Генезис оркестровой музыки в кинематографии ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Кускашёв Олег Игоревич

  • Кускашёв Олег Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 163
Кускашёв Олег Игоревич. Генезис оркестровой музыки в кинематографии ХХ века: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2022. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кускашёв Олег Игоревич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. К ИСТОРИИ КИНОМУЗЫКИ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

1.1. Ранний период звукового кино

1.2. Американская киномузыка

1.3. Европейская киномузыка

1.4. Отечественная киномузыка

Глава 2. ГЕНЕЗИС ОРКЕСТРОВОЙ КИНОМУЗЫКИ ХХ ВЕКА

2.1. Влияние театра, литературы и изобразительного искусства на киноискусство и киномузыку

2.2. Киномузыка и искусство аккомпанемента

2.3. Влияние автономной музыки на киномузыку

2.4. Киномузыка и теория аффектов

Глава 3. КИНОМУЗЫКА И АВТОНОМНАЯ МУЗЫКА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

3.1. Формы бытования киномузыки

3.2. Композитор и звуковой дизайнер

3.3. Особенности тематизма и формообразования в киномузыке

Глава 4. ОПЕРЫ С.С.ПРОКОФЬЕВА О ВОЙНЕ И МИРЕ В КОНТЕКСТЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ИДЕЙ КОМПОЗИТОРА

4.1 Преломление кинематографических черт в оперном творчестве С.С. Проко фьева

4.2. Кинематографическая составляющая композиторского слуха С.С.Прокофьева

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Дж. С. Замечник. Sam Fox. Киномузыка

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис оркестровой музыки в кинематографии ХХ века»

ВВЕДЕНИЕ

С момента своего возникновения в начале ХХ века и до нашего времени оркестровая музыка кинематографа прошла большой путь развития: от фортепианного сопровождения таперов и компилятивных партитур, составленных из фрагментов оркестровой классической музыки, до авторских симфонических полотен с использованием новейших композиторских техник и синтезированных тембров. Последние не только сопровождают действие на экране как компонент медиатекста, но и существуют отдельно от видеоряда - в виде концертных обработок и саундтреков. На всех этапах эволюции киномузыки регулярно появлялись и продолжают появляться труды, освещающие историю музыки зарубежных и отечественных фильмов, но вопрос генезиса оркестровой киномузыки ХХ века до сих пор не становился объектом научного рассмотрения. Это определяет актуальность исследования.

До 1930-х гг. в теоретических работах и на практике применялись как равнозначные понятия «музыка в кино» и «музыка в фильме», трактовались они произвольно. Позже они были заменены на универсальный термин «киномузыка» (по аналогии с оперной и театральной музыкой - в зависимости от их прикладной направленности).

В данной работе употребляется термин «киномузыка», понимаемый в значении всей музыки фильма - авторской, сочиненной специально для фильма, и заимствованной, если таковая в фильме имеется. В тех случаях, когда речь идет только об авторской или только о заимствованной музыке фильма, это оговаривается специально.

Степень научной разработанности проблемы

Труды о киномузыке составляют несколько групп: исследования,

посвященные истории киномузыки определенной страны или региона;

исследования о кинокомпозиторах и о музыке в фильмах выдающихся

режиссеров; исследования, посвященные эстетическим и теоретическим вопросам киномузыки.

Выделим докторскую диссертацию Т.К.Егоровой о музыке советского фильма, кандидатскую диссертацию К.Н.Рычкова об американской киномузыке, исследования А.С.Ризаевой об арабской киномузыке, В.Н. Юнусовой о киномузыке композиторов Азии, Т.В. Карташовой о корейской киномузыке и др.

К группе исследований, посвященных кинокомпозиторам и музыке в фильмах отдельных режиссеров, отнесем кандидатскую диссертацию и монографию А.Ф.Мирошкиной и статью Е.А.Моревой (киномузыка А.Г. Шнитке), диссертации А.Н.Мехтиевой (киномузыка К.Караева), Н.В.Пинтверене (киномузыка М.Таривердиева), Л.В.Сусловой (киномузыка Э.Артемьева), монографии С.Уварова (о музыке в фильмах А.Сокурова) и Н.Г.Кононенко о музыке в фильмах А. Тарковского.

Эстетическим и теоретическим вопросам киномузыки посвящена монография З.Лиссы, музыке в системе медиатекста - диссертация Т.Ф. Шак, учебное пособие А.В. Чернышова. Проблемам влияния поп-музыки на кинематограф посвятил свои исследования А.М.Цукер, ведущие жанры кинематографа исследовали А.В.Чернышов, М.М.Черемухин,

И.Н. Воскресенская, и др.

Комментарии, касающиеся прикладной музыки, имеются в исследованиях, посвященных творчеству композиторов, писавших музыку для кино -С. Хентовой и М. Сабининой о музыке Д. Шостаковича, В. Холоповой и Е. Чигаревой о музыке А. Шнитке, А. Селицкого о музыке Н. Каретникова, А. Цукера о музыке М. Таривердиева.

Материалы о киномузыке могут быть почерпнуты из учебных пособий о киноискусстве (И.В. Беленький, Е. Теплиц и др.) и звуковом дизайне (труды А.Г. Соколова, А.А. Деникина и др.). В 2006-2008 гг. была снята серия документальных фильмов «Правдивая история киномузыки» (5 фильмов), которая

содержит большое количество высказываний кинокомпозиторов и режиссеров, освещающих вопросы истории, эстетики киномузыки и технологии ее создания.

Несмотря на многочисленность работ о киномузыке и разнообразие аспектов ее изучения, до сих пор без должного внимания остается проблема осмысления генезиса оркестровой музыки кинематографа ХХ века, понимания ее истоков и способа бытия в мировой культуре. В научной литературе не удалось обнаружить работы, специально посвященной рассмотрению генезиса киномузыки.

Цель данного исследования - дать характеристику оркестровой музыки в отечественном кинематографе ХХ века и выявить ее генезис.

Задачи исследования:

- проследить развитие оркестровой музыки в кинематографе ХХ века (Россия-СССР);

- определить место оркестровой музыки в симфоническом кинематографе;

- сравнить подход к военной теме в операх;

- рассмотреть формы существования современной киномузыки и предложить вариант их классификации.

Объект исследования - оркестровая киномузыка в зарубежном и отечественном кинематографе ХХ века.

Предмет исследования - генезис оркестровой киномузыки ХХ века. Под генезисом понимается процесс зарождения (динамический компонент) и результат становления (статический компонент) онтологии оркестровой киномузыки ХХ века.

Материал исследования - зарубежные и отечественные фильмы ХХ века, саундтреки, кинопартитуры и клавиры с фрагментами киномузыки, трейлеры, тизеры, концертные обработки киномузыки ХХ века.

Теоретическая база исследования - труды, посвященные различным аспектам изучения киномузыки (исследования Т.К.Егоровой, М.Кука, З.Лиссы,

К.Н.Рычкова, А.В.Тавризяна, Т.Ф.Шак и др.), вопросам звукового дизайна (А.А.Деникин и др.), истории кинематографа (И.В.Беленький, Н.П.Соколова, Е.Теплиц и др.), работы, заложившие основы методологии анализа музыки ХХ века (труды Ц.Когоутка, Т.С.Кюрегян, Л.А.Мазеля, Ю.Н.Холопова, В.Н.Холоповой, В.А.Цуккермана, учебное пособие «Теория современной композиции» и др.), статьи в справочных изданиях (Музыкальная энциклопедия, Музыкальный энциклопедический словарь, «Музыка ХХ века», «Кинословарь», энциклопедический словарь «Кино», «Масс медиа: словарь терминов и понятий», «The New Grove Dictionary» и др.).

