Формирование социальной активности школьников-подростков в процессе изучения музыки композиторов Кубани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шустрова, Светлана Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шустрова, Светлана Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ.16
1.1. Философская и общенаучная трактовка понятия «социальная активность».16
1.2. Характеристика социальной активности школьников-подростков: сущность, структура и формы проявления.41
ГЛАВА ВТОРАЯ. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ КУБАНИ.81
2.1.Дидактический и воспитательный потенциал современной профессиональной музыки композиторов Кубани в формировании социальной активности школьников.81
2.2.Педагогические принципы и методы формирования социальной активности подростков в процессе изучения музыки композиторов Кубани.96
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ КУБАНИ.133
3.1.3адачи и содержание констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы.133
3.2.3адачи и содержание формирующего этапа опытноэкспериментальной работы.147
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков2006 год, кандидат педагогических наук Ломакина, Наталья Сергеевна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Творчество композиторов ЧУвашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Иванова, Алла Владимировна
Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании2009 год, доктор педагогических наук Майковская, Лариса Станиславовна
Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях2000 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Ирина Эдуардовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование социальной активности школьников-подростков в процессе изучения музыки композиторов Кубани»
Актуальность исследования. Происходящие в современной российской действительности перемены сочетают в себе не только динамизм, но и противоречивость. В ситуации, когда нарастает экономическая напряженность, становится очевидным, что только активная личность, способная успешно самореализовываться в различных сферах деятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны. Чрезвычайную актуальность в связи с этим приобретают знания о человеке и возможностях его адаптации и саморазвития в быстро меняющейся природной, социально-экономической и культурной среде.
Важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, осознавать настоящее и проектировать будущее, является формирование ее социальной активности. Современному обществу нужны инициативные, ответственные, внутренне гибкие и социально компетентные личности, открытые к сотрудничеству, обладающие высоким уровнем социальной активности и готовностью к деятельному преобразованию и изменению существующей действительности.
Представители разных областей знаний выражают убеждение в том, что фокус педагогического сознания общества в настоящий момент должен сместиться в сторону сущностного понимания человека: признания его активности, готовности к проявлению ответственности, самобытности, к свободному выбору жизненных и культурных ценностей. Образование должно быть направлено на достижение успешности социализации учащихся в современных условиях и саморазвития их как субъектов деятельности.
Развитие социальной активности школьников является гарантом реализации их духовно-творческого потенциала в самых разных сферах социальной и культурной деятельности. Поэтому развитие социальной активности личности школьника признается одним из стратегических направлений модернизации школьного образования.
Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности, основные формы которой заключены в понятиях «асоциальное» или «девиантное» поведение, и направить естественную активность личности в социально одобряемое русло.
Переживающие фазу перехода от детства к взрослости современные школьники-подростки пребывают в довольно трудной ситуации. С одной стороны, их потребность в определении своего места в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самореализации, самосовершенствованию стимулируются происходящими сейчас социальными процессами, а с другой - сталкиваются с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого общества и с отсутствием условий для реального выхода в социальную практику.
Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития юношества, лишая возможности занять активную социальную позицию, интенсифицируя, с одной стороны, откровенно потребительскую психологию, с другой -чувство раздражения из-за социальной неопределенности, причем, не только по отношению к окружающим, но и к самому себе.
Осуществление политики, стимулирующей общественно значимую активность подростков, дает возможность сформировать у них готовность самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, созидать во имя общечеловеческого блага. Именно целенаправленное ориентирование подростка в социальную практику позволяет ему обрести свой собственный путь в быстро меняющемся мире, принять и отстоять общечеловеческие ценности, проявить готовность к социальному творчеству. Потребность и умение с юных лет проявлять социально значимую активность не смогут оставить человека безучастным к проблемам общества, к необходимости помогать окружающим людям и в более зрелом возрасте.
К сожалению, социальная и учебно-воспитательная практика показывает, что школьники подросткового возраста нередко оказываются внутренне не готовыми к реализации требований, предъявляемых обществом, испытывают трудности в процессе социализации, пребывая в состоянии инертности, внутреннего и внешнего конфликта, неуверенности в собственных силах, что свидетельствует о недостаточном уровне развития их социальной активности.
Надо полагать, что именно отсутствие у школьников-подростков необходимых знаний, умений, нравственных и поведенческих установок социальной направленности являются следствием неспособности школьников адаптироваться к социально-экономическим и культурным реалиям. В силу этого возрастает необходимость поиска эффективных путей и способов формирования социальной активности школьников, таких социально ценных качеств, способностей и умений, которые обеспечат каждому из них саморазвитие и успешную адаптацию в новой социально-экономической и культурной среде.
Известные философы (М. С. Каган, Л. В. Сохань и др.), педагоги (Е. В. Бондаревская, В. А. Сухомлинский, Т. И. Шамова и др.) и психологи (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.) подчеркивают, что изменения в социально-культурной ситуации не должны и не могут ограничивать возможности школьников-подростков в плане проявления ими социальной активности в различных сферах деятельности.
