Формирование умения игры по слуху у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Заволжанская, Ирина Юрьевна

  • Заволжанская, Ирина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 209
Заволжанская, Ирина Юрьевна. Формирование умения игры по слуху у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2012. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Заволжанская, Ирина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН диссертации

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИГРЫ ПО СЛУХУ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

1.1 Феномен игры по слуху как разновидности свободного музицирования: общетеоретический подход

1.2 Умение игры по слуху в аспекте общей и музыкальной педагогики

1.3 Алгоритм исполнительских действий при обучении будущего учителя музыки игре по слуху на фортепиано

Выводы по первой главе

Глава 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ ИГРЫ ПО СЛУХУ НА ФОРТЕПИАНО

2.1 Констатирующее исследование сформированности умения игры по слуху

2.2 Методика формирования у студентов умения игры по слуху на основе алгоритма исполнительских действий

2.3 Итоговое исследование сформированности умения игры по слуху на фортепиано

Выводы по второй главе

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умения игры по слуху у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации при определении приоритетов отечественной педагогики музыкального образования стал учитываться массовый интерес к свободному (т.е. без нот) музицированию. Распространение новейших клавишных инструментов (синтезаторов, медиаклавиатур) создало выгодные условия для творческой самореализации человека. В этой связи особую актуальность приобретает игра по слуху - «исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально-слуховых представлений без помощи нот» (Г.И. Шахов). Понятия «игра по слуху», «подбор по слуху», «музицирование по слуху» присутствуют в искусствоведении, музыкальной педагогике и психологии. Многие исследователи отмечают необходимость расширения спектра профессиональных умений, навыков и нацеливают современных исполнителей на развитие импровизаторских способностей, умения свободно музицировать (С.Г. Гуреев, С.М. Мальцев, Г.М. Цыпин и др.), ставя в пример тип музыканта-универсала прошлого. Необходимость изучения природы и техники свободного музицирования отражена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, где акцентируется значимость разносторонней исполнительской подготовки музыканта-профессионала, в том числе необходимость владения им навыками ансамблевого исполнительства, транспонирования, умением адаптироваться к любым условиям работы и т.д. Особую актуальность перечисленные умения и навыки приобретают для выпускников музыкальных факультетов педагогических вузов, которые столкнутся с проблемами творческого музицирования с первых же дней своей трудовой деятельности в школе. Однако анализ современной ситуации свидетельствует о недостаточной подготовке музыкантов-профессионалов к игре по слуху. Причин такого положения много: ограниченность природных задатков учащихся, традиции классического музыкального образования с его узкопро-

3

фильностью, отсутствие интереса к свободному музицированию со стороны педагогов, дефицит учебных дисциплин, обеспечивающих развитие соответствующих умений, недостаточная разработанность теоретических и методических основ данного вида деятельности.

Авторы большинства существующих методик обучения игре по слуху адресуют свои идеи, в основном, учащимся довузовского уровня (Т.Л. Беркман, С.С. Ляховицкая, Г.И. Шатковский). Т.Н. Родионова подчеркивает важное значение игры по слуху в многоступенчатой программе ускоренного развития импровизационных умений детей. Механизм формирования навыков транспонирования и жанрово-стилевого моделирования рассматривает Э.Э. Кержковская. Раннее обучение гармонии, межпредметные взаимодействия (сольфеджио-гармония-фортепиано) предлагают для развития музыканта H.A. Бергер, С.М. Мальцев, И.В. Розанов и др. Профессиональная ступень музыкального образования испытывает дефицит методического обеспечения обучения игре по слуху. Единственное на сегодняшний день учебное пособие для вузов (Г.И. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование») адресовано баянистам и аккордеонистам, поскольку именно в их практике этот вид исполнительства активно востребован. В отличие от представителей высшей баянной педагогики - Г.И. Шахова, В.Н. Мотова, В.И. Шарабурова и др. - проблемы игры по слуху недостаточно разрабатываются пианистами. Е.И. Кубанцева и Е.М. Шендерович ограничиваются упоминанием игры по слуху как актуального вида концертмейстерской практики, Ю.В. Шмалько изучает природу игры по слуху в свете теории интонации Б.В. Асафьева, И.Н. Одинокова исследует ее в опоре на жанровую специфику музыки, а С.Е. Оськина и Д.Г. Парнес предлагают вырабатывать эмпирически приобретаемые слухо-двигательные стереотипы. Однако многоаспектной методики, рассчитанной на обучение игре по слуху на фортепиано в условиях музыкального вуза и вмещающей весь комплекс профессиональных знаний, навыков и умений, пока не предложено.

Все вышесказанное позволило выделить следующие противоречия:

- между требованиями к всесторонней профессиональной подготовке будущего учителя музыки, включающими в себя навыки свободного музицирования, и недостаточной реализацией данных требований в процессе подготовки учителя музыки в вузе;

- между необходимостью освоения учителями музыки при обучении в вузе игры по слуху и отсутствием должного статуса данного вида профессиональной деятельности в содержании образовательных программ;

- между необходимостью обучения игре по слуху на фортепиано для полноценной профессиональной деятельности учителя музыки и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в условиях вуза.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, суть которой заключается в теоретическом осмыслении феномена игры по слуху, а также в поиске эффективных путей обучения студентов этому виду музицирования.

На основе обнаруженных противоречий и выявленной проблемы определена тема исследования: «Формирование умения игры по слуху у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация методики формирования умения игры по слуху на фортепиано у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителя музыки в вузе.

Предмет исследования: методика формирования умения игры по слуху на фортепиано у студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Гипотеза исследования. Формирование умения игры по слуху у студентов будет эффективно, если:

- ориентировать учащихся на последовательность действий, осуществляемых

в следующей динамике: от анализа предложенного музыкального материала - к

двигательно-моторному его воплощению, выполняемому при помощи зритель-

5

но-слухового (сенсорного) контроля, где доминантным действием студентов станет осмысление функционально-гармонического содержания исполняемого, а константным фактором - их слуховая активность;

- умение игры по слуху будет пониматься как сложное образование, включающее умение диагностировать (анализировать) предложенный музыкальный материал, умение воплощать его в исполнительстве с помощью психомоторики, умение импровизационно его перерабатывать;

- будет разработана методика формирования умения игры по слуху, включающая межпредметные взаимодействия и алгоритм музицирования, обеспечивающий разделение сложного действия на более простые, выполняющиеся как относительно самостоятельные (устный самодиктант, гармонизация мелодии, анализ и моделирование, фактурная интерпретация, транспонирование и др.);

- основным вектором обучения игре по слуху станет личностно-ориентированный подход, предполагающий формирование умения игры по слуху с учетом индивидуальных способностей студентов и в режиме активной исполнительской практики.

В соответствии с целью и гипотезой диссертационного исследования сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа специальной литературы уточнить определение «игра по слуху» с учетом специфики вузовского обучения.

