell, Gods, godsägare och landbor 1450-1520, Goteborg, 1982..

5. Norboig L.-A. Krona och stad I Sverige imder aldre Vasatid// "Historisk Tidskrift", 83, 1963.

получила значительное развитие в трудах ряда шведских исследователей, и некоторые оценки Дементьева нуждаются в уточнении с современных позиций. Помимо вопроса о Реформации в Швеции, Г. А. Дементьев занимался также исследованием истории Реформации в Дании. Его книга "Введение Реформации в Дании"7 также использовалась мной при написании настоящей работы - тем более, что между Реформацией в Швеции и Дании существовала тесная взаимосвязь и обоюдное влияние, вопрос о котором частично затрагивается в настоящей работе.

Зарубежных (в подавляющем большинстве, конечно, шведских) исследователей Олаус Петри интересовал не только как реформатор и не только как богослов. Внимание исследователей привлекали также его исторические и юридические произведения. Для современных работ об Олаусе Петри характерно отношение к нему как к гуманисту: историку, правоведу, литератору и философу.

Серьезное изучение Олауса Петри как богослова и реформатора началось на рубеже XIX и XX вв. В первых научных исследованиях Олаус Петри представлялся как "человек Ренессанса14, представитель новой эпохи, человек, порвавший со средневековым догматизмом; проповедующий религию "без посредничества". Олаус при этом противопоставлялся католическим прелатам - "людям средневековья". Последующая историография - как европейского Ренессанса и Реформации в целом -так и шведской реформации - значительно поколебала такие построения.

Практически с самого начала изучения наследия Олауса Петри оценки философско-этических воззрений "мастера Улофа" были сопряжены с источниковедческим исследованием его произведений. Ранние исследователи,

6 Дементьев Г. А. Введение Реформации в Швеции, СПб, 1892.

7. Дементьев Г. А. Введение Реформации в Дании, СПб, 1900.

например, К. Вестман8, подчеркивали близость воззрений Олауса Петри и идей Лютера. Однако начиная с 1920х гг. ряд исследователей, прежде всего К. Бергендофф и X. Хольмквист, показали, что Олаус Петри черпал идеи не только у Лютера, но и у ряда других немецких теологов9. Работы этих исследователей положили начало дискуссии о типологических различиях в воззрениях Олауса Петри и Лютера.

В работе С.фон Энгестрема "Олаус Пеггри и средневековое христианство" (1941) был поставлен вопрос об отношении Олауса к средневековой церкви. В трактовке фон Энгестрема, Олаус более, нежели Лютер, терпим к католицизму, более склонен подчеркивать свою преемственность в отношении средневекового христианства10.

Изучение особенностей реформаторской позиции Олауса Петри также во многом было стимулировано новациями в изучении европейской (в частности, немецкой и датской) реформации. Закономерным было появление фундаментальной работы С. Ингебранда, посвященной богословским воззрениям Олауса Петри, в которой в качестве фактора, обуславливающего отличие богословия Олауса от теологии Лютера, рассматривается генетическая и типологическая близость шведского богослова к "реформаторам-гуманистам"11. Вот как характеризует это отличие сам С. Ингебранд: "Те, кто менее радикально, нежели Лютер, осуществляли разрыв с учением средневековой церкви о спасении, были зачастую радикальнее в своих реформах, чем Лютер. Ведь в их руках была божественная истина, в соответствии с которой следовало реформировать церковь. Примечательно, что произведения

8 Westman, К.-В. Reformationens genombrattsar I Sverige, Stockholm 1923; Idem, Reformation och revolution. En Olavus Petristudie. Uppsala Universitetets Arsskrift, 1941.

9 Bergendoff C. , Olavus Petri and the ecclesiastical transformation in Sweden 1521-1352. 2-ded., Philadelphia, 1965. Holmquist Hj. Fran reformalionen till romantiken, / Handbok i svensk kyrkohisloria, b II. Stockholm, 1940.

10 Engestrom S.voa Olavus Petri och den medeltida kristendomen // Uppsala Universitetets Arsskrift,

реформаторов-гуманистов большей частью довольствуются критикой с позиций формального соответствия Писанию".

Работа С. Игнебранда во многом носила источниковедческий характер. В то же время автор не остановился на чисто "генетическом" методе (исследовании филиации идей), а сочетал его с типологическим, сравнительным анализом. Такой "двойной" метод - комбинация источниковедческих изысканий с типологическими сопоставлениями - таил в себе определенные опасности, объективно связанные с использованием формальных критериев в оценке богословской позиции. В целом вывод Ингебранда таков: влияние Лютера на шведского реформатора имело первостепенное значение, однако ряд отличий позволяют говорить об относительной близости Олауса к "гуманистическому" направлению.

Следующая после труда Ингебранда крупная работа, посвященная теологии Олауса Петри, появилась лишь в 1989 г. Ее автор, К. Гардемейстер, рассматривает теологию Олауса Петри сквозь призму отношения к проблеме божественной воли и предопределения12. Новаторство работы Гардемейстера заключилось отчасти в том, что для уточнения особенностей богословской позиции Олауса Петри использовались среди прочего небогословские произведения последнего, в особенности "Шведская хроника".

Олаус Петри привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей не только как реформатор и богослов, но и как историк, правовед, и как переводчик Библии. Различным аспектам творчества Олауса посвящена и коллективная работа "Олаус Петри - многосторонний шведский реформатор", вышедшая в 1994 г.13

51 Ingebrand S.Olavus Petris reformatoriska Ssfcfdning. Uppsala, 1964.

12 Gaidemeister C. Den Suverane Guden. En studie om Olavus Petriteologi. Lund, 1989.

13 CHaus Petri - den mSngsidtge svenske reformatorn. Uppsala, 1994.

Подводя некоторые итоги освещению научной литературы, посвященной Олаусу Петри, хотелось бы высказать следующие соображения. Спор о том, в какой степени Олауса Петри можно считать последователем Лютера, вряд ли утратил актуальность. В отдельных новейших работах (Б. Альберг, К. Гардемейстер) фактически констатируется, что тенденция объяснять отличие местных реформаторов от Лютера "нелютеровскими" влияниями, к настоящему моменту исчерпала себя. Б. Альберг высказал в свете этого замечание о том, что различия могли быть обусловлены объективным процессом развития реформационного учения и реформирующейся церкви в регионах. К. Гардемейстер демонстративно абстрагируется от сравнительных штудий: он заявляет, что для него как для исследователя богословия Олауса Петри важен конкретный контекст трудов и высказываний реформатора, а не "то, откуда он почерпнул свой материал". Наконец, в ряде работ, посвященным различным аспектам творчества "мастера Улофа" (И. Брилиот - о проповедях Олауса Петри, К. Бергендофф - о 'Шведской мессе", Б. Стульт - о переводческой деятельности Олауса) сделаны важные для меня выводы об активном использовании Олаусом местной католической традиции. Не случайно ли это, не связан ли этот феномен с какими-то особенностями Олауса именно как национального реформатора? В моей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.

Далее, освещение ряда ключевых богословских проблем у Олауса обнаруживает как некоторые отличия, так и значительное сходство с построениями Лютера. В моей диссертации я сосредотачиваю внимание на проблеме умеренности и терпимости у шведских реформаторов - прежде всего у Олауса Петри - и показываю, как она во многом было обусловлена конкретно-историческими потребностями Швеции в переходную эпоху, а также даю в работе свой краткий очерк богословия Олауса Петри, отчасти полемизируя с некоторыми концепциями, присутствующими в литературе.

