Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Владимирский, Анатолий Георгиевич

  • Владимирский, Анатолий Георгиевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 212
Владимирский, Анатолий Георгиевич. Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала): дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Ташкент. 1983. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Владимирский, Анатолий Георгиевич

В В Е Д

ГЛАВА I.

ГЛАВА. П.

2.4. 3 А К Л Б И Б Л

ЕНИЕ.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕЖЕСКОТО ИДЕАЛА И ПУТИ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 20-х ГОДОВ).

В поисках героя ("Красные дьяволята" П.Бяяхина, "Макар-следопыт" Л.Остроумова, "Продавец счастья" А.Кожевникова и другие).

Утверждать новую действительность" (А.Неверов)

Фабульное время" и возможности художника (Л.Сейфуллина и С.Григорьев).

Синтезировать дух времени" (Б.Житков)

На подступах к образу времени (А.Дроздов, С.Григорьев, А.ЗМдар и другие).

Идеал и герой ("Р.В.С." А.Гайдара)

ДВИЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И НОВЫЙ ГЕРОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 20-х-30-х ГОДОВ. (Г.БЕЛЫХ и Л.ПАНТЕЛЕЕВ, Н.ОГНЕВ, А.ГАЙДАР)

Масштабность времени - концепция личности ("Дневник Кости Рябцева" и "Школа") В свете нового метода ("Республика Шкид") , Эпоха в стиле (Л.Пантелеев и А.Шйдар) . , Время в художественном мире.А.1&йдара

ЮЧЕНИЕ.

ИОГРАФИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала)»

Четкая, определенная в формуле социалистического реализма педагогическая задача времени и ее реализация в полноценном художественном отражении жизни, ее героя - носителя главных определяющих черт эпохи - делает литературу для детей замечательной частью всей нашей литературы. На многих этапах развития советской литературы ее можно считать в известном смысле даже образ-, цом, своеобразным идеалом для литературы "взрослой". Нет сомнения в том, что советская литература для детей - авангард мировой литературы.

Говоря о значительных достижениях советской детской литературы, мы прежде всего имеем в виду видящихся художников слова и видных писателей Б.Житкова, А.Гайдара, Л.Пантелеева, В.Катаева, Л.Кассиля, С.Маршака, а также лучших представителей современной литературы для детей и юношества, удивительное своеобразие этих писателей, образы их героев, вобравших в себя передовые идеалы времени. Нелегко и не сразу сумела молодая детская литература Страны Советов найти свой путь к читателю, сформировать свой эстетический идеал и решить тесно связанную с ним проблему нового положительного героя. Задача эта своеобразно решалась и решается на всех этапах литературного цроцесса. Но, сделав это в главных чертах несколько позже литературы "взрослой", детская литература достаточно полно отразила своими, специфическими средствами героический характер эпохи революции", а впоследствии уверенно, ярко и многогранно на каждом новом этапе развития общества выражала все более полно черты своего эстетического идеала, тот особый тип героя, который становился определяющим на пути возмужания новых и новых поколений нашей молодежи.

Пель работа - выявить в цроцессе исследования материала детской и юношеской прозы закономерности формирования ее эстетического идеала, роль ведущих художников в становлении новых его граней и обосновать связь периода становления с современным этапом развития советской детской литературы.

Диссертационная работа посвящена анализу важной и почти не исследованной в советском литературоведении (на материале детской прозы 20-30-х годов) цроблемн эстетического идеала и роли категории художественного времени в процессе его становления. Дня анализа и выводов о тенденциях формирования эстетического идеала и его влиянии на становление метода социалистического реализма берется творчество широкого круга авторов как собственно детской литературы, так и литературы, вошедшей в детское чтение, в аспекте главной цроблемн героя и времени.

Актуальность работы обусловлена тем, что в советском литературоведении такой аспект становится сейчас одним из доминирующих» В теории и критике детской литературы последних лет очень остро встал вопрос о специфике художественного отражения действительности в литературе для детей и юношества. Анализ этой литератур! в избранном направлении позволяет исследовать особенности осмысления категории времени и его функций в произведениях ведущих авторов, внесших значительный вклад в становление метода советской детской литературы^ Обращение к произведениям дореволюционной литературы и современной детской прозы дает возможность цроследить идейно-художественную эволюцию литературного процесса и понять проблему традиций и новаторства в нем!

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые делается попытка через категорию времени в детской прозе, а также через эволюцию юного и взрослого героев (последний прямо и наиболее полно связан в ней со временем) дать конкретную картину формирования и воплощения эстетического идеала и наметить вехи становления творческого метода социалистического реализма. Ведущие детские прозаики 20-30-х годов рассматриваются в их единении вокруг "горыювской" линии развития и в "утверждении новой действительности" через общность их идеала, при выявлении авторской позиции и особенностей эстетического идеала каждого из них. Таким образом, новизна работы определяется самим выбором аспекта исследования, который цризван помочь пониманию процесса формирования и становления творческого метода советской детской литературы.

Время как художественная категория, через которую эстетический идеал проникает в метод, рассматривается в работе в его функциональном значении. Из различных фода художественного времени, которых сегодняшние исследователи насчитывают несколько десятков, выбраны наиболее устойчивые: фабульное (шги линейное), сюжетное, авторское, психологическое, время рассказчика, время героя и время истории, а также ретроспекции, уплотнение и расширение пространственно-временных рамок и их подвижность.

Эти формы, характерные для нашей детской прозы 20-30-х годов, важны для исследования не только сами по себе, но и как средства к созданию времени исторического, того "облика эпохи", к воплощению которого всегда стремится подлинный художник*

Воплощение образа времени прямо связано с проблемой воплощения идеала, а степень и этапы художественного выражения категории времени-пространства вполне могут служить вехами процесса формирования и утверждения метода.

В работе предлагается определенная периодизация становления и развития социалистического реализма в советской детской прозе на базе исследования цропзэсса формирования и воплощения эстетического идеала как сердцевины метода.

Несмотря на кажущуюся определенность и ясность, несмотря на общепризнанность категории эстетического идеала искусства, вопрос о ней пока еще следует считать мало исследованной теоретической проблемой.