В работе применен комплексный метод исследования, сочетающий исторический и теоретический подходы к изучаемому материалу. Исторический подход призван показать причины и условия появления музыки в кинематографе, создать контекст появления оркестровой музыки в кино. Теоретический подход применялся в процессе формирования терминологического аппарата, создания классификации, шкалы аффектов и системы музыкальных приемов, которыми пользуются современные кинокомпозиторы. В работе применялся метод целостного анализа музыкального текста, позволяющий оценить киномузыку как компонент медиатекста.

Научная новизна исследования.

- В работе в исторической ретроспекции, позволяющей выявить ее современные черты, прослеживается генезис оркестровой киномузыки ХХ века.

- Предпринята попытка провести исторические и теоретические параллели киномузыки и искусства аккомпанемента; киномузыка впервые рассматривается в ракурсе своеобразного «аккомпанемента к визуальному ряду».

- Генезис оркестровой киномузыки обнаружен в различных явлениях академической автономной музыки, однако свойства киномузыки и

автономной музыки имеют ряд принципиальных различий, которые отражены в сравнительной таблице.

- Предлагается классификация форм бытования киномузыки и вводится термин «адаптивные версии» киномузыки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Место оркестровой музыки в киномузыке ХХ века менялось: в начале века оркестровая киномузыка соседствовала с фортепианным сопровождением таперов, затем стала преобладающим вариантом звукового сопровождения фильма и со второй половины ХХ века стала частично передавать свои функции электронной музыке.

2. Генезис оркестровой киномузыки ХХ века заключается прежде всего в музыке - прикладной и автономной, академической, популярной и народной, разных исторических периодов - от древности до ХХ века, стилей, направлений и техник композиции - барокко, романтизма, неоромантизма, экспрессионизма, импрессионизма, минимализма, двенадцатитоновости, сонорики, сонористики, эклектики, алеаторики и др., искусстве аккомпанемента, а также в отдельных теориях и понятиях эстетики (теория аффектов) и риторики (риторическая диспозиция), принципах пространственных (живопись, графика) и пространственно-временных видов искусств (театр).

3. Автономная музыка оказала непосредственное (как заимствованная музыка, использованная в фильмах в виде цитат) и опосредованное влияние на киномузыку (влияние стилей и техник композиции -романтизма, неоромантизма, экспрессионизма, минимализма, сонорики, сонористики, алеаторики, двенадцатитоновости и других техник композиции ХХ века - на образный строй, тематизм, формообразование и другие средства музыкальной выразительности в киномузыке).

4. Предлагается вариант классификации форм бытования киномузыки:

1. Письменные формы бытования киномузыки:

а) Кинопартитура, принятая в качестве музыки фильма;

б) Кинопартитуры, написанные для фильма другими композиторами, но не принятые в качестве музыки фильма.

2. Аудио-формы бытования киномузыки:

а) Саундтрек (оригинальный саундтрек);

б) Варианты саундтрека (в т.ч. с альтернативными и удаленными дублями), расширенный саундтрек, запись заново исполненной кинопартитуры;

в) Музыка к трейлерам фильма в аудио-формате;

г) Музыка к тизерам фильма в аудио-формате;

д) Концертные аранжировки.

3. Аудио - визуальные формы бытования киномузыки (компонент

медиатекста):

а) Музыка фильма;

б) Музыка трейлеров фильма;

в) Музыка тизеров фильма;

г) Музыка франшизы;

д) Музыка спин-оффа.

5. Возникнув на основе академической музыки, киномузыка имеет ряд существенных отличий от нее, среди которых - меньшая тематическая индивидуализированность, множественность форм киномузыки, берущая начало от множественности форм ее бытования, и отказ от принципов симфонизма в пользу принципа коллажа аффектов. Практическая ценность. Материал диссертации может быть использован в курсах истории музыки, анализа музыкальных произведений, факультативных курсах, а также в практической деятельности композиторов, работающих в области киномузыки.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании 41 (военно-дирижерской) кафедры, протокол № 14 от 23 марта 2022 г. Отдельные положения данного исследования были освещены в публикациях:

Кускашёв О.И. Взаимопроникновение музыки в оркестровом исполнении в сущность кинематографии ХХ и XXI веков // Central Asian Journal of Art Studies. -2020. - Том 5, № 4. - С. 105-113;

Кускашёв О.И., Федоров М.В. Генезис оркестровой музыки в кинематографии ХХ века // Бюллетень международного центра «Искусство и образование». - 2021. - № 4. - С. 82-93;

Кускашёв О.И. Закономерности логической связи музыки и замысла фильма в кинематографии XX и XXI веков // Молодежная наука на службе обществу: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (14 июня 2021 г.). - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. - С. 295-304;

Кускашев О.И. Академическая музыка и киномузыка: общее и различное // Музыка и время. - 2022. - № 3. - С. 43-44;

Кускашев О.И. К типологии форм бытования киномузыки // Искусство и образование. - 2022. - № 1. - С. 63-68;

Кускашев О.И. Преломление кинематографических черт в оперном творчестве С.С. Прокофьева // Музыка и время. - 2022. - № 6. - С. 25-29.

Структура работы. Диссертация состоит из четырех глав, введения, заключения, списка литературы, содержащего 116 источников и приложения. В первой главе «К истории киномузыки: векторы развития» четыре раздела. В первом разделе освещается ранний период звукового кино. Разделы 1.2-1.4 посвящены американской, европейской, отечественной киномузыке. Вторая глава «Генезис оркестровой киномузыки ХХ века» содержит четыре раздела. В разделе 2.1 рассматривается влияние театра, литературы и изобразительного искусства на киноискусство и киномузыку. Раздел 2.2 посвящен искусству аккомпанемента; проводятся многочисленные параллели развития искусства аккомпанемента и киномузыки и выдвигается гипотеза о том, что искусство аккомпанемента оказало

влияние на развитие киномузыки. В разделе 2.3 рассматривается влияние автономной музыки на киномузыку, в разделе 2.4 - влияние теории аффектов на киномузыку. Третья глава «Киномузыка и автономная музыка: общее и различное» содержит три раздела. В разделе 3.1 обсуждаются формы бытования киномузыки и приводится вариант их классификации. Раздел 3.2 касается проблемы передачи части функций композитора звуковому дизайнеру; приводится краткая история развития звуковых эффектов в кинематографе ХХ века. В разделе 3.3 обозначены основные особенности тематизма и формообразования и киномузыке, отличающие ее от автономной академической музыки.

Четвертая глава «Оперы С.С.Прокофьева о войне и мире в контексте кинематографических идей композитора» содержит два раздела.

Раздел 4.1 «Преломление кинематографических черт в оперном творчестве С.С.Прокофьева» посвящен новациям Прокофьева в структуре оперы, которая, как правило, начиналась увертюрой, перенесению принципов кинематографа на вторую редакцию оперы «Война и мир» по одноименному роману Л.Н.Толстого.

