Гражданское общество в Нигерии: Проблемы и перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Оконкво, Обиора Фрэнсис

  • Оконкво, Обиора Фрэнсис
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 187
Оконкво, Обиора Фрэнсис. Гражданское общество в Нигерии: Проблемы и перспективы: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 1999. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Оконкво, Обиора Фрэнсис

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. НИГЕРИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ИСТОРИИ

Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В НИГЕРИИ: КОНКРЕТНЫЕ АСПЕКТЫ

2.1. Политические партии

2.1.1. Движение нигерийской молодежи

2.1.2. Формирование политических партий в Нигерии

2.1.3. Группа действия (ГД)

2.1.4. Северный народный конгресс (СНК)

2.1.5. Политические партии Второй республики

2.1.6. Псевдопартии периода Третьей республики

2.1.7. Политические партии в процессе создания

Четвертой республики

2.2. Предпринимательские группы

2.3. Профессиональные союзы

2.4. Религиозные ассоциации

2.5. Неформальные организации

2.5.1. Женские организации. Их роль как политических объединений и групп давления

2.5.2. Творческие объединения

2.6. Армия и общество. Проблемы перехода к

гражданскому правлению

2.6.1. Армия и общество

2.6.2. Проблемы перехода к гражданскому правлению

Глава III. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО

3.1. Теоретический аспект

3.2. Исторический аспект

3.3. Политизация трибализма

3.4. Межэтническая борьба за политическую власть

3.5. Политика и национальные меньшинства

3.6. Политика и межэтническая социально-

экономическая конкуренция

3.7. Этническое насилие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На пути к гражданскому обществу

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское общество в Нигерии: Проблемы и перспективы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Пожалуй, не будет преувеличением констатировать, что тема гражданского общества в мировой литературе сегодня как бы обрела новое дыхание. Ряд исследователей связывают это с кризисом бывшей социалистической системы и появлением постсоциалистических государств в Центральной и Восточной Европе, на территории СНГ и в других регионах. Эти общества и государства пережили стремительную ломку прежних институтов власти и оказались перед задачей построения новых политических структур, в том числе создания гражданского общества. А последнее, как свидетельствует мировой опыт, является органической основой политической демократии.

Безусловно, события конца 80-х - начала 90-х гг. в социалистическом мире стимулировали обращение к проблеме гражданского общества. Но это обстоятельство, как представляется автору диссертации, не является единственной причиной актуальности данной темы. Так, в современной западной литературе раздаются голоса, что процесс глобализации, характерный для постиндустриальной стадии мировой модернизации, "размывает" гражданское общество в странах Запада1; что гражданское общество в развитых регионах уступило место "массовому обществу" с чисто формальными, безличными связями между людьми2. Отсюда потребность в оценке (или переоценке)

> R. Dahrendorf. Economic Opportunity, Civil Society and Political Liberty. [S.I.], UN Research Institute for Social Development, March 1995, p. 11.

> Cm. A. Seligman. The Idea of Civil Society. N.Y.: , 1992.

классической модели гражданского общества, сформировавшейся на Западе; в выяснении того, насколько она жизнеспособна в изменившихся исторических условиях.

Что же касается незападного мира, прежде всего так называемых развивающихся стран (хотя, разумеется, сегодня мы уже не можем говорить о едином "третьем мире"), то в них формирование гражданского общества еще только происходит, причем далеко не везде успешно. Это особенно относится к странам Африканского континента.

Освобождение Африки от колониальной зависимости произошло позже других регионов - лишь с конца 50-х - начала 60-х годов. Задачи обеспечения независимого развития столкнулись здесь со многими трудностями - экономическими, социальными, политическими, конфессиональными, этническими, культурными. Многие африканские страны принадлежат к числу наименее развитых, а кризисные процессы в той или иной степени характерны для подавляющей части их. Это относится не только к государственной сфере, но и к общественной жизни. Поэтому тема гражданского общества для африканцев является в высшей степени актуальной. От того, найдут ли африканские общества в себе силы переломить тенденцию экономической стагнации, создать нормальные условия демократического правопорядка, погасить этнические конфликты и т.п., зависит будущее Африки на пороге третьего тысячелетия.

Задачи исследования. Тема гражданского общества решается в диссертации применительно к одной из африканских стран - Нигерии, гражданином которой является автор. Задачи исследования выглядят следующим образом:

• обобщить имеющуюся научную литературу применительно к теме исследования;

• показать проблемы становления гражданского общества в Нигерии на фоне ее политической истории;

• выделить отдельные элементы или блоки гражданского общества в нигерийском контексте и рассмотреть их конкретные аспекты;

• указать на специфику политического строительства в Нигерии, связанную с военными режимами и периодическими поисками перехода к гражданскому правлению;

• особо рассмотреть роль трибализма и этнических конфликтов как существенного препятствия к достижению национального и политического единства;

• наметить возможные перспективы формирования гражданского общества и политической демократизации в Нигерии.

Методология. Диссертант исходит из того понимания гражданского общества, которое отражено в российской литературе: это - система независимых или относительно независимых от государства общественных институтов и отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, обеспечения частных интересов и потребностей3. Данная дефиниция представляется вполне схватывающей сущностные признаки феномена гражданского общества и вместе с тем достаточно гибкой для того, чтобы применять ее к различным национальным и региональным средам.

3 См. К.С. Гаджиев. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. - "Вопросы философии", 1991, №7, с. 30; В.Г. Хорос. Гражданское общество: общие подходы. - "МЭиМО", 1995, №11, с. 52-53.

Классическая модель гражданского общества, как известно, сложилась на Западе. Она основана на трех взаимосвязанных между собой принципах: Частная собственность, Личность и Право как основная форма обеспечения ее интересов. По мере экспансии Запада вовне эта модель, вместе с другими структурами западной цивилизации, стала переноситься в другие регионы мира. Но там она попадала в иные социально-культурные условия, что приводило к значительным ее модификациям в зависимости от местных исторических традиций.

Таким образом, если исходить из широкого понимания гражданского общества как комплекса самодеятельных организаций социума помимо государства и в каких-то случаях вопреки государству, то при подходе к незападным регионам необходимо учитывать два основных момента: с одной стороны, воздействия западной модели гражданского общества, с другой стороны, специфики местных условий, которые придавали формам гражданского общества в других странах (Японии, Индии, латиноамериканских государствах и т.д.) немалые особенности4. Сказанное относится и к изучению процессов становления гражданского общества в африканских странах.

Следуя указанным установкам, мы попытаемся сочетать теоретический анализ (модель и структура гражданского общества, его воздействие на политические процессы, взаимоотношения с государством и пр.) с конкретными аспектами формирования гражданского общества в Нигерии во второй половине нашего столетия.

4 Подробнее см. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М.: УРСС, 1998.