Среди этих сфер особое место занимает искусство, общение с которым позволяет подростку выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в поведении и ценностной динамике собственного сознания. Именно искусство существенно расширяет возможности успешного решения подростками задач по самореализации, самоопределению, по формированию отзывчивости на общественные проблемы, по приобретению ими нового социального опыта. Общение с высоко художественными образцами искусства повышает социальную активность подростков, придает ей более устойчивый, творческий характер и, в конечном счете, начинает играть роль системообразующего качества их личности.
Многие отечественные педагоги прошлого и настоящего не раз подчеркивали, что искусство (а музыкальное - в особенности!) способно подготовить школьников к такой деятельности, которая далеко выходит за рамки личной и устремляется к социально значимым национальным и общечеловеческим идеалам.
Возможности музыки в формировании социальной активности личности, как указывают современные исследователи (П. В. Анисимов, Л. А. Закс, Н. И. Киященко, Г. Г. Коломиец, Е. В. Назайкинский и др.), обусловливаются тем, что она выступает особым аккумулятором конкретных по содержанию и форме социально-психологических состояний - высших социальных чувств, умонастроений, духовно-практических устремлений.
Современные педагоги-музыканты (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. В. Горюнова, Н. Л. Гродзенская, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр и др.) убеждены в том, что средствами музыки у школьников необходимо формировать не только духовную культуру, но и социально-значимые черты и свойства личности, приоритетное место среди которых занимает их социальная активность.
Следует отметить, что современная практика музыкального обучения и воспитания подростков все еще не может преодолеть противоречие между повышающейся активностью и «навязчивостью» низкопробной музыкальной среды, с одной стороны, и инертностью отдельных учителей-музыкантов, их неумением оперативно реагировать на социальные и художественные реалии, отражать их в содержании музыкально-образовательного процесса, с другой.
Особо важным в контексте нашего исследования является выдвигаемое музыкантами-учеными требование о необходимости включения в содержание музыкального образования школьников регионального компонента. Важной составной частью последнего является музыка композиторов, в которой, находят отражение ведущие тенденции духовных, социальных и культурных преобразований в жизни не только конкретного региона, но и всей страны (Г. 3. Дайнова, Л. А. Тарасова, Н. Р. Туравец и др.). Изучение школьниками данного пласта региональной музыкальной культуры, как подчеркивают специалисты, способно значительно обогатить их жизненный и музыкальный опыт, пробудить в них стремление к активному преобразованию окружающей действительности и самих себя по законам красоты и высокой нравственности.
В условиях общеобразовательных школ Краснодарского края выполнение данного требования становится одной из приоритетных задач музыкального образования школьников, хотя в практике его реализации потенциальные возможности музыкального искусства еще слабо используются в целях формирования у школьников стремления и готовности проявлять конструктивную социальную инициативу.
Таким образом, есть основания говорить о наблюдающемся противоречии между признанием высокого статуса социальной активности в жизнедеятельности личности и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ ее формирования у школьников-подростков в процессе музыкального обучения и воспитания. Данное обстоятельство позволило сформулировать проблему нашего исследования, суть которой заключена в выявлении теоретических и методических оснований эффективного формирования социальной активности школьников-подростков средствами музыкального искусства.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования социальной активности личности в своем становлении и развитии прошла долгий и сложный путь. Ее истоки можно обнаружить в первых философских воззрениях мыслителей Древнего Востока, в концепциях античных мудрецов, Средневековья, Нового времени, современных философских течений.
Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.
К настоящему времени в науке накоплен обширный материал, позволяющий характеризовать социальную активность как свойство и состояние деятельности, как меру участия личности в социальном творчестве, как готовность к действию; как включение в преобразующую деятельность и социальное общение; как внутренне необходимую для социального субъекта позитивную деятельность; как проявление сущностных свойств личности в общественной жизни; как деятельность, вызывающую те или иные сдвиги в материальных и духовных условиях жизни общества и общественных отношениях и т. д.
Проблема формирования социальной активности разрабатывалась в контексте изучения возможностей самореализации школьников (в том числе подросткового возраста) в различных сферах социальных отношений (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, К. К. Платонов и др.), коллективистской направленности средств формирования социальной активности личности (Т. Е. Конникова, А. Т. Куракин и др.), развития ученического самоуправления в процессе формирования социальной активности (Г. А. Горбунова, Н. И. Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова и др.), использования авторских школ, различных общественных объединений, летних лагерей, сборов (В. П. Бедерханова,. А. В. Зосимовский, В. А. Сухомлинский др.), влияния внешних факторов на развитие личности (А. В. Мудрик и др.), становления личностной индивидуальности (А. Г. Асмолов, К. Роджерс и др.) и т. д.
В работах последнего десятилетия изучению подвергаются такие аспекты формирования социальной активности, как: развитие структурных компонентов личности учащихся, представляющих уровень социальной деятельности, поведения и общения; стимулирование социальной активности в учреждениях дополнительного образования и инновационных образовательных учреждениях; педагогическое влияние детских объединений на развитие социальных ориентаций школьников; использование деловых игр в качестве практико-ориентированных средств развития социально активной личности; взаимодействие различных социальных институтов в воспитании социальной активности школьников и др.
В современной педагогике школьного музыкального образования проблема формирования социальной активности школьников рассматривается через призму принципа связи музыки с жизнью, с целостным духовным социальным опытом учащихся.