Многочисленность работ в области толкования и углубления понятия эстетического идеала искусства, появившихся в последние десятилетия, не говорит еще о том, что проблема близится к разрешению, а противоречия в суждениях ее исследователей исчезают» Нет. До ясности и единства - в понимании роли эстетического идеала в жизни и в искусстве и, в частности, до четкости его определения пока еще далеко, .Дискуссии и споры продолжаются здесь уже свыше двух десятилетий, хотя есть и серьезные научные работы, посвященные специально этому вопросу.

Однако и теперь представление об эстетическом идеале далеко г не окончательно, оно меняется, движется* Определения, которые даны во многих из работ, неоднороден, а порой и противоречивы, поэтому и остается открытой возможность дин дальнейшего прояснения этого понятия.

Эстетический идеал в индивидуальном проявлении отличается от нравственного, политического общественного идеала тем, что включает в себя еще и субъективное отношение к объекту, вкусы художника, которые в свою очередь несут в себе отражение определенной эстетической ориентации отдельной личности и общества в целом.

Эстетический идеал вообще не привносится в искусство из мировоззрения, сознания, а создается самой общественной жизнью и уже потом становится художественным критерием прекрасного, находит образное выражение в искусстве.

Эстетическое наслаждение искусством возникает лишь тогда и потоку, что в воссозданной художником картине мы видим не проявление абстрактной идеи, а отражение подлинной жизни, переосмысленной творческим воображением автора в соответствии с эстетическим идеалом.

Еще В.Г.Белинский точно заметил, что "общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, проведенную в сознание., а в действительности должно искать не идеаI лы, а только осуществление идеала" .

Именно такой угол зрения на эстетический идеал подчеркивает в своей книге "Формирование эстетического идеала и искусство" Н.Я.Ястребова. Избегая, как и ее коллеги, формулировок, утверждая только, что "эстетический.идеал - это определенный результат реальных духовных процессов, происходящих в обществе"2, что он ". является особой системой, утверждающей духовную ориентацшо человека в мире" , Н.Ястребова заключает: "Главным в вашем исследовании было не столько отыскание формулы раз и навсегда застывшего качества, а процесс живого исторического движения, богатство и активность его развертывания, постоянное обновление представления

1 В.Г.Белинский. Полн.собр.соч., т.У1, М., 1955, с.477.

2 Ястребова Н* Формирование эстетического идеала и искусство.М.: Наука, 1976, с.5.

3 Яам же, с.139. людей о том, что есть гармония, что есть идеал"*.

Таким образом, эстетический идеал - категория диалектически подвижная, постоянно развивающаяся, а потому трудно определявши в каждый конкретно-исторический период. Тем не менее она признана как категория материалистической философии. Марксизм-ленинизм самым решительным образом обосновывает необходимость и неизбежность построения нового общества, он видит неопровержимость коммунистического идеала в его реальной осуществимости» в том, что этот идеал "человеческий, соответствующий природе, а не сверхестест-венный " (В.И.Ленин).

Категории идеала в советской детской литературе наиболее тесно связаны с задачей воспитания нового человека, человека высокой нравственности, широких представлений о мире, социальной активности и духовного богатства. Все это является нашей программной задачей. Решение ее занимает центральное место в материалах ХШ съезда КПСС и последующих пленумов. К этой цели направлены в конечном счете все многообразные мероприятия предстоящей реформы общеобразовательной и профессиональной школы. На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС прямо утверждается: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека -- не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"^.

Воспитание человека новых коммунистических идеалов - процесс тонкий и чрезвычайно трудный. Однако, как утверждает В.И.Ленин,

1 Ястребова Н. Формирование эстетического идеала и искусство. Mi: Наука, 1976, с.292.

2 Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983г.-М.:Госполитиздат, 1983, с.7. идеалы наши жизненны, а. работа марксистов всегда "трудна", и они отличаются от либералов именно тем, что не объявляют трудное невозможным"*.

В наше время понятие идеала занимает в марксизме серьезное и ответственное место. Оно нередко встречается в программных документах, докладах, постановлениях партии. Понятием идеала оперируют как теоретики, так и практики при освещении проблем, связанных с современными формами- строительства нового общества.

Идеал искусства, эстетический идеал, способствует выражению полноты действительных отношений, утверждению прекрасного как необходимого.

В ходе художественного исследования типических характеров в типических обстоятельствах писатели раскрывают все новые стороны и грани эстетического идеала. Литература, таким образом, призвана не только выражать, но и обогащать эстетические представления общества, освещать светом возвышенного и прекрасного путь к идеалу, к совершенству личности и общества. В советской литературе, в том числе в литературе для детей и юношества, постоянно и происходит такое обогащение эстетического идеала, который неисчерпаем, как сама жизнь. В нем собственно и отражается многообразие жизни.

Вместе с тем эстетический идеал может и должен рассматриваться как существенная часть, как ядро другого понятия - художественного метода. Именно через эстетический идеал с наибольшей полнотой и отчетливостью проявляют себя такие основополагающие

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.24, с.24. принципы нашего метода, как партийность и народность.

Выступая во всем многообразии художественных средств как общий идейно-художественный настрой цроизведений, его пафос, эстетический идеал служит и главной оценочной категорией, высшим критерием искусства. Через эстетический идеал проявляется художественная тенденциозность писателя. Она выражается в детской литературе, как и во всем настоящем искусстве, не в дидактическом морализаторстве, а в жизненно-правдивых конфликтах между прекрасным и безобразным, трагическим и комическим, низменным и возвышенным.

Советская детская литература 20-30-х годов как подлинное искусство глубоко анализируется в работах Б.Бегака, Е.Зубаревой, А.йвича, Л.Кон, ИЛупановой, И.Мотяшова, Крутиковой, И.Розанова, И.Свирсюой, В.Смирновой и ряда других авторов* Им же принадлежат первые попытки говорить о своеобразии эстетического идеала детской прозы этих двух десятилетий. И хотя специальных работ по проблеме эстетического идеала в литературе для детей нет, а разные авторы вкладывают различное понимание в эту философско-эсте-тическую категорию, их представление об эстетическом идеале писателя и литературы в целом сводится к восприятию эстетических свойств действительности и передаче их через изображение в детской книге жизненных ситуаций, конфликтов и образов, утверждающих прекрасное как должное.