Переосмысление в XX в. отношения к ряду ключевых, проблем шведской истории, и, в частности, правления Густава Вазы, во многом связано с исследованиями известнейшего ученого, основателя т.н. "гиперкритического направления" Л.Вейбулля. В ряде своих работ по истории Швеции эпохи средневековья и раннего Нового времени Вейбулль продемонстрировал недостоверность ряда традиционно используемых источников (широкую международную известность получила критика Л.Вейбуллем скандинавских саг) и основанных на них историографических концепций. Такая работа была проделана Л. Вейбуллем, в частности, по отношению к повествованию хрониста Педера Сварта о Вестеросском риксдаге 1527 г.

Современная скандинавистика, в целом унаследовав многое традиции, заложенные Л. Вейбуллем, все же в отдельных случаях склоняется к реабилитации, на новом этапе, источников, забракованных этим ученым. Такая тенденция наблюдается в настоящее время в исследованиях скандинавских саг. Современный подход заключается втом, что исследователь, учитывая все трудности источников, все же может и должен реконструировать по ним объективную реальность.

В исследованиях шведской истории XVI в. некоторое отступление от провозглашенных Л. Вейбуллем установок характерно для крупнейшего исследователя Реформации в Швеции - источниковеда, историка и теолога С. Челл ер стрема Комплексно освещая ряд ключевых сюжетов Реформации, С. Челлерстрем допускал достаточно широкие обобщения, делал логические допущения, которые для Л.Вейбулля как историка позитивистской школы, были неприемлемы. Широта исследования в сочетании с глубоким источниковедческим анализом в то же время позволяли С. Челлерстрему находить элемент достоверного и в нарративных

источниках, тендннциозность и относительная недостоверность которых была к этому времени очевидна.

Вопрос о взаимосвязях Реформации и политического развития Швеции вызывал и продолжает вызывать большой интерес скандинавских историков. Именно выявление таких взаимосвязей, подчас скрытых, было одним из достижений Л.Вейбулля и С.Челлерстрема14. Для работ этих историков характерен обстоятельный и глубокий анализ источников, в частности, материалов Вестеросского риксдага 1527 г. В результате этого анализа была уточнена история создания ряда документов, что позволило прежде всего переосмыслить эту, и ряд других вех политической истории страны.

Вопрос о подготовке, обстоятельствах проведения и результатах Вестеросского риксдага 1527 г., главным результатом которого было постановление о секуляризации церковных земель, - один из ключевых для осмысления проблемы в целом Шведские риксдага того времени - riksdag, riksmó'te, alhnánt mote -представляли собой собрания представителей сословных групп Швеции - дворянства, духовенства, бюргерства, вольных горняков и бондов. При этом со стороны полноправных торговых городов - чепстадов, на риксдагах был представлен, как правило, городской патрициат - бургомистры и члены магистратов - родманы Со стороны бондов, т. е. свободных крестьян-собственников, в риксдагах участвовали также наиболее зажиточные, "лучшие" бонды. Таким образом, на риксдагах король имел возможность взаимодействовать с различными слоями общества, в том числе через "верхи" сословий. Политическое значение риксдагов во второй половине XV -

HWeibuIl L. Vasterls riksdag 1527. "Scandia", 1937. S.KjoUerstrom. Missa Lincopensis. En liturg)-bistorisk studie. Stockholm, 1941, См. также ниже

начале XVI вв. все более возрастало. Чем был вызван этот процесс, каковы были его последствия? В свете этого вопроса внимание исследователей также неоднократно привлекал Вестеросский риксдаг 1527 г. - событие, выдающееся как вследствие исключительности содержания и объема обсуждавшихся там вопросов, так и в силу того интереса, который представляют сохранившиеся документальные источники.

Вестеросскому риксдагу посвящали свои работы такие историки, как Х Йэрне, Л.Шьедин, Л.Вейбулль, С.Челлерстрем15. Во многом в трудах двух последних авторов, оценки которых в целом приняты современной историографией, дан анализ расстановки социальных сил на риксдаге. Показана, в частности, значительная роль требований и политических интересов дворянства в событиях риксдага и вокруг него. Была также выявлена историческая последовательность политики Густава Вазы, направленной на усиление королевской власти, проводя которую король активно использовал в своих интересах настроения и требования сословий. С.Челлерстрем доказал также значительность роли лютеранских реформаторов, прежде всего Лаврентиуса Андреэ» фактически являющегося в это время советником короля, в подготовке и проведении Вестеросского риксдага. К основным достижениям С.Челлерстрема следует отнести и сделанный им блестящий источниковедческий анализ одного из важнейших документов, изданных после Вестеросского риксдага, -Вестеросских ордонансов, оказавших решающее влияние на последующий ход политического развития Швеции. В частности С.Челлерстрем на основании анализа различных списков Ордонансов доказал, что радикальные статьи о разрыве с Римом изначально присутствовали в первой редакции Ордонансов и лишь затем, при

15Hjarne Н. Reformationsriksdagen I Vaster&s. Stockholm. 1912; Sjodin L. VasteHU mote 1527 // Historik tidskrift, 1927-1928;Weibull L. VasterSs riksdag 1527; Kjollerstrom S. Vasterls Ordmantia. "Scandia", 1960. Idem, Vasterls riksdag och "goda, gamla, kristliga sedvanjor "Historiskt Tidskrift", 1960.

утверждении окончательной редакции постановления, были опущены16. До С.Челлерстрема было принято считать, »гго статьи о разрыве с Римом были, напротив, позднейшим добавлением. С.Челлерстрем доказывает, таким образом, что Весгеросские ордонансы изначально были необычайно радикальным документом. Но то обстоятельство, что статьи о разрыве с Римом были исключены из официального текста документа, хотя и были выполнены на практике, весьма характерно для политики Густава Вазы, который, проводя ряд практических мер, связанных с Реформацией, в то же время до определенной степени не был заинтересован в радикальной реформе церкви и официальной реформе культа.

В целом для работ исследователей Вестеросского риксдага 1527 г. характерен общий для них вывод о значительной роли Вестеросского риксдага, подготовки к нему и проведения в жизнь его резолюций в усилении королевской власти.

Эти исследования оказались необходимыми для меня - при постановке вопроса о Вестеросском риксдаге в контексте решения судеб страны на переломном этапе ее истории, а также в аспекте расстановки социальных и политических сил. С вопросом о Вестеросском риксдаге связана и тема роли различных сословий и социальных групп в политике короля. Для старой историографии была характерна трактовка шведской истории как истории союза короля и бондов в духе работ Э.Гейера17. В современной историографии преобладает взвешенный подход к проблеме взаимоотношений короля, бондов и дворянства. Да, поддержка бондов сыграла для Густава Вазы значительную роль в момент его прихода к власти и в разгар освободительной войны против датчан 1520 - 1523 гг., но в дальнейшем значительная часть бондов, разочаровавшись в Густаве 1 Эрикссоне, перешла в оппозицию по

16Kjotlerstrom S. Vasteras Ordinantia // "Scandia". I960.

17 Geijer E.G. Svenska folkets historia. Stockholm, 1962.

отношению к королю. Ряд восстаний шведских бондов на протяжении всего царствования Густава Вазы был вызван прежде всего ухудшением положения свободного крестьянства. Говоря о причинах восстаний бондов, некоторые исследователи отмечают специфику, так сказать, местного, областного самосознания бондов, населявших ряд провинций Швеции18. Однако здесь следует оговорить, что речь идет не только и не столько о собственно ^ сепаратистских тенденциях.