В Разделе 4.2 «Кинематографическая составляющая композиторского слуха С.С.Прокофьева» рассматривает кинематограф, а также принципы киномонтажа как ведущие драматургические звенья при создании Прокофьевым оперы «Повесть о настоящем человеке» по роману Б.Полевого.

В Приложении приводится нотный текст первого тома сборника Дж.С. Замечника для сопровождения фильмов, а также содержание томов 2-4 (перевод содержания принадлежит автору работы).

В диссертации имеется две таблицы, в которых показан генезис оркестровой музыки в кинематографии ХХ века, а также проводится сравнительная характеристика киномузыки и автономной академической музыки.

Глава 1. К ИСТОРИИ КИНОМУЗЫКИ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

«Возможность одновременного воспроизведения на кинопленке действия и звука открывает перед нами колоссальные горизонты. Теперь даже трудно сказать, во что это выльется», - справедливо заметил А.Ф. Шорин в предисловии к книге Е. Вайсенберга (1929 г.) [3, с. 3]. Сейчас, спустя почти век, очевидно, какой большой путь прошла киномузыка от истоков до нашего времени.

Существуют труды по истории мирового кинематографа, в которых рассматривается кинематография разных стран. История же мировой киномузыки до сих пор не нашла отражения в едином исследовании. Мы можем судить о развитии киномузыки по трудам, в которых освещается деятельность отдельных кинокомпозиторов и приводится обзор киномузыки отдельных стран и регионов. В данном исследовании не ставится задача воссоздания полной и подробной истории мировой киномузыки, но представляется возможным и необходимым обозначить основные векторы развития киномузыки по имеющимся и доступным нам источникам для обнаружения генезиса оркестровой киномузыки ХХ века.

1.1. Ранний период звукового кино

Ранний период истории кинематографа - период «немого» кино. Музыка «немого» кино существовала в двух вариантах:

1. фортепианное сопровождение тапера (одного или нескольких) под экран;

2. компиляция (предложена в 1903 году фирмой «Патэ»): в коробки с пленкой клали список музыкальных произведений с указанием количества тактов для каждого эпизода.

Звук в «немом» кино был призван заглушить треск проекционного аппарата.

Еще в конце XIX века в США и Европе предпринимались попытки объединить звук и изображение. 28 декабря 1895 года на показ синематографа братьев Люмьер в Париже пригласили троих пианистов, которые импровизировали аккомпанемент, играя прямо в зрительном зале, а 23 апреля 1896 года на кинопоказе в Нью-Йорке уже играл оркестр. Фильмы сопровождались игрой таперов, которыми были ресторанные музыканты, преподаватели музыки, студенты; каждый играл что умел.

На смену «немому» кино пришло звуковое кино, в котором изображение сопровождали диалоги актеров, музыка и шумы. В 1900 году в Париже впервые состоялся публичный показ звукового фильма. Франция и США были лидерами в новом виде искусства, поскольку именно в этих странах были изобретены технические средства, позволившие озвучить кино. В 1897 году этот процесс дошел до Японии и Китая; их фильмы сопровождались национальной музыкой, американские и европейские - западной [56, с. 53].

В 1908 году для фильма «Убийство герцога Гиза» была заказана оригинальная музыка К. Сен-Сансу. Его можно назвать первым в мире кинокомпозитором.

Для записи музыкальных фонограмм большинство киностудий организовали свои оркестры, которые заменили таперов. Если в небольших кинозалах кинопоказы сопровождал один пианист, то в крупных кинотеатрах фильмы сопровождались симфонической музыкой в исполнении оркестра [7].

1.2. Американская киномузыка

Эволюция киномузыки в США образует несколько периодов1:

1 Обобщенная периодизация киномузыки США приводится по диссертации К. Рычкова на основании приведенных периодизаций Роджера Хикмана, Джеймса Вьежбицки, Джулии

1. 1895-конец 1920-х гг. Период «немого» кино.

2. 1930-50-е гг. «Классический период». «Золотой век» Голливуда.

Первая модель саундтрека.

3. 1960-70-е гг. Вторая модель саундтрека.

4. 1970-80-е гг. Электроника.

5. 1990-е гг. - наше время. Минимализм, поиск новых звучностей.

В период «немого» кино в США для музыкального сопровождения фильмов применялись так называемые «cue sheets» - списки оркестровых произведений, которыми рекомендовалось сопровождать фильмы; они содержали хронометраж и сценические указания.

Изобретателем «cue sheets» считается Макс Уинклер (Max Winkler; 1888, Австро-Венгрия, ныне Украина - 1965, США). У него не было музыкального образования и он не был композитором, но работал клерком в офисе музыкального издателя Карла Фишера в Нью-Йорке и накопил энциклопедические знания о тысячах музыкальных произведений, которые могли бы сопровождать фильмы - «движущиеся картинки». Затем он придумал новаторский метод составления подходящих предложений для музыкантов в кино и назвал результат «cue sheet». Составив образец «cue sheet» для вымышленного фильма, он представил идею в нью-йоркский офис Universal, и они наняли его для составления «cue sheets» для своих будущих фильмов. Вскоре американские кинотеатры были снабжены листами Уинклера, который основал собственную компанию и поставлял «cue sheets» для Fox, Vitagraph и Goldwyn. Для написания cue sheets он нанимал композиторов и использовал цитаты из классической музыки. Бизнес Уинклера процветал в 1920-е годы, но с появлением авторской киномузыки cue sheets потеряли актуальность.

Сейчас понятие «cue sheet» несколько изменилось. В современном понимании это файл, содержащий список треков, применяемый для записи Audio

Хабберт: Рычков, К.Н. Музыка в современном коммерческом кинематографе США... дис. ... канд. иск. ... С. 53-54.

CD, содержащий информацию о названии файла, списка треков в нем и время начала и окончания звучания каждого трека.

В 1913 году американский композитор и дирижер Джон Степан Замечник (John Stepan Zamecnik; 1872-1953) создал первую музыкальную «кинотеку» -каталог многочисленных музыкальных произведений, систематизированных по характеру [27, с. 33-34]2. Композиции в этих сборниках не являются музыкальными шедеврами и не отличаются своеобразием музыкального языка, но они исторически ценны как первые образцы пьес для музыкального сопровождения фильмов. Замечник создал музыкально-сценические стереотипы, которые продолжают существовать по сей день.

В 1930-1950-е гг. американские кинематографисты сформировали первую модель саундтрека, которая была создана академическими композиторами в позднеромантическом стиле с опорой на оперные образцы. Музыкальный язык этого периода - усложненная романтическая стилистика с чертами экспрессионизма. Образцы фильмов этого периода - «Кинг Конг» (1933), «Унесенные ветром» (1939) - оба фильма с музыкой М. Стайнера.

В 1960-1970-е гг. существующая модель киномузыки «классического периода» устарела. Кинокомпозиторы ведут поиски новой модели в сфере поп- и рок-музыки, серийной музыки, но возвращаются к симфоническому оркестру. Вторая модель саундтрека, основа которой - симфоническая музыка, опирается на первую, позднеромантическую, модель с добавлением достижений музыки XX века; звучание живого оркестра в ней обогатилось электронными звуковыми эффектами. Образец второй модели саундтрека - «Звездные войны» (1977) с музыкой Дж. Уильямса. Количество музыкальных фрагментов в фильмах этого времени сильно возросло, появилась тенденция к сплошной симфонизации фильма.

