Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Машков, Дмитрий Николаевич

  • Машков, Дмитрий Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Подольск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 234
Машков, Дмитрий Николаевич. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Подольск. 2011. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Машков, Дмитрий Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Теоретико-методологические основы формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту

1.1. Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности .:.:.

1.2. Сущность и специфика формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза

1.3. Содержание и структура образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта

ГЛАВА II Методика формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего образования

2.1. Анализ современного состояния и перспективных направлений непрерывной профессиональной подготовки специалистов в региональном образовательном комплексе «колледж институт».

2.2. Методика оптимизации формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки .'.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе»

Актуальность исследования. Модернизация образования в России, переход обучения на новые принципы организации учебного процесса обуславливает новые требования к профессиональной подготовке кадров для социокультурной сферы в области физической культуры и спорта. Ведущими критериями современного образования в вузах становятся совокупность сформированных компетенций специалиста, включающих такие категории, как профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание, социально-коммуникативные навыки, толерантность, готовность к познанию, к самостоятельному принятию решений, позволяющих эффективно использовать их в ситуациях профессиональной деятельности.

Специфика вузов физической культуры и спорта предусматривает как общенаучную, специально-профессиональную подготовку будущих специалистов социальной сферы, так и создание условий для их духовно-творческого развития, формирования их профессиональной компетентности. I

Поэтому в настоящее время овладение социокультурными технологиями в области физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений, эффективным средством достижения профессиональной реализации личности.

Это означает, что сегодня требуется выработка такой политики в области образования, которая была бы нацелена на удовлетворение общественных и личных потребностей студентов, совершенствование процесса их узкопрофессиональной подготовки, поиск инновационных технологий обучения, способствующих более активному усвоению знаний, формированию умений и навыков социально-культурной коммуникации, а также умений свободно оперировать их формами и средствами в организации художественно-спортивных мероприятий.

Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что в научной литературе изучению проблем социокультурной подготовки специалистов по физической культуре и спорту не уделяется достаточного внимания. Активно изучаются особенности физкультурно-спортивной подготовки по установлению рекордов, исследуются специфические процессы спортивных достижений. Однако проблемы формирования духовной культуры, особенно теоретические и методические аспекты профессионального становления студентов в учебных заведениях нашей страны, изучены недостаточно.

Особую актуальность приобретают вопросы сущности и специфики художественно-творческой деятельности специалистов по физической культуре и спорту, интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта.

В практике профессиональной подготовки специалистов сложилось следующее противоречие. С одной стороны, функции преподавателя заданы обществом в виде государственного образовательного стандарта, в котором представлены требования, ведущие в известной степени к единообразию и шаблонности преподавания. С другой стороны, общественное сознание призывает к формированию творческой индивидуальности выпускников высшей школы. Объективная необходимость направленности профессиональной подготовки специалистов на творчество обусловлена сложностью и многообразностью поставленных задач, ' необычным многообразием конкретных педагогических ситуаций и тем, что выпускники, достигшие уровня творческой индивидуальности, способны более активно участвовать в создании духовных ценностей в социально-культурной и физкультурно-спортивной сфере.

Проблема данного исследования заключается в разработке, теоретическом и экспериментальном обосновании путей совершенствования социокультурной подготовки специалистов в системе высшего физкультурно-спортивного образования, преодоления противоречий, сложившихся в настоящее время между изменившимися условиями деятельности высших учебных заведений и недостаточной общепедагогической, методической обеспеченностью формирования творческой личности специалистов высшей квалификации.

Степень разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи культуры, искусства и спорта в физическом и духовном развития личности начала утверждаться в науке еще в далеком прошлом и привлекала внимание многих философов, психологов, педагогов, искусствоведов. Большой вклад в изучение проблемы единства духовного и физического воспитания человека средствами искусства внесли античные философы: Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит. Анализ их подходов к проблемам становления личности позволяет сделать вывод, что искусство и спорт являются одной из ведущих сущностных сторон жизнедеятельности человека и занятие спортивной и творческой деятельностью способствует не только индивидуальному самовыражению и самопроявлению, но и развитию человека в целом, гармонизации индивида. Данные идеи нашли свое развитие в гуманистических теориях представителей Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервега. В России теоретическая разработка проблем общечеловеческих ценностей, творческого становления личности получила развитие в середине XIX - начале XX веков. Идеи духовности, высших ценностей человека, творчества, творческой свободы рассматривались в исследованиях отечественных философов и мыслителей П.А. Флоренского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.П. Вышеславцева и др. Большое значение для данного исследования имеют труды зарубежных педагогов, а также отечественных - К.Д. Ушинского, J1.H. Толстого, С.Т. Шацкого и других, в I работах которых рассматривались проблемы национального воспитания, русского характера. Методологические и общетеоретические аспекты творчества проанализированы в трудах психологов: Б.Г[ Ананьева, JI.C.

Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.З. Зинченко, В.В. Давыдова и др.

Более специальные вопросы психологии творчества получили широкую разработку в работах Б.М. Теплова, А.Я Пономарева, E.H. Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасова и др. В них изложены основные направления исследований в данной области: психология восприятия, научного и художественного творчества, воспитания, обучения, (диагностика способностей.

Вопросы общей и профессиональной подготовки специалистов, организации учебно-воспитательного процесса освещены в исследованиях ведущих педагогов: Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, В.А. Кан-Калика, Б.Т. Лихачева, И.Я. Лернера, В.А. Сухомлинского и др.

Проблема профессиональной компетентности широко освещена в' исследованиях ученых различных направлений. Отдельные аспекты I компетентности педагога, компетентностного подхода в образовании изложены в трудах Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Т.А. Маркиной, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, Э.Ф. Зеера, А. В. Хуторского и других. Компетентность как одно из основных условий достижения успеха в профессиональной деятельности рассматривается в работах западных ученых (Верч Дж., Равен Дж., K.P. Роджерс и, др.) и отечественных исследователей (В.И. Байденко, В.В. Логинов, В.И. Соколов, Ю.Г. Татур и др.) В психологии существует ряд исследований, посвященных изучению и анализу компетентности как фактора социализации личности (Е.В. Руденский, Е.И. Рогов и др.). Значительное количество научных исследований посвящено анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (A.A. Аронов, А.Я. Айзенберг, Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, A.A. Вербицкий, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, В.И. Черниченко и др.). В ряде научных работ освещаются различные аспекты компетентности педагога (Н.В. Мордовская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов и др.).

К настоящему времени в России выполнен 1 ряд исследований, обращенных к развитию понятия компетентности и разработке её структуры

I I

М.М. Левина, Е.А. Петелина и др.).

Отдельные аспекты проблемы синтеза! искусств в творческом становлении личности рассматривались в культурологической литературе, в исследованиях по теории организации и методике социально-культурной деятельности. Общие вопросы подготовки кадров нашли отражение в работах А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, JI.C. Зориловой, А.Г. Казаковой, А.Д. Жаркова, J1.C. Жарковой, В.А. Волобуева, B.C. Садовской и др.