Употребляемый иногда в этом контексте термин "областной сепаратизм" Оа^зкарзверагайвтеп) указывает в данном случае скорее на определенный консерватизм бондов - жителей отдельных провинций, их претензии на исключительность своей роли в судьбе страны (что было характерно прежде всего для далекарлийцев) и, наконец, на то обстоятельство, что в ряде случаев выступления бондов, откликавшихся на агитацию представителей части дворянства, враждебно настроенной по отношению к Густаву Вазе, приобретали характер восстаний отдельных провинций (народные движения 20-х - 30-х тт. в Даларне, "восстание весгйетских господ" в конце 20-х гг.).

Еще более сложным является вопрос о взаимоотношениях Густава Вазы с дворянством, прежде всего, с его высшим эшелоном - аристократией, магнатами. Работы Э. Хильдебранда, Г. Карлссона, М. Робертса и ряда других исследователей показывают, что на протяжении царствования Густава Вазы имело место как сотрудничество короля с дворянством, стремление короля опереться на аристократию и дворянство в целом, так и существенное укрепление позиций короля за счет ослабления могущества магнатов19.

18Behre G.,OsteibergE., LarssonL.O. Sveriges historia 1521-1809, s. 35-41.

15HildebrandE. Svertska statsfSríattnmgeris utreckling. Stockholm, 1898. ídem, Gustev Vasa 1521-1560. Stockholm, 1902. G.Carfsson. FrSn Erik Segersal till Gustav Vasa. Stockholm, 1961.Roberts M. On aristocratic constitutionalism in Swedish history, 1520-1720, London, 1966.

В свете вышесказанного я делаю в своей работе попытку уточнить историю Вестеросского риксдага, основываясь на собственном анализе источников.

Справедливо указывая на важность использования Густавом Вазой всесословных собраний как политической альтернативы государственному совету -риксроду, состоявшему из светских магнатов и епископов и игравшему решающую роль в политической жизни страны; на эффективность социальной демагогии Густава 1, наконец, на важность Реформации в усилении личной власти Густава Вазы, шведские исследователи, пожалуй, недостаточно акцентируют роль бюргерства как социальной опоры абсолютизма. Так, в работах, посвященных анализу Вестеросского риксдага 1527 г., отмечался, но не получил должной оценки тот факт, что именно от шведских бюргеров исходили два важнейших реформационных положения -ограничить деятельность нищенствующих монашеских орденов и не отсылать более в Рим церковный налог - "денарий Святого Петра"20.

В целом, как источники по истории Швеции данного периода, так и работы ряда исследователей содержат данные, свидетельствующие о том, что бюргерство играло значительную роль в политике Густава Вазы, во многом связанной с Реформацией. Особенно выдающейся была роль Стокгольма - столицы Швеции, крупного административного, финансового и политического центра, крупнейшего города-порта страны с правом активной внешней торговли. Значительность роли бюргеров Стокгольма в полигике Густава 1 показывает, в частности, в своем исследовании И. Петерзен21. В то же время в некоторых работах шведских историков уделено особое внимание роли бюргеров, в особенности бюргеров Стокгольма, в становлении и развитии раннего шведского лютеранства22.

20 KjSllerström S. VásterSs Ordinantia

21 Pcterzen I. Studier rörande Stockholms historia fore Gustav Vasa. Stockholm, 1945.

22 Westman K.B.. Reformation och revolution. En Otavus Petristudie. Uppsala, 1941.

Ряд шведских историков - Н. Анлунд, С. Юнг, JI-A. Нурборг и некоторые другие исследователи сделали обстоятельный анализ роли городов и бюргерства в политической жизни страны23. В отечественной историографии анализ ряда масштабных проблем, связанных с этой темой, применительно к истории Швеции до прихода к власти Густава Вазы, дан в работах А. А. Сванидзе, посвященных, в частности, социальным, экономическим и политическим функциям и роли городов в истории общества, проблемам, связанным с социальной ролью торговли, эволюцией бюргерства, и, среди прочего - борьбе городов за привилегии, а также роли городов и бюргерства в политике шведских королей24.

В свете этого представляется уместным в данной работе поставить среди прочего вопрос о роли бюргеров как социальной опоры раннего шведского абсолютизма в контексте событий Реформации.

Известный отечественный историк М. М. Смирин в своем отзыве на доклад шведского исследователя Й. Юханессона на XI международном конгрессе историков подчеркивал необходимость изучения скандинавской реформации с позиций социально-экономической истории25. Призыв этот, думается, не утратил своей актуальности и сейчас. Попытка внести свой вклад в освещение социальной истории Реформации делается в одной из глав данной работы, посвященной церковной редукции в Стокгольме и других шведских городах, - теме, которая в шведской историографии специально не рассматривалась.

23 Ahnlund N. Stockholms historia íore Gustav Vasa. Stockholm, 1952, Norborg L.-A. Krona och stad I Sverige under äldre Vasatid. HistoriskTidskrift, 1963.

24 Сванидзе A.A. Средневековый город и {»шок в Швеции XIII - XV вв. Москва, 1980; Бе як: Социальная характеристика шведского бюргерства в XIV-XV вв //"Средневековый город", N 6. Саратов, 1981.; Купеческая среда и средневековая балтийская общность. // "Цивилизация Северной Европы", СПб, 1992, и ряд др, работ.

25 Смнрин М.М., Геста Иохаяессон, Церковная реформация в северных странах // СВ. вып. XX, 1961, стр. 309-313 [О докладе шведского ученого на XI Международном конгрессе историков в Стокгольме].

Ряд работ шведских исследователей посвящены правовым и судебным аспектам истории Реформации. Здесь в первую очередь следует назвать работы С.Челлерстрема "Божий и шведский закон в реформации"26 и монографию социальных историков Е. Эстерберг и Д. Линдстрема "Преступление и социальный контроль в шведском городе в Средние века и Раннее новое время"27. Поскольку в своей работе я привлекаю не анализируемые в специальной литературе судебные источники, я попутно делаю некоторые частные выводы в развитие дискуссии о правовых аспектах ранней Реформации.

Историография XX в. внесла значительные изменения в оценку антиреформационных мятежей и народных восстаний. В "старой" историографии она рассматривались как преимущественно религиозные, антилютеранские движения. Современные историки, исследовавшие эти выступления - Л - А. Нурборг, С.Челлерстрем, Л - У.Ларссон28 - показали, что объективно народные восстания имели ярко выраженные социально-экономические предпосылки. Централизаторская политика Густава Вазы ущемляла экономические интересы населения ряда провинций (нередко это были интересы не одного, а нескольких сословий). Поэтому "антилютеранские" восстания были вспышками социальной борьбы против экспансии королевской власти. Это заключение о социально-экономических предпосылках народных выступлений - результат комплексных источниковедческих исследований, в которых выявляются и другие предпосылки и причины - религиозные, внутриполитические и внешнеполитические (влияние событий за пределами Швеции).

26 Kjöllerström S., Guds och Sveriges lag under reformationstiden. Lund, 19S7.

27 Österberg E., LindstrÖm D. Crime and social control in medieval Swedish towns. Uppsala, 1988.