Источники. В диссертации используются прежде всего материалы и документы нигерийского происхождения. Это работы, посвященные местным культурным и политическим традициям5, различного рода исследования политической истории и политической жизни в Нигерии6, документы, связанные с деятельностью ведущих политических лидеров7, публикации избирательных кампаний8, информация, помещенная в общенациональных газетах ("Гардиан", "Трибьюн", "Конкорд") и другие материалы9, которые в течение длительного времени собирались автором в нигерийских библиотеках, Национальном институте международных проблем, штаб-квартире Национальной избирательной комиссии, Министерстве труда, Министерстве по делам женщин и других научных центрах и учреждениях. Важным источником для работы над диссертацией автору также служили личные контакты и беседы с нигерийскими политиками и общественными деятелями, часть из которых будет использована в диссертации.

s Brenda Forman a. Harrison Forman. The Land and the People of Nigeria. ; The Igbo and the Tradition of Politics. Ed. By U.D. Anyanwu a. J.C.U. Aguwa. ; h ,np. « Bola, Ige. People, Politics a. Politicians of Nigeria (1940-1979). Ibadan: Heinemann Educational Books, 1995; Anifowose, Reni. Violence a. Politics in Nigeria. Enugu: NOK Publishers (Nig.), 1995; The Quest for Democratization. (Compilation of different papers presented by experts on Military Governance and Trade Union). Ed. By Ninalowo, Adebayo. Lagos: Friederich Ebert Foundation, 1996; Obiozor, George A. The Politics of Precarious Balancing. Lagos: Nigerian Institute of Internatoinal Affairs, 1994; Nnoli, Okwudibia. Ethnic Politics in Nigeria. Enugu (Nig.): First Dimension Publishing Co.Ltd., 1978; Augustus, Adebayo. Power a. Politics. ; h «p.

i Moving Nigeria Forward to Genuine Democracy. (Compiled speeches by the Nigerian

Head of the State, General Sani Abacha); Nigeria National Interests and Foreign Policy.

An Address by the Head of the State, General Sani Abacha at a Dinner Party. Lagos,

1996.

8 The ABC of Option A4. A National Electoral Commission Publication, Lagos, 1992;

Professor Nwosu's Address to the Members of National Electoral Commission. Lagos,

1989; World Press Briefing by the Chairman of the National Electoral Commission in

Abudja, Monday 17th, June, 1996. Lagos, 1996; h zip.

9 Nigerian Women and the Challenges of Our Time. Ed. By Dora Obi Chizea a. Juliet Njoku. Lagos: Malthose Press Ltd., 1991; h ap.

Степень разработанности темы. Исследования, специально посвященного теме гражданского общества в Нигерии, в предшествующей литературе -западной, российской, африканской - до сих пор не было. Вместе с тем существует немало работ, имеющих то или иное отношение к теме настоящей диссертации - о методологических аспектах изучения гражданского общества, о политических процессах в Африке, о тех или иных сегментах гражданского общества в странах Африканского континента (политических партиях, добровольных объединениях и т.д.).

Среди этой литературы прежде всего можно выделить статьи о проблемах и перспективах гражданского общества в странах Тропической Африки. В этих работах содержатся ценные наблюдения и материал для размышлений, который оказался полезным при написании диссертации.

Рассматривая проблемы гражданского общества в Африке, известный российский африканист A.M. Васильев выступает против двух крайностей: отождествлять существующие элементы африканского гражданского общества с западными образцами - и наоборот, разделять их пропастью. В любом случае необходимо учитывать специфику "многомерного" общества в Африке с его пестротой культур, языков, рас, традиций, систем права и т.п. Специфика африканских реальностей выражается также в определенной системе общин и половозрастных союзов, иерархичности, социальной и экономической многоукладное™, сравнительно низкой вертикальной мобильности, патрон-клиентной системе отношений. Слабо выражен институт частной собственности, нет достаточно сложившейся и влиятельной буржуазной страты. Соответственно, по мнению российского ученого, трудно говорить о полноценном

развитии личности - африканец в значительной мере еще остается существом родовым, племенным, коллективным.

Государство в Африке многое унаследовало от традиций колониальной администрации и стремится контролировать общество, в том числе его самодеятельные организации. Однако при ослаблении роли государства возникает опасность хаоса как результат трибализма, постоянно действующего этно-конфессионального соперничества. Поэтому в Африке, заключает A.M. Васильев, "еще нигде нет современного гражданского общества, но есть его отдельные элементы - или органические, или имплантируемые, или имитирующие чужие образцы"10.

Надежды на успешное формирование гражданского общества в африканских странах A.M. Васильев связывает с изменением политики Запада по отношению к Африке: его помощь должна быть направлена не на достаточно сомнительные "программы структурной адаптации" (structural adjustment programmes), рассчитанные по сути на узкий слой африканцев, а на стимулирование общественной массовой самодеятельности - экономической, политической, культурно-просветительской.

Американский политолог Д. Вудс полагает, что несмотря на отличие европейской модели гражданского общества, ряд ее элементов приложим к процессу становления гражданского общества в Африке. Автор рассматривает этот процесс главным образом через проблему политического участия.

По мнению Д. Вудса, гражданское общество в Африке развивалось по преимуществу в городах. Его основными составляющими были интеллектуа-

1» A.M. Васильев. Гражданское общество в Африке; реалии и мифы. - "Восток", М., 1995, №2, с. 16.

лы, городские средние слои (прежде всего торгово-предпринимательские круги) и религиозные ассоциации. И последующая консолидация гражданского общества в африканских странах будет связана с этими стратами населения. Вместе с тем необходимо одновременное ограничение функций государства в пользу общественных организаций. Без этого демократия в Африке не станет дееспособной11.

Немало изучала политическую жизнь и проблемы гражданского общества в Африке израильская исследовательница Наоми Хазан. Она различает два типа неформальных ассоциаций в африканских странах: 1) добровольные общества "грасс-рутс", группы по интересам (от профсоюзов до женских организаций); 2) так называемые "первичные организации" - этнические и семейные объединения. Последние особенно характерны для Африки12.

Наоми Хазан отмечает четыре основных направления складывания гражданского общества в странах Тропической Африки;

• рост неформального сектора, значение которого стало расти с середины 80-х годов, когда континент оказался поражен экономическим кризисом;

• развитие различного рода добровольных ассоциаций как следствие той же ситуации;

• появление новых элит (критически настроенные чиновники, интеллектуалы, предприниматели);

» Woods, Dwane. Civil Society in Europe and Africa: Limiting State Power Through a Public Sphere. - "African Studies Review", Atlanta, September 1992, vol.35, N2, pp. 9497. Аналогичное мнение о городских средних слоях как структурообразующих гражданское общество в Африке см. R. Falton Jr. Liberal Democracy in Africa. - "Political Science Quarterly", 1990, vol.105, N3, p. 457.

>2 Chazan, Naomi. The New Politics of Participation in Tropical Africa.- "Comparative Politics", N.Y., January 1982, vol.14, N2, pp. 172-173.

• складывание на этой основе политической оппозиции13.

Избранной в диссертации темы касается также известный английский африканист Бэзил Дэвидсон. В своей недавней книге "Бремя черного человека: Африка и проклятие нации-государства" он высказывает мнение, что гражданское общество в Африке разрушается "современным трибализмом и кли-ентелизмом", корни которых находятся в деревенских массивах. При этом он ссылается на пример Нигерии и цитирует нигерийского историка Питера Эке-ха, который считает, что "современный трибализм" возник как реакция на политику постколониального африканского государства, поскольку последнее не смогло обеспечить ни экономический прогресс, ни социальное равновесие, ни взаимопонимание между различными этносами14.

Б. Дэвидсону оппонирует угандийский автор проф. Махмуд Мамдани. Он соглашается с Дэвидсоном, что гражданское общество в Африке возникало еще в колониальный период как городское меньшинство (юристы, духовенство, учителя и т.п.). На этапе антиколониального движения эти элементы гражданского общества были в союзе с сельскими массами, но затем их пути разошлись. Вместе с тем М. Мамдани видит в деревенских слоях не только угрозу гражданскому обществу, но и его необходимый компонент - без участия сельского населения никакое гражданское общество в Африке невозможно15.