Поэтому и мы, говоря в дальнейшем о формировании эстетического идеала в детской литературе, будем иметь в виду определенную систему взглядов и представлений о прекрасном, трагическом, комическом и других эстетических свойствах действительности в их воспроизведении в литературе.

Наиболее непосредственно, прямо и открыто эстетический идеал находит свое выражение в образе положительного героя. Для детской литературы такое выражение идеала является главной сферой, ибо влияние образа-примера на формирование личности растущего человека - самое сильное и неотразимое влияние.

Мало того, полнокровный положительный герой (в детской литературе это - прежде всего герой взрослый) отражает типические черты своего времени, его конкретную историческую суть, и такое отражение времени вполне по силам подлинным художникам детской литературы.

Вместе с тем для детской литературы особенно важна сила воспитательного воздействия образа-примера. Она важна, и в качестве прямого, непосредственного подражания ребенка образу сверстника и образу взрослого, являщЙзя для него образцом, и в качестве непрямого, часто скрытого от поверхностного взгляда эмоционально-нравственного влияния на формирование и перестройку морального облика, психики подростка под воздействием пафоса художественного образа и произведения в целом.

Эстетический идеал может найти выражение в детской литературе, как и во взрослой, в отрицательных образах, в сатире? Он находит свое проявление также и в многообразных формах художественной структуры произведения, без преувеличения можно сказать, в каждой его клетке, будь то жанр, стиль, сюжет, композиция, пейзаж, деталь и все другие компоненты содержательности формы, в совокупности создающей ту идейно-эстетическую атмосферу, которая прямо связана и с принципами типизации, отбора художником материала, и с его содержанием, и с мировоззрением, личностью писателя.

Через все эти компоненты эстетический идеал проникает в художественный метод, составляя его ядро, определяя его сущность. Говоря о многообразии форм воплощения эстетического идеала в цро-изведении литературы, наши исследователи недостаточно еще оценили такую форму его проявления, как поэтическое пространство и время действия. Между тем, как точно замечает Н.К.Гей, ".временная перспектива оказывается randy,одимым (подчеркнуто нами -- А.В.) условием воплощения эстетического идеала"*. "Всякий писатель, - пишет он, - поставлен перед задачей выразить, передать ход времени, ход истории. Писатель всегда стремится справиться с задачей изображения и воплощения времени в произведении. И, как цравило, воплощение времени в исвусстве ведет за собой проблему 2 воплощения идеала" .

В советской детской литературе перед писателем та же задача, хотя в способах воплощения времени есть у нее свои особенности, свои акценты.

Прогресс искусства советской детской литературы особенно заметен в сфере воплощения времени. Рубеж 20-30-х годов в этом плане служит для нее определенной вехой.

Если прогресс искусства в целом означает поиски все более адекватного отражения исторически-конкретной действительности, то понимание времени в цроцессе этих поисков занимает одно из главных мест. Впервые история вошла в исиусство в эпоху Возрождения, освободив художественное творчество от мистических привнесений, от "рока". С тех пор история мыслится как "время". Критичес

1 Гей Н. Художественность литературы (Поэтика. Стиль). М.: Наука, 1975, с.264.

2 Там же, С.269. кий реализм углубил понимание истории в судьбах героев.

Искусство социалистического реализма пошло дальше. В нем "время" уже мыслится как история.

В наше время, как замечают ученые, проблема времени становится одной из главных и в науке и в литературе. Причем, ".можно установить известный параллелизм в подходе ко времени в науке и искусстве 20-го века, где время приобретает особое значение и как тема, и как цринцип конструкции произведения и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла"*.

Рождение в XX веке метода социалистического реализма впервые обеспечивает возможность исторически-конкретного познания действительности в ее революционном развитии.

Новая эпоха, выдвину алая на авансцену в мировой истории революционный пролетариат, вооруженный марксистско-ленинским мировоззрением, дала художникам такой метод, который позволяет сознательно подойти к конкретно-историческому познанию и изображению действительности в свете общественно-эстетического идеала коммунизма. . .

Историческое понимание действительности, - пишет академик Д.С.Лихачев, - цронинает во все формы и звенья художественного творчества. Но дело не только в историчности, а в стремлении весь мир воспринять через время и во времени. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время его объект и орудие изображения"^.

1 Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л;: Наука, 1974, с;39. о Лихачев Д. Поэтика древне-русской литературы. М., 1972, с.212--213.

Искусство социалистического реализма благодаря новому методу чрезвычайно расширило горизонты своего художественного познания действительности.

Одной из важных сфер познания, интересной и своеобразной, стала в наш век подлинно-художественная реалистическая детская литература, она вырабатывает свою концепцию человека, воплощает свой эстетический идеал.

Гуманизм и героика в советской детской литературе, как и во всей нашей жизни, не противостоят друг другу, так как героический подвиг совершается в ней во имя утверждения и победы подлинной человечности. Подвиг личности вдохновляется, высокой любовью к людям. Вот суть этой новой концепции человека, в которой в силу исторических обстоятельств воедино слились гуманизм и героика. кая концепция поставила молодую детскую прозу на путь новаторских исканий с самых первых лет ее зарождения.

Однако на этом пути поисков было и немало издержек, были трудности, связанные с особенностями эстетических воззрений недавно победившего класса. В преодолении этих трудностей был накоплен и немалый "отрицательный опыт".

Не сразу и не просто было осуществить поворот в художественном восприятии действительности. Процесс этот длительный и трудный. Историческое значение этого этапа освоения новой действительности подчеркнуто в партийных документах: "Народу, свершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение .

Художественное же освоение нового положения заключало в себе особые трудности, связанные не только с преодолением укоренившихся традиций в сознании, но и с выработкой новых эстетических взглядов, новых средств и методов их воплощения. Рождение нового эстетического идеала - это не просто поворот в мировосприятии; Эстетический идеал требует для своего выражения реально обоснованного фундамента.