28 Norborg L.-A. Vastgotaherramas uppror. // "Scandia", 27,1961, s. 235-295; KjSlleretrom S. Vastgotaherrarnas uppror./' 'Scandia" 29,1963, s. 1-90. Larsson L.-O., Dackeland. Stockholm, 1979. Kjolleistrom S. Gustav Vasa, ktokskatten och brytningen med Lybeck. Lund, 1969

Ряд монографий и статей, использованных в данной диссертации, посвящены отдельным частным проблемам Реформации, однако значение их нередко выходит за рамки поставленных проблем. Такова, например, работа И.Брилиота "Церковный собор в Эребру 1529 г"29. Автор работы, подчеркивая значение собора в Эребру -первого съезда шведского духовенства после Вестеросского риксдага 1527 г., указывает, что резолюция собора была умеренной, по сути нереформационной, скорее, эразмианской, гуманистической по духу и содержанию. В последующей литературе по истории Швеции принято констатировать, что собор в Эребру был компромиссом, не устраивавшим ни одну из противоборствующих сторон. Моя интерпретация событий собора в Эребру несколько отличается от вышеприведенной.

Тематически к статье И.Брилиота примыкают ряд работ, тема которых -толерантность, компромисс и переходность в шведской Реформации. Таковы монографии Д. Линдквиста "Ранняя месса в Стокгольме"30, в которой делается вывод о сосуществовании в Стокгольмской городской церкви на раннем этапе реформации двух богослужений - католического и евангелического, книга С. Челлерстрема "\lissa Ьшсорепэд"31 о попытках альтернативных католических реформ в Линчепингском диоцезе. Проблема переходности и компромисса затрагивается и в обширной монографии X. Шюка "Есс^а Ьтсоретшз"32 Терпимость и компромисс, как уже говорилось, присутствовали и в произведениях и деятельности реформаторов: помимо Олауса Петри, здесь следует назвать первого евангелического архиепископа Швеции Лаврентиуса Петри и лидера финских реформаторов Микаэля Агриколу.

29 Brilioth Y. Kyrkomötet I Orebro 1529. // "Tidskrift fSr kyrkomusik och gugstjansütv", 1929.

^LindquistD, Förstamässan t Stockholm. EnhistoriskStudie. Stockholm, 1945.

31 KjoUerstrom S. Missa Lincopensis. Stockholm, 1941.

32 Schuck H. Ecclesia Lincopensis Studier om Linkopingskyrkan under medeltiden och Gustav Vasa. Stockholm, 1959.

Указанная проблема в целом связана с вопросом о наличии "гуманистического" течения в шведской реформации. Исследователи Реформации в Дании - И. Оскар Андерсен, П. Г Линдхарт и др. показали, что "датский вариант" реформации во многом был обязан компромиссу на платформе т.н. христианского гуманизма33. Пример датской историографии оказал некоторое влияние и на шведскую литературу, в частности, на монографию С. Ингебранда об Олаусе Петри. Вместе с тем, авторитетнейший исследователь богословия и церкви в скандинавской реформации К.Пиринен констатирует, что "гуманистическое" течение в Реформации в Швеции выражено не так сильно, как в Дании34.

В связи с этим встает проблема: если не "гуманистическими" влияниями, то чем еще можно объяснить достаточно ярко выраженную религиозную толерантность шведских реформаторов? В моей диссертации я пытаюсь объяснить эту "терпимость" естественным приспособлением к местным условиям Швеции, т.е. практическими соображениями, которые вполне могли в то же время совпадать и с общехристианскими идеалами терпимости и ненасилия.

К теме гуманизма в религиозных преобразованиях в известном смысле близко стоит тема светского гуманизма. В современных работах шведского историка К.Юханессона подчеркивается, что масштаб явления, которое можно называть ранним шведским гуманизмом, был большим, чем принято было считать в историографии (работы Й. Гранлунда, Н. Граппе, в России - книга О. Савельевой об Олаусе Магнусе). В проникновении гуманистической культуры в Швецию, в появлении - пусть лишь в

33 См., напр , Ыпсйшкк Р.в. ае&пшиюп8Й<ка 1513-1536. К^ЬепЬауп. 1965.

м Ртпеп К. ВЛеНштапшп осЬ геймтайоп // "Ке£огтайопеп I Ьшк!, 1970.

среде элиты - европейски образованных "новых людей" К. Юханессон видит одну из причин не только культурных, но и экономических и политических перемен XVI в.35

Работы о гуманизме и шведской культуре данного и примыкающих периодов были полезны для меня также и потому, что они дают представление о культурной и интеллектуальной среде Швеции XVI в. В моей работе, помимо перечисленных, использован ряд работ по истории шведской литературы. Из них особенно полезными оказались классические многотомные труды X. Шюка и К. Варбурга (несмотря на то, что исторически и методологически подход этих работ устарел). Из современных изданий особенно полезным оказался первый том многотомного издания "Шведская литература" под редакцией Л. Ленрота и С, Дельбланка, содержащий интересный и обстоятельный обзор литературы Средневековья и раннего Нового Времени. Вместе с тем, с рядом произведений шведских гуманистов я счел необходимым ознакомиться по источникам (Педер Монссон, Олаус Петри, Олаус Магнус), чтобы углубить представления об изучаемом периоде шведской истории.

С вопросом о преемственности при переходе от католицизма к протестантизму отчасти связан дискутировавшийся в литературе вопрос о т.н. "апостольской преемственности" (apostoliska successionen") реформированной шведской церкви. Под апостольской преемственностью понимается преемственность христианского духовенства, сохраняющаяся благодаря конфирмации епископов и священников, благодаря чему поддерживается единство христианской церкви. Французский исследователь Ж Офман считал, что евангелическая шведская церковь сохранила "апостольскую преемственность"; С.Челлерстрем полемизировал с этой концепцией36.

35 Johannes son К. Gotisk Renes sans:. Idem. En ny start for Sverige? Drömmer och visioner under Gustav Vaste tid. / 1593 - De vidare Perspektiven. Uppsala, 1993, s. 9-36.

36 Hoffman J.G.H. La réforme en Suide 1523-1572 et la succession apostohque.Nechatel-Paris, 1945. KjoHerstrom S. Krakla och mitra. En undersSkning om biskopsvigningar I Sverige under

reformationstidevarvet

Значительный интерес в этой полемике представляет вывод С.Челлерстрема о том, что Густав Ваза в 1520е гг. не был заинтересован в конфирмации новоизбранных шведских епископов, хотя практическое отсутствие конфирмованных архиепископа и епископов делало невозможной коронацию короля. Густав Ваза, как показал С.Челлерстрем, намеренно шел в это время на конфликт с Римом, чтобы усугубить проблему,

возложить ответственность за сложившуюся ситуацию на папу и провести в стране

kf

радикальные преобразования. Из упомянутой работы С.Челлерстрема и из статья Г.Карлссона "Коронационная присяга Густава Вазы"37 можно, в частности, заключить, что главной целью искусственного наращивания "коронационного кризиса" и конфликта с папой было изменение статуса духовенства и церкви в стране, постановка церкви в зависимость от королевской власти.

В исторической науке делались попытки обобщить опыт исследования скандинавской Реформации (Г Юханессон) и конкретно реформации в Швеции (С.Челлерстрем, И.Монтгомери). Сложившуюся оценку Реформации в Швеции можно суммировать так: это процесс создания национальной церкви, отвечавший потребностям государственной централизации. Вместе с тем, как уже говорилось, остается отчасти открытым вопрос о социальной базе ранней Реформации: ограничивалась ли она, по сути, только частью дворянства? Какова была роль бюргерства? Есть ряд не до конца выясненных или спорных мест в освещении церковной истории ранней Реформации, о которых говорилось выше: объяснение причин толерантности реформаторов, оценка определенных вех перехода от католицизма к реформированной церкви и др.