В педагогике физической культуры и спорта проблемы взаимосвязи культуры, искусства и спорта, формирования профессиональной компетентности изложены в трудах В.К. Бальсевича, Б.Н. Шустина, B.C. Якимовича, Л.И. Лубышевой, С.Д. Неверковича и др. В русле данной проблематики и защищенные в последние годы докторские Е.В. Утишевой, Д.Б. Лосина, В.А. Магина, М.В. Прохоровой и кандидатские диссертации H.H. Шубакигой, В.Г.Цыкунова, М.В. Петрухиной, C.B. Пахотиной, В.Г. Купцова, С.А. Хазовой, В.И. Соколова, Т.В. Фендель. 1

Диссертант опирался на теоретические и методические прикладные идеи педагогов, деятелей различных видов искусств: музыкального - Б.В. Асафьева, Л.Н. Баренбойма, Л.О. Гинзбурга, Г.Л. Ержемского, И.А. Мусина, Г.Г. Нейгауза, В.Г. Ражникова, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина и др.; театрального - К.С. Станиславского, Г.П. Ансимова, М.О. Кнебель, Н.П. Акимова, А.Д. Попова, С.С. Клитина, Е.Д. Уваровой, И.Г. Шароева, C.B. Гиппиус, Б.Н. Петрова и др.

Несмотря на важность выводов и рекомендаций, содержащихся в этих работах, необходима дальнейшая комплексная разработка научно обоснованной системы формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. Недостаточная разработанность проблемы обусловила ее выбор в качестве темы диссертационного исследования. | .

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта.

Предмет исследования: процесс формирования социокультурной компетентности студентов, будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, разработать и апробировать экспериментальную методику, имеющую инновационную программу, направленную на создание целостной образовательной модели профессиональной модели специалистов в вузе.

В соответствии с целью исследования выдвинуты следующие задачи:

- раскрыть взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности;

- выявить сущность социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза;

- определить содержание и структуру целостной образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в вузе; I

- обосновать приоритет формирования социокультурной компетентности будущих специалистов в системе непрерывного многоуровневого образования в регионе и преемственности его на всех этапах обучения; ,

- разработать, апробировать и реализовать экспериментальную методику оптимизации вузовской подготовки специалистов по физической культуре и , спорту в процессе формирования социокультурной компетентности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современных условиях формирование социокультурной компетентности студентов, будущих специалистов по физической культуры и спорту будет отвечать требованиям современного образования, если:

- процесс обучения построен на основе синтеза культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности и ориентирован на активное освоение знаний, приобретения умений, навыков и опыта ее осуществления;

- будет выявлена сущность социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза и на этой основе разработана целостная образовательная модель специалиста, соответствующая их будущей профессиональной деятельности;

- содержание, формы и методы целостной образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов будут направлены на интеграцию культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта; '

- процесс формирования социокультурной компетентности студентов i будет осуществляться в системе непрерывного многоуровневого образования в регионе и преемственности его на всех этапах обучения;

- будет разработана и апробирована экспериментальная методика, j алгоритм которой направлен на формирование социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. I

Методологическую основу исследовании составили: философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, развития личности и определяющей роли деятельности в этом процессе, разработанные в трудах Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева; идеи ученых различных областей наук о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека, гуманистической направленности на общечеловеческие ценности, единстве физического и духовного становления личности, способности к творчеству в широком и узком смысле данного понятия были отражены в работах И.А. Ильина, Вл. Соловьева, В.В. Розанова, Д.С. Лихачева.

Теоретическую основу исследования составили следующие концепции и фундаментальные труды: в области общей педагогики - К.Д. Ушинского, I

A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина, В.Б. Беспалько, А.Г. Казаковой; в области психологии творчества, развития личности - Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Я. Пономарева; в области культурологии и социально-культурной деятельности - А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, Л.С. Зориловой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.А. Волобуева, В. С. Садовской; в области спортивной педагогики - В.К. Бальсевича, Б.Н. Шустина, B.C. Якимовича, Л.И. Лубышевой, С.Д. Неверковича; в обасти искусства: музыкального - Б.В. Асафьева, Л.Н. Баренбойма, Л.О. Гинзбурга, Г.Л. Ержемского, И.А. Мусина, Г.Г. Нейгауза, В.Г. Ражникова, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина и др.; театрального - К.С. Станиславского, Г.П.' Ансимова, М.О. Кнебель, A.A. Гончарова, Н.П. Акимова, А.Д. Попова, С.С. Клитина, Е.Д. Уваровой, И.Г. Шароева, C.B. Гиппиус, Б.Н. Петрова; научных трудах, освещающих различные аспекты компетентности, компетентностного подхода в образовании - Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, T.À. Маркиной, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, Э.Ф. Зеера, А. В. Хуторского и других. I

Методы исследования. Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования:

- общетеоретические - анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой и физкультурно-спортивной литературы, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация;

-эмпирические - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, моделирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Базы исследования: Подольский социально-спортивный институт, Санкт-Петербургский Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лестгафта, Московский государственный университет культуры и искусств, Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша) {специальности: акробатика, гимнастика, экеилибр, эксцентриада).

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 178 студентов, 14 преподавателей, 6 творческих работников. На констатирующем этапе эксперимента участвовали 158 студентов, а на экспериментальном - 60 студентов. Основной базой экспериментальной работы служили кафедры факультета физической культуры и спорта Подольского социально-спортивного института и колледжа.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2011 год. На первом этапе - теоретико-поисковом (2005-2006 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике: были выявлены современные требования к профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, противоречия и условия формирования социокультурной компетентности студентов в процессе обучения; осуществлен анализ научной литературы, диссертационных работ по I проблеме исследования, изучены методологические и теоретические основы исследования, отработан понятийный аппарат; определены актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза, разработана программа исследования. Результаты этого этапа нашли отражение в разработке специального курса «Социокультурные технологии постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников». Проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали студенты учебных заведений физической культуры и спорта, культуры и искусства, позволивший установить и статистически проверить, с одной стороны, повышение интереса, внимания и активности 142 студентов к изучению спецкурса, с другой - низкий и ниже среднего уровень социокультурной компетентности участвующих в эксперименте.