2 Ноты первого тома сборника Дж.С. Замечника и содержание томов 2-4 см. в Приложении.

Развлекательные фильмы 1960-х годов нередко сопровождались джазом. В музыку кинематографа 1970-80-х годов прочно вошли синтезированные тембры, но несмотря на увлечение кинокомпозиторов электроникой почти все значительные фильмы этого периода сопровождались симфонической музыкой. Музыка американских фильмов 1990-х гг. находится под влиянием минималистической музыки Ф. Гласса, который первым использовал ее в кинематографе [57, с. 8-13].

1.3. Европейская киномузыка

Европейское кино - старейшее в мире. По популярности оно уступает американскому, но пользуется уважением со стороны кинокритиков и считается академическим.

Так же, как и в истории киномузыки США, ранним периодом киномузыки в Европе был период «немого» кино. В 1895 году фильмы братьев Люмьер сопровождались фортепианным аккомпанементом. Таперы импровизировали или подбирали пьесы из антологий, соответствующие ситуации в фильме. Художественный вкус и знания музыкальной литературы таперов определяли музыкальное сопровождение фильма. Часто в одном фильме сочеталась классическая и популярная музыка, модные танцы; пьесы могли обрываться на середине фразы.

Звуковые эффекты в фильмы впервые ввели европейские кинематографисты: премьера фильма «Прибытие поезда» (1896, Лондон) сопровождалась звуком специальной машины, имитировавшей движение поезда.

В начале ХХ века в Европе, так же, как и в США, были популярны сборники и антологии для сопровождения фильмов. Начало авторской музыке фильмов

положил К. Сен-Санс, написавший в 1908 году музыку к фильму «Убийство герцога Гиза», которая, как и многие следующие за ним образцы киномузыки, была набором отрывков, не связанных между собой музыкальными средствами. С тех пор берет начало практика заказов музыки для фильма композиторам. За пять лет (с 1908 по 1912 гг.) появилось более трехсот короткометражных фильмов с музыкой, которая была написана специально для них.

После 1921 года начали появляться полнометражные фильмы, для которых специально написали музыку известные композиторы - Р. Вагнер («Нибелунги», 1924), Э. Сати («Антракт», 1924), Д. Мийо («Бесчеловечная», 1924), Г. Эйслер, А. Онеггер, П. Хиндемит, Ж. Орик и др. Синхронизация музыки с визуальным рядом в ранних звуковых фильмах была неудовлетворительной. С 1926 года музыку и изображение стали записывать на одну и ту же пленку, в результате чего звук и изображение перестали расходиться во времени; в это же время на пленку начали записывать разговорную речь.

В 1930-х годах стали появляться экранизации опер и оперетт («Фауст» Гуно, «Кармен» Бизе, «Севильский цирюльник» Россини и др.) и биографические фильмы о великих композиторах (Бетховен, Шуберт, Шуман и др.). Музыка в этих фильмах редко выходит на первый план, оставаясь фоном; выбранные для музыкального сопровождения сочинения подвергались сокращениям, что искажало творчество композиторов. Выдающиеся виртуозы и дирижеры принимали участие в исполнении музыки; это придавало фильмам документальный характер [27, с. 35-36].

В 1930-е гг. появился ряд авангардистских фильмов, музыка которых составлена из самостоятельных отдельных музыкальных произведений (фильмы О. Фишингера «Венгерские танцы» на музыку Брамса, фильм В. Руттмана на музыку «Ночных пьес» Шумана, и др.) [27, с. 36-37].

1930-е гг. - «золотой век» французского кино. А.Онеггер написал партитуры для «Отверженных» (1934), «Преступления и наказания» (1935), оскароносной британской постановки «Пигмалиона» (1938). Морис Жобер работал с

режиссерами Жаном Виго («Ноль за поведение», 1933) и Марселем Карне («День начинается», 1939). Жак Ибер, бывший пианист немого кино, написал партитуры для фильмов «Дон Кихот» Г.В.Пабста (1933) и «Макбет» Орсона Уэллса (1948). Французские кинематографисты «новой волны» взяли на себя ведущую роль в развитии кинематографа. Они проявляли большую склонность к экспериментам, чем их голливудские коллеги, и впервые смогли конкурировать с голливудской продукцией на кинорынке.

Среди кинопартитур британских композиторов 1930-х годах - музыка Уолтера Ли для «Песни о Цейлоне» Бэзила Райта (1934) и Бенджамина Бриттена к фильму «Ночная почта» (1935-1936) Гарри Уотта и Б. Райта. Документальные и полудокументальные фильмы военного времени включали партитуры Уильяма Элвина («Победа в пустыне», 1943), Алана Роусторна («Победа в Бирме», 1945) и Ральфа Воан-Уильямса («49-я параллель», 1941; «Береговое командование», 1942). Музыка к фильму «Скотт из Антарктики» (1948) стала основой Седьмой «Антарктической» симфонии Воан-Уильямса. Несколько британских фильмов получили международную известность, завоевав награды Академии, в том числе «Красные туфли» Брайана Исдейла (1948) и «Мост через реку Квай» Дэвида Лина (1957). Матиас Сейбер специализировался на музыке для мультфильмов и написал партитуру для первой полнометражной британской анимационной ленты «Скотный двор» (1955).

Стиль британской киномузыки в целом соответствовал голливудским техникам, а местный колорит обеспечивался пасторальной модальностью и патриотизмом, характерным для стиля военных фильмов, созданного Роном Гудвином («Эскадрилья 633», 1964; «Где орлы дерзают», 1969). Краткий период неореализма в конце 1950-х годов закончился в середине 1960-х, когда прибыльный сериал о Джеймсе Бонде способствовал значительному вливанию голливудского финансирования в британские постановки. С 1980-х годов наиболее плодотворным сотрудничеством композитора и режиссера было сотрудничество Джорджа Фентона и Ричарда Аттенборо, Патрика Дойла и

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кускашёв Олег Игоревич, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акбари, Ю.Б. К истории искусства аккомпанемента: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 070100 «Музыкальное искусство» / Ю.Б. Акбари, М-во образования и науки Российской Федерации, Федер. гос. бюджетное образов. учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Изд. 2-е, стер. - Владимир: ВлГУ, 2012. - 114, [1] с.: нот.

2. Акопян, Л.О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Л.О. Акопян. - Москва: Практика, 2010. - 855 с.

3. Вайсенберг, Е.С. Конец немого кино (Сегодня и завтра звучащего кино) / Е.С. Вайсенберг; предислов. инж-ра А.Ф. Шорина. - Л.; М.: Теакинопечать, 1929. - 32 с.

4. Власова Е. 1948 год в советской музыке. М.: Классика-ХХ1, 2010.

5. Голдобин, А.В. Пианист-иллюстратор кинематографических картин: руководство и библиогр. указ. муз. материала для иллюстрации кинематографий / А. Голдобин, Б. Азанчеев. - Кострома: Голдобин и Трофимов, 1912. - 263 с.

6. Деникин, А.А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа / А.А. Деникин. - Москва: ГИТР, 2012. - 392, [1] с.

7. Долгих, Е. Профессия: звукооформитель или как «сочиняются» шумы? / Е. Долгих. - URL: https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT ID=22991 (дата обращения: 31.10.2021).