Все сказанное определяет основные направления моей работы. Во-первых, в ней анализируются особенности ранней Реформации как социально-политического

37 Carlsson G. Gustav Vasas kr8mngsed / "Historisk TidskrtfT 80,1960.

процесса. Во-вторых, я рассматриваю Реформацию как собственно церковную реформу.

Как известно, в XVI в. слово ''Реформация" означало вообще реформу и применялось при обозначении проводимых реформ церкви. Историография вкладывает в понятие "Реформация" подчас весьма различный смысл. Мне кажется уместным в связи с этим дать следующее определение: Реформация - это реформа церкви, в основном завершившаяся в ряде стран Европы к концу XVI в., для которой, как правило, характерна совокупность следующих признаков:

1) выход церкви из-под власти Рима;

2) серьезные изменения социально-экономического, политического и юридического статуса церкви и духовенства и, соответственно, отношении церкви со светской властью;

3) существенные изменения в области церковной догматики;

4) значительные изменения в области богослужения.

Этим "собственно Реформация" и ограничивается, однако, рассматривая ее как исторический феномен, современный историк должен представлять ее в совокупности со множеством политических, социально-экономических, психологических, духовных и культурных предпосылок, причин, последствий и взаимосвязанных с ней процессов, характерных для раннего Нового времени.

Говоря о ранней Реформации в Швеции, я имею в виду период с начала 1520х гг. (проникновение в Швецию реформационных идей и начало сотрудничества Густава Вазы с реформаторами) по начало 1540х гг. - время завершения первого этапа реформационных преобразований, и, вместе с тем, определенного, ярко выраженного этапа .политики Густава Вазы, направленной на усиление королевской власти. В

области идейного и духовного руководства реформацией это также особый период -время Олауса Петри и Лаврентиуса Андреэ.

В силу того, что в диссертации уделяется внимание историческим предпосылкам Реформации в Швеции, здесь используется также литература и отдельные дополнительные источники по истории средневековой Швеции. Это, в первую очередь, труды и материалы по истории церкви, дающие представление об организации, положении, функционировании церкви и о тех проблемах, которые, по крайней мере частично, была призвана решать Реформация. Это также и работы по политической истории Швеции, в особенности истории XV в. Здесь особенно полезными оказались для меня работы Э.Ленрота, С.-У . Пальме, А.А.Сванидзе, Г.Паульссона, а также издания, представляющие собой тематические подборки средневековых источников. В ходе работы я также частично использовал отдельные разделы средневековых законоуложений (Ландслаг Кристофера, Ландслаг Магнуса Эрикссона) и современную литературу о средневековых шведских законах. Наконец, определенное представление о позднем средневековье и XVI в. дают памятники культуры - баллады, политическая поэзия, городская сатира. При написании работы я обращался также к исследованиям, посвященным проблемам средневековой шведской культуры.

Исследовательская литература о Реформации в Европе, как хорошо известно, огромна. Мои представления о Реформации основаны на ряде классических и современных работ зарубежных и отечественных исследователей. В целом, наиболее полезными для моей работы являются выводы, которые в настоящее время можно считать доказанными и апробированными:

1) Сложное взаимодействие в Реформации экономических, социальных, политических, религиозных, культурных и психологических факторов. Фактическая невозможность объяснить феномен Реформации какой-то одной причиной.

2) Огромная важность социально-экономических предпосылок и социальной базы Реформации.

3) Наличие достаточно серьезных богословских, идейных и культурных предпосылок Реформации в Средние века, особенно - в позднее средневековье.

4) В то же время - богословское новаторство религиозных лидеров Реформации, прежде всего Лютера.

5) Наличие серьезных, достаточно тесных связей Реформации и гуманизма.

Характеристика источников.

Дня данной работы использовались следующие опубликованные источники: "Регистратура короля Густава Iй38; Собрание актов шведского риксдага и других документов, относящихся к истории Швеции39; Сочинения Олауса Петри40; "Хроника короля Густава Г' Педера Сварта41; Документы по истории реформации и церкви в Швеции при короле Густаве I42; переписка епископа Ханса Браска43; городские книги44; судебные протоколы времен правления Густава Вазы45.

38 Konung Gustav den Förstes Registratur. Handlingar rorande Sveriges historia, Serien l, h.I - XXX. Stockholm, 1861 - 1916,

39 Svenska riksdagsakter jämte andra handlingar som hßra tili statsförfattningens historia. I Serien, b. I -II. Stockholm, 1887 - 1938.

40 Olavus Petri. Samlade Skrifter, I - IV. Uppsala, 1914 - 1917.

41 . Peder Swart. Konung Gustavl:skronika. Stockholm. 1912.

42 Handlingar till Sverges reformations- och kyrkohistoria under Konung Gustaf 1.1-I1. Stockholm, 1841-1842.

43 Brask H. Latinsk korrespondens 1523. Stockholm, 1973

44 Aittoga stads tänkcbok ¿I, 1493 - 1533. Utg ai Erik Noreen och Torsten Wenningstrom. Uppsala, 1939 - 1940. Arboga stads tSnkebok IV, 1534- 1569. Utg. ar Erik Noreen. Uppsala, 1941 - 1950. EnkSpings

Выбор "Регистратуры Густава 1" в качестве одного из основных источников обусловлен многоплановостью и информативностью этого собрания документов. В "Регистратуре" представлена политическая история Швеции, отраженная в указах, постановлениях, резолюциях, письмах, протоколах. "Регистратура" представляет известные данные и по экономической истории Швеции, содержащиеся в ленных грамотах, торговых договорах, контрактах, предписаниях фогдам и т.п.

В другом собрании источников - политических актов - представлены не только протоколы риксдагов, заседании риксрода и т.п., но и ряд резолюций, писем, постановлений, заимствованных из городских, церковных и других архивов. Документы систематизированы; сгруппированы вокруг важнейших политических сюжетов и снабжены обстоятельными источниковедческими комментариями.

Сочинения Олауса Петри дают представление прежде всего о мировоззрении шведского гуманиста-реформатора, о его философско-релипюзных взглядах. В контексте данного исследования непосредственный интерес представляли богословско-полемические труды Олауса Петри, а также ряд работ практического назначения: "Наставление евангелическим проповедникам" (Formatting till alla evangeliska predikare), "Малая постилла" (En liten postilla), Предисловие к Новому Завету (FÖrsprak till Nya Testamente!) и некоторые другие работы.

" Хроника короля Густава I " Педера Сварта - историческая хроника, полностью посвященная царствованию Густава Вазы. Несмотря на наличие ряда современных критических исследований, авторы которых на основании

stads tankebocker 1540 - 1595. Utg. av Sven Liung. Stockholm, I960 -1966. Jonköpings stads tänkebok 1456 -1548. Utg. af Carl M.Kjellberg. Jonköping 1915 - 1919. Stockholms stads tänkeböcker 1544 - 1548. Utg. genom Joh. Ax. Almquist. Stockholm, 1936. Stockholms stads tänkebok 1524 - 29 mm. av m:r Olauus Petri Phase. Utg. Ludvig Larsson. Lund, 1929 - 1940.

45 LJSnghundra h'ärads dombok 1545 - 1570. Uppsala - Leipzig, 1946. Upplandska häradsrättsdomtöcker fian 1500 talet Jamte inledning - ort - persooregister utgivna med bidrag. Leipzig, 1941. Upplandska konungsdomar. Leipzig, 1933.

источниковедческого анализа подвергли сомнению достоверность ряда сообщений Педера Сварта, а также на то очевидное обстоятельство, что его "Хроника" является по сути апологией Густава Вазы, она тем не менее представляет собой один из основных источников по истории Швеции данного периода. А поэтому знакомство с ней дает возможность получить более полное представление об истории Швеции того времени, особенно принимая во внимание тот факт, что моя оценка этого источника не во всем совпадает с мнениями, принятыми в историографии (см. главу 2).