Южно-африканские исследователи Абду Маликалим Симоне и Эдгар Питере останавливаются на отношениях общества и государства в Африке.

Chazan, Naomi. Political Reform in Africa: Liberalization or Democratization? Presentation at the Seminar in IMEMO, Moscow, 28 August - 3 September 1991 (Manuscript), pp. 8-9.

и Davidson, Basil. The Black Man's Burden: Africa and the Curse of Nation-State. N.Y. a. L.: Times Books, 1992, pp. 225-228.

>5 Mamdani, M. The Sun is not Always Dead at Midnight.- "Monthly Review", N.Y., July-August 1993, vol.45, N3, pp.39-47

Они отмечают, что африканским обществам присущ "естественный плюрализм", деление на множество различных групп не только вне, но и внутри государства (кланы бюрократов, традиционные элиты, коммерческие патроны, фермеры, военные, этнические группировки), - что в принципе может способствовать складыванию гражданского общества в Африке, но может и препятствовать ему. По словам авторов, сейчас имеет место тенденция ослабления государственных институтов в Африке, и это расчищает дорогу гражданскому обществу, если только оно окажется в состоянии преодолеть этнические и другие противоречия16.

Американский автор П.М. Льюис также исходит из предпосылки, что кризис слабых и коррумпированных обществ авторитарных обществ в Африке открывает возможности для формирования здесь гражданского общества. Однако, он напоминает, что "демократические институты и автономия общественных организаций (societal autonomy) могут быть гарантированы только эффективным государством"17. Именно государство может и должно обеспечить права личности, уважение к закону и любые гражданские проявления. То есть, становление гражданского общества должно идти не только снизу, но и сверху, это взаимный процесс. Другой предпосылкой оживления общественной самодеятельности должно явиться успешное экономическое развитие, что подымет значение института собственности.

Американские африканисты К. Ньюбери, П. Робинсон, A.M. Трипп, в отличие от других авторов, делают акцент не на взаимодействие общества и

16 Simone, Abdou Maliqualim a. Pieters, Edgar. Civil Societies in an Internationalized Africa. - "Social Dynamics", Cape Town, 1993, vol.19, N2, pp.44-47.

" Lewis, Peter M. Political Transition and the Dilemma of Civil Society in Africa. -"Journal of International Affairs", Columbia Univ., Summer 1992, vol., N1, p.53.

14 I

!

5

государства, а на автономности гражданского общества и подчеркивают в { связи с этим роль неформальных или неправительственных организаций (кооперативных, молодежных, женских и пр.). Они могут заниматься на первый взгляд частными вопросами (например, гражданской взаимопомощью), но именно они образуют ту почву общественной активности, которая может стать базой для демократизации политической жизни, позитивного воздействия гражданского общества на государство18.

Французский политолог (работающий во Флориде) Рене Лемаршан, однако, полагает, что в Африке нельзя провести четкой грани между государством и обществом, - они проникают друг в друга. И это, по его мнению, не слишком хорошо с точки зрения перспектив гражданского общества, которое все же должно быть в той или иной степени дистанцировано от государства (хотя, естественно, и связано с ним). Проблема в том, что бедственное экономическое состояние большинства африканских стран оставляет мало шансов для функционирования нормального гражданского общества, равно как и нормального демократического государства. И государственный, и частный сектор вовлечены в "экономику грабежа" - борьбу вокруг материальных благ, передел собственности, непотизм. Пирог общественного богатства в Африке слишком мал. Лишь когда он увеличится, можно будет надеяться и на активность общества, и на утверждение правового государства19.

■s Cm. Newbury, Catharine, Introduction: Paradoxes of Democratization in Africa; Robinson, Pearl J., Democratization: Understanding the Relationship Between Regime Change and the Culture of Politics; Tripp, Ali Mari, Gender, Political Participation and the Transformation of Associational Life in Uganda and Tanzania. - "African Studies Review", Atlanta, April 1994, vol.37, N1.

1« Cm. Lemarchand, R. Uncivil States and Civil Societies: How Illusion Became Reality. -"The Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., 1992, vol.30, N2, pp.190191.

Понижение активности африканской интеллигенции, которая в принципе должна составлять ударный отряд внутри гражданского общества, отмечает английский африканист Дж. Бейярт. Если на этапе борьбы за независимость в Африке образованные слои шли впереди, то в постколониальный период их роль оказалась гораздо скромнее. Им, за редкими исключениями, пока не удалось снабдить гражданское общество необходимым идейным инструментарием и преодолеть разрыв между государством и обществом. Они продолжают мыслить в терминах государственной логики20.

Политический советник Мирового банка Пьер Ландел-Миллз убежден, что только через постепенное укрепление гражданского общества в Африке будет достигнута политическая демократия. Он намечает четыре основных направления усилий на пути к этой цели: 1) рост информационного обеспечения населения; 2) усиление роли закона; 3) расширение системы образования; 4) финансирование деятельности неформальных организаций без ущемления их автономии.

Подобно К. Ньюбери, П. Робинсону и другим авторам, П. Ландел-Миллз придает большое значение добровольным организациям по типу "грасс-рутс" (кредитные союзы и кассы взаимопомощи, кооперативы, сельские общества, городские землячества (hometown associations), женские объединения, союзы учителей, медиков и т.п.). По его мнению, вполне возможно, что на какое-то время для Африки может быть перспективна формула "слабое государство, сильные общества" - соотношение, которое в конце концов

20 Bayart, J.F. Civil Society in Africa. - In: Political Domination in Africa. Reflections on the Limits of Power. Ed. By Patrick Chabal. Cambridge: Cambridge Univ. press, 1986, p. 120.

должно повести и к созданию жизнеспособного демократического государства21.

Для нашей темы представляет интерес статья российского политолога Ю.В. Ирхина и нигерийского автора Т. Мунонье "Особенности развития политической культуры в Африке (на примере Нигерии)". Особенности нигерийской ситуации они усматривают в сильном влиянии этнических, религиозных и социоэкономических субкультур на политическую систему. Последний фактор особенно усилился с наступлением "нефтяного бума", который привел к образованию слоя могущественных нигерийцев. Многие нынешние политические деятели и администраторы в стране вышли из круга нефтепромышленников и людей, близких к "нефтяному пирогу". Их отличает амбициозность, авторитарное поведение, высокомерное отношение к общественным институтам и организациям, беспрецедентный уровень коррупции. Для них характерно также отторжение западных либеральных политических моделей22.

Мы видим, что в рассмотренной литературе по вопросам гражданского общества в Африке наблюдается как сходство позиций авторов, так и определенные расхождения. Тем не менее в целом здесь зафиксированы некоторые объективные параметры интересующей нас проблемы, которые оказались полезны при написании диссертации. Задача автора заключается в том, чтобы проверить данные положения и конкретизировать их применительно к условиям Нигерии.

См. Landell-Mills, Pierre. Governance, Cultural Change and Empowerment. - "The Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., December 1992, vol.30, N4, pp.552-567.

Цивилизации Тропической Африки: общества, культуры, языки. М.: Институт Африки, 1993, с. 91-92.

Кроме этого, опубликован ряд работ, посвященных тем или иным аспектам политической жизни в Нигерии (роли военных, президентским выборам, этническим противоречиям), а также отдельным сегментам гражданского общества (политическим партиям, профсоюзам, интеллектуалам, студенчеству, женским организациям и пр.)23. Диссертант стремился учесть этот материал в своей работе.

Наконец, диссертанту также помогли в сравнительном плане - помимо уже упоминавшихся выше трудов ученых ИМЭМО - другие работы российских политологов, в которых рассматриваются различные аспекты становления гражданского общества в России24.