Особенностью эстетического идеала преобладающей части литературы 20-х годов можно считать резкое сближение в ней сторон политической и чисто эстетической. Само время революционных преобразований было для многих уже идеалом. Т&кое сближение идеала и действительности говорит не только о следствии революционного скачка в сознании и в представлениях общества, но и в известной мере о неестественном сокращении дистанции между идеалом и жизнью, которое всегда угрожает повести к утрате целеполагающей функции идеала, ограниченности и определенной обедщенности эстетических склонностей общества в данный конкретный момент.

Вот эта особенность эстетического идеала большей части литературы 20-х годов, для которой идеалом служило уже наступинпее время, сказалась на характере творческих исканий и некоторых просчетах литературы для детей. Отсюда проистекают определенные заблуждения и трудности в процессе формирования и обогащения нового эстетического идеала детской литературы в целом и ее отдельных течений в частности.

Обладая своей спецификой, детская цроза в двадцатые годы Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства. Коммунист, 1983, да 3, с.9. предпринимает широкий поиск новых путей художественного исследовании жизни, а задача "изображения и воплощения времени", решается ею во многом по-новому, в соответствии с утверждением и воплощением ее нового эстетического идеала.

Наше литературоведение, стремясь к осмыслению новых исканий, уже в те 20-е года вводит в обиход исследования новые понятия и термины. Так, в частности, ЛГ. С •Выготский одним из первых признает различие реального времени и времени литературного, связывая его с анализом структуры произведения. Фабула в его анализе как раз и выражала время как такое линейно упорядоченное множество событий, с помощью которого можно датировать всякое событие.

Именно это понимание фабульного времени принципиально важно для исследователей произведений детской литературы, где оно, в отличие от времени сюжетного, считалось традиционной темой. События здесь выстраиваются, как правило, в последовательную цепь. А.С.Макаренко подчеркнул эту черту детской литературы, сделав ее даже непреложным условием: "Сюжет должен по возможности стремиться к простоте, фабула - к сложности", понимая под фабулой и фабульным временем то же, что и Л.С.Выготский.

И надо признать это понимание законов детской литературы естественным: ведь детство не имеет прошлого, оно развивается только в настоящем и будущем. Поэтому ретроспективный взгляд, например, детскому писателю вроде бы противопоказан.

Но вот в пору становления нового творческого метода подлинные художники литературы для детей в лучших, своих творениях приближаются к художественным образцам литературы "взрослой". Сложнее и многообразнее становится их поиск именно в освоении таких категорий, как пространство и время.

Сказано об этом еще чрезвычайно мало. Теоретических исследований на материале детской литературы нет. Признавая возрастную специфику детской литературы, критика еще не вскрыла ее природу и очень мало сказала о ее конкретных проявлениях, особенно в такой сфере, как воплощение времени.

К числу общих методологических работ, внесших известный вклад в развитие наших цредставлений о времени в художественной литературе, следует, кроме трудов Л.С.Выготского, причислить исследования Б.С.Мейлаха, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, а также в известной мере Н.Гея, В.Пискунова и некоторых других советских литературоведов.

Применительно же к искусству детской литературы можно назвать в этой области лишь интересные наблюдения в книге Е. Зуб аре-вой,1 некоторые отдельные статьи и немногочисленные тезисы докладов на конференциях.

Т&ким образом, проблема художественного времени как область поэтики недостаточно прояснена в теории литературы и совершенно не исследована в литературе для детей и юношества. Существуют сегодня десятки определений различных форм и вариантов литературного времени. Порой толкование терминов у исследователей существенно отличается друг от друга.

Тем не менее плодотворность анализа этой формы поэтики очевидна, взаимосвязь и взаимовлияние времени и героя, времени и личности неоспоримы. Об этом говорит А.И.Овчаренко, вскрывая своеобразие нового героя современной црозы*\ На взаимодействие лич

1 Зубарева Е. Несущие тягу земную. М., 1980. ^ 0вча|енко А. Новые герои - новые пути. - М.: Современник, 1977, t ности и времени как выражение временного представления указывает Б.Мейлах. Временные представления служат и "образному обобщению сложнейших процессов действительности"*.

Широко и многообразно эта проблема решается М.Бахтиным. Соотнесенность времени настоящего, прошлого и будущего - один из главнейших критериев историзма. Есть интересные попытки говорить о времени и как о жанрообразующем факторе.

Да, специфика художественного времени в детской литераауре почти не исследована. Но она ощутима и признана.

Об особенностях воплощения времени в детской книге пытаются говорить даже сами писатели. И хотя их теоретические рассуждения нельзя считать установившимися, многие из них интересны. Так, выступая на 71 съезде СП, Радий Погодин заметил: "Основным направлением в литературе для подростков является не осмысление време2 ни, а показ его в сегодняшнем активном действии" .

Но ведь и в самом показе всегда кроются элементы оценки и осмысления. Вот почему ближе к истине стоят последующие суждения писателя: "Читатель-подросток всегда опережает нас, взрослых, в осмыслении существующей действительности. Причем видит гораздо острее нас и принципиальнее - не мелочась;' Детская литература наиболее приближена к такому восприятию мира и именно поэтому является чутким индикатором времени"^.

Непосредственность отражения самой атмосферы времени, его эмоциональной окраски - это лишь первая стадия осмысления и типи

1 Сборник "Ритм, Пространство и Время в литературе и искусстве",-JL ; Наука. 1974, с.8., Детская литература, 1976, № II, с.51. Там же, ci52. зации, за которой стоит и более глубокая вторая, с художественными критериями "большого" искусства, с более сложными соотношениями повествовательного и событийного, бытового и исторического времени. Время "в сегодняшнем активном действии" осмысляется у нас в литературе для подростков теперь через прошлое и с перспективой загляда в будущее. Вот почему говорить об ограниченности задач детской литературы в этой области воплощения эстетического идеала - это значит судить поверхностно, с традиционных и порой устаревших позиций.

Тенденции формирования и обогащения эстетического идеала советской литературы для подростков и юношества оказывают самое непосредственное воздействие на процесс становления и развития в ней нового творческого метода - социалистического реализма^ Мевду тем, процесс этот мало исследован. Нет специальных работ об особенностях зарождения и периодах утверждения и расцвета метода в 'детской литературе. Общие суждения о том, когда и в чьих произведениях обнаруживает себя социалистический реализм в детской прозе, противоречивы. Одни авторы учебных пособий называют 20-е годы, другие же - только конец 30-х годов, связывая его с расцветом творчества А.П.Гайдара, в частности с его повестью "Тимур и его команда".