Второй этап исследования (2007-2010 гг.) - педагогический эксперимент (формирующий), включавший: разработку программы, определения экспериментальной базы, респондентов и времени его проведения; составление авторской методики освоения социокультурных технологий постановки массовых спортивных мероприятий и праздников; изучение особенностей профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта и на этой основе создание компетентностной образовательной модели формирования социокультурной компетентности студентов в процессе обучения; выявление критериев и показателей эффективности авторской методики, включавшей в I себя проведения теоретических и практических (художественно-профессиональный тренинг) занятий; формирование экспериментальной (30 человек) и контрольной (30 человек) групп. В эксперименте принимали участие студенты факультета физической культуры и спорта Подольского социально-спортивного института и учащиеся колледжа специальностей «физическая культура» и «адаптивная физическая культура». Эксперимент основывался на изучении значимости роли социокультурной подготовки будущих педагогов физической культуры и тренеров различных видов спорта. На этом этапе отрабатывались межпредметные связи общепрофессиональных и специальных дисциплин в процессе социокультурной подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Третий этап (2010-2011 гг.) - аналитический. На этом этапе была реализована программа эксперимента, осуществлялось обобщение материалов исследования, систематизация полученных данных, их обработка, анализ эффективности авторской методики, выявление динамики формирования социокультурной компетентности студентов в процессе освоения постановочного мастерства, формулировка теоретических выводов и составление методических рекомендаций практикам по организации лекционно-тренинговых занятий, литературное оформление диссертационной работы и автореферата. Итогом третьего этапа является корректировка содержания спецкурса, апробация и внедрение экспериментальной методики оптимизации профессиональной подготовки специалистов в учебный процесс вузов физической культуры и спорта.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлены организационно-содержательные основы интеграции культуры и искусства в образовательный процесс учебных заведений физической культуры и спорта, которые заключаются в усилении философско-культурологического обучения, создании проблемных интегрирующих курсов, углублении взаимодействия основных специальных дисциплин со смежными науками и искусствами, в проблемно-синхроннной координации дисциплин;

- уточнена сущность социокультурной компетентности специалиста по физической культуре и спорту как профессионально-значимого интегрированного качества, совокупности свойств личности, основными составляющими компонентами которого являются система специфических знаний, умений и навыков, способов и опыта создания и реализации художественно-образного замысла спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающей становление, самоопределение и самореализацию личности, способность и готовность ориентироваться, оценивать обстоятельства и принимать ответственные решения в ситуации выбора, позволяющие эффективно использовать их в профессиональной деятельности, прогнозируя возможные последствия;

- разработана социокультурная компетентностная модель педагога и тренера, структурными компонентами которой являются: мотивационно-целевой (индивидуальность личности, потребность в сценарно-постановочном творчестве), содержательный (теоретические и практические знания, умения и опыт постановки художественно-спортивных представлений), личностный (самооценка, самоанализ, прогнозирование), технологический (способы умственных и практических действий в сфере литературно-драматургической, композиционно-постановочной, музыкально-пластической и художественно-изобразительной деятельности), разработана целостная образовательная модель формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, включающая три подсистемы (художественно-теоретическая, художественно-практическая и организационно-дидактическая), детерминирующая профессиональное, духовное и творческое становление личности в процессе овладения основами социально-культурной деятельности по постановке спортивно-массовых мероприятий;

- определены особенности эффективного формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в системе непрерывного интегрированного образования («Концепция организации Подольского образовательного округа непрерывного интегрированного профессионального образования»): наличие наряду с федеральным углубленного регионального и муниципального компонента профессиональной подготовки кадров в государственных и негосударственных учебных учреждениях для социальной сферы региона; соответствие личностных ориентаций студента региональным социокультурным потребностям; преемственность в профессиональной подготовке будущих специалистов на всех этапах непрерывного образования; возможности творческой самореализации специалиста непосредственно в регионе;

- разработана экспериментальная методика оптимизации процесса формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, опирающаяся на интегративную программу, в I процессе апробации которой выявлена активизация художественно-эстетического сознания, ассоциативного, эмоционально-чувственного и предметно-деятельностного ряда (художественно-профессиональный тренинг, предметные игровые действия, опредмечивание образов средствами музыкального, театрального, циркового, хореографического, изобразительного искусства, драматургии и т.д.), в результате исследования экспериментально доказано влияние проблемно-развивающего метода на основе освоения синтеза культуры, искусства и спорта.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обогащена теоретическая база педагогики физической культуры и спорта постановкой и рассмотрением проблем интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс профессиональной подготовки кадров: раскрыты теоретико-методологические, организационно-дидактические механизмы формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, которая рассматривается как процесс и результат усвоения адаптированных знаний, умений, навыков, способов и опыта сценарно-постановочной деятельности в области физической культуры и спорта, обеспечивающей становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию обучающихся; теоретически обосновано и раскрыто содержание образовательной модели формирования социокультурной компетентности педагогов физической культуры и тренеров различных видов спорта, разработан алгоритм построения занятий на основе синтеза традиционных и тренинговых методов; обоснован новый подход в раскрытии сущности и специфики формирования социокультурной компетентности как дидактической системы, включающей в качестве основных компонентов литературно-драматургическую, композиционно-постановочную, музыкально-пластическую и художественно-изобразительную учебную деятельность, направленных на конечный результат обучения - спортивно-художественное творчество; в педагогике физической культуры и спорта разработано положение о необходимости использования синтеза искусств в системе непрерывного интегрированного физкультурно-спортивного образования, установлена педагогическая значимость его воздействия на творческое становление личности в процессе обучения.

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в разработанной автором экспериментальной методике оптимизации формирования социокультурной компетентности студентов, опирающейся на спецкурс «Социокультурные технологии постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников», общеобразовательных и специальных дисциплин «Теория физической культуры и спорта», «Педагогика физической культуры и спорта», «Основы профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту», «Информационные технологии в физической культуре и спорте», «Спортивно-педагогическое совершенствование»,, «Педагогическая практика» Подольского социально-спортивного института, Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лестгафта, «Профессионально-прикладная физическая культура» для студентов художественных специальностей и специализаций Московского государственного университета культуры и искусств, специальностей акробатика, гимнастика, эквилибр и эксцентриада Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша).

Полученные в ходе исследования результаты использовались при разработке программ «Спортивный город» и «Концепция организации Подольского образовательного округа непрерывного интегрированного профессионального образования», научно-методических материалов, связанных с учебной практикой студентов дневного отделения в спортивном клубе «Витязь», Ледовом дворце, юношеских спортивных школах, объединениях, культурно-досуговых центрах и учебных заведениях г. Подольска, Москвы и Московской области, материалы исследования использовались диссертантом „ ^ педа планов специальностей «Физическая ^-—"-»Р^е^ебнь^

Предложен», «^"^Т' ДаПТИВНаЯ ФИЗ«>р проблемные задания на основе установления межпредметных связей кафелп А культуры развивают технологические^ дГ " ФЮ™Й профессиональной подготовки направления подготовки специалистов в 'учебных фи™ культуры и спорта. Практические реко!^ ^ использованы при разработке концепций, касающихся высших и средних специальных учебных ГвГи

П0ВЫ Ае„НрТбКВаЛИФИКаЧИИ СПеЦИаЛИСТОВ П0 Фреской культурГи ГпГрту

Апробация результатов нсследования. Ц к;:Р:на ~—— Московского госудаРственного г гртизу и—к—' ~ искусств " М0С—М Г0С~™ — культуры и