23 Dyediran, О. a. Agbaje, A. Two-Partism and Democratic Transition in Nigeria. -"Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., 1991, vol.29, N2; Barua, P.P. Ethnic Conflict in the Military of Developing Nations: a Comparative Analysis of India and Nigeria. - "Armed Forces a. Society", Chicago, 1992, vol.19, N1; Sheltima, K.A. Structural Adjustment and the Student Movement in Nigeria. - "Review of African Political Economy", Shelfield, 1993, N56; Abdullah, H. Transitional Politics and the Challenge of Gender in Nigeria. - "Review of African Political Economy", 1993, N56; Kwarteng, Ch. O. Nigeria's Illusive Search for Nationhood. - "Africa Inside", Pretoria, 1993, vol.23, N1; Reno, W. Old Brigades, Money Bags, New Breeds and the Ironies of Reform in Nigeria. -"Canadian Journal of African Studies", Ottawa, 1993, vol.27, N1; Sil, N.P. Nigerian Intellectuals and Socialism: Retrospect and the Prospect. - "Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., 1993, vol.31, N3; Edeani, D.O. Nigerian Mass Media Han-

dling of Conflict situation in the West African Sub-Region. - "Africa Media Review", Nairobi, 1994, vol.8, N1; Koroji, J.C. The Nigerian Presidential Elections. - "Review of African Political Economy", Sheffield, 1993, N58; Bangura, V. Intellectuals, Economic Reform and Social Change: Constraints and Opportunities in the Formation of a Nigerian Technocracy. - "Development a. Change", Beverly Hills a. L., 1994, vol.25, N2; Hyden, J, a. Williams, D.C. A Community Model of African Politics: Illustrations from Nigeria and Tanzania. - "Comparative Studies in Society a. History", Cambridge, N.Y., 1994, vol.36, N1; Campbell, I. Nigeria's Failed Transition: the 1993 Presidential Elections. - "Journal of Contemporary African Studies", Pretoria, 1994, vol.12, N2; Ike Udogu, E. The Allurement of Ethnonationalism in Nigerian Politics: the Contemporary Debate. - "Journal of Asian and African Studies", Leiden, 1994, vol. 29, N3/4; Rotimi, A.O. a. Ihonvbere, J.O. Democratic Impasse: Remilitarization in Nigeria. - "Third World Quarterly", L., 1994, vol.18, N4; Barret, J. Trade Unions in Nigeria: the Temperature Is Rising. - "South Africa Labour Bull.", Braamfontein, 1994, vol.18, N4; Tuman, J.P. Organized Labour Under Military Rule: the Nigerian Labour Movement, 1985-1992. - "Studies in Comparative International Development", New Brunswick (N.Y.), 1994, vol.29, N3; и др. « См. З.Т. Голенкова, В.В. Витюк, Ю.В. Гридчин, А.И. Черных, JI.M. Романенко. Становление гражданского общества и социальная стратификация. - "Социс", М.,

Новизна. Научную новизну диссертации определяет прежде всего то обстоятельство, что она является первым исследованием в становлении гражданского общества в Нигерии. В нем используются материалы, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот.

Помимо этого, в данной работе рассматриваются такие аспекты, которые ранее недостаточно освещались в соответствующей литературе, а именно:

• анализ формирования гражданского общества в условиях существования военных режимов;

• этнический плюрализм и его воздействие на взаимоотношение внутри гражданского общества.

Практическая значимость диссертации. Материалы, основные положения, результаты и положения диссертационного исследования могут представлять интерес для политологов, занимающихся проблемами гражданского общества, африканистов, преподавателей и студентов, специализирующихся в области политических наук. Они могут быть также использованы нигерийскими государственными учреждениями и активистами общественных организаций при выработке форм и методов функционирования гражданского общества. Диссертант предполагает ознакомить со своими рекомендациями по строительству гражданского общества в Нигерии некоторых нигерийских политических и общественных деятелей, а также выступить с докладом в нигерийском Институте международных проблем.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании отдела проблем модернизации Центра сравнительных исследований России и

1995, № 4,6; И.Б. Левин. Гражданское общество на Западе и в России. - "Полис", М.,

1996, № 5; Гражданское общество и перспективы демократии. М., 1994; и др.

"третьего мира" Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук и рекомендована к защите. Основные положения диссертации изложены в двух публикациях в России и в Нигерии.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении обосновывается постановка проблемы, актуальность и научная новизна темы, объясняются задачи исследования, его методология. Указывается на основные источники диссертационной работы, рассматривается предшествующая литература по теме или ее отдельным аспектам.

В главе I "Нигерия: очерк новейшей политической истории" дается тот социальный и политический фон, на котором происходит процесс складывания гражданского общества или отдельных его элементов. Здесь читатель получает общие сведения о стране, прослеживаются этапы национальной политической эволюции, смена коротких периодов гражданского правления военными режимами.

Глава II "Становление гражданского общества: конкретные аспекты" рассматривает отдельные блоки или сегменты гражданского общества - политические партии, предпринимательские объединения, профсоюзы, религиозные ассоциации, женские и молодежные организации, творческие объединения интеллигенции, различного рода неформальные общества по типу "грасс-рутс". Выделен специальный параграф "Армия и общество. Проблемы перехода к гражданскому правлению" - ввиду важности данной проблемы в нигерийском контексте.

Глава III "Этнические конфликты и гражданское общество" посвящена одной из самых болевых тем для нигерийского народа - межплеменной розни,

характерной для многих африканских стран. Эта тема, естественно, анализируется в ракурсе проблематики гражданского общества.

В заключении подводятся итоги исследования и делается попытка наметить перспективы дальнейшего вызревания гражданского общества в Нигерии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Оконкво, Обиора Фрэнсис

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.

Мы попытались осветить основные этапы, а также основные элементы формирующегося - пока, к сожалению, достаточно слабо - гражданского общества в Нигерии. Его становление есть часть трудной политической истории в моей стране.

Зачатки гражданского общества в Нигерии стали складываться еще в колониальные времена, до завоевания политической независимости. Тогда возникли первые политические партии (или протопартии), активно действующие молодежные союзы, объединения женщин, профессиональные группы, национально ориентированная печать. Эти отряды гражданского общества сыграли немалую роль в борьбе за обретение независимости; собственно, они были ее составной частью.

Но после 1960 г., когда страна освободилась от колониального статуса, тенденции развития гражданского общества не получили адекватного продолжения. Тому было несколько причин.

Доколониальная Нигерия не выработала традиций единой государственности. Вместе с тем в колониальный период появились и стали усиливаться черты этнической разобщенности - прежде всего между ведущими народностями Хауса (Север), Ибо (Юг) и Йоруба (Юг и Юго-Запад). Этническое отчуждение всячески подогревалось английскими правителями, действовавшими по принципу "разделяй и властвуй". После завоевания независимости это противостояние вышло наружу. Результатом стала серьезная политическая нестабильность, а с 1966 г. - череда военных переворотов и контрпереворотов, утвердившая на долгие годы правление военных режимов, а также гражданская война, унесшая миллионы жизней. Все это серьезно деформировало политическую жизнь в Нигерии, а также наложило отпечаток на институты гражданского общества.