2. Определить содержание и структуру умения игры по слуху, критерии и показатели его сформированности у студентов.

3. Выявить алгоритм игры по слуху как последовательность соподчиненных исполнительских действий.

4. Обосновать оптимальные формы, методы, этапы, приемы и средства реализации методики формирования у студентов умения игры по слуху.

5. Проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной методики в рамках изучения студентами авторского курса «Основы гармонизации по слуху».

Методологической основой исследования явились: теория творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, C.JI. Рубинштейн и др.); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); положения музыкальной психологии о природе музыкальной деятельности (JI.JL Бочкарев, В.И. Петрушин,

A.B. Торопова, Ю.А. Цагарелли и др.); концепции современной дидактики и теория личностно-ориентированного образования (В.П. Беспалько,

B.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, A.B. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория формирования творческих умений (Б.Г. Ананьев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.); концепции профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.); теория фортепианного исполнительства и концертмейстерского искусства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, М.Н. Курбатов, Г.Г. Нейгауз, К.А. Мартинсен, С.И. Савшинский, Е.М. Шендерович и др.); идеи отечественных и зарубежных ученых о природе психомоторного развития музыканта (Й. Гат, Г.Л. Ержемский, В.Х. Мазель, О.Ф. Шульпяков и др.); теория творческих способностей (А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); положения музыкальной педагогики о межпредметных связях (Л.Б. Булатова, Т.А. Калужская, Е.В. Назайкинский и др.); концепции развития музыкального слуха и мышления (М.Г. Арановский, И.П. Гейнрихс, Е.В. Давыдова, А.Л. Островский, М.С. Старчеус, Ю.В. Шмалько и др.); идеи о природе искусства импровизации (С.М. Мальцев, Л.Н. Мун, М.А. Сапонов И др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: - теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, физиологической, музыкально-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и структурирование изученного материала; анализ стандартов, учебных планов и программ профессиональ-

ной подготовки музыкантов; обобщение результатов опытно-поисковой работы; синтез, сравнение, моделирование;

- эмпирические: наблюдение за музыкально-исполнительской деятельностью студентов; методы педагогической диагностики (тестирование, анкетирование); совместное обсуждение продуктов музицирования учащихся (диспут); опытно-поисковая работа.

Исследование проводилось в 2006-2011 гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования и передового педагогического опыта, формировался понятийно-терминологический аппарат, определялись объект и предмет исследования, разрабатывались диагностический инструментарий работы и методика обучения студентов игре по слуху на фортепиано. На втором этапе (2007-2010 гг.) проводилась опытно-поисковая работа с целью проверки гипотезы исследования и результативности разработанной методики, происходили накопление и обработка информации. На третьем этапе (2011 г.) осуществлялись анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы, оценивалась эффективность разработанной методики, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.

Базой исследования явились Уральский государственный педагогический университет (Институт музыкального и художественного образования) и Государственный педагогический институт г. Глазова (музыкально-педагогический факультет).

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Теоретически обоснована и доказана целесообразность активизации музыкального мышления в процессе обучения студентов игре по слуху, т.к. точность исполнительских действий напрямую связана с ясностью программ игровых движений в сознании музыканта. Такие - идеомоторные - процессы в игре по слуху максимально актуализируются в том случае, если слуховые

задатки музыканта ограничены, т.е. степень активизации мышления учащихся зависит от уровня их индивидуальной слуховой одаренности.

2. Разработана методика формирования у студентов умения игры по слуху на фортепиано, нацеливающая их на активизацию музыкального мышления в игре по слуху, предусматривающая межпредметные взаимодействия, поэтапность обучения и комплексное развитие компонентов психомоторики музыканта (когнитивного, сенсорного и моторного), основанная на личност-но-ориентированном подходе, включающая алгоритм исполнительских действий, предполагающая использование комплекса методов (слухового воспитания, продуктивного обучения, репродуктивные, эвристические, проблемное изложение материала, анализ продуктов музицирования, наглядный и др.) и различные формы организации деятельности (групповые, индивидуальные, парные, лекции, практикум, конкурсы и др.).

3. Определен алгоритм исполнительских действий в игре по слуху на фортепиано, включающий 7 основных ступеней, адресованных студентам с недостаточно развитыми сенсомоторными способностями (устный самодиктант и выявление гармонического потенциала мелодии, гармоническое моделирование с учетом ритмо-пульса гармонии, игра гармонической модели в разных тональностях, фактурно-жанровое оформление модели, итоговое исполнение и транспонирование), а также три дополнительные ступени (перегармонизация, аранжировка и импровизация), рассчитанные на одаренных студентов.

Теоретическая значимость исследования:

1. Дано рабочее определение понятия «игра по слуху» как вида музыкально-исполнительского творчества, основанного на реализации внутренне-слуховых гармонических представлений посредством моторики, при постоянном сенсорном контроле и активизации музыкального мышления.

2. Выявлено, что умение игры по слуху - это комплекс осознанных исполнительских (психомоторных) действий, обеспечивающий эффективное

практическое применение музыкально-теоретических знаний в условиях ак-

9

тивизации слухового самоконтроля. Являясь сложным умением, оно включает следующие структурные компоненты: аналитический (диагностика ладо-гармонической основы произведения), психомоторный (ее воплощение в собственно исполнительской деятельности, т. е в игре), креативный (импровизационная ее интерпретация в различных модусах).

3. Обоснованы целесообразность и возможность личностно-ориентированного подхода к обучению студентов игре по слуху, позволяющего создавать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности предлагаемого алгоритма и учитывающего пестроту базовой подготовки (и даже ее отсутствие) у будущих учителей музыки в современном образовательном пространстве.

Практическая значимость исследования:

1. Разработаны и внедрены в образовательный процесс авторские курсы «Основы гармонизации по слуху» и «Фактурно-гармонические основы аккомпанемента».

2. Создан дидактический материал по формированию умения игры по слуху на фортепиано - учебное пособие с нотным приложением, методические рекомендации для преподавателей с систематизированным иллюстративным материалом.

3. Выявлены критерии, показатели и уровни сформированности у музыкантов умения игры по слуху на фортепиано. К критериям относятся: а) владение основами теоретического анализа; б) владение исполнительскими навыками; в) готовность к творческой интерпретации музыкального материала.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены научным уровнем исходных теоретических и методологических подходов; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; объемом и результатами опытно-поисковой работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в

процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя му-

10

зыкально-теоретических и исполнительских дисциплин УрГПУ и ГГПИ в рамках изучения студентами этих вузов ведущих профильных предметов («Гармония», «Концертмейстерский класс», «Основной музыкальный инструмент», «Сольфеджио», «Полифония») и авторских курсов («Основы гармонизации по слуху» и «Фактурно-гармонические основы аккомпанемента»). Основные положения исследования опубликованы в виде статей и тезисов в сборниках научных трудов (Винница, Екатеринбург, Кемерово, Нижний Новгород, Саранск, Челябинск, Уфа и др.), отражены в докладах на международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях (2008 и 2009 - Екатеринбург, 2009 - Нижний Новгород).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Игра по слуху - вид музыкально-исполнительского творчества, основанный на реализации внутренне-слуховых гармонических представлений посредством моторики, при постоянном сенсорном контроле и активизации музыкального мышления.