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 12 публикациях автора (общий объём - 6 5 п л 1

Вестник сноРтив„ой науки>> № з и № ,5;Л )' В ТОМ * —х имени П.Ф. лестгафта»^ 10(80) а ' ^ ™ и— ВАК Российской ФеГц! ' *

Материны и результаты диссертационного исследования по уровня. а ИХ числе участие ядтп™ „

Проекта «Об™ контексте приоритетного национального проекта «Образование»» (2005- 2000 г i образованием „ «Управление профессиональным оразованием в социальной сфере региона» (2010-2011 гг) и „п - -"11 гг.) и др.; в научных докладах и сообщениях на международных, всероссийских,-межвузовских-научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях в 2005-2011 гг. в Подольском социально-спортивном институте, Санкт-Петербургском Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лестгафта, Московском государственном университете культуры и искусств, Московском социально-педагогическом институте, Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша); курсах повышения квалификации педагогов учебных заведений физической культуры и спорта, мастер-классах в вузах и колледжах физической культуры и спорта, культуры и искусств.

Достоверность исследования диссертационной работы обеспечена: адекватностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме, обоснованностью исходных теоретических и фактологических подходов к изучению предмета исследования, реализацией их на теоретическом и практическом уровнях; убедительностью и доказательностью полученных данных с позиций анализа фактического материала, обобщения передового опыта; системным применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике настоящей работы; значимостью итоговых результатов педагогического эксперимента, сопоставлением и сравнением их с наблюдениями и выводами, содержащимися в сходных по характеру и направленности исследованиях, а также имеющимися в педагогической практике.

На защиту выносится следующие положения:

1. Изучение взаимосвязи и особенностей взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности с позиций компетентностного, целостного и личностно-ориентированного подходов, их интеграция в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта являются необходимым педагогическим условием и средством оптимизации формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуреи спорту.

2. Сущность и специфика социокультурной компетентности как интегрального качества личности специалиста заключаются в синтезе профессионализма, развитой интуиции, высокой духовности и творческой индивидуальности. Основным видом его деятельности является педагогическая, тренерская и художественно-творческая. Качественные изменения основных компонентов в процессе профессиональной подготовки раскрывает модель специалиста, которая включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-целевой (индивидуальность личности, потребность в творчестве), содержательный (теоретические и практические знания, умения, навыки), личностный (самооценка, самоанализ, прогнозирование), технологический (способы умственных и практических действий).

3. Содержательно-образовательная модель формирования социокультурной компетентности представляет собой целостную дидактическую систему, основу которой составляет единство общего и профессионального развития личности, включающую находящиеся в единстве и взаимосвязи три группы (подсистемы) компонентов: художественно-теоретическая, художественно-практическая, организационно-дидактическая.

4. Система непрерывного интегрированного образования содержит совокупность идей о теоретико-методических основах профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту с учетом особенностей развития социальной сферы региона. Характер и особенности процесса формирования социокультурной компетентности можно исследовать, используя в единстве три теоретические модели (модель специалиста, содержательно-образовательную модель, модель синтеза культуры, искусства и спорта в профессиональной подготовке обучающихся) как метод научного исследования. На основе одной теоретической модели могут быть разработаны вариативные теоретико-методические модели педагогической системы учебных заведений физической культуры и спорта различного уровня.

5. Экспериментальная программа и методика оптимизации освоения синтеза культуры, искусства и спорта в процессе формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту представляют собой единство физического, эмоционального и рационального начала при общей повышенной эмоциональной содержательности занятий, их построение на основе ассоциативного художественного и сюжетно-тематического материала, с использованием креативных методов, направленных на освоение знаний, приобретения умений и навыков социально-культурной деятельности в учебных заведениях физической культуры и спорта.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Машков, Дмитрий Николаевич

ВЫВОДЫ

В главе рассмотрены результаты экспериментальной работы в процессе профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту, особенности, этапы изучения учебного материала, ориентация его на конечный результат сценарно-постановочное творчество в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта, а также раскрываются аспекты художественно-творческого развития студентов.

В главе изложены результаты эксперимента, направленного на выявление эффективности использования в социокультурной подготовке I педагогов физической культуры и тренеров различных видов спорта, системы самостоятельных сценарно-постановочных заданий воспроизводящего и творческого характера, их соотношения на разных этапах обучения. 1

Обработка и анализ полученных результатов в целом подтвердили эффективность предложенной методики творческого развития студентов в процессе изучения специальных дисциплин:

- сущность самостоятельных работ определяется особенностями художественно-познавательных задач, воплощённых в , конкретное содержание самостоятельной работы;

- самостоятельная работа может применяться на всех этапах обучения и способствовать творческому развитию личности будущих специалистов по физической культуре и спорту;

- самостоятельная работа, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе профессиональной подготовки -индивидуальное познание;

- в самостоятельной деятельности поиск оригинального решения художественно-познавательной задачи всегда является подготовительным звеном к включению студента в творческий процесс;

- систематическое включение в процесс социокультурной подготовки самостоятельных работ, правильное соотношение творческих заданий значительно повышает эффективность обучения, способствует индивидуализации учебно-творческой деятельности студентов, обеспечивает управление их мыслительной и практической деятельностью в овладении ими социокультурными технологиями, методами постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований, спортивных праздников, а также развитию творческой активности и самостоятельности будущих специалистов по 'физической культуре и спорту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в соответствии с поставленными задачами теоретическое исследование психолого-педагогических основ формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки, экспериментальная работа позволила в ходе анализа и обобщения его результатов сделать ряд основных выводов:

1. Настоящее исследование подтвердило актуальность выбранной проблемы, степенью ее изученности и новыми подходами, изложенными в авторской концепции, раскрываются теоретические и методические основы формирования социокультурной компетентности в процессе профессионального становления личности.

Изучив состояние проблемы формирования и активизации художественно-образного мышления в научной и методической литературе и практике преподавания, мы выяснили, что данная проблема до настоящего времени не была достаточно изучена, специального исследования по этому вопросу нет.

Анализ учебных планов, программ и изучения опыта работы средних и высших учебных заведений физической культуры и спорта показал, что целостная система художественно-творческого развития в настоящее время не сложилась. Результатом этого является недостаточная профессиональная подготовленность выпускников к творческой деятельности в социальной сфере.

2. Системное исследование проблемы формирования социокультурной компетентности позволило рассмотреть его с разных точек зрения: I с позиций целостного подхода — как целостную систему непрерывного процесса общего и профессионального развития личности; с позиций деятельностного, личностно-ориентированного и компетеитностного подходов — как качественный уровень процесса деятельности, отвечающей критериям профессиональной целесообразности, творчества и оптимальности.