Прежде всего - на политические партии в стране. По количеству их было немало, но они существовали, как правило, очень короткий период, когда то или иное военное правительство декларировало подготовку перехода к гражданскому правлению и разрешало какие-то политические объединения. Иногда это были псевдопартии, вроде социал-демократов и либералов, существовавших при И. Бабангиде. Их программы были написаны правительством и мало чем отличались друг от друга. Партии были немногочисленны (несколько сотен "кадровых" членов), группировались вокруг одного лидера. Они не стремились создать правильно организованные низовые ячейки с уплатой членских взносов. Немногие партийные активисты в основном занимались популистской апелляцией к массам в поисках поддержки. Однако на практике активисты и их лидеры были погружены в рутинные политические интриги, нередко мигрировали из партии в партию. Они немало способствовали утверждению в стране той сервильной политической культуры, которая мешает функционированию политических партий как независимых или относительно независимых политических образований и в этом качестве - как важных элементов гражданского общества. Наконец, нигерийские политические партии кристаллизовывались в значительной мере по этническому признаку, то есть принадлежности к основным этносам в стране.

В Нигерии существует несколько достаточно крупных предпринимательских ассоциаций. Их отличительной чертой является тесная связь с государственными структурами. Особенно это касается Ассоциации нигерийских экспортеров и Ассоциации производителей Нигерии, существенно усиливших свои позиции после того, как в середине 70-х гг. в стране начался "нефтяной бум" и основные ресурсы (на 90%) замкнулись на добычу, переработку и экспорт нефти. Нигерийские предпринимательские союзы активно лоббируют свои интересы в эшелонах власти. Вместе с тем для них в целом характерна ориентация на переход к гражданскому правлению.

В сложном положении при военных режимах оказались профсоюзы. Они испытывают на себе постоянное давление - в частности, они фактически лишены права на забастовки, коллективные договора находятся больше под юрисдикцией министерства труда, профсоюзные лидеры часто необоснованно смещаются (или "приручаются" и покупаются). Какие-то профсоюзы попросту запрещаются - например, Ассоциация профсоюзов университетских преподавателей. Как результат, не более 20% сферы наемного труда охвачено профсоюзами. Наконец, в профсоюзной верхушке порой возникают несогласия и конфликты.

И тем не менее именно профсоюзы явились одним из наиболее активных секторов гражданского общества в Нигерии. С конца 80-х гг. они стремились проводить соединенные акции в борьбе за свои права, настаивали на переходе к гражданскому правлению. Профсоюзы составили ударное ядро так называемой Большой забастовки 1993 г., к которой присоединились правозащитные и другие общественные группы. Эти смелые действия привели к тому, что генерал Бабангида был отстранен от власти.

Религиозные организации в Нигерии представлены, с одной стороны, мусульманскими (на Севере), с другой - христианскими (на Юге). Традицион

169 Исламисты ближе к сфере власти, более политически активны. Так, лидер исламской общины Амаду Белло был одновременно лидером политической партии. Но и христианские религиозные сообщества не уходят от мирских (политических и социальных) проблем - например, они помешали вступлению Нигерии в Организацию исламских государств. Вместе с тем и те, и другие конфессиональные сообщества в финансовом отношении независимы от государства, что придает им в глазах общества определенный авторитет.

Нигерийские женские организации были заметны еще в колониальный период. В 30-х гг. действовали целых пять женских объединений, боровшихся за равноправие прекрасного пола, отмену несправедливых налогов и участие женщин в органах власти, особенно местных. Эти традиции были продолжены после завоевания независимости. Женское движение в стране добилось немало: оно курирует программу "поддержки семьи", имеет прочные связи с международными женскими организациями, женщины-нигерийки занимали должности министров и другие высокие посты в государственном аппарате.

Среди творческих организаций Нигерии выделяются ассоциации адвокатов и журналистов. Первая из них, несмотря на независимое поведение по отношению к властям, имеет немалое влияние на правительство. Например, пост министра юстиции во многом зависит от позиции Ассоциации адвокатов Нигерии (одно время на эту должность назначался только член руководства этой ассоциации). Что же касается Союза журналистов Нигерии, то он известен своей мужественной борьбой против военных режимов, отстаиванием права на правдивую информацию. Есть основания оценить эту организацию как одну из самых значительных в нигерийском гражданском обществе. Все же надо отметить, что подобных неформальных организаций в стране немного. На уровне "грасс-рутс" гражданское общество в Нигерии развито пока еще довольно слабо.

Говоря о гражданском обществе (или его элементах) в Нигерии, нельзя обойти тему армии. В принципе армия не принадлежит гражданскому обществу, это - часть государства. Но с уверенностью можно говорить о негативном влиянии военных на формирование гражданского общества в стране.

Придя к власти, военные лидеры, как правило, заявляли о своем праве на закрытие любой общественной или политической организации и неоднократно использовали это право. Указ №2 1984 г. гласил, что любой гражданин может быть арестован по распоряжению начальника Генерального штаба или генерал-инспектора полиции, если они сочтут, что совершен проступок, опасный для экономического и общественного порядка. Политические партии, профсоюзы и другие организации подвергались систематическому террору. Результатом была "утечка мозгов" - бегство многих специалистов, общественных деятелей, правозащитников и других представителей интеллигенции из Нигерии.

Армейская верхушка не раз провозглашала свою готовность перейти к гражданскому правлению. За последние три десятка лет попыток такого перехода было три: 1) в 1975-79 гг. (единственный раз, когда дело дошло до реального избрания гражданского президента); 2) в 1987-92 гг. ( тогда результаты законных выборов были отменены); и 3) в последние годы. Переходный процесс шел примерно по одному сценарию: выборы местной власти на беспартийной основе, затем "допущение" политических партий и других общественных организаций, подготовка конституции, проведение избирательной кампании. Но всякий раз эти этапы затягивались, военные контролировали каждый шаг гражданских институтов, всюду ставили своих людей, сами претендовали на президентский пост и т. д. В основе этого лежало их упорное недоверие к гражданским политикам, возникшее еще на опыте первой половины 60-х гг., когда гражданская власть после завоевания независимости оказалась неэффективной и коррумпированной. Но ведь именно эти характеристики можно применить практически ко всем военным режимам в Нигерии!

Другим препятствием к достижению общенационального консенсуса и построению полноценного гражданского общества являются этнические распри. Выше уже говорилось о том, что этнические противоречия проявились еще при колонизаторах и использовались ими. Но это не значит, что причина их происхождения чисто внешняя, искусственная. Не подлежат сомнению различия в экономическом уровне между Севером и более развитым Югом, что способствовало конфронтации между Хауса и Ибо как на массовом уровне, так и в плане соперничества элит, что тормозит утверждение федеративных принципов107. К этому прибавляются традиции, по которым до сих пор 90% политической элиты принадлежат к Хауса. Поэтому нельзя не согласиться с нигерийским автором Ладино Адамолекуном, что настоящая политическая культура и нормальное гражданское общество в Нигерии "могут появиться лишь тогда, когда различные субкультуры в этой стране стабилизируются и к" Подробнее см. Г.В. Каменская. Федерализм: мифология и политическая практика. Дисс. ИМЭМО РАН, Москва, 1998, сс. 121-158. внесут значительный вклад в равновесную структуру нигерийской политики"108.

Сегодня же в результате действия как объективных, так и субъективных причин в Нигерии есть лишь отдельные, как правило, зачаточные элементы гражданского общества. Политические партии верхушечны и недолговечны. Предпринимательские группы сращены с бюрократическими структурами и не обладают достаточной автономностью. Профсоюзы сравнительно малочисленны, разобщены и подвергаются репрессиям. Неформальные организации за исключением двух-трех (журналисты, юристы, правозащитники) слабы и неавторитетны.

Возникает своего рода порочный круг. Государство в лице военных режимов подавляло гражданское общество, а без него невозможно построить демократическое правовое государство.