2. Умение игры по слуху является сложным умением, включающим следующие компоненты, отражающие этапы выполнения действий: аналитический (умение диагностировать ладогармоническую основу произведения: выявить гармонический потенциал мелодии, осознать гармоническую логику и представить ее внутренним слухом, составить гармонический трафарет произведения с учетом ритмо-пульса гармонии); психомоторный (умение воплотить гармонический остов произведения с помощью психомоторики: продемонстрировать объем исполнительских навыков, в т.ч. владение многообразными фактурно-жанровыми моделями и техникой транспонирования, активизировав слуховой самоконтроль); креативный (умение импровизационно интерпретировать музыкальный материал: показать владение техникой перегармонизации и техникой стилистического моделирования, задействовав все грани слуха, продемонстрировать компетентность в сфере музыкально-компьютерных технологий - при аранжировке произведения).

3. Методика формирования умения игры по слуху у будущих учителей музыки опирается на межпредметные взаимодействия, ориентирует студентов на активизацию музыкального мышления в игре по слуху, основана на личностно-ориентированном подходе, предусматривает поэтапность обучения и комплексное развитие компонентов психомоторики музыканта (когнитивного, сенсорного и моторного), включает алгоритм исполнительских действий, предполагает использование комплекса методов (слухового воспитания, продуктивного обучения, репродуктивные, эвристические, проблемное изложение материала, анализ продуктов музицирования, наглядный и др.), различные формы организации деятельности (групповые, индивидуальные, парные, лекции, практикум, конкурсы и др.). Основным условием реализации разработанной методики является учет уровня слуховой одаренности студентов и их пианистической подготовки.

4. Формирование у студентов умения игры по слуху на фортепиано целесообразно осуществлять по алгоритму, отражающему следующую динамику исполнительских действий: от анализа предложенного музыкального материала - к двигательно-моторному его воплощению, выполняемому при помощи зрительно-слухового (сенсорного) контроля. Разработанный алгоритм структурирует сложные исполнительские действия на более простые, выполняющиеся как относительно самостоятельные. Он включает 10 ступеней, из которых 7 основных адресованы студентам с недостаточно развитыми сен-сомоторными способностями: устный самодиктант и гармонизация мелодии с целью выявления ее гармонического потенциала, гармоническое моделирование с учетом выявленного пульса ладо-функциональных смен, игра гармонической модели в разных тональностях, фактурно-жанровое оформление модели, итоговое исполнение и транспонирование. Три дополнительные ступени - перегармонизация, аранжировка и всевозможная импровизация - рассчитаны на одаренных студентов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, библиографического списка и приложения.

12

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИГРЫ ПО СЛУХУ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

1.1. Феномен игры по слуху как разновидности свободного музицирования: общетеоретический подход

Инструментальное музицирование как способ приобщения к музыке в активной форме аккумулирует в себе фактически все виды человеческой деятельности, мышления, эмоциональных переживаний. Оно включает сложную сенсомоторную координацию, активизирует творческое начало исполнителя и создает широчайшие возможности самовыражения через импровизационные формы работы. В совокупности с психологическими факторами (концентрация воли для совершения действий, сценическое самообладание) все перечисленные достоинства инструментального музицирования в итоге способствуют развитию музыкального интеллекта, слуха, моторно-двигательного аппарата, исполнительской воли и инициативности - т.е. формируют личность музыканта. «Игра на музыкальных инструментах представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации и высокой степени личностное развитие в целом, и отлаженную работу психических процессов - воли, внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, - и безупречную согласованность тонких физиологических движений» [155, С. 45].

Одной из уникальных и полезных форм исполнительского творчества является игра по слуху. Будучи компонентом профессиональной подготовки музыканта и предполагая наличие природных задатков, она нередко требует осознанных исполнительских усилий, побуждает музыканта к активной слуховой и умственной деятельности. Развивающий эффект игры по слуху признается и теоретиками, и практиками музыкального искусства: необходи-

13

мость активного включения всего организма в такое - свободное (т.е. без нот) - музицирование представляется тем идеальным случаем, который способен сформировать ценные профессиональные качества в максимально сконцентрированном виде.

Понятия «игра по слуху», «подбор по слуху», «музицирование по слуху» при всей их незначительной содержательной вариантности, присутствуют в общей и исполнительской педагогике, методике, музыкальной психологии, а также в искусствоведении. Все они характеризуют один из основных и сложных видов музыкально-исполнительской деятельности, но подразумевают разный масштаб толкования явления: если «игра по слуху» трактуется в сугубо прикладном, практическом значении - как собственно акт игры без нот, непосредственное безостановочное исполнение музыкального материала на основе внутренне-слуховых представлений, то понятие «музицирование по слуху» охватывает весь комплексный процесс освоения исполняемого, включая предварительный его анализ во многих проекциях и итоговое фактурно-жанровое решение с элементами всевозможной импровизации (И. Н. Одино-кова, В. И. Павлов, Г. И. Шахов, Ю. В. Шмалько и др.). Термин же «подбор (подбирание) по слуху» имеет, во-первых, бытовой оттенок и применяется как синоним «игры по слуху», главным образом, в устной речи, а во-вторых, сопряжен с первичной (и часто - элементарной) поисковой слухо-моторной деятельностью (T. J1. Беркман, С. С. Ляховицкая, И. В. Ядова и др.).

Однако все указанные варианты названия, по сути, означают одно - процесс музицирования без нот, выявляющий комплекс психомоторных качеств музыканта, уровень развитости слуха и исполнительской техники, готовность к прикладному освоению теоретических знаний и к свободному творческому самовыражению. Такое толкование абсолютно перекликается с позицией современной психологии, трактующей игру как «вид деятельности, направленный не на получение практического результата, как это имеет место в процессе труда, а на сам процесс этой деятельности» [155, С. 38]. Однако в ракурсе данного исследования игра по слуху будет рассматриваться двояко: как

14

собственно двигательно-моторный акт и как исполнительский процесс, нацеленный в итоге на выработку практического умения, актуальность которого подтверждается повседневной профессиональной работой учителя музыки. В целом, само явление «игра по слуху» - чрезвычайно интересный феномен музыкального исполнительства, анализ которого необходим для понимания его сложной органической природы в целях разработки соответствующей методики обучения.