В соответствии с задачами исследования на основе указанных подходов раскрыто содержание и соотношение основных понятий проблемы. В диссертации мы определяем социокультурную компетентность I специалистов по физической культуре и спорту как профессионально-значимого интегрированного качества, совокупности свойств личности, основными составляющими компонентами которого являются система специфических знаний, умений и навыков, способов и опыта создания и реализации художественно-образного замысла спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающей становление, самоопределение и самореализацию личности, способность ориентироваться, оценивать обстоятельства и принимать ответственные решения в ситуации выбора, позволяющие эффективно использовать их в профессиональной деятельности, прогнозируя возможные последствия

Данное определение отражает закономерности учебно-творческого процесса в вузах физической культуры и спорта, характеризует степень участия личности, которая стремится усилием собственной мысли достичь высокого мастерства, предполагающего наличие определенной суммы знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.

3. Теоретический анализ и эмпирическое исследование основных видов социокультурной деятельности будущих специалистов позволили выявить сущность и специфику социокультурной компетентности, которая заключается в художественно-образном воплощении1 сценарноI постановочного замысла массовых спортивных мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований, спортивных праздников и представляет собой создание собственной оригинальной постановочной концепции номера, эпизода, представления в целом, обладающей объективной или субъективной новизной в зависимости от уровня их профессиональной и социокультурной подготовки, степени одаренности.

Специфика социокультурной деятельности проявляется в структуре, органичном соединении средств музыки, театра, . хореографии, изобразительного искусства, цирка и т.д., их концентрированное™, лаконичности, зрелищности и представляет собой синтез профессионально важных качеств.

4. Теоретический анализ и эмпирическое исследование психолого-педагогических проблем формирования социокультурной компетентности, ориентация на конечный результат обучения (сценарно-постановочное творчество) в качестве цели непрерывного процесса общего и профессионального развития личности подтвердили необходимость целостного, деятельностного и компетентностного подходов к определению содержания учебного процесса как адаптированной системы знаний, способов и опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности, усвоение которой обеспечивает художественно-творческое развитие студентов, готовность их к участию в организации и проведении массовых спортивных мероприятий.

Исследование показало, что содержание и структура социокультурной подготовки обусловлены спецификой художественно-творческой деятельности и предъявляемыми ею требованиями к специфическим знаниям, умениям, навыкам постановочного мастерства и должно включать следующие структурные элементы. знания постоянно накапливающиеся и изменяющиеся. Это выражается в познании и осмыслении социокультурной деятельности как особого типа спортивно-художественного творчества; способы деятельности и опыт их осуществления, то есть совокупность уже известных способов деятельности, являющихся предпосылкой формирования качеств личности студентов в изучении социокультурных технологий; опыт художественно-творческой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем, умении решать творческие задачи, предполагающие создание оригинального художественно-образного решения массовых спортивных мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований; опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру, друг к другу, к социокультурной деятельности в сфере физической культуры и спорта, проявляющийся в формировании эмоциональной культуры, ценностной ориентации в духовной, эстетической оценке действительности.

5. В ходе решения проблем совершенствования учебного процесса предложена теоретическая образовательная модель социокультурной подготовки студентов, которая разработана на основе единства целостного, деятельностного и компетентностного подходов, синтеза культуры, искусства, физической культуры и спорта. Она апробирована на материале социокультурной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров. Особенность модели состоит в том, что она включает все виды сценарно-постановочной деятельности: литературно-драматургическую, композиционно-постановочную, музыкально-пластическую и художественно-изобразительную учебную деятельность и предполагает их единство в изучении основ сценарно-постановочного мастерства на всех этапах обучения.

Модель реализована в экспериментальной работе по формированию социокультурной компетентности студентов Подольского социально-спортивного института.

Исследование подтвердило положение о том, что модель социокультурной компетентности соответствует спортивно-художественной деятельности студентов и ориентирована на формирование творческих качеств личности, системы отношений к профессии, к себе как профессионалу, а также общей культуры будущих специалистов по I физической культуре и спорту. ,

6. Эмпирическое исследование показало большие возможности социокультурной подготовки педагогов и тренеров. Проведенная экспериментальная работа, педагогический эксперимент позволили разработать методику художественно-творческого развития студентов в процессе профилированного преподавания специального курса «Социокультурные технологии постановки массовых спортивных мероприятий, фрагментов соревнований и праздников». Экспериментальная работа проводилась на вузовском и до вузовском 'уровнях.

Основу методики формирования социокультурной компетентности студентов составили профилированные, специально разработанные задания с

1 I учетом специальности, содержания, форм и методов преподавания специальных дисциплин на основе установления межпредметных связей кафедр факультета и специального курса.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной модели и методики, показали прочность усвоения студентами основ сценарно-постановочного мастерства и существенный рост осознания ими значения синтеза культуры и искусства в физкультурно-спортивной деятельности, профессиональной направленности и профессионального самосовершенствования.

Анализ оценки студентами динамики своего продвижения в художественно-творческом развитии, приобретении 'знаний, умений и навыков социокультурных технологий после экспериментального обучения подтвердил положение о необходимости социокультурной подготовки при условии направленности его содержания, форм и методов на:

-— изучение основ социально-культурной и культурно-досуговой деятельности; формирование социокультурной компетентности; создание установки на творчество, творческое самосовершенствование и самореализацию. I j

7. Анализ и характеристика межпредметных связей, в основу которой положена художественно-познавательная деятельность, открывает возможность совершенствования целостного процесса подготовки специалистов по физической культуре1 и спорту, единства общего и профессионального развития личности.

Материалы педагогического эксперимента подтвердили эффективность проблемно-развивающего обучения по сравнению с традиционной методикой профессиональной подготовки. Его применение ведет к качественно более высокому уровню мыслительной деятельности студентов в процессе профессионального становления, создает благоприятные условия для художественно-творческого развития студентов.

Итак, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить основные положения диссертации. В результате ее применения достигнута цель, которая заключалась в создании целостной модели формирований социокультурной компетентности студентов и экспериментальной проверки эффективности их подготовки в вузах физической культуры и спорта.

Были решены следующие задачи: раскрыта сущность и специфика социокультурной компетентности студентов в процессе изучения спецкурса; разработана структура и содержание социокультурной подготовки в вузах физической культуры и спорта; выявлены ее возможности и роль в I профессиональном становлении педагога и тренера; разработана модель специалиста и образовательная модель на основе интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта.

Подтверждена гипотеза о том, что формирование социокультурной компетентности студентов в процессе их профессионального становления эффективно при условии: единства культуры, искусства и спорта; индивидуализации обучения за счет моделирования условий художественно-творческой деятельности в процессе изучения специальных дисциплин; применения методов активизации художественно-творческой деятельности студентов в процессе социокультурной подготовки (сценарно-постановочный тренинг).