Каковы же в этих условиях перспективы гражданского общества в Нигерии (так же как перехода от военного правления к гражданскому, демократизации политических и государственных структур, ослабления этнических конфликтов и других взаимосвязанных процессов)? На первый взгляд, может показаться, что эти перспективы весьма мрачны, и мы имеем дело с политическим и общественным тупиком, из которого нет выхода. И вместе с тем сегодня проявляются признаки того, что может внушать надежды.

Во-первых, очевидно, что нигерийское общество очень устало от постоянных конфликтов, этнических противоречий, давления военных (причем устали и сами военные). Это обстоятельство может облегчить последующий компромисс или даже консенсус. Например, политическая демократия во

108 L. Adamolecun. Politics and Administration in Nigeria. Lagos, 1990, p. 167.

Франции установилась только через ряд десятилетий после революции 1789 г., в течение которых происходили новые революции, реставрации и другие общественные конфликты. Общество поняло, наконец, что путь к нормальной жизни лежит через примирение и демократический диалог. Так может произойти и в Нигерии.

Во-вторых, определенное значение имеет субъективный фактор. Одно дело Сани Абача, а другое - Абдусалам Абубакар. Абача готовил выборы под свою кандидатуру в качестве гражданского президента, и политические партии, существовавшие при нем, были карманными. Абубакар после некоторой паузы все-таки принял решение провести нормальные выборы. Он распустил организованные прежним правительством партии и объявил, что право стать партиями получают все политические движения и организации. Иначе говоря, оппозиция обрела легальный статус и смогла вступить в предвыборную борьбу.

Очень важно, как себя поведут при этом этнические группировки. До сих пор в политической верхушке, в том числе на самых крупных постах доминировали северяне. Некоторые нигерийские политологи считают, что следующим президентом должен быть представитель Юга. Но имеет свои плюсы и выдвижение в президенты более нейтрального представителя Йоруба. Именно так и распорядилась жизнь, когда основными претендентами на президентское кресло в феврале 1999 года оказались два представителя Йоруба: Обасанджо и Фулае. Такие фигуры в принципе могут оказаться более способными выполнить арбитражные функции в Нигерийской федерации.

Наконец, немалое значение имеет позиция Запада. До сих пор западные лидеры достаточно равнодушно взирали на военные режимы в Нигерии, не желая портить отношения со страной, откуда в развитые страны шла высококачественная нефть. Но теперь они, похоже, изменили свое отношение. Так, они прислали на выборы в Нигерии своих наблюдателей. Поддержка демократическими странами прогрессивных преобразований в Нигерии также должна помочь тому, чтобы в этой стране, наконец, ушли в прошлое военные диктатуры, начали укрепляться демократические структуры и создаваться жизнеспособное гражданское общество.

В конце февраля 1999 г. произошло историческое событие: в Нигерии вновь был избран гражданский президент. Им стал бывший военный правитель, генерал о отставке Олусегун Обасанджо. Благодаря успешной реализации программы перехода к гражданскому правлению появляется надежда, что страна встала на путь, ведущий к политической демократии, столь несвойственной в прошлом Африканскому континенту и Нигерии - в частности.

Но насколько прочны будут демократические и гражданские завоевания в Четвертой республике?

Конечно, сейчас, сразу же по горячим следам событий еще рано давать подробные анализы и обоснованные прогнозы. Все же позволим себе высказать несколько соображений. а) Новым явлением в нигерийской политике является выход на авансцену отставных военных - генералов, представляющих небольшую часть электората. Не имея какой-либо политической программы и партии, генералы тем не менее тратят огромные средства на поддержку устраивающих их кандидатов. Поскольку государство не образовывает политические партии, генералы, контролировавшие жизнь страны на протяжении последних 15 лет и пользовавшиеся огромной властью и деньгами, не чувствуют себя в безопасности и не хотят терять свои приобретения. Именно так и трактуют некоторые комментаторы их поддержку кандидатуры Обасанджо: бывший генерал будет защищать их интересы. Но есть и другая точка зрения. Не кто иной, как Обасанджо в 1979 г. добровольно передал власть гражданскому правлению. Он преследовался последующими военными администрациями, в частности, в период правления Абачи. Поэтому Обасанджо может стать своего рода гарантом недопущения нового прихода военных. Будущее покажет, кто из этих комментаторов был более прав. б) Предполагаемое согласие в вопросе сдвига власти к представителю Юго-Запада не закреплено ни в одной из нигерийских конституций. Поэтому неясно, как отреагируют на результаты выборов другие части страны. Хотя гегемония северян как единоличных властителей, похоже, прекращена, это может не помешать им в дальнейшем стать "производителями королей", а таковые часто бывают еще могущественнее, чем сами короли. Кроме того, пока еще нет разработанной Конституции, которая определила бы функционирование нарождающегося гражданского режима. Прошлые военные режимы действовали главным образом декретами, а Конституция, рекомендованная в 1995 г. Конституционной ассамблеей, так и не была ратифицирована. Внутренние источники подтверждают, что высший управляющий военный корпус не согласен принять некоторые наиболее важные статьи этой конституции. Если ее ратификация будет откладываться и далее, новая администрация не будет иметь должной правовой основы, которую мы считаем наиболее жизненным условием для успеха любого переходного процесса. в) Мы также отмечаем высокий уровень коррупции в различных организациях. Например, официальные лица как из политических партий, так и из

ННИК получали значительные суммы денег за то, чтобы отобрать кандидатов от партий, или же подменить результаты выборов в пользу того из кандидатов, который больше заплатит. С другой стороны, определенная часть прессы проявляла большое упорство в поддержке того кандидата, который платит деньги, вместо того, чтобы отстаивать собственные принципы и идеологию. Это - торговля сознательностью и подрыв духа истинного представительства в рамках строящейся демократической системы. г) Очень слабым остается участие в переходном процессе различных групп нигерийского гражданского общества. Это объясняется тем, что последнее систематически подавлялось предыдущими военными режимами. И хотя эти группы начали путь к выздоровлению, мы считаем что этого мало: переход к гражданскому правлению будет непрочен без активных и влиятельных общественных объединений. д) Помимо всего этого, слишком мало времени было отведено на развитие политических аспектов переходного процесса. По существующему плану, у кандидатов в президенты с трудом остались две недели на проведение своей избирательной кампании после первичных внутрипартийных выборов до основных выборов. До вступления же в должность победитель должен ждать три месяца. Избиратели заслуживают права на то, чтобы лучше узнать своего кандидата и его предвыборную платформу, а сами кандидаты - иметь достаточно времени, чтобы продемонстрировать себя своим избирателям. В противном случае, выбор людей может определяться более или менее случайными факторами.

Все это свидетельствует за то, что процесс перехода к гражданскому правлению отнюдь не закончился, и какие-то попятные движения (попытки давления со стороны военных, этнические конфликты между победившими и проигравшими на выборах и пр.) не исключены. И тем не менее, налицо ряд новых явлений в политической жизни страны, которые мы оцениваем как обнадеживающие, как шаги в верном направлении. Например, возникновение политического альянса между ВП и ДА, что привело к выбору единого кандидата на президентский пост. Прежние политики этого достичь не смогли. Подобный факт является доказательством зрелости и толерантности общества, что позволяет надеяться на лучшее.