Деятельностная суть, творческий характер и многокомпонентность игры по слуху обнаруживают органическое родство с такими понятиями как «творчество», «деятельность» и др. Во многих философских работах (Демокрит, Платон, Б. Ф. Сорокин и др.) утверждается единство предметного и чувственного в деятельности. Человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта, как личность.

В обучении игре по слуху именно деятельность как «проявление совокупности действий, занятий, труда» [143, С. 164] является смыслообразую-щим звеном: учащийся овладевает техникой игры в режиме активного (аудиторного и домашнего) практического музицирования, отбирая для этого (опытным путем) необходимые сенсомоторные комбинации. Функции деятельности педагога сводятся к созданию условий по формированию и контролю за практическим усвоением учащимися теории игры по слуху. Сквозной является постоянная слуховая деятельность (на уровне как внешнего контроля - со стороны педагога, так и самоконтроля). С учетом разной степени музыкальной одаренности учащихся в игре по слуху актуализируются разные виды деятельности. Так, например, интенсивность умственной деятельности (мышления) музыканта, по нашему мнению, во многом зависит от качества его слуховых способностей: чем они развитее, тем менее трудоемким оказывается исполнительский процесс для играющего по слуху.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Заволжанская, Ирина Юрьевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки [Текст] : метод, рекомендации / Э. Б. Абдуллин. - М.: МИРОС, 1992. - 72с.

2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

3. Актуальные проблемы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе школа-училище-вуз [Текст] : сб. статей / под ред. В. Ф. Красноскулова. - Ростов н/Дону: Гефест, 1998. -264 с.

4. Алексеев, А. Д. Из истории фортепианной педагогики [Текст] : хрестоматия / А. Д. Алексеев. - Киев: Муз1чна Украша,1974. - 165 с.

5. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства [Текст] : учебник. В 3-х ч. / А. Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - Ч. 1, -Ч. 2.-415 с.

6. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1978. - 288 с.

7. Алексеев, А. Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя [Текст] / А.Д. Алексеев // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. трудов, вып. XXXII. - М.: МГПИ, 1977. -С.56 - 62.

8. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

9. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Анисимов. -М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

10. Анохин, П. К. Избранные труды Философские аспекты теории функциональной системы [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Наука. 1978. - 400 с.

11. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Артоболевская. - 6-е изд. - М.: Сов. композитор, 1992. - 103 с.

12. Арчажникова, JL Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (в процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе) [Текст] : дис.... канд. пед. наук / JI. Г. Арчажникова. - М.: [б. и.], 1972. - 250 с.

13. Арчажникова, JI. Г. Профессия - учитель музыки [Текст] : книга для учителя / JI. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.

14. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев // под ред. Е. М. Орловой; 2-е изд.; - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

15. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

16. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 327 с.

17. Баренбойм, Л. А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л.: Советский композитор, 1989. - 368 с.

18. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л. А. Баренбойм. - М.: Советский композитор, 1974. - 336 с.

19. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию [Текст] / Л. А. Баренбойм; исследования; изд. 2-е, доп. - Л.: Советский композитор, 1979. - 268 с.

20. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.

21. Бейрюмова, Л. Г. Обучение навыкам подбора аккомпанемента на фортепиано [Текст] : Метод, рекомендации для преподавателей вузов и педучилищ / Л. Г. Бейрюмова. - М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов комитета по высшей школе Миннауки России, 1993.- 121 с.

22. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. - М.: Владос, 2004, - 375 с.

23. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) [Текст] / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.; Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2005. - 208 с.

24. Бергер, Н. А. Носители гармонии [Текст] // Искусство и образование. -2008. - № 4 (54). - С.77 - 87.

25. Бергер, Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке [Текст] / Н. А. Бергер. - Спб.: КАРО, 2004. - 368 с.

26. Бергер, Н. А. Человек музицирующий: утопия или перспектива? [Текст] // Искусство и образование. - 2008. - № 1 (51). - С. 24 - 30.

27. Беркман, Т. J1. Индивидуальное обучение музыке [Текст] / Т. JI. Берк-ман. - М.: Просвещение, 1964. - 22 с.

28. Беркман, Т. J1. Обучение музыке в школе [Текст] / Т. JI. Беркман. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 65 с.

29. Берлянчик, М. М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя [Текст] / М. М. Берлянчик // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. трудов. - Новосибирск: НТК, 1986. - Вып. 4. - С.35 - 55.

30. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Наука, 1966. - 172 с.

31. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1970. - 300 с.

32. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

33. Блинова, М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности [Текст] / М. П. Блинова. - Л.: Музыка, 1974. -144 с.

34. Блох, О. А. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов [Текст] : Монография / О. А. Блох. - М.: МГУКИ, 2006. -

178

221 с.

35. Бойко, Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии / Е. И. Бойко // Советская педагогика. - 1955. - № 1 - С.41 -54.

36. Бочкарев, JI. JI. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев. -М.: ИПРАН, 1997. - 350 с.

37. Бузони, Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания [Текст] / Ф. Бузони // Исполнительское искусство зарубежных стран. -М.: Музгиз, 1962. - Вып. 1. - С. 141 - 176.

38. Булатова, Л. Б. Применение музыкально-теоретических знаний в работе исполнителя [Текст] / Л. Б. Булатова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: межвуз. сб. трудов, вып. XXXII. - М.: МГПИ, 1977. -С.90 - 94.

39. Визель, 3. А. Упражнения по гармонии на фортепиано [Текст] : учеб. пос. для студ. / 3. А. Визель. - Свердловск, [б. и.], 1988. - 34 с.

40. Вишнякова, Н. Ф. Музыкальная импровизация [Текст] / Н. Ф. Вишнякова. - Минск: [б. и.], 1992. - 97 с.

41. Вопросы фортепианного исполнительства [Текст] : Сборник статей / под ред. М. Г. Соколова. - М.: Музыка, 1965. - Вып. 1 - 246 с.

42. Вопросы фортепианного исполнительства [Текст] : Сборник статей / под ред. М. Г. Соколова. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 2- 283 с.

43. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. -СПб.: Союз, 1997.- 144 с.

44. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве [Текст] / под ред. С. М. Хентовой. - М.-Л.: Музыка, 1966. - 315 с.

45. Галич, В. В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах [Текст] // Вопросы фортепианной педагогики: сб. статей под ред. В. А. Натансона. - Вып. 4. - М.: Музыка, 1976. - С.31 - 45.

46. Гальперин, П. Я. К теории программированного обучения [Текст] / П. Я.

179

Гальперин. - М.: Просвещение, 1967. - 128 с.

47. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. В.Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004.-512 с.

48. Гат, Йожеф. Техника фортепианной игры [Текст] / Йожеф Гат. - М.: Музыка, 1967. - 244 с.

49. Гейнрихс, И. П. Музыкальный слух и его развитие [Текст] / И. П. Гейнрихс. - М.: Музыка, 1978. - 80 с.