В завершении исследования следует отметить, что изучение такого интересного явления, как социокультурная деятельность специалистов по физической культуре и спорту, далеко не исчерпано. Дальнейшая разработка проблемы требует исследования творческой индивидуальности, органичного сочетания авторского замысла и творческого воплощения его средствами социально-культурной и спортивно-художественной деятельности, самого творческого процесса, поскольку в условиях развивающейся образовательной системы, появления новых форм и методов подготовки специалистов открываются1 возможности для дальнейшего поиска в этой области. I

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Машков, Дмитрий Николаевич, 2011 год

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория и методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э.Б. Абдуллин, Е.В.Николаева. М.:Академия,2004. - 336 с.

2. Абдульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская М.: Мысль, 1980. - 334 с.

3. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дисс. док. пед. наук Текст. / В.А. Адольф. -М.,1998. 357 с.

4. Азаров, Ю.П. Дорогу талантам! / Ю.П. Азаров. М.: Русскш Mip, 2005. -552 с.

5. Айзенберг, А.Я. Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусств. / А.Я. Айзенберг. М.: МГУКИ, 1986 - 153 с.

6. Акимов, Н.П. Театральное наследие. В 2-х т. / Н.П. Акимов. М.: Искусство, 1978. -Т. 1. - 294 с.

7. Амоношвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Амонашвили. Минск: Университет, 1990. - 560 с.

8. Ананьев, Б.П. Избранные психологические труды. Т. 2. / Б.Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. 228 с.

9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев Изд. Питер. 2001,- 288 с.

10. Ю.Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 238 с.

11. П.Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс / В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 566 с.

12. Ансимов, Г.П. Режиссер в музыкальном театре. / Г.П. Ансимов. М.: ВТО, 1980. - 319 с.

13. Аристотель, Соч. в 4-х т. Т. 1. / Аристотель. М.: Мысль, 1985. - 550 с.

14. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию. / А.И. Арнольдов. М.: НАКиОЦ, 1993.-349 с.

15. Аронов, A.A. Творчество как социокультурный феномен. Курс лекций / A.A. Аронов. -М.: МГУКИ, 2004. 126 с.

16. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. / Р. Арнхейм. М.: Прометей, 1994.- 352 с. ,

17. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Интонация. / Б.В. Асафьев. М.; - Л.: Музгиз, 1947. Кн.2. - 164 с.

18. Афанасьева, Т.П. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: Методические рекомендации. / Т. П. Афанасьева. М.: Институт управления образованием РАО, 2000. - 100с.

19. Бакланова, Н. К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дис. д-ра пед. наук. /Н.К. Бакланова. М., 1997. - 54 с.

20. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалистов культуры. / Н.К. Бакланова. М.: МГУКИ, 2003. - 223 с.

21. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. Учебное пособие. / Т.И. Бакланова. = М.: МГИК, 1992. 160 с.

22. Баренбойм, Л. А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. / Л.А. Баренбойм. Л.: Сов.композитор, 1989. - 368 с.

23. Барсова. И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира / И. Барсова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1986. - С. 99-116.

24. Безрукова, B.C. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. М. : Сентябрь, 2002. - 160 с.

25. Бердяев, H.A. Самопознание. / H.A. Бердяев. Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1998 г., - 447 с. і

26. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебник. / Е.В. Бережнова. -Издательство: Академия.2003 г.-128 с.

27. Березовчук, Л. О восприятии элементов стиля прошлого в современном произведении / Л.О. Березовчук //, Традиции музыкального

28. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. / А.Г. Бермус. Изд-во РГПУ: - Ростов-н/Д. 2002. - 288 с. '

29. Берулава, М. II. состояние и перспективы гуманизации образования / М.П. Берулава // Педагогика. 1996. № 1. - С. 9- 11.

30. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. М.: Педагогика. 1989. - 192 с.

31. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. / М.П. Блинова. Л.: Музыка, 1974. - 144 с.

32. Бордовский, Г. А. Концептуальные основы формирования конкурентноспособности будущих специалистов по физической культуре / Г.А. Бордовский, Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лестгафта. 2009. № 4 (50). - С. 23-29.

33. Браже, Т. Г. Слагаемые профессионализма / Т.Г. Браже // Учитель. -2001. -№2. С. 59-64.

34. Браже, Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность/Гуманитарная культура учителя. / Т.Г. Браже СПб. 2002.-С.32-42.

35. Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1997. -409 с.

36. Бурепина, А. И. Ориентация на творческую самореализацию как условие его профессионального совершенствования: Дис. канд. пед. наук. / А.И. Бурепина. СПб., 1995. - 116 с.

37. Введенский, В.Н. Измерение и оценка качества повышенияIквалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В.Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. №4. -2003. -С.41.

38. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

39. Верч, ДЖ. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию: Учебное пособие. М.: Тривола, 1996.

40. Выготский, J1.C. Психология искусства. /Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1965. 379.

41. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -М.

42. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. / Б.П. Вышеславцев. -Париж: Имка-Песс,1955. С59Д80.

43. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение и поэтапном формировании умственных действий / П.Я Гальперин // Исследование мышления советской психологии. М.: Наука, 1966. - С. 88-104.

44. Гегель Г. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3. Музыка. / Г. Гегель. - М.: Искусство, 1971.-350 с.

45. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). / Б. С. Гершунский. М.: Современник, 1998. - 608 с.

46. Гинзбург JI.M. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд. -М.: Музыка, 1981.- 89 с.

47. Гиппиус C.B. О сценической педагогике / C.B. Гиппиус. // Сценическая педагогика Д., 1973. С. 3-8.

48. Годник, С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие / С.М. Годник, Г.А. Козберг. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - 235 с.

49. Гончаров A.A. Поиски выразительности в театре / A.A. Гончаров. М.: ВТО, 1964.I

50. Готсдинер A. JI. Музыкальная психология. / A.JI. Готсдинер. М.: Изд-во МИЛ «Магистр», 1993.- 194 с.

51. Грабарь M. М. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. / М.М. Грабарь М.: Педагогика, 1977. - 134 с.

52. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. / В.Ю. Григорьев. М., 1998. Под ред. Берлянчика M. М. - 156 с.

53. Гуртовенко Г. А., приоритеты в деятельности КК ИПК РО / Г.А. Гуртовенко. Вестник Красноярского ИПК № 1, 2006 г.- С. 5-7.

54. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

55. Даль В.И. Редактор: Медведев Ю.Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание 2006 г. 349 с.

56. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. / Ф.А.В. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. - 347 с.

57. Дергач A.A., Кузьмина H.B. Акмеология: пути достижения вершин профессионргизма. / A.A. Дергач, Н.В. Кузьмина // Российская академия управления. М., 1993. - 246 с.

58. Дмитриева JI. Г. Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. М.: Изд. центр «Академии», 2000. - 240 с.

59. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. / Т.А. Докшицер. М.: Муравей, 1999.-214 с.

60. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. д-ра пед.наук. / K.M. Дурай-Новикова М.,1983. - 356 с.

61. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология, теория.Практика. / Г.Л. Ержемский. Спб.: Музыка, 1993. -263 с.