Главный путь решения этой задачи специалистам видится в реализации данного принципа, предполагающего постоянную и всемерную опору в занятиях на имеющийся у школьников музыкальный и жизненный опыт, что нашло достаточно яркое выражение в содержании учебной программы по музыке, в ее музыкальном материале, в отборе принципов и методов его освоения школьниками и т. д.
В сфере музыкального образования на необходимость специального изучения вопросов, связанных с формированием социальной активности учащихся, указывают многие специалисты прошлого и настоящего (Ю. Б. Алиев, П. В. Анисимов, О. А.Апраксина, Б. В.Асафьев, Л. Г. Горюнова, Н. Л. Гродзенская Л. В. Школяр и др.).
•Специальному обсуждению сегодня подвергается вопрос о том, какое влияние музыкальная действительность оказывает на школьную практику и в чем это выражается, какие факторы определяют особенности организации и проведения музыкальных занятий с подростками в новых социальных условиях и т.д.
Вопросу формирования социальной активности школьников специалисты уделяли внимание в ходе разработки программы по музыке (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. Г. Арчажникова, Л. В. Школяр и др.).
Признавая определенный научно-теоретический вклад ученых различных областей в изучение обозначенной проблемы, отметим, что специальные исследования, посвященные формированию социальной активности школьников-подростков средствами музыки в системе школьного образования, на сегодняшний день отсутствуют.
Это обусловило необходимость осуществления теоретико-эмпирического исследования, целью которого является научное обоснование и разработка теоретической и методической основ формирования социальной активности школьников-подростков в процессе изучения музыки композиторов Кубани.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решались следующие задачи:
- уточнить сущность понятия «социальная активность»;
- выявить потенциал музыкального искусства региона в формировании социальной активности подростков;
-разработать и обосновать художественно-педагогические принципы и методы, выступающие теоретико-методической основой формирования социальной активности подростков в процессе изучения ими музыки композиторов Кубани;
-опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных в диссертации художественно-педагогических принципов и методов формирования социальной активности подростков в процессе изучения музыки композиторов региона.
Объект исследования - процесс м\зыкального обучения и воспитания школьников-подростков.
Предмет - педагогические основы формирования социальной активности школьников в процессе изучения музыки композиторов Кубани.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс формирования социальной активности подростков в процессе изучения композитороской музыки региона будет эффективным, если:
- задача формирования социальной активности личности подростков займет одно из приоритетных мест в содержании современного школьного музыкального обучения и воспитания;
-для реализации этой задачи на уроках музыки в школе будет целенаправленно использоваться дидактический и воспитательный потенциал музыкальных произведений композиторов региона;
- организация данного процесса будет основана на совокупности специальных художественно-педагогических принципов и методов, способствующих стимулированию и формированию социальной активности школьников-подростков.
Методологической основой исследования выступали:
- аксиологический и личностно-деятельностный подходы к изучению социальной активности, представленные в трудах философов (М. С. Каган, Н. И. Киященко), психологов (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев А. Н. Леонтьев), педагогов (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сластенин и др.);
-концептуальные взгляды ученых-музыкантов о роли музыкального искусства в формировании духовного и социального опыта личности (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, А. Н. Сохор и др.).
В качестве теоретической основы исследования выступали следующие теоретические, в том числе - научно-педагогические идеи, подходы и положения:
-об активном влиянии личности на собственное развитие (П. Ф. Каптерев и др.);
- о необходимости развития активной природы личности ребенка (П. П. Блонский, К. Д. Ушинский и др.);
-о деятельном участии человека в жизни (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко),
-о необходимости включения личности в преобразующую деятельность и социальное общение (Г. М. Андреева, С. Л. Рубинштейн и др.);
- об организации процесса развития социальной активности в единстве внешних и внутренних факторов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);
- об обусловленности социальной активности жизненными позициями и ценностями личности (Б. С. Братусь, Щербакова А.И. и др.).
В процессе исследования мы опирались на психолого-педагогические особенности взаимодействия личности с музыкальным искусством, обоснованные в работах Г. С. Тарасова, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского и др.
Особое значение для нашего исследования имела идея реализации педагогики сотворчества в процессе формирования социальной активности подростков и концепция формирования музыкальной культуры их личности (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский и др.).
В ходе работы использовались различные методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, музыкально-теоретической литературы, обобщение опыта преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе с позиции темы исследования. Широко применялись такие педагогические методы, как прямое и опосредованное наблюдение, изучение документации, анкетирование, интервьюирование, ранжирование и др. Особое значение для исследования имели поисково-констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
На первом этапе (2001-2003 гг.) исследовалось состояние проблемы формирования социальной активности подростков. Изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме формирования и развития социальной активности. Собран теоретический и практический материал, характеризующий особенности проявления социальной активности подростков, сформулированы цель и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза.
На втором этапе (2003-2004 гг.) была проанализирована научная литература, посвященная различным аспектам теории и практики формирования социальной активности подростков в системе школьного музыкального образования. Осуществлялся констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2004-2009 гг.) разрабатывались и опытно-экспериментальным путем апробировались педагогические принципы и методы, направленные на эффективную организацию процесса формирования социальной активности подростков. Обобщались результаты исследования, были сформулированы выводы и определены перспективы дальнейшего изучения избранной проблемы.