Наконец, ряд признаков указывает на то, что военные готовы передать власть гражданскому правительству и что большинство нигерийцев способно найти компромисс в любой неоднозначной ситуации, пока люди в форме будут оставаться в казармах. Это демонстрирует возросший уровень политического сознания, появившегося в обществе, что открывает дорогу стабильной демократии и гражданскому обществу в Нигерии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Оконкво, Обиора Фрэнсис, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Материалы и документы

1. The ABC of Option A4. A National Electoral Commission Publication N92, Lagos, 1992.

2. Address by General Sani Abacha, Nigerian Head of State, on the Inauguration of the Constitutional Conference on Monday 27th June, 1994.

3. Akpaka, Amuzie. On the Road Again. "This Week Magazine", Lagos, 13th July 1987.

4. Barret, J. Trade Unions in Nigeria: the Temperature Is Rising. - "South Africa Labour Bull.", Braamfontein, 1994, vol.18, N4.

5. Campbell, J. Army Reorganisation and Military Withdrawal. L.: Pinnacle Publications, 1993.

6. Catharine, A.P. Paradoxes of Democratization in Africa. Newbury: Anderson press UK, 1987.

7. Kohen, P. Public Policy and Administration in Africa. NJ: Pick Publications, 1987.

8. "The Concord" (newspaper). Lagos.

9. The Costitution of Federal Republic of Nigeria. Lagos, 1979.

10."Demands for political democracy". A document of Nigeria Women's Union (NWU). [S.I.]

1 l.Forman, Brenda and Forman, Harrison, The Land and People of Nigeria, N.Y.: J.B. Lippin Cott Company, 1964.

12.Government's Views and Comments on the Findings and Recommendations of the Political Bureau. Government Press: Lagos, 1987.

13."Guardian" (newspaper), Lagos.

14.The Igbo and the Tradition of Politics; ed. by U.D. Anyanwu and J.C.U. Aguwa. Enugu, Nigeria. Center for Igbo Studies, Abia State University; 1993.

15.1ge, Bola. People, Politics and Politicians of Nigeria (1940-1979). Ibadan: Heihemann Educational Books, 1995.

16.Jean, A.H. Democracy in Nigeria. Henskovits N.J., 1980.

17. "Journal of Commonwealth and Comparative Politics". London.

18.Moving Nigeria Forward to Genuine Democracy. (Compiled speeches by the Nigerian Head of the State, General Sani Abacha). International Affairs, 1994.

19.Martin, J. Corrective Government: Military Rule in Perspective. Dent; Panter Bick, 1980.

20.National Electoral Commission Of Nigeria (NECON): World Press Briefing by the Chairman of NECON. Abuja, Monday 17th, June, 1996.

21.NECON. Materials. Abuja, 1996.

22.Nigeria National Interests and Foreign Policy. An Address by the Head of the State, General Sani Abacha at a Dinner Party. Lagos, 1996.

23.Nigerian Women and the Challenges of Our Time. Ed. by Dora Obi Chizea a. Juliet Njoku. Lagos: Malthose Press Ltd., 1991.

24."Nigerian Journal of Electoral and Political Behaviour". A National Electoral Commission's Publication. Lagos, N8, 1990.

25.Nwankwo, Arthur, The Igbo and the Traditions of Politics: An Overview. - In: Materials of the First Annual Conference in the Ibo Problems Center. Okigwe: Imo State University, Nigeria, July 11, 1991.

26.Nwosu, Henry. Acceptance Speech as the Chairman of NECON at the inauguration ceremony. Lagos, 1987.

27.Nwosu, Henry. Address to the members of the National Electoral Commissioners. Lagos, 21.03.1989.

28.Nyerere, J.K. North South Dialoque. Third World Quarterly, UK, 1984.

29.The Quest for Democratization. (Compilation of different papers presented by experts on Military Governance and Trade Union). Ed. by Ninalowo, Adebayo. Lagos: Friederich Ebert Foundation, 1996.

30.Robinson, P.J. Democratization: Uderstanding the Relationship Between Regime Change and the Culture of Politics. Baltimore: Ultimate Communications, 1991.

31."The Times", London.

32."Tribune" Nigerian Daily Newspaper, Ibadan. 1982.

33."West Africa Magazine", Lagos, 27™ March - 2nd April 1989.

34."West African Pilot" (newspaper). Lagos.

35.Материалы личных бесед с политиками и общественными деятелями Нигерии,

Исследования

1. Abdullah, Н. Transitional Politics and the Challenge of Gender in Nigeria. -"Review of African Political Economy", 1993, N56.

2. Adamolecun, L. Politics and Administration in Nigeria. Lagos, 1990.

3. Adebayo, Augustus, Power and Politics. Ibadan: Spectrum Books Ltd., 1986.

4. Almond, G., Verba, S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Countries. Princeton, 1963.

5. Anifowose, Reni. Violence a. Politics in Nigeria. Enugu: NOK Publishers, 1995.

6. Bangura, V. Intellectuals, Economic Reform and Social Change: Constraints and Opportunities in the Formation of a Nigerian Technocracy. - "Development a. Change", Beverly Hills a. L., 1994, vol.25, N2.

7. Barua, P.P. Ethnic Conflict in the Military of Developing Nations: a Comparative Analysis of India and Nigeria. - "Armed Forces a. Society", Chicago, 1992, vol.19, N1.

8. Bayart, J.F. Civil Society in Africa. - In: Political Domination in Africa. Reflections on the Limits of Power. Ed. by Patrick Chabal. Cambridge: Cambridge Univ. press, 1986.

9. Black, A. Guilds and Civil Society in European Political Thought from the 12th Century to the Present. Ithaca, N.Y., 1984.

1 O.Campbell, Jan. "Army Reorganisation and Military withdrawal", in Ibid.

11.Campbell, J. Nigeria's Failed Transition: the 1993 Presidential Elections. -"Journal of Contemporary African Studies", Pretoria, 1994, vol.12, N2.

12.Chazan, Naomi. Africa's Democratic Challenge. - "World Policy", Wash., 1992, Spring.

13.Chazan, Naomi. The New Politics of Participation in Tropical Africa.-"Comparative Politics", N.Y., January 1982, vol.14, N2.

14.Chazan, Naomi. Political Reform in Africa: Liberalization or Democratization? -Presentation at the Seminar in IMEMO, Moscow, 28 August - 3 September 1991 (рукопись).

15.Coleman, James S. Nigeria: Background to Nationalism. Berkeley: University of California Press, 1965.

16.Dahrendorf, R. Economic Opportunity, Civil Society and Political Liberty. [S.I.], UN Research Institute for Social Development, March 1995.

17.Davidson, Basil. The Black Man's Burden: Africa and the Curse of Nation-State. N.Y. a. L.: Times Books, 1992.

18.Dent, Martin J. Corrective government: Military rule in perspective; in panter-Brick (éd.), Op. Cit.

19.Dyediran, O. a. Agbaje, A. Two-Partism and Democratic Transition in Nigeria. -"Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., 1991, vol.29, N2.

20.Edeani, D.O. Nigerian Mass Media Handling of Conflict situation in the West African Sub-Region. - "Africa Media Review", Nairobi, 1994, vol.8, N1.

21.Falton, R. (Jr.). Liberal Democracy in Africa. - "Political Science Quarterly", 1990, vol.105, N3.

22.Gauhar, Altaf. North-South Dialoque; Juluis k. Nyerere. - "Third World Quarterly", London.

23.Henskovits, Jean. Democracy in Nigeria. - "Foreign Affairs", Noyo, 1980.

24.Huntington, S.P. Political Order in Changing Society. London: Oxford University Press, 1968.