62. Ефремова Н.Ф., Сучкова Л.А. Анализ предпочтений учащимися форм и методов контроля знаний / Н.Ф. Ефремова, Л.А. Сучкова // Всероссийский научно-методический журнал «Вопросы тестирования в образовании» №3, 2003 г., С. 34.

63. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ:Учебник. / А.Д. Жарков М.: МГУКИ, 2009. - 470 с.

64. Жук А.И., Кошель H.H. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. / А.И. Жук. Минск: Аверсэв, 2004. -336 с.

65. Иванова Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя /Л.Ф.Иванова// Инновации в образовании.-2002.-№5.-С.56-67. ,

66. Иванова Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка//Стандарты и мониторинг. №33. - 2004. - С.25.

67. Ильин И.А. История искусства и эстетика: Избранные статьи / И.А. Ильин. М.: Искусство, 1983. - 288 с.

68. Ильясов И. И. Структура процесса обучения. / И.И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200 с. ,

69. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.,

70. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. -2-е изд. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

71. Казакова А.Г. Высшее профессиональное и послевузовское научноеI

72. Казурова A.C. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. / A.C. Казурова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г. - 56 с.

73. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. -140 с.

74. Кант И. О педагогике // Избранное в 3-х т., Т.1. О воспитании разума. /

75. И. Кант. Калининград: Кн. Изд-во, 1995. - 248 с.i

76. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Сциально-культурная деятельность: Учебник. М., МГУКИ, 2004. 539 с.

77. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории. История и методика: Учебноеiпособте / С.С. Клитин. JL, Искусство, 1987. - 192 с.

78. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. /М.: ВТО, 1984. 526 с.

79. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 62.

80. Колова С.М. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов: дисс . канд. пед наук / С.М. Колова. -Челябинск: ЮУРГУ, 2002: - 320 с.

81. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1982. -Т.1. 656 е., Т.». - 576 с.

82. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А.Козырева, Н.Ф.Радионовой, А.П.Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

83. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Психологическийсловарь. / В.Н. Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. М. Феникс, 2004 г., - 640 с.

84. Краевский В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа / В.В. Краевский // Гуманизация образования. 1994.№ 1.- С. 34-49.

85. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. -М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.

86. Крюков В. А. Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроке музыки. Автореф. дисс. канд.пед. наук. / В.А. Крюков - М., 2000. - 16 с.

87. Кудряшов А. Ю. Семантика в музыке и типология музыкальныхзнаков / А.Ю. Кудряшов // Музыкальное содержание: наука и педагогика.-Материалы 1 Российской науч.-практ. конф. М. Уфа, 2002.-С. 31-40.

88. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина М.: Высш. шк.,1990.-119 с.

89. Кузнецов В.Г. Н. Эстрадно-джазовое образование в России: История, теория, профессиональная подготовка. Автореф. дисс. доктора, пед. наук. / В.Г. Кузнецов М.:МГУКИ, 2005. - 47 с.

90. Кулюткин, Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. / Ю.Н. Кулютин Спб.: СпецЛит, 2002. - 96 с.

91. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М.: МГУК, 1998. -461 с.

92. Куприянова Л.М. Научно-методические принципы оценкипедагогического мастерства преподавателя высшей школы/ Л.М.

93. Куприянова // Проблемы и тенденции развития кадрового потенциала высшей школы.- М., 2001.-С. 189-200.

94. Купцова В.Г. Формирование имиджевой компетентности будущего педагога физической культуры: автореф. дисс . канд. пед. наук / В.Г. Купцова. Челябинск: ЮУГУ, 2008. 24 с.

95. Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. -2004. №5.- С.3-12.

96. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования. / М.М. Левина — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 272 с.

97. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. / А.Н. Леонтьев М., 1947.

98. Леонтюк, A.M. Спорт как социокультурный феномен: автореф. дисс. . .канд. филос. наук / A.M. Леонтюк. СПб., 1996.

99. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И .Я. Лернер -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

100. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993. 232 с.

101. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. / Д.С. Лихачев. СПб.: БЛИЦ, 1996. - 159 с.

102. Логинов В.В. Непрерывное развитие профессионально й компетентности специалиста физической культуры: дисс. . канд. пед. наук / В.В. Логинов. Челябинск, 2006. - 152 с.

103. Ломов Б. М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с. 1

104. Лосев А.Ф. Античная философия. истории. / А.Ф. Лосев М.: Наука, 1977. - С. 33.

105. Лосин Б.Е. Педагогическая эффективность повышенияквалификации специалистов по физической культуре и спорту: дисс.i.д-ра пед. наук / Б.Е. Лосин. СПб., 2001. - 335 с.

106. Лубошева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога /Л.И. Лубошева, В.А. Магин. М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 191 с.

107. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова // Педагогика. 2001. № 10. - С. 56-61.

108. Макаренко А. С. Методика организации воспитатель'ного процесса / A.C. Макаренко // Собр! соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-С. 267 -330.

109. Маркова А. К. Психология труда учителя / А.К. Маркова М.|: Просвещение, 1993. - 190 с.

110. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. /А. Маслоу -М.: Смысл, 1999,-307 с.

111. Машков, Д.Н., Музыка и спорт в эстрадно-цирковых номерах и спортивно-цирковых представлениях Текст. / Д.Н. Машков, В.М. Савина // Методическая разработка. М.: ГУЦЭИ, 2008. — 30 с. (1, 85 п.л.).I

112. Машков, Д.Н. Социокультурные технологии постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников Текст. / Д.Н. Машков // Учебная программа. — Подольск: ПССИ, 2008.:— 16 с. (1 п.л.)

113. Машков, Д.Н. Овладение социокультурными технологиями специалистами по физической культуре и спорту как новой профессиональной компетентностью Текст. / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки. — 2011. № 3. - С. 71-74 (0,65 п.л.).

114. Машков, Д.Н. Содержание и структура образовательной модели формирования Текст. / Д.Н. Машков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лестгафта 2011. - № 10 (80). - С. 147-150 (0,6 пл.). I

115. Машков, Д.Н. Текст. Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта физ культурно-спортивной деятельности / Д.Н. Машков // Вестник спортивной науки -2011. № 5 - С. 64-66 (0,65 п.л.).

116. Медведева И. А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автореф. дис.д-ра пед. наук. / И.А. Медведева М., 2002. - 39 с.

117. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. /В.В. Медушевский М.: Музыка, 1976. - 254 с.

118. Митин А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лестгафта. 2010. - № 10 (68). - С. 65-69.

119. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). / Л.М. Митина М.: Флинта, 1994. - 215 с.

120. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики вIпедагогическом институте: Автореф. дис. д-ра пед. наук. /А.Г. Мордкович М.,1986 г. - 23 с.

121. Мусин И.А. О воспитании дирижера. /И.А. Мусин. Л., Музыка, 1987. 256 с.

122. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Что есть музыкальность / В.Н.