8. Долинская Е.Б. Театр Прокофьева. М.: Композитор, 2012.

9. Егорова, Т.К. Музыка советского фильма: историческое исследование: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Егорова Татьяна Константиновна. - М., 1998. - 39 с.

10. Егорова, Т.К. Музыка советского фильма: историческое исследование: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Егорова Татьяна Константиновна. - М., 1998. - 462 с.

11. Егорова, Т.К. Новые воззрения на музыку кино / Т.К. Егорова // Закадровое искусство: история и теория киномузыки: материалы международной научной конференции / Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского. Каф. истории зарубежной музыки; [ред.-сост. К.Н. Рычков]. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - С. 9-20.

12. Закадровое искусство: история и теория киномузыки: материалы международной научной конференции / Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского. Каф. истории зарубежной музыки; [ред.-сост. К.Н. Рычков]. - Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - 198, [1] с.: ил., нот., табл.

13. Изволов, Н.А. Феномен кино: история и теория / Н.А. Изволов; Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - Москва: Материк, 2005. - 159, [2] с., [2] л. цв. ил. : ил., портр., факс.

14. Иоффе, И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино / И.И. Иоффе. - Л., 1937. - 412 с.

15. История зарубежного кино (1945-2000) / отв. ред. В.А. Утилов. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 568 с.

16. История зарубежной музыки. ХХ век: учебное пособие / под ред. Н. Гавриловой. - М.: Музыка, 2007. - 572 с.

17. Каспаров, Ю.С. Беседуем о киномузыке Шнитке: [беседа] / Ю.С. Каспаров, А. Богданова // Альфреду Шнитке посвящается: из

собраний «Шнитке-центра»: [сборник статей] / Комитет по культуре Правительства Москвы, Московский гос. ин-т музыки имени А.Г. Шнитке, Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского, Союз композиторов России; Посольство Германии в России; [сост.: В. Горлинский, Е. Долинская, А. Казурова; отв. ред. А. Богданова]. - Вып. 9. - 2014. - С. 107-113.

18. Кац, Б.А. Простые истины киномузыки: заметки о музыке А. Петрова в фильмах Г. Данелия и Э. Рязанова / Б.А. Кац. - Ленинград: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1988. - 229, [1] с.: ил.

19. Кино. Энциклопедический словарь / ред. С.И. Юткевич. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 640 с.

20. Кинословарь: В 2 т. / гл. ред. С.И. Юткевич. - Москва: Сов. энциклопедия, 1966-1970.

21. Кинофраншиза. - URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/кинофраншиза (дата обращения 10.12.2021).

22. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке ХХ века / Ц. Когоутек. - М.: Музыка, 1976. - 280 с.

23. Комаров, В.К. Столетие отечественной киномузыки. 1920-2020: антология / В.К. Комаров; Союз кинематографистов РФ, Российский фонд культуры, Гильдия композиторов. - Москва: Союз кинематографистов РФ, 2020. - 286 с.: цв. ил., портр.

24. Кононенко, Н.Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма / Н.Г. Кононенко; М-во культуры Российской Федерации, Гос. ин-т искусствознания. - Москва: Прогресс-Традиция, 2011. - 285 с.

25. Корганов, Г. Кино и музыка: Музыка в драматургии фильма / Г. Корганов, И. Фролов. - М.: Искусство, 1964. - 316 с.

26. Кюрегян, Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков / Т.С. Кюрегян. - М.: Композитор, 2003. - 302 с.

27. Лисса, З. Эстетика киномузыки / З. Лисса. - М.: Музыка, 1970. - 495 с.

28. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1967. - 751 с.

29. Маклыгин, А.Л. Сонорика (разделы 1-8) / А.Л. Маклыгин // Теория современной композиции: учебное пособие. - М., 2005. - С. 394-398.

30. Медиафраншиза. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Медиафраншиза (дата обращения 19.12.2021).

31. Мехтиева, Н.М. Киномузыка Кара Караева / Н.М. Мехтиева. - Баку: Азернешр, 1966. - 96 с.

32. Мехтиева, Н.М. Киномузыка Кара Караева: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Мехтиева Н.М. - Баку, 1967. - 17 с.

33. Микоян Н. Киномузыка А.И.Хачатуряна. М.: Советский композитор,1984.

34. Мирошкина, А.Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования: [монография] / А.Ф. Мирошкина; Оренбургский гос. ин-т искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Каф. истории и теории музыки. - Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2020. - 244 с.

35. Мирошкина, А.Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Мирошкина Альфия Фаритовна; науч. рук. И.М. Ромащук; [место защиты]: Магнитогорская гос. консерватория имени М.И. Глинки. -Магнитогорск, 2017. - 26 с.

36. Михеева, Ю.В. Типологизация аудиовизуальных решений в кинематографе: (на материале игровых фильмов 1950-х - 2010-х гг.): специальность 17.00.03 «Кино, теле- и другие экранные искусства»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Михеева Юлия Всеволодовна; науч. консультант Н.Б.

Маньковская; [место защиты]: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. - Москва, 2016. - 53 с.

37. Морева, Е.А. Киномузыка Альфреда Шнитке: взаимообогащение жанров / Е. Морева // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра»: [сборник статей] / Комитет по культуре Правительства Москвы, Московский гос. ин-т музыки имени А.Г. Шнитке, Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского, Союз композиторов России; Посольство Германии в России; [сост.: В. Горлинский, Е. Долинская, А. Казурова; отв. ред. А. Богданова]. - Вып. 9. - 2014. - С. 114-117.

38. Музыка в пространстве медиакультуры: сборник статей по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции, 17 апреля 2017 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры»; [главный редактор Зенгин С.С.]. - Краснодар: КГИК, 2017. - 185 с.

39. Музыка из серии фильмов «Властелин колец». - URL: https://translated.turbopages.org/proxy u/en-ru.ru.cf3b1cdb-61b329f7-c8f0843d-

74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/The Lord of the Rings music % 28Howard Shore%29 (дата обращения 10.12.2021).

Музыкальная энциклопедия: в 6-ти тт. / под ред. Ю.В. Келдыша. - М.: Сов. энцикл.; Сов. композитор, 1973-1982. - 1070, 958, 1102, 974, 1056, 1002 стб.

Музыкальный словарь Гроува = The Grove consise Dictionary of Music / пер. с англ. Л. Акопяна. - М.: Практика, 2001. - 1095 c. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Ю.В. Келдыша. -М.: Советская энциклопедия, 1990. - 671 c.

Мухамадеева, А. Поэтика киномузыки А. Шнитке (на примере военной трилогии И. Таланкина) / А. Мухамадеева // Альфреду Шнитке

40.

41.

42.

посвящается: из собраний «Шнитке-центра»: [сборник статей] / Комитет по культуре Правительства Москвы, Московский гос. ин-т музыки имени А.Г. Шнитке, Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского, Союз композиторов России; Посольство Германии в России; [сост.: В. Горлинский, Е. Долинская, А. Казурова; отв. ред. А. Богданова]. - Вып. 7: к 75-летию композитора. - 2010. - С. 265-277.

44. Новые горизонты кинематографа: поэтика, технологии, зритель: [сборник]: в 2 ч. Ч. 1 / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова; [сост. и ред. М. Воденко]. - Москва: ВГИК, 2005. - 122 с.