"Документы по истории реформации и церкви" дополняют собой материал по истории церковной реформы, т.к. содержат ряд документов, не имеющихся в других собраниях источников. Интересным источником является также переписка линчепингского епископа Ханса Браска за 1523 г. В начале 20-х гг. XVI в. линчепингский епископ был неофициальным главой шведской церкви Его переписка за 1523 г. позволяет, в частности, сделать вывод о том, что полемика вокруг реформационных идей была в Швеции к этому времени уже достаточно интенсивной, Переписка Браска за другие годы содержится в ряде изданий - прежде всего, в упомянутых "Регистратуре короля Густава 1" и "Документах по истории реформации и церкви".

Что касается городских книг, то от времени правления Густава Вазы сохранились только книга Стокгольма, Йенчепинга, Арбуги и Энчепинга. Это протоколы городских магистратов названных городов - т.н. 1апкеЬоскег - "памятные книги". Они, прежде всего, книги Стокгольма - наиболее подробные из всех, содержат интересные документы, имеющие непосредственное отношение к истории Реформации - протоколы, касающиеся редукции церковной собственности, документы об участии стокгольмских бюргеров в Реформации, отдельные судебные дела.

Судебные протоколы королевских судов и местных судебных собраний -тингов использовались в данной работе выборочно. Эти документы интересны прежде всего в контексте политической борьбы вокруг Реформации, а также новых явлений в правовой сфере, которые Реформация принесла.

В работе использован также ряд дополнительных материалов - источники по истории Финляндии XVI в46, привилегии шведским городам XVI в.47, отдельные источники по истории Дании XVI в.48, ряд опубликованных источников по средневековой церковной и политической истории Швеции49, в частности средневековые законы и позднесредневековые хроники. Знание этих источников, как и ряда работ по истории Швеции зрелого и позднего Средневековья, позволило лучше понять ту среду, в которой складывались предпосылки раннего шведского абсолютизма, и, во многом, собственно Реформации

Из опубликованных источников по средневековой истории Швеции особое значение для данной диссертации имели позднесредневековые шведские постиллы50, которые я использовал для сравнения средневековой католической проповеди с реформационной, с целью выявления как принципиальных различий, так и сходных моментов. Средневековые проповеди использовались мной и как источник по истории средневековой шведской церкви, наряду с таким материалом, как позднесредневековая

46 Fialatids medeltidsuriomder samlade och i tryck utgiftia afFinlands stadsarkiv genom Reinh.Hausen. vm, 1519 - 1530. Helsingfors, 1935. Handlingar tili upplysning afFinlands hafder utg. af Adolf Iwar Arwidsson. I, Stockholm, 1846., II, Stockholm, 1848., III, Stockholm, 1849.

47 Privilegier, resolutioner och fBrordningar for Sveriges stader, I - n.

48 Den Dansk^feigslovgivning 1513 - 1523. Kobenhavn 1991.

49 Konung Christoffers landslag / Sämling af Sveriges gamla lagar utg. af D.C.F.Schlyter. Vol.XII. Lund, 1869. Konung Magnus Erikssons Landslag. / Sämling af Sveriges gamla lagar utg. af D.C.F.Schlyter. Vol.X Lund, 1862. Magnus Erikssons Stadslag i nusvensk tolkning av Ake Holtnback och Elias Wessen. Lund, 1966. Svenska Iandskapslagar. Tolkade och forkiarade for nytidens svenskar ay'^ke Holmback och Elias Wessen. Östgötalagen och Upplandslagen. Stockholm, 1933.

50 Svenska medeltidspostillor utg. af Svenska fornskrifi-sallskapet, IV-V. Stockholm, 1905-1906,1909-

поэзия религиозного содержания, опубликованная в собрании "Шведские средневековые стихотворения"51.

Комплекс всех этих источников дает исследователю содержательную картину как политической истории Швеции, так и истории идей в стране. При этом ряд источников (привилегии городам, жалованные грамоты, списки пожалований, охранные грамоты, протоколы заседаний риксрода, протоколы риксдагов, отдельные постановления короля по различным вопросам, послания короля жителям областей, горожанам и другие королевские грамоты) содержат сведения о расстановке сил в обществе, о роли различных социальных трупп в истории страны данного периода. Некоторые документы - предписания короля фогдам, обязательства, дававшиеся королю различными лицами, указы о пожалованиях и другие - дают представление об основных направлениях экономической политики короля, которая на данном этапе во многом была связана с проведением Реформации.

Подавляющее большинство источников по внутренней истории Швеции этого периода написано на шведском языке, намного реже встречаются латиноязычные документы. Орфография источников значительно варьирует в зависимости от характера и уровня образованности составлявших их лиц, а также особенностей стиля авторов или переписчиков.

51 Эуеозка тедеШск сШег осЬ пт. Е.Юетпшщ. 81оск1ю1т, 1881-1882.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Щеглов, Андрей Джолинардович, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

Антонов В.А. "Земский мир" 1360 г. и политическая жизнь Дании в правление короля Вальдемара IV Аттердага (1340 - 1375). Северная Европа. Проблемы истории, стр. 34 - 47. Приложение. Земский мир. стр. 47 - 54.

Далин О. История шведского государства. 4.2. т.2. кн. 2; ч.З. t.I .kh.1. Спб. 1807 -

1809.

Деменьтьев Г.А. Введение Реформации в Дании. Спб., 1900.

Деменьтьев Г.А. Введение Реформации в Швеции. Спб., 1892.

История Дании, М., 1996.

История Норвегии. М., 1980.

История Швеции. М., 1974.

Источники по истории Реформации. М, 1906.

Майер В.Е. Памфлеты эпохи великой крестьянской войны в Германии. Ижевск,

1992

Мартин Лютер. О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

Мысливченко А.Г. Философская мысль в Швеции. Основные этапы и тенденции развития. М., 1969.

Савельева Е. А. Олаус Магнус, Л., 1983.

Сванидзе A.A. Средневековый город и рынок в Швеции XIV - XV вв. М., 1980. Сванидзе A.A. Социальная характеристика шведского бюргерства в XIV - XV вв. - "Средневековый город" № 6. Саратов, 1981,

Сванидзе A.A. О движущих факторах общественного развития Швеции в период Калъмарской унии (конец XTV - начало XVI вв.) - "Скандинавский сборник", вып. 20, 1975.

Сванидзе A.A. Понимание свободы и законности в шведском обществе XV в. -"Культура и общественная мысль". М., 1987.

Сванидзе A.A. Купеческая среда и средневековая балтийская общность. -"Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурные взаимосвязи на Балтике". СПб., 1992.

Сванидзе A.A. Эпоха уний в Северной Европе (XIV - начало XVI в.) - "Средние века", вып. 50, 1988.

Сванидзе A.A. Король и его подданные в "Хронике Эрика". Северная Европа. Проблемы истории. М., 1995, стр. 12 - 33.

Смирин М.М. Геста Иоханнессон. Церковная реформация в северных странах. Средние века, вып. XX. 1961, стр. 309 - 313 [О докладе шведского ученого на XI Международном конгрессе историков в Стокгольме].

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М.,

1962.

Смирин М М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV - XVI вв.). М., 1969.

Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

Ahlberg B. Luther i Norden. / Reformationen i Norden. Lund, 1973, s. 28-43. Ahnlund N. Olaus Petri och Stockholm. Samfundet Sanct Eriks Arsbok, 1952. Ahnlund N. Stockholms historia före GustavVasa. Stockholm, 1952. Ahnlund N. Svenskt och tyskt i Stockholms aldre historia. HT, 1929. Aili H., Ferm O., Gustavsson G. et al. Roster fran svensk medeltid. Stockholm, 1991. Almquist J. - E. Svensk rattshistoria. Stockholm., 1958, bd. 1 - 3. Almquist J.- E. Strodda bidrag tili civilr&tens historia. Stockholm, 1953. Almquist J.-E. Häradstingsprotokollen fore 1614. Stockholm, 1945. Almquist J.E. Tvenne forut otryckta juridiska skrifter av Olavus Petri./ "Lychnos", 1937, s. 130- 147.

Anderssonl. A History of Sweden. L., 1956.

Andren C. - G. Bibelöversättningsarbete i det medikida Sverige / Den svenska Bibeln. Ett 450 - Srs jubileum. Stockholm, 1991, s. 13-21.

Arbman H., Norborg, L.-A. Jonkopings stads historia, d. I. Varnamo, 1963. Askmark R. Svensk prästutbildning fram till fa 1700. Lund, 1993. Bagge S. The political thought of the King's Mirror. Odense, 1987. BehreG., Larsson, L.O., Österberg, E. Sveriges historia 1521 - 1809. Stockholm, 1985, Berg G. Bidrag till den inre statsforvaltningens historia under Gustav den forste. Stockholm, 1893.

Bergendoff C. Otavus Petri and the Ecclesiastical Transformation in Sweden 1521 -1552. Philadelphia, 1965.

Brendler G. Martin Luther: Theologie und Revolution. Berlin, 1983. Brilioth Y. Kyrkomotet i Örebro 1529 / Tidskrift for kyrkomusik och svenskt gudstjanstliv. IV. 1929, s. 49-53.

Brilioth Y. Medehiden / Handbok i svensk kyrkohistoria, d. I. Stockholm, 1948. Brilioth Y. Predikans historia. Lund, 1945.

Carlsson G. Gustav Vasas kroningsed./ Historisk Tidskrift 66, 1946, s. 321-332. Chadwick O. The Reformation. Harmondsworth, 1973. Cnattingius H. Studies in the order of St.Bridget of Sweden. Uppsala, 1963. Den heliga Birgitta och den heiige Petrus av Skanninge, Officium parvum beate Marie virginis. V8r Frns tidegard utgiven med inledning och ttversattning av Tryggve Lunden. Lund, 1976,1-II.

Dickens A G., Tonkin J , Powell K. The Reformation in historical thought. Cambridge (Mass.), 1985.

Eden N. Om centralregeringens organisation under den aldre Vasatiden, HT, 1901. Engestrom S. Olavus Petri och den medeltida kristendomen./ Upsala Universitetets Arsskrift, 1941.

Fageriund R., Jern, K., Villstrand, N.-E. Finlands historia, 2. Ekenas, 1993. Falk A. Gustaf Vasas utrikespolitik med afseende pa handeln. Stockholm, 1907. Ferm O. (red.) Kyrka och socken i medeltidens Sverige. Stockholm, 1991. Forssel H. Sveriges inre historia frSn Gustaf I. Stockholm, 1877 - 1881. Ganssler H.-J. Evangelium und weltliches Schwert. Wiesbaden, 1983. Gardemeister C. Den Suverane Guden. En Studie om Olavus Petris teologi. Goransson G. Gustav Vasa och hans folk. Stockholm, 1983. Goransson G. Svensk kyrkoratt. En översikt Goteborg, 1993.

HafstrÖm G. De svenska rattskallornas historia 3: e reviderade upplagan. Lund, 1966.

Hägglund B. Grundtankar i Olavus Petris undervisning. / "Svensk teologisk kvartalskrift" 36,1960, s. 48-59.

Hammar G. Olavus Petri samhallssyn. / Haramar G. Svenska bildningsvagar, Stockholm, 1947, s. 75-85.

Hammar H. B. Reformationstidens predikan i Sverige. / Reformationen i Norden. Lund, 1973, s. 263-280.

HammarstrÖm I. Finansförvaltning och varuhandel. 1504 - 1540. Uppsala, 1956.

Heckscher E. - F. Natural and Money Economy as Illustrated from Swedish History in the XVIth Century. JEBH, 1931.

Heckscher E. - F. Svenskt arbete och liv. Stockholm, 1941.

Heckscher E. - F. Sveriges ekonomiska historia fr&i Gustav Vasa. Stockholm, 1902.

Helle K Norge blir en stat. 1130-1319. 3 opplag. Oslo, 1993.

Hennes rost skall horas. Om den heliga Birgitta. Uppsala, 1973.

Hildebrand E. Gustav Vasa 1521 - 1560. Stockholm, 1902.

Hildeman K.-I. Politiska visor fran Sveriges senmedeltid. Stockholm, 1950.

Hjarne H. Reformationsriksdagen i VasterSs. Stockholm, 1912.

Holmquist H. FrSn reformationen till romantiken / Handbok i svensk kyrkohistoria, b. H. Stockholm, 1940.

Holmquist H. Reformationstidevarvet 1521- 1611/ Svenska kyrkans historia utg. av H.Holmquist och H.Pleijel, B. III. Uppsala, 1933.

H0rby K. Reformationens indferelse i Danmark. K/fbenhavn, 1968.

H0rby K., Venge, M. Danmarks historié. K^benhavn, 1980, B.2.

Ingebrand S. Olavus Petri - reformatorn./ Olaus Petri - den mângsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994, s. 13-20.

Ingebrand S. Olavus Petris reformatoriska SskSdning. Uppsala, 1964.

Inger G. Olaus Petri i rattshistoriens ljus./ Olaus Petri - den mSngsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994, s. 169-182.

Inger G. Svensk rattshistoria. Lund, 1980.

Jacobsen G. Nordic women and the Reformation./ Women in Reformation and Counter-Reformation Europe. Bloomington - Indianapolis, 1989, p. 47-67.

Johanesson K. En ny start for Sverige? Drommar och visioner under Gustav Vasas tid./ 1593 - De vidare perspektiven. Uppsala, 1993, s. 9-36.

Jonson B. Bibelns historia efter reformationen/ Den svenska Bibeln. Ett 450 - ars jubileum. Stockholm, 1991, s. 22-46.

Kingdon R.M. Church and Society in reformation Europe. London, 1985. Kjöllerstrom S. Guds och Sveriges lag under reformatiostiden. Lund, 1957. Kjollerstrom S. Gustav Vasa och reformatorerna. Scandia, 1970. Kjollerstrom S. Gustav Vasa, klockskatten och brytningen med Lübeck. Lund, 1971. f-rjnHrntroni iS OtntiiT Ymn, Irlonlnlmttm nrh hrjfningm med T ubolr f nnrf, Kjollerstrom S. Krakla och mitra. En undersokning om biskopsvigningar i Sverige under reformationstidevarvet. Lund, 1965.

Kjollerstrom S. Kyrka och samhalle i Sverige efter reformationen. Promotionsföreläsning i Lunds domkyrka den 31/5 1967. Lund.

Kjollerstrom S. Kyrka och stat i Sverige efter reformationen. / "Svensk teologisk kvartalskrift" 29, 1953, s. 1-15.

Kjollerstrom S. Riksdagen i Vasteras och "goda, gamla, kristliga sedvanjor" HT. 80,

1960.