50. Гладышева, О. О. Теория и методика обучения композиции и импровизации [Текст] : Учеб. пособие / О. О. Гладышева. - М.: Изд-во Спутник+, 2010.-181 с.

51. Гольденвейзер, А. Б. Статьи. Воспоминания. Материалы [Текст] / А. Б. Гондельвейзер. - М.: Сов. Композитор, 1969. - 447 с.

52. Горбатов, Д. С. Умение и навык: о соотношении содержания этих понятий [Текст] / Д. С. Горбатов // Педагогика. - 1994. - № 2 - С. 15 - 19.

53. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология [Текст] / А. Л. Готсдинер. -М.: ИВ Магистр, 1993.- 193 с.

54. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст] / Иосиф Гофман. - М.: Музгиз, 1961. - 225 с.

55. Григорьев, В. Ю. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя [Текст] / В.Ю. Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7: сб. статей / Сост. В. И. Руденко. - М.: Музыка, 1986.-С. 65-81.

56. Гринштейн, С. Н. Великие фортепианные педагоги прошлого [Текст] / С. Гринштейн. - Спб.: Композитор Санкт-Петербург, 2004. - 144 с.

57. Гуреев, С. Г. Играем с музыкой [Текст] / С. Г. Гуреев. - Спб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007. - 40 с.

58. Давыдова, Е. В. Методика преподавания сольфеджио [Текст] : Учеб. пособие / Е. В. Давыдова. - М.: Музыка, 1986. - 160с.

59. Дьяченко, И. Ю. Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе [Текст] : дис.... канд. пед. наук / И. Ю. Дьяченко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2009.- 134 с.

60. Дядченко, М. С. Тесты для проверки музыкального слуха и информационные технологии [Текст] / М. С. Дядченко // Музыка в информационном мире: Наука. Творчество. Педагогика: сб. науч. статей. - Ростов-н/Дону: РГК, 2003. - С. 319 - 339.

61. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 2-е изд. - М.: Академия, 2005. -208 с.

62. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - 4-е изд. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

63. Занков, Л. В. Обучение и развитие [Текст] / Л. В. Занков. - М.: Педагогика, 1975.-440 с.

64. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека [Текст] : учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

65. Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1978.-320 с.

66. Иофис, Б. Р. Музыкально-композиционная деятельность учителя музыки: сущность, структура, педагогические условия освоения [Текст] / Б. Р. Иофис // Методология педагогики музыкального образования : сб. научных статей; под ред. Э. Б. Абдуллина. - М., 2007. - С.237 - 243.

67. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

68. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

69. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развития учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. — М., 1968. - 87 с.

70. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

71. Как научить играть на рояле. Первые шаги [Текст] : сб. статей / сост. С. В. Грохотов. - М.: Классика - XXI, 2005. - 220 с.

72. Калужская, Т. А. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами [Текст] / Т. А. Калужская // Вопросы фортепианной педагогики: сб. статей под ред. В. А. Натансона. - Вып.4. - М.: Музыка, 1976.-С. 80-87.

73. Карасёва, М. В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха [Текст] / М. В. Карасева; 2-е изд. - М.: Композитор, 2002. - 376 с.

74. Катунян, М. И. Импровизация на основе basso continuo [Текст] / М. И. Катунян // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения; сб. статей, сост. A.M. Меркулов - М.: [б.и.]. - С. 131 -147.

75. Каяк, А. Б. Воспитание творчеством [Текст] / А. Б. Каяк, Г. И. Шатковский // Школа-училище-вуз: проблемы и перспективы; межвуз. сб. науч. трудов. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1988. - С. 58 - 66.

76. Кержковская, Э. Э. Программа по предмету «Импровизация»: Метод, разработка для ДМШ, ДШИ и школ муз.-эстет, цикла [Текст] / Э. Э. Кержковская. -Ек-г.: [б.и.], 1996. - 84 с.

77. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

78. Коган, Г. М. Вопросы пианизма [Текст] / Г. М. Коган. - М.: Советский композитор. - 1968. - 463 с.

79. Коган, Г. М. У врат мастерства [Текст] / Г. М. Коган. - М.: Музыка. -

182

1969.-343 с.

80. Козырев, Ю. К. Импровизация - путь к музыке для всех [Текст] / Ю. К. Козырев // Музыкальное воспитание в СССР / под ред. JI. А. Баренбой-ма. - М.: Сов. композитор, 1985. - Вып. 2. - С. 252 - 269.

81. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2006. -368 с.

82. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения, Т. 1. - М.: 1939. - 317 с.

83. Коротаева, Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Коротаева. 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 254 с.

84. Корто, А. О фортепианном искусстве [Текст] / А. Корто., сост. К. X. Аджемова. - М.: Музыка, 1965. - 252 с.

85. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

86. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст] : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

87. Красильников, И. М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества / И. М. Красильников. - М., Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 8, - 2002. - 96 с.

88. Красильников, И.М. Цифровые технологии в музыке: педагогические и творческие перспективы / И. М. Красильников // Педагогика. 2001, № 10.-С. 26-29.

89. Кременштейн, Б. JI. Воспитание самостоятельности учащихся в классе фортепиано [Текст] / Б. J1. Кременштейн. - М.: Классика-ХХ1, 2003. -128 с.

90. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика [Текст] / В. В. Крюкова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2002. - 288 с.

91. Крюкова, И. А. Формирование навыка исполнения песен под собственный аккомпанемент в концертмейстерском классе [Текст] / И. А. Крюкова // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы: Сб. науч. трудов / Под ред. О. А. Апраксиной. -МГПИ, 1979. - 168 с.

92. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения [Текст] / Н. А. Крючков. - JL: Гос. муз. изд-во, 1961. - 72 с.

93. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс [Текст] / Е. И. Кубанцева. -М.: Академия, 2002. - 192 с.

94. Кудрицкая, Е.В. Алгоритмизация обучения сольному пению в педвузе [Текст] / Е.В. Кудрицкая // Проблемы и перспективы развития образования в России : Сб. науч. ст. и материалов межвуз. заочной науч.-практ. конфер. 20 декабря 2005 г., отв. ред. О.В. Шмайлова / Сургутский гос. пед. ун-т. - Сургут, 2006. - С.222 - 223.

95. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] / В. С. Кукушин. -Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 417 с.

96. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине [Текст] / Ф. Куперен; сост. и ред. Д. М. Серова. -М.: Музыка, 1973.- 152 с.

97. Лебедева, Т. Н. Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы [Текст] : диссерт.... канд. пед. наук / Т. Н. Лебедева; УрГПУ - Екатеринбург.: [б.и.], 2005. - 212 с.

98. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 352 с.

99. Лерман, М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М. Лерман // Вопросы фортепианной педагогики; под ред. В. А. Натансона. Вып. 3. -М.: Музыка, 1971. - С.68 - 76.

100. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] /

И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1980. - 126 с.

101. Либермаи, Е. Я. Работа над фортепианной техникой [Текст] / Е. Я. Либерман. - М.: Классика - XXI, 2003. - 148 с.

102. Литвинов, В. В. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе инструментального обучения [Текст] / В. В. Литвинов // Педагогика искусства: региональный опыт: матер, науч. конф., май 2003 г., сост. С. Е. Беляев. - Екатеринбург: УГК, 2003. - С. 55 - 62.

103. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.

104. Лохов, К. И. Исполнительская компетентность музыканта как педагогическая проблема [Текст] / К. И. Лохов, Д. И. Варламов // Искусство и образование. - 2010. - № 4 (66). - С.81 - 87.

105. Лошкарева, Н. А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составной части учебно-воспитательного процесса / H.A. Лошкарева [Текст] : дис.... д-ра. пед. наук / H.A. Лошкарева. -М.:[б. и.], 1990.-410 с.

106. Ляховицкая, С. С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся [Текст] / С. С. Ляховицкая // Вопросы фортепианной педагогики; под ред. В. А. Натансона. Вып. 3. - М.: Музыка,1971. -С. 39-67.

107. Мазель, Л. А. Проблемы классической гармонии [Текст] / Л. А. Мазель -М.: Музыка, 1972.-615 с.

108. Майкапар, С. М. Музыкальный слух [Текст] / С. М. Майкапар. - М.: Music Prodaction international, 2005. - 254 с.

109. Мазель, В. X. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы [Текст] / В. X. Мазель. - СПб.: Композитор (СПб.), 2002.- 180 с.

110. Маккиннон, Л. Игра наизусть [Текст] / Л. Маккиннон. - Л.: Музыка, 1967.- 144 с.

111. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента: Ис-

185

кусство фортепианного интонирования [Текст] / А. В. Малинковская. -М.: ВЛАДОС, 2005.-381 с.

112. Мальцев, С. М. Учить искусству импровизации [Текст] / С. М. Мальцев, И. В. Розанов // Сов. музыка. - 1973. - № 10. - С. 62 - 64.

113. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации [Текст] / С. М. Мальцев. - М.: Музыка, 1991. - 88 с.

114. Мальцев, С. М. Раннее обучение гармонии - путь к детскому творчеству [Текст] / С. М. Мальцев // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. // под ред. Баренбойма Л. А. - Л.: Сов. комп., 1985. - С. 179 - 236.

115. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника [Текст] / К. А. Мартинсен. -М.: Музыка, 1966. -220 с.

116. Масленкова, Л. М. Интенсивный курс сольфеджио [Текст] : метод, пособие для педагогов / Л. М. Масленкова. - Спб.: Изд-во «Союз художников», 2003. - 175 с.

117. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.

118. Мейлих, Е. В. У истоков музицирования [Текст] / Е. В. Мейлих // Вопросы музыкально-эстетического воспитания: Сборник статей / сост. Л. В. Михеева. - М.: Музыка, 1976. - Вып. 3 - С. 97 - 125.

119. Мешкова, А. С. Формы существования музыки в культуре европейской традиции и их проявления во второй половине XX века [Текст] : дис-серт.... кандид. искусств. / А. С. Мешкова; РГК - Ростов н/Дону: [б. и.], 2007. - 222 с.

120. Милерян, Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. - М.: Педагогика, 1973. - 90 с.

121. Милынтейн, Я. И. Игумнов Константин Николаевич [Текст] / Я. И. Милыптейн. - М.: Музыка, 1975. - 469 с.

122. Мотов, В. Н. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон) [Текст] / В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. - М.: Кифара, 2004. -102 с.

123. Музыкальная энциклопедия [Текст] : в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. -Т. 1. - М.: Советская Энциклопедия, 1973. - 1072 с.

124. Музыкальная энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Т. 2. - М.: Советская Энциклопедия, 1974. - 960 с.

125. Музыкальная энциклопедия [Текст] / под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 4. - 976 с.

126. Музыкальная энциклопедия [Текст] / под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - Т. 5. - 1056 с.

127. Мун, JI. Н. Импровизация в истории искусств и в учебном процессе [Текст] / J1. Н. Мун // Музыкальная академия. - 2008. - № 1. - С. 99 -106.

128. Муцмахер В. И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки [Текст] : автореф. дис.... д-ра пед. наук / В. И. Муцмахер. - М.: [б. и.], 1989. - 32 с.

129. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка,1982. - 319 с.

130. Назайкинский, Е. В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / Е. В. Назайкинский // Советская музыка, 1982, №2.-С. 64-72.

131. Назаров, Н. И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования [Текст] / Н. И.Назаров. - Л.: Музыка, 1969. - 134 с.

132. Немыкина, И. Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки [Текст] / И. Н. Немыкина. - Свердловск: СГТШ, 1988. - 64 с.

133. Немыкина, И. Н. Методы проблемного обучения в фортепианной подготовке учителя музыки [Текст] : Метод, рекомендации / И. Н. Немыкина. - Свердловск, СГПИ, 1984. - 16 с.

134. Немыкина, И. Н. Основы музыкальной педагогики [Текст] : Учеб. пособие / И. Н. Немыкина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1993. - 64 с.

135. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога

[Текст] / Г. Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

136. Нейгауз, Г. Г. Проблемы фортепианной педагогики [Текст] / Г. Г. Нейгауз // Пианисты рассказывают. - М.: Музыка, 1984. - Вып. 2. -С. 162- 174.

137. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 1995.-573 с.

138. Никандров, В. В. Психомоторика [Текст] : учеб. пособие / В. В. Никандров. - СПб.: Речь, 2004. - 104 с.

139. Оборин, JL Н. Статьи и воспоминания [Текст] / JI. Н. Оборин: сб. статей под ред. М. Г. Соколова. - М.: Музыка, 1977. - 222 с.

140. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу [Текст] / Сб. статей, сост. С. В. Грохотов. - М.: Классика-ХХ1, 2009. - 116 с.

141. Одинокова, И. Н. К проблеме обучения сочинению аккомпанемента к песенной мелодии [Текст] / И. Н. Одинокова // Музыковедческая подготовка школьного учителя музыки / Моск. гос. пед. ин-т. - М.: [б.и.], 1984. - С.76 - 82.

142. Одинокова, И. Н. Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции (на материале сочинения аккомпанемента к школьной песне) [Текст] : автореф. диссер.... канд. пед. наук / И. Н. Одинокова; МГПИ. - М.: [б.и.], 1985. - 16 с.

143. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. - М.: ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.

144. Озеров, В. П. Психомоторные способности человека [Текст] / В. П. Озеров. - Дубна: Феникс+, 2002. - 320 с.