45. Новые горизонты кинематографа: поэтика, технологии, зритель: [сборник]: в 2 ч. Ч. 2 / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова; [сост. и ред. М. Воденко]. - Москва: ВГИК, 2005. - 114 с.

46. Первый век нашего кино: энциклопедия: фильмы, события, герои, документы / [авт.-сост. К. Э. Разлогов и др.]. - Москва: Локид-Пресс [и др.], 2006. - 910 с.

47. Петров, А.П. Диалог о киномузыке / А. Петров, Н. Колесникова; с коммент. Г.Данелия и др. - Москва: Искусство, 1982. - 175 с.

48. Пинтверене, Н.В. Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кинематографе 1960-х годов: специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Пинтверене Наталья Витальевна; [место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; науч. рук. Панов Алексей Анатольевич]. - Санкт-Петербург, 2012. - 18 с.

49. Пинтверене, Н.В. Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кинематографе 1960-х годов: специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Пинтверене Наталья Витальевна; [место

защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2012. - 304 с.

50. Предыстория рождения кинематографа: учебно-методическое пособие / сост. А.Н. Синицын. - М.: МФТИ, 2000. - 35 а

51. Розеншильд, К.К. Аффектов теория / К.К.Розеншильд // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти тт. / под ред. Ю.В. Келдыша. - Т.1 - М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1973. С.259-260.

52. Романовский, И.И. Масс медиа: словарь терминов и понятий / И.И. Романовский; [под ред. В. Г.Маковеева]. - М.: Союз журналистов России, 2004. - 477 с.

53. Ростовский, Е.Г. Творческое наследие раннего кинематографа в экранном искусстве рубежа ХХ-ХХ1 вв.: специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Е.Г. Ростовский; науч. рук. В.Ф. Познин; [место защиты]: С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов. - СПб., 2010. - 22 а

54. Рутман, В.М. Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ: специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Рутман Владимир Михайлович; [место защиты]: С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов. - СПб., 2012. - 27 с.

55. Рычков, К.Н. 4D-модель голливудской киномузыки / К.Н. Рычков // Закадровое искусство: История и теория киномузыки: Материалы межд. науч. конференции / ред.-сост. К.Н. Рычков. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - С. 67-93.

56. Рычков, К.Н. Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Рычков Константин Николаевич; науч. рук.

Р.А. Насонов; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра истории зарубежной музыки. - М., 2012. - 354 с.

57. Рычков, К.Н. Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Рычков Константин Николаевич; науч. рук. Р.А. Насонов; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. Кафедра истории зарубежной музыки. - М., 2013. - 28 с.

58. Сац Н. Новеллы моей жизни. М.: Искусство, 1984-1985.

59. Семнадцать мгновений весны. URL: https://щ.wikipedia.org/wiki/Семнадцать мгновений весны (телефильм) (дата обращения 12.12.2021).

60. Сергеева, Т. Проблема сотворчества режиссера и композитора на примере фильмов Акиры Куросавы / Т. Сергеева // Закадровое искусство: История и теория киномузыки: материалы межд. науч. конференции / ред.-сост. К.Н. Рычков. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - С. 151-158.

61. Слонимский С.М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. Композитор, СПб, 2000.

62. Современный экран: Теория. Методология. Процесс: сб. науч. тр. / Рос. ин-т истории искусств; [сост. и авт. предисл. Р. Д. Копылова]. - СПб.: РИИИ, 1992. - 166 с.

63. Соколов, А.Г. Монтаж изображения и звука: учеб. пособие / А.Г. Соколов; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова, Каф. режиссуры докум., науч.-попул. и учеб. кино- и телефильма. - М.: ВГИК, 1988. - 78 с.

64. Соколов, А.С. Введение в музыкальную композицию ХХ века / А.С. Соколов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 231 с.

65. Соколова, Н.П. История и теория кино: учебно-методический комплекс / Н.П. Соколова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. - 239 с.

66. Спин-офф. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спин-офф (дата обращения 20.12.2021).

67. Стецюк, И.О. «Третье направление» и киномузыка Эдуарда Артемьева: (в помощь самостоят. работе студентов) / И. Стецюк, М. Абакумов; М-во культуры и искусств Украины, Нац. музык. акад. Украины им. П. И. Чайковского. - Киев: Изд-во «Куприянова», 2005. - 78 с.

68. Суслова, Л.В. Опыт исследования электронной музыки (на примере творчества Э. Артемьева): специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Суслова Лилия Васильевна. - М., 1994. - 23 с.

Т. 1: А-Л. - 1966. - 976 стб., 9 л. ил.

Т. 2: М-Я: Дополнения, указатель. - 1970. - 1424 стб., 11 л. ил.

69. Тавризян, А.В. Поэтика киномузыки Томаса Ньюмана: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Тавризян Александр Владимирович; [Место защиты: Российская академия музыки имени Гнесиных]. - Москва, 2019. - 277 с.

70. Тизер в кино - что это такое. URL: https://moviestart.ru/2020/08/21/tizer-v-kino-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 3.11.2021).

71. Теория современной композиции / отв. ред. В.С. Ценова. - М.: Музыка, 2007. - 616 с.

72. Теплиц, Е. История киноискусства. Т. 1-2. 1895-1927 / перевод с польского. - М.: Прогресс, 1968. - 338 с.

73. Теплиц, Е. История киноискусства. Т. 3. 1928-1933 / перевод с польского. - М.: Прогресс, 1971. - 276 с.

74. Теплиц, Е. История киноискусства. Т. 4. 1934-1939 / перевод с польского.

- М.: Прогресс, 1973. - 269 с.

75. Теплиц, Е. История киноискусства. Т. 5. 1939-1945 / перевод с польского.

- М.: Прогресс, 1974. - 312 с.

76. Уваров, С. Музыкальный мир Александра Сокурова / С. Уваров. - М.: Классика-XXI, 2011. - 160 с.

77. Уваров, С.А. Музыкально-кинематографические образы войны в творчестве Александра Сокурова / С.А. Уваров // XX век. Музыка войны и мира: материалы международной научной конференции / Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского; [ред.-сост.: Е.С. Власова, К.В. Зенкин, М.А. Карачевская]. - Москва: Прогресс-Традиция, 2016. - С. 469-481.

78. Харон, Я.Е. Музыка документального фильма: учебное пособие / Я.Е. Харон. - М.: ВГРТК, 1974. - 28 с.

79. Холопов, Ю.Н. Гармония. Теоретический курс: Учебник / Ю.Н. Холопов.

- СПб.: Лань, 2003. - 541 c.

80. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии: Исследование / Ю.Н. Холопов. - М.: Музыка, 1974. - 287 с.

81. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В.Н. Холопова. - Изд. 2-е, стер. - СПб.: Лань, 2002. - 319 с.

82. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - Изд. 2-е, стер. - СПб.: Лань; Москва: Планета музыки, 2010. - 367 с.

83. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова. - Изд. 3-е, стер. - СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2006. - 489 с.

84. Центон // Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. -2005. - URL: https://literary criticism.academic.ru/416/центон (дата обращения 19.12.2021).

85. Цицишвили, Ю.Г. Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Цицишвили Юлия Григорьевна; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. -Ростов-на-Дону, 2013. - 22 с.

86. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: учебник для музыковедческих отделений муз. вузов / В.А. Цуккерман. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1987. - 239 с.

87. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке: Простые формы: учебник для студентов муз. вузов / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1980. - 296 с.

88. Черемухин, М.М. Музыка звукового фильма / М.М. Черемухин. - М.: Госкиноиздат, 1939. - 256 с.

89. Чернышов, А.В. Медиамузыка на телевидении: учебное пособие / А.В. Чернышов. - Москва: МГУ, 2009. - 112 с.

90. Чернышов, А.В. Музыка эпического кино / А.В. Чернышов // Звукорежиссер. - 2010. - № 2 (113). - С. 36-45.

91. Чернышов, А.В. Музыкальная теория медиажанров / А.В. Чернышов // Музыковедение. - 2010. - № 1. - С. 2-9.

92. Чигарёва, Е.И. Неоромантизм и неоканонические тенденции в отечественной музыке последней трети ХХ века / Е.И. Чигарёва // Памяти Е.В. Назайкинского. Интервью. Статьи. Воспоминания. - М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2011. - С. 268-287.

93. Шак, Т.Ф. Анализ медиатекста как музыковедческая проблема / Т.Ф. Шак // Междисциплинарность и социокультурное проектирование. -Краснодар, 2002. - С. 94-99.

94. Шак Т. Методология анализа музыки кино (к постановке проблемы) // Закадровое искусство: История и теория киномузыки: Материалы межд.

науч. конференции / ред.-сост. К.Н. Рычков. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - С. 21-32.

95. Шак, Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста: на материале художественного и анимационного кино: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Шак Татьяна Федоровна; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. -Ростов-на-Дону, 2010. - 46 с.

96. Шерель, А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки / А. Шерель. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 574 с.

97. Шестаков, В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В.П. Шестаков. - М.: Музыка, 1975. - 351 с.

98. Шилова, И. Фильм и его музыка / И. Шилова. - М.: Советский композитор, 1973. - 230 с.

99. Шилова, И.М. Киномузыка / И.М. Шилова // Музыкальная энциклопедия: в 6 томах / под. ред. Ю.В. Келдыша. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1974. - Стб. 792-796.

100. Adorno, T. Composing for the Films / T. Adorno, H. Eisler. - L.: Continuum, 2005. - 171 p.

101. Altman, R. Silent Film Sound / R. Altman. - N.Y.: Columbia University Press, 2004. - 462 p.

102. Beyond the Soundtrack: Representing Music in Cinema / ed. by D. Goldmark, L. Kramer, R. Leppert. - L.A., L.: University of California Press, 2007. - 333 p.

103. Buhler, J. Music and Cinema / J. Buhler, C. Flinn, D. Neumeyer. - Hannover: Wesleyan University Press, 2000. - 397 p.

104. Burt, G. The Art of Film Music / G. Burt. - Boston: Northeastern University Press, 1994. - 266 p.

105. Cook, D. A History of Narrative Film, 4th ed. / D. Cook. - N.Y.: W.W. Norton & Company, 2004. - 1087 p.

106. Cooke, M. A History of Film Music, 4th printing / M. Cooke. - Cambridge & N.Y.: Cambridge University Press, 2011. - 584 p.

107. Cooke, M. Film Music / M. Cooke // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / edited by Stanley Sadie; executive editor, John Tyrrell. - 2nd ed. -London: Macmillan; New York: Grove's Dictionaries, 2001. - V. 8 - P. 797810.

108. Kalinak, K. Film Music: A Very Short Introduction / K. Kalinak. - N. Y.: Oxford University Press, 2010. - 160 p.

109. Larsen, P. Film Music / P. Larsen. - L.: Reaktion Books Ltd., 2005. - 256 p.

110. Sam Fox Publishing Company. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sam Fox Publishing Company (дата обращения 13.12.2021).

111. Siebert, U.E. Filmmusik / U.E. Siebert // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel - Basel - London - New York - Prag - Metzler - Stuttgart - Weimar, 1998. - Bd. 3. - S. 446-474.

112. Wierzbicki, J. Film Music: A History / J. Wierzbicky. - N.Y.: Tailor & Francis, 2009. - 312 p.

113. Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 1. - Cleveland, 1913. - 23 p. - URL: https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John St epan) (дата обращения 13.12.2021).

114. Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 2. - Cleveland,

1913. - 26 p. - URL: https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John St epan) (дата обращения 13.12.2021).

115. Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 3. - Cleveland,

1914. - 24 p. - URL:

https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John St epan) (дата обращения 13.12.2021). 116. Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 4. - Cleveland, 1923. - 24 p. - URL:

https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John St epan) (дата обращения 13.12.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ. Дж. С. Замечник. Sam Fox. Киномузыка

В 1906 году Сэм (Сэмюэл) Фокс (Sam Fox, 1884-1971) из Кливленда основал американское музыкальное издательство «Sam Fox Publishing Company», которое впервые в США занялось издательством кинопартитур. В это же время было закончено строительство Кливлендского театра «Ипподром», музыкальным руководителем которого стал Джон Степан Замечник. Замечник начал писать оригинальные партитуры для фильмов, показываемых на Ипподроме, которые издавал Фокс. Деловые отношения между Фоксом и Замечником процветали, и музыкальный руководитель «Ипподрома» стал основным композитором и музыкальным руководителем издательской компании Fox. Замечник использовал более двадцати псевдонимов при написании своих песен, создавая впечатление, что издательство - большая компания. Результатом сотрудничества Fox и Замечника стало издание более 2000 композиций19.

Известно по крайней мере четыре тома музыки, написанной Замечником для сопровождения фильмов, изданных компанией Fox. Приведем содержание четырех томов и ноты первого тома.

19 Sam Fox Publishing Company. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sam_Fox_Publishing_Company (дата обращения 13.12.2021).

Дж. С. Замечник. Sam Fox. Музыка кино. Том 120

1. Торжественный марш

2. Индийская музыка

3. Восточный танец с вуалью

4. Китайская музыка

5. Восточная музыка

6. Мексиканская или испанская музыка

7. Похоронный марш

8. Сцена смерти

9. Церковная сцена

10. Военная сцена: В военном лагере

11. Военная сцена: Отправляемся в бой

12. Военная сцена: Бой

13. Ковбойская музыка

14. Гротесковая или клоунская музыка

15. Таинственная музыка грабителей

16. Таинственная музыка грабителей

17. Быстрая музыка (для борьбы)

18. Быстрая музыка (для дуэли)

19. Быстрая музыка

20. Быстрая музыка (для сцен толпы или пожара)

21. Сцена шторма

22. Матросская музыка

23. Сказочная музыка

24. Жалобная Музыка

20 Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 1. - Cleveland, 1913. - 23 p. -URL: https://imslp.ors/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John Stepan) (дата обращения 13.12.2021).