Дня установления единого взгляда на закономерности развития детской литературы и дальнейшего успешного исследования этого процесса, необходимы обоснованные и четко определенные вехи становления и утверждения метода. Они помогут ориентироваться в потоке материала, который включают в орбиту своего внимания исследователи, сделают картину развития детской прозы стройной, научно обоснованной.

Без анализа конкретного воплощения кристаллизирующегося и обогащающегося эстетического идеала нельзя уверенно говорить и о периодизации развития метода.

Исследование ставит своей целью выявить не только веки и особенности эволюции эстетического идеала, но и вехи утверждающегося в детской прозе 20-30-х годов метода социалистического реализма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Владимирский, Анатолий Георгиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев два важных этапа становления советской детской прозы, можно сделать определенные выводы. Первый из них - период формирования эстетического идеала и поиска героя - характерен разнообразием конфликтов, но недостатком художественных возможностей, так сказать, ресурсов отражения величайших перемен времени. В литературе этого периода преобладающей формой художественного времени является фабульное или линейное; трудно здесь еще говорить о само стоя тельном образе времени. На втором этапе, т.е. в конце 20-х и в 30-е годы шло, как и в пооктябрьский период первой половины 20-х годов, дальнейшее интенсивное художественное осмысление действительности, движение времени привело детскую литературу к разнообразным формам отражения новых социальных сдвигов и открытию совершенно новых характеров. Развиваются теперь разнообразные формы художественного времени, утверждается историзм в детской прозе и следует говорить уже о самостоятельном образе времени, рождении "облика эпохи" в ней.

Борис Гориков и Костя Рябцев, Никпетож и Викниксор - вот образы, которые появились на новом этапе воплощения эстетического идеала и развития метода.

В Косте Рябцеве детская проза 20-х годов создает образ подростка, отвечающий духу эпохи. Многое в нем соответствовало требованиям идеала времени: юный гуманист и революционер, устремленный к "мировому коммунизму", Костя деятелен и других побуждает к упорной борьбе во имя великой цели. Он не одинок, вместе с ним его юные единомышленники, такие как Сильфида Дубинина 'и Ваня Пастухов. Все они - порождение нового социального уклада, рожденного революцией, что подтверждает типичность положительного героя, увиденного Н.Огневым. Б них автор видит новых людей, людей будущего, которые стремятся определить суть своего "я" во времени, найти свое место в истории, взять на себя ответственность за ее судьбы.

Такими же чертами наделен и герой А.Гайдара Борис Гориков.

В них - совершенно новые качества, которых не было ранее у юных героев ни в одной литературе мира, не было их и у предшественников Бориса и Кости в нашей детской прозе.

Однако идеал не может быть воплощен только в герое, тем более в юном герое. Он проявляет себя в атмосфере действия многих произведений детской прозы конца десятилетия, в их пафосе.

Этот пафос в целом един и служит проявлением того потока времени ("облика эпохи"), который разливается по страницам произведений Г.Белых и Л.Пантелеева, А.Гайдара и А.Кожевникова, Ю.Олеши и Л.Кассиля.: Вне этого времени не родились бы образы Викниксора, Горикова, Тибула. Не было бы Демида Шапкина и комиссара Чубарькова.

Герои книг, созданных на рубеже десятилетий, исследуются в различных по жанровым оттенкам повестях, но в общем аспекте их отношения к обстоятельствам, обществу и времени с позиций социалистического реализма. Именно это подготовило фундамент для дальнейшего расцвета советской детской литературы.

Разработка А.Гайдаром жанра историко-революционной биографической повести и образа нового героя, связавшего свою жизнь с судьбой народа и Коммунистической партией,определила становление этого жанра как важнейшего во всей последующей детской прозе вплоть до наших дней (Н.Дубов, А.Рыбаков и др."). ' .

Процесс активного освоения новых пространственно-временных связей в 30-е годы приобретает принципиальное идейно-эстетическое значение для детской литературы, еще больше обогащает ее жанровые формы. Она поднимается на уровень задач всего нашего искусства социалистического реализма, в лучших ее произведениях утверждается емкий и колоритный "облик эпохи", который диалектически связан с героем.

Герой детской прозы встает вровень с лучшими героями литературы "взрослой"приобретая черты и качества, отвечающие эпохе. Детская проза пронизана теперь единым пафосом всей нашей литературы - пафосом, борьбы за по беду социализма, что свидетельствует о полноте воплощения эстетического идеала и расцвете ее творческого метода. Иоторизм стал теперь характеризующим, советскую детскую . прозу признаком и важнейшей.Чертой развития в последующей и современной детской литературе. .Время поистине .служит в детской прозе необходимой сферой воплощения героя и всего эстетического идеала в целом.

197

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Владимирский, Анатолий Георгиевич, 1983 год

1. Энгельс Письмо Ф.Лассалю. 18 мая 1859г.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.29, с.490-496.

2. Ленин В. Иван Васильевич Бабушкин (некролог). Полн.собр.соч., т.20, с.81-83.

3. Ленин В. Как Вера Засулич убивает ликвидаторство. Полн.собр. соч., т.24, с.22-44.

4. Ленин В. Из "тетрадок по философии" Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, с.346-358.

5. Ленин-В. Из конспекта книги Л.Фейербаха "Лекции о сущности религии". Сб.: В.И.Ленин о литературе и искусстве, - М., ШХЛ, 1957, с.27.

6. Ленин В. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр. соч., т.38, с.77-218.

7. Ленин В. О Государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

8. Плеханов Г. Заметки публициста. В сб.: Литература и эстетика, т.2, М.: ГИХЛ, 1958, с.369-379.

9. Плеханов Г. Искусство и общественная ;хизнь. В сб.: Литература и эстетика, т.1, М.: ГИХЛ, 1958, с.133-197.

10. Андропов 10. Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства. Коммунист, 1983, JS 3, с.3-12.

11. Главнейшие очередные задачи партии в области печати. Постановление ЦК РКП(б) от 6 йевр.1924г. В сб.: О партийной и советской печати. - М., 1954, с.290-295.

12. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.

13. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983г. М.: Госполитиздат, 1983. - 32 с.

14. О мероприятиях по улучшению юношеской ir детской печати. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 нюня 1928г. В кн.: КПСС в постановлениях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.4, М.: Политиздат, 1970, с.119-121.

15. Об издательстве "Молодая гвардия". Постановление ЦК ВКП(б) от 29 декабря 1931г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970, с.151-158.

16. Резолюция XI съезда РКП(б). В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1953, часть I,с.578-598.

17. I7'. Резолюция ХП съезда РКП(б) о печа.ти, пропаганде и агитации.-Там же, с.730-743.

18. I8, Резолюция Ж съезда РКП(б) о печати. Там лее, с.863-871.П

19. Алексин А. А тем временем где-то. Собр.соч., в Зт.т., т.1,-М.: Дет.лит., 1979. 464 с.

20. Ауслендер С. Дни боевые. М.Госиздат, 1925, - 171 с.

21. Бедный Д. Стихи. Ы.: Худок.лит, 1967. - 70 с.

22. Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. М.: Дет.лит.,1981.-- 384 с.

23. Берггольц О.Углич М.-Л., 1930. - 161 с.

24. Бершгольц 0.Рассказы для детей. Собр.соч., в 3 тт., т.1, -М., 1972. - 288с.

25. Будогоская Л. Повесть о фонаре. М., 1936. - 192 с.

26. Бляхин П. Красные дьяволята. Харьков, 1923. - 124 с.

27. Бляхин П. Красные дьволята, ч.П, Бакинский рабочий, 1926.- 86 с.

28. Гайдар А. Военная тайна. Собр.соч. в 4 тт., т.2, М.: Дет. лит., 1981, с.9-108.

29. Гайдар А. Голубая чашка. Собр.соч., т.2, М., 1981, с.109--132.

30. Гайдар А. РВС. Собр.соч., т.1, М., 1979, с.39-75.

31. Гайдар А. Ростовским пионерам. Собр.соч., т.4, М., 1982, с.376-377.

32. Гайдар А. Судьба барабанщика. Собр.соч., т.2, М., 1981, с.227-317.

33. Гайдар А. Тимур и его команда. Собр.соч., т.2, М. ,1981, с.339-402.

34. Гайдар А. Четвертый блиндаж. Собр.соч., т.1, 1979,,с.255--272.

35. Гайдар А. Школа.-Собр.соч., т.1, М., 1979, с.76-254.

36. Горький М. Рассказы о героях. Собр.соч., в 25тт., М.: Наука, т.20, М., 1974, с.289-323.

37. Григорьев С. Красный бакен. М.-Л., Госиздат, 1930.- 56с.

38. Григорьев С. Тайна Ани Гай. Собр.соч., в 4тт., т.З. - М.: Детгиз, 1961, - 463 с.

39. Григорьев С. Амба полосатый. М.-Л., Госиздат, 1927.- 181 с.

40. Евстафьев К., Ольховский П. Последняя гимназия. Роман Л.: Приб. 1930. - 265 с.

41. Житков Б. Детский календарь. Детская литература, 1938, JS8.

42. Житков Б. Избранное. М.: Дет.лит., 1969. - 384 с.

43. Каверин В. Два капитана. Собр.соч. в 6 тт., 1964. - 640 с.

44. Кассиль Л. Блуждающая школа. М.: Молодая гвардия, 1932.- 61 с.

45. Кассиль Л. Кондуит. Швамбрания. М.-Л., Детгиз, 1936.- 289 с.

46. Кожевников А. Вокзальншеи. М.: ЗИФ, 1925. - 96 с.

47. Кожевников А. Демид Шашшн. Л.: Молодая гвардия, 1930.--168 с.

48. Кожевников А. Продавец счастья. М.-Л.: Молодая гвардия, 1924. - 45 с.

49. Макаренко А. Педагогическая поэма. Собр.соч., в 7 тт., М.: АПН, т.1. v 1957. т 784 с.

50. Михайлов М. Апчхи. М.: Госиздат, 1925. - 85с.

51. Неверов А. Ташкент город хлебный. - Собр.соч., в 4 тт., т.З, Куйбышевское книжное издательство, 1958.- - 252с.

52. Неверов А. Яшкина, скука,. Собр.соч. в 4тт., т.З, Куйбышевское книжное изд-во, 1958. - 252с.

53. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.- М.: Молодая гвардия,1932.--282 с.

54. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева. -М.: Худож.лит.,1966. --256с.

55. Огнев II. Третья группа. Разбойничий форпост. Дневник Кости Рябцева. Кн.2-я. Собр.соч. в 5тт., т.З - М.: Федерация, 1928. - 294 с.

56. Огнев Н. Исход Никпетожа. Дневник Кости Рябцева. Кн.2-я.-Собр.соч. в 5тт., т.4, М.: Федерация, 1929. 258с.

57. Огнев Н. Исход Никпетожа. М.-Л.: Молодая гвардия, 1932. -- 256 с.

58. Остроумов Л. Макар следопыт. Кн.1-3. - М.-Л., Госиздат, I925-1926. - 429 с.

59. Пантелеев Л. Пакет. В кн.: Повести и. рассказы. - М., Молодая гвардия, 1958, с.487-531.

60. Пантелеев Л. Часы. В кн.: Повести и рассказы. М., Молодая гвардия, 1958, с.336-384.

61. Погодин Р. О веселых людях и хорошей погоде. Избранные произведения. М.: Дет.лит.,1982. 480 с.

62. Преображенский С. Война, сковородников с огородниками. М.: Молодая гвардия, 1929. 47 с.

63. Сейфуллина. Л. Автобиография (1932). Собр. соч., в 4тт., T.I.-M.: Худож. лит., 1968. - 343 с.

64. Сейшуллина Л. Правонарушители. Собр.соч., т.1. - М.: Худож.лит., 1968, с.39-126.

65. Тэйн Л. Школьники. Дневник мальчика. М.-Л., 1929. - 128 с.

66. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви. М.-Л., Детгиз, 1939. 160 с.