Kjöllerstrom S. VasterSs Ordinantia. Scandia, 1960. KjSllerström S. Västgötaherrarnas uppror. Scandia 29, 1963. s. 1 - 90. Klockars B. I Ntdens dal. Klosterfolk och andra c. 1440 - 1590. Helsingfors, 1979. Kontinuität and Umbruch. Theologie und Frömmigkeit in Flugschriften und Kleinliteratur an der Wende vom 15 zum 16 Jahrhundert. Stuttgart, 1978, Kumlien K. Sverige och Hanseaterna. Stockholm, 1952.

Lagerquist L., Aberg N. Gustav Eriksson (Vasa) i Dalarna, 1520 - 1521. Stockholm,

1988.

Lauring P. A History of the Kingdom of Denmark. Copenhagen, 1976. Lexikon fur Theologie und Kirche. Freiburg, 1957.

Lindhardt P. G. Reformationen i Norden i komparativ belysnung. / Reformationen i Norden. Lund, 1973, s. 9-27.

Lindkvist T. Plundring, skatter och den feodala statens framvaxt. Uppsala, 1978. Lindquist D. Fo'rsta-massan i Stockholm. En historisk studie. Stockholm, 1945.

Lindström M. Olavus Petri - en dogmhistorisk kontur. / "Svensk teologisk kvartalskrift" 28, 1952, s.73-83.

Ljung S. EnkÖpings stads historia I. Enkoping, 1963.

LÖnnroth E. Gustav Vasa. / Lonnroth E. FrSn svensk medeltid. Stockholm, 1959, s. 180-

184.

Lonnroth E. Gustav Vasas finanspolitik. / LÖnnroth E. Frln svensk medeltid. Stockholm, 1959, s. 185-187.

Lonnroth E. Slaget pa Brunkeberg och dess förhistoria. / LÖnnroth E. FrSn svensk medeltid. Stockholm, 1959, s. 143-179.

LÖnnroth L., Delblanc S. FrSn forntid till frihetstid 800-1718./Den Svenska litteraturen I., 1987.

Lundh H. (red.) Uppsala stads historia. Uppsala, 1954. Lundquist S. Gustav Vasa och Europa. Uppsala, 1960.

Malmstedt G. Helgdagsreduktioneraa. OvergSngen firSn ett medeltida till ett modernt 8r i Sverige 1500-1800. Goteborg, 1994.

Montgomery I. La Réforme en Suède. Paris, 1983.

Montgomery I. Vaijostand och IUrostând. Religion och politik i meningsutbytet mellan kungamakt och prasterskap t Sverige 1523 - 1594. Lund, 1952.

Munkteil I-M. Gods, godsägare och landbor 1450-1520. Goteborg, 1982. Nilsson S.A. Kampen om de adliga privilegierna 1526 - 1594. Lund, 1952. Nilsson S.A. Krona och fraise i Sverige 1523 - 1594. Lund, 1947. Norborg L. - A. VastgÖtaherrarnas uppror. Scandia 27,1961, s. 235 - 295. Norborg L. A Källor tili Sveriges historia. Lund, 1968. Norborg L. A. Krona och stad i Sverige unde^tlde Vasatid. HT 83, 1963. Norske middelalder dokumenter. Bergen, 1973. Oberman H. Werden und Wertung der Reformation. Tubingen, 1979. Osterberg E. Bofasta och flyttare i aldre vasatidens samhalle./ Historia och samhalle. Studier tillagnade Jerker Rosen.

Osterberg E., Lindstrom D. Crime and Social control in medieval Swedish towns. Uppsala, 1988.

Ozment S. The Age of Reform, 1250 - 1550. London, 1980. Ozment S. The reformation in the cities. Yale, 1975.

Ozment S. When Fathers Ruled: Family Life in Reformation Europe. Cambridge, Mass.,

1983

PS Guds og Herskabs B&de./ Danmarks historie. b.7. Kobenhavn, 1989. Paulsson G. Studier i Strängriasmartyrologiet./ Historia och samhalle. Studier tillagnade Jerker Rosen.

Peterzen I. Studier rorande Stockholn/historia under Gustav Vasa. Stockholm, 1959, Pirinen K. Bibelhumanism och reformation. / Reformationen i Norden. Lund, 1973, s. 47-60.

Rahner K. Encyclopedia of theology. The concise Sacramentum Mundi. New York,

1975.

Ranehok A. Centralmakt och domsmakt. Studier kring den hogsta rattskipningen i kung Magnus Erikssons lander 1319- 1355. Uppsala, 1975.

Roberts M. On Aristocratic Constitutionalism in Swedish History 1520 - 1720. L., 1966. Roberts M. The Early Vasas. A History of Sweden. Cambridge, 1968. Rothlieb C. Olavus Petris statsrättsliga ideer. / "Statsvetenskaplig tidskrift" 54, 1951, s. 41-61.

Sawyer B., Sawyer P. Medieval Scandinavia. Minneapolis, 1993. Schuck H. Ecclesia Lincopensis. Studier om Lincopingskyrkan under medettiden och Gustav Vasa. Stockholm, 1959.

Schuck H., Warburg K Ilhistrerad svensk litteraturhistoria. Stockholm, 19—, I-II. Seiander B. Olaus Petri - psalmdiktare for den goda sakens skull?/ Olaus Petri - den mangsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994, s. 129-168.

Silven-Garnett E., Soderlind I. Ett annat Sverige: Dokument om folkets kamp 1200-1700. Stockholm, 1980.

Sjoholm E. Sveriges medeltidslagar Lund, 1988. Slaveniusl. Gustav Vasa. Stockholm, 1963.

Soderwall K.F. Ordbok over svenska medeltidssprSket. Supplement av K.F.Soderwall, W.Akerlund, K.G.Ljunggren, E. Wessen. Lund, 1925 - 73.

Stolt B. Olaus Petri och Martin Luther. Vad sager Översättningarna?/ Olaus Petri - den mlngsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994, s. 61-86.

Svensk predikan frSn reformationen till frihetstiden i urval av Albert Wilfstrand. Stockholm, 1960.

Sveriges riksdag. Historisk och statsvetenskaplig framstallning. Stockholm, 1931,1-2. Thompson J.C. The political thought of Martin Luther. Brighton, 1984. Viljanti A. Gustav Vasas ryska krig. Stockholm, 1957. Weibull L. Wäster&s riksdag 1527. Scandia, 1937.

Westin G. T. Olaus Petri - mannen och historieskrivaren./ Olaus Petri - den mangsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994, s. 30-60.

Westman K. - B. Reformation och revolution: en Olavus Petristudie. UUA, 1941. Wikholm K. - B. kallkritiska studier till Gustav Vasatidenshistoria. Yrving H. Gustav Vasa, krö'ningfragan och VSsterSs riksdag 1527. Lund, 1956. Zuck H. (ed.) Christianity and Revolution. Radical Christian testimones. Philadelphia,

1975.

п-т

^ а

1Q

9

6Y ?

6

5 4 3

6 S 4

3 2 i

4

3

fa)

J_L.

...I -J. I

j_l

(5)

J-L.

л_i_а_i. «., i ,.,.,!

i - j_i_L

to

s

¿S

I I---1-1-i_* 1__'......* '

1 2 3 4 6 Au p.a. pnt J г СХ. 1 2 3 4 5 6? дни

л -s о-г^ч. 2

i $ ç ? ? ^ * <*

(a) - NP 1628 (пвребод постщмы Jtcniepa) id)-LP i б 30 (nócmuj/ia Олацса Петра) (A- S MP 4 (конец XV 6) г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.