25. Жалобная Музыка

Дж. С. Замечник. Sam Fox. Музыка кино. Том 221

1. Триумфальный марш

2. Индийская песня о любви

3. Индейский военный танец

4. Индийская музыка

5. Японская песня о любви

6. Восточный танец или сцена

7. Восточная музыка

8. Любовная сцена

9. Жалобная музыка

10. Испанская или мексиканская сцена

11. Пять танцев: Русский народный танец

12. Пять танцев: Менуэт (придворный танец - период Людовика XIV)

13. Пять танцев: Итальянская тарантелла

14. Пять танцев: Испанское фанданго

15. Пять танцев: Зулусский или африканский танец

16. Еженедельная (Pathé, Gaumont и т.д.) Часть 1: Маневры европейской армии

17. Еженедельная Часть 2: Похоронный марш

18. Еженедельная Часть 3: Парижская мода

19. Еженедельная Часть 4: Гонки на самолетах или регатах

21 Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 2. - Cleveland, 1913. - 26 p. -URL: https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John Stepan) (дата

20. Еженедельная Часть 5: Марафонские, конные или автомобильные гонки

21. Еженедельная Часть 6: Выставка (цветы и т.д.)

22. Еженедельная Часть 7: Место взрыва или пожара

23. Музыка грабителей или отрицательных персонажей

24. Быстрая музыка (для сражений, борьбы и т.д.)

Дж. С. Замечник. Sam Fox. Музыка кино. Том 322

1. Попурри из движущихся картинок

2. Западная сцена

3. Западная музыка «Round Up»

4. Нападение индейцев

5. Сцена охоты

6. Куранты (церковные или религиозные сцены)

7. Чрезвычайно драматичная сцена

8. Колыбельная музыка

9. Музыка приема

10. Комедийная сцена

11. Сцена битвы

12. Музыка военного трибунала

13. Любовная сцена в саду

14. Жалобная музыка

15. Раскаяние

16. Кубинская или мексиканская музыка (бразильский матчиш)

22 Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 3. - Cleveland, 1914. - 24 p. -URL: https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John Stepan) (дата

17. Морская сцена

18. Водная или волшебная сцена

19. Прощальная музыка (для сцены расставания или любви)

20. Римская торжественная музыка

21. Детективная сцена (В поисках разгадки)

Дж. С. Замечник. Sam Fox. Музыка кино. Том 423

1. Марш завоевателей

2. Арабский шейх

3. Восточная сцена

4. Западная сцена

5. Горе индейца

6. Канадская конная полиция

7. Логово в Китайском квартале

8. Пасторальная сцена

9. Спокойное море

10. Место смерти

11. Королевская стража

12. Тропический остров

13. Сцена охоты

14. Гонки

15. Гротескная или клоунская музыка

16. Жалобная музыка

17. Мистериозо (Грабитель или Темные сцены)

23 Zamecnik, John Stepan. Sam Fox Moving Pictures Music. - V. 4. - Cleveland, 1923. - 24 p. -URL: https://imslp.org/wiki/Sam Fox Moving Picture Music (Zamecnik, John Stepan) (дата

18. Мистериозо (Грабитель или Темные сцены)

19. Спешите (для борьбы)

20. Спешите (для поединков на мечах)

21. Спешите (для общего пользования)

22. Спешите (для общего пользования)

23. Спешите (для большой путаницы)

24. Спешите (для сцен толпы или пожара)

25. Сцена шторма

FESTIVAL MARCH

J. S. Zameckik

Maestoso

TRIO

Oriental Veil Dance

J. S. Zambcnik

Moderato

CHINESE MUSIC

J. S. Zamecnik

ORIENTAL MUSIC

J. S. Zamkcnik

TRIO

CHURCH MUSIC

J. S. Zamkcv.k -

Andante religioso.

i» o g-i-1^ *7 11 ó......a " S' *f jf . ij. u »-m gp-44 r J • 3 J r A——Jrt~. —5--6--_......m-«5-- ® 3 • p d J m f

0 J g-U^-J^--Í-[---1--e =d=-°- 3 ^ -—ij— J J 1 j r Mr —j---- j J i- I 3 J. J j i fM J i

№ —at-—r~i—f H N --- _5—^- —'r

I i rr-h —:--P-© tt^ i ----S--- - , P f f | | J J ^ J-c1—1 Is] II J 1

• i-Ull f (Ckh f 1.1 J ^-i---- <ncs) I J 1 J --_t----a-H FiH

^r" K ft <5—4-J--*J— 0 " J J j-j =4= i é g frf¥ffrf #f t H5—•-h

NH • 4)1# # —a —®—0 éf ** ó |¿r J t[J J ---f5^- ---1------ f (CW*e f) i —J--9:*J

—J—•—* ¿J ^ i 11 L Ff |J " J ii J J J 1 L 1 =irF Ma —T. -

u 1 J J J i J * * a-r. ¿ d C f ¿1 , J. d ifiV—■ j r r-L 1

WAR SCENE

following three numbers can be played in succession for a complete w;ir sc-ene.

PART ONE-"In Military Camp" J.S.Zamecnik

PART TWO- 'Off For Battle

iNP

■'vMifJ IrfJlrT J Irfjlrij IrTJ

cTJIrf JicT J IrMlif if lififlf fflpy ¿>•"Lcrc;r¿r F if F

■in g- r I^TJrrjrrjIr r J IrTjirT J I. rjlr rj

Scyue ad lih

PART THREE-"The Battle

o vivo

jfy marcato

Battlefield" PI

PART TWO

PART FOUR

Mysterious - Burglar Music

J. S. Zamecnik

pypyf7

Mysterious - Burglar Music

J. S. Zamecnik

$ ¡¡p J^ljy* Jiff*

H 4 i J1^ If * {nlrftH

HURRY MUSIC

(FOR STRUGGLES)

J. S. Zamrcnik

HURRY MUSIC

(FOR DUELS)

HURRY MUSIC

J. S. Zamkonik

mlfrrrl'tiifirm^

gj\u±j\\i] ^iMilLLi

iBgEETP it IM

STORM SCENE

■J. S. Zamkcnik

SAILOR MUSIC

J. S. Zameonik

4J i [J U^p

Fairy Music

J. S. Zamecnik

MOVING PICTURE MUtflC

VOL.2

Dramatic and Descriptive Motion Picture Music

SamFoxMPubCa

CLtVLLVND N r\V VOHK

JC/ CENTS Canada and Foreign >

Dramatic and Descriptive

SamFox M Pub.Co.

n rvpi i Kin ^^ VCTir

CENTS

Motion Picture Music

Except Canada and Foreign)

CLEVELAND

NEW YORK

CONTENTS

Moving Picture Medley

Western Scene

Round Up

Western

Music

Indian Attack

Hunting Scene

Chimes (Church or Religious Scenes)

Intensely Dramatic Scene

Lullaby Music

Reception Music

Comedy Scene

Battle Scene

Court Martial Music

Garden Love Scene

Plaintive Music

Remorse

Cuban or Mexican Music (Maxixe Brazilian)

Marine Scene

Water or Magic Scene

Goodbye Music (For Parting or Love Scene)

Roman Festival Music

Detective Scene (In Search of a Clue)

Copyright MCMXiy by Sim Foi Publishing Co., Cltrclmd. Ohio. (Internationa! Copyright Stcurtd)

Soil! Agents for Great Britain and the Colonies (eicludint Canada, Australia aild lîew Zealand)

Keith Prowao

Company, Limited

'ALL RIGHTS KKSKRVEDl

Including PuOHo Performance For Profit-

.Go.

CLBVXUX9

SAM FOX

MOVING PICTURE

MUSIC

By J.

S

ZAME CNIK

VOL. 3

PRICE 50 CENTS

(Except Canada and Foreign)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.