145. О работе концертмейстера [Текст] : учеб. пособие для фортеп. факультетов муз. вузов / ред. - сост. М. А. Смирнов. - М.: Музыка, 1974. - 160 с.

146. Островский, А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио [Текст]: пособие для педагогов / А. Л. Островский. - Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1970. -296 с.

147. Оськина, С. Е. Аккомпанемент на уроках гармонии: Практический курс

188

[Текст] / С. Е. Оськина, Д. Г. Парнес. -М.: ACT, 2001. - 317 с.

148. Оськина, С. Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования [Текст] / С. Е. Оськина, Д. Г. Парнес. - М.: ACT, 2005.-78 с.

149. Очерки по методике обучения игре на фортепиано [Текст] : Сб. статей / под ред. А. А. Николаева. - М.: Музыка, 1965. - Вып. 2. - 344 с.

150. Павлов, В. И. Развитие навыков и умений игры по слуху как компонент профессиональной подготовки учителя музыки [Текст] / В. И. Павлов // Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. - Куйбышев: КГПИ, 1978. - с. 42 - 50.

151. Парнес, Д. Г. На фортепиано, синтезаторе - по слуху [Текст] : самоучитель / Д. Г. Парнес, С. Е. Оськина. - М.: ACT, 2006. - 214 с.

152. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

153. Педагогика [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. -576 с.

154. Перельман, H. Е. В классе рояля [Текст] / H. Е. Перельман. - СПб.: Борей, 1994.-64 с.

155. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. - М.: В ЛАД ОС, 1997. -384 с.

156. Платонов, К. К. Краткий словарь системных психологических понятий / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 311 с.

157. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1972.-311 с.

158. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 2003.-576 с.

159. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-

189

исполнительской деятельности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. - М.: ВЛАДОС, 2001. -320 с.

160. Проблемы музыкального мышления [Текст] : Сб. статей / сост. и ред. М. Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.

161. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кир-нарская. Н. И. Киященко. К. В. Тарасова [и др.] ; под ред. Г. М. Цыпи-на. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

162. Попова, Е. М. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки [Текст] // Искусство и образование. - 2009. - № 4 (60). - С. 126 -133.

163. Пыстин, Г. А. Подбор по слуху и импровизация в курсе фортепиано [Текст] / Г.А. Пыстин // Курс фортепиано в подготовке специалистов: Межвуз. сб. науч. трудов. - Новосибирск, НТК. - Вып. 15. - С. 89 - 107.

164. Рагс, Ю. Н. Музыкальный слух: информационный подход к анализу понятия [Текст] / Ю. Н. Рагс // Музыка в информационном мире: Сб. статей. - Ростов н/Дону: Гефест, 2004. - С.65 - 78.

165. Рагс, Ю. Н. Музыкальное мышление в свете психологических закономерностей музыкально-слухового процесса [Текст] / Ю. H. Рагс, Е. Чо // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. трудов. - Новосибирск: НТК, 1986. - Вып. 4. - С.76 -85.

166. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении [Текст] / В. Г. Ражников // Вопросы психологии, 1988, № 3. - С. 33 -41.

167. Рапацкая, Л. А. Художественная культура учителя музыки [Текст] / Л. А. Рапацкапя. - М.: МГЗПИ, 1988. - 22 с.

168. Ребенок за роялем [Текст] / ред.-сост. Я. Достал. - М.: Музыка, 1981. -333 с.

169. Родионова, T. H. Учитесь импровизировать [Текст] / Т.Н. Родионова // Муз. жизнь. - 1990, № 7, 9, И, 13, 17, 19, 21, 23. - С.30 - 31.

170. Романенко, В. В. Гармония популярной песни [Текст] : учеб. пособие / В. В. Романенко. - М.: Издатель Смолин К.О., 2004. - 136 с.

171. Рубинштейн, С. J1. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. JI. Рубинштейн. - М.: Питер, 2003. - 508 с.

172. Савшинский, С. И. Пианист и его работа [Текст] / С. И. Савшинский. -Л.: Музыка, 1961.-271 с.

173. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением [Текст] / С. И. Савшинский. - M-Л.: Музыка, 1964. - 188 с.

174. Сапонов, М. А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения [Текст] / М. А. Сапонов. - М.: Музыка, 1982. - 77 с.

175. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

176. Серединская, В. А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио [Текст] / В. А. Серединская. - М.: Гос. Муз. изд-во, 1962. - 92 с.

177. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование [Текст] / В. В. Сериков // Педагогика. 1999. - № 5. - С. 45 - 56.

178. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. - 232 с.

179. Сизова, Е. Р. Интегративный подход в воспитании специалиста-музыканта [Текст] / Е. Р. Сизова // Искусство и образование. - 2008. -№ 1(51).-С. 52- 58.

180. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н., Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 1998. -368 с.

181. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете [Текст] : Сб. науч. трудов / под ред.

И. Н. Немыкиной. - Свердловск: СГПИ, 1987. - 128 с.

191

182. Сокольская, Ж. А. Творческое развитие студентов в процессе изучения курса гармонии [Текст] : учебное пособие / Ж. А. Сокольская. - Свердловск: СГПИ, 1988.-96 с.

183. Социология [Текст] : учеб. пособие для студ-в пед. вузов / под ред. JI. Я. Рубиной. - Ек-г, УрГПУ, 2004. - 224с.

184. Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин,- М., 1997.

185. Сродных, Н. Л. Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки [Текст] : диссерт.... канд. пед. наук / Н. Л. Сродных: Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2000. -134 с.

186. Сродных, Н. Л. Значение ансамблевых форм в развитии коммуникативных навыков учащихся [Текст] Н. Л. Сродных // Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы : межвуз. сб. науч. трудов; под ред. Н. Г. Тагильцевой, вып. 2 / Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 172 с.

187. Старчеус, М. С. Слух музыканта [Текст] / М. С. Старчеус. - М.: МГК, 2003.-640 с.

188. Сулейманов, Р. Ф. Психологическая диагностика музыкального слуха [Текст] / Р. Ф. Сулейманов // Музыка и время. - 2005. - № 3. - С. 50 - 52.

189. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы [Текст] / Н. Ф.Талызина. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 345с.

190. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука - реформе школы) [Текст] / К. В. Тарасова. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.- 176 с.

191. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой - М.: ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

192. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей (Памятники пси-

192

холог. мысли) [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 378 с.

193. Творческое музицирование [Текст]: Программа для ДМШ и муз. отд. школ ис-в / Сост. О. М. Котова, Е. Н. Гавриленко [и др.]. - Сарапул: [б. и.], 2005.-27 с.

194. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учеб. пособие / А. В. Торопова. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008.-200 с.

195. Трифонова, Г. А. О перспективах совершенствования курса гармонии в профессиональной подготовке учителя музыки [Текст] / Г. А. Трифонова // Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. - Куйбышев: КГПИ, 1980. -С. 42-47.