123. Мясищев, А.Л. Готсдинер // Советская музыка, 1975. №,2. - С. 81-85.

124. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. - 254 с.1 I

125. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. /Г.Г. Нейгауз М.: Музыка. 1987. С. 5-28.

126. Пахотина C.B. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза: автореф. дисс. . канд. пед. наук / C.B. Пахотина. Сургут: СГПУ, 2007. - 24 с.

127. Петров Б.Н. Массовые художественно-спортивные представления. / Б.Н. Петров M.: ТВТ Дивизион, 2006. - 376 с.I

128. Петровская JI.A. Компетентность в общении. / JI.A. Петровская -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216 с.

129. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. / A.B. Петровский-М., 1982. С. 82.

130. Петрухина М.В. Формирование экологической компетентности будущего учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности: автореф. дисс. . канд. пед. Наук / М.В. Петрухина. -Челябинск: УралГУФК, 2006.

131. Петухов В.В. Психология творческого воображения: Курс лекций / В.В. Петухов МГУ. 1988.

132. Платон Речь Сократа: цель Эрота овладение благом // Соч. в 3-х т., - Т. 2. - М.: Политиздат, 1970. - С. 116-142.

133. Плужник И.JI. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс . док. пед. наук / И.Л. Плужник. -М., 3003. 46 с.

134. Покровский Б.А. Размышление об опере. / Б.А. Покровский М. Советский композитор, 1979.

135. Пономарев А .Я. Психология творчества. / А.Я. Пономарев М.: Наука, 1976.-303 с.

136. Пономарев Г.Н. развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях: авторреф. дис . д-ра пед. наук / Г.Н. Пономарев. СПб., 2003. 35 с.

137. Попов А. Д. Творческое наследие. /А. Д. Попов. = М.: искусство, 1979. 296 с.

138. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. / Дж. Равен -М.: "Когито-центр", 2001 г. 142 с.

139. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. М.: Знание, 96 с.

140. Рогов Е.И. Психология. 2-е изд., / Е.и. Рогов М.: Март+, 2005. -560 с.

141. Роджерс K.P. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». Пер. с англ. / K.P. Роджерс. М.: Издательская группа, 1998 г.- 480 с.

142. Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. М., 1992 С. 92-100.

143. Рубинштейн С.JI. Бытие и сознание. / С.JI. Рубинштейн.-М.: АН СССР,1957. 300 с.

144. Руденский Е.В. Социальная психология. / Е.В. Руденский 2000 г., Издательство Инфра-М,- 224 с.

145. Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: автореф. дисс. !.д-ра пед. наук / B.C. Садовская. М.: МГУКИ, 1997. - 50 с.

146. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие / В.А. Смтаров. М.: Академия, 2002. - 368 с. :

147. Сластенин В.А. Образование как социокультурный феномен /

148. B.А. Сластенин // -Педагогическое образование и наука. 2005. № 6.1. C. 4-14.

149. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория. // Вопросы философии. №3, 2001.- С. 48 -57.

150. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования:I

151. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.

152. Соколов В.И. Организационно-педагогические условия построения адаптивной образовательной системы вечерней школы: дисс. . канд. пед. наук / В.И. Соколов. СПб., 2004. - 193 с.

153. Соловьев B.C. Общий смысл искусства / B.C. Соловьев. -Сочинения в: в 2-х т. Т. 2. М.,1988. - С.390-404.

154. Сорбонская и Болонская декларация. Альма матер. 2000 г., № 6, -С. 19-20.

155. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве К.С.I

156. Станиславский. М.: Искуссьво.1962. - 575 с.

157. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 2002. - 184 с.

158. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.

159. Киев: Радяньска школа, 1974. 287 с. 1 i1

160. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза//Вопросы психологии. 1983. №3. С.73-76.

161. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // высшее образование сегодня. -2004.-№3 С. 20-26.

162. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; АПИ РСФСР, 1947. - 335 с.

163. Толстой JT.H. Понятие жизни // Русская философия: конец XIX = начало XX века: Антология / JI.H. Толстой. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993.-590 с.

164. Уварова Е.Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзикхоллы (1917-1945 / Е.Д. Уварова. -М.: Искусство, 1983. 320 с.

165. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1966. -451с.

166. Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1967.-210 с.

167. Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: дисс. . д-ра пед. наук / Е.В. Утишева. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лестгафта, 1999. - 350 с.I

168. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М. Собр. Соч. Т9-С. 117.

169. Фендель Т.В. Организационно-педагогические условия компетентностного подхода в профессиональном становлении специалистов по физической культуре и спорту. СПб: НГУФКСЗ, 20010.-24 с.

170. Флоренский А. П. Вопросы религиозного самопознания. М.: ACT Изд-во. 2004. - 237 с. ' \

171. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. - 256с.

172. Хазова С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту \ С.А. Хазова // Автореф. дисс . канд. пед. наук. Майкоп, 2004. - 25 с.

173. Холопова В. Н.Музыка как вид искусства:Учеб. пособие для вузов искусств и культуры. СПб. Изд. Лань,2000.-319 с. ■

174. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. - №.2. - С. 58-64

175. Цыкунов В.Г. Формирование профессионально-организационной компетентности специалистов физической подготовки / В.Г. Цыкунов // Автореф. дисс . канд. пед. Наук. СПб.: ВИФК, 2003.

176. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие. М.: Академия, 1999. - 192 с.

177. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М.: Интерпракс, 1994. - 372 с.

178. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. /В.И. Черниченко. -М.: МГУК, 2002. 120.

179. Чижиков В.М. Социокультурные коммуникации города и села: Учебное пособие / В.М. Чижиков. М.: МГУКИ, 2010. - 290 с.

180. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. М.: ГИТИС, 1992 - 433 е. ,

181. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения : в 4-х т. / С.Т. Шацкий. -М.: АПН РСФСР, 1964. -Т. 3.-492 с. ' '

182. Шиянов E.H. Гуманистические ценности профессионально-педагогической культуры// Профессионально-педагогическая культура: Сущность, культура, формирование /E.H. Шиянов. м.: МОСУ, 1995.I

183. Шубякина H.H. Развитие социально-педагогической компетентности педагога по физической культуре / H.H. Шубакина // Автореф. Дисс . канд. пед. наук. Тула: ТГПУ, 2004.

184. Шустин Б.Н. Аналих тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма, защищенных в 2010 году / Б.Н.Шустин, В.Н. Баранов. Вестник спортивной науки № 3/2011. - С. 3-8.

185. Якимович B.C. Культура в мире спорта: монография. М.: Советский спорт, 2006. - 164 с.

186. Яркова C.B. К вопросу о сущности понятий «социокультурная компетентность» и «социокультурная компетенция» / C.B. Яркова // Образование, наука и техника: 21 век (сборник научных статей). -Ханты-Мансийск: Изд-во ЮГУ, 2004. Вып. 2. С. 34-35. i

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.