25.Hyden, J, a. Williams, D.C. A Community Model of African Politics: Illustrations from Nigeria and Tanzania. - "Comparative Studies in Society a. History", Cambridge, N.Y., 1994, vol.36, N1.

26.Igbokwe, Joe. Igbos Twenty Five Years After Biafra. Lagos: Advent Communications Ltd., 1995.

27.Ike Udogu, E. The Allurement of Ethnonationalism in Nigerian Politics: the Contemporary Debate. - "Journal of Asian and African Studies", Leiden, 1994, vol. 29, N3/4.

28.Kohen, Peter. Public Policy and Administration in Africa.

29.Kohen, Peter. The Role of Public Administrators in Public Policy making: Practice and Prospects in Nigeria. - In "Public Administration and Development". Chichester a. Sussex, 03.01.1983.

30.Koroji, J.C. The Nigerian Presidential Elections. - "Review of African Political Economy", Sheffield, 1993, N58.

31.Kwarteng, Ch. O. Nigeria's Illusive Search for Nationhood. - "Africa Inside", Pretoria, 1993, vol.23, N1.

32.Landell-Mills, Pierre. Governance, Cultural Change and Empowerment. - "The Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., December 1992, vol.30, N4.

33.Lemarchand, R. Uncivil States and Civil Societies: How Illusion Became Reality. - "The Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., 1992, vol.30, N2.

34.Lewis, Peter M. Political Transition and the Dilemma of Civil Society in Africa. -"Journal of International Affairs", Columbia Univ., Summer 1992, vol., N1, p.53.

35.Lloyd, P.C. Africa in Social Change. Harmondsworth: Penguin Books, 1967.

36.Mamdani, M. The Sun is not Always Dead at Midnight.- "Monthly Review", N.Y., July-August 1993, vol.45, N3.

37.Ming Chang Tsai. The state's interest seeking and economic stagnation in the Third World. - "Sociological quarterly", Carbondale, University of California press, 1998, vol. 39, N1.

38.Newbury, Catharine. Introduction: Paradoxes of Democratization in Africa.

39.Nnoli, Okwudibia. Ethnic Politics in Nigeria. Enugu: First Dimension Publishing Co.Ltd., 1978.

40.Non-Governmental Development Organizations of Developing Countries. Ed. by Theunis S. Amsterdam, 1992.

41.Nwankwo, Arthur A. National Consciousness for Nigeria. Enugu: Fourth Dimension Publishers, 1985.

42.0biozor, G.A., The Politics of Precarious Balancing: An Analysis of Contending Issues in Nigeria Domestic and Foreign Policy. Lagos: Nigerian Institute of International Affairs, 1994.

43.01usanya, G.O. The Second World War and Politics in Nigeria (1939-1953). Lagos: University of Lagos, Evans Brothers Ltd., 1973.

44.0yovbaine, Sam Egite. Prospects for Democracy in Nigeria. Denver: African Studies Association, November 1987.

45.Reno, W. Old Brigades, Money Bags, New Breeds and the Ironies of Reform in Nigeria. - "Canadian Journal of African Studies", Ottawa, 1993, vol.27, N1.

46.Robinson, Pearl J., Democratization: Understanding the Relationship Between Regime Change and the Culture of Politics.

47.Rotimi, A.O. a. Ihonvbere, J.O. Democratic Impasse: Remilitarization in Nigeria. - "Third World Quarterly", L., 1994, vol.18, N4.

48.Seligman, A. The Idea of Civil Society. N.Y.: Macmillan, 1992.

49.Sheltima, K.A. Structural Adjustment and the Student Movement in Nigeria. -"Review of African Political Economy", Shelfield, 1993, N56.

50.Sheth, D. Grass-Roots Stirrings and the Future of Politics. - "Alternatives", New Delhi, 1983, vol.IX, N1.

51.Sil, N.P. Nigerian Intellectuals and Socialism: Retrospect and the Prospect. -"Journal of Modern African Studies", Cambridge, N.Y., 1993, vol.31, N3.

52.Simone, Abdou Maliqualim a. Pieters, Edgar. Civil Societies in an Internationalized Africa. - "Social Dynamics", Cape Town, 1993, vol.19, N2.

53.Sklar, Richard. Nigerian Political Parties. Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1963.

54.Tripp, Ali Mari, Gender, Political Participation and the Transformation of Associational Life in Uganda and Tanzania. - "African Studies Review", Atlanta, April 1994, vol.37, N1.

55.Tuman, J.P. Organized Labour Under Military Rule: the Nigerian Labour Movement, 1985-1992. - "Studies in Comparative International Development", New Brunswick (N.Y.), 1994, vol.29, N3.

56.Welch, Claude E. (Jr.). The Dilemmas of Military Withdrawal from Politics: Some Considerations from Tropical Africa. - "African Studies Review". Los Angeles, 18.02.1974.

57.Welch, Claude E. (Jr.). No Farewell to Arms? Military Disengagement from Politics in Africa and Latin America. Boulder, 1987.

58.Woods, Dwane. Civil Society in Europe and Africa: Limiting State Power Through a Public Sphere. - "African Studies Review", Atlanta, September 1992, vol.35, N2.

59.Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.: "Наука", 1996.

60.Васильев A.M. Гражданское общество в Африке; реалии и мифы. -"Восток", М„ 1995, №2.

61.Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. - "Вопросы философии", 1991, №7.

62.Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: "Наука", 1994.

63.Гегель Г.В.Ф. Философия права. - Сочинения, т.VII. М., 1934.

64.Гелнер Э. Условия свободы. М.: "Ad Marginem", 1995.

65.Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко JI.M. Становление гражданского общества и социальная стратификация. -"Социс", М., 1995, №4,6.

66.Гражданское общество и перспективы демократии. М., 1994.

67.Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М.: "Наука", 1991.

68.Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.: "Эдиториал УРСС", 1998.

69.Интеллигенция и социальный прогресс в развивающихся странах Азии и Африки. М.: "Наука", ГРВЛ, 1981.

70.Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. Дисс. ИМЭМО РАН, Москва, 1998.

71.Лебедева Э.Е. Опыт федерализма в "третьем мире" и Россия. - "Мировая экономика и международные отношения", 1995, №2.

72.Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России. - М., "Полис", 1996, №5.

73.Национализм и формирование нации: теории, модели, концепции. М.: "Наука", 1994.

74.Перегудов С. Гражданское общество в политическом измерении. -"Мировая экономика и международные отношения", 1995, №12.

75.Песчанский В. Профсоюзы в гражданском обществе: опыт Запада. -"Мировая экономика и международные отношения", 1994, №1.

76.Рашковский Е.Б. Гражданское общество: религиозное измерение прообле-мы. - "Мировая экономика и международные отношения", 1996, №5.

77.Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: "Наука", 1993.

78.Средние слои в странах Тропической Африки. М.: "Наука", 1985.

79.Средние слои городского общества в странах Востока. М.: "Наука", ГРВЛ, 1975.

БО.Хорос В.Г. Гражданское общество: общие подходы. - "МЭиМО", 1995, №Ц.

81.Хорос В.Г. Политика грасс-рутс как фактор становления гражданского общества в развивающихся странах (на примере Индии). - В кн.: "Тоталитаризм и демократия в третьем мире". М., 1991.

82.Цивилизации Тропической Африки: общества, культуры, языки. М.: Институт Африки, 1993.

83.Чешков М.А. Общая теория развивающихся стран. М.: ИМЭМО, 1988.

84.Чешков М.А. Что общего между Африкой и Россией? - "Мировая экономика и международные отношения", 1993, №11.

85.Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М.: "Наука", ГРВЛ, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.