67. Яковлев Ю. Избранное. Ы.: Дет.лит., 1980.- 426 с.Ш

68. Андреев Ю. Революция и литература. 2-е изд. М.: Худож.лит., 1975. - 446 с.

69. Андреев Ю. Для чего литература? Вопросы литературы, 1983, & 9, с.44-58.

70. Акимов В. В спорах о художественном методе. Л.: Худо;;:, лит., Ленинградок.отд. 1979. - 376 с.

71. Акимов В. На ветрах времени. Очерки о советских писателей. Л.: Дет.лит., 1981. - 144 с.

72. Анастасьев В. Диалог (Советская литература и художественный опыт XX века). Вопросы литературы, 1983, JS 3, с.41-59.

73. Барто А. 0 литературе для детей. Выступление на Ш съезде писателей РСФСР.'- Известия, 1970, 24 Ш.

74. Баскевич И. Творческий метод или "система" социалистического реализма? Вопросы литературы, IS83, У? 4, с.49-62.

75. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. ГЛ.: Худож.лит., 1975. - 502 с.

76. Бегак Б. Сложная простота: Очерки об искусстве детской литературы. М.: Советский писатель, 1980. 295 с.

77. Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки о юморе в.:дет.лит./ 2-е изд., испр. и доп./- М.: Дет. лит., 1979. 223 с.

78. Белинский Б.Г. Новая библиотека для воспитания, издаваемая Петром Редкиным. В кн.: В.Г.Белинский. Полн.собр.соч. т.10. М., 1956, с.136-143; 147-156; 376.

79. Белинский В.Г. О детских. книгах. Подарок на Новый год.-Полн. собр.соч.: В I3T.T., М„-Т954, Л*.4,: с.68-109.

80. Белинский В.Г. Полн.ообр.соч., т.У1. М.: Изд-вп АН СССР, 1955. - 798 с.

81. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худож.лит., 1977. - 365 с.

82. Бузник В. Русская советская проза 20-х годов. Л.: Наука, 1975. - 280 с.

83. Бушмин А. О ранней советской прозе. В кн.: Вопросы советской литературы, т.1 - М.-Л., 1953, с.7-52.

84. Ванслов В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957.--263 с.

85. Введение в литературоведение: Под редакцией Г.Н.Поспелова. --М.: Высшая школа, 1976. 422 с.

86. Виден А. Советский подросток и школа в художественной литературе. -Народный учитель. 1927, й 7-8.

87. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера,: Классическая традиция и сов.лит. М.: Наука, 1978. - 264 с.

88. Воронский А,, Н.Огнев. В кн.: Н.Огнев.-Собр.соч., т.1 -М.: Федерация, 1928, с.3-22.

89. Воронский А. Литературно-критические статьи. М.: Сов.писатель, 1963. - 423 с.

90. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 576 с.

91. Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литера,туры.- ГЛ.: Изд-во АН СССР, 1962. 208 с.

92. Гей Н. Художественность литературы. (Поэтика, стиль). М.: Наука, 1975. - 471 с.

93. Гетманец М. А.С.Макаренко и концепция нового человека в советской литературе 20-30-х годов. Харьков: Вшца, школа. Изд-во при Харыс. ун-те, 1978. 247 с.

94. Гольдентрихт С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 248 с. .

95. Горький М. Заметки читателя. Собр. соч.: В 30 Тт., wll.fJ953,., Т.-24, с. 189-242.

96. З.'ЗО. Горький М. В.И.Ленин. Полн. собр. соч. в 25 тт., т.20. - М., 1952, с.7-49.

97. Горький М. О действительности. Сб.: О детской литературе. М.: Детгиз, 1958, с.23-34.

98. Грознова П. Ранняя советская проза. Л.: Наука, 1976.- 204 с.

99. Громов Е. Эстетический идеал. М.: Госполитиздат, 1961.- 64 с.

100. Гуцаленко Л. Диалектика воплощения прекрасного. Минск, Изд--ва БГУ, 1973. - 182 с.

101. Дергачева 3. Проблемы воспитания в литературе 20-х годов. -В сб.: Вопросы истории и теории литературы. Вып.7 и 8. -Челябинск, 1971, с.74-99.

102. Детская литература. Под ред. А.В.Терновского. ГЛ.: Просвещение, 1977. - 431 с.

103. Детская литература. Сое т. Е.Зубарева и З.Пахомова. - Ы.: Просвещение, 1976. - 399 с.

104. Дикушина Н. А.С.Макаренко. В кн.: История русской советской литературы, т.2 - М., 1967, с.267-278.

105. Днепров В. Проблемы реализма. Л., Сов.писатель, I960- 352 с.

106. Дошкольная педагогика. М.: Учпедгиз, 1946. - 352 с.

107. Дремов А. Идеал игерой. М.: Искусство, 1969. - 200 с.

108. Дюжев 10. В поисках лучшего (Проблема героя). В сб.: Литература и общество. - Петрозаводск, 1972, с.43-58.

109. Дюжев Ю. Летописцы страны пионерии. М.: Дет.лит. - 96 с.

110. Дюжев Ю. Эстафета пионерских поколений. В кн.: Дет.лит. 1969. - М., 1969, с.11-14.

111. Егоров А. Искусство и общественная жизнь-. М.: Сов.писатель, 1959. - 409 с.

112. Жизнь и творчество А.П.Гайдара. М.: Детгиз, 1954. - 384с.

113. Жизнь и творчество Б.С.Житкова. М.: Детгиз, 1955. - 592с.

114. Пуков Г. Воспоминания и размыпл&ния* М.: Новости, 1971.- 703 с.

115. Замошкин Н., Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. Новый мир, 1927, JS 6, с.89-92.

116. Замошкин Н. Изобилие эпохи. Новый мир, 1927, В 6, с.93-96.

117. Западов А. С.екрет голубой чашки. В кн.: В глубине строки.-М.: Сов.писатель, 1975, с.277-295.

118. Зарев П. Эстетический идеал ядро художественного метода.- Вопр.литературы, 1963, J5 12, с.43-59.

119. Зубарева Е. Несущие тягу земную. М.: Дет.лит., 1980.- 1*92 с.