Научная новизна исследования заключается:
-в научном обосновании социальной активности подростков как важного качества их личности, подлежащего формированию в процессе музыкального обучения и воспитания;
-в подтверждении целесообразности использования дидактического и воспитательного потенциала музыки композиторов Кубани в целях формирования социальной активности личности школьника-подростка;
-в разработке теоретических и методических основ формирования социальной активности подростков посредством изучения музыки кубанских композиторов;
-в определении критериев и показателей, характеризующих уровень социальной активности подростков в процессе их общения с произведениями музыкального искусства.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
-уточнена характеристика понятия «социальная активность» в контексте данного исследования;
-в дополненном виде представлены знания о содержательной направленности социальной активности школьника-подростка и формах ее проявления в процессе музыкального обучения и воспитания;
-дана характеристика сущности и роли педагогических принципов и методов формирования социальной активности личности школьника-подростка в процессе изучения музыки композиторов Кубани. Практическая значимость исследования заключается: -в разработке методической концепции формирования социальной активности школьника-подростка на уроках музыки;
-представленная в диссертации характеристика дидактического и воспитательного потенциала музыки региона выступает ориентиром совершенствования содержания музыкального обучения и воспитания школьников-подростков;
-разработанную в диссертации совокупность педагогических принципов и методов формирования социальной активности личности школьника-подростка отличает доступность и возможность широкого творческого применения в общеобразовательных школах и гимназиях. На защиту выносятся:
Представление о содержательной направленности социальной активности школьника-подростка заключает в себе: знания, умения, способности, социальные нормы, осознанное, целенаправленное участие в преобразовании действительности и самого себя; применение социальных умений в общении с музыкальным искусством, с явлениями духовно-творческой практики человека. Структурные компоненты: инициатива, рефлексия и ответственность.
2.Музыкальные произведения композиторов Кубани обладают существенным дидактическим и воспитательным потенциалом, который обусловлен особой гражданской позицией авторов, стилевым и жанровым разнообразием, мелодичностью и многонациональным колоритом, близостью к народным традициям региона;
3.Разработанная в диссертации совокупность педагогических принципов ( учета специфики музыкального искусства как социального явления; индивидуально-творческой направленности социальной активности школьников-подростков; диалогического взаимодействия субъектов) и методов (моделирования жизненных ситуаций; рефлексивно-ценностного анализа музыки; социально-творческого сотрудничества) выступает теоретико-методической основой формирования социальной активности личности подростка в процессе изучения профессиональной музыки региона.
4.При определении уровней (высокого, среднего низкого) сформированное™ социальной активности подростков в процессе изучения музыки региона необходимо опираться на следующие критерии: яркая эмоциональная активность подростков, потребность в установлении открытых доверительных, личностно-ценностных отношений, вовлеченность в диалог с окружающей социальной действительностью, ярко проявляющееся у подростков чувство ответственности, означающее их добровольное принятие необходимости, их способность к рефлексивно-творческому осмыслению своих действий и поступков (обращенности на себя), к анализу своей деятельности, ее оснований и ценностного смысла.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования определяется:
-методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, широтой использования первоисточников, всесторонним анализом проблемы формирования социальной активности подростков;
-взаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, их адекватностью целям, задачам и логике исследования;
-использованием основных положений исследования в практической работе автора диссертации и других учителей музыки общеобразовательных школ г. Краснодара.
Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в средних общеобразовательных школах № 20, 49 и гимназии № 82 г. Краснодара при проведении учебной, внеклассной работы по музыке с учащимися 5-7 классов. Основные положения и материалы исследования отражены в 11 публикациях.
Структура диссертации представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы2006 год, кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна
Педагогические условия формирования интереса к музыке у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы2007 год, кандидат педагогических наук Черкашина, Юлия Николаевна
Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в образовательном процессе2002 год, кандидат педагогических наук Дынько, Ольга Николаевна
Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности2011 год, кандидат педагогических наук Захарова, Светлана Алексеевна
Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства2001 год, кандидат педагогических наук Дьякова, Наталья Ивановна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шустрова, Светлана Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1.В широком философском и социологическом плане социальная активность трактуется как любая интенсивная рациональная деятельность, направленная на организацию, поддержание существующих социальных структур и порядков или разрушающих их. Социальная активность - это сложное, интегративное образование личности, ведущими атрибутами которого являются самодеятельность, продуктивность, творчество, внутренняя детерминация, интенсивность, ориентированные на осуществление и удовлетворение личностных потребностей. Социальная активность должна сочетаться с ответственностью субъектов социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития (в данном случае - в подростковый период), как результат социально ценной деятельности.
2.На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Социальная активность школьника-подростка выступает интегративным качеством его личности, проявляющимся в деятельности и соединяющим в себе: знания, умения, способности, социальные нормы, осознанное, целенаправленное участие в преобразовании действительности и самого себя, применение социальных умений в общении с музыкальным искусством, с явлениями духовно-творческой практики человека. Именно через активность реализуется творческое начало в человеке, которое ведет его к познанию мира, себя и других, к совершению открытий, к предвидению будущего. Основными структурными компонентами социальной активности школьников являются: инициатива, ответственность и рефлексия.