196. Тютюнникова, Т. Э. Музицирование как педагогическая стратегия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова // материалы международной конференции; теория и практика музыкального образования / под ред. Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 152 - 156.

197. Уроки А. Б. Гольденвейзера [Текст] / сост. С. В. Грохотов. - М.: Класси-ка-ХХ1, 2009. - 248 с.

198. Усова, А. В., Бобров, А. А. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

199. Уткин, Б. И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище [Текст] / Б. И. Уткин. - М.: Музыка, 2006. - 112 с.

200. Федорович, Е. Н. Музыкальные способности [Текст]: метод, разработка / Е. Н. Федорович. - Екатеринбург, УрГПУ, 2003. - 31с.

201. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова. - Ек-г: УГК, 2007. - 206 с.

202. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Г. Фролова. - 7-е изд., пере-раб. и доп. -М.: Республика, 2001. - 719 с.

203. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. -

М.: Академия, 2006. - 240 с.

204. Формирование музыкально-исполнительского мастерства [Текст] / сб. науч. трудов под ред. А. И. Николаевой, В. И. Муцмахера - М.: МГПИ, 1981.- 160 с.

205. Фрейдлинг, Г. Р. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджио [Текст] / Г. Р. Фрейдлинг // Вопросы методики воспитания слуха: Сб. статей, под ред. А. Л. Островского. - Л.: Музыка, 1967. - С. 28 - 42.

206. Хотенцева, И. А. Подготовка учителя музыки к исполнительской деятельности [Текст] / И. А. Хотенцева // Искусство и образование. -2009. - № 2 (58). - С. 142 - 147.

207. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

208. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] / Ю. А. Цагарелли. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008.-368 с.

209. Цивинская, Н. П. Идеи Б. Л. Яворского в контексте современных проблем музыкального вуза [Текст] / Н. П. Цивинская // Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Сб. статей. - Спб.: Канон, 1999. -С.51 -65.

210. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) [Текст] / Г. М. Цыпин; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. -Тамбов, 2005. - 337 с.

211. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника [Текст] : учеб. пособие для студ. муз-пед. фак-та и орг-ций высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Цыпин. - М.: Академия, 1999. - 192 с.

212. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества [Текст] / Г. М. Цыпин. - М. : Сов. композитор, 1988. - 384 с.

213. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие для студен-

194

тов пед. институтов [Текст]. - М.: Просвещение, 1984. - 284с.

214. Черни, К. Систематическое руководство по импровизации на фортепиано [Текст] / К. Черни // Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики: хрестоматия - Киев: Мупчна Украша, 1974. - С. 82 - 89.

215. Чернов, Д. Е. Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Д. Е. Чернов - Екатеринбург: УрГПУ, 2008. - 23 с.

216. Чёрная, М. Ю. Методическая концепция обучения игре на музыкально-цифровых инструментах в образовательном процессе [Текст] / М. Ю. Чёрная // Искусство и образование. 2009. - № 5 (61). - С. 110 -115.

217. Чугунов, Ю. Н. Основы джазовой импровизации на фортепиано [Текст]: Учебно- методическое пособие для муз. училищ (эстрадный профиль) / Ю. Н. Чугунов. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. - 75 с.

218. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1998. - 276 с.

219. Шарабуров, В. И. Профессиональное развитие учителя-музыканта общеобразовательной школы [Текст] / В.И. Шарабуров. - Свердловск, 1989.-92 с.

220. Шарабуров, В. И. Художественно-творческое развитие студентов при обучении исполнительскому искусству [Текст]: монография / В. И. Шарабуров. - Глазов.: [б.и.], 2001.-216 с.

221. Шатковский, Г. И. Развитие музыкального слуха [Текст] / Г. И. Шатковский. -М.: Музыка, 1996. - 184с.

222. Шатковский, Г. И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Метод, разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ [Текст] / Г. И. Шатковский. - М.: [б.и.], 1986. - 91 с.

223. Шахов, Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. И. Шахов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 224 с.

224. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога [Текст] / Е. М. Шендерович. - М.: Музыка, 1996. - 206 с.

225. Шендерович, Е. М. Об искусстве аккомпанирования [Текст] / Е. М. Шендерович // Советская музыка. - 1969. - № 4. - С. 84 - 88.

226. Шмалько, Ю. В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (на материале учебной работы в классе фортепиано) [Текст] : диссерт.... канд. пед. наук / Ю. В. Шмалько; МГПИ - М.: [б.и.], 1998. - 134 с.

227. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков [Текст] / А. А. Шмидт-Шкловская. - М. : Классика-ХХ1, 2002. - 84 с.

228. Шульпяков, О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя [Текст] / О. Ф. Шульпяков. - Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2005. - 36 с.

229. Шульпяков, О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя [Текст] / О. Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1973.- 104 с.

230. Щапов, А. П. Фортепианная педагогика [Текст] / А. П. Щапов. - М.: Музыка, 1989.- 171 с.

231. Щапов, А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники [Текст] / А. П. Щапов. - М.: Музыка, 1968. - 248 с.

232. Энциклопедический музыкальный словарь [Текст] / сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 632 с.

233. Юрьева, М. Н. Когнитивно-деятельностный компонент в структуре лич-ностно-профессионального становления [Текст] / М. Н. Юрьева // Искусство и образование. 2010. - № 5 (67). - С. 16 - 22.

234. Яворский, Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка [Текст] / Б. Л. Яворский. В 2 т. общ. Ред. Д. Д. Шостаковича - М.: Сов. композитор, 1972.-711 с.

235. Ядова, И. В. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано [Текст] / И. В. Ядова. - Спб.: Композитор Санкт-Петербург,

2007.-37 с.

236. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская; отв. ред. М. А.Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. -175 с.

237. Ferand Е. Т. Die Improvisation. - 2 Ausg. Köln, 1961. 370 p.

238. Hucke, Helmut: Die Anfänge der Bearbeitung. In: Colloquim Kurt von Fischer zum 70. Geburtstag, Bern - Stuttgart 1983, S. 15-20.

239. Mehegan Y. Yazz, Improvisation, Tonal and Rhithimie Prinziples. - Nev York, 1955. 90 p.

240. Nestmann, A. Improvisation / Zeitschrift fiir Musik. - 1931.

241. Philipp, G. Klavier, Klavierspiel, Improvisation. - Lpz., 1984.

242. Thompson O. The international Encyclopedia of music and musicians. -N. Y., 1975, 785 p.

243. Viera, J. Arrangement und Improvisation. - Wien, 1973.

244. Wollnes, G. P. Improvisation in music. -N. Y., 1963.

245. Weber, C.-M. Sämtliche Schriften [Текст] / C.-M. Weber. - Berlin u. Leipzig: Schuster & Loeffler, 1908. - 63 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.