120. Зубарева Е. Проблема юмора в художественной литературе для детей и подростков. Автореф.дкс. канд.филол.н. М.,1968.

121. Зубарева Е. Путями социалистического реализма. Дет.лит., 1980, JS 7. .

122. Ивич А. Воспитание поколений. М.: Дет.лит., 1964. - 432с.

123. Ильенков Э. Проблема идеала в философии. Вопросы философии, 1962, & 10, с.180-181.

124. История русского советского романа в 2 тт., т.1 М.-Л.,1. Наука, 1965. 715 с. .

125. История русской советской литературы I9I7-I965, т.З. М.: . . Наука, 1968.- 643 с. .

126. Камов Б. .А.П.Гайдар. Грани личности. Принципы творчества. . -М.: Сов.Россия, 1979. 170 .с. .

127. Кассиль Л. Вступительная заметка. В кн.: Н.Огнев. Дневник Кости Рябцева. - М., 3-18 с.

128. Коган.М. Лекции, до марксистско-ленинской эстетике. 2-е из. дание. Л.: Изд.Ленинг.ун-та,. 1974. - 766 с. .

129. Кон Л. Советская детская литература. I9I7-I929. М.:Дет-. . гиз, I960. - 320 с.

130. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. , М.: Мысль, 1977. - 261 с.

131. Кормчим Л. Забытое оружие. Правда, 1918, 17/П.

132. Корнейчик Т. Проблема художественного показа советской школы. Коммунис tefi е с ко е просвещение, 1933, № 5-6, с. 13-26.

133. Крупская Н. Воскресшая бурса. Правда, 1930, 3/Ш.

134. Кунаева Л. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. . . -М.: Мысль, 1968. 141 с.

135. Лармин 0. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1964. - 155 с.

136. Лармин 0. Художественный метод и стиль. М.: 1965, МГУ.- 271 с.

137. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М.: Худож. лит., 1971. - 414 с. .

138. Лойтер С. Там, за горизонтом. М.: Дет.лит., 1973.- 120 с.

139. Луначарский А. Предисловие. к книге стихов Нв.Доронина.- Собр.соч., в 8т., т.2. М., 1964, с.273-274.

140. Луначарский А. Пути детской книги. Книга-детям, 1929,Ж, с.3-14.

141. Лупанова И. "Воспитывать значит революционизировать". -. . Дет.лит., 1967, JS 3, с.49-76.

142. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература. М.: , Дет.лит., 1969. - 671 с.

143. Макаренко А. Воспитательное значение. детской литературы.. Собр.соч.в 7тт., М.: АПН РСФСР, т.7, М., 1958, с.175-178.

144. Макаренко А. Детство и литература. Там же, с.201-206. 3*79. Макаренко А. Стиль детской литературы. Там же, с.178-186.

145. Марков Д. Проблемы .теории социалистического реализма. М.: . Худож.лит., 1975. - 352 с.

146. Марков Д. Системное единство социалистического реализма.- Вопросы.литературы, 1983, I, с.39-48.

147. Маркова Е. Функции ретроспекции в художественной системе. (На примере повести А.Гайдара "Военная тайна"). В сб.: Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981, с.49-57.

148. Маршак С. О большой литературе для маленьких. М.: Худож. . . лит., 1934. - 76 с.

149. Маршак С. Воспитание словом. М.: Сов.писатель, 1964. -. - 584 с.

150. Маршак С. О Борисе Житкове. В кн.: Жизнь и творчество . . Б.С.Житкова. М., 1955, с.6-14. .

151. Маршак С. Об этой книге. В кн.: Г.Белых, Л.Пантелеев. . Республика,Шкид '. Л.: Дет.лит., 1968, с.5-20.

152. Метченко А. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд.2-е. М.: Сов.писатель, 1975. - 487 с.

153. Мингулина А. Рассказы о героях. Худож.лит., 1932, J& 18, , , с.1-12.

154. Мотяшов И. Воспитание гражданина. М.: Знание, 1967. -, - 67 с.

155. Мотяшов И. Ответственность перед будущим. Дет.лит., 1967, J3 2, с.4-11.

156. Мотяшов,И.П. Мастерская доброты. М.: Дет.лит., 1969. -. . - 318 .с.

157. Муратова К.М.Горький в борьбе за развитие советской лите-. , ратуры. М.-Л.: изд.АН СССР, 1958.- 487 с.

158. Муриан В. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1966. -,247с.

159. Муриан В. Реальное и идеальное.в современном киногерое. -. . М.: Искусство,. 1974. - 145 с.

160. Нагибин.Ю. А.Гайдар. Тимур и его команда. Дет.лит., 1940, . . J3 10, с.46-54.

161. Николаев В. Дорогами мечты. и поиска. Творческий путь Л.Кас-. силя. М.: Дет.лит.,. 1965. - 20.0 с.

162. Николаев.В. Путник, шагающий рядом. Очерк творчества Р.Фраермана. М.: Дет.лит., 1974. 175 с.

163. Зубарева Е. Проблема юмора в художественной литературе для детей шлгодростков. Автореф.дис. канд. филол. наук. Мв, 1968. 22 с.

164. Новичкова Н. Произведения Б.С.Житкова для детей. Дне. канд.филол.наук. - Л., 1954. - 389 с.

165. Сетин Ф. Возникновение русской детской литературы и основные этапы ее развития. Дис.док.филсл.наук. - М., 1978.

166. Тимофеева И. Роль журнала "Пионер" в развитии советскойдетской литературы (1924-1932гг.). Канд.дис.фил ал. наук. - Л., 1954, - 308 л.

167. Черниенко Л. Школьная повесть в советской детской прозе 20-30-х годов (Художественные возможности и пути развития). Ав-тореф.дис.канд.филол.наук. М., 1981. - 21 с.

168. Черниенко Л. Школьная повесть в советской детской прозе 20-30-х годов. Дис. .канд.филол.наук. М., 1981. - 181 л.

169. Щекотов Ю. Советская детская проза 20-х годов о революции и гражданской войне. Дис.канд.филол.наук. М., 1979, МИШ. -186 л.

170. Энглерт Е. Революционная героика в советской повести для юношества. Авторе®.дис.канд.филол.наук. -М., 1980. 22 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.