3.Основополагающую роль в формировании социальной активности подростков наряду с дидактическими принципами и принципами художественной педагогики призваны сыграть специальные принципы формирования социальной активности: принцип учета специфики музыкального искусства как социального явления, принцип индивидуально-творческой направленности социальной активности школьников-подростков и принцип диалогического взаимодействия субъектов.
К числу ведущих методов, обеспечивающих эффективное формирование исследуемого качества личности школьников-подростков выступают: метод моделирования жизненных ситуаций; метод рефлексивно-ценностного анализа музыки; метод социально-творческого сотрудничества.
Опытно-экспериментальным путем подтверждена гипотеза исследования о том, что эффективность формирования социальной активности подростков обеспечивается путем:
-включения задачи формирования социальной активности личности подростков в число приоритетных в содержание современного школьного музыкального обучения и воспитания;
-использования дидактического и воспитательного потенциала музыкальных произведений профессиональных композиторов региона; опоры на специальные художественно-педагогические принципы и методы, образующие в своей совокупности продуктивную и целесообразную для музыкально-образовательной практики основу формирования социальной активности школьников-подростков.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шустрова, Светлана Ивановна, 2009 год
1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. : пособие для учителя / Э. Б. Абдулин. -М.: Просвещение, 1983. 110 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Текст.: учеб. пособие для преподавателей спецкурса вузов / Э. Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1990. -237 с.
3. Абдуллин, Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Текст.: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений / Э. Б. Абдуллин. М., 2004.-336 с.
4. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С, Абрамова. 4-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 672 с.
5. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология и образ жизни личности. — М., 1987.
6. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М., Воронеж, 1999. - 224 с.
7. Аверин, В. А. Психология детей и подростков Текст.: учеб. пособие / Аверин. 2-е изд., перераб. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
8. Авратинер, В. И. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике. /Сб. тр. института им. Гнесиных. М., 1969 - С.49-52.
9. Адорно, Теодор В. Moments musicaux (Музыкальные моменты) Текст.: Статьи 1928-1962 гг. / Перевод М. И. Левиной и А. В. Михайлова /Теодор В. Адорно.- М.,1988. С. 32-57.
10. Ю.Айрапетова, В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русскойхудожественной культуре. /Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2005.21 с.
11. П.Аладова, Л. П. Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности Текст. : дис. . канд. пед. наук / АладоваЛ. П.-М., 1991.- 184 с.
12. Александрова, В. Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса центра эстетического воспитания. /Автореферат дис. .канд. пед. наук. М.,1993. - 16 с.
13. Александрова, Р. И. Ответственность как проблема нравственной философии. С.5-13 / Философия М. М.Бахтина и этика современного мира. Сб.н.ст. /Ред. Р.И.Александрова и др. Изд-во Мордовского ун-та. - 1992.113 с.
14. Алиев, Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков Текст. : автореф. дис.д-ра пед. наук / Алиев Ю. Б. М., 1988. -32 с.
15. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.// М., Владос, 2000,- 335с.
16. Алферов, А. Д. Психология развития школьников Текст. : учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 384 с.
17. Аллахвердов, В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб., 2001.-200 с.
18. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М., 1995. 496 с.
19. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства. // Психология художественного творчества Текст.: Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок / Б. Г. Ананьев. Минск.- 1999. - С. 452-464.
20. Ю.Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта Текст.
21. Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Вып. II. Л., 1967. - С. 14-27.
22. Андреева, Г. М. Принципы деятельности и исследование общения
23. Текст. / Г. М. Андреева // Общение и деятельность. Прага, 1988. - С. 56 -58.
24. Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М., 1998.-375 с.
25. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Анисимов. М.: Владос, 2004. -128 с.
26. Анохин, П. К. Социальное и биологическое в природе человека// Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке /П. К. Анохин. М., 1975. - С.294-301.
27. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе Текст.: Уч. пособие /О. А. Апраксина. М„ 1983. - 222 с.
28. Арчажникова, Л. Г. Профессия учитель музыки Текст.: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1984. - С. 11 -74.
29. Асафьев, Б. В. Видение мира в духе музыки, с.8-57/ Блок и музыка. Сб. ст. сост. М.Элик. М.-Л. Сов. комп. 1972. 280 с
30. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс: Кн. первая и вторая. 2-е изд.-Л., 1971.-312 с.
31. Асафьев, Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе Текст. / Б. В. Асафьев // О хоровом искусстве. -Л., 1980.-216 с.
32. Античные мыслители об искусстве (сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве). Общ.ред., вводн.статья и комментарии В.Ф.Асмуса. Изд. 2-е, доп. М.: Искусство.-1938.-242 с.
33. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. / Л. А. Баренбойм. Л., 1974. - 334 с.
34. Бахтин, М. М Архитектоника поступка Текст. / М. М. Бахтин // Социологические исследования. 1986. - № 2. - С. 156-169.
35. Бедерханова, В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка/ЛСпассный руководитель,2000.- №3.- С.39-50.
36. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Белкин. -М.: Издат. центр «Академия», 2000. 192 с.
37. Белкин, А. С. Педагогика детства Текст. / А. С. Белкин. Екатеринбург, 1995.- 149 с.
38. Бердяев, Н. А. Философия свободы. М. - Харьков. - 2002. - 733с.
39. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. т. 1 .М., 1982.-С. 43-72.
40. Бехтерев, В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства Текст. / В. М. Бехтерев. М., 1916. - 13 с.
41. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология Текст.: Учебное пособие / Б. М. Бим-Бад. М.: Из д-во У РАО, 1988.С.31.
42. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации //Педагогика. -1996.- №1.-сЗ-9.
43. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность). // Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок. Минск, 1999. - С. 465-503.
44. Бодина, Е. А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации) Текст.: дис.д-ра пед. наук / Е. А. Бодина. М.,1992. - С. 34-265.
45. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1968. - 464 с.
46. Большой энциклопедический словарь Текст. В 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия. - 1991.
47. Г. Агафонников, Е. В. Николаева / А. А. Бондарев. М.,1999. — -350.
48. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических т~<мэриях и учеб.ьневич.системах воспитания Текст.: Учеб. пособие для студ. сред, и выс^ заведений, слушателей ИПК и ФПК. / Е. В. Бондаревская, С. В. Ку^лг: Ростов - н/Д, 1999. - 560 с.
49. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентир ^ванноговоспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. - № 1 -£ 1724.
50. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, культуры и нравственности: Основные положения изменяющихся социальных условиях Текст.: Научно-метс>^зх=гх;:ическая разработка / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.--- 32 с
51. Бондарь, Н. И. Этнокультурная ситуация на Кубани ц Традиционные национальные культуры Кубани: состав, сгояние, ^-снодар,высш.проблемы: Материалы науч.-практ. конф. / Н. И. Бондарь. -1991.-С. 7-25.
52. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: Уч. пособие для уч. заведений. М., 2001. - 224 с.
53. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монсо^--т-рафия /
54. Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, 2000. - 225 с.
55. Бочкарев, JI. JI. Психология музыкальной деятельности. М., 1 <57 352 с.
56. Братусь, Б. С. Аномалии личности Текст. /Б. С. Братусь. VT-- 19881. С. 4-63.
57. Брюсова, Н. Я. Музыка в школе Текст. / Н. Я. Брюсова // Хр«Е^с===^томатияпо методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для -Тудентовпед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина. — IVrrr^r.,1987 15-18.
58. Бубер, М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993.- 173 с.
59. Буева, JI. П. Социокультурный опыт и механизмы его усвоения //Общественные науки.—1985.- №3, с.84 98.
60. Вендрова, Т.Е., Критская, Е.Д. // Искусство в школе №1.-1995.
61. Воронин, Г. Л. Социологическая диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия. /Монография/. Н. Новгород, Изд-во НГУ, 2002.-С. 59-73.
62. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. /Выготский Л. С. -СПб.: Азбука, 2000. 416 с.
63. Гегель, Г. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. Ф. Гегель. // Соч. М., 1959. Т. 4.-440 с.
64. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.,1997 -697 с.
65. Глазырина, Е. Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога. Учебно-методич. пособие. Екатеринбург.- УрГПУ.- 1995.- 205 с.
66. Глазырина, Е. Ю. Музыка в четвертом измерении Текст. / Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников /Глазырина Е. Ю. М.,2001. - 372 с.
67. Гоголев, Н.В. Дидактические условия формирования реального жизненного опыта учащихся в процессе обучения// Дисс. канд. пед. наук.-Тула. 2002-153с, с79-115.
68. Голованова, Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника // Диссертация доктора пед. Наук.- СПб., 1996г.-275стр. с76.
69. Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое Текст. / Педагогика. 1998. - №5 /Н. Ф. Голованова - с. 4445
70. Горецкий, В. Г. Духовность как характеристика личности (в свете психолого-педагогических подходов к разработке понятия и ценностно-целевых приоритетов воспитания в школе). Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. -С. 61-74.
71. Горюнова, Л. В., Добротолюбие. М. -Изд-во "Жизнь. Творчество. Дети". -МЛ. - 994. - 160с.
72. Горюнова, Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки урок искусства. М. Прометей. 1989. 104с.
73. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства Текст. // Музыка в школе. №2. /Горюнова Л. В. - М., 1988. - С. 7 - 16.
74. Горячева, Е. А. Искусство в становлении субъективности личности. Автореф. дис. . канд. социол. наук. Ростов н/Д, 1995. - 23 с.
75. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. С.7-83.
76. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград, 2000. - 572 с.
77. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. В 4-х т. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1994.
78. Данилова, О. Н. Музыкальный мир личности.- М., 1993. С.4- 52.
79. Джиоев, О. С. Культура нация - личность Текст. / О. С. Джиоев // Вопросы философии. - 1982 .-№ 10. - С. 79-80.
80. Дорфман, Л. Я. Эмоции в музыке. М., 1997.- С.12-37.
81. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания (В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, А. Ф. Закирова) // Педагогика. 2002. - № 9. - С. 3 - 10.
82. Ильенков, Э. В. Личность и творчество (Идеалы. Воображение. Самосознание. Культура). М., 1999. - 189 с.
83. Ильенков, Э. В. Философия и культура. М., 1991. - 246 с.
84. Ильин, И. А. Путь духовного обновления. М., 2003. - 365 с.
85. Искусство и социальная психология: Сб. ст./ Сост. В.И. Тасалов, Сост. В.Г. Клюев; Ред.-сост. В.И. Тасалов, В.Г. Клюев. М.: Гос. ин-т искусствознания.- 1996. -С.35-61.
86. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышлении М., 1986. - С. 21 -69.
87. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя. / Составитель И.В. Пигарева. Ответственнй редактор Г.П. Сергеева.-М.,2004.- 192 с.
88. Каган, М. С. Философия культуры. СПб., 1996. - 414 с.
89. Каган, М. С. Философская теория ценности. СПб., 1996. - С.43 - 74 с.
90. Кадобнова, И. В., Усачева, В. О., Школяр, Л. В., Кузьмина, О. В.
91. Искусство слышать. Методическое пособие,- М. Радуница. - 1994.- 20 с.
92. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И. А. Константинов, К. Ангелов (НРБ) М., 1983. - 272 с.
93. Комиссинский, В.Г., Композиторы и музыковеды Кубани: Биогр. и библиогр. справочник / Краснодар, орг. Союза композиторов России; Краснодар. гос. акад. культуры и искусств; Междунар. акад. информатизации.- М.- 120 с.
94. Контексты и подтексты образования // Новые ценности образования. Вып. 5-6.-2006.-296 с.
95. ЮО.Коновалова С.А. Развитие творческой активности младших, школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования.// Автореферат диссертации кандидата пед. наук Екатеринбург2004
96. Костюк, Ю. А. Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности. /Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. - 22 с.
97. Критская, Е. Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки общеобразовательной школы. /Автореферат дис. канд пед.наук. М.,1994. - 17 с.
98. ЮЗ.Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства. Изд. второе, исправленное. М., 2001. - 240 с.
99. Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988. -304 с.
100. Куштым, В. А. Духовное творчество как диалог. Дисс.канд. философ, наук. Екатеринбург, 1995. - 156 с.
101. Юб.Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.- 110 с.
102. Леонтьев, Д. А. Личность в психологии искусства. // Творчество искусства искусство творчества. / Под. ред. Л.Я. Дорфмана и др. - М.: Наука; 2000. - С. 69-80.
103. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Наука, 1999. - 487 с.
104. Леонтьев, Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. // Худ. творчество и психология. / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. - С. 109-133.
105. ИО.Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -254 с.
106. Лях В.И., Денисов Н.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования.// Краснодар 1997.- 154с.
107. Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. 2-е изд.-М.: Музыка, 1991.-С. 32-84.
108. Пб.Макмак, Л. В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности педагога и ученика: Дис.канд пед. наук. Краснодар, 2001. -179 с.
109. Малинковская, А. В. На пути к интонационному воспитанию учащихся // Преподаватель. 1999. - № 4. - С. 31 - 33.
110. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие и личности. Дубна. Феникс. - 1999. - 254 с.
111. Маслова, Л. П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки. /Автореферат дис. канд.пед.наук. М. - 1994.- 16 с.
112. Маслова, Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. -Новосибирск, 1997.- 136 с.
113. Ш.Маслоу, А. Г. Психология бытия / Пер. с англ. М. - Киев, 1997. - 304 с.
114. Медушевский, В. В. Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова (по страницам трудов профессора В. В. Медушевского /Сост. О. А. Галкин Минск, 1999. - 320 с.
115. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
116. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-265 с.
117. Медушевский, В. В. Углублять концепцию музыкального образования // Сов. музыка. 1984. - № 11. - С. 52 - 59.
118. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М, 1981.-96 с.
119. Методологическая культура педагога-музыканта. Уч. пособие. / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.
120. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. языка. М.: Прогресс.-1973.- 406 с.
121. Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников // Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. / Под ред. Л.П. Печко. М.: НИИ ХВ, 1990. С. 34-42.
122. Музыка. 1-8 класс. Программа для общеобразовательных школ. Сост.: Ю. Б.Алиев, В. К. Белобородова, Е. В.Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинский.- М.: МО РФ. 1993.-79 с.
123. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
124. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
125. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Сов. композитор, 1983. - 525 с.
126. Неменский, Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. -№ 3. - С.19 - 24.
127. Педагогика наших дней / Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова / Сост. В. П. Бедерханова. Краснодар, 1989. - 416 с.
128. Петрусенко, И. Он был великим песенником // Кубан. новости.- 1996.-Памяти композитора Г.Ф.Пономаренко.
129. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. М., 1994. - 304 с.
130. Пиличаускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема. М.: МИРОС. 1992.-40 с.
131. Пономаренко, В. А. Психология духовности. М.: Магистр. - 1998. -164 с.
132. Попова, C.B. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях.// Дис. канд. пед. наук.- М., 1998.-120с.
133. Программы Музыка. 1-7 кл. Искусство. 8-9 кл. / Сергеева Г.П., Критская. Е.Д. М.: Просвещение , 2009г.
134. Прядеин, В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности : Дис. . д-ра психол. наук: Екатеринбург, 1999,- 299с
135. Роджерс, К. Р.Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. -1990. № 1. С.164-168.
136. Роджерс, И. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. -1990. № 1. С.164-168.
137. Ройтерштейн, М. И. С доверием к музыке // Сов. музыка. 1988. - № 3. -С. 62-65.
138. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. - С. 348 - 374.
139. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. -325 с.
140. Рунин, Б. М. Информация и художественность. // Художественное восприятие. / Сб. статей под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - С. 113132.
141. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994. №5. -С. 16-25.
142. Сластенин, В. А., Подымова, J1. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 223 с.
143. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1974. -288 с.
144. Семенов, В. Е. Социальная психология искусства Текст.: Актуальные проблемы / В. Е. Семенов. Л., 1988 - 168 с.
145. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем М.,1999. - 272 с.
146. Симонов, П. В. О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии 1979 - № 9 - С. 137 - 142.
147. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки М.: Музыка; 1990. -320 с.
148. Солопанова, О. Ю. Педагогика и искусство в образовательном пространстве: поиск гармонии смыслов. Моногр. Краснодар, КубГУ, 2007. -С. 12-78.
149. Старчеус, М. С. Музыкальная психология. М: МГК, 1993. С.32-101.
150. Тарасов, Г. С. Проблемы духовной потребности. На материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. - 191с.
151. Тарасов, С. В. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды Санкт-Петербург.2001. - С.31-74.
152. Тельчарова, Р. А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа. /Автореферат дис. доктора философ, наук. -М.,1992.-30 с.
153. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961,- 535 с.
154. Торопова, А. В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми. /Автореферат дис. канд. педагогии, и психологии, наук. -М, 1995.- 17 с.
155. Туравец, Н. Р. «Музыкальная культура Кубани» //Система регионального непрерывного художественно- эстетического образования. — Краснодар, 1997 г.
156. Туравец, Н.Р. Региональный компонент в системе музыкального образования школьников на Кубани // Кубань: проблемы культуры и информатизации,- 1997.-И 1.-С. 13-15.
157. Туравец, Н.Р. Стилевой синтез музыкального искусства Кубани // Кубань: проблемы культуры и информатизации.- 1995.- N 1.- С. 30-32.
158. Ухтомский, А. А. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. - 528 с.
159. Ухтомский, А. А. Уловить содержание и смысл бытия // Психологический журнал. 1994. - Т. 15. - № 2. - С. 137 - 152.
160. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
161. Флоренская, Т. А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А. А. Ухтомского. // Общение и развитие психики. / Сб. статей под ред. А. А. Бодалева, Г.А. Ковалева и др. -М., 1986. С. 21-31.
162. Франк, С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. 2-е изд. - Париж, 1964. - 328 с.
163. Франк, С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992-510с.
164. Хомская, Е. Д., Ефимова, И. В., Будыка, Е. В., Ениколопова,
165. Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий М.:Рос.педагогич. агенство. -М.,1997. - 282 с.
166. Холопов, Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия. // Вопросы философии. 1993. № 4. - с. 106-114.
167. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства. М.: Изд-во МГК, 1994. -258 с.
168. Целковников, Б.М. О современных тенденциях и проблемах музыкального образования / Краевая научно-практическая конференция,-Инновационные технологии в преподавании предметов области «Искусство».,- Краснодар 2009 г.
169. Целковников, Б.М. Творческий подход учителя к отбору и включению в урок непрограммного музыкального материала. // Проблемы методики музыкального воспитания.// Межвузовский сборник научных трудов Р-на Дону 1989.- с.49.
170. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.
171. Чередниченко, Т. В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный "авангард" и поп-музыка. М., 1985.
172. Школяр, В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: Изд-во "Толк",- 1998.- 89с.
173. Шлыкова, И.А. Взаимодействие искусств как фактор формирования культуры чувств школьников 7-9 классов на занятиях литературой. /Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1995.-23с.
174. Шмидель, Ф. Я. Метафизика смысла. M.: Carte Blanche, 1999. - 160с.
175. Щербакова, А. И. Аксиология музыкально-педагогического образования. Уч. пособие. / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. М.: Прометей, 2001. -423 с.
176. Юдина, Е. И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Виконт.- 1994.- 104с. '
177. Якупов, А. М. Музыкальная коммуникация. Дисс.докт. искусств, наук. -М., 1995.-370 с.
178. Fletcher Peter. Education and music\ Oxford N.Y.: Oxford. Univ. Près. -1987.-208 p.
179. Foucoi N. L'enseignement prive a Japon. p.7-17\ La musique dans éducation. Paris. 1953. 108 p.
180. François Andrieux. Realite et signification dt Г éducation musicale populaire au XX-eme siecle\ L'éducation musicale en France. Histoire et methodes.
181. Gibson, JJ. Visually controlled locomotion and visual orientation in animais. Britinh J. Psychol, 1958, 49, p. 182-194:185
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.